Педагогика учебное пособие сластенин. Научная школа В.А

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.
Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.Введение в педагогическую деятельность.
Общая характеристика педагогической профессии.
Возникновение и становление педагогической профессии.
Особенности педагогической профессии.
Перспективы развития педагогической профессии.
Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы.
Профессиональная деятельность и личность педагога.
Сущность педагогической деятельности.
Основные виды педагогической деятельности.
Структура педагогической деятельности.
Учитель как субъект педагогической деятельности.
Профессионально обусловленные требования к личности педагога.
Профессионально-педагогическая культура учителя.
Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры.
Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры.
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры.
Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры.
Профессиональное становление и развитие педагога.
Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности.
Развитие личности учителя в системе педагогического образования.
Профессиональное самовоспитание учителя.
Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей.
Общие основы педагогики.
Педагогика в системе наук о человеке.
Общее представление о педагогике как науке.
Объект, предмет и функции педагогики.
Образование как социальный феномен.
Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики.
Связь педагогики с другими науками и ее структура.
Методология и методы педагогических исследований.
Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога.
Общенаучный уровень методологии педагогики.
Конкретно-методологические принципы педагогических исследований.
Организация педагогического исследования.
Система методов и методика педагогического исследования.
Аксиологические основы педагогики.
Обоснование гуманистической методологии педагогики.
Понятие о педагогических ценностях и их классификация.
Образование как общечеловеческая ценность.
Развитие, социализация и воспитание личности.
Развитие личности как педагогическая проблема.
Сущность социализации и ее стадии.
Воспитание и формирование личности.
Роль обучения в развитии личности.
Факторы социализации и формирования личности.
Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.
Целостный педагогический процесс.
Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления.
Педагогическая система и ее виды.
Общая характеристика системы образования.
Сущность педагогического процесса.
Педагогический процесс как целостное явление.
Логика и условия построения целостного педагогического процесса.
Теория обучения.
Обучение в целостном педагогическом процессе.
Обучение как способ организации педагогического процесса.
Функции обучения.
Методологические основы обучения.
Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.
Логика учебного процесса и структура процесса усвоения.
Виды обучения и их характеристика.
Закономерности и принципы обучения.
Закономерности обучения.
Принципы обучения.
Современные дидактические концепции.
Характеристики основных концепций развивающего обучения.
Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обучения.
Содержание образования как основа базовой культуры личности.
Сущность содержания образования и его исторический характер.
Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования.
Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
Государственный образовательный стандарт и его функции.
Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы.
Формы и методы обучения.
Организационные формы и системы обучения.
Виды современных организационных форм обучения.
Методы обучения.
Дидактические средства.
Контроль в процессе обучения.
Теория и методика воспитания.
Воспитание в целостном педагогическом процессе.
Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования.
Цели и задачи гуманистического воспитания.
Личность в концепции гуманистического воспитания.
Закономерности и принципы гуманистического воспитания.
Воспитание базовой культуры личности.
Философско-мировоззренческая подготовка школьников.
Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности.
Формирование основ нравственной культуры личности.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников.
Формирование эстетической культуры учащихся.
Воспитание физической культуры личности.
Общие методы воспитания.
Сущность методов воспитания и их классификация.
Методы формирования сознания личности.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности.
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитания.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.
Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике.
Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива.
Этапы и уровни развития детского коллектива.
Основные условия развития детского коллектива.
Воспитательные системы.
Структура и этапы развития воспитательной системы.
Зарубежные и отечественные воспитательные системы.
Классный руководитель в воспитательной системе школы.
Детские общественные объединения в воспитательной системе школы.
Педагогические технологии.
Педагогические технологии и мастерство учителя.
Сущность педагогической технологии.
Структура педагогического мастерства.
Сущность и специфика педагогической задачи.
Типы педагогических задач и их характеристика.
Этапы решения педагогической задачи.
Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач.
Технология конструирования педагогического процесса.
Понятие о технологии конструирования педагогического процесса.
Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза.
Планирование как результат конструктивной деятельности педагога.
Планирование работы классного руководителя.
Планирование в деятельности учителя-предметника.
Технология осуществления педагогического процесса.
Понятие о технологии осуществления педагогического процесса.
Структура организаторской деятельности и ее особенности.
Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации.
Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации.
Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности.
Технология организации развивающих видов деятельности школьников.
Технология организации коллективной творческой деятельности.
Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя.
Понятие о технологии педагогического общения §.
Этапы решения коммуникативной задачи.
Стадии педагогического общения и технология их реализации.
Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.
Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений.
Управление образовательными системами.
Сущность и основные принципы управления образовательными системами.
Государственно-общественная система управления образованием.
Общие принципы управления образовательными системами.
Школа как педагогическая система и объект научного управления.
Основные функции внутришкольного управления.
Управленческая культура руководителя школы.
Педагогический анализ во внутришкольном управлении.
Целеполагание и планирование как функция управления школой.
Функция организации в управлении школой.
Внутришкольный контроль и регулирование в управлении.
Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.
Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности.
Педагогический коллектив школы.
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи.
Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника.
Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся.
Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей.
Инновационная направленность педагогической деятельности.
Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестация.

2. Биография основателя научной школы академика РАО, д.п.н., профессора В.А. Сластенина

Виталий Александрович Сластенин – Заслуженный деятель науки Российской Федерации, действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики высшей школы, основатель и декан (1982–2002) факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, председатель Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию, член Союза журналистов Российской Федерации, Президент Международной академии наук педагогического образования.

Виталий Александрович Сластенин родился 5 сентября 1930 года в г. Горно-Алтайске Алтайского края в семье колхозников. Он рано приобщился к крестьянскому труду, и в 15 лет был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Жизненный путь В.А. Сластенина во многом определила встреча с замечательным педагогом-новатором, организатором Шкида Виктором Николаевичем Сорокой-Росинским, которая произошла во время его обучения в Горно-Алтайском педагогическом училище в 1945-48 годах.

В 1948 году В.А. Сластенин поступил в Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина, где после успешного окончания курса обучения был принят в аспирантуру.

В то время на педагогическом факультете работали блестящие педагоги и известные ученые: возрастную психологию читал профессор М.М. Рубинштейн, педагогическую психологию -проф. Н.Д. Левитов, теорию обучения - профессор Н.М. Шуман, теорию воспитания - профессор С.М. Ривес. Свою первую научно-исследовательскую работу по этнопсихологии В.А. Сластенин подготовил под руководством выдающегося отечественного психолога, вице-президента Академии педагогических наук РСФСР Константина Николаевича Корнилова. Главным же своим учителем В.А.Сластенин называет доктора педагогических наук, профессора, зав.кафедрой педагогики начального обучения Ивана Фомича Свадковского, который увлек его проблемами педагогики. Научная работа «Педагогические основы краеведения», выполненная В.А. Сластениным на третьем курсе, была удостоена золотой медали Министерства высшего и среднего специального образования СССР.

Одновременно с учебой Виталий Александрович являлся одним из создателей многотиражной газеты МГПИ им В.И. Ленина «Ленининец». Занятие журналистикой и литературным творчеством остались важной частью в дальнейшей деятельности В.А. Сластенина.

В 1956 году Виталий Александрович успешно защитил кандидатскую диссертацию и в том же году приступил к работе в Тюменском государственном педагогическом институте, которому отдал 13 лет своей жизни: ассистент, старший преподаватель, а с 1957 г. в возрасте 27 лет он стал проректором по учебной и научной работе. Именно в этот период во всей полноте раскрылся его талант организатора.

В 1969 г. В.А. Сластенин был назначен начальником Учебно-методического отдела, заместителем начальника Главного управления высших и средних педагогических учебных заведений Министерства просвещения РСФСР. Почти восемь лет В.А. Сластенин проработал в центральном аппарате Министерства. Все эти годы он осуществлял широчайший социально-педагогический эксперимент по проблеме формирования личности учителя.

Именно в этот период работы В.А. Сластенин организует уникальное во многих отношениях профессиографическое исследование по всем учительским специальностям, которое охватило практически все педагогические учебные заведения, эксперимент и обработка данных проводились на невиданных ранее для педагогических исследований 20-тысячных массивах.

Логическим завершением теоретических и экспериментальных изысканий В.А. Сластенина стала монография «Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки» (1976), благодаря которой он выдвинулся как ведущий ученый в области теории и практики педагогического образования. В 1977 г. В.А. Сластенин защитил докторскую диссертацию.

В 1977 г. В.А.Сластенин возвращается в МГПИ им. В. И. Ленина, а в 1978 г. он избирается заведующим кафедрой педагогики начального обучения. В 1979 г. ему было присвоено ученое звание профессора. В 1982 г. В.А.Сластенин был избран деканом педагогического факультета.

В 1980 г. Виталий Александрович Сластенин создал и возглавил кафедру педагогики и психологии высшей школы. В этот год пришло и официальное признание его заслуг в области педагогической науки. Он был удостоен одной из самых почетных для педагога наград - медали К.Д.Ушинского. В 1981 г. он создал и возглавил лабораторию высшего педагогического образования в структуре НИИ при МГПИ им. В. И. Ленина. Эта лаборатория стала головной организацией целевой исследовательской программы «Учитель», научным руководителем которой В.А. Сластенин стал с 1981 года. К разработке программы привлекаются исследователи из педагогических институтов различных регионов страны. В.А. Сластенин выступает как автор и методолог концепции целевой исследовательской программы «Формирование социально активной личности учителя».

В.А. Сластенин постоянно принимал деятельное участие в международных семинарах и конференциях, читал лекции в зарубежных университетах.

В 1989 г. В.А. Сластенин был избран членом-корреспондентом АПН СССР, а 1992 г. действительным членом Российской академии образования. В 1997 году В.А. Сластенин стал членом бюро Отделения высшего образования РАО, а в 1998 г. – назначен главным редактором «Известий Российской академии образования», в должности которого он проработал до 2001 года. В 1998 году В.А. Сластениным создан журнал «Педагогическое образование и наука », главным редактором которого он бессменно являлся.

В 1996 г. В.А. Сластенину присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», в 1999 г. стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования. В 1999 г. В.А. Сластенин избиран Президентом Международной академии наук педагогического образования.

Влияние научной школы В.А. Сластенина на систему педагогического образования стало определяющим. Координация усилий почти 50 вузов страны в рамках целевой исследовательской программы «Учитель», в 1981-1989 гг. выполняемой по плану-заказу Государственного комитета СССР по народному образованию и решению президиума АПН СССР, позволила возглавляемому им коллективу разработать концепцию педагогического образования, которая получила одобрение на Всесоюзном съезде работников народного образования (1989 г.), которая была направлена во все педагогические учебные заведения СССР. В 1999 г. Виталий Александрович принял активное участие в разработке концепции содержания и структуры общего среднего образования в 12-и летней школе.

Идеи концепции были конкретизированы В.А. Сластениным при разработке содержания и организации образовательного процесса в педагогических учебных заведениях в последующем. Им проведена большая работа по созданию государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям, подготовке нового поколения учебно-методической документации для учебных заведений, готовящих учителей. Разработана и активно внедряется принципиально новая модель учебного плана, обеспечивающего динамическое равновесие базового (федерального) и национально-регионального (вузовского) компонентов содержания образования. Вариативный характер учебных планов и программ сочетается с разработкой гибких технологий профессиональной подготовки будущих учителей.

Виталий Александрович принимал активное участие в разработке государственных образовательных стандартов по специальностям «Педагогика», «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», и их научно-методического обеспечения, являясь председателем Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию.

Предмет законной гордости ученого составляют его ученики. Под руководством В.А. Сластенина подготовлено и защищено более 170 кандидатских диссертаций, 55 его учеников стали докторами наук.

Сегодня практически нет ни одного педагогического вуза России, в котором бы ни трудились ученики и последователи Виталия Александровича. В числе его учеников ректоры и проректоры вузов, директора научно-исследовательских институтов и центров, деканы факультетов и заведующие кафедрами. Многие из них имеют свои научные школы, разрабатывают перспективные исследовательские проекты.

В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами.

Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.

Рецензенты:

доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков;

доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик

РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.

Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Не без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь… Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее…».

ГЛАВА 2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА

Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).

Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.

ГЛАВА 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как «профессиональная культура» и «педагогическая культура». Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности.

Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т. е. развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.

Понятие «педагогическая культура» давно включено в практику педагогической деятельности, целостное теоретическое изучение которого стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е. В.Бондаревской, 3. Ф. Есаревой, Н.В.Кузьминой, Н.Н.Тарасевич, Г.И.Хозяинова и др.

С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы методологической, нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

ГЛАВА 4 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Проблема мотивации педагогической деятельности, как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и малоразработанных. Практически нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.

Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их значимость и выстроить ранжированный ряд:

интерес к учебному предмету - 27,2 %;

желание обучать данному предмету - 16,2 %;

УДК 371.4(075.8)ББК 74.03я73С 47ISBN 5-7695-0878-7Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н. Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. МудрикУчебное изданиеСластенин Виталий АлександровичИсаев Илья ФедоровичШиянов Евгений НиколаевичВ учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования.Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.ОГЛАВЛЕНИЕ:Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬГлава 1. Общая характеристика педагогической профессии§ 1. Возникновение и становление педагогической профессии§ 2. Особенности педагогической профессии§ 3. Перспективы развития педагогической профессии§ 4. Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школыГлава 2. Профессиональная деятельность и личность педагога§ 1. Сущность педагогической деятельности§ 2. Основные виды педагогической деятельности§ 3. Структура педагогической деятельности§ 4. Учитель как субъект педагогической деятельности§ 5. Профессионально обусловленные требования к личности педагогаГлава 3. Профессионально-педагогическая культура учителя§ 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры§ 2. Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры§ 3. Технологический компонент профессионально-педагогической культуры§ 4. Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культурыГлава 4. Профессиональное становление и развитие педагога§ 1. Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности§ 2. Развитие личности учителя в системе педагогического образования§ 3. Профессиональное самовоспитание учителя§ 4. Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителейРаздел II. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИГлава 5. Педагогика в системе наук о человеке§ 1. Общее представление о педагогике как науке§ 2. Объект, предмет и функции педагогики§ 3. Образование как социальный феномен§ 4. Образование как педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики§ 5. Связь педагогики с другими науками и ее структураГлава 6. Методология и методы педагогических исследований§ 1. Понятие о методологии педагогической науки и методологической культуре педагога§ 2. Общенаучный уровень методологии педагогики§ 3. Конкретно-методологические принципы педагогических исследований§ 4. Организация педагогического исследования§ 5. Система методов и методика педагогического исследованияГлава 7. Аксиологические основы педагогики§ 1. Обоснование гуманистической методологии педагогики§ 2. Понятие о педагогических ценностях и их классификация§ 3. Образование как общечеловеческая ценностьГлава 8. Развитие, социализация и воспитание личности§ 1. Развитие личности как педагогическая проблема§ 2. Сущность социализации и ее стадии§ 3. Воспитание и формирование личности§ 4. Роль обучения в развитии личности§ 5. Факторы социализации и формирования личности§ 6. Самовоспитание в структуре процесса формирования личностиГлава 9. Целостный педагогический процесс§ 1. Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления§ 2. Педагогическая система и ее виды§ 3. Общая характеристика системы образования§ 4. Сущность педагогического процесса§ 5. Педагогический процесс как целостное явление§ 6. Логика и условия построения целостного педагогического процессаРаздел III. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯГлава 10. Обучение в целостном педагогическом процессе§ 1. Обучение как способ организации педагогического процесса§ 2. Функции обучения§ 3. Методологические основы обучения§ 4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения§ 5. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения§ 6. Виды обучения и их характеристикаГлава 11. Закономерности и принципы обучения§ 1. Закономерности обучения§ 2. Принципы обученияГлава 12. Современные дидактические концепции§ 1. Характеристики основных концепций развивающего обучения§ 2. Современные подходы к разработке теории личностно-развивающего обученияГлава 13. Содержание образования как основа базовой культуры личности§ 1. Сущность содержания образования и его исторический характер§ 2. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования§ 3. Принципы и критерии отбора содержания общего образования§ 4. Государственный образовательный стандарт и его функции§ 5. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования§ 6. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школыГлава 14. Формы и методы обучения§ 1. Организационные формы и системы обучения§ 2. Виды современных организационных форм обучения§ 3. Методы обучения§ 4. Дидактические средства§ 5. Контроль в процессе обученияРаздел IV. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯГлава 15. Воспитание в целостном педагогическом процессе§ 1. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования§ 2. Цели и задачи гуманистического воспитания§ 3. Личность в концепции гуманистического воспитания§ 4. Закономерности и принципы гуманистического воспитанияГлава 16. Воспитание базовой культуры личности§ 1. Философско-мировоззренческая подготовка школьников§ 2. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности§ 3. Формирование основ нравственной культуры личности§ 4. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация школьников§ 5. Формирование эстетической культуры учащихся§ 6. Воспитание физической культуры личностиГлава 17. Общие методы воспитания§ 1. Сущность методов воспитания и их классификация§ 2. Методы формирования сознания личности§ 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности§ 4. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности§ 5. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании§ 6. Условия оптимального выбора и эффективного применения методов воспитанияГлава 18. Коллектив как объект и субъект воспитания§ 1. Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности§ 2. Формирование личности в коллективе - ведущая идея в гуманистической педагогике§ 3. Сущность и организационные основы функционирования детского коллектива§ 4. Этапы и уровни развития детского коллектива§ 5. Основные условия развития детского коллективаГлава 19. Воспитательные системы§ 1. Структура и этапы развития воспитательной системы§ 2. Зарубежные и отечественные воспитательные системы§ 3. Классный руководитель в воспитательной системе школы§ 4. Детские общественные объединения в воспитательной системе школыРаздел V. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИГлава 20. Педагогические технологии и мастерство учителя§ 1. Сущность педагогической технологии§ 2. Структура педагогического мастерства§ 3. Сущность и специфика педагогической задачи§ 4. Типы педагогических задач и их характеристика§ 5. Этапы решения педагогической задачи§ 6. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задачГлава 21. Технология конструирования педагогического процесса§ 1. Понятие о технологии конструирования педагогического процесса§ 2. Осознание педагогической задачи, анализ исходных данных и постановка педагогического диагноза§ 3. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога§ 4. Планирование работы классного руководителя§ 5. Планирование в деятельности учителя-предметникаГлава 22. Технология осуществления педагогического процесса§ 1. Понятие о технологии осуществления педагогического процесса§ 2. Структура организаторской деятельности и ее особенности§ 3. Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации§ 4. Учебно-познавательная деятельность и технология ее организации§ 5. Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности§ 6. Технология организации развивающих видов деятельности школьников§ 7. Технология организации коллективной творческой деятельностиГлава 23. Технология педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений§ 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя-воспитателя§ 2. Понятие о технологии педагогического общения § 3. Этапы решения коммуникативной задачи§ 4. Стадии педагогического общения и технология их реализации§ 5. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика§ 6. Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношенийРаздел VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИГлава 24. Сущность и основные принципы управления образовательными системами§ 1. Государственно-общественная система управления образованием§ 2. Общие принципы управления образовательными системами§ 3. Школа как педагогическая система и объект научного управленияГлава 25. Основные функции внутришкольного управления§ 1. Управленческая культура руководителя школы§ 2. Педагогический анализ во внутришкольном управлении§ 3. Целеполагание и планирование как функция управления школой§ 4. Функция организации в управлении школой§ 5. Внутришкольный контроль и регулирование в управленииГлава 26. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами§ 1. Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности§ 2. Педагогический коллектив школы§ 3. Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи§ 4. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника§ 5. Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихсяГлава 27. Инновационные процессы в образовании. Развитие профессионально-педагогической культуры учителей§ 1. Инновационная направленность педагогической деятельности§ 2. Формы развития профессионально-педагогической культуры учителей и их аттестацияРАЗДЕЛ IВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬГЛАВА 1ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ§ 1. Возникновение и становление педагогической профессииВ глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени - взрослые и дети - участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была "вплетена" в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваивали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навыками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и присматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода - самые уважаемые и умудренные опытом - образовали, в современном понимании, первую социальную группу людей - воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека.Возникновение педагогической профессии поэтому имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.Интересна этимология русского слова "воспитатель". Оно происходит от основы "питать". Не без основания сегодня слова "воспитывать" и "вскармливать" нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся воспитанием кого-либо, принимающий на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека. Слово "учитель", видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции - наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В "Поучении" Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: "Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее..." . В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения. Но и мастеров-ремесленников, передававших свой опыт, называли и сейчас, как известно, называют уважительно - Учитель.1 См.: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н.Митюров. - М., 1985. - С. 167.С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царскосельский лицей) следующие строки: "Он создал нас, он воспитал наш пламень... Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена" .2 Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. - Л., 1977. - Т. 2. - С. 351.Задачи, встававшие перед школой, существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Однако государственная политика в области образования практически всегда недооценивала диалектическое единство обучения и воспитания, целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать, не оказывая воспитательного влияния, так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний, умений и навыков. Передовые мыслители всех времен и народов никогда не противопоставляли обучение и воспитание. Более того, они рассматривали учителя прежде всего как воспитателя.Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Конфуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?" - обращается к нему ученик. "Обогати ее", - отвечает учитель. "Но она и так богата. Чем же ее обогатить?" - спрашивает ученик. "Обучи ее!" - восклицает учитель.Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами "урок", "класс", "каникулы", "обучение" и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.Я.А. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него "превосходна, как никакая другая под солнцем". Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества .1 См.: Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995. - С. 248-284.Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский - отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" переиздавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: "Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо", а его дело, "скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения" .1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1951. - Т. 2. - С. 32.Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в образовании, как и во всем по стране, в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гуманистическую по сути, оптимистическую по духу, проникнутую верой в творческие силы и возможности человека. Теоретическое наследие и опыт А. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная А. С. Макаренко теория детского коллектива, которая органично включает в себя тонкую по инструментовке и своеобразную по способам и приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа воспитателя самая трудная, "возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей".2 Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. - М., 1958. - Т. V. - С. 178.§ 2. Особенности педагогической профессииСвоеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е. А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.Так, в профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям, в частности В. А. Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся "барьеры" общения, затрудняющие решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. Однако если начинающие учителя испытывают психологические "барьеры" по неопытности, то учителя со стажем - по причине недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, что приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса. В результате оказываются обедненными и личные контакты с детьми, без эмоционального богатства которых невозможна продуктивная, одухотворенная положительными мотивами деятельность личности.Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее.В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям" . В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.1 Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 237.Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. "Если учитель имеет только любовь к делу, - писал Толстой, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершенный учитель" .2 Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 362.Л.Н.Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. По его мнению, школа может быть подлинно гуманной только тогда, когда учителя не будут рассматривать ее как "дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик". Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.В 50-60-е гг. XX в. наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес Василий Александрович Сухомлинский - директор Павлышской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. "Век математики - хорошее крылатое выражение, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека" .1 Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. - М., 1981. - Т. 3. - С. 123-124.Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогических трудов В. А. Сухомлинского, а его практическая деятельность - убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

Авторы учебного издания опирались на методологические и теоретические положения выдающегося российского ученого и педагога Виталия Александровича Сластенина. Учебник знакомит с основными теоретическими и практическими аспектами процессов воспитания и обучения школьников. В нем систематизированы знания по основным разделам педагогики: введение в педагогическую профессию, общие основы педагогики, теория обучения, теория и методика воспитания. Материал учебника направлен на включение студента в каждую из трех форм познавательной активности учение, практику и проектную деятельность. После каждой главы приведены вопросы и задания для самостоятельной работы, а также рекомендуемая литература.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!