Перл харбор какая война. Перл-харбор - нападение с воздуха

  • Перед нападением
  • Атака с воздуха
  • Планы Соединенных Штатов
  • Перл-Харбор сегодня
  • Видео

Перл-Харбор (иное наименование "Pearl Harbor" -«Жемчужная гавань» ) представляется военно-морской базой США. Так же как и 75 лет назад, этот объект является крупной флотилией на Тихом океане. Армия Японии осуществила нападение, в заключительные события Второй мировой войны . Месторасположение базы, на территории Гавайского архипелага, а именно на острове Оаху.

  • Нападение произошло утром 7 декабря 1941 года и привело к вхождению Соединенных Штатов во Вторую мировую войну.
  • Целью нападения было устранение Тихоокеанского флота США от вмешательства в военные действия Второй мировой войны.
  • Около восьми утра по местному времени, японские ВВС начали наносить удары с воздуха.
  • Восемь линкоров получили повреждения, четыре потоплены, а шесть из них были возвращены на службу и продолжал сражаться в войне.
  • Японцы также повредили три крейсера, три эсминца, зенитный учебный корабль и один минный заградитель. 188 американских самолетов были уничтожены; 2403 американцев были убиты и 1178 человек получили ранения.
  • Японские потери составили: 29 самолетов и пять сверхмалых подводных лодок были уничтожены. 64 военнослужащих были мертвы. Одиного японского моряка, Сакамаки, Кадзуо, пленили.
  • Нападение произвело глубокое потрясение для американцев, и привело к вступлению государства в войну.
  • На следующий день, 8 декабря, Соединенные Штаты заявили о военных действиях против Японии.

Цели нападения на Перл-Харбор

Нападение было основано на нескольких основных целях. Во-первых, японцы намеревались уничтожить важные американские единицы флота, тем самым предотвращая Тихоокеанский флот от вмешательства. Япония планировала расширить сферу своего влияния на территории Юго-Восточной Азии.
И вмешательство США было не допустимо. Во-вторых, японцы планировали выиграть время для укрепления и увеличения собственных ВВС. В третьих линкоры были мощнейшими кораблями того времени.

Перед нападением

Еще за пару месяцев до бомбардировки «Жемчужной гавани», советский разведчик, Рихард Зорге, передал руководству, что Перл-Харбор будет, подвергнут атаке, спустя пару месяцев.
Американские источники утверждали, что сведения из Москвы были переданы американскому руководству. Недавно были рассекречены документы, в которых говорилось о встрече посланника от Германии Томсена и американского бизнесмена Ловелла. Встреча произошла в ноябре 1941 года. Немецкий посланник сообщил о готовящемся нападении со стороны Японии. Томсен знал о связи Ловелла с американским правительством. Сведения были переданы У. Доновану, как одному из руководителей разведки США. Когда сведения были переданы президенту, до нападения было еще три недели. Накануне нападения, американская разведка перехватила информацию, о нападении. Конечно, прямо не говорилось, об атаке, но все указывало именно на это. Однако, не смотря, на предупреждения еще за много недель, американское правительство не стало передавать ни каких предупредительных сообщений на Гавайи.
Странно то, что не было передано ни каких опасений туда, где располагалась база Тихоокеанский флот США.

Атака с воздуха

  • 26 ноября 1941 года, ВВС империи направились из базы на Курильских островах, в сторону военно-морской базы Перл-Харбор. Случилось это после направления Соединенными Штатами Японии ноты Халла (the Hull note). В этом документе США требовали от Японии вывода своих войск с ряда азиатских территория (Индокитая и Китая). Япония восприняла этот документ как ультиматум.
  • 7 декабря стало датой нападения японской армии на «Жемчужную бухту». Атака планировалась в два этапа. Первый авиационный налет должен был стать основной атаки, и уничтожить ВВС. Вторая волна должна была уничтожить непосредственно флот.
  • Японцы имели в своем составе шесть авианосцев со 441 (по другим источникам более 350) самолетом на борту. Авианосцы шли в сопровождении 2х линкоров, 2х тяжелых и 1м легким крейсеров, а также 11 эсминцев. Армия Соединенных Штатов была застигнута врасплох. Все происходящее длилось около полутора часов. Удары наносились по аэродромам (в соответствии с планом) на острове Оаху. Так же первыми пострадали корабли, находившиеся в «Жемчужной гавани». США потеряли 4 линкора, 2 эсминца и 1 минный заградитель.
    Больше 180 самолетов было уничтожено, почти 160 (по другим источникам чуть менее 130) получили тяжелые повреждения. Атаки со стороны субмарин, оказались неудачными. Подводный флот был уничтожен.
  • Нападение дало основу для вступления Соединенных Штатов в военный конфликт с Японской империей. Рузвельтом был подписан документ, коий повествовал об официальном объявлении войны японскому агрессору. Теперь Германия и Италия сообщила о возникновении военных действий, против штатов. Итогом атаки на военно-морскую базу США стало основание вхождения Америки во мировой военный конфликт.
  • Семь японских самолетов были сбиты лейтенантами Уэлчем и Тайлором. После бомбардировок первой волны, японские ВВС потеряли 9 самолетов, а после второго авианалета на Перл-Харбор, японцы потеряли 20 самолетов. Более 70 самолетов получили повреждения, но дефекты не помешали вернуться воздушным судам на авианосцы. В 9:45 остатки японской авиации вернулись назад, выполнив свою задачу.
    Еще около получаса, японский бомбардировщик кружил над разрушенной военно-морской базой. Так как вся авиация Перл-Харбор была уничтожена в начале операции, ни кто не мог ликвидировать вражеское воздушное судно. Так как, два истребителя японских ВВС отстали от своих, и не имея системы навигации, не могли самостоятельно улететь. Оставшийся бомбардировщик сопроводил отставшие истребители на базу.
  • На одном из островов, пришлось совершить посадку одному из японских воздушных судов. Летчика признали пленным. При помощи одного японца, жившего среди местного населения, сумел завладеть револьвером и двустволкой. Это оружие оказалось единственным на всем острове, и пленник превратился в захватчика власти. И все равно, спустя сутки, в стычке с коренными жителями захватчик был уничтожен. Его пособник застрелился.
  • Один из офицеров, пребывавших в Перл-Харбор, сказал, что паники в армии не наблюдалось. Солдаты были сильно напуганы, но к хаосу это не привело. После отхода японской авиации, продолжалась неразбериха, что стало началом множества слухов, например, об отравлении японцами источника воды. Люди, пившие из него, действительно были госпитализированы. Также пошли слухи о воинственном настрое японцев, проживающих на Гавайских островах. Слухи говорили о восстании. СССР не обошли стороной и появилась «правдивая» информация об атаке Токио советской армией.
  • Один из американских бомбардировщиков атаковал свой же крейсер. Но по счастливой случайности, крейсер не пострадал. Командование предприняло разведывательную операцию, по нахождению японских морских судов близ Гавайских островов. На «Жемчужную гавань» было передано сообщение, что на базу будут приземляться свои истребители. Несмотря на это пять самолетов было ликвидировано. Пилот одного из истребителей выпрыгнувший с парашютом, подвергся расстрелу.
  • Японская авиация возобновив силы рвалась в бой. Они утверждали, что нужно нанести дополнительные удары по важным наземным объектам. Руководство приказало отправляться обратно.
  • Американские историки сходятся во мнении, что японцы совершили огромную для себя ошибку, не уничтожив запасы нефти и остатки Тихоокеанского флота Соединенных Штатов.

Планы Соединенных Штатов

  • Исходя из того, что американское правительство было предупреждено о возможном нападении, можно сделать вывод, что США, таким образом, исполняло свои планы.
  • Есть мнение, что США специально использовали Японию, с целью вхождения в военную борьбу. Соединенные Штаты не должны были стать инициатором вступления. Рузвельт считал Германию угрозой как для всего мира в целом, так и для США в частности.
  • Поэтому бороться с фашистской Германией нужно было именно военным способом. Объединение с Советским Союзом могло обеспечить победу над Гитлером.
    Но американское общество было настроено иначе.
  • Несмотря на то, что война продолжалась уже два года, Германия завоевала половину Европу и напала на Советский Союз, американцы были против вступления в войну. Руководство страны должно было подтолкнуть народ к изменению своего мнения.
  • Если Америка будет подвержена нападению, то не останется выбора, как сделать ответный шаг.
  • Зная о планах Японии, руководство США, отправило японскому правительству документ (нота Халла).
  • По поводу ее содержания (смысла), до сих пор обе стороны имеют противоположные мнения.
  • Японские историки утверждают, что документ имел характер ультиматума. Соединенные Штаты выдвинули невозможное требование.
  • Помимо оставления территорий, Америка требовала выхода из союза с Германией и Италией. Поэтому японская сторона приняла ноту Халла, как нежелание со стороны США продолжить переговоры.
  • Исходя из теории планирования Соединенными Штатами, войти в войну за счет стороннего нападения, нота Халла, как раз и стала тем катализатором начала военного конфликта.
  • По факту это можно считать провокацией.
  • Японский историк, придерживающийся мнения о провокации, утверждает, что у Японии не было другого выхода. Подтверждением своей теории, он считает изменение мнения американцев касательно вовлечения армии США в войну.
  • Это мнение можно считать правдивым, но мнение народа немогло не измениться после такой атаки и больших человеческих потерь. Здесь важно другое, что имея подтверждения нападения Японией на Перл-Харбор, американское правительство не предприняло ни каких действий. До сих пор ходят споры о неожиданности военной атаки.
  • Есть дополнительный факт в пользу мнения японских историков. Удивительное и необычное совпадение содержалось в следующем.
  • Японская авиация должна была ликвидировать североамериканскую флотилию. Но именно в этот день авианосцев, которые планировалось ликвидировать, отсутствовали на военной базе

Перл-Харбор. Потери флота оказались не сильными.

Японцы по сегодняшний день продолжают утверждать, о провокации, но прямых подтверждений у них нет. Также они не могут с уверенностью сказать, насколько много знали американцы о планируемой операции.

Также загадкой, связанной с атакой на «Жемчужную гавань», является то, что Соединенное королевство Великобритании, знало достаточно много секретной информации, относительно планов Японии, но предоставлять ее руководству Соединенных Штатов не стали.

Таким образом, руководство, как Соединенного Королевства, так и США, подверглись обвинениям. Оба руководителя стремились втянуть США в войну.

Перл-Харбор сегодня
На сегодняшний день, Перл-Харбор остается мощнейшим флотом. Помимо военных целей, «Жемчужная гавань», несет еще и функцию музея. На одном из морских судов времен Второй мировой войны, можно встретить туристов. Отмечается, что это судно в полной боевой готовности и при военной угрозе, он готов вступить на защиту родины.

Ряд линкоров («Ряд линкоров» - бетонные сваи, к которым борт к борту швартовались тяжелые корабли) в Перл-Харборе. Слева направо: линкоры «Вест Вирджиния» (USS West Virginia), «Тенесси» (USS Tennessee) (повреждены) и «Аризона» (USS Arizona) (потоплен).
Атака Перл-Харбора (Жемчужной бухты) или, по японским источникам, Гавайская операция - внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота, на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Перл-Харбора на острове Оаху, Гавайские острова, произошла воскресным утром 7 декабря 1941 года.

В результате атаки на военно-морскую базу Перл-Харбор США были вынуждены объявить войну Японии и вступить во Вторую мировую войну. Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Атака состояла из двух авиационных налетов, в которых участвовало 353 самолета, вылетевших с 6 японских авианосцев. Атака на Перл-Харбор стала основной причиной вступления США во Вторую мировую войну. Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях. 8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединенном заседании обеих палат конгресса. Президент потребовал с 7 декабря, со «дня, который войдет в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.

Макет базы Военно-морского флота США в Перл-Харборе, построенный в Японии в 1941 году при планировании операции по нападению на эту базу. Расположение моделей кораблей исключительно точно воспроизводит их реальное место в «ряду линкоров».

Предыстория

После Первой мировой войны Тихий океан стал ареной противоречий двух сильных морских государств - США и Японии. Соединённые Штаты, стремительно выдвигавшиеся на позиции ведущей мировой державы, стремились установить контроль над этим стратегически важным регионом. К той же цели стремилась Япония, испытывавшая серьёзные трудности в обеспечении стратегическими материалами и считавшая себя обделённой колониями в Юго-Восточной Азии. Противоречия неизбежно должны были вылиться в военное столкновение, однако этому мешали изоляционистские и антивоенные настроения, господствовавшие в американском общественном мнении. Разрушить эти настроения мог только сильный психологический шок, который не заставил себя долго ждать. Введение Соединёнными Штатами экономических санкций против Японии, включавших эмбарго на поставку нефтепродуктов, сделало войну неизбежной. Япония оказалась перед выбором - задохнуться в кольце экономической блокады или с честью погибнуть, попытавшись добыть в бою необходимые ей ресурсы. Высший японский генералитет понимал, что для безоговорочной победы над США необходимо разбить американский Тихоокеанский флот, высадить десант на западном побережье США и с боями дойти до Вашингтона, что при соотношении экономических и военных потенциалов двух стран было совершенно нереально. Вынужденные под давлением политической верхушки вступить в войну, они сделали ставку на единственный имевшийся у них шанс - одним мощным ударом нанести США неприемлемый ущерб и вынудить их подписать мир на выгодных для Японии условиях.

Перл-Харбор перед нападением

Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Перл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей. У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) - 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжелых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.

Вид на гавань Перл Харбор и ряд линкоров во время атаки японцев
К 7 декабря в Пёрл-Харборе находились 93 корабля и вспомогательных судна. Среди них 8 линейных кораблей, 8 крейсеров, 29 эсминцев, 5 подводных лодок, 9 минных загородителей и 10 тральщиков военно-морских сил США. Военно-воздушные силы насчитывали 394 самолета, ПВО обеспечивалась 294 зенитными орудиями. Гарнизон базы насчитывал 42 959 человек. Корабли в гавани и самолеты на аэродроме стояли скученно, являлись удобной мишенью для атаки. Противовоздушная оборона базы не была готова к отражению ударов. Большинство зенитных орудий не было укомплектовано личным составом, боеприпасы находились под замком.

Японские авианосцы держат курс на Перл-Харбор. На фото запечатлена полетная палуба авианосца «Дзуйкаку» в его носовой оконечности, спаренные установки универсальных 127-мм орудий тип 89. Впереди видны авианосец «Кага» (ближе) и авианосец «Акаги» (дальше). Хорошо видны различия авианосцев 1-й дивизии, у «Акаги» надстройка расположена с левого борта.

История

Для атаки Пёрл-Харбора японское командование выделило авианосное соединение под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо в составе 23 кораблей и 8 танкеров. Соединение состояло из Ударной группы, насчитывавшей шесть авианосцев: «Акаги», «Хирю», «Кага», «Сёкаку», «Сорю» и «Дзуйкаку» (1-я, 2-я и 5-я дивизии авианосцев), Группы прикрытия (2-й отряд 3-й дивизии линейных кораблей), двух тяжелых крейсеров (8-я дивизия крейсеров), одного легкого крейсера и девяти эсминцев (1-я эскадра эскадренных миноносцев), Передового отряда в составе трех подводных лодок и Отряда снабжения из восьми танкеров. (Футида М., Окумия М. Сражение у атолла Мидуэй. Пер. с англ. М., 1958. С. 52.) Авиационная группа соединения насчитывала в общей сложности 353 самолета.

Операцией, которая была тщательно спланирована и подготовлена, руководил командующий объединенным японским флотом адмирал Исороку Ямамото. Особое значение придавалось достижению внезапности нападения. 22 ноября 1941 года оперативное соединение в строжайшей тайне собралось в заливе Хитокаппу (Курильские острова) и отсюда, соблюдая радиомолчание, 26 ноября взяло курс на Пёрл-Харбор. Переход происходил по наиболее протяженному (6300 км) маршруту, отличавшемуся частой штормовой погодой, но наименее посещаемому судами. В целях маскировки был произведен ложный радиообмен, который имитировал нахождение во Внутреннем Японском море всех крупных японских кораблей. (Советская военная энциклопедия. Т.6. С. 295.)

Инструктаж на палубе авианосца «Кага» перед налетом на Перл Харбор
Однако для американского правительства нападение японцев на Пёрл-Харбор было не столь уж неожиданным. Американцы расшифровали японские коды и в течение нескольких месяцев читали все японские сообщения. Предупреждение о неизбежности войны было послано вовремя - 27 ноября 1941 года. Ясное предупреяедение о Пёрл-Харборе американцы получили в последний момент, утром 7 декабря, но указание о необходимости усиления бдительности, посланное по коммерческой линии, дошло до Пёрл-Харбора лишь за 22 минуты до начала нападения японцев, а передано связным только в 10 часов 45 минут, когда все было кончено. (См: История войны на Тихом океане. Т.З. М., 1958. С. 264; Вторая мировая война: Два взгляда. С. 465.)

В предрассветной темноте 7 декабря авианосцы вице-адмирала Нагумо достигли точки подъема самолетов и находились в 200 милях от Пёрл-Харбора. В ночь на 7 декабря 2 японских эсминца обстреляли о. Мидуэй, а у Пёрл-Харбора начали действовать спущенные на воду 5 японских сверхмалых подводных лодок. Две из них были уничтожены американскими патрульными силами.

В 6.00 7 декабря 183 самолета первой волны поднялись с авианосцев и направились к цели. Здесь были 49 штурмовиков - бомбардировщиков типа «97», каждый из которых нес 800-килограммовую бронебойную бомбу, 40 штурмовиков-торпедоносцев с подвешенной под фюзеляжем торпедой, 51 пикирующий бомбардировщик типа «99», имевший каждый по 250-килограммовой бомбе. Силы прикрытия состояли из трех групп истребителей, насчитывавших в общей сложности 43 машины. (Футида М., Окумия М., Указ. соч. С. 54.)

Первый самолет готов к взлету с авианосца «Сёкаку» на Перл-Харбор
Небо над Перл-Харбором было чистым. В 7 часов 55 минут японские самолеты атаковали все крупные корабли и самолеты на аэродроме. В воздухе не было ни одного американского истребителя, а на земле - ни одной орудийной вспышки. В результате японской атаки, длившейся около часа, было потоплено 3 линейных корабля и уничтожено большое число самолетов. Закончив бомбометание, бомбардировщики направились к своим авианосцам. Японцы потеряли 9 самолетов.

Разгромленный аэродром Naval Air Station в Перл-Харборе
Самолеты второй волны (167 машин) поднялись с авианосцев в 7 часов 15 минут. Во второй волне было 54 штурмовика-бомбардировщика типа «97», 78 пикирующих бомбардировщиков «99» и 35 истребигилей, которые прикрывали действия бомбардировщиков. Второй удар японских самолетов встретил более сильное сопротивление американцев. К 8.00 самолеты возвратились на авианосцы. Из всех самолетов, участвовавших в воздушном налете, японцы потеряли 29 (9 истребителей, 15 пикирующих бомбардировщиков и 5 торпедоносцев). Потери в живой силе составили в общей сложности 55 офицеров и рядовых. Кроме того, американцы потопили одну подводную лодку и 5 сверхмалых подводных лодок, действия которых оказались малоэффективными.

Бросок линкора «Невада» внутри гавани во время атаки Перл-Харбора. В этот день он стал единственным американским линкором, сумевшим дать ход и попытавшимся выйти из бухты. Однако из-за угрозы потопления его японцами на фарватере «Неваде» было приказано выброситься на берег. Всего во время атаки Перл-Харбора линкор «Невада» получил попадание 1 авиаторпеды и 2-3 авиабомб, после чего сел на мель.

Японская авиация

Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор базировались три типа самолётов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро», торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице:



Японские истребители A6M «Зеро» перед вылетом на атаку американской базы в Перл-Харборе на палубе авианосца «Акаги». Фотография сделана за несколько минут до вылета.

Самолёты первой волны

Номера групп условные, для обозначения на схемах



Самолёты второй волны


Номера групп условные, для обозначения на схемах.



Итоги

В результате удара японской авиадесантной авиации на Пёрл-Харбор стратегическая цель - воспрепятствовать вмешательству Тихоокеанского флота США в японские операции на юге - была в основном достигнута. 4 американских линкора было потоплено, еще 4 сильно повреждены. 10 других военных кораблей были потоплены или выведены из строя; 349 американских самолетов уничтожены или повреждены; среди убитых или раненых американцев - 3581 военный, 103 гражданских. (Вторая мировая война: Два взгляда. С. 466.)

Победа японцев могла быть еще более значительной. Им не удалось причинить ни малейшего вреда авианосцам противника. Все 4 американских авианосца отсутствовали в Пёрл-Харборе: 3 из них вышли в море, один ремонтировался в Калифорнии. Японцы не сделали попытки уничтожить огромные американские запасы нефти на Гавайях, которые фактически были почти равны всем японским запасам. Японское соединение, за исключением кораблей, вошедших в специально организованное соединение, которое состояло из 2-й дивизии авианосцев, 8-й дивизии крейсеров и 2-х эскадренных миноносцев, направилось во внутреннее Японское море. 23 декабря оно прибыло на якорную стоянку у о. Хасира.

Таким образом, к 10 часам утра 7 декабря американский флот на Тихом океане фактически перестал существовать. Если к началу войны соотношение боевой мощи американского и японского флотов было равно 10:7,5 (История войны на Тихом океане. Т.З. С. 266), то теперь соотношение в крупных кораблях изменилось в пользу японских военно-морских сил. Японцы в первый же день военных действий завоевали господство на море и получили возможность проводить широкие наступательные операции на Филиппинах, в Малайе и в Голландской Индии.

Линкор «Калифорния» и танкер «Неошо» во время налета на Перл-Харбор. Линкор «Калифорния» затонул после попадания двух торпед и двух бомб. Команда могла спасти корабль, и даже дать ход, но покинула его из-за угрозы пожара от пылающего пятна нефти, вытекшего с других линейных кораблей. Корабль сел на грунт. Был восстановлен. На заднем плане эскадренный танкер «Неошо», впоследствии потопленный японской палубной авиацией в бою в Коралловом море в мае 1942 года. По счастливому для американцев обстоятельству, в результате того, что во время атаки Перл-Харбора пилоты японских самолетов имели военные корабли как четкую цель, в танкер попаданий не было. Танки «Неошо» были под завязку заполнены высокооктановым авиационным бензином...

ПЁРЛ-ХАРБОР (Pearl Har-bor, в переводе с англ. Жем-чуж-ная га-вань) - бух-та (за-лив) Ти-хо-го океана на южном по-бе-ре-жье о. Оа-ху в со-ста-ве Га-вай-ских островов (штат Га-вайи, США), при-мер-но в 10 км к за-па-ду от г. Го-но-лу-лу.

Име-ет слож-ную раз-ветв-лён-ную фор-му, раз-де-ле-на дву-мя по-лу-ост-ро-ва-ми и о. Форд на бо-лее мел-кие бух-ты (Уэст-Лох, Мидл-Лох, Ист-Лох), дос-ти-гая в са-мом ши-ро-ком мес-те около 9,5 км. В южной час-ти уз-ким про-ли-вом (ши-ри-на около 400 м) со-об-ща-ет-ся с ти-хо-оке-ан-ским заливом Ма-ма-ла.

Впер-вые описа-на британсокй экс-пе-ди-ци-ей Н. Порт-ло-ка в 1786 году, под-роб-но ис-сле-до-ва-на эк-спе-ди-ци-ей Ч. Мол-де-на в 1824 году. В 1887 году ко-роль Га-вай-ско-го ко-ро-лев-ст-ва Ка-ла-ка-уа I пе-ре-дал ис-клю-чительные пра-ва на ис-поль-зо-ва-ние бух-ты Со-еди-нён-ным Шта-там. В 1908 году Кон-грес-сом США при-ня-то ре-ше-ние о строи-тель-ст-ве в Пёрл-Харборе во-енно-морской ба-зы (от-кры-та в 1911 году). С ию-ля 1941 года ме-сто раз-ме-ще-ния шта-ба Ти-хо-оке-ан-ско-го фло-та США.

7 декабря 1941 года на-па-де-ни-ем на Пёрл-Харбор Япо-ния на-ча-ла вой-ну на Ти-хом океане (см. Ти-хо-оке-ан-ские кам-па-нии 1941-1945 годов). К это-му вре-ме-ни в Пёрл-Харборе на-хо-ди-лись главные си-лы Ти-хо-оке-ан-ско-го фло-та США, в том числе 8 лин-ко-ров, 8 крей-се-ров, 29 эс-мин-цев (все-го бо-лее 160 су-дов). ВВС ба-зы на-счи-ты-ва-ли 394 са-мо-лё-та. Японский план на-па-де-ния на Пёрл-Харбор ак-тив-но раз-ра-ба-ты-вал-ся под руководством адмирале И. Яма-мо-то с 7 января 1941 года, ут-вер-ждён пра-ви-тель-ст-вом Япо-нии и им-пе-ра-то-ром 5 ноября 1941 года. Его главная стра-те-гическая цель со-стоя-ла в том, что-бы ли-к-ви-ди-ро-вать американский флот как пре-гра-ду на пу-ти экс-пан-сии Япо-нии в Юго-Восточной Азии. 26 но-ября японское авиа-нос-ное со-еди-не-ние [ко-мандующий - ви-це-адмирал Т. На-гу-мо; все-го 33 ко-раб-ля, в том числе 2 лин-ко-ра, 6 авиа-нос-цев с 423 са-мо-лё-та-ми, 3 крей-се-ра, 11 эс-мин-цев, 3 ПЛ;] по-ки-ну-ло бух-ту Би-до-кап (Хи-то-кап-пу; о. Иту-руп). Об-щее ру-ко-во-дство Объ-е-ди-нён-ным фло-том осу-ще-ст-в-лял адмирал Яма-мо-то. На рас-све-те 7 декабря (при-хо-ди-лось на вос-кре-се-нье; по то-кий-ско-му вре-ме-ни в ночь на 8 декабря) авиа-нос-ное со-еди-не-ние вы-шло на ру-беж в 275 миль (около 450 км) к се-ве-ру от о. Оа-ху. Кро-ме то-го, близ Пёрл-Харбора бы-ло раз-вёр-нуто свыге 20 японских ПЛ (име-ли на бор-ту 5 сверх-ма-лых ПЛ). Под-ня-тые с японских авиа-нос-цев са-мо-лё-ты дву-мя эше-ло-на-ми ме-нее чем за 2 часа [с 7.50 (по другим дан-ным, 7.55) до 9.45 (по другим дан-ным, 9.30) ме-ст-но-го вре-ме-ни] на-нес-ли ряд по-сле-до-вательных уда-ров по американским ко-раб-лям, аэ-ро-дро-мам и бе-ре-го-вым ба-та-ре-ям. Бое-вая го-тов-ность Пёрл-Харбора ока-за-лась низ-кой (даль-няя воздушная раз-вед-ка и ПВО сла-бо ор-га-ни-зо-ва-ны, ко-раб-ли и са-мо-лё-ты не рас-сре-до-то-че-ны, часть лич-но-го со-ста-ва на-хо-ди-лась на бе-ре-гу и т.д.). В ре-зуль-та-те был по-то-п-лен и по-вре-ж-дён 21 американский ко-рабль [в том числе 8 лин-ко-ров (4 из них по-те-ря-ны без-воз-врат-но), 3 крей-се-ра (1 - без-воз-врат-но), 4 эс-мин-ца (2 - без-воз-врат-но)], унич-то-же-но 188, по-вре-ж-де-но 159 са-мо-лё-тов, по-гиб-ло 2403 человек (в том числе 68 гражданских лиц), ране-но 1178 человек. По-те-ри японского фло-та со-ста-ви-ли 29 са-мо-лё-тов (свыше 70 по-лу-чи-ли по-вре-ж-де-ния), 6 ПЛ (в том числе 5 сверх-ма-лых), 6 ка-те-ров, по-гиб-ло 64 человек (1 по-пал в плен). В свя-зи с ата-кой на Пёрл-Харбор 8 декабря 1941 года США и Ве-ли-ко-бри-та-ния объ-я-ви-ли вой-ну Япо-нии.

На-па-де-ние на Пёрл-Харбор - круп-ней-шая на тот мо-мент опе-ра-ция с ис-поль-зо-ва-ни-ем авиа-нос-цев - при-нес-ло Япо-нии важ-ную по-бе-ду, обес-пе-чи-ло ей на не-ко-то-рое вре-мя сво-бо-ду дей-ст-вий в ак-ва-то-рии Ти-хо-го океана, по-зво-ли-ло в конце 1941 - первой половине 1942 года дос-тичь круп-ных ус-пе-хов в Ма-лайе, на Фи-лип-пи-нах, в Бир-ме, Ни-дерл. Ин-дии, Но-вой Гви-нее и др. Вме-сте с тем ей не уда-лось сло-мить во-енно-морскую мощь США и до-бить-ся стра-те-гического ус-пе-ха в вой-не; при про-ве-де-нии воздушного на-лё-та японским ко-ман-до-ва-ни-ем был до-пу-щен ряд про-счё-тов (не бы-ли под-верг-ну-ты бом-бар-ди-ров-ке су-до-ре-монт-ные мас-тер-ские, то-п-лив-ные за-па-сы), свою роль сыг-рал фак-тор слу-чай-но-сти (американские авиа-нос-цы на-хо-ди-лись в декабре 1941 года вне Пёрл-Харбора и не бы-ли по-вре-ж-де-ны).

7 декабря 1941 года японские самолёты атаковали американскую военную базу в гавани Пёрл-Харбор и США оказались действующим участником Второй Мировой войны, а в конечном итоге её выгодоприобретателем.

Доклад о потерях после атаки на Пёрл-Харбор министра Нокса констатировал то, что видимо и было задумано с самого начала: «Общий баланс сил на Тихом океане в плане авианосцев, крейсеров, эсминцев и подводных лодок не пострадал. Все они в море и ищут соприкосновения с противником», то есть никакого ощутимого урона японская атака не нанесла. Судьба американского флота, базировавшегося в заливе уже была решена, однако в ноябре 1941 года Рузвельт поинтересовался о предстоящих событиях: «как мы должны подвести их на позицию первого удара, чтобы повреждения не были сильно разрушительными для нас?», о чем сделал в своем дневнике запись министр Стимпсон.

Уже в наше время японский политолог и внук Сигэнори Того, министра иностранных дел в начале 40-х Кадзухико Того, с недоумением отмечает: «… есть непонятные вещи. Например, незадолго до нападения Японии из Перл-Харбора были выведены все три американских авианосца». Действительно по приказу командования флота США Киммель отправил 2 авианосца, 6 крейсеров и 14 эсминцев к островам Мидуэй и Уэйк, то есть из-под удара была выведена наиболее дорогостоящая техника, что окончательно и станет понятно из доклада комиссии.

Чтобы понять, как это случилось необходимо восстановить ход предшествующих событий. Первая попытка 1939 года изменить закон о нейтралитете США, что позволило бы штатам вступить в войну, натолкнулась на противодействие сенатора Ванденберга и так называемого «Национального комитета», в состав которого входили Генри Гувер, Генри Форд и губернатор Лафолетт. «Послевоенные документы и рассекреченные документы Конгресса, а также смерть самого Рузвельта» — по мнению У. Энгдаля: «показывают без всяких сомнений, что президент и его министр обороны Генри Стимсон намеренно подстрекали Японию к войне». В книге Роберта Стиннета «День лжи: правда о федеральном резервном фонде и Перл Харбор» говориться, что администрация Рузвельта спровоцировала атаку японцев, потому что дальнейшие её действия иначе как провокацией и назвать нельзя.

23 июня 1941 года на стол Рузвельта легла записка помощника президента Гарольда Икеса, указывающая, что «введение эмбарго на экспорт нефти в Японию может быть эффективным способом начала конфликта». Уже на следующий месяц заместитель госсекретаря Дин Ачесон запретил японцам импортировать нефть и нефтепродукты из США. Японский флот по утверждению адмирала Нагано «сжигал в час 400 тонн нефти», получить которую японцы могли, лишь захватив нефтяные ресурсы Индонезии (Голландской Ост-Индии), Филиппин и Малайзии. 20 ноября 1941 года японский посол Номура обратился с предложением мирного урегулирования конфликта, включавшим пункт: «Правительство Соединенных Штатов будет снабжать Японию необходимым количеством нефти».

Кроме того, что США прервали пароходное сообщение с Японией и закрыли Панамский канал для японских судов, 26 июля Рузвельт подписал указ об аресте японских банковских активов на существенную по тем временам сумму 130 миллионов долларов и переходе всех финансовых и торговых операций с Японией под контроль правительства. США игнорировали все последовавшие просьбы политиков страны восходящего солнца о встрече глав обоих стран для урегулирования отношений.

26 ноября 1941 года японскому после в США адмиралу Номуре было вручено письменное требование вывести японские вооруженные силы из Китая, Индонезии и Северной Кореи, расторгнуть тройственный пакт с Германией и Италией, такой ультимативный ответ на предложения Номуры однозначно трактовалось Японией как нежелание США урегулировать разногласия мирным путём.

7 мая 1940 года Тихоокеанский флот получил официальное предписание оставаться в Пёрл-Харборе неопределенное время, возглавлявший его адмирал Дж. Ричардсон в октябре попытался убедить Рузвельта отозвать флот с Гавайских островов, так как там он не оказывает сдерживающего влияния на Японию. «…Я должен заявить вам, что высшие офицеры флота не доверяют гражданскому руководству нашей страны» — подытожил беседу адмирал, на что в свою очередь Рузвельт заметил: «Джо, ты так ничего не понял». В январе 1941 года Дж. Ричардсона был уволен, а его пост занял Хасбенд Киммель (Husband Kimmel), от которого не только последовательно скрывали документы, способные навести на мысль, что целью атаки будет Пёрл-Харбор, но и наоборот демонстрировали те, что создавали ложное впечатление готовящейся атаки на Филиппины.

В книге Уильяма Эндгаля говориться о документах, которые «доказывают, что Рузвельт был полностью осведомлен о планах бомбардировки Перл-Харбора за несколько дней до её начала, вплоть до деталей перемещения японского флота в Тихом океане и точном времени начала операции». Тоже признавал и Черчилль: Рузвельт «полностью был осведомлен о непосредственных целях вражеской операции. В действительности Рузвельт проинструктировал директора Международного Красного Креста приготовиться к многочисленному числу пострадавших в Перл-Харбор, потому что он не имел намерения предотвращать потенциальную атаку или защищаться от неё».

Как минимум точно известно, что 26 ноября, на следующий день после записи военного министра о неизбежной атаке на Перл-Харбор английский премьер-министр сообщил Рузвельту, указав точную дату. Киммелю. Раньше, когда он попытался подготовиться к столкновению с японскими войсками, Белый дом направил уведомление, что тот «усложняет ситуацию», а в конце ноября ему и вовсе указали прекратить проведение разведки против возможного авиаудара. За неделю до трагических событий было решено оставить сектор в направлении 12 часов вне патрулирования, зенитная артиллерия не была приведена в готовность, в соответствии с антисаботажным предупреждением №1 техника, а корабли согнаны в плотные группы, что делало их легкой добычей для атаки с воздуха. Последовавшая событию комиссия армии США резюмировала ситуацию так: «всё было сделано для того, чтобы максимально благоприятствовать атаке с воздуха, и японцы не преминули этим воспользоваться».

Предотвратить нападение на американский флот пытался также полковник О. Садтлер, в силу своей должности знакомый с содержанием японской переписки и нашедший в ней кодированные слова, предупреждающие о готовящемся нападении. Он написал предупреждение всем гарнизонам, включая Пёрл-Харбор от имени начальника штаба генерала Дж. Маршалла, однако его практически высмеяли, несмотря на то, командование из секретной переписки знало о наступательной операции, разработанной в Токио под кодовым названием «Магия» и вполне могло знать, что 7 января 1941 года военно-морской министр Косиро Оикава изучал девятистраничное обоснование налёта на Пёрл-Харбор. 24 сентября 1941 года из поступающих шифровок стало известно, что военно-морская разведка Японии запрашивает квадраты точного расположения кораблей США именно в Пёрл-Харборе.

Относительно расшифрованных японских кодов примечательно, что глава официальной на тот момент разведывательной структуры Управления Специальных Операций Уильям Донован, разместивший свой кабинет в комнате №3603 Рокфеллер-центра был исключён из числа получателей расшифрованных материалов начальником штаба армии генералом Джоржем Маршаллом. Также примечательно, что машину для расшифровки кода получили отдельные штабы подразделений, но группе Перл-Харбор машина для дешифровки не досталась, то есть: в Рокфеллер центре и на самой базе знать о готовящейся провокации не полагалось. Возможно, что Рузвельт «не выглядел удивлённым» в день известия об атаке на Перл-Харбор, как позднее об этом вспоминал Уильям Донован, потому что сам всеми силами её приближал, ибо его беспокоило, по словам главы Управления Специальных Операций только, что публика не поддерживала декларацию о войне.

Шифрованную переписку японского флота спецслужбы США читали со второй половины 20-х годов, тайно перефотографировав шифровальные книги с так называемым «красным кодом». В 1924 году к команде дешифровщиков присоединился будущий глава отдела занимавшегося в штабе радиоперехватом и дешифровкой, капитан Лоуренс Саффорд (Laurance F. Safford), чья позиция во время слушаний по событиям, связанным с Перл-Харбором заставит многих усомниться в официальной версии. С 1932 года Саффорд, используя оборудование IBM, разрабатывал те самые машины для дешифровки, в 1937 году для радиоперехвата по гигантской дуге от Филиппин до Аляски были развёрнуты специальные радиостанции. Усилия более 700 сотрудников под руководством Л. Саффорда и У. Фридмана в августе 1940 года увенчались расшифровкой сложнейшего «розового» или «пурпурного кода», которым шифровалась правительственная дипломатическая переписка Японии.

В курсе успеха дешифровщиков в руководстве США кроме высшего командования были президент Ф. Рузвельт, госсекретарь К. Хэлл, военный министр Г. Стимсон и секретарь военно-морского флота США Ф. Нокс, которые не были ознакомлены только с четырьмя из 227 документов составлявших секретную переписку между Токио и японским посольством в США. Соответственно, вполне вероятно, что им было известно содержание заседания имперского правительства, состоявшееся 6 сентября 1941 года в присутствии императора, на котором говорилось, что если «не будет существенной надежды на достижение соглашения с нашими требованиями посредством вышеупомянутых дипломатических переговоров, мы немедленно примем решение о введении готовности для войны против Соединенных Штатов».

В период между 28 ноября и 6 декабря было перехвачено семь шифровок, подтверждающих, что Япония намерена атаковать Перл-Харбр. Окончательно о неизбежности войны с Японией стало известно за день до атаки на Перл-Харбор, за шесть часов до атаки стало известно её точное время — 7.30, о чем командование армией США решило сообщить на Гавайи не телефонным звонком, а обычной телеграммой, дошедшей до адресата, когда флот уже был потоплен. И уже непосредственно перед атакой два солдата, дежуривших на радаре, заметили японские самолеты, но на звонок в штаб никто не ответил, а через полчаса жена Киммеля стоя в ночной рубашке во дворе своей виллы уже докладывала мужу: «Похоже, они накрыли линкор «Оклахома»!».

Всего во время атаки погибло 2403 (по данным Н. Яковлева 2897) служащих базы, было уничтожено 188 самолётов, старое судно-мишень «Юта», минный заградитель «Оглала», эсминцы «Кэссин», «Дауне» и «Шоу» и линкор «Аризона», горящий образ которого стал символом разгрома Перл-Харбора. Гибель «Аризоны» принесла наибольшее количество жертв — 47 офицеров и 1056 нижних чинов, однако добавила ряд вопросов. Согласно исследования Нимица «Аризона» была уничтожена пикирующим бомбардировщиком «Val»-234, но он бы не смог поднять 800-кг бомбу, которой якобы был разрушен линкор, торпедных попаданий «Аризона» также не получила. Более того обследование водолазами судна показало, что линкор, считавшийся непреступной крепостью пошел ко дну в результате серии взрывов, произошедших внутри судна. Морской министр Фрэнк Нокс тогда заключил, что бомба угодила в дымовую трубу линкора.

Рузвельт сам назначил состав первой комиссии верховного судьи О. Робертса, которая должна была выяснить обстоятельства трагедии. Её отчёт публиковался множество раз, но ни разу до 1946 года широкой общественности не были представлены 1887 страниц протоколов опросов и более 3000 страниц документов, так как их содержание очевидно противоречило выводам, тем не менее президент поблагодарил О. Робертса «за тщательное и всестороннее расследование», свалившее всю вину на начальника гарнизона Уолтера Шорта и Хасбенда Киммеля, 1 марта отправленного в отставку с обещанием позже предать суду военного трибунала. После судьбоносной трагедии оба работали в сфере военного производства. В 1943 году Киммель запросил материалы военно-морского министерства, но ему под предлогом обеспечения безопасности отказали.

В 1944 году кандидат в президенты Томас Дьюи (Thomas Dewey) был намерен обнародовать историю с японскими шифрами из которой явно следовало, что Рузвельт знал о готовящейся операции, однако председатель Объединенного комитета начальников штабов (Chairman of the Joint Chiefs of Staff) генерал Дж. Маршалл убедил его не раскрывать карты перед японцами во время военных действий. На следующий год сенат рассмотрел законопроект Э. Томаса, предусматривавший 10 лет тюрьмы за разглашение шифрованных материалов, но республиканцы его отклонили, и новой комиссии было представлено более 700 дешифрованных японских документов. Хотя члены комиссии со стороны республиканцев проявляли особое рвение в расследовании, но им было запрещено самостоятельно изучать архивы правительственных ведомств, а документы из личного архива покойного к тому времени президента секретарь Грэс Талли выдавала по собственному усмотрению. Были и другие странности

«Протоколы показаний полны противоречий. Сказанное осенью 1945 года неизменно противоречило показаниям, данным перед предшествовавшими следственными комиссиями. В 1945 году документы либо скрывались, либо исчезли, а память участников событий была «освежена», или они начисто забыли происходившее. Поэтому в ряде случаев на настойчивые вопросы следовал стереотипный ответ: «Не помню». Даже сенаторы, стремившиеся нажить политический капитал на расследовании, устали и перестали углубляться в дело». Н. Яковлев «Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года — Быль и небыль»

Японская телеграмма от 4 декабря 1941 года, предупреждавшая о начале войны была расшифрована и разослана руководящим деятелям США, но уже в 1944 году комиссия военного министерства констатировала: «Оригинал телеграммы исчез из архива военно-морских сил… Копии находились и в других местах, но теперь они все исчезли... В течение минувшего года были уничтожены журналы радиостанции, в которых было зарегистрировано получение телеграммы. Свидетель армии показал, что эту телеграмму командование армии никогда не получало». Свидетели один за другим стали путаться в своих воспоминаниях. Заведовавший переводом и рассылкой дешифрованных материалов А. Краммер, который слыл абсолютным педантом, везде вставлял любимое словечко «точно!». После обеда у адмирала Старка, он стал неожиданно давать сбивчивые показания. Добились этого не только обедом у вышестоящего командования, но и помещением его в психиатрическое отделение флотского госпиталя Бетесда, откуда, уже согласно относительно современным исследованиям, выпустили в обмен на изменение показаний и под угрозой пожизненного содержания. Глава военно-морской разведки вице-адмирал Теодор Уилкинсон предъявил комиссии 11 радиоперехватов, которых, как показывали Маршалл и другие, не существовало, однако в феврале 1946 года, во время работы последней комиссии, управляемый им автомобиль скатился с парома, что привело к гибели свидетеля.

Также «крепким орешком» оказался создатель дешифровальных машин Лоуренс Саффорд, не зря заслуживший у подчинённых прозвище «безумный гений». В феврале 1944 года он явился к Киммелю, заявив, что обладает доказательствами того, что адмирал «жертва самого грязного заговора в истории флота», что видимо вдохновило адмирала заявить главкому ВМС Э. Кингу 15 ноября 1945 года: «Непосредственно после Пёрл-Харбора я считал, что … должен взять на себя вину за Пёрл-Харбор... Теперь я отказываюсь принять хоть какую-нибудь ответственность за катастрофу в Пёрл-Харборе». К этому моменту прошло уже как минимум девятое расследование, так и не внёсшее ясности в причины, ввязавшие США в мировую войну. Последнее в 1946 году возглавил юрист с показательной фамилией Морган.

Саффорд упорно настаивал, что 4 декабря получив телефонограмму с кодовым словом, означавшим войну, немедленно доложил об этом контр-адмиралу Ноксу. Саффорд был единственным, кто обратился к следственной комиссии флота с указанием на оказываемое давление. Главный советник Ричардсон часами донимал Саффорда, прибегая к юридическим уловкам и доводя его показания до абсурда: «Итак, вы утверждаете, что существовал обширный заговор от Белого дома, через военное и военно-морское министерства, через подразделение Крамера уничтожить эти копии?». На что Саффорд лишь парировал, что главный советник не первый, кто пытается заставить его изменить показания. Ведя переписку с исследователями, он ещё три десятилетия интриговал общественность и больше всех свою жену, от греха подальше спускавшую с лестницы журналистов и сжигавшей все, обнаруженные в доме бумаги, с упоминанием Перл-Харбора, в результате чего Саффорд стал шифровать от неё свои записи.

Даже современные исследователи отмечают, что расследовать природу инцидента, втянувшего Соединённые Штаты в войну крайне затруднительно, так как секретные депеши были изъяты из материалов слушаний Конгресса США, а позже стали доступны лишь в специальных архивах. Один из исследователей, Роберт Стиннетт (Robert Stinnett) считает, что за умышленной провокацией атаки на Пёрл-Харбор стояли президент Рузвельт, государственный секретарь Хэлл, военный министр Стимсон и еще девять человек из военного руководства, которых сам Стимсон перечисляет в своём дневнике. Пользуясь Законом о свободе информации (Freedom of Information Act) Стиннет длительное время собирал уцелевшие от цензуры документы и пришёл к выводу, что основным организатором провокации являлся всё-таки Рузвельт, получивший в октябре 1940 года служебную записку от офицера военно-морской разведки А. Макколама (А. McCollum), содержащую инструкцию из восьми действий, включавших эмбарго, которые гарантированно приводили к войне. Однако по известным причинам официальная версия остаётся другой.

75 лет назад завершилась одна из самых успешных советских операций во Второй мировой войне. 7 декабря 1941 года японская эскадра нанесла удар по американскому флоту, выдвинутому на Гавайские острова. Хотя нападение оказалось невероятно успешным, фактически оно стало причиной проигрыша Японией войны. Одновременно Пёрл-Харбор позволил СССР, изо всех сил помогавшему этому событию, резко улучшить своё военно-стратегическое положение. Как и почему всё случилось именно так - в нашем материале.

Как «Снег» накрыл Гавайи

Большинство политических руководителей тратит значительную часть своих умственных ресурсов на то, чтобы прийти к власти и удержаться у неё. Это значит, что у них часто нет возможности получить хорошее разносторонне образование, позволяющее самостоятельно анализировать сложные процессы в самых разных областях. Однако невозможно управлять процессами, которых не понимаешь. Поэтому политики критически зависят от мнения и рекомендаций так называемых экспертов - лиц, получивших профильное образование и потому способных разобраться в том, что реально происходит в той или иной важной области.

Такая отработанная тысячелетиями схема имеет одно слабое место. В ряде случаев политик не может понять, компетентен ли на самом деле эксперт в своей области и не манипулирует ли он политиком в своих личных целях. Если «специалист» просто липовый - особых проблем нет, потому что он недостаточно умён, чтобы долго изображать из себя знатока. Более сложным является второй случай. Настоящий эксперт, который хочет, внушив политику своё видение проблемы, «немного порулить», часто может быть неглуп. Иногда - существенно умнее, чем политик, которого он консультирует. Вскрыть такую манипуляцию самостоятельно руководство часто не в силах. Со значительной долей вероятности именно такая история и привела к Пёрл-Харбору .

В 1940 году советские разведчики Виталий Павлов и Исхак Ахмеров задумались над тем, как можно обезопасить СССР от нападения Японии в момент, когда Москва сцепится с Берлином. Исходно это была их собственная инициатива, однако начальство её быстро подхватило . Вначале Павел Фитин, глава соответствующего ГУГБ НКВД, а затем и сам нарком Берия ознакомились с планом операции.

Оценив её потенциал, они среагировали быстро: «Сейчас же, - строго наказал Берия, - готовь всё необходимое и храни всё, что связано с операцией, в полнейшей тайне. После операции ты, Ахмеров, и Павел Михайлович [Фитин] должны забыть всё и навсегда. Никаких следов её ни в каких делах не должно остаться», - описывает эту ситуацию в своих мемуарах генерал-лейтенант Павлов. В НКВД решили убедить американское руководство, что у него есть необходимая военная и экономическая мощь, чтобы заставить Японию остановить агрессию в Китае. Для этого США следовало выдвинуть империи требование вывести войска с азиатского континента.

В качестве канала обработки американской верхушки был выбран Гарольд Уайт, заместитель министра финансов США. Этот человек, будучи блестяще образованным и широкомыслящим (МВФ - его детище), обладал значительным интеллектуальным влиянием на министра финансов и его шефа - Франклина Делано Рузвельта.

В мае 1941 года Павлов и Ахмеров провели с Уайтом встречу, на которой изложили свои тезисы. 6 июня и 17 ноября 1941 года Уайт составил два документа. Их содержимое с подачи его шефа Моргентау широко циркулировало в правительственных кругах, включая Госдепартамент. Идеи оттуда вошли в меморандум Моргентау для главы Госдепа Хэлла и президента Рузвельта от 18 ноября того же года. 26 ноября сходный по содержанию текст в виде ноты Хэлла был вручён японскому послу в США. К тому же ещё с лета 1941 года Штаты прекратили возить нефть в Японию. После исчерпания её запасов не только экономика, но и военный флот этой страны были обречены.

Гарри Декстер Уайт. Фото: © wikipedia.org

Технически эта . В Японии до 1945 года господствовали устаревшие взгляды, согласно которым требование вывода войск и корректировки внешней политики является оскорбительным для суверенного государства. Страна, породившая бусидо и «Хагакурэ», просто не могла позволить другому государству угрозами сменить курс.

Правительство Японии было элементарно неспособно позволить себе настолько непопулярные шаги. В XIX веке принятие гораздо более скромного американского ультиматума в конечном счёте привело японцев к гражданской войне. В 1936 году группа молодых офицеров подняла мятеж лишь из-за того, что правительство, по их мнению, недостаточно энергично вело завоевание Китая.

В 1932 году премьер-министр Инукаи Цуёси был убит молодыми офицерами, вознегодовавшими из-за его попыток остановить японско-китайскую войну. После ноты Хэлла для Японии уже не стоял вопрос, воевать или не воевать. Императору Хирохито надо было решить, начать ли ему гражданскую войну, подчинившись унизительным требованиям гайдзинов, либо начать войну с самими гайдзинами. Логично, что он выбрал второе. Ахмеров и Уайт победили.

Япония не только была отвлечена от советских границ новой войной, но и стала предметом дележа между СССР и Штатами в 1945 году. Это позволило вернуть Южный Сахалин и Курилы. Приятным бонусом для советской стороны стало импульсивное решение Гитлера вступиться за Японию, объявив войну США 11 декабря 1941 года. Так операция «Снег» (из-за фамилии Уайта - «белый») принесла своим инициаторам даже больше, чем они ожидали.

Принятие требований американца Перри (в центре) в конечном счете принесло в Японию гражданскую войну. Фото: © wikimedia.org

Кстати, это не последнее большое дело Уайта. В 1944 году при его участии в Минфине США был подготовлен план Моргентау . Он предполагал ликвидацию промышленности в Германии. Её сделали бы чисто сельскохозяйственной страной, чтобы исключить опасность в будущем и, одновременно, оставить без работы основную часть немецкого населения. Чтобы исключить возрождение рейха, предлагалось запретить Германии внешнюю торговлю и вырубить все леса.

Последующая «случайная» утечка плана в прессу (осуществлённая «неизвестным лицом» из департамента Уайта) была использована немецкой пропагандой и немало сделала для предупреждения попытки мирных переговоров союзников с немцами. Учитывая, что в мае 1945 года Британия планировала использовать военнослужащих вермахта в ходе внезапного удара по советским войскам в Европе, эта предосторожность могла быть не лишней. Увы, самому Уайту его сотрудничество с НКВД впоследствии стоило обвинения в работе на СССР и смерти от сердечного приступа.

Измена или всё-таки глупость?

И всё же было бы неправильно повторить вывод Джона Костера: «Уайт дал нам Пёрл-Харбор «. Да, эта точка зрения популярна среди определённых кругов в США (её придерживался и известный конгрессмен и современник событий Хамильтон Фиш III). Ведь она снимает с американской дипломатии все вопросы, выставляя её невинной жертвой интриганов с Лубянки. Но склонить кого-то к тому, чего он сильно не хочет, - сложно. Средства влияния Уайта были чисто интеллектуальными - скорее агитация, нежели прямое давление.

Трудно сказать, как развернулись бы события без советского вмешательства в работу американского госаппарата. Дело в том, что, в отличие от НКВД, Госдепартаментом США в этот момент руководили люди, которые в принципе не понимали, что традиционная Япония вообще не может пойти на подчинение воле Вашингтона. Поэтому, разумеется, они не могли предупредить об этом главу своей страны.

То, что Уайт делал от большого ума, другие чиновники делали от его нехватки. Дин Ачесон из Госдепа, злоупотребив служебным положением и отъездом Рузвельта, летом 1941 года превратил заморозку японских счетов в фактическое эмбарго на поставку нефти. Когда президент вернулся, он уже ничего не мог сделать. Прекращение эмбарго значило бы, что он пошёл на односторонние уступки японцам, потерял лицо. Быть может, цепочка некомпетентных решений внешнеполитического ведомства заставила бы Рузвельта действовать так и без записок Уайта. Если Уайт не был главным фактором формирования американской политики, заставившей Японию воевать, то им были «эксперты», манипулировавшие государством на своё усмотрение и вопреки воле Франклина Рузвельта.

Последняя фотография президента Рузвельта. Фото: © wikimedia.org / FDR Presidential Library & Museum

Высокопоставленные американские чиновники вели себя так рискованно потому, что просто слишком мало знали о Японии. Они позволяли себе в отношении неё всё, что считали нужным, не боясь возмездия. Токио считался слишком слабым в военном отношении. Поэтому вероятность того, что после ноты Хэлла японцы вдруг нападут, никого не пугала. Министр обороны США так отразил в своём дневнике позицию Рузвельта перед Пёрл-Харбором: «…нападут… они известны внезапными нападениями. Вопрос только в том, как бы нам поставить их в такое положение, при котором они сделали бы первый выстрел, но тот не причинил бы нам большого вреда».

Сама постановка этого вопроса означает, что и Рузвельт, и его военные жили в вымышленном мире, где величайшая военно-морская сила того времени считалась чем-то вроде испанского флота, не сумевшего защитить Кубу от американского десанта за сорок лет до того.

Неизбежный разгром

Благодаря перехватам японских шифрограмм, у США в начале декабря 1941 года было общее понимание, что Токио планирует удары по американским базам. Японцы предполагали после них без помех захватить Индонезию, откуда они могли бы брать нефть (так и случилось в 1942-м). Однако американские военные ничуть не переживали по этому поводу. Считалось , что азиатский противник хуже вооружён, хуже обучен, наконец, японские солдаты физически меньше и слабее американских - этим объяснялся меньший калибр японских винтовок (на деле они были точнее американских). Добавлял сложностей в адекватной оценке и расизм: , что японцы из-за иного строения глаза близоруки, то есть непригодны к воздушному бою.

Реальность оказалась совершенно иной. Истребители Mitsubishi A6M были быстрее, легче и потому намного манёвреннее американских соперников. Что ещё важнее - их пилоты был лучше обучены. Личный состав армии был настолько бесстрашен, насколько вообще могут быть бесстрашными массовые армии, и имел неограниченный запас моральной устойчивости. Не менее важно было и то, что японские адмиралы раньше американских поняли, что авиация корабельного базирования может эффективно топить линкоры даже не заходя в зону их огня.

Американские флотоводцы куда слабее осознавали, что новые технологии радикально изменили природу войны на море. У них были авианосцы, но на них смотрели скорее как на средство ослабления противника, а не его уничтожения. В 1930-х штабные учения дважды показали, что японский флот может вывести из строя американский в Пёрл-Харборе. Однако морские волки отнеслись к этому как к штабной игре. В реальности, считали они, корабельная авиация не может утопить крупные корабли: не попадут, а если и попадут, то бомбы их окажутся слишком слабы.

Из-за этого случившееся 7 декабря было предсказуемо для специалистов, но совершенно неожиданно для американских адмиралов. Шесть японских авианосцев в двух волнах отправили к американскому флоту в Пёрл-Харборе 350 самолётов. Японские лётчики положили на дно 4 американских линкора из 8, не говоря о менее важных кораблях. Будь в гавани в тот день американские авианосцы, утопили бы и их.

В теории США располагали средствами отражения атаки. На острове Оаху было больше боевых самолётов, чем направили на него японцы, а ещё - радар, исключавший внезапное нападение. На практике американские истребители на фоне «Зеро» смотрелись утюгами, а азиатские пилоты были намного лучше подготовлены. В итоге соотношение потерь по самолётам составило 29 к 188 - в пользу потомков самураев. Подавляющее большинство машин японцы потеряли от зенитного огня. За 90 минут атаки у американцев погибло 3600 человек, а у их противников - 65. Не помогло и технологическое превосходство в виде радара. Плохо подготовленный и расслабленный личный состав решил, что это не японские самолёты, а американские, просто летящие из континентальных США (хотя и в этом случае они, конечно, не стали бы лететь с севера).

Японское поражение

И всё же следует признать: Пёрл-Харбор стал роковой ошибкой для Страны восходящего солнца, навсегда лишившей её статуса великой державы. Для победы над США не нужно было бомбить их флот в гавани. Хотя нашим современникам уже трудно представить такое положение вещей, Америка в те годы промышленно примерно соответствовала всему остальному миру. Япония в индустриальном плане была в десять раз слабее. Строить корабли и самолёты американскими темпами островное государство физически не могло. Через полгода у Мидуэя США смогли поймать врасплох четыре японских авианосца и корабельная авиация двух стран сравнялась. Вскоре Вашингтон получил в ней неоспоримое превосходство.

Определённо, это не значило, что Токио не мог попытаться сыграть на равных с промышленным колоссом из-за океана. Многочисленность далеко не всегда равна победе. Александр Македонский или ИГИЛ никогда не попали бы на страницы учебников истории, если бы численность была главным фактором военных успехов. Слабое место было и у США. Их флот был бессилен без моряков. А их, в отличие от кораблей, нельзя за 2–3 года построить на верфи. Опытный личный состав - огромная ценность, без которой даже лучший авианосец сам по себе вообще ничего не значит. Что бывает, когда его нет, все мы хорошо знаем по недавним событиям на «Адмирале Кузнецове»: запутанная история с аэрофинишными тросами корабля стоила ему пары самолётов, а корабельные Су-33 уже замечены на снимках с Хмеймим. Как мы видим, корабельная авиация без опытного персонала быстро может стать сухопутной.

У японцев была возможность в одном крупном сражении лишить американский флот личного состава. По предвоенным планам, Токио намеревался обороняться от него в открытом море. Серией торпедных атак звёздно-полосатый флот планировалось постепенно ослабить (японские торпеды на сжатом кислороде были мощнее и в разы дальнобойнее американских), а затем добить авианосцами и линкорами.

Фото: © EAST NEWS

Разгром в открытом море, своего рода Цусима 2.0, был вполне осуществим. У императорского флота было лучше качество материальной части, лучше подготовка людей, а самое главное - в Вашингтоне обо всём этом никто не знал. Крупное морское сражение типа Цусимы стало бы для Штатов настоящей катастрофой. Будь корабли, атакованные в Пёрл-Харборе, потоплены в открытом море, с ними бы ушло не 3600, а 40 000 человек личного состава.

Отказ от этих планов был продиктован тем, что в Токио из-за ноты Хэлла посчитали нужным не обороняться от США, а напасть на них первыми. Адмирал Ямамото, отвечавший за планирование войны на море, не предполагал, что война продлится долго. Быстрого удара по Пёрл-Харбору было бы достаточно, чтобы надолго выбить американский флот из игры, а далее ветеран Цусимы считал возможным мир с Вашингтоном. Здесь злую шутку с японцами сыграл опыт русско-японской войны. Она принесла им убеждённость, что страны, населённые европеоидами, не склонны упорно сражаться и после серии поражений легко отдают требуемое. Придерживайся Япония исходного плана, долгосрочная война для неё пошла бы по более выгодному сценарию.

Да, Соединённые Штаты могли построить десяток авианосцев и дюжину линкоров, чтобы заменить флот, потерянный в сражении над глубокими водами. Но даже первая промышленная держава мира не смола бы добиться сплаванности их экипажей сразу после спуска на воду. А, как мы уже знаем, авианосцы с плохо подготовленными экипажами заканчивают тем, что их самолёты бомбят с наземных аэродромов. В случае такой Цусимы 2.0 ещё три года императорский флот доминировал бы на море. И если бы он этого хотел, то захватил бы Гавайи или даже Панамский канал. Отвоёвывание этих ключевых точек, без которых нельзя выиграть войну на Тихом океане, заняло бы много времени. Вряд ли Рузвельт пошёл бы на такой сложный вариант. Особенно если альтернативой ему стал бы мир с Японией - на условиях возврата к довоенному положению вещей минус американское нефтяное эмбарго.

Александр Березин



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!