Павел сухой краткая биография. Театральный режиссёр Павел Осипович Хомский: биография, личная жизнь

П.О.Сухой

Сухой Павел Осипович (1895-1975), выдающийся советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственных премий СССР.

Павел Осипович Сухой родился 22 июля 1895 г. в местечке Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии в семье учителя начальной школы. В 1897 г. семья переезжает в Гомель. Здесь Павел Сухой поступает в гимназию и заканчивает ее с серебряной медалью. В Гомеле он впервые увидел полет самолёта «Фарман», пилотируемого С.Уточкиным . Вероятно, тогда и родилась мечта самому строить самолёты, поэтому после окончания гимназии Павел Осипович решил поступить в Московское императорское техническое училище, в котором профессор Н.Е.Жуковский читал лекции и вел кружок воздухоплавания. Но студентом училища П.Сухой становится после года учебы в Московском университете, в 1915 г.

В 1916 г. П.О.Сухой был призван в армию (шла первая мировая война). Он заканчивает 2 Петроградскую школу прапорщиков и два года служит младшим офицером, а затем начальником пулеметной команды 733 пехотного полка на Северо-Западном фронте. Полёты «фарманов», «ньюпоров», «де хэвилендов» Сухой наблюдает уже в боевых условиях.

С 1918 г. Павел Осипович в течение двух лет преподает математику в школе в городе Лунинец недалеко от Бреста. В 1920 г. он вторично подает прошение о приеме в Московское техническое училище и становится студентом механического отделения. Одновременно с учебой с 1924 г. П.Сухой работает чертёжником в ЦАГИ , там под руководством А.Н.Туполева он делает дипломный проект «Одноместный истребитель с мотором 300 л.с».

13 марта 1925 г. П.О.Сухому устанавливают 13 разряд, он начинает работать в АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство) ЦАГИ. После окончания училища в мае 1925 г. П.О.Сухой - инженер-конструктор АГОС ЦАГИ.

С 1925 по 1931 гг. под руководством А.Н.Туполева П.О.Сухой принимает участие в создании самолётов И-4 (АНТ-5) , ТБ-1 (АНТ-4) , ТБ-3 (АНТ-6) , Р-3 (АНТ-3) , Р-7 (АНТ-10) , АНТ-9 и торпедных катеров ГАНТ-3, Т-3, Г-3, Г-5, Г-8, Г-6.

В апреле 1932 г. П.О.Сухого назначают руководителем бригады по проектированию и постройке знаменитого впоследствии самолёта РД («Рекорд Дальности», АНТ-25) . Требование дальности полета РД привело к созданию крыльев необычно большого удлинения (13,1), а задача сохранения прочности была блестяще решена размещением бензина в кессоне крыла. На этой машине, как известно, были успешно совершены дальние перелёты, в том числе через Северный полюс в Америку экипажами В.П.Чкалова и М.М.Громова , и установлены два мировых рекорда дальности (по прямой и по замкнутому маршруту) без посадок. «Это была превосходная во всех отношениях машина, по тому времени лучшая в мировой практике самолётостроения», - так отозвался о самолёте один из участников перелетов А.В.Беляков. На базе РД бригада П.О.Сухого сконструировала одномоторный бомбардировщик ДБ-1 , а затем двухмоторный ДБ-2 , на гражданском варианте которого («Родина») женский экипаж в составе В.С.Гризодубовой , П.Д.Осипенко и М.М.Расковой в сентябре 1938 г. совершил беспосадочный перелет Москва - Керби (Дальний Восток), установив международный женский рекорд дальности.

За исключительные заслуги в области создания легких металлических самолётов и в связи с 15-летием ЦАГИ П.О.Сухой в 1933 г. был награжден орденом Красной Звезды, за создание самолётов РД и «Родина» - орденами «Знак Почёта» (1936 г.) и Трудового Красного Знамени (1938 г.).

В 1932- 1934 гг. бригадой Сухого был спроектирован истребитель-моноплан И-14 (АНТ-31) - первый в СССР самолёт такого типа с убирающимся в полете шасси. В 30-е годы в конкурсе на разработку многоцелевого фронтового самолёта победил проект, созданный бригадой П.О.Сухого. Первый экземпляр самолёта, получившего название «Иванов» (АНТ-51) , был поднят в воздух в августе 1937 г.

В 1939 г. под руководством П.О.Сухого организуется конструкторское бюро. Был запущен в серию ближний бомбардировщик «Иванов» - ББ-1, а с 1940 г. начался массовый выпуск этих самолетов, получивших название Су-2 . Самолёты Су-2 успешно сражались в первые годы Великой Отечественной войны под Львовом, Киевом, Сталинградом, затем на Орловско-Курской дуге, а в качестве корректировщика - до конца боев под Ленинградом.

В 1940 г. П.О.Сухому, без защиты диссертации была присвоена учёная степень доктора технических наук.

В конце 30-х годов конструкторские бюро, руководимые С.А.Лавочкиным , А.С.Яковлевым , А.И.Микояном и П.О.Сухим, приступили к разработке истребителей нового типа. КБ Сухого создало высотный перехватчик Су-1 с двумя турбокомпрессорами, который выгодно отличался от других отечественных истребителей небольшой посадочной скоростью, но из-за ненадежности турбокомпрессоров в серию не пошел.

Перед началом второй мировой войны становится актуальной идея создания самолёта непосредственной поддержки войск на поле боя - штурмовика. КБ П.О.Сухого создает штурмовик Су-6 , отличающийся высокими летно-техническими данными, по скорости и вооружению превосходящий знаменитый Ил-2 . За создание Су-6 конструктор в 1943 г. был удостоен Сталинской премии I степени. Однако этот самолёт не был запущен в серию из-за трудностей в переналаживании производства в военной обстановке. По этой же причине не удалось запустить в серию и штурмовик Су-8 (ДДБШ) , который по мощности стрелкового, артиллерийского и бомбового вооружения не имел себе равных. В годы войны был создан оригинальный по конструкции самолёт Су-5 с комбинированной силовой установкой, развивший невиданную в то время скорость - до 800 км/ч. Это уже были подступы к созданию самолётов с реактивными двигателями.

Первым реактивным самолётом КБ П.О.Сухого стал созданный в 1946 г. фронтовой истребитель Су-9 с двумя турбореактивными двигателями РД-10 . На Су-9 впервые в практике отечественного самолётостроения были применены бустерное управление элеронами, катапультируемое сиденье, тормозной парашют и др. Затем создаются истребитель-перехватчик Су-11 , первый советский трансзвуковой самолёт Су-15 , экспериментальный истребитель Су-17 со скоростью полета, соответствующей числу М=1. На Су-17 впервые в мире решался вопрос спасения лётчика на больших высотах с помощью отделяемой носовой части фюзеляжа вместе с герметичной кабиной. Но самолёту, опередившему время, взлететь не удалось из-за ликвидации КБ в 1949 г. Главному конструктору предложили заняться ракетами, а после того, как П.О.Сухой отказался, назначили заместителем А.Н.Туполева.

Только несгибаемая воля, верность призванию и высочайший профессионализм помогли П.О.Сухому пережить это труднейшее время. Когда в 1953 г. вновь ему предложили возглавить КБ, у него уже были готовы проекты новых самолётов. КБ приступает к созданию фронтового истребителя С-1 , на котором весной 1956 г. была достигнута рекордная скорость - 2170 км/ч, и первого советского самолёта с треугольным крылом Т-3, на опытных и серийных образцах которого в 1959-1962 гг. лётчиками-испытателями В.С.Ильюшиным , А.А.Козновым и Б.М.Адрияновым были установлены мировые рекорды высоты и скорости полёта. Показанные на воздушном параде в 1956 г. самолёты Сухого произвели колоссальное впечатление. Именно тогда в зарубежной печати П.О.Сухого назвали «конструктором, вышедшим из тени».

С 20 декабря 1956 г. П.О.Сухой - генеральный конструктор, 12 июня 1957 г. ему присваивается звание Героя Социалистического Труда. В 60-е годы коллектив П.О.Сухого создает самолёты для советских ВВС и ПВО. В их числе всепогодный истребитель-перехватчик Су-15 . «Сделай Павел Осипович только один этот самолёт,- сказал Е.Я.Савицкий , дважды Герой Советского Союза, маршал авиации, - его уже можно было бы назвать выдающимся конструктором, а на его счету много других замечательных машин». В 1965 г. были запущены в серию новые модификации истребителя-бомбардировщика Су-7Б , в конструкции которого впервые удалось объединить качества, присущие штурмовику, бомбардировщику и истребителю.

В августе 1966 г. был поднят в воздух первый в СССР экспериментальный самолёт С-22И с крылом изменяемой стреловидности. В августе 1972 г. В.С.Ильюшин - шеф-пилот ОКБ - поднял в воздух первый в мире сверхзвуковой самолёт Т-4 с дистанционной системой управления - новое слово дальней сверхзвуковой авиации. «При обсуждении параметров нового самолёта, нередко идя на риск, - писал

Дата рождения: 22 июля 1895 года
Дата смерти: 15 сентября 1975 года
Место рождения: Виленская губерния Российской Империи

Сухой Павел Осипович – именитый конструктор авиационной техник советского периода. Также Павел Сухой стоял у истоков реактивной авиации СССР.

Павел появился на свет в белорусском селе. Его отец, Осип Андреевич, имел крестьянское происхождение и трудился учителем. Мама, Елизавета Яковлевна, имела белорусские корни. У Павла было пятеро сестер – семья была многодетной.

Так как отец был довольно известным преподавателем, ему предложили заведование одной из школ в Гомеле. Семья переехала и поселилась на съемной квартире неподалеку от школы для детей железнодорожников, где собственно отец преподавал.

Вскоре отцу удалось получить беспроцентный заем от соседа по дому, и был построен дом с садом и приусадебным хозяйством.

Все это помогло детям, в том числе и Павлу, стать разносторонне развитыми, так как в семье была огромная библиотека, поощрялись занятия музыкой и литературой. Мальчик поступил в местную гимназию, и окончил ее с отличными оценками, исключая латынь и немецкий, по которым было «хорошо».

Уже в гимназии проявились способности к математике, физике и технике.

Все это позволило Павлу поступить в университет Москвы на математический факультет. Изначально он мечтал о Высшем техническом училище, где преподавались науки, связанные с воздухоплаванием – теория и техника, но из-за ошибки с документами в приемной комиссии абитуриенту было отказано в поступлении.

Тем не менее, через год Павел успешно сдает экзамены и становится студентом такого желаемого им Технического училища. Именно там он становится участником кружка воздухоплавания, руководимого Н. Жуковским. Под руководством куратора проводились экспериментальные работы по изучению летных качеств моделей самолетов, велась постройка самих моделей, сооружалась аэродинамическая труба.

В это время начались боевые действия в Восточной Европе, и Павел был мобилизован. Он прошел курс обучения в Школе прапорщиков и отправился в места боевых действия в составе артиллерии. После Революции все изменилось, и молодой человек возвратился в Москву. Училище не функционировало, и Павел принял решение возвратиться на родину, к родителям в Гомель.

Павлу предложили должность преподавателя математики в провинциальном городке. Но именно там он познакомился со своей будущей женой, С. Тенчинской, тоже преподавателем. Свадьба состоялась уже в Москве, куда Павел вернулся для окончания учебы.

Он продолжил занятия при кружке, а вечерами был помощником в КБ Н. Фомина, проектировавшего дирижабли. Защитив диплом под руководством А. Туполева, Павел был приглашен в АГОС – один из конструкторских отделов аэродинамического института в качестве инженера.

Успех не заставил себя ждать – самолет с двумя двигателями упрочил репутацию конструктора, создавшего его. А установленный на этом самолете рекорд сделал конструкцию популярность среди неспециалистов. Разработка еще одного многоцелевого самолета позволило Павлу встать во главе коллектива конструкторов, которые работали самостоятельно.

Этот коллектив и запустил производство самолета СУ-2. Во время войны продолжались разработки штурмовиков, необходимых для поддержания обороноспособности. После победы разработка бомбардировщиков продолжилась, это было началом развития сложнейших технических решений.

Разработки касались геометрии крыла, развития систем для работы в сложных метеоусловиях. Заслуги конструктора были оценены награждением его высшими наградами СССР. Скончался инженер в возрасте 80 лет.

Достижения Павла Сухого:

Один из основателей реактивной авиации СССР
Лауреат премий Сталина, Ленина, Госпремии СССР
Профессор и доктор технических наук
Сделал несколько важных разработок для развития сверхзвуковой авиации

Даты из биографии Павла Сухого:

1900 г. переезд в Гомель
1905 г. поступил в мужскую гимназию
1914 г. окончил гимназию
1916 г. был отправлен на фронт
1918 г. вернулся в Белоруссию
1924 г. приглашен Туполевым в ЦАГИ
1938 г. на самолете инженера был установлен рекорд дальности полета
1940 г. стал руководителем коллектива конструкторов
1975 г. скончался

Интересные факты Павла Сухого:

Демонстрационные полеты аэроплана над Гомелем произвели на подростка столь сильное впечатление, что он решил стать инженером авиации.
Все летательные аппараты из конструкторского бюро инженера имели индексы «С» и «Т»
На самолетах конструктора проводили испытания почти все именитые летчики-испытатели СССР
Отец двоих детей

Большое количество званий и профессий имел выдающийся человек Павел Осипович Хомский. Он был известным режиссером, народным артистом РСФСР, художественным руководителем Государственного академического театра имени Моссовета, заслуженным артистом Латвийской ССР, профессором, а также заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Биография

До 1941 года мало что известно о том, как жил Хомский Павел Осипович. Личная жизнь режиссера до этого времени освещена мало. Совсем мало информации и о его родителях и семье.

Известно то, что родители Павла были служащими и имели юридическое образование. Он рос не в простой семье. Отца звали Хомский Осип Павлович, он работал в Министерстве бумажной и лесной промышленности на должности юрисконсультанта. Мама Хомская Берта Исидоровна также работала долгое время юристом, даже была избрана народным судьей.

В Москве, в 1925 году 30 марта, появился на свет Хомский Павел Осипович. Национальность никогда не мешала ему в работе, он занимал высокие руководящие должности. Его супруга была 1939 года рождения. В браке Павла и Натальи родились три дочери: Наталья 1959 года рождения, Екатерина 1966 года рождения и Любовь 1975 года рождения.

Павел Хомский имел четырех внуков: Анну, Варвару, Михаила и Эстер.

В тылу врага

Страшная трагедия начала 40-х годов изменила судьбу миллионов людей, в их числе оказался и Хомский Павел Осипович. Биография его резко изменилась в связи с этими событиями.

До 1941 года он обучался в средней школе в Москве. После начала войны решает отправиться на строительство оборонительных укреплений в Смоленской области. В июне сорок первого он выезжает на стройку в составе комсомольской бригады. В это время на эту территорию высадился немецкий десант, и бригада оказалась полностью отрезана от своих солдат, немцы взяли их в плотное кольцо, комсомольцы оказались в тылу врага.

Ничего другого не оставалось, как прорывать окружение. Молодую и неопытную бригаду переформировали в ополчение и под предводительством опытного старшины отправили прорываться к своим солдатам. Несмотря на то что это были не имеющие военного опыта люди, им не раз пришлось вступать в перестрелку с врагом и даже воевать с танками. Большое количество ополченцев погибло, но все же им удалось прорвать вражеское кольцо.

Павел Осипович Хомский на то время не достиг призывного возраста, ему исполнилось всего 16 лет, а всех, кто был старше, сразу же зачислили в ряды действующей армии. Его и всех молодых парней отправили по домам.

Военные годы

Так как по возрасту он не проходил в армию, то отправился жить в Томск к родственникам. В то время отца перевели в Томск на должность заместителя директора завода.

После окончания 10 класса, где он экстерном сдал экзамены, Павел поступает в Ленинградский театральный институт, который эвакуировали в Томск. После второго курса ему приходит повестка о зачислении в ряды Красной армии.

Совсем немного времени он проводит в военном училище и решает подать рапорт о демобилизации на фронт. Его прошение удовлетворяют и сразу же направляют в Горький, где он обучается в артиллерийском полку. Получив специальность артиллерист-наводчик, будущий режиссер Хомский Павел Осипович служил на Западном Фронте.

Начало творческой деятельности

Командование части решает перевести Павла в состав армейского театра эстрады и миниатюр, как только стало известно, что до войны он учился в Ленинградском театральном институте. Этот театр, для поддержания воинского духа, очень часто выезжал с номерами на фронт, а также постоянно посещал разные воинские части Московской области.

В этом театре Павел прослужил до окончания войны. В 1945 году он демобилизовался и решил продолжить свою карьеру. Далее он проходит обучение уже в Москве, в Оперно-драматической студии Станиславского.

Первая работа

В 1947 году он закончил обучение, и его сразу берут сюда же на работу, однако его карьера в Оперно-драматическом продлилась всего год. Павел покидает Москву и отправляется работать в Театр русской драмы в Риге. Тут он работал и в качестве второго режиссера, вместе с А. А. Ефремовым, и актера.

Именно в этом театре Павел Осипович Хомский дебютировал как режиссер. Его первыми спектаклями стали произведения М. Светлова под названием «20 лет спустя» и работа Кальдерона «С любовью не шутят». Пьесы весьма понравились зрителям и получили большое количество положительных рецензий у театральных критиков.

После такого успеха Хомского заметили и предложили перейти работать в Государственный театр юного зрителя Сначала ему дали должность штатного режиссера, а в 1957 Павел Хомский становится главным режиссером.

Работу в театре он совмещал с обучением в ГИТИСе, на факультете театроведения. Перевод на должность главного режиссера театра сделал Павла Хомского знаменитым на весь Советский Союз, как самого молодого главного режиссера, а немного позже ему присвоили звание «Заслуженный артист Латвийской ССР».

За то время, которое он проработал в Рижском театре юного зрителя в должности режиссера, Хомский поставил более сорока спектаклей, каждый из которых был настоящим шедевром.

В 1959 году Хомский, уже в качестве главного режиссера, возвращается в Рижский театр русской драмы. В этих стенах также было поставлено много выдающихся спектаклей, таких как «Голый король» Евгения Шварца, «Иркутская история» Алексея Арбузова, «Океан» Абрама Штейна и много других.

Возвращение на Родину

В те времена в Ригу часто приезжали ленинградские и Просмотрев некоторые работы Хомского, руководство Ленинградского театра решило пригласить молодого талантливого режиссера для постановки пьесы «Два цвета» Кузнецова и Зака, а потом и «Проводы белых ночей» Веры Пановой.

Оба спектакля прошли с ошеломляющим успехом. Они понравились не только зрителю, но и руководству театра, в связи с этим успехом Хомскому предложили должность главного режиссера Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.

Но не все шло так гладко. За пять лет работы в этом театре Павел Осипович Хомский поставил большое количество знаменитых спектаклей, однако не все его работы пришлись по нраву представителям номенклатурной верхушки города. Ему несколько раз был вынесен строгий выговор, в том числе за пьесу «В дороге» Виктора Розова. Кстати, именно эту работу режиссер до последних дней считал самым лучшим своим творением.

119 лет назад родился Павел Осипович Сухой, один из крупнейших авиаконструкторов мира, создатель сразу нескольких семейств замечательных боевых машин и великолепной авиастроительной школы.

Портреты Павла Сухого отличает крайняя выразительность, что в молодости, что уже в пожилом возрасте. Сухое, как по фамилии, аскетичное лицо, с которого на вас брошен пристальный взгляд острых глаз. Такой взгляд в начале века называли «магнетическим». На губах играет ни дать, ни взять — улыбка Джоконды.

Человек проницательный, но не резкий, большой силы, но и большой сдержанности. Не торопится, потому что знает, куда идет, и поэтому успеет.

Павел Осипович Сухой родился в 1895 году на территории нынешней Витебской области Белоруссии, тогда — в Виленской губернии. С детства, как это тогда водилось, увлекался всем, что связано с нарождавшейся авиацией.

В 1914 году Сухой приехал в Москву, там он учился на мехмате университета, а потом в Техническом училище. В это время он посещает кружок воздухоплавания, который вел профессор Николай Жуковский.

Среди членов того же кружка в этот период — будущий цвет отечественного авиастроения: Андрей Туполев, Александр Архангельский, Владимир Петляков, Борис Стечкин.

В 1916 году Сухой призван в армию, прошел обучение на прапорщика — первый офицерский чин, массово присваивавшийся тогда выпускникам ускоренных курсов. Успел повоевать в действующей армии. После революции покинул развалившуюся армию, попробовал обосноваться в Москве, но был вынужден вернуться в Гомель, где устроился школьным учителем математики. Но с 1921 — опять Москва, опять учеба. В 1924 году Сухой, еще не защитив диплома (руководителем которого, к слову, был А. Н. Туполев), уже работает в ЦАГИ простым чертежником, а с 1925 года переходит в конструкторский отдел ЦАГИ.

В межвоенный период Павел Осипович приложил руку к большому числу туполевских машин.

Первой самостоятельной работой его бригады стал АНТ-25 «РД» («Рекорд Дальности»), на котором Чкалов, Беляков и Байдуков летали через Северный полюс в Америку.

Затем был АНТ-37 «Родина» и рекордный полет Расковой, Гризодубовой и Осипенко.

Во второй половине 30-х Сухой сосредоточился над задачей создания легкого бомбардировщика непосредственной поддержки сухопутных войск. Из этой работы вырос самолет ББ-1 — он же Су-2 . Эту машину в массовом порядке должны были получить ВВС, но помешала война, потеря Харьковского авиазавода, и выбор был сделан в пользу уже освоенного в глубине страны Ил-2 .

Зимние снаряжение и окраска Су-2 на аэродроме Буденовка в зимнюю стужу 1941 года третьей эскадрильи 210 ББАП. Фото из архива дважды Героя Советского Союза Г. Ф. Сивкова

Но Сухой не вошел в первые ряды конструкторов, которые создавали оружие Победы. Яковлев, Петляков, Лавочкин, Ильюшин, Туполев — их машины стали символом войны. Время Павла Сухого пришло чуть позже.

Он никуда не торопился, и в итоге — посмотрите на авиацию России начала XXI века!

Фирма Сухого делает почти все, от истребителей и бомбардировщиков до гражданских лайнеров.

Этот путь прокладывался в сложной борьбе с конкурентами. С теми самыми конструкторами первых рядов. Вечная драка с микояновцами — кто лучше делает истребители-перехватчики ПВО? А просто истребители? Вы нам МиГ-23 и МиГ-25 ? А мы вам Су-7 и Су-15 ! МиГ-29 ? Превосходно, вот Су-27 .

Павла Осиповича уже не было в живых, он умер в 1975 году, а фирма карабкалась вверх, оставляя позади конкурентов.

Попутно «сухие» плотно заняли нишу ударной тактической авиации: истребители-бомбардировщики Су-7Б и Су-17 , фронтовые бомбардировщики Су-24 , и вот теперь — истребители-бомбардировщики Су-34 .

Когда ОКБ Сухого предложило ВВС проект бронированного дозвукового штурмовика, те его отвергли, заявив, что сейчас такие машины на поле боя не нужны.

«Продолжайте работать, — сказал на совещании Сухой бригаде, создававшей машину, — Они сами не понимают, что им нужен именно этот самолет. Пройдет немного времени, и все встанет на свои места».

Это было сказано о знаменитом штурмовике Су-25 , в адрес которого сейчас спето столько дифирамбов. Сказано тогда, когда его не хотели заказывать даже собственные военные.

В начале 1970-х — немыслимое: КБ Сухого бросило вызов самому Туполеву, ворвавшись на конкурс по сверхзвуковому бомбардировщику-ракетоносцу. Ценой невообразимых усилий туполевцам удалось победить: их отличная машина Ту-22 ныне хорошо известна. А кто знает, что было бы, полети «сотка» — машина Т-4 , до сих удивляющая смелостью заложенных в нее решений.

И когда вы смотрите на угловатый силуэт истребителя пятого поколения ПАК ФА — сумейте увидеть и внимательный взгляд карих глаз Павла Сухого, человека, который никуда не спешил, и всюду успел.

Страна Научная сфера самолётостроение Место работы
  • Сухой
  • Туполев
Альма-матер Московское высшее техническое училище Учёная степень доктор технических наук () Учёное звание профессор Награды и премии Павел Осипович Сухой на Викискладе

Па́вел О́сипович Сухо́й (белор. Павел Во́сіпавіч Сухі́ ; 10 (22) июля (1895-07-22 ) , город Глубокое , Дисненский уезд , Виленская губерния , Российская империя (ныне Витебской области , Беларусь) - 15 сентября , Москва , СССР) - выдающийся советский авиаконструктор , доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

Андрей Сухой, дед Павла Сухого по отцовской линии, был небогатым белорусским крестьянином .

Отец Павла, Осип Андреевич Сухой, крестьянствовал вместе с отцом. Обнаружил в детстве незаурядные способности. На «мирские средства» - деньги, собранные односельчанами «всем миром», - получил образование в учительской семинарии . Затем работал учителем в родном селе. Женился на белорусской девушке .

Мать, Елизавета Яковлевна Гисич, предположительно, домохозяйка . В семье Сухих было шестеро детей - пять девочек и один мальчик - Павел .

Жизнь в Гомеле

В 1900 году отцу предложили заведовать Школой для детей железнодорожников в Гомеле , и семья переехала в город. Первоначально семья Сухих снимала квартиру рядом со Школой. Помимо преподавательской деятельности, Осип Андреевич организовал для учеников Школы кружок хорового пения , которым и руководил .

Отец, Осип Андреевич, собрал в своем доме большую личную библиотеку, любил музыку и хоровое пение. В доме Сухих все увлекались чтением, игрой на скрипке и пением. В семье также общими усилиями выпускался домашний молодёжный рукописный журнал «Молодая поросль». В журнал дети охотно писали рассказы, стихи, рассказывали о своих впечатлениях, помещали рисунки и дружеские шаржи .

Учёба в Гомельской мужской гимназии

В 1905 году Павел поступил в Гомельскую мужскую гимназию . Ныне это старый корпус Белорусского государственного университета транспорта .

Окончил гимназию в июне 1914 года, имея оценку «хорошо» по латинскому и немецкому языкам и отличные оценки по остальным десяти предметам.

В «Аттестате зрелости» сделана следующая запись: .

Дан сыну начального учителя из крестьян… в том, что вступив в Гомельскую гимназию 16 августа 1905 года, обучался в ней по 8.VI.1914 года. Во внимание к постоянному отличному поведению и прилежанию и к отличным успехам в науках, в особенности же в математике и физике , Педагогический Совет постановил наградить Павла Сухого Серебряной медалью .

В дальнейшем Павел Сухой свободно читал авиационную техническую литературу на немецком языке, а также, хорошо владея латынью, со словарем - на ряде европейских языков - английском , французском , итальянском и других, что в значительной степени повлияло на его успехи в инженерной и административной деятельности. Павлу Сухому позднее также помогали переводить техническую литературу - с французского - жена Софья, с английского и французского языков - дочь Ирина.

Событие, определившее судьбу

Рассказывая дочери Ирине о своем отрочестве , Павел Сухой отметил, что самым сильным впечатлением этих лет были показательные полёты над Гомелем аэроплана , который пилотировал русский авиатор Сергей Уточкин . Полёты проходили в рамках публичных гастролей Уточкина по городам Российской империи.

Московский период жизни до 1915 года

Павел Сухой мечтал поступить в Императорское Высшее техническое училище в Москве, - единственное учебное заведение Российской империи, где изучались теоретические и технические проблемы воздухоплавания на аппаратах тяжелее воздуха .

Отец, Осип Сухой, в 1914 году выслал необходимые для поступления документы в Москву своему родственнику. Тот, опасаясь утери документов, подал в Приёмную комиссию только копии. По этой причине Павлу Сухому в сдаче вступительных экзаменов в ИВТУ было отказано .

Несмотря на это, Павел приехал в Москву и сам подал документы, теперь уже в Московский университет . Успешно сдав вступительные экзамены, он стал студентом математического факультета университета . Через год, покинув Московский университет, Павел Сухой всё-таки поступил в Императорское Московское техническое училище , успешно сдав вступительные экзамены. Здесь он стал членом Кружка воздухоплавания, который создал и которым руководил профессор Николай Жуковский .

Первая мировая война. Служба в армии

Вооруженный конфликт в Европе перерос в Мировую войну . В 1915 году, по достижении призывного возраста, Павел Сухой был мобилизован на военную службу в российскую армию . После обучения в Школе прапорщиков послан на Западный фронт в действующую армию, где служил в артиллерии . После Октябрьской революции 1917 года Восточный фронт развалился. Павел Сухой вернулся в Москву, но Техническое училище было закрыто. Тогда он принял решение вернуться на родину в Белоруссию , в родительский дом в Гомеле .

1918-1920 годы, Белоруссия

Павлу Сухому было предложено место учителя математики в небольшом городе Лунинец , неподалеку от Брест-Литовска , в Западной Белоруссии . В этой школе он познакомился с молодой учительницей французского языка Софьей Феликсовной Тенчинской, своей будущей женой .

В 1919 году Павел Сухой, Софья Феликсовна и несколько других учителей, спасаясь от продвигающихся польских войск , вынуждены были выехать в Гомель. Здесь они продолжали учительствовать в Школе для детей железнодорожников, которой заведовал отец Осип Андреевич Сухой . Добывая в окрестных деревнях продукты для семьи, Павел заболел сыпным тифом , а затем перенёс скарлатину , которая дала осложнение на горло. Имея хороший слух и приятный тенор , в юности в кругу семьи Павел иногда пел . Теперь, после перенесённого заболевания, он даже говорил приглушенно, с трудом. Быть может, поэтому в дальнейшем говорил мало и прослыл «молчуном» . По этой причине коллеги по работе полагали, что Павел Сухой «несколько суховат» в общении.

В 1920 году вышло Постановление Совета народных комиссаров (Правительства) Российской социалистической республики о возвращении студентов в высшие учебные заведения . Летом 1921 года Павел Сухой принял решение ехать в Россию с намерением продолжить учёбу в Техническом училище в Москве .

1921-1925 годы, жизнь и учёба в Москве

В марте 1918 года профессор Николай Жуковский создает в Москве «Летучую лабораторию» - первое советское исследовательское учреждение по вопросам авиации .

28 июня 1918 года Владимир Ульянов (Ленин) подписывает Декрет о национализации всех авиационных предприятий России. В Москве создаются Авиатехникум и Институт инженеров Красного Воздушного Флота. 3 декабря 1920 года ректором ИИКВФ избран профессор Н. Е. Жуковский. Организован ЦАГИ - Центральный аэрогидродинамический институт, государственное научно-исследовательское учреждение, который возглавили Николай Жуковский и его ученик - молодой авиаконструктор Андрей Туполев . После перенесённого тифа и двух кровоизлияний в мозг 17 марта 1921 года первый учитель Павла Сухого в области авиационной инженерии российский ученый Николай Егорович Жуковский скончался в Москве .

Семья

Осенью 1921 Павел Сухой вернулся в знакомые ему аудитории Технического училища в Москве. В 1923 году из Гомеля в Москву приехала и Софья Феликсовна Тенчинская (1895-1982) - помочь овдовевшей сестре, оставшейся с малыми детьми. Белоруска стала преподавать иностранные языки в Институте физкультуры. Павел и Софья случайно встретились на улицах Москвы. Павел Осипович сделал землячке предложение стать его женою, и они поженились. Молодожёны жили вначале в маленькой комнатке жены. Здесь у них родилась дочь Ирина Павловна (1925-2009), в замужестве - Воскресенская. Позднее родился сын Дмитрий Павлович (1932-2000) .

Днем Павел Сухой учился в МВТУ, а вечерами подрабатывал в Конструкторском бюро Николая Васильевича Фомина, где проектировались дирижабли. Павел также продолжал занятия в авиационном кружке при Училище .

Летом семья уезжала на родину в родную Беларусь. Здесь в Гомеле их радушно принимали в доме Осипа Андреевича Сухого - директора сельской школы, получившего звание «Народный учитель Белоруссии» .

Защита дипломного проекта прошла успешно.

В свидетельстве об окончании Московского Высшего технического училища написано следующее :

Андрей Туполев разглядел в Павле Сухом талант авиационного конструктора и пригласил молодого инженера на работу в АГОС (Авиация. Гидроавиация. Опытное строительство) - Конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) в Москве. Павел согласился, и был направлен в Конструкторскую бригаду А. Н. Путилова на должность инженера-конструктора.

Портрет

...Подкупали вежливость, спокойствие, работоспособность Павла Осиповича, его четкие ответы на все задаваемые вопросы, внимание и благожелательность к начинающим конструкторам... Молодые конструкторы рвались в бригаду Сухого, там было особенно интересно. ...Он не терпел безответственного отношения к порученному делу, пустопорожних разговоров, подхалимства, недисциплинированности, очковтирательства. Сам Павел Осипович был отличным конструктором-новатором... Он умел... вызвать интерес к теме, заставить мыслить, искать новые пути...
Когда в 1939 году я пришел в Конструкторское бюро, меня встретил стройный, выше среднего роста, гладко причесанный, несколько аскетического вида человек в белоснежной рубашке без галстука, в накинутом на плечи сером пиджаке. Он стоял за столом, на котором, кроме самых необходимых письменных принадлежностей, ничего не было. (...) Павел Осипович произвел а меня очень приятное впечатление. Понравилась его вежливость, располагающий внимательный взгляд больших карих глаз, спокойный деловой разговор, умение слушать собеседника
Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим (в 1937 году), когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин... Необыкновенный педантизм... Врожденные черты характера Павла Осиповича - внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость... Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, ...почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой
...Меня охватывает страшное волнение, но Павел Осипович невозмутим, даже слишком спокоен. ...Я...просто трясся от страха. Сделав несколько кругов, самолет плавно касается дорожки. Меня охватывает волна восторга и счастья... Подойдя к Главному конструктору самолета, я обнял его и приподнял от земли. Павел Осипович удивленно посмотрел на меня. Его лицо не выражало абсолютно никаких эмоций. Эта непроницаемость меня поразила тогда больше всего. Потом-то я привык к его сдержанности. Переживая все в себе, будь то неудача или успех, внешне он не показывал своих чувств. И те, кто не знал его хорошо, считали «сухим»
Мы были наслышаны об особой требовательности Павла Осиповича... Но в первые же дни стало ясно, что перед нами - образец истинного руководителя. Личный пример деловитости, требовательности к дисциплине и порядку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденная интеллигентность были присущи нашему новому Главному конструктору. ...Сдержанность и «сухость» Павла Осиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к людям

Инженерная и конструкторская деятельность

Конструкторское бюро Туполева размещалось в двухэтажном особняке, до 1918 года принадлежавшем купцу-меховщику Михайлову. Сегодня здесь размещается Мемориальный музей Н. Е. Жуковского. Проектировщики занимали верхний - второй этаж. На первом были опытные мастерские. Рядом уже строились новые здания ЦАГИ и, отдельно, - АГОС.

Авиационный отдел ЦАГИ предложил строительство цельнометаллических самолётов. Под руководством Андрея Туполева была создана Комиссия по металлическому самолётостроению. В Российской империи алюминий не производился. На Кольчугинском заводе близ города Владимир под руководством В. А. Буталова стали выпускать сплав кольчугалюминий - по названию завода.

Если АНТ-1 имел смешанную конструкцию, то следующий самолёт - АНТ-2 был уже полностью цельнометаллический.

Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта «ближний бомбардировщик» Су-2 , применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны . К началу боевых действий Военно-воздушные силы СССР насчитывали 13 полностью укомплектованных полков ближнебомбардировочной авиации, оснащённых Су-2. Ближний бомбардировщик Су-2 являлся «секретным изделием», и его силуэт не был знаком даже советским летчикам. Поздняя модификация самолёта с другим двигателем выпускалась под названием Су-4. Ближние бомбардировщики Су-2 и Су-4 принимали участие в приграничных оборонительных сражениях лета и осени 1941 года, при обороне Киева и Москвы, в сражении за Сталинград осенью 1941 - зимой 1942 годов, в сражении на Курской дуге летом 1943 года и других боевых операциях. Достоверных сведений о применении Су-2 и Су-4 после 1943 года не имеется.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!