План параграфа по биологии сохранение биоразнообразия. Проблемы сохранения природного разнообразия на земле

Биологическое разнообразие (БР)– это совокупность всех форм жизни, населяющей нашу планету. Наиболее авторитетная оценка видового разнообразия выполнена в ЮНЕП в1995г. Согласно этой оценке, наиболее вероятное количество видов –13–14 млн, из которых описаны лишь1,75 млн, или менее13 %. Снижение видового и генетического разнообразия подрывает дальнейшее совершенствование форм жизни на Земле.

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений. Наивысший иерархический уровень биологического разнообразия– экосистемный, или ландшафтный. На этом уровне закономерности биологического разнообразия определяются в первую очередь зональными ландшафтными условиями, затем местными особенностями природных условий (рельефа, почв, климата), а также историей развития этих территорий.

Причины современного ускоренного снижения биологического разнообразия

1) быстрый рост населения и экономического развития, вносящие огромные изменения в условия жизни всех организмов и экологических систем Земли;

2) увеличение миграции людей, рост международной торговли и туризма;

3) усиливающееся загрязнение природных вод, почвы и воздуха;

4) недостаточное внимание к долговременным последствиям действий, разрушающих условия существования живых организмов, эксплуатирующих природные ресурсы и интродуцирующих неместные виды;

5) невозможность в условиях рыночной экономики оценить истинную стоимость биологического разнообразия и его потерь.

Экономическая целесообразность сохранения биоразнообразия обусловлена использованием дикой биоты для удовлетворения различных потребностей общества в сфере промышленности, сельского хозяйства, рекреации, науки и образования: для селекции домашних растений и животных, генетического резервуара, необходимого для обновления и поддержания устойчивости сортов, изготовления лекарств, а также для обеспечения населения продовольствием, топливом, энергией, древесиной и т. д.

В соответствии с классификацией Всемирного союза охраны природы, выделяются8 видов охраняемых территорий:

Заповедник. Национальный парк. Памятник природы Охраняемые ландшафты и приморские виды. Ресурсный резерват, создаваемый чтобы предотвратить прежде­временное использование территории. Антропологический резерват, создаваемый для сохранения традиционного образа жизни коренного населения. Территория многоцелевого использования природных ресурсов, ориентированная на устойчивое использование вод, леса, животного и растительного мира, пастбищ и для туризма.

Биосферные заповедники. Создаются с целью сохранения биологического разнообразия. Места всемирного наследия. Создаются для охраны уникальных природных особенностей мирового значения.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) приняла Международную конвенцию по охране биологического разнообразия.

Цель занятия , таким образом - познакомить детей с понятием биологическое разнообразие и его ролью в сохранении устойчивости экосистем и биосферы в целом; рассказать о причинах снижения биоразнообразия и путях его сохранения.

Задачи занятия :

Воспитать чувство уважения ко всему живому, понимание уязвимости жизни и ответственность за ее сохранность;

Сформировать представление о необходимости не допустить такого снижения уровня биоразнообразия, которое бы перешло границы самовосстановительного потенциала природы;

Развить стремление к личному участию в практической деятельности по защите окружающей среды.

Просмотр содержимого документа
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Сохранение разнообразия биогеоценозов"»

Сохранение разнообразия биогеоценозов

Презентация -сопровождение урока биологии в 10 классе по программе Пономаревой И.Н.

Учитель биологии МАОУ «СОШ №2»

Город Чернушка


  • БГЦ – основные структурные компоненты биосферы.
  • Их разнообразие и распространенность по земному шару имеют большое значение для человека.



Эрозия почвы

Приводит к упрощению БГЦ и уменьшению численности видов


  • Химическая обработка, проводимая с целью борьбы с вредителями культурных растений, сопровождается гибелью многих других видов естественного биогеоценоза, в том числе и полезных.
  • Все это разрушает БГЦ и развивает неустойчивость биосферы.

  • Важная роль принадлежит лесам.
  • Суммарные запасы растительной биомассы в лесах составляют 82%
  • Леса занимают 30% площади суши
  • Леса выступают мощным фактором регуляции многих процессов в биосфере.
  • Лесные растения предохраняют почвы от эрозии, служат убежищем и кормовой базой для многих организмов.

  • Заботливое отношение к агробиоценозам позволяет получать устойчивые урожаи культур и сохранять плодородие почв.
  • Применяется щадящая агротехника обработки почвы, вносятся комплексные удобрения, проводится обогащение культурных БГЦ полезными видами насекомых и других животных.

Рекультивация земель

Направленное конструирование БГЦ с заданными свойствами, устойчиво функционирующих в условиях антропогенной среды

До и после рекультивации земель



Заповедник

  • Участок территории суши или акватории, где для сохранения всего природного комплекса полностью исключается все производственные формы хозяйственной деятельности.

Заказник

  • Запрещается использование определенных видов природных ресурсов (отдельных групп растений или видов растений и животных, природных сообществ, полезных ископаемых.

Памятники природы

  • Уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты: рощи, озера, водопады, старинные парки, редкие виды.

Национальный парк

  • Обширная охраняемая территория, природные условия которой не подвергались сильному антропогенному воздействию или где исторически деятельность человека пребывает в гармонии с природой

Актуальность Сохранение разнообразия видов животных и растений, ландшафтов и экосистем – актуальная задача современности. Сохранение биоразнообразия не является просто новым направлением охраны природы, это – неотъемлемая составная часть концепции перехода человечества на принципы устойчивого развития. охрана живого на Земле является задачей всего человечества. в сохранении биоразнообразия должны принимать участие все люди и все институты общества. К сожалению, понимание новой тенденции еще не охватило широких масс принимающих решения. Сохранение разнообразия видов животных и растений, ландшафтов и экосистем – актуальная задача современности. Сохранение биоразнообразия не является просто новым направлением охраны природы, это – неотъемлемая составная часть концепции перехода человечества на принципы устойчивого развития. охрана живого на Земле является задачей всего человечества. в сохранении биоразнообразия должны принимать участие все люди и все институты общества. К сожалению, понимание новой тенденции еще не охватило широких масс принимающих решения.


Цели и задачи Разработать программы по сохранению биологического разнообразия Разработать программы по сохранению биологического разнообразия Создать системы заповедников, заказников, национальных парков Создать системы заповедников, заказников, национальных парков Принять законы для сохранения видов Принять законы для сохранения видов Контролировать численность видов Контролировать численность видов





Главные причины утраты биологического разнообразия, сокращения численности и вымирания животных нарушение среды обитания; чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах; интродукция (акклиматизация) чуждых видов; прямое уничтожение с целью защиты продукции; случайное (непреднамеренное) уничтожение; загрязнение среды нарушение среды обитания; чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах; интродукция (акклиматизация) чуждых видов; прямое уничтожение с целью защиты продукции; случайное (непреднамеренное) уничтожение; загрязнение среды браконьерство браконьерство












Меры защиты животных Создание заповедников, заказников, национальных парков Создание заповедников, заказников, национальных парков Создание крупнейших зоозащитных организаций (Green Peace, PETA) Создание крупнейших зоозащитных организаций (Green Peace, PETA) Запрет на браконьерство Запрет на браконьерство Занесение исчезающих видов животных в Красную книгу Занесение исчезающих видов животных в Красную книгу



Разработка открытого урока по экологии. Тема: «Проблема сохранения биологического разнообразия». Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по экологии

Е.В. Селезнева

учитель биологии и экологии,

МОУ лицей № 9 г. Волгограда

Глава 11. Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия

Урок № 15 Тема: «Проблема сохранения биологического разнообразия»

Цель: расширить знания о биологическом разнообразии организмов.

Задачи:

Раскрыть сущность проблемы рационального использования биологического разнообразия;

Продолжить развивать навыки самостоятельной работы;

Формировать умения анализировать, делать выводы и обобщать на основе работы с учебником;

Применять умения работы с компьютером,

Продолжить утверждение в поведении и чувствах обучающихся экологического мировоззрения.

Оборудование: компьютер, диапроектор, ноутбуки, карточки, таблицы.

Педагогическая технология: технология творческих мастерских.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.

Средства обучения:

  1. Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.
  2. Презентация.
  3. Распечатки материала.

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Цель: уточнить понятие « биологическое разнообразие».

Учитель: прошу посмотреть на фотографии, таблицы и определить о чем пойдет разговор в следующей главе и на данном уроке. (экосистемах, популяциях, видах и их многообразии, биоразнообразии и т. д.) Верно. Мы сегодня поведем разговор о биоразнообразии и его сохранении. Тема главы 11 «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия». Тема урока: «Проблема сохранения биологического разнообразия» . Прошу открыть тетради и записать число и тему урока. Как вы думаете какова цель урока и задачи? (слайд презентации)

Вспомните из биологии, что такое биоразнообразие? (совокупность видов всех живых организмов)

Назовите факторы, определяющие биоразнообразие. (абиотические, биотические называют с примерами)

Сколько видов на планете? (слайд)

III Изучение нового материала

Учитель: биоразнообразие имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы. А так как оно является ресурсом (каким? Исчерпаемым) оно имеет стоимость, т.е. ценность. Предлагаю на данном этапе урока узнать о формах ценности биоразнообразия, в этом нам поможет п. 45 учебника (запишите домашнее задание). Но знакомится мы будем поэтапно. Работаем по алгоритму: индивидуальная работа с текстом учебника на с. 250-253 и законспектируйте в тетради. Используйте разные формы (краткие тезисы, таблицу, схему и т.д.) 10 мин.

Обсудите в паре. 3 мин

Обсудите в группе, оформите схему конспект и подготовьтесь к защите. 5 мин.

Учитель: мы узнали о ценностях биоразнообразия и конечно перед нами, стоит задача сберечь и сохранить то, что имеем и используем. Эта задача решается на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. Используется два подхода. Первый – охрана в узком смысле. Второй подразумевает, что виды и сообщества используются в режиме неистощимого рационального природопользования. Слайды презентации. Что такое экологический туризм, каковы его особенности? Далее разговор о развитии экологического туризма и проблемах (картины, слайды о национальных парках Волгоградской области и их использовании), об организации сельского хозяйства в экологически безопасном режиме.

IV Закрепление учебного материала::

Защита презентаций обучающихся;

Глоссарий в конспекте /прямая коммерческая ценность биоразнообразия, непрямая коммерческая ценность биоразнообрази и др./

Тест

  1. Биологическое разнообразие является ресурсом

а) исчерпаемым

б)неисчерпаемым

в)возобновимым

2 Совокупность видов, сообществ и экосистем – это

а) животный мир

б) растительный мир

в) биологическое разнообразие

г)объекты, занесенные в Красную книгу

3. Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам- это

а) полезное времяпрепровождение

б) грамотный отдых

в) экологический туризм

г) рациональное природопользование

4. В настоящее время биоразнообразие

а) быстро увеличивается

б) постепенно возрастает

в) не изменяется

г) снижается

5. Охота на диких животных – это примеры использования

6.Сбор лекарственных растений в природных экосистемах - это

а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия

б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия

в) рекреационной ценности биоразнообразия

г) непознанной ценности биоразнообразия

/ ответ: 1а; 2в; 3в; 4г;5а; 6а/

V Рефлексия. Выскажите собственное суждение о достижении цели занятия. Вывод:

биологическое разнообразие - исчерпаемый ресурс, имеющий ценность, которую нужно сохранить и рационально использовать, обеспечить самовосстановление. От сохранения биоразнообразия зависит будущее человечества.

VI Домашнее задание: п. 45, конспект, презентация.

Учитель: самостоятельная работа с учебником и совместная деятельность в группах дала нам возможность усвоить учебный материал, а также мы отработали приемы эффективного взаимодействия друг с другом. Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проблема сохранения биологического разнообразия

Цель: Расширить знания о биологическом разнообразии и проблемах сохранения и рационального использования.

Биологическое разнообразие, его сохранение и рациональное использование. Биоразнообразие включает в себя разновидности растений, животных, микроорганизмов, а также те экосистемы и экологические процессы, частью которых они являются.

Форма охраны Охрана видов и популяций Охрана природных сообществ Охрана (в узком смысле) Составление красных книг Организация охраняемых природных территорий Запрет на использование охраняемых видов Слежение за состоянием биоразнообразия в пределах охраняемых природных территорий Интродукция и реинтродукция редких видов Рациональное использование («Охраняй используя и используй охраняя») Разработка и соблюдение экологических норм для рационального использования популяций Разработка и соблюдение экологических норм для рационального использования естественных экосистем Подбор оптимальной структуры и порядка использования сельскохозяйственных экосистем Восстановление нарушенных экосистем (после горных разработок и т.п.)

Причины современного ускоренного снижения биологического разнообразия быстрый рост населения и экономического развития; рост международной торговли и туризма; усиливающееся загрязнение природных вод, почвы и воздуха; недостаточное внимание к долговременным последствиям действий, разрушающих условия существования живых организмов, эксплуатирующих природные ресурсы и интродуцирующих неместные виды; невозможность в условиях рыночной экономики оценить истинную стоимость биологического разнообразия и его потерь.

Ценность биоразнообразия Прямая коммерческая ценность (потребительская) Непрямая коммерческая ценность (экосистемные «услуги») Опционная (непознанная) ценность биоразнообразия Ценность существования биоразнообразия

Вывод: Биологическое разнообразие является важнейшим исчерпаемым ресурсом; Оно имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы а так же высокую стоимость, которая оценивается по 4 основным экономическим параметрам, удовлетворяющим потребность человека в общении с природой; Сохранение биоразнообразия является одной из глобальных экологических проблем и с каждым годом все больше обостряется по мере исчезновения новых видов.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Ещё в середине XIX века американский географ Г.Марш подметил суть проблемы охраны видов животных и растений. Он обратил внимание. что человек, потребляя животные и растительные продукты, уменьшает обилие видов. Вместе с тем он уничтожает так называемые “вредные” (с его точки зрения) виды, которые наносят ущерб численности “полезных” видов. Таким образом, человек изменяет природное равновесие между различными формами живой и растительной жизни. В ХХ века процесс обеднения биоразнообразия на нашей планете принял угрожающие масштабы.

3 слайд

Описание слайда:

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БИОРАЗНООБРАЗИЕ: 1. Огромные площади поверхности нашей планеты заняты немногими видами культурных растений (монокультурами) с чистыми сортами, выравненными по наследственным качествам. 2. Разрушаются многие типы природных экосистем и заменяются антропогенным культурным и техногенным ландшафтом. 3. Снижается число видов в некоторых биоценозах, что приводит к уменьшению стабильности экосистем. 4. Некоторые виды и популяции полностью вымирают под влиянием изменений окружающей среды или полностью уничтожаются человеком.

4 слайд

Описание слайда:

Растительность является неисчерпаемым источником различных лекарственных препаратов, используется в текстильной промышленности, в строительстве, производстве мебели и различных предметов обихода. Особую роль играют лесные ресурсы. Идёт процесс вымирания некоторых видов растительности. Исчезают растения там, где погибают или трансформируются экосистемы. В среднем, каждый исчезнувший вид растений уносит с собой более 5 видов беспозвоночных животных.

5 слайд

Описание слайда:

Животный мир - это важнейшая часть биосферы планеты, насчитывающая примерно 2274 тысяч видов живых организмов. Фауна необходима для нормального функционирования всей биосферы и круговоротов веществ в природе. Многие виды животных используются как продукты питания, либо в фармацевтических целях, а также для изготовления одежды, обуви и производства кустарных изделий. Многие из животных - друзья человека, объекты приручения, селекции и генетики.

6 слайд

Описание слайда:

Животный мир относится к группе исчерпаемых возобновимых природных ресурсов, однако целенаправленное истребление человеком некоторых видов животных привело к тому, что некоторых из них можно считать исчерпаемыми невозобновимыми ресурсами. За последние 370 лет из фауны Земли исчезло 130 видов птиц и млекопитающих. Скорость вымирания непрерывно возрастала, особенно за последние 2 века. Сейчас вымирание грозит примерно 1 тыс. видов птиц и млекопитающих.

7 слайд

Описание слайда:

Помимо полного и безвозвратного вымирания видов широкое распространение приобрело резкое снижение численности интенсивно эксплуатируемых человеком видов и популяций. Североамериканский зубр Бескрылая гагарка Японский журавль

8 слайд

Описание слайда:

В природе нет даже двух полностью идентичных организмов - представителей одной и той же популяции или вида. Процессы вымирания видов происходили всегда по естественным причинам. Об этом свидетельствуют данные археологии и палеонтологии. Однако в последние 2-3 века, особенно в ХХ веке биологическое разнообразие на нашей планете начало заметно сокращаться по вине людей, процесс обеднения биоразнообразия принял угрожающие масштабы. Осушение болот, орошение засушливых земель, расширение площади городских поселений, разработка полезных ископаемых открытым способом, пожары, загрязнение территорий и многие другие виды деятельности человека усугубили состояние природной флоры и фауны.

9 слайд

Описание слайда:

Сообщества живых организмов и сами экосистемы могут стабильно существовать и функционировать лишь при сохранении определённого уровня биоразнообразия, которое обеспечивает: взаимную дополнительность частей, необходимых для нормального функционирования сообществ, биоценозов и экосистем; - взаимозаменяемость видов; - надёжность саморегуляции экосистем;

10 слайд



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!