Нарисовать карандашом натюрморт цветы в вазе. Как нарисовать натюрморт карандашом поэтапно. Всем желаю удачи и творческих успехов

Итак, что же представляет собой натюрморт? Первым делом в голову приходят кувшин или ваза, фрукты, овощи, чашки, цветы и т.п. На самом деле натюрморт может содержать абсолютно любые неодушевленные предметы в количестве двух или более, обычно небольших размеров, лежащие на поверхности.

В этом уроке я покажу, как нарисовать цветочный натюрморт (в уроке использовано замечательное фото от Galina Chi).

Вначале надо подготовить

Как показали его подготовительные исследования, Пикассо изначально задумывался о фигуре слева от картины как студент-медик-мужчина, вступая в бордель. Решив, что такая описательная деталь будет мешать визуальному воздействию работы, он в конечном итоге превратил фигуру в пятую проститутку. Женщины выходят из коричневых, белых и синих занавесок, которые выглядят как разбитое стекло, их тела тянутся к зрителю по причине отсутствия глубины сцены. Их глаза - огромные и миндалевидные, и вдохновленные африканскими и иберийскими резными фигурами - неуклонно фиксируются на зрителя.

Шаг 1. При рисовании любого натюрморта, первым делом необходимо представить все предметы в виде простейших форм. В данном примере корзину можно представить как паралеллограм, а вазу как цилиндр. Очень важно сразу правильно расположить предметы на листе бумаги. Обратите внимание, что предметы должны стоять на столе, а не скатываться с него.

Рядом с их ногами сидит небольшая компоновка фруктов, с косой, подобной ломтике дыни, установленной за гроздью винограда, яблоком и грушей и которая, как и женские тела, кажется слишком острой для прикосновения. Тот, кто производит трехмерное произведение искусства, используя любой из множества средств, включая резьбу по дереву, режущий камень, литье или сварку металла, литьевую глину или воск или сборные материалы.

Термин, первоначально используемый для обозначения искусств всей Африки, Азии и доколумбовой Америки, позже использовался в основном для обозначения искусства из Африки и островов Тихого океана. К концу 20-го века этот термин с его уничижительными коннотациями отпал.


Шаг 2. Искривляем линии, чтобы получить нужную нам форму предметов. Добавляем ручку корзинке.


Шаг 3. Кружками и палочками рисуем вишенки, не забывая, что они перекрывают друг друга. Не старайтесь делать их идеально ровными.

Всем желаю удачи и творческих успехов!

Термин, относящийся к островам южного, западного и центрального Тихого океана, включая Меланезию, Микронезию и Полинезию. Этот термин иногда распространяется на Австралию, Новую Зеландию и Малайский архипелаг. Произведение искусства с карандашом, ручкой, карандашом, древесным углем или другими орудиями, часто состоящее из линий и меток; акт создания картины с карандашом, ручкой, карандашом, древесным углем или другими орудиями.

Под влиянием сочинений Зигмунда Фрейда о психологии сюрреалисты во главе с Андре Бретоном интересовались тем, как иррациональный, бессознательный ум может выйти за пределы рационального мира. Сюрреализм вырос из-за неудовлетворенности традиционными социальными ценностями и художественными практиками после Первой мировой войны.


Шаг 4. Обозначаем цветы и их центры. На этом этапе можно еще не прорисовывать лепестки. Так же добавляем листья.


Шаг 5. Прорисовываем лепестки.

В популярном писании о психологии разделение ума, содержащее сумму всех мыслей, воспоминаний, импульсов, желаний, чувств и т.д. Которые не подвержены восприятию или контролю человека, но которые часто влияют на сознательные мысли и поведение. Сюрреалисты получили много вдохновения из теорий психоаналитика Зигмунда Фрейда о снах и работе подсознания.

Термин, описывающий широкий спектр методов, используемых для создания нескольких копий оригинального дизайна. Кроме того, результирующий текст или изображение, выполненные с применением символов, табличек, блоков или штампов, нанесенных на подложку, например, бумаги или ткани.


Шаг 6. Начинаем штриховать рисунок — добавляем плетеную текстуру корзине, вишенки штрихуем по кругу, оставляя большое количество бликов, чтобы сделать их сочнее. На правой стороне вазы поверх штриховки добавляем полоску блика. Лепестки цветов и листья штрихуем от центра к краям.
Так как свет падает слева, добавляем горизонтальные тени справа от предметов.

Условности стиля экспрессионизма включают в себя искажение, преувеличение, фантазию и яркое, резкое, сильное или динамическое применение цвета. Измерение по размеру от плоскости плоского изображения. Он поклялся, что выяснит, как «тонуть» Пикассо и извинить его за смелый трюк. Даже его основатель кубизма, Жорж Брак, выразил тревогу, утверждая, что Пикассо, должно быть, напился с нефтью, чтобы выплескивать огонь на холст.

Картина в движении Картины подвержены износу. Не шедевр? Художники, работающие перед своим временем, часто вынуждены ждать, пока общество их догонит. По случаю своего 100-летнего юбилея он писал: Произведения искусства в конце концов успокаиваются, становятся респектабельными. Для начала мы нарисуем основные фигуры, которые мы видим в этом натюрморт. Слишком большой, и они сразу убегут; слишком мал, и это будет выглядеть так, как будто вы выбрали неправильный размер бумаги. Ваш рисунок должен заполнить большую часть страницы, но не позволяйте ей слишком близко к краям; вы потеряете часть своего изображения, если будете кадрировать его или пометить, когда закончите.


Отправлено 17 February 2013 - 00:04

После того, как вы разместите свое место, дважды проверьте пропорции объектов. Помните, что пропорция относится к размеру что-то по сравнению с чем-то другим. Большее яблоко составляет примерно половину размера тыквы; убедитесь, что тыква вдвое больше. В уроке 1 мы использовали ломаную бумагу, чтобы найти правильные пропорции. Поскольку вы часто будете нарисовать натюрморт из реальных объектов, а не фотографии, мы будем измерять их по-другому: карандашом. Держите карандаш рядом с тыквой. Тыква - около полутора карандашей.

Теперь держите свой карандаш рядом с яблоком. Яблоко всего около половины карандаша. Когда мы получим наши фигуры в нужном месте и с правильными пропорциями, мы можем вернуться с более темными линиями, чтобы нарисовать объекты. Как и в случае с оленем в уроке 1, мы хотим посмотреть все строки, чтобы увидеть, являются ли они прямыми или изогнутыми, и чтобы увидеть, где они соединяются. Обратите внимание на днища яблок по сравнению с нижней частью тыквы. Когда две вещи перекрываются, объект спереди выглядит ниже, чем объект в задней части.

Рисуем натюрморт карандашом

Натюрморт из фруктов представляет собой интересный объект для отображения форм посредством штриховки. К тому же он прекрасно демонстрирует игру света и тени на обычных предметах.

Необходимые материалы

  • Графитные карандаши 4Н, НВ, 4Б
  • Бумага для рисования средней степени шероховатости 28x36 см
  • Доска для рисования
  • Циркуль-измеритель, пропорциональный циркуль или линейка с бегунком
  • Трафарет для стирания
  • Точилка
  • Шкала тонов
  • Белый виниловый ластик

1. Обозначьте контур бананов

Обратите внимание, где соединяются линии. Убедитесь, что ваша линия находится в нужном месте. Продолжайте рисовать, заботясь о том, где и как линии соединяются друг с другом. Когда вы удовлетворены своим основным рисунком, пришло время добавить затенение. Тени не только на столе, но и на тыкве и яблоках. Смешайте графит с помощью тортильона. Затем, когда вы видите тени, нажмите немного сильнее на карандаш, сделав область темнее. Есть несколько способов сделать это. Один из способов - передвинуть карандаш круговым движением, создавая такие метки.


Прикрепите бумагу к доске для рисования. Карандашом 4Н обозначьте изогнутую, продолговатую форму бананов. Для точности нарисуйте полностью форму дальнего банана, хотя он частично скрыт бананом, расположенным на переднем плане.

2. Обозначьте контур яблок.

Карандашом 4Н нарисуйте круги - основную форму для изображения яблок. Чтобы определить расположение круга на переднем плане, проведите горизонтальную линию под бананом, расположенным на переднем плане. Нарисуйте яблоко на переднем плане вровень с бананом, который изображен на переднем плане.

Другой способ - сделать прямые линии очень близко друг к другу. Убедитесь, что все эти линии идут в одном направлении. Какое бы направление вы выбрали для теней первого объекта, используйте то же направление для теней других объектов. Вы также можете использовать линии, которые пересекаются. Если вы используете этот метод на одном объекте, продолжайте использовать его и на всех его.

Продолжайте этот же процесс с другим яблоком и тыквой. Вы найдете на своем графине много графита, и наконечник становится более тупым. Когда вы закончите закрашивать яблоки и тыкву, используйте тот же самый тортильон, чтобы добавить тени на стол. Вероятно, вы даже не успели использовать свой карандаш, просто используйте графит, который уже на графике.

3. Определите форму фруктов

Добавьте черешки и придайте индивидуальность форме каждого яблока и банана. Можете использовать циркуль-измеритель или линейку с бегунком, чтобы проверить пропорции.

4. Добавьте блики и линии тени

В букете цветов всегда есть главный цветок

Отличная работа по рисованию натюрморта! Помните, что для улучшения навыков рисования вы должны практиковать, практиковать, практиковать. Вы можете собирать и устраивать предметы из своего дома, чтобы создать собственный натюрморт. Каждая перспектива приведет к другому рисунку. На фотографиях ниже ни один из объектов не был перемещен. Фотографии были взяты с разных точек зрения. Обратите внимание на «изменение» в тенях.

Такая живая «мертвая природа»…

Важной задачей в изобразительном искусстве является рисование натюрморта. Это представление неживых объектов, представленных в виде рисунка, картины или фотографии. Прежде чем вы начнете рисовать натюрморт, вы должны спокойно подобрать все соответствующие объекты и тщательно рассмотреть их группировку. В дополнение к аспектам контента самые разнообразные эстетические компоненты оказывают определенное влияние на более позднего зрителя изображения.


Прежде чем браться за карандаш, понаблюдайте за бликами и тенями. Карандашом 4Н легко обозначьте участки, на которые приходятся блики, чтобы вы не забыли оставить их белыми. Затем обозначьте участки падающих теней. Имейте в виду, что основной источник света находится сверху слева.

5. Нанесите светлые тона на яблоки

Карандашом 4Н легкими линиями нанесите светотень, придавая яблокам объем, не выходя за контур. Используйте равномерные карандашные штрихи, чтобы поверхность яблок выглядела гладкой.

6. Нанесите темные тона на яблоки и светлые тона на бананы.

Добавляем светлый тон

Лучшее, что вы можете выбрать для своего натюрморта, - это предметы, которые связаны друг с другом. Затем вы группируете их так, чтобы они давали гармоничную общую картину. Подходящими мотивами для натюрморта могут быть, например, различные сорта фруктов в корзине или музыкальный инструмент с подставкой для музыки и сопровождающими заметками. Нанесение разных морепродуктов на роскошную плиту фарфора или горящую свечу в подходящем подсвечнике также можно было бы рассматривать как мотивы для натюрморта.

Шаг 1: Форма и группировка натюрморта

Грубый эскиз, из которого возникает эстетическое расположение выбранных объектов для натюрморта, вы должны продвигать свою работу. Для более позднего рисования фактической картины это ценная помощь. Зачастую вам достаточно записать геометрическое тело, которое соответствует его форме более позднему полному чертежному объекту. Второй, более мелкий треугольник был добавлен к нему, что показывает теневой курс. Треугольник, ориентированный как пирамида вверх, очень популярен в рисовании натюрморта и поэтому часто используется.

Карандашом НВ затемните области теней на яблоках. Карандашом 4Н нанесите легкую штриховку на бананы, придавая им нужную форму. Проверьте свою работу по шкале тонов.

7. Нанесите темные тона на бананы и закончите с тенями и фоном

Обладая твердой основой, устойчивыми сторонами и вертикальной ориентацией, он оказывает очень эстетическое воздействие на большинство людей. Если вы предпочитаете рисовать натюрморт, а не рисовать, ваш путь ведет в принципе также по этому грубому эскизу.

Шаг 2: Дизайн контента

Для дизайна контента натюрморта идеально выбирайте объекты, которые каким-то образом связаны друг с другом и гармонируют по форме и цвету. Как и в образце, в котором рисовались фрукты и квадратный ящик с фруктовым соком, абсолютно противоположные формы также могут придать натюрморт особое творческое напряжение. Конечный результат очень интересен для зрителя.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!