Петровские ворота Петропавловской крепости: описание, фото. Парадный вход в крепость

Александра Невского по праву называют одним из величайших полководцев. Он - символ воинской доблести и славы. А также небесный покровитель Санкт-Петербурга.

Бронзовая скульптура Александра Невского возвышается сегодня на гранитном постаменте и обращена в одну сторону со всадником медным, будто совершая единый поход. Об истории создания скульптуры Лидия Виэльба.

ЛИДИЯ ВИЭЛЬБА, корреспондент:

«Сегодня Петербург не представить без бронзовой фигуры Александра Невского в воинских доспехах. Это пятый конный памятник в Петербурге. Кажется, он стоял здесь всегда, с момента, как на площади появился мужской монастырь - Свято-Троицкая Лавра, названная именем великого князя».

— Если бы его не было, было бы как-то пусто!
— Напоминание петербуржцам, что нас охраняет такой великий полководец.
— На фоне ансамбля считаю вписался.

На самом деле о выборе места спорят до сих пор. Увековечить память полководца хотели еще в начале ХХ века. Но устанавливать светский монумент воину рядом с духовной обителью тогда считали кощунством.

Спустя век этические разногласия утихли. Но образ князя не понравился автолюбителям. За указующий жест его окрестили «Регулировщиком».

НАДЕЖДА ЕФРЕМОВА, старший научный сотрудник музея городской скульптуры:

«Были случаи, когда не справлялись с управлением, влетали в ограду. Конечно, он живет вместе с большим городом».

Бронзовому полководцу всего 15 лет. Его создатель Валентин Казенюк после победы в конкурсе лучших проектов написал: «Если поставлю памятник на площади перед Лаврой, то на следующий день могу умирать».

Он ушёл из жизни раньше. И доверил завершить образ, над которым работал тридцать лет, ученику Александру Пальмину.

Скульптор хорошо помнит жаркое лето 1999, когда глина высыхала и рассыпалась прямо в руках. Что говорить о пятиметровой фигуре. В своей мастерской он развенчивает миф, будто в барельефах есть частичка мощей святого благоверного князя.

АЛЕКСАНДР ПАЛЬМИН,

«Я сам узнал об этом случайно, мне задали вопрос: «Правда ли там частички?» На счет частичек мощей я не знаю, насчет частицы моей души - в этом памятнике точно есть, и Валентина Григорьевича».

9 мая 2002 года бронзовый всадник занял своё место на гранитном постаменте. На открытие приехали первые лица во главе губернатором Владимиром Яковлевым.

АЛЕКСАНДР ПАЛЬМИН, скульптор, соавтор памятника Александру Невскому:

«Это сделал Валентин Григорьевич Казенюк. Он сам сказал, что похож на тебя получился. Специально сделал помоложе, помужественнее, чтобы, не дай бог, сказали, что похож на меня, но тем не менее».

Есть в образе и другое безусловное сходство, которое сразу подметили ленинградцы. В лице воина увидели черты легендарного актера Николая Черкасова, который за роль в фильме «Александр Невский» удостоился ордена Ленина.

Барельефы на памятнике появились не сразу. Они украсили гранитный постамент спустя несколько лет. Александр Пальмин убежден: автор и учитель Валентин Казенюк идею бы поддержал.

ЛИДИЯ ВИЭЛЬБА, корреспондент:

«Тем более на одном из них - сцена битвы на Неве в 1240 году, когда новгородцы, возглавляемые великим князем, разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. После этого Александра Ярославича и стали называть Невским».

Трезини Д. А.

Петровские ворота - первые триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Этот памятник является частью Петровской куртины Петропавловской крепости . Петровские ворота являются единственным подобным сооружением, сохранившимся в Санкт-Петербурге со времени Петра I.

Осенью 1707 года Пётр I приказал: "В будущем 708 году ворота делать подобные Нарвским". Государь имел ввиду строительство въездных ворот в Санкт-Петербургскую крепость. За прототип были взяты ворота, которые были построены архитектором Доменико Трезини в Нарве. Ему же было поручено создание и этого памятника.

К лету 1708 года уже были готовы в кирпиче Меншиков и Головкин крепостные бастионы, куртина (стена) между ними. Проезд в стене также должен был быть сделан из камня. Большинство историков считает, что быстро найти строительный материал не получилось. А Пётр I требовал соорудить их быстро. Поэтому в 1708 году первые Петровские ворота были построены из дерева. Это опровергает К. В. Малиновский, который в книге "Санкт-Петербург XVIII века" объясняет такой "факт" лишь ошибкой в переводе немецкого текста. Он цитирует написанный лично Петром I документ: "В будущей 708-й год делать в Санктпитербурхе каменною работою... 4. Вороты делать подобны Нарвским и зделать оные в три года " [Цит. по: 2, с. 58, 59]. То есть и отводимый царём срок тоже свидетельствует о том, что Петровские ворота изначально строились из камня. Предположение об использовании дерева происходит от того, что из этого материала была выполнена фигура святого апостола Петра с двумя большими ключами в руке, установленная с наружной стороны ворот. Предположительно, её создал немецкий резчик Франц Людвиг Циглер.

Первое время ворота называли Верхними. Позже появились и Нижние - обращённые в сторону Васильевского острова. Первые Петровские ворота были украшены деревянными фигурами апостола Петра, двумя гениями Славы и стоящими на волютах аллегорическими статуями "Веры" и "Надежды". Справа от арки была укреплена железная доска с датой основания крепости. Именно из-за фигуры апостола Петра памятник и назвали Петровскими воротами.

4 апреля 1714 года Пётр I повелел изменить скульптурный декор Петровских ворот, что в 1716-1717 годах было исполнено Трезини. Высота и ширина памятника составили около 16 метров. Арка ворот даёт проход через всю толщину стены Петропавловской крепости.

В верхней части Петровских ворот размещён барельеф с изображением бога Саваофа, держащего в руке сферу - символ вселенской власти. Ниже расположен главных барельеф "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром". Это изображение в петровское время трактовалось не иначе, как низвержение шведского короля Карла XII Петром I. В центре барельефа можно увидеть церковь - первое здание Петропавловского собора. Находящаяся справа от неё фигура указывает на храм, лицу этой фигуры приданы черты лица Петра I. Ширина барельефа составляет 4,9 метра, высота - 3,35 метра. Первоначально заказ на отливку барельефов Трезини доверил Бартоломео Растрелли. Но Пётр I посчитал запросы этого скульптора слишком большими. Автором барельефа стал немецкий мастер-резчик Конрад Оснер. Он отлил его уже после смерти Петра I.

В нишах ворот по сторонам от арки стоят фигуры олицетворяющие мудрость (со змеёй и зеркалом) и власть (в воинских доспехах).

Над аркой укреплён свинцовый двуглавый орёл. В петровское время он являлся не только гербом России, но и служил символом победоносной русской армии. Считается, что первоначально орёл был деревянным, раскрашенным "под дуб". Историк К. В. Малиновский считает, что первая фигура орла были гипсовой. В книге "Санкт-Петербург XVIII века" он приводит ссылки на документы, согласно которым Канцелярия городовых дел выплачивала деньги "Ивану Прокофьеву с товарыщи четырём человеком у Петровских ворот в городе за починку двух фигур штукаторною работою, за подделку орла внов штукаторством " [Цит. по: 2, с. 107].

Двухглавый орёл из свинца был укреплён на Петровских воротах в августе 1720 года. Её вес более 86 пудов (немного более тонны). Автор двухглавого орла скульптор-литейщик Франсуа Вассу трудился над ним более года. В 1723 году художник Александр Захаров и позолотчик Иван Уваров покрасили фигуру в чёрный цвет и позолотили короны, скипетр, державу, детали щита.

Барельефы Петровских ворот Трезини задумывались свинцовыми. Их отливку он собирался осуществить в 1722 году, но спустя три года Трезини докладывал: "ежели оные басорлевы и фигуры ныне выливать из свинцу не будут то надобно вместо двух фигур у тех ворот стоячие в нишах которые деланы были с ысвестью и от морозов повредились вырезать деревянные и выкрасить и во оные ниши поставить до того времени как будут вылиты свинцовые " [там же]. К созданию деревянных статуй приступили в том же 1725 году. А в 1729 году на Петровские ворота установили не только готовые деревянные фигуры, но и деревянные же барельефы. То есть он их изготовления из свинца отказались окончательно.

В 1730 году резчиком Петром Фёдоровым были изготовлены деревянные барельефы украшающие волюты Петровских ворот.

В 1756 году часть скульптурных украшений Петровских ворот сгорела при пожаре.

Во время ленинградской блокады Петровские ворота были повреждены осколками снарядов. В 1951 году они были отреставрированы. По проекту архитекторов А. Л. Ротача и А. А. Кедринского были воссозданы утраченные детали скульптурного убранства памятника.


Источник Страницы Дата обращения
1) (Стр. 44-49) 19.02.2012 г. 14:42
2) 27.10.2013 г. 17:36

Борис Романов
глава книги "Мистические ритмы истории России" .

КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА МИРА и ВЕРОТЕРПИМОСТЬ
Известное определение “Петербург - культурная столица России” на самом деле глубоко содержательно исторически и может быть в историческом смысле расширено до формулы “Санкт-Петербург - культурная столица мира”! Ведь в нашем городе удивительным, порой загадочным и мистическим образом, но всегда в высшей степени гармонично и прекрасно представлена и сплавлена общим архитектурным ансамблем вся мировая история культуры, философии, религии: от древнего Египта, Эллады, Рима, древнерусского язычества (образы Всадника и Змеи), до христианства.
Общепризнано, что наш город всегда, - за исключением периода 1917-1991гг, 74-х лет (“срока Нострадамуса”) - был и остается самым веротерпимым городом России. Но веротерпимость имеет и свою изнанку: Петербург - это также город взлетов и падений ересей христианства, - гностицизма и масонов. Напомним, что именно со времен Петра I масонство расцвело пышным цветом “Ордена Шотландского чертополоха”.
История начала и строительства Санкт-Петербурга полна мистических совпадений как сама по себе, так и в ряду истории мировой культуры, и столиц мировой культуры: от Фив и Александрии, через Константинополь и Киев, - с роковыми зигзагами в Москву. Если говорить о мистике истории самого Петербурга, то, подобно тому, как апостол Петр, по предсказанию Спасителя, трижды отрекся от Него, так и Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград, и с 1991 года вновь Санкт-Петербург, город трех революций, трижды менял свое имя!

СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА
Сам Петр называл основанный им город “Парадизом” и “Северной Пальмирой”. В широком смысле в нашем современном понимании это соответственно “рай на земле” и “прекраснейший город мира”. Больше вряд ли скажет об этом нынешний “средний петербуржец”. Однако, Петр Великий был образованнее многих из нас. Загляните в энциклопедии, и вы узнаете, что “Парадиз” - авестийское (древнеиранское) место блаженства и успокоения духа (“паиридаэза”), а в самом изначальном смысле - царские охотничьи угодья в квадратной ограде. Такая ограда называлась еще “вара” - магическая защита от посягательств злых сил. Не случайно, наверное, и первые планы города расчерчивались по линейке: до сих пор у нас в городе почти нет “кривых” улиц!
Через греческое влияние слово “Парадиз” проникло в Европу сначала как образ архитектурного воплощения рая на земле - древние греки в IV-V в. до н.э. называли “Парадизами” поражавшие воображение дворцы древнеиранских царей. Пальмира - реальное существовавшее небольшое царство и город на границе Римской империи и Персии второго века до н.э. Оно процветало благодаря мудрому правлению царицы Зиновии, между прочим, покровительнице гермевтических, оккультных наук. Она окружила себя как римскими и греческими, так и персидскими мудрецами, приглашала в свое царство лучших архитекторов. Пальмира славилась в древнем мире своей ни с чем не сравнимой красотой и ученостью своих правителей.
Наконец, в первой половине XIX века, когда Николай I начал возводить в нашем городе Исаакиевский собор, воздвиг Александровскую колонну и привез гранитных сфинксов из древнеегипетских Фив, Петербург стали называть “Новыми Фивами”. Таким образом, названный во имя святого апостола Петра, наш город с самого начала впитал в себя и дух древнейшей религии монотеизма (единобожия) Авесты, и символа смешения всех культур и религий Европы и Азии, и тайных знаний, - Пальмиры, - и самого древнего истока “послепотопного” человечества, древнего Египта.

ПРОРОЧЕСТВО И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО СТАРЦА
Петр Великий начал возводить новую столицу по пророчеству и благословению причисленного затем к лику святых архиерея, воронежского старца Митрофания (1623-1703). Это благословение было получено Петром еще в молодые годы, при строительстве в Воронеже адмиралтейства и флота, перед вторым Азовским походом 1696 года: “Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу - великий город в честь святого Петра. Бог благославляет тебя на это. Казанская икона будет покровом города и всего народа. До тех пор, пока Казанская икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не вступит вражья нога”. Таковы были слова благословения епископа Митрофана.

иконa Казанской Божьей Матери - одной из самых чтимых святынь Православия.

Казанская икона Божией Матери в 1710 году была торжественно перенесена из Москвы в Петербург, а в 1904 выкрадена из Казанского собора. Через 13 лет вражья сила захватила не только Петроград, но вскоре и всю страну. Дальнейшая судьба той иконы загадочна. По некоторым данным, она попала в конце концов в португальскую Фатиму и только недавно (пару лет назад) была возвращена по соглашению Папы Римского и РПЦ.
Возвращаясь к епископу Митрофану, в 1696 год, - в Воронеже старец отказывался войти в построенный Петром дом до тех пор, пока тот не убрал с него все любимые им статуи языческих богов, - несмотря на все угрозы молодого царя. Перед смертью он принял схиму с именем Макария. Петр участвовал в выносе его тела и после погребения сказал: “Не осталось у меня другого такого святого старца” . Пророческие слова святителя были восприняты Петром как предначертанное ему свыше дело всей жизни, которое он претворял с непоколебимым упорством (В.Н.Авсеенко. История города С.-Петербурга. 1703-1903., репринт 1993). В 1832 году мощи старца Макария были обнаружены нетленными.
Однако, роковым образом все царственные правители города нарушали завет святого Митрофания-Макария не окружать себя и дворцы “языческими” статуями и символами. Да и можно ли себе представить Санкт-Петербург без десятков скульптур и сотен барельефов Посейдонов, Гермесов-Меркуриев, Афродит, наконец - без гранитных сфинксов? В этом смысле самым точным названием остается Северная Пальмира.

НИЗВЕРЖЕНИЕ СИМОНА ВОЛХВА
В христианской традиции все самые опасные ереси “язычества” против христианства связаны с именем Симона волхва. Его единственное изображение в нашем городе находится в Петропавловской крепости. Появился этот барельеф в первоначальном виде в 1707 году и был исполнен архитектором Доминико Трезини.

На аттике и фронтоне Петровских ворот при входе в крепость находится рельефное изображение библейского сюжета “Низвержение Симона волхва апостолом Петром”.
В 8-й главе “Деяний святых апостолов” повествуется о самарийском маге (волхве) Симоне, который сначала хотел стать учеником и воспреемником апостолов Христа, но при этом просил у них за все свои деньги купить дар благодати и способность самому подавать благодать Святого Духа, внешне выражавшейся в огненных светящихся явлениях и говорением на многих языках. После того, как апостол Петр отказал ему в этом и предложил покаяться в грехе помышления о получении дара Божьего за деньги, Симон покинул апостолов и затем (уже по апокрифическим преданиям), через много лет покорил Рим своими способностями творить чудеса, в том числе летать по воздуху “аки птица”. Апостол Петр в конце концов тоже оказался в Риме и там, по преданию, силою молитвы лишил Симона поддержки демонов, которые держали его в воздухе - Симон с великим шумом, на глазах изумленной толпы (и императора) был низвержен с высоты и рухнул на землю. Таков библейский сюжет.
Симон волхв считается родоначальником ереси гностицизма, - до сих пор главной антихристианской ереси; в Средние века возник термин “симония”, часто употребляемый для обозначения торговли церковными должностями, но также включающий в себя смысл получения благодати за деньги. Таковы, в самом кратком виде, необходимые нам сведения о Симоне волхве. Вот что рассказал об истории этого барельефа известный петербургский историк В.Никитин.
Цитата:
<<На барельефе Петровских ворот изображена крепость, стоящая на скале, слева и справа от нее - две толпы. Впереди левой группы несколько выделяется фигура коленопреклоненного человека с бородой, в простой одежде, творящего молитву. Симон волхв изображен как бородатый мужик в армяке, подпоясанном веревкой, летящий с высоты вниз головой в окружении демонов. В правой группе людей можно разглядеть фигуру безбородого древнеримского военачальника, взирающего на происходящее.
Так вот, в целом ряде публикаций, выступлений разных авторов по радио и ТВ об этой картине (барельефе) создается такая путаница, что не поймешь даже, кто где стоит и что делает? То в лице римского полководца видят черты Петра I, да еще нарекают его апостолом Петром, то в образе падающего волхва видят Карла XII (в армяке, перепоясанном веревкой!), то придумают еще что-то подобное. Но все комментарии сводятся к одному: барельеф якобы является аллегорией поражения Швеции в Северной войне, триумфом Петра I.

Тут ряд явных несоответствий. Прежде всего, христианский апостол не может быть одетым в доспехи римского воина и, с другой стороны, лицо этого воина на барельефе очень мало напоминает лицо русского царя. Но если даже кто-то считает, что напоминает, то возникает вопрос: почему тогда Трезини не придал внешнего сходства с королем Карлом фигуре Симона волхва? Почему не “побрил” его и не “одел” подобающим королю образом? Почему общий для всех христиан апостол (Петр) низвергает христианского короля? Карл XII не язычник и не демон, не кумир и не безбожник - тем более, не бородатый мужик в одежде простолюдина! Наконец, если уж Трезини хотел бы символизировать своим барельефом выход России к морю, то можно было использовать другой сюжет, например, из главы 12 тех же “Деяний”, где Ангел с мечом освобождает апостола Петра из темницы. Или сюжет из Ветхого завета о Самсоне, раздирающем пасть льву (Лев - герб королевства Швеция), - этот символ много лет спустя был использован в Петергофе.

Итак, что же означает этот сюжет на барельефе Петровских ворот? Конечно, апостол Петр изображен в виде молящегося коленопреклоненного человека впереди группы людей слева. А вот римский безбородый воин в толпе справа, это, скорее всего, символическая фигура стороннего наблюдателя: не иудея и не христианина, и, именно поэтому, она выделена из остальных. Ему, этому прагматичному европейцу, еще предстоит сделать выбор.
Ну а сюжет барельефа в целом, что он означает? Наверное, в него вложен более широкий смысл, чем еще только чаемая в 1707 году победа над Швецией, а именно - уверенность в том, что небесный покровитель города, апостол Петр низвергнет всех врагов России, в какие бы одежды они ни рядились. Врагов было много и тогда, и внешних, и внутренних. Наверное, чаяние победы над Карлом XII тоже руководило замыслом, но не ограничивалось только этим. Сейчас, в XXI веке, фигура низвергнутого Симона волхва и весь сюжет барельефа вызывают ассоциации скорее с историей России 1917-1991 года, и по настоящее время>>.

ТРИ АНГЕЛА НАД ГОРОДОМ
Подчеркнем, однако, что само название города и крестоносные ангелы на его шпилях вроде бы не оставляют сомнения в истинном христианском духе Санкт-Петербурга. Дух безупречен, но вот Душа города загадочна, порой становится темна и тяжело дышит наводнениями языческого бога Нептуна...
Золотой Ангел венчает шпиль Петропавловского собора.
Серебряный (посеребренный) установлен на куполе православной церкви Св.Екатерины на Васильевском острове. В годы Блокады был утрачен крест, и горожане называли его "ангел - пустые руки". В 2004 году годы он был снят для реставрации, и еще не восстановлен.
Ну и на вершине Александровской колонны (на Дворцовой площади) стоит, попирая змею, бронзовый Ангел.
****
http://proza.ru/2010/05/30/70
В 2011 г. опубликовано в одной из

Симон Волхв
Пол мужской
Занятие священник , Маги
Файлы на Викискладе

В дальнейшем покупка и продажа священства получит название симония - по имени Симона Волхва, который первым пытался купить благодатный дар священства у апостолов.

В других источниках

Дальнейшая судьба Симона известна из других источников (главным образом через Иринея и Ипполита, пользовавшихся не дошедшею до нас «Синтагмой » святого Иустина , земляка Симона). Из Самарии Симон прибыл в Тир , где на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там 10 лет женщину Елену и объявил её творческой мыслью (греч. έπινοια ) верховного Божества, родившего через неё архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Самого себя он выдавал за этого верховного Бога как являемого в прошедшем, настоящем и будущем (ό εστώς, στάς, στησόμενος).

Применяясь к христианским терминам, Симон Волхв объявил, что он есть «отец », «сын » и «дух святой » - три явления единого сверхнебесного (греч. ύπερουράνιος ) Бога: как отец он явился в Самарии в собственном лице Симона; как сын - в Иудее, в лице Иисуса, которого оставил перед распятием; как дух святой он будет просвещать язычников во всей вселенной. О нераздельной с ним мысли Божией он рассказывал, что созданные ей космические духи, движимые властолюбием и неведением, не захотели признавать её верховенства и, заключив её в оковы чувственно-телесного бытия, заставили последовательно переходить из одного женского тела в другое.

Она явилась, как гомеровская Елена , виновницей Троянской войны, а через 1000 лет очутилась проституткой в Тире, где Симон Волхв, следивший за всеми её превращениями, подобрал её, как добрый пастырь потерянную овцу. Известие о путешествии Симона в Рим и его успехах там совершенно правдоподобно, но эти успехи, конечно, не доходили до публичных почестей со стороны императора и сената, как сообщают церковные писатели, введённые в заблуждение ошибочным чтением надписи на одной статуе, посвящённой латинизованому семитическому божеству Semo Sancus . Псевдоклементины содержат много подробных, но недостоверных сведений о Симоне: о его долгом противоборстве с апостолом Петром в Кесарии и в Риме, о его неудачной попытке вознестись на небо и ещё более неудачной - воскреснуть из гроба, куда по его требованию ученики положили его живым, а через три дня нашли мертвым.

Смерть Симона Волхва

Основная тенденция при вымышленном изображении Симона в Клементинах - отождествление его с апостолом Павлом как «врагом Моисеева закона и лукавым извратителем истинного христианства». У исторического Симона как родоначальника гностики и апостола Павла была лишь та общая черта, что оба они, хотя в различных направлениях, решительно вывели религиозную мысль христиан из пределов современного им ортодоксального иудейства. Хотя Симон, несомненно, был причастен эллинистическому образованию, но прямая принадлежность ему теософского сочинения «Великое изъяснение» (греч. μεγάλη απόφασις ), откуда значительные отрывки приводятся у Ипполита, подвергается сомнению; во всяком случае достоверно, что это любопытное сочинение, при религиозно-мистическом содержании пропитанное философскими понятиями Гераклита , Эмпедокла , Аристотеля и стоиков , вышло из среды ближайших последователей Симона.

Абсолютное начало всего возможного и действительного автор «Великого изъяснения» обозначает как двойственный огонь - скрытый и явный (греч. πϋρ διπλουν - το μέν τι κρυπτόν, το δέ τι φανερον ); первый скрывается во втором, второй возникает из первого. Помимо метафорического названия сверхнебесного огня (греч. το πύρ ύπερουράνιον ), абсолютное начало Симона обозначается и философски посредством аристотелевых понятий δύναμις и ερέργεια (потенция и акт). Первый акт абсолютного начала есть всеобъемлющая мысль (греч. επινοια ), мысленно рождая которую абсолютное определяется как ум и отец.

Первая чета (греч. συζυγία ) - ум и мысль, обращаясь внутренне на себя, развиваются в две другие: звук и название, рассудок и вожделение. Скрывающееся в этих «шести корнях бытия» единое абсолютное первоначало само по себе есть невидимая сила, непостижимое молчание (греч. δύναμις σιγή αορατος, άκαταληπτος ); в своей чистой потенциальности, как нераскрывшийся зачаток или точка бытия, оно есть по преимуществу малое (греч. το μικρόν ); но, будучи таковым лишь для видимости, оно становится великим, определяясь в себе как ум и мысль и вечно выводя из себя все дальнейшие определения мира умопостигаемого - а эго мысленно великое становится беспредельным в явлениях реального мира, который развивается по той же схеме активно-пассивных, мужеско-женских сочетаний, как и мир умопостигаемый.

Первой сизигии (уму и мысли) соответствуют здесь небо и земля, второй (звуку и названию) - солнце и луна, третьей (рассудку и вожделению) - воздух и вода. Единый подлинный деятель и двигатель всего этого логического и физического процесса есть то же самое абсолютное начало в своей являемости, или «явный огонь», великая творческая сила, «изображающаяся» во всем видимом и невидимом - тот έστώς οτάς, στησόμενος, с которым отождествлял себя Симон. В «Великом изъяснении» этот актуальный сущий (греч. ών ) бог представлен говорящим предвечной или предсуществующей (греч. προυπάρχουσα ) силе божества (абсолютному первоначалу как таковому): «Я и ты - одно, прежде меня - ты, то, что за тобой, - я». Этот «второй бог» - или всецелая действительность абсолютного - называется также седьмой силой, как завершение всех дел, исходящих из семи корней бытия в горнем и дольнем мире. Между этим умозрением и мистическим романом ума и мысли - Симона и Елены - нельзя установить прямой связи, вероятно потому, что «Великое изъяснение» не дошло до нас в полном виде. Из последователей Симона и Елены церковные историки не называют крупных имен; непосредственно за Симоном выступает

Category: Любопытный Петербург Tags:

Петровские ворота – «парадный вход» в крепость, самые первые и вначале единственные ворота Петропавловской крепости, – находятся в Петровской куртине (стене) между Государевым и Меншиковым бастионами. Построены в 1708-1717 годах Доменико Трезини в виде триумфальной (победной) арки в честь освобождения от неприятеля берегов Невы. По обеим сторонам арки в нишах помещены статуи, созданные французским скульптором Николя Пинó. Слева – Афина в образе Полиады, покровительницы городов. В руке у неё – змея (символ мудрости) и зеркало, с помощью которого богиня может видеть даже то, что происходит у неё за спиной. Справа – тоже Афина, но уже в образе Паллады, справедливой победоносной воительницы в воинских доспехах. На её шлеме – саламандра, символ непобедимости. Ворота украшены свинцовым двуглавым орлом работы французского скульптора Франсуá Вассý (1720 год) и деревянным барельефом.


Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (выпуск 67 – Петропавловская крепость)

Category: Любопытный Петербург Tags:

Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Кондрата Оснера на Петровских воротах. Согласно новозаветному мифу Симон с помощью демонов поднялся к облакам и возомнил себя повелителем мира. Апостол Пётр разогнал демонов и низверг самозванца. Как несложно догадаться, самонадеянный Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, а апостол Пётр – с Петром I. В центре композиции – первое здание Петропавловского собора, справа от которого угадывается фигура самого императора. Общее руководство строительством крепости в 1703-1705 годах осуществлял немецкий военный инженер Вильгельм Киршенштейн. В 1706 году началась перестройка крепости в камне по проекту французского инженера Жозéфа Ламбéра и итальянского архитектора Домéнико Трезини. В 1727 году надзор за строительством крепости был поручен военному инженеру немецкого происхождения, будущему российскому генерал-фельдмаршалу Христофору Миниху.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!