Откуда произошло название юрьев. Никитская и покровская церкви

Юрьев-Польский - один из нескольких городов-крепостей, основанных Юрием Долгоруким в северо-восточной Руси. Год основания Юрьева-Польского - 1152. В том же году Юрием был основан , а двумя годами позже - .

Назван город по имени своего основателя - князя Юрия Долгорукого. Приставка же «Польский» происходит не от страны Польши, а от полей, среди которых стоит Юрьев. Дело в том, что город расположен в природном районе, называемом суздальским опольем - холмистой области с лесостепной растительностью, окруженной густыми лесами. Приставка «Польский» отличает город от двух его тезок - эстонского Тарту, который с 1030 по 1224 назывался Юрьевым, и Белой Церкови, расположенной близ Киева, которая до разрушения монголо-татарами в 1240 году также носила имя Юрьева.

Факты и цифры
Герб города Год основания 1152 год
Статус районный центр Владимирской области
Население 19 500 человек
Что посмотреть
/достопримечательности/
Георгиевский собор, Михайло-Архангельский монастырь, Троицкий собор
Транспортная доступность 68 км от Владимира, 180 км на северо-восток от Москвы. Ехать можно либо по Горьковскому шоссе (М7) на Владимир, далее по дороге Р-74 на Переславль-Залесский, либо по Ярославскому шоссе (М8) до Переславля-Залесского, далее по дороге Р-74 на Владимир.

В настоящее время Юрьев-Польский - районный центр Владимирской области с населением порядка 20 тыс человек. В начале 1970-х годов, когда создавался знаменитый туристический маршрут Золотого кольца России, включавший семь основных центров ( , Ярославль, Кострома, Иваново, и Владимир) и ряд второстепенных, Юрьев-Польский был включен в него как раз среди городов «второго списка». По этой причине, а так же и потому, что он находится не столько на «окружности» Золотого кольца, сколько в ее центре, значительная часть туров, посвященных достопримечательностям легендарного маршрута, обходит его стороной.

История Юрьева-Польского

Юрьев-Польский был основан в месте слияния рек Колокши (притока Клязьмы) и Гзы, которые образовывали естественный оборонительный рубеж, защищавший город с трех сторон - западной, южной и восточной. Естественные препятствия были дополнены фортификационными сооружениями - крепостными валами общей протяженностью порядка 1000 метров. По верху валов были возведены деревянные стены.

С момента своего основания и до 1212 года Юрьев-Польский входил в состав Ростово-Суздальского (Владимирского) княжества, управлявшегося последовательно Юрием Долгоруким и его сыновьями - Андреем Боголюбским и Всеволодом Большое Гнездо. По смерти последнего в 1212 году Юрьев достался его сыну Святославу. С этого момента и до 1269 года город был столицей удельного княжества.

На княжение Святослава Всеволодовича пришлись и расцвет Юрьева-Польского и его первое разорение - в 1238 году во время Батыева нашествия город был сожжен монголо-татарами. Впоследствии город еще дважды подвергался разорению от татар - в 1382 и 1408 годах.

А еще до установления ига Юрьев-Польский стал свидетелем одного из кровопролитнейших междуусобных сражений домонгольской Руси - Липицкой битвы, которая произошла в 1216 году недалеко от города на берегу реки Липицы. В битве за наследство Всеволода Большое гнездо сошлись его дети - Константин Всеволодович с одной стороны, Юрий Всеволодович и Ярослав Всеволодович - с другой. Победил в битве старший сын Всеволода Константин, Святослав же в том конфликте выступал на стороне проигравших.

На рубеже 30-40-х годов XIV века Юрьев-Польский вошел в состав Московского княжества. С тех пор он управлялся наместниками Московских князей и неоднократно отдавался в кормление иноземцам, добровольно или по принуждению поступавшим на русскую службу. Среди них были великий князь Литовский Свидригайло Ольгердович (получил Юрьев-Польский в 1408 году от Московского князя Василия I вместе с городами Владимиром, Волоколамском и Ржевом); казанский хан Абдул-Латиф (получил Юрьев-Польский в 1508 году от Василия III Ивановича); астраханский царевич Абдулла Ак-Кубеков (получил Юрьев-Польский в 1552 году от Ивана Грозного).

В начале XVII века в эпоху Смутного времени Юрьев-Польский пострадал от поляков, которых не ввело в заблуждение название города - он был выжжен войсками Лжедмитрия II. Освобождение от иностранных интервентов произошло в 1609 году в результате восстания горожан, которое возглавил сотник Федор Красный.

Некоторое оживление в жизни Юрьева произошло во второй половине XVII века, но в целом ему была уготована судьба тихого и относительно небогатого провинциального города с богатым историческим наследием. В XVIII веке в Юрьеве-Польском были открыты бумаготкацкие и льнотрепальные фабрики, были построены свечной, кирпичный и кожевенный заводы. О масштабах промышленного развития города красноречиво свидетельствует тот факт, что наибольшую известность он получил благодаря вишням, обильно произраставшим в нем. Этот факт был закреплен и в гербе города, дарованном ему в 1781 году Екатериной II - под гербом Владимира в нижней части щита на серебряном поле изображены два кузовка с вишнями.

Что касается административной принадлежности Юрьева-Польского, то в 1708 году он был отнесен к Московской губернии, с 1778 года числился уездным городом Владимирского наместничества, а с его преобразованием во Владимирскую губернию в 1796 году, вошел в нее.

Достопримечательности Юрьева-Польского

Для такого небольшого города как Юрьев-Польский, он весьма богат историческими достопримечательностями. Среди них - Георгиевский собор, построенный при Святославе Всеволодовиче предположительно в 1234 году. Как и многие памятники архитектуры, собор был построен на месте прежнего храма - в данном случае, это была Георгиевская церковь, возведенная Юрием Долгоруким в 1152 году во вновь образованном городе.

В 1460-ых годах произошло обрушение значительной части собора; он был восстановлен в 1471 году московским зодчим Ермолиным с неизбежными при таких перестройках отступлениями от первоначального вида. В частности, после «реставрации» собор стал в два раза ниже своего первоначального роста, отчего получил приземистый, коренастый вид.

Еще одна выдающаяся достопримечательность Юрьева-Польского - Михайло-Архангельский монастырь, также основанный при Святославе Всеволодовиче в 1230-х годах. Однако, до наших дней постройки XII века не дожили. Древнейшие сооружения на территории монастыря сегодня - каменная ограда с башнями (частично перестроенные в XVII- XVIII веках, а частично сохранившиеся с 1570-х годов), Знаменская трапезная церковь (1625 года), Святые ворота (1654 года) с надвратной Богословской церковью (1670 года) , колокольня (1684 года). Собор Михаила Архангела значительно моложе - его постройка относится к 1792 году.

Город Юрьев-Польской был основан на реке Колокше и впадающей в нее речке Гзе в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Название город получил в честь князя и его небесного покровителя - св. Георгия (Егория, Юрия). Для отличия нового города от старого Юрьева в Поднепровье он получил приставку «Польскóй», то есть стоящий в полях - в Ополье. Город был окружен земляными валами с деревянным тыном. Тогда же в центре нового княжеского города-крепости была заложена белокаменная Георгиевская церковь. В XII-XIII веках роль Юрьева-Польского была незначительной. Недалеко от города в 1177 году произошла битва между владимирцами и ростовцами, окончившаяся победой владимирского князя Всеволода III Юрьевича (Большое Гнездо). Второе крупное сражение - Липицкая битва - произошла в 1216 году; в этот раз победу одержали ростовские войска.

Оглавление:

  • Историческая справка

    В 1212 году Юрьев стал центром маленького удельного княжества, где правил сын Всеволода III Святослав (1196-1252), который в течение своей жизни правил также в Новгороде, Переславле-Залесском, Суздале, Владимире. Святослав, родоначальник Юрьевских князей, родился во Владимире 27 марта 1196 года. Он был предпоследним сыном самого могущественного в то время правителя Руси Великого князя Владимирского Всеволода «Большое гнездо», который усилил и укрепил Северо-восточную Русь, украсив её многими святыми храмами и обителями. В святом крещении младенца Святослава нарекли именем Гавриил - в честь одного из верховных небесных архистратигов - Архангела Гавриила. Мать, блаженная княгиня Мария, в иночестве Марфа, была дочерью Шварна, князя Чешского, воспитывала сына в благочестии, уча его добродетельному житию, в коем и сама преуспевала. Перед смертью она благословила своих сыновей жить в любви к Богу и людям, быть трезвыми, приветливыми и особенно уважать старцев. Племянником святого князя Святослава был святой благоверный князь Александр Невский, который всю жизнь посвятил защите Отечества от иноплеменников и сохранению веры православной. Супругой князя Святослава была княгиня Евдокия Муромская, дочь князя Муромского Петра и княгини Февронии, святых Муромских Чудотворцев. У Святослава и Евдокии было двое детей: сын Дмитрий, по старинным святцам почитался как святой, и дочь Болеслава. По просьбе благочестивой жены князь Святослав отпустил её в 1128 году в Муромский Борисоглебский монастырь, где она была пострижена в монашество. В монастыре княгиня прожила до самой смерти и в нём была похоронена. Её честные останки находятся там и доныне.

    Княжение Святослава

    Четырёхлетним ребёнком князь Святослав был назначен на княжение в Новгороде, затем был сменён старшим братом Константином в 1206 году и снова возвращён в Новгород в 1208 году. В 1212 году по смерти отца Святослав получил в удел город Юрьев-Польский.

    В 1220 году Святослав во главе владимирского войска был послан старшим братом Юрием против волжских болгар. Экспедиция закончилась победой русских войск у Ошеля. В 1222 году Святослав во главе владимирского войска был послан Юрием на помощь новгородцам и их князю Всеволоду, сыну Юрия. 12-тысячное русское войско в союзе с литовцами вторглось на территорию ордена и разорило окрестности Вендена. В 1226 году Святослав вместе с младшим братом Иваном во главе владимирского войска был послан Юрием против мордвы и одержал победу. В 1229 году Святослав был отправлен Юрием в Переяславль-Южный. В 1234 году в Юрьеве-Польском на месте древнего собора 1152 года, заложенного ещё князем Юрием Долгоруким, князь Святослав воссоздал новый Георгиевский собор. Первый собор простоял меньше ста лет, и, судя по летописным свидетельствам, был разрушен во время землетрясения: «Маия третьего дня потрясеся земля и церкви расседоша». В тот же год, князь повелел разобрать обломки и начать строительство нового собора. Собор получился необычайной красоты, ходом строительства руководил сам князь, как написано в летописи: «чудну зело, вельми украси ю резным каменем от подошвы и до верху святых лики и праздники, а сам бе мастер». В 1238 году князь Святослав принял участие в битве на Сити. От занявшего владимирский престол брата Ярослава получил в удел Суздальское княжество.

    В 1246 году умер Ярослав, и Святослав занял великокняжеский престол по старому праву наследования. Своим племянникам, семерым сыновьям Ярослава, он раздал по княжеству, однако Ярославичи остались недовольны этим распределением. В 1248 году он был изгнан своим племянником Михаилом Ярославичем, который вскоре погиб в бою с литовцами на реке Протве. Затем сам Святослав разбил литовцев у Зубцова. Владимирское княжение по завещанию Ярослава и по воле хана Гуюка досталось Андрею Ярославичу. После недолгого великого княжения во Владимире князь Святослав вернулся в Юрьев-Польский. Здесь он основал мужской княжеский монастырь в честь Архангела Михаила. Скончался святой благоверный князь Святослав в городе Юрьев-Польском 3 февраля 1253 года, и был погребен в Георгиевском соборе.

    Краткая история города Юрьев-Польского

    Монгольское нашествие сильно разорило город. Он был трижды разрушен в 1238, 1382 и 1408 годах. Позже город стал вотчиной великих московских князей, и по их воле передавался некоторым вассальным князьям и ханам «в кормление». Известно, что в XV веке это была вотчина литовского князя Свидригайло, в XVI веке - казанского хана Абдул-Летифа, а после него - астраханского царевича Кайбулы. В Смутное время в 1609 году город взяли польско-литовские войска, и Лжедмитрий II вознамерился отдать его также «в кормление» касимовскому царевичу Магомеду Мурату, юрьевцы во главе с Федором Красным подняли восстание. После польско-литовского разорения Юрьев-Польской зажил жизнью тихого провинциального городка. С 1708 года он вошел в состав Московской губернии. Статус города официально был присвоен ему в царствование императрицы Екатерины II - в 1778 году; тогда он стал центром уезда Владимирского наместничества.

    Михайло-Архангельский монастырь

    Михайло-Архангельский монастырь является градообразующем центром древнего города, вокруг которого, внутри земляного вала, был выстроен старый посад. По сути, монастырь стал для города кремлём внутри земляного вала, выполняя функцию главного оборонительного рубежа. Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. В монастыре было немало подарков от князя Д.М. Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское. Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен.

    В 1535 году записано в летописи: «Деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича». В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 году Михайло-Архангельский монастырь в Юрьеве-Польском прибывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь.

    В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в Михайло-Архангельском монастыре в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году. Надвратная церковь Иоанна Богослова - была построена в 1670 году. Святые врата, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году. Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. В XVI веке ограда монастыря была отстроена в камне, последующие века только поновлялась. Стены и башни ограды были перестроены в XVII-XVIII веках. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году.

    В исторической справке по истории одного из древнейших городов Руси Юрьев-Польского видно, что город основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. При внимательном изучении истории Древней Руси, всегда бросается в глаза одна закономерность - почти все русские города основаны в XII-XIII веках н.э.! Однако это не время их основания, а первые летописные упоминания . Причина подобных записей имела чисто практическую сторону - учёт городов и селений при разделе княжеских уделов или приёма наследства после смерти кого-либо из родственников князей.

    Чтобы внести ясность в вопрос датировки времени основания большинства древнерусских городов, достаточно привести два примера. При проведении строительных работ в разных местах города Москвы повсеместно обнаруживаются археологические находки VII века до н.э. Во время реставрационных работ, проводимых на территории Московского Данилова монастыря в 1982-1988 годах, который находился в дальнем предместье древней Москвы, было обнаружено поселение этой древнейшей эпохи. Другой пример. Сейчас ведётся интенсивная реставрация Ново-Иерусалимского монастыря, который расположен в подмосковной Истре. При подготовке котлована для строительства фундамента колокольни монастыря (во время Второй мировой войны колокольня была взорвана немцами) было вскрыто древнейшее поселение, датируемое VII веком до н.э. Обнаружены предметы быта и вооружения, принадлежавших предкам славян - скифам. Подобные же предметы обнаружены были и при раскопках в городе Москве и других древних городах Руси. Все предметы принадлежат к единой протославянской культуре. Подтверждают это также обнаруженные геоглифы и дендроглифы на территории кремля (монастыря) и прилегающих земель вокруг Юрьев-Польского.

    Рис.1а. Маска Яр Рода

    Рис. 1б. Маска Яр Рода - чтение надписей

    С южной стороны города находится поле, на котором имеется редчайшее поясное изображение Рода-адоранта, которое по своему художественному оформлению очень похоже на традиционный канонический иконописный тип письма в «медальоне». Этот тип очень часто используется в росписях православных храмов. Лицо Рода обращено в сторону левого плеча, руки воздеты в молитвенном обращении к Небу, на шее видна культовая драгоценная гривна. На груди видна надпись: ЯР, а на рукавах подписи: РОД. В верхнем поле выше медальона дважды повторяется надпись: МАСКА. Ниже справа большими буквами написано: «РС» - РУСЬ - «РС». Слева находится надпись: ХРАМ ЯРА РОДА и тут же виден МИМ-ЖРЕЦ облачённый в тогу, на голове у него одета корона, а лицо закрыто ритуальной маской. Справа от общей композиции, на выступе берега видится большая надпись: ЯР РОД.

    Рис. 2а. Род Русь

    Рис.2б. Род Русь - чтение надписей

    На фото № 2 а и 2 б то же поле только в ракурсе с запада на восток. Здесь левее от центра поля просматривается стоящий на подиуме РОД и вокруг него посвятительные надписи: АС, ЯР, РОД. Также видна встреченная здесь впервые надпись, посвящённая богине МАКАШИ. Много надписей, посвящённых народу, прославляющему своих богов: РОД АРЕЕА, НАШ РОД РУСЬ, «РС» - РУСЬ.

    Рис. 3а. Юрьев-Польский голова Рода-Льва

    Рис. 3б. Юрьев-Польский голова Рода-Льва - чтение надписей

    На фото № 3 а и 3 б - старый город. Справа виден Михайло-Архангельский монастырь и сохранившиеся на его земле посвятительные надписи: МИР РОД. Слева - соборная площадь, с восточной стороны очень хорошо сохранившийся зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА, под изображением соответствующая подпись: ЯР РОД ЛИК, рядом - РУСЬ. За алтарём соборного храма крупная надпись: АРИИ. Множество надписей ЯРУ и РОДУ указывает на то, что город Юрьев-Польской был с древнейших времен святилищем двух главных ведических богов - РОДА И ЯРА. Древнее святилище было выстроено из дерева и поэтому не могло никак сохраниться, однако сохранившейся до ныне земляной вал (крайне низкий по высоте, менее 2 м) показывает, что круговое строение и вал издревле имел не оборонительное значение, а ритуальное и священное. Город-храм - это традиционное древнерусское ведическое святилище, внутри которого проносились моления и жертвы, башни служили храмами бога Рода.

    По такому типу были построены многие города-храмы не только на Руси, но и на всех землях, где жили протославяне, начиная от Корсики (культура Нурагов) до чудом сохранившегося города Изборска.

    Рис.4а. Юрьев-Польский Яр Род

    Рис. 4б. Юрьев-Польский Яр Род - чтение надписей

    Фото № 4 а и 4 б - это прежняя фотография, только развёрнутая с востока на запад. На склоне земляного вала начертана надпись, слева направо: АРИИ ЯР РОД, далее идёт повтор и заканчивается она прославлением бога Рода: МИР РОДА. В верхнем кругу виден зооморфный лик бога РОДА в виде ЛЬВА с воздетыми вверх лапами. Ниже в большом круге надпись: ЯР РОД, которая повторяется многократно, справа в малом круге надпись, выполненная наискосок надпись: АРЕЕА.

    Рис. 5а. Стены монастыря

    Рис.5б. Надписи на стенах монастыря - чтение

    При внимательном рассмотрении стен и башен Юрьев-Польского можно встретить множество посвятительных надписей ведическим богам! Это феноменальное явление в нашей народной истории и культуре вполне объяснимо. Факт двоеверия на Руси продолжал существовать на протяжении 1700 лет: от проповеди и крещения апостолом Андреем славянорусов до времени царствования царя Алексея Михайловича Романова. Доказательством этого непреложного фата являются все доныне сохранившиеся храмы и монастыри, построенные до времени царствования дома Романовых.


    Рис.6а. Алтарная апсида


    Рис.6б. Надписи на Алтарной апсиде

    На алтарной апсиде Георгиевского собора по нижнему поясу видны надписи, слева направо: ЯР, ЯР, ЯР, ХРАМ РОДА.

    Рис.7а. Еще одна Алтарная апсида

    Рис.7б. Надписи на Алтарной апсиде

    На фото - западная стена Михайло-Архангельского монастыря города Юрьев-Польского. На переднем плане видна угловая башня, на которой имеются надписи: ХРАМ ЯР РОД, рядом изображены три «колеса Рода». Вдоль нижней части крепостной стены, под бойницами, видна крупная надпись «в строку»: МИР ЯР МИР, а на следующей башне - ЯР РОД.

    Выводы

    1. Город Юрьев-Польской является одним из древнейших на Руси святилищ посвящённых русским ведическим богам Роду и Яру. Судя по планировке детинца, город представляет собой гигантское колесо, внутренняя часть которого разделена крестообразно на четыре равные части. Древнейшие деревянные стены города образовывали собой ведический крепость-храм. Во время христианизации Руси древнерусские строители не нарушили эту планировку. Ныне город также разделяется на четыре части: Михайло-Архангельский монастырь, Соборная площадь с двумя соборными храмами, два посада, расположенные с юго-западной и северо-западной стороны. Земляной вал, окружающий древний город, никогда не носил оборонительный характер, а выполнял функцию кольцевого земляного обрамления древнего святилища.

    2. По хорошо сохранившемуся архитектурному ансамблю Михайло-Архангельского монастыря XIV-XVI вв., а также Георгиевскому собору XII в., можно констатировать факт непрерывной ведической традиции на Русской земле с доисторических времен, то есть палеолита (культ Рода, Макоши, Яра и Мары восходит ко времени палеолита), вплоть до царствования Алексея Михайловича Романова. Судя по везде присутствующим ведическим надписям на стенах, башнях и храмах города Юрьев-Польского, религиозная ведическая народная традиция просуществовала здесь до XVII в.

May 22nd, 2017

1) Сначала в общих чертах о своих приключениях в поездке.
В Юрьев-Польский я прибыл в 2 часа ночи поездом Москва-Кинешма. Изначально планировал, что, как всегда, посижу на вокзале до утра, ан нет, из-за того, что эта жд-линия хоть и протянута до севера Ивановской области, но считается малодеятельной (1 московский поезд, да 2-3 пригородных до Иваново и Александрова), поэтому жд-вокзал на ночь закрыли.

2) Вдобавок, в Москве до этого была температура +17 градусов, поэтому поехал в майке и куртке, не позаботившись о свитере, которые был бы весьма кстати. Так и я стою на станции - проводил поезд взглядом, на котором ехал, там ещё и город обесточен - на ночь уличное освещение выключают... и тьма, лают собаки и все спят, кроме меня. Пошёл на автостанцию (там и 10 лет назад Кирилл Серебренников фильм снимал "Юрьев день", который ранее упоминал в предыдущих постах) - тоже закрыто.
Карта исследованной территории.

3) Благо, приехала женщина, которая должна была через 1 час в Москву на вахту ехать маршруткой (даже я подумал о том, а не поехать ли мне обратно). Так она рассказала, что посидеть ночью негде (там даже полиция не особо работает, отчего многие не пристёгивают ремни безопасности, так и ездят), гостиницы дорогие. Отправился в центр, так и есть, стоимость номеров в 3 гостиницах 1500,1800,2300 рублей, всё остальное ночью закрыто, кроме круглосуточной сауны с девочками напротив завода, куда часто командировочные приезжают, а что, промышленное предприятие. Дико холодно, а то беларусь разбаловала, когда в центральной гостинице номер люкс стоил 400 рублей со всеми удобствами, а тут за 1500 рублей трёхместный без душа.
Здание автостанции, где плакала героиня Ксении Раппопорт после потери сына, сотовой связи, колёс от автомобиля.

4) Внутреннее убранство автостанции. Сейчас там всё облагородили, плохо только, что маршруты только на Москву и Владимир, а деревни для них больше не существуют.

5) Пошёл греться... в отделение сбербанка (вот правда, если остался в городе, где негде остановиться или переночевать, холодно ещё - иди в сбербанк, всегда рядом. там немного даже план написал на ближайшие дни, однако из-за начавшейся атаки тепла пошёл опять бродить (да и закон физики никто не отменял, пока движешься - холодно не будет). Тогда решил немного переиграть, так как Кремль открывается в 9 утра, а время только 5, то быстро составил маршрут с посещением и ещё . пошёл на автостанцию - там сказали, что у них нет больше пригородного сообщения в близлежащие деревни, что в центре только несколько частников возят.

Образцы частной деревянной застройки города.

6) Иду туда - там объяву вижу, что с 1 марта маршрутка туда не ходит, местные ответили, что только попутками. И решил я твёрдо добираться автостопом, чтобы посмотреть всё и к 12.00 вернуться в город, когда уже можно приступить к ознакомлению с историей этого места. маршрутка довезла до развилки дорог, там уже стал ловить попутки - так и ехал сначала в грузовой газели, потом в минивэне в багажном отделении рядом с вербами, потом подобрал пенсионер на волге, сказал, что подбросит до одного поворота, он быстро съездит до друга, если я не уеду, то меня подберёт. Вот так с ними доехали до финальной деревни с церковью в 28 км от райцентра. Уже оттуда обратно ехал с директором лесхоза (благо, меня обрадовали местные работники сельпо, что у них такси 420 рублей стоит или только попуткой), мать которого урождённая в соседнем райцентре с моей Брянщины))) погода за день менялась с ясного и солнечного утра, потом дождя со снегом в форме градин, затем резкого похолодания, ближе к концу обеда вновь ясное солнце и вновь дождь. Поезд на Москву у меня был только в 1 ночи, надо было пережидать ещё грядущие 7 часов, так как холодало и всё закрывалось (на весь город 2 продуктовых работает и сауна). Вечером на вокзале мужика увидел, который топил дровами само здание, тот посоветовал ночью в окошко к сотруднице постучаться и попросить открыть зал ожидания (благо, они открывают, у кого билет на поезд). Вот до 23.00 досидел в одном кафе, потом на вокзал пустили, там и замертво плюхнулся на металлическом сиденье, даже дремал. Приехал поезд, расположился на своём месте и уснул до самой столицы:)))

7)

8)

9)

10)

11) Юрьев-Польский находится на территории Владимирского Ополья, на берегу небольшой реки Колокша – левого притока Клязьмы. В отличие от других древнерусских городов, Юрьев-Польский практически не имеет естественных укреплений: берега у Колокши низкие, да и поблизости нет заметных холмов. Расположение города объясняется экономическим значением Владимирского Ополья во времена Древней Руси – здесь сходились дороги, ведущие во Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский и Ростов Великий. В настоящее время Юрьев-Польский полностью потерял своё торговое значение. Крупные автомобильные дороги проходят вдали от города, а железная дорога малоактивна. Юрьев-Польский является географическим центром Золотого кольца, однако неудобное пассажирское сообщение делает город сравнительно непопулярным среди туристов и путешественников.
На фото - ансамбль церквей тёплой "зимней" Покрова Пресвятой Богородицы 1769 года постройки с пристроенной колокольней в XIX веке (слева) и "летней" Никиты Мученика 1792-1808 гг. (справа).

12) Подойдём поближе.

13)

14) В Покровской церкви ныне покоятся мощи князя Святослава Всеволодовича, строителя

15) Ансамбль вблизи с церковью Никиты Мученика, по архитектурному направлению имеющий смесь классицизма и псевдоготики Василия Баженова, с трех сторон входы в нее украшают пышные портики с колоннами. Особенно хорош высокий барабан с рядом узких и высоких окон, обеспечивающих превосходное освещение храма. Барабан увенчан небольшим куполом, живописно дополняющим весь облик храма и придающим ему устремленность ввысь.

16) Памятник винам Великой Отечественной войны на месте бывшего монумента Владимиру Ленину.

17) Осмотрим теперь рыночную площадь Юрьева-Польского.

18) Юрьев-Польский основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Название города связано с именем основателя и местностью (Польский – находящийся на поле). Выгодное расположение в центре богатого сельскохозяйственного региона (Владимирского Ополья) привело к быстрому росту поселения, и уже в 1212 году Юрьев-Польский становится центром небольшого княжества, возникшего в результате междоусобиц и распада Владимиро-Суздальского княжества. Признаком значимости города является сооружение в начале XIII века уникального для Древней Руси Георгиевского собора. Монгольское нашествие 1238 года привело к упадку Юрьев-Польского, а позднее город сильно разрушался в ходе нашествий Тохтамыша (1382) и Едигея (1408). Перемещение столицы в Москву снизило экономическую значимость региона и изменило основные торговые пути: с XIV века Юрьев-Польский становится небольшим и незначительным поселением на задворках Московского княжества. В XV–XVI веках город часто передавался в управление иностранным вассалам московского князя и почти не развивался. С XVII века Юрьев-Польский – городок на дороге из Москвы в Суздаль. С развитием железных дорог значение последнего также уменьшилось, а Юрьев-Польский остался тихим уездным городом. Благодаря хорошо сохранившейся обстановке и подходящей атмосфере, в 1968 году Юрьев-Польский стал местом съёмок первой части фильма "Золотой телёнок" (город Арбатов) – классической экранизации одноимённого сатирического романа Ильфа и Петрова.

19) Кадры из фильма.

20) Большинству купцов тут просто не хватало ресурсов на развиитие собственных магазинов, торговля была в основном мелкой, и торговля не только купцы - в основном ремесленники, рыбаки, крестьяне с окрестных деревень. Торговые ряды тут построены в 1873-77 годах, и их четыре корпуса сгруппированы попарно - скорее всего, в одних торговали сельскохозяйственными товарами, а в другом - ремесленными и промышленными.

21) Тем не менее, ряды тут очень живописны.

22)

23)

24)

25) Перенесённый поближе к центру города Ленин.

26) Псевдоготическое здание пожарной охраны, не потерявшее своё предназначение и поныне.

27) Памятник Юрию Долгорукому.

28)

29)

30) Осмотрим местный "Арбат", т.н. улицу 1 мая. Обратите внимание на выглядывающую булыжную мостовую из-под асфальта.

31) Улица всё-равно пешеходная, отрыть бы мостовую, будет как в Юрьевце Ивановской области.

32)

33) Здание детского дома на месте бывшей Воскресенской церкви 1760 года постройки.

34)

35)

36) Введенский Никоновский монастырь, основанный ещё учеником Сергия Никоном Радонежским. По сути - типичный для Владимирщины диптих летней Введенской (1763) и зимней Никольской (1666) церквей.

37) Поездка состоялась 13 апреля, поэтому не сокрушайтесь от того, что нет зелени и грязновато. После тёплого марта наступило резкое похолодание. Да вы и на снимках видите постоянную перемену погоды от ясного солнечного утра, снега в обеда, града на полдник и вечернего солнца.

38) Продолжим путь по проезжей части улицы 1 мая, откуда большинство машин едут в Переславль-Залесский, Ярославль или Москву.

39)

40) Юрьев-Польский богат на целые ансамбли "удвоенных" храмов.
На фото - храмовый комплекс Церкви Рождества Христова и Бориса и Глеба 1700-1752 гг. постройки посреди конкретных спальных районов.

41)

Город Юрьев-Польский - административный центр Юрьев-Польского района Владимирской области с населением 18 610 человек (2017 г.). Расположен в 68 км к северо-западу от Владимира на реке Колокша (приток Клязьмы).

История

Юрьев-Польский - город с древней историей. Имя он получил от своего основателя - Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, в 1152 г. Чтобы отличить город Юрьев (первоначально - Гюргев или Гергев) от других детищ Юрия Долгорукого, он получил вторую часть названия - «Польский» (или «Польской»), от слова «поле», так как находился среди полей, на суздальском ополье.

Местоположение древней крепости Гергев Града (Юрьева-Польского) было достаточно выгодным: у слияния рек Колокши и Гзы. Редкая по типу, круглая крепость была обнесена могучими валами (длиной до одного километра и высотой до 7 м) с деревянными стенами. Валы сохранились до наших дней. Три разрыва в них указывают на то, что там находились ворота, ведущие из крепости на три дороги - на Владимир, Переславль-Залесский и Москву. В центре крепости была возведена белокаменная княжеская церковь Георгия.

В результате ожесточенной усобицы между наследниками Всеволода III Большое Гнездо целостность владимирской земли была подорвана, и Юрьев в 1212 г. стал центром небольшого удела, принадлежащего сыну Всеволода III Святославу. Князь Святослав Всеволодович возвел здесь новый Георгиевский собор , пышно украшенный белокаменной резьбой, сохранившей уникальную красоту даже в наши дни, несмотря на многочисленные переделки в течение веков. В период правления Святослава Всеволодовича в городской крепости был основан княжеский Михайло-Архангельский монастырь .

О периоде монгольского нашествия в жизни Юрьев-Польского сохранилось очень мало сведений. Но известно, что он разорялся войсками монгольских ханов в 1238 г., 1382 г. и в 1408 г. Династия юрьевских князей пресеклась в первой половине XIV в., и город стал владением Москвы. В последующие столетия московские князья не раз передавали Юрьев «в кормление» своим иноземным вассалам - литовскому князю Свидригайло в XV в., казанскому хану Абдул-Летифу и астраханскому царевичу Кайбуле в XVI в. Развитие города приостановилось.

Только с середины XVII в. начался некоторый экономический рост Юрьев-Польского. Этому способствовало расположение на Большой Стромынской дороге, соединяющей город с Москвой.

С 1778 г. Юрьев-Польский стал уездным городом Владимирского наместничества, а с 1796 г. - Владимирской губернии. В 1781 г. Юрьеву был пожалован герб: в верхней части размещен владимирский губернский лев, а в нижней - две корзины, наполненные вишней, которой изобиловали эти места. Исторический герб Юрьев-Польского сохранился до сегодняшнего дня.

В уездном городе жизнь шла неспешно. Здесь были свои купцы и мелкие промышленники, развивалось производство тканей и пряжи. Усилиями квартировавшей здесь 1-й Артиллерийской Гренадерской бригады около восточной части валов был разбит городской парк, от которого сейчас остался только небольшой сквер с прудом. В 2002 г. к 850-летию Юрьев-Польского здесь был установлен памятник основателю города - Юрию Долгорукому (скульптор И. Черноглазов).

Отечественная война 1812 г. оставила особый след в истории Юрьева. Местным ополчением командовал князь Б.А. Голицын, владелец села Сима. В усадьбу в Симе был привезен легендарный П.И. Багратион после ранения, полученного на Бородинском поле, и 23 сентября 1812 г. он здесь скончался.

В 1854 г. учреждено Юрьевское общество сельского хозяйства, которое, в соответствии со своим уставом, ежегодно устраивало выставки сельскохозяйственной продукции и промышленности. На этих выставках производились испытания машин и земледельческих орудий, состязание пахарей и раздача наград трудолюбивым и трезвым рабочим.

В 1871 г. сильнейший пожар уничтожил множество зданий в центральной части Юрьев-Польского - жилые дома, торговые ряды, Введенский монастырь. После пожара торговые ряды были перестроены в камне, а в 1893 г. в городе основано Добровольное пожарное общество с пожарным депо, где устраивались любительские спектакли и танцы. В городском саду под оркестр пожарных проходили гуляния.

В начале XX в. Юрьев-Польский насчитывал до 6 тысяч жителей, здесь действовали 13 ткацких фабрик. Были открыты женская прогимназия, реальное училище, высшее начальное училище, богадельня. В 1913 г. в город было проведено электричество, предполагалось поставить 80 фонарей.

Экономика

Ведущие отрасли современной экономики Юрьев-Польского - лёгкая и пищевая промышленность, а также машиностроение. Выделяются следующие предприятия: завод «Промсвязь», который является одним из основных отечественных производителей электропитающего оборудования для предприятий связи; ткацко-отделочная фабрика «Авангард», производящая мебельно-декоративные, махровые и легкие ткани и изделия из них. Большой популярностью у населения Владимирской области пользуются продукты питания, произведённые на Юрьев-Польском Мясокомбинате, а также - на Молочном комбинате «Юрьев-Польский», входящем в состав компании «Ополье». Ещё один исконный сектор Юрьев-Польского - коневодство. Племенной конный завод «Монастырское подворье» культивирует тип владимирского тяжеловоза, отличающийся чуть меньшим весом и более длинным ногами лошадей, в сравнении с представителями классической породы.

Туризм

В советский период жизни Юрьева-Польский сохранил вид уездного городка с торговыми рядами, купеческими и мещанскими домами и, конечно, - с уникальными памятниками древности. Этот сохранившийся особый провинциальный колорит сегодня привлекает в Юрьев-Польский туристов, и кинематографистов. Например, в1968 г. в городе снималась первая серия фильма «Золотой телёнок», где Юрьев-Польский предстал в роли городка Арбатов.

В 1920 г. на территории Михайло-Архангельского монастыря был основан краеведческий Юрьев-Польский музей , который позднее превращен в историко-архитектурный и художественный. В1974-1989 гг. музей являлся филиалом в составе Владимиро-Суздальского музея-заповедника. С 1989 г. он приобрел статус самостоятельного музея.

Юрьев-Польский входит в Золотое кольцо России. До 2010 г. он имел статус исторического поселения. Наиболее известные архитектурно-исторические памятники города - Георгиевский собор (XIII в.); Михайло-Архангельский монастырь (XVII в.); остатки валов Юрьев-Польского кремля XII в.; ансамбль Покровской церкви (XVIII в.), в которой хранятся частицы мощей князя Святослава Всеволодовича, и Никитской церкви (XVIII в.) и др.

Известные люди

В Юрьев-Польском родились известные люди: Никон Радонежский (1350-1426) - второй после преподобного Сергия Радонежского игумен Троице-Сергиева монастыря, святой Русской Православной церкви; Н.С. Фомин (1895-1987) - советский военный деятель, генерал-полковник артиллерии, Герой Советского Союза; А.К. Соколов (1941-2015) - советский и российский историк, специалист в области источниковедения и методологии новейшей истории России; Роман Якимович (1889-1951) - польский археолог.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!