Петр 1 построил потешную флотилию на озере. На каком озере царь Петр I построил Потешную флотилию

Краткая историческая справка

События эпохи Петра I (Петр Алексеевич Романов, годы жизни 1672-1725) непосредственно коснулись Карелии и во многом определили ее дальнейшую историю. В первую очередь интерес Петра I к Карелии связан с Северной русско-шведской войной 1700-1725 г.г., целью которой был выход России на балтийские берега.

На первом этапе войны территория Карелии использовалась в качестве плацдарма для боевых действий. Отметим военную операцию 1702 г. по захвату крепости Нотебург, располагавшейся в истоке реки Невы из Ладожского озера. В ходе этой операции Петр I с гвардией, канцелярией и свитой силами карельских крестьян транспортировал волоком и водными путями два боевых корабля с Белого моря на Онежское озеро, а оттуда - через реку Свирь на Ладогу ("Осударева дорога"). Это был первый визит Петра I в Карелию. Он позволил государю лично оценить возможности края и использовать их в дальнейших планах.

В 1702 г. по приказу царя была основана судостроительная верфь в устье реки Сясь, впадающей в Ладогу у южных границ Олонецкого уезда. Осенью того же года царь принял решение, что главная верфь будет не на Сяси, а на берегу другой впадающей в Ладожское озеро реки - Свири. В 1703 г. здесь была заложена Олонецкая Лодейнопольская верфь. Эти предприятия обеспечили первую кораблестроительную программу Балтийского флота. С июля 1703 г. Петр I полтора месяца работал на Свирской верфи, где заложил несколько судов и присутствовал при спуске на воду первого фрегата Балтийского флота "Штандарт", который самолично привел в октябре в Санкт-Петербург.

Для обеспечения верфей железными припасами и корабельным вооружением на территории Карелии были основаны Петровские Олонецкие заводы, среди которых главным стал Петровский пушечно-литейный завод (заложен в августе 1703 г. в устье реки Лососинки). В их число входили также Повенецкий и Алексеевский пушечно-литейные и Кончезерский медеплавильный и железоделательный заводы.

Общее руководство строительством верфей и заводов в Карелии по поручению царя осуществлял губернатор Ингерманландии Александр Данилович Меншиков.

В 1714 г. в районе Кончезера на Равдоболоте были открыты минеральные железистые ("марциальные") воды. В 1718 г. Петр I приказал построить близ источника вод курорт. Постройками курорта были - три деревянных дворца (снесены из-за ветхости в 1780-х г.г.), дома для персонала и пациентов, церковь во имя апостола Петра, построенная по плану царя в 1720-1721 г.г.

Петр I вместе со своей женой Екатериной четырежды побывал на курорте - в 1719, 1720, 1722, 1724 г.г. На пути в "Марциальные воды" Петр I останавливался в слободе при Петровском заводе, где для него был построен двухэтажный дворец (1719 г.). Рядом с этим зданием был также возведен дворец для князя А.Д. Меншикова. Вероятно по указу Петра I в Петровской слободе была построена "новоманерная" Петропавловская церковь с высоким шпилем (между 1707-1711 г.г., сгорела в 1924 г.). Бывая в Петровской слободе, царь посещал завод, знакомясь с состоянием дел, собственноручно ковал железо в кузнечных мастерских.

В 1710-х г.г. центр судостроения для Балтийского флота перемещается на Адмиралтейство в С-Петербурге. В 1720-х г.г. центром железоделательной промышленности становится Урал, куда и было отправлено основное оборудование и переведены мастера Петровского завода. В связи с сокращением объема работ в 1725 г. закрыты приладожские верфи, а в 1734 г. прекратил производство Петровский завод.

Значение деятельности Петра I для Карелии было отмечено правительством Екатерины II, которое в 1777 г. присвоило Петровской слободе статус города и имя Петрозаводска. В 1784 г. Петрозаводск получил права губернского города и стал центром Олонецкого наместничества (в дальнейшем - Олонецкой губернии).

30 мая 1872 г. в день двухсотлетия со дня рождения Петра I на Круглой площади города было заложено основание памятника царю-реформатору. 29 июня 1873 г. памятник был открыт. Памятник представлял собой статую Петра I , отлитую из бронзы в С-Петербурге по модели И.Н.Шредера (ныне расположена на городской набережной в районе речного вокзала). Круглая площадь вскоре была переименована в Петровскую (сейчас - площадь Ленина).

В настоящее время с именем Петра I связаны:

  • музей истории первого российского курорта "Марциальные воды" с церковью апостола Петра с иконостасом XVIII в. - филиал Карельского государственного краеведческого музея (далее - КГКМ), объект отечественного и зарубежного туризма. В фондах музея хранятся два стула, стол, канделябры, приписываемые работе Петра I (сделаны во время его лечения на курорте).
  • выставка "Небывалое бывает" с восковой "персоной" царя. Создана усилиями музея-заповедника "Кижи" и Беломорско-Онежского пароходства при поддержке КГКМ (ряд экспонатов) в 1997 г. Располагается в здании речного вокзала.
  • на трассе "Осударевой дороги" в течение ряда лет ведет поисковую работу экспедиция под руководством М.Ю.Данкова.
  • на месте Петровской слободы два сезона ведутся археологические работы студентов ПетрГУ под руководством А.М.Спиридонова (на территории городского парка). Находки передаются в КГКМ.
  • в фондах Карельского музея изобразительных искусств имеется небольшая коллекция гравюр петровского времени, живопись и графика по теме, в том числе портретные изображения Петра I.

Основная литература:

  1. Беспятых Ю.Н., Коваленко Г.М. Карелия при Петре I - Петрозаводск, 1988.
  2. Мулло И.М. Памятники истории и культуры Карелии. - Петрозаводск, 1984.
  3. Мулло И.М. Петровская слобода. - Петрозаводск, 1981.

Справку составил Д.Н.Кузнецов. Карельский государственный краеведческий музей

«...Петр, как исторический государственный деятель, сохранил для нас в своей личности такую высоконравственную черту, которая невольно привлекает к нему сердце. Эта черта – преданность той идеи, которой он всецело посвятил свою душу в течение своей жизни». 1

Переславль-Залесский - древний русский город, один из туристических центров Золотого Кольца России. Находится в ста сорока километрах на северо-восток от Москвы, на федеральной автодороге Москва-Холмогоры.

Переславль и его окрестности славятся своей историей, архитектурными памятниками и необыкновенно красивой природой. Часть окружающих его природных и исторических ландшафтов включена в состав национального парка "Плещеево озеро"(см. приложение А).

Озеро Плещеево считается вторым по величине озером Ярославского Поволжья после ростовского озера Неро. Площадь его поверхности достигает 50 квадратных километров, длина - 9,5 километров, ширина - 4,5 километра, наибольшая глубина - 25 метров. Озеро необыкновенно живописно благодаря своим холмистым берегам. В нем водится знаменитая "царская селедка" - ряпушка, местный подвид лососевых рыб, обитающий только в его водах. В Московской Руси XIV-XVII веков ряпушка была ритуальной рыбой. Копченой "переславской селедкой" завершался коронационный пир наследника московского великокняжеского, а затем и царского престола. Ныне герб города украшают две ряпушки, плывущие навстречу друг другу.

Сам город Переславль-Залесский стоит на восточном берегу Плещеева озера. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким, одним из младших сыновей Владимира Мономаха и вначале назывался Переяславлем Новым. Впоследствии буква "я" выпала из названия, и с XV века город стал называться Переславлем. В XIII веке Переславль был столицей удельного княжества Владимиро-Суздальской земли. Около 1220 года здесь родился выдающийся политический деятель и полководец князь Александр Ярославович Невский. История города связана с именами великих князей и царей - Ивана III и его сына Василия III, Ивана Грозного и Бориса Годунова. В конце XVII века на берегах Плещеева озера под руководством юного царя Петра велось строительство, так называемой, "потешной флотилии", положившей начало российскому военному флоту. Ныне, единственный дошедший до нашего времени, корабль "потешной флотилии" - бот "Фортуна", который хранится в музее-усадьбе "Ботик Петра I", расположенной в 2 километрах от города, возле старинного села Веськово.

В центральной части Переславля-Залесского высятся белокаменный Спасо-Преображенский собор (1152-1157) и земляные валы - остатки древней городской крепости. В центральной России нет более древних сооружений. На земляных валах в XII-XVII вв. находились деревянные крепостные стены и башни - современники основания города. Это - самая большая крепость, из построенных Юрием Долгоруким в середине XII столетия. Протяженность валов составляет 2,5 километра, высота колеблется от 10 до 16 метров, а ширина достигает 6 метров. Валы окружают территорию старого города площадью 28 гектаров.

В городе и его ближайших окрестностях сохранились пять старинных монастырских ансамблей. Самый древний из монастырей – Никитский, был основан в XII веке, Горецкий, Никольский и Федоровский датируются XIV веком, Троицкий Данилов XVI веком. В этих монастырях сохранились памятники архитектуры XVI-XIX веков. Наибольшей известностью пользуются архитектурный ансамбль Никитского монастыря, созданный в середине XVI века по повелению Ивана Грозного, и Троицкий собор Данилова монастыря, расписанный в XVII веке артелью выдающегося костромского мастера фрески Гурия Никитина. Здания Горецкого монастыря занимают экспозиции историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, в четырех других монастырских комплексах расположены обители Русской Православной Церкви: в Никольском и Федоровском - женские, в Никитском и Даниловом - мужские.

В Переславле в последние годы построены и новые храмы - Никольский собор Свято-Никольского монастыря и Георгиевская часовня.

Современный Переславль-Залесский - город промышленности, науки и туризма, центр Переславского района, занимающего южную часть Ярославской области. Население города - более 45 тысяч человек.

В 1984 году в городе был создан Институт программных систем Российской академии наук, известный своими работами в области параллельного программирования, искусственного интеллекта, информационных систем для медицины, системного анализа, а также разработкой экономически-эффективных технологий для региональных телекоммуникационных систем. Результатом этих разработок было создание системы телекоммуникаций города Переславля-Залесского - СТ "Ботик". Сегодня система является основным средством доступа к городским компьютерным ресурсам и к сети Интернет для большинства предприятий и учреждений города Переславля-Залесского и для сотен горожан. Институт программных систем - инициатор создания на его базе уникального в России научно-образовательного центра, включающего: Университет города Переславля им. А.К. Айламазяна, который является первым в России университетом малого города; Международный детский компьютерный центр им. А.К. Айламазяна и детский сад "Почемучка".

Наиболее значительным учреждением культуры Переславля является Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Большой популярностью у гостей города пользуются частные музеи - "Музей утюга", "Музей чайников", "Музей масок". Гостям города будет интересен и дендрологический сад имени С.Ф. Харитонова, в коллекции которого много экзотических для средней полосы России растений.

Переславль - город с большими художественными традициями. Произведения местных мастеров деревянной резьбы, иконописи, живописи прошлых столетий можно увидеть в залах музея. Здесь же можно познакомиться и с мемориальной экспозицией одного из самых знаменитых переславцев - академика живописи Д.Н. Кардовского, прославившегося своими иллюстрациями к произведениям русской и зарубежной литературной классики. Сейчас в городе живет и работает много современных художников. Написанные ими пейзажи Переславля и окрестностей, натюрморты и декоративные композиции, а также изделия местных народных промыслов можно увидеть и приобрести в частных художественных салонах, галереях, расположенных в старом городе. 2

Переславль - один из городов, которые считают себя "родиной российского флота". В принципе, удивляться тут особенно нечему - у такого большого флота должно быть несколько "настоящих" родин: Архангельск, Воронеж, Переславль. В 1688 году молодой и энергичный царь Петр учинил в городе строительство потешных кораблей. Для царских развлечений со всей страны собрали мастеровых людей, которых можно было приспособить к кораблестроению.

Достоверной истории о появлении же первого ботика в России источники не сохранили. Предположительно первый ботик изготовлен в Англии и доставлен в Россию около 40-х годов XVII столетия. Длительное время находился в запущенном состоянии в царских амбарах подмосковного села Измайлово. Здесь и был впервые увиден царем Петром Алексеевичем (Петром I) в амбаре своего двоюродного деда боярина Н.И. Романова. По приказу царя голландский мастер К. Брандт в мае 1688г. отремонтировал ботик; он был спущен в московскую реку Яузу, а затем переведен в Просяной пруд. На ботике Петр I приступил к изучению морского дела, учился ходить под парусом. Именно с этих юношеских прогулок началось серьезное увлечение Петра морским делом, флотскими науками и кораблестроением. Ботик, по его замечанию, стал своеобразным "плодоносным семенем" для Российского флота (см. приложение Б).

Ботик представлял собой дубовое парусно-гребное судно с плавными обводами носовой оконечности, транец был украшен декоративной резьбой, днище обшито медными листами. Водоизмещение 1.28 тонны, длина 6.1 метра, ширина 1.97 метра, высота борта 0.8 метра, осадка 0.3 метра, высота мачты 6.61 метра. Вооружение составляли 4 легкие пушки.

С 1701 г. ботик, получивший наименование "Дедушка Российского флота", хранился в Московском Кремле в специально отведенном месте под навесом. В связи с празднованиями победы над Швецией в Северной войне (1700-1721), бот перевезен в 1723 г. в Санкт-Петербург. Во время начала праздника в Москве (январь 1722) мимо ботика на полозьях по снегу провезли макеты военных кораблей, что символизировало приветствие флотом своего первенца. При прибытии в столицу в мае 1723 г. ботик торжественно встречали у Александро-Невского монастыря, а затем у Петропавловской крепости на Неве салютом в 31 артиллерийский залп. В Петербурге ботик расположили на специальном четырехугольном пьедестале, расписанном живописцем И. Зарудным. По двум граням была сделана надпись: "Детская утеха принесла мужеский триумф". В августе 1723 г. ботик торжественно встречал Балтийский флот; 20 линейных кораблей салютовали ему на рейде Кронштадта. Управляли ботиком в тот триумфальный день составившие его команду Петр I, ближайшие сподвижники царя А.Д. Меншиков, П.И. Сиверс, К.Г. Отто, Н.А. Сенявин, Ф.М. Апраксин, Т. Гордон и Т. Сандерс. 30 августа ботик был окончательно поставлен на пьедестал в Государевом больверке Петропавловской крепости, однако не стал "недвижимой" реликвией. По специальному указу Петра I от 2 сентября 1724 г. предписывалось в каждую очередную годовщину Ништадтского мирного договора между Россией и Швецией "ботик в 30-м числе августа для торжествования выводить повсегодно на воду". На специально подготовленном судне, буксируемом галерой, ботик провозили вверх по Неве до Александро-Невского монастыря и обратно в Петропавловскую крепость. Так случалось в августе 1724 г. при переносе останков Александра Невского в монастырь-лавру, в 1744 и 1745 гг. при церемониальном шествии в честь "Дедушки Российского флота". В 1761 г. на территории крепости близ Петропавловского собора по проекту архитектора А.Ф. Виста построен павильон для ботика - "Ботный домик". В XIX столетии ботик не раз покидал свою памятную стоянку: во время празднования 100-летия Санкт-Петербурга 16 мая 1803 г. он был установлен на шкафуте линейного корабля "Гавриил", стоявшего на Неве у Сената; в 1836 г. ботик провезли по реке на шканцах парохода "Геркулес" под салютование кораблей Балтийского флота. В 1872 г. отреставрированный ботик возили на Всероссийскую политехническую выставку в Москву. С 1928 г. он хранился в Новом Петергофе, а в 1940 г. передан Центральному военно-морскому музею. 3

Впервые посетив в 1688 году Переславль, юный Петр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Впоследствии он писал в предисловии к “Морскому уставу”: ”А охота стала от часу быть более, того для стал я проведовать, где более воды, мне объявили Переславское озеро, яко наибольшее, куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился, а потом уже стал ее просить и явно, чтобы там двор и суды сделать“.

Сохранился народный рассказ крестьянки села Веськово Устиньи Ароновой, видевшей Петра в его приезд в Переславль летом 1688 года.

"Тот, кто ехал впереди, остановился недалеко от меня и стал пристально смотреть на озеро, - рассказывает она. - Долго он смотрел, и я досыта насмотрелась на него. Он был велик ростом и статен в одежде, похожей на охотничью. Из-под шляпы с навесом видны были кудри русых волос. Лицо у него было несколько смугловатое, глаза карие, большие, ус только пробивался. На бедре его висел меч, за поясом торчал охотничий нож, при нем был небольшой огнестрел". 4

« Ко времени приезда Петра, - свидетельствует М. Поссельт, - английский бот был привезен сухим путем в Переславль, и царь в первый же свой приезд наслаждался эволюциями этого судна на озере под парусом. Затем водный простор навел на него мысль не ограничиваться одним судном, а приступить к приведению в исполнение более обширных планов. Он тотчас же решился завести еще несколько других судов и начать с ними совершенно другие опыты». 5

Местная легенда уверяет, что он поселился в настоятельских комнатах Никитского монастыря, где самая большая комната второго этажа, выходящая на озеро и город, до сих пор носит имя Петровской. Никитский монастырь стоит на берегу озера. Нет ничего невероятного в том, что Петр остановился там, тем более что построенная еще во времена Грозного трапезная палата с настоятельскими комнатами была лучшим зданием Переславля. Петр приехал не один, привез сюда иноземцев, корабельных мастеров, которые жили тут, не меняя образа жизни, принятого в немецкой слободе, смущая монахов.

Но проживание в Никитском монастыре, стоящем на горе довольно далеко от озера, устраивало Петра, пока он увлекался только катанием по озеру, к постройке судов не приступал и по-настоящему не огляделся в Переславле. Ему не столько важны были удобства, сколько близость к озеру, и к устью Трубежа, где причален московский бот и где вскоре началось строительство судов. Петр переехал в здание Горицкого монастыря, а его иностранные мастеря-корабельщики жили на так называемом «птичье дворе» Горицкого монастыря за оградой. Впоследствии поселились в специально построенных домах на горе близ села Веськово, на правом берегу реки Веськовки, отчего она стала назваться с тех пор Мемеки (Немеки), так как иностранцы, очевидно, плохо или совсем не говорили по-русски. Из них главным Карштен Брант, кроме него Корт, позднее Класс или Никлассон.

Подготовка к постройке кораблей началась в июле 1688 года под руководством Карштена Бранта. Но главные работы по сооружению больших судов, делавшихся по типу морских, происходили зимой 1688-1689 годах ускоренными темпами, и ко времени вскрытия озера были готовы яхты и другие корабли, кроме большого корабля. Об этом мы узнаем из следующего письма самого Петра.

« Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей моей матушке,- писал он из Переславля 20 апреля 1689 года,- государыне царице и великой княгине Наталье Кирилловне сынишка твой, в работе пребывающей Петрушка, благословением прошу, а о твоем здравии слышать желаю, а у нас молитвами твоими здорово все. А озеро вскрылось сего 20 числа, и суды все, кроме большого корабля в отделке: только за канатами встанет: и о том милости прошу, чтобы те канаты, по семи сот из Пушкарского приказу не мешкав присланы были. А за ними дело станет и житье наше продолжается. По сем паки благословения прошу». 6

Это письмо, как и ряд других писем, посланных Петром с берегов Плещеева озера, единственные документы, освещающие этот момент в истории «потешной флотилии».

В первом же письме имеется указание на то, что Петр не просто увлекался катанием по озеру или терпеливо ждал, когда иностранные сработают ему суда, но и сам «пребывал в работе», первый раз в жизни взялся за топор и начал проходить науку кораблестроения, законченную им в Голландии и Англии. Корабельным потником он стал в Переславле.

На переславской верфи впервые познакомились с кораблестроением, ставшие впоследствии знаменитыми мастерами-корабелами, Гаврила Меншиков и Лукьян Верещагин; местные парусные мастера, или вейль-макеры, Иван Кочет и Фадей Попов; блоковый мастер Тихон Лукин и мачтовый мастер Степан Васильев.

В создании кораблей флотилии принимал участие и дворянский сын, зачисленный в 1691 году сержантом в бомбардирскую роту Преображенского полка,- Василий Корчмин, в будущем выдающийся артиллерист. Спустя годы, уже на Балтийском флоте, он разработал проекты артиллерийского вооружения многих кораблей и даже предлагал оснащать корабли ракетными установками для стрельбы зажигательными ракетами, ближайший друг Петра А.Д. Меншиков также принимал участие в строительстве “потешной флотилии”. Петр и его юные помощники, называвшие себя на голландский манер “шкипманами”, с увлечением работали над созданием кораблей. Вместо отдыха они часто засиживались над чертежами проектов будущих судов. Спуск новых крупных (по масштабам потешной флотилии”) кораблей нередко проходил в торжественной обстановке, порой даже сопровождался крестным ходом под оружейный салют пушек. А торжественная процессия по распоряжению Петра начиналась из переславского собора. 7

Несмотря на угрозы, «что житье продолжится» в Переславле по случаю задержки канатов, царица прислала повеление возвратиться в Москву: 27 апреля была годовщина смерти царя Федора Алексеевича, и на панихиду по этикету в Архангельский собор следовало собраться всем чинам царского семейства. На это Петр писал ей: «Недостойный твой сынишка Петрушка, о здравии твоем присно слышите желаю. А что изволила ко мне приказывать, чтобы мне быть в Москве, и я готов; только, гей, гей, дело есть. И то присланный сам видел. Известит яснее: а мы молитвами твоими во всякой целости пребываем. О бытии моем пространнее я ко Льву Кирилловичу писал и он тебе, государыне, донесет. Посем и наипокорственне предаются в волю вашу».

Кроме матери, требовавшей сына через посланца, Петру в Переславль писала его жена Евдокия Федоровна, рожденная Лопухина. Письмо это весьма характерно для суждений о ней и быте того времени. «Государю моему, радости, царю Петру Алексеевичу,- писала она.- Здравствуй, свет мой, на множество лет. Просим милости, пожалуй, государь, буди к нам не замешкав. А я милости матушкиной жива. Женишка твоя Дунка челом бьет». 8

Пришлось прервать работу отправиться в Москву, где ему не сиделось. Неудачная женитьба не только не привязала его к дому, но, наоборот, побуждала стремиться прочь. Отбыв необходимую церемонию, Петр вскоре возвратился в Переславль и писал матери: «недостойный Петрушка, благословления прося, челом бью и заприсылку с дохтуром и с Гаврилою (Головиным), яко ной иногда о масличной суке, радуюсь и паки челом бью. А у нас все молитвами твоими здорово, и суды удались все зело хороши. По сей дай, господь, здравия душе и телу, яко же аз желаю». Очевидно, речь идет о полученных им канатах, за присылку которых он благодарит мать. В приписке к этому письму он сообщает: «А мастер корабельный Корт июне во 2 день умре, до нашего приезда за двадцать за два часа». 9

Петр так увлекся своими судами, которые частью уже были спущены на озеро и бороздили его волны, что, исполняя требование царицы-матери извещать ее как можно чаще, едва находил для этого время. Писал кратко, на клочках, спешкой. Мысль его постоянно витала около сооружаемых им судов. « Гей! О здравии слышать желаю и благословения прошу, а у нас все здорово, и о судах паки подтверждаю, что зело хороши все и о том Тихон Никитич сам известит». Письмо подписано: «недостойный Петр». Двукратное утверждение его о судах, что весьма хороши, говорит больше о его увлеченности, чем о качестве их, хотя наружный вид действительно был хорошо: над отделкой судов трудилась придворные живописцы. Художник Комтоусов Герасим с товарищами, производящие окраску и роскошь судов, напомнили царю об этом несколько лет спустя, так как за это им « жалование не дано было». 10

Роковая борьба с Софьей, достигшая к этому времени высшей точки своего развития, заставила Петра надолго оторваться от переславской потехи, а затем, видимо, забыть ее и прекратить судостроение на Переславском озере, где к этому времени были спущены на воду выстроенные Карштеном Брантом два небольших фрегата и три яхты. Уехав отсюда в июне 1689 года, Петр больше двух лет не был здесь, но не прекращал прогулок по воде близи Москвы, ка это видно из дневника Гордона.

« 27 апреля 1690 года,- пишет он,- царь Петр Алексеевич отправился на яхте в село Коломенское. Генералы и другие офицеры следовали за ним на меленьких судах. Большие суда, на которых находились стрельцы, шли впереди. Выйдя в полдень, они пришли к назначенному месту с закатом солнца (пройдя пространство в 20 верст)» 11

Петр I - младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной - родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.

В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана - и родственники первой жены Алексея Михайловича - Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр - "младшим" царем при правительнице Софье.

При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал "потешные полки" - будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии стал "правой рукой" императора.

Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между Петром и Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года, получив известия о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены.

После смерти Ивана Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем .

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии .

По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, в 1717 году он был избран почетным членом Парижской Академии наук.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, практиковал массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов и др. Указ о единонаследии (1714) уравнял поместья и вотчины, предоставив их владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю. Табель о рангах (1722) установил порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.

Петр I содействовал подъему производительных сил страны, поощрял развитие отечественных мануфактур, путей сообщения, внутренней и внешней торговли.

Реформы государственного аппарата при Петре I явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия XVII века в чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала "фискалы" (1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем правительства. Большое значение имела административная реформа. В 1708-1709 вместо уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 8 (затем 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 году губернии были разделены на 47 провинций.

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Ему пришлось продолжать войну с Турцией, начавшуюся в 1686 году, вести многолетнюю борьбу за выход России к морю на Севере и на Юге. В результате Азовских походов (1695- 1696) русскими войсками был занят Азов, и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Россия под руководством Петра I добилась полной победы, получила выход к Балтийскому морю, что дало ей возможность установить непосредственные связи с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.

Крупные реформы Петром I были проведены также в области культуры и просвещения. Появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей - Кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. В 1700 году были введены новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от "Рождества Христова", а не от "Сотворения мира".

По распоряжению Петра I были проведены различные экспедиции, в том числе в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.

Петр I был дважды женат : на Евдокии Федоровне Лопухиной и на Марте Скавронской (позднее императрица Екатерина I); имел от первого брака сына Алексея и от второго - дочерей Анну и Елизавету (кроме них 8 детей Петра I умерли в раннем детстве).

Петр I умер в 1725 году, похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, пл. Красная, д. 3
Дата основания: 1803 год
Основные достопримечательности: памятник императору Петру I, обелиск императору Петру I, Ботный дом, ротонда, Белый дворец, Бот "Фортуна"
Координаты: 56°43"25.7"N 38°46"23.3"E
Объект культурного наследия Российской Федерации

«Ботик Петра I» на берегу Плещеева озера был создан в 1803 году и считается одним из первых российских музеев. Его построили за счет средств владимирского дворянства. Сегодня этот музей, пожалуй, самый популярный на маршрутах «Золотого кольца России » и непременное место остановок всех экскурсий по Переславлю-Залесскому . Тысячи путешественников приезжают в небольшое село Веськово, чтобы своими глазами увидеть деревянный ботик, построенный руками Петра I.

Царская «потешная» флотилия

Первым кораблям на Плещеевом озере предшествовали «потешные» войска Петра I. Он создал их, будучи еще тринадцатилетним подростком, в 1685 году в селах Воробьеве и Преображенском. Интерес юного государя к военному делу рос, и 1686 году он завел при своей «потешной» армии артиллерию. В этом же году на реке Яузе появились первые «потешные» суда.

Ботный дом

В 1688 году в родовом селе Измайлово Петр I нашел старый английский ботик. Но для восстановленного по приказу государя деревянного судна Яуза была маловата. И царь поехал на Плещеево озеро. Именно тогда у него родилась идея использовать переславские просторы для своего «потешного» флота. Для строительства кораблей царем был объявлен сбор денег с монастырских вотчин. Он составлял по гривне с каждого двора.

Тогда же шестнадцатилетний царь повелел основать на просторном Плещеевом озере судостроительную верфь. А руководить постройкой судов государь поставил корабельных мастеров из Голландии Карштена Брандта, Класса и Корта. Корабли начали делать возле села Веськово. Через год почти все суда были уже готовы. Но Петр был вынужден уехать в Москву, как того требовали неотложные государственные дела - в столице произошел стрелецкий бунт.

Строительство возобновили в 1691 году. На берегу озера появились также деревянный дворец, другие постройки и даже небольшая церковь. Большие корабли достраивали прямо на берегу, а для спуска меньших от судоверфи к озеру был прорыт специальный канал.

В начале мая 1692 года первые «потешные» суда уже осваивали озерные просторы, а царь продолжал учиться основам судостроения и судовождения. Новый флот приветствовали громом артиллерийского салюта. И возвышенность, где тогда стояли пушки, назвали горой Гремяч. Спустя год, Петру I захотелось еще большего простора, Он уехал в Архангельск, а его первая флотилия была позабыта.

Монумент в память о пребывании Петра I на берегах Плещеева озера

Точное количество «потешных» судов и их внешний вид не известны. Историки говорят о сотне разноразмерных кораблей, имеющих все необходимое вооружение и укомплектованных обученными экипажами. В некоторых источниках упоминается большой корабль «Марс», оснащенный тридцатью пушками, и яхта «Анна». Сохранился указ Петра I от 1722 года призывающий переславских воевод сохранить «потешный» флот для будущих поколений. Но судьба распорядилась по-своему - большой пожар, произошедший в 1783 году, уничтожил все корабли, которые хранились тогда в Переславле.

История создания музея

Музей организовали в августе 1803 года. К тому времени уцелел только один бот с громким именем «Фортуна». Это произошло потому что он находился отдельно от других кораблей, в селе Веськово, в обычном лодочном сарае.

По инициативе Ивана Михайловича Долгорукова, бывшего в те времена Владимирским губернатором, для него на средства дворян выстроили каменный Ботный дом. Это здание обладает всеми признаками классицизма. Вход в него обозначен портиком с четырьмя колоннами. А на крыше установлен шпиль, на котором реет Андреевский флаг. В Ботном доме разместили само судно, а также рули, якоря и уцелевшие мачты от других кораблей «потешной» флотилии.

Торжественное открытие нового музея проходило пышно. В нем участвовали архимандрит Никитского монастыря Анатолий, а также знатные чины и преуспевающие граждане Переславля-Залесского. В 1842 году рядом с музеем построили кирпичную сторожку для матросов, несших здесь охранную службу.

Выставочно-презентационный зал "Ротонда"

Экспозиция музея

Сейчас в составе музея-усадьбы находятся Ботный дом, современный памятник и старинный обелиск, посвященные Петру I, сторожка, Белый дворец, Триумфальные ворота и деревянное здание Ротонды.

Ботик «Фортуна» размещен в каменном Ботном доме. Это довольно большая шлюпка, сделанная из прочного дуба, которая управлялась при помощи навесного руля и усилиями пяти гребцов. Кроме того, на ботике можно было закрепить мачту для парусов.

Белый дворец выстроили в 1853 году, на пожертвования. Он предназначался для торжественных приемов, в том числе и гостей из царской семьи. Музей-усадьбу в разное время посещали российские императоры Александр II и Николай II, а также великие князья.

С приходом советской власти в нем размещалась географическая станция Московского государственного университета. В середине 1920-х годов в этом доме жил и писал рассказы Михаил Михайлович Пришвин. Перед Великой Отечественной войной в Белом дворце открыли дом отдыха. А в военное время сюда доставляли детей из блокадного Ленинграда.

Сейчас в Белом дворце находится музейная экспозиция. Это несколько залов, где размещены различные вещи конца XVII века – судостроительные инструменты, деревянная резьба с кораблей, оружие того времени и парусные снасти. В одном из залов реконструирована комната Петра I. Здесь можно увидеть мебель, бытовые предметы и утварь петровских времен.

Белый дворец

Триумфальная арка и гранитный обелиск, посвященный Петру I и увенчанный двуглавым орлом, были построены при участии архитектора Петра Сантиновича Кампиони в 1852 году. На церемонии открытия присутствовали жители Переславля-Залесского и окружающих озеро деревень, гости из столицы, а также представители городской и губернской власти.

В 1990-е годы на подходе к усадьбе со стороны Плещеева озера установили новый памятник, посвященный царю Петру I. Он знаменует то время, когда юный государь только приехал в Переславль, мечтая построить свой «потешный» флот.

В зале «Ротонда» круглогодично проходят выставки и экскурсионные программы. Интерьеры «Ротонды» восстановлены по традициям петровской эпохи. И сейчас она является настоящей жемчужиной музея-усадьбы.

График работы

Музей-усадьба открыта с мая по сентябрь - со вторника по воскресенье с 10.00 до 18.00, по субботам с 10.00 до 20.00; а в другое время года - с 10.00 до 17.00. По понедельникам - выходной день. Нужно иметь в виду, что касса заканчивает работу на полчаса раньше времени закрытия музея.

Вход в усадьбу во время высокого туристического сезона с 1 мая по 1 октября платный, в остальное время года – бесплатный. Посещение Ботного дома и Белого Дворца платное круглый год. Посетители могут проводить любительскую фото- и видеосъемку на всей территории бесплатно.

Итак, сегодня у нас суббота, 13 мая 2017 года и мы традиционно предлагаем вам ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы нам встречаются как самые простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - На каком озере царь Петр I построил Потешную флотилию?

  • Валдай
  • Белое
  • Плещеево
  • Ильмень

Правильный ответ С - Плещеево

В юности Петр тяготел к разным военным игрушкам и хотя и вырос вдали от моря в нем проснулась страсть к мореплаванию, а случилось это после того, как он однажды попробовал прокатиться на боте по реке Яузе. А свой “Потешный флот” Петр Первый построил на озере Плещеево, которое расположено недалеко от Переяславля-Залесского, поэтому правильным будет третий вариант ответа.

Есть в Переславле-Залесском Плещеево озеро. На нём была построена “потешная флотилия” Петра I, ботик (лодка) царя до сих пор хранится в музее. Само озеро – по колено, купаться там невозможно. Однако именно это место считается колыбелью российского флота. История создания Петром I потешной флотилии на Переславском озере
С древнейших времен большую роль в истории Переславского края играло Плещеево озеро. Жемчужина России – один из самых больших и глубоководных водоемов европейской равнины, оно издавна было собственностью московских государей.
В первые посетив в 1688 году Переславль, юный Петр был очарован красотою и размерами Плещеева озера. Впоследствии он писал в предисловии к “Морскому уставу”: ”А охота стала от часу быть более, того для стал я проведовать, где более воды, мне объявили Переславское озеро, яко наибольшее, куды я под образом обещания в Троицкий монастырь у матери выпросился, а потом уже стал ее просить и явно, чтобы там двор и суды сделать“.
Остановившись в Переславских монастырях: сначала в Никитском, а потом в Горицком, шестнадцатилетний отрок приступает к созданию «потешной флотилии» . Первоначально судоверфь располагалась в устье реки Трубеж. Обучали его строительству военных кораблей «по типу морских» голандские мастера: Карштен Брант, Корт и Класс.
К апрелю 1689 года “суды все, кроме большого корабля в отделке… ” “ и удались все зело хороши” – писал Петр матушке. Стрелецкий мятеж отрывает Петра от любимого занятия. Лишь в ноябре 1691 года он возвращается к “корабельной потехе”. Царский “потешный двор” и “деловой двор” расположились теперь на высоком холме Гремяч, за монастырским селом Веськовым. Вниз к озеру был прорыт канал, по которому малые корабли, построенные на судоверфи, спускались в озеро. Большие же суда строились непосредственно на берегу.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!