Петр 1 построил флотилию на озере. Создание «потешной» флотилии на Плещеевом озере

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Красная, д. 3
Дата основания: 1803 год
Основные достопримечательности: памятник императору Петру I, обелиск императору Петру I, Ботный дом, ротонда, Белый дворец, Бот "Фортуна"
Координаты: 56°43"25.7"N 38°46"23.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

«Ботик Петра I» на берегу Плещеева озера был создан в 1803 году и считается одним из первых российских музеев. Его построили за счет средств владимирского дворянства. Сегодня этот музей, пожалуй, самый популярный на маршрутах «Золотого кольца России » и непременное место остановок всех экскурсий по Переславлю-Залесскому . Тысячи путешественников приезжают в небольшое село Веськово, чтобы своими глазами увидеть деревянный ботик, построенный руками Петра I.

Царская «потешная» флотилия

Первым кораблям на Плещеевом озере предшествовали «потешные» войска Петра I. Он создал их, будучи еще тринадцатилетним подростком, в 1685 году в селах Воробьеве и Преображенском. Интерес юного государя к военному делу рос, и 1686 году он завел при своей «потешной» армии артиллерию. В этом же году на реке Яузе появились первые «потешные» суда.

Ботный дом

В 1688 году в родовом селе Измайлово Петр I нашел старый английский ботик. Но для восстановленного по приказу государя деревянного судна Яуза была маловата. И царь поехал на Плещеево озеро. Именно тогда у него родилась идея использовать переславские просторы для своего «потешного» флота. Для строительства кораблей царем был объявлен сбор денег с монастырских вотчин. Он составлял по гривне с каждого двора.

Тогда же шестнадцатилетний царь повелел основать на просторном Плещеевом озере судостроительную верфь. А руководить постройкой судов государь поставил корабельных мастеров из Голландии Карштена Брандта, Класса и Корта. Корабли начали делать возле села Веськово. Через год почти все суда были уже готовы. Но Петр был вынужден уехать в Москву, как того требовали неотложные государственные дела - в столице произошел стрелецкий бунт.

Строительство возобновили в 1691 году. На берегу озера появились также деревянный дворец, другие постройки и даже небольшая церковь. Большие корабли достраивали прямо на берегу, а для спуска меньших от судоверфи к озеру был прорыт специальный канал.

В начале мая 1692 года первые «потешные» суда уже осваивали озерные просторы, а царь продолжал учиться основам судостроения и судовождения. Новый флот приветствовали громом артиллерийского салюта. И возвышенность, где тогда стояли пушки, назвали горой Гремяч. Спустя год, Петру I захотелось еще большего простора, Он уехал в Архангельск, а его первая флотилия была позабыта.

Монумент в память о пребывании Петра I на берегах Плещеева озера

Точное количество «потешных» судов и их внешний вид не известны. Историки говорят о сотне разноразмерных кораблей, имеющих все необходимое вооружение и укомплектованных обученными экипажами. В некоторых источниках упоминается большой корабль «Марс», оснащенный тридцатью пушками, и яхта «Анна». Сохранился указ Петра I от 1722 года призывающий переславских воевод сохранить «потешный» флот для будущих поколений. Но судьба распорядилась по-своему - большой пожар, произошедший в 1783 году, уничтожил все корабли, которые хранились тогда в Переславле.

История создания музея

Музей организовали в августе 1803 года. К тому времени уцелел только один бот с громким именем «Фортуна». Это произошло потому что он находился отдельно от других кораблей, в селе Веськово, в обычном лодочном сарае.

По инициативе Ивана Михайловича Долгорукова, бывшего в те времена Владимирским губернатором, для него на средства дворян выстроили каменный Ботный дом. Это здание обладает всеми признаками классицизма. Вход в него обозначен портиком с четырьмя колоннами. А на крыше установлен шпиль, на котором реет Андреевский флаг. В Ботном доме разместили само судно, а также рули, якоря и уцелевшие мачты от других кораблей «потешной» флотилии.

Торжественное открытие нового музея проходило пышно. В нем участвовали архимандрит Никитского монастыря Анатолий, а также знатные чины и преуспевающие граждане Переславля-Залесского. В 1842 году рядом с музеем построили кирпичную сторожку для матросов, несших здесь охранную службу.

Выставочно-презентационный зал "Ротонда"

Экспозиция музея

Сейчас в составе музея-усадьбы находятся Ботный дом, современный памятник и старинный обелиск, посвященные Петру I, сторожка, Белый дворец, Триумфальные ворота и деревянное здание Ротонды.

Ботик «Фортуна» размещен в каменном Ботном доме. Это довольно большая шлюпка, сделанная из прочного дуба, которая управлялась при помощи навесного руля и усилиями пяти гребцов. Кроме того, на ботике можно было закрепить мачту для парусов.

Белый дворец выстроили в 1853 году, на пожертвования. Он предназначался для торжественных приемов, в том числе и гостей из царской семьи. Музей-усадьбу в разное время посещали российские императоры Александр II и Николай II, а также великие князья.

С приходом советской власти в нем размещалась географическая станция Московского государственного университета. В середине 1920-х годов в этом доме жил и писал рассказы Михаил Михайлович Пришвин. Перед Великой Отечественной войной в Белом дворце открыли дом отдыха. А в военное время сюда доставляли детей из блокадного Ленинграда.

Сейчас в Белом дворце находится музейная экспозиция. Это несколько залов, где размещены различные вещи конца XVII века – судостроительные инструменты, деревянная резьба с кораблей, оружие того времени и парусные снасти. В одном из залов реконструирована комната Петра I. Здесь можно увидеть мебель, бытовые предметы и утварь петровских времен.

Белый дворец

Триумфальная арка и гранитный обелиск, посвященный Петру I и увенчанный двуглавым орлом, были построены при участии архитектора Петра Сантиновича Кампиони в 1852 году. На церемонии открытия присутствовали жители Переславля-Залесского и окружающих озеро деревень, гости из столицы, а также представители городской и губернской власти.

В 1990-е годы на подходе к усадьбе со стороны Плещеева озера установили новый памятник, посвященный царю Петру I. Он знаменует то время, когда юный государь только приехал в Переславль, мечтая построить свой «потешный» флот.

В зале «Ротонда» круглогодично проходят выставки и экскурсионные программы. Интерьеры «Ротонды» восстановлены по традициям петровской эпохи. И сейчас она является настоящей жемчужиной музея-усадьбы.

График работы

Музей-усадьба открыта с мая по сентябрь - со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00, по субботам с 10.00 до 20.00; а в другое время года - с 10.00 до 17.00. По понедельникам - выходной день. Нужно иметь в виду, что касса заканчивает работу на полчаса раньше времени закрытия музея.

Вход в усадьбу во время высокого туристического сезона с 1 мая по 1 октября платный, в остальное время года – бесплатный. Посещение Ботного дома и Белого Дворца платное круглый год. Посетители могут проводить любительскую фото- и видеосъемку на всей территории бесплатно.

В литературе, посвященной истории русского флота, неоднократно рассказывается о находке юным Петром в селе Измайлове ботика - «дедушки русского флота» (писалось об этом и в сборнике - ). Гораздо меньше материалов, освещающих создание «потешной» флотилии на Плещеевом озере близ Переяславля-Залесского.

Река Яуза для плаваний под парусом оказалась узка, ботик в том же году перевезли на Просяной пруд села Измайлова, но и здесь места было мало. «А охота стала от часу более. Того для я стал проведывать, где более воды: то мне объявили Переяславское озеро (яко наибольшее), куды я, под образом обещания в Троицкий монастырь, у матери выпросился, а потом стал ее просить и явно, чтоб там двор и суды сделать». - Так рассказывал сам Петр I в предисловии к «Морскому уставу».

Переяславское (или Плещеево) озеро в настоящее время занимает площадь около 50 км 2 и имеет глубину до 25 метров, однако, как свидетельствуют краеведы, в те времена и глубина, и площадь его были значительно больше. Здесь было где разгуляться!


Постройка трех яхт и двух малых «потешных» фрегатов - первых кораблей флотилии - началась, очевидно, в конце 1688 г., так как только в августе Петр поселился в одном из местных монастырей. Работы велись всю зиму, без перерыва, с таким расчетом, чтобы к весне корпуса были готовы. Петр сам вытесывал отдельные детали, вникал во все мелочи дела, учился у иноземных корабельных мастеров Бранта и Корта, у русского мастера отделочных работ Герасима Костоусова. Он же был и главным организатором всего цикла судостроительных работ, начиная от заготовки леса.

Зимой Петру неоднократно приходилось выезжать в Москву - женитьба и государственные дела отвлекали его, тем не менее в июне он смог написать матери: «Суды удались все зело хороши», - были полностью готовы первые пять кораблей. Ни названия их, ни размеры нигде не указаны, можно лишь предполагать, что трехмачтовые фрегаты имели не более 60 футов длины по килю, а яхты - не более 35 футов.

Послёдовавшие затем важные события отвлекли Петра от любимого дела на целых два года. Только 29 ноября 1691 г. он смог вернуться в Переяславль и немедленно начал подготовку к расширению масштабов судостроения - постройке большой «потешной» флотилии.


Было выбрано место на южном берегу озера - около села Веськова. Здесь начали строить небольшой дворец для Петра, мастерские для изготовления корпусных деталей, отдельную мачтовую мастерскую, шесть амбаров для хранения материалов, кузницы, сараи, конюшни и другие постройки, включая шесть изб для «работных людей». В течение осени и зимы велась интенсивная заготовка корабельного леса. К Веськову везли дубовые кряжи, доски, паклю, пеньку, канаты, пушки, железо, слюду. В подошве горы начали рыть специальный канал для спуска и вывода в озеро кораблей, а для спуска малых судов - котлован (следы этих сооружений заметны еще и в наши дни).

Ко всем работам широко привлекали местное население. Кроме того, Петр обложил крестьян специальным сбором «про государев обиход»: по особому указу переяславские монастыри собрали с них 734 рубля - по тем временам сумму немалую. Крепостные крестьянки ткали в монастырях полотно для парусов.

Для руководства работами Петр привез из Москвы 16 верных людей; в его отсутствие за старшего всегда оставался Яким Воронин.

В этот период Петр заложил первый сравнительно большой корабль и сам как плотник работал на его постройке. Вместо отдыха в те же дни в особой избе разрабатывал чертежи новых судов.

Его увлеченность новыми делами ярко характеризует такой случай. 8 Россию прибыл новый посланник Персии. На сообщение об этом Петр не обратил никакого внимания. Тогда дядя царя Нарышкин и князь Борис Голицын были вынуждены специально приехать в Переяславль; они едва упросили Петра отправиться в Москву принять дипломата, доказывая, что иначе испортятся отношения между Россией и Персией. Немедленно по окончании церемонии Петр вернулся в Переяславль, успев сделать квартирмейстеру Преображенского полка Луке Хабарову распоряжение переправить на озеро рее мелкие суда, которые были построены в Москве в течение последних двух лет (об их количестве упоминаний нигде нет).

1 мая 1692 года Петр спустил на воду заложенный им корабль. Одновременно иностранные мастера кончали несколько других больших кораблей. Сохранились такие цифры. За зиму 1691-1692 гг. было доставлено к месту постройки 650 сосновых бревен и 4250 тесаных досок толщиной в 2 вершка, 1,5 вершка и 1 вершок.

К лету 1692 г. было построено до 100 единиц - фрегатов, кораблей, яхт, галер (точных цифр нет). И 1 августа этого года стало торжественным днем создания Переяславской военной флотилии, флагманом был самый большой корабль «Марс», имевший до 30 пушек. По окончании церковной церемонии на всех судах подняли паруса и было совершено плавание эскадрой вдоль берега. На торжестве присутствовала вся семья Петра, многие знатные люди из Москвы.

В течение месяца походы следовали один за другим, эскадра отрабатывала различные эволюции. Так, 13 августа Петр провел совместные маневры флотилии с Бутырским полком - с пальбой из пушек и ружей. 18 августа пересекли озеро и из-за штиля застряли на противоположном берегу. Окончание этого похода отметили торжественно: в честь приезда будущего адмирала Франца Лефорта был дан салют из пушек всех кораблей.

В начале сентября гости разъехались, но Петр оставался в Переяславле и руководил дальнейшими работами. Только длительная болезнь заставила его прервать их. Но известно, что сразу же по выздоровлении Петр снова приезжал в Переяславль - был здесь с 27 февраля по 7 апреля, а затем в последний раз плавал по озеру с 4 по 22 мая 1693 г.

Желание увидеть настоящее море и строить еще большие корабли привело молодого Петра в Архангельск, куда он выехал в первых числах июля 1693 г. Естественно, после плаваний по Белому морю возвращаться на озеро не захотелось.

Переяславская флотилия потеряла значение, сыграв роль важного этапа на пути от «потешных» плаваний и пробы сил в славном деле кораблестроения - к планомерному созданию мощного боевого флота и борьбе за овладение морями.

Какова же дальнейшая судьба флотилии? Заботясь о сохранении судов, Петр оставил на озере людей для их охраны и некоторых доделок. Готовясь к Азовскому походу, он сам приехал в Переяславль и отобрал пушки, подходящие для вооружения строящихся в Воронежа кораблей. Известно и о попытке переброски одного из «потешных» кораблей в строй действующего флота. Так, 17 декабря 1697 г. Петр писал из Амстердама Федору Ромодановскому о переводе самого большого корабля, «который Клас делал», в Волгу.

Несколько лет спустя Петр приказал переяславским воеводам учинить «постоянную к судам охрану», а сами суда бережно поставить под навесы, сделать подробную опись. Приказание выполнили в точности, но со временем, надеясь, что государь не будет наведываться, об уходе за судами позабыли. Крыши прогнили, вода заливала суда. Петр все же посетил Переяславль - по пути, отправляясь в Персидский поход. Увидев бедственную картину, он издал строгий указ: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галеры; а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших...»

Из Петербурга приехал корабельный мастер Шелудяков, из монастырей прислали 300 крепостных. Все суда вытащили на левый берег реки Трубеж у самого городского вала и поставили под навесы. Много позже, в 1788 г., большой пожар уничтожил часть города и всю флотилию. Уцелел только один ботик «Фортуна», который находился далеко от пожара, на месте делового двора у села Веськова. В 1803 г. для ботика был построен специальный павильон, в котором он и хранится до наших дней. Теперь это место носит название «Историческая усадьба ботик». Здесь же хранятся и другие экспонаты, имеющие отношение к судостроению тех лет: клепаный котел для варки смолы, якорь, мачты, блоки,. снасти и другие предметы.


Введение

История строительства флота Петра Первого на Плещееве озере

1 Начало строительства: первые корабли

2 Окончание флотостроительства и дальнейшая судьба кораблей

Тема «Потешная флотилия» Петра Первого» в туриндустрии Переславля-Залесского

1 Музей-усадьба «Ботик Петра Первого» в туриндустрии Переславля-Залесского

2 Новые предложения по использованию темы «Потешная флотилия Петра Первого» в туриндустрии Переславля-Залесского

Заключение

Приложения

флотилия петр музей переславль


Введение


Моя курсовая работа посвящена теме «Потешная флотилия Петра Первого». В ней рассматривается история «потешной флотилии» Петра Великого на Плещеевом озере, история создания музея-усадьбы Ботик, рассказывается об экспозициях, выставках и программах музея, а также предлагаются новые проекты, связанные с темой «Потешная флотилия Петра», и которые пока не осуществлены.

Я выбрала данную тему, потому что Переславль-Залесский входит в Золотое кольцо России и является крупным туристским центром. И как будущего работника туриндустрии, и как человека, родившегося в этом городе, мне стало интересно развитие туризма в данном регионе.

В Переславле очень много достопримечательностей: 5 монастырей, Озеро Плещеево, музей-ботик «Ботик Петра I», Переславский музей-заповедник, «Музей утюга», «Музей чайника», «Дом берендея», дендрологический сад им. С.Ф. Харитонова, многочисленные церкви, самая известная из которых Спасо-Преображенский собор XII века. Здесь родились Александр Невский, великий русский полководец, М.И.Кошкин, конструктор Т-34, жил и работал Михаил Пришвин, и многие другие. Все это богатство можно и нужно показывать туристам.

Поэтому развитие туризма в этом регионе очень важно.

Также меня заинтересовал именно тот факт, что Переславль является колыбелью российского морского флота.

«Потешной флотилии» посвящены многие научные работы и труды. Известный краевед, Михаил Смирнов написал целую книгу о Переславле-Залесском, и одну из глав он назвал «Начальная база Русского флота». О музее-усадьбе «Ботик Петра I» можно найти информацию в путеводителе «Переславль-Залесский», который был составлен Пуришевым, а также на сайте самого музея, который называется «Филиал Переславского музея-заповедника «Ботик Петра I». О потешной флотилии можно узнать в путеводителе «По Переславлю-Залесскому и его окрестностям», составленным К. Ивановым.

Целью данной работы является изучение темы «Потешная флотилия Петра I» в туриндустрии Переславля-Залесского и разработка идей новых проектов, связанных с этой темой. Для этого необходимо тщательно изучить историю строительства потешной флотилии, историю музея-усадьбы «Потешная флотилия Петра I», экскурсии, выставки, праздники, связанный с данной темой, и после этого приступить к разработке новых предложений.


1 глава. История строительства флота Петра Первого на Плещееве озере


1 Начало строительства кораблей на Плещеевом озере


«...Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце. Эта черта - преданность той идеи, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни».

Переславль-Залесский - древний русский город, один из туристических центров Золотого Кольца России. Находится в ста сорока километрах на северо-восток от Москвы, на федеральной автодороге Москва-Холмогоры.

Переславль и его окрестности славятся своей историей, архитектурными памятниками и необыкновенно красивой природой. Часть окружающих его природных и исторических ландшафтов включена в состав национального парка "Плещеево озеро" <#"justify">и части судов. Он вмещал в себе шесть ?амбаров?, разной величины, шесть изб, крытых ?дранью сканою?, а на них ?охлупные жёлобы с прикраскою?, конюшни, сарай и забор со стороны озера.

Сзади делового двора были огорожены бревенчатыми заборами ещё два двора: один для хранения сена лошадям ?остожный двор? и второй - ?дровяной двор?. Сюда ?на государев новопостроенный двор для их государских походов? местное население было привлечено ещё зимою 1691 г. выставить 500 сажен дров .

По сохранившемуся народному преданию, царский дворец стоял на том месте, где теперь Петровский Музей, вмещающий в себе ботик ?Фортуна?, - только он подходил ближе к озеру. Против дворца к озеру был фруктовый сад. Вправо от дворца к с. Веськову находилась деревянная церковь Вознесения, отчего ближайший овраг получил название Вознесенского. Влево от дворца был колодезь, далее возвышение, известное под именем Гремяч, а за ним курганы (?несколько холмов, расположенных рядами?); позади дворца амбары и погреба; за ними немного в сторону к селу Веськову стояла кузница.

К этому времени почти неразлучным спутником царя становится Франц Лефорт, «человек забавный и роскошный или назвать дебошан французский», как характеризовал его один из современников. Очевидно, «обеды, суп и балы, к которым приучил он Петра в Москве, решено было теперь переносить время от времени на Переславское озеро. Но вместе с тем Лефорт, отличавшийся широким кругозором и разносторонними знаниями практического и теоритического характера, по свидетельству Голикова, вернул Петра к возобновлению корабельных занятий на Переславском озере и вместе с потехой втянул его в серьезное дело.

Дворец был окончен постройкой поздней весной или даже летом, а судостроение началось ещё зимой 1691 г.

Из близких к Петру людей были переславцы - князь Борис Алексеевич Голицын и, вероятно, Александр Данилович Меньшиков.

Могло быть и ещё одно обстоятельство, которое повлекло Петра в Переславль, это не выясненные его биографами отношения к одной девушке - Наталии Ивановне Взимковой, дочери умершего дьяка государевой палаты, в 18 лет бывшей монахиней Переславского Фёдоровского монастыря. ?Такое раннее её монашество, - говорит монастырский историк, - предполагает какое-то особенное обстоятельство, приведшее её в монастырь?. А местная

монастырская легенда отвечает на это, что она была в близких отношениях с влюбчивым царём и заточена сюда, чтобы замять скандал.

Поэтому, у молодого царя могло быть несколько причин для того, что бы возобновить свои корабельные потехи.

Начиная с февраля 1692 года, Петр провел в Переславле более ста дней.

Голландский резидент барон ван Келлер по этому поводу сообщал своему правительству 19 февраля 1692 года: « Его величество младший царь Петр Алексеевич живет постоянно на даче и находит удовольствие в надзоре за кораблями, которые стоят в Переславле, в трехдневных переходах от Москвы».

Во второй период(1991-1692) Петр был активным участником кораблестроительства и сам работал топором под руководством иноземных мастеров: того же Карштена Бранта, а после его смерти Класса или Никлассона и Арриена Меэтье.

По сообщению Номена Шоельтема, одного из голландцев, проживавших в Москве, Петр принял в это время на службу несколько голландских корабельных мастеров, из которых наиболее сведущим был Арриент Меэтье. Петр устроил с ними соревнование в работе: приказал поставить два равной величины киля - один для себя, другой для голландца, получая одинаковую с ним задельную плату. С ним вместе работали 16 преображенцев, его соратники по сухопутным военным потехам во главе с Яковом Ворониным, способным и энергичным малым.

По «городскому приказу, Петр со своими учениками должен был к весне 1692 года соорудить корабль, и, хотя Петра не раз отрывали от дела и вызывали в Москву, он успешно довел дела до конца, опередив мастера-голландца. По этому поводу В.Бергам замечает: «Может статься, скромность была причиною того, что старший мастер, благоразумно медля, предоставил пальму первенства в скорости работы младшему, который 1-го мая 1692 года начал свои прогулки по озеру».

Большие расходы на материалы, а главное, на содержание двора и служащих (?про государев обиход?) потребовали значительных средств. Кроме дворцовых расходов материалами из царских кладовых, здесь на месте понадобился специальный сбор, главным образом

с монастырских вотчин ?по гривне со двора? (по 1 рублю 70 копейкам на наши довоенные деньги):

с Горицкого монастыря 96 рублей 13 алтын 2 денги

с Никитского монастыря 38 рублей 10 алтын 0 денег

с Данилова монастыря 48 рублей 3 алтын 2 денги

с Фёдоровского монастыря 28 рублей 0 алтын 0 денег

с Рыбной слободы 13 рублей 10 алтын 0 денег

с Ростовского митрополита 434 рубля 16 алтын 2 денги

с Симской волости 84 рубля 13 алтын 2 денги

А всего 743 рубля.

За зиму 1692 года был построен корабль, отличающийся большими размерами, настоящие морское судно, вооруженное, по одним сведениям 24 пушками, а, по другим, 30 пушками тяжелого калибра. Скорее всего, его строил Класс. Также Петр распрядися перевезти сюда все суда с реки Москвы. Таким образом, здесь к вскрытию озера находилась целая флотилия.

Это был первый русский флот.

Первый флотский праздник же состоялся 1 августа. Он начался церковной церемонией. Из двух приозерных церквей - Сорока мучеников и Введения, стоящих друг против друга на противоположных берегах устья реки Трубеж, совершился крестный ход на Переславское озеро. Петр также приказал усилить церковную церемонию участием всех переславских церквей, чтобы придать ей более внушительный характер. На рыбацких лодках, связанных парами и тройками, церковная процессия с крестами и иконами в сопровождении духовенства, одетого в лучшие облачения. Проследовала по реке Трубеж до рыбацких церквей. Здесь в обеих церквах служили обедни. По окончании, которых выехали на озеро, служили молебен и кропили «святой» водой флот. В заключении церемонии палили с судов из пушек, а с берега потешные войска - из ружей. Празднество закончилось военными «экзерцициями» на воде и суше.

По окончании был устроен пир. По поводу, которого Гордон заметил, что на нем были они «веселы».

Голиковым это событие описывается подробнее:

«1 мая Пётр спустил построенные там суда на воду. Генерал Гордон, бывший там, описал в журнале своём, сколь велико было его удовольствие от плавания и управления теми фрегатами; оно продолжалось несколько недель и генерал Лефорт, яко первый подавший ему случай к построению сего малого, но первого флота, был тогда же пожалован генерал-адмиралом. Потешное войско было также при сём спуске фрегатов, или, лучше сказать, при сём празднике, что доказывается «подённою запискою» сего года, в которой записано, что когда монарх 1 августа приказал быть крёстному на озеро ходу, то во время погружения креста сам с фрегата стрелял из всех пушек; а в то же время стоявшая на берегу строем пехота, командуемая генералом Гордоном, палила из мелкого ружья и пушек».

Через месяц Петр покинул Переславль и указал своим сотрудникам сообщать ему обо всем, касающемся флотилии.

Сохранилось одно такое письмо Якима Воронина:

«Пишут ученики твои из Переславля-Залесского корабельного дела мостильщики, щегольского дела мастера якима Воронина с товарищи 16 человек челом бьют за твое мастерское учение. По твоему учительскому приказу нам, ученикам, что которую яхту опрокинули в воду, и тое яхту мая в 9 день взняди и воду из нее вылили; а чердак у нее сломало. У юмферов железо переломано и ее взвели к мосту. И она зело качка, на одну сторону клонится. А другую яхту взвели тут же к мосту небольшими людьми и парусом и возведи поставили на якорь. И по сие число шла она хорошо».

Авария, о которой сообщается в письме, указывает на то, что не все суда были удачно выстроены. Это понятно. Как ученические опыты, переславских суда неизбежно должны были иметь те или иные недостатки.

И дальше шла постройка кораблей. Было построено еще много шлюп, лодок и галер. Точное число их не известно. Но в 1722 году находилось их на хранении 87. Им давали разные имена чаще на иностранный манер: «Фортуна», «Марс», «Анна» (в честь Анны Монс, в которую в то время был влюблен Петр).

К лету 1692 года Переславское озеро было покрыто военными судами, оснащенными артиллерией, а Переславский флот представлял собой организованную военную единицу. Адмиралом его был, по одним сведениям, Лефорт, а, по другим,- князь Ромодановский.

июля 1692 года на Переславский флот приехал посмотреть весь двор Петра и его матери Натальи Кирилловны, его жена, царевич Алексей и сестра, царевна Наталья Алексеевна. Они сделали вклады в местные монастыри. Затем был повторен церковный ход, снова царская флотилия салютовала из пушек и маневрировала по озеру.

В то время ка Петр пребывал в Переславле, заболел горячкой его неразлучный друг Лефорт. Он пролежал 20 дней и Петр неоднократно посылал гонцов в Москву, чтоб узнать о его состоянии.

августа, едва оправившись от болезни Лефорт, прибыл в Переславль.

В письме в Женеву к своему брату он так описывает это обстоятельство:

Флот в Переславле был готов, то есть пять кораблей, которые его царское величество обставил очень богато, одна галера и несколько мелких судов на озере в 2 мили ширины и приблизительно в 4 мили длины. Но моя болезнь была причиною того, что я не мог там присутствовать. Так как их царские величества уехали туда до моей болезни и оставили меня здесь для исполнения их приказаний, пока я не получу письма о времени моего возвращения, то все были очень удивлены, услыхав о моей болезни. Я уверяю вас, дорогой брат, что их царские величества сделали мне честь посылать многих курьеров и даже особ с высоким положением, чтобы узнать о состоянии моего здоровья. Доктора ничего не упустили из своих обязанностей и, слава богу, я мало-помалу поправился. Так как я видел, что их величествам очень хотелось видеть меня в Переславле, то я решился пуститься в путь тотчас после моей болезни, чтобы засвидетельствовать там свою преданность. Расстояние (от Москвы) считают в 24 мили. Я не могу, дорогой брат, изобразить радости, которую выказали мне их величества и все придворные при моём приезде. Так как я имею честь командовать кораблём, который называется «Марс», и на котором их величества делают мне честь пребывать, то они тотчас же по моём приезде отбыли на названный корабль и выслали бригантину, чтобы отвести меня к их особам. Когда я вступил на корабль, они осыпали меня выражениями такой большой милости, что я не могу вам описать. Все пушки на нём дали залп, и после того как мне была показана богатая отделка и всё устройство моего корабля, мы вернулись на берег. В честь моего приезда, по приказанию царя, стреляли со всех судов, а потом повели в дом, который их царским величествам было угодно выстроить для меня; дом этот очень красив.На следующий день их величества сделали мне честь обедать у меня, а на третий день угодно им было угощать меня на нашем корабле, причём в продолжении всего дня не умолкали выстрелы со всех судов.

Таким образом, начало русского флота было отпраздновано на славу. В конце октября Петр отдал распоряжение построить еще два корабля. После чего серьезно заболел дизентерией и отбыл из Переславля. Он вернулся сюда лишь в феврале 1693 года и пробыл здесь до апреля.

По скрытию озера Петр снова прибыл сюда и убедился, что озеро мало и тесно для его замыслов. «Несколько лет,- писал он в предисловии к уставу морскому,- исполнял я свою охоту на озере Переславском, наконец; ездил на Кубенское озеро, оно было слишком мелко. Тогда я решил видеть прямо море, и стал просить позволения у матери съездить к Архангельску; многократно возбраняла она мне столь опасный путь, но, видя великое желание мое и неотменную охоту, нехотя согласилась».

Так началось настоящее дело. Петр перенес строительство кораблей сначала на Белое море, а потом на Балтийское. Историческая роль Плещеева озера закончилась.

Уезжая в Архангельск, Петр выменял село Веськово с деловым двором с судовой верфью, потешным двором на вотчину Большие соли в Костромской губернии.

Постепенно на Белом море началось судостроительство, из Переславля переводились мастера и плотники. Но в Переславле оставались 12 холмогорских, вологодских плотников, которые занимались починкой кораблей. В декабре 1693 года всего служащих было 28 человек.

Переславская флотилия в отношении её управления была присоединена к Беломорской флотилии и учитывалась как серьёзная сила.

Вот что мы узнаём об этом из письма Ф. Лефорта к его брату:

Меня прочат в адмиралы всех судов его величества и говорят, что царь непременно желает этого. Лишь только дело будет решено, я тотчас же сообщу вам. Но место это сопряжено с большими заботами и трудами, потому что здесь стоит целый флот, а в Переславле находятся тоже очень хорошие суда. Конечно, моё повышение будет ещё значительнее, потому что я буду сделан генерал-адмиралом. Но эти ?хорошие суда? были заперты в небольшом водоёме и вывести их отсюда, чтобы использовать для назревавших государственных надобностей и присоединить к другим морским судам, было в высшей степени трудно.

Но проба была сделана относительно самого большого корабля, построенного мастером Классом. Находясь за границей в Амстердаме,

Пётр писал в Москву (31 декабря 1697 г.) относительно его, что ?по новине своей и величеству? он годен будет в Каспийский флот, где в то время заложена была верфь и строились суда.

Каким образом можно было провести его в Волгу, царь дал подробные указания. Так как на озере весною долго плавает лёд, а потом, когда озеро очищается, то реки уже спадут, поэтому, указывал он, следовало начать проводить корабль зимою. Для этого надо было пробить во льду канал, в мелких местах песок разгрести и перетащить судно при помощи переносных воротов; к весне поставить его у реки Вёксы и как только настанет половодье, провести его Вёксою, для чего придётся в некоторых местах копать берега. ?А когда до Сумина озера придёт, то оттуда без труда Нерлью, понеже оная река довольной ширины есть, а хотя мелка и камениста, но в полую воду довольной глубины будет?.

Что вышло из этого, осуществилось ли на деле распоряжение Петра, сведений не имеется. Что же касается остальных судов, то имеются совершенно определённые данные, что им суждено было навеки остаться тут и погибнуть, за исключением одного, ботика ?Фортуны?. Основной причиной этого, как указано выше, была изолированность Плещеева озера от магистральных водных путей, обрекавшая флотилию на опасное бездействие. Оказавшись ненужной, она расценивалась на месте как отыгранная игрушка, к хранению которой подходили с формально-казёнными приёмами.

Тем не менее нужно признать, что меры для её хранения принимались. Так, в 1702 г. Петром приказано было Переславскому воеводе ?с реки Трубежа поднять на берег три судна и поставить в удобных местах грацкими и уездными людми?. Когда это было сделано, то другому воеводе, сменившему прежнего, в том же году осенью велено было те суды осмотреть и описать, каким званием они устроены и каковы мерою в длину и ширину, и что к ним каких канатов и вёсел и якорей и иных всяких припасов по судам порознь, и поставлены в удобных ли местах, и дранью покрыты ль крышка и иное всякое о тех судах строение впредь прочно ль и надёжно; и кому те суды для бережения отданы, а описные книги велено подать в Разряд.

И так как ?над теми судами крышка явилась худа?, то она ?вновь накрыта [была] дранью новой?, а для охраны их приставлены три человека посадских людей, которые обязаны караулить их ?днём и ночью с великим радением?.

Подобные меры применялись неоднократно и относительно прочих судов, сгруппированных в последующие годы в двух пунктах: на р. Трубеже и в селе Веськово. Большинство судов хранилось на Трубеже, а именно: в самой реке оставлены были фрегаты наибольших размеров, они стояли здесь лето и зиму, - на левом берегу на лугу близ Знаменской церкви и Рождественских ворот хранились под навесом три корабля, поставленные здесь в 1702 г., а на противоположном правом при церкви Ивана Богослова - мелкие суда. Остальные суда находились близ Веськова на деловом дворе. Тут же сложены были по амбарам разные корабельные принадлежности. Но с судов, стоявших на Трубеже и расположенных по обоим его берегам, ?корабельные снасти? береглись также в частном амбаре в самом Переславле.

Затем Петр побывал в Переславле лишь в 1711 году перед Прутским походом, о чем свидетельствует вклад, сделанный им в Федоровский монастырь 1 марта.

После чего Петр снова забыл о Переславле до 1722 года. О потешной флотилии ему напомнил Ништадский мирный договор, закончивший великую Северную войну. И что же он увидел??

О впечатлениях царя говорит его указ:

«Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галер. А буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших. Яко пренебрегших сей указ. Петр. В Переславле в 7 день февраля»

Это самое первое распоряжение об охране памятников исторического характера в России.

Переславские воеводы, испугавшись гнева царя, принялись за дело. Остатки кораблей были помещены под навес и огорожены забором.

Пожар 1783 года поставил окончательную точку в трагической судьбе петровской флотилии. Счастливая судьба выпала на долю бота, пророчески названного «Фортуна». Ему довелось уцелеть. После пожара сохранились остатки царского дворца, других кораблей, уникальные корабельные украшения (см. приложение Б).

В 1802 году Владимирский губернатор Иван Михайлович Долгоруков посетил место, где, по его словам, «сильный Петр учился мореплаванью и оставил городу в залог самим же им состроенный первый ботик в государстве нашем». Выполняя указ Петра, он принимает твердое решение построить здание для хранения бота.

августа 1803 года первый провинциальный музей России открывает свои двери. На его фронтоне золотом высечено: «Великому Петру усердный Переславль».

В 1842 году возводится каменная сторожка - караульное помещение для отставных матросов, охранявших музей. Спустя 5 лет, в 1847 году, владимирское дворянство выкупило Веськовское поместье в общественную собственность.

И 17 августа 1850 года великими князьями Николаем и Михаилом Романовыми был заложен монумент в память о пребывании Петра I на берегах Плещеева озера. Ровно через два года в присутствии Владимирского губернатора и архиерея состоялось торжественное открытие обелиска.

2 глава. Тема «потешная флотилия» Петра I в туриндустрии Переславля-Залесского


1 Музей-усадьба «Ботик Петра I» (см. приложение Г)


В конце 17 века царь Петр построил в Переславле-Залесском потешную флотилию. Переславль стал колыбелью военно-морского флота России.

Но что стало с усадьбой Петра в последующие года?

В 1762 году усадьба была отдана во владение Екатериной Великой ротмистру Бутакову. С тех пор усадьба переходила из рук в руки, ветшала и разрушалась. Уже в конце 18 века сохранился лишь бот «Фортуна», остатки от дворца и мастерских. В 1803 году на пожалования жителей Переславского уезда было построено каменное здание. 1 августа того же года состоялось перенесение бота «Фортуна» в это помещение. На фронтоне здания благодарные переславцы поместили металлическую табличку с надписью: «Петру Великому усердный Переславль».

От Бутаковых усадьба перешла по наследству к Нечаевым, затем к Нелидовым. В 1840 году ее приобрел чиновник Емельянов. А в 1847 году усадьба и село Веськово была куплена прогрессивной частью владимирского дворянства за 27 тысяч рублей, и усадьбу превратили в исторический памятник, который сохранился до наших дней.

Перед зданием музея стоит памятник Петру - гранитный обелиск работы А.С. Кампиони. Открытие музея состоялось 17 августа 1852 года. Рядом с памятником - большие якоря с петровских кораблей. К западу от них стоит «дворец» и танцевальная площадка «Ротонда», сооруженные в 1852-1854 годах. В это же время в усадьбе при въезде в нее с южной стороны были воздвигнуты про проекту Жеребцова триумфальные ворота.

На данный момент в музеи 3 основные экспозиции:

) «Бот «Фортуна»»

Экспозиция расположена в Ботном доме. Главный экспонат - бот «Фортуна». Рядом размещены деревянные блоки ворот, котел для варки смолы, остатки такелажа и парусов, слюдяные оконницы, точило, мачты, рули и другое. У одной стены в Ботном доме установлен бюст Петра - образец русского чугунного литейного искусства, изготовленный на Выксунском заводе Ботащевых, и подарен музею Д.Д. Бекетовым в 1852 году. Последняя реставрация здания Ботного дома экспозиции была закончена в 2010 году.

) Выставочно-презентационный зал «Ротонда» - в прошлом это здание для общественных приемов в память о Петре I, построенное в 1852 году га средства дворян Владимирской губернии. Впервые он распахнул свои двери после многолетнего запустения в 2003 году. С этого дня Ротонда является украшением музея-усадьбы «Ботик Петра I». Ее великолепный интерьер воссоздан по архитектурно-художественным мотивам петровского времени: стены, обитые бордовым штофом, невесомая роспись потолка, массивные дубовые порталы, паркетный пол, великолепный по рисунку, привезенному юным Петром из Голландии, стилизованные под первую четверть 18 века столы и лавки, а также подлинные экспонаты позволяют передать настроение и колорит той далекой эпохи.

Сегодня здесь с успехом проводятся выставки, презентации, торжественные церемонии, экскурсионно-художественный программы для детей и взрослых, особое место среди которых занимает яркое театрализованное действие - Петровская Ассамблея, не имеющие аналогов в Ярославской области.

Петровская Ассамблея - развлекательная программа для посетителей музея-усадьбы «Ботик Петра I». Роскошный интерьер начала 18 века, великолепные костюмы прекрасных дам и галантных кавалеров, волшебные звуки менуэта перенесут все желающих в эпоху Петра. Посетители усвоят щегольские правила, принятые в светском обществе, научатся передавать самые заветные мысли с помощью языка веера и мушек, освоят замысловатые фигуры «короля танцев» - менуэта и узнают последние дворцовые новости начала 18 века из уст словоохотливых барышень.

Программа рассчитана на взрослую аудиторию. Стоимость билета:

рублей на человека - с угощением для дам и кавалеров

рублей на человека - без угощения.

) Выставка «В начале славных лет». Была открыта после длительной реставрации 5 мая 2012 года. Экспозиция рассказывает об истории усадьбы «Ботик Петра I» с конца 17 века, когда она была местом, где располагался потешный флот царя до визита сюда последнего российского императора Николая II в 1913 году.

Основа экспозиции зала подлинные вещи конца 18 века, связанные со строительством первых русских судов на берегах Плещеева озера: инструменты, которыми пользовались петровские корабелы, детали судов, их вооружение и снаряжение. Особую ценность представляют корабельные украшения, выполненные резчиками Оружейной палаты. Образную убедительность деяниям Петра по созданию флота придает картина академика живописи Д.Н. Кардовского «Петровская флотилия на Переславском озере 25 августа 1692 году».

«Комната Петра I» - реконструкция интерьера одной из светлиц царского дворца. Здесь собраны типологические вещи петровского времени: мебель, предметы старинной утвари. В экспозиции можно увидеть портреты членов семьи Петра, его отца, царя Алексея Михайловича, матери Натальи Кирилловны и первой супруги Евдокии Лопухиной.

Третий зал - парадный. Его основной замысел - воздать должное Петру и, наконец-то, обозначить роль Владимирского дворянства в сохранении этого исторического места. На фоне интерьера общественных усадебных помещений середины 19 века представлены архивные документы по истории усадьбы, портреты людей, принимавших участие в ее судьбе.

Музей-усадьба «Ботик Петра I» открыт для посетителей:

Ежегодно в конце июля в музее-усадьбе «Ботик Петра I» проводится празднование Дня военно-морского флота России. Праздник торжественно открывают сам Петр и Екатерина Великая. В программе театрализованные костюмированные представления, шоу эстрадных и фольклорных коллективов, знаменитая петровская уха, заморские блюда и напитки, набор в царские полки и их состязания, игровые площадки, петровские забавы, фестиваль-ярмарка, летний маскарад, фейерверки.

Целью данного мероприятия является сохранение историко-культурного наследия, приобщение жителей города и гостей города к событийному туризму, изучение культурных традиций русского народа, популяризация народно-художественных промыслов, предметов быта, украшений, текстильных изделий и кулинарного искусства, все то, что интересует жителей города и туристов, посещающих Переславский район.

Переславцы и гости города становятся свидетелями грандиозного и яркого театрализованного действия. В эти дни праздник распространяется по всему городу. На всех улицах, площадях и в парках звучит музыка и смех.

В музее-заповеднике военно-исторические дружины показывают свое боевое искусство, льются русские песни, народные умельцы выставляют товар, от которого нельзя оторвать глаз, и поэтому обязательно хочется приобрести что-то на память. К вечеру веселье достигает своей высшей точки и перемещается на центральный спортивный стадион города. Здесь зрители получают море удовольствия, наслаждения и впечатлений.

А на следующий день в музее-усадьбе «Ботик Петра I» под звуки оркестра торжественно поднимается Андреевский флаг. В белом дворце встречает гостей великий реформатор, царь Петра, начинается петровская Ассамблея. А если посмотреть на Плещеево озеро, то можно увидеть, как по его синим волнам плывут корабли и пристают к берегу. Сам морской царь Нептун прибывает на праздник, да не один, а со свитой -чертями, русалками, водяными.

Проведение данного мероприятия, безусловно, способствует привлечению туристов в город.


2 Новые предложения по использованию темы «Потешная флотилия Петра I» , способствующие развитию туризма в Переславле и Переславском районе


В данном пункте я излагаю свои собственные мысли и идеи о том, как можно использовать тему «Потешная флотилия» Петра I» для развития туризма в Переславле. Ведь в стратегии социально-экономического развития города Переславля-Залесского туризм выделен как одно из приоритетных направлений.

Для реализации данного направления необходимо создать благоприятный психологический климат для гостей нашего города. Для этого необходимо, на мой взгляд, во-первых, привести улицы города в надлежащие направление (убрать мусор, снести аварийные здания, покрасить старые, отремонтировать дороги), во-вторых, развивать туристскую инфраструктуру, в-третьих, окружать гостей города гостеприимством и доброжелательным отношением со стороны гидов, персонала гостиниц и предприятий питания. Ведь то, как встретят и обслужат туриста, формирует их благоприятное впечатления о месте пребывания.

Также турфирмам и турагентствам нельзя ограничиваться только тем спектром услуг, который существует на данный момент. Для привлечения туристов в город совершенно необходимо создавать новые предложения, экскурсии, анимационные программы.

Переславль-Залесский является колыбелью российского военно-морского флота. Именно этот аспект заинтересовал меня, и в ходе написания работы у меня появилось несколько идей о том. Как можно использовать данную тему в новых проектах.

Например, возможно разработать новый экскурсионный маршрут по тем местам в Переславле. Которые как-либо связаны с «потешной флотилией» и самим Петром, но которые до сих пор не задействованы в экскурсионных программах.

Экскурсию можно начать в Никитском монастыре. Там сохранились настоятельские покои. Это самая лучшая комната второго этажа, выходящая окнами на озеро и город. Она носит название петровской. В этой комнате жил царь Петр в первые дни своего пребывания в Переславле, так как Никитский монастырь устраивал царя в связи с близким расположение к озеру, пока он увлекался лишь катанием по озеру, но именно там у молодого царя появились мысли построить корабли на Плещеевом озере.

Второй точкой экскурсии может стать устье реки Трубеж. Первые корабли и лодки были построены здесь в 1688 году.

Затем экскурсантов везут в ныне не недействующий Горицкий монастырь, в котором также жил Петр и его мастера-корабелы.

Конечным пунктом экскурсии может стать музей-усадьба «Ботик Петра I», ведется основная часть экскурсии. Рассказывается о истории строительства «Потешной флотилии», проводятся анимационные программы, экскурсанты посещают экспозиции и выставки.

Новым проектом и весьма интересным может стать Бот, построенный по чертежам и технологиям кораблестроения конца 16, начала 17 века, для водных экскурсий по озеру.

Можно разработать новую анимационную программу, наподобие Петровской Ассамблеи, но смысл, который будет заключаться не в изучении придворного этикета, а в изучении корабельного дела. Это будет своеобразный мастер-класс для тех туристов, которые захотят почувствовать себя настоящими корабелами.

Также интересными будут для посетителей «Ботика Петра I» театрализованные баталии потешных войск, которые устраивал сам Петр. В Переславле проводились подобные мероприятия, но лишь раз в 2011 году на праздновании Дня военно-морского флота России.

Для привлечения туристов, возможно, устраивать праздники, ярмарки, фестивали. Например, таким праздником может стать «день петровской ухи», где желающие могут отведать знаменитую петровскую уху из переславской рыбы.

Таким образом, новых интересных идей очень много. Они вполне осуществимы. И конечно, туристкой отрасли в Переславле есть куда развиваться.


Заключение


В ходе изучения темы «Потешная флотилия Петра I» я рассказывала о истории строительства кораблей на Переславском озере, о музее-усадьбе «Ботик Петра I», о выставках, экспозициях, анимационных программах, которые предлагает нам музей.

Результатом данной работы по изучению данной темы стало разработка идей новых проектов, связанных с ней.

К новым проектам относится:

Новая экскурсия, связанная с историей строительства первых кораблей русского флота и жизнью Петра Великого в Переславле-Залесском.

Постройка Бота для водных прогулок туристов и экскурсий.

Новая анимационная программа, целью которой станет изучение корабельного дела.

Театрализованные баталии потешных войск, в которых могут поучаствовать сами туристы.

Всевозможные фестивали и праздники, связанные с потешной флотилией.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что необходимо создавать новые турпродукты для привлечения туристов в Переславский край, и тем самым давать толчок не только развитию туризма, но и всей экономике и инфраструктуре города.


Список использованных источников и литературы


1. Официальный сайт музея-усадьбы «Ботик Петра I». URL: <#"justify">Приложение А


Схема города Переславля-Залесского (С достопримечательностями)

Приложение Б


Бот «Дедушка Русского флота»


Приложение В


Бот «Фортуна»


Приложение Г


Ботный Дом


Памятник Петру Великому (музей-усадьба «Ботик Петра I»)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Хорошо знаешь морскую военную историю?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

«Всякий потентат [правитель], который едино войско сухопутное имеет, одну руку
имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.»
Петр I.

Петр I вошел в историю как реформатор, полководец и флотоводец, первый император России. Но особенно заметна его роль в создании флота молодой империи. Петр понимал что без флота его страна не сможет войти в «клуб» великих держав. И он принялся всеми силами исправлять положение. Таким образом сперва появляется Азовский флот , историческое значение которого недооценить просто невозможно, а спустя 7 лет, в 1703 году, создается Балтийский флот — сильнейшее морское соединение современной России.

Первые шаги Российского флота

Нельзя сказать, что до Петра не было попыток создания военно-морских сил. Были, но очень уж неорганизованные, бессистемные и как следствие - неудачные. Иван Грозный, например, в своих кампаниях против Казанского и Астраханского ханств активно использовал речной флот.

Позже, во время войны со шведами 1656-1661 гг., в Московском царстве озаботились постройкой полноценного флота, способного действовать в акватории Балтики. Особенно в его создании отличился воевода Ордин-Нащекин. Но по условиям мира, подписанного в 1661 году, русским пришлось уничтожить все корабли и верфи. Потерпев неудачу на севере, Ордин-Нащекин обратил внимание государя Алексея Михайловича на юг царства.

А тем временем в мире…

Рождается Алексей Петрович - старший сын Петра I

Спускают на воду первый военный корабль на Руси — Ботик Петра I

Петр I строит в Архангельске первую государственную верфь

Самое интересное для Вас!

Там было решено строить флотилию для Каспийского моря и даже положено начало этому амбициозному проекту - в 1667-1668 гг. был построен трехмачтовый парусный корабль «Орел», «прадедушка» русского парусного флота (водоизмещение 250 тонн, длина 24,5 метра, ширина 6,5 метра).

На нем было две палубы, артиллерийское вооружение состояло из 22 пушек, об испытаниях которых сохранилась заметка:

«пушкам прострел был и по прострелу пушки все целы и на корабль годны ».

К сожалению, судьба корабля сложилась трагично - он служил мало, а позже и вовсе был сожжен повстанцами Разина прямо в гавани. Создание настоящего флота пришлось отложить на несколько десятков лет.

«Дедушка русского флота»

Знаковое событие для всего русского флота случилось в 1688 году в подмосковном селе Измайлово. 16-летний Петр в старом амбаре нашел небольшой ботик (длина 6 метров, ширина 1 метр). Это суденышко привезли из Англии в подарок царю Алексею. Об удивительной находке Петр впоследствии писал:

«Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца (Тимермана) [голландского учителя Петра], что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях - для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно ».

Отремонтировав ботик, Петр сразу же совершил небольшую прогулку по реке Яуза. Позже «дедушку русского флота» (как называл ботик сам Петр) переносили в разные места (Просяное озеро, Плещеев пруд, Переяславское озеро), по мере того как росло мастерство царевича в судоходстве. Прямо на Переяславском озере он построил верфь и в 1692 году по озеру кроме ботика ходили два малых фрегата и три яхты. Сооружением Потешной флотилии занимались мастера под руководством голландца Карштена Бранта, которого нанял еще отец Петра Алексей Михайлович для постройки Каспийского флота. Интересно, что для долговременной поездки на озеро Петру пришлось соврать матери Наталье Кирилловне: «куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился».

Первая поездка к морю

В 1689 году разрешился внутренний кризис - царевна София была отстранена от власти и пострижена в монахини. Петр фактически стал правителем целой страны. К этому моменту идея организации флота целиком завладела царем. Он прилежно трудился, изучал все, что могло пригодиться для царя-военачальника - геометрию, навигацию, плотницкое дело, литье пушек и другие науки. И все это время он не оставлял свое увлечение флотом. Но озера молодому царю явно не хватало и он решает ехать в Архангельск, к Белому морю.

В 1693 году дорога из Москвы в Архангельск занимала целых 24 дня - с 6 по 30 июля Петр был в дороге. Несмотря на обещание матери не покидать берега, молодой царь без всяких зазрений совести его нарушил. По разным данным, то ли в первый же день по приезду, то ли ближе к концу визита, он на 12-пушечной яхте «Святой Петр» выходит в море чтобы сопроводить голландские и английские торговые суда. Это путешествие заняло целых 6 дней и произвело на царя огромное впечатление.

В том же 1693 году он строит в Архангельске первую государственную верфь - Соломбальскую. И сразу закладывает там 24-пушечный корабль «Святой апостол Павел». Этого Петру показалось мало и он покупает в Голландии 44-пушечный фрегат «Святое пророчество». Поездка в Архангельск была важной вехой в становлении увлечений молодого правителя. Настоящее море, иностранные суда и моряки, строительство верфи - все это производило сильнейшее впечатление. Но пора было возвращаться - отсутствуя без малого три месяца, 1 октября царь вернулся в Москву.

Однако в январе 1694 года умирает мать Петра. Безусловно, это было сильной эмоциональной встряской для царя. Но уже в этом возрасте он показал свою натуру - не предаваясь излишней печали, 1 мая Петр во второй раз выезжает а Архангельск, к началу летней навигации. В этот раз его сопровождали солдаты Семеновского и Преображенского полков, которые по задумке государя должны были стать матросами на его кораблях.

По прибытию Петр лично руководил вооружением «Святого Павла» и инспектировал прибывший из Голландии фрегат «Святое пророчество» (позже оба корабля были переоборудованы в торговые). Вообще царь очень много времени проводил «в полевых условиях» - он постоянно находился на кораблях, участвовал в ремонтных и такелажных работах, общался с иностранными моряками.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!