Персоналии.

1805 - 1827

Страна: Россия

Веневитинов Дмитрий Владимирович - поэт. Родился 14 сентября 1805 г., умер 15 марта 1827 г. Происходя из старинной дворянской семьи, Веневитинов вырос в самых благоприятных условиях, пользуясь заботливым попечением умной и образованной матери. Из его наставников особенное влияние оказал на Веневитинова умный и просвещенный француз-эльзасец Дорер, хорошо ознакомивший его с французской и римской литературой. Греческому языку Веневитинов учился у грека Байло, издателя греческих классиков. Веневитинов рано ознакомился с древнеклассическим миром; отсюда изящная гармоничность его душевного строя, ясно отразившаяся в неразрывной связи между его поэтическим вдохновением и его философским мышлением; современники называли его «поэтом мысли". Он обладал также способностью к живописи и значительным музыкальным талантом. В студенты он не поступал, а слушал лекции некоторых университетских профессоров. Особенно интересовали его курсы А.Ф. Мерзлякова, И.И. Давыдова, М.Г. Павлова и профессора анатомии Лодера. Последние три пытались связать преподавание своего предмета с господствовавшей тогда на западе философской системой Шеллинга и, несомненно, много способствовали умственному развитию Веневитинова в духе шеллингианства. Мерзляков оказывал благотворное влияние на университетскую молодежь устроенными им общедоступными педагогическими беседами; здесь Веневитинов скоро привлек к себе общее внимание ясным и глубоким умом и замечательной диалектикой. Эти качества он проявлял и в кружке студентов, центром которого был Н.М. Рожалин; молодые люди занимались философскими прениями и читали собственные сочинения на разные отвлеченные темы. В 1825 г. Веневитинов определился в московский архив коллегии иностранных дел. Легкая служба оставляла много свободного времени. Из вышеупомянутого кружка образовалось довольно многочисленное литературное общество, а пятеро из его членов составили более интимное тайное «общество любомудрия", с целью исключительного занятия философией, преимущественно немецкой; но оно было ими же самими закрыто, вследствие опасений, возбужденных событием 14 декабря, к которому оказались прикосновенными знакомые их и родственники. К числу небольших работ, читавшихся на собраниях общества, принадлежат прозаические наброски Веневитинова: «Скульптура, живопись и музыка", «Утро, полдень, вечер и ночь", «Беседы Платона с Александром", представляющие (последнее - даже и по самой форме) удачное подражание диалогам Платона, как по развитию мыслей, так и по поэтическому тону. У членов общества явилось желание иметь свой печатный орган. Сначала предполагалось выпустить в свет альманах (альманахи тогда были в моде); но Пушкин, приехавший в начале сентября 1826 г. в Москву, посоветовал кружку основать ежемесячный журнал. Веневитинов, находившийся в дальнем родстве с Пушкиным и уже известный ему по статье о первой песне «Евгения Онегина", изложил программу задуманного периодического издания, озаглавив ее: «Несколько мыслей в план журнала". Вскоре было приступлено к изданию «Московского Вестника", в духе веневитиновской программы, по которой основная задача русского периодического журнала заключалась «в создании у нас научной эстетической критики на началах немецкой умозрительной философии и в привитии общественному сознанию убеждения о необходимости применять философские начала к изучению всех эпох наук и искусств". Журнал выходил с начала 1827 г., под наблюдением коллективной редакции и под официальной ответственностью М.П. Погодина. Веневитинов к этому времени уже перешел на службу из Москвы в Петербург, в канцелярию иностранной коллегии. Этому способствовала платонически обожаемая Веневитиновым княгиня Зинаида Александровна Волконская. Уезжая из Москвы в конце октября, Веневитинов взял с собой спутником, по просьбе той же Волконской, француза Воше, который только что проводил в Сибирь княгиню Е.И. Трубецкую, последовавшую туда за своим мужем-декабристом. При въезде в Петербург Веневитинов и Воше были арестованы вследствие крайней подозрительности полиции ко всем, имевшим хотя бы малейшее отношение к участникам заговора 14 декабря. Трехдневный арест оказал на Веневитинова пагубное влияние: кроме тяжелого нравственного впечатления, пребывание в сыром и неопрятном помещении вредно подействовало на его и так уже слабое здоровье. Он скучал по Москве, где оставались любимая им семья, княгиня Волконская, его товарищи по литературному обществу и по затеянному сообща журналу, заботы о котором Веневитинова горячо высказываются в сохранившихся его письмах к Погодину и другим. Неудовлетворенность своим положением побуждала его помышлять о скорейшем отъезде на службу в Персию. До отъезда из Москвы Веневитинов с жаром отдавался изучению немецких философов: Шеллинга, Фихте, Окена, а также и творений Платона, которые читал в подлиннике (об этих его занятиях свидетельствует небольшая работа, исполненная им для княжны Александры Трубецкой: «Письмо о философии", замечательная по платоновски стройному изложению и безукоризненной ясности мыслей). Веневитинов, по-видимому, всего больше времени посвящал поэтическому творчеству. Это видно как из количества его вообще немногочисленных стихотворений, приходящихся на петербургский период его жизни, так и из достигнутого в них совершенства формы и глубины содержания. В начале марта, возвращаясь легко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился, и вскоре его не стало. На его могильном памятнике в Симоновом монастыре, в Москве, вырезан его знаменательный стих «Как знал он жизнь, как мало жил!". Он знал жизнь не из опыта, а благодаря тому, что умел глубоко проникнуть в ее внутренний смысл своею рано созревшей мыслью. «Поэт» является для Веневитинова предметом своего рода культа, выразившегося в его лучших как по искренности тона, так и по прелести формы стихотворениях: «Поэт", «Жертвоприношение", «Утешение", «Я чувствую, во мне горит...", «Поэт и друг» и «Последние стихи". Необыкновенным изяществом стиха и выразительным языком отличается его рифмованный перевод знаменитого монолога «Фауста в пещере"; превосходно переведены также из Гете «Земная участь» и «Апофеоз художника". Не считая названных переводов, число стихотворений Веневитинова не превышает 38. Принадлежащие к первому периоду его творчества, то есть написанные до переселения в Петербург, не отличаются той безукоризненностью формы, какую представляют перечисленные выше, могущие в этом отношении померяться со стихами Пушкина. Но стихотворения обоих периодов одинаково характеризуются искренностью чувства и отсутствием изысканности как в мыслях, так и в выражениях. В некоторых из них сказалось пессимистическое настроение, под влиянием которого начат был и оставшийся недописанным роман в прозе. В общем, однако, в поэзии Веневитинова господствуют светлый взгляд на жизнь и вера в судьбы человечества. Созерцательно-философское направление поэзии Веневитинова заставляет многих писавших о нем предполагать, что он скоро оставил бы стихотворство и предался бы разработке философии. Яркий отпечаток философского склада мыслей лежит на его замечательных критических статьях, в которых он эстетическим пониманием далеко опередил своих современников. Кроме издания «Сочинения Д. В. В.» (1829), вышло «Полное собрание сочинений Д.В. Веневитинова", под редакцией А.В. Пятковского (СПб., 1882), с его же статьей о жизни, о сочинениях Веневитинова, и отдельно «Стихотворения Веневитинова» (1884), в «Дешевой Библиотеке". - См. Барсуков «Жизнь и труды М.П. Погодина» (т. II, СПб., 1888); Н. Колюпанов «И.А. Кошелев» (т. I, ч. 2, СПб., 1889) и статьи Михаила Веневитинова в «Историческом Вестнике» (т. XVII, 1884) и в «Русском Архиве» (1885, I, стр. 313 - 31). И. Болдаков.

Усадьба Веневитиновых является единственной в Воронежской области русской дворянской усадьбой ХVIII в., сохранившейся в таком объёме.
Общая площадь усадьбы около трёх гектаров. Зарождение усадьбы относится к концу ХVII в. В середине ХVIII в. был устроен парк и пруд. А во второй половине ХVIII в., в 1760-1770 гг., был построен каменный дом и каменная Архангельская церковь.
В начале ХIХ в. дом был перестроен в двухэтажный, разбит сад. Считается, что именно в этот период появились боковые галереи с открытыми балконами. Сохранились многочисленные описи имения того времени.
С усадьбой связано детство Д. Веневитинова. Владельцем имения был его отец В. П. Веневитинов (1777-1814). В переписке с родными поэт не раз вспоминал о своих впечатлениях от чарующей придонской природы. «Природа тут по-прежнему прекрасна, - писал Д. В. Веневитинов в одном из писем, - она одна оправдала мои ожидания...». Последний раз он побывал в усадьбе после окончания Московского университета в августе-сентябре 1824 г.

Въезд в усадьбу,
рис. А.В.Веневитинова, 1853 г.

С имением связана и судьба брата поэта - Алексея Владимировича Веневитинова (1806-1872). Сенатор, тайный советник А. В. Веневитинов постоянно жил в Петербурге, но как хозяин имения нередко наведывался в Новоживотинное. Именно ему принадлежат четыре рисунка с видами усадьбы и села начала 1850-х гг.
В 1870-е гг. семейными имениями в Воронежской губернии управлял сын А. В. Веневитинова (1844-1901), известный историк, археограф, организатор музейного дела.
После 1870 г. в имении был наведён образцовый порядок. Произошёл капитальный ремонт дома. Здание было оштукатурено, появилась новая кровля, новые полы. На первом этаже кладовые были перестроены в жилые комнаты. Часть сводов при ремонте разобрали. Несколько комнат в доме были оклеены обоями. Обо всем этом известно из описаний интерьеров здания.
Владимир Алексеевич Веневитинов (1846-1885), младший брат М. А. Веневитинова, был дипломатом, с 1883 г. - церемониймейстером императорского двора, но изредка навещал Новоживотинное. У него и его жены Эмилии Ивановны было семеро детей. В 1887 г. для их воспитания и образования была приглашена в имение гувернантка. Ею оказалась Этель Лилиан Буль, в дальнейшем известная английская писательница (1864-1960).
В 1965 г. было проведено архитектурно-археологическое обследование имения, благодаря которому узнали, что первоначальные размеры здания были несколько меньше, чем сегодня. Оно было кирпичным, двухэтажным. Имелся и третий, антресольный этаж, или мезонин. Первый этаж был низким, со сводчатыми потолками, которые в нескольких комнатах и коридоре сохранились до наших дней. Парадный второй этаж имел высокие потолки, а антресольный - низкие потолки и маленькие квадратные окна. Кроме главного здания на территории усадьбы были хозяйственные постройки. Вся усадьба была обнесена глухой кирпичной стеной. Над Доном стояла кирпичная оштукатуренная беседка, от которой, вероятно, была лестница - спуск к реке. Архитектурно дом Веневитиновых был выполнен в формах классицизма.
Последним владельцем имения до его национализации в 1918 г. был предводитель Нижнедевицкого уезда, коллежский советник камер-юнкер Ю. В. Веневитинов (1879-1954). Он эмигрировал во Францию и жил в Париже.
Потомки Веневитиновых в 1990-е посетили родовое имение и поддерживают связи с Музеем-усадьбой Д. Веневитинова.
В нашем веке здание претерпело немало изменений. В 1930 г. дом приспосабливали под школу, частично изменив при этом внутреннюю планировку. В 1937 г. там размещалась музыкальная школа. В 1939-ом здание занимал детский дом, в котором жили дети Испании и русские ребята-сироты. В первые месяцы Великой Отечественной войны в имении располагалась воинская часть.
С начала войны и вплоть до 1986 г. веневитиновский дом постепенно разрушался. Были утрачены западная галерея, а также южный балкон, в дальнейшем восстановленные.
Реставрационные работы в усадьбе начались в 1988 г., после принятия Воронежским облисполкомом решения о передаче её для организации Музея-усадьбы Д. Веневитинова. Автором проекта реставрации является архитектор Т. Н. Синегуб.
В 1994 г. после реставрации усадьбы Веневитиновых в Новоживотинном и благоустройства партерной зоны был открыт филиал - Музей-усадьба Д. В. Веневитинова. В его экспозиции - убранство залов дворянской усадьбы XIX в. и всё, связанное с родом Веневитиновых.

Интерьер музея. Музей-усадьба Д. В. Веневитинова

На первом этаже дома - книжный и сувенирный магазины, рядом - выставочный зал. На втором этаже семь залов.
Первый из них - каминная, помимо экспозиционных целей, зал предназначен для проведения литературных, музыкальных и других вечеров или торжеств. Оформление интерьера, убранство зала выполнено в духе того времени, когда здесь бывал Д. Веневитинов.
Второй зал - парадная столовая, исполненная в стилевом единстве с первым залом, выполняет интересную содержательную задачу, представляя посетителю типологическую дворянскую усадьбу средней полосы России.
Следующие три зала посвящены жизни и творчеству Дмитрия Веневитинова. Экспозиция третьего зала носит название «Веневитинов и Воронежский край», демонстрируя документы, связанные с предками Д. Веневитинова, письма Д. Веневитинова в Москву, написанные им в Новоживотинном в августе-сентябре 1824 г., рисунки Д. Веневитинова, сделанные в Новоживотинном. В этой же экспозиции - стихотворение Д. Веневитинова , посвящённое сестре и навеянное впечатлениями о Новоживотинном.
Четвёртый зал можно условно назвать «Веневитинов и Москва». Среди его экспонатов - купчая на дом в Кривоколенном переулке, переводы юного Д. Веневитинова с греческого и латыни, первые его стихотворения, письмо поэта о работе журнала «Московский вестник».
Пятый зал посвящён петербургскому периоду жизни поэта. Экспозиция содержит материалы о Коллегии иностранных дел, где служил поэт, письма Д. Веневитинова о встречах с В. Одоевским, А. Дельвигом, с родителями А. С. Пушкина и печальные документы с сообщением в «Московском вестнике» о смерти поэта с его стихотворением «Поэт и друг», последние письма поэта, фотография его могилы.
Шестой зал музея представляет диораму «Народный праздник». По замыслу авторов экспозиции этот зал должен рассказывать о взаимодействии природы и культуры, прошлого и настоящего в формировании различных аспектов окружающей среды.
Последний, седьмой, зал второго этажа назван «Библиотека». Здесь расположилась экспозиция, посвящённая жизни и деятельности , племянника поэта.
В музее есть уголок, посвящённый , где сохранилось пианино, на котором она играла, выставлены фотографии и произведения писательницы.
Ещё одна экспозиция в музее посвящена А. И. Эртелю .

В 2005 г. в честь 200-й годовщины со дня рождения Дмитрия Веневитинова на территории усадьбы был открыт памятник поэту. Бронзовый памятник выполнен в лучших традициях отечественного монументального искусства. Фигура сидящего поэта установлена на гранитном постаменте с надписью: «Дмитрий Веневитинов». Через спинку стула перекинут плащ. У ног Веневитинова - цилиндр и трость. Юное лицо поэта как бы озарено самим вдохновением. Автор памятника - воронежский скульптор М. И. Дикунов.

На открытии памятника. К 200-летию Д. А. Веневитинова, 2005 г.

C 1997 г. в Музее-усадьбе действует Клуб любителей поэзии «Среды у Веневитинова». На заседаниях клуба выступают поэты, музыканты, актёры, краеведы.
30 сентября 2009 г. в Каминном зале Дома Веневитиновых прошли первые Веневитиновские чтения, посвященные 204-летию со дня рождения поэта Д. В. Веневитинова и 15-летию музея-усадьбы Д. В. Веневитинова.
провели Музей-усадьба Д. Веневитинова, Воронежское отделение Союза писателей России и Клуб любителей поэзии «Среды у Веневитинова».
На чтениях выступили писатели В. В. Будаков и Е. Г. Новичихин, профессора В. В. Варава (ВГУ) и Е. П. Белозерцев (ВГПУ), научные сотрудники Музея-усадьбы Д. В. Веневитинова, краеведы, а также директор историко-художественного музея А. С. Хомякова из усадьбы Богучарово Тульской области. Веневитиновские чтения положили начало дружбе и сотрудничеству двух родственных усадеб, связанных тесной дружбой двух гениальных современников - Д. В. Веневитинова и А. С. Хомякова.
Усадьба является памятником истории и архитектуры федерального значения.
Новоживотинное органично вписывается в схему развития туризма в Воронежской области. Оно вполне может стать одним из интересных центров таких туристических маршрутов, как Воронеж - Новоживотинное - Рамонь - Староживотинное - Воронежский государственный заповедник или Воронеж - Рамонь - Новоживотинное - Семилуки - Костёнки - Дивногорье - Лиски - Бобров - Хреновое.

ВЕНЕВИТИНОВСКАЯ УСАДЬБА

К Дону подступает без опаски
Новоживотинное-село.
Рассказать о нём, быть может, сказку?
Только сказки снегом замело,
Замело придонские курганы,
И поля, и рощи замело.
А - как лето - падают туманы
На большое русское село.
И село становится незримым,
Пока солнце не возьмёт разбег.
И лишь дом усадебный, старинный
Проступает - как плывёт ковчег.

Дон, текущий без шума и мирно, как счастье, -
Так поэт Веневитинов в письмах к сестрёнке писал.
Был он юн, и судьбу загадал, осенённую страстью,
Да безвременно рано листы своей жизни слистал.
Но покамест он вышел к заросшему берегу Дона,
А орёл всё кружил и кружил над июльской страдой,
И былинного дуба в зенит уходящая крона
Прошумела ему, что он будет навек молодой.
А столицы -
вдали от донского крестьянского края,
И, как птица на взлёте, нечаянно падает жизнь...
Я у Дона стою, запоздало и немо взываю:
«Его юная жизнь, ты иначе, иначе сложись!»
1995
В. В. Будаков

Литература

Новичихин Е. Усадьбы старинной осень // Русский провинциальный журнал Воронеж. - 1996. - № 4. - С. 10-13.
. Андреева Р. В. Новоживотинное. Усадьба Веневитиновых / Р. В. Андреева, Е. П. Корчагина // Русские провинциальные усадьбы ХVIII - начала ХХ века. - Воронеж, 2001. - С. 96-102.
. Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова: [буклет] / Воронеж. обл. лит. музей им. И. С. Никитина; сост. Е. П. Корчагина; ред. В. Ю. Колчев. - Воронеж, 2005. - с.
. Корниенко Н. Г. Очерки по литературному краеведению. - Воронеж, 2007. - С. 35-39.
. Воронежская энциклопедия. - Воронеж, 2008. - Т. 1: А-М. - С. 507.
. Акиньшин А. Н. Воронежское дворянство в лицах и судьбах: историко-генеалогические очерки с приложением Перечня дворянских родов Воронежской губернии / А. Н. Акиньшин, О. Г. Ласунский. - 2-е изд., перераб. и доп. - Воронеж, 2009. - С. 7-32.

Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова является памятником архитектуры XVIII в. федерального значения. Усадебный комплекс состоит из двухэтажного особняка, парка с прудом, ротондой и смотровой площадкой на реке Дон. Музей-усадьба названа в честь наиболее известного представителя рода Веневитиновых — поэта, критика, философа Дмитрия Владимировича Веневитинова.Усадьба была заложена в конце XVII века Антоном Веневитиновым. Первые строения были деревянными. В середине XVIII века сыном Антона Фаддеем был построен одноэтажный кирпичный дом и разбит парк. В конце XVIII в. дом расширили и надстроили второй этаж. На сегодняшний день из всех строений того времени сохранился дом, кухонный флигель и въездные ворота. В начале XIX века на территории парка появились беседка, смотровая площадка, художественная изгородь из камня. Рядом с парком был посажен большой сад.

В середине XIX в. при Михаиле Веневитинове усадьба опять была перестроена и приобрела современный вид. Тогда же было высажено 100 дубов, только один из них сохранился до сих пор. После 1917 года усадьбу национализировали, а мебель и предметы быта вывезли. В XX веке назначение усадьбы несколько раз менялось. В 1924 году здесь размещалось садовое товарищество, организованное героями Гражданской войны. Они восстановили усадьбу, пострадавшую во время боев с бандами Мамонтова и Шкуро. В 1931 году здесь был открыт филиал Политехнического института имени Н.К. Крупской, который размещался до лета 1942 года. В 1942-1943 годах на территории усадьбы и села Новоживотинное были расквартированы части 232 стрелковой дивизии. В эти годы большинство усадебных построек было разрушены бомбежками, серьезно пострадала кровля особняка. Летом 1943 года в особняке начала свою работу общеобразовательная школа. В кухонном флигеле в эти годы был создан школьный музей. Школа здесь размещалась до 1979 года.В 1979 году усадьба была зарегистрирована в Инспекции охраны памятников как памятник архитектуры XVIII в.

С 1979 по 1988 годы здания усадьбы не использовались. В 1988 году начались восстановительные и реставрационные работы. На основе чертежей, рисунков, дневников, писем и других архивных материалов XIX века, восстановили усадьбу в том виде, в котором она была при Михаиле Веневитинове.В 1994 году в отреставрированном особняке был открыт Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова. В 2005 году перед домом установлен памятник поэту и философу. Автор монумента – воронежский скульптор Максим Дикунов.

В 2010-2013 годах в усадьбе проведена новая масштабная реконструкция. Сейчас Музей-усадьба Дмитрия Веневитинова — это современный музей европейского уровня, включенный в международный туристический проект «Русская усадьба».

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДВОРЯНСКОГО РОДА ВЕНЕВИТИНОВЫХ

Дворянский род Веневитиновых сыграл исторически значимую роль в общественной, культурной и политической жизни России. Родоначальником по одной версии считается Терентий (Терех) Веневитинов, по другой — Никифор Веневитинов. В начале XVII века они переселились из крепости Венев, из-под Тулы. Веневитиновы были атаманами боярских детей и жили в Беломестной (Троицкой) слободе у северной границы частокола крепости Воронеж. Воевода крепости за службу платил им денежное жалование и давал земельные участки вблизи Воронежа, а также разрешал заниматься беспошлинной торговлей.

ОБЗОРНАЯ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ

Обзорная экскурсия включает в себя осмотр одиннадцати экспозиционных залов особняка усадьбы. Во время нее идет рассказ о наиболее известных представителях семьи Веневитиновых, их жизненном пути и деятельности. Экскурсия начинается в вестибюле, где знакомят с историей усадебного комплекса. В залах XVII-XVIII веков рассказывается о службе Веневитиновых в крепости Воронеж и об их участии в строительстве первого военного флота России на воронежских верфях. Далее идет речь об истории рода Веневитиновых: от родоначальника до современных потомков.

ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Литературно — музыкальные гостиные по своей сути уникальны и делает их таковыми не только исполнение не встречающихся произведений в репертуарах других исполнителей, но и само звучание рояля фабрики Шрёдер, возраст которого более 130 лет. Музей-усадьба одно из немногих мест в России, где до сих пор проводится музыкальный салон в традициях XIX века.

ПРАЗДНИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ИГРЫ

В музее-усадьбе ежегодно проводятся праздничные и семейные мероприятия. Они популярны и имеют большой успех у гостей музея.

В четырнадцать лет он переводил Вергилия и Горация. В шестнадцать написал первое из дошедших до нас стихотворений. В семнадцать увлекался живописью и сочинял музыку. В восемнадцать, после года занятий, успешно сдал выпускные экзамены в Московском университете и вместе с друзьями основал философское общество. В двадцать впервые выступил в печати как литературный критик и был отмечен Пушкиным. В двадцать один - трагически ушел из жизни...

Сердце

«Душа разрывается. Я плачу как ребенок», - писал Владимир Одоевский, выражая общее настроение. О юном поэте скорбели все - какая-то особенная несправедливость есть в ранней смерти. А друзья, знавшие обстоятельства его жизни, поговаривали, что умер он от несчастной любви...

С Зинаидой Волконской Дмитрия в 1825 году познакомил все тот же Одоевский. Московский дом княгини был хорошо знаком всем ценителям прекрасного. В своеобразную академию искусства превратила его очаровательная хозяйка. Умна, талантлива, красива, проста в обхождении, тонкая и внимательная собеседница - она заставила трепетать не одно влюбленное сердце. «Царицей муз и красоты» называл ее Пушкин.

Встреча с Волконской перевернула жизнь Веневитинова - он влюбился со всей страстью двадцатилетнего поэта. Увы, безнадежно: Зинаида была старше его на 16 лет, и к тому же давно замужем, за братом будущего декабриста. И хотя тот был человеком для нее бесконечно далеким, но... кроме чувств есть еще и мнение света.

Романтические прогулки по Симонову монастырю, задушевные разговоры - поэту дарован был всего лишь миг счастья... Пришел час, и Зинаида попросила о разрыве отношений, в знак вечной дружбы подарив Дмитрию кольцо. Простой металлический перстень, извлеченный на свет из пепла при раскопках Геркуланума... Друзья говорили, что Веневитинов никогда не расставался с подарком княгини и обещал надеть его или идя под венец, или стоя на пороге смерти. Кольцо стало для него талисманом, памятью о непреходящей любви:

О, будь мой верный талисман! Храни меня от тяжких ран И света, и толпы ничтожной, От едкой жажды славы ложной, От обольстительной мечты И от душевной пустоты...



Эта трогательная история XIX века лучше, чем многое другое, свидетельствует о романтической натуре и отзывчивом сердце поэта. Но ограничить рассказ о Веневитинове лишь историей его любви было бы слишком несправедливо.

Ум

Первыми его воспитателями стали бывший наполеоновский офицер, большой поклонник римской литературы, и грек-книгоиздатель, знаток античных авторов. Поэтому Горация, Гомера и Платона Веневитинов прочитал в очень юном возрасте, и в подлиннике. Круг вопросов, занимавших его, был столь обширен, что он не смог выбрать для себя факультет при поступлении в университет и ходил слушать лекции разных профессоров. Здесь же Дмитрий серьезно увлекся немецкой философией: Шеллинг, Кант, Фихте. И вскоре вместе с университетскими друзьями: Одоевским, Кошелевым, Хомяковым - создал кружок «любомудрия» (так они перевели на русский греческое слово «философия»).

Целью кружка станет просвещение России, освобождение русской мысли от оков условностей, невежества и раболепства. Именно в зарождении у нас любомудрия-философии видит Веневитинов средство к пробуждению российской мысли и к обретению привычки действовать руководясь разумом. Став литературным критиком, он собирается, ни много ни мало, изменить ход развития русской литературы, слабость которой видит «не столько в образе мыслей, сколько в бездействии мысли». Пламенная натура поэта восстает против самого страшного порока русского человека - безразличия: «Легче действовать на ум, когда он пристрастился к заблуждению, нежели когда он равнодушен к истине». А потому после выхода в свет первых двух глав «Евгения Онегина» Веневитинов тонко и очень точно характеризует пушкинского героя: «Онегин уже испытан жизнью; но опыт поселил в нем не страсть мучительную, не едкую, деятельную досаду, а скуку, наружное бесстрастие, свойственное русской холодности (мы не говорим о русской лени)... Если жизнь его будет без приключения, он проживет спокойно, рассуждая умно, а действуя лениво». Среди всех откликов на роман в стихах Пушкин отметит именно рецензию Веневитинова.

Медленным, постепенным представлялся Веневитинову сей путь: «Вот подвиг... воздвигнуть торжественный памятник любомудрию если не в летописях целого народа, то, по крайней мере, в нескольких благородных сердцах, в коих пробудится свобода мысли изящного и отразится луч истинного познания».

Кто они, обладатели «благородных сердец», о которых так страстно мечтал Веневитинов? Уж не такие ли, как он сам, поэты, полюбившие мудрость, уверовавшие в силу и действенность слова, но не утратившие пыла души? Для них Веневитинов формулирует закон, который гласит, что «...философия есть высшая поэзия», к ним обращает строки своего стихотворения:

Блажен, блажен, кто в полдень жизни И на закате ясных лет, Как в недрах радостной отчизны, Еще в фантазии живет. Кому небесное - родное, Кто сочетает с сединой Воображенье молодое И разум с пламенной душой.

Ум и сердце

Как все поэты, Веневитинов обладал даром пророчества. Предвидел он близкую свою кончину, провидческими оказались и строки, обращенные к перстню-талисману:

Века промчатся, и быть может, Что кто-нибудь мой прах встревожит И в нем тебя откроет вновь...

В 1930 году, когда ликвидировали Симонов монастырь, где был похоронен поэт, прах его перенесли на Новодевичье кладбище. Кольцо же извлекли из гроба и отдали в музей...

Сбывшееся поэтическое пророчество Веневитинова вселяет надежду, что и философские его предсказания когда-нибудь станут действительностью. Особенно то, что в одной из своих статей вложил он в уста Платона, к которому испытывал столь глубокое почтение: «...она снова будет, эта эпоха счастья, о которой мечтают смертные. Нравственная свобода будет общим уделом; все познания человека сольются в одну идею о человеке; все отрасли наук сольются в одну науку самопознания. Что до времени? Нас давно не станет, - но меня утешает эта мысль. Ум мой гордится тем, что ее предузнал и, может быть, ускорил будущее».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!