Персия 13 век. Реформы Дария I

Территория Персии до образования самостоятельного государства представляла собой часть Ассирийской империи. VI в. до н.э. стал периодом расцвета древней цивилизации, который начался с царства правителя Персии Кира II Великого . Ему удалось победить царя по имени Крез богатейшей страны древности Лидия. Оно вошло в историю, как первое государственное образование, в котором стали чеканить серебряные и золотые монеты в истории мира. Произошло это в VII в. до н.э.

При персидском царе Кире границы государства были значительно расширены и в них были включены территории павшей Ассирийской империи и могущественного . К окончанию периода царствования Кира и его наследника Персия, получившая статус империи, занимала площадь от земель Древнего Египта до Индии. Завоеватель чтил традиции и обычаи завоеванных народов и принимал титул и корону царя захваченных государств.

Гибель царя Персии Кира II

В древности персидский император Кир считался одним из самых сильных правителей, под умелым руководством которого были совершены многочисленные успешные военные походы. Однако судьба его закончилась бесславно: великий Кир пал от рук женщины. Рядом с северо-восточной границей Персидской империи проживали массагеты . Небольшие племена были очень подкованы в военных делах. Управляла ими царица Томирис. На предложение Кира о браке она ответила решительным отказом, чем крайне разозлила императора и он предпринял военную кампанию по захвату кочевых народов. В схватке погиб сын царицы, и она пообещала заставить царя древней цивилизации пить кровь. Сражение закончилось поражением персидских войск. Голову императора принесли царице в кожаном мехе, наполненном кровью. Так закончилось время деспотичного правления и завоеваний царя Персии Кира II Великого.

Приход к власти Дария

После гибели могущественного Кира к власти пришел его прямой наследник Камбис . В государстве началось ополчение. В результате борьбы императором Персии стал Дарий I. Сведения о годах его правления дошли до наших дней благодаря Бехистунской надписи , которая содержит исторические данные на древнеперсидском, аккадском и эламском языках. Найден камень был офицером Великобритании Г. Роулинсоном в 1835. Надпись свидетельствует о том, что в период правления дальнего родственника Кира II Великого Дария Персия превратилась в восточную деспотию.

Государство было разделено на 20 административных единиц, которыми управляли сатрапы . Регионы назывались сатрапами. Чиновники ведали управлением и в их обязанности входил контроль за сбором налогов в основную казну государства. Деньги шли на развитие инфраструктуры, в частности, были построены дороги, соединяющие районы по всей империи. Были учреждены почтовые посты для донесения сообщений царю. В период его правления отмечено обширное строительство городов и развитие ремесленного искусства. В денежных обиход вводят золотые монеты – «дарики».


Центры Персидской империи

Одна из четырех столиц древней цивилизации Персия находилась на территории бывшей Лидии в городе Сузы. Другой центр общественной и политической жизни находился в Пасаргады, учрежденном Киром Великим. Резиденция персидских располагалась и в завоеванном Вавилонском царстве. Император Дарий I был посажен на престол в специально учрежденном как столица Персии городе Персеполе . Богатство и архитектура его поражали правителей и послов иноземных стран, которые пребывали в империю для принесения даров царю. Каменные стены дворца Дария в Персеполе украшены рисунками, изображающими бессмертную армию персов и историю существования «шести народов», проживающих в составе древней цивилизации.

Религиозные представления персов

В древности в Персии существовало многобожие . Принятие единой религии пришло с учением о борьбе бога добра и порождением зла. Звали пророка Заратустра (Зороастр) . В традиции персов, в отличие от сильного в религиозном отношении Древнего Египта, не было обычая возведения храмовых комплексов и алтарей для совершения духовных обрядов. Жертвы приносились на возвышенностях, где были обустроены алтари. Бог света и добра Ахура-Мазда изображался в зороастризме в виде солнечного диска, украшенного крыльями. Он считался покровителем царей древней цивилизации Персия.

Персидское государство находилось на территории современного Ирана, где сохранились древние памятники архитектуры империи.

Видео о создании и падении Персидской империи

Персия существовала больше двух с половиной тысяч лет. Некогда это было великое и могущественное государство с богатыми культурными достижениями. Но сегодня не каждый знает, что с ним стало и где оно сегодня расположено.

Сегодня современная страна Персия, как и в прежние времена, является довольно развитым в экономическом и культурном плане государством. Но давайте заглянем в прошлое…

История Персии

В VI веке до нашей эры на территории Ближнего Востока появились племена персов. За короткий период под предводительством царя Кира II им удалось добиться значительных военных успехов. Мощь персидской армии стала настолько великой, что персам без боя сдался Вавилон.

Кир II лично участвовал в сражениях и в одном из них погиб в 530 году до нашей эры. Его приёмник Камбису второй повёл армию персов и она успешно покорила древний Египет. Территории Персии стали простираться от Индии до Эгейского моря. Persia удерживала огромное количество земель под своим влиянием больше двух сотен лет до IV века до нашей эры. История этой древней страны хорошо описана Википедии.

Тёмные времена для Персии настали с походами Александра Македонского . Желание отомстить за грабёж Афин привело к крупномасштабным сражениям, в которых Персия потерпела много поражений. Весь царский род Ахеменидов перестал существовать, а Persia на долгие два века подверглась унизительному гнёту со стороны греков.

Парфянам удалось свергнуть греков, после чего правителем стал Артаксеркс. Он пытался вернуть былое величие землям древней Персии и возродил империю.

Фактически это начало эпохи второй персидской империи. В таком формате Персия существовала до седьмого века нашей эры, после чего её влияние сильно ослабело и она была поглощена Арабским халифатом .

После прихода исламского периода, Персия разделилась на несколько отдельных земель со своими правителями, приходящих к власти насильственным путём, и враждовавших друг с другом. Раздробленность позволила монгольскому нашествию с лёгкостью совершать набеги и грабить персидские города.

Официально страна стала называться с 1935 года. Для многих название стало совершенно неизвестным и не все всегда понимают, что это за государство. Но только не для самих персов. Такое решение было принято в довольно непростые времена, чтобы освободиться от прошлого следа персидской империи. Само слово Aryān появилось около VI века нашей эры. Так персы сами себя называли, поскольку были Арийцами или ария. Со временем язык изменялся и название тоже изменилось до нынешнего вида.

Где находится Персия

Точно ответить, где расположена Персия на современной карте довольно сложно. Ведь страны постоянно претерпевали территориальные изменения. В эпоху расцвета своего влияния Persia контролировала значительные территории таких современных стран:

Это неполный список стран, на территории которых когда-то существовала Персия. Но в наши дни, говоря о Персии, чаще всего идёт отсылка к Ирану. Именно так сейчас называется . Именно на земле этой страны происходили ключевые события существования персидского государства.

Здесь осталось наибольшее культурное влияние некогда великой империи. Более подробную карту расположения древних персидских владений можно изучить на Википедии.

Страна в наши дни

Современный – это не страшная революционная страна с ядерными разработками как её описывают во многих СМИ. Здесь сосредоточенно переплетение сразу нескольких культур: западной, исламской и собственно персидской.

Жители Ирана очень обходительны и дружелюбны к гостям. Тысячелетние захваты разными народами научили коренных иранцев ладить практически со всеми. Но за внешним дружелюбием скрывается намерения подробно выяснить с какой целью прибыл собеседник.

Такая манера поведения позволила иранскому народу сохранить свои богатые культурные традиции , при этом взяв лучшее каждой из культур пришлых народов.

Находясь веками под контролем Арабского халифата, иранцам удалось сохранить свой язык. В наше время в стране хоть и доминирует исламская культура, но персы продолжают хранить знания о своей древней самобытности .

Сегодня Персия – это самобытная страна с большим количеством древних достопримечательностей и памятников культуры.

  • Где находится Персия

    В середине VI века до н. е. на историческую арену вышло дотоле малоизвестное племя – персы, которым волей судьбы вскоре удалось создать величайшую на то время империю, могучее государство, простиравшееся от Египта и Ливии до границ . В своих завоеваниях персы были активными и ненасытными, и лишь мужеству да отваге во время греко-персидских войн удалось остановить их дальнейшую экспансию в Европу. Но кем были древние персы, какова их история, культура? Обо всем этом читайте далее в нашей статье.

    Где находится Персия

    Но сперва ответим на вопрос, где находится древняя Персия, точнее, где находилась. Территория Персии в момент ее высочайшего расцвета простиралась от границ Индии на Востоке до современной Ливии в Северной Африке и части материковой Греции на Западе (тех земель, которым персам удалось не недолгое время завоевать у греков).

    Так выглядит древняя Персия на карте.

    История Персии

    Происхождение персов связывают с воинственными кочевыми племенами ариев, часть которых поселилась на территории современного государства Иран (само слово «Иран» происходит от древнего названия «Ариана», что значит «страна ариев»). Оказавшись на плодородных землях иранского нагорья, они перешли от кочевого образа жизни к оседлому, тем не менее, сохранив и свои воинские традиции кочевников, и простоту нравов свойственную многим кочевым племенам.

    История древней Персии как великой державы прошлого начинается в середине VI века до н. е. когда под предводительством талантливого вождя (впоследствии персидского царя) Кира II персы сперва полностью завоевали Мидию, одно из больших государств тогдашнего Востока. А затем начали уже угрожать и самому , бывшему на то время величайшей державой древности.

    И вот уже в 539 году близ города Описа, что на реке Тибр, состоялось решительное сражение между армиями персов и вавилонян, закончившееся блестящей победой персов, вавилоняне оказались полностью разгромленными, а сам Вавилон, величайший город древности на долгие века входит в состав новообразованной персидской империи. Всего за какой-то десяток лет персы из захудалого племени превратились поистине во властителей Востока.

    Такому сокрушительному успеху персов по сообщению греческого историка Геродота способствовали, прежде всего, простота и скромность последних. И разумеется железная воинская дисциплина в их войсках. Даже добыв огромные богатства и власть над многими другими племенами и народами, персы продолжали более всего почитать именно эти добродетели, простоту и скромность. Интересно, что при коронации персидских царей, будущий царь должен был облачиться в одежды простого человека и съесть пригоршню сушеных фиг, да выпить стакан кислого молока – еду простолюдинов, что как бы символизировало его связь с народом.

    Но вернемся к истории персидской империи, приемники Кира II, персидские цари Камбис и Дарий продолжили активную завоевательную политику. Так при Камбисе персы вторглись в древний Египет, переживавший к тому времени политический кризис. Победив египтян, персы превратили эту колыбель древней цивилизации, Египет в одну из своих сатрапий (провинций).

    Царь Дарий активно укреплял границы персидского государства, как на Востоке, так и на Западе, при его правлении древняя Персия достигла вершины своего могущества, под ее властью находился практически весь тогдашний цивилизованный мир. За исключением древней Греции на Западе, которая никак не давала покоя воинственным персидским царям, и вскоре персы при правлении царя Ксеркса, наследника Дария, попытались покорить этих своенравных и свободолюбивых греков, но не тут-то было.

    Несмотря на численное превосходство, военная удача впервые изменила персам. В целом ряде битв они потерпели ряд сокрушительных поражений от греков, тем не менее, на каком-то этапе им удалось завоевать ряд греческих территорий и даже разграбить Афины, но все равно греко-персидские войны завершились сокрушительным поражением персидской империи.

    С этого момента некогда великая страна вступила в период упадка, выросшие в роскоши персидские цари все больше забывали прежние добродетели скромности и простоты, которая так ценилась их предками. Многие завоеванные страны и народы только и ждали момента, чтобы восстать против ненавистных персов, своих поработителей и завоевателей. И такой момент настал – Александр Македонский во главе объединенного греческого войска уже сам напал на Персию.

    Казалось, что персидские войска сотрут этого заносчивого грека (точнее даже не совсем грека — македонца) в порошок, но все оказалось совсем иначе, персы опять терпят сокрушительные поражение, одно за другим, сплоченная греческая фаланга, этот танк античности, раз за разом сокрушает превосходящие персидские силы. Некогда покоренные персами народы, видя, что происходит, также восстают против своих властителей, египтяне и вовсе встречают армию Александра как освободителей от ненавистных персов. Персия оказалась подлинным колосом на глиняных ногах, грозная с виду, она была сокрушена благодаря военному и политическому гению одного македонца.

    Сасанидское государство и Сасанидское возрождение

    Завоевания Александра Македонского оказались катастрофой для персов, которым на смену надменной власти над другими народами, пришлось униженно подчиниться давним врагам – грекам. Лишь во II веке до н. е. племенам парфян удалось изгнать греков из Малой Азии, хотя сами парфяне много всего переняли у греков. И вот в 226 году уже нашей еры некто владетель Парса с древним персидским именем Ардашир (Артаксеркс) поднял восстание против правящей парфянской династии. Восстание оказалось успешным и завершилось восстановлением персидской державы, государства Сасанидов, которое историки называют «второй персидской империей» или же «Сасанидским возрождением».

    Сасанидские правители стремились возродить былое величие древней Персии, которая на тот момент стала уже полулегендарной державой. И именно при них наступил новый расцвет иранской, персидской культуры, которая повсеместно вытесняет культуру греческую. Активно строятся храмы, новые дворцы в персидском стиле, ведутся войны с соседями, но уже не так успешно как в былые времена. Территория нового Сасанидского государства в разы меньше размеров былой Персии, она находится лишь на месте современного Ирана, собственно прародины персов и также охватывает часть территории современного Ирака, Азербайджана и Армении. Просуществовало Сасанидское государство более четырех веков, пока истощенное непрерывными войнами не было окончательно завоевано арабами, несшими знамя новой религии – Ислама.

    Культура Персии

    Культура древней Персии наиболее заметна их системой государственного управления, которой восхищались даже древние греки. По их мнению, такая форма управления была вершиной монархического правления. Персидское государство было разделено на так званые сатрапии, во главе которых стоял собственно сатрап, что значит – «блюститель порядка». Фактически сатрап был местным генерал-губернатором, в широкие обязанности которого входило и поддержание порядка на вверенных ему территориях, и сбор налогов, и осуществление правосудия, и командование местными военными гарнизонами.

    Еще одним важным достижением персидской цивилизации были прекрасные дороги, описанные Геродотом и Ксенофонтом. Самой знаменитой была царская дорога, идущая от Эфеса в Малой Азии до города Сузы на Востоке.

    Отлично в древней Персии функционировала и почта, чему также немало способствовали хорошие дороги. Также в древней Персии была очень развита торговля, на всей территории государства функционировала продуманная налоговая система, схожая с современной, при которой часть податей и налогов шли в условные местные бюджеты, часть же отправлялась к центральной власти. Персидские цари имели монопольное право на чеканку золотых монет, в то время как их сатрапы могли тоже чеканить свои монеты, но только серебряные или медные. «Местные деньги» сатрапов ходили только на определенной территории, в то время как золотые монеты персидских царей были универсальным платежным средством по всей персидской империи и даже за ее пределами.

    Монеты Персии.

    Письменность в древней Персии имела активное развитие, так существовало несколько ее видов: от пиктограмм, до алфавита, изобретенного в свое время . Официальным же языком персидского царства был арамейский, идущий от древних ассирийцев.

    Искусство древней Персии представлено тамошней скульптурой и архитектурой. Например, до наших дней сохранились искусно вырезанные в камне барельефы персидских царей.

    Персидские дворцы и храмы славились своим роскошным убранством.

    Тут изображение персидского мастера.

    Другие формы древнеперсидского искусства до нас, к сожалению, не дошли.

    Религия Персии

    Религия древней Персии представлена очень интересным религиозным учением – Зороастризмом, названым так благодаря основателю этой религии, мудрецу, пророку (и возможно магу) Зороастру (он же Заратуштра). В основе учения Зороастризма лежит извечное противостояние добра и зла, где доброе начало представлено богом Ахурой-Маздой. Мудрость и откровение Заратуштры представлены в священной книге Зороастризма – Зенд-Авесте. По сути у этой религии древних персов очень много общего с другими монотеистическими более поздними религиями, таким как христианство и ислам:

    • Вера в единого Бога, который у персов был представлен собственно Ахурой-Маздой. Антипод Бога, Дьявол, Сатана в христианской традиции в Зороастризме представлен демоном Друджом, олицетворяющим собой зло, ложь, разрушение.
    • Наличие священного писания, Зенд-Авеста у персов-зоорастрийцев, как Коран у мусульман и Библия у христиан.
    • Наличие пророка, Зороастар-Заратуштры, через которого передается божественная мудрость.
    • Морально-этическая составляющая учения, так Зороастризм проповедует (впрочем, как и другие религии) отречение от насилия, воровства, убийств. За неправедный и греховный путь в последующем согласно Заратустре человек после смерти окажется в аду, в то время как человек, совершающий благие деяния после смерти будет пребывать в раю.

    Одним словом, как видим, древнеперсидская религия Зороастризма разительно отличается от языческих религий многих других народов, и по своему характеру очень схожа с поздними общемировыми религиями христианством и исламом, и к слову она существует и поныне. После падения Сасанидского государства наступил окончательный крах персидской культуры и в особенности религии, так как завоеватели арабы несли с собой знамя Ислама. Многие персы также в это время приняли ислам и ассимилировались с арабами. Но была часть персов, которая желала остаться верной своей древней религии Зороастризму, спасаясь от религиозных гонений мусульман, они бежали в Индию, где сохранили свою религию и культуру по сей день. Сейчас они известны под именем парсов, на территории современной Индии и сегодня есть немало зороастрийских храмов, так и приверженцев этой религии, настоящих потомков древних персов.

    Древняя Персия, видео

    И в завершение интересный документальный фильм о древней Персии – «Персидская империя – империя величия и богатства».


  • На западе, до Турции, на севере, также ее территории простирались через Месопотамию до реки Инд на востоке.

    На сегодняшний день эти земли принадлежат Ирану. К пятому веку нашей эры Персидская империя стала самой большой в мире и превзошла размеры предшествующих ассирийских империй.

    Царь Кир

    В 539 г. царь Кир решил расширить границы Персии. Всё начал с завоевания Вавилона.

    В отличие от ассирийских царей, Кир был известен своей милостью, а не жестокостью.

    Например, он разрешил евреям, которые в течение пятидесяти лет были пленниками в Вавилоне, вернуться в священный город Иерусалим вместо того, чтобы превратить их в рабов.

    Он вернул им украденные святыни, позволил восстановить столицу и храм. Иудейский пророк Исайя называл Кира «Божьим пастырем».

    Царь Кир, как правило, сотрудничал с местными правителями и как можно меньше вмешивался в их дела. Все те, кто составлял администрацию Кира, уважали местные традиции завоеванных народов и даже сами практиковали некоторые религиозные культы своих подданных.

    Вместо того, чтобы разрушать города, персы активно работали над расширением торговли на всей территории своей империи.

    Персы создали стандарты в области весов, а также применили собственные денежные единицы. Правители империи налагали 20%-ый налог на всё сельское хозяйство и производство.

    Налоги также приходилось платить религиозным учреждениям (раньше такого не было). Сами персы не платили налогов.

    Персидские лидеры — особенно Сайрус, а позднее и Дарий I — разработали универсальную систему управления большой империей, которая позже была использована правителями других государств.

    Одинаковые законы действовали на всей территории империи, и им подчинялись все жители.

    Персы разделили свою империю на 20 провинций, которыми управляли представители царя.

    Кроме того, они давали жителям землю в аренду — для выращивания различных культур. Но требовали в обмен на это помощь во время проведения военных действий: жители должны были снабжать армию необходимыми продуктами, а также воинами.

    Кир считается основателем первой почтовой системы в мире, а Дарий соорудил сеть дорог, которая связывала между собой все уголки империи и позволяла достаточно быстро передавать важные сообщения.

    Царская дорога протяженностью почти 3 000 км была построена от Сардиса до Суса, одной из административных столиц. Вдоль всей дороги были построены специальные сооружения, где царские послы могли поменять лошадей и получить свежие запасы еды и воды.

    Религия персов

    Персы также развивали религию, основанную на монотеизме, вере в одного бога.

    Основоположником создания веры был Зороастр, или Заратустра (на старо-иранском языке). Многие его идеи были собраны в цикле стихотворений, называемых Гатами. Они стали частью священной книги персов — Авесты.

    Заратустра считал, что земная жизнь людей — это всего лишь тренировка перед тем, что будет после смерти.

    Каждый человек сталкивается в жизни с добром и злом, и выбор в пользу первого или второго, влияет на будущее человека. Некоторые теологи полагают, что идеи Заратустры получили свое продолжение в христианской религии, а также повлияли на развитие иврита.

    Несмотря на достаточно мягкую форму управления, персы постоянно захватывали новые территории. Например, во время правления Ксеркса, в 480 г., империя хотела расширить свои границы до .

    Греческие города-государства объединились и противостояли врагу, разбив весь персидский флот.

    Когда пришел к власти в 331 году, он положил конец персидским мечтам о расширении своей империи. Со временем он завоевал всю Персидскую империю.

    Считается, что именно в Персии появилась тяжелая кавалерия.

    Существует несколько документов, свидетельствующих о том, что у персов были конные тяжелобронированные полки, которые использовались в сражениях в качестве мощного тарана, наносящего серьезный удар по противнику.

    Предпочтение в армии отдавалось наемникам.

    Правители Персии были готовы платить за хорошую службу. Этот способ взаимодействия с местными жителями завоевал большое доверие, так как давал населению возможность зарабатывать, а государству — быть уверенным в том, что во время боевых действий армия всегда будет наготове.

    Любовь ко всему фиолетовому.

    В древние времена одним из самых дорогих материалов с точки зрения редкости и денежной ценности считался «морской фиолетовый коралл», который содержал бром.

    Природный фиолетовый цвет получался благодаря выделениям мурекса — особого вида моллюсков.

    Цари, знать и богатые торговцы были уверены, что пурпурно-фиолетовый цвет обладает магическими свойствами защиты и силы, а также подчеркивает высокий социальный статус человека.

    Именно поэтому цари предпочитали одежды в соответствующих тонах.

    Ранние изделия из металла. Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего – касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9–7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.

    Ахеменидский период. Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки. Действительно, монументальные сооружения Кира в Пасаргадах, включая его собственную гробницу, напоминающую деревянный дом с остроконечной крышей, а также Дария и его преемников в Персеполе и их гробницы в соседнем Накши-Рустеме представляют собой каменные копии деревянных прототипов. В Пасаргадах царские дворцы с колонными залами и портиками были разбросаны по тенистому парку. В Персеполе при Дарии, Ксерксе и Артаксерксе III залы приемов и царские дворцы строились на приподнятых над окружающей местностью террасах. При этом характерны были не арки, а типичные для этого периода колонны, перекрытые горизонтальными балками. Рабочую силу, строительные и отделочные материалы, а также украшения доставляли со всей страны, стиль же архитектурных деталей и резных рельефов представлял собой смесь художественных стилей преобладавших тогда в Египте, Ассирии и Малой Азии. При раскопках в Сузах найдены части дворцового комплекса, строительство которого было начато при Дарии. План сооружения и его декоративное убранство обнаруживают гораздо большее ассиро-вавилонское влияние, чем дворцы в Персеполе.

    Ахеменидское искусство также отличалось смешением стилей и эклектикой. Оно представлено резьбой по камню, бронзовыми фигурками, статуэтками из драгоценных металлов и ювелирными изделиями. Лучшие ювелирные изделия были обнаружены в сделанной много лет назад случайной находке, известной как Амударьинский клад. Всемирно известны барельефы Персеполя. На некоторых из них изображены цари во время торжественных приемов или побеждающие мифических зверей, а вдоль лестниц в большом зале приемов Дария и Ксеркса выстроилась царская охрана и видна длинная процессия народов, приносящих дань владыке.

    Парфянский период. Большинство архитектурных памятников Парфянского периода найдены к западу от Иранского нагорья и имеют мало иранских черт. Правда, в этот период появляется элемент, который будет широко использоваться во всей последующей иранской архитектуре. Это т.н. айван, прямоугольный сводчатый зал, открытый со стороны входа. Парфянское искусство было еще более эклектичным, чем искусство Ахеменидского периода. В различных частях государства изготавливались разные по стилю изделия: в одних – эллинистические, в других – буддистские, в третьих – греко-бактрийские. Для украшения использовались гипсовые фризы, резьба по камню и настенная живопись. В этот период популярностью пользовались глазурованные глиняные изделия, предтеча керамики.

    Сасанидский период. Многие сооружения Сасанидского периода находятся в сравнительно хорошем состоянии. Большинство из них были сложены из камня, хотя использовался и обожженный кирпич. Среди сохранившихся зданий – царские дворцы, храмы огня, дамбы и мосты, а также целые кварталы городов. Место колонн с горизонтальными перекрытиями заняли арки и своды; квадратные помещения увенчивались куполами, широко использовались арочные проемы, многие постройки имели айваны. Купола поддерживали четыре тромпа, сводчатые конструкции конусообразной формы, которые перекрывали углы квадратных помещений. Руины дворцов сохранились в Фирузабаде и Сервестане, на юго-западе Ирана, и в Касре-Ширине, на западной окраине нагорья. Самым большим считался дворец в Ктесифоне, на р. Тигр, известный как Таки-Кисра. В центре его находился гигантский айван со сводом высотой 27 и расстоянием между опорами, равным 23 м. Сохранилось более 20 храмов огня, основными элементами которых являлись квадратные помещения, увенчанные куполами и иногда окруженные сводчатыми коридорами. Как правило, такие храмы воздвигались на высоких скалах, чтобы открытый священный огонь был виден на большом расстоянии. Стены зданий покрывались штукатуркой, на которую наносился выполненный техникой насечки рисунок. Многочисленные высеченные в скалах рельефы встречаются по берегам водоемов, питаемых весенними водами. На них изображены цари перед Агурамаздой или побеждающие своих врагов.

    Вершиной Сасанидского искусства являются ткани, серебряные блюда и кубки, большинство из которых изготавливались для царского двора. На тонкой парче вытканы сцены царской охоты, фигуры царей в торжественном убранстве, геометрические и цветочные орнаменты. На серебряных чашах встречаются выполненные техникой выдавливания или аппликации изображения царей на троне, батальных сцен, танцовщиц, дерущихся зверей и священных птиц. Ткани, в отличие от серебряных блюд, выполнены в стилях, пришедших с запада. Кроме того, найдены изящные бронзовые курильницы и широкогорлые кувшины, а также глиняные изделия с барельефами, покрытыми блестящей глазурью. Смешение стилей до сих пор не позволяет точно датировать найденные предметы и определить место изготовления большинства из них.

    Письменность и наука. Древнейшая письменность Ирана представлена пока еще не расшифрованными надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузах ок. 3000 до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстро распространились в Иране, и в Сузах и на Иранском нагорье много веков население пользовалось аккадским языком.

    Пришедшие на Иранское нагорье арии принесли с собой индоевропейские языки, отличные от семитских языков Месопотамии. В Ахеменидский период царские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонки на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках. На протяжении всего Ахеменидского периода царские документы и частная переписка велись либо клинописью на глиняных табличках, либо письмом на пергаменте. При этом в ходу были по меньшей мере три языка – древнеперсидский, арамейский и эламский.

    Александр Македонский ввел греческий язык, его учителя обучили около 30 000 молодых персов из знатных семей греческому языку и военной науке. В великих походах Александра сопровождала большая свита географов, историков и писцов, которые записывали все происходящее день за днем и знакомились с культурой всех встречавшихся по пути народов. Особое внимание уделялось мореходству и установлению морского сообщения. Греческий язык продолжал использоваться и при Селевкидах, в то же время в районе Персеполя сохранился древнеперсидский язык. В качестве языка торговли греческий служил на протяжении всего Парфянского периода, но основным языком Иранского нагорья стал среднеперсидский, представлявший собой качественно новую ступень развития древнеперсидского. За многие столетия арамейское письмо, использовавшееся для записей на древнеперсидском языке, преобразовалось в пехлевийское письмо с неразвитым и неудобным алфавитом.

    В Сасанидский период среднеперсидский язык стал официальным и основным языком жителей нагорья. Его письменность была основана на варианте пехлевийской графики, известной как пехлевийско-сасанидское письмо. Священные книги Авесты записывались особым образом – вначале на зенде, а потом – на авестском языке.

    В Древнем Иране наука не поднялась на те высоты, которых она достигла в соседней Месопотамии. Дух научного и философского поиска пробудился только в Сасанидский период. С греческого, латинского и других языков были переведены важнейшие труды. Именно тогда на свет появились Книга Великих Подвигов , Книга чинов , Страны Ирана и Книга Царей . Другие работы этого периода сохранились только в позднейшем арабском переводе.

    Найти "ПЕРСИЯ. ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ " на



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!