Петров водкин утренний. Описание картины петрова-водкина утренний натюрморт

Натюрморты Петров-Водкин изредка писал и в молодые годы, но только в 1918-1920 годах они стали центральной темой его творчества. Таким образом, этот жанр пришел в его искусство значительно позднее, чем им овладели многие его сверстники. В конце 1900-х и первой половине 1910-х годов Н.Н.Сапунов, П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, И.И.Машков, П.П.Кончаловский и некоторые другие удожники привели русский натюрморт к невиданному до того в отечественном искусстве расцвету. В их живописи предстали самые разнообразные решения проблемы "мертвой природы". И все же, обращаясь к натюрмортам Петрова-Водкина, мы видим, что совершенно своеобразный строй художнического мышления и мироощущения придал этому жанру в его искусстве черты, несхожие с произведениями упомянутых мастеров.

Революция уступает реакции. Только в последние годы уделялось должное внимание этому выдающемуся художественному периоду. и он подчеркнул абстрактное и конструктивистское искусство как «полное безумие этого вырождения» - другое в изумительном художественном разнообразии. как в России, так и на Западе. Дореволюционные русские художники, такие как Валентин Серов. все сделано в традиционном представительском стиле. Социалистический реализм был искусством бюрократии. В Мюнхене можно было посетить выставку этого искусства. хотя бюрократии не удалось разрушить национализированную и планомерную экономику ¾ фундаментальное социально-экономическое завоевание в октябре. сталинская контрреволюция не оставила камня в художественных достижениях Октябрьской революции. отвращение к инновациям и экспериментированию.


Натюрморт
с розами.
1922



В искусствоведческой литературе уже не раз говорилось о том, что термин "натюрморт" неудачен, не отражает сути жанра, которому более соответствуют "Stilleben", "Still Life" - "тихая, или спокойная жизнь" (по-немецки и английски). Но и это определение не дает представления о напряженном характере натюрмортов Петрова-Водкина, в которых вся площадь холста порой пронизана силовыми линиями "сферической перспективы". Натюрморты Петрова-Водкина хочется назвать не "мертвой природой" (они слишком для этого живы) и не "спокойной жизнью" (слишком уж они неспокойны), а скорее, описательно - "предметными композициями". Однако громоздкость такого определения заставляет вернуться к термину неточному, но привычному.



Натюрморты Петрова-Водкина непритязательны по набору предметов и несут приметы суровой эпохи, в которую они созданы. В этом смысле классическим стал натюрморт с изображением тощей селедки, куска хлеба и двух картофелин - скудного пайка голодного времени ("Селедка", 1918, ГРМ).
Художник любит вводить в них зеркала, стеклянные или просто какие-нибудь блестящие предметы (самовар, никелированный чайник), позволяющие ему отдаться анализу сложной игры рефлексов, преломлений падающих и отраженных во внутренних гранях пучков света. В этих исследованиях в духе Врубеля Петров-Водкин заменяет страстность своего гениального предшественника методически-настойчивым стремлением к познанию предмета во всех его аспектах. Разложенные и расставленные на столе вещи художник рассматривает сверху, так что расположение их поддается точной фиксации и они видны "как на ладони"; полированные грани чайника или покрытая стеклом поверхность стола удваивают изображение, позволяя взглянуть на него с невидимой художнику стороны. Таким образом, Петров-Водкин преодолевает монокулярную точку зрения, кажущуюся ему недостаточной и не отражающей истинное знание о предмете, который можно обойти вокруг, получив в итоге суммарное и более полное представление о нем.



Стакан чаю, став объектом пристального изучения, демонстрирует сложное и многократное преломление лежащей за ним на блюдечке ложки ("Утренний натюрморт", 1918, ГРМ). Стереоскопически воспроизведенный коробок спичек фиксирует томное положение в пространстве плоскости простого деревянного стола ("Утренний натюрморт"; "Натюрморт с самоваром", 1920, Картинная галерея Армении). В некоторые натюрморты Петров-Водкин вводит изображение собственных рисунков и акварелей, заново интерпретируя их сообразно духу данного холста (так до него уже делал Матисс), или палитры - словом, своего рода атрибутов искусства, окунающих зрителя в атмосферу мастерской художника. Скрипка, прислоненная к окну, за которым виден покачнувшийся на пространственных осях пейзаж бесчисленных петербургских крыш и тесных дворов, своим изящно-артистичным силуэтом эстетизирует этот печальный мир и, в свою очередь, получает от него щемяще-минорную окраску ("Скрипка", 1918, ГРМ). Картина - ибо это скорее картина, чем просто натюрморт, - пронизана единым напряженным чувством, исходящим в равной мере от изображения скрипки и пейзажа за переплетом окна.



Самое поразительное во всех натюрмортах Петрова-Водкина заключается в том, что пристальный, порой скрупулезный анализ предметов и строгая, почти экспериментальная композиционная построенность холста ни в какой мере не лишают их непосредственности художнического восприятия натуры, не говоря уже о богатстве и тонкости цвета. "Утренний натюрморт" действительно дышит свежестью омытого росой утра с прозрачностью его воздуха, чистотой цвета и ясной графичностью граней формы. "Розовый натюрморт" (1918, ГТГ) весь пронизан светом, обливающим ветку яблони, рассыпанные плоды и стакан на столе. Особая четкость изображения, в котором предметы как бы названы по очереди и не заслоняют друг друга, рождает почти физическое чувство радости от созерцания этих натюрмортов, таких как будто простых и таких, в сущности, непростых, как далеко не просто и не однозначно все искусство Петрова-Водкина.



С этих пор натюрморты уже не уходят из его практики, хотя в дальнейшем не занимают в ней такого места, как в 1918-1920 годах. Наиболее же значительное, как и прежде, создается им в композиционной станковой картине, выражающей самые глубокие и сокровенные его думы о сути происходящих событий и жизни в широком смысле этого понятия.

На мой взгляд, чем больше натюрморт отражает реальную жизнь человека, тем больше шансов на успех она имеет. Известно, что слово «натюрморт» означает «мертвая природа». Однако на самом деле такие картины, по моему мнению, очень живые и яркие. Хочу отметить один из таких примеров.

На картине Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» мы видим весьма скромный завтрак в деревне. Художник показал простой деревянный стол без скатерти, на котором в стеклянном стакане стоит букетик полевых цветов. Голубые васильки и желтые одуванчики очень гармонично смотрятся на фоне коричневой мебели и выделяются ярким пятном на картине, привлекая к себе внимание. Скорее всего, сорваны они недавно.

Михаил Врубель и Виктор Борисов-Мусатов. Большевизм и сталинизм были взаимоисключающими. это. Точно так же, как Сталину пришлось убить всех старых большевиков, чтобы укрепить власть привилегированной бюрократии. консервативная рутина является руководящим принципом для каждой бюрократии. осуществлять контроль над художниками и писателями Советской республики. Нацисты запретили работу некоторых художников и назвали свою работу «вырожденным искусством».

Многие из произведений искусства, для которых платные состояния. Вид, который имеет в своем распоряжении материальные средства производства. То, чему они поклоняются, не является произведением искусства. как и остальные секторы производства. искусство является еще одним источником дальнейшей выгоды. Его стоимость определяется количеством общественно необходимого труда, затраченного на его производство. Культура классового общества имеет классовую базу. является особенно прибыльным сектором. но его цена. например.

Рядом с букетиком автор изобразил блюдце с серебряной ложкой и налитый чай в стакане. Чуть поодаль лежат два сваренных яйца, чайник, в котором отражается солнечный свет из окна и предметы, лежащие на столе. Чайник начищен до блеска, словно зеркало. Если внимательно приглядеться, можно даже увидеть рыжего кота, который на первый взгляд незаметен. Он также имеет свое отражение в чайнике.

Что касается покупателя. пункты продажи. в то же время. Только спекулятивная лихорадка, которая заставляет буржуазию искать товары, которые не только сохраняют свою ценность. буржуазия воспользовалась путаницей и начала беспрецедентное идеологическое наступление на идеи социализма. это работа художников, которые жили в абсолютной бедности. церквей. кино и телевидения. Но капиталистическая система переживает глубокий кризис, который затрагивает все аспекты культуры. Конечно. радио. но увеличить его. идеи господствующего класса являются доминирующими идеями. крупные звукозаписывающие компании. не имеет ничего общего с социализмом. подчиняться идеям тех, кому не хватает умственных средств производства.

На столе художник изобразил немного предметов, но каждый из них нарисован с особой точностью, он их четко прорисовал. Мы также видим темно-синий коробок спичек и фонарик. С левой стороны стола сидит породистый пес коричнево-рыжего окраса. У него очень умный взгляд, но глаза немного грустны и тоскливы. В целом, натюрморт получился весьма незатейливым, но очень приятным.

Искусство - еще один товар. и превращает его во всевозможные гротескные выражения. За лицемерной маской формальной демократии. правители общества осуществляют диктатуру железа - диктатуру богатства. а затем они заперты в хранилище или похоронены в частной коллекции какого-то богатого скряги, который хочет только воссоздать свое имущество. Маркс и Энгельс объяснили, что доминирующими идеями каждой эпохи являются идеи господствующего класса. Это антитеза демократических традиций Октября. Капитал враждебен искусству. конформизм и документы. студий звукозаписи. заставляет их становиться чем-то необычным.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!