Письменная и устная работа учащихся на уроках литературы. Проекты по литературе

Общее количество

Количество

Количество

сочинений

классных сочинений

домашних сочинений

1 - 1,5 страницы

1,5-2 страницы 1

2 - 2,5 страницы

2,5 - 3 страницы

3-4 страницы 1

4-5 страниц

5-7 страниц

Уменьшение/увеличение объёма сочинения не влияет на оценку.

Сроки проверки сочинений учителем

5-8 класс - 1 неделя 9-11 класс - 10 дней

Порядок ведения тетрадей по литературе

В 5 классе рабочая тетрадь по литературе ведётся / не ведётся по усмотрению учителя. Тетрадь для сочинений по литературе обязательна. Начиная с 6 класса обязательны 2 тетради по литературе:

  • тетрадь для сочинений.

Проверка рабочих тетрадей по литературе осуществляется учителем в 6-9 классах не реже 2-х раз в месяц, а в 10-11 классах не реже 1 раза в меся

Нормы техники чтения

100-110 слов/мин 110-120 слов/мин 120-130 слов/мин

От учащихся требуется осмысленное, выразительное чтение. В 5 классе при необходимости технику чтения проверяют 1 раз в месяц. В 6 классе - 1 раз в четверть. Начиная с 7 класса - эпизодически, выборочно у отдельных учащихся. Весь класс проверяется 1 раз в год.

    В самом начале проверки следует объяснить детям, почему именно такое количество слов является нормой.

Для этого нужен пример хорошо читающего ученика. При подсчёте прочитанных им слов в минуту окажется, что это хорошее и понравившееся всем чтение и есть норма.(Осмысленное, выразительное чтение - это и есть приблизительно 110 - 130 слов в минуту.)

    Желательно не вызывать детей к учительскому столу, пусть ребята читают с места - это снимет эмоциональное напряжение ученика.

    Для чтения лучше выбирать увлекательный текст (сказку, фантастику), который еще не изучался на уроках.

    Учитель сам засекает время и делает отметки в своей книге.

    При хорошей дисциплине в классе ребята могут читать текст «по цепочке».

    При плохой дисциплине лучше вызывать учеников «в разброс».

    Можно засекать время несколько большее, чем минута, чтобы дать возможность ребёнку успокоиться и набрать темп.

    Дома учитель подсчитывает результаты каждого ученика и объявляет их на следующем уроке.

    Подсчитываются все слова, включая союзы и предлоги.

.!! При систематической тренировке техника чтения растёт очень быстро => учитель может и должен требовать от родителей интенсивных занятий с детьми.

Виды письменных работ учащихся

    сочинение

    отзыв о прочитанной книге

    письменный ответ на вопрос

    план характеристики героя

    конспект первоисточника

    рефераты (8-11 классы) с элементами самостоятельного анализа текста

    доклады, сообщения

Оценка сочинений

Учитель отмечает следующие виды ошибок:

    фактические (на полях Ф)

    логические (JI)

    речевые (Р)

    орфографические (I - палочка)

    пунктуационные (V - галочка)

    грамматические (Г)

По совокупности количества фактических, логических и речевых ошибок выставляется первая оценка за содержание сочинения.

По совокупности орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок - вторая оценка за грамотность.

Иногда фактические и логические ошибки не различаются и объединяются как ошибки в содержании, обозначаясь буквой «С» на полях.

Внизу, под сочинением, учитель выносит количество ошибок в следующем порядке:

(2-1-4) (3-4-2)

Ф-Л-Р

Орфографические - пунктуационные -грамматические

Итоговая оценка в этом случае будет

К фактическим ошибкам относятся следующие:

    отступление от литературного источника;

I ошибки в датах, названиях исторических событий;

    нарушение жизненной правды и т.д.

К логическим ошибкам относятся следующие:

    нарушение чёткого порядка мыслей;

    внутреннее отсутствие плана;

    неуместное и навязчивое повторение одной и той же мысли;

    невыделение абзаца (на месте нужного абзаца учитель ставит знак Z);

    лишний абзац (ставится знак Z и перечёркивается): I неумелый переход от одной мысли к другой и т. д.

Речевые ошибки (недочёты) и их разновидности

Разновидности речевых ошибок

1. Употребление слова в несвойственном ему значении

11 «Чтобы быть грамотным, нужно иметь большой жаргон слов»

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

2. «Коричневые глаза» «Дешёвые цены»

3. Употребление лишних слов

3. «Пернатые птицы» «Молодая девушка» «Патриот Родины»

4. Употребление рядом или близко однокоренных слов

4. «В рассказе «Муму» рассказывается»

5. Повторение одного и того же слова

5. «Недавно я прочитал книгу..эта книга называется..., в этой книге...»

6. Употребление слова иной стилевой окраски

6. «Городничий подлизывается к Ревизору»

7. Неудачное употребление экспрессивно окрашенного средства

7. «У героя - молодогвардейца Олега Кошевого были дружки: Иван Земнухов и Сергей Тюленин»

8. Неоправданное употребление диалектных слов

8. «Мы посадили капусту, морковь, бурачки»

9. Смешение лексики разных исторических эпох

9. «На богатырях были кольчуги, брюки и варежки»

10. Бедность и однообразие синтаксических конструкций

10. «Мужчина был одет в ватник, ватник был грубо заштопан, сапоги были почти новые, носки были изъедены молью»

Введение Содержание Список литературы Выдержка из работы

Письменные работы по литературе.

Введение
Глава I. СПЕЦИФИКА ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
1.1. Виды и функции письменных работ по литературе
1.2. Различные подходы к классификации письменных работ по литературе

Глава II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СОЧИНЕНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
2.1. Особенности сочинений различных жанров
2.2. Организация работы над сочинением по литературе
Заключение
Список использованной литературы

1.Белова А.В. Этапы работы над сочинением-рассуждением на литературную тему (на материале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»). М., 1999.
2.Богданова О.Ю., Леонова С.А., Чертова В.Ф. Методика преподавания литературы. Уч-к для студ. пед. вузов/ Под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Bogd/index.php
3.Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного до вступительного. М., 1997.
4.Булохов В.Я. Писательская компетенция учащихся: монография. Красноярск, 2007.
5.Ворожейкина Т.Е. Как написать хорошее эссе. Web: http: www.msses.ru/study/how-to-write-good-essay.html
6.Горбунов А.В. Методика обучения сочинению-объяснению и сочинению-аргументации на основе целостного подхода. Автореф. … канд. пед. наук. Улан-Удэ,1999. 204 с.
7.Гуц Е.Н., Леонтьева О.А. Жанрово-композиционные особенности сочинения ЕГЭ как предмет ортологического исследования//Жанры речи. Саратов, 2011. С. 210-217.
8.Колокольцев Н.В. Об основах содержания и системы занятий по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы в школе//Развитие речи учащихся на уроках литературы. М., 1980.
9.Ладыженская Т.А. Сочинение на литературную тему как речевое произведение//Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе изучения литературы в школе. М., 1985. С. 102-103.
10.Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. М., 1988.
11.Николаева Т.И. Обучение сочинениям по личным наблюдениям с использованием краеведческого материала в 8-ом классе. Автореф. … канд. пед. наук. М., 1999.
12.Нещерет Н.В. Урок обучающего сочинения по роману И.А. Гончарова «Обломов». Литература в школе, 2009. №1. С.34.
13.Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. М., 1995.
14.Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе преподавания литературы в школе. М., 1985.
15.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М., 1985

Предмет исследования - письменные работы по литературе.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что оно обобщает научные сведения о специфике развития письменной речи учащихся на уроках литературы и расширяет представление о методах организации письменных работ на уроках литературы.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания литературы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка использованной литературы.
Во введении определяется актуальность цель, объект, предмет и задачи исследования, а также описывается структура курсовой работы.
В главе I - «Специфика письменной работы по литературе в аспекте развития письменной речи учащихся» описываются в иды письменных работ по литературе, а также рассматриваются различные подходы к классификации сочинений как основного вида письменной работы по литературе.
В главе II - «Методические основы обучения школьников сочинению по литературе» представлено описание особенностей сочинений различных жанров, а также технологии обучения сочинению по литературе.
В заключении обобщаются результаты исследования.
Список литературы содержит работы ведущих специалистов в обозначенной области науки.
Заключение
В заключении сделаем следующие выводы.
Существуют различные виды письменных работ по литературе: изложение, сочинение, рецензия, реферат, аннотация, эссе, рассказ. Наибольший интерес среди них представляют виды письменных работ, предполагающие развитие творческих способностей учащихся. Основным видом письменной работы по литературе традиционно считается сочинение.
Методика предлагает различные подходы к классификации сочинений по литературе. Согласно различным классификациям, различают сочинения на литературные темы (сочинения, связанные с курсом литературы) и сочинения, основанные на личных впечатлениях, жизненных наблюдениях и опыте учащихся; сочинения-характеристики и сочинения литературно-критические; существует классификация сочинений по жанровому принципу. В целом представленные классификации сочинений на литературную тему достаточно близки друг другу и различаются лишь названиями и некоторыми нюансами. Жанровая классификация сочинений в последнее время пересматривается. Традиционными видами сочинения являются описание, повествование, рассуждение

Автор24 - это фриланс-биржа. Все работы, представленные на сайте, загружены нашими пользователями, которые согласились с правилами размещения работ на ресурсе и обладают всеми необходимыми авторскими правами на данные работы. Скачивая работу вы соглашаетесь с тем что она не будет выдана за свою, а будет использована исключительно как пример или первоисточник с обязательной ссылкой на авторство работы. Если вы правообладатель и считаете что данная работа здесь размещена без вашего разрешения - пожалуйста, заполните форму и мы обязательно удалим ее с сайта.

На сегодняшний день приоритет в образовании отдается духовно-нравственному воспитанию, которое должно стать важнейшей составляющей педагогической деятельности. Современная школа, как сказано, должна выявить и активно реализовать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов. Так, филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла представляют школьникам образцы нравственного поведения, проявлений духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Предмет “Литература” занимает в этом ряду особое место. Овладевая богатствами языка, человек повышает и общую культуру, становится эстетически более требовательным и зрелым. Слово как важнейшее средство общения способствует формированию и укреплению взглядов, убеждений, оказывает огромное воздействие на становление характера, воспитание чувств, развитие мышления и речи школьников. В методике преподавания литературы речевое развитие понимается как “движение вперед в овладении связной речью, в овладении умением создавать определенные тексты, определенные речевые произведения” (Т.А. Ладыженская).

Остановимся на одном из важных аспектов речевого развития – на овладении навыками письменной речи.

Сочинения не только развивают навыки грамотной письменной речи, но и воспитывают ребят, формируют их взгляды и вкусы, дают возможность высказать то, что их тревожит и волнует. Работа над сочинениями должна проводиться в определенной системе, так как именно системность в работе по совершенствованию письменной речи учащихся, постоянное внимание к формированию речевых навыков детей будут стимулировать школьников, серьезнее относиться к слову, к собственной речи и речи окружающих. Систему работы по развитию письменной речи предлагают многие ученые: ТА. Ладыженская, Т.Ф. Курдюмова, Е.И. Никитина, З.Н. Кудина и Г.Н. Новлянская и др.

Анализируя исследования разных авторов, я хотела бы увидеть тот подход, который наиболее приемлем для детей, т. е. максимально реализует творческие способности учащихся, помогает развитию эстетического вкуса, учит не только размышлять о важных нравственных и духовных ценностях, но и способствует глубокому пониманию художественного произведения, его критическому осмыслению.

Необходимость системы в обучении сочинениям ни у кого не вызывает сомнений. Но решается этот вопрос по-разному. Некоторые считают, что в основу разрабатываемой системы должен быть положен принцип разнообразия сочинений. В других случаях при создании системы на первый план выдвигается требование учить от простого к сложному. Но реализуется это требование по-разному. Например, исходя из того, что повествование легче описания, а описание легче рассуждения, намечается такая система: сочинения повествовательного характера; сочинения описательного характера; сочинения-рассуждения.

Но как доказать, что описание легче рассуждения, что любое повествование легче любого описания?

Для того чтобы можно было обосновать последовательность работы над отдельными сочинениями, необходимо решить вопрос об определении критериев их сложности. В методике нет ответа на этот вопрос. Система письменных работ в 5-м классе, предложенная Т.Ф. Курдюмовой, В.Л. Коровиной, скорее, способствует обучению общеучебным умениям и навыкам. Она включает: письменный пересказ, краткий ответ на вопрос, сочинение по картине, составление плана, рассказ о герое. Заслуживает внимания подход Е.И. Никитиной. Она предлагает изучить связь предложений в тексте, типы и стили речи, а уже потом писать сочинения разных типов. Но разработки Е.И. Никитиной активно используются в курсе русского языка. На мой взгляд, интересен подход ТА. Ладыженской. Говоря о системе, она имеет в виду не порядок работы над одним сочинением, а такую последовательность обучения сочинениям в целом, в которой предусмотрено развитие у учеников определенных навыков связной речи. Это следующие умения." умение осмысливать тему; подчинять свое сочинение определенной мысли; собирать материал и систематизировать его; грамотно выражать свои мысли; редактировать написанное.

Но работа над сочинениями – это не только умения, хотя они и обязательны. Это еще и целый комплекс задач воспитательного характера. Есть ли такая система, которая позволит соединить три составляющие учебного процесса: обучение навыкам, воспитательный и развивающий аспекты. Оптимальный подход, на мой взгляд, найден докторами психологических наук Т.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской. Рассмотрим систему творческих работ, предложенную этими учеными.

Авторы программы предлагают для освоения в 5-м классе три вида письменных работ. Это развернутое литературно-критическое высказывание, самостоятельное публицистическое творчество и создание художественного образа.

“Автор-художник” пытается создать художественный образ в соответствии с законом выразительности художественной формы. Художественное творчество необходимо прежде всего самому ребенку для развития воображения, эмоционально-эстетической сферы, для овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека. Собственное художественное творчество является условием развития ребенка как читателя. “От маленького писателя к большому читателю” – так афористично сформулировала этот принцип М.А. Рыбникова.

Один из важнейших типов работы основывается на наблюдении за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков (разглядывание осенних листьев, кочанов капусты, вида за окном). Такое наблюдение развивает видение конкретно-чувственного облика мира.

“Автор-публицист” размышляет о жизни. Пока небольшой жизненный опыт ставит перед ребенком довольно сложные проблемы, поэтому такая работа позволяет развивать важное качество публициста – умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность. Она дает детям возможность выразить свое мнение, помогает выработать его, осознать и углубить, развивает интерес к внутреннему миру сверстников, к точке зрения другого. Детские публицистические сочинения необходимо обсуждать с точки зрения сопоставления разных взглядов на одну и ту же проблему. Такие уроки направлены на становление мировоззрения.

“Автор-критик” наблюдает за художественным текстом. Всматривание, вслушивание, видение конкретного мира происходит в процессе акцентного вычитывания текста. Эта работа читателя, осмысливающего точку зрения автора, предшествует индивидуальной письменной работе. Текст выступает как пример некоей жизненной ситуации: обсуждается герой, его характер, поступки. А этот процесс обсуждения влияет на нравственное развитие детей.

Все три вида сочинений должны выполняться с определенной периодичностью. Обязательно после каждого урока сочинения идет урок анализа, обсуждения сочинений. Такая работа способствует развитию авторства.

При выполнении творческих работ, по мнению Т.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской, нельзя оценивать грамотность. Это соответствует психологическим законам творчества: ребенок не может удержать одновременно несколько разных и сложных задач. Оценка грамотности убивает творчество.

Данная система уроков органично вписалась в работу по программе под редакцией А.Г. Кутузова, в которой предлагается проведение уроков серии “Творческая мастерская”. Причем учителю дается право выбора эффективных для учеников упражнений из богатого методического арсенала творческих заданий. Единственное условие, которое необходимо учитывать, – это умение учеников выполнять письменные работы различных жанров.

Изучение литературы в 5-м классе начинается с фольклора. В конце изучения темы можно предложить детям сочинения “Моя любимая сказка”, “Мой любимый сказочный герой”. Это первый опыт литературно-критического высказывания, так как детям придется анализировать текст и выказывать свое отношение к нему.

Раздел “Духовная литература” позволяет включить сочинения публицистического характера. Могут быть предложены разные темы, заставляющие задуматься о месте человека в этом мире, о добре и зле, о справедливости.

“Творческая мастерская” в конце изучения раздела “Литературная сказка” может использоваться учителем для создания детьми художественного образа. Это может быть сочинение от имени любого волшебного предмета или о любом волшебном предмете, например, “Волшебный башмак”, “Тропинка в тридевятое царство”, “Яблоко” и т. д.

Таким образом, в I полугодии ребята пробуют освоить все три типа сочинений.

После каждого урока развития речи обязателен урок обсуждения работ. На этих уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель. Это достигается прежде всего тем, что обсуждается не достигший высот мастерства писатель, а сверстник, имеющий право на ошибку. К нему можно непосредственно обратиться с вопросом, сравнить замысел и результат. А сам автор может учесть замечания своих одноклассников.

Во II полугодии изучение литературы идет по родам: эпос, лирика, драма.

Во время изучения малого эпического жанра – рассказа – можно дать ребятам сочинение-размышление “Поговорим и милосердии”. На этот разговор натолкнет рассказ Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”. Рассказ Дж. Лондона “Сказание о Кише” позволяет порассуждать о героизме. Поупражняться в написании отзывов можно после изучения рассказов К.Г. Паустовского, А.П. Чехова.

Лирика – богатый материал для сочинений, позволяющих создать художественные образы. Ведь, разбирая лирическое произведение, мы обращаемся к выразительным средствам: эпитетам, метафорам, сравнениям. Их можно использовать в сочинениях на следующие темы: “Очарование зимнего утра”, “Любимый уголок природы”, “Березы, освещенные солнцем”.

Драматический род литературы позволяет ученику попробовать себя в роли сценариста. Можно предложить сценарий на тему “Последняя ночь в лагере”, “У новогодней елки”. А можно переделать любой изученный ранее рассказ для постановки на сцене.

Предлагаю вариант планирования письменных работ по литературе в 5-м классе:

Раздел программы

Темы сочинений

Тип сочинения

Фольклор 1. “Мой любимый сказочный герой” Критика
2. Сочинения в разных фольклорных жанрах: потешки, загадки, пословицы, небылицы художественное творчество
Духовная литература 3. “Зачем я живу на этой земле?” публицистика
Литературная сказка 4. “Яблоко”
5. “Тропинка в тридевятое царство”
6. “Моя любимая сказка”
художественное творчество критика
Рассказ 7. “Поговорим о милосердии”
8. “Героический характер”
9. Сочиняем юмористический рассказ.
10. “Что такое сильный характер”
11. “Отношение автора и читателя к Герасиму”
12. “Мой четвероногий друг”

13. Мое любимое место на земле”

публицистика публицистика художественное творчество
публицистика
критика
публицистика публицистика
Лирика 14. “Очарование зимнего утра”
15. “Легкие шаги весны”
16. Сочиняем стихи о родной природе
художественное творчество
Драма 17. “Последняя ночь в лагере” художественное творчество

В течение учебного года учитель планирует 17 уроков-сочинений. После каждого сочинения необходим урок, на котором организуется обсуждение работ. На мой взгляд, если обучать детей способу диагностико-коррекционной работы над причинами ошибок, то ребенок научится видеть свои ошибки, понимать их причины, грамотно выстраивать работу по устранению ошибок, что позволит в конечном итоге стать более самостоятельным в учебном процессе.

Новый подход к обучению сочинениям обязывает и методику таких уроков выстраивать по-новому. В чем суть такой методики?

З.Н. Новлянская и Г.Н. Кудина работают по программам развивающего обучения. Это значит, что ученик является субъектом учебной деятельности. Задача учителя – создать такие условия, чтобы в ходе каждого урока формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъекта, заинтересованного в саморазвитии. Любая грань знаний, добытая на таком уровне, – это результат собственной деятельности учащихся. Развивающий урок – это необходимая форма самой жизни. Практика показывает, что ребенок овладевает способами работы над данными видами сочинений неравномерно. Как же помочь ученику разобраться в сочинении того или иного типа? Я опробовала разные варианты работ.

Первый вариант.

  1. Выработка критериев оценки творческой работы.
  2. Дети пишут черновик сочинения. По желанию учащихся черновик может быть просмотрен и откорректирован учителем.
  3. Написание чистового варианта сочинения.
  4. Самооценка сочинения по выработанным критериям.
  5. Оценка работы учителем.

Второй вариант.

  1. Написание работы детьми без предварительного обсуждения.
  2. Обсуждение написанных работ, выработка критериев оценки.
  3. Анализ работ одноклассников по выработанным критериям.
  4. Анализ собственных работ.
  5. Написание второго варианта сочинения, дополненного и отредактированного.
  6. Самооценка сочинений.
  7. Оценка сочинений учителем.

На мой взгляд, второй вариант работы более интересен и продуктивен. Ведь здесь ребенок понимает свои трудности более глубоко. Ему помогает урок обсуждения сочинений, где он видит не только мнение одного ученика о своей работе, но и получает всесторонний анализ своего творчества по критериям, выработанным совместно в процессе обсуждения работы. Увидев свои ошибки, поняв их причины, ребенок не переживает, так как имеет возможность откорректировать свою работу с учетом предложений ребят. Только после этого работа попадает к учителю.

Существует и третий вариант работы – когда дети обсуждают сочинения друг друга в группах по заранее выработанным критериям. Это обсуждение позволяет им откорректировать свою работу, получить рекомендации от своих товарищей, еще раз поработать над своим сочинением. Этот вариант хорош тем, что роль учителя сводится лишь к правильной организации таких уроков. Все остальное делают сами дети. Это дает возможность поработать над такими важными действиями, как контроль и оценка.

Мне кажется, что такая работа полезна всем учителям литературы, поскольку позволяет добиться более высоких результатов в работе над сочинениями. Но нельзя забывать, что обучение сочинениям, развитие эмоциональных, нравственных и духовных качеств личности – это процесс сложный и длительный. Потребуется не один год систематической работы, чтобы ребенок показал свою зрелость через сочинения, чтобы его труды отличались неповторимым почерком, глубиной мышления, стройностью композиции, культурой речи и эмоционального тона повествования.

Проверочные вопросы и задания

для письменных работ

на литературную тему

в 5-8 классах

Важно, чтобы проверочные работы в основной школе выявляли основные сферы литературного развития: начитанность и литературный кругозор, умение анализировать и истолковывать текст, уровень развития устной и письменной речи. Кроме того, в 5-8 классах необходима система постепенно усложняющихся проблемных вопросов для письменных работ. Если обучение ответам на вопросы начато уже в 5 классе, то это впоследствии поможет подготовиться к выполнению части С ЕГЭ по литературе. Традиционный набор из трех тем необходимо составить так, чтобы они были разной степени сложности: для минимального, среднего и высокого уровня обученности. Конечно, учащиеся имеют право выбрать любой вопрос, но должны понять, что создание письменного высказывания на более трудную тему ведет к более высокой оценке. Ученики минимального уровня могут получить хорошую оценку при удачном ответе на любой вопрос, если будут работать самостоятельно и покажут интересные наблюдения над текстом.

При анализе таблиц 3-6 можно заметить, что вопросы различаются по степени сложности в каждой горизонтали. Так, вопросы для минимального уровня ориентированы на репродуктивную познавательную деятельность, главным образом на пересказ. Вопросы для среднего уровня сложнее, так как требуют умения аргументировать свои суждения, доказывать свою точку зрения, а также сопоставлять и сравнивать героев одного или нескольких произведений. Вопросы для учащихся высокого уровня выявляют умение сопоставлять близкие произведения и рассуждать на нравственно-психологические темы в рамках своего возраста. Вопросы для каждого уровня в течение года также усложняются.

Таблица

Вопросы для письменных работ в 5 классе

Раздел

программы

Минимальный

Средний

Высокий

Русские

народные

сказки

Каков мой любимый герой русской народной сказки?

Почему в русских народных сказках добро всегда побеждает зло?

А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина?

Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина?

В чем общность и различие сказки «Спящая царевна» Жуковского и «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина?

И. С. Тургенев. Муму

Что воспевает Тургенев в образе Герасима? (По рассказу «Муму».)

Каковы друзья и враги Герасима? (По рассказу Тургенева «Муму».)

В чем вина и в чем беда барыни? (По рассказу Тургенева «Муму».)

Л. Н. Толстой.

Кавказский

пленник

Кто и как помогает Жилину в плену?

Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?

В. Г. Короленко. В дурном обществе

Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

Как Вася и его отец шли от вражды к пониманию?

В чем общность и различие в судьбах Тыбурция и судьи?

X. К. Андерсен. Снежная королева

Как Герда боролась против Снежной королевы?

Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородными?

О чем мечтал Андерсен в своих сказках?

Таблица 4

Вопросы для письменных работ в 6 классе

Раздел программы

Минимальный

Средний

Высокий

Фольклор. Древнерусская литература

Как отразились в мифах народные представления об устройстве мира?

Как отразились народные идеалы и исторические события в русских летописях?

В чем красота и мудрость русских обрядов?

Лирика А. С. Пушкина

Чем восхищается Пушкин в стихотворении «Зимнее утро»?

Какие «чувства добрые» пробуждал Пушкин своими стихами?

В чем общность и различия стихов Пушкина и поэтов пушкинской поры (на примере 2-3 стихотворений)?

А. С. Пушкин. Дубровский

В чем причина конфликта Кирилы Троекурова и Андрея Дубровского?

Н. В. Гоголь. Ночь перед Рождеством

С какими чувствами Гоголь рисует картины природы и народной жизни в повести «Ночь перед Рождеством » ?

Почему Вакула и Оксана полюбили друг друга? (По повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».)

В чем юмор повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

Н. А. Некрасов.

Железная

дорога.

Н. С. Лесков. Левша

Как изображаются лучшие качества русского народа в «Железной дороге» Некрасова или в сказе Лескова «Левша»?

В чем общность и различие в изображении русского человека в «Железной дороге» Некрасова и сказе Лескова «Левша»?

В чем особенности композиции и языка стихотворения Некрасова «Железная дорога» и сказа Лескова «Левша»?

М. М. Пришвин. Кладовая солнца

Какой изображается природа в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»?

В чем общность и различие в характерах Митраши и Насти?

(По сказке-были Пришвина «Кладовая солнца».)

Как проявляются в сказке-были Пришвина «Кладовая солнца» мысли писателя о человеке?

В. П. Астафьев. Конь с розовой гривой. В. Г. Распутин. Уроки французского

Как отразились трудности послевоенного времени в произведениях Астафьева и Распутина?

Каков нравственный выбор моего ровесника в произведениях Астафьева и Распутина?

Какова роль речевых характеристик в создании образов героев в произведениях Астафьева и Распутина?

В 6 классе школьники с высоким уровнем литературного развития должны уметь сравнивать произведения разных авторов и делать элементарные обобщения («Как изображаются лучшие качества русского народа в стихотворении Н. А. Некрасова „Железная дорога 11 и сказе Н. С. Лескова „Левша 11 ?»), выявлять смысл речевых характеристик героев («Какова роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа В. П. Астафьева „Конь с розовой гривой 11 ?»), рассуждать о нравственно-психологических проблемах («Каков нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?»).

Таблица

Вопросы для письменных работ в 7 классе

программы

Уровни литературного развития учащихся

Минимальный

Фольклор.

Древнерусская

литература

Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

Каковы художественные особенности русских былин?

Какова роль древнерусской литературы для читателя XXI века?

А. С. Пушкин. Полтава (отрывок). Медный всадник (отрывок). Повести Белкина

Почему Пушкин прославляет деяния Петра I? (По отрывкам из «Полтавы» и «Медного всадника».)

Как показана история России в произведениях Пушкина?

Как проявляется гуманизм Пушкина в «Повестях Белкина»?

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба

В чем смысл противопоставления образов Остапа и Андрия?

Какова роль картин природы в понимании человеческих характеров?

Н. А. Некрасов.

Какова историческая основа поэмы Некрасова «Русские женщины»?

В чем, по мнению Некрасова, величие духа русской женщины?

Какова роль эпизода - «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»?

М. Е. Салтыков-Щедрин.

Какой изображена крестьянская и помещичья Россия в сказках Салтыкова-Щедрина?

Почему Салтыков-Щедрин изображает «хозяев жизни» и общественные пороки сатирически?

Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина?

Продолжение

программы

Уровни литературного развития учащихся

Минимальный

Л. Н. Толстой. Детство.

И. А. Бунин. Рассказы

Какой рисуют «золотую пору детства» Толстой и Бунин?

В чем сложность взаимоотношений детей и взрослых в произведениях Толстого и Бунина?

Каким изображают Толстой и Бунин духовный мир подростка?

Произведении М. Горького,

В. В. Маяковского,

Л. Н. Андреева, А. П. Платонова

Как преодолевали «свинцовые мерзости жизни» герои повести Горького «Детство»?

Почему Маяковский, Андреев и Платонов призывают к сочувствию ко всему живому?

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?

(По произведениям писателей XX века.)

Стихи поэтов XX века

Какой изображены Родина и природа в русской лирике XX века?

В чем особенности восприятия мира природы в лирике Есенина и Рубцова?

Каково ваше восприятие, истолкование, оценка стихотворения поэта XX века о Родине и природе?

Семиклассники уже не просто письменно отвечают на вопросы, а учатся создавать высказывания проблемного характера, которые в течение года усложняются. Таковы темы «Какова роль древнерусской литературы для читателя XXI века?», «Как показана история России в произведениях Пушкина?» (по фрагментам из произведений «Полтава», «Медный всадник»). Школьники должны уметь составить сравнительную характеристику: «В чем смысл противопоставления образов Остапа и Андрия?» (По повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»), выявить роль пейзажа: «Какова роль картин природы в понимании человеческих характеров?», определить авторскую позицию: «Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы?».

В 7 классе начинается целенаправленное обучение анализу фрагмента эпического произведения: «Какова роль эпизода

„Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска**?» (По поэме Некрасова «Русские женщины») и лирического стихотворения: «Каково ваше восприятие, истолкование и оценка стихотворения поэта XX века о Родине и природе?». Наиболее сложными в конце учебного года станут письменные работы, где необходимо сопоставить произведения разных авторов на общую тему («Каким изображают Толстой и Бунин духовный мир подростка?»), рассуждать на нравственно-этические темы: «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (По произведениям Горького, Маяковского, Андреева, Платонова»). Возможны и работы творческого характера по литературным образцам, например сочинение в стиле былины, поучения, оды, баллады, стихотворения, сатирической сказки, песни, хокку, стихотворения в прозе.

Таблица

Вопросы для письменных работ в 8 классе

программы

Уровни литературного развития учащихся

Минимальный

Средний

Высокий

Фольклор. Древнерусская и житийная литература. Литература XVIII века

Как отразилась жизнь народа в фольклоре и древнерусской литературе?

Какова историческая основа произведений русских писателей XVIII века?

Как показаны человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века?

(По выбору учащихся.)

А. С. Пушкин.

Капитанская

дочка

Каков смысл эпиграфа к роману «Капитанская дочка»?

Какова роль эпизода первой встречи Гринёва и Пугачёва?

Как раскрывается тема «русского бунта» в романе «Капитанская дочка»?

М. Ю. Лермонтов.

Мцыри

Почему так трагически сложилась судьба Мцыри?

Какова роль эпизода «Бой с барсом» в поэме «Мцыри»?

Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?

Н. В. Гоголь. Ревизор

Почему Гоголь хотел «высмеять все дурное в России»?

Какова роль сцены вранья в комедии «Ревизор»?

Почему Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой?

Н. А. Некрасов.

Русские

женщины

Какие нравственные ценности воплощены в образе княгини Волконской?

Какова историческая основа поэм Некрасова о декабристах?

В чем общность и различие эпизодов встречи княгини Волконской с мужем в поэме Некрасова и в «Записках кн. Волконской»?

Продолжение

Раздел

программы

Уровни литературного развития учащихся

Минимальный

Средний

Высокий

М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города (отрывки).

Н. С. Лесков. Старый гений.

Л. Н. Толстой. После бала

Какие порядки в России обличает Салтыков-Щедрин в романе «История одного города»?

Каковы приемы изображения внутреннего состояния героев в рассказе Л. Толстого «После бала»?

Каков облик России в произведениях Салтыкова-Щедрина, Лескова,

Л. Толстого?

А. П. Чехов. О любви.

А. И. Куприн. Куст сирени.

И. А. Бунин. Кавказ

Как Вера Алмазова помогала своему мужу? (По рассказу Куприна «Куст сирени».)

Почему не были счастливы герои рассказов Чехова «О любви» и Бунина «Кавказ»?

Что значит быть счастливым? (По изученным рассказам Чехова, Куприна, Бунина.)

А. А. Блок. На поле Куликовом.

С. А. Есенин. Пугачёв

Как отразился драматизм истории России в цикле стихов Блока «На поле Куликовом»?

Каким изображен предводитель восстания в поэме Есенина «Пугачёв»?

В чем общность и различие в изображении Пугачёва в фольклоре, «Капитанской дочке» Пушкина и «Пугачёве* Есенина?

А. Т. Твардовский.

Василий

Тёркин.

A. П. Платонов.

Возвращение.

B. П. Астафьев. Фотография, на которой меня нет.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Какие лучшие качества русского народа воплощены в образе Василия Тёркина?

В чем гуманизм и оптимизм стихов и песен о Великой Отечественной войне? (На примере 2-3 стихотворений и песен.)

В чем особенности изображения военного времени в произведениях Твардовского, Платонова, Астафьева?

Уровень сложности в выполнении письменной работы в начале 8 класса будет выбран самими учащимися («Как показаны человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века?»). Учащимся предлагается отобрать тот литературный материал, который они будут исследовать: народные песни, предания, житийную литературу, произведения Н. М. Карамзина или И. А. Крылова.

Совершенствуется и усложняется работа по обучению анализу эпизода, который также выбирают сами школьники. В 8 классе они учатся анализировать не только фрагмент эпического произведения («Какова роль эпизода первой встречи Гринёва и Пугачёва в „Капитанской дочке“ А. С. Пушкина?»), но и лироэпического («Какова роль эпизода „Бой с барсом" в поэме „Мцыри"»?) или драматического («Какова роль сцены вранья в комедии „Ревизор"»?). Для школьников продвинутого уровня работа может быть усложнена и предложен сопоставительный анализ («В чем общность и различие эпизодов встречи княгини Волконской с мужем в поэме Некрасова и в „Записках кн. Волконской"?»).

Самыми сложными будут письменные работы обобщающего характера, которые учат воспринимать произведение в контексте литературной эпохи, причем уровень сложности могут определить сами школьники, выбрав для анализа одно, два или несколько произведений, объединенных общей темой («Каков облик России в произведениях Салтыкова-Щедрина, Лескова, Л. Толстого?»).

Высокий уровень сложности может быть задан и в письменных рассуждениях нравственно-этического характера на тему «Что значит быть счастливым?» (по рассказам «О любви»

А. П. Чехова, «Кавказ» И. А. Бунина, «Куст сирени» А. И. Куприна). Учащиеся сами выберут, сколько произведений они смогут проанализировать, помня о том, что в работе по нескольким произведениям обязательно нужно показать умение сопоставлять, выявляя общее и особенное («В чем особенности изображения военного времени в произведениях Твардовского, Платонова, Астафьева?»).

Восьмиклассникам с высоким уровнем литературного развития необходимо понимать, что в каждую литературную эпоху образ, имеющий один и тот же прототип, воспринимается и автором и читателями по-разному («В чем общность и различие в изображении Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина?»).

Таким образом, в 5-8 классах умение создавать письменные высказывания на литературную тему должно быть в основном сформировано, а в 9-11 классах оно будет только совершенствоваться. Эффективность этой работы, несомненно, повысится, если проверка уровня литературного развития будет дифференцирована, а тематика работ - ориентирована на личность школьника.

Устно : правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ – подробный, выборочный, сжатый (или краткий), от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) – небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, актерском чтении, просмотренном фильме, телепередаче, спектакле, иллюстрации.

Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (воображаемый, на основе прочитанного). Создание собственного текста (былины, сказки, пословицы, песни, частушки, рассказа, сказа, сценки, басни, поучения и т. д.).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно : письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5 -–9 классах.

Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого письменного отзыва о самостоятельно прочитанной книге, картине, художественном чтении, фильме, спектакле.

Создание письменного плана (простого и сложного) будущего сочинения, доклада.

Создание оригинального произведения (поучения, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5 – 9 классах.

Основные виды устных и письменных работ по литературе. 10 – 11 кл.

Устный пересказ всех видов – подробный, выборочный, краткий, от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) – главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т. д.



Подготовка характеристики героя или героев (индивидуальной, групповой, сравнительной) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов.

Рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устный комментарий прочитанного.

Рецензия на самостоятельно прочитанное произведение большого объема, творчество писателя, просмотренный фильм или фильмы одного режиссера, спектакль или работу актера, выставку картин или работу одного художника, актерское чтение, иллюстрации и пр.

Подготовка сообщения, доклада, лекции на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми художественными произведениями.

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т. д.).

Использование словарей различных типов (орфографических, орфоэпических, энциклопедических, мифологических, и пр.), каталогов школьных, районных и городских библиотек.

Письменно : составление письменных планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю.

Создание сочинений проблемного характера, рассуждений, всех видов характеристик героев изучаемых произведений.

Создание оригинальных произведений (рассказа, стихотворения, былины, баллады, частушки, поговорки, эссе, очерка – на выбор).

Создание письменного доклада, лекции для будущего произнесения вслух.

Создание письменной рецензии на прочитанную книгу, устный доклад, выступление, фильм, спектакль, работу художника-иллюстратора.

Примерный список художественных произведений для заучивания наизусть.

На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10 –12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.



Выбор их осуществляет учитель вместе с учениками.

Пятый класс.

Пословицы, поговорки, загадки.

В.А.Жуковский. Спящая царевна (отрывок).

И.А.Крылов. Свинья под Дубом и др. басни (по выбору).

А.С.Пушкин. «У лукоморья…».

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…».

Ф.И.Тютчев. Весенние воды, А.А.Фет. Весенний дождь.

М.Ю.Лермонтов. Бородино.

По теме «Великая Отечественная война»: 2 – 3 стихотворения по выбору учащихся (А.Т.Твардовский, К.М.Симонов и др.). Из раздела «О родине и родной природе» (2 – 3 стихотворения).

Шестой класс.

А.С.Пушкин. Узник. И.И.Пущину. Зимнее утро. Туча (на выбор).

М.Ю.Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком…». Утес. Три пальмы (на выбор).

Н.В.Гоголь. Ночь перед Рождеством (первый абзац, до слов: «Если бы в это время…»).

Н.А.Некрасов. Железная дорога.

Ф.И.Тютчев. «Неохотно и несмело…», А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», Е.А.Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..», А.А.Блок. Летний вечер, А.А.Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» и др. (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 2 – 3 стихотворения на выбор учащихся (К.Симонов, Н.Рыленков, С.Орлов, Д.Самойлов).

Седьмой класс.

Былины: Вольга и Микула Селянинович, Садко (отрывок на выбор).

Пословицы и поговорки (на выбор).

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

А.С.Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел (по выбору учащихся).

Н.В.Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И.С.Тургенев. Русский язык.

Н.А.Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

В.А. Жуковский. Приход весны, А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…» или Благовест, И.А.Бунин. Родина (на выбор).

В.В.Маяковский. Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

По теме «Великая Отечественная война»: 2 – 3 стихотворения по выбору учащихся (К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Е.А.Винокуров. Москвичи).

С.А.Есенин. «Топи и болота…», Н.А.Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…», Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина…» (на выбор).

Восьмой класс.

Исторические песни. Ермак готовится к походу на Сибирь. Пугачев в темнице (на выбор).

А.С.Пушкин. Капитанская дочка (отрывок).

М.Ю.Лермонтов. Мцыри (отрывок по выбору учащихся).

Н.В.Гоголь. Ревизор (монолог одного из героев на выбор).

Л.Н.Толстой. После бала (отрывок на выбор).

А.Т.Твардовский. Василий Теркин (отрывок на выбор).

Девятый класс.

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

Г.Р.Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

Н.М.Карамзин. Осень.

А.С.Пушкин. Сожженное письмо. «Храни меня, мой талисман…». Анчар. Поэт. Признание. Кипренскому. Цветок. Мадона. Пророк. «Я вас любил…». «На холмах Грузии…». К Чаадаеву (1918). «Я помню чудное мгновенье…». «Я памятник воздвиг себе…».

Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся). «Письмо Татьяны». «Письмо Онегина».

М.Ю.Лермонтов. Смерть Поэта. Нищий. 1831-го января. Родина. Пророк. Предсказание. Молитва (по выбору учащихся).

Ф.И.Тютчев. Летний вечер. Цицерон. «Нам не дано предугадать…». «Она сидела на полу…». «Есть в осени первоначальной…» (на выбор).

А.А.Фет. «На заре ты ее не буди…». «Я пришел к тебе с приветом…», «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Какая грусть! Конец аллеи…» (на выбор).

Н.А.Некрасов. «Ты всегда хороша несравненно…». «Я не люблю иронии твоей…». «Мы с тобой бестолковые люди…». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

А.А.Блок. «Ветер принес издалека…». «Ушла. Но гиацинты ждали…». В ресторане. «О доблестях, о подвигах, о славе…». Ямбы (на выбор).

С.А.Есенин. «Край ты мой заброшенный…». «Разбуди меня завтра рано…». «Отговорила роща золотая…». Письмо к женщине. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». «До свиданья, друг мой, до свиданья…». «Не жалею, не зову, не плачу…» (стихотворения по выбору учащихся).

В.В.Маяковский. А вы могли бы? Нате! Послушайте! Люблю (отрывок). Прозаседавшиеся (на выбор).

М.И.Цветаева. «Идешь, на меня похожий…». Бабушке. «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (стихотворения на выбор учащихся).

Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…». «О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору учащихся).

А.А.Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Мне голос был…». «Не с теми я, кто бросил землю…». «Что ты бродишь неприкаянный…». Муза. «И упало каменное слово…» (на выбор).

А.Т.Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок).

Десятый класс.

А.С.Пушкин. 3 – 4 стихотворения (по выбору учащихся).

М.Ю.Лермонтов. 2 – 3 стихотворения (по выбору учащихся).

А.Н.Островский. Гроза (монолог по выбору учащихся).

И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору учащихся).

Н.А.Некрасов. «Умру я скоро…». «Безвестен я…». Кому на Руси жить хорошо (отрывки по выбору учащихся).

Л.Н.Толстой. Война и мир (отрывок по выбору учащихся).

А.К.Толстой. «Средь шумного бала…». «Коль любить, так без рассудку…» (на выбор).

Ф.И.Тютчев. «О, как убийственно мы любим…». «Эти бедные селенья…». «Умом Россию не понять…». «Чему молилась ты с любовью…» (на выбор).

А.А.Фет. Добро и зло. «Жизнь пронеслась без явного следа…». Бал. Певице. Цветы. «Ярким солнцем в лесу пламенеет…» (на выбор).

Одиннадцатый класс.

И.А.Бунин. «Настанет день – исчезну я…». Собака. Слово. Вечер. И др. (по выбору учащихся).

В.Я.Брюсов. «Я люблю…». Фаэтон. «Идут года, но с прежней страстью…» и др. (по выбору учащихся).

Н.С.Гумилев. «Из логова змиева…». Капитаны. Перстень. И др. (по выбору учащихся).

М.И.Цветаева. Бабушке. И др. (на выбор).

А.А.Блок. Незнакомка. «Тропами тайными, ночными…» и др. (на выбор).

С.А.Есенин. «Выткался на озере алый свет зари…». Русь. «Мы теперь уходим понемногу…». Быть поэтом. И др. (на выбор). Анна Снегина (отрывок).

В.В.Маяковский. О дряни. И др. (на выбор). Облако в штанах. Про это (отрывки на выбор).

М.А.Булгаков. Дни Турбиных. Мастер и Маргарита (отрывки на выбор).

Н.А.Заболоцкий. Стихотворения по выбору учащихся.

А.Т.Твардовский. Слово о словах. Утро. О Родине. На дне моей жизни. «Нехожен путь…». «Я знаю, никакой моей вины…». Московское утро (на выбор). Теркин на том свете. По праву памяти (отрывки на выбор).

Б.Л.Пастернак. Определение поэзии. Определение творчества (2 стихотворения на выбор).

Планирование работы МО учителей русского языка и литературы в школе.

Главная задача методической работы учителей русского языка и литературы – повысить педагогическое мастерство учителя.

Работа методического объединения ведётся по следующим направлениям:

· Повышение педагогического мастерства и общей культуры учителя. Изучение, обобщение и внедрение в практику работы лучшего педагогического опыта, новых технологий.

· Изучение идей и принципов новых программ и УМК по русскому языку.

· Анализ качества знаний. Контроль учёта знаний.

· Формы и методы работы учителя по формированию у учеников творческих способностей и умение самостоятельно работать.

· Организация факультативных занятий и внеклассной работы по предмету.

Планируя методическую работу в школе, нужно иметь в виду, что это не только (и даже не столько!) заседания предметной комиссии, а прежде всего текущая, повседневная работа, которую тоже необходимо планировать.

План работы методического объединения должен иметь следующие разделы:

I. Повышение квалификации учителей:

· кто где учится – курсы, посещение лекций-консультаций;

· самообразование (над какой темой учитель работает, каков должен быть практический выход: доклад на заседании методического объединения, разработка темы, создание пособия для кабинета и т. д.), категория;

[Для самообразования учитель может выбрать тему лингвистического, литературоведческого или методического характера. Результаты этой работы в зависимости от подготовленности учителя оформляются либо в виде реферата, либо в виде самостоятельной разработки какой-то литературоведческой, лингвистической или методической проблемы. По теме самообразования учитель отчитывается перед методическим объединением]

· взаимная информация: сообщение о наиболее интересных лекциях, конференциях, на которых присутствовал учитель, обзор новинок методической литературы, журналов, компьютерных технологий.

· изучение методического письма «Единые требования к устной и письменной речи», план его реализации.

II. Совместная работа с администрацией.

· Распределение нагрузки. Желательно, чтобы оно происходило в первой четверти, а не в мае, как это обычно бывает. Тогда будет значительно лучше соблюдена преемственность в обучении, т. к. учителя сумеют основательно познакомиться с системой работы своих предшественников, составить себе ясное представление об уровне знаний учащихся и внести в работу друг друга необходимые коррективы.

· Работа методического объединения в каждом учебном году начинается с детального рассмотрения итогов экзаменов и работы словесников в минувшем учебном году. Исходя из реальных потребностей ОУ, определяется основная тема работы методобъединения. Работа над ней может быть рассчитана на год или на несколько лет. Выбрав основную тему, очень важно определить роль каждого словесника в её решении. Так, например, выбрав в качестве основной темы индивидуальную работу с учащимися, члены МО распределяют между собой её частные аспекты: «Работа с сильными учениками на уроках анализа диктантов», «Система индивидуальных заданий в процессе изучения «Капитанской дочки», «Работа над индивидуальными ошибками учащихся при изучении лексики в 5 классе» и т. д. Не следует увлекаться теоретическими докладами, так как минимум литературы по основной теме работы МО должен прочитать каждый учитель.

Приложения.

Приложение № 1 . Речевая культура учителя

Культура речевого поведения – проявление общей культуры человека. Подлинная высота культуры речи - умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях.

В устной речи учитель использует весь арсенал выразительных средств:

· выбирает соответствующий личностно ориентированной модели обучения тон – спокойный, доброжелательный, заинтересованный;

· использует зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала и т.п. темп речи;

· подбирает соответствующую ситуации силу голоса;

· пользуется нужной интонацией, соблюдает паузы, логические ударения (выделяет голосом наиболее значимые по смыслу слова);

· следит за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.

Речевая (коммуникативная) культура предполагает также:

· умение выслушать собеседника (ученика), не перебивая его;

· внимательно-доброжелательное отношение к высказываниям школьников;

· тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке;

· оперативно-деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи;

· точное словоупотребление, в том числе и терминов.

Культура речи предполагает также (или прежде всего) её правильность, соответствие нормам русского литературного языка. Устойчивые ошибки, нарушающие правильность речи, свидетельствуют о низкой речевой культуре, у учителя-словесника их быть не должно. Чтобы эксперту было легче ориентироваться, приведём список слов и конструкций, в которых часто допускаются ошибки, вызванные, как правило, диалектным влиянием.

Ошибки в ударении, произношении слов:

Агентство Августовский (педсовет) Алфавит, по алфавиту Баловать, балую Была, не была(в классе) Декада [д’э] Дефис [д’э] Диалог Диспансер [сэ] Документ Доска, на доску (повесь) Досуг Занят (он), занята (она) Звонит Каталог Квартал Километр, километров Контекст [т`э] Конечно [шн] Корысть, корыстный Кофе [ф`э] Красивее Медикаменты Мельком Музей [з`э] Намерение Начал, начала Начался (урок) Ненависть Обеспечение Облегчит, облегчим Партер [тэ] Повторишь, повторим (слово) Повторённое (правило) Повторена(орфограмма) Понял, поняла Поск ользнуться Премировать, премированный Процент Развитой (ребёнок) Развитое (чутьё) Ремень Свободнее Скольких, скольким Скучно [шн] По средам (собрания) Средства Столяр, столяром (буду) Сформировать Термин [т`э] Углубить Украинский Фарфор Форзац Ходатайство Хозяева Шинель [н`э] Шофёр, шофёров Щавель Экспертный Языковая (личность) Языковая (колбаса) Языковое (явление)

Типичные грамматические ошибки.

· В образовании форм слов:

Не помнят имени (не имя ); сколько времени (не время ); нет помидоров, яблок, чулок, носков, солдат (не помидор, яблоков, чулков, носок, солдатов ); скажи более точно или скажи точнее (не более точнее ); самый старый или старейший (не самый старейший ); около ста пятидесяти восьми (не сто пятидесяти восемь ); более восьмисот шестидесяти семи (не более восемь сот шестьдесят семь ); на обеих партах, страницах (не обоих ); это касается обоих мальчиков (не обеих ); не ездите на перилах (не ездиите ); езжай – поезжай домой (не ехай ); клади руки на парту (не ложи ); положи книгу на стол (не ложи ); их разговор (не ихний ); вместо него (не его ) и др.

· В нарушении норм согласования или управления:

Повторили то (не о том ); объяснили правило (не о правиле ); указывать на недостатки (не о недостатках ); подтвердить готовность (не о готовности ); пришёл из школы (не со школы ); вернулся из Киева (не с Киева ); уверенность в себе (не в себя ); скучает по вас (не по вам ); согласно примечанию (не примечания ); по приезде в город (не по приезду ); по окончании работы (не по окончанию ); был мой день рождения (не моё ); крепкий кофе (не крепкое ); занять (т.е. взять взаймы у кого-то что-то (не занять мне в значении «дать взаймы») и др.

· В нарушении норм построения предложений:

Когда окончится урок, передо мной встанет вопрос об утреннике; или: Окончив урок, я буду думать об утреннике (не Окончив урок, передо мной встанет вопрос об утреннике ) и др.

· В нарушении лексических норм:

ü нарушение норм лексической сочетаемости: играть роль (не значение ); иметь значение (не роль – в переносном смысле) и др.,

ü употребление лишних слов (плеоназм): «моя автобиография» вместо «моя биография»; «свободная вакансия» вместо «свободное (рабочее) место»; «памятный сувенир» вместо «памятный подарок»; «будущая перспектива» вместо «перспектива» и др.,

ü навязчивое употребление слов типа: например, так сказать, короче, короче говоря, в общем, значит так, значит, ну вот и др.

Приложение 2. Словарно-орфографический минимум терминов для учащихся 7 - 9 классов

ЛИТЕРАТУРА И РУССКИЙ ЯЗЫК: абзац, алфавит, альманах, анализ, аналогия, аннотация, аноним, аргумент, библиотека, биография, богатырь, бюллетень, вариант, гипербола, гуманизм, гуманный, девиз, декларация, дефис, диалект, диалог, дикция, дискуссия, драматург, жаргон, идеал, идиллия, идиома, иероглиф, иллюстрация, имитация, импровизация, инверсия, инициал, инсценировка, интеллигенция, интервал, интонация, кавычка, каламбур, каталог, комедия, комментарий, контекст, красноречие, кульминация, легенда, организм, популярный, характер.

ИСТОРИЯ: абсолютный, авангард, автономия, агент, аграрный, агрессор, администрация, анархия, антагонизм, апелляция, аристократия, ассамблея, атеист, афера, авантюра, баррикада, большевистский, бюджет, валюта, гегемония, государство, декларация, декрет, демократия, демонстрация, деспотизм, диктатура, зодчий, идеология, иллюзия, империалистический, интервенция, интернациональный, информация, кабала, каземат, кампания (поход, деятельность), кандалы, канун, каторга, коалиция, кодекс, конспирация, конгресс, легальный, лидер, лояльный, манифест, патриот, мировоззрение, периферия, провинция.

ФИЗИКА: автоматика, акустика, антенна, атмосфера, балласт, вакуум, герметическая, гидравлическая, зонд, инерция, интенсивный, кибернетика, магнетизм и др.

Приложение 3. Карта контроля для учителя русского языка.

1. Тема, класс, количество часов.

2. Что знают учащиеся по данной теме из предыдущих классов?

3. Что должны знать?

4. Что должны уметь?

5. Календарный план.

6. Формы контроля.

Например: Имя прилагательное (5 класс, 22 часа) (р.р. + 5 часов)

Знают из предыдущих классов (из программы начальной школы): значение прилагательного, вопросы; изменение прилагательного по родам, числам, падежам; правописание безударных окончаний имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящую и «ц»).

Должны знать:

· разряды прилагательных;

· степени сравнений;

· «не» с прилагательными;

· правописание гласных и согласных в суффиксах -ан-, -ян-, -енн-, -онн-, -н- в словах с основой на –н;

· правописание сложных прилагательных;

· правописание «О», «Е» после шипящих.

Должны уметь:

· анализировать прилагательное как часть речи;

· отличать прилагательное от других частей речи;

· образовывать степени сравнения прилагательных;

· различать значение суффиксов;

· употреблять в речи прилагательные в переносном значении.

Приложение 4. Типология речевых и грамматических ошибок

В действующих ныне «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» указывается, что с помощью сочинений и изложений проверяются « …2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания». Следовательно, проверка творческой работы сопровождается подчёркиванием и вынесением на поля значками «Р» и «Г» (а также некоторыми другими) речевых ошибок и недочётов, грамматических ошибок.

Грамматическая правильность речи оценивается по специальным критериям. Правильность речи – соблюдение в ней основных грамматических норм, сформулированных в виде правил грамматики (в морфологии - нормы склонения и спряжения частей речи; в синтаксисе - нормы согласования, управления слов, построения предложения той или иной структуры…).

Нарушение грамматических норм приводит к грамматическим ошибкам (т.е. к отклонениям от словообразовательных, морфологических, синтаксических норм). Грамматические ошибки можно увидеть, услышать. В числе наиболее распространённых из них следующие:

В СЛОВЕ.

Словообразовательные.

· ошибочное образование слов:

Он проявил благородность (благородство). Мой сын – такой непоседк а (непоседа). У него был раз думчивый (задумчивый) вид. Пень струхлявился (стал трухлявым). Ты просто плакун (плакса). Пойду за место (вместо) тебя. Дала под щёчину (пощёчину).

Морфологические.

· ошибки в падежах имён существительных, числительных (образование форм слова);

В зале не осталось свободных местов (мест). Запрягли два медведя (двух). У меня нет свободного время (времени).

· ошибки в образовании формы числа;

Сёлы (сёла), докторы (доктора)

· ошибки в употреблении несклоняемых имён существительных в форме косвенных падежей;

Мальчик был в зимнем пальте (пальто).

· ошибки в употреблении слов в другом роде;

Собака громко залаял (залаяла). Съел пирожок с повидлой (повидлом).

· ошибки в образовании степеней сравнения прилагательного;

Вечер был более интереснее (более интересный или интереснее). Около нашего дома рос самый высочайший (самый высокий или высочайший) дуб в округе.

· ошибки в образовании местоимений;

Ихний (их), егонный (его), ейный (её), сидел около его (около него).

· ошибки в образовании форм глагола, причастий и деепричастий;

Ложит (кладёт), становят (ставят), едь (поезжай, езжай), ляжь (ляг), ездиет (ездит), метается (мечется), исследоваемый (исследуемый), ждя (ожидая).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ.

В СЛОВОСОЧЕТАНИИ:

· ошибки в согласовании;

Недорослями называют молодых людей, плохо воспитанными родителями (плохо воспитанных родителями). С лицами, живущих (живущими) на чужой территории. Мальчик – круглая (круглый) сирота.

· ошибки в управлении;

Выполнено согласно плана (плану), жажда к славе (славы), пришёл со (из)школы, оплатить за проезд (без предлога), мечта к (о) свободе, представляем о том (то), это указывает то (на то), что…,будем помнить (его) и гордиться им, согласно расписания (расписанию), по окончанию (по окончании) школы, надо исходить от (из) этих решений….

Автор «Слова» сочувствует и прославляет Игоря (сочувствует ему и прославляет его – использование одной формы управления после двух глаголов с разным управлением). Сын решил стать врачом наперекор желания (желанию). Отец понимает сына и радуется за его успехи (его успехам). Все эти жалобы, как оказалось при проверке, ни на чём (ничем) не обоснованы. Прометей посвятил свою жизнь в борьбе (без предлога) с тираном.

В ПРЕДЛОЖЕНИИ:

· нарушение согласования между сказуемым и подлежащим;

Боль утих (утихла). Торжество счастья захлестнула (захлестнуло) его. Молодёжь, народ собрались. Часть деревьев старая (старые). Газета «АиФ» увеличил свой тираж (согласуется с подлежащим, а не с приложением). Иванова – хорошая (хороший) доктор. Часы – браслет лежал (лежали) на подоконнике. Двадцать один студент приняли (принял) участие в экспедиции. Недавно построено (построены) и эти семь домов. Открыто (открыты) все пять окон. Большинство бюрократов нечестное (нечестные).

· ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами;

Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа. Проходя мимо бани, пар густыми облаками окутывал нас.Пролетев несколько тысяч километров, ракета была затоплена в Тихом океане. (Два субъекта действия). Пройдя первые шаги, моё сердце начинает биться. (Два субъекта действия и несовпадение вида глагола и деепричастия).

· ошибки в построении предложений с причастными оборотами;

Некрасов изобразил жизнь крестьян, дорогу из Петербурга в Москву построенных (построивших). Горная цепь тянется с востока на запад, состоящая из множества хребтов (место оборота).

· ошибки в построении предложений с однородными членами;

Эта книга научила меня честности, смелости и уважать своих друзей (уважению).

Хотел показать значение спорта и почему я его люблю (и причины моей любви к нему). Выступали как артисты, а также и дети (двойной союз как.., так и …).

Герой был высок и худой (высокий и худой, или высок и худ). Он любит читать книгу и чистоту (чтение книг и чистоту, или читать книги и наводить чистоту).

· ошибки в построении сложных предложений;

Собака гуляла с тётей Валей, на которую был надет намордник (на кого?). Я завидую тем, которые рыбачат (кто?).

· смешение прямой и косвенной речи;

Князь Игорь сказал, что «хочу (хочет) свою голову положить либо напиться шеломом из Дона».

· пропуск необходимых слов;

Владик кое-как прибил доску и побежал (играть) в волейбол .

· нарушение границ предложения;

Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю. Мы не поехали на экскурсию. Потому что пошёл сильный снег.

Грамматическая правильность речи так же, как орфографическая и пунктуационная грамотность, влияет на логичность, выразительность и точность мысли, на содержание высказывания.

При оценке письменных работ творческого характера, кроме грамотности, учитывается и речевое оформление. Речевые ошибки и недочёты вместе с неточностями в содержании учитываются при выведении первой (верхней) отметки. Грамматические ошибки, наряду с орфографическими и пунктуационными, - при выведении второй (нижней).

Точный, богатый, выразительный язык является одним из основных показателей качества изложений и сочинений. Точность речи зависит от умения ученика отобрать слова и выражения, наиболее соответствующие передаваемому содержанию.

Для достижения правильности (точности) словоупотребления важно уметь выбрать из ряда синонимов один, наиболее подходящий для данного случая, выбрать слово, адекватное данному понятию.

Стилевое единство и выразительность текста создаётся отбором языковых средств в соответствии с задачей высказывания . Речевые ошибки допускаются в словоупотреблении (семантические и стилистические) и в строении текста. Ошибки в словоупотреблении – стилистические недочёты – связаны с нарушением требования коммуникативной целесообразности речи (т.е. с понятием хорошей речи). Речевой недочёт – нарушение хорошей речи (оценивается с позиций: хуже – лучше ). Речевая ошибка – нарушение правильности речи. Хотя речевая ошибка может встретиться и в предложении, чаще она обнаруживается в контексте.

Один из часто приводимых критериев разграничения ошибок: грамматическая - так сказать нельзя, а речевая – можно, но неудачно, некрасиво, неточно.

При оценке ученических работ учитываются следующие основные речевые ошибки и недочёты:

· Употребление слова в несвойственном ему значении (ошибка).

Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать. Мы видели в Эрмитаже чучело Петра 1. Мальчик сделал подвиг. Продукты подходили к концу, и нам пришлось открыть неприкасаемые запасы (паронимы).

· Нарушение лексической сочетаемости (недочёт).

Пришёл молодой юноша. Дуют пронзительные ветры. Коричневые глаза. Я люблю бананы, субботу и бабушку. Удивляли её глаза и скромность. Маленький ветер. Вначале Машу считали забитой трусихой.

· Употребление лишнего слова (плеоназм) (недочёт).

Прилетели пернатые птицы. Моя автобиография. Мокрый дождь. Мчалсябыстро. Потом мне говорили, что это очень редкий раритет. Ну а в самых экстремальных случаях вызывайте службу спасения.

· Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология) (недочёт).

В рассказе «Муму» рассказывается… В образе изображён … Множество преград преграждает…

· Повторение одного и того же слова (недочёт).

Герои романа Фадеева «Разгром» изображаются Фадеевым без прикрас; Фадеев изображает не только их поступки, но и внутренний мир. Была осень, было холодно. Для обеспечения безопасности в городе были приняты беспрецедентные меры безопасности.

· Употребление слова или выражения иной стилевой окраски (недочёт).

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору. Алёша в результате избиения пролежал весь месяц в кровати.

· Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного слова (недочёт).

Есенин был большой разгильдяй.

· Неудачное употребление просторечных и диалектных слов и выражений (недочёт).

На пришкольном участке мы сеяли морковь и бураки.

· Смешение лексики разных исторических эпох (недочёт).

Во время забастовки Пушкин находился в Михайловском. У Хлестакова – маленькая зарплата.

· Неудачное употребление личных и указательных местоимений (ошибка).

Я вынула книгу из сумки и положила её на стол (книгу или сумку?). Никитич сидел на коне, грива его развевалась (коня или Никитича ?). Это время ставило такие задачи (какие?).

· Употребление слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике текста (стилистические ошибки).

· Нарушение видо - временной соотнесённости глагольных форм (ошибка). Некоторые источники относят данные ошибки к грамматическим.

Когда разлились реки, дороги в низинах становятся непроходимыми. Когда Пугачёв выходил из избы и сел в карету, Гринёв долго смотрел ему вслед.Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. Когда писатель работает, Ю-ю вскакивала, садилась около руки и смотрела за пером.

· Неудачный порядок слов (недочёт).

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

· Бедность и однообразие синтаксических конструкций, стилистическая невыразительность, штампы (недочёт).

Наступила зима. Деревья покрыты снегом, как белыми шапками. Ночи стали длиннее, а дни короче. Стало холодно.

Приложение № 5. План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы (из опыта работы Тосненского района).



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!