Отношение к боли. У нас нет альтернативы

Я с детства люблю боль. Только физическую. Наверное, это началось, когда мне было лет восемь-девять. Сделала что-то не так, сразу бьюсь головой об стену до тех пор, пока не начинают прыгать искры, а окружающие декорации причудливо изгибаться. Наказание. Это было не так больно, как кожаным ремнем с железной пряжкой по спине или рукам.

За всю жизнь, как мне казалось, у меня был один друг. Лучший. По иронии, мне даже казалось, что я влюблена в нее. Несколько лет думала, что все мое восхищение ею - это любовь. Но я ошибалась, только сегодня дошла до этого, когда потеряла веру во все. Этот человек мне кажется обыкновенным ничтожеством и уродом, что вертел мною долгое время. Не другом она мне была, а простым знакомым. Да и теперь… я совершенно одна.

Родители не дают свободы, запрещают высказывать свое мнение. Слушают они его, но потом с нежной улыбкой растаптывают. Остается только слышать «это все интернет! Он испортил тебя! Тупая истеричная психопатка!».

Несколько месяцев назад я лишилась последней опоры - чувств. Ничья беда не вызывает у меня жалости. Умер кто-то из знакомых? Улыбнусь, порадуюсь чужому горю и уйду. Просто замечательно, если кто-то заметил, как поднялись мои уголки губ - вдоволь наслажусь горькими слезами других. И сама не смогу плакать, потому что буду счастлива, что страдают остальные. Мою мать это жутко задевает. Наверное, она больше не считает меня своим ребенком. Я ей надоела. Любви никогда не была, только черная ненависть, которую она так тщательно прятала.

Хочу умереть. Мне надоело знание того, что многие бывшие знакомые принимают меня за монстра, не ведающим жалости. Но именно они меня сделали такой. Хах. Спасибо их презрению, желчи и лжи.

Смогу ли я в последние минуты жизни почувствовать себя человеком? Хоть на секунду?

Поддержите сайт:

Екатерина, возраст: Семнадцать / 04.08.2014

Отклики:

Катя, возраст: 28 / 05.08.2014

Катюша, тебе надоело, что окружающие считают тебя монстром - и ты согласилась с ними! не надо было. а ты теперь начни считать себя хорошей и делай все для этого! ведь ты на самом деле никакой не монстр, ты умная, добрая, ты любящая! начни себе это подтверждать! не для других - для себя! помогай окружающим - для себя! борись со своими недостатками - для себя! Ты - хорошая! и с каждым добрым делом, с каждой победой ты будешь видеть, что ты становишься лучше! а потом и окружающие это увидят, и родители, и все, но это не так важно - ведь совесть будет чиста перед собой и Богом. Катюш, попробуй! Я за тебя помолюсь

Екатерина, возраст: 23 / 05.08.2014

Катюша, я пожалуй соглашусь с ответом до меня. Не знаю услышишь ли. Понимаешь, когда в тебе самой сформировалось это мнение, что ты ничтожество, то ты постоянно начинаешь искать подтверждение этому. Не хорошо про себя рассказывать, но у меня есть знакомая девушка, которая находилась примерно в таком же состоянии. Почему находилась, находится? И я наверное единственный в её жизни, совершенно чужой дядька, кто решается не только её не осуждать, а просто обнять, когда ей плохо. Но это не значит, что я такой хороший, а все кто рядом плохие. Просто у каждого человека есть границы, а те, кто рядом наиболее подвержены этому. Тебе кажется, что тебя никто не понимает и не любит, а ты? Ты реально понимаешь своих близких? Чтобы наладить отношения с ними, и не только, надо понимать, почему они выдвигают такие требования. И нет никакой иронии в том, что тебе казалось, прими, это как знак свыше. Значит судьба тебя защитила от более страшного, чем разочарование в одном человеке. Как думаешь, настоящие ли чувства, которые так быстро меняют плюс на минус? Катюша, ты повзрослеешь и многому сможешь научится и лучше понимать других, пережив собственную боль. Не отчаивайся солнышко!

Олег, возраст: 51 / 06.08.2014


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
14.03.2019
Я оставила все и всех там, в прошлом. Но когда происходят такие качели..жить не хочу. Молюсь вроде бы каждый день..но руки опускаются
14.03.2019
Давно не могу найти работу. От меня отвернулись все. Меня как будто нет ни для кого, я хочу уйти, если все равно нет никакой разницы – есть я или нет.
14.03.2019
Не хочу жить. Брала микрозаймы... Улыбаюсь, только когда вижу своего ребёнка.
Читать другие просьбы

  • Мазохисты – мужчины и женщины, для которых переживание телесной и душевной боли становится необходимым условием наслаждения.
  • Сексуальный контакт в практиках мазохизма возможен, но не обязателен. Зато обязательны подчинение и чувство собственной уязвимости.
  • Наше переживание можно считать мазохистским, когда мы одновременно испытываем унижение и удовольствие.

Связанные за спиной руки, черная повязка на глазах, кляп во рту, до крови иссеченные ягодицы… Кажется, эти фотографии скорее могли бы вызвать страх или жалость, но в голосе 30-летней Яны, которая раскладывает их на столе, звучит сдержанная гордость: «Это все я, хотя и в разное время». Смысл болезненных упражнений в том, чтобы снять напряжение и ощутить удовлетворение. Хотя способ, которым мазохисты этого достигают, может показаться странным тому, кто привык получать удовольствие иначе.

Трудно поверить, что физическая боль может быть приятна, хотя с точки зрения физиологии в этом нет ничего удивительного. «У человека, который испытывает боль, в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, – рассказывает сексолог Ирина Панюкова. – Эти гормоны удовольствия – природные анальгетики, которые уменьшают чувство боли и помогают организму приспосабливаться к нагрузкам. Одновременно выделяется и адреналин, вызывающий бодрость и возбуждение». Эндорфины и адреналин – тот же гормональный коктейль, ради которого другие покоряют горные вершины и подвергают себя спортивным нагрузкам. «Для меня переживание боли оказалось своего рода инициацией, – рассуждает 42-летний Эдуард. – Мне нравится исследовать свои ощущения, выдерживать все более сильные воздействия. По окончании сессии я испытываю не просто удовлетворение, я чувствую себя победителем».

Только получив первый опыт подчинения, я поняла, чего мне не хватало

Чувство освобождения

«Для меня боль лучше любой медитации, – признается Яна, – я растворяюсь в ней без остатка, в это время просто невозможно думать ни о чем другом. Результат, по-моему, сравним с духовными практиками – чувство полного освобождения, открытости для жизни». Но физической болью переживания мазохиста не ограничиваются. Многим нравится переживать также нравственную боль, получая удовольствие от стыда, унижения, подчиненности, от собственной беззащитности и уязвимости. «Самоотречение, способность к жертвам, отказ от своих потребностей – эти черты присущи в какой-то мере всем нам, и мужчинам, и женщинам, – замечает Ирина Панюкова. – Именно они, в противоположность крайнему эгоизму, делают возможной жизнь в обществе. Но в психике некоторых людей эти черты выражены сильнее». Соединяясь с сексуальными потребностями, они приводят их в «Тему». Так называют свои практики, включающие боль и подчинение, их участники. Остальные отношения для них – «ваниль». «У меня было много ванильных отношений, – продолжает Яна, – но даже когда все складывалось хорошо, оставалось смутное чувство, вроде легкого голода или тоски. И только когда я получила первый опыт подчинения, я поняла, чего мне не хватало». Похожим образом описывает свои переживания Эдуард, который в Теме уже 15 лет: «Довольно долго я не мог понять, чего я хочу, и выбирал женщин, которые сами мечтали подчиняться, а этого я им дать не мог. Или, наоборот, властных, но неумелых, они причиняли мне много бесполезных страданий».

Секс без секса?

Тематические отношения могут включать сексуальный контакт, но это вовсе не обязательно. «Если считать, что секс – это сочетание личных отношений и интенсивного физического контакта, то Тема уже является сексом сама по себе», – замечает Яна. Иногда участники встречи даже не обнажаются. 29-летний Павел, «верхний» (тот, кто причиняет боль «нижнему»), отвергает саму мысль о возможности сексуального контакта: «Не сомневаюсь, что мои «нижние» хотели бы этого. Но условие, которое делает наши отношения тем, что они есть, это то, что вся власть и контроль сосредоточены в моих руках. А в соитии партнеры в какой-то момент могут оказаться на равных. Для наших отношений это недопустимо».

Подобно тому как обычный (генитальный) сексуальный контакт может состояться и в отсутствие каких-либо личных отношений между партнерами – таков, например, секс за деньги – так и мазохистская сессия может быть обезличенной, и тогда она похожа на предоставление оговоренных услуг. Но иногда партнеры живут вместе и даже заключают браки, которые для внешнего наблюдателя не отличаются от супружеских отношений. И так же, как в других парах, секс может быть или не быть частью их совместной жизни. Молодая пара, 32-летний Борис и 26-летняя Зоя, живут в одной квартире полтора года и для соседей выглядят как обычная семья. Лишь немногие близкие друзья посвящены в суть их отношений. «Борис мой господин, – рассказывает Зоя. – Иногда он приказывает мне заняться сексом с кем-нибудь на стороне. Потом я все рассказываю ему». Зоя считает, что их связь «куда прочнее романтической любви. В ней много доверия и благодарности. Мы хорошо знаем свои особые потребности, мы их признаем и бываем признательны тому, кто умеет их удовлетворить».

Однако, с сексом или без, мазохизм связан с сексуальностью самым тесным образом. «В семье может и не быть физических наказаний, но если родители или другие старшие внушают ребенку, что сексуальность – это нечто постыдное, то, чего следует избегать, то, вырастая, он продолжает чувствовать, что его сексуальные импульсы – это нечто такое, что заслуживает наказания»,– объясняет Ирина Панюкова. Боль и унижение, которые он получает в мазохистских отношениях, становятся таким опережающим наказанием, своего рода индульгенцией, получив которую мазохист позволяет себе испытать наслаждение.

«Можно заниматься любовью или нет, но нельзя не заниматься своей сексуальностью, – подчеркивает Ирина Панюкова, – поскольку это неотъемлемая и важная часть нашей личности. Отвергая ее, трудно чувствовать себя в полной мере собой». Мазохистские практики позволяют отвергаемым частям личности воссоединиться с целым, и человек испытывает от этого сильнейшее облегчение, сравнимое с восторгом.

Благодаря подчиненному положению мазохиста с него полностью снимается ответственность – и за его поведение, и за чувства, и даже за то, как он выглядит. «Мне иногда казалось, что я недостаточно добра и красива, – вспоминает Яна, – но если я недостаточно хороша для любви, то я в любом случае достаточно плоха, чтобы меня наказывали».

«Жгучая боль приводила меня в восторг»

Мазохизм – производное от фамилии австрийского писателя XIX века Леопольда фон Захер-Мазоха. Он создал образ героя, который получал наслаждение, когда с ним жестоко обращались властные женщины. В романе «Венера в мехах» он описывает отношения красавицы Ванды и влюбленного в нее мужчины по имени Северин.

«– Северин, предостерегаю тебя еще раз, в последний раз… – прервала молчание Ванда.

– Если любишь меня, будь жестока со мной! – умоляюще проговорил я, подымая глаза на нее.

– Если люблю тебя? – протяжно повторила Ванда. – Ну хорошо же! – Она отступила на шаг и оглядела меня с мрачной усмешкой. – Так будь же моим рабом и почувствуй, что значит отдаться всецело в руки женщины!

И в тот же миг она наступила ногой на меня.

– Ну, раб, нравится тебе это?

И взмахнула хлыстом.

– Встань!

Я хотел встать на ноги.

– Не так! – приказала она. – На колени!

Я повиновался, и она начала хлестать меня.

Удары – частые, сильные – быстро сыпались мне на спину, на руки, каждый врезывался мне в тело, и оно ныло от жгучей боли, но боль приводила меня в восторг, потому что мне причиняла ее она, которую я боготворил, за которую во всякую минуту готов был отдать жизнь.

Она остановилась.

– Я начинаю находить в этом удовольствие, – заговорила она. – На сегодня довольно, но мной овладевает дьявольское любопытство – посмотреть, насколько хватит твоих сил… жестокое желание – видеть, как ты трепещешь под ударами моего хлыста, как извиваешься… потом услышать твои стоны и жалобы и мольбы о пощаде – и все хлестать, хлестать, пока ты не лишишься чувств. Ты разбудил опасные наклонности в моей душе. Ну, а теперь вставай.

Я схватил ее руку, чтобы прижаться к ней губами.

– Что за дерзость!

Она оттолкнула меня ногой от себя.

– Прочь с глаз моих, раб!»

Л. фон Захер-Мазох «Венера в мехах» (БММ, 2014).

На договорной основе

Но и мазохист любит не любую боль, а только предсказуемую. «Если он порежет палец или разобьет коленку, первая реакция будет такой же, как и у любого из нас, вряд ли он испытает наслаждение», – считает Ирина Панюкова. Поэтому прежде чем начать какую-то практику или вступить в отношения, их участники договариваются. Они обсуждают пределы допустимого и заключают контракт, устно или письменно (пример такого контракта можно найти в книге «Пятьдесят оттенков серого »).

Предсказуемость создает предвкушение. «Переживание всегда отличается от фантазии на ту же тему, – замечает Ирина Панюкова. – Поэтому не всякая фантазия радует, становясь реальностью». Интрига сохраняется – мы предвкушаем, но до конца не знаем, как это будет для нас на этот раз. «Совместное создание сценария, описание предстоящих действий словами – одно из моих главных удовольствий, – признается Эдуард. – Не уверен, что мне бы понравилось, если бы со мной что-то делали без обсуждения». Свободу «нижнего» действительно ограничивают, он переживает боль и унижение – но в тех пределах, на которые он сам согласился.

Многие практики мазохистов требуют специальных приготовлений и инструментария. Иногда используются костюмы. «Ритуалы и повторяемость свойственны многим видам отклоняющейся (от традиционной) сексуальной активности, – рассказывает Ирина Панюкова. – С одной стороны, соблюдение правил помогает получить гарантированный результат (физиологическую разрядку) даже в случае, если партнеры мало знакомы друг с другом, с другой – это снимает тревогу, которая часто бывает очень высокой».

Также контракт избавляет от опасений по поводу вреда, который может быть причинен нашему телу. Ведь обычно боль служит сигналом опасности, признаком повреждений – состоявшихся или возможных. «Моя боль во время практик – это безмятежная боль, – говорит Яна. – Я знаю, что ссадины без следа заживут через три дня, и могу полностью отдаться своим переживаниям».

Опасные игры

А что можно сказать не о физическом, а о психологическом ущербе? Велик ли вред, который будет нанесен психике того, кто переживает унижение, пусть даже и добровольно? Мнения на этот счет неоднозначны. «Если взрослые партнеры по взаимному согласию практикуют нечто, что приносит им удовлетворение, это касается только их самих», – уверена Ирина Панюкова. Впрочем, она добавляет: «Мазохистские склонности могут стать проблемой, если превращаются в единственный способ получать физиологическую разрядку и мешают человеку вступать в радостные и приятные отношения с другими людьми».

Предвкушение, обсуждение сценария – важная часть удовольствия

Сексолог Ален Эриль (Alain Héril) высказывается резко: «Это – болезненная игра с нарушением и вызов нашей порядочности. Здесь нет места оргазмическому наслаждению, поскольку понятие оргазма отклоняется от своего значения освобождения и замещается выражением сдерживания, принуждения и страдания. Награда в виде оргазма отменяется в пользу повторяющихся, высоко ритуализированных действий».

И тем не менее склонность наслаждаться болью, так отчетливо выраженная у мазохистов, не является их исключительной привилегией. Каждый из нас может порой заметить ее в себе. «Если мы одновременно чувствуем удовольствие и унижение, значит, мы испытываем мазохистское переживание», – замечает юнгианский психолог Лин Коуэн (Lyn Cowan) (1). А Ирина Панюкова добавляет: «Влюбленность в недоступные объекты, например в женатых или незаинтересованных мужчин, и долгие страдания после расставания или отказа в близости – это повод заглянуть внутрь себя и спросить: может быть, страдания доставляют мне удовольствие?»

1. Л. Коуэн «Мазохизм. Юнгианский взгляд» (Когито-центр, 2005).

Узнать больше

Книга «50 оттенков боли. Природа женской покорности». Особенности женского сладострастия, стремление к подчинению, его причины, биологические и социальные, – вот вкратце перечень вопросов, которые исследуют в своих работах основоположник сексопатологии Рихард фон Крафт-Эбинг, создатель психоанализа и классик женского психоанализа Карен Хорни (Алгоритм, 2015).

Экология познания. Психология: Мы привыкли к боли относиться негативно. Общепринято, что любую боль нужно «купировать», потому что она несёт страдание, разрушает. Боль - это наша реакция на внешнее раздражение, которое трансформировалось в электрический импульс и в виде сигнала поступает в мозг.

Чтобы испытать высочайшее наслаждение, безграничное блаженство, нужно пройти через нестерпимую боль. (Сант Такар Сингх)

Ущемляя тело, возвышаем дух. (Веды)

Мы привыкли к боли относиться негативно. Общепринято, что любую боль нужно «купировать», потому что она несёт страдание, разрушает. Но простите, боль - это всего лишь наше субъективное ощущение. Боль сама по себе не обладает энергией, она не может разрушать. Боль - это наша реакция на внешнее раздражение, которое трансформировалось в электрический импульс и в виде сигнала поступает в мозг. Как реагировать на этот сигнал - решать нам.

Пройди и ты и обрети свой опыт.

Истории известен такой случай: в Копенгагене приговорённому к смертной казни завязали глаза, сообщили, что вскроют вены и он умрёт от потери крови. На запястьях, где обычно проверяют пульс, ногтями поцарапали кожу и пустили по кистям струйки тёплой воды, объяснив, что вены вскрыты и кровь течёт. У человека восприятие царапины и тёплой водяной струи породило представление о кровотечении. На основе этого представления человек создал умозаключение, что он умирает. Возникло твёрдое знание неизбежности смерти, которое превратилось в самоубеждение неизбежности смерти. Самоубеждённость убила его. А картина гибели полностью соответствовала смерти от потери крови.

Приведённый пример - пример доктора психологических наук, академика Российской Академии Наук, Георгия Николаевича Сытина, автора метода Словесно-Образного, Эмоционально-Волевого Управления Состоянием человека (СОЭВУС).

Мы привыкли страдать от боли, и это тоже одна из вредных привычек. Святые не страдают от боли. От тех воздействий, от которых обычные люди испытывают боль, святые испытывают радость.

Чтобы научиться не испытывать боль, а радоваться ей, нужно изменить отношение к боли. Нужно перестать её бояться и перестать жалеть себя или проявлять по отношению к себе жестокость тогда, когда нам больно.


Для этой цели мы предлагаем короткую аффирмацию: «Я люблю боль». Её необходимо повторять десятки, сотни раз тогда, когда появляется любая, даже самая незначительная боль.

По сути, с болью граничит любое наслаждение. Милливольты внутреннего электрического напряжения способны вызвать нестерпимую боль, и эти же милливольты могут доставить райское наслаждение.

Когда рождается младенец, он плачет, потому что испытывает совершенно новые, непривычные для него ощущения. Он не знает, как на них реагировать, и «просит помощи» у взрослых. Со временем к одним воздействиям со стороны внешнего мира у него возникнет положительное отношение, к другим - нейтральное, к третьим - отрицательное. И тогда ребёнок от одних ощущений будет получать наслаждение, а от других - страдать.

Тот же ребёнок спустя некоторое время пытается делать свои первые шаги. Он плачет, потому что опять сталкивается с новыми ощущениями: слабые мышцы ног не хотят держать относительно тяжёлое тело. Но, получив одобрение со стороны взрослых и преодолев себя, он приобретает возможность наслаждаться ходьбой.

Первый половой акт приносит девушке новые ощущения, связанные с дефлорацией девственной плевы. Правильно пройдя через этот опыт, она обретает возможность наслаждаться сексом. В противном случае, она на всю жизнь могла бы остаться фригидной.

Ко всему, с чем мы сталкиваемся впервые, у нас поначалу имеется нейтральное отношение, которое и является действительно верным. Однако ещё в детстве нам привили вредную привычку «давать всему оценку». Потому контакт с «новым» меняет наше нейтральное отношение либо на позитивное, либо на негативное.

Когда, познавая «новое», мы не принимаем, т.е. отвергаем испытываемые ощущения, они фиксируются в памяти, как неприятные и порождают негативное отношение к этому новому. Принятые нами ощущения, то есть не отвергнутые, запоминаются как приятные и формируют к «новому» позитивное отношение.

Повторное столкновение с теми же ощущениями (если мы не намерены изменить к ним своё отношение) закрепляет нашу впервые возникшую реакцию и формирует убеждение . Вот почему так важна первая реакция. Вот почему к каждой новой жизненной ситуации необходима тщательная квалифицированная подготовка, направленная на нейтрализацию отношения, сформированного социумом.

Таким образом, всё огромное многообразие ощущений, которые мы испытываем, сводится всего лишь к двум типам реакций «приятно» и «неприятно» . Приятные ощущения доставляют нам наслаждение, неприятные - вызывают боль. Когда нам приятно, мы говорим «мне нравится», когда нам неприятно, мы говорим «мне не нравится».

Когда нам удастся освободиться от обоих типов реакций (и «неприятно», и «приятно») и заменить их нейтральной реакцией, мы не только освободимся от боли и страданий, но и испытаем высшее наслаждение (блаженство) и сможем сказать «я люблю».

Итак, ещё одна формула, (формула наслаждения): «Для того, чтобы наслаждаться болью, нужно её полюбить».

Боль - это часть нас, и если мы не любим боль, значит, мы ещё не научились любить себя.

Если мы боимся боли, значит, мы боимся себя.

Если мы ненавидим боль, значит, мы ненавидим себя.

Александр Омкар. «Трактат о шизофрении и целостности. Книга IV. Психофизиология духовности» .опубликовано

« Не так давно мне на глаза попалась книга об архиепископе Луке, под названием «Я полюбил страдание». Название книги запало мне в душу. Не давала покоя мысль, как человек может «полюбить» страдания? Разве такое возможно? Но по всей видимости, действительно возможно.

Мы не можем, в нашей земной жизни, прожить не страдая, ибо страдания имеют свойство очищать нашу душу и тело от грехов и изъянов. Взять, к примеру, алмаз. Алмаз проходит много стадий обработки, прежде чем станет прекрасным бриллиантом! Так и душа наша проходит обработку скорбями, становясь, со временем, подобной чистому сверкающему бриллианту.

Но как нам полюбить страдания? Как полюбить ту боль, что сжимает наше сердце так сильно, что становиться трудно дышать? В нашей жизни нет ничего бессмысленного. Все имеет свое начало и конец, свой смысл и предназначение. Ни одна наша слезинка не остается не замеченной Богом. Ни один наш вздох не проходит не заметно для Бога.

Бог – везде. Человек не может, в течении всей своей жизни, ни на долю секунды, спрятаться от Всевидящего Ока Господня. Мы всегда, что бы мы ни делали, предстоим пред Очами Божиими. Поэтому, мы никогда не можем быть одиноки, так как Господь, невидимым образом, всегда находится рядом с нами, что бы мы не делали.

Но если Господь все время находится рядом с нами, тогда почему же нам так плохо и тяжело? Почему боль страдания давит на нас тяжеловесной плитой, не давая возможности передохнуть, хотя бы на малое время? На самом деле, все очень просто. И ответить на данные вопросы довольно не сложно, просто надо попытаться понять и принять истину всем своим сердцем!

Все в нашей жизни обретает смысл, когда мы понимаем, для чего нам это нужно. В данном случае, страдания земной жизни мы можем полюбить уже лишь только потому, что они имеют смысл! Они, эти страдания, не бессмысленны, и они не терзают нас впустую, они – это наша стадия огранки, дабы мы стали прекрасными бриллиантами! Страдания, скорбь, боль – это наше сильнодействующее лекарство, лечащее нашу душу и тело. Мы должны всегда помнить, что все в нашей жизни имеет смысл. И наши страдания имеют смысл. Они нам нужны, они нам необходимы, без них мы не спасемся, без них мы пропадем.

Любое наше страдание, любая наша боль – имеют свой смысл и свое предназначение, и оно посылается нам не просто так, не для того, что бы нас раздавить и уничтожить, а для того, что бы нас спасти и очистить от греха! Все имеет свой смысл. Если Вам плохо на сердце, так тяжело, что не передать словами – знайте, что в эти моменты Вы страдаете не зря, Вы находитесь в горниле очищения и преображения, своими страданиями, Вы искупаете свои прежние грехи, те, в которых не Вы не покаялись. Покаяние - это великая сила, которая помогает нам принять наши страдания, как неотъемлемый атрибут нашего восстановления и духовного роста.

Благословен тот человек, что, во время своих земных скорбей и несчастий, воздает хвалу Господу! Ибо Премудрый Господь знает, для чего мы страдаем. Доверившись безоговорочно Господу, мы от всего сердца говорим: «Слава Богу за все!», и наше сердце наполняется чувством уверенности, что все, происходящее с нами имеет свой смысл, а значит, необходимо для нас!

«Ни один твой вопль, ни одно твое стенание, ни один твой тяжкий вздох, ни одна капля слез - ничто, что в тебе страдало и трепетно билось в усталом сердце твоем, Я не оставил втуне. Мои милости окружали тебя именно в такие минуты жизни твоей, когда ты этого не ожидал и поэтому не замечал, по грехам своим. Они порой и явно свидетельствовали о заботе Моей о тебе.

Помни, что все случающееся с тобою промыслительно, и поэтому всякие мысли ипопытки с твоей стороны ускорить движение дел твоих недостойны тебя и преступны. Верь, что все совершается по воле Моей, и раньше своего срока ничего на свете, и тем более с тобой, не случается. Поэтому тем мужественнее переживай все страдания, связанные с испытанием временем, неведением и ожиданием, зная, что все это от Меня было » - митрополит Мануил Лемешевский.

Также нужно помнить и о том, что путь, ведущий на Небо, в вечную радость, лежит через заросли терния и страдания.

Помоги нам, Господи, и даруй силы пройти этот единственно правильный путь, и увидеть Тебя.

Александр »

Из интернета. Орфография и пунктуация сохранены.

Здравствуйте! Меня зовут Юлия, мне 19 лет. У меня странные желания причинять себе физическую боль, люблю давить, ковырять, царапать и прочее, порой это просто доходит до абсурда! Во время этих «занятий» я никого и ничего не слышу, даже себя — разум говорит, что нужно прекратить, однако руки продолжают. Часто это связано с переживаниями. Успокоительные препараты не дают никакого эффекта — я становлюсь спокойней, но делать это не перестаю! Кожа не успевает заживать, а ведь скоро лето. Помогут ли мне с этой проблемой антидепрессанты? Если же нет, то что мне делать? Как избавиться от этого?

Юлия

Здравствуйте, Юлия. Вы, возможно, будете очень удивлены, но подобная проблема достаточно распространена среди представительниц слабого пола. Хочу Вас сразу успокоить, что это решаемая проблема. Чаще всего она носит психогенный характер. В большинстве таких случаев это признак тревоги. Некоторые люди грызут ногти, кто-то завивает волосы вокруг пальца, кто давит прыщи.

В Вашем случае это подтверждается Вашими словами, что обострение наступает в моменты нервного напряжения. В психиатрии подобное поведение носит название патологических привычных действий (ППД). Они относятся к проявлениям невроза навязчивых действий. Могут предшествовать сильному нервному срыву. В Вашем случае на первый план выступает влечение мазохистического характера, так как Вы испытываете желание причинять себе физическую боль.

Объяснить это можно высоким уровнем аутоагрессии. Возможно, Вы не стремитесь причинять боль себе, Вы хотели бы бессознательно причинить ее кому-то другому. В таком случае происходит, как бы сдвиг подавленной агрессии (гнева) на аутоагрессию (поворачиваете на себя весь негатив, который на самом деле предназначался кому-то из окружающих). Человек, не выразивший свою злость, изливает ее на себя.

В таком случае Юлия, Вам необходимо проанализировать, на кого должна была быть направлена агрессия, и почему она была подавлена. Гнев (в психологии) – это скрытая обида. Подумайте, на кого Вы обижены? Простили Вы этого человека? И простили ли Вы себя? За что Вы наказываете себя (раз Вы стремитесь причинить себе боль)?

Юлия, Вам придется прислушаться и к своим негативным мыслям, желаниям, чувствам. Помните, никто не идеален. Примите их и постарайтесь выразить при помощи доступного Вам средства (рисунки, музыка, стихи, танцы). Отпустите их, не держите в себе.

Исследования в области психиатрии доказали связь между психическим состоянием и кожей. Считается, что расчесы, выдавливания прыщей связаны со страхами, подавленной агрессией (то о чем мы говорили выше) и сексуальными устремлениями. Выдавливание прыщей служит бессознательным стремлением получения удовольствия, недоступного в жизни (отсутствие сексуальной жизни).

Часто такие действия наблюдаются у девушек в предбрачный период, у которых нет достойного кандидата.

Психоаналитики считают, что эти действия свидетельствуют о желании выразить свое женское начало. В некоторых случаях подобные манипуляции могут быть спровоцированы детскими травмами или обидами или доминантностью матери, отсутствием телесного контакта с матерью, недостатком общения с отцом и пр. Человек ощущает себя, как бы ни в своей шкуре, хочет что-то изменить, символически раздавить или выдавить.

Подобные манипуляции могут быть вызваны проблемами в общении. Возможно, Вы хотите общаться, но из-за страха перед общением, страха быть отвергнутой, Вы «разукрашиваете» свое лицо, то есть одновременно просматривается стремление и отторжение.

У людей с проблемами кожи значительное внимание уделяется чистоплотности и не только в качестве гигиены, но и в отношении честности. Последнее относится к тому, что внутри семьи скрываются факты, способные очернить ее образ жизни. Демонстрируется подчеркнутая интеллигентность, гостеприимность, взаимопонимание внутри семьи, на деле все обстоит иначе. Особое значение имеет в таких случаях установка, а что подумают люди.

Существует еще один вариант возникновения этой проблемы. Он связан с тем, что проблемы с внешним видом лица связан с излишней стыдливостью и чувством вины за всех и все. В таких случаях люди винят себя за все, что происходит, и пытаются себя вести так, как требуют обстоятельства, они как бы теряют лицо.

Определить причину заочно практически невозможно. Найти подтверждение предположению о наличии у Вас аутоагрессии можно при помощи теста Басса-Дарки. Он несложен в применении и имеет подробную инструкцию по обработке полученных данных.

Что касается антидепрессантов, то здесь торопиться не стоит. Корень зла сидит внутри Вас, и Вам необходимо докопаться до него. Поможет Вам очная консультация психолога или психотерапевта. Самостоятельно с такой проблемой справиться практически невозможно. Параллельно следует обратиться за помощью к косметологу.

Старайтесь не думать о прыщах. Меньше смотритесь в зеркало, только лишь, чтобы сделать легкий макияж и улыбнуться себе!

В те моменты, когда у Вас появляется желание что-нибудь выдавить, попробуйте заняться чем-то не менее приятным (посмотрите кино, почитайте книгу, позвоните подруге …) или выдавите зубную пасту из тюбика))

Избавьтесь от излишков свободного времени, займите свои руки каким-либо делом.

Юлия, существует масса разнообразных советов и рекомендаций, однако справиться с этой проблемой (повторяюсь) Вам все же поможет только очная консультация психолога.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!