План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе тема «почему земля кормит? Конспект НОД для детей подготовительной группы. Свойства почвы

Конспект занятия для детей подготовительной группы.

Курсы повышения квалификации. Тема: «Добрый мир. (Духовно-нравственная культура. Основы религиозных культур и светской этики в ДОУ. Православная культура»

Тема: « Земля. Вода. Растения ».

Воспитатель: Борисова Р. И.

МБДОУ №52 Сергиево Посадский р-н. п. Березняки

Средства: Чтение рассказа, стихотворений, обсуждение, вопросы к детям, музыкальное сопровождение, игры.

Хрестоматия 1. Прогулки по дням творения.

Прогулка третья: « Земля, вода, растения». Стр. 26 – 41.

Стихотворения: «День третий», «Урожай».

Рассказ « Откуда взялся хлеб».

Физкультурные минутки: «Клен зеленый».

« Путешествие капелек». Музыкальное сопровождение: Вальс цветов из балета «Щелкунчик». Музыка П.И. Чайковского

Программные задачи:

Образовательные : познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения»

Развивающие : формировать у детей понятия земля, вода, растения;

Расширять представления детей о мире природы как творении Божьем;

Использовать в процессе ознакомления с миром творений

произведения художественной литературы, музыки, живописи;

Воспитательные: формировать представления о труде взрослых, прививать детям желание любить и беречь землю, созданную Богом.

В ходе НОД реализуются задачи по следующим образовательным областям:

«Коммуникация»

– развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

«Познание»

– формирование духовно-нравственной культуры.

«Социализация»

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми (в том числе моральным, нравственным).

«Здоровье»

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Словарная работа: севалка, снопы, овин

Предварительная работа: прогулка к озеру, наблюдение за окружающим

миром (деревьями, кустами, птицами, небом и т.д.), посещение зернохранилища, подробный рассказ агронома о зерновых культурах.

Путешествие с книгой.

Ход занятия :

Ребята, прежде чем начать путешествие с книгой по дням творения, давайте вспомним с вами, как называется книга, в которой рассказывается о Боге? (Библия)

В этой книге рассказывается, как возник наш мир. Бог сотворил мир.

Бог очень добрый. И Он сотворил мир, чтобы мир тоже был добрым.

Вопросы на закрепления.

Что сотворил Бог в первый день? (День и ночь)

Что сотворил Бог во второй день? (Небо – облака и воздух)

Послушайте стихотворение: (стр. 26)

В третий день Отец Небесный (Бог)

Твердь земную сотворил,

Ароматными плодами,

Древом жизни одарил.

Зелень яркими коврами

Расстилается кругом.

Все в садах, цветах, деревьях –

Это наш с тобою дом.

На третий день Бог создал землю (сушу), море и океан. Потом Он повелел вырасти растениям; деревьям, травам, цветам. Земля зазеленела, стала красивым садом. И Бог порадовался этому.

Обсуждение:

Что Бог сотворил в третий день? (землю (сушу), моря и океаны)

Кто из вас видел озеро?

Озеро – это вода или суша? (вода)

Какого цвета вода в озере?(голубая)

Кто купался летом в речке, в море?

Река- это вода или суша? (вода)

Море- это вода или суша? (вода)

Какого цвета вода в реке?(голубая)

Какого цвета вода в море? (сине-зеленая)

Давайте поиграем в игру, путешествие капелек.

(звучит музыка П.И. Чайковского « Щелкунчик».)

Я – мама тучка, а вы детки – капельки. Вам пора отправляться в путь.

Под музыку капельки прыгают. Разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю… Скучно им стало по одиночке прыгать, собрались они вместе и потекли веселыми ручейками . (б ерутся за руки) Встретились ручейки и стали большой рекой. (ручейки соединяются в одну цепочку) Плывут капельки в большой реке, а река попала в океан (дети делают круг) Плавали, плавали капельки в океане, но тут солнышко пригрело. Тали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и чистые, ве селые вернулись к маме Тучке. (Д ети приседают, поднимаются на носки и вытягивают руки вверх, разбегаются и собираются у мамы Тучки)

Кому только ни нужна вода на земле! И траве, и зверю, и птице, и человеку. Вот почему Бог наполнил водою большие моря и океаны.

Наше путешествие по дням творения продо лжается.

Потом Бог повелел вырасти растениям: (деревья, кусты, травы, грибы, хлебные растения)

Деревьям – у дерева один толстый ствол, много сучьев и веток. На ветках

или листья, или колючие иглы- хвоинки.

Какие мы знаем деревья? (береза, дуб, рябина, ясень, ель)

Кустам – у куста не один ствол, а несколько тоненьких стволов.

Хлебным растениям- у хлебных растений вместо стебельков- пустые

соломинки, наверху- колоски с зёрнышками.

Какие вы знаете хлебные растения? (рожь, пшеница, овес)

Травам – у травы – тоненький стебелек.

Какие вы знаете травы? (клевер, мятлик)

Грибам – у гриба нет листьев, ни веток: только сверху шляпка, а снизу-

Какие вы знаете грибы? (подберезовик, сыроежка, белый)

Овощам– у одних овощей мы едим корни (морковь)

у других – листья (капуста)

Какие вы знаете овощи? (картофель, помидор, огурец, фасоль и т.д.)

Молодцы ребята, много интересного вы знаете о растениях, Бог – Творец всем плодам, овощам, злакам.

Вы хорошо потрудились, правильно отвечали на мои вопросы, я предлагаю вам отдохнуть поиграть в игру: « Клен зеленый». (стр.42)

Для того, что бы все это росло и приносило благо людям, Бог сотворил землю.

Земля кормит человека, но кормит недаром. Много должны потрудиться люди, поле дало рожь для черного хлеба, пшеницу для белой булки, гречку для каши…

Рассказ откуда взялся хлеб . (стр.37)

Земля кормит человека, но кормит недаром. Много должны потрудиться люди на родной матушке земле, что бы она отблагодарила дарами своими.

Лето подходило к концу. Стоял август месяц. Петин отец с утра выехал в поле. Еще раньше вспахал он его, взборонил, а теперь ходит с севалкой через плечо и то одной, то другой рукой разбрасывает зерна ржи. Долго ходил он, наконец, засеял все поле.

Ну, слава Богу, посеял хлебушко! Какой – то урожай на будущий год Бог пошлет?

Вот пришла зима. Долго тянулись зимние холодные вечера. Наступила весна. На поле зазеленела рожь. За лето рожь выросла. Отец и мать с раннего утра и до позднего вечера трудились на поле. Рожь жали серпами, связывали в снопы. Снопы сушили и молотили зерно. Много муки намолотили для хлеба. Вкусный и душистый хлеб выпекали в русских печах!

Обсуждение рассказа:

Почему земля кормит человека?

Что растет на земле?

Кто творец всего, что растет на земле?

Из муки какого растения выпекают черный хлеб?

Легко ли достается человеку хлеб?

Стихотворение. « Урожай » (стр.36)

Посмотрю пойду,

Полюбуюся,

Что послал Господь

За труды людям:

Выше пояса

Рожь зернистая

Дремлет колосом

Почти до земли.

Бережное отношение к хлебу – это проявление уважения к заботе Бога и труду человека. Хлеб нельзя выбрасывать, нельзя им играть. Сухими корочками можно покормить домашних животных или птиц зимой.

Прекрасный окружающий мир создал Бог, мы должны беречь и приумножать его добрыми делами и помыслами.

Подошло к завершению наше путешествие по дням творения.

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, состав почвы, как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.

2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.

Предварительная работа:

Наблюдение за листопадом, почвой на прогулке Рассматривание дождевого червя, иллюстраций кротов; наблюдение за жуками и их личинками. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях. Беседа о почве, прогулки и экскурсии в лес, парк в разные периоды года.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, Большие банки для воспитателя. Почва для 1, 2, 3 опытов 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной).; пословицы, для игры:, стаканчики с землей (по количеству детей), обруч-4 шт.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: ребята, сегодня я по почте получила письмо, в котором написано, что нас приглашают в лабораторию по проведению опытов. Я подумала, что всем нам будет очень интересно узнать, что там и какие опыты проводят. Вы согласны со мной?! (Ответы детей). Тогда отправляемся!

Стоя в кругу, берутся за руки. Давайте подарим друг-другу свою самую лучшую улыбку. Закроем глаза и телепортируемся в лабораторию. Открывайте глаза, мы уже на месте. Сколько тут интересного. Мультимедийная презентация.

Воспитатель: посмотрите на экран, что это?(ответы детей) Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно — давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим ее такую.

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей).

Разработка Prototype в разделе Конспекты занятий и опубликована 25th Сентябрь, 2016
Вы находитесь:

Конспект занятия в детском саду по познавательному развитию подготовила воспитатель Бурдукова Н.Ю., детский сад «Солнышко», поселок Преображение. Тема занятия в детском саду - земля. Занятие предназначено для детей старшей группы.

Цели занятия в детском саду:

  • познакомить детей с одним из компонентов неживой природы – почвой;
  • подвести к выводу о том, что в почве есть все необходимые для жизни живых существ компоненты;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Ход занятия в детском саду:

Дети находятся за столами, перед ними стаканчики с водой и в тарелочках разные образцы почвы: глина, песок, чернозём.

Воспитатель: — Ребята, сегодня я познакомлю вас с нашей Кормилицей. Посмотрите, что перед вами? Какого цвета? Потрогайте пальчиками, какие они на ощупь (Тёплые, рыхлые, влажные, сухие, рассыпчатые.)? Всё это разные образцы земли, они разные, но одним словом называются почва. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, пронизанный корнями растений. В нём живут насекомые, черви и другие животные.

— В почве есть воздух, им дышат растения и животные. Есть вода, которую всасывают корни растений; есть перегной, образующийся из опавших листьев и засохших растений. В почве живут микробы – это такие малюсенькие организмы, которые мы не можем увидеть простым глазом. Они перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, которые необходимы растениям для жизни.

— И в поле, и в огороде почва любит уход и заботу. Люди выкапывают землю, рыхлят, поливают её, и тогда почва даёт хороший урожай зерна, овощей, ягод и фруктов – нашей с вами еды. Вот поэтому почва – Кормилица.

Весною буйно всё растёт,
Деревья расцвели!
Когда придёшь на огород –
Возьми комок земли.
Смотри – он тёплый, он живой,
Пропитан влагой дождевой.
В нём корешки цветов живут,
Он червякам даёт приют,
В нём влага, воздух, перегной…
Он часть твоей земли родной.

Опыт 1:

— Давайте проверим, из чего состоит почва. Опустите комочек почвы в воду. Видите, как из него вверх поднимаются пузырьки? Что это? (Воздух.) Откуда он взялся? (Он был в земле, он легче воды, вот и поднимается вверх.) А как изменился цвет воды? (Стал мутным.) Почему? (Растворились мелкие частицы глины.) А что лежит на дне стаканчика? (Песчинки, маленькие камешки.) Что плавает на поверхности воды? (Сухие травинки, кусочки листьев, корешков.) Откуда они взялись? Всё это было в почве, в земле!

Как образовалась почва?

— Как же образовалась почва? На это потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину.

— Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы.

— Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.

— Ребята, так что же такое почва? Из чего она состоит? Кто живёт в почве? Как она образовалась? Как растения сохраняют почву? Почему почву называют Кормилицей?

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе

Тема «ПОЧЕМУ ЗЕМЛЯ КОРМИТ?»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Задачи:

Познакомить детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли («познавательное развитие»);

Учить детей во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы(«познавательное развитие»);

Прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности («социально-коммуникативное развитие»);

Учить детей размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом («социально-коммуникативное»).

Методы и приемы: - практические: экспериментирование

- наглядные: показывание образца, презентация

- словесные: проблемные ситуации

Материалы и оборудование: цветок в вазе с водой синего цвета, мешочек с почвой, фартуки, нарукавники, лист бумаги, почва, стакан с водой, спиртовка, стекло, презентация.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций «Почему цветок синий», «Земля или почва»,

Экспериментирование

Коммуникативная

Трудовая

Соблюдение рабочих мест в порядке, уборка рабочих мест

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Воспитатель ставит цветок в вазе с водой синего цвета и предлагает детям подумать, о чем они сегодня будут говорить.

Дети высказывают свои предположения.

Дети могут обосновать свое мнение.

Игровое упражнение «Найди, что скажу»

Воспитатель предлагает детям найти то, о чем они будут разговаривать.

Дети двигаются по инструкции воспитателя:

Три шага вперёд от двери

Пять шагов направо

Встать с левой стороны стола

Пройти 7 шагов вперёд.

У детей развивается умение действовать по словесной инструкции. Закрепляется ориентировка в пространстве

Воспитатель просит сказать, что это такое.

Воспитатель говорит, что это почва.

Дети говорят, что это земля.

Дети спрашивают, что такое почва.

Формируется умение ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы.

Воспитатель предлагает стать исследователями и узнать, что такое почва.

Дети проходят в лабораторию, одевают фартуки, нарукавники.

Развивается интерес к исследовательской деятельности

Воспитатель предлагает положить на лист бумаги немного почвы, рассмотреть, определить цвет, запах.

Воспитатель делает вывод: в почве живут микробы (они превращают перегной в минеральные соли, столь необходимые растениям для жизни).

Дети растирают комочки земли, находят остатки растений. Рассматривают в микроскоп.

Дети узнают, из чего состоит почва.

Воспитатель предлагает детям размешать почву в стакане с водой.

Воспитатель делает вывод, что почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

Через некоторое время дети увидят, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

У детей закрепляется умение делать опыты.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

Воспитатель напоминает детям, что в ней обитает много жильцов. Педагог уточняет у детей, чем они дышат?

Дети убеждаются, что в почве есть воздух.

Дети отвечают, что как и все животные - воздухом.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

На стекле дети видят капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы. Делают вывод, что в почве есть вода.

У детей формируется умение формулировать и обобщать результаты опытов.

Воспитатель делает вывод, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

Педагог предлагает детям рассказать, кто и что живет в почве.

Дети рассказывают об обитателях почвы.

Дети умеют применять свои знания о животном мире, связно излагать свои мысли.

Воспитатель делает вывод, что все живущие в почве берут питательные вещества из почвы и обращает внимание на цветок в вазе.

Дети делают вывод, что цветок стал синим из-за того, что вода синяя. Цветок впитал краску из воды. Также растения впитывают питательные вещества из почвы.

Дети учатся размышлять, обосновывать свое мнение, формулировать и обобщать результаты опытов.

Воспитатель предлагает просмотреть презентацию.

Делают вывод, что нужно беречь окружающую среду

У детей появляется бережное отношение к природе.

Цель: Формирование у детей экологической культуры и активной жизненной позиции по сохранению окружающей среды.

Задачи:

  1. Знакомство с историей праздника. Углубление и систематизация представлений о взаимоотношениях человека с окружающей средой.
  2. Развитие у детей любознательности и познавательной мотивации. (Познавательное развитие).
  3. Усвоение ценностей и понимания, что разнообразный растительный и животный мир является необходимым звеном в цепочке биосистемы на Земле; что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды на Земле. Воспитание бережного отношения к природе. (Социально-коммуникативное развитие).
  4. Развитие связной, грамматически правильной монологической речи. (Речевое развитие).
  5. Формирование умений внимательно слушать музыкальные произведения, включать воображение.
  6. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей. (художественно-эстетическое развитие).

Оборудование:

Для воспитателя: глобус, аудиозапись «Звуки леса», иллюстрации с изображением животных и растений, занесенных в Красную книгу Тверской области, знаки «Правила поведения в природе», рисунок с изображением дерева без листьев.

Для детей: цветная бумага зеленого цвета, простой карандаш, ножницы, клей, клеенки.

Ход НОД:

Воспитатель включает аудиозапись «Звуки леса», приветствует детей.

Ребята, мы сегодня поговорим с вами о празднике, который отмечают 22 апреля. А что это за праздник вы узнаете, если отгадаете загадку:

Эта планета – любимый наш дом,

На ней мы с рожденья все вместе живем.

Планета прекрасна: моря, океаны,

Цветы и деревья, и разные страны.

И солнце сияет с зари до заката,

Что за планета, скажите, ребята?

Ребята, давайте вместе подумаем, что это праздник и как он появился. Проходите на свои места.

История этого праздника началась больше 100 лет назад. Американец Джон Стерлинг Мортон переехал на пустынную территорию, на которые одинокие деревья усиленно вырубались на строительство домов и на дрова. Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению, и давать призы тем, кто высадит большее количество деревьев. Как вы думаете, как назвали этот день? Этот день назвали Днем дерева.

День Дерева отмечался в день рождения Мортона - 22 апреля. Через несколько лет праздник стали отмечать в разных странах мира, и он получил название международный День Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.

В России День Земли отмечается уже 24 года.

Как выглядит наша планета из космоса?

Послушайте, и отгадайте загадку:

На нем страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев, моря без воды (глобус)

Что такое глобус?

Посмотрите на глобус и скажите, почему нашу планету называют голубой?

А каким цветом на глобусе изображена суша?

А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?

Верно. На Земле достаточно света и тепла, а также воды и воздух. Все это создает благоприятные условия для жизни на Земле.

Ребята, скажите, чего больше на Земле. Воды или суши?

Скажите, а нужно ли беречь воду, ведь ее, как вы говорите, очень много на земле?

Вот сейчас я хочу рассказать вам историю об одном пруде.

Жил – был пруд. Вода в нем была чистая и прозрачная. Что даже можно было увидеть обитателей пруда. А в солнечный день в пруду отражались деревья, облака. Однажды к пруду пришли отдыхающие, спилили деревья, развели костер. А, уходя, оставили мусор, консервные банки, бутылки. Потом к этому пруду приходили еще и еще. Со временем воды становилось все меньше и меньше, а мусора все больше и больше. Уже нельзя было увидеть, кто там живет. Как вы думаете, это хорошо или плохо?

Обитателям водоема стало совсем неуютно жить в такой грязной воде. Как люди могут помочь пруду? Почему нельзя загрязнять воду?

Посмотрите, какой знак у меня есть. Что он обозначает?

Как загрязняется воздух? Почва? Чем опасны эти загрязнения?

Какие еще объекты природы нуждаются в охране? Почему?

Как люди стараются сберечь исчезающие виды растений и животных? (заносят в Красную книгу, строят заповедники)

Почему книгу назвали Красной?

Какие растения и животные нашего края занесены в Красную книгу? (показ иллюстраций)

Почему необходимо сохранять леса?

Люди какой профессии занимаются охраной окружающей природы?

Почему Землю называют нашим общим домом?

Почему необходимо беречь природу?

Давайте назовем правила поведения в природе (показ знаков).

Ты, Человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не растаптывай до дна,

И помни истину простую -

Нас много, а она одна.

Задания творческого характера:

Посмотрите на доску. Вы уже заметили, что на ней изображено дерево без листьев. Сегодня в честь праздника мы как бы посадим дерево, одев его в листочки. Сейчас я раздам вам шаблоны листьев, а вы обведите их и вырежете. Потом мы приклеим их на дерево.

Получается, что мы тоже приняли участие в празднике, посадив это дерево.

Подведение итога:

Что нового вы сегодня узнали?

Что вам понравилось, показалось интересным?

Какого числа отмечают «День Земли»?

Почему возникла необходимость создать такой праздник?

Представьте, что Земля заговорила, с какой просьбой она обратилась бы к людям?

Подумайте дома с родителями и завтра всем расскажите, что лично вы можете сделать для улучшения экологической обстановки на Земле?

Выполнила: воспитатель МДОУ

детский сад № 21 г. Ржева



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!