Переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. Переход к земледелию и скотоводству

На протяжении многих лет было принято воспринимать переход первобытного человека от охоты и собирательства к земледелию просто как очевидный исторический факт. Впоследствии были сформулированы теории, так или иначе объясняющие механизмы этого явления, которое называют «неолитической революцией».

Это выражение ввел небезызвестный историк-марксист Вир Гордон Чайлд , чьими наработками совсем недавно воспользовались американские исследователи, доказавшие .

Современная же наука обладает впечатляющим арсеналом наработок и технологий, позволяющих хотя бы частично перевести исследования из разряда сугубо теоретических в практическое русло, пусть и посредством моделирования. К новейшим разработкам прибег и американско-корейский тандем ученых, показавший, как

переход к сельскому хозяйству был сопряжен с изменением уже зародившегося института собственности.

Известный еще в СССР марксист и исследователь Самуэль Боулс и его коллега Чжон-Кё Чхве из американского использовали имевшиеся в их распоряжении климатические, археологические и геологические данные

для воссоздания той обстановки, что сопутствовала неолитической революции, которая произошла на стыке двух геологических эпох — заканчивавшегося на тот момент плейстоцена и продолжающегося до сих пор голоцена — то есть примерно 12 тысяч лет тому назад.

Не так давно , как на стыке двух этих эпох тихоокеанские аборигены уничтожали уникальные виды птиц. Сейчас же целью исследователей было выяснить, как имевшиеся условия способствовали тому, что переход к оседлому земледельческому хозяйству и появление новой системы собственности стали возможными.

Выяснилось, что первоначально, в конце плейстоцена, переход к сельскому хозяйству был явлением массовым. Этому способствовали не только определенные эволюционные подвижки, произошедшие с человеком, но и сложившиеся климатические условия. Позднее, однако,

природа сыграла злую шутку: климат вновь изменился, и оказалось, что человеку гораздо эффективнее вновь вернуться к охоте и собирательству, нежели прилагать огромные усилия для того, чтобы в новых условиях выживали высаженные им растения. Так, например, были вынуждены сделать жители австралийского побережья, Калифорнийского полуострова и современной Западно-Капской провинции ЮАР. Аграрная революция в этих местах произошла гораздо позднее, а именно с прибытием европейских колонизаторов,

хотя условия для ведения сельского хозяйства там уже успели стать более чем благоприятными.

На других же землях человек обосновался гораздо более основательно: например, в Индии, Скандинавии и Леванте. Изначально переход к земледелию представлялся не совсем выгодным: в силу низкого развития технологий люди были не в состоянии собирать необходимый для выживания урожай. Тем не менее,

фермеры и охотники с собирателями продолжали сосуществовать в своеобразном симбиозе до тех пор, пока земледелие и скотоводство не стали полностью обеспечивать потребности людей.

Однако оседлый образ жизни сам по себе способствовал улучшению демографических условий, в частности, теперь шанс выжить и вырасти был у гораздо большего количества детей.

Тем временем развивались и иные механизмы, которые были связаны с сельским хозяйством лишь косвенно. Речь идет о системе собственности:

если бытовавшие до начала неолитической революции механизмы основывались на экономике дара, то теперь их место стала занимать частная собственность. Получается, что определенные блага и ресурсы — земля, урожай и скот — были попросту приватизированы новыми «владельцами».

Таким образом, переход к сельскому хозяйству произошел как раз благодаря тому, что множество людей иначе подошло к проблеме владения чем-либо и решилось использовать новые, но на тот момент не очень проверенные технологии.

Стоит отметить, что произошло все это далеко не сразу: пресловутый переход занял от 2 до 4,5 тысяч лет. За такой солидный промежуток времени собиратели и охотники окончательно утратили лидирующие позиции — появившиеся механизмы семейного хозяйства поспособствовали развитию и утверждению института частной собственности.

Однако необходимо уточнить, что переход к сельскому хозяйству шел не только долго, но порой и кровопролитно. Так, например, это происходило на Ближнем Востоке.

Вот как объяснил этот процесс «Газете.Ru» профессор Самуэль Боулс: «Люди перешли к сельскому хозяйству и оседлому образу жизни не потому, что того требовали обстоятельства».

Это произошло благодаря банальной человеческой жадности: люди увидели, что теперь, выращивая растения и приручая животных, они вполне могут не зависеть ни от кого, кроме своих близких, объясняет профессор.

По прошествии времени человек уже владел достаточным количеством семян, не понаслышке знал, как, что и в каком количестве необходимо выращивать. Неолитическая революция свершилась, а вместе с ней появился институт частной собственности и новый уклад жизни.

До недавних пор ученые считали, что переход от собирательства и охоты, а стало быть, от бродячего образа жизни к оседлости произошел впервые на Евразийском континенте одновременно с началом земледелия 10 тыс. лет назад. Но последние археологические данные потребовали пересмотра устоявшихся воззрений. Два исторических события - переход к оседлости и начало земледелия - различаются по времени и месту.

В ряде мест оседлый образ жизни мог поддерживаться собирательством и охотой, в других регионах - морским или речным рыболовством, в третьих - огородничеством, в четвертых - только земледелием. Таким образом, нет жесткой зависимости оседлости от способа производства. Однако антропологи установили связь социальной дифференциации населения и способа производства. Наибольшей она является в обществах, основанных на земледелии.

Немецкий археолог X. Цигерт, основываясь на результатах раскопок в 2007 г. в Северной и Восточной Африке, заявил, что древнейшие предки человека перешли от охоты и собирательства к оседлой жизни на 400 тыс. лет раньше, чем считалось. На стоянках Будринн на берегу исчезнувшего озера Феззан на юге Ливии и Мелка-Контур у реки Эвош в Эфиопии ученый обнаружил останки каменных жилищ и инструменты (тысячи ножей, скребков, каменных топоров), созданные Homo erectus для ловли рыбы и разделки мяса. На древних стоянках наши предки жили группами от 40 до 50 человек, они использовали водные ресурсы, обеспечивавшие им постоянный урожай.

Как обнаружили Ян Макдагл и Тим Вайт в 2005 г., ранние современные люди жили около неглубоких пресных озер, которые были обильно населены рыбами и крокодилами. Кроме того, они любили употреблять в пищу гиппопотамов. Homo sapiens idaltu 160 тыс. лет назад использовал изготовленные им инструменты труда для охоты и добычи пищи.

По наскальным рисункам на стоянке Торо Муэрто на юге Перу в 2003 г. французский археолог Жан Гюффруа смог проследить постепенный переход людей от кочевого образа жизни (охота и собирательство) к оседлому (земледелие и животноводство). Радиоуглеродный анализ угля из кострищ позволил заключить, что они создавались древними охотниками и собирателями в период между 7000 и 3000 г. до н.э. Переход к оседлости в горных регионах Перу связан с началом развития скотоводства, а не земледелия.

С началом потепления в конце ледникового периода, около 9-10 тыс. лет назад, кочевавшие по Дальнему Востоку охотники на диких оленей стали специализироваться на морском и речном рыболовстве. Экономика, основанная на добыче морских млекопитающих, рыбы и моллюсков, оказалась более стабильной, она привела к постепенному росту населения и переходу к оседлому образу жизни. Обнаруженные археологами постоянные поселения в районе Амура доказывают оседлый образ жизни.

Хакасы перешли к оседлой жизни только в первой половине XX в., а цыгане до сих пор ведут кочевой образ жизни. Хотя первые постоянные жилища у казахов относятся к XV в., основная масса казахов продолжала кочевать вплоть до середины XIX в. На оседлое поселение переходили обедневшие люди, у которых байская верхушка захватила пастбища и скот.

Обобщив многочисленные данные, ученые пришли к выводу, что переход к оседлости происходил в разное время в разных частях планеты различными путями. В одном случае охотники и собиратели становились оседлыми благодаря рыболовству, в другом - скотоводству, в третьем - земледелию. Например, на территории Турции, Сирии, Ирака и Ирана первые люди охотились, а затем 11 тыс. лет назад осели и начали возделывать землю. Это подтверждают раскопки самого древнего храма на Земле в Гёбекли-тепе, проведенные в 2008 г. немецкими археологами.

Переход к земледелию происходил медленно и в разных частях мира по различным сценариям. Общим считается качественное изменение социального устройства. Резко возросла численность и плотность населения, вместе с тем сократилась миграция. Ускорился процесс общественного разделение труда и возросла социальная дифференциация.

Земледелие повлияло на потребительский режим: человек стал делать запасы впрок, строить амбары, планировать посев и уборку урожая, откладывая семена на будущий год. Человек впервые приспосабливался к земледельческому циклу. Успехи скотоводства также развивали самодисциплину. Люди учились разводить скот и забивать его в нужное время. Новые стандарты поведения не являлись врожденными, им нужно было научиться.

Антропологи и историки не пришли к единому мнению относительно причин и времени зарождения земледелия. В одном случае главную причину видят в экономике: переход от примитивного и малоэффективного огородничества к земледелию повысил производительность труда и привел к появлению прибавочного продукта.

О возникновении земледелия говорят археологические находки, прежде всего монументальные сооружения. На строительстве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться пять лет. А это значит, что на строительство ушло 1,7 млн человеко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия такое количество людей, общество, а это происходило в начале 4 тыс. до н.э., должно иметь огромные запасы прибавочного продукта.

В другом случае главным считают глобальное изменение климата (окончание оледенения, формирование географических ареалов, Ближний Восток, с удобными для обработки почвами), в третьем - сводят все к религии, поскольку еще О. Конт выдвинул идею о том, что земледелие - не столько средство от голода, сколько религиозный культ. Возможно, что первоначально манипуляции с зерном представляли собой не столько аграрные, сколько ритуальные действия, посвященные магическим силам или божеству. Согласно теории Э. Гана, разведение животных проистекало из культового содержания животных, и от земледельцев знакомство с домашними животными проникло к охотникам.

Нельзя обходить вниманием и демографические причины - рост численности и плотности первобытного населения. Приблизительно к 3-5 тыс. до н.э. достигнута плотность населения Земли, при которой невозможно дальнейшее развитие присваивающего хозяйства (3-10 км 2 на одного человека). Зона обитания охотников и собирателей не превышала 40 тыс. км 2 , т.е. составляла 30% территории планеты. Рост населения ускорил переход от охоты и собирательства к земледелию, т.е. переход от присваивающего хозяйства к производящему.

Нет единства мнений и в трактовках эволюционного пути земледелия. Одни исследователи считают, что скотоводство возникло среди охотничьих племен, а земледелие среди племен, занимавшихся главным образом сбором съедобных растений. Другие уверены, что скотоводство возникло лишь после того, как оформившееся земледелие создало запасы корма для животных. Относительно времени археологи склонны полагать, что предпосылки для перехода к земледелию и к скотоводству начали складываться в период мезолита среди племен, занимавшихся одновременно охотой, рыболовством и собирательством.

Земледелие возникало в разных регионах - одновременно или последовательно - и в разных видах. Две основные разновидности - горное и степное земледелие. Первое антропологи называют вертикальной, а второе - горизонтальной экономикой. Земледелие также подразделяется на орошаемое (поливное, ирригационное) и неорошаемое. Начальные этапы связаны как с неорошаемым, так и с орошаемым земледелием сначала на естественных разливах горных ручьев («болотное», лиманное земледелие), а затем на искусственно орошаемых участках крупных речных долин с помощью плотин и каналов. В зонах предгорий и гор вывод воды осуществлялся с помощью струенаправляющих дамб (горно-ручейковый и горно-долинный типы орошения). На равнинах ирригационное земледелие базируется на регулировании паводковых разливов и крупных оросительных систем 1 .

Ирригационное земледелие и сегодня широко распространено во многих регионах мира: Северная Африка, Сахара, юг Европы (Испания), Передняя и Южная Азия, Южная Америка (Перу), Средняя Азия.

По имеющимся археологическим данным, первыми очагами земледелия и скотоводства являлись (в разное время) Передняя Азия, Северо-Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, Центральная Америка (Мезоамерика) и андийский регион Южной Америки. Наиболее древний из них - Передняя Азия 2 , ее лесостепные и предгорные области. В горах распространены главным образом террасные формы ирригационного земледелия.

Здесь развитию земледелия мешали зимние морозы. Лишь после выведения сортов маиса с коротким циклом развития в Мексике распространилось поливное террасное земледелие, положившее начало цивилизации ацтеков. Именно в Месоамерике сформировалась самобытная система - кувшинное орошение. Водоносные слои,

Ляпин А.Л. Геометрия оросительных систем. К истории ирригации в дельте Мургаба // Исседон: альманах по древней истории и культуре. Т. III. Екатеринбург: Уральский гос. ун-т, 2005.

Передняя Азия - географический регион, включающий в себя, с географической точки зрения, Кавказ, Копетдаг, Малоазиатское, Армянское и Иранское нагорья, Междуречье, Аравийский полуостров и Левант, а с политической точки зрения три региона - Ближний Восток (без Африканской части), Средний Восток и Закавказье (Южный Кавказ). При этом Аравийский полуостров и Междуречье объединяются в Юго-Западную Азию.

расположенные близко к поверхности, позволяли древним земледельцам выкапывать колодцы прямо на своих кукурузных полях. При помощи кувшинов они поднимали воду на поверхность и поливали растения.

Земледельческие поселения появляются в горных и предгорных районах Ближнего Востока (в области, известной под названием «Плодородный полумесяц») около 11 тыс. лет назад: в Иордании (Иерихон), в северном Ираке (Джармо), в юго-западном Иране (Али-Кош), в южной Турции (Чатал-Гуюк). Люди стали вести оседлый образ жизни, строя глинобитные дома, одомашнивая овец, коз и свиней.

Миграция земледельческих племен в 6 тыс. до н.э. в засушливые районы Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) привела к возникновению орошаемого земледелия, сыгравшего особую роль в эволюции человеческого общества. Наиболее развитые системы ирригационного земледелия обнаружены археологами в долинах крупных рек: Тигр и Евфрат, Нил, несколько позднее Инд, еще позднее Хуанхэ, Амударья, Мургаб и др.

Дальнейшее продвижение их на юг привело к формированию одной из древнейших цивилизаций - шумерской. Развивалось ли земледелие в Египте самостоятельно или оно возникло под воздействием расселения на юг сиро-палестинских земледельческих племен, археологи затрудняются сказать. Однако известно, что в 5 тыс. до н.э. в дельте Нила существовала сложившаяся земледельческая культура. Интенсивное ведение сельского хозяйства поддерживало рост населения и увеличение городов; 4,8 тыс. лет назад население Урука, самого крупного из древних городов Месопотамии, достигало 50 тыс. человек. С расширением ирригации и увеличением численности населения в обществе начались конфликты из-за воды, и люди стали искать защиты в укрепленных городах

Малоазиатский земледельческо-скотоводческий очаг повлиял на распространение земледелия в Греции, где открыты поселения в 5 тыс. до н.э. с развитыми формами ведения такого хозяйства. Из Греции земледелие проникает в 5 тыс. до н.э. на Балканы. С 5 по 3 тыс. до н.э. земледелие распространяется по Центральной Европе и доходит до южной Скандинавии и Британских островов. За 4 тыс. лет земледелие распространилось по всей западной части Старого Света.

Независимо от Ближнего Востока и одновременно с ним формировалась земледельческо-скотоводческая культура в Китае (в бассейне Хуанхэ).

Начало земледелия в Туркмении датируют 6-5 тыс. до н.э., остальную территорию Средней Азии в это время занимали неолитические охотники и собиратели. На территории Казахстана признаки земледелия появляются в 4 тыс. до н.э. В Закавказье древнейшие земледельческие поселения (Шому-Тепе, Шула-вери) относятся к 5-4 тыс. до н.э. К северу от Кавказского хребта в 3 тыс. до н.э. обитали скотоводческие племена; в Северном Причерноморье они появились в 7-6 тыс. до н.э., в Молдавии - в 6 тыс. до н.э. Земледельческие поселения, относящиеся к так называемой Трипольской культуре, открыты на Правобережье Украины и датируются 4-3 тыс. до н.э. Данные археологических раскопок показывают, что земледелие на Алтае получило свое развитие еще в глубокой древности. В курганах находят зернотерки, мотыги, ручные мельницы.

Поначалу технология первобытного земледелия была крайне примитивной. Десять тысяч лет назад она заключалась в следующем: на определенном участке, предназначенном для земледелия, выжигался лес, затем проводились элементарная обработка почвы и посев семян растений. Такое поле могло давать урожай всего два-три года, после чего почва истощалась и надо было переходить на новый участок.

Тем не менее земледелие при использовании даже самых простых орудий труда (палки-копалки, каменной мотыги, каменного топора) давало по сравнению с охотой, собирательством и рыболовством гораздо больший экономический эффект. К тому же оно редко где выступало единственной формой хозяйства; на ранних этапах своего становления оно комбинировалось с охотой и рыболовством.

Охота и собирательство как способ ведения хозяйственной деятельности исторически предшествовало сельскому хозяйству. В эпоху неолита система собственности определялась свободным доступом к ресурсам, в связи с тем, что издержки защиты и спецификации прав собственности были «запретительно» высоки. Система свободного доступа к природным благам сокращала ресурсную базу, поскольку ресурсы сверхэксплуатировались и не восстанавливались. Это препятствует перспективному экономическому развитию и росту. С переходом к оседлому земледелию и одомашниванию животных связано формирование системы коммунальной, общей собственности на материальные блага, двух типов правил использования ресурсов, которые предполагают: 1) ограничение использования ресурсов членами племени (табу, запреты), и 2) исключение доступа к ресурсам представителей других племен (принцип «свой-чужой»). С развитием технических средств (соха, серп, коса, плуг, мельница) преимущества сельского хозяйства растут и приводят к переливу труда из сферы охоты и собирательства в сельское хозяйство, в развитие ремесел, и создают материальную базу для роста населения и развития сообщества. Институциональный анализ Норта в применение к экономической истории, приведен ниже в виде отдельных извлечений из большого научного труда.

3.2. Ведение хозяйства – основа формирования прав собственности

Одним из основных хозяйственных институтов, влияющих на экономическое развитие, является система прав собственности. Сбалансированная система прав собственности создает условия для развития хозяйства, а плохо определенная - препятствует экономической эффективности, и может затормозить развитие на сотни лет.

Д. Норт. Структура и изменения в экономической истории, извлечения из Гл.8, 9

В «охото-собирающаем» обществе специализация ограничивается простым разделением ролей: охотой обычно занимались мужчины, а собирательством - женщины. Напротив, улаженное сельское хозяйство видело более сложные задачи. Среди ранних фермеров, некоторые индивидуумы, специализировались на обеспечении защиты; другие служили как священники, чтобы содействовать "рационализации" человека с его природой.

Проблемы, которые стоят перед сельскохозяйственным сообществом, в частности в решении, что производить, как производить, и для кого производить, были поэтому намного сложнее, чем те что перед племенами охотников/собирателей. Должны были быть разрешены следующие основные задачи - организация общей защиты; создание запасов на случай голода; принятие решений о том что, когда, и как производить; управление и координирование все более и более специализированных задач, для улаженного существования; и принятие решений по распределению все более и более различного числа товаров среди общества.


В пределах сельскохозяйственного сообщества, появились новые рабочие специализации. Во II в. до н.э., была хорошо развита специализация ремесел. Гончары, рабочие по металлу, ткачи, каменщики, плотники, судостроители, ювелиры. Такая специализация и разделение труда указывает на огромное изменение, произошедшее по сравнению с относительно недифференцированным обществом, которое порождает охота и собирательство. Общество, в котором существует специализация и разделение труда, требует установления механизма для распределения выпускаемого продукта среди населения, и требует гораздо больше координации и необходимости принятия решений в обществе.

Большую часть древней эры, организованные рынки не существовали. Географические ограничения влияли на результаты развития экономик. Развитие и рост городов распространялись вдоль Средиземноморья.

Наиболее фундаментальным достижением древнего мира стало появление института государства.

Первоначально, исключительные общественные права были установлены первыми сельскохозяйственными общинами; в некоторых местах они уступили исключительным государственным правам собственности, в других частным правам собственности. В государствах, где были установлены индивидуальные частные права собственности, они распространялись на товары, землю, и труд в форме рабства. Благодаря существенному прогрессу в развитии технологии, за восемь тысяч лет произошел переход от Бронзового века к Железному.

Формируются разнообразные типы государственных устройств, начиная от деспотического и заканчивая демократическим. При этом, несмотря на различия, во всех государствах использовалась работа правительства. Рост государств сопровождался военной и политической нестабильностью. Тенденция к росту, привела к объединению всего Западного мира в Римскую Империю. Между началом упорядоченного сельского хозяйства и пиком Римской Империи был промежуток приблизительно в восемь тысяч лет.

От века к веку менялись темпы изменений, рушились отдельные цивилизации. Были периоды очевидных затяжных стагнаций. Последний из них - долгий провал между распадом Римской империи на Западе и возрождением Западной Европы примерно пять столетий спустя.

Проблема, однако, состоит не в том, что правители не осознают плачевного состояния экономики. Главное препятствие, не позволяющее кардинально изменить экономику, - в самой природе политических рынков и, еще глубже, в мировоззрении их участников.

В неолите (новокаменном веке, VI—IV тысячелетия до н. э.) еще больше усовершенствовалась техника обработки камня. Люди научились его полировать, сверлить и даже пилить. Очень широко распространяются полированные топоры с отверстием для насадки на рукоятку. Из глины стали лепить грубые горшки, обжигали их на костре. Был изобретен ткацкий станок, на котором изготовляли ткани из растительных волокон.

Замечательным памятником неолитической эпохи является стоянка у села Варфоломеевка в Новоузенском районе . Она расположена на берегу реки Малый Узень и занимает площадь около трех гектаров. Толщина напластований, насыщенных остатками деятельности человека (культурный слой), здесь свыше двух метров.

На стоянке обнаружены остатки нескольких жилищ прямоугольной формы, углубленных в землю примерно на один метр. При сооружении жилищ, видимо, применяли столбовую конструкцию крыши и стен. Пол и стены были выкрашены красной краской. При раскопках собрано большое количество фрагментов керамики, изделий из камня и кости.

Сосуды со стоянки имели разные размеры и форму: баночную, чашевидную, горшкообразную. В верхней части эти керамические изделия украшены орнаментом. Каменные изделия изготовлены на пластинах, отщепленных от камня-ядрища: скребки различных типов, острия, проколки, скобели и другие. Разнообразные костяные предметы и поделки, некоторые из них украшены орнаментом. Обращают на себя внимание вырезанные из кости фигурки лошади с отверстиями для подвешивания. Все они выполнены в Довольно реалистической манере.

Загадкой для археологов является находка на полу одного жилища медной пластинки. Скорее всего, она привезена из какого-То Далекого металлургического центра.

Жители стоянки занимались скотоводством (разводили овец). Скульптурки лошадей позволяют предполагать, что это животное уже было приручено человеком.

Датируется стоянка V—IV тысячелетиями до н. э. Ее материалы свидетельствуют о высокой культуре, сопоставимой с раннеземледельческими цивилизациями.

Материалы раскопок Варфоломеевской и других стоянок показывают, что в неолите в хозяйстве людей происходят большие изменения, которые ученые называют даже «неолитической революцией». Вместо охоты и собирательства главными становятся новые отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство как основные источники получения пищи. Теперь уже человек сам, своим собственным трудом, производит для себя продукты питания. Его хозяйство стало производящим. Это произошло 5—7 тысяч лет тому назад.


«Неолитическая революция» вызвала огромные перемены в жизни человеческого общества: растет население, возникает ряд новых отраслей производства, происходят изменения в быте и образе жизни людей. Появляются излишки производства (прибавочный продукт). Это способствует постепенному развитию имущественного неравенства, что привело впоследствии к разложению первобытно-общинного строя.

В нашем крае становление и быстрое развитие производящего хозяйства связывают с энеолитом (медно-каменным веком, IV—III тысячелетия до н. э.). В лесостепной части распространяется земледельческо-скотоводческое хозяйство, а в глубинах степей — преимущественно скотоводческое. В это же время человек знакомится с новым материалом для изготовления орудий труда — металлом. Вначале использовалась самородная, а затем выплавленная из руды медь. Однако медь — металл мягкий, и поэтому продолжали по-прежнему делать многие орудия из крепкого кремня.

В последние годы на правом берегу Волги раскопаны два грунтовых энеолитических могильника. Один из них находится в окрестностях села Алексеевка(под Хвалынском), другой — против города Маркса на территории Хлопкова городища. Здесь в грунтовых ямах находились окрашенные красной краской скорченные костяки. Среди могильного инвентаря — костяные гарпуны, крючки, кремневые орудия, остродонные глиняные сосуды.

Особый интерес представляют несколько медных подвесок и браслетов из Хвалынского могильника. Анализ металла показал, что медь была привезена из балканских металлургических центров. Позднее медь отсюда поступать перестала, а новые источники металла еще не были найдены. Этим, видимо, объясняется отсутствие медных предметов в погребениях Хлопковского могильника. Оба могильника относятся к первой половине IV тысячелетия до нашей эры.

В Заволжье энеолитические памятники известны больше. Это стоянки на реке Челыкле близ рабочего поселка Озинки, на реке Большой Узень у села Орошаемого, на реке Торгуне у села Ку-мыска и в других местах. Здесь собраны фрагменты керамики, наборы кварцитовых орудий. У села Алтата на берегу одноименной речки археолог Ю. В. Деревягин открыл и в 1969—1970 годах провел раскопки позднеэнеолитической стоянки. Было извлечено из земли более 800 предметов, среди которых кварцитовые наконечники стрел, проколки, скребки, кости животных, обломки украшенной узорами керамики.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!