Планируемые результаты.

  1. За постановку спектакля "Волны бьют о берег" Н. Терентьева в 1971 г. удостоены звания лауреата Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского:
    режиссер Леонид Родионов,
    художник Владимир Мазанов,
    актеры: Виктор Родионов, Геннадий Терентьев, Николай Григорьев.
  2. Звание лауреата Государственной премии ЧАССР имени К. В. Иванова присвоены:
    Валерию Яковлеву, 1977 г.,
    Нине Григорьевой, 1980 г.,
    Вере Кузьминой, 1991 г.
  3. За постановку спектакля "Плач девушки на заре " по пьесе Н. Сидорова в 1999 году удостоены звания лауреата Государственной премии ЧР:
    режиссер-постановщик Валерий Яковлев,
    драматург Николай Сидоров,
    художник Юрий Матросов,
    композитор Юрий Григорьев,
    исполнитель главной роли Геннадий Большаков.
  4. За постановку спектакля "Свет далекого счастья " по пьесе А. Тарасова в 2004 г. удостоены звания лауреата Государственной премии РФ:
    режиссер-постановщик и художник Валерий Яковлев,
    композитор Николай Казаков,
    артисты: Геннадий Большаков, Валентина Ситова, Светлана Андреева.
  5. Лауреаты Государственной молодежной премии Чувашской Республики в сфере литературы, культуры и искусства:
    Ирина Садовникова, 2000 г.,
    Елизавета Хрисанфова, 2006 г.,
    Валерий Карпов, 2009 г.,
    Анна Кудряшова, 2017 г.

II. Премии и дипломы за участие в различных фестивалях

  1. В 1984 г. на Всероссийском театральном фестивале "Образ сельского труженика в драматургии и на сцене" в г. Ярославль спектакль "Тетушка Праски дочку выдает" по пьесе А. Чебанова получил звание лауреата, а народная артистка РФ и ЧР Нина Яковлева - приз "Лучшая женская роль" за исполнение роли тетушки Праски.
  2. В 1990 г. на Всероссийском фестивале "Лучшие спектакли России" в Орле спектакль по пьесе Б. Чиндыкова «Ежевика вдоль плетня» занял первое место.
  3. В 1992 г. на Всероссийском фестивале "Федерация-92 " в Чебоксарах спектакль "Ежевика вдоль плетня" по пьесе Б. Чиндыкова занял первое место. А многие исполнители и создатели спектакля стали лауреатами фестивалей.
  4. На I-ом Международном театральном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» в г. Уфа спектакль в постановке В. Яковлева «Ежевика вдоль плетня» был удостоен Гран-при.
  5. На II-ом Международном фестивале тюркоязычных театров "Туганлык" в г. Уфа 1996 г. театр представил спектакль по повести В. Распутина "Прощание с Матерой". И лучшей в номинации "Режиссура" была признана работа Валерия Яковлева, а в номинации "Женская роль второго плана" — Нина Григорьева.
  6. В 1998 г. на театральном фестивале тюркоязычных народов "Науруз" в Казани режиссер-постановщик Валерий Яковлев за спектакль "Плач девушки на заре" по пьесе Н. Сидорова был награжден дипломом за "Культурную постановку спектакля".
  7. В 1999 г. на VI-ом театральном фестивале "Русская классика. Пушкин. Тургенев" в г. Орёл спектакль "Моцарт и Сальери" стал лауреатом.
  8. В 2002 г. театр участвовал на VII-ом Международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз» в Казани. Успешно показал спектакль «Свет далекого счастья» по пьесе А. Тарасова, где Светлана Андреева получила приз за «Лучшую роль второго плана», Геннадий Большаков - «Приз за актерскую удачу».
  9. В 2002 году театр принял участие на III-ем Международном театральном фестивале «Волкову, Волкову, Волкову… всем мы обязаны» в г. Ярославль. Художественному руководителю, народному артисту СССР В. Н. Яковлеву была вручена Государственная премия Правительства РФ имени Ф. Волкова.
  10. В 2005 г. театр участвовал на VIII-ом Международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз» в Казани со спектаклем «Дом Бернарды Альбы» по пьесе Ф. Гарсии Лорки, где народный артист Валерий Яковлев получил приз за «Лучшую работу режиссера», народная артистка СССР Вера Кузьмина - за «Лучшую женскую роль», актриса театра Елизавета Хрисанфова - за «Лучшую роль второго плана».
  11. В 2013 г. спектакль "Баба Шанель" по пьесе Николая Коляды получил Гран-при на VII Международном фестивале современной драматургии "Коляда-Plays", г. Екатеринбург.
  12. В 2017 г. на VI-ом Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» народный артист СССР Валерий Яковлев стал лауреатом в номинации «Лучшая сценография» за оформление спектакля «

  • Кириллова Ирина Юрьевна

Ключевые слова

ЧУВАШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ 1990-Х ГГ / НОВАЯ ДРАМА / РЕАЛИЗМ / ПОЭТИКА / ЦЕННОСТНАЯ СИСТЕМА / ПЕРСОНАЖ

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы - Кириллова Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются основные тенденции развития чувашской драматургии в 1990-е годы. Конец ХХ века отмечен в истории чувашского народа рядом социальных, политических, культурных перемен, оказавших влияние на развитие национальной драмы. В этот период ей были характерны разнонаправленность развития и расширение идейно-тематического диапазона. В статье на широком материале чувашской драматургии 1990-х гг . рассмотрены мотивы социальных и экономических потрясений, отразившихся на семейных ценностях и нравственных ориентирах современного общества, показана актуальность конфликта между социумом и человеком в условиях стремительно меняющегося мира. Статья является продолжением научных исследований ее автора, связанных с обобщением художественных достоинств чувашской драмы. Основное внимание в ней уделяется драмам Б. Чиндыкова, Н. Сидорова, Н. Угарина, А. Тарасова, в которых авторы драматургическими средствами анализируют актуальные проблемы истории и сегодняшнего дня, осмысливают прошлое народа, исследуют развитие национального характера, выявляют истоки социально-нравственных проблем современности. Значительное внимание в статье уделено различным подходам к проблеме идентификации современной чувашской драмы в парадигме того или иного типа творчества (реалистического, постмодернистского). Так, на основе анализа художественной системы драматургических опытов Б. Чиндыкова («Ежевика вдоль плетня» и др.) доказывается их включенность в общую парадигму так называемой «новой драмы ». В статье также дается анализ жанровых компонентов чувашской драмы, определяется художественный статус каждого из них в системе поэтики жанра, рассматриваются особенности конфликта.The main tendencies of development of the Chuvash dramaturgy in the 1990s are considered in the article. The end of the twentieth century was marked in the history of the Chuvash people by a number of social, political, cultural changes that had an impact on the development of the national drama. During this period, it was characterized by a multidirectional development and expansion of the ideological and thematic range. In the article on the broad material of the Chuvash dramaturgy of the 1990s the motives of social and economic shocks, reflected on family values and moral orientations of modern society, are shown, the urgency of the conflict between the society and the person in the conditions of the rapidly changing world is shown. The article is a continuation of the author"s scientific research related to the generalization of the artistic merits of the Chuvash drama. The main attention is paid to the dramas of B. Chindykov, N. Sidorov, N. Ugarin, A. Tarasov, in which the authors analyze the actual problems of history and the present day with dramatic means, comprehend the past of the people, investigate the development of the national character, identify the sources of social and moral problems of modernity. Considerable attention is paid to different approaches to the problem of identification of modern Chuvash drama in the paradigm of one or another type of creativity (realistic, postmodern). Thus, based on the analysis of B. Chindykov"s artistic system of dramaturgic experiments (“Blackberries along the wattle fence” etc.), their involvement in the general paradigm of the so called “new drama” is proved. The article also analyzes the genre components of the Chuvash drama, determines the artistic status of each of them in the system of poetics of the genre, examines the features of the conflict.

Похожие темы научных работ по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы - Кириллова Ирина Юрьевна,

  • Своеобразие драматургии Бориса Чиндыкова: характер конфликта, типологические особенности персонажей, жанровая динамика

  • Жанровые разновидности чувашской драмы 1960-1980-х гг

    2017 / Кириллова Ирина Юрьевна
  • Стиховое начало в драме в стихах И. М. Гоголева "Долина Кёряйи"

    2018 / Кириллина Мария Афанасьевна
  • Драматургия Г. Р. Державина как художественная система

    2018 / Разживин Анатолий Ильич
  • Чувашская комедия 1950-1960-х гг

    2016 / Кириллова Ирина Юрьевна

Текст научной работы на тему «Чувашская драматургия 1990-х гг. : некоторые аспекты изучения вопроса»

УДК 82-2=512.111

ЧУВАШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ 1990-Х ГГ.: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА

И. Ю. Кириллова

Чувашский государственный институт гуманитарных наук, г. Чебоксары

В статье рассматриваются основные тенденции развития чувашской драматургии в 1990-е годы. Конец ХХ века отмечен в истории чувашского народа рядом социальных, политических, культурных перемен, оказавших влияние на развитие национальной драмы. В этот период ей были характерны разнонаправлен-ность развития и расширение идейно-тематического диапазона. В статье на широком материале чувашской драматургии 1990-х гг. рассмотрены мотивы социальных и экономических потрясений, отразившихся на семейных ценностях и нравственных ориентирах современного общества, показана актуальность конфликта между социумом и человеком в условиях стремительно меняющегося мира. Статья является продолжением научных исследований ее автора, связанных с обобщением художественных достоинств чувашской драмы. Основное внимание в ней уделяется драмам Б. Чиндыкова, Н. Сидорова, Н. Угарина, А. Тарасова, в которых авторы драматургическими средствами анализируют актуальные проблемы истории и сегодняшнего дня, осмысливают прошлое народа, исследуют развитие национального характера, выявляют истоки социально-нравственных проблем современности. Значительное внимание в статье уделено различным подходам к проблеме идентификации современной чувашской драмы в парадигме того или иного типа творчества (реалистического, постмодернистского). Так, на основе анализа художественной системы драматургических опытов Б. Чиндыкова («Ежевика вдоль плетня» и др.) доказывается их включенность в общую парадигму так называемой «новой драмы». В статье также дается анализ жанровых компонентов чувашской драмы, определяется художественный статус каждого из них в системе поэтики жанра, рассматриваются особенности конфликта.

Ключевые слова: чувашская драматургия 1990-х гг., новая драма, реализм, поэтика, ценностная система, персонаж.

CHUVASH DRAMATURGY OF THE 1990S: SOME ASPECTS OF STUDYING A QUESTION

I. Yu. Kirillova

Chuvash State Institute of Humanitarian Sciences, Cheboksary

The main tendencies of development of the Chuvash dramaturgy in the 1990s are considered in the article. The end of the twentieth century was marked in the history of the Chuvash people by a number of social, political, cultural changes that had an impact on the development of the national drama. During this period, it was characterized by a multidirectional development and expansion of the ideological and thematic range. In the article on the broad material of the Chuvash dramaturgy of the 1990s the motives of social and economic shocks, reflected on family values and moral orientations of modern society, are shown, the urgency of the conflict between the society and the person in the conditions of the rapidly changing world is shown. The article is a continuation of the author"s scientific research related to the generalization of the artistic merits of the Chuvash drama. The main attention is paid to the dramas of B. Chindykov, N. Sidorov, N. Ugarin, A. Tarasov, in which the authors analyze the actual problems of history and the present day with dramatic means, comprehend the past of the people, investigate the development of the national character, identify the sources of social and moral problems of modernity. Considerable attention is paid to different approaches to the problem of identification of modern Chuvash drama in the paradigm of one or another type of creativity (realistic, postmodern). Thus, based on the analysis of B. Chindykov"s artistic system of dramaturgic experiments ("Blackberries along the wattle fence" etc.), their involvement in the general paradigm of the so called "new drama" is proved. The article also analyzes the genre components of the Chuvash drama, determines the artistic status of each of them in the system of poetics of the genre, examines the features of the conflict.

Key words: Chuvash dramaturgy of the 1990s, a new drama, realism, poetics, value system, character.

© Кириллова И. Ю., 2017

Рубеж ХХ-ХХ1 вв. характеризуется кардинальными для России изменениями в сфере политики, социальных институтов, культуры. Происходит перестройка общественного сознания, формулируется новая этика, так или иначе отразившаяся на театрально-драматургических процессах указанного периода. В истории развития региональной драматургии он ознаменован поисками в идейно-эстетическом плане, обновлением художественного сознания, экспериментами в отношении сюжет-но-композиционного построения, разнообразием характеров и образов и т. п. .

В чувашской литературе 1990-х гг. новые направления движения художественной мысли наметились с приходом молодого поколения драматургов. Поиски Б. Чиндыкова, Н. Сидорова, В. Тургая, Г. Медведева, Н. Угарина, А. Тарасова, Л. Сач-ковой, А. Пртти были направлены на освоение новых художественных средств, исследование изменившейся реальности, что, бесспорно, расширило границы художественной системы чувашской драмы. Правдивость рассматривается ими уже не как копирование действительности, а художественное реализуется на основе их индивидуального мировосприятия, ощущения и понимания. И, как следствие, драма приобретает открытость, жанровую и стилевую размытость, склонность к эксперименту, условности, когда условное предполагает не уход от действительности, а более глубокое ее постижение.

Чувашская драматургия вплоть до конца 1980-х гг. официально оставалась традиционно «советской». В конце ХХ века драматурги более старшего поколения, не сумев найти себя в новой реальности, отошли от драмы (Г. Краснов, Н. Терентьев, Г. Терентьев, М. Юхма, А. Угольников, И. Кузьмин и др.). Этим можно объяснить тот факт, что в репертуаре национальных театров «перестроечных» лет несколько поубавилось пьес современных драматургов.

Обстановка меняется, и уже в 1990-е годы в репертуаре появляются пьесы молодых авторов Б. Чиндыкова, Н. Сидорова, Н. Угарина, А. Тарасова. Они в некоторой степени и предопределили поиски современного чувашского театра. На авансцену вышла драматургия с иным восприятием современной действительности, основной темой которой стала проблема сложных взаимоотношений внутреннего мира простого человека с окружающим его миром.

«Новая волна» в чувашской драматургии связана с именем Б. Чиндыкова, который вошел в литературу в самом начале 1980-х гг. Первая книга

прозаика, драматурга, критика, переводчика, выпускника Литературного института им. А. М. Горького была издана в 1987 г. (Чук уйахё (Месяц жатвы)), а сценический дебют состоялся еще позже -в 1990 году. С первых же литературных шагов он отличился не похожестью ни на кого из современных авторов, уникальностью авторского стиля, которая выражалась в новаторской форме выражения объективной действительности, что и явилось следствием неоднозначного, порой противоположного восприятия критиками его произведений. Восторженно он был принят молодежью, которая призывала чувашских писателей потрясти новизной слова и смелостью мысли. В новом для чувашской литературы стиле автора критики увидели влияние западного искусства, «своего рода сплав древней чувашской поэтики с авангардной литературной техникой» . Так или иначе, творческие поиски писателя позволили говорить о проявлении в чувашской литературе таких направлений, как постмодернизм и этнофутуризм .

Авторский стиль Б. Чиндыкова отличался новаторской формой выражения реальной действительности. Особенностью его творчества стало то, что современные проблемы общества в его произведениях приобрели наиболее выраженный характер. Как один из активных деятелей национального движения в Чувашии, он в своих произведениях остро поднимал актуальные вопросы общественного функционирования и сохранения чувашского языка, культуры, искусства, вопросы национальной самоидентификации, проблемы развития современной чувашской литературы. В них отчетливо проявились отголоски надвигающихся общественно-политических перемен и умонастроение национальной творческой интеллигенции 1980-х гг., ее нравственные искания и перебои чувств. Уже в начале 1980-х гг., наперекор устоявшимся в советской подцензурной литературе традициям, в драме «£атан карта?инчи хура хамла ^ырли» (Ежевика вдоль плетня, 1982) он сумел отразить нравственно-кризисное состояние народа застойного периода. По объективным причинам пьеса была поставлена на сцене Чувашского государственного академического драматического театра им. К. В. Иванова (ЧГАДТ) режиссером В. Яковлевым лишь в 1990 г. и стала ярким свидетельством возросшей исполнительской культуры театра. Новая драматургия диктовала иную сценическую интерпретацию, основанную на условно-метафорической реальности как особой системы образности. Отказ режиссера от принципа репрезентации позволил ему

Плодотворными оказались поиски Б. Чинды-кова в русле «новой драмы», которая вновь заявила о себе в отечественной драматургии конца ХХ в. в ответ на перестроечные процессы конца ХХ столетия. Драма реагирует на них перестройкой характера, новым качеством сюжета, трансформацией форм, стремлением к созданию синтетической формы. Так, для творчества Чиндыкова наиболее существенной оказалась двуплановость действия, которая развивается как в плане личных взаимоотношений персонажей, так и в плане отношений каждого из них к общим жизненным и общественным проблемам в связи с новым натиском исторических сил. Его драматургия, впрочем, как и проза, поднимает извечные вопросы национального мироздания, заставляет задуматься о роли и месте чуваша в этом огромном противоречивом мире, пытается выявить исторические корни выдвинутых современностью проблем. Нравственный кризис устоев современной жизни народа - результат отречения чуваша от своих национальных корней, своего рода, веры, нравственно-духовного мировоззрения. Перестав почитать вековые традиции, нравственные законы народа, люди потеряли свои ценностные ориентиры. В этом состоит их трагедия («Ежевика вдоль плетня», «Алаксем умёнче» (У дверей, 1986), «Урасмет» (Уразметь, 1989) и др.). Его пьесы призывают не только к разуму и чувству, но и к национальной природе читателя (зрителя), при этом воплощая в себе не только узконациональный смысл, а общечеловеческий в целом.

Чувашская современная драматургия закономерно выросла на почве чиндыковской «новой драмы», переняв у драматурга интерес к национальному, тенденцию к субстанционально-экзис-тенциональному, неразрешимому внутреннему конфликту, современная чувашская драма нашла способ разрешить его с помощью выхода в фантастический, сюрреалистический мир, примиряющий героев с действительностью, и что важно -друг с другом.

Центральную проблему литературы конца 1980-1990-х гг. исследователь А. Закирзянов связывает с отношениями человека и обновленного общества. Соответствие творчества писателя духу времени он объясняет отражением в произведениях социально-общественных вопросов эпохи

и их решением . На первый план выдвигается раскрытие представлений человека о мире в условиях посттоталитарного общества. С одной стороны, в произведениях значительное место занимает критика советской системы, с другой -наблюдается отражение в социально-философском плане трагедии человека, оставшегося в тяжелом положении в результате жестких условий того времени. К сожалению, «первые опыты не могли удовлетворить ни драматургов, ни зрителей» .

Драмы В. Тургая «Телейпе юнашар» (Рядом со счастьем, 1985), «Адга эс, ^алана??» (Спасти и спастись, 1988), «Ка?ар мана» (Прости меня, 1989) были восприняты критикой как «пьесы с современными проблемами, освещающими духовный распад общества» . Традиционное для чувашских пьес предметно-аналитическое изображение жизненных реалий в его пьесах заменяется условно-абстрактным. Так, сценическое пространство драматурга отличается местом происходящих в драмах действий, которые включают в себя свойства топосов колодца («Спасти и спастись») и интерната душевнобольных («Прости меня»). Они являются моделями современного общества и раскрывают его нравственную деградацию. На первом плане здесь выступает ощущение трагизма человеческой жизни, которое ведет к отчуждению и изоляции людей друг от друга. Так автор раскрывает судьбу людей, ставших жертвами давления тоталитарной системы.

Более глубокое символичное значение образ сумасшедшего дома как модели тоталитарного режима приобретает в пьесе В. Эктеля «Усёр карап» (Пьяный корабль, 1999). Автор обозначил ее как трагедия, вынося в жанровое обозначение саму идею трагического ощущения эпохи. Ее персонажи - пациенты наркодиспансера: высокопоставленный чиновник, интеллигент, девушка-наркоманка, молодой поэт и другие (представители разных социальных слоев), потерявшие себя в новой реальности люди. Они ощущают себя пассажирами пьяного корабля, потерявшего курс. Тем самым драматург вырисовывает условную модель общества, где «вор в законе» чувствует себя хозяином жизни и вершителем человеческих судеб, и показывает читателю (зрителю), как простой человек расплачивается за «всеобщее счастье». В публицистической пьесе Эктель поднимает актуальные проблемы влияния социума на судьбу личности и критически осмысливает постсоветскую действительность. Как и татарские писатели З. Хаким («Сумасшедший

дом», 1995), Ф. Байрамова («Действие происходит в сумасшедшем доме», 1998), В. Эктель озабочен моральным социально-общественным разложением.

Молодые драматурги не лишены стремления передать документальную точность современной действительности, которая заключалась в показе реальной жизни без приукрашивания, без ложной видимости, что было характерным для пьес советского периода. Не осталась без их внимания и актуальная тема войны в мирное время (боевые действия в Афганистане (1979-1989) и Чеченской республике (1994-1996, 1999-2002)). Это драмы К. Кириллова «Кая юлса ^урална» (Взвод, 1985), Б. Чиндыкова «Хупланна тёкёрсем» (Занавешенные зеркала, 1989), Н. Угарина «Манкун умён» (Перед пасхой, 1995), Л. Сачковой «Эс кайран та...» (С тобой и без тебя, 1998) и др. Как правило, герои этих драм, прошедшие тяготы войны, не найдя места в мирной жизни, впадают в депрессию, спиваются, теряют интерес к жизни. Чувство вины перед погибшими товарищами не дает им спокойно спать. Авторы особо акцентируют в них идею ненужности войны, ее пагубную роль в деградации современных мужчин.

Активно развивается жанр мелодрамы: Г. Медведев «Кёленнё юрату» (Разбитая любовь, 1986), Н. Сидоров «Юнашарах телей?урет» (Счастье ходит рядом, 1987), «Юрату ка^армасть» (Любовь не прощает, 1990). На рубеже веков жанр активно разрабатывается А. Пртта - «Тура пурмен юрату» (Запрещенная любовь, 1997), «Качча каиччен» (До замужества, 1999), «Вармана юлна ^амраклах» (Потерянная юность, 2000) и др.; Л. Сачковой -«Юрату турри» (Бог любви, 2000), «£ухална хуркайак?улё» (Затерянный млечный путь, 2003) и др. Успех их постановок связан с востребованностью этого жанра театрами и зрителем тех лет. Наряду с мелодраматическим сюжетом авторы в них затрагивают проблемы личных взаимоотношений, учат ценить семейные и духовные ценности.

Процесс нравственного распада общества отразила в себе и нравственно-психологическая драма, поиски решения которой стояли во главу угла начинающего драматурга Н. Сидорова . В основе его пьес «£ул?а таканать» (Опавшие листья, 1990), «Кётрём сана, кётрём» (В ожидании тебя, 1992), «Ют йавари куккук» (Кукушка в чужом гнезде, 1997), «Атте мана шур пурт лартса парас тет» (Завещал мне отец., 1998) лежат социально-нравственные конфликты общества. Так, успешная и образованная женщина-мать отказывается от сына-инвалида ради карьеры, отрекается как

от ненужной проблемы, которая становится проблемой всего общества. Опавшие листья в драме это - никому ненужные детдомовцы, не по своей воле вошедшие в социально неблагополучный слой общества («Опавшие листья»). И символический образ кукушки-Наты говорит сам за себя: меркантильная девушка разрушает семью лесника, который ради нее убивает больную жену, и бросает его ради более выгодной кандидатуры («Кукушка в чужом гнезде»). Н. Сидоров в своих пьесах заставляет читателя (зрителя) повернуться лицом к подобным морально-нравственным проблемам, взглянуть на «болевые» точки общественной жизни.

Быстрота и интенсивность происходящих перемен побуждали современную чувашскую драматургию к освоению новых художественных способов осмысления действительности. Осваивая новые этапы развития общества и преодолевая устоявшиеся штампы, авторы искали в человеке нарождающиеся, меняющиеся и отмирающие извечные основы. Особое внимание они уделяли тревожным процессам в нравственной атмосфере, остро реагировали на возникающие очаги общественного неблагополучия. Чем глубже проявлялся духовный кризис общества, тем острее становилась проблема соотношения человека и социума, «человека среди других», проблема социального слоя, своего круга, где конфликтная ситуация не обостряется, не преодолевается, а наоборот, множится. Разлом в душе одного из героев многократно повторяется аналогичной ситуацией с другими героями, подчеркивая общность судьбы поколений.

Драматург Н. Угарин все свое творчество посвятил морально-нравственной проблематике, проповеди добра и человечности на фоне бездуховности. Через все его творчество красной нитью проходит ощущение трагической безысходности бытия, несбыточности простого человеческого счастья. Его пьесы «Иртни те тавранать» (И прошлое возвращается, 1992), «Юнпа вараланна фата» (Окровавленная фата, 1993), «Тёпсёр сапкари ача сасси» (Крик ребенка из колыбели 1993), «Ах, кайкарам...» (Сокол мой, 1994), «Пулаймарам эп сан машару» (Знать не судьба, 1994), «Манкун умён» (Перед пасхой, 1995), «Салтак юратавё» (Любовь солдата, 1996), «Чечек ашёнчи?урт» (Дом в цветах, 2000) с успехом шли не только на чувашской, но и на татарской и марийской сценах. В них автор поднимает проблемы воспитания молодого поколения и влияния семейных отношений на становление личности, объектом его

внимания становились негативные общественные явления 1990-х годов.

Имя драматурга А. Тарасова не ново для чувашской литературы. В драматургии он продолжил свои поиски в области интеллектуально-философской, нравственно-психологической литературы. Они содержательны в плане показа современной чувашской действительности. Раскрывая проблему поиска смысла жизни в драмах «Ин?ет телей?ути» (Свет далекого счастья, 1998), «Вё?се ирте??ё кайаксем» (Прощальный крик печальных журавлей, 1999), А. Тарасов акцентирует внимание на внутреннем мире героев, самоанализе и нравственных терзаниях образов, их духовных поисках. Сила эмоционального влияния на читателя (зрителя) достигается уместно подобранными стилистическими приемами: автор умело пользуется условно-ассоциативными образами-символами, применяет элемент психологического анализа, обращается к национальным традициям и т. д.

Эстетические принципы чувашской драматургии последних десятилетий во многом были связаны с процессом возрождения национально-этнического самосознания. Находясь на перепутье, в раздумьях о дальнейшей судьбе своего народа, деятели национальной культуры ищут ответ на свои вопросы в событиях истории, в фольклоре - словом, в истоках народной культуры. Творческим стимулом для писателей послужил и всплеск активности изучения истории чувашского народа в аспекте национальных проблем, что было неприемлемым в советское время. Переосмыслению и фактологическому обновлению подвергается история чувашей в составе Казанского ханства, присоединения к Российскому государству, проявление национально-освободительных устремлений, остро отмечается негативное влияние «сталинских деформаций» и их последствия для национальной жизни чувашского народа и т. п. .

В этих условиях чувашскими писателями борьба народа за свои национальные интересы и приоритеты, национальную свободу рассматривалась с новых позиций и освещалась в таких исторических драмах, как «Пёр хёрес айёнче» (Под одним крестом, 1990) Н. Максимова, «Мён-ши вал ирёклёх?» (Что же такое свобода? 1991) М. Юх-мы, «Хухём хёрен хухлевё» (Плач девушки на заре, 1995) и «£алтар суннё ка?» (Когда гаснут звезды, 2000) Н. Сидорова, монодраме Б. Чинды-кова «Хура чёке?» (Черная ласточка, 2002) и др. Исторические пьесы Б. Чиндыкова «Урасмет» (Уразметь, 1989), Н. Исмукова «Ахарсамана» (Све-

топреставление, 1991), Н. Петровского-Теветкеля «Киремет» (Киреметь, 1994), М. Карягиной «Кёмёл тумла?ар» (Серебряное войско, 1997) - яркий признак поисков новых форм в жанре трагедии в стихах в современной чувашской драматургии. Необходимо отметить решительный выход писателей за рамки тех традиционных принципов и форм, в которых во второй половине ХХ в. развивался исторический жанр. Новизна авторской тематической концепции выражена в изображаемой драматической ситуации, сильных человеческих характерах. Свою задачу они понимал не только как показ определенных исторических событий, но также и как раскрытие стоящих за ними реальных движущих сил .

Историческая дилогия Н. Сидорова «Плач девушки на заре» и «Когда гаснут звезды» охватывает период борьбы чуваш-булгар против татаро-монгольских захватчиков и повествует о периоде присоединении Чувашского края к Российскому государству. Основываясь на выводах историков, автор опровергает упрощенную концепцию добровольного вхождения Чувашии в состав России. Ему важно не столько воссоздать реальные исторические события, сколько отразить национальный дух, дух эпохи, охваченный распрями между родовыми кланами, волнениями народа: с кем быть, кому поклониться, как сохранить свою идентичность? И в самые переломные моменты истории среди чувашей оказывались сильные духом, преданные общей идее, народу, нации предводители, которые сберегли народ наперекор тщеславным, стремящимся к власти и богатству мурзам и турханам.

Коллизия власти и человека, идея объединения народа в борьбе за независимость, самосохранение, отстаивание своих интересов, волнуют и Б. Чиндыкова в трагедии «Уразметь». В исторической же тематике им разработан и совершенно новый для чувашской драмы жанр монодрамы. Он легко поддался автору, стиль которого в критике определен как монологичный, которому характерно бездействие, реализация конфликта во внутреннем мире героя . По своей тематике «Черная ласточка» близка жанру исторической трагедии, раскрывающей страницы чувашской истории времен падения Булгарского государства в результате татаро-монгольского нашествия.

Тема сохранения родного языка, продолжения рода, традиций предков для будущего поколения в условно-мифологическом ключе продолжена М. Карягиной в трагедии «Серебряное войско».

Не применяя документально-исторические факты, автор раскрывает перед нами значимые события из жизни далеких предков чувашского народа, когда перед угрозой полного истребления рода женщины, проявляя волю и мужество, превращаются в грозную силу и отражают натиск превосходящего во всех отношениях врага. Главная идея трагедии носит в себе глубокий философский смысл - правда на стороне тех, кто отстаивает земли своих предков, свободу и независимость народа. Это пьеса о человеческой мудрости и глупости, о честности и лжи, о древних традициях и уважении к своим предкам. В нем сквозит и боль за то, что в современное суетное время постепенно утрачиваются вековые традиции народа, уходят доброта, человечность, утрачивается язык. Исследователь Ю. Артемьев: «Представленная в проекции Марины Карягиной драматическая судьба чувашского народа вызывает чувство гордости и восхищения: как он при таких продолжающихся веками чувствительных потерях сохраняет свой генофонд и не устает растить талантливых сыновей и дочерей, бескорыстно преданных земле предков» .

Авторы рассмотренных трагедий, утверждая идею непреходящей ценности культурного и исторического опыта древности, вместе с тем, особо тщательно стремились воспроизвести борьбу страстей, раздиравших души героев, вождей народа, как воплощение вечной и вневременной мятущейся природы человека. Личное и социальное находятся в пьесах в трагическом конфликте. По ходу прочтения пьес, просмотра спектаклей постоянно возникают сомнения и надежды, связанные с раздумьями об исторической судьбе народа.

Чувашская комедиография, как и вся драматургия и театр рубежа веков, находилась в затруднительном положении. Об этом свидетельствовали и полупустые зрительные залы, снижение художественного и идейно-эстетического уровня пьес и спектаклей. Чувашские театры выходили из положения разными способами, один из которых -постановка пьес легкого жанра. И Н. Сидоров оказался во главе современных чувашских комедиографов. Его «легким» комедиям характерен отказ от общественно-социальной проблематики в пользу семейно-бытовой, уход от прямого дидактизма и нравоучения, что позволило «растворить» прямолинейную авторскую установку в легкой иронии и сделать, таким образом, предметом осмеяния забавные человеческие слабости и психологические недостатки (сериальная комедия «Шупашкарти савни» (Невеста из Чебко-

сар), «Хер çypaçMa кайсан» (Сватовство, 1994), «Пуса каччи» (Свадебный парень, 1996), «nyçâ килсен пyçана» (Пришла напасть свояка звать, 1998), «Туй хь^йн арйм шыpамаççë» (После свадьбы невесту не ищут, 1998) и др.). Для них характерны легкая, изящная интрига, анекдотичный, неглубокий конфликт, шутливая веселость сценических ситуаций. Первостепенное внимание уделяется языку, которому автор стремится придать, и с успехом, разговорную легкость и непринужденность. Их популярность у зрителя на рубеже веков объясняется их натуралистическим правдоподобием, они вызывают прямые ассоциации, бытовые анекдотические поверхностные аналогии, предельно легкие для восприятия. Таким образом, зритель 1990-х гг. определял не только направление театра, но самой чувашской драматургии. Значение читательской (зрительской) аудитории особенно явственно осознается в переломные годы.

Комическое Н. Сидорова более внушительно представлена в жанре трагикомедии. Социально-нравственные вопросы он успешно поднимает в трагикомедиях «Вëçкëн Ваççан çиччëмëш арймё» (Седьмая жена, 1999), «Вун çиччëpе çyнать чёре» (Как молоды мы были, 2001).

«В эпоху духовного кризиса и идейной дезориентации комедия утрачивает боевой критический дух, угасает ее сатирический пафос и она вырождается в фарс» . В этом жанре написана пьеса Б. Чиндыкова «Масаркасси ясарён çитмëл çиччëмëш матки» (77 жена донжуана с кладбищенского авеню, 1998), своего рода эксперимент в области театра абсурда. В фарсе автор через смех пытается открыть читателю (зрителю) абсурдные стороны его существования. Кажущиеся бессмысленными интриги и диалоги должны раскрыть ему мелочность и бессмысленность его собственных интриг и разговоров с близкими и друзьями, приводя его к переосмыслению своей жизни. «Абсурд спасет человечество от зла, его дом - человеческая душа», - размышляет Артур, герой другой пьесы Б. Чиндыкова «Ужин после полуночи» .

В условиях коммерциализации театрального искусства, когда зритель воспринимался как экономическая основа существования театра, усиливалась его развлекательная роль. Если раньше театр был лидером общественной мысли, то в новых условиях театр приобрел значение как место отдыха, что напрямую сказалось на формировании его репертуарной политики и развитии самой драматургии.

Итак, развитие драматургии 1980-2000 гг. сопровождается активными художественно-эстетическими поисками, сосуществованием различных художественных направлений, традиционных и авангардных форм. Чувашская драма конца ХХ в. представлена разнообразием жанров, как традиционных, так и новых, иногда придуманных драматургами для конкретной пьесы, вроде «драматической повести» или «трагикомической феерии» и т. п. Модернизируется психологическая, социально-нравственная, бытовая драмы. Трагическое как эстетическая категория ощущается в нравственно-психологических, философских, исторических пьесах. Переживают подъем чувашские пьесы национально-исторической проблематики, они, безусловно, свидетельствовали об углублении процесса художественного познания истории народа.

Литература

1. Антонов Ю. Г Истоки эволюции жанра комедии в мордовской драматургии // Труды Карельского НЦ РАН. Петрозаводск, 2014. С. 120-124. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id= 21705785 (дата обращения: 08.04.2017).

2. Артемьев Ю. М. Предисловие // Карягина М. Ф. Серебряное войско. Трагедия в стихах на чувашском, русском и английском языках. Чебоксары: АО «ИПК «Чувашия», 2017. С. 3-5.

3. Данилова Г. Росла Ежевика вдоль плетня... // Театральная жизнь. 1990. № 16. С. 34-35.

5. Изоркин А. В. Сказка о «добровольном вхождении» Чувашии в состав Русского государства // ЛИК Чувашии. 1997. № 2. С. 127-137.

6. Кириллов К. Пи^ёху // Ялав. 1988. № 8. 30-31 с.

7. Кириллова И. Ю. Развитие жанра трагедии в стихах в чувашской драматургии // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 4 (28). С. 156-158. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=27700992 (дата обращения: 12.05.2017).

8. Нигматуллина Ю. Г. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве. Казань: Фэн, 2002. 155 с.

9. Никитина М. В. Проблема нравственности в драматических произведениях Александра Пртты // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 7-2 (7). URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращения: 04.06.2017).

10. Федь Н. М. Жанры в меняющемся мире. М.: Советская Россия, 1989. 543 с.

11. Хузангай А. Изнанка жизни // Дружба народов. 1989. № 2. С. 256-257.

13. Чиндыков Б. Тухса каиччен. Шупашкар: Чаваш кён. изд-ви, 2009. 400 с.

14. Яковлева Г. А. Современная марийская драма (1985-2000) // Роль личности в становлении и развитии национальных культур: сб. ст. ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН. Сыктывкар, 2013. С. 167-171. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id= 11846780 (дата обращения: 02.05.2017).

1. Antonov Yu. G. Istoki ehvolyucii zhanra komedii v mor-dovskoj dramaturgii . Trudy Karel"skogo NC RAN = Proceedings of the Karelian scientific center of the Russian academy of sciences, Petrozavodsk, 2014, pp. 120-124. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=21705785 (accessed 08.04.2017).

2. Artem"ev Ju. M. Predislovie . KarjaginaM. F. Serebrjanoe vojsko. Tragedija v stihah na chuvashskom, russ-kom i anglijskom jazykah = Karyagina M. F. The Silver Army. Tragedy in verse in Chuvash, Russian and English, Cheboksary: AO «IPK «Chuvashija», 2017, pp. 3-5 (In Russ).

3. Danilova G. Rosla Ezhevika vdol" pletnja... . Teatral"naja zhizn" = Theater life, 1990, no. 16, pp. 34-35 (In Russ).

4. Dmitriev I. A. P"esy molodyh avtorov na scene chuvash-skih teatrov . Voprosy istorii i teorii iskusstv = Questions of History and Theory of Arts, NIIJaLIJe, Cheboksary, 1992, pp. 68-85 (In Russ).

5. Izorkin A. V. Skazka o «dobrovol"nom vhozhdenii» Chu-vashii v sostav Russkogo gosudarstva . LIK Chuvashii = Face of Chuvashia, 1997, no. 2, pp. 127-137 (In Russ).

6. Kirillov K. Pifehy. Jalav, 1988, no. 8, pp. 30-31.

7. Kirillova I. Ju. Razvitie zhanra tragedii v stihah v chu-vashskoj dramaturgii . Gumanitarnye nauki i obrazovanie = Humanities and Education, 2016, no. 4 (28), pp. 156-158. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=27700992 (accessed 12.05.2017) (In Russ).

8. Nigmatullina Ju. G. «Zapozdalyj modernizm» v tatarskoj literature i izobrazitel"nom iskusstve ["Belated Modernism" in the Tatar literature and fine arts]. Kazan": Fjen, 2002, 155 p. (In Russ).

9. Nikitina M. V. Problema nravstvennosti v dramati-cheskih proizvedenijah Aleksandra Prtty . Mezhdunarod-nyj nauchno-issledovatel"skij zhurnal = International Scientific and Research Journal, 2012, no. 7-2 (7), Available from: https://elibrary.ru/query_results.asp (accessed 04.06.2017). (In Russ).

10. Fed" N. M. Zhanry v menjajushhemsja mire . Moskow: Sovetskaja Rossija, 1989, 543 p. (In Russ).

11. Huzangaj A. Iznanka zhizni . Druzhba narodov = Friendship of Peoples, 1989, no. 2, pp. 256-257 (In Russ).

12. Huzangaj A. Mezhdu Scilloj i Haribdoj . Respublika = Republic, 2001, 28 nojabrja. (In Russ).

13. Chindykov B. Tuhsa kaichchen. Shupashkar: Chavash ken. izd-vi, 2009, 400 p.

14. Yakovleva G. A. Sovremennaya marijskaya drama (1985-2000) . Rol" lichnosti v stanovlenii i razvitii nacional"nyh kul"tur: sb. st. IYALI Komi NC UrO RAN = The role of personality in the formation and

development of national cultures. Sat. Art. IALS of the Komi Scientific Center of the UrB RAS, Syktyvkar, 2013, pp. 167-171. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id=11846780 (accessed 02.05.2017) (In Russ).

Статья поступила в редакцию 12.09.2017 г.

Submitted 12.09.2017.

Для цитирования: Кириллова И. Ю. Чувашская драматургия 1990-х гг.: некоторые аспекты изучения вопроса // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 4 (28). С. 133-140.

Citation for an article: Kirillova I. Yu. Chuvash dramaturgy of the 1990s: some aspects of studying a question. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 4 (28), pp. 133-140.

Кириллова Ирина Юрьевна, ведущий научный сотрудник, кандидат филологических наук, доцент, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, г. Чебоксары, [email protected]

Irina Yu. Kirillova, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, Chuvash State Institute of humanitarian sciences, Cheboksary, irinakir1@mail. ru

Фамилия

Писателя (поэта)

ФИО

Полностью

Годы жизни,

Бичурин

Яковлев

Хузангай

2. Как изменилась литература во время Великой Отечественной войны в области тематики?

3. Перечислите всех персонажей в поэме К. Иванова «Нарспи». Дайте характеристику главной героине объемом 5-7 предложений.

4. Какая книга была напечатана в 1769 году, которая имела большое значение для чувашского народа?

5. Чем интересна драма Ф. Павлова «В деревне»?

6. Какие главные темы были в литературе 20-30 годов XX века?

7. Какое значение имела Симбирская школа для чувашской литературы?

8. Какие новаторства ввел М. Сеспель в поэзию чувашской литературы?

9. В какой книге впервые была напечатана поэма К. В. Иванова «Нарспи»?

10 . Назовите жанр произведения П. Хузангая « Песни Тили»

Контрольная работа по чувашской литературе за 10 класс.

Вариант II

Фамилия

Писателя (поэта)

ФИО

Полностью

Годы жизни,

Названия основных произведений

(1-2 произведения с указанием жанра)

Назовите 1-2 любых факта биографии, характеризующие писателя (поэта) как личность

Сеспел

Иванов

Павлов

2. Как развивалась лирика во время Великой Отечественной войны?

3. Как называлась I чувашская грамматика?

4. Перечислите всех персонажей в поэме К. Иванова «Нарспи». Дайте характеристику главной героине объемом 5-7 предложений.

5. Какую статью написал М. Сеспел изучая грамматику чувашского языка?

6. Какая тема преобладала в ранней лирике В. Митты?

7. С какой целью И. Я. Яковлев писал свои маленькие рассказы?

8. Чем ознаменовался для М. Сеспеля его переезд в г. Чебоксары?

9. В каком году впервые была напечатана поэма К. В. Иванова «Нарспи»?

10. Назовите жанр произведения П. Хузангая « Песни Тили»

11 класс, 1 вариант

Фамилия

Писателя (поэта)

ФИО

Полностью

Годы жизни,

Названия основных произведений

(1-2 произведения с указанием жанра)

Назовите 1-2 любых факта биографии, характеризующие писателя (поэта) как личность

Лисина

Юхма

Сидоров

2. Из каких произведений данные

  • Катя Серебрякова
  • Ишмук
  • Курунккай
  • Мать
  • Сэлиме
  • Эльгем-хан
  • Дед Архип
  • Саркка
  • Силем
  • Лизук

3. Какое значение имеет образ солнца в драме Н. Терентьева «Когда встает солнце?»

4. Какие новые имена появлялись на страницах республиканских газет и журналов в 60-80-ых годах прошлого века?

5. Какое благородство проявил главный герой, когда встретил деда Архипа, который возвращался с охоты пустыми руками? (Д. Кибек «Охотничьи рассказы»)

5. Какой выкуп получил Шеркей за Селиме? (Роман Н. Ильбека «Черный хлеб»)

6. Какую международную премию получила Е. Лисина за рассказ «Кусок хлеба»?

7. С каким русским писателем Г. Айги поддерживал дружеские отношения?

8. Какие исторические события заложены в трагедии Н. Сидорова «Плач девушки на заре»?

9. Чем интересна драма Б. Чиндыкова «Ежевика вдоль плетня»?

Контрольная работа по чувашской литературе

11 класс, 2 вариант

Фамилия

Писателя (поэта)

ФИО

Полностью

Годы жизни,

Названия основных произведений

(1-2 произведения с указанием жанра)

Назовите 1-2 любых факта биографии, характеризующие писателя (поэта) как личность

Тереньтев

Чиндыков

Скворцов

2. Из каких произведений данные персонажи

  • Герасим Кремнев Валяхха
  • Шерккей Саркка
  • Валя Эрзюкки
  • Тайби Бату-хан
  • Еля Йоссех

(охарактеризуйте одного героя)

3. Какую моральную чистоту и светлые помыслы заложил автор в драме Н. Терентьева «Когда встает солнце?»

4. В творчестве каких писателей военная тематика заняла видное место?

5. О чем думает умирающий Шурсямга? (М. Юхма «Шурсямга, молодой волк»).

6. Перечислите всех действующих персонажей в рассказе Евы Лисиной «Кусок хлеба».

7. Почему в СССР этот рассказ не печатали рассказ Е. Лисиной «Кусок хлеба»?

8. Чем интересен роман Н. Ильбека «Черный хлеб»?

9. Какую французскую награду получил Г. Айги?


Начнем с поздравления!

Пусть наступивший год для нас будет ярче, лучше, теплее, успешнее и счастливее!

2015-ый год - год литературы в России и год Константина Иванова в Чувашии

В год 100-летия со дня рождения поэта на XXV сессии ЮНЕСКО 1990 год был объявлен Годом Константина Васильевича Иванова. Интерес к творчеству поэта, переходя от поколения к поколению, не иссяк и в наши дни.
Учитывая мировое значение культурного наследия Константина Васильевича Иванова, в целях увековечения его памяти и привлечения внимания общества к литературе, 2015 год Указом Главы Чувашской Республики объявлен Годом К.В. Иванова.
Объявленный в Чувашии Год К.В. Иванова перекликается с Годом литературы в России.

27 мая 2015 года исполнится 125 лет со дня рождения автора бессмертной поэмы «Нарспи» К.В. Иванова, который вошел в историю как поэт, драматург, переводчик, прозаик, фольклорист, живописец и основоположник современной чувашской литературы. Его творчество является достоянием всей мировой культуры.
Главное произведение Константина Иванова - Нарспи - своего рода Ромео и Джульета для Англии.

Видные деятели культуры и искусства о Констанине Иванове

Подготовка и проведение в Чувашской Республике в 2015 году мероприятий, посвященных Году К.В. Иванова, будет способствовать повышению культурного потенциала жителей Чувашии, особенно подрастающего поколения, сохранению историко-культурного наследия нашей страны, укреплению межрегиональных связей и престижа Чувашской Республики.

Эту мысль подтвердили и видные деятели культуры и искусства Чувашии.

Валерий Тургай, народный поэт Чувашской Республики, заслуженный работник культуры Чувашской Республики и Республики Татарстан:

«Необходимость и важность данного Указа очевидны: Константин Васильевич Иванов, безусловно, - великий поэт не только чувашского народа, но и всей России. Его гениальная поэма «Нарспи» является достоянием всей мировой цивилизации. Об этом не раз говорили авторитетнейшие люди: А. Твардовский, А. Фадеев, М. Карим. Именно 100-летний юбилей К. Иванова в 1990 году был отмечен на уровне ЮНЕСКО. Такого еще в истории чувашской культуры не было. И поэтому я всем сердцем поддерживаю и приветствую Указ Главы Чувашской Республики Михаила Васильевича Игнатьева «Об объявлении в Чувашской Республике 2015 года Годом К.В. Иванова».

Николай Казаков, председатель Союза композиторов Чувашской Республики, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики:

«Думаю, это правильное и хорошее решение. На сегодняшний день чувашская литература нуждается в государственной поддержке. И это заметно: мало современных произведений, которые отражали бы нашу жизнь. Рад, что на это обращено внимание Главы республики, и надеюсь, что принятое решение поможет появлению свежих талантов и новых великих произведений для чувашского народа».

Юрий Васильев, художественный руководитель Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца, народный артист Российской Федерации:

«Фигура Константина Васильевича Иванова значительна для всего чувашского народа. Он является родоначальником не только нашей чувашской литературы, но, можно сказать, и всей чувашской культуры. От его импульса, творчества начинается вся жизнь чувашской нации. Поэтому издание Главой Чувашской Республики Указа «Об объявлении в Чувашской Республике 2015 года Годом К.В. Иванова» к юбилею поэта - это большое событие, необходимое сегодня для республики. И мы, работники культуры, должны тщательно готовиться и выполнять мероприятия, которые будут намечены в рамках проведения объявленного Года».

Порфирий Афанасьев, народный поэт Чувашской Республики, заслуженный деятель искусств Чувашской Республики:

«Константин Васильевич - наш самый уважаемый поэт-классик, автор «Нарспи». Я считаю очень правильным и оправданным решение руководства нашей республики. Основатели художественной литературы, особенно художественной поэзии - Иван Яковлевич Яковлев и его ученик Константин Васильевич Иванов положили начало самой хорошей добротной поэзии».

Валерий Яковлев, народный артист СССР, художественный руководитель Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова:

«Если говорить о величии мастера слова, то он является основоположником высочайшей чувашской поэзии. Постановка «Нарспи» неоднократно осуществлялась в Чувашском государственном академическом драматическом театре, а сейчас проходит на сцене Чувашского театра оперы и балета и Чувашской государственной филармонии. Его имя заслуженно носит Чувашский академический драматический театр. Часто выезжаем на гастроли, бываем на родине поэта во время летних сельских гастролей, актеры всегда заходят в его музей. Несравнимая ни с одним другим произведением поэма «Нарспи», настолько простая, и вместе с тем глубокая и значительная. Сложно писать можно, а вот писать просто и неповторимо - это огромный талант».

Сложно писать можно, а вот писать просто и неповторимо – это огромный талант

" Сложно писать можно, а вот писать просто и неповторимо - это огромный талант " - сказал о Константине Иванове Валерий Яковлев, народный артист СССР, художественный руководитель Чувашского государственного академического драматического театра им. К.В. Иванова.

Об этом человеке нельзя не знать. Удивительно талантливая и обходительная, удивительно интеллигентная личность. Впрочем, вот его биография:

Родился 25 сентября 1939 г. в селе Трех-Изба Шемурша Шемуршинского района Чувашской Республики, окончил два факультета : в 1961 году - актерский, в 1967 году - режиссерский, работал в Чувашском академическом драматическом театре режиссером-постановщиком (1967-1979), главным режиссером (1979-1990), а с 1990 г. работает художественным руководителем Чувашского академического драматического театра.

Яковлев В.Н. является видным деятелем Российской культуры и искусства. Самоотверженным творческим трудом он поднял чувашский театр на качественно новую ступень профессионализма и художественности, положив в его основу бережное сохранение народных истоков, поэтическую красоту обычаев и традиций чувашского народа, одновременно обогащая его современной театральной эстетикой. Талант Яковлева В.Н. богат и многогранен. Его постановки завораживают зрителей своей откровенностью, многообразием стилей и жанров при воплощении драматургии разных авторов на сцене. Для его спектаклей характерен глубоко осмысленный подход к стилистике и идейному содержанию драматургического первоисточника, бережное и творческое отношение к национальным традициям. Исследование человеческого характера, подробный психологический анализ явлений, социальных изменений, происходящих в обществе, делают спектакли Яковлева В.Н. не только художественными явлениями, но и актами гражданского события для зрителей не только чувашской республики, но и других регионов России.

Его спектакль «Ежевика вдоль плетня» по пьесе Б.Чиндыкова в 1990 г. на Всероссийском фестивале «Лучшие спектакли России», в 1991 г. на Всероссийском фестивале тюркских народов, в 1992 г. на Всероссийском фестивале «Федерация - 92» в Чебоксарах занял первые места и вошел в число лучших спектаклей России, получив большую оценку у театральной общественности и критики. На ІІ-ом Международном фестивале тюркоязычных народов «Туганлык» в 1996 г. спектакль по повести В.Распутина «Прощание с Матерой» и на VІ-ом театральном фестивале «Русская классика. Пушкин. Тургенев» в 1999 году спектакль «Моцарт и Сальери» А.Пушкина стали лауреатами фестивалей.

Поставленный Яковлевым В.Н. спектакль «Плач девушки на заре», посвященный 1100-летию образования государства Волжской Булгарии, стал лауреатом Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» в 1998 г. Он получил приз «За постановочную культуру спектакля». Так же за эту историческую трагедию Яковлев В.Н. удостоен Государственной премии Чувашской Республики.

Спектакль «Свет далекого счастья» А.Тарасова, где Яковлев В.Н. выступает как режиссер и одновременно как художник-постановщик, решенный в образно-ассоциативном стиле, является достойным продолжением его предыдущих авторских работ. Данный спектакль открывает новые драматические стороны нашей жизни, которые заставляют зрителя по-новому взглянуть на свою жизнь, на жизнь окружающих, и занимает достойное место среди лучших спектаклей не только нашей республики, но и России. Об этом свидетельствуют высказывания критиков, журналистов, а также призы, полученные на VII Международном фестивале тюркских театров «Науруз» и на Международном театральном фестивале «Волкову, Волкову, Волкову, всем мы обязаны…» в 2002 г. На VIII-ом Международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз» в Казани со спектаклем «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки Яковлев В.Н. получил приз за «Лучшую работу режиссера» (2005 г.).

Кроме режиссерской работы Яковлев В.Н. создал на сцене много образов как актер: Леонардо - «Кровавая свадьба» Ф.Г.Лорки, халиф Джафар аль Муктадир - «Телей и Илем» И.Петровой, Павлин - «Варвары» М.Горького, Иван - «Выйди, выйди за Ивана» Н.Айзмана, Великий Князь - «Плач девушки на заре» Н.Сидорова и другие. Как актер он пластичен и темпераментен, наделен яркой индивидуальностью и глубоким постижением сути образа.Составной частью творческой работы Яковлева В.Н. является постановка концертов, а их было около 100: посвященные Дням литературы и искусства Чувашии в Москве, Татарской, Башкирской, Мордовской республиках, Белоруссии, Горьковской области, а также к памятным и юбилейным датам республики и страны.

Являясь профессором Чувашского государственного института культуры и искусства, много сил и энергии Яковлев В.Н. отдает подготовке кадров профессиональных артистов. Также при его активном участии были в разные годы организованы три чувашские студии при Московском театральном училище им. М.С. Щепкина, одна - при Ленинградском институте театра музыки и кинематографии

Свидетельством плодотворной творческой работы Чувашского академического драмтеатра им. К.В. Иванова, художественным руководителем которого работает Яковлев В.Н., является устойчивый зрительский интерес, большая любовь чувашского народа, давшего ему определение «театр, любимый народом». Яковлев В.Н. - дважды лауреат Государственной премии Чувашской Республики (1977 г., 1999 г.), лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства (2003 г.), удостоен премии Правительства России им. Ф.Волкова (2002 г.). Яковлев В.Н. является секретарем Центрального Правления СТД России, председателем Правления СТД Чувашии. Ему присвоены звания: «Заслуженный деятель искусств ЧР» (1970 г.), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1975 г.), «Народный артист РСФСР» (1981), «Народный артист СССР» (1991 г.). Награжден орденами «Дружбы народов» (1999 г.), "За заслуги перед Чувашской Республикой" (2008 г.), Почета (2010 г.).

Избирался депутатом Верховного Совета ЧАССР и членом Президиума Верховного Совета ЧАССР (1980 г., 1985 г.).
http://teatr.culture21.ru/persons.aspx?LINK=721

Действие начинается в чувашском селе Сильби, где жили богатые родители красавицы Нарспи . Отец Нарспи Михедер был известен и уважаем, как любой богач, во всем селе. Несмотря на просьбы дочери подождать с ее свадьбой хотя бы год, он принял решение выдать ее замуж за богатого жениха из села Хужалги. Трудно сказать сколько было лет Нарспи, скорее всего 15 — 16. Именно в таком возрасте до революции выдавали замуж девушек. Судя по описанию, жених был значительно старше невесты. Вот несколько цитат о нем:

«Вот уж он подъехал ближе:
Хоть не молод, да здоров,
Бородатый, пухлый, рыжий,
Нос приплюснут, взгляд суров. »

«Хуже пытки, горше смерти
Видеть старость жениха! »

«Ой, зачем на стыд, на муки
Дочь свою, отец и мать,
Старику чужому в руки
Вы надумали отдать?»

Однако горе Нарспи усугублял не только возраст жениха, но и возникшая год назад первая любовь к односельчанину бедняку, молодому Сетнеру с «пшеничными усами» . Любая влюбленная девушка 15 — 16 лет поняла бы душевное состояние Нарспи . И Сетнер и Нарспи прекрасно понимали, что у них нет будущего, ибо никогда бы богатый Михедер не согласился отдать холеную дочь за нищего. Но любовь разрывает обоим сердца. Накануне свадьбы Сетнер предлагает Нарспи бежать. По-началу она просит любимого дать ей время на размышление. По чувашской традиции свадьба начинается еще до приезда жениха за несколько дней. С утра в богатый дом Михедера стекаются гости. Они пьют пиво и водку, поют песни, хохочут и танцуют до упаду. Только Нарспи плачет. Но отца мало трогают девичьи слезы. Богатство жениха так велико, что «продажа» дочери по его мнению вполне оправдана. Когда гости разошлись, а захмелевшие родители уснули, Нарспи решается на побег. Трудно сказать на что рассчитывали влюбленные. Они мчались на коне Сетнера далеко в лес. Думали ли они о том где и на что будут жить, планировали ли вернуться назад в село после сорвавшейся свадьбы, и сколько времени им придется пробыть в чаще, неизвестно. В поэме описано лишь, что беглецы устали, и сон сморил их под дубом. Несколько намеков на бесчестие Нарспи и все. Впрочем, бесчестием можно назвать было уже сам побег накануне свадьбы. Когда родители Нарспи обнаружили ее отсутствие, то Михедер срочно снарядил погоню. Спящих влюбленных нашли, связали и доставили в дом Михедера. Сетнер был избит почти до смерти, а Нарспи

«А Нарспи в сенях умыли,-
Не идти ж к гостям в пыли?
Покрывалом вновь накрыли
И за занавес свели… »

Так Нарспи была насильно выдана замуж. В первую же брачную ночь новоиспеченный старый муж Тохтаман натолкнулся на непокорность своей юной супруги и пообещал ей в будущем далеко не сладкую жизнь. Слово свое жестокий муж сдержал:

«А теперь уж нету мочи.
Ах, когда ж конец придет?
Тохтаман с той первой ночи
Всякий день бедняжку бьет» .

Мало того, что Тохтаман никак не мог смириться с сопротивлением Нарспи , так еще узнал о ее побеге с Сетнером накануне свадьбы. Ревность и обида развязывали руки грубому Тохтаману. Он бил ее нагайкой, не щадя своих сил каждую ночь. Нарспи же была глубоко несчастной сразу по нескольким причинам: грызла сердце разлука с Сетнером, унижения и физические страдания в совместной жизни с нелюбимым и старым мужем, тоска по родному селу. Ей некому было даже пожаловаться на свою несчастную долю. Впрочем, Константин Иванов никак не выражает свою позицию относительно судьбы и поведенияНарспи . Он просто констатирует факт за фактом. А факты далеко не утешительные. Спустя 3 недели после свадьбы, в бесконечных избиениях и оскорблениях, Нарспи решается на великий грех — убийство ненавистного мужа. В искусно приготовленный суп молодая жена добавляет яд. Ничего не подозревающий Тохтаман, вернувшись вечером с работы в поле, съедает не одну тарелку, нахваливая умения супруги. Спустя несколько часов, он умирает. Нарспи , не теряя времени и прячась от людских взоров, убегает в лес. Там она случайно встречается с Сетнером и, они вместе возвращаются в родное село Сильби в нищую лачугу Сетнера и его матери. Далее можно было бы события развернуть в сторону хеппи энда. Например, со временем примирить Нарспи с родителями и устроить наконец ее счастье. Но автор решил иначе. Во-первых, родителиНарспи , узнав, что дочь вернулась в родное село и поселилась у Сетнера, пришли с целью вернуть свою бывшую собственность — дочь. Они долго ее срамили за убийство мужа и за постыдное внебрачное сожительство с мужчиной. Неоднократно отец с матерью указывали Нарспи , что ее выбор пал на парня из нищеты, что так же позорно! Но Нарспи твердо заявила, что если Сетнер не будет ими принят и их брак не будет благославлен, то она им больше не дочь. Проклиная и Сетнера и Нарспи , родители покинули дом бедняка, надеясь на то, что нищета заставит Нарспи изменить свое решение и придет к ним сама на поклон. Но судьба распорядилась иначе. В ту же ночь в богатый дом Михедера забрались воры. Они усыпили батраков и с легкостью убили стариков-хозяев. Когда до Сетнера донесся слух о несчастье, постигшем родителей Нарспи , он бросился к ним в дом на выручку, не взирая на свои обиды. Там он получил удар топора по голове. Увидев сразу три трупа самых близких людей, Нарспи решила, что ей не место на этом свете. Она ушла в «Конопляный лог» , где лишила себя жизни. Так заканчивается поэма «Нарспи» Константина Иванова .
http://demsvet.ru/luchshie-knigi/o-poeme-narspi

Нарспи - жемчужина чувашской литературы

У каждого народа есть своя культура и свои литературные жемчужины. На мой взгляд читать такие вершины творчества художественной литературы куда интереснее, нежели общепризнанную классику. Вы спросите почему? А потому, что это отличный повод разобраться самому в произведении и выступить в роли беспристрастного критика и судьи. Никакой учитель не даст Вам ни единой подсказки как именно нужно судить о книге. И Вы никому НЕ ДОЛЖНЫ высказывать заученные похвалы в адрес автора. Тем и интереснее такие вот вроде бы известные произведения, но в сравнении с Шекспиром или Гомером, они не затерты. Нет разбора каждой фразы, каждого слова, каждой запятой и точки.

Книга была написана молодым и очень талантливым чувашским поэтом Константином Ивановым в 1908 году на чувашском языке. Если быть наиболее точной, то написано произведение было в 1907 г., но опубликовалась поэма в 1908. Надо заметить, что любое литературное произведение ценится не только сюжетом, информативностью, структурой и стилем, но еще и красотой слога. (Более подробно о литературных терминах можно прочитать в одной из статей БиблиоГида) Здесь кроется первая проблема любого переводного издания. Люди, хорошо владеющие чувашским языком, утверждают, что поэма «Нарспи» в оригинале звучит, словно журчание ручейка: где-то плавно и размеренно, а где-то задорно и весело. Передать ритм стиха требует от переводчика не меньшего таланта, чем от самого автора. Поэтому при составлении своего мнения о поэме подобное обстоятельство следует учитывать всерьез. Лично я читала «Нарспи» в переводе с чувашского языка Борисом Ирининым. Далее, я предлагаю поговорить о сюжете. Именно сюжет и поведение главных героев вызывает более всего споров среди читателей.

Прежде всего следует учесть, что положение женщины в дореволюционной Чувашии было не лучшим, чем у рабыни. В начале женщина принадлежала отцу, потом — законному супругу. Мнение женщины мало волновало мужчину. Женщину легко было обидеть, унизить и оскорбить. Было вполне нормальным явлением избиение жены. Константин Иванов в своей поэме отразил правдивую действительность тех времен и истинное положение чувашской женщины в обществе. Недаром один из главных героев Сетнер считался сиротой, несмотря на то, что его старушка-мать была жива. Современный читатель зачастую судит о произведении, забывая об этом обстоятельстве...

Многие считают, что как бы там не было, но Нарспи не достойна быть национальной героиней, так как как не крути, а все-таки она убийца. Другие во многом винят Сетнера, мол он мог бы и постараться хоть что-то предпринять для изменения ситуации. Однако данное суждение довольно строго. Ибо Сетнеру скорее всего было не больше 16, он работал с утра до ночи за троих, но этого оказалось недостаточным, чтобы поправить свое нищенское положение. Кто-то вообще придерживается мнения, чтоНарспи обязана была терпеть всю свою жизнь, мол такова женская доля, все так в то время жили. Есть охотники сравнивать данную поэму с шекспировскими Ромео и Джульеттой. Что ж, имеют полное право! А я бы предложила для интереса действия данной поэмы перенести в наше время. Разве сейчас не стоит та же проблема яркого контраста между богатыми и бедными? И как часто дочери олигархов выходят замуж за простого инженера или вообще грузчика?

В заключение хотелось бы добавить, что в поэме «Нарспи» очень много описаний природы, национальных костюмов, чувашских традиций и обычаев. Описан быт и другие национальные особенности чувашей. Именно поэтому судить о произведении, опираясь исключительно на сюжетную линию, я бы не посоветовала.

В любом случае, здесь есть о чем порассуждать и поспорить. Провести параллель с нашим временем или окунуть себя в то время и в те условия.
У каждого читателя - своё суждение и мнение по поводу поэмы. Здесь же вы познакомились с мнением Светланы Дементьевой.

Кто такая Нарспи?

Кто такая Нарспи?
Нарспи - молодая девушка, ничего не знающая в жизни, кроме родительского дома.

Одуванчик ярко-желтый
Средь травы цветет в степи
А в Сильби растет девица
С редким именем Нарспи.
На лицо она прекрасна,
Как цветочек полевой.
Очи — черные агаты —
Блещут силой огневой.
Вьется локон своевольный,
От косы спускаясь вниз.
В лад с походкою девичьей
Раздается звон монист.
Лишь окинет парня взором —
Затрепещет сердце в нем;
Улыбнется — переполнит
Душу негой и теплом.
Кто приветливо не взглянет
На цветок родных полей?
Кто, красавицу увидев,
Не вздохнет потом по ней?

......

Живет она в семье богатой. Вот и замуж родители решили выдать ее за богатого, не посчитались, что сердце ее уже отдано молодому красавцу-бедняку Сетнеру. Пыталась Нарспи убежать из-под венца, ничего не вышло, поймали. Так и отдали за богатого старика Тахтамана. Узнал Тахтаман, что пыталась убежать Нарспи из-под венца, стал нещадно бить молодую жену. Не стерпела Нарспи, отравила ненавистного мужа и убежала в родное село к Сетнеру. Заканчивается поэма трагически: пришлые разбойники грабят и убивают богатых родителей Нарспи и вступившегося за них Сетнера. Печальна и судьба самой Нарспи. Совершив преступление, не становится она счастливой. Погибает возлюбленный, и жизнь ей не мила.

«О родители, зачем вы
К жизни вызвали меня?
Показали свет — и вижу
Лишь страданья в мире я.
О мой бог, мой добрый пюлех,
Ты зачем мне душу дал,
Коль ни в чём бедняжке юной
Счастья-доли не послал?
О душа моя, за что же
Ты на казнь осуждена?
В целом мире оказалась
Лишней только ты одна... »
Так Нарспи, скорбя и плача,
К полевым воротам шла,
Вышла в поле и к долине
Конопляной побрела.
У людей, ее встречавших,
Грусть в глазах была видна.
О сегодняшних событьях
Толковали до темна...


Педер Хузангай о "Нарспи"

Педер Хузангай, народный поэт и писатель Чувашии
"Подлинная народность, высокая простота, огромная эмоциональная сила, композиционная стройность, колоритность пейзажа, осязаемость и пластичность образов, законченность их характеров, стремительное развитие сюжета, трагедийность по самой социальной сути, вместе с тем удивительная целомудренность, чувство меры, проникновение в глубину народной психики - вот что подкупает нас в "Нарспи", - написал народный поэт Чувашии Педер Хузангай в предисловии к поэме. - Это - национальное чудо, вершинный блеск дореволюционной чувашской культуры. Нарспи и Сетнер - это чувашские Ромео и Джульетта. Когда я переводил на чувашский язык бессмертную трагедию Шекспира, старики Капулетти и Монтекки у меня поневоле ассоциировались с Мигедером и Тахтаманом. Конечно, это два времени, два народа. Но тем убедительней вечность, общечеловечность подобного конфликта".

Презентация мюзикла "Нарспи"

2015 год борьбы с заболеваниями сердца

2015 год - национальный Год борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями

Как сохранить сердце здоровым?




Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) являются ведущей причиной смерти в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения смертность от сердечно-сосудистых заболеваний ежегодно составляет 17,3 миллиона человек. В России среди социально значимых заболеваний ССЗ занимают первое место.
По данным Всероссийского научного общества кардиологов, заболевания сердца и сосудов являются причиной более половины всех смертей россиян и составляют 56% от общей смертности.



Сердечно-сосудистые заболевания «помолодели» и виноваты в этом стрессы, малоподвижный образ жизни и неправильное питание. Поэтому, уже сегодня необходимо приступить к профилактике!

ПЕРВЫЙ ШАГ - отказ от малоподвижного образа жизни. Регулярные физические нагрузки способны увеличить продолжительность жизни и способствуют снижению веса.

ВТОРОЙ ШАГ - здоровое питание. Питайтесь правильно!

- Меньше потребляйте продукты животного происхождения (жирное мясо, жирные молочные продукты и жирные сорта сыра, сливочное масло, креветки).

- К полезным продуктам относится белое мясо курицы или индейки, молоко и творог пониженной жирности. Включите в свой рацион рыбу, кукурузное, оливковое, горчичное, льняное масло, орехи.

- Очень полезна для сердца клетчатка, которая содержится в хлебе грубого помола, кашах, мюсли.

-Увеличьте количество продуктов, содержащих пищевые волокна, которые выводят холестерин из организма - фрукты (груша, яблоко, апельсин, персик), ягоды (клюква, брусника, черника, малина, клубника, черная смородина), бобовые (горох, чечевица, фасоль), потребляйте не меньше 500 грамм овощей и фруктов в день.

ТРЕТИЙ ШАГ - нормализация холестерина. Каждый человек старше 20 лет должен знать свой уровень холестерина.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ - контроль артериального давления. В норме уровень артериального давления - до 130/85 мм рт ст. Грозными осложнениями артериальной гипертонии являются мозговой инсульт, различные виды ишемической болезни сердца: стенокардия и инфаркт миокарда, а также нарушение ритма сердца, сердечная недостаточность.

ПЯТЫЙ ШАГ - нормализация веса. Каждый человек может сам высчитать свой индекс массы тела.

Индекс массы тела определяется по формуле:

ИМТ = вес в кг/рост в м2

ИМТ 18,5 - 24,9 - это норма

25 - 29,9 - избыточная масса тела

>30 - ожирение

Ожирение относится к числу самых распространенных хронических заболеваний, приводящих к развитию артериальной гипертонии, инфарктам и инсультам, сахарному диабету, онкологическим заболеваниям. В развитии болезней сердца кроме такого показателя, как индекс массы тела, важную роль играет окружность талии, как маркер абдоминального типа ожирения. В норме этот показатель не должен превышать 80 см у женщин и 94 см у мужчин. Если ваши показатели выше, то это верный признак того, что у жир начинает откладываться не только в подкожно-жировой клетчатке, но и вокруг внутренних органов. Доказано, что снижение веса приводит к улучшению показателей артериального давления, сахара крови, холестерина, и, как следствие, снижает риск тромбообразования и сердечно-сосудистых осложнений.

Соблюдая эти несложные шаги к здоровью, вы сбережете свое сердце.



ПОМНИТЕ!
СЕРДЦЕ У НАС ОДНО И ОНО ПРОСИТ КАЖДЫЙ ДЕНЬ ЛЮБВИ И ЗАБОТЫ!





Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!