Письменность древней руси, народа торговцев, и отличия от западной европы. Византийская империя

До XIX века Византийская империя во всех исторических источниках упоминается как Восточная Римская империя или, по-гречески, Ромейская , а ее жителей называли - ромеями. Лишь в XIX веке утвердилось новое название – Византийская империя по древнему названию её столицы Константинополя - Византия. Таким образом, византийцы считали себя наследниками Римской империи и прямыми продолжателями римских традиций.

Византийская империя в эпоху Средне­вековья стала связующим звеном между Востоком и Западом. Уникальное смеше­ние греко-римских и восточных традиций определило все стороны жизни византийского общества.

Природно-климатические условия Ви­зантии были исключительно благоприят­ны для развития земледелия и скотовод­ства. Зерновые культуры, составлявшие основу питания человека Средневековья, выращивали главным образом на терри­тории Египта и Фракии. Степи Сирии, Па­лестины, плоскогорья Малой Азии и Бал­канского полуострова были важнейшими районами скотоводства.

Население Византийской империи в V-VI вв. составляло не менее 25 млн. человек . На её территории проживали представители самых различных народностей, но наи­более многочисленную часть населения составляли греки, которые постепенно заняли в империи господствующее положение.

В отличие от З. Рим­ской империи, Восточная Римская империя устояла перед нашествиями варваров. Ее столицей стал г. Константинополь. Восточная Римская империя просуществовала более тысячи лет, до 1453 г., когда была захвачена турками. Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населяв­ших империю, был греческий.

В начале средних веков Восточная Римская империя находилась в более благоприятных условиях для своего развития, чем Западная ее часть, и в первую очередь потому, что она в меньшей степени пострадала от опустошительных набе­гов варваров. Кроме того, территориально в ее границах находились страны древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливковым мас­лом, вином; во многих областях было развито скотоводство, ремесло. Значительную роль в сельскохозяйственном производстве, в отличие от Запада, где был распространен рабский труд, продолжали играть свобод­ные и полусвободные крестьяне.

В отличие от Западной Европы, где города обезлюдели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в древ­ности оживленные города - центры ремесла и торговли.

Константино­поль в V в. представлял собой огромный, хорошо укреплённый город, население которого достигало 500 тыс. человек.

На террито­рии империи находились и другие крупные города, представляв­шие собой центры ремесла, торговли и высокой культуры: Алексан­дрия, Антиохия, Бейрут, Эфес, Смирна, Никея, Фессалоники, Коринф, Афины.

В городах действовали многочисленные ремес­ленные мастерские, однако и здесь применялся главным образом труд рабов и лиц, осуждённых за какие-либо преступ­ления. Уровень развития ремесла и торговли в Византийской импе­рии в V-Х вв., бесспорно, был на порядок выше, чем в странах западноевропейского региона. Недаром в эпоху Раннего Средневе­ковья византийские золотые солиды (монеты) играли роль международной валюты. Стоит вспомнить и тот факт, что Великий шёлковый путь, связывающий Китай, Среднюю Азию, Индию и Иран, завершался в торговых городах Византии. Лишь через неё восточные товары проникали в Западную Европу.

Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, кото­рые назывались патриархами. С конца V в. главным из них становится патриарх Константинополя. Богослужение в от­личие от Западной Европы велось на греческом, но допуска­лись и другие языки (например, славянские).

Власть императора Византии была огромной, император был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного наем­ного войска. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует за Богом».

Наи­большего могущества государство достигло при императоре Юстиниане (527-565 гг.). По его при­казу в столице воздвигли храм Святой Софии, ставший гор­достью Константинополя и всей империи.

Это монументальное, богато украшенное фресками и мозаиками сооружение потрясало воображение современников. Благодаря то­му, что грандиозный купол диаметром 31,5 метра опирался на мно­жество тонких колонн, издали казалось, что он буквально парит над собором. Поэтому среди путешественников распространилась ле­генда, что купол собора Святой Софии подвешен к небу в знак осо­бой благосклонности Господа Бога к императору Юстиниану.

При Юстиниане проводится кодификация законода­тельства . По приказу императора были собраны и изучены постановления и законы, когда-либо принятые в Римской империи. В результате был создан знаменитый труд, названный Свод гражданского права. Однако помимо римского права в Своде появляются и совсем новые идеи. Так, именно в Своде впервые была юридически зафикси­рована теория естественных прав человека, согласно которой все люди свободны от природы. Многие по­ложения Свода облегчали отпуск рабов на волю, за­щищали принцип частной собственности и права церкви.



Ведя активную внешнюю политику, Византийская империя доби­лась больших успехов в области дипломатии. Византийские дипло­маты, обученные языкам почти всех народов мира, разработали порядок приёма и отправления посольств, создали формулы междуна­родных соглашений, ставшие эталоном для многих народов. Для просвещения славян в их земли из Византии направлены братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863 г.). Они создали на основе греческого славянский алфавит, кото­рым мы пользуемся и поныне.

Юстиниан предпринял попытку восстановить Римскую импе­рию в прежних границах. В упорных, кровопролитных вой­нах полководцы Византии разгромили войска многих гер­манских королевств и захватили их земли (Италию, Юж­ную Испанию, Северную Африку). Территория Византии почти удвоилась, хотя и не достигла размеров Римской им­перии II-Ш вв. Постоянные войны требовали денег, а рез­кое увеличение налогов привело к восстанию в Константинополе, едва не стоившему Юстиниану жизни. Несмотря на то, что мятеж удалось подавить, империя Юстиниана ока­залась непрочной: земли, завоеванные на Западе, были уте­ряны вскоре после смерти императора.

Начиная с VI в., в пределы империи с севера вторгают­ся славянские племена. Постепенно они заселили ряд об­ластей Балканского полуострова и приняли христианство. В ходе заселения ими Балкан значительно сократилось число крупных земель­ных владений магнатов, в которых использовали труд рабов и зависимых людей. Большей части рабов были предоставлены зе­мельные участки - пекулии, где они вели своё хозяйство.

Длитель­ное сохранение рабовладения было главным отличием обществен­ного строя Византии от стран западноевропейского региона. Со временем утвердилась крестьянская соседская община. Крестьяне стали свободными, но были обложены государствен­ными податями. Другое отличие средневековой Европы от Византии заключалось в верховенстве го­сударства на все земли подданных и огромные масштабы импера­торского земельного фонда, который занимал не менее 1\3 всех земель в стране. Поэтому система вассально-ленных отношений, характерная для З.Европы, в Византии не сложилась.

В VIII-IX в. в Византии развернулось иконоборческое движение . Сторонники этого движения, существовавшего с первых веков хри­стианства, утверждали, что Бог - это дух, изобразить который невозможно. Поэтому, молясь иконе, христианин впадает в ересь, по­скольку он, как язычник, поклоняется идолу. В VIII в. у иконоборцев нашлось немало последователей, выступивших уже не только против почитания икон, но и против роско­ши церкви вообще. Императоры Лев III и Констан­тин V активно поддержали иконоборцев. В 754 г. почитание икон было запрещено не только в храмах, но и в частных домах. Началось массовое закрытие монасты­рей, многие из которых были превраще­ны в казармы, монастырское имущество конфисковалось в пользу государства. Борьба иконоборцев и иконопочитателей, утверждавших, что икона - это свя­зующая нить между молящимся и тем, кто на ней изображён, продолжалась около 100 лет. И хотя в итоге иконопочитание в 843 г. было восстановлено императрицей Феодорой, результатом этой длительной борьбы стало ограничение монастырского землевладения и подчинение высших церковных иерархов император­ской власти. Император окончательно закрепил превосходство в Византии светской власти над властью церковной.

Достигнув своего максимального размера при императоре Юстиниане, империя после его смерти стала постепенно утрачивать свои владения. Вскоре после смерти Юстиниана германское племя лангобардов захватило большую часть Италии, в VII в. ара­бы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Аф­рикой. Периодически византийцам удавалось совершать удачные военные походы и отвоевывать часть земель (у арабов - часть Малой Азии, Сирии и Закавказья, Болгарию).

Однако итогом всех этих войн стало ослабление империи и сокращение ее территории срав­нительно со временем Юстиниана в несколько раз.

В 1204 г . объединенное войско крестоносцев из различ­ных стран Европы штурмом овладело Константинополем (4-й крестовый поход) и разгромило ослабевшую Византийскую империю. На землях Византии захватчики создали новое государство - Латинскую империю . Власть византийского императора сохранилась лишь в Малой Азии. Ви­зантийцам постепенно удалось отвоевать у Латинской империи некоторые области и в 1261 г. они даже освободили Кон­стантинополь, но восстановленная Византия была лишь тенью некогда могущественной империи и уже не играла значи­тельной роли в мировой политике. В 1453 г. Константино­поль был взят турками, и Восточная Римская империя прекратила свое существование.

В от­ли­чие от За­пад­ной Европы, рус­ские сред­не­ве­ко­вые го­ро­да были деревянными, из камня стро­и­лись лишь храмы и кре­пост­ные стены. При­ве­ди­те не менее трёх объ­яс­не­ний та­ко­го отличия.

Задание № 23 (максимум 3 балла)

Известно, что в Средние века на Руси господствовало натуральное хозяйство. Однако некоторые товары крестьянин обязательно приобретал или заказывал. Укажите два таких товара и объясните причины их приобретения.


Задание № 13-16 (1+1+1+2 балла)

13. Назовите имя великого Киевского князя, чьи завоевательные походы указаны стрелками.

14. Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «1».

15. Напишите на­зва­ние государства, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».

16. Какие суждения, относящиеся к походам князя, обозначенным на схеме, являются верными. Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Киевский князь, чьи походы указаны на карте, разгромил и уничтожил Хазарский каганат

2) врагами Древнерусского государства на степных границах в первой половине X в. были половцы

3) во время одного из походов Киевский князь заложил город-крепость Корсунь

4) указанные на карте походы укрепили могущество Киевской Руси

5) Киевскому князю не удалось перенести столицу государства на Дунай

6) одновременно с завоеванием новых земель великий Киевский князь распространял христианство к востоку от Руси

13. Напишите название отмеченного на карте пути.

14. Напишите имя князя, который установил контроль над этим торговым путем.

15. Напишите цифру, обо­зна­ча­ю­щую город, ко­то­рый на Руси на­зва­ли Царьград.

1) Этот тор­го­вый путь был одним из важ­ней­ших в Ев­ро­пе в этот период.

2) Ос­нов­ным торговым парт­не­ром Руси в этот пе­ри­од была Византия.

3) Рус­ские князья на­ча­ли совершать во­ен­ные походы на Ви­зан­тию в на­ча­ле Х века.

4) Ос­нов­ны­ми союзниками рус­ских князей в конце IX - на­ча­ле X века были печенеги.

5) Ос­нов­ны­ми предметами экс­пор­та были бла­го­во­ния и фрукты.

6) На­се­ле­ние Древней Руси пла­ти­ло дань ве­ли­ко­му князю за управ­ле­ние русскими землями.

13. В каком веке происходили события, обозначенные на схеме? Ответ запишите словом.

14. Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 1.

15. В какой город хотел перенести столицу своего государства князь, походы которого изобрадены?

16. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.

2) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, вёл первую в истории Древнерусского государства войну с Византией.

3) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны.

4) В ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат.

5) На схеме указано название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.

6) Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство.

13. Назовите ки­ев­ско­го князя, к де­я­тель­но­сти ко­то­ро­го от­но­сят­ся походы, обо­зна­чен­ные на схеме за­кра­шен­ны­ми чёрными фи­гур­ны­ми стрел­ка­ми и кон­тур­ны­ми фи­гур­ны­ми стрел­ка­ми .

14. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 4.

15. Назовите ки­ев­ско­го князя, в пе­ри­од прав­ле­ния ко­то­ро­го про­изо­шло под­пи­са­ние пер­во­го пись­мен­но­го до­го­во­ра Руси с государством, сто­ли­ца ко­то­ро­го обо­зна­че­на на схеме циф­рой «3».

1) На схеме обо­зна­чен город - пле­мен­ной центр иль­мен­ских словен.

2) Циф­рой «2» на схеме обо­зна­чен город - центр во­сточ­но­сла­вян­ско­го пле­мен­но­го союза древлян.

3) Поход князя Игоря, совершённый в 941 г. и обо­зна­чен­ный на схеме стрел­ка­ми , был успешным.

4) Циф­рой «4» на схеме обо­зна­че­на сто­ли­ца Ха­зар­ско­го каганата.

5) Тор­го­вый путь, обо­зна­чен­ный на схеме, со­еди­нял Древ­не­рус­ское го­су­дар­ство со стра­на­ми Араб­ско­го Востока.

6) На схеме обо­зна­че­но место оби­та­ния союза ко­че­вых племён, круп­ную по­бе­ду над ко­то­рым в 1036 г. одер­жал ки­ев­ский князь Яро­слав Мудрый.

4

13. Напишите имя князя, пред­при­няв­ше­го поход, изображённый на схеме.

14. Напишите название государства под цифрой 3.

15. напишите название кочевого племени по цифрой 4

16. Какие суждения, от­но­ся­щи­е­ся к событиям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Поход, ко­то­рый отображён на схеме, при­вел к рас­па­ду еди­но­го Древ­не­рус­ско­го государства.

2) Князь, ру­ко­во­див­ший походом, изображённом на схеме, пред­при­нял в даль­ней­шем успеш­ный поход на Византию.

3) Не­за­дол­го до событий, ко­то­рым по­свя­ще­на схема, на­се­ле­ние изображённого на ней под циф­рой «1» го­ро­да и при­ле­га­ю­щих территорий, пла­ти­ло дань государству, изображённому на схеме под циф­рой «3».

4) Изображённое под циф­рой «3» го­су­дар­ство было уни­что­же­но в ре­зуль­та­те дей­ствий князя, поход ко­то­ро­го изображён на схеме.

5) Князь, ру­ко­во­див­ший походом, изображённом на схеме, погиб в ре­зуль­та­те схват­ки с печенегами.

6) Город, изображённый на схеме под циф­рой «2», в древ­не­рус­ских ле­то­пи­сях на­зы­вал­ся Царьградом.

13. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

14. Укажите князя, который впервые объединил под своей властью города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2».

15. Какое восточнославянское племя обозначено цифрой номер 3?

16. Выберите три верных суждения из шести

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «2», был основан раньше города, обозначенного на схеме цифрой «1».

2) Объединение под одной властью городов, обозначенных на схеме цифрами «1» и «2», произошло в IX в.

3) Князь, объединивший под своей властью города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2», прославился и удачным походом против Византии.

4) Какое-то время восточнославянский союз, центром которого был обозначенный на схеме цифрой «1» город, платил дань Хазарскому каганату.

5) После объединения обозначенных на схеме цифрами «1» и «2» городов, князь выбрал своей столицей город, обозначенный цифрой «2».

6) Князь, объединивший под своей властью города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2», погиб в результате восстания восточнославянского союза, территория расселения которого обозначена на схеме цифрой «3».

13. напишите название города под цифрой 1.

14. Напишите название озера под цифрой 3.

15. Напишите название союза восточнославянских племён, территория проживания которого заштрихована на схеме и обозначена цифрой «4».

16. Выберите три верных суждения из шести

1) Через озеро, обозначенное на схеме цифрой «3», проходил торговый путь «из варяг в греки».

2) Города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2», объединил под своей властью князь Рюрик.

3) Объединение под одной властью городов, обозначенных на схеме цифрами «1» и «2», произошло в IX в.

4) После создания единого Древнерусского государства столицей стал город, обозначенный на схеме цифрой «1».

5) В результате восстания, поднятого восточнославянским союзом, территория которого обозначена на схеме цифрой «4», погиб князь Игорь.

6) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», впоследствии был известен большими полномочиями местного вече.

После 70 лет социалистического развития Советский Союз вступил в полосу кризиса, завершившегося распадом Союза на отдельные независимые государства, глубоким спадом в экономике, коренными изменениями политической системы. Перед страной вплотную встал вопрос о выборе пути развития, приобщения к западной или восточной цивилизации.

Что общего у России с Западной Европы? Можно выделить несколько факторов.

1. Географический. Россия является европейской страной в силу того, что восточная часть Европы до Урала приходится на территорию России. Общий материк позволяет иметь сеть дорог, водных путей, прочными нитями связывающих западноевропейские страны и Россию.

2. Этнический. Славяне принадлежат к единой этнической ветви, как и германо-франкские народы, развившиеся из арийских племён, населявших Индию, и входят в индоевропейскую группу языков. В период Великого переселения народов VI-VII вв. часть славянских племен расселилась на Балканском полуострове, часть - в Центральной и Северо-западной Европе. Восточные славяне, разместившиеся между реками Днепр и Днестр, положили начало русской народности.

3. Экономический. Современный период развития Западной Европы и России характеризуется высоким уровнем экономики, науки и техники. В ключевых сферах экономики, металлургии и машиностроении, в энергетике и во многих других отраслях российская промышленность ни сколько не уступает западноевропейской. Но так было не всегда. К началу XX века Россия занимала всего лишь пятое место по объёму производства после Германии, Англии, США и Франции, а в области машиностроения значительно отставала.

4. Социальный. К настоящему времени Россия близка к Западной Европе по удельному весу городского населения, по уровню образованности и интеллектуального потенциала, по уровню информированности. В то же время, если в начале XX века Англия, Франция и Германия имели почти поголовную грамотность населения, в России только четвертая часть граждан могла читать, писать и считать.

5. Религиозный. По отношению к религии Россия, как и Западная Европа, входит в число стран, исповедующих христианство. Учитывая длительный период существования христианской религии, насчитывающей около 2000 лет, и тысячелетний период христианской религии в России, можно говорить о значительном ее влиянии на духовную жизнь народов как Западной, так и Восточной Европы. Этот фактор имел сильное объединяющее начало особенно на раннем этапе становления российской государственности. 6. Культурно-исторический. История русской культуры свидетельствует о том, что у её истоков стояла европейская, в византийско-греческом варианте культура. Это нашло свое отражение в письменности, архитектуре, других видах культурно-эстетического наследия. За период своего развития российская культура впитывала как губка то многое, передовое, что явилось достижением европейской культуры. Важное значение в этом отношении имел период российской истории, начиная с петровских времен.

7. Внешнеполитический. Можно привести многочисленные примеры тесных внешнеполитических связей России со странами Западной Европы, включая совместные военные союзы, союзные боевые действия. С давних пор российские великие князья и императоры имели родственные династические связи с королевскими фамилиями западноевропейских стран, что способствовало объединительной политике.

8. Эмиграционно-переселенческий. История движения народов свидетельствует примерами взаимопроникновения, совместного проживания людей. На территории России сотни лет проживают представители немцев, евреев, поляков и других европейских народов.

Таким образом, есть немало факторов, свидетельствующих о тенденции схожести российского уклада жизни с западноевропейской цивилизацией, вплоть до единого летоисчисления и системы мер и весов. Учитывая, что развитие науки и техники, технологическая революция, утверждение прав и свобод личности в странах Западной Европы и США идет в русле развития общемирового цивилизационного процесса, приобщение России к западной цивилизации имеет прогрессивное значение.

Однако следует учитывать и разделяющие факторы, которые имеют исторические корни, и которые тоже следует иметь в виду, выбирая путь развития. В их числе следующие:

В отличие от Западной Европы и США Россия наиболее сухопутная, чем морская держава. Её омывают в основном замерзающие моря, что затрудняет судоходство и не позволяет использовать выгодный и дешевый водный транспорт. Большие просторы России требовали строительства дорогостоящих железных и шоссейных дорог протяженностью в несколько тысяч километров. Строительство железных дорог было не под силу частным фирмам, что способствовало развитию капитализма в России в форме государственного. И в современных условиях большие пространственные размеры, различные климатические пояса и зоны усложняют задачи промышленного и социального развития. Сложные климатические условия, низкий биоклиматический потенциал почвы в отличие от Западной Европы способствовали закреплению общинного землепользования, преобладающей роли коллективного труда у русского народа. Такие коллективные хозяйства сохранились до сих пор в России и имеют преобладающее значение по сравнению с индивидуально-фермерскими хозяйствами западноевропейских стран (Приложение №1, рисунок 1).

Различие в области экономического развития состоит в том, что если в Западной Европе капитализм развивался естественно, постепенным путем: от накопления капитала и превращения торгового капитала в промышленный, от первоначального развития отраслей легкой промышленности к тяжелой, то в России в силу ряда причин развитие промышленности шло под действием государственной власти и прежде всего тяжелой промышленности, транспорта, то есть путем государственно-капиталистическим. Кроме того, многочисленные, почти непрерывные войны, которые вело Российское государство, требовали ускоренного развития военной промышленности, также требовавшей государственной централизации.

Россия в своей истории воевала практически со всеми европейскими и азиатскими государствами, на её земле были завоеватели и из-за океана. Войны мало способствуют сближению, они больше наслаивают взаимные претензии, неприязнь, подозрительность и ненависть.

Несмотря на то, что Россия входит в орбиту христианской цивилизации, есть существенные различия в вероисповедании. Для Западной Европы и США характерны приобщённость к католической либо протестантской ветви христианства, в то же время как на Руси утверждалось православие. Попытки объединения этих концессий в России не удались, русская православная церковь занимает особое положение и отделена от западной многочисленными догматами, характером обрядов, и собственным управлением.

Государства Западной Европы преимущественно моно национальные. Даже Федеративная Республика Германии представляет собой федерацию земель, имеющих общий язык, культуру, религию. Россия - страна, где проживает почти 150 народов, многие из которых имеют свою государственность, свой язык, культуру и религию, свои исторические корни. Такое положение создает для России особые условия развития, требующие учитывать национально-государственные различия, вызывающие необходимость проведения национальной политики, несвойственной западным странам.

Многие из характерных особенностей развития России присущи как западной, так и восточной цивилизации.

Письменность Древней Руси, народа торговцев, и отличия от Западной Европы

Интересная дискуссия в Фейсбуке о письменности в Древней Руси Высокого Средневековья заставила меня задуматься - почему же, в отличие от Западной Европы, до нас дошло так мало памятников древнерусской письменности? Нео-язычники и любители конспирологии убеждены, что во всем виноваты христиане, специально уничтожавшие все до-христианское наследие русских. Однако эту гипотезу нельзя рассматривать всерьез, поэтому надо искать другие объяснения. В самом деле, науке известно множество (относительно, конечно) текстов родом из Франции, Англии, Испании, Италии и Германии. А вот от эпохи Киевской Руси и Удельного периода их весьма мало. При этом в своем экономическом и социальном развитии Русь в то время не отставала от остальной Европы. Итак, для ответа на этот вопрос я предлагаю следующее решение.

Давайте кратко охарактеризуем древнерусские тексты, которые дошли до нас. Конечно же, если речь идет о каких-то больших по объему работах, то все они посвящены либо истории (и представляют собой распространенные в те времена жанр хроники), либо религии. Последние были не самостоятельными работами русских авторов, а, как правило, тексты авторитетных христианских авторов прошлого, жития святых, молитвы и апокрифы. Всё остальное - это краткие сведения на бересте, т.н. берестяные грамоты. Основные темы таких грамот: деловые договоры, любовные послания, поручения, и прочие частные письма. Количество найденных археологами берестяных грамот не только весьма велико, но продолжает расти.

Обилие грамот дало исследователям повод считать, что в Древней Руси уровень грамотности был высоким. Поэтому нам нет смысла расстраиваться тому, что текстов из нашего прошлого не столь много - я сейчас объясню почему - благо это никак не связано с “отсталостью”. Все дело исключительно в характере населения Древней Руси и его экономическом укладе. Более года назад я рассказывал лекцию об экономике Руси и России, а в книге “Государство и рынок” посвятил этой теме отдельную часть. Как и тогда, сейчас я продолжаю настаивать на том, что русские Высокого Средневековья были народом, живущим торговлей и крайне прагматичным и авантюристским по-характеру (больше похожими на каких-нибудь испанцев и голландцев Позднего Средневековья). При чем речь даже не идет о каком-то капиталоёмком предпринимательстве - основой торговли были такие нехитрые товары, как: мёд, воск, меха, дерево. Русь была богата пчёлами, древесиной и зверьем, чего уж скрывать. Позже к ним добавится соль - этот товар будет приносить большие прибыли русским предпринимателям. Значительная часть населения проживала в городах и в той или иной степени была вовлечена либо во торговлю внешнюю, либо внутреннюю, при этом численность зависимого населения была невысокой. Разумеется, такой образ жизни не оставляет особо много времени на философские или научные раздумья, да и не было на Руси такого класса ученых, как монахи Западной Европы (монахи на Руси, конечно, были - и много, но развитой системы орденов и упора на интеллектуальную деятельность - не было). Не было и университетов, которые в Западной Европе начали появляться в то время. В общем, древнерусское общество - это общество торговцев, воинов, путешественников. Поэтому и потребность у них была в изъяснении своих мыслей в как можно более краткой и понятной форме.

Раз уж я все сравниваю с Западной Европой, то посмотрим, какие литературные памятники и тексты Высокого Средневековья дошли до нас оттуда. Во-первых, надо понимать, что научные центры того времени располагались тогда как-раз в Англии, Франции, Италии, Германии и Испании. Это были монастыри и университеты, поэтому до нас дошло много работ по наукам (особенно логике, природе света, астрономии), сложных теологических текстов (вроде Фомы Аквинского), философских диалогов, а также копий античной литературы (что совершенно объективно - Западная Европа была некогда частью Римской империи, а Русь - нет). Во-вторых, как и на Руси, исторические хроники - их писалось множество и в Раннее Средневековье, и в Позднее (от Беды Достопочтенного, Павла Диакона и Эйнхарда до хроник Жана Фруассара). В-третьих - энциклопедии, т.е. тексты, содержащие в себе все научные сведения, доступные на тот момент времени (например Исидор Севильский и его “Этимологии” и бесчисленные суммы и энциклопедии, написанные в последующие столетия). В-четвертых - как и на Руси - жития святых, молитвы. В-пятых - светская литература (например рыцарские романы, легенды), а так же поэзия. Наконец, не встречающиеся на Руси литературные памятники из жанра автобиографии, вроде “Истории моих бедствий” Пьера Абеляра.

Кажется, что разнообразие дошедших до нас западно-европейских текстов очень велико, но этому есть вполне объективные основания. Античные тексты были более доступны народам, не забывшим латынь и тесно общавшимся с арабами и греками. Мощные монастырские ордена с их уставами, где производство книг было частью монашеской жизни, только способствовали распространению разнообразных работ. Университеты, которым покровительствовал Папа Римский и Император - ничего подобного не могло быть на Руси. То есть мы сразу можем понять здесь, что организованной и относительно многочисленной и хорошо обеспеченной интеллектуальной прослойки на Руси в те времена не было, а в Западной Европе она просто не могла не появиться с учетом благоприятных для этого условий. И этот класс общества очень трепетно относился к книгам, которые производил - в каменных монастырях были библиотеки, где рукописи могли находиться в относительной безопасности. Разумеется, им объективно легче было бы дойти до нас, даже если мы точно знали бы, что и на Руси были все те же условия. Различные бытовые тексты от западно-европейского Средневековья тоже имеют место, просто они не так интересны исследователям на фоне здоровенных теологических и натурфилософских summa.

Итак, вышеприведенные доводы, как мне кажется, должны привести нас к выводу, что количество текстов, дошедших до нас от средневековой Руси и средневековой Западной Европы неуместно сравнивать в контексте “кто лучше”, “кто умнее” или делать на основании этого выводы об уровне социально-экономического развития. Разумеется, в какой-то долгосрочной перспективе лучше был путь Западной Европы, но мы имеем то, что имеем. Население Древней Руси было достаточно грамотным, чтобы излагать свои мысли, коротко и ясно - как это было востребовано в тех условиях. Что касается уровня развития - то Древняя Русь - это край больших городов и прагматичного народа, что, как мне кажется, достойно уважения.

Дополнительно: на тему письменной культуры Древней Руси есть замечательная книга историка Саймона Франклина “Письменность, общество и культура в Древней Руси”. Рекомендую.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!