Патриции в риме. Значение слова «патриции

Патрициям принадлежало исключительное право занимать все правительственные должности (магистратуры); они одни могли быть и жрецами. Таким образом они командовали войсками, правили государством, были судьями, совершали служение богам. Знание правил, по которым совершаются ауспиции, было привилегиею патрициев и придавало им священный авторитет. Только они подробно знали обычное право, потому плебеи во всех процессах совершенно зависели от них. Они занимались военными упражнениями; правила военного искусства передавались в их семействах от поколения к поколению, потому они одни были способны командовать войсками, и по закону одни имели право на это; они превосходили плебеев и образованностью, и знанием общественных дел, и уменьем говорить в многочисленных собраниях; потому естественно было, что они имели преобладание в государстве. Прибавим, что они были богаче плебеев, как землевладельцы, что кроме своих земель они имели в пользованы общественные земли; прибавим к этому гордость знатностью происхождения, силу, какую дает замкнутая организация сословия, все члены которого соединены общими интересами; прибавим, что патриции были уважаемы, как представители старинного римского быта, хранители преданий, наследники славных предков, и мы легко поймем то, что они совершенно владычествовали в государстве более столетия по основании республики. Переворот оставил неприкосновенным то общественное устройство, какое было создано законами, приписываемыми Сервию Туллию; но фактически управление государством перешло, при строгом соблюдении законных форм, исключительно в руки патрициев.

Национальные и сословные собрания

Патриции образовали большинство в общих национальных собраниях по центуриям , где, на основании предварительных решений сената (сенатусконсультов), все граждане, обязанные служить в войске, избирали консулов, других сановников и постановляли законы; по распределению числа центурий между имущественными классами, богатое сословие имело большинство голосов; а в богатом сословии преобладали патриции; потому, когда они были согласны между собою, они решали в центуриальных комициях все вопросы как хотели; но и в тех случаях, когда, по разногласию между центуриями богатого класса, решение зависело от центурий следующих классов, патриции все‑таки сохраняли ту выгоду, что сановниками могли быть назначаемы только члены их сословия. Притом сановники, созывавшие народ в центуриальные комиции и управлявшие их совещаниями, имели очень широкие права, так что легко могли отвратить всякое решение, несогласное с интересами господствующего сословия. Кажется, что патриции пользовались огромным влиянием и в собраниях народа по куриям, вручавших своим решением (так называемым lex curiata de imperio) правительственную власть сановникам, избранным в центуриальных комициях. Владычеству сословия патрициев была выгодна краткость срока, на который избирались сановники, хотя государственным делам и ходу войны она часто вредила. Были комиции, в которых богатство не давало никакого перевеса, все голоса имели одинаковую важность; это были собрания плебеев по трибам; но патриции старались приобретать в них большинство, посылая в них массу людей, преданных интересам знатных фамилий. Итак, устройство римского государства было аристократическое, но в аристократических учреждениях лежали зародыши, из которых в последствии времени развились демократическое устройство, равноправность всех граждан и свобода их. Верховная власть принадлежала собранно центурий; оно избирало сановников, установляло законы; оно в последней инстанции решало дела о жизни и смерти граждан. Закон, принятый в первый год республики по предложению Валерия Попликолы, дал каждому осужденному на казнь или на тяжелый имущественный штраф, право апеллировать к собранию народа по центуриям (право провокации). Итак, собрание центурий было источником всякой власти. В этом его праве, еще не развившемся в первые времена республики и стесненном тогда многими ограничениями, лежал зародыш, из которого развились демократическое правление и свобода.

Характер патрициев

Мы будем видеть, что патриции упорно защищали свои привилегии, старались по возможности увеличивать их, выказывали эгоизм, сословное высокомерие, часто и безжалостность, стремились отнять, у плебеев права, приобретенные тяжелой борьбой, противились, упорно и надменно всем их требованиям; увидим, что молодые патриции пытались разгонять собрания плебеев, издевались над ними, пытались мешать законной деятельности трибунов; но нельзя промолчать о хороших качествах сословия патрициев: оно верно охраняло государство, защищало родную землю и ни при каких бедствиях не утрачивало веру в спасение отечества; патриции отличались военным искусством и храбростью, гражданскими доблестями, честностью, строгой нравственностью и простотою образа жизни, во многих случаях проявляли возвышенность духа и всегда выказывали себя людьми твердыми, мужественными.

лат. pater - отец)

1. В Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем - родовая аристократия.

2. В средние века - городская (купеческая) аристократия.

Отличное определение

Неполное определение

Патриции

родовая аристократия в Древнем Риме. 300 патрицианских родов, составлявших римский народ, имели исключительное право на пользование общественной землей. На П. распространялись три римских статуса – статус семьи, статус свободы и статус гражданства. Гражданской правоспособностью обладали только отцы семейств, но политические права имели все свободные римские граждане. Длительное время П. принадлежала государственная власть. Отцы семейств заседали в сенате, свободные П. участвовали в работе народных собраний (куриатных, трибутных и центуриатных комициях), в V-III вв. до н.э. только П. могли занимать должности высших ординарных и экстраординарных магистратур (см. Консулы, Преторы, Цензоры, Квесторы, Эдилы, Диктатор). Реформы Сервия Туллия и другие реформы VI-III вв. до н.э., допустившие плебеев к участию в народных собраниях, занятию государственных должностей, военной службе, к общественному земельному фонду, разрешившие их браки с патрициями и др., свели привилегии П. на нет. В начале III в. до н.э. верхушка П. и плебеев слилась и образовала нобилитет. В эпоху империи привилегированная часть сенаторского сословия составила новый патрициат.

Патриции

Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Начнем с патрициев. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовские». Что это означает? Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто имел за­конных отцов и сам, в свою очередь, мог иметь законных сыновей. Иначе говоря, патриции жили на основах отцовского права (патриархата), при котором наследование имени и имущества идет по мужской линии и за­конными родственными связями являются только связи по отцу. Действи­тельно, патрицианская семья была семьей резко выраженного патриархаль­ного типа. Отец семейства (pater familias) обладал абсолютной властью над всеми домочадцами: он имел право их казнить, продать в рабство и проч. Римские юристы называли это правом жизни и смерти (ius vitae necisque). Патрицианские роды (gentes, традиция насчитывает их 300) име­ли общее родовое имя. Это выступает в системе римских имен, которых у патрициев, как правило, было три: личное имя (praenomen, собственно, «предимя»), родовое имя (nomen) и семейное имя (cognomen), например Луций Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь и т. п.

У патрициев долго держалось родовое наследственное право, требо­вавшее, чтобы имущество умершего оставалось в его роде. Это свидетель­ствует о былой общности имущества всех членов рода. Дольше всего со­хранялась эта общность по отношению к земле. Традиция гласит, что у патрицианских семей царского периода в частной собственности находи­лось только по 2 югера (0,5 га) земли. По-видимому, речь идет только о приусадебном участке (сад, огород). Что же касается пахотной земли, а также угодий (луга, выгоны и проч.), то они находились в собственности всей патрицианской общины. Отдельные семьи имели на них только право владения (ius possessions), а не частной собственности.

Из других признаков родового строя у патрициев можно отметить сле­ды общего родового культа и общие родовые кладбища. В традиции сохра­нились намеки на то, что патрицианские роды практиковали разные спо­собы погребения. Так, Цицерон говорит, что еще на его памяти в роде Корнелиев был обычай не сжигать своих покойников, а целиком предавать их земле. Роды патрициев были экзогамны, т. е. членам одного и того же рода нельзя было вступать в брак.

Согласно некоторым нашим источникам, патриции делились на три три­бы: Рамнов, Тициев и Люцеров. Уже древние толковали их как три пле­менных элемента: латинов, сабинов и этрусков. Такая точка зрения долго держалась в науке, но теперь она почти оставлена: если в коренном рим­ском гражданстве можно установить присутствие двух этнических образо­ваний - латинского и сабинского, то этрусский элемент как нечто целое и компактное, по-видимому, отсутствовал. Поэтому в настоящее время склонны рассматривать три римские трибы как первичное деление одного племени. Такое же тройное деление мы находим у других италийских пле­мен: умбров, сабинов. Аналогичное положение встречается в Греции у дорян (три филы) и ионян (четыре филы).

Каждая триба делилась на десять курий, каждая курия - на десять ро­дов, каждый род - на десять семейств. Таким образом, всего было 30 ку­рий, 300 родов и 3 тыс. семейств. Такое правильное числовое соотноше­ние заставляет думать, что первичному родовому делению впоследствии была придана некоторая искусственность, быть может, ради военных це­лей.

Наиболее прочно в наших источниках засвидетельствованы курии (их присутствие, в частности, отражено в древнейшем римском календаре). Судя по немногим сохранившимся названиям курий, они имели террито­риальный характер, что, конечно, не исключает того, что в основе это были родовые деления. Каждая курия возглавлялась своим старшиной (курионом) и собиралась в особом помещении. Функции собраний по куриям не вполне ясны. Во всяком случае, первоначально это были единственные правомочные собрания римского народа, в которых он выражал свою волю (ниже мы еще вернемся к этому вопросу).

Происхождение триб и курий уже для самих римлян представлялось загадочным. Чаще всего деление общины на трибы и курии припи­сывалось воле основателя Рима. Полагают, что Ромул провел эту реформу после объединения с сабинами: «Война, столь горестная, кончилась вдруг радостным миром, и оттого сабинянки стали еще дороже мужьям и родителям, а прежде всех - самому Ромулу, и когда он стал делить народ на тридцать курий, то куриям дал имена сабинских женщин. Без сомнения, их было гораздо больше тридца­ти, и по старшинству ли были выбраны из них те, кто передал кури­ям свои имена, по достоинству ли, собственному либо мужей, или по жребию, об этом преданье молчит. В ту же пору были составлены и три центурии всадников: Рамны, названные так по Ромулу, Тиции - по Титу Тацию, и Луцеры, чье имя, как и происхождение, остается темным» (Ливий, I, 13, пер. В. М. Смирина). Похожий рассказ со­держится у Плутарха (Ромул, 20): «Когда население города таким образом удвоилось, к прежним патрициям добавилось сто новых - из числа сабинян, а в легионах стало по шести тысяч пехотинцев и по шестисот всадников. Цари разделили граждан на три филы и на­звали одну Рамны - в честь Ромула, вторую - Татии, в честь Татия, а третью - Лукеры, по роще, в которой многие укрывались, пользу­ясь правом убежища, чтобы затем получить права гражданства (роща по-латыни «лукос» ). Что фил было три, явствует из самого слова, которым обозначается у римлян фила: они и сейчас зовут филы трибами, а главу филы трибуном. Каждая триба состояла из десяти курий, названных, как утверждают некоторые, по именам похищен­ных женщин, но мне кажется, это неверно: многие из них именуют­ся по различным местностям» (пер. С. П. Маркиша).

Из книги Римская республика [От семи царей до республиканского правления] автора Азимов Айзек

Патриции и плебеи Конец царской власти привел к тому, что Римом стала править олигархия, то есть «немногие», в данном случае патриции. Только они могли становиться сенаторами, только они могли быть консулами, преторами и квесторами.Патриции полагали, что лишь их можно

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Юные годы Вечного города: патриции и плебеи В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорбленными гражданами. Ромул стал царем

Из книги Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме автора Гуревич Даниэль

Сословия, патриции и знать Важная - возможно, самая важная - черта римского общества состояла в том, что оно было сословным, а не классовым в том смысле, как это обычно понимается: иерархия лиц определялась их юридическим статусом, определенными законом правами,

Из книги Повседневная жизнь в Венеции во времена Гольдони автора Декруазетт Франсуаза

«Трепещите, неправедные патриции!» «Роскошь, разврат и испорченные нравы» - пессимизм Нани был обоснован. В Венеции шла крупная игра, и не только в загородных домах. Играли в казини, играли в ридотти. Играли даже на баржах. Так, в юности, плывя на лодке в Феррару, Гольдони

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Патриции Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Начнем с патрициев. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовские». Что это означает? Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто

Первоначально включали всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium ) и противостоявшее плебеям ; после выделения из рода знатных патриархальных семей к патрициям стала относиться лишь родовая аристократия , предки которой когда-то составляли царский сенат. Принадлежность к родовой аристократии можно было получить по праву рождения, а также путём усыновления или награждения. Это право терялось по смерти или из-за ограничения в правах.

В эпоху ранней Империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия; в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций. К этому времени старые патрицианские роды вымерли, и сословие пополнилось за счёт неофитов , «аристократии по письму», которых возвёл в патрицианское достоинство в награду за службу император (этот процесс начал ещё Цезарь).

В эпоху поздней Империи урождённых патрициев практически не осталось, а титулом патриция награждал исключительно император. Этот титул был одним из высших званий в государстве, но уже не был связан с определённой должностью.

См. также

Средневековая Германия

См. также

Библиография

  • Патриции. - Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. (в 86 тт., СПб, 1890-1907) on-line
  • Патрициат. - Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.
  • Т.С.Никулина. Проблемы патрициата ганзейских городов в немецкой историографии. - В кн: Вопросы историографии внутренней и внешней политики зарубежных стран. Межвузовский сборник научных статей, Самара 1991, - Стр. 3-29.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Патриций" в других словарях:

    - (лат.). Потомки древних римских сенаторов, высшее сословие в древнем Риме. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАТРИЦИЙ лат. patricius, от pater, отец. Высшее сословие в древнем Риме; потомки лиц,… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. дворянин... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. патриций аристократ, дворянин Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

    ПАТРИЦИЙ, патриция, муж. (лат. patricius) (ист.). 1. В древнем Риме лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли; ант. плебей. 2. В средние века в германских городах лицо … Толковый словарь Ушакова

    ПАТРИЦИЙ, я, муж. В Древнем Риме: аристократ [первонач. вообще коренной житель римского государства, не относящийся к низшим классам (плебеям)]. | жен. патрицианка, и. | прил. патрицианский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    Патриций - (.patrician), родовой зем. аристократ в раннем республиканском Риме. После изгнания Таркви ния гос вом управляли патриции. В силу сложившихся традиций они являлись наследственными членами сената. Монополизировали все магистратуры и жреческие… … Всемирная история

    патриций - я, м. 1) В Древнем Риме: представитель родовой знати, привилегированного сословия. 2) В Средние века в Европе: представитель городской (купеческой) аристократии. Родственные слова: патрициа/нка, патрициа/нский Этимология: От латинского… … Популярный словарь русского языка

    М. 1. Лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли (в Древнем Риме). отт. Представитель родовой знати. 2. Лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Патриций, патриции, патриция, патрициев, патрицию, патрициям, патриция, патрициев, патрицием, патрициями, патриции, патрициях (

Лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.

  • В средние века в европейских городах - лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим первенствующую роль в городском самоуправлении.
  • Античная эпоха

    В Древнем Риме патриции первоначально включали всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium ) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода знатных патриархальных семей к патрициям стала относиться лишь родовая земельная аристократия , предки которой когда-то составляли царский сенат. Принадлежность к родовой аристократии можно было получить по праву рождения, а также путём усыновления или награждения. Это право терялось по смерти или из-за ограничения в правах.

    После включения плебеев в состав римского народа и уравнения их в правах с патрициями (к началу III века до н. э.) верхушка патрициата и плебса , слившись, образовали нобилитет .

    Средневековая Европа

    См. также

    Литература

    • Патриции // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов
    • Патрициат / А. П. Черных // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . - М. : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.


    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!