План конспект по истории нового. Группы получают задания

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект урока

по истории и обществознание

в 10 классе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дюллюкинская средняя общеобразовательная школа

на тему « Личность Петра I »

Разработал: Иванов Дьулустаан Спиридонович

слушатель курсов профессиональной переподготовки « История теория и методика преподавания в образовательной организации »

Проверил: Иванов Иннокентий Вячеславович - учитель истории и обществознания

Москва, 2016

Тема: «Личность Петра I »

Дата проведения 12.12.2016 года

Тип урока: комбинированный.

Технические средства (оборудование урока): I », «Екатерина I I

Цель: I .

Задачи:

1.Образовательные:

I Алексеевича;

I .

2. Воспитательные:

I ;

3. Развивающие:

I ;

Методы:

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация.

    Раскрытие темы урока.

    Закрепление знаний.

    Домашнее задание.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия темы:

    Мнения историков о личности реформатора.

    Внешность и личная жизнь Петра I .

    Петровские реформы.

    Внешняя политика.

Ход урока:

Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин). А для других он «злодей», «деспот», «тиран».

Слайд 2

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации» В. Татищев.

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой» М. Щербатов.

Учитель: «А как вы считаете?» (опросить 8 учеников о Петре) Опрос длится 2-3 минуты, идет диалог с детьми. Поправить их, если они ошибаются. Выдать 8 карточек с мнениями известных историков (позднее они выступят с обоснованием полученных мнений). Содержание карточек находится в Приложении № 1.

Актуализация : «Сегодня нам предстоит разобраться в том, был ли он разрушителем, или все же создателем могущественной империи, а может и то, и другое».

Учитель: «Записываем тему…» (она уже на доске - «Личность Петра I »)

«Поскольку вы изучили события XVII века, то вы должны уже знать, как пришел к власти Петр I ?» (опрос с поднятием руки). По окончании опроса показать видеозапись из цикла «Российская империя».

«Мне необходимы 2 добровольца, которые по ходу урока будут в паре выполнять секретное творческое задание, а в конце получат оценки» (двум ученикам дать задание совместно придумать к концу урока тестирование для всего класса по основным событиям).

Основной материал.

«Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая 1672 года - 28 января 1725 года) - последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года)» (Записывают даты).

«Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697-1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи» (по ходу рассказа выписывают основные даты и события).

«В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки».

«И сейчас мы заслушаем тех, кто получил карточки с мнениями историков» (выступают 8 учеников, проводится оценивание их мастерства изложения).

Вывести учеников на мысль о превращении России в державу (Слайд 3).

«Для того, чтобы разобраться в самой личности царя, необходимо начать с его внешности».

Внешность ( по возможности пригласить ученика, имеющего художественный талант для зарисовки примерного образа императора ).

«Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста - 204 см (6 футов 7 дюймов) - он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения - носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом».

Личная жизнь (на интерактивной доске ученики создают схему родственников царя, параллельно зарисовывая её в тетради).

«В первый раз Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдокии Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра. Остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения. В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и была сослана в монастырь» (Слайд 5, пригласить ученика для зарисовки схемы родственников царя ).

«Алексей Петрович, официальный наследник российского престола, осуждал преобразования своего отца, бежал в Вену под покровительство родственника своей жены (Шарлотты Брауншвейгской) императора Карла VI, где искал поддержки в низвержении Петра I. В 1717 году царевича уговорили вернуться домой, где он был взят под стражу» (Слайд 10).

«24 июня (5 июля) 1718 года Верховный суд, состоявший из 127 человек, вынес смертный приговор Алексею, признав его виновным в государственной измене. 26 июня (7 июля) 1718 года царевич, не дождавшись приведения приговора в исполнение, умер в Петропавловской крепости» (записывают дату и событие).

«От брака с принцессой Шарлоттой Брауншвейгской царевич Алексей оставил сына Петра Алексеевича (1715-1730), ставшего в 1727 году императором Петром II, и дочь Наталью Алексеевну (1714-1728)» (следующий ученик продолжает схему).

«В 1703 году Пётр I (Сколько ему лет?) встретил 19-летнюю Катерину, в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, захваченную русскими войсками как военную добычу при взятии шведской крепости Мариенбург. Пётр забрал бывшую служанку из прибалтийских крестьян у Александра Меншикова и сделал её своей любовницей. В 1704 году Катерина родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741-1761)» (слайд 4 и продолжение составления схемы).

«Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, вскоре после возвращения из Прутского похода. В 1724 Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

После смерти Петра в январе 1725 года Екатерина Алексеевна стала первой правящей российской императрицей Екатериной I, но скончалась в 1727 году, освободив престол для царевича Петра Алексеевича. Первая жена Петра Великого, Евдокия Лопухина, пережила свою счастливую соперницу и умерла в 1731 году, успев увидеть царствование своего внука Петра Алексеевича» (завершаем зарисовку схемы).

Престолонаследие

«Объявленный наследником престола царевич Пётр Петрович (1715-1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич.

5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии (отменён Павлом I спустя 75 лет), в котором отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии, но допускал назначение наследником любого достойного человека по воле монарха» (записывают дату и событие).

В довершении рисуем (кратко, с наводящими вопросами к классу) таблицу реформ Петра (Приложение № 2) и записываем основные события внешней политики (Слайды 7,8,9). Это проходит в форме опроса детей о том, какие реформы им известны с последующим внесением их в таблицу.

В завершении урока проводится голосование – каждому раздается «бюллетень», который ученик отдаёт в пользу положительного, отрицательного, или нейтрального отношения к первому императору после услышанного и увиденного на уроке.

Подводятся итоги, выставляются оценки .

Домашнее задание : «Подготовить сочинения с собственным взглядом на личность Петра I ».

Приложение № 1. Карточки с мнениями историков.

1. В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре:

Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть.

2. Восторженную характеристику Петру дал Михаил Ломоносов

С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его - и потекут воды, прикоснется горам - и воздымятся.

3. Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

4. Август Стриндберг (шведский писатель, драматург 19 века) так охарактеризовал Петра

Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу - его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась.

5. Н. М. Карамзин , признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

6. С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:

Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:

Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние.

8. В. О. Ключевский дал противоречивую оценку преобразованиям Петра

Реформа (Петра) сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами…Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе… Начатая и веденная верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников

9. П. Н. Милюков , в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

Приложение № 2. Таблица Реформ Петра I .

Название реформы

Годы

Суть преобразований

Краткие результаты реформы

Реформа государственного управления

1699-1721 гг.

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат . Создание 12 коллегий , имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 по делил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций , управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г., 1719 г., 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллегии, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

с 1699 г.

Введение рекрутской повинности , создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий , единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества . В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1 , которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых – большая часть этих доходов разворовывалась.

Календарная реформа

Самоанализ открытого урока истории, проведенного в

Тема урока: « Личность Петра I ».

Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I .

Задачи:

1.Образовательные:

создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях первого императора России;

познакомиться с личностями, окружавшими императора, в частности – с его семьёй;

осветить основные мнения историков и некоторых других талантливых деятелей о значении деятельности Петра I Алексеевича;

проследить внутренние и внешние мероприятия императора Петра I .

2. Воспитательные:

способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики Петра I ;

привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин реформ путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

3. Развивающие:

развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

формировать умение работать с историческими документами на примере мнений различных историков о личности Петра I ;

развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

    устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей характеристики;

    наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;

    практический, с использованием документа, карты.

Технические средства (оборудование урока) : Доска, проектор, иллюстрации «Петр I », «Екатерина I », презентация «Личность Петра I », карточки с мнениями известных историков, видеозапись «Российская империя. Серия 1. Пётр I, часть 1». А также учебник: История России с древнейших времен до наших дней. В двух томах. Т. 1 / Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А. Под редакцией А. Н. Сахарова. - М., 2010. - 544 стр.

Цель и задачи урока реализовывались

    Цель и все образовательные задачи реализовывались в процессе описания внешности, характера и личной жизни императора, а также при изучении его внешней и внутренней политики.

    Воспитательные задачи решались путем ознакомления с постепенным превращением России при помощи реформ и удачной внешней политики Петра I в великую европейскую и морскую державу.

3. Развивающие задачи: развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, в процессе опросов, работа в паре). Развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время зарисовки схемы семьи императора, а также в процессе обсуждения мнений историков о личности Петра I .

На данном занятии я старался реализовать важные для современного урока истории подходы :

    Интегрированный. Связь с Всеобщей историей осуществлялась через повествование о событиях войны со Швецией, Турцией.

    Организация самостоятельной деятельности учащихся: при подготовке и выполнении тестирования, практической работы с карточками.

    Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу со схемой семьи.

    Личностно-ориентированный подход реализовывался через работу в паре, проведение опросов.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1.Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2.Актуализация (повторение пройденного материала и переход к новой теме);

3. Раскрытие новой темы;

4. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся;

5.Дано домашнее задание;

6. Итоги урока были подведены учащимися в виде голосования.

На уроке использовались компьютерные технологии для повышения качества образования учащихся. Через проектор выводились на экран различные слайды презентации с иллюстрациями, видеозапись. Все это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить задания на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная в виде карточек, работа в паре в виде подготовке тестирования и групповая в виде осмысления поставленного вопроса и голосования. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Оценки учащимся объявлены.

2 группа

Михаил Богданович Барклай-де-Толли

Русский генерал фельдмаршал, князь. Происходил из старинного шотландского рода, переселившегося в Ригу. На военной службе с1776 г. Участвовал в русско–турецкой войне 1787-1791 г. и русско–шведской войне 1788-1790 г. Отличился во время войны с Францией в 1806-1807 г., с 1807г. командовал дивизией. В 1809-1810 гг. генерал губернатор Финляндии. С января 1810г. военный министр.

Петр Иванович Багратион

Князь, русский генерал от инфантерии. Выходец из старинного грузинского княжеского рода. На военной службе с 1782 г. Служил на Кавказе, участвовал в русско-турецкой воне1787-1791 гг. и Польской кампании 1793-1794 гг. В Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова в 1799 г. в чине генерал-майора командовал авангардом и отличился во всех крупных сражениях. Во время войны с Францией 1805-1807 гг. возглавлял арьергард русской армии. Участвовал в русско-шведской войне1808-1809 гг. командовал дивизией. С марта 1812г. командующий 2-ой Западной армией.

Александр Петрович Тормасов

Граф, русский военачальник, генерал от кавалерии. На военной службе с 1772г. Участвовал в русско-турецкой войне1787-1791гг. и подавлении Польского восстания 1794г. В1803-1808гг. – Киевский и рижский генерал – губернатор. В1808-1811гг. главнокомандующий в Грузии и на Кавказской линии. С 1811г. член Государственного Совета. В начале Отечественной войны 1812г. командовал 3-й армией. Весной 1813 г. во время болезни М.И.Кутузова – исполнял обязанности главнокомандующего. С1814г. главнокомандующий в Москве, много сделал для ее восстановления после пожара 1812 г.

Михаил Илларионович Кутузов

Великий полководец и дипломат. После окончания в 1795 г. с отличием Дворянской школы был приглашен в нее преподавателем математики. В период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. отличился в битвах. В бою под Алуштой /1774 г./ был тяжело ранен в висок и правый глаз. В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. командовал левой колонной русских войск на Балканах.
Участвовал во взятии Измаила. А.В.Суворов, высоко оценив действия своего ученика и сподвижника, сказал о нем: «Он дрался на левом фланге, но был моей правой рукой».
Одна из его главных черт – осторожность. «Лучше быть острожным, чем обманутым».
Другой чертой была хитрость. «Старый лис Севера», - называл его Наполеон.

Денис Васильевич Давыдов

Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен:
Он не дает топтать врагам нежатых пашен
И, закрутив гусарский ус,
Вот потонул в густых лесах с отрядом –
И след простыл!
Его постель – земля, а лес дремучий – дом!
Как вихорь, как пожар, на пушки, на обозы,
И в ночь, как домовой, тревожит вражий стан.
Давыдов! Это ты, поэт и партизан!..

1 - «Начало войны»:

Когда началась война? Причины войны?

Какова численность русской армии в начале войны? французской армии?

Кто командовал 1, 2, 3 русскими армиями? (историческая справка)

Каков был план военной компании Наполеона? Каков план русского командования?

Почему русская армия отступала?

2 - "Историческая справка"

Соотнести: ФИО - характеристику полководца - портрет

Дополнительные сведения

3- – «Смоленское сражение»;

Кто руководил действиями русской армии?

Какую тактику выбрал Барклай де Толли?

Где должны были соединиться 1 и 2 русские армии?

Когда началось Смоленское сражение?

Какое значение имело Смоленское сражение?

Когда и почему произошла смена командования русской армией?

Кто стал новым командующим русской армией? Какую тактику он выбрал и почему?

(историческая справка)

4-–«Бородинское сражение»

Каково было соотношение русской и французской армией перед Бородинской битвой?

Когда состоялось генеральное сражение?

Где начались первое наступление французских войск?

Приведи пример героической обороны русских позиций на Бородинском поле?

Каковы были потери русской и французской армий при Бородино?

Кто победил, по твоему мнению, в Бородинской битве?

Когда состоялся Совет в Филях? Какой вопрос там обсуждали? Какое было принято решение на совете?

Что такое Тарутинский марш маневр? Какое значение он имел?

5-– «Партизанское движение»:

В чем проявлялся народный характер войны?

Что такое ополчение? Какую помощь ополченцы оказывали действующей армии?

Кто такие партизаны? Приведи пример крестьянского партизанского движения.

Какова их роль в разгроме армии Наполеона?

Роль Давыдова Д.В. в организации партизанского движения. (историческая справка)

6- – «Отступление французской армии»:

Пытался ли Наполеон заключить мир? Почему?

Когда французская армия покинула Москву?

По какой дороге двинулась французская армия?

Что заставило французскую армию повернуть на Старую Смоленскую дорогу?

Какие сражения произошли на этом этапе войны?

Когда война была завершена?

Какой характер носила война 1812 г?

Документ №1

Неприятель вступил в пределы НАШИ и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясть спокойствие Великой сей Державы. Он положил в уме своем злобное намерение разрушить славу ее и благоденствие. С лукавством в сердце и лестью в устах несет он вечные для нее цепи и оковы. Мы, призвав на помощь Бога, поставляем в преграду ему войска НАШИ, кипящие мужеством попрать, опрокинуть его, и то, что останется неистребленного, согнать с лица земли НАШЕЙ. МЫ полагаем на силу и крепость их твердую надежду, но не можем и не должны скрывать от верных НАШИХ подданных, что собранные им разнодержавные силы велики и что отважность его требует неусыпного против него бодрствования. Сего ради, при всей твердой надежде на храброе НАШЕ воинство, полагаем МЫ за необходимо нужное собрать внутри Государства новые силы, которые, нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой и в защиту домов, жен и детей каждого и всех.

МЫ уже воззвали к первопрестольному Граду НАШЕМУ, Москве, а ныне взываем ко всем НАШИМ верноподданным, ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским, приглашая их вместе с НАМИ единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений. Да найдет он на каждом шагу верных сыновей России, поражающих его всеми средствами и силами, не внимая никаким его лукавствам и обманам. Да встретит он в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина. Благородное дворянское сословие! ты во все времена было спасителем Отечества; Святейший Синод и духовенство! вы всегда теплыми молитвами призывали благодать на главу России; народ русский! храброе потомство храбрых славян! ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров; соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют.

Для первоначального составления предназначаемых сил предоставляется во всех губерниях дворянству сводить поставляемых им для защиты Отечества людей, избирая из среды самих себя Начальника над оными и давая о числе их знать в Москву, где избран будет главный над всеми предводитель.

АЛЕКСАНДР

В лагере близ Полоцка, 1812 года Июля 6-го дня».

1 гр Документ № 2

"Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская воина будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы."

Наполеон.

“Отечественная война 1812 г” Сб. документов и материалов М.Л. Изд-во ЛН СССР, 1941, стр. 14

1 гр Документ 5

“Если я займу Киев, я возьму Россию за ноги; если я овладею Петербургом, я возьму за голову; заняв Москву – я поражу её в сердце”.

Наполеон

4 гр Документ № 3

Приказы главнокомандующих накануне сражения под Бородино

Приказ Наполеона:

«Воины! Вот сражение, которого желали. Победа в ваших руках: она нужна нам. Она доставит вам изобилие, хорошие зимние квартиры и скорое возращение в отечество, Действуйте так, как действовали под Аустерлицем, при Фридланде, Витебске и под Смоленском, и позднее потомство вспомнит с гордостью о подвигах ваших в этот день. Да скажут о каждом: и он был в великой битве под стенами Москвы».

Обращение М.И. Кутузова:

«Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови. Каждый полк будет употреблен в дело, Вас будут сменять, как часовых, через каждые два часа. Надеюсь на вас!

4 гр Документ № 4

Воспоминания французского офицера Боссе

«Утром мы были изумлены: русская армия исчезла. Какое грустное зрелище представляло поле битвы! Никакое бедствие, никакое проигранное сражение не сравняется по ужасам с Бородинским полем, на котором мы остались победителями. Все потрясены и подавлены. Армия неподвижна, она теперь больше походит на авангард. Многие солдаты отправляются в окрестности искать пропитания или дров.
Решительно ни на одном поле сражения я не видел до сих пор такого ужасного зрелища. Куда ни посмотришь, везде трупы людей и лошадей, умирающие, стонущие и плачущие раненые, лужи крови, кучи покинутого оружия; то здесь, то там сгоревшие или разрушенные дома.
Огромная площадь трех главных редутов взрыта ядрами; на ней виднеются тела, разбросанные члены, глубокие ямы, вырытые снарядами, с погребенными на дне их трупами. Ясно видны те места, где разорвавшимся снарядом разбиты лафеты пушек, а кругом убиты все - люди и лошади. В некоторых местах битва была такой ожесточенной, что трупы нагромождены там кучами. Солдаты роются не только в мешках, но и в карманах убитых товарищей чтобы найти какую-нибудь пищу. Говорят, что Наполеон велел переворачивать трупы офицеров, чтобы определить, чем они убиты. Почти все изранены картечью. Трудно представить себе что-нибудь ужаснее внутренних частей главного редута. Кажется, что целые взводы были разом скошены на своей позиции и покрыты землей, взрытой бесчисленными ядрами. Тут же лежат канониры, изрубленные кирасирами около своих орудий; погибшая тут почти целиком дивизия Лихачева, кажется, и мертвая охраняет свой редут

Иногда под кучами мертвецов завалены раненые, призывов и стонов которых никто не услыхал в течение ночи. С трудом извлекают некоторых из них. Одежда и оружие - все покрыто грязью и кровью; штыки согнулись от у даров по лошадям».

Французский офицер Боссе

6 гр Документ №6

"Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою".

А.С.Пушкин, «Евгений Онегин».

____________________________________________________

4 гр Документ №7

Кто победил в Бородинской битве? Мнение историков

« Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву». Б.С.Абалихин

«Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших собы­тий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем фран­цузской». Е.В. Тарле

«Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции».

НА. Троицкий

4 гр Документ №8

«Самое страшное из моих сражений, - признавался Наполеон,- то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские стяжали (заслужили) право быть непобедимыми». «Я участвовал не в одной кампании, но никогда еще не участвовал в таком кровопролитном деле и с такими выносливыми солдатами, как русские»

Наполеон

____________________________________________________________


6 гр Документ 10

«Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего неевших такого, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но, тем не менее, желают боя чтобы согреться, а может быть, надеются чтобы найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии». Офицер Ложье

«Нет сомнения, что недостаток продовольствия способствовал деморализации войск, подрывая их силы, и что обильная горячая пища парализовала бы действия холода». Офицер Тирион


4 гр Документ №11

«...в таком крайне сомнительном положении, по совещанию с первенствующими нашими Генералами, из которых некоторые были противного мнения, должен я был решиться попустить неприятеля войти в Москву, из коей все сокровища, арсенал и все почти имущества, как казенные так и частные вывезены, и ни один почти житель в ней не остался. Осмеливаюсь всеподданнейше донести ВАМ, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ ГОСУДАРЬ, что вступление неприятеля в Москву не есть еще покорение России... Хотя не отвергаю того, чтобы занятие Столицы не было раною чувствительнейшею, но не колеблясь между сим происшествием и теми событиями, могущими последовать в пользу нашу с сохранением армии, я принимаю теперь в операцию со всеми силами линию, посредством которой начиная с дорог Тульской и Калужской, партиями моими буду пресекать всю линию неприятельскую, растянутую от Смоленска до Москвы, и тем самым отвращая всякое пособие, которое бы неприятельская армия с тылу своего иметь могла, и обратив на себя внимание неприятеля надеюсь принудить его оставить Москву и переменить всю свою операционную линию».

________________________________________________________________________

5 гр Документ 10

«Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади павшие на дороге тут же съедались». Офицер Бонне.
«Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего неевших такого, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но, тем не менее, желают боя чтобы согреться, а может быть, надеются чтобы найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии». Офицер Ложье
«Нет сомнения, что недостаток продовольствия способствовал деморализации войск, подрывая их силы, и что обильная горячая пища парализовала бы действия холода». Офицер Тирион

«К столь многочисленным бедствиям следует присоединить еще сонмы казаков и вооруженных крестьян, которые окружают нас. с каждым днем становиться все холоднее, и вскоре мороз должен соединится с голодом, чтобы уничтожить нашу армию, эту армию, и которая была столь прекрасною при переходе через Неман!» Офицер Франсуа

Оценочный лист

Ф И ученика

Критерии оценивания

    Организационный:

Распределение ролей в группе;

Участие в составлении плана действий группы;

Выдвижение гипотез;

2. Поисково-исследовательский:

Работа с информацией:

Формулировал выводы;

Участвовал в составлении плана устного сообщения;

3. Презентация результатов исследования:

Участие в публичном выступлении;

Отвечал на вопросы учителя, уч-ся;

Готовность идти на контакт, договариваться.

от 7 до 9 баллов - "5" от 5 до 7 баллов - "4" от 3 до 5 баллов - "3"

Выступление с результатами работы группы.

- оценка «5» ставиться ученику, когда он четко и ясно излагает информацию, которую наработали в группе, выводы сделанные группой и доказывает их примерами и фактами.

- оценка «4» ставится ученику, когда он излагает информацию, которую наработали в группе, выводы, сделанные группой, но нет четкости в ответе, и не может привести факты и примеры в качестве доказательства, просит помощь у команды.

- оценка «3» ставится ученику, когда он путается при выступлении, нет четкости в его ответах, не может сформулировать выводы и доказательства, группа помогает ученику при ответе.

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИ учащегося

ФИучащегося

Технологическая карта урока.

1.Ф.И.О. учителя: Апрелева Наталья Николаевна

2.Класс: 5

3. Предмет: история

4. Тема урока: «Восстание Спартака».

Цели: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном восстании рабов в Древнем мире.

Задачи:

    Образовательная – способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.

    Развивающая развивать интерес к истории, мотивацию к учению;

    Воспитательная - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости;

    Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование:

    учебник: Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2013г.,

    компьютер,

    проектор,

    презентация,

    отрывки документа Плутарх «Марк Красс»

    рабочая тетрадь Г.И. Годер «История древнего мира» 5 класс, ч. 2

    электронное приложение к учебнику «История древнего мира», СД

Цели урока направлены на достижение обучающимися:

1. Личностных результатов:

Формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи.

Складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.

В области регулятивных УУД:

Прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса)

Осуществлять целеполагание

Планировать пути достижения цели

Самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Самостоятельно контролировать своё время

Осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

В области познавательных УУД:

Общеучебные:

Строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Владеть смысловым чтением

Реализовывать исследовательскую деятельность

Искать информацию

Структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Логические:

Установливать причинно-следственные связи.

Анализировать

В области коммуникативных УУД:

Организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В области личностных УУД:

Осуществлять нравственно-этическое оценивание

3. Предметных результатов:

Формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.

Ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.

Тип урока – изучение нового материала

Педагогическая деятельность была построена на методах :

по источнику знаний:

по характеру движения мысли:

методы мотивации :

На уроке использовались технологии: исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая,

С целью здоровьесбережения использованы физминутка, смена видов деятельности.

Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям обучающихся 5 класса, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствуют повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.

Домашнее задание носит творческий характер.

Характеристика этапов урока

Этап урока

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный момент

Цель:

Содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку .

Здравствуйте ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.

Я очень рада вас видеть сегодня на уроке. Мы с вами вновь отправимся в захватывающее путешествие по Древнему Риму и узнаем об одном из самых значимых событий в истории этого Великого государства Древности.

Для меня сейчас важно знать, насколько вы готовы к работе. Через палитру настроения покажите свою готовность к уроку.

Я вижу, что большинство из вас готовы к познанию нового.

Приветствуют учителя и гостей.

Показывают смайлики настроения.

Личностные УУД:

Смыслообразование (создание условий, при которых ребёнок задумается, зачем ему изучать данную тему)

2. Актуализация знаний.

Цели:

Установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания;

Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

Социальный (работа в группах).

Словесный (беседа);

Проблемное задание.

Давайте определимся с темой урока. Для этого послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, о чём говорится в тексте?

«Свобода! Свобода!

Богиня богинь!

Когда нападут легионы врагов, В мечи превратишь ты оковы рабов!

И в странах позора, где царствует гнёт, Пусть самый ленивый оружье возьмёт. Свобода! Свобода! Богиня богинь!»

Организует работу обучающихся в группах.

А теперь давайте вспомним, что мы уже знаем с вами о положении рабов в Древнем Риме.

Мы будем работать в группах, которые определили в начале урока по любимому цвету.

Каждой группе даётся задание, которое она должна выполнить за 2 минуты. Я могу спросить любого из группы и по его ответу будет оценена вся группа.

Задание 1 группе: источники рабства.

Задание 2 группе:

применение труда рабов.

Задание 3 группе:

Отношение к рабам.

Вывод: ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме.

Проблемный вопрос:

подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам?

Итак, тема нашего урока: «Восстание рабов в Древнем Риме».

(Слайд1)

Высказывают свои предположения

( О борьбе рабов за свободу )

Работа в группах.

1 группа:

1. завоевания

2. дети рабов

3. ограбление провинций

2 группа:

1. в с/х: на виллах рабовладельцев

2. прислуга в доме рабовладельца

3. рабы-гладиаторы

3 группа:

1. работа от зари до зари

2. кормили впроголодь

3. подвергали истязаниям.

4. не заботились о здоровье.

Высказывают предположения: заговорам, неподчинению, восстаниям.

Записывают в тетрадь тему урока.

Регулятивные УУД:

Прогнозирование (предвидение будущих событий и развития процесса)

Коммуникативные УУД:

- организация учебного сотрудничества со сверстниками, определение функций участников, способов взаимодействия

Осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи.

Познавательные УУД:

Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Логические: установление причинно-следственных связей.

3. Целеполагание.

Цели:

Подведение детей к формулированию темы, цели и постановке задач урока;

Организовать составление совместного плана действий;

Дедуктивный (от общего к частному).

Познавательный

Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока.

Какова цель нашего урока?

Узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме.

Для того чтобы добиться цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Каковы причины восстания?

2. Ход восстания.

3. Итоги восстания.

4. Значение восстания.

(Слайд2)

Задание на урок: «Почему рабы потерпели поражение? А могли ли они одержать победу?

(Слайд 3)

Участвуют в постановке цели и задач урока.

Высказывают предположения

Регулятивные УУД

Осуществление целеполагания

Планирование путей достижения цели.

4. Открытие нового знания.

Цели:

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала

Содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

по источнику знаний:

Словесные (объяснение, беседа);

Наглядные (демонстрация презентации);

Практические (работа с картой, работа с историческими документами)

по характеру познавательной деятельности:

Объяснительно – иллюстративный

по принципу распределения знаний:

Восприятие нового материала;

по характеру движения мысли:

Дедуктивный (от общего к частному).

методы мотивации :

Эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

Познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

Социальные (работа в группах).

2. Ход восстания:

Мы продолжаем работу в группах. Теперь вы выступите в роли исследователей и, изучив исторический документы,карты, определите причины восстания, узнаете как оно проходило

(Слайд 4,5)

Задания для групп:

I группа

Задание:

«В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. “Лучше умереть за свободу , - говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян”. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место на вершине вулкана Везувий . Спартака за силу и знание военного дела избрали предводителем.»

Вопросы:

    Цель восставших?

    Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

II группа

Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 247– 248 п.2.

Ответьте на вопросы:

    Какая задача стояла перед Спартаком?

    По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака?

III группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

«У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших , но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил планы и повернул на юг. Зачем?»

Вопросы:

    У восставших был план ведения войны с Римом?

    По карте учебника на стр. 249 проследите походы восставших.

    Было ли единство и согласие между рабами?

Ребята, внимание, мы завершаем работу. Во время своего ответа вы можете зачитывать предложения (или использовать текст); ответы давать полные.

Физминутка

Ребята, давайте на минутку отвлечёмся и зайдём на рынок.

На торгу мы побывали

Много всякого видали!

Разбегаются глаза

И вертится голова.

Я увидеть всё хочу,

Может что-нибудь куплю.

Для начала шёлк помну,

Лисий мех приподниму,

Да немного потрясу.

Беседа по вопросам к документам.

Слушаем ответы 1 группы

Вопросы:

    С чего и где началось восстание рабов?

    Цель восставших?

    Чем были недовольны гладиаторы?

Слайд 6

    Кого выбрали своим предводителем?

    Где первоначально устроили свой лагерь восставшие

Слайд7

Учитель: Что вы знаете о Спартаке? Дополнительный материал о Спартаке.

Слайд 8

Рассказ учителя , работа с иллюстрацией. Слайд 9

К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек. Сенат решил покончить с восстанием одним ударом. Против восставших был послан трехтысячный отряд. Римляне расположились у подножия Везувия. Чтобы не тратить силы на штурм, они перекрыли единственную тропу. Тогда восставшие сплели из лоз дикого винограда лестницы и по ним ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и напали на них. Римляне не ожидали удара и были разгромлены.

Слайд 9

Ваш помощник –

карта в учебнике на стр. 249 (3минуты)

Учитель: Какие последствия имела победа рабов у Везувия?

( Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов ).

А теперь слушаем ответы 2 группы :

    Какая задача стояла пред Спартаком?

    По какому образцу организовал Спартак свое войско?

    Из каких частей состояло войско Спартака?

Вывод: Армия Спартака становится великой и грозной силой.

Ответ 3 группы. Слайд10.

Учитель:

1. У восставших был план ведения войны? Почему повел свое войско на Альпы? (Понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, хотел перейти горы и дать свободу своим воинам ).

2. Походы восставших – работа по карте.

3. Было ли единство и согласие между рабами? (Нет, Крикс отделился ).

Почему Спартак повернул назад? (победы вскружили головы восставшим, освободить всех рабов и остаться жить в Риме).

Слайд 11.

Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их.

Ваш помощник –

карта в учебнике на стр. 249. (3минут)

Учитель: Новый план Спартака – на остров Сицилию. Там множество рабов: мы нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии. Лишь пополнив армию, мы двинемся на Рим.

Слайд12,13

Удалось Спартаку осуществить свой план? ( Работа с учебником, стр. 249-250 п. 4) Читаем вслух. (Нет. )

Римский сенат полностью осознал опасность, вы находитесь на заседании сената, ваше решение? И принял чрезвычайные меры: НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл.

Спартак не хотел дать полководцам объединиться. Он хорошо знал, что регулярное римское войско сильнее, и он дал решающее сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.

Слайд 14

Римский историк Аппиан о последней битве Спартака (аудиозапись)

Слайд15,16

Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. 6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима). Слайд 17.

Возьмите, пожалуйста, контурные карты. Ваша задача заполнить их.

Ваш помощник – карта в учебнике на стр. 249. (3 минуты)

3.Ораганизует взаимопроверку.

4. Подводит итоги восстания:

Чем закончилось восстание?

Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение?

Слайд 18,19.

5. Определяет значение восстания:

Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу.

Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.

Работают с текстом Плутарх «Марк Красс», определяют причины и начало восстания восстания.

Причины восстания:

1. недовольство рабов своим положением

2. насильственное обучение военному делу

3. несправедливое отношение хозяина

Работа в группах. Заполнение контурных карт после ответов групп (поэтапно)

Сообщение учащегося

В рабочей тетради заполняют контурную карту- задание №59 , п. 1-2

В рабочей тетради заполняют контурную карту- задание №59 , п. 3-4

Слушают аудиозапись

В рабочей тетради заполняют контурную карту- задание №59 , п. 5-7

Восстание закончилось поражением.

Высказывают предположения

1. Неопытность воинов армии Спартака.

2. Отсутствие чёткого плана действий восставших.

3. Обман пиратов.

Познавательные УУД:

Общеучебные:

- владение смысловым чтением

Реализация исследовательской деятельности

Поиск информации

Структурирование текста, умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий

Логические:

- анализ

- выделение причинно- следственных связей

Коммуникативные УУД:

Участие в коллективном обсуждении проблем

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Личностные УУД:

Нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД:

Самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Самостоятельный контроль своего времени

5. Применение нового знания.

Цели:

Обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

Социальные (работа в группах).

Организует работу с кроссвордом.

Слайд 20, 21

Заполняют кроссворд.

Коммуникативные УУД:

Участие в коллективном обсуждении проблем

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

6. Рефлексия

Цели:

Выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий;

Выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся;

Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям.

Эмоциональные (поощрение,).

Обобщение информации, анализ деятельности учеников на уроке.

Общая характеристика работы класса и каждого учащегося, показать успешность каждого ученика, выставление оценки за урок

Слайд 22.

Самооценка и взаимооценка деятельности групп на уроке.

Регулятивные УУД: саморегуляция (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

7. Домашнее задание.

Цель:

Обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание и способы его выполнения.

По желанию:

1.Составить рассказ от имени участника восстания.

2.Нарисовать рисунок “Восстание Спартака”.

Слайд 23

Записывают задание в дневник.

Задача учителя - помочь учащимся определить цель урока

Выход на цель урока.

  • ход и этапы восстания,
  • причины поражения,

План урока

  1. ход и этапы восстания
  2. ханство Кенесары
  3. причины поражения
  1. историческое значение Время проверки домашнего задания 5 - 6 минут

I.

(стр. 87 - стр. 90 до слов «Государство организованное Кенесары …»;

стр. 92 со слов «Откочевка аулов …» - стр. 93 до слов «подобный трагический …»).

:

I этап - ноябрь 1837 г. - лето 1841 г. - распространение восстания на основные территории Среднего и Младшего жузов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории»

Класс: 8 ИК Дата_______

Тема: Национально-освободительное движение под предводительством Кенесары Касымулы (1837 - 1847).

Цели урока:

    сформировать знания о ходе восстания по руководством Кенесары Касымулы, о причинах поражения и историческом значении восстания; о устройстве государства Кенесары;

    Развивать основные общеучебные умения, такие как анализ текста, планирование и организация работы во времени, самоконтроль и самооценка своей работы;

    Развивать аналитические умения, такие как сравнение, обобщение исторических фактов;

    Развивать коммуникативные умения учащихся в ходе групповой работы.

Форма урока : работа в группах

Метод: частично-поисковый

Ход урока

    ЭТАП урока – организационный

    ЭТАП – актуализация опорных знаний в ходе проверки домашнего задания

Задача учителя – помочь учащимся определить цель урока

Какие пункты восстания мы рассматривали на прошлом уроке?

Ответы учащихся: причины восстания, цель, движущие силы, руководители восстания, характер восстания.

Учащиеся должны дать ответы по каждому пункту.

Выход на цель урока.

Какие вопросы для изучения восстания мы не рассмотрели ещё.

Ответы учащихся должны быть следующими:

    ход и этапы восстания,

    причины поражения,

    историческое значение восстания.

В ходе восстания Кенесары управлял не только армией, но и под властной ему территорией. Как вы думаете, что ещё мы должны изучить?

Ответ учащихся: Государство Кенесары или ханство Кенесары.

План урока

    ход и этапы восстания

    ханство Кенесары

    причины поражения

    историческое значение Время проверки домашнего задания 5 – 6 минут

    ЭТАП усвоения нового материала в ходе самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Задание №1: разделить восстание на четыре этапа и дать краткую характеристику этому периоду восстания.

(стр. 87 – стр. 90 до слов «Государство организованное Кенесары …»;

стр. 92 со слов «Откочевка аулов …» – стр. 93 до слов «подобный трагический …»).

Ответы учащихся должны выглядеть следующим виде :

I этап – ноябрь 1837 г. – лето 1841 г. – распространение восстания на основные территории Среднего и Младшего жузов

II этап – лето 1841 г. – август 1843 г. – поход войска Кенесары в Ташкент, осада и взятие некоторых крепостей, провозглашение Кенесары ханом, борьба с карательными отрядами царского правительства

III – этап – лето 1844 г. – весна 1845 г. – сплочение новых казахских аулов под знаменем Кенесары. Начало переговоров с царским правительством

IV – этап лето 1845 – 1847 гг. – решающий этап восстания и его поражение. Время выполнения 10- 12 минут.

Задание № 2: Составьте схему: «Государство Кенесары»

На листочках А4 учащиеся выполняют схему и после отвечаютВремя выполнения 7 минут

Задание №3: определите причины поражения восстания Время выполнения 1 минута + 2 минуты на ответ

Задание№4: Каково историческое значение восстания? Время 2 минуты

    ЭТАП закрепления изученного материала.

    К чему привело создание по реке Елек Новоилецкой военной линии?

А) к восстанию под предводительством бия Жоламана Тленшиева

Б) к безопасности В) к дружбе народов Г) к экономическому развитию

Д) к военному преимуществу

    Назовите главную цель восстания Кенесары Касымова.

А) стать ханом всего казахского ханства

Б) сохранение независимости не вошедших в состав царской России земель Казахстана

В) недовольство политикой царской России

Г) недовольство постройкой крепостей Д) изъятие земель по уставу

    Главной движущей силой восстания Кенесары Касымова были …

А) Бии Б) воины В) султаны Г) крестьяне Д) свободные кочевники

    Государство, организованное Кенесары было …

А) светским Б) демократическим В) феодальным Г) рабовладельческим Д) тоталитарным

    В 1841г. Кенесары взамен суда биев ввел …

А) ханский суд Б) суд народа В) самосуд Г) суд крупных феодалов Д) суд султанов

    Чем занималось управление, созданное Кенесары

А) ходом военных действий Б) сбором налогов В) выполняло поручения

Г) распространяло обращения

Д) контролировало поручения, ведало сбором налогов, распространяло и разъясняло обращения хана

    В каком году Кенесары вторгся в киргизские земли?

А) 1844г Б)1845г В)1846г Г)1847г Д)1848г.

    Назовите причины поражения восстания Кенесары

А) политическая и внутриродовая разобщенность, отсутствие поддержки феодальных групп

Б) предательство султанов

В) не заинтересованность султанов и биев в создании централизованного государства

Г) суровость Кенесары Д) предательство родоправителей.

9. Насколько обширным было восстание Кенесары?

А) охватило одну часть Среднего жуза; Б) охватило весь Казахстан

В) охватило весь Средний жуз; Г) охватило Средний и Старший жузы

10. Какое наказание предусматривалось в войсках за предательство?

А) Секли плетьми В) Изгоняли из своих рядов С) Приговаривали к смерти

Д) Подвергали наказанию родственников Е) Все ответы неверны.

11. Какой отрасли хозяйства Кенесары Касымулы придавал особое значение? :
А) Животноводству В) Ремеслу С) Торговле Д) Земледелию Е) Рыболовству.

Кто возглавлял противоборствующую группировку, потерпевшую поражение?;

А) Войсковой старшина Лебедев В) Султан Б. Айчуваков С) Полковник Дуниковский

Д) Генерал Жемчужников Е) Султан Жанторе .

13. Какие события 1841 г. способствовали избранию Кенесары Касымова ханом?

А) Победа над отрядом Айшуака В) Успешный поход в Ташкент

С) Взятие кокандских крепостей Д) Успешный поход в Киргизию

14. Одна из главных целей восстания под предводительством Кенесары Касымулы:

А) Отставка Западно-Сибирского генерал-губернатора

В) Добиться привилегий для потомков ханов

С) Остановить колонизацию Казахстана царским самодержавием

Д) Добиться назначения на высокую должность в колониальной адми­нистрации

Е) Сопротивление налоговой политике царизма.Время выполнения 7 минут

Проверка по ключу 1 минута

    ЭТАП – подведения итогов урока и домашнее задание Время на подведения итогов 3-4 минуты

Домашнее задание: § 6 и § 10 заполнить сравнительную таблицу.

Ключ к тесту

№ вопроса

1 вариант

2 вариант

Тарасова Е.А.

Учитель истории и обществознания

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 1

с углубленным изучением отдельных предметов

Бугульминского муниципального района РТ

Методическая разработка урока истории в 11 классе

Советская страна в годы НЭПа.

Цели урока:

    выявить причины смены экономической политики «военного коммунизма» на новую экономическую политику на завершающей фазе гражданской войны;

    охарактеризовать сущность и основные мероприятия НЭПа на основе сравнительной характеристики с мероприятиями политики «военного коммунизма», отметив общие и отличительные черты;

    подчеркнуть в результате анализа, что главным противоречием Новой экономической политики являлось невозможность развития экономики, основанной на частичном признании товарно-денежных отношений, частной собственности, в условиях ужесточения однопартийного политического режима, идеалом которого было построение «бестоварного, бесклассового, безгосударственного» общества;

    проанализировать результаты и противоречия социально-экономического развития СССР в период Новой экономической политики;

    раскрыть борьбу за власть между политическими наследниками Ленина, развернувшейся в партии после его болезни и кончины и причины победы в этой борьбе И.В. Сталина (Джугашвили);

    уделить основное внимание основным вопросам дискуссии среди лидеров партии о дальнейших путях развития СССР;

    дать оценку развития советского государства и общества в период Новой экономической политики. 2, с.70

Основные понятия : Новая экономическая политика, продналог, хозрасчет, «нэповские метаморфозы», «ножницы цен», кооперация, «культурная революция», советская интеллигенция.

Основная дата : 1921 г. – введение НЭПа на X съезде РКП(б).

Персоналии: И.В. Сталин, Н.И. Бухарин, К.Е. Ворошилов.

Эпиграф : Нэп «вводится всерьез и надолго, но… не навсегда» (Ленин В.И.).

Оборудование и ресурсы : видеофрагмент «НЭП: уроки истории»,чистые листы формата А4, карандаши, фломастеры; табличка в форме квадрата с номерами 1,2,3,4 (номера расположены по углам квадрата) – мэнэдж мэт, нумерация столов, за которыми сидят учащиеся, составляющие группу.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Приветствие учащихся.

    Сегодня вам предстоит работать в группах по 4 человека. Сидящие за номерами 1 и 2, 3 и 4 являются партнерами по плечу (приветствие кулачками), сидящие за номерами 1 и 3, 2 и 4 – партнеры по лицу (приветствие ладошками).

II . Актуализация знаний : Работа с текстом учебника с элементами повторения и обобщения. Выявление причин политического характера, которые привели к осознанию необходимости изменения экономической политики большевиков на заключительном этапе гражданской войны.

Дата: Х съезд партии – 1921 год – введение политики НЭПа.

Цели НЭПа:

1. Экономическая: восстановление и развитие экономики;

2. Социальная: создание условий для роста пролетариата, привлечение на сторону большинства населения;

3. Укрепление власти РКПб – «диктатура пролетариата».

III . Изучение нового материала. 1. Сущность, мероприятия, особенности НЭПа . Использование модели ФРЕЙЕР : Чтобы добиться более глубокого освоения и осознания изучаемого материала, учащиеся рассматривают политику НЭП, записывая его обязательные характеристики, примеры и антипримеры - то, что не характерно НЭПу (в сравнении с политикой «военного коммунизма»). После выполнения работы в течение определенного времени, проводится совместная проверка под руководством учителя.

Обязательные характеристики

Продналог

Допущение свободы торговли

Денационализация мелкой и средней промышленности

Частичная децентрализация управления

Рынок рабочей силы

Внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции

Необязательные характеристики

Новая экономическая

политика

НЭП

Примеры

Размер продналога был вдвое ниже размера продразверстки, объявлялся заранее и не мог увеличиваться в течение года

Возможность свободно реализовать излишки хлеба на рынке

Многие ранее национализированные предприятия передавались в частные руки

Объединение предприятий в тресты на основе хозрасчета

Биржи труда

Противоположные примеры

(на примере политики «военного коммунизма»)

Продразверстка

Запрещение свободы торговли

Национализация всей промышленности

Полная централизация управления экономикой

Трудовая повинность, трудовая мобилизация

Уравнительная оплата труда, натуральными продуктами

2. Работа над понятиями новая экономическая политика, хозрасчет, концессия:

Модель ТАЙМД ПЭА ШЭА : Два ученика в группе (либо товарищи по «плечу», либо товарищи по «лицу» рассказывают друг другу определения понятий новая экономическая политика, хозрасчет, концессия). По окончанию работы внутри группы партнеры по «лицу» и партнеры по «плечу» благодарят друг друга за работу, учитель проводит опрос: стол № … ученик № … - Что такое новая экономическая политика? Стол № … ученик № … - Что такое хозрасчет? Стол № … ученик № … Что такое концессия?

3 . Результаты и противоречия НЭПа . В целях организации познавательной деятельности старшеклассников по изучению темы организуется чтение текста учебника (п.4,5), просмотр фрагмента учебного видеофильма «НЭП: уроки истории», который поможет дополнить и систематизировать учебный материал параграфа учебника. 1, с.185 - 189

Работа в группах: 1 группа выявляет политические противоречия, 2 группа – экономические, 3 группа – социальные противоречия. В ходе проверки результатов работы групп выявляются политические, социальные и экономические противоречия НЭПа.

Противоречия:

1. Экономические: возникают противоречия между общественной и элементами частной собственности, идеалами коллективного общественного труда и существованием индивидуального крестьянского хозяйства, плавным началом в экономике и невозможностью регулировать «сверху» рыночное хозяйство».

2. Социальные: проблема инвестиций решается в первую очередь за счет крестьянского хозяйства со всеми вытекающими из этого социальными последствиями. Появление экономического неравенства вызывает недовольство, вступает в противоречие с коммунистической идеологией. Люди, вкладывающие средства в экономику, воспринимаются в массовом сознании как «классово чуждый элемент», как спекулянты и эксплуататоры.

3. Политические: Элементы экономического плюрализма (многоукладная экономика с допущением частной собственности) требовали демократизации, либерализации политической системы. 3, с.52-53

4. Внутрипартийная борьба за власть. Причины сворачивания НЭПа.

- после прочтения п.6,7 учебника, учащиеся формулируют в тетрадях основные тезисы – причины свертывания НЭПа.

Организуется обсуждение ответов учащихся в группе по очереди более одного круга (до тех пор, пока не закончатся аргументы каждого).

Проверка выполнения задания: стол № … ученик №… и т.д.

Причины свертывания НЭПа:

1. Диспропорция структурной и ценовой политике по отношению к городу вызвали кризисы (1925 г, 1927 – 1928 гг.), выход из которых большевики видели через призму административных методов.

2. Государству понадобились средства для модернизации промышленности. «Нэп – это медленно» Сталин.

3. НЭП не соответствовал идее создания тоталитарного государства.

4. В массовом сознании господствует психология «военного коммунизма».

5. НЭП рассматривается как временная, переходная мера. Идеи нерыночной, бестоварной экономики оказались очень устойчивыми. 3, с.53-54

IV . Закрепление. Сгруппировать перечисленные социально – экономические проблемы НЭПа по схеме «причина – следствие». (самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой – ключи на доске).

1. Отсутствие средств в государственном бюджете.

2. Введение прогрессивного налога на доходы частных предпринимателей.

3. Недостаток крупных иностранных инвестиций.

4. Повышение цен на промышленные товары.

5. Не стабильная экономическая и социально – политическая ситуация в стране.

6. Уменьшение товарной сельскохозяйственной продукции.

7. Сокрытие доходов нэпманами.

8. Крупное промышленное производство восстанавливалось и развивалось очень медленно.

9. Осереднячивание деревни.

10. Нехватка промышленных товаров

11. Доля частной промышленности в общем объёме производства не высока.

V . Итоги урока . Обобщив знания, полученные на сегодняшнем уроке, дайте определение понятия нэп. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока.

На IX съезде советов в декабре 1921 г. Ле­нин заявил о введении нэпа «всерьез и надол­го, но... не навсегда». Почему всерьез и надол­го? На этот вопрос ответить не трудно: в годы «военного коммунизма» были разрушены союз рабочего класса и крестьянства, нормальные отношения между городом и деревней. Надол­го - потому что быстро избавить страну от го­лода и нищеты было невозможно.

А что означает не навсегда ? Конечно, то, что нэп Ленин считал чем-то временным, рассчи­танным на восстановление разрушенного хо­зяйства. Известно, что Ленин связывал нэп с необходимостью временного отступления по­сле неудавшегося штурма, но отступление не бывает вечным.

Уже на XI съезде партии Ленин заявил, что через не­сколько лет «из России нэповской будет Рос­сия социалистическая».

VI . Рефлексия.

Попробуйте оценить свою роботу на уроке по 10 балльной шкале.

Получил прочные знания, усвоил весь материал- 9-10 баллов.

Усвоил новый материал частично- 7-8 баллов.

Мало что понял, необходимо еще поработать -4-6 баллов.

Как я работал? Где допустил ошибки? Удовлетворен ли своей работой?

Со всеми заданиями справился сам, удовлетворен своей работой – 9-10 баллов

Допустил ошибки -7-8 баллов.

Не справился -4-6 балов.

Как работала учебная группа?

Вели диалог, совместно разбирали и обсуждали задания- 9 - 10 баллов.

Обсуждение было вялым и неинтересным, допустили ошибки – 4 - 6 баллов.

Сформулируйте Ваше мнение об уроке. Ваши пожелания. Что понравилось?

VII . Домашнее задание . § 28, термины, даты, отв.на вопр. Подготовить сообщение «НЭП в произведениях русских писателей» (М.Зощенко, И.Ильфа и Е.Петрова и т.д.)

Список литературы

    Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в ХХ – начале XXI века. 11 класс. – М.: Просвещение. 2010. – 185 – 189 с.

    Корнева Т.А. История России ХХ – XXI века. 11 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Левандовского, Ю.А.Щетинова. – Волгоград: Учитель. 204. – 52-54 с.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!