Педагогические аспекты деятельности. Преимущества тестовой технологии

Термин «педагог» - греч. Paidagogos от pais (paidos) - «дитя» + «ago» - веду, воспитываю -- воспитатель; «педагогика» - paidagogike - буквально: «детовождение», «детоводство», «детоводительство».

Педагог и педагогика: терминологическая сторона вопроса

В обыденной ситуации мы под этими терминами представляем область жизни и деятельности людей, которая относится к сфере образования, воспитания и развития личности. Но термин «педагогика» не строго однозначен, а полисемичен. И если не определить, в каком значении и контексте используется это понятие, в какой конкретной ситуации подразумевается, то может возникнуть неточность, искаженное восприятие мыслей одного человека другим. «Уточняйте понятия и вы избавите мир от заблуждений», - советовал Р. Декарт, выдающийся французский философ и математик XVIII в. Его пожелание актуально и сейчас.
К сожалению, ученые Беларуси и России (как, впрочем, и зарубежных стран) пока не пришли к единообразному толкованию понятия к определению (дефиниции) термина «педагогика». Это можно объяснить двумя причинами: 1) авторы не обращают внимания на исторические этапы развития педагогики как науки; 2) отсутствует единообразное толкование основных категорий педагогики: образование, воспитание, развитие и др.
Педагогику чаще всего определяют как науку о воспитании, иногда добавляя: образовании и обучении. Или иногда к ней ошибочно относят переводы.Но такое ее определение необходимо уточнять. В исторической последовательности возникает первоначально воспитательная практика, затем она, освоенная до совершенства, доходит до искусства (т. е. до мастерства высокого уровня). На этой основе формируется педагогическая мысль, которая постоянно развивается и совершенствуется и со временем становится самостоятельной теорией - наукой педагогикой.
Г. П. Щедровицкий, прослеживая генезис педагогики как науки, рассматривает ее развитие в такой последовательности: интуитивное обучение -> педагогическая практика -> педагогическое искусство -> практика совместно с искусством как основание науки педагогики -> наука педагогика. Педагогика как наука становится относительно автономной сферой деятельности. Затем она оказывает обратное влияние на практику и искусство. В объединенном виде он так и назвал: «практика», «искусство» и «наука» в педагогике. Вместе с тем Г. П. Щедровицкий обозначил педагогику как учебный предмет.

Аспекты педагогики

Понятие и термин «педагогика» имеют по смыслу и сущности по меньшей мере четыре сферы деятельности, или аспекта: практический инструмент (практика), искусство (педагогическая инженерия), теория и учебная дисциплина (предмет или курс).
I. Педагогическая практика - учебно-воспитательная деятельность на основе интуиции, на уровне здравого смысла и традиционных представлений о воспитании. Исторически она зарождается прежде, чем искусство и теория в педагогике. Вместе с тем современная практика организуется как конкретное воплощение в учебно-воспитательный процесс рекомендаций педагогической теории. В частности она особенно характерна для народной педагогики.
II. Педагогика как искусство (К. Д. Ушинский): уже обобщен опыт поколений, и он дает положительный результат. В этом случае традиция осознана, деятельность организуется на уровне достигнутого, т. е. воспитательные умения и навыки доводятся до совершенства (мастерства), но новой информации нет. В этом значении личный опыт воспитателя играет решающую роль. Именно по этой причине К. Д. Ушинский педагогику, подобно медицине, отнес не в разряд науки, а причислил к искусству, считая, что в ней допускается «произвол». А там, где присутствует произвол человека (педагога, мастера), науки нет, но есть искусство. Г. П. Щедровицкий этот аспект педагогики назвал педагогической инженерией, когда предписаны рекомендации по учебно-воспитательной деятельности, выведенные из теории.
III. Теоретический аспект педагогики. Потребность в новых знаниях возникает там и тогда, когда обнаруживается противоречие и разрыв между традиционной педагогической практикой и обобщенным искусством. Мастерство педагога дает сбои, не срабатывает; опыт мастера не дает объяснения новому, нетрадиционному педагогическому явлению:
почему не достигнута цель, какие причины обусловили отход результата воспитательной деятельности от привычно ожидаемого? Так начинается поиск нового, ранее не известного, т.е. возникает научно-педагогическое исследование, предметом которого являются законы, закономерности и тенденции учебно-воспитательного процесса. Постепенно складывается наука педагогика.
IV. Педагогика как учебный предмет в учебном заведении. Он имеет специфическую цель, предмет, методы и структуру; его основная задача - подготовка профессионального педагога.
Во всех четырех аспектах «педагогика» обозначает один общий объект - область образовательно-воспитательной деятельности. В остальном же указанные аспекты специфичны. Вот почему, читая и изучая педагогическую литературу, общаясь с преподавателями, учителями, методистами, родителями, осмысливая материал средств массовой информации, - мы каждый раз должны точно знать, в каком аспекте в данном контексте использован термин «педагогика».
Т. А. Стефановская назвала свой курс лекций «Педагогика: наука и искусство», обозначив тем самым два аспекта педагогики. Причем педагогика как искусство рассматривается ею «как высокая степень педагогического мастерства… Априори ясно, - продолжает автор лекций, - педагогическое искусство - это реализация педагогической теории на практике, на высоком уровне педагогического мастерства»‘.
Весьма интересны суждения Г. П. Щедровицкого о многоаспектном характере педагогики. Он страстно и аргументированно полемизирует с теми авторами, которые сводят научный продукт педагогики к созданию учебников, задачников, методических пособий и программ по обучению и воспитанию. «В таком случае, - пишет он, - педагогику действительно можно бы свести к инженерному искусству. Но дело в том, что у педагогики, как и у любой другой науки, есть собственно научный аспект: законы и закономерности обучения и воспитания подрастающих поколений»».

Какое определение более правильное

Итак, педагогику можно определить как науку об образовании и искусство воспитательной практики по формированию и развитию личности.
Надо признать, что и это определение не лишено погрешностей. Профессор Андреев В. И. предлагает дать определение педагогики, перечислив основные компоненты предмета ее исследования: «педагогика - это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека». Он считает, что такое определение предполагает возможность выбора педагогом в качестве предмета исследования не только целостную систему, но и отдельные подсистемы.
Под предметом педагогики вообще следует понимать некоторую целостную часть объекта (воспитания), в которой отражены существенные признаки, свойства и отношения объекта. Их познание необходимо для решения теоретических проблем и практических задач воспитания.
Говоря о педагогике как науке, следует подчеркнуть, что со времени Октябрьской революции 1917 г. в России и после - в СССР конца 80-х гг. учеными-педагогами социалистических стран утверждалась мысль о классовом характере педагогики (в классовом обществе). Закреплялась идея коренной противоположности советской (марксистско-ленинской, социалистической) педагогики педагогике буржуазной как якобы надклассовой, общечеловеческой. Коммунистическое воспитание противопоставлялось буржуазному. Подчеркивалась мысль о том, сто советская педагогика является высшим достижением педагогической науки в мире. Советская педагогика, естественно, отличалась от педагогики зарубежных капиталистических стран своей методологией, концептуальной основой, но это вовсе не означало, что это - высшее достижение мировой педагогической мысли. Доказывалась также прямая зависимость науки педагогики от идеологии и политики господствующего класса». Этот период, т.е. период с 30-х и до 90-х гг. очень точно охарактеризовал О. С. Газман: «Теория воспитания … представляла собой педагогически не адаптированную политическую идеологию …».
Идея классового характера педагогической науки была основополагающей концепцией советской и социалистической педагогики. Педагогику называли социалистической, а воспитание - коммунистическим, в духе классовой борьбы пролетариата за победу коммунизма во всем мире.
В настоящее время идея классовости теории педагогики должна быть отброшена: педагогика как наука не может быть классовой, поскольку она исследует объективные законы и закономерности развития и формирования личности. И в то же время педагогическая практика и педагогика как искусство, где, по утверждению К. Д. Ушинского, возможен произвол, могут быть подвержены влиянию и идеологии, и политики господствующего класса и господствующих слоев общества, будь то пар-
тийная элита или государственные чиновники. В учебном предмете педагогики возможно влияние политики этих же слоев. Таким образом, педагогика как наука (т.е. теория) имеет общечеловеческий характер. И в то же время она в аспекте практики и как искусство, и как учебный предмет имеет конкретно-историческую окраску. Здесь мы видим определенное единство противоречий в педагогике, расщепленной, так сказать, на «теорию» (науку) и «не-теорию» (практику, искусство, учебный предмет).

Основные психолого-педагогические аспекты понятия «развитие личности»

Общественно-политические, экономические и социокультурные изменения, происходящие в России в последнее десятилетие, привели к необходимости обновления системы образования, ее ориентированности на вхождение в мировое образовательное пространство.

Происходящие перемены касаются, прежде всего, становления вариативного образования, которое может наделить каждого человека возможностью адаптироваться к социальным изменениям и быть конкурентоспособным. В современных условиях образование не может сохранять традиционную позицию простого воспроизведения жизни и опыта предшествующих поколений.

Реформа системы образования, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, предполагает два основных направления:

 обновление содержания образования;

 внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Знание современных и традиционных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре - условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?

Педагогический процесс, построенный на основе педагогических технологий, гарантирует достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение их самостоятельно разрабатывать позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, стать мастером своего дела.

Появившиеся нетрадиционные системы образования провозгласили поворот от культа знаний к всестороннему развитию личности ребенка.

Личность - устойчивая система социальных черт, характеризующая человека как члена общества: взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественной жизни, ребенок проявляет различные качества и свойства.

Развитие личности понимается нами как закономерное изменение личности ребенка в ходе специально организованного педагогического процесса, приводящее к новому состоянию.

Учеными доказано, что все дети различны по своим качествам и свойствам, поэтому выбор значимых в обучении индивидуальных особенностей для отслеживания изменений в развитии ребенка следует проводить с опорой па категорию «структура личности» отражающую в обобщенном виде все ее стороны.

В структуре личности (по К. К. Платонову) сочетаются биологические (наследственные) и социальные (приобретенные) качества, составляющие подсистемы:

Индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся в темпераменте, характере, способностях и др., т.е. наиболее обусловленные наследственностью. заложенные от природы; их «ломать» нельзя; нужно выявить задатки, которые заложены и еще не раскрылись;

Психологические характеристики, т. е. качества, характеризующие индивидуальный характер и играющие огромную роль в процессе обучения; они тоже заложены от природы, но эти качества нужно развивать;

Опыт личности, включающий опыт, сформированный в процессе обучения и практической деятельности. Главное, по замечанию Л. С. Выготского, социальное развитие личности в процессе деятельности: «Вне деятельности нет развития». Следовательно, каждого ученика нужно включить в деятельность: причем не всякая деятельность будет развивающей, а только та, которая находится в «зоне ближайшего развития»;

Направленность личности, выражающая ее потребности, мотивы, интересы, т.е. социальные по своему содержанию качества, определяющие отношение человека к миру и регулирующие его поведение, служащие психологической основой поведения.

Развитие личности и укрепление здоровья детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения.

Здоровый человек с точки зрения современного педагога – тот, кто строит свое здоровье самостоятельно: эффективно справляется со стрессами и умеет предупреждать и разрешать конфликты, принимает ответственные решения, в первую очередь, по отношению к себе самому – самоопределяется, – находит свою социокультурную нишу, мобилен на меняющемся рынке труда, не просто приспосабливается к существующим внешним условиям, но осмысленно их перестраивает, тем самым улучшая общественное здоровье – оздоравливая общество. Понятие «здоровье» в педагогике связывается с успешностью человека в современном мире, его участием в улучшении жизни, с активной гражданской позицией и по отношению к общественным проблемам, и в сфере личного здоровья.

Современное учебное содержание должно быть открытым, предусматривать управление отбором, освоением неадаптированного, неучебного, «внешнего» содержания. Это направление модернизации российского образования пока западает, что негативно сказывается на готовности учащихся эффективно жить в реальном окружающем мире, умении справляться с ситуациями неопределенности. При повышении квалификации педагогов следует предусмотреть освоение учителями способов включения неадаптированной информации в образовательный процесс.

Необходима межпредметная и внутрипредметная интеграция учебного содержания, а также интеграция учебного и неучебного содержания, позволяющая организовывать проектную, исследовательскую деятельность школьников.

Содержание развивающего образования включает не только информационный, но и деятельностный компонент, предполагает управление формами учебной деятельности ученика. Поэтому образовательный стандарт в меньшей степени должен представлять собой отбор информации, предназначенной к усвоению, и в большей степени – виды деятельности, которыми должен овладеть учащийся. Таким образом, содержание образования тесно связано с педагогическими технологиями, применяемыми в большей степени в школе, так и в других образовательных системах.

Укрепление здоровья школьников как задача использования современных педагогических технологий ведет к пересмотру характера определяемого ими взаимодействия между всеми элементами образовательного процесса. Во-первых, в здоровьесберегающие технологии должно быть заложено изменение позиции педагога по отношению к ученику: укреплению здоровья школьника содействует гуманистическая позиция учителя-партнера. Напротив, авторитарная позиция учителя-начальника, препятствует становлению здоровой личности. В основе здоровьесберегающих педагогических технологий, таким образом, должно лежать не подчинение, а совместная деятельность. В системе управления образованием необходимо менять формы и характер взаимодействия управленцев с педагогами: стимулировать инициативу, развивать партнерство, конкурсные формы поддержки инноваций, содействовать расширению и обогащению горизонтальных связей.

По отношению к информации педагог сегодня должен выступать не источником, а посредником, организатором взаимодействия ученика с нею. В связи с этим в системе повышения квалификации при обучении учителей новым педагогическим технологиям следует усилить внимание изменению роли и функций учителя при их применении. В аспекте взаимодействия «ученик – информация» содействующим укреплению здоровья признается интегративно-исследовательский подход. Успешно реализовать его позволяет метод проектов, в ходе применения которого ученик конструирует субъективную научную картину мира, определяет и аргументирует собственное отношение к информации.

Не маловажную роль играет мотивационное сопровождение учебной деятельности на основе внутренних мотивов – за счет привлекательности для учащегося результата обучения и самого образовательного процесса. Внутренняя учебная мотивация учащихся может быть обеспечена применением обозначенных выше педагогических технологий.

В целях становления здоровой личности следует шире применять те педагогические технологии, которые опираются на учебное сотрудничество, обогащают взаимодействие «ученик – ученик», предусматривают кооперацию в обучении, так как они развивают умения командной работы, учат ставить задачи и распределять ответственность и благодаря этому достигать успеха.

Образовательное пространство подростковой школы должно способствовать разнообразному познавательному общению учащихся. Более того, оно не должно ограничиваться рамками школы и предоставлять возможности для разнообразных социальных проб подростков. Образовательное пространство для старшеклассников должно обеспечивать им возможность конструировать индивидуальные образовательные программы, предусматривать организацию профильных групп (межклассных, внутриклассных, межпараллельных, межшкольных), проведение групповых занятий по выбору учащихся, поточных лекций. В старшей школе необходимы учебные помещения для индивидуальной работы с информацией через компьютер и интернет, а также кабинеты для использования медиа-технологий.

Реализации перечисленных требований к образовательному пространству школы будет способствовать нормативная база, содействующая развитию сетевого взаимодействия между близко расположенными школами, созданию школьных округов и в их рамках – оптимальных моделей взаимодействия школ, способствующих укреплению здоровья учащихся: школ-ступеней, образовательных консорциумов и комплексов.

Отдельной темой встает вопрос о модернизации системы оценивания, так как она может стать существенным фактором укрепления здоровья учащихся, а традиционная отметка зачастую травмирует психику школьника и препятствует его личностному развитию. Так как «образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся» (ст. 15 Федерального «Закона об образовании»), рекомендации конференции о содействии укреплению здоровья через оценивание направлены в первую очередь педагогическим коллективам и руководителям образовательных учреждений.

Рекомендуется не устанавливать какую-либо жесткую оценочную шкалу, одинаковую для всех форм учебной работы, а делать систему оценивания гибкой, чувствительной к успехам учащегося, фиксирующей и накапливающей его достижения, позволяющей ученику видеть собственную динамику, а также более содержательной, позволяющей получить развернутую обратную связь. Отмечалось, что система оценивания, заложенная в процедуру проведения единого госэкзамена, в большей степени отвечает этим требованиям, чем традиционная система, и стимулирует соответствующие изменения при текущем оценивании. Следует организовывать оценивание таким образом, чтобы оценке учителя предшествовала самооценка учащихся; делегировать самому ученику, насколько это возможно, право выбора форм и методов оценивания, создавая для этого широкое поле выбора. Освоению учащимися проектного мышления, позволяющего ответственно действовать и принимать решения, способствует совместная выработка ими критериев оценки учебной деятельности и ее результатов в ходе учебной дискуссии, предваряющей создание учебных продуктов.

Для школьников важно создание ситуаций успеха, учет индивидуально-личностных особенностей, возможностей ребенка при постановке заданий и организации учебной деятельности, построение индивидуальных образовательных маршрутов, определение оптимального учебного режима.

Для подростков с их ранимой психикой и трудностями физиологичечского созревания, переходного возраста, особенно важен охранный режим обучения, необходимы разноуровневые рабочие зоны. Успешности интегрированного обучения в этом возрасте наиболее способствуют групповые формы организации учебной деятельности.

Старшеклассники нуждаются в социально-психологическом сопровождении. Чтобы помочь любому выпускнику найти и наилучшим образом реализовать себя в жизни, требует особого рассмотрения переход от профильности как прерогативы элитных школ и лучших учащихся к массовому профильному обучению. Организация профильного обучения должна предоставлять возможность всем учащимся получать образование, наиболее отвечающее его возможностям и склонностям, делать осознанный выбор, реалистично простроить свое будущее. Предстоит большая работа управленцев и сотрудников системы повышения квалификации по переводу профильности на уровень массовой школы.

Целесообразно предоставить учащимся широкое поле разнообразных форм деятельности, социальных проб, возможностей проявить себя и быть востребованным другими людьми. Необходимо создание целостного учебно-воспитательного процесса в школе и за ее пределами, тесное и систематическое взаимодействие с родителями, установление партнерства с ними в вопросах воспитания школьников, усиление внимания духовно-нравственному воспитанию молодежи. В плане обогащения и интеграции учебно-воспитательного пространства школы нашел поддержку опыт создания школ-спутников – учреждений дополнительного образования как структурных подразделений общеобразовательных школ.

Школа и студии, секции, кружки дополнительного образования при таком партнерстве оказываются во взаимной выгоде; это партнерство позволяет реанимировать и существенно развить систему дополнительного образования. В этой связи органам управления образованием следует нормативно поддержать создание на базе общеобразовательных учреждений культурно-образовательных комплексов, включающих наряду с другими направлениями дополнительное образование.

Формы и методы обучения

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:

1. фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.

2. индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.

3. групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Классификация методов обучения

(по Бабанскому Ю.К.)

1 Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к обучению

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

1.2. Методы формирования долга и ответственности в обучении

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2 Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

Словесные методы

Наглядные методы

Аудиовизуальные методы

Практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями

Лекция, рассказ, беседа и др.

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

Сочетание словесных и наглядных методов

Методы упражнений, выполнение заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.)

репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.)

Самостоятельная работа с книгой, объектами труда и др.

3 Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля и др.

Методы самоконтроля.

Схема анализа урока в рамках деятельностного подхода

1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

2. Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

Использование известных знаний, способов работы детей;

Формы организации учебной работы учащихся;

Создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

Позиция учителя и его роль на данном этапе;

Использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

3. Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет?

Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

4. Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументировано говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

5. Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока?

Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя?

Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП

Деятельность учителя

Уровень

1.Целеполагание

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик на данном уроке и какими средствами он это делает сам

базовый

Формулирует как содержательную, развивающую, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий)

высокий

Формулирует как содержательную, так и деятельностную цель урока (формирование умений новых способов действий). При необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)

оптимальный

2.Мотивация

Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием

базовый

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества

высокий

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.

оптимальный

Различает понятия СУМ и СО. Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различение) представлена обучающимися наглядно.

базовый

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО

высокий

Единица содержания образования (способ, схема, алгоритм, различение)не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного результата

оптимальный

4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся

Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе

базовый

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

высокий

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану. Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню знаний

оптимальный

5.Методы обучения

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст - в таблицу, таблицу - в график, диаграмму), организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам

базовый

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное обучение, внутрипредметную и межпредметную интеграцию

высокий

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии формирования критического мышления

оптимальный

6.Рефлексия

Организует экспресс-диагностику результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать

базовый

Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку критериям)

высокий

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии уч-ся их деятельности на уроке

оптимальный


Психолого-педагогические аспекты повышения эффективности педагогической деятельности УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: 1. Изучить основные компоненты структуры педагогической деятельности. 2. Охарактеризовать психолого-педагогические аспекты повышения эффективности педагогической деятельности. 3. Рассмотреть психологические предпосылки для повышения эффективности процесса обучения.




НОРМАТИВНЫ Е ДОКУМЕНТЫ 1. Федеральный Закон от г. 273-ФЗ (ред. от г.) «Об образовании в Российской Федерации». 2. Постановление Правительства РФ от г. 841 (ред. от) «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны». 3. Постановление Правительства РФ от г. 547 (ред) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». 4. Распоряжение Правительства Ленинградской области от г. 283-р (ред. от) «Об организации обучения населения Ленинградской области в сфере гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».


УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Бондарчук Е.И. «Основы психологии и педагогики», Москва, Тетра Системс, Гребенникова Е.В., Черемисов Н.С. «Психолого-педагогические аспекты повышения эффективности обучения ОБЖ», СПб УМЦ ГОЧС и ПБ, Немов Р.С. «Психология. Психология образования». Книга 2. Москва, Владос, Психология и этика делового общения. Учебник. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник – Ростов н/Д: Феникс, 2009.




Педагогическая деятельность - представляет собой особый профессиональный вид социально-полезной деятельности, направленной на передачу от старших новым поколениям накопленных человечеством культуры и опыта, создание оптимальных условий для личностного развития и профессиональной подготовки кадров к выполнению определенных социально значимых функций.


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА Психологическая структура деятельности преподавателя это внутреннее строение, связь, соотношение и последовательность развертывания различных ее компонентов. Структура и содержание взаимосвязаны: некоторые стороны содержания раскрывают особенности тех или иных компонентов структуры. Деятельность преподавателя своеобразна не только по содержанию, но и по своей структуре, связям и соотношению познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, опыта, проявлениям всей личности.




ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ - учет закономерностей познавательной деятельности обучающегося; - воспитательное влияние профессиональных качеств преподавателя; -сфера взаимодействия обучаемых и преподавателей; - создание психологических предпосылок повышения эффективности обучения; - применение психологически обоснованных приёмов повышения мотивации слушателей; - определённые требования к профессионализму преподавателя; - учёт специфики преподаваемой дисциплины.


Психологически обоснованные приёмы повышения мотивации слушателей - приёмы повышения интереса слушателей к изучаемой тематике; - приёмы повышения степени включенности слушателей в процесс обучения; -создание доброжелательной обстановки во время занятий; -приёмы повышения успешности усвоения слушателями учебного материала.






САМОРЕГУЛЯЦИЯ 1. Умение снимать излишнее напряжение, волнение. 2. Умение преодолеть в себе нерешительность перед выступлением. 3. Умение иммобилизировать рабочее самочувствие. 4. Умение сдерживать себя в стрессовых ситуациях. 5. Умение создавать необходимое настроение.










Научная организация учебного процесса предполагает - научно-методологическую основу организации учебного процесса и воспитательных воздействий; - органическое единство процессов обучения и воспитания; - единство взглядов и требований руководящего, преподавательского состава; - единство действий всех лиц, которым поручено обучение и воспитание; - соблюдение педагогических принципов обучения; - оптимизацию, планомерность и систематичность учебно-воспитательных воздействий;


Научная организация учебного процесса предполагает (продолжение слайда) - привитие обучаемым навыков и умений рационального изучения и самообразования; - учет результатов воспитания и обучения; -прочные педагогические и психологические знания; - постоянное изучение и внедрение в учебный процесс передового опыта; - распространение новых форм и методов обучения.




Ошибки, препятствующие восприятию информации: - Сосредоточение внимания на форме изложения, а не на смысле речи (внимаем словам, а не мыслям); - Заострение внимания на одном из пунктов в большом перечислении фактов и мыслей и невосприятие главного в излагаемом содержании; - Отключение внимания из-за усталости слушать, еще до того, пока не изложено самое существенное; -Отключение внимания от речи до того, когда она закончится; - Рассредоточение внимания на выполнении других дел;


Ошибки, препятствующие восприятию информации (продолжение): - Направление внимания на особенности внешности и манеры поведения говорящего (смотрим, а не слушаем); - Приписывание словам говорящего и мотивам его поведения какого-то значения до того, как он выразит полностью свою позицию; - Неспособность сдерживать свое раздражение, что не дает сосредоточиться на предмете разговора; - Отвлечение внимания от содержания речи в паузах, которые появляются при медленном темпе изложения.


Психологически обоснованные действия по созданию предпосылок повышения эффективности обучения: а) научная организация учебного процесса и воспитательных воздействий; б) формирование благоприятных для обучения взаимоотношений в педагогическом, ученическом (студенческом) коллективах, а также между ними; в) система выявления и оценки профессиональной предрасположенности к действиям в чрезвычайных ситуациях.


На занятиях должны решаться следующие психолого-педагогические задачи: - развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и постоянной ориентированности на выявление опасных факторов; - воспитание уверенности и оптимизма, веры в успех при столкновении с реальными угрозами; - повышение психологической устойчивости к воздействию опасных и чрезвычайных ситуаций; - формирование необходимых привычек, навыков и умений, обеспечивающих правильные действия и выживание; -овладение необходимыми знаниями, навыками и умениями по оказанию первой и психологической само- и взаимопомощи.


Рекомендуемые способы обучения - ознакомление с фотографиями ситуаций, мест происшествий, разрушений, потерпевших; - прослушивание фонограмм с записью неожиданных и впечатляющих фрагментов экстремальных ситуаций; - просмотр документальных кино- и видеофильмов; - имитация различных факторов опасных и экстремальных ситуаций; - встречи с очевидцами, участниками и потерпевшими в результате реальных событий; - ознакомление с макетами, характеризующими экстремальные и опасные ситуации; - посещение мест аварий, катастроф, происшествий.


Основные направления повышения эффективности педагогической деятельности: - повышение мотивации преподавателя к педагогической деятельности; - достижение технологичности процесса педагогической деятельности преподавательского состава; - обеспечение целостной непрерывной педагогической подготовки и повышения квалификации преподавательского состава; -формирование высокой профессионально- педагогической и духовно-нравственной культуры преподавательского состава.


ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ В часы самостоятельной работы изучить следующие вопросы: 1) социальная среда и ее влияние на формирование личности; 2) проблема взаимосвязи и взаимодействия личности и коллектива. Литература: 1. Психология и этика делового общения. Учебник. Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: учебник – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

сущностную характеристику педагогической составляющей в профессиональной деятельности врача можно охарактеризовать как воспитание и обучение пациентов для формирования у них индивидуальных качеств, способствующих восстановлению и сохранению здоровья.

Анализ сущности и структуры педагогической деятельности врача обнаруживает, что воспитание пациента заслуживает отдельного внимания, поскольку способно сформировать и развить личностные и поведенческие основы самосохранения и тем самым активизировать индивидуальные механизмы укрепления здоровья.

Профессиональная деятельность практикующего врача имеет неотъемлемую педагогическую составляющую, которая естественным образом складывалась в процессе социально-культурной эволюции общества - воспитание у пациентов индивидуальных качеств, способствующих восстановлению и сохранению здоровья.

2. Методология воспитания пациентов может быть основана на личностно-деятельностном подходе, ориентированном на целенаправленное развитие характеристик личности и поведения пациента (убеждений, ответственности, установок, умений и навыков), определяющих его деятельность в сфере здоровья и болезни.

3. Разработка методических оснований воспитательной работы врача позволяет развивать у пациентов индивидуальные основы сохранения здоровья и тем самым усовершенствует медицинскую помощь

Врач и педагогика. Врачу приходится в ряде случаев сбли­жать свою работу с воспитанием и обучением. В истории меди­цины образовалась пограничная область, связывающая меди­цину с педагогикой. В нашей стране к этой области было при­влечено внимание ряда крупных ученых. (В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, В. А. Гиляровский, А. С. Грибоедов, А. Ф. Лазурский, В. П. Ка­щенко.) В специальной врачебной деятельности врачу важно быть знакомым с педагогической теорией и прак­тикой

– в психотерапии

Проведение собственно педагоги­ческой работы, обучая и воспитывая своих товарищей по рабо­те,

Обучение и воспитание больных,



Проведение санитарно-просветительной работы.

Непосредственно участвовать в работе педагога с детьми, а также с родителями, которые ну­ждаются в знаниях в области обучения и воспитания здоровых и больных детей.

основные виды педагогической деятельности :

· методическая деятельность по ознакомлению пациентов разного возраста, национальной принадлежности, социального и (или) экономического статуса с принципами и правилами организации здорового образа жизни;

· практическая деятельность по превентивному воспитанию и обучению пациентов;

· практическая деятельность по воспитанию и обучению пациентов с определенными диагнозами поведению, предотвращающему рецидивы заболевания;

· научно-педагогическая исследовательская деятельность;

· методическая деятельность пообучению среднего и младшего медицинского персонала.

В зависимости от вида деятельности, определены ее субъекты :

· врач, с одной стороны, и практически все категории пациентов - с другой;

· врач с одной стороны, и здоровый человек, подверженный повышенному риску заболевания- с другой;

· врач и пациент с установленным диагнозом хронического заболевания.

Осуществляя разные виды педагогической деятельности, врач ставит перед собой разные цели :

широкую социально-культурную цель популяризации здорового образа жизни,

превентивную цель формирования установок и навыков самосохранительного поведения у людей, имеющих предрасположенность к определенным заболеваниям;

конкретную практическую цель сформировать установки и навыки самосохранительного поведения у пациентов с хроническими заболеваниями;

научно-практическую цель выявить наиболее эффективные педагогические модели, приемы и методы взаимодействия с пациентами, позволяющие повысить качество медицинской помощи населению.

Дифференциация целей предполагает дифференциацию средств их достижения в разных видах педагогической деятельности врача. Исследование проблемы показало, что педагогические методы и приемы обучения и воспитания, наглядные и технические средства, которые врач сможет применить в индивидуальной или групповой работе с пациентами, требуют специальной разработки. Каждый вид педагогической деятельности даст свои результаты , однако основным педагогическим результатом станет усиление контроля пациентов над своим здоровьем и его детерминантами путем активизации деятельности по сокращению рисков для здоровья. Методологически этот результат опирается на фундаментальные категории педагогической науки воспитание, обучение и образование.

Результатом воспитания самосохранения у человека станут личностные характеристики и поведенческие особенности, которые обеспечивают готовность к сохранению здоровья . Такое воспитание ориентировано не на получение знаний о болезни, а на изменения личностных и поведенческих характеристик, которые обусловливают здоровье.

Предметом воспитания являются индивидуальные качества как основа готовности к самосохранительной деятельности. Они имеют весьма сложную структуру и включают в себя диспозиции, потребности, мотивы, ценности, установки, связанные со здоровьем, поведенческие схемы и привычки, навыки и базовый ЗОЖ в целом, а также некоторые индивидуальные особенности личности, влияющие на ССД.

Технология формирования основ самосохранительной деятельности у пациентов в процессе взаимодействия с врачом определена как совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания обучаемых пациентов, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования во взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников (Леванова Е.А.; Харламов И.Ф., 1997). Исходя из концепции деятельности А.Н. Леонтьева и классификации методов воспитания В.А. Сластенина, предлагается применять при воспитании пациентов три группы методов:

1) методы формирования и развития основ самосохранения в сознании личности (беседа, лекция, рассказ, объяснение, дискуссия, суггестия); базируются на принципе единства сознания и деятельности (сознание определяет деятельность и одновременно формируется в ней) и используются для формирования и развития установок, представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов о предмете самосохранения в сознании пациентов. Действие этих методов основано на способности к интериоризации (переводу во внутренний план действий) установок, убеждений, взглядов и социальных представлений, которые индивид усваивает в готовом виде из социальной среды.

2) методы организации и развития опыта самосохранительной деятельности; группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности и ее «личностном смысле» (А.Н.Леонтьев). Позиция воспитуемых пациентов активизируется, их функции изменяются от роли исполнителя рекомендаций и инструкций к роли организатора собственной жизнедеятельности. Врач может использовать такие методы, как педагогическое требование, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, тренинги и ролевые игры (Бордовская Н.В., Реан А.А., 2004).

3) методы стимулирования мотивации, контроля, самоконтроля и самооценки самосохранительной деятельности. Третья группа методов отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности.Действие их состоит в побуждении, подкреплении и рефлексии результатов самосохранительной деятельности (Ильин Е.П.). То есть оперативном воздействии на процесс мотивации пациента со стороны врача с целью инициации мотивационного процесса, вмешательства в уже начатый процесс формирования намерения (мотива), либо стимуляции, увеличения силы побуждения, мотива.

1. Педагогические основания профессиональной деятельности современного врача обеспечиваются необходимостью интеграции процесса лечения и воспитания пациента, формирования у него готовности к деятельности по сохранению и улучшению здоровья, ориентации на здоровый образ жизни и личностной ответственности за преодоление физического недуга, которые определяют субъектную позицию пациента. Воспитание пациента – важная составляющая профессиональной деятельности врача, существенно влияющая на её результаты.

2. Формирование основ самосохранения у пациентов предполагает интеграцию медицины и педагогики, предусматривает существенное изменение профессиональной деятельности врача, овладение знаниями о закономерностях возникновения поведенческих реакций, личностных свойств и черт характера, влияющих на здоровье. Воспитание готовности к самосохранению здоровья у пациента- это целостный системный процесс воспитания пациента, включающий формирование психологической установки на сохранность здоровья, развитие у него убеждений в необходимости совершенствования самосохранительной деятельности и усиление ответственности за ее результаты, овладения умениями и навыками, помогающими преодолеть последствия заболевания и предупреждать появления рецидивов.

3. Методика воспитания пациентов обеспечивается совокупностью целей, задач, средств и методов формирования основ самосохранительной деятельности в сознании пациентов, на основе целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса, единства действий и требований всех субъектов воспитания, индивидуального похода, гуманизма и уважения к личности пациента, соотнесения воспитания с социокультурной средой, возрастными и индивидуальными особенностями пациента. Эффективность методики определяется педагогическим руководством и компетентностью врача и самостоятельной деятельностью и активностью пациента в отношении здоровья в условиях малой группы в лечебном учреждении.

4. Критериями эффективного использования методики воспитания пациента будущими врачами являются: интериоризация установок к самосохранительной деятельности, формирование устойчивых убеждений в ценности здоровья, ответственности за здоровое поведение, навыков сохранения и поддержания здоровья и готовности к активной деятельности по сохранению и улучшению здоровья в целом.


Врачу, общаясь с больным, проводя его обследование и лечение, приходится решать задачи медико-педагогического характера .

Психотерапия (лечение психическими методами) содержит в себе значительную долю педагогического воздействия, причем роль педагогики в психотерапии возрастает тем значительнее, чем больше роль сознательного усилия и самовоспитания больного.

У больных хроническими болезнями требуется воспитать правильное отношение к своему заболеванию, к потере трудоспособности, необходимости длительное время находиться в постели и пр.

Больного, потерявшего в результате ампутации руку или ногу, следует обучить владеть протезом.

Во время психопрофилактической подготовки к родам беременных женщин обучают правильному поведению во время родов, приемам противодействия боли (И. З. Вельвовский).

Особенно большое значение приобретает медико-педагогическая работа с детьми.

Не менее важным являются дозирование и медицинский контроль педагогического процесса при занятиях с больными детьми и подростками, их обучение общеобразовательным и специальным предметам. Все это требует знания медицинскими работниками основ педагогической науки.

Медико-педагогическая работа имеет большое значение и в контингентах здоровых людей. В этом случае она играет профилактическую роль. Так, школьный врач и школьная медицинская сестра наблюдают за здоровьем детей, своевременно подмечают начальные патологические отклонения - близорукость, неправильное развитие опорного аппарата, нарушения питания и, в особенности, черты нервно-психических нарушений (расстройства сна, разнообразные страхи, ночное недержание мочи, заикание, тики и пр.).
Школьный медицинский работник должен быть осведомлен в вопросах гигиены умственного и физического труда.

Медико-педагогическая работа с детьми и подростками обязательно включает в себя санитарное просвещение и воспитание у них правильных представлений в области взаимоотношения полов и сексуальной жизни. Много полезного может дать психогигиеническая консультация школьного врача для родителей, для построения правильных взаимоотношений между ними и подростками, для укрепления семьи.

Особенно значительные медико-педагогические задачи стоят перед медицинскими работниками детских психоневрологических учреждений (больниц, диспансеров) и специальных вспомогательных школ. В таких учреждениях лечатся и обучаются дети с различными нервно-психическими болезнями и задержками умственного развития (олигофрения). Следует помнить, что, помимо самого болезненного мозгового процесса, на психическое состояние ребенка накладывают отпечаток и дополнительные факторы: педагогическая запущенность, недостаточные уход и внимание к нему, отрыв от коллектива, а также и чрезмерное заласкивание, баловство. Так, например, у ребенка с истерическими чертами характера - капризностью, эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью, упрямством - баловство и потворство могут привести к закреплению и дальнейшему развитию этих черт. Разумная твердость, игнорирование истерических проявлений, строгий режим дня, интересные занятия, поощрение положительных поступков способствуют ослаблению и в дальнейшем - исчезновению указанных черт.

У детей, страдающих нервно-психическими отклонениями в результате перенесенных менинго-энцефалитов или травм головного мозга, наблюдаются явления другого порядка - взрывчатость, раздражительность, головные боли, судорожные припадки, расстройства настроения. Поэтому и тактика медицинского персонала по отношению к ним должна отличаться от той, которая применяется при заболеваниях неврозами.

Ярким примером сочетания психотерапевтических и медико-педагогических воздействий является лечение детского ночного энуреза (недержание мочи психогенного происхождения). Значительную медико-педагогическую работу необходимо проводить при лечении детей, страдающих заиканием. Заикание часто приводит к затруднению общения ребенка с другими детьми, появлению у него невротических наслоений (страха перед речью, чувства застенчивости, мыслей о собственной неполноценности). В связи с этим роль психотерапии в отношении детей, страдающих расстройствами речи, очень велика. Кроме психотерапии (внушение в гипнозе и в бодрствующем состоянии, беседы, аутогенная тренировка), значительную помощь в лечении заикания оказывают занятия ритмикой под музыку, лечебной гимнастикой, художественной самодеятельностью.

медико-педагогическая работа проводится не только с детьми. При лечении взрослых больных врачи и медицинский персонал должны осуществлять целый ряд воспитательных и педагогических мероприятий. Так, некоторых психически больных приходится приучать к самым элементарным процессам - поддержанию опрятности, самостоятельному приему пищи. Больных, перенесших нарушения мозгового кровообращения (кровоизлияние в мозг), обучают говорить, ходить, читать. Некоторых больных (после операций на пищеводе, желудке) обучают есть и пить.

Медицинская педагогика в детских лечебных учреждениях и в специальных школах. Совместная с педагогом медико-педа­гогическая работа врача должна осуществляться в процессе ле­чения некоторых больных детей. Здесь имеются в виду дети, проходящие лечение с отрывом от школы, в специальных лечеб­ных учреждениях (непсихоневрологического профиля). Учеб­ная и воспитательная работа на период пребывания ребенка в лечебном учреждении служит задаче не допустить, по воз­можности, отставание ребенка в учебе. Но этим медико-педаго­гическая задача не исчерпывается.

Здесь важно не допустить образование у больного ребенка психопатологических черт личности под влиянием особых усло­вий временного отрыва его от здорового детского коллектива, не допустить, по возможности, задержки не только в приобре­тении знаний, но и в развитии личности, в предупреждении инфантилизма , т. е. особенностей, присущих более раннему воз­расту.

В некоторых медицинских учреждениях лечение по поводу соматических болезней требует мобилизации психической ак­тивности больных, и здесь врачу и педагогу необходимо учиты­вать психические особенности детей и воздействовать на их психику соответствующим образом, особенно при применении лечебных процедур или трудового режима. Если ребенку надо овладеть какими-либо компенсирующими устройствами, напри­мер протезами, или ортопедическим устройством, то здесь не­обходимо во всей полноте учитывать особенности его психики, М. С. Лебединский наблюдал детей, которые по своему снижен­ному интеллекту не могли использовать должным образом про­тезы или ортопедические приспособления без специальной ме­дико-педагогической помощи. В работе с «трудными» детьми, с подростками-правонарушителями проблемы воспитания и ле­чения тесно соприкасаются.

Особые задачи стоят перед врачом, психологом и педагогом в их совместной работе при пребывании детей в нервно-психи­атрических стационарах. Педагогические мероприятия в них еще более сближаются и даже сливаются с лечебными. Ребен­ка-невротика надо приучить к дисциплине, освободить егоот вспыльчивости, укрепить его волевые качества. Здесь врач и педагог имеют единую задачу и средства, относящиеся к их компетенции. Они беспрерывно взаимодействуют. Серьезные задачи может взять на себя специально подготовленный для такой работы педагог, чтобы помочь врачу в лечении больных с некоторыми психическими заболеваниями на определенных стадиях лечения. Например, многое может сделать участие пе­дагога в преодолении аутизма больного, особенно ребенка, стра­дающего шизофренией, при выходе его из острого состоя­ния.

При некоторых преходящих заболеваниях педагогу со спе­циальной подготовкой приходится брать на себя основную роль в самом лечении заболевания. Это относится в частности к пе­дагогу-логопеду при лечении детей от ряда расстройств речи (заикания, косноязычия и пр.). Задачей врача в этого рода слу­чаях является клиническая диагностика заболевания, психоте­рапия, медикаментозное лечение, общее направление лечебной работы логопеда и некоторых других видов лечения (ритмика, гимнастика и пр.).

К сожалению, число врачей, подготовленных к такой совме­стной работе с педагогом, еще невелико, и это весьма отрица­тельно отзывается на этих разделах лечебной помощи.

Медицинская педагогика и санитарное просвещение. Сани­тарное просвещение представляет один из видов медицинской педагогики.

Особенно важным представляется медико-психологический анализ того раздела санитарного просвещения, который вклю­чает освещение различного рода болезней.

Разные люди весьма по-разному относятся к информации о тяжелых заболеваниях. На перенесших смерть близкого чело­века от рака особенно может подействовать лекция об этой болезни уже просто потому, что она вновь оживит тягостные воспоминания. У тревожно-мнительного человека даже оптими­стически построенная лекция о раке может оставить, в основном, только мысли о возможности заболеть этой страшной болезнью. С этим приходится всячески считаться лектору. Учитывая это, прежде всего, следует очень осторожно определять содержание лекции и ее словесное оформление и даже манеру читать ее. Здесь важно, чтобы все выразительные средства лектора были мобилизованы для предотвращения устрашения хотя бы малой части слушателей.

С позиций медицинской психологии можно пожелать, чтобы в лекциях по санитарному просвещению уделялось достаточно внимания особенностям психики больных и возникающим в связи с этим требованиям к окружающим.

Не только врач и его помощники могут нанести больному психическую травму. Это чаще делают окружающие его люди: родные, другие больные, знакомые и др. Очень важно обучать широко тому, как следует вести себя в отношении больных лю­дей, чтобы не травмировать их психику. В санитарно-просветительной работе особенно следует рекомендовать воздержание от советов больным со стороны некомпетентных людей, от неуместных бесед между больными об их болезни, от излишней нагрузки на их нервную систему, на их психику.

В общей педагогике много исследований посвящено вопросу о наиболее целесообразном соотношении словесного и нагляд­ного материала в лекции. Не касаясь здесь этого общего вопроса, несмотря на всю его важность для санитарного просве­щения, отметим, что в лекции по санитарному просвещению не следует запечатлевать чрезмерно образ болезни в сознании слу­шателей.

Санитарно-просветительные лекции должны всегда иметь перед собой и психогигиенические и психотерапевтические за­дачи. Они должны просвещать, убеждать, внушать веру в ме­дицину, укреплять бодрость, оптимизм.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!