Откуда название останкино. Проклятая земля: мрачные тайны Останкино

На вопрос Откуда произошло название "Останкино"? заданный автором Ўлия Шиян лучший ответ это в существующей краеведческой литературе бытует несколько предположений, однако все они не слишком убедительны и профессиональны, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении с тем или иным нарицательным словом. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину) , Останкино происходит от слова останок «родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство». Гипотеза эта несостоятельна уже потому, что первоначально (в XVI веке) Останкино имело форму Осташково, которое никак не связано словом останок. Существует легенда и о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму названия этого селения и служит ярким примером так называемой «народной» этимологии.
Как же в действительности мог появиться этот топоним? Читатели книги знают, что очень часто названием села или деревни становилось имя или фамилия первопоселенца, наиболее знаменитого владельца и т. д. , отсюда топонимы Медведково, Свиблово, Тропарево, Колычево и тысячи других. Иногда, как уже говорилось в одной из глав, село получало свое название по церкви, возведенной в нем, например: Архангельское, Никольское, Троицкое и т. д. Имя села Останкино не связано ни с названием храма, ни с одной из вышеназванных фамилий владельцев (Черкасские, Шереметевы) , известных и знаменитых в свое время.
В XV–XVI веках Подмосковье очень быстро заселялось – появлялись новые села, а особенно деревни, часто получавшие названия по имени того, кому они принадлежали; того, кто был в здешних местах первопоселенцем. Вполне возможно, что названием деревни Осташково (ныне – Останкино) стало имя никому теперь не известного первопоселенца по имени Остап (Останка, Останок) или Осташ (Осташка, Осташок). Этот человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть - Осташкова деревня, или Останкина («Чья деревня? » - «Принадлежащая Осташке, Останке»). Возможно, что на первых порах ее называли и так и этак, поскольку оба имени - Остан (Останка) и Осташ (Осташок, Осташка) - образованы от одного православного мужского имени Евстафий, греческого по происхождению.
Личное имя Евстафий сейчас у русских и других восточных славян мало встречается, в прежние же эпохи его употребительность была достаточно широка. Как и большинство других личных имен, оно появилось на Руси вместе с христианством и пришло из Византии. Образовано же оно было от древнегреческого слова eustatos, обозначавшего «устойчивый, постоянный». Каноническая форма имени Евстафий была «переплавлена» живой устной русской речью более чем в полтора десятка разнообразных форм: Астап, Астаф, Астах, Асташ, Остан, Останя, Остап, Остафий, Осташ, Осташка, Стах, Стахей и др. В России в XVI- XVII веках преобладало такое написание форм имени, где начальной буквой была О. Таким образом, получается, что топонимы Осташков (город в Тверской области на оз. Селигер) , Астапово (железнодорожная станция и поселок в Липецкой области, ныне - Лев Толстой: здесь в 1910 году скончался великий писатель) , Остафьево (бывшая усадьба князей Вяземских близ Москвы, «Подмосковный Парнас») , Останкино (район столицы и дворцово-парковый ансамбль, бывшее подмосковное село) , а также некоторые другие - своеобразные языковые «родственники». Все они связаны с одним источником - личным именем Евстафий через те или иные его речевые формы.
Со временем название селения Осташково, вероятно, заменилось на Останкино потому, что имя Остан могло восприниматься как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по-видимому, и тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века. Тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия: деревня Осташково ® село Останкино.
Источник:

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Откуда произошло название "Останкино"?

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Все, кому Иван IV дарил Останкино, попадали в опалу. Лишь у князей Черкасских имение задержалось почти на 2 столетия.

Расцвет Останкино связан с именем графа Н.П. Шереметева. Усадьбу получил его отец в качестве приданного после свадьбы на дочери Тобольского губернатора А.М. Черкасского Варваре. А Николай Петрович решил построить дворец-театр. Так и появился в 1799 году Останкинский дворец в стиле раннего классицизма. Руку к нему приложили Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези.

Этот деревянный дворец впечатляет гармонией линий (материал выбрали из-за его акустических свойств). Но еще большую художественную ценность имеет внутреннее убранство, созданное руками крепостных. Здесь много резных деревянных украшений на дверях, окнах, вазах, люстрах и канделябрах. Все они позолочены и кажутся сделанными из бронзы.

Очарованные гости проходили через итальянский павильон с картинной галереей и через египетский зал приемов. Театральность ощущалась даже в оформлении главного входа, окруженного флигелями и кулисами. Прибавим к этому расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель по образцам из Франции и Италии, богатство лепнины и позолоты выписанных из Европы скульптур и ваз, парк с каскадом семи прудов, и становится понятно, почему современники называли Останкинский дворец одной из арабских ночей.

Гордостью Останкино стал театр. Труппу Шереметьев собирал из крепостных по всем своим имениям. Артистов обучали языкам, манерам, музыке, а некоторых даже отправляли учиться за границу.

Путеводитель по архитектурным стилям

На спектаклях играл один из первых в России полных симфонических оркестров. Сцена театра была оснащена лучшей в то время машинерией: она могла быстро трансформироваться в зал с двумя рядами колонн, готовый к проведению бала.

В труппе крепостных артистов Шереметева оказалась Параша Ковалева - Прасковья Жемчугова. Николай Петрович влюбился в нее без памяти. История любви была счастливой, но короткой.

Да, дочке сельского кузнеца была уготована удивительная судьба - Параша стала графиней Шереметевой. Граф самозабвенно любил ее. В завещании сыну он писал, что в сердце Прасковьи нашел «разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность». И эти черты пленили его еще больше, чем ее красота. Они заставили «попрать светские предубеждения, избрать ее своею супругою». Но светское общество не простило одному из самых богатых и знатных людей России этот неравный брак. Кстати, венчание в церкви Симеона Столпника было тайным. И когда графиня Прасковья умерла, будучи совсем молодой, вскоре после рождения сына, в последний путь ее провожали актеры крепостного театра и самые близкие семье люди. В числе их был известный архитектор Джакомо Кваренги. Ему граф поручил вскоре достраивать дом на Сухаревской площади в Москве - странноприимный дом в память графини Прасковьи Шереметевой.

В Останкино Шереметьев больше не вернулся, к театру охладел, а труппу распустил. А потом еще и наполеоновская армия разорила усадьбу. На восстановление ушло 6 лет.

В 1856 году, перед коронацией Александра II, в Останкино устроили временную резиденцию нового императора. Он вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии. В то время внутренняя планировка усадьбы сильно изменилась, и именно она дошла до наших дней.

В XIX веке Шереметьевы редко бывали в Останкино, но не покидали усадьбу. Одно время ее сдавали под дачи. А после 1917 года в Останкинском дворце открылся музей.

Память о Прасковье Жемчуговой сохранилась в московской топонимии: в 1922 году в Останкине появилась Прасковьина улица, а в 1970 одну из аллей в Кускове назвали аллеей Жемчуговой.

Увековечили на карте Останкина и имя крепостного архитектора Аргунова: в 1966 году 1-й Новоостанкинский проезд переименовали в Аргуновскую улицу. А недалеко от Останкинского дворца проходит Шереметевская улица.

Говорят, что... ...в советское время в Египетском павильоне проходила выставка «От буржуазных огородов к колхозным садам», и в центре комнаты стоял трактор. Его колесо до сих пор хранится в запасниках музея.
...у Шереметьева был такой порядок: забывать платок у крепостных девушек. Ночью Николай Петрович обычно навещал счастливицу, возвращаясь за платочком. Так однажды очередь дошла до 13-тилетней обладательницы необыкновенного голоса Параши Жемчуговой, дочери кузница Ковалева.
...в Останкино Александр II подписал указ об отмене крепостного права, и еще долго во дворце хранилась та самая чернильница императора.
...когда в 1797 году Павел I подъезжал к густой роще, окружавшей Останкино, деревья разом упали и открыли вид на дом. Устроено это было просто: у заранее подпиленных деревьев стояли люди, которые по сигналу повалили их. Затея Павлу понравилась.

В Смутное время Осташково подверглось разорению, а местный храм был сожжен. В 1617 году имение начал обустраивать новый владелец - Иван Борисович Черкасский . В -1627 году по его указанию была возведена новая Троицкая церковь .

После смерти Черкасского усадьба вместе с селом и соседней деревней Марьино оказалась в руках князя Якова Куденетовича Черкасского . При нем в селе жило 39 человек. В 1667 году Останкино перешло по наследству его сыну - князю Михаилу Яковлевичу Черкасскому , при которым в селе появились 55 дворов, а само имение стало одним из самых известных и крупных в Подмосковье. В -1683 годы на средства князя была сооружена каменная Троицкая церковь , которая сохранилась до наших дней. Её возвел простой крепостной каменщик П. С. Потехин, для строительства он использовал белый камень и богато украсил здание кокошниками , арками и поясами-карнизами. Церковь была освящена в июне г. В 1704 году в Останкине помимо боярской усадьбы и конюшенного двора, насчитывалось 62 двора людей, обслуживающих имение: поваров, слуг, конюхов, садовников.

В 1719 году село получил князь Алексей Михайлович Черкасский , который не мог проводить много времени в усадьбе из-за службы в Петербурге . Однако, в 1731 году он купил соседнее село Ерденево и тем самым увеличил во много раз своё собственное владение .

Дочь Алексея Михайловича вышла замуж в 1743 году за графа Петра Борисовича Шереметева , владельца знаменитой усадьбы Кусково . Так Останкино оказалось в роду Шереметевых. Так как все своё основное время Петр Борисович проводил в Кускове, Останкино для него было лишь хозяйственным имением, где выращивались овощи, фрукты, редкие цветы и деревья.

После того, как владельцем стал сын Н. П. Шереметьева Дмитрий , усадьба стала приходить в запустение, прекратились гулянья, спектакли и празднования .

В конце XIX в. владельцы открыли парк для всех желающих, в оранжереях стали выращивать цветы на продажу. Согласно документам, в 1884 году в Останкине помимо дворца находились мастерские, магазин, трактир и 92 двора местных жителей.

Экономическая гимназия №1518

при Финансовой Академии.

«Останкино прошлое и настоящее»

исполнитель:

ученик 8 класса «А»

Дроздов Н. Ю.

Москва, 1998г.

Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом существует много предположений, но все они являются недостаточно убеди-тельными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино про-исходит от слова останок (родовой кусок, остаток, имение, полученное в на-следство). Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально в XVI веке Останкино имело форму Осташково, который никак не связан со словом останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму название этого селения и является ярким примером так называемый народной этимологии.

В XV по XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись но-вые села, особенно деревни, часто получившие названия по имени того, кому они принадлежали. Вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя никому теперь неизвестного первопоселенца по имени Остан или Осташ. Этот ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть – Осташкова деревня, или Останкино (от имени Осташек или Останок). Воз-можно, что на первых порах её называли и так и так, поскольку оба имени – Остап (Останка) и Осташ (Осташок) образованы от одного греческого имени Евстафий. Со временем название Осташкова, вероятно, заменилось от Ос-танкино потому, что имя Остан воспринималось как более литературное, не-жели Осташ. Этому способствовал, по видимому, тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века, тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия деревни Осташково в село Останки-но.

Останкино – одно из самых интереснейших мест в Москве. Впервые оно упоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за 1558 год и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью за време-на празднования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики Царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Ос-ташково своей жене, а затем и одному из своих опричников – «немчину» Ивану Григорьевичу Орту. В 1584 году оно под именем сельца «Осташково на суходоле» принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года князю И. Б. Черкасскому. Предок Черкасских черкесский князь Семен Андросович в XVI веке приехал на службу к московским государям, за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили по-кровительство царя и вошли с ним в родство.

В 1646 году в Останкине стояли «двор боярский, двор приказчика и двор псарный, 37 домов людских, людей в них 39». В 16778 году появился «двор соколиный», а в нем «15 человек дворовых людей». К тому времени в меле уже насчитывалось 55 дворов, в которых жили 140 человек.

В 1678-1683 гг., в селе была построена красивая каменная церковь святой Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. Считается, что это дело рук крепостного зодчего Павла Потехина. Колокольня - же была по-строена в 1877-1878 годах по проекту архитектора Н. Султанова. Церковь представляет собой бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете с двумя приделами. Заканчивается крупными глазами на тонких барабанах. Сложена церковь из большемерного кирпича с использованием белого камня. Церковь украшена двумя рядами кокошников, пышными наличниками окон и ордерными колоннами.

В 1743 году деревня Осташково, ставшая селом Останкиным, была отда-на в приданое за дочерью князя Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Бориса Петровича Шереметева, знатного вельможи и сподвижни-ка Петра Великого за воинские заслуги получившего самое высокое звание – генерал фельдмаршала. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.

Расцвет села Останкино в русской истории с именем графа Николая Пет-ровича Шереметева, внука героя петровских времен, птенца «гнезда Петро-ва». Именно при нем был построен знаменитый Останкинский Дворец.

Дворец строился в 1791 по 1799 года, к его строительству на разных ста-диях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Проекты пере-стройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и Джакомо Кваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостным зодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, кото-рые завершили работу.

Память крепостного П. И. Аргунова, который повседневно был связан со строительством дворца в Останкине в 1966 году была увековечена: 1-й Ос-танкинский проезд был переименован в Аргуновскую улицу. Впрочем, счи-тается, что таким образом сохранена память о всей семье русских крепост-ных художников Аргуновых: Иване Петровиче и его сыновьях Николае и Павле.

Дворец стоит в старинном парке на берегу пруда. Он построен из дерева, но отштукатурен и производит впечатление каменного. П – образное в плане здание с парадным двором выдержано в стиле зрелого классицизма. Цен-тральная часть акцентирована шести колонным коринфским портиком, стоя-щем на рустованном выступе первого этажа. Ионические колонны, декори-рующие боковые ризалиты, дополняют торжественный облик парадного фа-сада.

Останкинский дом по убранству и роскоши представлял целый музей: масса бронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зер-кала, всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор, мебель с инкрустациями и т.д.

Нижний этаж был обитаем, верхний же представлял великолепный театр, окруженный настоящими чертогами. Сад в Останкине делился на английский и перед домом; аллеи лип были подстрижены стенами и кругами, всюду вид-нелись мраморные статуи, беседки и т.д. Известно, что создание парка граф поручил англичанину Р. Маннерсу. Перед фасадом усадьбы находился пруд (сохранившийся до наших дней), его окружал лес, который сливался с Марь-иной рощей. И только ближайшие к дому аллеи и лужайки носили француз-ский характер.

Налево от дворца могучая кедровая роща, по предания, вывезенная из Сибири старым владельцем Останкина, князем Черкасским, бывшем сибир-ским губернатором. В этой роще стоит мраморная урна над прахом любимой собаки графа. Недалеко отсюда была и «Аллея вздохов» из лип. Между де-ревьями встречаются вековые дубы, и среди них есть могучий дуб – праро-дитель всех тамошних дубов, имеющий за собой несколько столетий.

Император Павел не раз посещал Останкино. Однажды граф Шереметев приготовил ему однажды следующий сюрприз: когда государь проезжал гус-тую рощу, которая заслоняла вид на Останкино, то вдруг, как бы по манове-нию волшебного жезла, деревья упали, открыв красивую панораму всего Ос-танкина.

В ожидании государя сделана была от начала рощи до самого Останкина просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигна-лу, сваливал деревья. Император Павел был очень удивлен, любовался деко-рацией и благодарил хозяина за доставленное ему удовольствие.

Король был удивлен великолепием Шереметевского имения. После рос-кошного обеда король отправился в театр, на котором крепостные актеры сыграли уже игранную при Екатерине пьесу «Самнитские браки»; роскош-ные костюмы, точные эпохе, были необыкновенно богаты, на артистке, иг-равшей главную роль, было ожерелье ценой в 100 000 рублей; декорации бы-ли написаны Гонзаго.

После шел балет, и затем все гости уже танцевали в залах; под конец был предложен ужин, в зале, в которой ужинали, был устроен роскошный буфет, уступы которого были уставлены драгоценными сосудами. Большие блюда с десертами были накрыты хрустальными колпаками, на которых были пред-ставлены разные этрусские фигуры. Дорога, по которой поехал в Москву, была вся освещена горевшими смоляными бочками.

Во время коронационных празднеств императора Александра I Останки-но посетил государь – здесь ему был устроен пышный праздник. Государя с семейством встретили полонезом Козловского, слова Державина «Гром по-беды раздавайся», с пушечными выстрелами; затем была пропета кантата на день коронования государя: «Русскими летит странами на златых крылах молва»; после пел еще графский хор известные тогда куплеты: «Александр! Елизавета! Восхищаете вы нас!..»

По окончании обеда высокие посетители приглашены были в темную комнату, обращенную окнами на двор, и оттуда смотрели блистательный фейерверк. Блестящая иллюминация, устроенная Шереметевым, от Останки-на тянулась на пять верст к Москве и стоила ему несколько десятков тысяч рублей.

Второв в своих записках говорит, что на всем пути стояли какие-то изо-бретенные особые машины, в конструкцию которых входила серебряная ткань. Теперь нельзя представить той роскоши, блеска, которыми отличались почти все московские собрания эпохи восшествия на престол Александра I – возможен ли теперь, например, маскарад с пятнадцатью тысячами гостей, вроде того, который был устроен в Слободском дворе по случаю коронации императора?

Не менее богатый праздник в Останкине дали опекуны молодого графа, во время пребывания двора с новобрачными в 1817 году; в это время посетил не имение Шереметевых и прусский король Вильгельм III, отец новобрачной. Прием царственных особ состоялся утром, в полдень был здесь утренний спектакль, давали русскую пьесу: «Семик или Гулянье в Марьиной роще». Пьеса эта долго не сходила в то время с репертуара; она была не что иное, как большой

Что значит название Останкино и каково его происхождение? Об этом существует много предположений, но все они являются недостаточно убедительными, поскольку основаны на чисто внешнем совпадении формы слова и названия. По одной версии (она принадлежит П. В. Сытину), Останкино происходит от слова останок (родовой кусок, остаток, имение, полученное в наследство). Эта гипотеза несостоятельна уже потому, что первоначально в XVI веке Останкино имело форму Осташково, который никак не связан со словом останок. Существует и легенда о том, что село выросло на том месте, где были найдены чьи-то останки. Она тоже разбивается о первоначальную форму название этого селения и является ярким примером так называемый народной этимологии.

В XV по XVI вв. Подмосковье очень быстро заселялось, появлялись новые села, особенно деревни, часто получившие названия по имени того, кому они принадлежали. Вполне возможно, что названием деревни Осташково стало имя никому теперь неизвестного первопоселенца по имени Остан или Осташ. Этот ничем не примечательный человек несколько веков тому назад получил за верную службу или купил участок лесной заросли, раскорчевал его, расчистил под пашню, поставил здесь деревню, которую стали называть – Осташкова деревня, или Останкино (от имени Осташек или Останок). Возможно, что на первых порах её называли и так и так, поскольку оба имени – Остап (Останка) и Осташ (Осташок) образованы от одного греческого имени Евстафий. Со временем название Осташкова, вероятно, заменилось от Останкино потому, что имя Остан воспринималось как более литературное, нежели Осташ. Этому способствовал, по видимому, тот факт, что с постройкой церкви деревня превратилась в село в начале XVII века, тогда же, видимо, и произошло изменение формы названия деревни Осташково в село Останкино.

Останкино – одно из самых интереснейших мест в Москве. Впервые оно упоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за 1558 год и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью за времена празднования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики Царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташково своей жене, а затем и одному из своих опричников – «немчину» Ивану Григорьевичу Орту. В 1584 году оно под именем сельца «Осташково на суходоле» принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года князю И. Б. Черкасскому. Предок Черкасских черкесский князь Семен Андросович в XVI веке приехал на службу к московским государям, за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство.

В 1646 году в Останкине стояли «двор боярский, двор приказчика и двор псарный, 37 домов людских, людей в них 39». В 16778 году появился «двор соколиный», а в нем «15 человек дворовых людей». К тому времени в меле уже насчитывалось 55 дворов, в которых жили 140 человек.

В 1678-1683 гг., в селе была построена красивая каменная церковь святой Троицы, в стиле так называемого нарышкинского барокко. Считается, что это дело рук крепостного зодчего Павла Потехина. Колокольня - же была построена в 1877-1878 годах по проекту архитектора Н. Султанова. Церковь представляет собой бесстолпный пятикупольный храм на высоком подклете с двумя приделами. Заканчивается крупными глазами на тонких барабанах. Сложена церковь из большемерного кирпича с использованием белого камня. Церковь украшена двумя рядами кокошников, пышными наличниками окон и ордерными колоннами.

В 1743 году деревня Осташково, ставшая селом Останкиным, была отдана в приданое за дочерью князя Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Бориса Петровича Шереметева, знатного вельможи и сподвижника Петра Великого за воинские заслуги получившего самое высокое звание – генерал фельдмаршала. С того времени Шереметевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.

Расцвет села Останкино в русской истории с именем графа Николая Петровича Шереметева, внука героя петровских времен, птенца «гнезда Петрова». Именно при нем был построен знаменитый Останкинский Дворец.

Дворец строился в 1791 по 1799 года, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Проекты перестройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и Джакомо Кваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостным зодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, которые завершили работу.

Память крепостного П. И. Аргунова, который повседневно был связан со строительством дворца в Останкине в 1966 году была увековечена: 1-й Останкинский проезд был переименован в Аргуновскую улицу. Впрочем, считается, что таким образом сохранена память о всей семье русских крепостных художников Аргуновых: Иване Петровиче и его сыновьях Николае и Павле.

Дворец стоит в старинном парке на берегу пруда. Он построен из дерева, но отштукатурен и производит впечатление каменного. П – образное в плане здание с парадным двором выдержано в стиле зрелого классицизма. Центральная часть акцентирована шести колонным коринфским портиком, стоящем на рустованном выступе первого этажа. Ионические колонны, декорирующие боковые ризалиты, дополняют торжественный облик парадного фасада.

Останкинский дом по убранству и роскоши представлял целый музей: масса бронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зеркала, всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор, мебель с инкрустациями и т.д.

Нижний этаж был обитаем, верхний же представлял великолепный театр, окруженный настоящими чертогами. Сад в Останкине делился на английский и перед домом; аллеи лип были подстрижены стенами и кругами, всюду виднелись мраморные статуи, беседки и т.д. Известно, что создание парка граф поручил англичанину Р. Маннерсу. Перед фасадом усадьбы находился пруд (сохранившийся до наших дней), его окружал лес, который сливался с Марьиной рощей. И только ближайшие к дому аллеи и лужайки носили французский характер.

Налево от дворца могучая кедровая роща, по предания, вывезенная из Сибири старым владельцем Останкина, князем Черкасским, бывшем сибирским губернатором. В этой роще стоит мраморная урна над прахом любимой собаки графа. Недалеко отсюда была и «Аллея вздохов» из лип. Между деревьями встречаются вековые дубы, и среди них есть могучий дуб – прародитель всех тамошних дубов, имеющий за собой несколько столетий.

Император Павел не раз посещал Останкино. Однажды граф Шереметев приготовил ему однажды следующий сюрприз: когда государь проезжал густую рощу, которая заслоняла вид на Останкино, то вдруг, как бы по мановению волшебного жезла, деревья упали, открыв красивую панораму всего Останкина.

В ожидании государя сделана была от начала рощи до самого Останкина просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигналу, сваливал деревья. Император Павел был очень удивлен, любовался декорацией и благодарил хозяина за доставленное ему удовольствие.

Король был удивлен великолепием Шереметевского имения. После роскошного обеда король отправился в театр, на котором крепостные актеры сыграли уже игранную при Екатерине пьесу «Самнитские браки»; роскошные костюмы, точные эпохе, были необыкновенно богаты, на артистке, игравшей главную роль, было ожерелье ценой в 100 000 рублей; декорации были написаны Гонзаго.

После шел балет, и затем все гости уже танцевали в залах; под конец был предложен ужин, в зале, в которой ужинали, был устроен роскошный буфет, уступы которого были уставлены драгоценными сосудами. Большие блюда с десертами были накрыты хрустальными колпаками, на которых были представлены разные этрусские фигуры. Дорога, по которой поехал в Москву, была вся освещена горевшими смоляными бочками.

Во время коронационных празднеств императора Александра I Останкино посетил государь – здесь ему был устроен пышный праздник. Государя с семейством встретили полонезом Козловского, слова Державина «Гром победы раздавайся», с пушечными выстрелами; затем была пропета кантата на день коронования государя: «Русскими летит странами на златых крылах молва»; после пел еще графский хор известные тогда куплеты: «Александр! Елизавета! Восхищаете вы нас!..»

Фото современной Москвы

По окончании обеда высокие посетители приглашены были в темную комнату, обращенную окнами на двор, и оттуда смотрели блистательный фейерверк. Блестящая иллюминация, устроенная Шереметевым, от Останкина тянулась на пять верст к Москве и стоила ему несколько десятков тысяч рублей.

Второв в своих записках говорит, что на всем пути стояли какие-то изобретенные особые машины, в конструкцию которых входила серебряная ткань. Теперь нельзя представить той роскоши, блеска, которыми отличались почти все московские собрания эпохи восшествия на престол Александра I – возможен ли теперь, например, маскарад с пятнадцатью тысячами гостей, вроде того, который был устроен в Слободском дворе по случаю коронации императора?

Не менее богатый праздник в Останкине дали опекуны молодого графа, во время пребывания двора с новобрачными в 1817 году; в это время посетил не имение Шереметевых и прусский король Вильгельм III, отец новобрачной. Прием царственных особ состоялся утром, в полдень был здесь утренний спектакль, давали русскую пьесу: «Семик или Гулянье в Марьиной роще». Пьеса эта долго не сходила в то время с репертуара; она была не что иное, как большой дивертисмент из песен и плясок.

Но как уже было упомянуто, главным украшением Останкинского, дворца, да и всего Останкина, в то время можно было несомненно считать театр. В конце XVIII века в Москве было 53 крепостных театра, но такого здания с его великолепным театральным залом не имел ни один из них. Так же театр в Останкине был прекрасно оборудован и удивлял современников: полы здесь были так устроены, что за несколько минут кресла убирались вниз, и театр вместе со сценой превращался в танцевальный зал – «воксал». Это сценическое оборудование было создано крепостным мастером Ф. И. Пряхиным. Зал владел прекрасной акустикой, места в нем располагались полукруглым амфитеатром, чтобы каждому зрителю удобней было видеть сцену и друг друга и доставлять таким образом «прекрасную картину глазам, когда театр бывает полон», как писал один из создателей театра – дворца Кварнеги. Репертуар театра содержал более 100 опер и балетов в основном итальянских композиторов.

В театре Шереметева выступала крепостная труппа из 200 талантливых актеров, певцов, музыкантов, танцовщиц и среди них Прасковья Ивановна Ковалева (Параша Жемчугова), обладавшая драматическим талантом, редким по красоте и выразительности голосом, незаурядными композиторскими способностями.

Граф Николай Петрович Шереметев когда увидел Парашу был так поражен её красотой и голосом что не мог вымолвить ни единого слова. Граф познакомился с этой женщиной поближе. Шереметев встретил в актрисе действительно редкую и высокую душу, и любовь его скоро сделалась страстью постоянной и единственной. Живя с нею граф с каждым часом совершенствовался и возвышался и не мог этого чувствовать. Он расстался с прежними мелкими увлечениями, постепенно бросил охоту, забыл праздную жизнь, предался сценическому искусству, сделался хорошим хозяином, распространил и усовершенствовал школу, покровительствовал художникам, много читал и много делал добра.

Расстояние между его общественным положением и положением его подруги было слишком велико для тогдашнего времени: тогда скорее простили бы распутства, не знавшие предела, чем подобную страсть, и вся эта блестящая обстановка и внешность скрывала только самую глубокую драму, полную треволнений, огорчений и прочее.

По рассказам старых людей, граф нередко входил в комнаты Параши и заводил с ней беседу, как ему тяжело, что он собирается жениться на равной ему, и нужно им расстаться. Параша не выражала ни упреков, ни жалоб, только после, когда выйдет граф, она плакала и молилась.

Все выше описанное происходило в Кускове, но так как ни граф ни его возлюбленная не могли выдерживать косых взглядов, сплетен и т.д., Шереметев с Прасковьей переезжает в Останкино. Вся труппа кусковского театра тоже переехала в Останкино вместе со своим хозяином. И вскоре в Останкинском театре проходили все спектакли, которые игрались в кусковском театре.

Но нельзя сказать что в высшем обществе Прасковью Ивановну вообще не признавали. Сам император Павел много раз навещал в Останкине Прасковью Ивановну как хозяйку дома, признавая этим «совершившийся факт», Еще больше любил Парашу и уважал за высокие душевные качества московский митрополит Платон, светило своего времени. Посоветовавшись с добрым своим другом, митрополитом Платоном, «с апробации и благословения его», граф вступил в законный брак.

Бракосочетание в Москве было торжественное в церкви Симеона Столпняка на Поварской 6-го ноября 1801 года. Свидетелями бракосочетания были близкие люди: К. Ан Щербетов, известный археолог А. Ф. Малиновский и синодский канцелярист Н. Н. Бем, домашний графа; со стороны же невесты друг ее актриса Т. В. Шлыкова, умершая в 1863 году, 90-та лет. Но ее актриса долго сохранялся в тайне, и бедная жена одного из первых богачей и знатных людей не смела при всех называть вго своим мужем. В последние годы супруги жили в Петербурге на Фонтанке в собственном доме; спальня Прасковьи Ивановны находилась близ домовой церкви, и последняя была единственным утешением. 3-го февраля 1803 года у ней родился сын Димитрий, но мать беспрерывно спрашивала о новорожденном, выражала боязнь, чтобы его не похитили; требовала часто е себе и единственно радовалась, заслышав крик его в соседней комнате.

Но дни красавицы были сочтены, и 23-го февраля 1803 года она скончалась. Погребена она в Невской лавре; над могильной ей плитой видна следующая эпитафия:

Храм добродетели душа её была,

Мир, благочестие и вера в ней жила.

В ней чистая любовь, в ней дружба обитала

Муж заказал портрет лежавшей в гробу графини и надписал девиз покойной: «Наказуя наказа мя, смерти же не предаде мя».

Тяжка и мучительна была утрата супруги для графа; до самой кончины го не мог вспомнить об ней без слез – память о графине увековечена в Москве постройкой Странно - приимного дома с больницею и богадельнею, основанного по мысли её графом Николаем Петровичем Шереметевым. Покойнай графиня отличалась широкою благотворительностью; ежегодно, по завещанию её, выдается значительная сумма сиротам, бедным, убогим ремесленникам, на выкупы за долги и на вклады в церковь. После смерти графини Кусково совсем опустело – граф ещё при жизни её перевел все оттуда в Останкино, - даже зверинец графа оскудел – все ценные его олени были перебраны к столу, а борзые и гончие, как и охотничьи наряды, были проданы разным лицам, славившимся в ту пору охотую.

К довершению всего и сам «Крез меньшой», как тогда называли графа Н. П. Шереметева, скончался в Петербурге 2-го января 1809 года, снедаемый тоской по любимой супруге.

После смерти графа все его имение (в том числе и Останкино) перешло к единственному сыну, графу Дмитрию Николаевичу, которому в то время не было и шести лет от роду. Поэтому всей собственностью юного графа распоряжались его опекуны. Но эти «заботливые» опекуны, во время долгой опеки, все свозили, уничтожали, и продавали даже с аукциона все движимое имение, все памятники, постройки, здания, сооружения и прочее, прикрываясь недостатком средств для штата. Нашествие французов в 1812 году пришлось как раз к стати. Ссылаясь на посещение неприятелей подмосковных имений Шереметева, они списали огромные списки вещей, будто бы расхищенных или уничтоженных французами.

Но на самом деле французы тоже «постарались», благополучно разграбив большую часть имения Шереметевых. Солдаты графа де Мильгама прославились вандальским разрушением: они разбили мраморные вазы, искалечили скульптуры, изломали мебель, расстреляли из ружей картины, написанные знаменитыми художниками.

Побывав в 30-х гг. в Останкине, А. С. Пушкин отметил в своих заметках запустение в пынных некогда усадьбах: «Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...»

В 1918 году Останкинский дворец был добровольно передан государству последним владельцем Останкина графом С. Д. Шереметевым. В 1919 году он был открыт для посещения и стал называться Музеем творчества крепостных.

Но в настоящее время Останкино ассоциируется, в основном, с телецентром и знаменитой Останкинской башней. А не зря она так знаменита, ведь эта башня видна из любой точки Москвы, она является архитектурным центром телевизионного и радио комплекса, который был заложен 22 апреля 1964 года.

Останкинская башня была возведена всего за три с небольшим года. Тридцать пять научно-исследовательских и проектных институтов разрабатывали новые рецепты для металла, бетона. Которые использовались на строительной площадке. В газете регулярно отмечались контрольные «зарубки»: летом она поднялась выше Эйфелевой башни, весной 1967 года перегнала американский небоскреб «Эмпайр стэйтс билдинг»...

Каждая цифра связанная с Останкинской башней впечатляет: высота – около 540 метров, 74 сантиметра, масса – 51400 тонн, диаметр основания – башни более 60 метров, высота её опоры – почти 400 метров. На железобетонном стволе смонтирован конический стальной шпиль из пяти секций общей высотой около 150 метров, а на нем укреплены антенны. Высота башни обеспечивает прием и передачу программ телевидения в радиусе 120 километров.

Башню подпирают десять «ног», идущих от фундамента до 62-метровой отметки. Служебные помещения в 13 этажей кольцами опоясывают цилиндр, или стакан, башни. Всего же башня имеет 44 этажа.

Около тридцати лет тщательно проверяются бетонный фундамент башни и деформация грунта. Результат один и тот же: оседание значительно меньше расчетного. Строгая вертикальность гигантского сооружения достигалась тем, что при его возведении в качестве отвеса применялся лазерный луч: он светился внутри полой конструкции как осевая нить, красный цвет которой подчеркивала строительная пыль.

Фундамент и коническое основание ствола содержат 2/3 общего веса башни, который равен 55 тысячам тонн. Внутри стенок ствола проходит более 150 стальных канатов, натянутых с усилием 70 тонн каждый. 540-метровая башня (вместе с флагштоком) способна выдержать удар стихии, который можно ожидать раз в 2200 лет! Во время ураганов 1968 и 1973 годов максимальные отклонения вершины башни составляли 4.5 метра, допустимые же колебания рассчитаны на 12 метров.

На высоте 328 – 334 метров располагается вращающийся ресторан «Седьмое небо», откуда посетители, сидя за столиками могут наблюдать панораму города. Полный оборот составляет 40 минут. Выше идет смотровая площадка, а ниже еще две. Сюда все желающие взглянуть на столицу с уровня птичьего полета поднимаются на скоростных лифтах. Подъем на скоростных лифтах на высоту 337 метров занимает всего 58 секунд. Одновременно на смотровых площадках могут находиться 600 человек.

Вблизи башни работает Центральная высотная гидрометеорологическая обсерватория. С высоты от 80 до 500 метров датчики телебашни круглые сутки посылают сигналы приборам, которые фиксируют температуру, скорость и направление воздушных потоков., влажность, показатели солнечной радиации.

Недалеко от исполинской иглы находится здание длиной 415 и шириной более 100 метров. Четырехэтажный корпус из сборного железобетона, стекла и алюминия как бы охватывает центральную, 12 – этажную башню. Здесь размещаются студии и редакции телецентра. Площадь всех его 4 тысяч помещений – 173 тысячи квадратных метров (объем свыше 1 миллиона(!) кубических метров.

Из Бахчисарая в Ялту - такой плотности туристических объектов, как в Бахчисарайском районе, нет нигде в мире! Вас ждут горы и море, редкие ландшафты и пещерные города, озера и водопады, тайны природы и загадки истории, открытия и дух приключений... Горный туризм здесь совсем не сложен, но любая тропа удивляет.

Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!