Падежные окончания существительных. Безударные падежные окончания

(Проверяй по вопросу!)

От существительного задай вопрос к прилагательному определи род, падеж. Пиши в прилагательном то окончание, что и в вопросе.

Муж. и Ср.род.

Множ.число

ый, ий,

ое, ее

ая, яя

ые, ие

ого, его

ой, ей

ых, их

ому, ему

ой, ей

ым, им

ый, ий

ое, ее

ую, юю

ые, ие

ым, им

ой/ою/,

ей/ею

ымы, ими

ом, ем

ой, ей

ых, их

Делай так: спел ого яблока - ябл ока (как ого ?) спелого - ср., р., Р.п. голу бого озера, красив ого дерева, син его неба.

24. Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного числа.

В окончаниях глаголов 2-го лица ед.ч. пишется Ь - пиш ешь , стуч ишь .

Делай так: чит аешь - 1сп., 2л., ед.ч., рису ешь, танцу ешь , гуля ешь

25. Правописание безударных окончаний глаголов.

Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Спряжение глаголов в настоящем времени

I спряжение

II спряжение

Мн. число

Неопр. форма

Все глаголы на ть, еть, ать, оть, уть, кроме глаголов исключений, +брить, стелить, зиждиться

Все глаголы на ить, кроме глаголов исключений, +гнать, держать, дышать и слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а еще смотреть, вертеть и обидеть, и терпеть .

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

    поставить глагол в начальную форму.

    определить спряжение.

    проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании)

    определить окончание данного глагола.

Делай так: стро им - строить 2 спр,2л, мн.ч. держ им, тащ им , куп им

26. Правописание о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипящих и ц пишется под ударением о, а без ударения . мячо м, душе м.

Делай так: чертеж о м, трубач о м, скворц о м. Волчиц е й, синиц е й, пшениц е й.

27. Правописание –тся и –ться в глаголах.

что делает? или что сделает? , то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

что дела ет ? смеё тся ; что сдела ет ? распусти тся

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать?, то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

что дела ть ? смеят ься ; что сдела ть ? Порадоват ься

- В неопределённой форме глагола после буквы ч всегда пишется мягкий знак.

стере чь , стричь.

Делай так: гусь щиплет..ся - гусь (что делает?) щиплется;

перестань красоват…ся – перестань (что делать?) красоваться

28. Правописание ы и и после ц.

Буква и после ц пишется в корнях слов и в словах на ция .

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква ы после ц пишется:

в окончаниях и суффиксах:

куниц ын , птиц ы

в корнях слов – исключений:

цыган, цыпочки, цыц, цыкнул, цыплёнок.

29. 0-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

овцой лестницей

мячом тучей

шалашом крышей

плащом товарищем

чертежом сторожем

30. Правописание суффиксов –ек-, -ик- в именах существительных.

Если изменить число, гласная пропадает, то пишите с буквой Е:

Замоч - замоч и

платоч ЕК - платоч К и

ореш - ореш и

лист - лист и

ключ ИК - ключ ИК и

сад - сад и

31. Состав слова.

Выпиши слово. Разбери его по составу.

Например: поездка

Окончание (измени число или форму)

Основа (часть слова без окончания)

Корень (подбери несколько однокоренных слов)

Приставка (перед корнем)

Суффикс (после корня)

Делай так: поездк а – поездку, поездкой, ездить, езда.

32. Разбор предложения

а) По членам предложения.

Подчеркните главные члены предложения,

выпишите слова парами с вопросами.

Делай так: Седые туманы плывут к облакам.

туманы (какие?) седые

туманы (что делают?) плывут

плывут (куда?) к облакам

б) По частям речи.

Обозначь, какой частью речи является каждое слово.

Например:

прил. сущ. гл. пр. сущ.

Красивые птички сели на ветку.

Как правильно выполнить фонетический разбор слова (звуко - буквенный)

Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных

Учитель: Процевская Татьяна Сергеевна

Класс: 5

Цели урока:

1. Воспитательная.

Воспитание уважительного отношения к родному языку;

Воспитание нравственности, коммуникативных умений и навыков;

Воспитать в детях умение видеть и творить прекрасное.

2. Развивающая.

Развитие логического мышления школьников, их аналитических способностей: умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы;

Развитие монологической речи учеников;

Развитие внимания, зрительной памяти;

Умения анализировать свою деятельность.

3. Обучающая.

Обобщение и систематизация знаний по теме “ Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных ”;

Совершенствование навыков правописания имен существительных.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Сформировать умение правописания падежных окончаний имён существительных в соответствии с учебной задачей.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование границ собственного знания и незнания.

Планирование своих действий в соответствии с учебной задачей, оценка правильности выполнения действий.

Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формулирование проблемы, построение высказывания в устной и письменной форме, поиск способов решения учебных задач, анализ объектов с целью выявления отличительных признаков.

Оборудование: проектор, карточки с заданиями, таблица склонений.

Ход урока

1. Орг. момент .

Начинаем урок. Все готовы к работе?

Чем должна заниматься наша голова на уроках?

Вспомним стихотворение Марины Бородицкой…

(слайд 1)

Не решается задачка -

хоть убей!

Думай, думай, голова,

Поскорей!

Думай, думай, голова,

Дам тебе конфетку,

В день рожденья подарю

Новую беретку!

Думай, думай - в кои веки прошу!

С мылом вымою тебя! Расчешу!

Мы ж с тобой не чужие друг дружке.

Выручай!

А то, как дам по макушке!

Чем же должны заниматься наши головы на уроках?

Надеюсь, ваши головы сегодня будут очень хорошо работать, чтобы получить знания.

Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы:

Слайд 2

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Как вы ее понимаете?

Дети. Мы узнаем что-то новое.

2.Основной этап урока.

Итак, начнём думать.

Что записано на доске? (транскрипция)

[П а к р а й а м д а р о ш к" и б ы л" и к у с т ы с"э р" э н" и ч" э р "о м у х"и]

Над чем надо подумать при записи этого предложения? (над орфограммами)

Спишите предложение орфографически (используя буквы), думайте над орфограммами, подчеркните их, когда запишите предложение.

Кто хочет попробовать сделать у доски? (один ученик записывает предложение на доске)

Проверяем. У кого также? (Если есть ошибки, проговорить орфограммы. Ученику отвечающему у доски задаю дополнительный вопрос и оцениваю ответ. Как определить склонение существительных?)

Какие орфограммы встретились?

У нас в предложении есть орфограммы в окончании какой части речи?

Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Слайд 3

Давайте попробуем сформулировать задачи, которые мы на уроке должны будем решить? Чему мы должны научиться?

Слайд 4

Сейчас мы с вами проведем исследование, которое поможет нам сформулировать правило написания безударных падежных окончаний существительных.

Просклоняйте слова. Первый ряд слово земля , второй ряд - стол , третий ряд - степь.

Молодцы. А теперь выделите окончания и определите склонения этих слов.

Написание окончаний в этих словах у вас не вызвало затруднений, т.к. они ударные. Но написание безударных падежных окончаний в Р. Д. и П. падежах может вызывать затруднения. Поэтому сейчас мы с вами заполним таблицу падежных окончаний, которая будет вам подсказкой.

Слайд 5

У существительных 1 скл в Р.п. какое окончание? ...

Слайд 6 - 10

У нас получилась такая шпаргалка, которую вы вклеите в свои теоретические тетради. Вы можете ней пользоваться на уроке, пока не выучите правило.

Еще одна подсказка. Безударные падежные окончания имён существительных проверяются ударением. Для этого надо найти слово с ударным окончанием среди существительных того же склонения и поставить его в том же падеже. Какое окончание в данном слове под ударением, такое же окончание будет и в безударном окончании.

Откройте учебники. Давайте прочитаем это правило.

На основе этого правила мы составим алгоритм определения безударных падежных окончаний существительных .

Что мы должны сделать вначале?

1. Определяю склонение, падеж имени существительного.

Следующее наше действие?

2. Вспоминаю, какое окончание пишется у существительного данного склонения в этом падеже.

Слайд 11

А сейчас мы с вами поиграем.

Слайд 12

Игра называется « Найди «лишнее слово». Выпишите это слово, определите склонение, падеж. первую строку давайте выполним вместе.

1.Нет тетрад…, нет ветв…, на берёз… (слайд 13)

2.Дать пап…, нет метел…,дать сестр… (слайд 14)

3.О мыш…, о ноч…, о парк… (слайд 15)

Все справились, молодцы.

Физ.минутка

Учитель просит всех встать.

Я буду называть слова, если в окончании пишется буква е, вы наклоняетесь влево, если и, то вправо.

У собачки, на дороге, на поверхности, о герое, у мыши, для деревни, возле речки, на снежинке .

5. Выборочный диктант.

Мы немного потренировались, а теперь приступаем к более серьезной работе. Как называется вид диктанта, в котором нужно выбирать нужные слова и классифицировать? (Выборочный.)

Задание: запишите имена существительные с предлогами. В левый столбик напишите существительные, в которых в безударном положении пишется окончание -е, в правый - -и.

К доске пойдет … (работают за доской).

Говорить о пьесе и времени ее постановки. Рассказать об открытии выставки. Присутствовать при беседе. Подниматься по лестнице башни. Читать на веранде.

Проверяем. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями, напишите количество ошибок. Поставьте отметку по нашим критериям

Слайд 16 (нет ошибок -“5”, 1-2 ош. - “4”, 3-4 ош. “3”, более 5 ош. -“2”).

7) Самостоятельная работа.

А теперь вы поработаете самостоятельно, а я пройду и проверю ваши предыдущие работы.

Я раздаю вам карточки с разноуровневыми заданиями. На желтых листах задание на «3», на красных - на «4» и «5». Соответственно на желтых листах задания легче, чем на красных. Вберите себе задание, с которым вы, на ваш взгляд, справитесь.

Задание на отметку “3”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы.

Умение - в знани…, знание - в учеб…, учеба - в жизн…, жизнь - в борьбе.

Не в деньгах счастье, а в согласи… .

В хорошем сочетани… каждая буква - золото.

Хорошо птичк… в золотой клетк…, но того лучше на зеленой ветк… .

Задание на отметки “4 и 5”.

Карточка. Вставьте пропущенные буквы, выделите окончания, определите падеж.

О фильм…, по галере…, без стенк…, на растени…, в путешестви…, без совест…, по традици…, на концерт…, в иллюстраци…, при землетрясени…, у почк…, к почт…, на облак…, по проволок… .

Сдайте, пожалуйста, карточки. Мы сейчас посмотрим, какой ряд у нас самый организованный.

3. Итог урока.

О каком правиле думали наши головы?

Сейчас проверим как они думали.

В тетрадях цифры от 1 до 7 в столбик. Я буду диктовать слова, вы запишите рядом с каждой цифрой только букву, которую нужно вставить в окончание существительного.

1.на топол.

2.к бабушк.

3. в воздух.

4.от деревн.

5.по площад.

6.с дорог.

7.на поверхност.

Проверяем себя.

Слайд 17-23

Если у вас рядом с 1. - Е добавляем на эту строчку букву М

2.-Е О

3.-Е Л

4.-И О

5. -И Д

6. -И Е

7.- И Ц

Встаньте, кто молодец. Ваша голова работала очень хорошо.

Кто доволен как работала его голова?

Всем спасибо за урок. Позже я проверю ваши работы и выставлю оценки.

4. Выставление отметок, запись домашнего задания.

Слайд 24

Выполнить карточку по вариантам.

Задание для 1-го варианта.

Поставить слово в нужный падеж (с предлогом) и выделить окончание имени существительного, определить склонение, указать падеж:

Поле (П.п.) -
Гвоздь (Д.п.) -
Печаль (Р.п.) -
Береза (П.п.) -
Радость (П.п.) -
Речка (Д.п.) -
Лошадь (Р.п.) -
Ветка (Д.п.) -

Задание для 2-го варианта .

Вставить окончание, определить склонение имени существительного, указать падеж:

Качается на простор…(…), свисает с ветк…(…), на лапах ел…(…), отъехали от площад…(…), слетел с крыш…(…), подошел к кроват…(…), шел по дорог…(…), лежал на скатерт…(…).

< Симонова И.А., учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 112» г.о. Самара >

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2, и 3 склонения»

Класс: 4 класс

Уровень: Средний

Тип урока: объяснение нового материала

Вид урока: введение в тему

Цель:формировать умение различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, научить учащихся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных.

Задачи: 1. Отрабатывать умение распознавать тип склонения, падеж существительных. Систематизировать существенные признаки имени существительного как части речи

2. Создавать условия для развития логического мышления, памяти, внимания через организацию дифференцированной и групповой работы на уроке, использование средств обратной связи, обучение выбору рационального способа для решения учебных задач, через смену видов деятельности.

3. Развивать речь детей

4. Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка через игровой сюжет.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи, сочувствия к чужим ошибкам, ответственности за порученное дело.

Используемые методы и приемы: работа в парах, фронтальная, составление алгоритма.

Оборудование: конверты с заданиями для дифференцированной работы (по количеству детей), образец записи предложения для минутки чистописания, памятка «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных » .

Ход урока:

1.Организационный момент

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

2.Сообщение темы, постановка целей урока.

Сегодня на уроке я предлагаю вам представить себя в роли исследователя.

3.Минутка чистописания

А начнём мы с коррекции своего почерка. Сегодня мы вспомним способы соединения букв в сочетании «оро».

(Учитель показывает на доске написание сочетания букв «оро» с нижним и верхним соединением)

Прочитайте предложение, обратите внимание на соединение букв:

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

Поставьте ударение.

Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково)

Красиво запишите всё предложение в тетрадочку. (Дети пишут)

Не забудьте себя проконтролировать.

4. Повторение теоретических сведений об имени существительном. Приложение 1

1.

2 .Что называют склонением?

3.

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

а) окно, автомобиль, товарищ

б) зима, весна, суббота

а) снегирь, день, пень

б) морковь, печь, степь

Проверка производится на компьютере.

5.Работа по теме урока

1. Подготовительная работа (помогает ученикам освоить признаки проверочных слов и собрать нужные примеры)

Распределите слова из «Справочного бюро» по столбикам в соответствии со склонением. Выделите в них окончания и покажите, где возможно, что они ударные.

Печь, земля, окно, стена, стол, степь, огонь, рука, рукав.

2.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

На доске:

Рука, плечо, грудь, бочка, небо, шерсть

Внимательно прочитайте задание и “шаг за шагом” выполните работу.

Укажите склонение, к которому относится слово.

Измените данные существительные по падежам.

Выделите окончания. Если не знаете, какую букву писать, ставьте знак “?”

Поставьте ударение.

Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных? (предположение детей)

В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему? (Рука, плечо, грудь. В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)

В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему? (Бочка, небо, шерсть.Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)

В каких падежах легче всего допустить ошибку? (В родительном, творительном, дательном и предложном падежах.)

Где еще может находиться безударная гласная? (В корне)

Как вы будете действовать? (подобрать такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным)

Правильно, узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же букву в проверяемом.

А как проверить её в окончании? Можем сразу ответить на этот вопрос? Почему? (Нет, не знаем правило проверки.)

Определите цель нашего урока. (Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.)

Давайте воспользуемся уже знакомым нам способом действия - безударный гласный проверяю ударным - для решения орфографической задачи не только в корне, но и в окончании. Для этого мы должны действовать по алгоритму:

Прочитаем сведения, которые даются нам в упр.204 стр.88

Назови действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имен существительных. (-Нач.ф.→ род→ скл.→ пров.слово).

На доске: Нач.ф. Род Скл. Пров.Сл. Оконч.

1. Определить тип склонения.

2. Подставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме.

3.Написать в окончании слова ту же букву, что и в окончании проверочного.

Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании имен существительных?

3.Работа с учебником:

Т.т. 206 стр.51-выписать вспомогательные слова

4.Работа по применению алгоритма решения орфографических задач в безударных падежных окончаниях имен существительных

Т.т.208 стр.52

Пров.слово

На парт…

В тетрад…

В альбом…

Из чашк…

На тарелк…

На скатерт…

5.. Упражнение в проверке безударных падежных окончаний имен существительных.

Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках. (работа в паре) Приложение 2.

Как правильно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания имен существительных?

Кому было легко выполнить это задание, а кому трудно?

Молодцы! Вы очень внимательны.

6. Дифференцированная работа. Приложение 3

Что ж, отдохнули и со свежими силами продолжаем работу. Разделимся на группы. Вы получите индивидуальные задания.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

«Игра «Наборщики»

(1 Е, 2 И, 3 Е, 4 Е, 5 И, 6 И, 7 И, 8 И, 9 И, 10 Е, 11 Е)

7. Подведение итогов урока Рефлексия

Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?

Кто научился решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?

Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки? А кому надо быть активнее?

8. Домашнее задание

Упр. 209, аналогичное упр.208, выучить алгоритм.

Список использованной литературы.

Узорова О. В.,Нефёдова Е.А., 3000 примеров по русскому языку. М: АСТ, 2010

Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе.- Волгоград:Учитель, 2003.

Зубарева Л.В., Коррекция письма на уроках. - Волгоград:Учитель, 2007.

Приложение 1.

1. Какая часть речи называется именем существительным?

а) Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?;

б) Имя существительное - это часть слова, которая обозначает предмет.

2 .Что называют склонением?

а) Изменение имен существительных по падежам;

б) Изменением имен существительных по родам?

3. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

а) с помощью рода и окончания.

б) с помощью проверочного слова

4.Какая группа слов относится к 1 склонению?

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

5 .Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а) окно, автомобиль, товарищ

б) зима, весна, суббота

6.Какая группа слов относится к 3 склонению?

а) снегирь, день, пень

б) морковь, печь, степь

Приложение 2

(работа в паре)

Собирай по ягодк_ - наберёшь кузовок. Без букваря и грамматик_ не учатся и математик_ . Капля по капл_ и камень точит. Букварь - к мудрост_ ступенька.

Приложение 3

1 группа

1.Прочитай и отметь орфограммы

Утром выпал снег. Закружились в воздухе пушистые снежинки. Они укутали белым покрывалом землю. Тонким ледком покрылась речка. Она притихла и уснула, как в сказке.

2. Запиши предложения, оставляя «окошки» на месте орфограмм гласных и согласных слабых позиций.

3. Посмотри нужные буквы и ручкой другого цвета вставь их в «окошки»

2 группа

1.Исправь ошибки, запиши правильно словосочетания.

Красная помидора, новый полотенец, упала грабля, вкусный вермишель, серый мышь, новый туфель, мое фамилие, много пальтов.

2. Разбери одно из существительных как часть речи.

3 группа

1.Дополни предложения подходящими по смыслу существительными, чтобы получился связный рассказ. Озаглавь.

Брат меня и маму катал на ___________ по тихой реке. Брат ловко работал ______. На воде тихо качались белые __________, желтые _________.Берега реки утопают в __________. Хорошо летом на реке!

4 группа

«Игра «Наборщики»

1)На доске записаны словосочетания с пропущенными окончаниями. Решите орфографическую задачу, определите, какая гласная пропущена. Эту гласную напишите под соответствующей цифрой.

На ветк_ сирен_, в театр_ на спектакл_, из жизн_ девочк_, от пристан_ до деревн_, около грядк_, по тропинк_ к дач_.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

В этом уроке узнаем, как не допустить ошибку в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.

Обратимся к тексту:

Рассмотрим слова с выделенными окончаниями. Все они отвечают на вопрос «кто?» «что?» и являются именами существительными. Гласная буква в их окончании обозначает звук в безударном положении. Формы существительных разные, это подсказывает нам, что они относятся к разным склонениям. Чтобы не ошибиться, какую букву написать в безударной позиции в окончании этих существительных, нужно подобрать существительное в том же склонении, но с ударным окончанием.

Существуют универсальные слова-помощники для каждого из склонений.

Для первого склонения: существительные луна, земля.

Для второго склонения: существительные конь, окно.

Для третьего: существительные печь, степь.

Используя данные слова-помощники, определим верное правописание выделенных окончаний у слов из нашего текста.

Например, возьмем слово (в) цирке.

1.Определим его склонение. Для этого ставим слово в начальную форму (И.п., ед.ч.): что? цирк. Это существительное 2-го склонения.

2.Возьмем слово-помощник того же склонения - конь. Ставим его в ту же форму: о ком? - о коне́. Ударение падает на окончание, где отчетливо слышится гласная - е.

3.Следовательно, в слове (в) цирке пишем такое же окончание, как у слова-помощника - е.

Данный подход используем для определения правильного написания безударных окончаний у существительных других склонений из приведенного выше текста.

К существительным первого склонения относятся слова: мартышке, акробатки.

К существительным второго склонения слово: (в) номере.

К существительным третьего склонения относятся слова: (в) роли, (на) лошади.

Подберем соответствующие им слова-помощники, поставим их в ту же форму и по их ударному окончанию определим нужное нам безударное.

Подводя итог урока, вспомним, что правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных может вызывать затруднения. В этом случае безударные гласные в окончаниях имен существительных проверяют с помощью ударных окончаний слов-помощников.

Список использованной литературы:

  1. Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Н.Д. Кучеренко. Тесты по русскому языку. – М.: Лист, 1998.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  4. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях/ Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. – М.: БАЛАСС, 2012. Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса общеобразоват. учреждений. В 2 частях/ Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. – Смоленск: «А
  5. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Халикова Н.В., Леденева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Дрофа, 2001.

Тема: « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа»

Цели урока.

Обучающая:

закрепить умение распознавать признаки определения падежа имён существительных и правописание падежных окончаний существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения, на основании понимания подвести детей к автоматическому навыку правописания безударных падежных окончаний имён существительных.

Развивающая :

активизация познавательной деятельности через проблемную ситуацию, развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления на основе упражнений, способствовать развитию самостоятельности, самоконтроля и взаимоконтроля, отрабатывать орфографическую зоркость.

Воспитательная :

развитие коммуникативных качеств учащихся, создание доброжелательной атмосферы на уроке.

УМК : « Школа России»

Учебник: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова «Русский язык», часть1

Класс : 4

Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

Задачи :

- обобщить знания учащихся о постоянных и непостоянных признаках имени существительного;

Закрепить умение определять род, число, падеж имён существительных;

Совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имён существительных трёх склонений;

Развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость, речь учащихся;

Воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения.

Оборудование: учебник «Русский язык», , для индивидуальной работы, сигнальные карточки, карточки – опоры.

Форма организации урока.

Традиционный, комбинированный

Методы обучения, используемые на уроке.

Продуктивные: частично- поисковый метод.

Репродуктивные: иллюстративный (презентация) метод

словесный метод.

Формы учебной работы.

1.Фронтальная

2.В парах

3.Индивидуальная

4.Дифференцированная.

План урока Хронометраж

    Организационный момент………………………………………………………………. 2 мин.

    Актуализация знаний…………………………………………………………………… 5 мин.

    Минутка чистописания……………………………………………………………………...5 мин

    Сообщение темы урока. Постановка целей…………………………………………… 7 мин

    Работа по теме урока…………………………………………………………………….. 11 мин.

    Физкультминутка ………………………………………………………………………… 2 мин

    Закрепление по теме урока……………………………………………………………… 10мин.

    Итог урока. Рефлексия……………………………………………………………… 2мин.

9.Домашнее задание………………………………………………………………………… 1мин.

Ход урока Обоснование

1.Организационный момент.

1). Приветствие .

Учитель: Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжки, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь.

2). Эмоциональный настрой учащихся.

Учитель . Сядьте ровно, повернитесь,

И друг другу улыбнитесь

Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку – «настроение» в виде личика)

А теперь настроимся на работу – откроем ладошки к новым знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать!

2. Актуализация опорных знаний.

Давно живу я в мире этом.

Даю название всем предметам.

Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи- это Я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются прилагательные. Первобытный человек, познавая природу, давал названия предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи.

Ребята, скажите, как меня зовут?

Верно ребята это Существительное!

Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)

Назовите постоянные признаки имён существительных. (Род, склонение)

Назовите непостоянные признаки имён существительных. (Число, падеж)

Значит, сегодня на уроке мы особое внимание уделим, какой части речи? (существительному) А вот тему нашего урока узнаем немного позже.

Как мы будем работать, чтобы урок прошёл успешно?

(Ответы детей: вместе, дружно, помогать, слушать друг друга и учителя, быть внимательным и т.д.)

Ребята, а я предлагаю вам работать под девизом:

«Душу и сердце в работу вложи, слайд 3

Каждой секундой в труде дорожи.»

Думаю, мы совершим много интересных открытий. Согласны?

3.Минутка чистописания

А начнём мы с коррекции своего почерка.

(Пальчиковая гимнастика)

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно, им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

(Дети массируют кисти рук.)

Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.Прежде чем записать число, давайте проговорим его орфографически

Сегодня на чистописании мы вспомним способы соединения буквы о.

Спишите строчку с буквой, обратите внимание на соединение букв ОРО

Прочитайте.

Сто сорок и сто сорок будет двести сорок.

Верно ли это высказывание? (Ответы детей)

Почему не сразу догадались, о чём идёт речь, и прочитали неправильно? (Потому что без постановки ударения непонятно было, что обозначает слово «сорок»; слова имеют разное значение, читаются по-разному, а пишутся одинаково) Спишите это высказывание красиво в тетрадь.

4. Сообщение темы урока и постановка целей.

Мы только что убедились в том, что в русском языке встречаются слова, так похожие друг на друга, что их можно перепутать. Одни одинаково выглядят на письме, а читаются по-разному. В зависимости от произношения меняется смысл слова и всего высказывания. Другие одинаково читаются, но написание их отличается. Что это за слова? (Слова с безударной гласной)

Где можно встретить безударную гласную? (В корне)

Как вы будете действовать? (подобрать такое слово, в котором тот же корень, что и в проверяемом, но опасное место стало безопасным )

Правильно, узнав букву в проверочном слове, надо написать ту же букву в проверяемом.

А как проверить её в окончании? Можем сразу ответить на этот вопрос? Почему? (Нет, не знаем правило проверки.)

Внимание!

Выведем тему урока.

Сегодня мы будем находить в речи случаи, когда друг на друга похожи не только целые слова, но и части слов. Какие части слова Вы знаете? Какая из частей слова является изменяемой? И связана наша работа будет с правописанием безударных окончаний имён существительных единственного числа

Мы вспомним и обобщим все, что знаем о правописании окончаний имён существительных.

Определите цель нашего урока. (Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.)

Давайте воспользуемся уже знакомым нам способом действия – безударный гласный проверяю ударным - для решения орфографической задачи не только в корне, но и в окончании. Для этого мы должны действовать по алгоритму:

Слайд 6.-8

Вывод: Проверочным для безударного окончания имени существительного будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.

Как будем действовать, чтобы решить орфографическую задачу в окончании имен существительных? А помогут нам в этом волшебные слова- помощники. Что значит помощники и почему волшебные?

3.Работа с учебником: сверим полученные знания с правилом в учебнике. (Дети читают правило и сравнивают свои выводы с ним ).

5. Работа по теме урока Закрепление знаний о склонениях и падежах.

5.1. Отработка умения определять склонение имён существительных.

Слайд 9

Какие окончания бывают у имён существительных в 1, 2, 3, склонениях?

1 скл. - ж.р. и м.р. - -а,-я

2 скл. – м.р. – нулевое, с.р. - -о, -е

3 скл. – ж.р. –нулевое.

Определите склонение существительных (сигнальные карточки).

Лиса, дядя – 1 скл.

Дерево, кот -2 скл.

Лошадь, рожь -3 скл.

Назовите падежные вопросы имён существительных (хором).

Слайд 10

Просклоняйте хором слово лиса . (Проверка осуществляется в процессе по слайдам) -

Слайд №11

Распределите слова по столбикам в соответствии со склонением

Дорога коллектив тетрадь

Площадь библиотека расстояние

Ворона пассажир мышь

5.2. Отработка умения склонять существительные по падежам.

Из каждого столбика просклоняем по одному существительному

Назовите существительные, которые вы записали в 1 столбик(1 склонение). Во второй столбик(2 склонение) в третий столбик(третье склонение)

Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных? (предположение детей)

В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.)

В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему.Окончания безударные, на месте безударного гласного звука при письме есть опасность выбрать не ту букву)

6. Физминутка.

А сейчас ребята встаньте, я буду называть вам существительные. Если я назову существительное 1 склонения, вы поднимайте руки в верх, второго – руки в стороны, третьего хлопайте в ладоши.

7.Закрепление знаний по теме.

Отработка умения правильного написания безударных окончаний .

Ребята, назовите мне последний осенний месяц. (ноябрь)

В этом месяце облетают с деревьев последние листья и кружатся в воздухе первые снежинки. Вот на таких листьях и снежинках написаны окончания имен существительных, которые разлетелись от сильного ветра. Вам нужно найти потерянное окончание и доказать, что именно это окончание потерялось. (На экране словосочетания)

играть на площадк …

на краю деревн…

о родном город…

около опушк…

любимой мам…

2) Работа по карточкам

Карточка № 1.

Найдите ошибки. Докажите свою правоту.

Лежал на постеле, думал о писателе, сидел на ветки, пенсия по старости, одежда по осени, возле тропинке, подарил маме, обожгло холодом, плыли по Волги.

Карточка № 2.

Вставьте пропущенные окончания. Укажите склонение и падеж имени существительного.

Лежал на постел.., думал о писател.., сидел на ветк.., пенсия по старост.., одежда для осен.., возле тропинк.., подарил мам.., обожгло холод.. , плыли по Волг.. .

Карточка № 3.

Выделите окончания имён существительных. Укажите склонение и падеж существительных.

Лежал на постели, думал о писателе, сидел на ветке, пенсия по старости, одежда для осени, возле тропинки, подарил маме, обожгло холодом, плыли по Волге.

(Учащиеся по очереди называют окончания и определяют падеж)

Какие слова мы называем опорными?

-Имена существительные того же склонения с ударными окончаниями: лиса, степь и др.

Проверьте написание при помощи опорных слов.

Работа с учебником стр.108 упр. 81

8. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.

- Ребята над какой темой урока мы сегодня с вами работали, что повторили?

Кто не боится безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных?

Кто научился решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных?

Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных?

- Кто чувствует себя уверенно? Кому ещё нужны карточки-опоры?

А я сегодня хочу поставить следующие отметки на уроке…

Ребята, у вас на столах смайлики. Я попрошу каждого выполнить вот такую работу. Если вы всё поняли на уроке обведите верхний смайлик- красным карандашом, если поняли, но нужна ещё помощь, то обведите средний смайлик синим карандашом, но, а если совсем ничего не поняли, то самый нижний смайлик- синим карандашом.

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Стр. 110 упр. 85

Чёткое начало урока дисциплинирует детей, даёт психологический настрой на учебную работу.

Настраиваю детей на работу.

Проводится с целью контроля усвоения пройденного материала.

Фронтальный опрос позволяет выявить степень усвоения пройденного материала.

Развиваю мелкую моторику пальцев, подготавливаем кисти к письму.

Использование чистописания на уроке содействует эстетическому воспитанию школьника, развитию аккуратности, сосредоточённости, старательного выполнения работы. Дифференцирую данный вид работы, так как неодинаково развита мелкая мышечная мускулатура рук.

Смотрю за посадкой при письме, забочусь о здоровье детей.

На данном этапе урока учащиеся сами учатся ставить перед собой задачи урока и правильно формулировать их.

Продолжаю формировать умения самостоятельно работать

Выявляю степень усвоения материала

Снимаю усталость, развиваю внимание.

Использую опережающее обучение.

Мотивация на успех.

Домашнее задание дано дифференцированно по объёму, степени сложности.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!