Пираты, корсары. Пираты

Все пиратские корабли независимо от размеров и происхождения в той или иной степени удовлетворяли определенным требованиям. Прежде всего, пиратский корабль должен был иметь достаточную мореходность, так как часто ему приходилось переносить штормы в открытом океане.

Немного про корабли!

Так называемый "золотой век пиратства" (1690-1730) отмечен особой пиратской активностью в Карибском море, на атлантическом побережье Северной Америки, западном побережье Африки и в Индийском океане. Первые два из перечисленных районов славятся частыми ураганами, сезон которых продолжается с июня по ноябрь, достигая пика в августе-сентябре. В начале XVII века моряки уже хорошо знали о существовании сезона ураганов на Атлантике и о том, что эти ураганы зарождаются у западноафриканского побережья. Мореплаватели научились предсказывать приближающийся ураган. Зная о приближении шторма, капитан корабля мог попытаться уйти от него или найти укрытие. Ветер, дующий со скоростью более 150 км/ч, наносил катастрофические разрушения на берегу и топил корабли на протяжении столетий. Для пиратов, которым дорога в большинство портов была закрыта, штормы представляли особую угрозу. Их корабли должны были отличаться особой остойчивостью и выдерживать любой шторм. Обязательными атрибутами пиратского корабля являлись комплект штормовых парусов, прочный корпус, надежные насосы для откачивания воды из трюма и опытный экипаж. Для пиратов ураганы имели и положительную сторону, так как они повреждали другие суда, делая их беззащитными. Пират Генри Дженнингс начал свою карьеру, грабя выброшенные на берег ураганом 1715 года испанские галеоны. В Индийском океане не меньшую опасность представляли тропические циклоны, которые в западной части Тихого океана известны под названием тайфунов. На севере Индийского океана тропические циклоны свирепствуют с мая по ноябрь, тогда как дальше к югу сезон циклонов приходится на период с декабря по март. Метеорологи в среднем за год отмечают 85 ураганов, тайфунов и тропических циклонов. По-видимому, в годы "золотого века пиратства" это число было примерно тем же. Ураганы и тайфуны опасны даже для современных кораблей. Насколько же они были опасны для парусных "суденышек", лишенных возможности получить штормовое предупреждение по радио! Добавьте к этому постоянный риск атлантических штормов и волнения в районе мыса Доброй Надежды... Интересно, что в те времена трансатлантические переходы (и кругосветные плавания!) часто совершали шлюпы и даже еще меньшие по размеру суда, которые в наши дни используются только для прибрежного рыболовства (имеются в виду суда такого же размера). Например, Бартоломью Робертс несколько раз пересекал Атлантику, а также ходил вдоль побережья Нового Света от Бразилии до Ньюфаундленда. Нагрузка на деревянный корпус судна во время длительного плавания совместима с кратковременной нагрузкой во время шторма. Проблему еще усугубляет постоянное обрастание днища водорослями и ракушками, которые серьезно ухудшают ходовые качества судна. Сильно обросший парусный корабль не может развить скорость более трех-четырех узлов. Поэтому очень важно периодически очищать днище корабля. Но если в распоряжении военных и купцов имелись верфи в портовых городах, то пиратам приходилось очищать днище своих судов тайком, укрываясь в укромных бухтах и речных устьях. Очистка днища (кренгование, килевание) небольшого корабля (шлюпа или брига) обычно занимала неделю. Более крупные корабли требовали пропорционально большего времени на эту операцию. Во время кренгования корабль был уязвим для атаки и случаи нападения на пиратские корабли, находившиеся в подобном положении, известны. Кораблю также угрожают черви-древоточцы. Воды Карибского моря наиболее заражены древоточцами, поэтому деревянные корабли, плавающие в этом регионе, ветшают быстрее других. Испанцы придерживались правила, согласно которому корабль, совершающий регулярные рейсы в район Карибского моря, не может прослужить дольше десяти лет, даже если принимать меры для защиты корпуса. Надо заметить, что проблема долговечности корабля перед пиратами никогда не вставала, потому что даже самые удачливые из них, вроде Бартоломью Робертса, редко когда действовали более двух лет. Большие корабли лучше подходили для плавания через Атлантику, но требовали большего времени для кренгования. Гораздо проще очистить днище у небольшого корабля. Небольшие корабли имеют мелкую осадку, что позволяет им увереннее ходить в прибрежных водах, а также заплывать в устья рек, на песчаные отмели и во внутренние воды. В 1715 году губернатор Нью-Йорка Хантер написал в Лондон следующие строки: "Побережье кишит каперами, которые, пользуясь возможностью плавания на веслах по мелководью, уходят от кораблей Его Величества". Губернатор потребовал в свое распоряжение флотилию шлюпов, способных бороться с пиратами на мелководье в районе Лонг-Айленда и в устье Гудзона.
Другим обязательным требованием к пиратскому кораблю была высокая скорость. Существует математическая формула, определяющая соотношение между размером судна, формой корпуса и числом парусов, какие может нести корабль. Теоретически, большой корабль может нести больше парусов, но его корпус обладает и большим водоизмещением. Большая площадь парусов положительно сказывается на скорости, тогда как большое водоизмещение, наоборот, ограничивает ее. У малых судов, таких как бригантина, небольшая парусность, но соотношение площади парусов к водоизмещению больше, чем у кораблей с прямым парусным вооружением, что дает им преимущество в скорости. Небольшие узкие и мелкосидящие суда, вроде шлюпов и шхун имеют облагороженную гидродинамику, что также увеличивает скорость хода. Хотя скорость определяется по сложному уравнению третьей степени, основные причины, определяющие ее, хорошо известны. Пиратские корабли, как правило, были быстрее торговых судов с прямым парусным вооружением. Пираты ценили некоторые типы судов именно за их быстроходность. Так, особой популярностью среди пиратов пользовались одномачтовые шлюпы, построенные на Ямайке или Бермудских островах.
На скорость корабля влияют и такие факторы, которые с трудом поддаются математическому выражению. Про обрастание днища мы уже говорили. Пиратам требовалось регулярно килевать свои корабли, так как для них представлял важность каждый дополнительный узел скорости. Некоторые типы кораблей лучше шли при определенных ветрах. Например, корабли с гафельными парусами могли держаться круче к ветру, чем корабли с прямыми парусами, латинский парус особенно хорош при боковом ветре, но мало помогает при попутном. Но важнее всего был опыт капитана и квалификация команды. Опытные матросы могут выжать дополнительный узел скорости, зная особенности своего судна. При прочих равных условиях опытный экипаж обязательно переиграет противника. Когда в 1718 г. корабли королевского флота отправились в сторону Багамских островов на перехват Чарльза Вэйна, пират благодаря своему мастерству и качествам корабля смог оторваться от преследователей. По свидетельству одного из английских офицеров, Вэйн делал два фута, когда королевские корабли делали один. Наконец, важным для пиратского корабля было адекватное вооружение. Чем больше пушек несет корабль, тем больше его водоизмещение, тем ниже скорость. Для успешного пирата добыть пушки не составляло проблемы. Их можно было найти на любом судне, взятом на абордаж. Пираты избегали решать морской бой артиллерийской дуэлью, так как не хотели повреждать корпус трофея. Тем не менее, удивительно узнать, что пираты старались как можно сильнее вооружить свои корабли, иногда превращая их в настоящие плавучие батареи. Все это делалось исключительно на случай встречи с боевыми кораблями. Большие корабли могут нести больше пушек и представляют собой более удобную боевую платформу. О вооружении пиратских кораблей мы подробнее расскажем ниже. Сейчас лишь заметим, что пираты по-разному находили баланс между вооружением, скоростью и мореходностью своих кораблей. Если некоторые предпочитали маленькие быстроходные шлюпы с минимумом вооружения, другие старались обзавестись большими кораблями, способными нести внушительное артиллерийское и парусное вооружение.

Бартоломью Робертс (1682-1722).

Этот пират являлся одним из самых успешных и удачливых в истории. Считается, что Робертс смог захватить более четырех сотен судов. При этом стоимость добычи пирата составила более 50 миллионов фунтов стерлингов. И таких результатов пират достиг всего за два с половиной года. Бартоломью был необычным пиратом - он был просвещенным и обожал модно одеваться. Робертса часто видели в бордовом жилете и бриджах, он носил шляпу с красным пером, а на груди его висела золотая цепь с алмазным крестом. Пират вовсе не злоупотреблял алкоголем, как это было принято в этой среде. Более того, он даже наказывал за пьянство своих матросов. Можно сказать, что именно Бартоломью, которого прозвали «Черный Барт» и был самым успешным в истории пиратом. К тому же он в отличие от Генри Моргана с властями никогда не сотрудничал. А появился на свет знаменитый пират в Южном Уэльсе. Его морская карьера началась с должности третьего помощника капитана на работорговом судне. В обязанности Робертса входил присмотр за «грузом» и его сохранностью. Однако после попадания в плен к пиратам сам моряк побывал в роли раба. Тем не менее молодой европеец смог понравиться захватившему его капитану Хауэллу Дэвису и тот принял его в свой экипаж. А в июне 1719 года после смерти вожака ватаги при штурме форта именно Робертс возглавил команду. Он сразу же захватил злосчастный город Принсипе на побережье Гвинеи и сравнял его с лицом земли. После выхода в море пират быстро захватил несколько торговых кораблей. Однако добыча у африканского побережья была скудной, вот почему в начале 1720 года Робертс направился в Карибское море. Слава удачливого пирата обогнала его, и торговые суда уже шарахались при виде корабля Черного Барта. На севере Робертс выгодно продал африканские товары. Все лето 1720 года ему сопутствовала удача - пират захватил множество кораблей, 22 из них прямо в бухтах. Однако даже занимаясь разбоем, Черный Барт оставался набожным человеком. Он даже успевал много молиться в перерывах между убийствами и грабежами. А ведь именно этот пират придумал жестокую казнь с помощью доски, перекинутой за борт корабля. Команда настолько любила своего капитана, что готова была идти за ним хоть на край света. А объяснение было простое - Робертсу отчаянно везло. В разное время он управлял от 7 до 20 пиратскими суднами. В командах были беглые преступники и рабы самых разных национальностей, называвшие себя «Палатой Лордов». А имя Черного Барта внушало ужас всей Атлантике.

Генри Морган (1635-1688)

Генри Морган стал самым известным в мире пиратом, пользующимся своеобразной славой. Этот человек прославился даже не столько своими корсарскими подвигами, сколько деятельностью в качестве полководца и политика. Главной заслугой Моргана стала помощь Англии в захвате контроля над всем Карибским морем. Еще с самого детства Генри был непоседой, что и сказалось в его взрослой жизни. За короткий срок он успел побывать рабом, собрать собственную банду головорезов и получить свое первый корабль. Попутно было ограблено множество людей. Находясь на службе королевы, Морган направил свою энергию на разорение испанских колоний, это у него отменно получалось. В итоге имя активного моряка узнали все. Но тут пират неожиданно решил остепениться - он женился, купил домик… Однако буйный нрав взял свое, к тому же на досуге Генри осознал, что значительно выгоднее захватывать прибрежные города, чем просто грабить морские суда. Однажды Морган применил хитрый ход. На подходе к одному из городов он взял большой корабль и начинил до верха его порохом, отправив к испанскому порту в сумерках. Огромный взрыв привел к такой суматохе, что оборонять город было просто некому. Так был взят город, а местный флот уничтожен, благодаря хитрости Моргана. Штурмуя Панаму, полководец решил атаковать город с суши, пустив армию в обход города. В результате маневр удался, крепость пала. Последние годы жизни Морган провел в статусе вице-губернатора Ямайки. Вся его жизнь прошла в бешенном пиратском темпе, со всеми подобающими занятию прелестями в виде алкоголя. Победил бравого моряка лишь ром - он умер от цирроза печени и был похоронен как дворянин. Правда, море забрало его прах - кладбище после землетрясения погрузилось в море.

Френсис Дрейк (1540-1596)

Френсис Дрейк родился в Англии, в семье священника. Морскую карьеру молодой человек начал юнгой на небольшом торговом судне. Там-то смышленый и наблюдательный Френсис и постиг искусство мореплавания. Уже в 18 лет он получил под командование свой собственный корабль, который достался ему от старого капитана. В те времена королева благословляла пиратские набеги, лишь бы они были направлены против врагов Англии. Во времена одного из таких плаваний Дрейк попал в западню, но, несмотря на гибель 5 других английских кораблей, сумел спасти свое судно. Пират быстро прославился своей жестокостью, да и фортуна его полюбила. Пытаясь отомстить испанцам, Дрейк начинает вести против них свою собственную войну - грабит их суда, города. В 1572 году он сумел захватить "Серебряный караван", перевозивший более 30 тонн серебра, что сразу же сделало пирата богатым. Интересной чертой Дрейка стал тот факт, что он не только стремился побольше награбить, но и побывать в неизведанных прежде местах. В итоге множество мореходов исполнилось благодарности Дрейку за его работу по уточнению и исправлению карты мира. С позволения королевы пират отправился в секретную экспедицию в Южную Америку, с официальной версией исследования Австралии. Экспедиция принесла большой успех. Дрейк так хитроумно маневрировал, избегая ловушек врагов, что сумел совершить кругосветное путешествие по дороге домой. По пути он атаковал испанские поселения в Южной Америке, обогнул Африку и привез на родину клубни картофеля. Общая прибыль от похода была невиданной - более полумиллиона фунтов стерлингов. Тогда это вдвое превышало бюджет всей страны. В итоге прямо на борту корабля Дрейк был посвящен в рыцари - беспрецедентный случай, которому нет аналогов в истории. Апогей величия пирата пришелся на конец 16 века, когда он поучаствовал в качестве адмирала в разгроме Непобедимой армады. В дальнейшем удача отвернулась от пирата, во время одного из последующих плаваний к американским берегам он заболел тропической лихорадкой и умер.

Эдвард Тич (1680-1718)

Эдвард Тич более известен своим прозвищем Черная Борода. Именно из-за этого внешнего атрибута Тича считали жутким извергом. Первые упоминания о деятельности этого корсара относятся лишь к 1717 году, чем занимался англичанин до этого, осталось неизвестным. По косвенным признакам можно догадываться, что он был солдатом, но дезертировал и стал флибустьером. Тогда он уже пиратствовал, нагоняя ужас на людей своей бородой, закрывавшей практически все лицо. Тич был очень смел и отважен, чем вызвал уважение у других пиратов. В свою бороду он вплетал фитили, которые, дымясь, наводили ужас на противников. В 1716 году Эдвард получил в командование свой шлюп, чтобы проводить каперские операции против французов. Вскоре Тич захватил более крупный корабль и сделал его своим флагманом, переименовав в "Месть королевы Анны". Пират в это время действует в районе Ямайки, грабя всех подряд и набирая новых подручных. К началу 1718 года под началом Тича уже 300 человек. За год же он сумел захватить более 40 судов. Все пираты знали, что бородач на каком-то из необитаемых островов прячет клад, но так и никто и не узнал где именно. Бесчинства пирата против англичан и грабеж им колоний вынудили власти объявить охоту за Черной бородой. Была объявлена внушительная награда и был нанят лейтенант Мейнард, который выслеживал Тича. В ноябре 1718 года пират был настигнут властями и в ходе битвы был убит. Голова Тича была отрублена, а тело подвешено на рее.

Уильям Кидд (1645-1701).

Уильям Кидд Родившись в Шотландии неподалеку от доков, будущий пират с детства решил связать свою судьбу с морем. В 1688 году Кидд, являясь простым матросом, выжил в кораблекрушении около Гаити и вынужден был стать пиратом. В 1689 году, предав своих соратников, Уильям завладел фрегатом, назвав его "Благословенный Уильям". С помощью каперского патента Кидд поучаствовал в войне против французов. Зимой же 1690 года его покинула часть команды, и Кидд решил остепениться. Он женился на богатой вдове, приняв во владение земли и имущество. Но сердце пирата требовало приключений и вот, спустя 5 лет он уже снова капитан. Мощный фрегат "Отважный" призван был грабить, однако только французов. Ведь экспедиция была спонсирована государством, которому не нужны были лишние политические скандалы. Однако матросы, видя скудность прибыли, периодически поднимали бунт. Не спас ситуацию и захват богатого судна с французскими товарами. Спасаясь от своих бывших подчиненных, Кидд сдался в руки английских властей. Пират был отвезен в Лондон, где быстро стал разменной монетой в борьбе политических партий. По обвинению в пиратстве и убийстве судового офицера (который был зачинщиком мятежа) Кидда приговорили к смертной казни. В 1701 году пират был повешен, а его тело провисело в железной клетке над Темзой 23 года, как предупреждение корсарам о неминуемой каре.

Мэри Рид (1685-1721).

Мэри Рид уже с самого детства девочку переодевали в одежду мальчика. Так мать пыталась скрыть гибель рано умершего сына. В 15 лет Мэри пошла служить в армию. В боях во Фландрии она под именем Марк проявила чудеса храбрости, но продвижения так и не дождалась. Тогда женщина решила податься в кавалерию, где влюбилась в своего сослуживца. После окончания боевых действий пара поженилась. Однако счастье не было долгим, муж неожиданно умер, Мэри, переодевшись в мужскую одежду, стала матросом. Корабль попал в руки пиратов, женщина была вынуждена к ним присоединиться, сожительствуя с капитаном. В бою Мэри носила мужскую форму, участвуя в стычках наравне со всеми. Со временем женщина влюбилась в ремесленника, помогавшего пиратом. Они даже заключили брак и собирались покончить с прошлым. Но и тут счастье не продлилось долго. Беременная Рид была поймана властями. Когда ее вместе с другими пиратами поймали, она сказала, что совершала грабежи против своей воли. Однако другие пираты показали, что не было никого решительнее Мэри Рид в деле грабежа судов и абордажа. Суд не решился повесить беременную женщину, она терпеливо дожидалась своей участи в тюрьме Ямайки, не боясь позорной смерти. Но сильная лихорадка прикончила ее раньше.

Бонни Энн (1690 -?)

Бонни Энн одна из наиболее известных женщин-пиратов. Родилась в Ирландии в семье богатого адвоката Уильяма Кормака. Детство ее прошло в Южной Каролине, куда перебралась семья, когда отец Энн купил плантацию. Довольно рано вышла замуж за простого матроса Джеймса Бонни с которым и сбежала в поисках приключений. Потом Энн Бонни связалась с известным пиратом Джеком Рэкхэмом. Она стала плавать на его корабле и участвовать в пиратских набегах. Во время одного из таких рейдов, Энн познакомилась с Мэри Рид. , после чего они продолжили заниматься морским разбоем совместно. Неизвестно точно, сколько жизней загубила избалованная дочь экс-адвоката, но в 1720 г. корабль пиратов попал в засаду, после чего всех разбойников ждала виселица. Однако к тому времени Энн уже была беременна, весьма кстати подоспело вмешательство богатого папочки, так что в итоге пиратке удалось избежать заслуженной виселицы и даже выйти на свободу. Дальше ее следы теряются. Вообще же, пример Энн Бонни интересен, как редкий в те времена случай, когда женщина бралась за сугубо мужское ремесло.

Чжэн Ши (1785-1844)

Чжэн Ши (1785-1844) считается одной из наиболее удачливых пиратов. О масштабности ее действий скажут те факты, что она командовала флотом в 2000 судов, на которых служило более 70 тысяч матросов. 16-летняя проститутка "мадам Цзин" вышла замуж за знаменитого пирата Чжэн И. После его смерти в 1807 году вдова унаследовала пиратский флот в 400 судов. Корсары не только атаковали торговые суда у побережья Китая, но и заплывали глубоко в устья рек, разоряя прибрежные поселения. Император был настолько удивлен действиями пиратов, что направил против них свой флот, однако это не возымело значительных последствий. Ключом к успеху Чжэн Ши стала установленная ею на судах строжайшая дисциплина. Она положила конец традиционным пиратским свободам - грабеж союзников и изнасилования пленных карались смертной казнью. Однако в результате предательства одного из своих капитанов, женщина-пират в 1810 году вынуждена была заключить перемирие с властями. Дальнейшая ее карьера проходила в качестве содержательницы публичного дома и притона для азартных игр. История женщины-пирата нашла отражение в литературе и кино, о ней ходит множество легенд.

Уильям Дампир (1651-1715)

Уильям Дампир часто именуется не просто пиратом, но и к тому же ученым. Ведь он совершил целых три кругосветных плавания, открыв в Тихом океане множество островов. Рано осиротев, Уильям выбрал морскую стезю. Сперва он принимал участие в торговых плаваниях, а затем успел и повоевать. В 1674 году англичанин попал на Ямайку в качестве торгового агента, однако карьера в таком качестве не задалась, и Дампир вынужден был снова стать моряком торгового судна. Изучив Карибский бассейн, Уильям осел на берегу Мексиканского залива, на побережье Юкатана. Здесь он нашел друзей в виде беглых рабов и флибустьеров. Дальнейшая жизнь Дампира происходила в идее путешествий по Центральной Америке, грабеже испанских поселений на суше и на море. Он плавал в водах Чили, Панамы, Новой Испании. Дампир почти сразу же начал вести заметки о своих приключениях. В итоге в 1697 году вышла его книга "Новое путешествие вокруг света", сделавшая его знаменитым. Дампир стал вхож в самые престижные дома Лондона, поступил на королевскую службу и продолжил исследования, написав новую книгу. Однако в 1703 году на английском корабле Дампир продолжил ряд грабежей испанских судов и поселений в районе Панамы. В 1708-1710 году он принял участие в качестве штурмана корсарской кругосветной экспедиции. Труды пирата-ученого оказались настолько ценны для науки, что его принято считать одним из отцов современной океанографии.

Эдвард Лау (1690-1724)

Эдвард Лау также известен как Нед Лау. Большую часть жизни этот человек промышлял мелким воровством. В 1719 году его жена умерла при родах, и Эдвард понял, что отныне его ничто не привязывает к дому. Спустя 2 года он стал пиратом, орудующим около Азорских островов, Новой Англии и в Карибском море. Это время считается закатом века пиратства, однако Лау прославился тем, что за короткое время сумел захватить более ста кораблей, проявив при этом редкостную кровожадность.

Арудж Барбаросса (1473-1518)

Арудж Барбаросса (1473-1518) стал пиратом в 16 лет, после того как турки захватили его родной остров Лесбос. Уже в 20 лет Барбаросса стал беспощадным и отважным корсаром. Бежав из плена, он вскоре захватил себе корабль, став предводителем. Арудж заключил договор с властями Туниса, которые разрешили ему организовать на одном из островов базу в обмен на долю добычи. В итоге пиратский флот Аруджа затерроризировал все средиземноморские порты. Ввязавшись в политику, Арудж стал в итоге владыкой Алжира под именем Барбароссы. Однако борьба с испанцами не принесла удачи султану - он был убит. Его дело продолжил младший брат, известный под именем Барбаросс Второго.

Джек Рэкхем (1682-1720).

Джек Рэкхем а у этого знаменитого пирата было прозвище Калико Джек. Дело в том, что он обожал носить штаны «калико», которые привозили из Индии. И хотя этот пират не был самым жестоким или самым удачливым, он сумел прославиться. Дело в том, что в команде Рэкхема было сразу две женщины, переодетых в мужскую одежду - Мэри Рид и Энн Бони. Обе они являлись любовницами пирата. Благодаря этому факту, а также смелости и отваге его дам, прославилась и команда Рэкхема. Но удача изменила ему, когда в 1720 году его судно встретилось с кораблем губернатора Ямайки. На тот момент вся команда пиратов была мертвецки пьяной. Чтобы уйти от преследования, Рэкхем приказал перерубить якорь. Однако военные смогли его догнать и взять после короткой схватки. Капитана пиратов вместе со всей его командой повесили на Ямайке, в Порт-Рояле. Перед самой смертью Рэкхем попросил о свидании с Энн Бони. Но та сама отказала ему в этом, заявив, что если бы пират сражался, как мужчина, то не умер бы, как собака. Говорят, что именно Джон Рэкхем является автором знаменитого пиратского символа - черепа с костями, «Веселого Роджера». Жан Лафит (?-1826). Этот знаменитый корсар являлся еще и контрабандистом. С молчаливого согласия правительства молодого американского государства он спокойно грабил корабли Англии и Испании в Мексиканском заливе. Расцвет же деятельности пирата пришелся на 1810-е годы. Неизвестно, где и когда именно родился Жан Лафит. Вполне возможно, что он был уроженцем Гаити и являлся тайным испанским агентом. Говорили, что Лафит знал побережье залива получше многих картографов. Было точно известно, что награбленное добро он сбывал через своего брата-торговца, жившего в Новом Орлеане. Лафиты нелегально поставляли рабов в южные штаты, зато благодаря их пушкам и людям американцы смогли победить англичан в 1815 году в битве за Новый Орлеан. В 1817 году пират под давлением властей обосновался на техасском острове Гальвестон, где даже основал собственное государство Кампече. Лафит продолжал все также поставлять рабов, используя для этого посредников. Но в 1821 году один из его капитанов самолично напал на плантацию в Луизиане. И хотя Лафит наказ наглеца, власти приказали ему затопить свои корабли и покинуть остров. У пирата осталось всего два корабля из некогда целого флота. Тогда Лафит с группой своих последователей обосновался на острове Исла-Мухерес около берегов Мексики. Но даже и тогда он не нападал на американские корабли. А после 1826 года о доблестном пирате информации не встречается. В самой же Луизиане до сих пор о капитане Лафите ходят легенды. А в городе Лейк-Чарльз даже проводятся в память о нем «дни контрабандистов». Именем пирата даже назван заповедник около побережья Баратарии. А в 1958 году Голливуд даже выпустил фильм о Лафите, его сыграл Юл Бриннер.

Томас Кэвендиш (1560-1592).

Томас Кэвендиш (1560-1592). Пираты не только грабили корабли, но и были смелыми путешественниками, открывая новые земли. В частности Кэвендиш являлся третьим по счету моряком, решившимся на кругосветное путешествие. Юность его прошла на английском флоте. Томас вел настолько бурную жизнь, что быстро спустил все доставшееся ему наследство. А в 1585 году он ушел со службы и отправился за своей долей добычи в богатую Америку. Вернулся на Родину он богатым. Легкие деньги и помощь фортуны заставили Кэвендиша выбрать именно путь пирата для завоевания славы и состояния. 22 июля 1586 года Томас во главе собственной флотилии отправился из Плимута в Сьерра-Леоне. Экспедиция ставила целью найти новые острова, изучить ветра и течения. Однако это не мешало заниматься параллельно и откровенным грабежом. На первой же остановке в Сьерра-Леоне Кэвендиш вместе со своими 70 матросами ограбил местные поселения. Удачное начало позволило капитану мечтать о грядущих подвигах. 7 января 1587 года Кэвендиш прошел через Магелланов пролив, а потом отправился на север вдоль побережья Чили. До него этим путем проходил только один европеец - Фрэнсис Дрейк. Испанцы контролировали эту часть Тихого океана, вообще называя ее Испанским озером. Слух об англичанах-пиратах заставил собраться гарнизоны. Но флотилия англичанина поистрепалась - Томас нашел тихую бухту для ремонта. Испанцы же не стали выжидать, найдя пиратов в ходе облавы. Однако англичане не только отбили атаку превосходящих сил, но и обратили их в бегство и тут же ограбили несколько соседних поселений. Дальше пошли уже два судна. 12 июня они достигли экватора и до ноября пираты поджидали «казначейский» корабль со всей выручкой мексиканских колоний. Упорство было вознаграждено, и англичане захватили множество золота и драгоценностей. Однако при дележе добычи пираты рассорились, и Кэвендиш остался уже с одним кораблем. С ним он отправился на запад, где разбоем добыл груз пряностей. 9 сентября 1588 года корабль Кэвендиша вернулся в Плимут. Пират не только стал одним из первых совершивших кругосветное плавание, но еще и сделал это очень быстро - за 2 года и 50 дней. К тому же с капитаном вернулось 50 человек его команды. Этот рекорд оказался настолько значительным, что продержался более двух веков.

Оливье (Франсуа) ле Вассер 1690-1730.

Оливье (Франсуа) ле Вассер стал самым известным французским пиратом. Он носил прозвище "Ла блюз", или "канюк". Благородного происхождения нормандский дворянин смог превратить остров Тортугу (ныне Гаити) в неприступную крепость флибустьеров. Первоначально ле Вассер был направлен на остров для защиты французских поселенцев, однако он быстро выгнал оттуда англичан (по другим источникам - испанцев) и стал вести собственную политику. Будучи талантливым инженером, француз спроектировал отлично укрепленную крепость. Ле Вассер выдавал флибустьером очень сомнительные документы на право охотиться за испанцами, забирая львиную долю добычи себе. По сути он стал главарем пиратов, не принимая прямого участия в боевых действиях. Когда в 1643 испанцы не смогли взять остров, с удивлением обнаружив укрепления, авторитет ле Вассера заметно вырос. Он окончательно отказался подчиняться французам и платить отчисления короне. Однако испортившийся характер, тирания и самодурство француза привели к тому, что в 1652 году его убили собственные друзья. По легенде ле Вассер собрал и спрятал самый огромный клад за все времена, стоимостью в 235 миллионов фунтов стерлингов на нынешние деньги. Информация о месте сокровища хранились в виде криптограммы на шее губернатора, но золото так и осталось не найденным.

Ничто так хорошо не воспринимается на слух как твердое, суровое и быстро запоминающееся имя пирата. Подавшись в морские разбойники люди часто меняли свои имена для того чтобы усложнить властям возможность их идентифицировать. У других смена имени носила исключительно символичный характер: новоиспеченные пираты осваивали не только новую деятельность, но и абсолютно новую жизнь, вход в которую некоторые предпочитали осуществлять с новым именем.

Помимо множества пиратских имен имеется также и немало узнаваемых пиратских прозвищ. Псевдонимы всегда были неотъемлемой частью бандитской культуры, и пираты в этом плане не были исключением. Мы расскажем о самых распространенных пиратских прозвищах, разберем их происхождение и приведем перечень самых популярных.

  • Черная Борода . Происхождение прозвища весьма тривиальное. имел густую черную бороду, и, согласно преданию, перед битвой он вплетал в нее горящие фитили, дым которых делал его похожим на самого дьявола из преисподней.
  • Ситцевый Джек . Прозвище пирата , так его окрестили за любовь к различным убранствам из ситцевой ткани.
  • Убийца испанцев . Именно так называли жестокого и безжалостного по отношению к испанцам известного .
  • Рыжий, Кровавый Генри . Два прозвища, принадлежавших знаменитому пирату . Первое прозвище имеет прямое отношение к цвету его волос, а второе – к его далеко не милосердным деяниям.
  • Джентльмен пиратов . Прозвище , данное ему ввиду его аристократического происхождения.
  • Стервятник . Прозвище французского пирата . Не до конца понятно, почему к нему пристала эта кличка, видимо, она как-никак лучше отображала его характер и норов.
  • Долговязый Джон . Пиратская кличка вымышленного пирата . Помимо этого прозвища он имел еще одно – Окорок .
  • Черный Корсар . Прозвище главного героя в одноименном романе Эмилио Сальгари.

Таковыми были прозвища самых известных настоящих и вымышленных пиратов. Если вам нужны уникальные тематические имена, то в игре Корсары Онлайн при создании персонажа в вашем распоряжении имеется генератор пиратских ников, можете попробовать подобрать себе что-то интересное.

Пиратские клички для вечеринки

Если вы устраиваете вечеринку в пиратском стиле и вам нужно как-то проименовать всех присутствующих, то список, представленный ниже, должен вам в этом помочь.

Пик морских разбоев пришёлся на XVII век, когда Мировой Океан был ареной борьбы между Испанией, Англией и некоторыми другими набирающими обороты европейскими колониальными державами. Чаще всего пираты зарабатывали на жизнь самостоятельными преступными грабежами, однако некоторые из них оказывались на государственной службе и целенаправленно наносили вред иностранному флоту. Ниже представлен список десяти самых известных пиратов в истории.

Уильям Кидд (22 января 1645 - 23 мая 1701) - шотландский моряк, который был осуждён и казнён за пиратство после возвращения из плавания в Индийский океан, где должен был охотиться на пиратов. Считается одним из самых жестоких и кровожадных морских разбойников семнадцатого века. Герой многих таинственных рассказов. Некоторые современные историки, например, сэр Корнелиус Нил Далтон, считают его пиратскую репутацию несправедливой.


Бартоломью Робертс (17 мая 1682 - 17 февраля 1722) - валлийский пират, который за два с половиной года ограбил около 200 кораблей (по другой версии 400 кораблей) в окрестностях Барбадоса и Мартиники. Известен, прежде всего, как противоположность традиционному образу пирата. Он всегда был хорошо одет, имел изысканные манеры, ненавидел пьянство и азартные игры, хорошо обходился с экипажем захваченных им кораблей. Был убит пушечной картечью во время боя с британским военным кораблём.


Чёрная Борода или Эдвард Тич (1680 - 22 ноября 1718) - английский пират, промышлявший в Карибском море в 1716–1718 годах. Ему нравилось вселять ужас в своих врагов. Во время битвы Тич вплетал в бороду зажигательные фитили и в клубах дыма, как сатана из ада, врывался в ряды противника. Из-за необычной внешности и эксцентричного поведения, история сделала его одним из самых известных пиратов, несмотря на то, что его «карьера» была довольно короткой, а успешность и масштабы деятельности - гораздо меньшими, по сравнению с другими его коллегами из данного списка.


Джек Рэкхем (21 декабря 1682 - 17 ноября 1720) - английский пират, прославившийся, прежде всего тем, что в его команду входили ещё два не менее известных корсара, женщины-пираты Энн Бонни по прозвищу «повелительница морей» и Мэри Рид.


Чарльз Вейн (1680 - 29 марта 1721) - английский пират, который грабил корабли в период с 1716 по 1721 года в водах Северной Америки. Прославился своей крайней жестокостью. Как твердит история, Вейн не придавался таким чувствам, как сострадание, жалость и сочувствие, он с лёгкостью нарушал свои же обещания, не уважал других пиратов и вовсе не считался ни с чьим мнением. Смыслом его жизни была лишь добыча.


Эдвард Инглэнд (1685 - 1721) - пират, действующий у побережья Африки и в водах Индийского океана с 1717 по 1720 год. От других пиратов того времени он отличался, тем что не убивал пленных, без крайней необходимости. В конечном счёте, это привело к тому, что его команда подняла бунт, когда он отказался убить моряков из очередного захваченного английского торгового корабля. Впоследствии Инглэнд был высажен на Мадагаскаре где какое-то время выживал, занимаясь попрошайничеством, и в итоге умер.


Сэмюэл Беллами по прозвищу Чёрный Сэм (23 февраля 1689 - 26 апреля 1717) - великий английский моряк и пират, промышлявший в начале XVIII века. Хотя его карьера длилась чуть больше года, он и его команда захватили, по меньшей мере, 53 корабля, что сделало Чёрного Сэма самым богатым пиратом в истории. Беллами был также известен своей милостью и щедростью по отношению к тем, кого он захватил в своих рейдах.


Саида аль-Хурра (1485 - около 14 июля 1561) - последняя королева Тетуана (Марокко), правившая между 1512–1542 годами, пират. В союзе с османским корсаром Аруджем Барбароссой из Алжира аль-Хура контролировала Средиземное море. Прославилась, своей борьбой против португальцев. По праву считается одной из наиболее выдающихся женщин исламского запада современной эпохи. Дата и точные обстоятельства её смерти неизвестны.


Томас Тью (1649 - сентябрь 1695) - английский капер и пират, совершивший всего лишь два крупных пиратских путешествия, путём позже известным как «Пиратский круг». Был убит в 1695 году при попытке ограбить могольский корабль «Фатех Мухаммад».


Стид Боннет (1688 - 10 декабря 1718 года) - выдающийся английский пират, по прозвищу «пиратский джентльмен». Интересно, что прежде чем Боннет обратился к пиратству, он был довольно богатым, образованным и уважаемым человеком, владеющим плантацией на Барбадосе.

Поделится в соц. сетях

April 9th, 2013

Слово «пират» (по-латыни pirata) происходит в свою очередь от греческого peirates, с корнем peiran («пробовать, испытывать»). Таким образом, смысл слова будет «пытающий счастья». Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата.

Это слово вошло в обиход примерно в IV-III веках до н.э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру, и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча.

Пират - морской разбойник вообще, любой национальности, во всякое время грабивший любые корабли по собственному желанию.

Флибустьер - морской разбойник, преимущественно в XVII веке, грабивший, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке.

Буканир (буканьер) - морской разбойник, преимущественно в XVI веке, грабивший, как и флибустьер, испанские корабли и колонии в Америке. Обычно таким термином называли ранних карибских пиратов, позже оно вышло из употребления и было заменено «флибустьером».

Капер, корсар, и приватир - частное лицо, получившее от государства лицензию на захват и уничтожение неприятельских судов и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем. При этом следует иметь в виду, что термин «капер» наиболее раннее, вошло в употребление на средиземноморье еще с (примерно) 800 года до н.э. Термин «корсар» появилось значительно позже, начиная с XIV века н.э., от итальянского «корса» и французского «ла корса». В средневековье употреблялись оба термина. Слово «приватир» появилось еще позже (первое употребление датируется 1664 годом) и пошло от английского «privateer». Часто термином «приватир» хотели подчеркнуть английскую национальность капера, на средиземноморье он не прижился, всякого капера там по-прежнему именовали корсар (фр.), корсаро (ит.), корсарио (исп.), корсари (португ.).

Границы были зыбки и если вчера он был буканиром, сегодня стал капером, а завтра может стать обычным пиратом.


Кроме перечисленных выше терминов, появившихся в довольно позднее время, существовали и более древние названия пиратов. Одно из них — тжекеры, обозначавшее близневосточных пиратов в XV-XI веках до нашей эры. Мне встречалось несколько различныйх латинских написаний тжекеров: Tjeker, Thekel, Djakaray, Zakkar, Zalkkar, Zakkaray. В 1186 году до н.э. они фактически завоевали весь Египет* и вели обширный морской разбой вдоль палестинского побережья в течение нескольких столетий. Нынешняя историография полагает, что тжекеры вышли из Киликии, будущей родины грозных киликийский пиратов. Тжекеры довольно подробно описаны в папирусе Венамона. Позднее, (где-то до 1000 года до н.э) тжекеры осели в Палестине, в городах Дор и Тел Зарор (недалеко от нынешнего города Хайфа). Поскольку в еврейских документах они не упоминаются, их, скорее всего, поглотили более многочисленные филистимляне.


Надо иметь в виду одну особенность Древнего Египта: государство было вытянуто вдоль Нила и средиземноморского побережья, от воды оно удалялось не более, чем на 15-25 км, поэтому тот, кто контролировал побережье, контролировал, по существу, всю страну.


Венамон — древнеегипетский путешественник XII века до н.э., жрец храма Амона в Карнаке. Папирус, написанный около 1100 года до н.э. Древние историки довольно часто упоминали о пиратах, но папирус Венамона — это уникальный документ, поскольку представляет собой путевые записки очевидца.


Примерно в V веке до нашей эры в обиход вошло еще одно название пиратов - долопийцы (Dolopians). На сей раз это древнегреческие пираты, основным районом их действий было Эгейское море. Возможно, первоначально проживавшие в северной и центральной части Греции, они поселились на острове Скирос и жили за счет пиратства. Незадолго до 476 года до н.э. группа купцов из северной Греции обвинила долопийцев в том, что те продали их в рабство после разграбления принадлежавшего им корабля с товарами. Купцам удалось бежать, и они выиграли судебный процесс в Дельфах против скирийцев. Когда скирийцы отказались вернуть их собственность, купцы обратились за помощью к Симону, командующему афинским флотом. В 476 году до н.э. военно-морские силы Симона захватили Скирос, изгнали с острова или продали в рабство долопийцев и создали там афинскую колонию.


Из кого же комплектовались ряды пиратов?

По своему составу они не были однородны. Разные причины побуждали людей к объединению в преступное сообщество. Здесь были и искатели приключений; и мстители, поставленные «вне закона»; путешественники и исследователи, внесшие значительный вклад в дело изучения Земли в эпоху Великих географических открытий; бандиты, объявившие войну всему живому; и дельцы, считавшие грабеж обычной работой, которая при наличии определенного риска давала солидный доход.Часто пираты находили поддержку у государства, которое во время войн прибегало к их помощи, легализуя положение морских разбойников и, превращая пиратов в каперов, то есть официально разрешая им вести боевые действия против неприятеля, оставляя себе часть добычи.Чаще всего пираты действовали неподалеку от берега или среди мелких островов: так проще незаметно подобраться ближе к жертве и проще уйти от погони, в случае какой-нибудь неудачи.


Сегодня нам, избалованным успехами цивилизации и достижениями науки и техники, трудно даже представить себе, как неизмеримо велики были расстояния в век отсутствия радио, телевидения и спутниковой связи, какими далекими казались части света в представлении людей того времени. Корабль уходил из гавани, и связь с ним на много лет прерывалась. Что с ним сталось? Страны разделялись страшнейшими перегородками конкуренции, войн и вражды. Моряк исчезал из страны на несколько десятков лет и поневоле становился бездомным. Возвратившись на родину, он уже не находил никого — родные умерли, друзья забыли, его никто не ждал и никому он не был нужен. Воистину смелы были те люди, рисковавшие собой, пускаясь в неизвестность на хрупких ненадежных (по современным меркам) суденышках!



II. Романисты о пиратах


Сегодня существует вполне устоявшиеся стереотипные представления о пиратах, созданные благодаря художественной литературе. Основоположником современной литературы о пиратах можно назвать Даниэля Дефо, выпустившего три романа о похождениях пирата Джона Эйвери.


Следующим крупным писателем, писавшим также о морских разбойниках, был Вальтер Скотт, опубликовавший в 1821 году роман «Пират», в котором прототипом главного героя капитана Кливленда послужил образ главаря пиратов из романа Даниэля Дефо «Приключения и дела известного капитана Джона Гау».



Дань морю отдали такие известные писатели, как Р.-Л. Стивенсон, Ф. Мариэт, Э. Сю, К. Фаррер, Г. Мелвилл, Т. Майн Рид, Дж. Конрад, А. Конан Дойль, Джек Лондон и Р. Сабатини.


Интересно, что Артур Конан Дойль и Рафаэль Сабатини создали два колоритнейших, диаметрально противоположных друг другу образа пиратских капитанов — Шарки и Блада, объединяющих в себе: первый — худшие качества и пороки, а второй — лучшие рыцарские достоинства реально существовавших предводителей «джентльменов удачи».


Благодаря «помощи» такой именитой плеяды литераторов известнейшие в свое время пиратские капитаны Флинт, Кидд, Морган, Граммон, Ван Доорн и их менее «прославленные», а иногда и просто вымышленные собратья, продолжают свою вторую жизнь на страницах этих книг. Они берут на абордаж испанские галеоны, доверху набитые сокровищами, топят неповоротливые королевские крейсеры и держат в страхе прибрежные города спустя много времени после того, как кое-кого из них настигло правосудие, а иным удалось мирно закончить свой жизненный путь.


Композитор Робер Планкетт написал оперетту «Сюркуф», в которой историческая правда о подлинных делах морского разбойника Сюркуфа уступила место фантазии: красивая судьба бескорыстного моряка Робера и его возлюбленной Ивонны вполне отвечала духу оперетт XIX века.


Сложилось впечатление, что пираты — эдакие непризнанные гении, скитающиеся по морям только благодаря несчастливому стечению обстоятельств. Этому стереотипу мы обязаны, в основном, благодаря Р.Сабатини с его трилогией о капитане Бладе, создавшем, кроме прочего и миф о том, что пираты обладали мощными судами и нападавшими на военные корабли.


На самом деле, совершенно прозаические мотивы заставляли заниматься пиратством.


Иногда — безысходная бедность, иногда всепоглощающая алчность. Но, так или иначе, пираты преследовали одну лишь цель — личное обогащение. Сохранились документы, показывающие лишенную всякого романтизма сторону пиратства, так сказать, его финансово-организационную сторону. Ремесло пирата было крайне опасным: будучи схваченным «на месте преступления», пиратов вешали не задумываясь. Будучи схваченным на берегу, пирата ждала не лучшая участь: либо веревка, либо пожизненная каторга. Весьма редки были случаи, когда пираты обладали мощным судном, чаще это были небольшие, но с хорошими мореходными качествами, корабли.

Еще реже были случаи боя пиратского судна с военным кораблем: для пирата это было бессмысленно и чрезвычайно опасно. Во-первых потому, что никаких сокровищ на военном судне нет, зато там есть много пушек и солдат и судно это полностью снаряжено именно к морскому бою. Во-вторых потому, что команда и офицеры этого судна — профессиональные военные, в отличие от пиратов, ставшие на военную стезю волей случая. Не нужен пирату военный корабль: неоправданный риск, почти верное поражение и тогда неминуемая смерь на нок-рее. А вот одиноко плывущее купеческое судно, джонка ловца жемчуга, а иногда и просто рыбацкая лодка — как раз жертва для пирата. Надо иметь в виду, что мы часто подходим к оценке событий прошедшего времени с точки зрения современного человека. Поэтому нам сложно понять то, что почти до конца XVIII века разница между торговым и пиратским флотами была невелика. В те времена вооружалось практически всякое судно, и бывало так, что мирный торговый корабль, встретив в море собрата, но (предположительно) более слабого по вооружению, брал его на абордаж. Затем пират-купец привозил груз и как ни в чем не бывало продавал его, иногда по сниженной цене.


Пиратские флаги: Эммануила Вейна (вверху) и Эдварда Тича (внизу)

III. Под «Веселым Роджером»


Весьма интересно немного остановиться на пиратских флагах. Общеизвестно, что прозвище пиратского флага — «Веселый Роджер» (Jolly Roger). Почему такое прозвище?


Начнем не непосредственно с «Веселого Роджера», а с ответа на вопрос, какие вообще флаги вывешивали на кораблях разные страны в разное время?

Вопреки сложившемуся мнению, далеко не все корабли в прошлом ходили под национальным флагом своей страны. Например, в проекте французского Закона о королевском флоте от 1699 года сказано что «королевские корабли не имеют никаких строго установленных отличительных знаков для ведения боя. Во время войн с Испанией наши корабли использовали красный флаг, чтобы отличаться от испанских, которые выступали под белым флагом, а в последней войне наши корабли шли под белым флагом, чтобы отличаться от англичан, также воюющих под красным флагом…» Тем не менее, французским каперам специальным королевским эдиктом запрещалось ходить под черным флагом практически до последних лет их (фр.каперов) существования.


Примерно в то же время, в 1694 году Англия издала закон, устанавливавший единый флаг для обозначения английских приватирских кораблей: красный флаг, мгновенно получивший прозвище «Красный Джек». Так появилось понятие пиратского флага вообще. Нужно сказать, что по меркам того времени красный флаг, вымпел или знак означал для всякого встречного корабля, что сопротивление бессмысленно. Однако, вслед за каперами очень быстро и свободные пираты переняли этот флаг, даже не сам флаг, а идею цветного флага. Появились красные, желтые, зеленые, черные флаги. Каждый цвет символизировал определенную идею: желтый — безумство и безудержность гнева, черный — приказ сложить оружие. Поднятый пиратом черный флаг, означал приказ немедленно остановиться и капитулировать, а если жертва не подчинялась, то поднимался красный или желтый флаг, что означало смерть всем на непокорном судне.


Так откуда же пошло прозвище «Веселый Роджер»? Оказалось, что «Красный Джек» по-французски звучал как «Jolie Rouge» (дословно — Красный Знак), будучи переведенным обратно на английский он превратился в «Jolly Roger» — Веселый Роджер. Здесь стоит упомянуть, что на английском жаргоне того времени roger — мошенник, вор. Кроме того, в Ирландии и на севере Англии в средние века дьявола иногда называли «Старый Роджер».


Сегодня многие полагают, что «Веселый Роджер» — это черный флаг с черепом и перекрещенными костями. Однако на самом деле многие известные пираты имели свои уникальные флаги, отличавшиеся как цветом, так и по изображением. Действительно, пиратские флаги существовали и были самые разнообразные: и черные, и с красным петухом, и со скрещенными шпагами, с песочными часами и даже с барашком. Что же касается именно «классического» Веселого Роджера, то такой флаг впервые отмечен у французского пирата Эммануила Вейна в самом начале XVIII века.


Многие известные пираты имели свой собственный флаг. Тут уже можно заметить, как «герой» заставляет славу работать на него: зная, кто за ним гонится, у жертвы опускались руки. Этакий «бренд»,

личное тавро, означавшее определенное «качество» навязываемой «услуги». Безвестному же пирату (а таких было подавляющее большинство!) это было не нужно, ведь какой-нибудь необычный флаг или вообще отсутствие флага наверняка насторожит капитана атакуемого судна. Зачем? Пираты были жестоки, но отнюдь не так глупы, как пытаются нарисовать их некоторые писатели. Поэтому, все же, в большинстве своем пиратские корабли ходили под официальным флагом какого-нибудь государства и жертва слишком поздно узнавала о том, что судно на самом деле пиратское.Вообще, черный флаг уже к середине XVII века являлся отличительным знаком пиратов и водрузить такой флаг значило здорово приблизить свою шею к виселице.


Приватирский патент капитана Кидда

Флибустьер или приватир?


В периоды войн пираты, случалось, покупали у воюющего государства право на ведение боевых действий в море на свой страх и риск и грабили корабли воюющей страны, а сплошь и рядом и нейтральных стран. Пират знал, что, заплатив в казну специальный налог и получив о том соответствующую бумагу — Letter of Marque — Каперское свидетельство, он уже считался капером и не нес ответственности перед законом этого государства до тех пор, пока не нападал на соотечественника, либо союзника.

По окончании войны каперы нередко обращались в обычных пиратов. Недаром многие командиры военных кораблей не признавали никаких каперских патентов и вешали пленных каперов на ноках рей так же, как и прочих пиратов.


На всякого рода патентах хотелось бы остановиться чуть подробнее.

Кроме Letter of Marque, выдававшегося с XIII века по 1856 год (чтобы быть ближе к датам, скажу, что первое упоминание о таких бумагах относится к 1293 году) и разрешавшее именно и единственно захват вражеского имущества, выписывался также Letter of Reprisal (дословно — документ на возмездие, реприссалию), разрешавший убийство вражеских подданных и захват их имущества. Проще говоря, грабеж. Но не вообще всякому, а лишь тем, кто пострадал от деятельности граждан указанного в документе государства. Бумаг было несколько, поэтому в официальных документах они именуются всегда во множественном числе — letters. Действие бумаг не ограничивалось лишь морским разбоем, но также дозволяло разбой на суше, причем как в мирное, так и в военное время. Почему же reprisal? В переводе с английского, это слово означает возмездие. Дело в том, что средневековые города и поселения были, в большинстве своем, небольшими замкнутыми общностями и считалось естественным направить возмездие против любого из их граждан, который по возвращении домой мог взыскать ущерб с настоящего виновника преступления. Мстителю лишь следовало заручиться соответствующими бумагами — letters.

Выше уже упоминался египетский жрец Венамон. В своем папирусе он описывает собственное путешествие в сирийский город Библ, куда он вез значительное количество золота и серебра для закупки древесины (в Египте древесина практически не производилась и ее импортировали). По дороге туда, когда они зашли в тжекерский город Дор, капитан судна удрал, прихватив с собой почти все деньги Венамона, а тжекерский градоправитель отказался помочь ему в розыске этого капитана. Венамон, тем не менее, продолжил путь и по дороге встретил других тжекеров и каким-то образом ухитрился отнять у них семь фунтов серебра: «Я забираю у вас серебро и буду держать его у себя, пока вы не найдете мои деньги или вора, который их украл». Этот случай можно считать первым документированным случаем репрессалии в морском праве.

Примерно к началу XIV века захват имущества на море должен был санкционироваться адмиралом королевского флота или его представителем. Чтобы стимулировать торговлю, правители государств подписывали соглашения, запрещающие частные акты мести. Например, во Франции после 1485 года подобные бумаги выписывались крайне редко. Позже и другие европейские державы стали резко ограничивать выдачу каперских патентов. Тем не менее, на время боевых действий частным военным кораблям предоставлялись другие виды лицензий. Например, в Англии во время войны с Испанией 1585-1603 Адмиралтейский суд предоставлял полномочия всем, кто заявлял, что каким-либо образом обижен испанцами (причем подтверждения слов не требовалось). Такие лицензии давали право обладателю нападать на любой испанский корабль или город. И все же некоторые из новоявленных приватиров начинали нападать не только на испанцев, но и на своих соотечественников англичан. Возможно поэтому английский король Яков I (1603-1625) крайне негативно относился к самой идее таких патентов и вообще их запретил.


Тем не менее, следующий английский монарх Карл I (1625-1649) возобновил продажу лицензий на каперство частным лицам, и более того, предоставил компании «Providence»* давать такие бумаги в неограниченном количестве. Кстати, именно отсюда пошло английское жаргонное выражение Right of Purchase, ныне совершенно вышедшее из употребления. Дословно это выражение означало «право на грабеж», но вся соль здесь была именно в игре слов понятия purchase: дело в том, что это английское слово первоначально означало охоту или преследование животных, но постепенно, в XIII-XVII веках оно вошло в английский морской жаргон и стало означать процесс грабежа, а также захваченное имущество. Сегодня оно утратило сей воинственный смысл и означает «приобретение», в редких случаях «стоимость, ценность».

«Providence» — государственная корпорация, призванная содействовать каперству на островах Тортуга и Провиденс. После захвата острова Провиденс испанцами (1641 г.), компания оказалась по уши в долгах и постепенно захирела.


Кроме указанных документов, с 1650-х по 1830-е годы на средиземноморье существовало, так называемое, Right of Search — Право на обыск. В отличие от большинства пиратов, деятельность берберских корсаров контролировалось их правительством. Чтобы способствовать торговле, некоторые христианские государства заключали мирные соглашения с берберскими правителями. Таким образом, корсары могли легально нападать на корабли отдельных государств, воздерживаясь от атак на дружественные суда.


Морские капитаны держав, подписавших подобный договор, часто брали на свои корабли грузы или пассажиров, враждебных берберским странам. Поэтому во избежание возможного обмана государства, подписавшие упомянутые соглашения, вынуждены были позволить берберским корсарам останавливать и обыскивать свои корабли. Те могли захватывать имущество и пассажиров враждебных держав, если обнаруживали их на борту остановленных кораблей. Однако они должны были оплачивать полную стоимость груза, вверенного капитану, до места его назначения.


Обратная проблема возникала, когда пассажиры и имущество дружественных стран оказывались на захваченном вражеском корабле. Корсары могли конфисковать груз и обратить в рабство команду, но предполагалось, что они должны были освободить пассажиров, находившихся под защитой норм соглашений. Чтобы корсары могли свободно распознать подданных союзнических держав, была создана система пропусков.


Берберские пропуска — довольно любопытное явление! По сути своей это были охранные грамоты, гарантирующие корабль и команду от морского разбоя. Правом выдавать такие документы обладали немногие чиновники. Например, в соответствии с соглашениями от 1662 и 1682 годов между Англией и Алжиром действительными считались только пропуска, выданные лордом Верховным адмиралом или правителем Алжира. Причем договор разделялся на две части затейливым обрезом, одну часть листа оставляли себе, а вторую часть отдавали противоположной стороне. На борт корабля могли подняться лишь два человека для проверки груза и списка пассажиров. Подавляющее большинство корсаров подчинялось этим пропускам, непокорных ждала смертная казнь, хотя в начале (первые 30-40 лет) нарушений было изрядно.


Вообще, понятие «интернационального права» объединяющего все народы, имеет относительно позднее происхождение. В античные же времена законы одного общества распространялись исключительно на его членов. Из-за невозможности распространения действия местных законов за пределами определенных границ греческие города-государства позволяли своим гражданам самим защищать свои интересы от притязаний чужаков. Римское законодательство также проводило четкую границу между гражданами государства, союзниками и населением остального внешнего мира. Однако это различие стало менее значительным после того, как римляне покорили весь средиземноморский регион. В отличие от поздних каперских свидетельств, естественное право на возмездие существовало до тех пор, пока две стороны не заключали специальный договор, регулирующий правовые отношения между этими государствами. Договоры нередко становились своеобразной формой шантажа.


Например, Этолийский Союз* (300-186 годы до н.э.) поддерживал пиратство, которым занимались его члены, и извлекал пользу из их деятельности. Этолийцы получали причитавшуюся им часть пиратской добычи. Если какое-либо из соседних государств желало обезопасить себя от пиратских нападений, ему приходилось подписать договор, признававший власть Этолийского Союза.


Этолия (Aetolia) — гористая, покрытая лесом местность в центре Греции между Македонией и Коринфским заливом, где различные местные племена объединились в некое подобие федеративного государства — Этолийский Союз. Правительство занималось лишь вопросами войны и внешней политики. В 290 году до н.э. Этолия начала расширять свои владения, включая в свой состав соседние владения и племена в качестве полноправных членов или союзников. К 240 году союз контролировал почти всю центральную Грецию и часть Пелопоннеса. Основным занятием представителей союза было участие в войнах между враждующими империями в качестве наемников. В 192 году до н.э. союз выступил против крепнущего Рима, за что и поплатился, став одной из его провинций.


Современное представление о пиратах

V. Наследие


Разумеется, среди огромного количества безвестных пиратов, были исключения — личности выдающиеся — и о них мы поговорим отдельно.


Известны случаи, когда именно пираты — искусные мореплаватели — становились первооткрывателями новых земель. Многих из них властно манила «муза дальних странствий», и жажда подвигов, приключений нередко брала верх над жаждой наживы, которой они соблазняли своих царственных покровителей в Англии, Испании и Португалии. Не говоря уже о безвестных викингах, побывавших на земле Северной Америки почти за пятьсот лет до открытия ее Колумбом, вспомним хотя бы сэра Френсиса Дрейка — «королевского корсара» и адмирала, совершившего второе после Магеллана кругосветное плавание; открывателя Фолклендских островов Джона Дэвиса; историка и писателя сэра Вальтера Рели и знаменитого этнографа и океанолога, члена Английского королевского общества Вильяма Дампира — трижды обошедшего вокруг Земли.


Однако, если патент на должность капитана галеона «Золотого флота» или «Серебряного флота», перевозивших драгоценности, награбленные в Америке, знатному и богатому дворянину Испании можно было легко купить, то должность капитана пиратского корабля невозможно было приобрести ни за какие деньги. Выдвинуться в среде морских разбойников с их своеобразными, но жестокими законами мог только человек с незаурядными организаторскими способностями. Нет ничего удивительного в том, что люди такого плана всегда волновали воображение писателей, художников и композиторов и становились — часто в идеализированном виде — героями произведений.


В сущности, пираты вели каторжную жизнь, на которую сами себя обрекли. Месяцами питались сухарями и солониной, чаще пили затхлую воду, а не ром, болели тропической лихорадкой, дизентерией и цингой, гибли от ран, тонули во время штормов. Немногие из них умерли дома в своей постели. Поликрата Самосского в 522 году до н.э. распял на кресте персидский сатрап Оройтес, заманивший его в ловушку к себе на континент под предлогом заключения договора о ненападении. Знаменитого когда-то Франсуа Л’Олоне убили, зажарили и съели каннибалы; предводителя витальеров Штертебеккера обезглавили в Гамбурге; сэр Френсис Дрейк умер от тропической лихорадки; сэр Вальтер Рели казнен в Лондоне; Тич убит во время абордажной схватки и его отрубленную голову повесил победитель под бушпритом своего корабля; Робертса сразила попавшая в горло картечь, и противник, отдавая должное его храбрости, опустил в море труп капитана с золотой цепью и усыпанным бриллиантами крестом на шее, с саблей в руке и двумя пистолетами на шелковой перевязи, а затем повесил всех оставшихся пиратов. Эдварда Лоу повесили французы, Вейн казнен на Ямайке, Кидда повесили в Англии, Мери Рид умерла в тюрьме будучи беременной… Стоит ли перечислять дальше?

Знаменитые британские капитаны пиратов Лучшие британские пиратские корабли
Sir Francis Drake — Сэр Френсис Дрейк The Pelican, переименованный the Golden Hind
Sir Walter Raleigh — Сэр Уолтер Рейли The Falcon.
Sir Richard Hawkins — Сэр Ричард Хокинс The Dainty, the Swallow
Sir Martin Frobisher - Сэр Мартин Фробишер The Gabriel
Sir Humphrey Gilbert - Сэр Хемпфри Джилберт Anne Ager, The Raleigh, the Swallow & the Squirrel
Sir John Hawkins — Сэр Джон Хокинс The Victory
Sir Richard Grenville - Сэр Ричард Гренвилл The Revenge, Tiger, Roebuck, Lion, Elizabeth, and DorothyJohn Hawkins

Знаменитые пиратские корабли Капитаны пиратских кораблей
Queen Anne’s Revenge Edward Teach (Blackbeard) — Эдвард Тич
Adventure Galley Captain Kidd - Капитан Кидд
The Revenge Captain John Gow — Капитан Джон Гоу
The William John Rackham (Calico Jack) — Джон Рекхем, Anne Bonney — Энн Бонни& Mary Reade — Мери Рид
Fancy, Pearl, Victory Edward England — Эдвард Ингленд
Fancy Henry Every (Long Ben) — Генри Эвери
Royal James Ignatius Pell — Игнатиус Пелл
Royal Fortune, Great Fortune & Great Ranger Bartholomew Roberts (Black Bart) — Бартоломью Робертс
Liberty and the Amity Thomas Tew — Томас Тью
Delivery George Lowther Delivery - Джордж

Невероятные факты

Черная Борода

Эдвард Тич (Edward Teach), известный как Черная Борода, установил террор на Карибском море, который продолжался с 1716 по 1718 гг.

Моряк начал свою деятельность как капер, сражаясь за Англию во время войны за испанское наследство, оттачивая свое мастерство в качестве морского разбойника, прежде чем перейти к пиратству.

Будучи ожесточенным бойцом, Черная Борода был известен как своим особым стилем захвата кораблей, так и огромной гривой волос.


Энн Бонни (Anne Bonny)

Самая известная в истории женщина-пират была такая же устрашающая, как и ее коллеги-мужчины, а кроме того, она была очень умна и образованна.

Дочь владельца плантаций, Энн оставила свое устроенную жизнь в начале 1700-х годов и пошла покорять моря.

Они присоединилась к экипажу корабля Калико Джека Рэкхэма (Calico Jack Rackham), переодевшись мужчиной, но по легенде была спасена от смертной казни после того, как команду захватили, поскольку была беременна.


Капитан Сэмюэль Беллами (Samuel Bellamy)

Несмотря на то, что он умер в очень молодом возрасте (ему было всего 28 лет), "Черный Сэм" сделал себе имя после того, как захватил несколько судов, в том числе и Whydah Gally, корабль, который был полон золота, серебра и другим ценным товаром. Беллами сделал это судно своим в 1717 году, но на нем же он пошел ко дну во время шторма в том же году.


Цзинь Ши (Ching Shih)

Золотой век пиратства не обошел стороной и Китай, а женщины на борту или даже у руля не были редкостью.

С 1801 года ее "карьера" развивалась очень стремительно, и она стала одним из мощнейших женских капитанов, а, в конце концов, командиром флота, численностью в 2000 судов и 70000 матросов.

Считается, что ключом успеха Цзинь была железная дисциплина, царившая на ее судах.


Бартоломью Робертс (Bartholomew Roberts)

"Черный" Барт Робертс был одним из самых успешных пиратов Золотого века, "патрулируя" воды у берегов Африки и островов Карибского бассейна.

Менее, чем за четыре года, он захватил 400 кораблей.

Барт был очень хладнокровным и редко оставлял на захватываемых судах кого-либо в живых, поэтому его активно разыскивали британские власти. Погиб он в море.


Капитан Кидд

Пират или капер? Шотландский моряк Уильям Кидд (William Kidd) известен громкими судебными разбирательствами с британским правительством относительно его жесточайших преступлений и пиратских нападений.

Тем не менее, до сих пор оспаривается правдивость этого утверждения. Как утверждают некоторые современные историки, Кидд действовал согласно выданному ему каперскому патенту и не нападал на союзные корабли.

Тем не менее, он был повешен в 1701 году. Слухи о местонахождении огромных сокровищ, спрятанных им, по сей день будоражат умы многих любителей приключений.


Генри Морган (Henry Morgan)

Будучи настолько популярным, что в его честь назвали ром, капитан Морган в начале служил в качестве капера в Карибском море, затем стал пиратом, а в середине 1600-х годов лихо сеял хаос в "золотой" испанской колонии Панама-сити.

Он также известен как один их немногих пиратов, которым удалось "уйти на пенсию".


Калико Джек (Calico Jack)

"Пионер флага Веселого Роджера" Калико Джек Ракхем был пиратом Карибского моря, у которого было несколько эпических имен, но известен он проводимой ассоциацией с Энн Бонни, а также своей классической пиратской смертью.

Захваченный на Ямайке в 1720 году, Ракхем был повешен, облит смолой и подожжен для того, чтобы показать, что будет с каждым пиратом. Сейчас место, где произошло это событие, называется Кей Ракхем.


Сэр Фрэнсис Дрейк (Francis Drake)

Благородный для одних и преступник для других, Дрейк проводил время в период между поражением испанской армады в 1588 году и кругосветным путешествием, активно занимаясь пиратством и работорговлей в Карибском бассейне.

Захваты, которые он осуществлял, особенно нападения на испанские колонии в Центральной Америке, считались одними из самых богатых по количеству добытого за всю историю пиратства.


Братья Барбаросса

Такие имена, как Ару и Хизир вряд ли покажутся вам знакомыми, но прозвище, данное турецким корсарам европейцами – Барбаросса (рыжая борода) – вероятно, вызывают в воображении образы жестких и суровых моряков на Средиземном море.

В 16 веке, используя Северную Африку в качестве базы, братья Барбаросса напали на несколько прибрежных городов и стали одними из самых влиятельных людей области.




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!