До XIX века Византийская империя во всех исторических источниках упоминается как Восточная Римская империя или, по-гречески, Ромейская , а ее жителей называли - ромеями. Лишь в XIX веке утвердилось новое название – Византийская империя по древнему названию её столицы Константинополя - Византия. Таким образом, византийцы считали себя наследниками Римской империи и прямыми продолжателями римских традиций.
Византийская империя в эпоху Средневековья стала связующим звеном между Востоком и Западом. Уникальное смешение греко-римских и восточных традиций определило все стороны жизни византийского общества.
Природно-климатические условия Византии были исключительно благоприятны для развития земледелия и скотоводства. Зерновые культуры, составлявшие основу питания человека Средневековья, выращивали главным образом на территории Египта и Фракии. Степи Сирии, Палестины, плоскогорья Малой Азии и Балканского полуострова были важнейшими районами скотоводства.
Население Византийской империи в V-VI вв. составляло не менее 25 млн. человек . На её территории проживали представители самых различных народностей, но наиболее многочисленную часть населения составляли греки, которые постепенно заняли в империи господствующее положение.
В отличие от З. Римской империи, Восточная Римская империя устояла перед нашествиями варваров. Ее столицей стал г. Константинополь. Восточная Римская империя просуществовала более тысячи лет, до 1453 г., когда была захвачена турками. Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населявших империю, был греческий.
В начале средних веков Восточная Римская империя находилась в более благоприятных условиях для своего развития, чем Западная ее часть, и в первую очередь потому, что она в меньшей степени пострадала от опустошительных набегов варваров. Кроме того, территориально в ее границах находились страны древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливковым маслом, вином; во многих областях было развито скотоводство, ремесло. Значительную роль в сельскохозяйственном производстве, в отличие от Запада, где был распространен рабский труд, продолжали играть свободные и полусвободные крестьяне.
В отличие от Западной Европы, где города обезлюдели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в древности оживленные города - центры ремесла и торговли.
Константинополь в V в. представлял собой огромный, хорошо укреплённый город, население которого достигало 500 тыс. человек.
На территории империи находились и другие крупные города, представлявшие собой центры ремесла, торговли и высокой культуры: Александрия, Антиохия, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Фессалоники, Коринф, Афины.
В городах действовали многочисленные ремесленные мастерские, однако и здесь применялся главным образом труд рабов и лиц, осуждённых за какие-либо преступления. Уровень развития ремесла и торговли в Византийской империи в V-Х вв., бесспорно, был на порядок выше, чем в странах западноевропейского региона. Недаром в эпоху Раннего Средневековья византийские золотые солиды (монеты) играли роль международной валюты. Стоит вспомнить и тот факт, что Великий шёлковый путь, связывающий Китай, Среднюю Азию, Индию и Иран, завершался в торговых городах Византии. Лишь через неё восточные товары проникали в Западную Европу.
Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, которые назывались патриархами. С конца V в. главным из них становится патриарх Константинополя. Богослужение в отличие от Западной Европы велось на греческом, но допускались и другие языки (например, славянские).
Власть императора Византии была огромной, император был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наемного войска. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует за Богом».
Наибольшего могущества государство достигло при императоре Юстиниане (527-565 гг.). По его приказу в столице воздвигли храм Святой Софии, ставший гордостью Константинополя и всей империи.
Это монументальное, богато украшенное фресками и мозаиками сооружение потрясало воображение современников. Благодаря тому, что грандиозный купол диаметром 31,5 метра опирался на множество тонких колонн, издали казалось, что он буквально парит над собором. Поэтому среди путешественников распространилась легенда, что купол собора Святой Софии подвешен к небу в знак особой благосклонности Господа Бога к императору Юстиниану.
При Юстиниане проводится кодификация законодательства . По приказу императора были собраны и изучены постановления и законы, когда-либо принятые в Римской империи. В результате был создан знаменитый труд, названный Свод гражданского права. Однако помимо римского права в Своде появляются и совсем новые идеи. Так, именно в Своде впервые была юридически зафиксирована теория естественных прав человека, согласно которой все люди свободны от природы. Многие положения Свода облегчали отпуск рабов на волю, защищали принцип частной собственности и права церкви.
Ведя активную внешнюю политику, Византийская империя добилась больших успехов в области дипломатии. Византийские дипломаты, обученные языкам почти всех народов мира, разработали порядок приёма и отправления посольств, создали формулы международных соглашений, ставшие эталоном для многих народов. Для просвещения славян в их земли из Византии направлены братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863 г.). Они создали на основе греческого славянский алфавит, которым мы пользуемся и поныне.
Юстиниан предпринял попытку восстановить Римскую империю в прежних границах. В упорных, кровопролитных войнах полководцы Византии разгромили войска многих германских королевств и захватили их земли (Италию, Южную Испанию, Северную Африку). Территория Византии почти удвоилась, хотя и не достигла размеров Римской империи II-Ш вв. Постоянные войны требовали денег, а резкое увеличение налогов привело к восстанию в Константинополе, едва не стоившему Юстиниану жизни. Несмотря на то, что мятеж удалось подавить, империя Юстиниана оказалась непрочной: земли, завоеванные на Западе, были утеряны вскоре после смерти императора.
Начиная с VI в., в пределы империи с севера вторгаются славянские племена. Постепенно они заселили ряд областей Балканского полуострова и приняли христианство. В ходе заселения ими Балкан значительно сократилось число крупных земельных владений магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей. Большей части рабов были предоставлены земельные участки - пекулии, где они вели своё хозяйство.
Длительное сохранение рабовладения было главным отличием общественного строя Византии от стран западноевропейского региона. Со временем утвердилась крестьянская соседская община. Крестьяне стали свободными, но были обложены государственными податями. Другое отличие средневековой Европы от Византии заключалось в верховенстве государства на все земли подданных и огромные масштабы императорского земельного фонда, который занимал не менее 1\3 всех земель в стране. Поэтому система вассально-ленных отношений, характерная для З.Европы, в Византии не сложилась.
В VIII-IX в. в Византии развернулось иконоборческое движение . Сторонники этого движения, существовавшего с первых веков христианства, утверждали, что Бог - это дух, изобразить который невозможно. Поэтому, молясь иконе, христианин впадает в ересь, поскольку он, как язычник, поклоняется идолу. В VIII в. у иконоборцев нашлось немало последователей, выступивших уже не только против почитания икон, но и против роскоши церкви вообще. Императоры Лев III и Константин V активно поддержали иконоборцев. В 754 г. почитание икон было запрещено не только в храмах, но и в частных домах. Началось массовое закрытие монастырей, многие из которых были превращены в казармы, монастырское имущество конфисковалось в пользу государства. Борьба иконоборцев и иконопочитателей, утверждавших, что икона - это связующая нить между молящимся и тем, кто на ней изображён, продолжалась около 100 лет. И хотя в итоге иконопочитание в 843 г. было восстановлено императрицей Феодорой, результатом этой длительной борьбы стало ограничение монастырского землевладения и подчинение высших церковных иерархов императорской власти. Император окончательно закрепил превосходство в Византии светской власти над властью церковной.
Достигнув своего максимального размера при императоре Юстиниане, империя после его смерти стала постепенно утрачивать свои владения. Вскоре после смерти Юстиниана германское племя лангобардов захватило большую часть Италии, в VII в. арабы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой. Периодически византийцам удавалось совершать удачные военные походы и отвоевывать часть земель (у арабов - часть Малой Азии, Сирии и Закавказья, Болгарию).
Однако итогом всех этих войн стало ослабление империи и сокращение ее территории сравнительно со временем Юстиниана в несколько раз.
В 1204 г . объединенное войско крестоносцев из различных стран Европы штурмом овладело Константинополем (4-й крестовый поход) и разгромило ослабевшую Византийскую империю. На землях Византии захватчики создали новое государство - Латинскую империю . Власть византийского императора сохранилась лишь в Малой Азии. Византийцам постепенно удалось отвоевать у Латинской империи некоторые области и в 1261 г. они даже освободили Константинополь, но восстановленная Византия была лишь тенью некогда могущественной империи и уже не играла значительной роли в мировой политике. В 1453 г. Константинополь был взят турками, и Восточная Римская империя прекратила свое существование.
В отличие от Западной Европы, русские средневековые города были деревянными, из камня строились лишь храмы и крепостные стены. Приведите не менее трёх объяснений такого отличия.
Задание № 23 (максимум 3 балла)
Известно, что в Средние века на Руси господствовало натуральное хозяйство. Однако некоторые товары крестьянин обязательно приобретал или заказывал. Укажите два таких товара и объясните причины их приобретения.
Задание № 13-16 (1+1+1+2 балла)
13. Назовите имя великого Киевского князя, чьи завоевательные походы указаны стрелками.
14. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».
15. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «2».
16. Какие суждения, относящиеся к походам князя, обозначенным на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат
2) врагами Древнерусского государства на степных границах в первой половине X в. были половцы
3) во время одного из походов Киевский князь заложил город-крепость Корсунь
4) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси
5) Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай
6) одновременно с завоеванием новых земель великий Киевский князь распространял христианство к востоку от Руси
13. Напишите название отмеченного на карте пути.
14. Напишите имя князя, который установил контроль над этим торговым путем.
15. Напишите цифру, обозначающую город, который на Руси назвали Царьград.
1) Этот торговый путь был одним из важнейших в Европе в этот период.
2) Основным торговым партнером Руси в этот период была Византия.
3) Русские князья начали совершать военные походы на Византию в начале Х века.
4) Основными союзниками русских князей в конце IX - начале X века были печенеги.
5) Основными предметами экспорта были благовония и фрукты.
6) Население Древней Руси платило дань великому князю за управление русскими землями.
13. В каком веке происходили события, обозначенные на схеме? Ответ запишите словом.
14. Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 1.
15. В какой город хотел перенести столицу своего государства князь, походы которого изобрадены?
16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.
2) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, вёл первую в истории Древнерусского государства войну с Византией.
3) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны.
4) В ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат.
5) На схеме указано название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.
6) Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство.
13. Назовите киевского князя, к деятельности которого относятся походы, обозначенные на схеме закрашенными чёрными фигурными стрелками и контурными фигурными стрелками .
14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 4.
15. Назовите киевского князя, в период правления которого произошло подписание первого письменного договора Руси с государством, столица которого обозначена на схеме цифрой «3».
1) На схеме обозначен город - племенной центр ильменских словен.
2) Цифрой «2» на схеме обозначен город - центр восточнославянского племенного союза древлян.
3) Поход князя Игоря, совершённый в 941 г. и обозначенный на схеме стрелками , был успешным.
4) Цифрой «4» на схеме обозначена столица Хазарского каганата.
5) Торговый путь, обозначенный на схеме, соединял Древнерусское государство со странами Арабского Востока.
6) На схеме обозначено место обитания союза кочевых племён, крупную победу над которым в 1036 г. одержал киевский князь Ярослав Мудрый.
|
13. Напишите имя князя, предпринявшего поход, изображённый на схеме.
14. Напишите название государства под цифрой 3.
15. напишите название кочевого племени по цифрой 4
16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Поход, который отображён на схеме, привел к распаду единого Древнерусского государства.
2) Князь, руководивший походом, изображённом на схеме, предпринял в дальнейшем успешный поход на Византию.
3) Незадолго до событий, которым посвящена схема, население изображённого на ней под цифрой «1» города и прилегающих территорий, платило дань государству, изображённому на схеме под цифрой «3».
4) Изображённое под цифрой «3» государство было уничтожено в результате действий князя, поход которого изображён на схеме.
5) Князь, руководивший походом, изображённом на схеме, погиб в результате схватки с печенегами.
6) Город, изображённый на схеме под цифрой «2», в древнерусских летописях назывался Царьградом.
13. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
14. Укажите князя, который впервые объединил под своей властью города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2».
15. Какое восточнославянское племя обозначено цифрой номер 3?
16. Выберите три верных суждения из шести
1) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», был основан раньше города, обозначенного на схеме цифрой «1».
2) Объединение под одной властью городов, обозначенных на схеме цифрами «1» и «2», произошло в IX в.
3) Князь, объединивший под своей властью города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2», прославился и удачным походом против Византии.
4) Какое-то время восточнославянский союз, центром которого был обозначенный на схеме цифрой «1» город, платил дань Хазарскому каганату.
5) После объединения обозначенных на схеме цифрами «1» и «2» городов, князь выбрал своей столицей город, обозначенный цифрой «2».
6) Князь, объединивший под своей властью города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2», погиб в результате восстания восточнославянского союза, территория расселения которого обозначена на схеме цифрой «3».
13. напишите название города под цифрой 1.
14. Напишите название озера под цифрой 3.
15. Напишите название союза восточнославянских племён, территория проживания которого заштрихована на схеме и обозначена цифрой «4».
16. Выберите три верных суждения из шести
1) Через озеро, обозначенное на схеме цифрой «3», проходил торговый путь «из варяг в греки».
2) Города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2», объединил под своей властью князь Рюрик.
3) Объединение под одной властью городов, обозначенных на схеме цифрами «1» и «2», произошло в IX в.
4) После создания единого Древнерусского государства столицей стал город, обозначенный на схеме цифрой «1».
5) В результате восстания, поднятого восточнославянским союзом, территория которого обозначена на схеме цифрой «4», погиб князь Игорь.
6) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», впоследствии был известен большими полномочиями местного вече.
После 70 лет социалистического развития Советский Союз вступил в полосу кризиса, завершившегося распадом Союза на отдельные независимые государства, глубоким спадом в экономике, коренными изменениями политической системы. Перед страной вплотную встал вопрос о выборе пути развития, приобщения к западной или восточной цивилизации.
Что общего у России с Западной Европы? Можно выделить несколько факторов.
1. Географический. Россия является европейской страной в силу того, что восточная часть Европы до Урала приходится на территорию России. Общий материк позволяет иметь сеть дорог, водных путей, прочными нитями связывающих западноевропейские страны и Россию.
2. Этнический. Славяне принадлежат к единой этнической ветви, как и германо-франкские народы, развившиеся из арийских племён, населявших Индию, и входят в индоевропейскую группу языков. В период Великого переселения народов VI-VII вв. часть славянских племен расселилась на Балканском полуострове, часть - в Центральной и Северо-западной Европе. Восточные славяне, разместившиеся между реками Днепр и Днестр, положили начало русской народности.
3. Экономический. Современный период развития Западной Европы и России характеризуется высоким уровнем экономики, науки и техники. В ключевых сферах экономики, металлургии и машиностроении, в энергетике и во многих других отраслях российская промышленность ни сколько не уступает западноевропейской. Но так было не всегда. К началу XX века Россия занимала всего лишь пятое место по объёму производства после Германии, Англии, США и Франции, а в области машиностроения значительно отставала.
4. Социальный. К настоящему времени Россия близка к Западной Европе по удельному весу городского населения, по уровню образованности и интеллектуального потенциала, по уровню информированности. В то же время, если в начале XX века Англия, Франция и Германия имели почти поголовную грамотность населения, в России только четвертая часть граждан могла читать, писать и считать.
5. Религиозный. По отношению к религии Россия, как и Западная Европа, входит в число стран, исповедующих христианство. Учитывая длительный период существования христианской религии, насчитывающей около 2000 лет, и тысячелетний период христианской религии в России, можно говорить о значительном ее влиянии на духовную жизнь народов как Западной, так и Восточной Европы. Этот фактор имел сильное объединяющее начало особенно на раннем этапе становления российской государственности. 6. Культурно-исторический. История русской культуры свидетельствует о том, что у её истоков стояла европейская, в византийско-греческом варианте культура. Это нашло свое отражение в письменности, архитектуре, других видах культурно-эстетического наследия. За период своего развития российская культура впитывала как губка то многое, передовое, что явилось достижением европейской культуры. Важное значение в этом отношении имел период российской истории, начиная с петровских времен.
7. Внешнеполитический. Можно привести многочисленные примеры тесных внешнеполитических связей России со странами Западной Европы, включая совместные военные союзы, союзные боевые действия. С давних пор российские великие князья и императоры имели родственные династические связи с королевскими фамилиями западноевропейских стран, что способствовало объединительной политике.
8. Эмиграционно-переселенческий. История движения народов свидетельствует примерами взаимопроникновения, совместного проживания людей. На территории России сотни лет проживают представители немцев, евреев, поляков и других европейских народов.
Таким образом, есть немало факторов, свидетельствующих о тенденции схожести российского уклада жизни с западноевропейской цивилизацией, вплоть до единого летоисчисления и системы мер и весов. Учитывая, что развитие науки и техники, технологическая революция, утверждение прав и свобод личности в странах Западной Европы и США идет в русле развития общемирового цивилизационного процесса, приобщение России к западной цивилизации имеет прогрессивное значение.
Однако следует учитывать и разделяющие факторы, которые имеют исторические корни, и которые тоже следует иметь в виду, выбирая путь развития. В их числе следующие:
В отличие от Западной Европы и США Россия наиболее сухопутная, чем морская держава. Её омывают в основном замерзающие моря, что затрудняет судоходство и не позволяет использовать выгодный и дешевый водный транспорт. Большие просторы России требовали строительства дорогостоящих железных и шоссейных дорог протяженностью в несколько тысяч километров. Строительство железных дорог было не под силу частным фирмам, что способствовало развитию капитализма в России в форме государственного. И в современных условиях большие пространственные размеры, различные климатические пояса и зоны усложняют задачи промышленного и социального развития. Сложные климатические условия, низкий биоклиматический потенциал почвы в отличие от Западной Европы способствовали закреплению общинного землепользования, преобладающей роли коллективного труда у русского народа. Такие коллективные хозяйства сохранились до сих пор в России и имеют преобладающее значение по сравнению с индивидуально-фермерскими хозяйствами западноевропейских стран (Приложение №1, рисунок 1).
Различие в области экономического развития состоит в том, что если в Западной Европе капитализм развивался естественно, постепенным путем: от накопления капитала и превращения торгового капитала в промышленный, от первоначального развития отраслей легкой промышленности к тяжелой, то в России в силу ряда причин развитие промышленности шло под действием государственной власти и прежде всего тяжелой промышленности, транспорта, то есть путем государственно-капиталистическим. Кроме того, многочисленные, почти непрерывные войны, которые вело Российское государство, требовали ускоренного развития военной промышленности, также требовавшей государственной централизации.
Россия в своей истории воевала практически со всеми европейскими и азиатскими государствами, на её земле были завоеватели и из-за океана. Войны мало способствуют сближению, они больше наслаивают взаимные претензии, неприязнь, подозрительность и ненависть.
Несмотря на то, что Россия входит в орбиту христианской цивилизации, есть существенные различия в вероисповедании. Для Западной Европы и США характерны приобщённость к католической либо протестантской ветви христианства, в то же время как на Руси утверждалось православие. Попытки объединения этих концессий в России не удались, русская православная церковь занимает особое положение и отделена от западной многочисленными догматами, характером обрядов, и собственным управлением.
Государства Западной Европы преимущественно моно национальные. Даже Федеративная Республика Германии представляет собой федерацию земель, имеющих общий язык, культуру, религию. Россия - страна, где проживает почти 150 народов, многие из которых имеют свою государственность, свой язык, культуру и религию, свои исторические корни. Такое положение создает для России особые условия развития, требующие учитывать национально-государственные различия, вызывающие необходимость проведения национальной политики, несвойственной западным странам.
Многие из характерных особенностей развития России присущи как западной, так и восточной цивилизации.
Письменность Древней Руси, народа торговцев, и отличия от Западной Европы
Интересная дискуссия в Фейсбуке о письменности в Древней Руси Высокого Средневековья заставила меня задуматься - почему же, в отличие от Западной Европы, до нас дошло так мало памятников древнерусской письменности? Нео-язычники и любители конспирологии убеждены, что во всем виноваты христиане, специально уничтожавшие все до-христианское наследие русских. Однако эту гипотезу нельзя рассматривать всерьез, поэтому надо искать другие объяснения. В самом деле, науке известно множество (относительно, конечно) текстов родом из Франции, Англии, Испании, Италии и Германии. А вот от эпохи Киевской Руси и Удельного периода их весьма мало. При этом в своем экономическом и социальном развитии Русь в то время не отставала от остальной Европы. Итак, для ответа на этот вопрос я предлагаю следующее решение.
Давайте кратко охарактеризуем древнерусские тексты, которые дошли до нас. Конечно же, если речь идет о каких-то больших по объему работах, то все они посвящены либо истории (и представляют собой распространенные в те времена жанр хроники), либо религии. Последние были не самостоятельными работами русских авторов, а, как правило, тексты авторитетных христианских авторов прошлого, жития святых, молитвы и апокрифы. Всё остальное - это краткие сведения на бересте, т.н. берестяные грамоты. Основные темы таких грамот: деловые договоры, любовные послания, поручения, и прочие частные письма. Количество найденных археологами берестяных грамот не только весьма велико, но продолжает расти.
Обилие грамот дало исследователям повод считать, что в Древней Руси уровень грамотности был высоким. Поэтому нам нет смысла расстраиваться тому, что текстов из нашего прошлого не столь много - я сейчас объясню почему - благо это никак не связано с “отсталостью”. Все дело исключительно в характере населения Древней Руси и его экономическом укладе. Более года назад я рассказывал лекцию об экономике Руси и России, а в книге “Государство и рынок” посвятил этой теме отдельную часть. Как и тогда, сейчас я продолжаю настаивать на том, что русские Высокого Средневековья были народом, живущим торговлей и крайне прагматичным и авантюристским по-характеру (больше похожими на каких-нибудь испанцев и голландцев Позднего Средневековья). При чем речь даже не идет о каком-то капиталоёмком предпринимательстве - основой торговли были такие нехитрые товары, как: мёд, воск, меха, дерево. Русь была богата пчёлами, древесиной и зверьем, чего уж скрывать. Позже к ним добавится соль - этот товар будет приносить большие прибыли русским предпринимателям. Значительная часть населения проживала в городах и в той или иной степени была вовлечена либо во торговлю внешнюю, либо внутреннюю, при этом численность зависимого населения была невысокой. Разумеется, такой образ жизни не оставляет особо много времени на философские или научные раздумья, да и не было на Руси такого класса ученых, как монахи Западной Европы (монахи на Руси, конечно, были - и много, но развитой системы орденов и упора на интеллектуальную деятельность - не было). Не было и университетов, которые в Западной Европе начали появляться в то время. В общем, древнерусское общество - это общество торговцев, воинов, путешественников. Поэтому и потребность у них была в изъяснении своих мыслей в как можно более краткой и понятной форме.
Раз уж я все сравниваю с Западной Европой, то посмотрим, какие литературные памятники и тексты Высокого Средневековья дошли до нас оттуда. Во-первых, надо понимать, что научные центры того времени располагались тогда как-раз в Англии, Франции, Италии, Германии и Испании. Это были монастыри и университеты, поэтому до нас дошло много работ по наукам (особенно логике, природе света, астрономии), сложных теологических текстов (вроде Фомы Аквинского), философских диалогов, а также копий античной литературы (что совершенно объективно - Западная Европа была некогда частью Римской империи, а Русь - нет). Во-вторых, как и на Руси, исторические хроники - их писалось множество и в Раннее Средневековье, и в Позднее (от Беды Достопочтенного, Павла Диакона и Эйнхарда до хроник Жана Фруассара). В-третьих - энциклопедии, т.е. тексты, содержащие в себе все научные сведения, доступные на тот момент времени (например Исидор Севильский и его “Этимологии” и бесчисленные суммы и энциклопедии, написанные в последующие столетия). В-четвертых - как и на Руси - жития святых, молитвы. В-пятых - светская литература (например рыцарские романы, легенды), а так же поэзия. Наконец, не встречающиеся на Руси литературные памятники из жанра автобиографии, вроде “Истории моих бедствий” Пьера Абеляра.
Кажется, что разнообразие дошедших до нас западно-европейских текстов очень велико, но этому есть вполне объективные основания. Античные тексты были более доступны народам, не забывшим латынь и тесно общавшимся с арабами и греками. Мощные монастырские ордена с их уставами, где производство книг было частью монашеской жизни, только способствовали распространению разнообразных работ. Университеты, которым покровительствовал Папа Римский и Император - ничего подобного не могло быть на Руси. То есть мы сразу можем понять здесь, что организованной и относительно многочисленной и хорошо обеспеченной интеллектуальной прослойки на Руси в те времена не было, а в Западной Европе она просто не могла не появиться с учетом благоприятных для этого условий. И этот класс общества очень трепетно относился к книгам, которые производил - в каменных монастырях были библиотеки, где рукописи могли находиться в относительной безопасности. Разумеется, им объективно легче было бы дойти до нас, даже если мы точно знали бы, что и на Руси были все те же условия. Различные бытовые тексты от западно-европейского Средневековья тоже имеют место, просто они не так интересны исследователям на фоне здоровенных теологических и натурфилософских summa.
Итак, вышеприведенные доводы, как мне кажется, должны привести нас к выводу, что количество текстов, дошедших до нас от средневековой Руси и средневековой Западной Европы неуместно сравнивать в контексте “кто лучше”, “кто умнее” или делать на основании этого выводы об уровне социально-экономического развития. Разумеется, в какой-то долгосрочной перспективе лучше был путь Западной Европы, но мы имеем то, что имеем. Население Древней Руси было достаточно грамотным, чтобы излагать свои мысли, коротко и ясно - как это было востребовано в тех условиях. Что касается уровня развития - то Древняя Русь - это край больших городов и прагматичного народа, что, как мне кажется, достойно уважения.
Дополнительно: на тему письменной культуры Древней Руси есть замечательная книга историка Саймона Франклина “Письменность, общество и культура в Древней Руси”. Рекомендую.