План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Тема: Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!»

Развитие связной речи является наиважнейшим условием будущей успешности обучением ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, он может давать развёрнутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи ребенка. Умелое использование такой технологии как ТРИЗ на занятиях по развитию речи в детском саду, успешно помогает развивать у дошкольников мышление, смекалку и, конечно, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!».

Образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество».

Приоритетная задача: развитие связной речи.

Образовательные задачи: уточнение и активизация словаря по теме «Зима»; формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя); учить составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план; обучать умению придумывать название картине.

Развивающие: упражнять в отгадывании загадок; развивать воображение и творческие способности; развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Индивидуальная работа: Алиса, Герман, Егор. активизировать речь детей при ответах на вопросы.

Оборудование: сюжетная картинка по теме «Вот так снеговик!», картинки о зиме, снежинка с загадкой,

Предварительная работа: наблюдения зимних явлений во время прогулки, беседы о зимних забавах, пальчиковая гимнастика.

Ход занятия.

Дети стоят в кругу

1.Организационный момент, объявление темы занятия.

Ребята, посмотрите на доску, нас снова ждет паровозик, на котором мы каждый день путешествуем в страну знаний.

И чем сейчас мы будем заниматься и, расскажет нам... .

Игра «Черный ящик»

Что там лежит вы узнаете когда отгадаете мою загадку.

Загадка:

Белая, но не сметана

Холодная, но не мороженное

Летает, кружится, но не бабочка.

Что это? (Снежинка)

Лексико-грамматическая работа

Игра «Слова зимы» (работа с копилкой слов)

- Ребята, передавая снежинку друг другу, вы будете называть слова зимы (это и зимние забавы, и явления природы, одежда, все что касается времени года зима), и все эти слова мы соберем в нашу шкатулочку. Воспитатель берет последний в руки снежинку и называет слово буран , объясняет значение слова (снежная буря с сильным разрушительным ветром). «Кладет» это слово в шкатулку и закрвает.

Игра «Во что может превратится снежинка?

2. часть Составление рассказа по картине.

Рассматривание картины «Вот это снеговик!» и беседа по ней .

Педагог помещает на доску картину и организует беседу. Даёт возможность рассмотреть ее, обменяться впечатлениями. Затем просит придумать название картине. Воспитатель называет самые удачные названия, объясняет, что они самые точные и краткие.

«А художник назвал свою картину „Вот это снеговик!“ Правда, хорош снеговик?

Беседа по картине:

Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили?

Что слепили дети? Из чего слепили снеговик? (какой был снег?)

Рассмотрите снеговика и расскажите, какой снеговик. (Снеговик большой, веселый, на голове у него ведро, глазки-угольки, нос-морковка…)

Расскажите о том, что происходит вокруг снеговика?

Понравился ли вам снеговик?

Затем воспитатель обобщает:

Стоял прекрасный зимний день, вокруг было очень красиво. Выпало много снега. Дети и воспитатель вышли на прогулку. Саша катался на санках, а Юра и Лена стали лепить снеговика. Снеговик получился большой, веселый. Вместо шапки у снеговика ведро, глазки-угольки, вместо носа морковка, а из веточек сделали волосы. Он очень красивый.

Физминутка

Раз, два, три, четыре. (Дети под счет загибают пальцы).

Мы снежок с тобой слепили. (Лепят снежок понарошку).

Круглый, твердый, очень гладкий. (Дети «гладят» снежок).

И совсем, совсем не сладкий. («Грозят» пальцем).

Раз, подбросим, два поймаем. (Имитация бросания снежков.

Три уроним, ой, сломали!)

Воспитатель предлагает детям повторить рассказ (задание выполняют 2-3 ребенка). Молодцы ребята у вас получились хорошие рассказы, а теперь давайте продолжим рассказ (ТРИЗ) (воспитатель показывет грустное лицо сгнеговика, и просит придумать и рассказ, почему вдруг снеговик загрустил?) Затем меняет лицо снеговика на веселое, и просит придумать и рассказать, почему снеговик стал таким веселым?

ТРИЗ «Оживим снеговика, и пусть он расскажет о себе»

Подведение итога занятия, оценка работы

детей.

Итак, ребята чем мы сегодня занимались? (вернуться к паровозику)

Что у вас не получалось?

Рисование «Забавные снеговики».

Воспитатель: Попробуйте нарисовать снеговика.

Сколько нужно снежных шаров для снеговика?

Какого размера эти шары и как расположены?

Что может служить снеговику головным убором? (Ведро, колпак, кастрюля).

Какие предметы одежды можно нарисовать снеговику? (Шарф, пояс).

А что дать ему в руки? (Лопату, метлу, клюшку, ёлочку).

Какое выражение лица может быть у снеговика? (Веселое).



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1»
Воспитатель: Пурюшина Елена Николаевна
Образовательная деятельность по речевому развитию
с детьми средней группы
Тема: «Составление рассказа по картине «Саша и снеговик».
Цель: формировать умение составлять рассказ по картине совместно с воспитателем.
Задачи:
Обучающие: связная речь - умение составлять рассказ по картине (3-4 предложения) совместно с воспитателем, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя; грамматический строй речи- формировать умение согласовывать слова в предложении, подбирать прилагательное к существительному; звуковая культура речи С умение выделять звук в слове, проговаривать чистоговорки; обогащение словаря - активизировать словарь детей по теме "Зима".
Развивающие: развивать речь, память, внимание, мелкую моторику рук;
Воспитывающие: воспитывать культуру речи, отзывчивость, умение внимательно выслушивать рассказы детей.
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о зиме (стихи, рассказы); изучение лексической темы: «Зима» (рассматривание иллюстраций и картинок); лепка снеговика на прогулке, изобразительная деятельность на тему «Снеговик».
Материалы:
Флешкарта с записью классической музыки П. Чайковского «Зимнее утро» и детская песня «Снеговик», снежинки, вырезанные из бумаги, на них загадки написаны сюжетная картина "Саша и снеговик", магнитная доска, клей, силуэт снеговика, ватные шарики.
Ход ОД:
Педагог включает классическую музыку П.Чайковского «Зимнее утро».
Ой, летят-летят снежинки
Белоснежные пушинки
Это зимушка – зима
Рукавами повела.
- Дети, посмотрите, какие большие снежинки прилетели ко мне на ладонь.
- Да они не простые, а волшебные, не тают! Ой, что-то на них написано. (Рассматривает воспитатель снежинки).
- Да на них загадки!
- Слушайте внимательно и отгадывайте.
1. Перестал медведь реветь, В спячку впал в бору медведь, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зимой).
2. Покружилась звёздочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка).
3. Во дворе катали ком, Шляпа старая на нём Нос приделали, и в миг - Получился…(снеговик).
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).
- Вы загадки разгадали правильно. Ребята, какое сейчас время года? (Зима). П
- Кто из вас любит зиму? Почему? (ответы)
Правильно, зимой тоже можно гулять и придумывать много разных игр и развлечений.
- А какие игры можно придумать со снегом? (строить домики, крепость, горку, кататься на санках и т. д.) - А когда много снега, что можно слепить? (Снеговик). Воспитатель показывает детям сюжетную картину «Саша и снеговик». - Посмотрите, дети, какая у меня красивая картина. Давайте, внимательно рассмотрим её, что же на ней изображено? (Рассматривают).
- Какое время года изображено на картине? (Рассуждения детей: Зима). - Почему вы так решили? (Рассуждения детей…)
- Давайте с вами поиграем в игру: «Подбери слово».
- Зима какая?...........(холодная, снежная, морозная)
- Снежинки какие?......(белые, красивые, холодные, маленькие)
- Сугробы какие?.........(большие, снежные, белые)
- Ветер какой?..............(холодный, ледяной, сильный)
- Небо зимой какое?......(серое, хмурое)
- Снег какой?.................(белый, мокрый, липкий, холодный)
- Хорошо, ребята, молодцы! Рассмотрим картину дальше…
- Что слепил мальчик? (Рассуждения детей…….)
- А из чего слепил мальчик снеговика? (Рассуждения детей….)
- Ребята, рассмотрите снеговика и расскажите какой он?
(снеговик большой, снежный, на голове – ведро, нос – морковка, глаза – угольки, вместо рук – ветки).
- Ребята, расскажите о том, что изображено вокруг снеговика?
Рассуждения детей…
- А давайте придумаем мальчику имя? (Рассуждения детей…)А художник назвал мальчика Сашей.
Затем воспитатель обобщает: Зимой выпало много снега. Мальчик Саша оделся потеплей, взял с собой совок и санки. Снег был липкий и Саша слепил снеговика. На голове у снеговика ведро, глазки – угольки, нос – морковкой. Красивый получился снеговик у Саши! или (В ясный зимний день Саша вышел гулять. Он взял собой санки и лопатку. Оделся Саша тепло, на нем меховая шапочка, зимнее пальто, валенки. Саша из мокрого снега слепил снеговика. Положил ком на ком. Затем прилепил снеговику руки. Воткнул в руки ему метлу. Сделал глаза, рот и нос. На голову снеговику надел ведро. Снеговик получился красивый.)
- Ребята, послушайте ещё раз рассказ…
- Ребята, а теперь вы попробуйте повторить рассказ, но чтобы рассказ получился красивым, нужно чётко произносить все слова. Давайте потренируем язычок.
Чистоговорка:СА – СА – СА – вот какие чудеса,СО– СО – СО – раскрутилось колесо,РА – РА – РА – очень рада детвора,СА – ЦЫ – ЦЫ – МЫ СЕГОДНЯ МОЛОДЦЫ! Дети описывают картину 3-4 ребёнка.- Молодцы! А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Посмотрите, как блестит
Беленький снежок.
Встанем дружно мы в кружок (дети встают в круг).
Снег, снег, белый снег – засыпает всех.
Мы в снежки играем, смело! (наклоняются и «берут снег»)
Ах, какое это дело! («лепят снежки»)
Нам в снежки играть не лень.
Мы б играли целый день.
Хлоп – хлоп, не зевайте! (хлопают).
Поскорей в снежки играйте! (наклоняются и «берут снег»).
Хлоп – хлоп, не зевайте! («лепят снежки»)
А теперь в меня бросайте! («бросают снежки»)
Пусть мороз морозит нас,
Мы потопаем сейчас! (топают).
Раз – рука, два – рука (дети вытягивают вперед одну руку, затем другую).
Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком (ладонями делают круговые движения по бедрам).
Вот такой, (Разводят руки в стороны, показывая большую величину кома)
А потом поменьше ком – (Растирают ладонями грудь).
Вот такой, (Показывают руками величину кома поменьше).
А наверх поставим мы (Поглаживают ладонями щеки).
Маленький комок (Соединяют пальцы рук вместе, держа ладони на расстоянии «маленький комок»).
Вот и вышел снеговик (ставят руки в бока и делают повороты корпуса вправо – влево).
- Поиграли дружно,
Обсушиться нужно,
Так как стали сами
Все снеговиками.
- Дети посмотрите у меня есть силуэт снеговика. А хотите его оживить? Наклеем ватные комочки на силуэт снеговика.Под детскую песенку «Снеговик» дети выполняют аппликацию (коллектиная работа).
3. Заключительная часть (рефлексивный анализ):
- Ребята, сегодня мы с вами учились составлять рассказ по картине. А как же называется картина? Рассуждения детей…
- Что вам запомнилось? Рассуждения детей…
- Как одет мальчик? Рассуждения детей…
- Что Саша слепил? Рассуждения детей…
- Правильно, ребята, художник назвал картину «Саша и снеговик», молодцы, запомнили. Сегодня все хорошо работали, отвечали на вопросы, составляли рассказ по картине и у нас с вами получился замечательный снеговик.
р.п.Ардатов, Нижегородская область.


Приложенные файлы

Екатерина Неустроева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»

Цель : учить , совместно с воспитателем.

Программное содержание :

1. Обучающие задачи :

Связная речь :

Учить составлять рассказ по картине , совместно с воспитателем, совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы воспитателя (К) .

Грамматический строй речи . Обогащение словаря :

Формировать умение согласовывать слова в предложении, учить подбирать прилагательное к существительному. Активизировать словарь детей по теме "Зима" (К) .

2. Развивающие задачи :

Развивать речь , память, внимание, мелкую моторику рук; укреплять мышцы дыхательной системы, посредством дыхательной гимнастики (П, К, З) .

3. Воспитывающие задачи :

Воспитывать культуру речи , отзывчивость, умение внимательно выслушивать рассказы детей (С) .

Материалы :

колокольчик, магнитофон с записью песни "Чунга-Чанга", воздушный шар, ведерко, бусы, картина "Саша и снеговик ".

Ход НОД:

1. Организационный момент :

Воспитатель вместе с детьми встает в круг и произносит слова :

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

Колокольчик наш звенит,

Нам ленится, не велит.

На занятие торопит нас –

Развитие речи сейчас .

2. Сюрпризный момент :

Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом на ковре. Звучит песня "Чунга-Чанга". Воспитатель спрашивает детей :

Кто же это к нам спешит на занятие? (ответы детей) .

Воспитатель обращает внимание детей на воздушный шар, прикрепленный к окну.

Это житель с острова Чунга-Чанга, его зовут Али-Баба. Он путешествовал на своем воздушном шаре по всему миру, а сегодня прилетел к нам в город Можгу. Я сейчас приглашу нашего гостя в группу , а вы, ребята, близко к окну не подходите, потому что я открою окно, а воздух на улице холодный, морозный.

Педагог вносит воздушный шар с гостем в группу .

3. Беседа о зиме :

Али-Баба сообщает детям о том, что он замерз.

Почему у вас так холодно?

Какое время года на улице?

Воспитатель говорит детям о том, что на острове Чунга-Чанга не бывает зимы, а круглый год - лето, поэтому Али-Баба не знает, какая зима.

Дидактическая игра : "Скажи, какая?"

Зима какая? (снежная, белая, холодная, морозная)

Снег какой ? Ветер какой? Солнце какое?

Али-Баба спрашивает детей, что они делают на улице зимой, в такой мороз. Дети передают бусы гостя и называют зимние забавы.

4. Дидактическое упражнение : "Зимние забавы"

Зимой можно кататься с горок на санках, лыжах, на катке на коньках, играть в снежки, лепить снежную крепость, снеговика .

Педагог предлагает детям показать Али-Бабе, как лепить снеговика и какой снег для этого необходим .

5. Пальчиковая игра "Снеговик " (стоя)

Раз рука, два рука

Лепили мы снеговика (показывают, как лепят) .

Мы слепили снежный ком

Вот такой. (показывают большой ком,

А потом поменьше ком

Вот такой. (показывают ком поменьше)

А на верх поставили маленький комочек (показывают маленький комок,

Вот и вышел снеговик , снеговичок .

Снег , ведерко, да морковка (загибают пальчики на руке,

Да уменье и сноровка

И готов снеговичок , очень милый толстячок.

6. Рассматривание картины "Саша и снеговик " и беседа по ней.

- Наш гость загрустил : как лепить снеговика мы ему показали , а как выглядит снеговик - Али-Баба не знает . Я приготовила для вас картину , которая называется "Саша и снеговик ". Рассмотрите картину вместе с Али-Бабой .

Какое время года на картине ?

Кто изображен на картине ?

Как зовут мальчика? Тепло ли одет Саша ? Что одел Саша ? Что у Саши в руках? Какой Саша ? Можно ли сказать про Сашу, что он "краснощёкий?". Как понимаете слово "краснощёкий?". Почему у него красные щёки? (воздух на улице холодный, морозный) .

Что слепил Саша из снега ? Какой у него получился снеговик ? Что есть у снеговика ?

Понравилась ли вам картина ?

7. Физкультминутка " Выпал беленький снежок"

Выпал беленький снежок (по кругу) .

Соберемся все в кружок (останавливаются) .

Мы на саночки садимся (приседают) .

И с горы на санках мчимся.

Снег , снег , снег , белый снег (встают, взмахивают руками) .

Кружит, падает на всех.

Дети все на лыжи встали (имитация ходьбы на лыжах) .

Друг за другом побежали.

Мы из снега ком слепили («рисуют» руками большой круг)

Снеговика мы смастерили («рисуют снеговика из трех комков ).

Поиграли, полепили,

И к делам мы приступили (проходят на свои места) .

8. Образец рассказа воспитателя .

Воспитатель предлагает Али-Бабе вместе с детьми послушать рассказ по картине , который получился.

Зимой выпало много снега . Мальчик Саша оделся потеплее , взял с собой совок и санки. Снег был липким и Саша слепил снеговика . На голове у снеговика ведро , глазки - угольки, нос - морковкой. Красивый получился снеговик у Саши !

9. Дыхательная гимнастика.

Али-Баба показывает детям дыхательную гимнастику, для подготовки к рассказыванию .

9. Рассказы детей по картине .

Педагог просит повторить образец рассказа нескольких детей (2-3) .

10. Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям, вместе с гостем, оценить рассказы детей .

Али-Бабе понравились все рассказы . Чей рассказ вам понравился больше всех? Почему?

11. Итог занятия :

Скажите, с какой картиной мы сегодня познакомились? Чем вам понравилась эта картина ? Какое новое слово узнали? (краснощёкий) .

Али-Баба торопится домой, ведь он прилетел на воздушном шаре. Воздух из шарика выйдет и он может лопнуть. Как же тогда наш гость отправится домой? Али-Баба прощается с детьми, воспитатель провожает гостя до двери.

Публикации по теме:

Тема: Составление рассказа по картине «Слоны». Интеграция занятий «Развитие речи», «Лепка» и «Ознакомление с окружающим миром». Образовательные.

Конспект индивидуального занятия по образовательной области «Развитие речи» в средней группе «Составление рассказа по картине…» КОУ «Специальная (коррекционная) адаптивная школа – детский сад №301» Конспект индивидуального занятия по образовательной области «Развитие.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине Задачи. Образовательные. 1. Учить детей составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем.

Конспект НОД по развитию речи для детей среднего возраста «Составление рассказа по картине «Собака с щенятами» Образовательные области: Познавательная, Коммуникативная, Социализация, Здоровье, Художествнно-эстетическая. Авторы: воспитатели Анищенко.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине «Зайцы» Составление рассказа по картине «Зайцы»Задачи: - связная речь: учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в.

Итог занятия

33 Тема «Звук и буква з»

В ГОСТЯХ У ЗОИ

Материал. Куклы Аза, Лиза, Зоя; предметы или их изобра­жения (ваза, зонт, телевизор, звоночек, мозаика); игрушки (зай­ка, козочка, Незнайка); рисунки цветов (розы, мимозы, незабуд­ки); пеналы с набором для звукового анализа слов и словесного анализа предложений.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Игра: «Комар». Логопед держит подвешенную бумажку, изображающую комара, и произносит: з-з-з-з. Дети имитируют мимикой разное состояние: «назойливый комар», «боимся комара», «укусил комар», «прогоняем комара», «не боимся комара».

2. Изолированное произнесение звука з. Выделение пер-ного звука из слова Зоя. Характеристика звука

Утром прилетел комарик, будит Зою: з-з-з-з. Как звенел кома­рик? (З-з-з-з.) Какой первый звук в имени девочки? (Звук з.)

3. Произношение звука з в слогах. Анализ и синтез (логов за, зо, зу

«Поймайте» звуки з, а. Какой слог вернете? (Слог за.) «Ло-вите» звуки з, о. Какой слог получился? (Зо.) «Дайте» мне первый звук из слога зу ... (з), второй... (у).

4. Произношение звука з в словах. Определение пози­ции звука. Развитие фонематических представлений

Как ласково называла мама Зою? (Зоюшка, Зоинька, Зою-шенька.) Догадайтесь, что делала Зоя утром. Она отодвинула... (занавеску), постель... (заправила), сделала... (зарядку), ко-Сички... (заплела), бинт... (завязала), почистила... (зубы). Как называется паста, которой чистят зубы? (Зубная.) А поро­шок? (Зубной.) Потом Зоя пошла на кухню... (завтракать). Утром мы... (завтракаем).

К Зое в гости пришли две подруги. Придумайте им имена со звуком з. (Лиза, Аза.) Догадайтесь, что они принесли с собой.

Выставляются предметы, игрушки.

В слове первый звук м, последний - а. Что это? (Мозаи­ка.) Первый звук в, последний - а, назовите слово. (Ваза.) Девочки принесли... (мозаику, вазу, заводного зайку, игру­шечный телевизор, зонтик) и еще цветы... (розы, незабуд­ки, мимозы).

Развитие слухового внимания и памяти

Решили девочки поиграть в «Телефон». Нужно передать по телефону слова: зайка, мозаика, зонтик, ваза, а теперь: не­забудки, розы, мимозы.

Дети повторяют слова в заданной последовательности.

Звуко-слоговый анализ и синтез

Аза предлагает поиграть в слова по-другому. Опустите голом ки на руки и закройте глаза. Аза произнесет слово, а вы подни­мите столько пальчиков, сколько в слове слогов. Называются слова.

Теперь дополняйте недостающие слоги в словах: моро... (зы), та... (зы), водола... (зы), гро... (за). Сейчас Аза назовет пер вый слог, а вы - все слово: гла... (глаза), стре... (стрекозащ за... (замок), бе... (береза), за... (занавеска), за... (залететь), та... (тазы).



Решили Зоя и Аза узнать, сколько слогов и звуков в слове тазы. А вы как думаете, сколько слогов в этом слове? Какой первый слог? А второй слог? Обозначьте звуки этого слова кру жочками. Назовите гласные звуки. Сколько согласных звуков? На каком месте согласный звук з?

Физминутка

Зоя и Аза предлагают нам сделать зарядку вместе с ними и с заводным зайчиком.

Чтение стихотворения сопровождается имитацией движений.

Скок-поскок, скок-поскок, На носочки, подтянись!

Зайка прыгнул на пенек. Лапки ставим на бочок,

В барабан он громко бьет, На носочках скок-скок-скок.

В чехарду играть зовет. А затем вприсядку,

Лапки вверх, лапки вниз, Чтоб не мерзли лапки.

В. Волина

8. Произношение звука з в предложениях. Составление предложений по опорным словам. Практическое усвоение форм глагола звонить

Расскажите, как дети играли с игрушками.

Дети рассказывают. Составьте предложения со словами мозаика, зайка, ваза.

Логопед предлагает схемы предложений.

Лиза вдруг вспомнила, что ей нужно по телефону... (позво­нить). А теперь ты, Дима (Митя), позвони.

Телефон подносится к ребенку.

Что ты делаешь? Я... (звоню), я... (позвоню). Что ты делал? (Звонил.) Ты уже... (позвонил). Мы будем... (звонить). Мы... (позвоним). Что мы сделали? (Позвонили.) 9. Произношение звука з в связной речи Лиза очень любит чистоговорки. Сочиним для нее чистоговорки со словом коза.

За-за-за, на лугу стоит коза.

Зу-зу-зу, вместе мы пасли козу.

Зы-зы-зы, колокольчик у козы.

За-за-за, уходи домой, коза.

А вот и Зоины чистоговорки. Повторим их вместе с ней.

У Зайки Бубы заболели зубы.

Зоя - зайкина хозяйка.

Спит в тазу у Зои зайка.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Моем Лизу мы в тазу.

Знакомство с буквой з

Знаете, как называется эта книга? (Азбука.) Зоя азбуку взя-ла, букву з в ней назвала. Посмотрите, на что похожа буква з? (//с цифру три.)



3 - не просто завитушка,

3 - пружинка, крендель, стружка.

B. Степанов

На эту букву посмотри: Она совсем как цифра три.

C. Маршак

11. Чтение слогов за, зо, зу, зы. Составление слов из раз­розненных слогов

Прочтем вместе с девочками слоги за, зо, зу, зы. А теперь из слогов та, ни, ко, бы, зу, зы составьте слова. (Кони, тазы, зубы.) Поможем Зое выложить ее имя из разрезной азбуки.

Итог занятия

Какой звук мы сегодня изучали? Кто нам помогал? Какой это тук? (Согласный, твердый, звонкий звук.) С какой буквой познакомились? (С буквой з.) И на какую цифру эта буква похожа? (На цифру три.)

34 Тема «Звуки з, з" и буква з»

ПОЛЕТ НА ЗВЕЗДОЛЕТЕ

Материал. Картинки звездолета, «звездных человечков», Зам­ка, животных (зебра, зубр, стрекоза, обезьяна, кузнечик, зайка, медуза), птиц (зяблик, поползень, зимородок, зарянка), растений (земляника, подберезовик), продуктов (изюм, зефир); предметы (замок, гвозди, корзинка, занавеска); цветовые символы звуков, буквы.

Ход занятия

Оргмомент.

На какой планете мы живем? (На Земле.) Кто мы? (Земля не, дети Земли.) А кто живет на звездах? (Дети звезд.) Он» посылают нам свои любимые звуки з, з".

Сообщение темы занятия

Дети звезд прислали нам звездные сигналы: з-з-з-з, з"-з"-з"-з",

3. Характеристика звуков з, з" по артикуляционным и аку­стическим признакам. Обозначение их цветовыми символами

Конспект занятия по развитию речи в средней группе.

Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники».

Воспитатель Белева С.Н.

Цель: развитие связной, грамматически правильной речи.

Программные задачи:

Связная речь: учить пересказывать рассказ, замечать не соответствие с текстом в пересказах товарищей;

Словарь и грамматика: закреплять умения образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий;

Звуковая культура речи: закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками- [с] и [ш].

Воспитывать культуру поведения с взрослыми и сверстниками.

Методы и приемы : словесный, чтение рассказа Н. Калининой «Помощники»; наглядный, показ картины «Саша и снеговик»; практический, игра «Магазин посуды».

Материал:

Посуда – две сахарницы, две хлебницы, две салфетницы, две сухарницы, две солонки и две масленки (разные по форме, размеру, материалу); картина «Саша и снеговик».

Организация детей: фронтально-групповая.

Ход занятия:

Дети входят в группу, воспитатель приветствует:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Организационный момент: На стол выкладывается книга с яркими картинками.

– Ребята, я прибирала книги на полке и встретила очень интересную книгу. Я вам ее сегодня принесла. Вы любите читать книги? Тогда послушайте небольшой рассказ Н. Калининой «Помощники».

Читаю рассказ.

Вопросы детям:

  1. Про кого этот рассказ
  2. Что делали Саша и Алеша
  3. Что забыли сделать мальчики?
  4. Как заканчивается этот рассказ?
  5. Кто мог так сказать: «Вот так помощники»?

Снова читаю рассказ. Дети пересказывают текст, обращаю внимание на полноту передачи содержания, выразительность интонации.

Хвалю детей за хорошие полные пересказы.

Ребята, сегодня я принесла много разных предметов. Подойдите и посмотрите на них. (Дети подходят к столу, рассматривают посуду, называют ее, из чего сделана, для чего предназначена).

Каким словом можно назвать все эти предметы? (посуда)

А вы хотите поиграть в магазин посуды?

Но покупку можно сделать после того как скажешь как выглядит предмет, его назначение; Если назвать посуду не правильно, продавец не поймет покупателя и не продаст вещь. (Дети подходят и описывают предметы, воспитатель добавляет, поправляет. Особое внимание на масленку и солонку).

Физкультминутка: Дети встают полукругом.

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальцы на руке)

Будем маме помогать (прыжки на двух ногах)

Быстро чашки перемыли (трут ладошку об ладошку)

И тарелки не забыли (круговые движения ладошками)

Всю посуду мы убрали (поднимаются на носки руки вверх)

Очень, очень мы устали (опустили руки).

Вывешивается картина «Саша и Снеговик»

Ребята, посмотрите, какую картину я вам сегодня принесла. (Дети рассматривают)

Скучно было Снеговику одному с метлой стоять, но пришел мальчик. Как его звали, догадайтесь, дети, сами – в его имени слышится звук [ш]. (Дети перечисляют имена мальчиков со звуком [ш])

Мое имя – Саша, сказал Снеговику мальчик.- А твое?

Мое – Снеговик,– отвечает, Снеговик.

Как интересно звучат наши имена: Саша, Снеговик. Давай с тобой дружить и играть в слова и звуки!

Посмотри на меня и на мою одежду, - говорит Саша.- Что на мне надето?

(Дети называют одежду шапка, шуба, шарф, штаны. Воспитатель произносит эти слова).

Дети какой одинаковый звук слышится в этих словах?

Какие вы еще знаете слова со звуком [ш]? (дети называют)

Потом снеговик спрашивает у Саши: «А какой одинаковый звук есть в названиях моей одежды?» (Дети смотрят и называют: снежная шуба, синее ведро, снежинки, на голове снегирь. Воспитатель перечисляет все слова).

Какой звук слышится в этих словах?

Придумайте слова со звуком [c]. (Дети называют, воспитатель добавляет, поправляет, хвалит).

Ребята, сегодня мы с вами выполнили очень много разных заданий. Что мы сначала делали? (пересказывали рассказ) А потом? (играли в игру «магазин посуды») И в конце? (придумывали слова со звуками [ш] и [с]).

Вы были большие молодцы, а сейчас встаньте в круг. Вот вам «волшебная палочка». Передавая ее, похвалите друг друга, называя ласково по имени. (Дети передают палочку, называя имя, Сашенька, Машенька, Анечка...).




Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!