Обозначают живые предметы {кошка, тигр) и неживые {мел, рис, золото).
Грамматические характеристики этого ЛГР различны. Личные имена существительные, поскольку называют человека, имеют только 2 рода (м.р. и ж.р.): столяр, отличница, испанка. Исключение: дитя, лицо, чадо (ср.р.) В неличных именах существительных выделяется 3 рода: конь, мел (м.р.), река, любовь (ж.р.), окно, движение (ср.р.).
Личные и неличные существительные не составляют замкнутых рядов. Есть небольшая группа слов, которые в зависимости от контекста могут относится к личным или неличным существительным: мешок, пень, тип, тюфяк и др. (Вместо берёзы торчал пень (неличн.). Ну ты и пень (личн.).).
Конкретные имена существительные.
Называют конкретные предметы, факты, живые существа. Составляют основу имен существительных. Отличительные : свободно сочетаются с количественными числительными, т. е. подвергаются счету: 1 доска, 5 девочек; имеют числовую корреляцию (студент – студенты, весна – весны). Все эти признаки для абстрактных, собирательных и вещественных существительных не характерны. Словообразовательных примет конкретные существительные не имеют.
Абстрактные (отвлеченные) имена существительные.
Называют абстрактные понятия (качество, свойство, действие, состояние): белизна, легкость, героизм, достижение, боль; а также называют различные течения и направления, научные дисциплины: акмеизм, марксизм, языкознание, литературоведение, реализм.
Отличительные черты: не подвергаются счету (нельзя сказать: 3 легкости, 2 литературоведения), употребляются в единственном числе.
Образуются при помощи суффиксов - ость/ - есть (гордость, свежесть), - к (а) (ковка, уборка), - ев(а) (синева), - ин(а) (глубина, вышина), - от(а) (краснота, доброта), - изн(а) (новизна, белизна),
Ø(высь, ширь), -ств(о) (упорство, бегство), - ениj (разоружение), -ниj (старание), - иj (усердие), - ациj (агитация) , - изм (структурализм) , - б(а) (косьба, стрельба ).
Абстрактные существительные могут быть и немотивированными: гул, горе, тоска, быт, лень, уют и др.
Иногда абстрактные имена существительные могут употребляться в форме множественного числа: беды, муки, красоты, страсти. При этом у них изменяется семантика: стирается идея отвлеченности, происходит конкретизация проявления качеств, свойств, действий, состояний. Абстрактные имена существительные переходят в разряд конкретных имен существительных.
Собирательные имена существительные.
Обозначают совокупность однородных предметов как неделимое целое: листва, обувь.
Отличительные черты: не сочетаются с количественными числительными; имеют только формы единственного числа; могут сочетаться с неопределенно-количественными словами (много, мало), дробными числительными, а также со словами, обозначающими соотношение части и целого: много бедноты, мало хвои, ½ ботвы, уйма мелочи, вся родня.
Словообразовательные приметы: образуются с помощью особых суффиксов – ур(а) (профессура) , - ств(о) / - еств(о) (купечество, студенчество), - Ø (дичь ), - j – (тряпьё, офицерьё), - н(я) (родня), - от(а) (беднота), - ник (ельник), - няк (ивняк).
Все собирательные существительные делятся на 2 группы: непроизводные (посуда, хлам, мебель ), в которых значение собирательности выражено лексически, и производные (детвора, орешник), в которых значение собирательности выражено с помощью суффиксов.
От собирательных существительных следует отличать слова, которые, хоть и обозначают совокупность предметов, но не обладают грамматическими характеристиками собирательных существительных; они сочетаются с количественными числительными и имеют числовую корреляцию: народ, труппа, полк и др.
Понятие об имени существительном. Признаки имён существительных. Разряды имён существительных
1. Имя существительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Главные признаки имени существительного.
Общее грамматическое значение - это значение предмета, другими словами всего того, о чём есть возможность сказать: это кто? либо это что? Это единственная часть речи, которая может обозначать всё, что угодно, а конкретно:
1) наименования определенных вещей и предметов (дом, дерево, тетрадь, книжка, порт-фель, кровать, лампа);
2) наименования живых созданий (чело-век, инженер, девочка, парень, олень, комар);
3) наименования разных веществ (кислород, бензин, свинец, сахар, соль);
4) наименования разных явлений природы и публичной жизни (буря, мороз, дождь, праздничек, война);
5) наименования отвлечённых параметров и признаков (свежесть, белизна, синева);
6) наименования отвлечённых действий и состояний (ожидание, убийство, бег).
Морфологические признаки имени существительного - это род, число, падеж, склонение. Имена существительные
1) принадлежат к одному из четырёх родов - мужскому, женскому, среднему, общему, однако не меняются по родам: океан, река, море ; см. Как найти род имени существительного?;
2) меняются по числам: океан - океаны, река - реки, море - моря ;
3) меняются по падежам: океан - океана, океану, океаном и т.д.; см. Какие есть падежи в российском языке?
Изменение по падежам и числам именуется склонением . См. Как найти склонение имён существительных?
Исходная форма существительного - именительный падеж единственного числа.
Синтаксические признаки: в предложении имена существительные в большинстве случаев выступают как подлежащие либо дополнения, однако могут быть какими угодно другими членами предложения:
Книжка
делает человека владельцем вселенной (П. Павленко) - подлежащее
;
Вся жизнь населения земли оседала в книжке (А. Герцен) - дополнение
;
Книжка - хранилище
познаний (Б. Полевой) - именная часть составного сказуемого
;
Сырость от земли
начинала холодить бок (А. Гайдар) - несогласованное определение
;
Над
седоватый равниной
моря ветер тучи нагоняет (М. Лермонтов) - событие места
;
Не забудет народ-фаворит
беззаветных героев собственных (В. Лебедев-Кумач) - приложение
.
Существительное в предложении может выступать в роли воззвания (не является членом предложения): Люся , я тебя жду!
3. По нраву лексического значения существительные делятся на два разряда:
Примечание . Собственные имена существительные имеют ряд особенностей.
1) Имена собственные могут состоять из 1-го слова (Москва, Каспий, Кавказ, «Мцыри» ) либо из нескольких слов (Нижний Новгород, Новый Орлеан, Василий Андреевич Жуковский, «Война и мир», Восточно-Сибирское море ).
2) Имена собственные пишутся с большой буквы (Тула, Альпы ).
3) Наименования (заглавия) книжек, газет, журналов, кинофильмов, картин, кораблей, поездов и т.п. пишутся с большой буквы и, не считая того, выделяются кавычками (роман «Евгений Онегин», картина «Утро в лесу», теплоход «Василий Суриков» ).
4) Имена собственные не употребляются во множественном числе и не смешиваются с именами числительными (не считая случаев обозначения различных предметов и лиц, называющихся идиентично: У нас в классе две Ирины и три Оли ). Город Набережные Челны.
5) Собственные существительные могут перебегать в нарицательные, а нарицательные - в собственные, к примеру: Нарцисс (имя юноши-красавца в древнегреческой мифоло-гии) - нарцисс (цветок); Бостон (город в США) - бостон (шерстяная ткань), бостон (неспешный вальс), бостон (карточная игра); труд - газета «Труд».
4. По значению имена существительные делятся на четыре главных разряда:
5. По типу обозначаемых предметов существительные делятся на два разряда:
Примечание . Время от времени бывает тяжело разграничить одушевлённые и неодушевлённые существительные.
1) Одушевлёнными приемущественно являются существительные мужского и дамского родов. Одушевлённых существительных среднего рода сильно мало (дитя, животное, лицо в значении «человек», млекопитающее, насекомое, страшилище, существо в значении «живой организм», чудовище ).
2) Одушевлённые и неодушевлённые существительные имеют особенности в склонении:
Ср.: мама - вижу матерей (мн.ч. В.п.), нет матерей (мн.ч. Р.п.); отец - вижу отцов (мн.ч. В.п.), нет отцов (мн.ч. Р.п.); вижу отца (ед.ч. В.п.), нет отца (ед.ч. Р.п.);
Ср.: страна - вижу страны (мн.ч. В.п.), тут есть страны (мн.ч. И.п.); камень - вижу камешки (мн.ч. В.п.), тут есть камешки (мн.ч. И.п.); вижу камень (ед.ч. В.п.), тут есть камень (ед.ч. И.п.).
3) Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с научным представлением о живой и неживой природе. К примеру, существительное полк обозначает совокупа людей, однако это неодушевлённое существительное (В.п. = И.п.: вижу полк - тут есть полк ). То же самое есть возможность следить на примере существительного микроорганизм. Исходя из убеждений биологии, это часть живой природы, однако существительное микроорганизм неодушевлённое (В.п. = И.п.: вижу микроорганизм - тут есть микроорганизм ). Существительные покойник и труп являются синонимами, однако существительное покойник является одушевлённым (В.п. = Р.п.: вижу покойника - нет покойника ), а существительное труп является неодушевлённым (В.п. = И.п.: вижу труп - тут есть труп ).
Дополнительно:
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительные источники:
Особый стилистический интерес представляет использование писателями отвлеченных существительных для усиления действенности речи.
Психология творчества различает два типа мышления: наглядное и теоретическое. Первый характеризуется возникновением в сознании человека представлений, отражающих действительность в единичных понятиях, получающих выражение в конкретных наименованиях предметов реальной действительности; второй состоит в создании абстрактных понятий, закрепленных в существительных отвлеченного значения, не получающих отражения в конкретных образах. Отвлеченное мышление свойственно прежде всего ученым, оно проявляется в абстрактизации различных языковых средств в научном изложении, в частности в предпочтении отвлеченных существительных конкретным, а также в том, что конкретные слова в научных текстах обычно употребляются в отвлеченном значении . Однако в научном стиле вокруг существительных не возникает экспрессивного ореола, так как они выполняют лишь информативную функцию.
Принципиальное отличие стилистического использования отвлеченных существительных в художественной речи состоит в активизации их выразительных возможностей. Под пером художников слова отвлеченные существительные могут стать сильным источником речевой экспрессии, хотя их эстетическая функция порой недооценивается, что искажает представление о стилистических ресурсах морфологических средств.
Русские писатели всегда придавали важное значение освоению отвлеченной лексики в художественной речи. Отвлеченные существительные вовлекались в систему экспрессивных средств поэтами - для отражения духовного мира лирического героя, обозначения возвышенных нравственных и эстетических категорий. Например, у А. С. Пушкина: Но я не создан для блаженства ...; И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы , и любовь.
Поэты второй половины XIX в. расширили репертуар отвлеченных существительных, придающих стилю взволнованно-патетическое звучание. Так, у Н. А. Некрасова часто употребляются слова: свобода , вера , святыня , скорбь , нищета, отчаянье , борьба, насилие. Чтобы усилить экспрессию отвлеченных существительных, получающих в контексте политическую окраску, поэт использовал особый графический прием - писал их с прописной буквы: Чрез бездны темные Насилия и Зла , Труда и Голода она меня вела ... [о музе].
У классиков русской прозы отвлеченные существительные были средством изображения богатой духовной жизни героев. Много слов этого лексико-грамматического разряда ввел в художественную речь М. Ю. Лермонтов, который искусно уточнял их значение выразительными эпитетами: Холодная злость овладела мною; безмерное отчаянье, неистовая храбрость, глубокое презрение, сладкие заблуждения, необъяснимое наслаждение.
В наследии каждого большого русского писателя можно указать характерные для его стиля, имеющие глубокое философское и эстетическое значение отвлеченные существительные, нередко введенные в употребление этим же художником: у Гончарова - обломовщина, у Тургенева - нигилизм, у Чернышевского - эмансипация, патриотизм.
В наше время отвлеченные существительные воспринимаются в большинстве своем как стилистически нейтральные, однако нередко они все же сохраняют экспрессивные оттенки, с которыми связано представление о литературности, возвышенном способе выражения, и поэтому сфера их стилистического использования - размышления, философские искания героев. Составляя значительную часть «интеллигентского словаря», отвлеченные существительные привлекаются для речевой характеристики героев-интеллектуалов:
Он [Сергей] искал нити, соединявшие прошлое с еще более далеким прошлым и с будущим... Человек, говорил он, никогда не примирится со смертью, потому что в нем заложено ощущение бесконечности нити, часть которой он сам. Не бог награждает человека бессмертием, и не религия внушает ему идею, а вот это закодированное, передающееся с генами ощущение причастности к бесконечному ряду...
(Ю. Трифонов.)
Важно подчеркнуть и такую особенность функционирования отвлеченных существительных в художественном тексте: в речи они часто получают конкретное значение: «Первые радости» (Фед.); «Долгое прощание » (Триф.); Смерть как будто заигрывала с казаком ; ...Расплескал злобу в драке с Петром (Шол.); ...Жизнь бушевала в нем. Она шумела в крови, как майская гроза в кустах весеннего сада ; Здоровье вытекало по каплям, как сок из подрубленной березы (Лавр.). При этом абстрактная семантика отвлеченных существительных преобразуется в результате метафорического переосмысления, расширения границ лексической сочетаемости, обновления их значения. В этом проявляется важнейшая черта художественной речи - предметно-образная конкретизация описываемого.
В экспрессивной функции отвлеченные существительные выступают и в публицистическом стиле современного русского языка, пополняя состав общественно-политической лексики, обладающей оценочными значениями: активность, атмосфера, борьба, дружба, кампания, клевета, мир, общественность, оплот, политика, потенциал, сотрудничество, старт, тактика, эскалация и др. Такие отвлеченные существительные играют ведущую роль в составе строевой лексики газеты: отличаясь особой широтой семантики, они характеризуют разнообразные обстоятельства, события, явления, сопровождая их резкой оценкой .
- См.: Кожина М. Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь, 1966. - С. 162. По данным этого исследования,отвлеченные существительные в научном стиле составляют 65,6 % против 34,4 % конкретных, а в художественной речи картина прямо противоположная: отвлеченных существительных 35,9 %, конкретных 64,1 %.
- См.: Солганик Г. Я. Лексика газеты: Функциональный аспект. - М., 1981. - С. 64 и сл.
Любовь, ненависть, восхищение, дружба, ревность… "Это чувства", - скажете вы и будете абсолютно правы. Но есть ещё кое-что: все эти слова обозначают состояния, понятия, до которых невозможно дотянуться, дотронуться и которые нельзя посчитать. Иными словами, это абстрактные (или отвлечённые) существительные.
И последнее - вещественные существительные, которые обозначают вещества, однородные по составу, по массе, и даже если делятся на части, сохраняют свойства целого. Обычно их невозможно посчитать. Только измерить. Например: говядина, вода, тесто, сметана и другие. Соответственно, они не изменяются по числам, не употребляются с количественными числительными.
Языковой уровень
Продолжаем рассуждения о роли абстрактных существительных в языке, в отражении действительности. Многие учёные-лингвисты полагают, что четыре вышеперечисленных разряда имён существительных - это, по сути, четыре уровня отражения реальности в языке: языковой, философский, естественнонаучный и когнитивный. На каждом из них только один разряд представляется исключительным и противопоставляется трём остальным.
К примеру, о уже было сказано выше. В этой плоскости конкретные существительные противопоставлены абстрактным, вещественным и собирательным, поскольку только они называют исчисляемые предметы и свободно употребляются как в единственном, так и во множественном числе. Остальные - неисчисляемые объекты.
Но так как данная статья описывает абстрактное существительное, то обратимся к философскому уровню отражения действительности, так как именно здесь начинается его безраздельное царствование.
Философия
На философском уровне отражения действительности все существующие объекты делятся на идеальные и материальные. Соответственно, абстрактное существительное, которое называет идеальные, отвлеченные объекты, стоит на противоположной стороне от имен конкретных, вещественных и собирательных. Ведь эта троица обозначает в основной своей массе нечто материальное и чувственно воспринимаемое.
Следовательно, абстрактные существительные (примеры следуют далее) - уникальный разряд, исключительность которого состоит в том, что только он даёт имя таким нематериальным субстанциям, как: 1) отвлечённое свойство, признак предмета (лёгкость полёта, бега, бытия, сумки); 2) отвлечённое поведение, действие, деятельность (приобретение отца, педагога, учёного; приобретение дома, книги, недвижимости); 3) отвлечённое настроение, чувство, состояние, появляющиеся в разных ситуациях (ненависть к врагу, к миру, к другу; застой в отношениях, в стране, в работе); 4) нечто умозрительное, духовное, которое существует лишь в сознании человека и его невозможно представить наглядно (беспринципность, справедливость, духовность).
Среди нарицательных существительных по своим лексическим значениям и грамматическим свойствам выделяются конкретные и отвлеченные слова.
Конкретные существительные обозначают предметы, которые существуют в виде отдельных экземпляров или особей. Они могут подвергаться счету: дом (один, два, три... дома), корова (одна, две, три... коровы), повар (один, два, три... повара), удар (один, два, три... удара). Сочетаемость с количественными числительными и изменяемость по числам (дом - дома, корова - коровы, повар - повара, удар - удары ) являются основными признаками конкретных существительных.
В составе конкретных существительных особую группу образуют единичные существительные (сингулятивы). Они обозначают один экземпляр чего-либо, выделенный из однородных предметов. Ср.: крестьянин - крестьянство, студент - студенчество, тряпка - тряпье, лист - листва . Здесь единичность выражена в противопоставлении сингулятивов собирательным существительным. Единичность выражается также при помощи специальных суффиксов -ин(а), -инк(а): солома - соломина, жемчуг -жемчужина; роса - росинка, пух - пушинка, снег-снежинка и др.
Отвлеченные (абстрактные) существительные обозначают абстрактные понятия - свойства, качества, а также действия и состояния: храбрость, новизна, желтизна, почет, борь6а, чтение, радость и т. п. Семантика отвлеченных существительных не допускает представления о счете. Они употребляются только в единственном числе. Формы множественного числа образуются только в тех случаях, когда они обозначают конкретные проявления отвлеченных качеств и действий. Ср.: чувство радости и маленькие радости, радости жизни (события, вызывающие радость); красота девушки и красоты природы (красивые места); чтение книги и педагогические чтения, Виноградовские чтения. В конкретных значениях абстрактные существительные сочетаются с количественными числительными, например: Теперь у нас были три заботы: первая -- найти воду, вторая - найти топливо и третья - найти защиту от ветра (Арсеньев). Знаю я сладких четыре отрады (Брюсов).
В основных своих значениях отвлеченные существительные, как правило, не сочетаются с количественными определителями. Однако некоторые из них могут определяться при помощи неопределенно-количественных слов (мало радости, капельку терпения, много внимания, много бед натворил, немало глупостей сказал и др.).
Отвлеченные существительные образуются при помощи суффиксов -ость(-есть), -к(а), -от(а), изн(а), -ев(а), -ии(а), -ни], /ни;-, -отн(я), -ств(о), -изм, -аци(я) и др., например: выносливость, заточка, темнота, новизна, синева, низина, разоружение, развитие, толкотня, упорство, формализм, ориентация.