Палаты долгоруковых. Московский Сен-Жермен

Музейно-выставочный комплекс «Галерея искусств» разместился в одном из красивейших памятников архитектуры эпохи классицизма в Москве - во дворце князей Долгоруковых XVIII века, выстроенном как раз в то время, когда императрица Екатерина II утверждала устав незадолго до этого созданной Академии «наук и художеств».

История создания дома 19 на Пречистенке окутана тайной, так как до сих пор не обнаружены документы, сообщающие о точной дате строительства или об имени архитектора. Дом, датированный исследователями по стилистическим данным и литературным источникам 1780-ми годами, традиционно называется домом А.Н.Долгорукова. Это связано с тем, что воплощенный замысел архитектора сохранили чертежи, включенные когда-то во 2-й альбом партикулярных строений (так называемые альбомы М.Ф.Казакова). Все чертежи с изображением этого дома озаглавлены «План (или фасад) дому Князя Долгорукова на Пречистенке». Князья Долгоруковы действительно владели этим домом с 1793 по 1846 год.

Кто бы ни был автором этого дома, архитектурные достоинства его очевидны. Пречистенский дом, фасад которого растянулся вдоль красной линии улицы, производит сейчас впечатление единого здания. В действительности он был задуман как группа сооружений, состоявшая из главного дома и боковых флигелей.

Главный фасад здания - эффектный и торжественный, выполнен в «итальянском стиле». Трехризалитная композиция палладианской виллы, бельведер с плоским куполом, открытые лоджии на переходах, итальянские окна в верхних ярусах боковых фасадов, балкончики, разнообразный рисунок руста, - вот это далеко не полный перечень приемов, ангажированных архитектором в репертуаре итальянского Ренессанса.

Денис Давыдов, бывший некогда владельцем соседнего дома, назвал его в шутливом стихотворном послании «дом богатый, величавые палаты, мой Пречистенский дворец». Эти строчки, безусловно, выражают впечатление, которое производил и дом на Пречистенке, 19.

Жившие в этом доме-дворце родовитые и состоятельные князья Долгоруковы не были рядовыми людьми своего времени. Все три сына А.Н.Долгорукова были военными и дослужились до генеральских званий. Старший сын Илья в молодости был склонен к вольнодумству, являлся членом «Союза благоденствия». Сторонник республиканской формы правления, он, однако, отошел от движения декабристов и в восстании не участвовал. Будучи заметной фигурой среди вольнодумцев, И.А. Долгоруков привлек к себе внимание А.С.Пушкина, который назвал его в романе «Евгений Онегин» «осторожный Илья».

По иронии судьбы, средний брат Василий 14 декабря 1825 года, будучи молодым корнетом, находился во внутреннем карауле Зимнего дворца. Василий проявил себя верным престолу офицером, за что впоследствии Николай I очень ему благоволил. В.А. Долгоруков дослужился до должности военного министра, затем был членом Государственного Совета и даже шефом жандармов.

Младший брат, по легенде, родившийся в доме на Пречистенке, в комнате, где впоследствии была устроена домовая церковь, проживший долгую жизнь, в 1865 году был назначен московским генерал-губернатором. Он занимал эту должность до 1891 года, до своей смерти. Современники отзывались о нем с уважением, особенно выделяя его деятельность во время русско-турецкой войны 1777-1778 годов. Вл.А. Долгоруков сумел организовать множество комитетов Красного Креста, собрал большие пожертвования в пользу раненых, создал военный госпиталь.

В период, когда домом владели князья Долгоруковы, он пережил и радостные и трагические моменты. В страшный московский пожар 1812 года Пречистенка сильно горела, большинство зданий очень пострадало. Не избежал общей судьбы и дом князей Долгоруковых. Он восстанавливался постепенно, в течение многих лет, вплоть до 1847 года.

В 1846 году князья Долгоруковы продают дом чиновнику А.Н.Лаврентьеву, после которого владельцем усадьбы становится подпоручик Н.П.Воейков. В 1868 году «кавалерственная дама» генеральша Чертова основала в доме на Пречистенке, 19 Александро-Мариинское училище для воспитания и образования дочерей офицеров, военных чиновников и врачей московского военного округа.

В связи с новым назначением дом перестраивается. Во имя школьных нужд исчезают изысканные интерьеры, появляются дополнительные пристройки. Училище вскоре приобретает известность, результаты воспитания и обучения признаются замечательными. В 1899 году Александро-Мариинское училище получает статус института. В 1901-1903 годах к заднему фасаду пристраиваются дополнительные трехэтажные корпуса.

Александро-Мариинский институт действительно давал хорошее воспитание и образование. Достаточно сказать, что в начале XX века в нем преподавал Н.А.Кун, по книгам которого большинство населения России до сих пор знакомится с мифами Древней Греции и Рима, а одной из главных попечительниц была Велика княгиня Елизавета Федоровна. Интересно, что выпускницей Александро-Мариинского института 1916 года была легендарная актриса Малого театра Е.Н.Гоголева. Вскоре после революции институт прекратил свое существование. Уже в 1918 году в это здание вселилась Химакадемия (вероятно, будущая Академия химзащиты). В 1921 году ее сменила Академия Генштаба РККА, которая в 1925 году получила имя М.В.Фрунзе. Ее выпускниками и преподавателями были видные советские военачальники. С 1936 года по недавнее время в доме располагались военные организации.

Однако дому на Пречистенке предписано было пережить еще один поворот судьбы и вновь вспомнить о своем дворцовом прошлом. В конце 1990-х особняк был возрожден в своем историческом виде и в нем разместился новый Музейно-выставочный комплекс «Галерея искусств». Его создание принадлежит к числу благотворительных культурных инициатив, осуществленных З.К.Церетели наряду с созданием Московского и Российского музеев современного искусства (1999-й и 2008 гг. соответственно) и реставрацией исторического ансамбля сооружений Академии художеств в Санкт-Петербурге (2003 г.).

Комплекс «Галерея искусств» включает около пятидесяти залов общей выставочной площадью 10 000 кв. м внутри здания, а также огромный атриум; обладает современным музейным оборудованием и техническим оснащением. Здесь проводятся масштабные российские и международные выставки, посвященные всем видам изобразительного искусства, архитектуре и дизайну. В галерее экспонируется коллекция слепков с античной скульптуры, которые используются как обязательные и основные модели для учебного рисования. И здесь же представлено многообразие творчества создателя Галереи искусств, президента Академии художеств Зураба Церетели.

Владение на углу Пречистенке и Сеченовского переулка имеет весьма сложную форму, поскольку формировалось в результате объединения более мелких участков на протяжении трех веков.

В 1772-1773 годах генерал-майор Михаил Никитич Кречетников скупил смежные дворы, выходившие на Пречистенку, и выстроил городскую усадьбу, состоявшую из главного дома и двух флигелей. Два подковообразных каменных корпуса служб ограничивали парадный двор усадьбы. После смерти Кречетникова княгиня Е. А. Долгорукова выкупила усадьбу, и до 1840-х годов она принадлежала ее сыну князю А.Н. Долгорукову. Трое его сыновей довольно известны. Старший Илья Андреевич был членом ранних декабристских обществ и упомянут в стихах А.С. Пушкина как «осторожный Илья». Средний сын, Василий, занимал пост начальника III Отделения Императорской канцелярии, откуда ушел после покушения Каракозова на Александра II, считая, что не справился со своими обязанностями обеспечения охраны государя. Младший, Владимир, занимал пост московского генерал-губернатора с 1865 по 1891 год.

Между 1797 и 1799 годами над проездными воротами между главным домом и флигелями были надстроены галереи, что привело к созданию единого протяженного объема. Чертежи обновленного здания вошли в знаменитые «Архитектурные альбомы» . Пожар 1812 года не пощадил усадьбу. Исследователи полагают, что восстановлением занимался архитектор . В пользу этого свидетельствует текст подрядной записи 1816 года на изготовление новых лестниц и дверей, где говорится: «…все ж оное строение производить и двери зделать по приказанию архитектора Кампорези и по рисунку ево данному» К 1816 году восстановительные работы были в основном завершены. Часть помещений первого этажа главного дома и служб сдавалась под мелкие мастерские и лавочки.

В 1846 году усадьбу приобретает чиновник И.В. Лаврентьев, который покупает еще и соседний участок и все, что только можно, сдает в аренду. Главный дом занимает 1-я Московская гимназия, затем школа межевых топографов.

В середине 1850-х усадьба почти целиком перешла к подпоручику Н.П. Воейкову, который сдал дом Александро-Мариинскому училищу Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, основанному В.Е. Чертовой. Москвичи тут же метко прозвали заведение «чертовским училищем». Вскоре усадьба переходит в собственность училища, проводится ремонт, перепланировка главного дома и устраивается домовая церковь Покрова Богородицы.

В 1870-х планировка владения подверглась некоторому переустройству, в частности, по новому был разбит училищный сад, за что цветовод Фомин был удостоен золотой медали. Старый полуциркульный корпус служб был надстроен до двух, а частично до трех этажей.

Далее переделки следуют одна за другой, архитекторы Н.И. Финисов, А.О. Гунст , Н.Д. Струков последовательно что-то достраивают и перестраивают. В 1899 году училище было преобразовано в Александро-Мариинский институт им. кавалерственной дамы В.Е. Чертовой и перешло в военное ведомство. Институт, располагавшийся здесь до 1917 года, был предназначен для образования дочерей офицеров Московского военного округа. Попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна. Давали образование: воспитательниц начальных училищ и домашних воспитательниц - прошедшим общий курс обучения; учительниц - прошедшим полный курс обучения.

В начале ХХ века во владении произошли существенные изменения, вызванные потребностью института в расширении площадей и ветхим состоянием многих построек, к главному дому были пристроены два трехэтажных корпуса по проекту архитектора Н.Д. Струкова.

В советское время бывшее владение института было занято учреждениями военного ведомства. Перед переездом сюда в 1921 году Академии РККА здание подверглось очередной перепланировке и ремонту.

В 1998-2000 годах в главном доме была проведена реставрация. С марта 2001 года здесь работает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».

Владение на углу Пречистенке и Сеченовского переулка имеет весьма сложную форму, поскольку формировалось в результате объединения более мелких участков на протяжении трех веков.

В 1772-1773 годах генерал-майор Михаил Никитич Кречетников скупил смежные дворы, выходившие на Пречистенку, и выстроил городскую усадьбу, состоявшую из главного дома и двух флигелей. Два подковообразных каменных корпуса служб ограничивали парадный двор усадьбы. После смерти Кречетникова княгиня Е. А. Долгорукова выкупила усадьбу, и до 1840-х годов она принадлежала ее сыну князю А.Н. Долгорукову. Трое его сыновей довольно известны. Старший Илья Андреевич был членом ранних декабристских обществ и упомянут в стихах А.С. Пушкина как «осторожный Илья». Средний сын, Василий, занимал пост начальника III Отделения Императорской канцелярии, откуда ушел после покушения Каракозова на Александра II, считая, что не справился со своими обязанностями обеспечения охраны государя. Младший, Владимир, занимал пост московского генерал-губернатора с 1865 по 1891 год.

Между 1797 и 1799 годами над проездными воротами между главным домом и флигелями были надстроены галереи, что привело к созданию единого протяженного объема. Чертежи обновленного здания вошли в знаменитые «Архитектурные альбомы» . Пожар 1812 года не пощадил усадьбу. Исследователи полагают, что восстановлением занимался архитектор . В пользу этого свидетельствует текст подрядной записи 1816 года на изготовление новых лестниц и дверей, где говорится: «…все ж оное строение производить и двери зделать по приказанию архитектора Кампорези и по рисунку ево данному» К 1816 году восстановительные работы были в основном завершены. Часть помещений первого этажа главного дома и служб сдавалась под мелкие мастерские и лавочки.

В 1846 году усадьбу приобретает чиновник И.В. Лаврентьев, который покупает еще и соседний участок и все, что только можно, сдает в аренду. Главный дом занимает 1-я Московская гимназия, затем школа межевых топографов.

В середине 1850-х усадьба почти целиком перешла к подпоручику Н.П. Воейкову, который сдал дом Александро-Мариинскому училищу Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, основанному В.Е. Чертовой. Москвичи тут же метко прозвали заведение «чертовским училищем». Вскоре усадьба переходит в собственность училища, проводится ремонт, перепланировка главного дома и устраивается домовая церковь Покрова Богородицы.

В 1870-х планировка владения подверглась некоторому переустройству, в частности, по новому был разбит училищный сад, за что цветовод Фомин был удостоен золотой медали. Старый полуциркульный корпус служб был надстроен до двух, а частично до трех этажей.

Далее переделки следуют одна за другой, архитекторы Н.И. Финисов, А.О. Гунст , Н.Д. Струков последовательно что-то достраивают и перестраивают. В 1899 году училище было преобразовано в Александро-Мариинский институт им. кавалерственной дамы В.Е. Чертовой и перешло в военное ведомство. Институт, располагавшийся здесь до 1917 года, был предназначен для образования дочерей офицеров Московского военного округа. Попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна. Давали образование: воспитательниц начальных училищ и домашних воспитательниц - прошедшим общий курс обучения; учительниц - прошедшим полный курс обучения.

В начале ХХ века во владении произошли существенные изменения, вызванные потребностью института в расширении площадей и ветхим состоянием многих построек, к главному дому были пристроены два трехэтажных корпуса по проекту архитектора Н.Д. Струкова.

В советское время бывшее владение института было занято учреждениями военного ведомства. Перед переездом сюда в 1921 году Академии РККА здание подверглось очередной перепланировке и ремонту.

В 1998-2000 годах в главном доме была проведена реставрация. С марта 2001 года здесь работает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».

Палаты Долгоруковых mittatiana wrote in March 13th, 2012

Колпачный переулок, дом 6 строение 2

Во дворе жилого дома № 6 находится интересный и малоизвестный архитектурный памятник - дворец Долгоруких,
построенный в 1764 г. с использованием старых, еще XVII в., палат.
Здание за свою долгую историю сменило много хозяев, оставшись для нас «палатами Долгоруковых»,
и будучи накрепко привязанным молвой к мрачным тайнам пыточных подвалов Малюты Скуратова.



« » на Яндекс.Фотках


« » на Яндекс.Фотках

Архитекторы Д.П.Сухов и Н.Д.Виноградов считали, что в XVII столетии палаты принадлежали В.И. Стрешневу,
тестю царя Михаила Фёдоровича, заведовавшему Приказом золотых дел,
а затем К.П. Нарышкину, воеводе и деду Петра Великого.
В начале XVIII в. этими палатами владели Бутурлины, потом генерал-майор князь К.С. Кантакузен, потомок древнего
византийского рода, представители которого обосновались в России после Прутского похода Петра I.
В 1744 г. палаты были куплены капитаном Бутырского пехотного полка князем А.А.Долгоруковым.
Он являлся потомком тех самых Долгоруких, которые вели свой род от основателя Москвы,
сидящего теперь на вечном коне перед столичной мэрией.



« » на Яндекс.Фотках



« » на Яндекс.Фотках

Через несколько лет он приобрёл два соседних участка и начал перестраивать старые палаты, значительно их увеличив.
Долгоруков перестроил палаты, поручив архитектору В.Я. Яковлеву создать дворец в стиле пышного елизаветинского барокко.
Дворец вышел на славу — фасад и план этого здания великий русский зодчий Матвей Казаков поместил в свой альбом наиболее примечательных строений Москвы.



« » на Яндекс.Фотках



« » на Яндекс.Фотках

Долгоруков умер в 1782 г. и после его смерти в начале XIX века этот дом оказался предметом судебной тяжбы, в связи с чем была составлена подробная опись владения.
От Покровки усадьба отделялась каменным забором с железными воротами, за ними на площади в полгектара располагался фруктовый сад из 80 деревьев, а уже за садом, в глубине, находился главный двухэтажный каменный дом, к которому вела от улицы широкая въездная аллея.
Парадный двор, своими сложными криволинейными очертаниями скрадывающий асимметрию основной планировки, опоясывала невысокая декоративная ограда со львами, держащими в зубах цепи.
Рядом с палатами находились кузница, конюшня, деревянные флигели, а на берегу пруда стояла баня.



« » на Яндекс.Фотках



« » на Яндекс.Фотках

Интерьеры господских покоев поражали роскошью: стены были отделаны штофом, комнаты обогревались голландскими изразцовыми печами, в залах стояла дорогая мебель, подвалы ломились от съестных припасов и вин.
Среди примечательных жильцов дома (на время судебного разбирательства он находился в опеке и сдавался внаем) были калужский губернатор (в 1811-16 гг.), впоследствии сенатор, действительный статский советник Павел Никитич Каверин (1763-1853) — отец Петра Каверина (1794-1855), члена "Союза благоденствия", кутилы и дуэлянта, приятеля А.С.Пушкина.



« » на Яндекс.Фотках



« » на Яндекс.Фотках

Затянувшееся судебное дело о наследстве закончилось лишь в 1818 году, и новым хозяином стал отставной капитан князь М.М.Долгоруков, племянник предыдущего владельца.
Человек он был жестокий и вздорный, за издевательства над своими крепостными его сослали в Вятку, а усадьба вновь оказалась в ведении опеки.
В дальнейшем, после смерти М.М.Долгорукова в 1841 г., владение перешло в купеческие руки и стало использоваться для хозяйственных и торговых нужд.



« » на Яндекс.Фотках




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!