Пьеса островского свои люди сочтемся краткое содержание. Свои люди — сочтёмся

  1. Главная мысль
  2. Краткое содержание
  3. Краткое содержание по действиям
  4. Вывод

Текст для читательского дневника

В пьесе идёт речь о купеческой семье, глава которой так жаден, что хочет скрыть свои богатства. Его капризная дочка выходит за того, на кого он переписывает их имущество. Молодые живут в роскоши, наплевав на родителей. Отца даже должны посадить в долговую яму. Однако обидней ему жестокость «своих» детей.

Главная мысль

Пьеса о жадности и эгоизме. Она учит тому, что воспитывая детей своим плохим примером, то же родители и получают.

Краткое содержание Островский Свои люди сочтемся

Начинается пьеса со скандала между матерью и дочкой. Девушка Липа требует, чтоб ей нашли жениха, ведь ей скучно. Зовут сваху, вот только задание у неё очень сложное: дочке подай жениха благородного, отцу – богатого, маме – обходительного. Стараясь всем угодить, она находит почти идеал, но вот только другой жених «своего» не уступит.

У семьи приказчиком Лазарь Подхалюзин. Он и сам обманывает покупателей, и работников учит. Ему нравится Липа, а ещё больше – красивая жизнь. И приказчик подкупает сваху, чтоб она отменила знакомство с кандидатом в мужья.

Лазарь сам становится женихом, хотя сначала Липа против – слишком уж он прост. Но, пользуясь доверием к нему её отца, играя на его жадности, Подхалюзин убеждает переписать на себя всё их имущество – скрыть богатство. Теперь уж Олимпиада соглашается, боясь нищеты, на «богатого» жениха.

На свадьбе родители просят не обижать их, ведь всё богатство теперь на зяте. Тот бросает фразу, давшую название пьесе. Однако через некоторое время Липа и Лазарь, наслаждаясь роскошью, отказывают родителям в копейке, отец даже в долговую яму должен попасть. Олимпиада смеётся над ними, не боится проклятий, считая, что ей недостаточно досталось от них богатства в юности. Лазарь всё же пробует кредиторов обмануть, надев худший сюртук.

Все герои оказываются жадными обманщиками, но только старшее поколение уже получило «награду» от подобных им детей, а детям, видимо, это только предстоит.

Читать краткое содержание Свои люди сочтемся Островского по действиям

Действие 1

Олимпиада Большова, или как ее ласково называют Липочка, достигла возраста, когда самое время подошло выходить замуж. Эта девушка целыми днями просиживает с книгой, глядя в окно, но мысли ее вовсе не о прочитанном, а о танцах.

Олимпиада предается воспоминаниям о бале, который проходил около полутора лет назад. Сейчас ее печалит тот факт, что она растеряла навыки прекрасного танца. И если бы ей пришлось танцевать сегодня, то вышло бы скверно. Она пытается выполнять разные танцевальные па, но ей это занятие не приносит удовольствия.

В следующем эпизоде Александр Островский показывает читателю еще одну героиню – матушку Липы, которую зовут Аграфена Кондратьевна. Матушка журит Липочку за ранние танцы и за то, что она маковой росинки с утра во рту не держала. В итоге этот разговор перерастает в ссору. Главный укор со стороны доченьки Липочки в том, что маманя до сих пор не подобрала ей подходящую партию.

Далее описана истерика Липочки, а главное, Олимпиада не успокоится до той поры, пока не сосватают ее за доброго молодца. Матушка не может смотреть на слезы дочери и приглашает сваху. Сваху зовут Устинья Наумовна. Она приходит шустро и выпивает с матерью Липы, попутно обсуждая разные события.

Устинья Наумовна сетует, что не представляется возможным подобрать Олимпиаде жениха из-за того, что все они не знают, чего хотят. И, самое главное, мать и отец Липы тоже не могут определиться, какого же молодца надо в мужья их единственной любимой доченьке.

Пока идут толки про жениха, приходит Сысой Псоич Рисположенский. Это мелкий служащий, которого некогда выгнали из суда за злоупотребление алкогольсодержащими напитками. В это же время приходит Большов и вместе с Сысоем Псоичем они обсуждают, как батюшке Липочки улучшить свое финансовое положение.

В итоге Большов принимает решение объявить себя банкротом. Но прежде, все свое имущество он думает оформить на своего приказчика Лазаря Подхалюзина.

Действие 2

Островский Александр Николаевич знакомит читателя с Подхалюзиным, который на этот момент всеми мыслями только об Олимпиаде Большовой. Он ее давно и безнадежно любит. Умом Подхалюзин понимает, что Липа имеет образование и требуется ей хороший женишок, «ровня». У Подхалюзина на этот момент времени есть некоторые сбережения. В итоге Подхалюзин принимает решение идти к Большову и свататься к его дочке.

Подхалюзин находится в хорошем расположении духа и даже отправляет своего слугу за настоечкой на рябине. Примерно в это же время Подхалюзина посещает Рисположенский, который рассказывает о Большове и его щедрой плате за услуги. Подхалюзин понимает, что наступил удобный случай и предлагает вдвое больше, со своей стороны.

После этого разговора появляется сваха Липочки – Устинья, которая ведет разговоры, что трудно найти сейчас невесте благородного жениха. Подхалюзин начинает сваху расспрашивать о том о сём, и в итоге она ему говорит, что выгодную партию для Липочки нашла-таки. Подхалюзин обещает свахе Устиньюшке определенную сумму денег, если она распространит сплетни о том, что купец нищий.

Затем Островский Александр Николаевич описывает эпизод в конторе. Подхалюзин исподволь намекает на женитьбу с Липочкой. Большов не допускает этой мысли. А Липа и Подхалюзин говорят о предстоящей помолвке и говорят о взаимной любви.

Действие 3

Снова Александр Островский переносит действие в дом Липы. Она в этот момент очень нарядна, весела и ждет суженого. Матушка умиляется дочерью. Отец же, наоборот, сдержан и мало эмоционален, как и положено истинному мужчине.

Появляется Устинья – сваха, и говорит о том, что жених медлит, никак сватать идти Липочку не решится. Женщины бурно эмоционируют. Большов принимает решение найти выгодную партию для дочки самостоятельно. Липочка уже собирается уходить к себе в девичью светелку, но отец говорит, что именно в этот момент и появится жених. В этот момент в дом входит Лазарь. Батюшка объявляет женихом Олимпиады Подхалюзина.

Все присутствующие в шоке. Липочка недовольна выбором отца. Она мечтала об образованном женихе. Подхалюзин же для нее – это неподходящая партия. Лазарь же видит, что произошло не совсем то, чего он хотел. Сам Большов непреклонен. Говорит, что своего мужского решения менять не станет. Он велит молодым сесть рядом и перемолвиться словом, а остальных приглашает к столу.

Жена и сваха высказывают Большову недовольство по поводу выбора жениха для Липочки. Он непреклонен в своем решении и менять ничего не будет.

Оставшись наедине с Липой, Лазарь решает выяснить, почему же он попал в ее немилость. Она же ссылается на его необразованность. Он, в свою очередь, признает свою бедность, но при этом подчеркивает, что богатому женишку понадобится богатое приданое невесты и батюшка ее через это может обанкротиться.

После этого разговора Лазарь демонстрирует Олимпиаде официальные бумаги, согласно которым он является хозяином всего «большовского добра». Липа начинает задумываться… Она в итоге решает, что выбор отца даже и «будто ничего».

Далее Липа наблюдает за его речью, понимает, что он не владеет французским. Этот факт ее по какой-то причине угнетает. Лазарь же, стоя на коленях умоляет осчастливить его. Ведь Липочка для него – это вся его жизнь, его счастие… Тогда Олимпиада просит Лазаря увезти ее куда-нибудь подальше из «этого ада».

В итоге молодые играют свадебку. Всем весело и хорошо…. Никто не задумывается о том, а что там, в недалеком будущем?

Действие 4

Островский Александр Николаевич переносит читателя в дом молодых Подхалюзиных. В этом доме все устроено по новому порядку. Лазарь восхищается ужасным произношением на французском свой возлюбленной. Она для него – идеал.

Появляется Устинья. Она приходит к Лазарю Подхалюзину за вознаграждением, но вместо обещанных денег и дорогой шубы, она получает копейки и рванье. Выходя из их дома, сваха кричит, что ославит молодых на всю деревню.

Вдруг Олимпиада в окошко видит отца. Он с маменькой входит в дом молодых и объясняет, что банкрот. Ни дочь, ни зять не хотят помочь родителям.... Из уважаемого человека Большов превратился в посмешище. Его на улицах сопровождают, он не свободен.

Большов взбешен поступком зятя и сожалеет о содеянном. Его тревожит мысль, что он собственными руками, как говорится, выкопал себе яму. Но, как известно, сделанного не вернешь.

Большов снова вынужден просить денег у дочери, а то его в острог посадят и в Сибирь сошлют. Она ему ничего не дает и тогда отец и мать желают молодым и впредь тешить дьявола. В конце своего посещения они проклинают дочку.

Лазарь Подхалюзин растерян после визита тестя и тещи. Он даже хочет ехать хлопотать за долги Большова. Но, в этот момент появляется Рисположенский за долгом. Ему отказано в деньгах, тогда этот человек хочет рассказать всем о документальных и денежных махинациях Лазаря. Лазарь же уверяет почтеннейшую публику, что ему можно верить.

Вывод по рассказу

Пьеса Островского Александра описывает обычную купеческую семью. Отец семейства, Большов, неимоверно скуп и жаден, поэтому хочет скрыть свое хорошее материальное состояние. Он имеет капризную и избалованную дочь по имени Олимпиада. ГОлава семейства настаивает на ее замужестве с Лазарем Подхалюзиным, потому что он стал владельцем его состояния. Молодая семья купается в роскоши, а отец в это время банкрот. Ему очень горько осознать, что собственная единственная дочь жестока и эгоистична.

Островский Александр Николаевич в пьесе «Свои люди - сочтемся» обличает эгоизм и жадность. Классик второй половины 19 века стремится показать читателю, что дети – это зеркало родителей. Поэтому важно обращать внимание, в первую очередь, на себя, когда мы имеем собственных детей. Приходит на ум известная поговорка: «Нечего на зеркало пенять, коли рожа кривая».

  • Краткое содержание Ступеньки Носова

    Маленький мальчик в детском садике обучился счёту, детей научили считать до десяти. И вот Петя радостный идёт из садика домой, его переполняет гордость, что он умеет считать

  • Краткое содержание Катаев Флаг

    В рассказе «Флаг» рассказывается о настоящих мужчинах, мужественных и отважных, которые верно и смело защищают форт во время Второй мировой войны.

  • Краткое содержание Пантелеев На ялике

    Солнечным июльским утром рассказчик ожидал переправы на ялике. Сидя у воды, он радовался погожему дню и старался не думать о бушевавшей неподалеку войне.

  • / «Свои люди - сочтемся!»

    Действие первое .

    Олимпиада Самсонова Большова - дочь купца Самсона Силыча Большова, достигшая возраста, когда ее уже пора выдавать замуж. Среди остальных она была известна, как Липочка. Каждый день она сидит у окна с книгой, но не читает, а погружается в воспоминания о танцах. Ее радуют воспоминая о бале, проходившего полтора года назад. Но огорчает то, что сейчас она начала все забывать. Ее стремления повторить прежние движения оказываются бесполезными.

    Аграфена Кондратьевна - мама Липочки. При входе в комнату, начинает упрекать дочь за ранние танцы. Когда Аграфена просит дочь позавтракать, та убеждает, что попила чай с ватрушками. Так между ними развязывается ссора, где девушка винит мать в том, что она до сих пор не вышла замуж, ибо все ее подружки уже давно замужем.

    Липа устраивает истерику, сильно плачет и утверждает, что не успокоится до того момента, пока ей не найдут жениха. Обеспокоенная мать, не желая видеть страдания дочери, зовет на помощь сваху. Сваха, которую зовут Устинья Наумовна, быстро приходит и выпивает с Аграфеной, разговаривая на различные темы. Семья не может прийти к единому мнению - какой жених им нужен. Липочка стремится выйти замуж за благородного мужчину, тогда как мать планирует выдать ее за торговца, а отец за богача. Это вызывает недовольство со стороны свахи, так как сложно найти мужа, если все хотят разного.

    В комнату заходит Сысой Псоич Рисположенский, ранее был чиновником по судебным делам, уволенный за частое нахождение в нетрезвом положении. Нам ним хотели провести судебный процесс, однако мольбы о прощении вынудили генерала отменить суд и отправить пьяницу в отставку. При прибытии он не обиделся на шутку свахи насчет его отчества и попросил налить ему рюмку.

    Появляется Большов. Он испытывает проблемы с денежными средствами и не знает, как вернуть задолженности. Посоветовавшись с бывшим чиновником о выходе из тяжелого положения, он решается объявить себя банкротом. Так как его имущество отнимут из-за долгов, Самсон утверждает состояние на имя своего приказчика Лазаря Подхалюзина.

    Действие второе .

    Подхалюзин уже долгое время тайно влюблен в Липочку. В его голове промелькнула мысль жениться на ней. Он в курсе, что она интеллигентная и достаточно умная женщина, и ей необходим достойный муж, каким он считал себя. Для этого он приберег небольшой капитал, подумывая рассказать обо всем ее отцу, чтобы просить разрешения устроить свадьбу.

    Приказчик, будучи в отличном настроении, послал слугу добыть рябиновую настойку. После этого, его навещает Сысой и рассказывает о сумме, которую вручит ему Большов за проделанную работу. Лазарь, поймав удобный момент, предлагает сумму, превышающую в два раза, тот охотно соглашается.

    Ключница Фоминишна и Устинья ведут беседу, касающуюся Олимпиады, а точнее насчет того, как сложно найти ей подходящего суженого. Когда они разошлись и последняя села отдохнуть, к ней подошел Подхалюзин и начал расспрашивать, почему она часто стала навещать этот дом. Та признается, что все-таки нашла кандидата в мужья. Он обещал большие деньги и дорогую шубу, если она выполнит его просьбу: пустит сплетни о разорении купца и откажет жениху.

    В контору приходит Большов, все испугались, посчитав его за пьяного. Лазарь заводит беседу о женитьбе, но не напрямую, а тонко намекает. Якобы Липа является "самой красивой в мире; та, о которой можно только мечтать". Услышав это, ее отец предложил ему стать зятем, но приказчик нарочно отказался, твердя, что недостоин ее любви. В ответ Большов заявил, что это он решает, за кого его дочь должна выходить замуж. Ему казалось выгодным то, что он пропишет имущество не на приказчика, а на зятя и объявляет о свадьбе.

    Действие третье .

    Липа одета в свадебное платье. Она очень рада, что наконец выходит замуж и ждет жениха. Ее мать, в очередной раз, восхищается красотой своей дочери. Отец был довольно равнодушен. Аграфену несколько огорчило то, что ее муж безразличен в день замужестве дочери, в день, когда он скоро расстанется с дочерью.

    Казалось бы, вот-вот начнется свадьба, но сваха приносит неприятные вести: жених не готов, капризничает и все еще не решается свататься. Окружающие начинают волноваться, а Большов старается всех успокоить. Когда Липе это надоело, и она собралась уйти переодеться, отец останавливает ее и твердит, что прямо сейчас приведет ей другого жениха.

    Тут же прибывают Подхалюзин, Сысой и ключница. Присутствующие почему-то завели разговор о цепи недавно произошедших банкротств. Самсон прерывает всех, напоминает им о свадьбе своей единственной дочки, назначая Лазаря снова женихом.

    Все гости в недоумении. Сама же невестка недовольна больше всех. Она не хотела стать супругой Лазаря, потому что считала его необразованным и недостойным ее. Липа жаловалась отцу, что никогда не сталкивалась с тем, когда хозяин выдает дочурку за своего же работника. Подзалюхин огорчен, он представлял все это не так. Большов заставляет их держаться за руки и сесть рядом, а гостям подойди к столу.

    Аграфена и ключница считают сватовство Липочки с приказчиком позором их семьи, обвиняя в этом ее отца. Тот уверяет, что в роли отца подобрал для нее наилучшего мужа. Липа начинает плакать и просить помощи у матери, чтобы та уговорила отца передумать. В ответ на это Подхалюзин обещает своей будущей теще, что он станет лучшим зятем для нее и лучшим женихом для ее дочери.

    Оставшись наедине со своей невестой, приказчик спрашивает у нее - почему он ей так не понравился? Олимпиада назвала его необразованным, и повторила, что мечтает только о благородном женихе. Лазарь понимает, что ее не заставишь полюбить его. Но объясняет, что благородному жениху понадобится неплохое наследство, а ее отец уже полностью разорен.

    Липа не верит в банкротство папы. Подхалюзин, желая это доказать, достает документы, подтверждающие, что все имущество Большовых теперь принадлежит ему, и показывает ей. При этом добавляя, что теперь у него денег очень много. Липочка взглянув на все бумаги и, убедившись во всем, задумывается о будущем. В то время, когда тот обещает купить ей все, что она только пожелает.

    Олимпиада внимательно следит за его речью. Ее огорчило то, что он не может разговаривать по-французски. Лазарь, сев на колени, клянется в вечной любви, утверждая, что она единственная из женщин, которая способна сделать его счастливым. Она просит своего жениха поскорее увезти ее подальше от этого дома, утверждая, что ей надоел родительский дом и выходки родителей.

    Молодожены решают быстро провести свадьбу и уехать в собственный дом, где начнут жить по своему усмотрению. Приказчик собирает всех присутствующих вокруг себя и объявляет, что Липочка согласна сыграть свадьбу. Самсон обещает отдать ему все оставшееся у него богатство в обмен на то, что зять будет кормить их с женой. Лазарь отвечает: "Свои люди - сочтемся". Все принимаются пить вино, на отказ Сысого выпить, ему льют вино за шиворот. Присутствующие радуются, смеются и не задумываются о том, что ждет их впереди.

    Действие четвертое .

    Молодожены приезжают в свой новый дом, где все устроено по-современному. Дом был роскошным. Лазарь с большим удовольствием слушает, как разговаривает жена на французском, хоть она и говорит плохо, ведь он видит в ней идеальную жену. Он дает ей слово купить шикарную повозку и коней для прогулок в Сокольники.

    Дом Подхалюзиных посещает сваха, чтобы взять свое заслуженное вознаграждение. Вместо большой суммы денег, она получает лишь ее десятую часть, а вместо дорогой шубы - потрепанное платье. Устинья со злостью покидает дом, дав обещание, что опозорит молодых на всю деревню.

    Липа выглядывает в окно и наблюдает, как ее родители вместе идут к их дому. Она узнает, что ее отец погряз в долгах и не может выплатить кредиты. Однако Олимпиада не желает давать своему отцу денег, так как ей придется снова ходить в недорогих платьях. Большов не может свободно ходить по улице - его сопровождает солдат, люди тыкают на него пальцем, все знакомые и приятели, знавшего его долгое время как хорошего купца, просто отвернулись от него. Ни Липу, ни ее мужа совсем не волнует судьба родителей.

    Самсон очень зол на себя и свои проделанные действия. Он просил не помощи, а то, что по праву принадлежит ему. Большов обвиняет себя в том, что ранее не прогнал Лазаря, когда начал подозревать, что он не чистый, а наоборот, назначил его приказчиком, отдал имущество и единственную любимую дочь.

    Он недоволен тем, что собственными руками довел себя до такого состояния. Самсон понимает, что всего этого уже не вернуть, и готов прыгнуть в Москву-реку.

    Он сравнивает зятя с Иудой, предавшего Христа за деньги. Также, как и приказчик предал свою совесть. Он в последний раз просит, даже умоляет, свою дочь и зятя дать им денег, в противном случае его вышлют в Сибирь. Но те напрочь отказываются помочь, предлагая лишь несколько копеек. Отец и мать Липы разочаровываются в ней, начинают оскорблять молодоженов, утверждая, что придет время, когда деньги погубят их. Когда мать начинает проклинать дочь, Большов уводит ее, чтобы поговорить наедине. На прощание он говорит дочке, чтобы та продолжала развлекаться, но хоть иногда вспоминала о родителях.

    Лазарь удивлен происходящему, ему стало жаль родителей Липы, что вот-вот готов согласиться поехать и расплатиться со всеми долгами. Но в дом прибегает Рисположенский, как и сваха, за своими обещанными деньгами. Ему не то чтобы десятую часть, но и вообще не заплатили. Сысой злится и обещает рассказать всем о его махинациях и о том, как он тестя обокрал. Подхалюзин с издевкой отвечает, что все ему верят, и остальным это лишь приснилось.

    Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц)

    Александр Николаевич Островский

    Свои люди – сочтемся!

    (Комедия в четырех действиях)

    Действующие лица
    ...

    Самсон Силыч Большов , купец.

    Аграфена Кондратьевна , его жена.

    Олимпиада Самсоновна (Липочка) , их дочь.

    Лазарь Елизарыч Подхалюзин , приказчик.

    Устинья Наумовна , сваха.

    Сысой Псоич Рисположенский , стряпчий.

    Фоминишна , ключница

    Тишка , мальчик

    Действие первое

    Гостиная в доме Большова.

    Явление первое

    Липочка (сидит у окна с книгой) . Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть восхитительнее? Приедешь в Собрание али к кому на свадьбу, сидишь, натурально – вся в цветах, разодета, как игрушка али картинка журнальная; вдруг подлетает кавалер: «Удостойте счастия, сударыня!» Ну, видишь: если человек с понятием али армейской какой – возьмешь да и прищуришься, отвечаешь: «Извольте, с удовольствием!» Ах! (с жаром) оча-ро-ва-тельно! Это просто уму непостижимо! (Вздыхает.) Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают? Странно, ей-богу! Сами не понимают, как блеснуть очаровательнее! Ведь посмотрели бы на шпоры, как они звенят, особливо если улан али полковник какой разрисовывает – чудо! Любоваться мило-дорого! Ну, а прицепи-ка он еще саблю: просто ничего не увидишь любопытнее; одного грома лучше музыки наслушаешься. Уж какое же есть сравнение: военный или штатский? Военный – уж это сейчас видно: и ловкость, и все; а штатский что? Так, какой-то неодушевленный! (Молчание.) Удивляюсь, отчего это многие дамы, поджавши ножки, сидят? Формально нет никакой трудности выучиться! Вот уж я, на что совестилась учителя, а в двадцать уроков всё решительно поняла. Отчего это не учиться танцевать! Это одно только суеверие! Вот маменька, бывало, сердится, что учитель все за коленки хватает. Все это от необразования! Что за важность! Он танцмейстер, а не кто-нибудь другой. (Задумывается.) Воображаю я себе: вдруг за меня посватается военный, вдруг у нас парадный сговор: горят везде свечки, ходят официанты в белых перчатках; я, натурально, в тюлевом либо в газовом платье, тут вдруг заиграют вальс. А ну, как я перед ним оконфужусь! Ах, страм какой! Куда тогда деваться-то? Что он подумает? Вот, скажет, дура необразованная! Да нет, как это можно! Однако я вот уж полтора года не танцевала! Попробую-ко теперь на досуге. (Дурно вальсируя.) Раз… два… три… раз… два… три…

    Явление второе

    Липочка и Аграфена Кондратьевна.


    Аграфена Кондратьевна (входя) . Так, так, бесстыдница! Как будто сердце чувствовало: ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да уж и за пляску тотчас!

    Липочка . Как, маменька? я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ко, хорошо? Раз… два… три… раз… два…

    Аграфена Кондратьевна (преследуя ее) . Так что ж, что ты скушала? Нужно мне очень смотреть, как ты греховодничаешь!.. Говорю тебе, не вертись!

    Липочка . Что за грех такой! Нынче все этим развлекаются. Раз… два…

    Аграфена Кондратьевна . Лучше об стол лбом стучи, да ногами не озорничай! (Бегает за ней.) Да что ж ты, с чего ж ты взяла не слушаться!

    Липочка . Как не слушаться, кто вам сказал! Не мешайте, дайте кончить как надобно! Раз… два… три…

    Аграфена Кондратьевна . Долго ль же мне бегать-то за тобой на старости лет! Ух, замучила, варварка! Слышишь, перестань! Отцу пожалуюсь!

    Липочка . Сейчас, сейчас, маменька! Последний кружок! Вас на то и Бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны! Раз… два…

    Аграфена Кондратьевна . Как, ты еще пляшешь да еще ругаешься! Сию минуту брось! Тебе ж будет хуже: поймаю за юбку, весь хвост оторву.

    Липочка . Ну да рвите на здоровье! Вам же зашивать придется! Вот и будет! (Садится.) Фу… фу… как упаточилась, словно воз везла! Ух! Дайте, маменька, платочка пот обтереть.

    Аграфена Кондратьевна . Постой, уж я сама оботру! Ишь уморилась! А ведь и то сказать, будто неволили. Коли уж матери не почитаешь, так стен-то бы посовестилась. Отец, голубчик, через великую силу ноги двигает, а ты тут скачешь, как юла какая!

    Липочка . Подите вы с своими советами! Что ж мне делать, по-вашему! Самой, что ли, хворать прикажете? Вот другой манер, кабы я была докторша! Ух! Что это у вас за отвратительные понятия! Ах! какие вы, маменька, ей-богу! Право, мне иногда краснеть приходится от ваших глупостей!

    Аграфена Кондратьевна . Каково детище-то ненаглядное! Прошу подумать, как она мать-то честит! Ах ты болтушка бестолковая! Да разве можно такими речами поносить родителей? Да неужто я затем тебя на свет родила, учила да берегла пуще соломинки?

    Липочка . Не вы учили – посторонние; полноте, пожалуйста; вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны. Ну, что ж? Родили вы – я была тогда что? ребенок, дитя без понятия, не смыслила обращения. А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям! Как же! Есть оказия.

    Аграфена Кондратьевна . Уймись! эй, уймись, бесстыдница! Выведешь ты меня из терпения, прямо к отцу пойду, так в ноги и брякнусь, житья, скажу, нет от дочери, Самсонушко!

    Липочка . Да, вам житья нет! Воображаю! А мне есть от вас житье? Зачем вы отказали жениху? Чем не бесподобная партия? Чем не капидон? Что вы нашли в нем легковерного?

    Аграфена Кондратьевна . А то и легковерного, что зубоскал! Приехал, ломался, ломался, вертелся, вертелся. Эка невидаль!

    Липочка . Да, много вы знаете! Известно, он благородный человек, так и действует по-деликатному. В ихнем кругу всегда так делают. Да как еще вы смеете порочить таких людей, которых вы и понятия не знаете? Он ведь не купчишка какой-нибудь. (Шепчет в сторону .) Душка, милашка!

    Аграфена Кондратьевна . Да, хорош душка! Скажите пожалуйста! Жалко, что не отдали тебя за шута за горохового. Ведь ишь ты, блажь-то какая в тебе; ведь это ты назло матери под нос-то шепчешь.

    Липочка . Видимый резон, что не хотите моего счастия. Вам с тятенькой только кляузы строить да тиранничать.

    Аграфена Кондратьевна . Ну, как ты хочешь, так и думай. Господь тебе судья! А никто так не заботится о своем детище, как материнская утроба! Ты вот тут хохришься да разные глупости выколупываешь, а мы с отцом-то и дённо и нощно заботимся, как бы тебе хорошего человека найти да пристроить тебя поскорее.

    Липочка . Да, легко вам разговаривать, а позвольте спросить, каково мне-то?

    Аграфена Кондратьевна . Разве мне тебя не жаль, ты думаешь! Да что делать-то! Потерпи малость, уж коли много лет ждала. Ведь нельзя же тебе вдруг жениха найти: скоро-то только кошки мышей ловят.

    Липочка . Что мне до ваших кошек! Мне мужа надобно! Что это такое! Страм встречаться с знакомыми; в целой Москве не могли выбрать жениха – всё другим да другим. Кого не заденет за живое: все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Отыскался вот один, так и тому отказали. Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите!.. Вперед вам говорю, беспременно сыщите, а то для вас же будет хуже: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.

    Аграфена Кондратьевна . Что, что, беспутная! Кто вбил в тебя такие скверности? Владыко милосердный! не могу с духом собраться! Ах ты собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придется отца позвать.

    Липочка . Только и ладите, что отца да отца; бойки вы при нем разговаривать-то, а попробуйте-ка сами!

    Аграфена Кондратьевна . Так что же, я дура, по-твоему, что ли? Какие у тебя там гусары, бесстыжий твой нос! Тьфу ты, дьявольское наваждение! Али ты думаешь, что я не властна над тобой приказывать? Говори, бесстыжие твои глаза, с чего у тебя взгляд-то такой завистливый? Что ты, прытче матери хочешь быть? У меня ведь недолго, я и на кухню горшки парить пошлю. Ишь ты! Ишь ты! А!.. Ах, матушки вы мои! Посконный сарафан сошью да вот на голову тебе и надену! С поросятами тебя, вместо родителей-то, посажу!

    Липочка . Как же! Позволю я над собой командовать! Вот еще новости!

    Аграфена Кондратьевна . Молчи, молчи, таранта Егоровна! Уступи верх матери! Эко семя противное! Словечко пикнешь, так язык ниже пяток пришью. Вот послал Господь утешение! Девчонка хабальная! Мальчишка ты, шельмец, и на уме-то у тебя все не женское! Готова, чай, вот на лошадь по-солдатски вскочить!

    Липочка . Вы, я воображаю, приплетете скоро всех буточников. Уж молчали бы лучше, коли не так воспитаны. Все я скверна, а сами-то вы каковы после этого! Что, вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени? извести своими капризами? (Плачет.) Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет.)

    Аграфена Кондратьевна (стоит и смотрит на нее). Ну, полно, полно!


    Липочка плачет громче и потом рыдает.


    Ну, полно ты, полно! Говорят тебе, перестань! Ну, я виновата, перестань только, я виновата.


    Липочка плачет.


    Липочка ! Липа! Ну, будет! Ну, перестань! (Сквозь слезы.) Ну, не сердись ты на меня (плачет) … бабу глупую… неученую… (Плачут обе вместе.) Ну, прости ты меня… сережки куплю.

    Липочка (плача). На что мне сережки ваши, у меня и так полон туалет. А вы купите браслеты с изумрудами.

    Аграфена Кондратьевна . Куплю, куплю, только ты плакать-то перестань!

    Липочка (сквозь слезы). Тогда и перестану, как замуж выду. (Плачет.)

    Аграфена Кондратьевна . Выдешь, выдешь, голубчик ты мой! Ну, поцелуй меня! (Целуются.) Ну, Христос с тобой! Ну, дай я тебе слезки оботру! (Обтирает.) Вот нынче хотела Устинья Наумовна прийти, мы и потолкуем.

    Явление третье

    Те же и Фоминишна.


    Фоминишна . Угадайте-ко, матушка Аграфена Кондратьевна, кто к нам изволит жаловать?

    Аграфена Кондратьевна . Не умею сказать. Да что я тебе, бабка-угадка, что ли, Фоминишна?

    Липочка . Отчего ж ты у меня не спросишь? что я, глупее, что ли, вас с маменькой?

    Фоминишна . Уж и не знаю, как сказать; на словах-то ты у нас больно прытка, а на деле-то вот и нет тебя. Просила, просила, не токмо чтобы что такое, подари хоть платок, валяются у тебя вороха два без призрения, так все нет, все чужим да чужим.

    Аграфена Кондратьевна . Вот уж этого, Фоминишна, я до скончания не разберу.

    Липочка . Ишь она! Знать, пивца хлебнула после завтрака, налепила тут чудеса в решете.

    Фоминишна . Вестимо так; что смеяться-то? Каково скончание, Аграфена Кондратьевна, бывает и начало хуже конца.

    Аграфена Кондратьевна . С тобой не разъедешься! Ты коли уж начнешь толковать, так только ушами хлопай. Кто ж такой там пришел-то?

    Липочка . Мужчина али женщина?

    Фоминишна . У тебя все мужчины в глазах-то прыгают. Да где ж это таки видано, что мужчина ходит в чепчике? Вдовье дело – как следует назвать?

    Липочка . Натурально, незамужняя, вдова.

    Фоминишна . Стало быть, моя правда? и выходит, что женщина!

    Липочка . Эка бестолковая! Да кто женщина-то?

    Фоминишна . То-то вот, умна, да не догадлива: некому другому и быть, как не Устинье Наумовне.

    Липочка . Ах, маменька, как это кстати!

    Аграфена Кондратьевна . Где ж она до сих пор? Веди ее скорей, Фоминишна!

    Фоминишна . Сама в секунту явится: остановилась на дворе, с дворником бранится: не скоро калитку отпер.

    Явление четвертое

    Те же и Устинья Haумовна.


    Устинья Наумовна (входя). Уф, фа, фа! Что это у вас, серебряные, лестница-то какая крутая: лезешь, лезешь, насилу вползешь.

    Липочка . Ах, да вот и она! Здравствуй, Устинья Наумовна!

    Устинья Наумовна . Не больно спеши! Есть и постарше тебя. Вот с маменькой-то покалякаем прежде. (Целуясь.) Здравствуй, Аграфена Кондратьевна! Как встала, ночевала, все ли жива, бралиянтовая?

    Аграфена Кондратьевна . Слава Создателю! Живу – хлеб жую; целое утро вот с дочкой балясничала.

    Устинья Наумовна . Чай, об нарядах все. (Целуясь с Липочкой.) Вот и до тебя очередь дошла. Что это ты словно потолстела, изумрудная?.. Пошли, Творец! Чего ж лучше, как не красотой цвести!

    Фоминишна . Тьфу ты, греховодница! Еще сглазишь, пожалуй.

    Липочка . Ах, какой вздор! Это тебе так показалось, Устинья Наумовна. Я все хирею: то колики, то сердце бьется, как маятник; все как словно тебя подманивает али плывешь по морю, так вот и рябит меланхолия в глазах.

    Устинья Наумовна (Фоминишне). Ну, и с тобой, божья старушка, поцелуемся уж кстати. Правда, на дворе ведь здоровались, серебряная, стало быть и губы трепать нечего.

    Фоминишна . Как знаешь. Известно, мы не хозяева, лыком шитая мелкота; а и в нас тоже душа, а не пар!

    Аграфена Кондратьевна (садясь). Садись, садись, Устинья Наумовна, что как пушка на колесах стоишь! Поди-ко, вели нам, Фоминишна, самоварчик согреть.

    Устинья Наумовна . Пила, пила, жемчужная; провалиться на месте, пила, и забежала-то так, на минуточку.

    Аграфена Кондратьевна . Что ж ты, Фоминишна, проклажаешься? Беги, мать моя, проворнее.

    Липочка . Позвольте, маменька, я поскорей сбегаю; видите, какая она неповоротливая.

    Фоминишна . Уж не финти, где не спрашивают! А я, матушка Аграфена Кондратьевна, вот что думаю, не пригожее ли будет подать бальсанцу с селедочкой.

    Аграфена Кондратьевна . Ну, бальсан бальсаном, а самовар самоваром. Аль тебе жалко чужого добра? Да, как поспеет, вели сюда принести.

    Фоминишна . Как же уж! Слушаю! (Уходит.)

    Явление пятое

    Те же, без Фоминишны.


    Аграфена Кондратьевна . Ну что, новенького нет ли чего, Устинья Наумовна? Ишь у меня девка-то стосковалась совсем.

    Липочка . И в самом деле, Устинья Наумовна, ты ходишь, ходишь, а толку нет никакого.

    Устинья Наумовна . Да ишь ты, с вами не скоро сообразишь, бралиянтовые. Тятенька-то твой ладит за богатого: мне, говорит, хотя Федот от проходных ворот, лишь бы денежки водились, да приданого поменьше ломил. Маменька-то вот, Аграфена Кондратьевна, тоже норовит в свое удовольствие: подавай ты ей беспременно купца, да чтобы был жалованный, да лошадей бы хороших держал, да и лоб-то крестил бы по-старинному. У тебя тоже свое на уме. Как на вас угодишь?

    Явление шестое

    Те же и Фоминишна, входит, ставит на стол водку с закуской.


    Липочка . Не пойду я за купца, ни за что не пойду! Затем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортопьянах, и танцевать! Нет, нет! где хочешь возьми, а достань благородного.

    Аграфена Кондратьевна . Вот ты и толкуй с ней.

    Фоминишна . Да что тебе дались эти благородные? Что в них за особенный скус? Голый на голом, да и христианства-то никакого нет: ни в баню не ходит, ни пирогов по праздникам не печет; а ведь хошь и замужем будешь, а надоест тебе соус-то с подливкой.

    Липочка . Ты, Фоминишна, родилась между мужиков и ноги протянешь мужичкой. Что мне в твоем купце! Какой он может иметь вес? Где у него амбиция? Мочалка-то его, что ли, мне нужна?

    Фоминишна . Не мочалка, а Божий волос, сударыня, так-то-сь!

    Аграфена Кондратьевна . Ведь и тятенька твой не оболваненный какой, и борода-то тоже не обшарканная, да целуешь же ты его как-нибудь.

    Липочка . Одно дело тятенька, а другое дело – муж. Да что вы пристали, маменька? Уж сказала, что не пойду за купца, так и не пойду! Лучше умру сейчас, до конца всю жизнь выплачу: слез недостанет, перцу наемся.

    Фоминишна . Никак ты плакать сбираешься? И думать не моги! И тебе как в охоту дразнить, Аграфена Кондратьевна!

    Аграфена Кондратьевна . А кто ее дразнит? Сама привередничает.

    Устинья Наумовна . Пожалуй, уж коли тебе такой апекит, найдем тебе и благородного. Какого тебе: посолидней али поподжаристей?

    Липочка . Ничего и потолще, был бы собою не мал. Конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтоб не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному. (Смотрит в зеркало.) Ах, Господи! а сама-то я нынче вся, как веник, растрепана.

    Устинья Наумовна . А есть у меня теперь жених, вот точно такой, как ты, бралиянтовая, расписываешь: и благородный, и рослый, и брюле.

    Липочка . Ах, Устинья Наумовна! Совсем не брюле, а брюнет.

    Устинья Наумовна . Да, очень мне нужно на старости лет язык-то ломать по-твоему! как сказалось, так и живет. И крестьяне есть, и орген на шее; ты вот поди оденься, а мы с маменькой-то потолкуем об этом деле.

    Липочка . Ах, голубушка, Устинья Наумовна, зайди ужо ко мне в комнату: мне нужно поговорить с тобой. Пойдем, Фоминишна.

    Фоминишна . Ох, уж ты мне, егоза!


    Уходят.

    Явление седьмое

    Аграфена Кондратьевна и Устинья Наумовна.


    Аграфена Кондратьевна . Не выпить ли нам перед чаем-то бальсанцу, Устинья Наумовна?

    Устинья Наумовна . Можно, бралиянтовая, можно.

    Аграфена Кондратьевна (наливает). Кушай-ко на здоровье!

    Устинья Наумовна . Да ты бы сама-то прежде, яхонтовая. (Пьет.)

    Аграфена Кондратьевна . Еще поспею!

    Устинья Наумовна . Уах! фу! Где это вы берете зелье этакое?

    Аграфена Кондратьевна . Из винной конторы. (Пьет.)

    Устинья Наумовна . Ведрами, чай?

    Аграфена Кондратьевна . Ведрами. Что уж по малости-то, напасешься ль? У нас ведь расход большой.

    Устинья Наумовна . Что говорить, матушка, что говорить! Ну, уж хлопотала, хлопотала я для тебя, Аграфена Кондратьевна, гранила, гранила мостовую-то, да уж и выкопала жениха: ахнете, бралиянтовые, да и только!

    Аграфена Кондратьевна . Насилу-то умное словцо вымолвила.

    Устинья Наумовна . Благородного происхождения и значительный человек; такой вельможа, что вы и во сне не видывали.

    Аграфена Кондратьевна . Видно, уж попросить у Самсона Силыча тебе парочку арабчиков .

    Устинья Наумовна . Ничего, жемчужная, возьму. И крестьяне есть, и орген на шее, а умен как, просто тебе истукан золотой!

    Аграфена Кондратьевна . Ты бы, Устинья Наумовна, вперед доложила, что за дочерью-то у нас не горы, мол, золотые.

    Устинья Наумовна . Да у него своих девать некуды.

    Аграфена Кондратьевна . Хорошо бы это, уж и больно хорошо; только вот что, Устинья Наумовна: сама ты, мать, посуди, что я буду с благородным-то зятем делать? Я и слова-то сказать с ним не умею, словно в лесу.

    Устинья Наумовна . Оно точно, жемчужная, дико сначала-то, ну а потом привыкнешь, обойдетесь как-нибудь. Да вот с Самсон Силычем надо потолковать, может, он его и знает, этого человека-то.

    Явление восьмое

    Те же и Рисположенский.


    Рисположенский (входя). А я к вам, матушка Аграфена Кондратьевна. Толконулся было к Самсону Силычу, да занят, вижу; так я думаю: зайду, мол, я к Аграфене Кондратьевне. Что это, водочка у вас? Я, Аграфена Кондратьевна, рюмочку выпью. (Пьет.)

    Аграфена Кондратьевна . Кушай, батюшко, на здоровье! Садиться милости просим: как живете-можете?

    Рисположенский . Какое уж наше житье! Так, небо коптим, Аграфена Кондратьевна! Сами знаете: семейство большое, делишки маленькие. А не ропщу; роптать грех, Аграфена Кондратьевна.

    Аграфена Кондратьевна . Уж это, батюшка, последнее дело.

    Рисположенский . Кто ропчет, значит, тот Богу противится, Аграфена Кондратьевна. Вот какая была история…

    Аграфена Кондратьевна . Как тебя звать-то, батюшко? Я все позабываю.

    Рисположенский . Сысой Псоич, матушка Аграфена Кондратьевна.

    Устинья Наумовна . Как же это так: Псович, серебряный? По-каковски же это?

    Рисположенский . Не умею вам сказать доподлинно; отца звали Псой – ну, стало быть, я Псоич и выхожу.

    Устинья Наумовна . А Псович, так Псович! Что ж, это ничего! и хуже бывает, бралиянтовый.

    Аграфена Кондратьевна . Так какую же ты, Сысой Псович, историю-то хотел рассказать?

    Рисположенский . Так вот, матушка Аграфена Кондратьевна, была история: не то чтобы притча али сказка какая, а истинное происшествие. Я, Аграфена Кондратьевна, рюмочку выпью. (Пьет.)

    Аграфена Кондратьевна . Кушай, батюшко, кушай.

    Рисположенский (садится). Жил старец, маститый старец… Вот уж я, матушка, забыл где, а только в стороне такой… необитаемой. Было у него, сударыня ты моя, двенадцать дочерей – мал мала меньше. Сам работать не в силах, жена тоже старуха старая, дети еще малые, а пить-есть надобно. Что было добра, под старость все прожили, поить, кормить некому! Куда деться с малыми ребятами? Вот он так думать, эдак думать – нет, сударыня ты моя, ничего уж тут не придумаешь. «Пойду, говорит, я на распутие: не будет ли чего от доброхотных дателей». День сидит – Бог подаст, другой сидит – Бог подаст; вот он, матушка, и возроптал.

    Аграфена Кондратьевна . А батюшки!

    Рисположенский . Господи, говорит, не мздоимец я, не лихоимец я… лучше, говорит, на себя руки наложить.

    Аграфена Кондратьевна . Ах, батюшка мой!

    Рисположенский . И бысть ему, сударыня ты моя, сон в нощи…


    Входит Большов.

    Явление девятое

    Те же и Большов.


    Большов . А! и ты, барин, здесь! Что это ты тут проповедуешь?

    Рисположенский (кланяется). Всё ли здоровы, Самсон Силыч?

    Устинья Наумовна . Что это ты, яхонтовый, похудел словно? Аль увечье какое напало?

    Большов (садясь). Простудился, должно быть, либо геморрой, что ли, расходился…

    Аграфена Кондратьевна . Ну, так, Сысой Псович, что ж ему дальше-то было?

    Рисположенский . После, Аграфена Кондратьевна, после доскажу, на свободе как-нибудь забегу в сумеречки и расскажу.

    Большов . Что это ты, али за святость взялся! Ха, ха, ха! Пора очувствоваться!

    Аграфена Кондратьевна . Ну, уж ты начнешь! Не дашь по душе потолковать.

    Большов . По душе!.. Ха, ха, ха!.. А ты спроси-ко, как у него из суда дело пропало; вот эту историю-то он тебе лучше расскажет.

    Рисположенский . Ан нет же, и не пропало! Вот и неправда, Самсон Силыч!

    Большов . А за что ж тебя оттудова выгнали?

    Рисположенский . А вот за что, матушка Аграфена Кондратьевна. Взял я одно дело из суда домой, да дорогой-то с товарищем и завернули, человек слаб, ну, понимаете… с позволенья сказать, хошь бы в погребок… там я его оставил, да хмельной-то, должно быть, и забыл. Что ж, со всяким может случиться. Потом, сударыня моя, в суде и хватились этого дела-то: искали, искали, я и на дом-то ездил два раза с экзекутором – нет как нет! Хотели меня суду предать, а тут я и вспомнил, что, должно быть, мол, я его в погребке забыл. Поехали с экзекутором – оно там и есть.

    Аграфена Кондратьевна . Что ж! Не токмо что с пьющим, и с непьющим бывает. Что ж за беда такая!

    Большов . Как же тебя в Камчатку не сослали?

    Рисположенский . Уж и в Камчатку! А за что, позвольте вас спросить, за что в Камчатку-то сослать?

    Большов . За что! За безобразие! Так неужели ж вам потакать? Эдак вы с кругу сопьетесь.

    Рисположенский . Ан вот простили. Вот, матушка Аграфена Кондратьевна, хотели меня суду предать за это за самое. Я сейчас к генералу к нашему, бух ему в ноги! Ваше, говорю, превосходительство! Не погубите! Жена, говорю, дети маленькие! Ну, говорит, Бог с тобой, лежачего не бьют, подавай, говорит, в отставку, чтоб я и не видал тебя здесь. Так и простил. Что ж! Дай Бог ему здоровья! Он меня и теперь не забывает; иногда забежишь к нему на празднике: что, говорит, ты Сысой Псоич? С праздником, мол, ваше превосходительство, поздравить пришел. Вот, к Троице ходил недавно, просвирку ему принес. Я, Аграфена Кондратьевна, рюмочку выпью. (Пьет.)

    Аграфена Кондратьевна . Кушай, батюшко, на здоровье! А мы с тобой, Устинья Наумовна, пойдем-ко, чай, уж самовар готов; да покажу я тебе, есть у нас кой-что из приданого новенького.

    Устинья Наумовна . У вас, чай, и так вороха наготовлены, бралиянтовая.

    Аграфена Кондратьевна . Что делать-то! Материи новые вышли, а нам будто не стать за них деньги платить.

    Устинья Наумовна . Что говорить, жемчужная! Свой магазин, все равно, что в саду растет.


    Комедия «Свои люди - сочтемся», краткое содержание которой мы представляем вашему вниманию, начинается с того, что дочь купца Большова, Липочка, рассуждает, сидя у окна с книгой, о танцах. Она мечтает о том, что ее, разодетую как картинку, пригласит на вальс интересный кавалер. Но что, если она оконфузится? И барышня принимается вальсировать.

    Танцующую Липочку застает мать, Аграфена Кондратьевна. Ругает ее, но дочь капризничает и требует жениха, а то все ее подруги давно с мужьями. По их явно привычной перебранке заметно, что Липочка - недалекая барышня, вконец избалованная своей матерью.

    Вскоре объявляется сваха, Устинья Наумовна. Она сетует, что не может сообразить, как подобрать жениха в семью, где все хотят разного. Маменька - по-старинному воспитанного купца, папенька - непременно богатого, а дочь желает только благородного.

    Как повествует далее комедия «Свои люди - сочтемся», краткое содержание которой вы читаете, отец семейства, богатый купец Большов, решил, посоветовавшись с бывшим стряпчим Рисположениским, объявить себя банкротом, чтобы стать таким образом еще богаче. Он считает, что обмануть кредиторов, у которых есть деньги, - не грех. Одно лишь беспокоит ушлого купца: на кого переписать свое имущество?

    Стряпчий советует самую подходящую кандидатуру - Лазаря Подхалюзина, приказчика Большова. Тут, кстати, объявляется и он. Рассказывает, как обучает в лавке продавцов вести себя «поеестественнее», обманывая покупателей. По манерам этого молодого человека видно, что он далеко пойдет в своей среде. Он умело льстит хозяину, обещая ему «и в огонь, и в воду» за него, а богатый купец искренне в это верит.

    Комедия «Свои люди - сочтемся», краткое содержание которой здесь предложено, очень ярко представляет людей, собравшихся в доме Большова. Все они, без исключения, думают лишь о своей выгоде, а при каждом удобном случае «утопят» того, кто рядом. В этом мы и убедимся далее.

    Убедив и Рисположенского, и Устинью Наумовну поддержать именно его персону в качестве возможного преемника состояния Большова и кандидата на руку его дочери, он не жалеет слов на обещания. Сваха решает сообщить новому жениху, которого доселе сватала за Липочку, что ее отец не имеет денег. А стряпчий нахваливает Подхалюзина как самого удобного компаньона для участия в деле с банкротством.

    Сам Лазарь в разговоре с Большовым умело вворачивает комплименты Олимпиаде Самсоновне и, в итоге, как рассказывает пьеса «Свои люди - сочтемся», краткое содержание которой вы читаете, добивается того, что Большов решает отдать дочь за приказчика. Он рассуждает, что лучше переписать свои богатства на зятя, чем на постороннего человека.

    Большов объявляет Подхалюзина женихом своей дочери и, несмотря на ее сопротивление, твердо стоит на своем. А Лазарь в это время обещает маменьке, что в старости для нее не будет более заботливого сына, чем он.

    Оставшись наедине с разобиженной Липочкой, приказчик сообщает, что ее папенька отныне банкрот. И все его деньги принадлежат Лазарю. Липочка впадает в панику: «Воспитывали, да и обанкротились!» Но приказчик обещает ей, что, выйдя за него, она не будет знать ни в чем отказа. Барышня, подумав, соглашается, и сватовство свершается, как рассказывает Островский. «Свои люди - сочтемся», краткое содержание которого вы видите, с горькой иронией повествуют далее о том, как поступили молодые с купцом Большовым.

    В последнем действии Липочка уже живет счастливой супружеской жизнью с Подхалюзиным, который балует свою жену. А вот бывших помощников он одного за другим отсылает ни с чем. Свахе достается лишь неважное платьице (вместо собольего салопа), а стряпчий получает только сотенную бумажку. Большова предприимчивый юноша и вовсе отсылает без копейки, несмотря на то, что ему грозит Сибирь.

    Но, обращаясь к зрителям, Подхалюзин уверяет, что если к нему в магазин прислать ребенка, то его не обманут «даже в луковице».

    По прочтении комедии «Свои люди - сочтемся», анализ, пожалуй, и не требуется, потому что слишком яркими и выпуклыми, говорящими все за себя, предстают персонажи великого русского писателя Островского.

    У окна с книжкой мечтательно сидит купеческая дочка Липочка Большова. Страстно желая выйти замуж, она просит мать найти ей благородного жениха. Аграфена Кондратьевна, мать Липочки, хочет зятя из купцов. Приходит к ним сваха Устинья Наумовна и стряпчий, которого выгнали за пьянство из суда, но хозяину он нужен и без долгов.

    Большов читает газету, в которой пишется про банкротство в Москве, а отказников за долги сурово наказывают. Купец решает, кому доверить переписать добро, чтобы укрыться от описи за долги. Стряпчий советует переписать на приказчика Подхалюзина, который заходит и рассказывает, как он обучает продавцов ловко обманывать покупателей. Подхалюзин посылает Тишку за рябиновкой для стряпчего, а сам прикидывается бедным родственником.

    Лазарь влюблён в Липочку и строит планы на будущее, включая женитьбу. Угощая стряпчего, Подхалюзин выпытывает у него, сколько Большов ему заплатил за эту сделку. Обещает две тысячи рублей ему. Приходит сваха, обещает и ей столько, да в придачу соболью шубу, если отвадит жениха, сказав, что Большов разорён. Лазарь заводит разговор за женитьбу, настаивая и расхваливая Липочку, как самую лучшую на свете. В доме готовятся к сватовству, и Самсон Силыч готовится по-особому.

    Большов торжественно объявляет женихом Лазаря, хотя Липочка сердито отказывается. Лазарь ласково уговаривает маменьку согласиться, так как лучшего зятя не найти. Липочке объявляет с глазу на глаз, что отец её банкрот, а всё добро переписано на Лазаря. Липочка, помолчав, соглашается, но с условием жить сами по себе. Большов за столом говорит, что вместо приданого Лазарю перепишет дом и лавки, только чтобы не забывал кормить родителей, да кредиторам платил. Лазарь успокаивает словами, то есть, свои люди - сочтёмся.

    В доме Подхалюзиных стоит мебель богатая. Сама Липочка сидит на диване, в новом чепчике, пошитом по-модному и в модной блузке, а Подхалюзин в модном сюртуке вертится перед зеркалом. Пара наслаждается безмятежно счастьем, даже общаются друг с другом комплиментами. Приходит к ним за подарком сваха, что обещал ей Лазарь, но он сунул ей сотку в руку, а Липочка подаёт в подарок платьице дешёвое. Большов хочет отдать кредиторам долг деньгами, пока сидит в тюрьме и просит у Подхалюзина и при поддержке дочери Липочки денег. Но зять и дочь денег дать отказываются. В сердцах Аграфена Кондратьевна проклинает дочь и зятя и уходит.

    Прошло немного времени. Подхалюзин решает поторговаться с кредиторами, но на публике стряпчий лезет прямо в зрительный зал с криками, что Лазарь тестя обокрал и его хочет ограбить. Лазарь и тут сумел ласково ответить людям, что это всё неправда. Мы магазин открываем, приходите, даже ребёнка не обсчитаем.



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!