Живопись букеты цветов. Осваиваем живопись: цветов на картине будет много

Картина натюрморт, холст, масло, копия, размер 100х80см. 2016г.

Недавно завершил одну, на мой взгляд, интересную работу - картина на заказ, натюрморт с цветами. Заказчик после завершения росписей на стенах в квартире, попросил меня написать картину, а точнее попробовать сделать копию с натюрморта, который она часто рассматривает в музее. Это копия нижней части большой картины, оригинал которой находится в музее Изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. "Приношение флоре" художник Жан Франсуа ван Даль, размер натюрморта 197х148см. Конечно, до оригинала мне очень далеко, но интересна была сама задача, сам процесс работы над картиной.



Деталь натюрморта - розы. Для масштаба на фото спичка.

Признаться честно, сам редко бываю в музее, но всегда останавливался возле этой работы Стоял и старался рассмотреть каждый цветок этого большого натюрморта, чтобы понять как художник его написал, сколько слоев, какие этапы, тени, свет, лессировки...И чем больше всматриваешься в эту работу, тем больше понимаешь, что это нереально так нарисовать. Голова идет кругом и чувствуешь себя полным бездарем с уровнем рисования детской школы. Опять опускаешь голову, всматриваешься и, вроде, все понятно - один мазок, вот другой, линия и все просто, но отходишь от натюрморта и эти сотни цветов и тысячи линий собираются в один живой букет.

Натюрморт цветы


Часть картины - пионы, розы...

Но совсем иначе всю сложность подобной работы начинаешь понимать после того, как сам пробуешь частично пройти этот путь с помощью копирования картины. При изучении работы для тебя открываются в этом натюрморте множество подводных камней, на которые начинаешь иначе смотреть - это грунт как основа, красочные слои, сам материал и свойства красок, разное время высыхания, разная прозрачность красок, сотни кистей и главное время).
Взялся я за этот заказ не раздумывая, так как этот натюрморт с цветами был для меня очень сложной задачей, но тем и интереснее... И с первой розочки я понял, что время теперь будет идти немного иначе.


Интересно наблюдать за посетителями в музее, которые проходя мимо натюрморта и других подобных шедевров лишь на несколько секунд задерживаются у картины, чтобы прочитать имя художника на табличке...Знали бы они какой мир скрывается между слоем лака и холстом. Наверное, это нормально. В современном мире мы так же относимся ко многим вещам вокруг нас, не являясь специалистами и не понимая процесс и этапы их создания.


Что сказать о самом процессе.
Сложно было...До этого редко картины писал, часто "проходные " вещи...но натюрморт всегда нравился как жанр и особенно привлекала техника голландских натюрмортов - фрукты, цветы. Часто рассматриваю фотографии, альбомы ищу ответы. При копировании поначалу несколько раз пытаешься написать тот или другой бутон из десятка цветов в букете, но в итоге выходит все не то...Нет такой же прозрачности лепестков, бутоны роз не светятся, то что должно быть легкое, воздушное,и в то же время иметь свой насыщенный цвет, получается жухлое и тяжелое...

Деталь натюрморта. Корзина с цветами


И в итоге после десятков экспериментов потихоньку начинаешь понимать и приближаться к технике написания и уже про себя думаешь "вот оно, получается...я понял как это делается...". Но спустя время, со свежим взглядом сравниваешь свои цветы с фотографией натюрморта в оригинале и понимаешь, что "нет" - это не то и не так. Понимаю, что впереди предстоит еще не один десяток таких букетов и тонны терпения, и только после, возможно, получится приблизиться к той технике и легкости письма, которыми владели мастера прошлых веков.


Да, рисовал я, конечно, с фотографий, которые попытался сделать сам в музее без штатива, так как даже примерной репродукции я не нашел ни в каталогах, ни в интернете. Хотя на сайте музея есть очень контрастное фото работы, но в оригинале она иная по цвету и тону.
Конечно, после копий надо пытаться пробовать составлять свои композиции и развивать технику, возможно, со временем что-то получится, главное был бы интерес.


Художник Судаков Сергей

И да, хотелось еще заметить, что подобные работы, как заказ, именно со знанием темы от заказчика, очень редки. Так же хотел сказать спасибо, тем кто с пониманием относятся к затянувшимся срокам...

На протяжении столетий человеческие умы и сердца восхищает живопись. Цветов и букетов, изображенных на различных полотнах, можно встретить очень много как в изобразительном искусстве современности, так и в прошлом. В сезоны цветения многие художники черпают свое вдохновение из щедрот природы, и в этот же миг рождаются первые наброски реальных и фантазийных цветов. Многие натюрморты и пейзажи, изображающие цветы, являются достоянием мировой культуры и искусства. Ведь не зря красоту цветка сравнивают с ранимой и невинной душой человека, а также с красотой девушки.

С технической точки зрения рисовать цветы довольно сложно. Поскольку для того, чтобы правильно нарисовать цветок, нужно для себя уяснить, какая же геометрическая фигура лежит в его основе. Поэтому новичку следует потренироваться в рисовании спиралей, кругов, овалов. И помните: в такой работе главное - воображение. Немного терпения и внимательности - и вы освоите цветочную живопись. Цветы-картины будут радовать не только ваше сердце.

С точки зрения теории искусства, наиболее ценны и сложны в исполнении лепестки цветков. Также чаще всего многие художники пишут не один цветок, а целые букеты самых разнообразных соцветий. Главную сложность составляет написание переплетающихся стеблей, лепестков, а также придание натуральной очаровательности цветку, но все это подвластно такому как живопись. Цветов, значит, будет много!

Секреты написания цветов


Для того чтобы попробовать себя в качестве художника, выберите себе натуру - любой цветок, который сердцу мил. Не спешите тянуться за листом и карандашом. Приглядитесь к своей натуре - рассмотрите строение листьев, стебля, самого цветка. Выберите для себя под которым вы хотите изобразить цветок - сбоку, сверху, снизу и т.д. Также обратите внимание на цвета растения, тона и полутона, наличие теней и бликов.

Теперь можно браться и за карандаш. Старайтесь сделать набросок цветка слегка, поскольку линии должны быть еле заметными, чтобы легко После того как эскиз закончен, можно приступить к выбору красок и освоить живопись. Цветов и красок для этого дела не жалейте, чтобы картина получилась яркой и живой.

Акварель

Если картине нужно придать воздушность, то лучше использовать При нужно наносить достаточно тонким слоем, чтобы белая бумага придавала рисунку нежность и прозрачность. Здесь нужно соблюдать осторожность, поскольку для нужного эффекта каждый мазок можно делать только один раз, избегая ошибок на холсте. Экспериментируйте с цветами и тонами. Если ваши цветы светлые, то идеальный фон для них будет в более темных тонах, и наоборот. Распределение цвета - к сердцевине цветка он темнее, ближе к концам лепестков оттенок становится светлее. И помните, что чашечка цветка - это лицо вашего рисунка, а стебель - тело. Некрасивое лицо всегда испортит даже самое прекрасное тело.

Масло

После освоения акварельной техники попробуйте другие материалы и краски, которые разнообразят вашу живопись. Цветов, маслом написанных, в современном искусстве можно встретить очень много, поскольку масло дает возможность художнику сделать картину реалистичной.

Начинать писать картину лучше всего с верхнего левого угла мольберта, чтобы не запачкаться. Для начала нарисуйте фон, затем, как краска подсохнет, переходите к изображению самих цветов. При прорисовывании цветка цвет растушевывайте от края лепестка к центру цветка. прекрасно смешиваются друг с другом и вы можете легко придать вашему цветку тот или иной оттенок.

Живопись невероятно расслабляет и снимает стресс. Причем это происходит не только тогда, когда вы пишете картину, но и тогда, когда любуетесь ею. Поэтому не откладывайте занятия живописью в долгий ящик, приобщитесь к искусству и, быть может, в будущем ваши картины будут равноценны произведениям великих мастеров!

Натюрморт , в отличие от портретной и пейзажной живописи, имеет корни, уходящие в далекое Возрождение. Еще в XV-XVI веках первые предпосылки к зарождению натюрморта, как отдельного вида живописи, встречались в полотнах с исторической и жанровой тематикой. Если тот кусок изображения неодушевленного предмета был лишь составляющей мозаики всей работы, то современный натюрморт является совершенно самостоятельной темой и, более того, имеет несколько направлений.

Начиная с XVII века, когда фламандская и голландская школы диктовали свои правила в искусстве, натюрморт окончательно занял достойную нишу в мире живописи. Тот период славился аллегоричностью изображения знакомых и простых предметов, собранных на плоскости. Однако, несмотря на стремление художников Классицизма объединить плошки и тарелки воедино с религиозным подтекстом или темой бытия, простое повествование красоты цветов, фруктов, дичи и королевской кухонной утвари взяло со временем верх. Питер Клас, Виллем Хеда, Виллем Кальф и Абрахам ван Бейерен - нидерландские мастера, которые раскрыли красоту постановочных работ и сделали натюрморт модным приобретением для знатных особ. Работы периода XVII века были выделены в самостоятельное направление натюрморта с названием «Нидерландский». Его характерными чертами были темный, приглушенный фон и контрастный первый план с атрибутами трапезы или только что собранных цветов. Кроме того, Хеда включал в свои постановки стеклянные прозрачные предметы и черепа, как, например, в натюрморте на аллегорическую тему. Картины были вкусными и живыми. Каждая из них носила не менее колоритное название, чем само изображение - «Натюрморт с тортом», «Завтрак с крабом», «Натюрморт, с чайником» и т.д.

С середины XVII века, как отдельный жанр живописи, выделился цветочный натюрморт. Это наиболее понятное повествование простым мамушкам и тетушкам. Букеты в керамических вазах, ветви сухих деревьев с вкраплением свежесобранных растений и фруктов покупались для украшения столовых и холлов. Цветочный натюрморт культивировался в веках и продолжал радовать как простаков, так и специалистов в мировой живописи. Поздний период живописи Рококо и Неоклассицизма был встречен работами Хайженса, Фантина-Лаура, ван Дила, Кашу. Особое внимание мастера уделяли розам. Они имели разную интерпретацию - пышные, написанные единым пятном, мазками с четким разделением слоев тончайших лепестков, в бутонах с прозрачным свечением (Е.А. Кашу «Натюрморт с розами, вишнями и виноградом», Я.Ф. ван Дил «Натюрморт из роз в стеклянной вазе», Я. Фантин-Лаур «Букет из роз и настурций» и др.).

Надо отметить, что цветочная тема присутствовала не только в постановочных работах художников. Так или иначе, мозаика растительности использовалась в тематических сюжетах бытового жанра и украшала портреты незнакомцев, вплеталась в общую картину, создавала особую уютную атмосферу («Роза из роз» - сэра Лоуренса, «Джулия среди роз» и «Даниэль и Мадлен на террасе» - Д.Р. Найта). Стилизованные и настоящие цветы и прутики, травинки и пышные цветущие кустарники стали отличной манипуляцией вниманием зрителя и простушек, вроде домохозяек и бабушек. Кто, если не эти дамы могли уговорить своих покровителей в приобретении садовых пейзажей в масле, личных палисадников на холсте и цветочных зарослей.

В первой половине XIX века натюрморт писался в той же технике и с теми же приемами, что и Нидерландский, но вторая половина века предлагает работы с ярко выраженным акцентом на обобщение и цветовые пятна, нежели на прорисовку бликов ягод и тычинок («Розы и васильки» Фантина-Лаура, «Розы на фоне синего занавеса» и «Букет Хризантем» Огюста).

Наряду с цветочным мирно сосуществовал ученый натюрморт с символичным изображения библейских атрибутов и символов. Он часто имел иной символичный подтекст и аллегоричный характер. Одним из основоположников такого направления стал Хармен ван Стейнвек с «его» черепами - символами неизбежности смерти, цепями и чернильницами, смятыми бумажными листками, книгами и курительными трубками. Здесь был безжизненный душный фон, приглушенный свет, скорее туман или задымленность, и гнетущая тишина натюрморта.

Начиная с Классицизма, натюрморт стал самым популярным жанром. Он присутствовал в знатных домах и музеях, а ныне в качестве репродукций в интерьере обывателей. XIX век еще смаковал эту тематику в полотнах Винсента Ван Гога. Вспоминаются «Подсолнухи в вазе» и «Олеандры» в охровых и желтых красках с наивным повествованием. Достоинство постановочных картин заключено в их простоте и понятности, уюте и по-домашнему приветливом настроении. Тихая, неподвижная жизнь натюрморта, к сожалению все реже встречается в живописи XXI века, уступая место индустриальному жанру.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!