Падение ордена жак де моле. Свой среди чужих

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Жак де Моле, 23-й и последний Великий магистр Ордена тамплиеров (1292–1313) , стал фигурой легендарной. Для одних он был мученик, для других - еретик. Его называли или жертвой заговора, или человеком, который получил по заслугам за преступления тамплиеров. О Жаке де Моле сочиняли пьесы. Его имя взяла себе группа молодых масонов. Был ли он последний глава тайного общества? Или еретик, отрицавший божественность Христа? Или был просто честный и преданный воин, который попал в расставленную французским королем западню, реликтом уходящего мира?

Кто он, этот человек, который стоял во главе Ордена тамплиеров в последние дни его существования?

Очень много обстоятельств жизни Жака де Моле остаются неизвестными. Почти все сведения о его личности дошли до наших дней из приобщенных к делу собственных показаний Великого магистра, которые он дал после ареста в 1307 г.

В первом протоколе, который был составлен 24 октября 1307 г., то есть через 11 дней после задержания, Жак свидетельствует, что является членом Ордена рыцарей Храма на протяжении 42-х лет. Его принимали в орден в городе Боне, что в епархии Отен, Юбером де Перо и Амори де ла Рошем. Если считать, что Жак стал тамплиером лет в 17, то к моменту ареста ему было около 60-ти. Впрочем, Жак мог вступить в орден, когда был немного моложе или значительно старше.

О том где родился Жак де Моле мы тоже не можем судить со всей определенностью. Вероятно, он родом из Бургундии, где есть несколько селений с названием Моле. Автор биографии Великого магистра Ален Демюрже сводит возможный выбор к двум городам, но мы не вполне уверены в правомочности этого ограничения.

Если Жак родился в Бургундии, то на него не распространялась юрисдикция короля Франции - ведь Бургундия в те времена входила в состав Священной Римской империи. Но Жак, как видно, считал себя французом.

О его семье и раннем периоде его жизни мы вообще ничего не знаем. Неведомы нам и причины, по которой он захотел вступить в Орден тамплиеров. Не дошло до нас ни одного документа ордена, где бы был упомянут Жак де Моле и по которому мы могли бы судить, чем он занимался до избрания Великим магистром.

По иронии судьбы, о самом легендарном Великом магистре ордена нам меньше всего известно. Очень может быть, что сведения о раннем периоде его жизни имелись в бумагах, которые были утеряны после захвата турками Кипра в 1571 г. Но что толку знать, где находились эти сведения, если мы не имеем представления, в чем они состоят?


Жак де Моле стал Великим магистром в критический момент для Ордена Храмовников и всех латинских королевств. В 1291 г., когда пала Акра, он, скорей всего, находился на Святой земле. Не следует исключить, что Жак оказался одним из немногих покинувших город рыцарей, хотя об этом факте нигде не упоминается. Более вероятно, что он в это время был в одном из укрепленных пунктов ордена, к примеру в Сидоне или на Кипре.

После гибели Гийома де Боже, павшего при защите Акры, Великим магистром стал командор ордена на Востоке Тибо Годен. Из всех уцелевших тамплиеров он занимал самый высокий пост в иерархии ордена, чем, как видно, и объясняется его избрание. Сохранились только несколько писем, которые относятся к короткому периоду пребывания Годена в должности Великого магистра. Он скончался до апреля 1292 г., потому как именно тогда Жак де Моле направил в Испанию депешу с разрешением продать участок земли в Арагоне, которую подписал как магистр ордена.

Что же оставалось от ордена, когда Великим магистром стал Жак де Моле?

И хоть тамплиеры храбро сражались в Акре, после того как город пал почти вся вина за поражение легла на них - так, в крайнем случае, это выглядело в глазах Запада. Именно потому Жак считал своей основной и первоочередной задачей возврат утраченных земель прежних латинских королевств. Для этого, как он считал, надо было сохранить последнее христианское государство на Востоке - Армению, которая располагалась на территории, находящейся в юго-восточной части современной Турции.

В начале 1292 г. папа Николай IV направил тамплиерам и госпитальерам послания, в которых приказывал им «прийти на помощь Армянскому королевству и встать на его защиту, использовав галеры, что находятся у них по воле апостольского престола, дабы противостоять врагам Креста Господня».

К сожалению, Армения была ослаблена междоусобной борьбой внутри правящего семейства и лишена поддержки, когда-то получаемой от латинских королевств. Попыткам помочь армянам мешала и война между венецианцами и генуэзцами. Эти два купеческих государства держали в своих руках значительную часть средств для морских перевозок войск и грузов, и их противостояние в значительной степени затрудняло плавание в восточной части Средиземного моря.

На протяжении некоторого времени в руках рыцарей Храма еще оставался остров Руад - как раз напротив города Тортоса. Там Жак де Моле рассчитывал накопить силы для того, чтобы вторгнуться на территорию сарацин и начать возврат потерянных земель. Руад в этих планах играл только роль плацдарма для наступления.

Это был крошечный каменистый остров, без пресной воды. 1300 год — он и стал исходным пунктом для задуманного вторжения, при котором с запада на сарацин должны были двинуться крестоносцы, а с востока - монгольские воины. В силу различных причин, включая погоду и разногласия между монгольскими вождями, планировавшееся вторжение не состоялось. Правда, храмовники и их союзники смогли взять Тортосу, но, не получив помощи, не удержали ее и были вынуждены возвратиться на Руад.

Этот остров они удерживали до 1302 г., когда на Руад выдвинулся египетский флот. Во главе сарацин стоял эмир Саиф аль-Дин Есендемюр, «рожденный от христианина и некой женщины в земле, называемой Грузией». Это означало, что он был выходцем из славянских земель, захваченным в плен и проданным в рабство в Египте.

У храмовников не было достаточно крупных кораблей, чтобы противостоять египтянам на море или уйти от погони. После непродолжительного сражения рыцарям и подчинявшимся им воинам довелось сдаться. Тамплиерам был обещан свободный проход, но, «потому как сирийские пешие воины сопротивлялись так яростно, что нанесли большой ущерб сарацинам, те отрубили им головы всем до единого, а братьев Ордена тамплиеров с бесчестьем отправили в Вавилон». Такова метафора хрониста, который пытался довести до сведения читателя, что тамплиеры были проданы в рабство подобно евреям, угнанным в вавилонский плен. В данном случае речь шла о невольничьих рынках Египта.

Когда сарацины взяли Тортосу, Жака там не было. Он оставался на Кипре, пытаясь раздобыть корабли, чтобы послать их для спасения защитников города. Однако лучше бы он сам оказался в рядах последних, ибо потеря Руада и пленение храмовников в недалеком будущем будут использованы на процессе против тамплиеров.

Нам известно, что Жак де Моле присутствовал при интронизации папы Бонифация VIII в Неаполе и, по всей видимости, смог установить с ним добрые отношения. И конечно, это не расположило к Жаку смертельного врага папы французского короля Филиппа IV, однако только взаимная приязнь магистра и понтифика не могла бы стать причиной того, что орден и его глава были выбраны объектами королевской мести.

Вероятно, произошло какое-то событие (предположительно, в 1297 г.), подтолкнувшее короля к мысли избавиться от Великого магистра. Незадолго до того король позаимствовал у тамплиеров 2 500 ливров - сумму весьма обычную для Филиппа. Но один кипрский летописец отмечал, что кроме этого казначей ордена выдал монарху 200 тыс. флоринов. Узнав о столь крупной ссуде, Жак выгнал казначея, при этом даже просьба короля не заставила его изменить свое решение.

Жаль но мы не уверены в надежности этих сведений - нельзя исключать, что это попросту выдумка хрониста. Документы, которые могли бы подтвердить такую ссуду, давно утеряны. Однако если все так и было, то мы можем сделать вывод о том, что Жак считал короля ненадежным должником. У Филиппа же в таком случае появилась веская причина позаботиться, чтобы соответствующие бумаги ордена исчезли. Кроме этого, становится очевидным, что еще до ареста тамплиеров отношения между ними и королем явно испортились.

В конце 1296 г. Жак де Моле возвратился на Кипр и оставался на Востоке в следующие 10 лет. Он возглавлял неоднократные нападения на Египет с моря и принимал участие в неудачном походе в Армению в 1299 г., в результате которого орден потерял там свою последнюю крепость.

К началу 1306 г. Жак уже знал, какое пагубное воздействие на общественное мнение в Европе оказали все эти поражения. Кроме этого, подобно тому как его предшественники позволили впутать себя в междоусобицы предводителей латинских королевств, он оказался вовлеченным во внутренние политические интриги Кипра.

Я думаю, что Жак де Моле впал в уныние, когда получил письмо нового папы Климента V, в котором понтифик предлагал ему изложить свои мысли по поводу слияния двух орденов - тамплиеров и госпитальеров. Идея объединения витала в воздухе давно, со Второго Лионского собора, состоявшегося в 1274 г., но Жак опасался, что на этот раз храмовникам не удастся отсрочить это событие.

Жак де Моле знал, что, если ему не удастся убедить папу в целесообразности сохранить самостоятельность тамплиеров, то госпитальеры, их давние соперники, поглотят его орден. В новом - объединенном - ордене Жак не видел для себя места.

Когда Климент V приказал Великому магистру явиться к папскому двору в Пуатье что бы обсудить этот вопрос, Жак отправил ему письмо, в котором объяснял свою позицию. Но его доводы против слияния орденов даже самому де Моле казались неубедительны. Он писал, что считает неправильным просить воина, который некогда вступил в определенное братство, вдруг стать членом другого, что между рыцарями двух орденов, принужденными жить вместе, неизбежно возникнут раздоры.

Всем известное (или печально известное) соперничество между братствами исчезнет, но с ним исчезнет и полезное стремление проявить себя более храбрым, благородным, милосердным, чем соперник из другого ордена. «Ибо, когда госпитальеры встречались в бою с сарацинами, тамплиеры не останавливались ни перед чем, чтобы выказать еще большую доблесть, и так же обстояло дело с госпитальерами».

Жак признает, что содержание одного ордена обойдется дешевле, но замечает, что неизбежные раздоры могут свести это преимущество к нулю. В целом выстроенная Жаком аргументация в защиту независимости тамплиеров оказалась далеко не самой лучшей. Но, хотя он и был крайне обеспокоен предложением папы, главной целью его возвращения в Европу все же оставалось стремление набрать достаточно войск, чтобы возвратить Иерусалим христианскому миру.

В начале письма Великого магистра есть интересное место, дающее основание усомниться в твердости его памяти даже в то время, когда де Моле был на свободе и ему не угрожали пытки. Он писал, что в 1274 г. присутствовал на соборе в Лионе вместе с Гийомом де Боже, незадолго до того ставшим Великим магистром. Инквизиторам следовало бы изучить это письмо, прежде чем допрашивать Жака, потому как в нем он сообщает папе Клименту V, что видел во время этого собора короля Людовика Святого.

Людовик же скончался в 1270 г., то есть за 4 года до собора, о котором говорится. Если бы это прозвучало на суде, процесс мог бы пойти по абсолютно другому пути. Человека, которого посещают видения святого короля, вряд ли могли признать еретиком. С другой стороны, на человека, чья память так ошибочно фиксирует события, трудно полагаться в других делах.

Когда в конце лета 1307 г. Великий магистр прибыл в Марсель, до него начали доходить слухи о храмовниках, которые широко распространились по Европе. До этого времени Жаку были ведомы только старые обычные упреки, предъявляемые братьям ордена, - дескать, они исполнены гордыни, скаредны и не щедры на пожертвования, хранят в тайне дела, обсуждаемые на их собраниях, и т. д. Вообразите себе, какой ужас охватил де Моле, когда он узнал о новых обвинениях: будто храмовники отрекаются от Иисуса Христа, плюют на крест и богохульствуют.

Откуда взяли начало эти слухи, сказать трудно, хотя некоторые ученые и предпринимали попытки это выяснить. Считается, что все эти истории из мести сочинили люди, которых изгнали из ордена.

К 1307 году уже были в ходу рассказы о неподобающих ритуалах, сопровождающих посвящение в тамплиеры, но Великий магистр вел себя так, словно это его особо не беспокоило. Он сообщил Клименту V о своем желании, чтобы назначенная папой комиссия изучила истинное положение дел и опровергла навет. После этого Жак де Моле вернулся к своим делам. Стоял август 1307 года.

Тайный приказ об аресте храмовников появился спустя месяц.

Все летописцы той эпохи утверждают, что ни тамплиеры, ни, в частности, Великий магистр не имели понятия о грядущем аресте. Никто их не предупредил. У них не было времени, чтобы как-то подготовиться, бежать или спрятать важные документы или ценности. 12 октября, в четверг, Жак де Моле лег спать как глава известного и уважаемого духовного ордена. 13 октября, в пятницу, он оказался в тюрьме и подвергался допросу в связи с обвинением в преступлениях против Христа.

Что мог чувствовать Великий магистр, когда Гийом де Ногареи королевские воины принялись ломать ворота парижского Тампля? Уж не принял ли он суматоху за пожар, или неожиданное вторжение неприятеля, или весть о каком-то несчастье на Кипре? Когда эти люди ворвались в спальню Жак де Моле и выволокли его на улицу, понимал ли он, что в действительности происходит?

Запись первого допроса де Моле датирована 24 октября. Это строгий юридический документ, который фиксирует признание допрашиваемого, что при вступлении в Орден тамплиеров 42 года тому назад ему было велено отречься от Иисуса Христа, что «он, хотя и не по своей воле, совершил». На вопрос, плевал ли он на крест, де Моле ответил отрицательно, добавив, что плюнул на землю.

Жак признался в этих преступлениях, но отрицал, что ему было предложено «совокупиться с другими братьями, и поклялся, что никогда не совершал подобного».

Этого было достаточно для его врагов. На следующий день Жака заставили повторить свои признания перед магистрами Парижского университета, а также написать открытое письмо всем членам ордена, в котором он признавал свою вину и раскаивался. Он призывал братьев сделать то же. Кое-кто откликнулся на его призыв, но далеко не все.

Почему же Великий магистр признался? Позже он сказал, что его морили голодом и грозили пытками. В какой-то момент он, очевидно, осознал, что король Франции не имеет власти ни над ним, ни над орденом. На всех последующих допросах Жак отказывается отвечать на вопросы, требуя, чтобы его отправили к папскому двору, ибо только папа имеет право его судить. Этой позиции Великий магистр придерживался следующие шесть лет. Процесс над тамплиерами продолжался без него - магистр хранил молчание в своей камере.

Вне всякого сомнения, его «признание», каким бы оно ни было, нанесло сокрушительный удар по защите ордена. Множество людей сомневались в том, что тамплиеры были такими злодеями, какими их изображали Филипп и его сподвижники, а известие об отказе магистра признать справедливость обвинений могло бы заставить папу воздержаться от ареста храмовников, находящихся за пределами Франции.

Жак не смог возглавить 600 с лишним храмовников, которые были вынуждены защищать себя и свой орден. 1307 год, 25 октября — он повторил свои признания в присутствии двух кардиналов, присланных папой Климентом. Тем не менее в августе 1308 г. кардиналы опять допросили де Моле в Шиноне. Магистр и в этот раз признался в тех же грехах.

Пытали ли его в этот период? Ослабила ли его волю тюрьма? Надо отметить, что де Моле никогда не признавался в чем-то, кроме участия в неподобающих ритуалах при вступлении в орден. Он плюнул на землю рядом с крестом и отрекся от Христа, а потом продолжал служить как добрый рыцарь и христианин.

На допросе в 1309 г. магистр снова заявил, что он подсуден только папе.

Трудно не осуждать Жака де Моле, который хранил молчание в камере, когда множество других людей рисковали жизнью - и теряли ее, - защищая тамплиеров на суде. Свою защиту он, по-видимому, всецело построил на убежденности, что судить его властен лишь папа. В какой-то момент он, правда, высказался в защиту всего ордена, заявив, что не знает другого духовного братства, которое совершало бы столько милосердных дел, и не знает других людей, которые с такой готовностью отдавали жизнь, сражаясь с язычниками за христианскую веру.

Но Жак де Моле нова замкнулся в молчании, когда обвинения против ордена начали множиться и приобретать еще более причудливые формы: тамплиеры якобы поклонялись черному коту, почитали идола, который, по их убеждению, мог уберечь урожай и обогатить братьев, а также в каждую Страстную пятницу мочились на распятие.

После допроса представителями папы магистр провел 4 года в заключении в королевском замке Гизор. С Жаком де Моле там находились командор Кипра Рембо де Карон, командор Нормандии Жоффруа де Шарне, командор Аквитании и Пуату Жоффруа де Гонневиль и генеральный досмотрщик ордена Гуго де Перо. Климент V настаивал, что этих храмовников самого высокого ранга он будет судить самолично. При этом папа не торопился со своим решением.

Мы не знаем о том, что происходило с Жаком и его собратьями по несчастью, пока папа размышлял, как ему надо поступить. В конце концов в декабре 1313 г., спустя год после официального роспуска Ордена тамплиеров, Климент решил вверить судьбу Жака де Моле и других узников трем кардиналам. Они собрались в Париже в марте 1314 г.

Перед группой церковных иерархов, куда входил архиепископ Санса, который в 1310 г. уже позволил отправить на костер 54 храмовника, Жак и другие признались во всем. «В понедельник после дня Святого Григория (18 марта) на площади перед Собором Парижской Богоматери всех их приговорили к пожизненному заключению.

Но, когда кардиналы уже решили, что дело закончено, неожиданно два тамплиера, Жак де Моле и магистр Нормандии, с превеликой настойчивостью начали возражать кардиналу, провозгласившему приговор, и архиепископу Санса, настаивая на своей невиновности. Проявив крайнее к суду небрежение, они отрицали то, в чем прежде поклялись, и привели этим в великое смущение множество присутствующих».

Королю Франции, который в это время находился у себя во дворце, немедля сообщили о том, как повели себя Великий магистр и Жоффруа де Шарне. Монарх был в ярости. Хронист Гийом де Нанжи писал: «Из осторожности не сообщив духовенству, в тот же вечер он (король) предал этих двух тамплиеров огню на островке на Сене меж королевским садом и церковью Братьев-отшельников».

Гийом далее продолжает: «Они переносили страдания с таким безразличием и спокойствием, что… все свидетели казни преисполнились удивления и восхищения». Один из очевидцев, Жоффруа Парижский, священник на службе французского короля, описал сцену казни в таких стихах:

Меж тем Магистр к месту скорой казни
Приблизился спокойно, без боязни.
Откинув плащ, без трепета и страха,
Взошел он на костер в одной рубахе.
К столбу притянут, вервием обвит,
О милости не молит, не дрожит
И в ожиданье смертных мук не стонет,
Но просит палачей своих: «Ладони
Позвольте мне соединить, чтоб вознести
Моленье Господу, к Нему я на пути,
Ему лишь ведомо, кто праведен, кто нет,
И, от земных избавившись тенет,
Я на Господний суд лишь уповаю -
Отделит он плевела от зерна
И отомстит, я это твердо знаю,
За гибель верных слуг своих сполна…»
И мирно вознеслась ко Господу душа,
А люди у костра застыли, не дыша.

Жак де Моле достойно вел себя во время казни. Правда, нельзя утверждать, в действительности ли он произнес речь, стоя на костре, - ведь единственным очевидцем, который об этом написал, был Жоффруа Парижский, но он был поэтом, а потому мог позволить себе вольность в изложении событий. Но все сходны во мнении, что поведение Жак де Моле во время казни заставило многих усомниться в виновности как магистра, так и всего ордена.

Молодость

На посту магистра

В то же время, в ожидании большого крестового похода , Жак де Моле пытался вернуть утраченные позиции ордена на Святой земле. С этой целью в 1301 году тамплиеры захватили остров Арвад (Руад), находившийся недалеко от сирийского побережья . Однако они не смогли удержать его и в 1302 г. Арвад был сдан сарацинам.

Неудачи ордена способствовали нарастанию критики в его адрес. Ещё в 1274 году впервые встал вопрос об объединении двух ведущих военно-монашеских орденов - Храма и Госпиталя. В 1305 году папа Климент вновь предложил объединить ордена. В своём письме Клименту Моле раскритиковал это предложение .

Во время своего второго визита в Европу Моле узнал об интригах короля Франции Филиппа IV против тамплиеров. Несдержанная жесткость магистра, возможно, предопределила печальный конец его ордена. Осенью 1307 года начался процесс против тамплиеров.

На процессе

Оценки историков

Личность последнего магистра ордена тамплиеров не получила однозначной оценки историков. Мари-Луиза Бульст-Тиле полагает, что Жак де Моле был амбициозной личностью, однако он не пользовался доверием своего предшественника и конвента ордена. . Малькольм Барбер считает, что решение избрать Моле на пост магистра ордена было неудачным. «Он оказался в условиях, которые он не понимал… Он никогда не смог осознать, что вместе со своим орденом стал анахронизмом в меняющемся мире» - пишет историк . Ален Демюрже более лоялен к магистру. Он полагает, что его ни в коем случае нельзя считать недалёким или глупым . Более того, по мнению историка, трудно было найти лучшего кандидата на должность магистра, чем Моле. Тем не менее, он не смог реформировать орден. Его сопротивление объединению с орденом госпитальеров могло стать одной из предпосылок роспуска тамплиеров .

Легенды

Примечания

Библиография

  • Barber M. James of Molay, the Last Grand Master of the Order of the Temple // Studia Monastica 14 (1972).
  • Barber M. James of Molay // The Crusades. An Encyclopedia / Ed. A. V. Murray. Santa Barbara, Denver, Oxford: ABC-CLIO, 2006.
  • Bulst-Thiele M.-L. Sacrae Domus Militiae Templi Hierosolymitani Magistri: Untersuchungen zur Geschichte des Templerordens, 1118/9-1314. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1974.
  • Demurger A. Jacques de Molay: Le crépuscule des Templiers. Paris: Payot et Rivages, 2007.
  • Demurger A. The Last Templar: The Tragedy of Jacques de Molay, Last Grand Master of the Temple. London: Profile, 2004.
  • Menache S. The Last Master of the Temple: James of Molay // Knighthoods of Christ: Essays on the History of the Crusades and the Knights Templar/ Ed. Housley N. Aldershot: Ashgate Publishing, 2007.
  • Е. Жаринов. Великие пророки. Магистр Жак де Моле. М.:АСТ, 1999

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Жак де Моле" в других словарях:

    - (фр. Molay или фр. Molé) французская фамилия. Жак де Моле (1244 5/1249 50 1314) двадцать шестой и последний великий магистр ордена тамплиеров. Матьё Моле (1584 1656) французский государственный деятель 17 века Луи Моле (1781 1855)… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Моле. Жак де Моле фр. Jacques de Molay … Википедия

    Рыцарь Тевтонского ордена (у Тамплиеров крест красный) Жак де Моле (фр. Jacques de Molay; 1244 5/1249 50 18 марта 1314) двадцать третий и последний великий магистр ордена тамплиеров. Содержание 1 Молодость … Википедия

    Рыцарь Тевтонского ордена (у Тамплиеров крест красный) Жак де Моле (фр. Jacques de Molay; 1244 5/1249 50 18 марта 1314) двадцать третий и последний великий магистр ордена тамплиеров. Содержание 1 Молодость … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Моле. Луи Матьё Моле Louis Mathieu Molé … Википедия

    Жак Шарль Дюпон де л Эр Jacques Charles Dupont de l Eure … Википедия

Текущая страница: 1 (всего у книги 25 страниц)

Ален Демюрже
ЖАК де МОЛЕ
ВЕЛИКИЙ МАГИСТР ОРДЕНА ТАМПЛИЕРОВ

«Quar nous navons Volu ne Volons le Temple mettre en aucune servitute se non tant come Il hy affiert».

(Ибо мы не хотели и не хотим, чтобы Храм был поставлен на какую-либо службу, кроме той, каковая ему надлежит.)

Письмо Жака де Моле Эксемену де Ленде, которого он только что назначил магистром провинции Арагон.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Что известно о Жаке де Моле, последнем магистре ордена Храма, двадцать третьем, если начинать отсчет с основателя ордена в 1120 г. – Гуго де Пейена? На самом деле очень мало, а о двух третях жизни – почти ничего.

Орден Храма был первым военно-монашеским орденом западного христианства. Это был орден, куда вступали, произнося обет, где жили по уставу, где служили мессу и читали часы. Но вместо того чтобы предаваться созерцанию и постижению дела Божия (opus Dei), как в бенедиктинском и цистерцианском орденах, там занимались военным ремеслом на службе Богу и его церкви. Понятие «рыцарь Христа» (тiles Christi), имевшее долгую историю, в конечном счете целиком соотнесли с этой новой формой религиозного служения.

Повод к ее появлению дали крестовые походы: защита паломников, которые посещали Иерусалим, освобожденный от неверных, как в те времена называли последователей мусульманской религии, а потом военная оборона латинских государств Востока, основанных в ходе первого крестового похода в 1098-1099 гг., объясняли создание этого нового института.

Первоначально появившись на свет в пристройках мечети аль-Акса на горе Мория (или Храмовой), новый орден принял название «Бедных рыцарей Христа храма Соломона». Он получал дары как на Востоке, так и на Западе и смог образовать по всему христианскому миру сеть командорств, объединенных в бальяжи, а позже в провинции, которые все подчинялись власти магистра и сановников, обосновавшихся сначала в Иерусалиме, а потом, в XIII в., когда Иерусалим был потерян, в Акре. В подражание ордену Храма возникли другие ордены – на Востоке (Госпиталь, тевтонцы), в Испании (Калатрава, Сантьяго и т.д.) и на Балтике, где поселились тевтонцы, включив позже в свой состав мелкие ордены рыцарей Христа, а также Добринский и Меченосцев.

Жак де Моле, родившийся приблизительно в 1245-1250 гг., вступил в орден Храма в 1265 г. и стал великим магистром в 1292 году. К этому моменту франков, или латинян, окончательно изгнали из Святой земли: за год до того, в 1291 г., Акра и последние крестоносные крепости попали в руки мамелюкских султанов Египта и Сирии. Свои должностные обязанности Жак де Моле исполнял на Кипре вплоть до рокового дня, когда, прибыв во Францию для бесед с папой, он, как и все братья его ордена, оказался жертвой французского короля Филиппа Красивого. Тамплиеры были арестованы в 1307 г., орден упразднен в 1312 г., и Жак де Моле погиб на костре 11 или 18 марта 1314 года.

О Жаке де Моле, как я сказал, известно немногое. Однако документы существуют, и сведения, часто лапидарные, неточные, косвенные, позволяют мелкими мазками набросать биографию этого человека, которая будет не столь уж краткой. Для того периода, когда он стал отвечать за судьбы ордена Храма, можно выделить основные черты его деятельности; даже не требуя от источников слишком многого и не подгоняя решение под ответ, удается разглядеть мастерство Жака де Моле в руководстве и управлении орденом Храма в течение двадцати последних лет.

Рассказ о событиях, в которые были вовлечены орден Храма и его руководители, излагают прежде всего хроники того времени. Хроника Тирского Тамплиера, который был секретарем великого магистра Гильома де Боже, но притом тамплиером, – главное произведение, которое позволяет познакомиться с этим периодом. Позже эту хронику продолжил Амади, а потом Флорио Бустрон, добавившие некоторые детали. Ценные сведения дают и западные хроники – Гильома де Нанжи и ее французское продолжение, хроники итальянских городов и хроника Виллани, монастырские хроники из Англии или стран империи.

К ним добавляются эпистолярные документы. Архивы Арагонской короны в Барселоне богаты различными письмами, содержащими неопубликованные сведения, которые, однако, надо тщательно проверять, потому что часто это данные из вторых рук. Среди них есть и написанные Жаком де Моле: две памятных записки, составленных великим магистром по просьбе папы Климента V, одна о крестовом походе, другая о проекте объединения орденов, и к ней прилагается тонкая пачка писем на латыни и французском, из которых я в приложении собрал импровизированный корпус текстов. Присутствуют также если не ответы на эти письма Жака де Моле, то, во всяком случае, письма, адресованные ему, которые пополняют наши знания. Такая переписка иногда приобретает личный характер, и тогда ее ценность состоит в том, что через нее можно попытаться постичь личность великого магистра. Папские архивы, которые доступны через посредство Реестров папских писем, составленных под эгидой Французской школы в Риме, также содержат много сведений, которые следовало бы дополнить, обратившись к оригиналу.

Наконец, остаются протоколы допросов тамплиеров в ходе процесса – прежде всего допросов Жака де Моле (пять протоколов), а главное, всех, где упоминается его имя и порой рассматривается его деятельность. Это главнейший источник, но использовать его нелегко. Представьте, что историю писали бы только по полицейским рапортам, протоколам судебных следствий или по документальным источникам, составленным исключительно по памяти. А ведь материалы процесса ордена Храма и есть всё это вместе взятое. Это полицейско-политическая интрига: верить Гильому де Ногаре все равно что верить прокурору Вышинскому или сенатору Маккарти. Эти допросы вели палачи, а потом инквизиторы с единственной целью – чтобы все допрашиваемые оказались виновными. Наконец, огромная часть показаний допрошенных сделана по памяти: сколько фактов было искажено, помещено в неверный контекст, неверно датировано? Конечно, зерно истины есть, но что за зерно и какой истины?

Как извлечь из этого массива породы многочисленные крупицы правды, которые она содержит? Все историки, интересовавшиеся историей ордена Храма и его трагического конца, очень остро ощущали эту проблему. Но они (и я тоже) всегда применяли к ней следующую схему: виновны тамплиеры? Или невиновны? Если да, материалам процесса можно доверять, если нет – нельзя. В настоящее время в среде историков намечается новая тенденция: сосредотачиваться на текстах и искать в них противоречия, недостатки, ошибки, которые многочисленны, но также и ту долю истины, какая там есть; скрупулезно анализировать ход процессов против тамплиеров и также выявлять различные интересы и цели их участников: папа и его судьи (папские комиссии) подходили к вопросу о заблуждениях ордена Храма иначе, чем королевские судьи и их союзники из инквизиции, они преследовали разные цели, потому что первые хотели искоренить злоупотребления ордена, а вторые – уничтожить его как еретический, идолопоклоннический, безнравственный, ненужный и еще бог знает какой!

Что же до самих допрашиваемых тамплиеров, они хотели спасти свою шкуру!

В такой ситуации слепо доверять их показаниям было бы очень наивно. И тем не менее эти показания существуют!

Чтение книги Барбары Фрале «L`ultima battaglia dei Templari» [Последняя битва тамплиеров], которая вышла в 2001 г. и с которой я познакомился, работая над этим трудом, в конечном счете убедило меня принять во внимание все эти «сомнительные» документы – сомнительные потому, что были составлены по памяти (и под пыткой), по слухам и сплетням, по свидетельствам тех, кто это слышал от тех, кто это слышал от тех, кто знает… Как можно отвергать свидетельства многочисленных «наблюдателей» (назовем так послов, случайных информаторов, отчасти или полностью безымянных авторов, писавших письма из Парижа и Пуатье), которые вели переписку с королем Арагона, с тамплиерами или другими монахами своих государств и которые приводят сведения, явно не поддающиеся проверке по другим источникам, и принимать за чистую монету показание тамплиера в ходе процесса, которое так же невозможно проверить, потому что оно уникально?

Если я говорю «принять во внимание», это не значит «принять на веру»; но, во всяком случае, сначала я должен был проверить показание, каким бы оно ни было, а только потом мог его отвергнуть. Надеюсь, читатель поймет, почему мне порой, чтобы решить какой-то вопрос, приходилось далеко отступать от темы. Хуже всего, что, возможно, иногда я делал неправильный выбор!

Правда, и Жак де Моле не упрощал мне задачи. Я признателен ему за отдельные письма, в большинстве сохранившиеся в Барселоне, которые отражают личность, очень непохожую на того слабого человека, каким нам обычно его изображают. Но после первых и очень кратких начальных признаний он предпочел умолкнуть на время дальнейшего процесса. Когда читаешь протоколы допросов тамплиеров папскими уполномоченными в 1310–1311 гг., в голову приходит мысль, что – даже если не воспринимать их материалы как истину в последней инстанции – Жак де Моле тут мог бы многое объяснить нам о своем ордене и о себе самом. Все равно бы, конечно, понадобился отбор, но какая жалость, что он избрал неверную систему защиты.

Одно из главных препятствий, с которым я столкнулся при написании этого жизнеописания, связано с хронологией. Рискуя утомить читателя, я был вынужден кое-что описывать, вероятно, со скучными подробностями, лишь бы установить факты и корректно их датировать. Это мне удавалось не всегда. В большинстве писем Жака де Моле год не указан; то же относится к переписке тамплиеров между собой и с другими корреспондентами из Арагонской короны. По контексту чаще всего можно было установить приемлемую дату, но сколько раз приходилось выбрасывать красивые рассуждения, когда оказывалось, что документы, на которых они основаны, придется датировать иначе! Да будет известно демагогам, предпочитающих историю без дат (а то и без памяти!), что без надежной хронологии историография строится на песке.

Без учеников и учителей, коллег и конференций, встреч и обменов мнениями эта несовершенная книга была бы еще несовершенней. Я рад поблагодарить здесь всех, кто при помощи совета, информации или поиска в архивных фондах любезно сообщил мне то, что было известно ему: во Франции это Пьер-Венсан Клавери и Дамьен Карраз, Клод Мютафьян, в Англии – Фредерик Лашо, Хелен Николсон, в Риме – Симонетта Черрини, Барбара Фрале, Доминик Валерьян, Ив Ле Погам, а в Испании – Филипп Жоссеран в Мадриде, Алан Фори, чья работа о тамплиерах Арагонской короны была для меня столь полезной и который передал мне много сведений, почерпнутых в фондах Барселонских архивов (хорошо ему знакомых), мои друзья Хоан и Карме Фугет, которые позволили мне дважды побывать в Барселоне и помогли попасть в Архивы Арагонской короны, где я всегда находил любезный прием как у секретаря, так и у персонала и читателей (разве не Франсуаза Бериак расшифровала мне одно из этих писем – Жака де Моле или кого-то другого – стертое, дырявое, в пятнах, короче говоря, нечитаемое, но столь ценное?).

1
1250
ЮНОСТЬ МОЛЕ

Рождение: где и когда?

Судьям, допрашивающим его, Жак де Моле 24 октября 1307 г. в Париже ответил, что был принят в орден в Боне сорок два года тому назад Юмбером де Перо, рыцарем.1
Mich. II. P. 305.

В отличие от большинства из ста тридцати восьми тамплиеров, которых допрашивали в Париже в октябре и ноябре 1307 г., в протоколе допроса великого магистра нет никаких указаний на возраст. Таким образом, устанавливать год его рождения нам придется на основе только этих относительных цифр. Если к 1307 г. он прослужил в ордене Храма сорок два года, значит, его приняли в 1265 году. Первый надежный ориентир? Когда в августе следующего года его допрашивали в Шиноне делегаты папы, он снова сказал, что был принят сорок два года назад, то есть в 1266 году. Допустим, что он машинально повторил прежнее показание!2
H. Finke, Papsttum. Bd. II. S. 328.

В принципе в орден вступали во взрослом возрасте:

Хотя устав святых Отцов [устав святого Бенедикта] разрешает принимать в орден детей, мы вам не советуем идти на это […]. Ибо тот, кто захочет отдать своего ребенка в рыцарский орден навсегда, должен вырастить его до тех пор, пока тот не войдет в возраст, позволяющий крепко держать оружие и стирать с лица земли врагов Иисуса Христа […], и пусть лучше он примет обет не ребенком, но взрослым…

Моле был дворянином, и его приняли в орден Храма как рыцаря; это не значит, что он уже был посвящен в рыцари. Посвящали в рыцари обычно в двадцать лет. Если предположить, что в этом возрасте его и приняли, в качестве даты его рождения можно допустить 1245 или 1244 год.4
Эту дату принимает М. Барбер: Barber M. James of Molay, thé Last Grand Master of thé Order of thé Temple // Studia Monastica. 14 (1972). P. 91-124.

Но некоторые из рыцарей, допрошенных в 1307 г., вступили в орден Храма в 16–17 лет, а один, Ги Дофин, сын графа Роберта II Клермонского, дофина Овернского, даже в 11 лет; конечно, он не был посвящен.5
Mich. I. P. 415. cm. B.-T. P. 300, n. 30.

Вот группа из 138 рыцарей, допрошенных в Париже: для 123 из них возраст указан, и для них же, кроме двоих, мы располагаем датой вступления в орден, приведенной в той же относительной форме, как у Жака де Моле («я был принят столько-то лет назад»). Средний возраст их в 1307 г. был 41 год и 8 месяцев, а средний возраст вступления в орден Храма – 27 лет и 9 месяцев; 28 вступили в орден Храма в 20 лет или раньше (в том числе 12 – в возрасте от 11 до 16 лет), а 25 – между 20 и 25 годами.6
Mich. II. P. 244-420. – Forey, A. J. Towards a profile of thé Templars In thé early fourteenth century // The Military orders. Vol.l. Fighting for thé faith and caring for thé sick. Edited by Malcolm Barber. Aldershot: Variorum, 1994. Vol. I. P. 200 и далее.

В Шиноне, где вместе с Моле допрашивали четырех других сановников ордена Храма, двое из них указали свой возраст к моменту вступления в орден: Рембо де Каромб сказал, что вступил 43 года тому назад (в 1265 г.?) и ему было 17 лет, когда он «был сделан рыцарем и принят в орден Храма»;7
H. Finke, Papsttum. Bd. II. S. 324.

Жоффруа де Шарне тоже исполнилось 17 лет, когда его приняли в орден 40 лет назад (в 1268 г.?),8
Ibid. S. 325.

И он тоже был рыцарем. Если допустить, что Жака де Моле приняли в 16-17 лет, его дата рождения сместится на 1248/1249 или 1249/1250 год.9
Именно эту дату предлагает М.-Л. Бульст-Тиле.

В пользу последнего предположения можно сделать одну ссылку: на другом допросе, в 1309 г., Жак де Моле, говоря о временах, когда великим магистром был Гильом де Боже (то есть с 1273 г.), причислил тогдашнего себя к группе «молодых рыцарей». Тем не менее отметим, что по понятиям того времени молодость могла быть достаточно долгой.10
Duby, Georges. Les «jeunes» dans la société aristocratique dans la France du Nord-Ouest au XIIe siècle // Annales: Économies, Sociétés, Civilisations. 19 (1964). P. 835-846.

Итак, однозначного вывода сделать нельзя, придется обойтись приблизительными оценками. Ограничимся тем, что поместим дату рождения Жака де Моле в интервал между 1244/1245 и 1248/1249 и даже между 1240 и 1250 годами.

Отметим, что его раннее детство пришлось на время первого похода Людовика IX: этот поход, который был объявлен в 1244 г., готовился с 1245 по 1248 гг., происходил с 1248 по 1250 гг., продолжился пребыванием короля в Святой земле с 1250 по 1254 гг. и занял, таким образом, десять лет жизни короля и его королевства, мог оказать влияние на маленького Жака де Моле. Рассказы о бедствиях, смелости, неколебимой вере человека, который станет святым королем, о приключениях и воинских подвигах, а также о тяготах голода, болезней, даже плена из уст тех, кто ездил на Восток, воспоминания о тех, кто не вернулся, – все это вполне доходить до рыцарской семьи, какой была семья Моле. Но куда доходить? Где родился Жак де Моле?

Название Моле носят четыре французских общины в департаментах Кальвадос, Йонна, Верхняя Сона и Юра.11
Meyrat, J. Dictionnaire national des communes de France et d"Algérie, colonies françaises et pays de protectorat: postes, télégraphes, téléphones, chemins de fer et colis postaux. Tours: Deslis frères ; Paris: l"auteur, (1899).

Добавим к ним местности с собственными названиями и хутора. Известно, что Моле был бургундцем; однако вариант Йонны, хоть там и был дом ордена Храма (или Госпиталя?), надо отвергнуть, потому что Жак де Моле принадлежал к благородному роду из Бургундского графства (обычно говорили просто «графства»), нынешнего Франш-Конте: «бургундец из Безансонского диоцеза», – писал в XVII в. Пьер Дюпюи.12
На основе рукописного реестра дворянских семейств Бургундского графства, составленного Дювернуа (Виуегпоу), из Безансонской библиотеки, который упоминали Э. Бессон и С. Леруа. Dupuy, Pierre. Traitez concernant l"histoire de France: sçavoir la condamnation des Templiers, avec quelques actes: l"histoire du schisme, les papes tenant le siège en Avignon: et quelques procez criminels. A Paris: Chez Edme Martin, S. Jacques, au Soleil d"Or, 1685. P. 65.

Тогда остаются два рода и две местности.

Коммуна Моле в Верхней Соне, в кантоне Витре, относилась тогда к приходу Летр. Этот приход подчинялся в то время не Лангрскому диоцезу, как иногда говорят, а Безансонскому из-за принадлежности к деканскому округу Трав.13
Leroy S. Jacques de Molay et les templiers franc-comtois d"apres les actes du proces // Bulletin de la Societe grayloise d"emulation. 3 (1900). P. 133 et 136.

Один мелкий дворянский род здесь известен со времен Эме, или Эймона, де Моле, упомянутого в 1138 г. – тогда между цистерцианским аббатством Ла-Шарите и Эймоном, сеньором Моле, а также тремя его сыновьями было заключено соглашение о бенефициях с церквей Фретинье и Этрелль по соседству с Жи.14
Rey M. L"ordre du Temple en Franche-Comte, d"apres les documents ecrits // Academic des sciences, belles-lettres et arts de Besancon. Proces-Verbaux et Memoires. T. 180 (1972-1973). P. 95, n. 5. Автор ссылается на AD Doubs, 58 Н 2. С. Леруа, о чем М. Рей не знал, уже упоминал это соглашение, но отождествлял названия, упомянутые в документе, с другими местами: по его мнению, речь шла о Летре и Пренье недалеко от Моле.

Возможно, Жак был отпрыском этого рода и сыном некоего Жерара, упомянутого в 1233 году.15
Besson, Edouard. Etude sur Jacques de Molay, dernier grand-maitre des Templiers // Memoires de la Societe d"emulation du Doubs. Besancon, 1876. P. 484. – Это утверждение воспроизвел (и уточнил) С. Леруа: Leroy S. Op. cit.. (прим. 13). Р. 136

В подтверждение такой гипотезы можно упомянуть тот факт, что в «доме» Жака де Моле, когда он стал великим магистром, два тамплиера были уроженцами окрестностей Моле в Верхней Соне: Жак из Ла-Рошели (де Рюпелла), сержант «из Безансонского диоцеза», упомянутый как «пребывающий на службе магистра», принятый в орден в Лимасоле (Кипр) в 1304 г. и родившийся в Ла-Рошели, деревне совсем рядом с Моле,16
Mich.I. Р. 65,105,117 и 562. Жерар де Моле, упоминавшийся в 1233 г., был вассалом сеньора Ла-Рошели: 5 S. Leroy, Ibid.

И Гильом из Жи, «из Безансонского диоцеза… из дома и familia великого магистра ордена Храма, прево конской сбруи и его лошадей», принятый в орден в 1303 г.17
Mich. II. P. 289 h I. P. 564.

И происходящий из Жи, деревни, находившейся километрах в двадцати от Моле. И последний довод в пользу этой идентификации: согласно показанию одного тамплиера, допрошенного в Пуатье в 1308 г. в рамках процесса против ордена, у великого магистра ордена Храма, то есть Жака де Моле, был тогда брат – декан Лангра. А ведь Лангр недалеко от Моле.18
H. Finke, Papsttum. Bd. II. S. 337.

Деревня Моле в Юре, в кантоне Шмен, находилась в феодальной зависимости от замка Раон, стоявшего очень недалеко.19
Thomassin, Victor. Figures comtoises. Jacques de Molay, dernier Grand Maitre de 1"Ordre du Temple. Paris: C. Boutet, 1912. К этой версии склоняются Бульст-Тиле и Дайе.

Она расположена километрах в десяти к югу от Доля. Жан де Лонгви, по прозвищу де Шоссен (все это соседние населенные пункты), был женат на дочери Маэ (или Матьё), сира де Раона, и Алике; от этого брака родилось несколько детей, в том числе Жак (которого иногда называют Жаном), старший сын.20
Dunod de Charnage, Francois-Ignace. Memoires pour ser-vir a 1"histoire du comte" de Bourgogne, contenant 1"idee generate de la noblesse et le nobiliaire dudit comte"… Besanfon: J.-B. Charmet, 1740. P. 60.

В поддержку этой гипотезы ссылаются на завещание Жана де Лонгви от 1310 г., в котором он завещает свои владения сыну Жаку, – завещание, якобы зарегистрированное в церковном суде Безансона, согласно Ж. Лаббе де Бийи.21
Labbey de Billy, Nicolas Antoine. Histoire de 1"universite du Comte de Bourgogne et des differens sujets qui 1"ont honoree: pour faire suite aux ouvrages historiques de M. Dunod. Besancon: C.F. Mourgeon, 1814-1815. T. 2. P. 145. в издании: Robert, Ulysse. Testaments de I"officialite de Besan9on: 1265-1500. Paris: Imprimerie nationale, 1902-1907. 2 Vol. (Collection de documents Inedits sur 1"histoire de France.) не обнаружено ни одного завещания, где бы упоминались Моле или Лонгви.

Но этот документ, если когда-либо и существовал, исчез (завещания из церковного суда Безансона разрознены и частично уничтожены). Саму его реальность можно поставить под сомнение, потому что он не упоминается в каталоге (полном) дома Берто.22
Бессон, Леруа и Дюгейт (известны только «тезисы» диссертации последнего, но не сама диссертация), опираясь на этот каталог, категорически отвергают версию Моле в Юре.

Наличие связей, которые сеньоры Раона якобы поддерживали с другими родами Графства, такими, как род Уазеле (Моntе Аvium), или Уазелье (Oiselier) либо Озеле (Оsеler), давший одного маршала ордена Храма при великом магистре Моле, а также родом Грансонов, если предположить, что между ними существовали семейные связи, также не доказано, и сообщения о них выглядят неубедительно.23
Бульст-Тиле: В.-Т., 8. 302, – уверяет, что существовали семейные связи между Грансонами и Уазеле. Но ведь в статье Ф. Функа-Брентано: Funck-Brentano F. Philippe le Bel et la noblesse comtoise // EEC. 49 (1888). P. 1-36, – на которую она опирается, ничего не сказано о Грансонах. Уазеле расположен в департаменте Верхняя Сона, кантон Жи. Это говорит скорее в пользу версии Моле из Верхней Соны.

Что касается завещания, то 1310 год в качестве даты (правда, другие авторы называют 1302 г.) выглядит очень курьезно, если предположить, что имеется в виду Жак де Моле: ведь Жан де Лонгви должен был знать, что происходило с его сыном в то время! Завещать владения магистру ордена Храма, узнику, судимому и почти осужденному, значило завещать их монарху, в данном случае – графу Бургундскому, потому что владения ордена Храма с 1307 г. были поставлены под секвестр!

Хотя по этому вопросу – и очень даже важному! – сказано не всё, я делаю выбор в пользу Моле из Верхней Соны.

Жака де Моле принимали в орден два сановника высшего ранга: Юмбер де Перо, генеральный досмотрщик ордена во Франции и в Англии, и Амори де ла Рош, магистр провинции Франция. Оба принадлежали к знатным дворянским родам. Достаточный ли это признак того, что Жак принадлежал к видному роду, скорей к среднему, чем к мелкому дворянству?24
Frale, Barbara. L"ultima battaglia dei Templari. Roma: Viella, 2001. P. 15-16.

Не факт, даже если в этом районе Бургундии между средним слоем дворянства и военными орденами, а также крестоносцами установились прочные связи.25
Demurger, A. L"aristocrazia lai"ca e gli ordini religiosi-mili-tari In Francia nel duecento // Militia sacra: gli ordini militari tra Europa e Terrasanta. A cura di Enzo Coli, Maria De Marco e Fran-cesco Tommasi. Perugia: S. Bevignate, 1994. P. 55-84.

Итак, Жак де Моле происходил из дворянского рода – может быть, видного – Бургундского графства и родился между 1240 и 1250 годами. Этот пространственный и временной контекст имеет важное значение. Графство Бургундия не относилось к Французскому королевству; это была имперская земля, и, значит, Жак де Моле не был подданным короля Франции. Тем не менее он родился и прожил детские и юношеские годы в период, когда королем этого соседнего королевства был Людовик IX. Он вступил в орден Храма (в 1265 г.) за два года до того, как король во второй раз принял крест. Невозможно представить, чтобы он не слышал об этом, тем более что из Бургундии (как из графства, входившего в состав империи, так и из герцогства, входившего в состав королевства), как и из совсем близкой Шампани, с самого начала крестоносного движения вышло немало крестоносцев. Тем не менее единственное упоминание Людовика IX в словах и письмах Моле связано с грубой ошибкой: он упоминает о присутствии святого короля на Втором Лионском соборе в 1274 г., хотя тот умер за четыре года до того! «Я помню, что, когда папа Григорий [Григорий X] был на Лионском соборе вместе с Людовиком Святым […], там находился также брат Гильом де Боже, в то время магистр ордена Храма […]».26
Памятная записка Ж. де Моле о слиянии орденов, опубликованная Лизераном: О. Ыгегап^, Ье Воззгег… Р. 2-3.

Странный, однако, провал в памяти – ведь к моменту созыва собора Моле уже девять лет как был тамплиером!

Некоронованный король
Жак де Моле – фигура из ряда вон выходящая, его яркая жизнь и мученическая смерть послужили поводом для мифологизации рыцарства, а сам он стал прообразом борца против церкви и королевской власти, вдохновившим многие поколения революционеров и атеистов всех мастей. Оказавшись жертвой политического инквизиционного процесса, сам великий магистр отнюдь не был безгрешной личностью, а его деятельность во главе ордена тамплиеров грозила тотальным разрушением основ христианского мира еще в XIV веке. У короля Филиппа Красивого и папы Климента V были все основания видеть в Жаке де Моле опаснейшего конкурента.

Гороскоп Жака де Моле

Жак де Моле_

Начнем с того, чем был для средневековой Европы орден тамплиеров, и почему его дальнейшее существование угрожало не только французской короне, но и всему западноевропейскому миру, цивилизационные основы коего зиждились на представлениях о священном происхождении королевской власти. До тех пор пока король и папа были наместниками Бога на земле, союз власти духовной и мирской гарантировал поступательное развитие европейского общества в русле христианского мировоззрения. Но уже в XV веке произошли необратимые изменения к худшему – основы основ готической цивилизации содрогнулись. Времена Ренессанса стали прологом новой главы в жизни христианской Европы, окрашенной багряным цветом смуты и братоубийственных гугенотских и гуситских войн. Королевская, как и папская власть были обречены, но падение их было отсрочено упразднением могущественного наднационального союза тамплиеров – организации, политический ресурс которой вполне позволял назвать орден самым первым Интернационалом. Тем не менее, семена богоборческих идей, посеянных тамплиерами, дали всходы во времена Просвещения, а реальные плоды – лишь в ХХ веке, кровавая история которого уходит своими корнями в темные времена средневековья.
Борьба Бога и дьявола стала основным лейтмотивом двухтысячелетней истории христианства, которую некоторые исследователи небезосновательно разделяют на два равновеликих периода, один из которых принадлежит Христу, а другой – антихристу. Появление на границе 1-го и 2-го тысячелетий на исторической арене многочисленных сект и ересей стало основанием для будущего возникновения тайных обществ: иллюминатов, масонов, розенкрейцеров и пр., довершивших начатое тамплиерами дело низложения власти христианства. Орден рыцарей храма Соломона был одним из наиболее действенных механизмов распространения в западной Европе оккультных восточных учений, и в первую очередь – иудейской каббалы. Как все новое, скрытое и непонятное, оккультизм вкупе с каббалической астрологией привлекал в орден огромное количество новых адептов. Обещанное неофитам знание невозможно было получить вне пределов рыцарского круга, ставшего идеальной средой для зарождения религии Люцифера.

Бафомет

Тамплиеры, как выяснилось, поклонялись некоему Бафомету – странному чудовищу с козлиной головой, казавшемуся рыцарям 13 века чем-то очень таинственным, экзотичным и глубоко символичным. Во всех оккультных изданиях между козлоногим Бафометом, воплощающим (как это ни странно) идею астрального света, и извечным противником Бога ставится знак тождества. Очевидно, для подобных аналогий у тамплиеров и их преемников были основания, ведь само имя Люцифера переводится как «несущий свет» .

(Вот отрывок из речи основателя Ку-Клус Клана, суверен — гроссмейстера «СТАРШЕГО И ПРИНЯТОГО ШОТЛАНДСКОГО КРУГА ВОЛЬНЫХ КАМЕНЩИКОВ» Альберта Пайка, произнесенной 7 Апреля 1889 г., перед 32-й степенью «Шотландского круга»: «Мы чтим бога, но это - бог, которому поклоняются без предрассудков. Религия Вольных Каменщиков призвана прежде всего привести к нам всех посвященных высших степеней в чистоте Люциферова учения. Как говорит старый закон: нет света без тени, нет красоты без уродства и нет белого без черного; поэтому и Абсолют может существовать только в двух богах… Именно поэтому учение сатанизма - ересь. И подлинно чистая, истинно философская религия - это вера в Люцифера, бога света, равнопоставленного Адонай (Христу). Но Люцифер, бог света и добра, борется за человечество против Адонай, бога тьмы и жестокости». )

Не вызывает ни малейшего сомнения утверждение об антихристианской сути учения тамплиеров, называвших себя рыцарями храма Соломонова.

Название ордена тамплиеров происходит от французского tample («храм»), но не имеет никакого отношения к христианству, поскольку подразумевает иудейский храм Соломона, на руинах которого была построена резиденция рыцарского ордена в Иерусалиме. Легенда о ритуальном убийстве главного строителя храма Хирама Абифа легла в основу мифологизированной церемонии посвящения в члены масонской ложи.

Обрядность и церемониал рыцарей-храмовников были восприняты пришедшими им на смену мистическими тайными обществами: масонскими ложами шотландского обряда, иллюминатами и прочими поборниками оккультных доктрин, преследовавшимися христианской церковью.
Несколько веков католицизм силами доминиканского ордена, монахи которого называли себя «псами Господними», относительно успешно противостоял многочисленным ересям, стремившимся расколоть тело христианской религии изнутри. Количество невинных жертв инквизиции при этом росло в геометрической прогрессии, что не могло не вызвать естественного желания простых верующих избавиться от постоянного страха за свою жизнь. Необходимость в реформировании церкви назрела сама собой, и появление протестантизма с исторической точки зрения выглядит чем-то вполне естественным. Но внутренняя борьба в пределах целостного организма, коим можно считать католическую це



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!