Плюсы и минусы гендерного воспитания. Дефицита общения нет! Экспериментальные школы для мальчиков и девочек - отзывы специалистов о преимуществах и недостатках раздельной формы обучения

План

Введение

1. Становление полоролевой идентичности в юношеском возрасте

2. Гендер в образовании

3. Роль образования в достижении гендерной справедливости

4. Гендерная стратегия РФ

Заключение

Список литературы


Введение

Современное российское общество находится сегодня на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократического общества - это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях и создание условий для их реализации. Современная концепция демократии исходит из того, что без достижения гендерного равенства невозможно построение полностью демократического общества. Только воспитание, основанное на равноправии полов, способно сформировать эгалитарное сознание у будущих граждан. Открытому демократическому обществу необходимы такие качества, как толерантность, критическое мышление, независимость. Без гендерного образования эти качества мы не сможем воспитать в наших учениках, так как не сможем сформировать у них гармоничные гендерные отношения. Гендерная педагогика создает другой взгляд на мир, на свою собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьезным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счете - к изменению общественного сознания.

Эта проблема обретает очень актуальное звучание в условиях обновления исторического и обществоведческого образования, модернизации общеобразовательной школы, в концепции которой подчеркивается, что важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Следовательно, гендерное образование решает множество важных социальных задач, и необходимость его развития не должна вызывать сомнений. Гендерная педагогика должна стать необходимым компонентом гражданского образования.

В настоящее время в нашей стране наблюдается достаточно активный процесс интеграции гендерных курсов в систему высшего образования. Однако в среднем школьном образовании их преподавание является еще большой редкостью. На Западе же гендерное образование и воспитание начинаются с детского сада и школы. И это не случайно, так как только воспитание, ориентированное на равноправие полов, способно сформировать эгалитарное сознание у подрастающего поколения.

Рассмотрев актуальность темы, поставим цель курсовой работы: проанализировать гендерный аспект в образовании.

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть становление полоролевой идентичности в юношеском возрасте;

Рассмотреть гендер в образовании;

Рассмотреть роль образования в достижении гендерной справедливости;

Рассмотреть гендерную стратегию РФ.


1. Становление полоролевой идентичности в юношеском возрасте

Типично мужской образ - это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. При этом чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т.п., женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т.п.

Становление психологического пола, т.е. принятие мальчиками и девочками мужской и женской роли осуществляется в процессе половой идентификации.

В течение жизни человека биологические факторы половой дифференциации дополняются социальными. Пол новорожденного задает взрослым определенную программу его воспитания. Происходит обучение ребенка половой роли в соответствии с культурными традициями данного общества. Сюда входит система стереотипов маскулинности и фемининности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины.

Возникновение половой идентификации объясняется различными теориями. Так, Т.А. Репина провела анализ теорий полоролевой социализации в западной психологии.

Традиционная психоаналитическая концепция, начиная с З. Фрейда, как известно, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам и считает основным ее механизмом процесс идентификации ребенка с родителями. Традиционный психоанализ признает, что мужская и женская модели диаметрально противоположны по своим качествам и что личность тогда развивается гармонично, полноценно, когда она следует полоролевым моделям родителя своего пола, когда не нарушается ее половая идентификация.

Теория социального научения и ее разновидность - теория моделирования (А. Бандура, Р. Уолтере, X. Биллер), опираясь на бихевиористский принцип обусловливания, утверждает, что все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители. Как считают сторонники социального научения, ребенок идентифицирует себя не с одним из родителей, а с неким абстрактным образом мужчины и женщины, созданным им на основании многих наблюдений над соответствующим этому полу поведением взрослых. Причем важным для ребенка оказывается не сам по себе пол того, кому подражают, а информация о том, что поведение этого человека соответствует определенному полу.

Теория когнитивного развития (Л. Колберг), или теория самокатегоризации, не отрицая роли подкрепления, главным все же считает получаемую ребенком от взрослого информацию о полоролевом поведении и понимание ребенком своей половой принадлежности и ее необратимости. Эта теория подчеркивает познавательную сторону процесса идентификации.

Сначала ребенок узнает, что значит быть мужчиной или женщиной, затем определяет, кто он есть, и далее старается согласовать свое поведение с представлением о мужчине или женщине. Отсюда и важность для половой идентификации интеллектуального развития ребенка. Подкрепление же и моделирование начинают оказывать существенное влияние на формирование психологического пола только после того, как половая типизация уже произошла.

Теория социальных ролей А. Игли гласит, что многие тендерные различия являются продуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют в мужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Различные роли формируют различные навыки и аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и женщин. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными делами, мы делаем заключение, что они разные люди.

Согласно новой психологии пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, основную роль в формировании психического пола и половой роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей и реализуются в процессе воспитания детей. Пол врожденный может лишь помочь определить потенциальное поведение человека, а главное - пол психологический, социальный, который усваивается прижизненно и на формирование которого оказывают большое влияние вариации половых ролей и соответствующие им социальные ожидания, присущие данной культуре. Психологические конструкты "маскулинности" и "фемининности" в этой концепции соотносятся с понятиями инструментальное™, что отражает способность к самоутверждению и компетентность, и экспрессивности, представляющей качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность.

Как отмечают в обзорной статье Я.Л. Коломинский и М.X. Мелтсас, полоролевая идентичность делится большинством авторов на две составляющие:

Половая идентичность - понимание принадлежности себя к определенному полу; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу;

Собственно полоролевая идентичность - знание и усвоения ролей мужчины и женщины.

В целом на полоролевую идентификацию влияет множество факторов, среди которых можно выделить: полоролевую идентификацию детей с родителями, влияние сверстников и влияние литературных произведений, кино и телевидения. Процесс полоролевой идентификации приводит к формированию половой идентичности. Половая идентичность, т.е. осознанная принадлежность к определенному полу, согласно И. С. Кону - результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.

Половая идентичность основывается, с одной стороны, на соматических признаках (образ тела), а с другой - на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия или несоответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Причем, как и все прочие самооценки, они во многом производны от оценки окружающими. Особенно остро стоит эта проблема у юношей, у которых полоролевые нормативы и ожидания исключительно жестки и завышены. В детстве стимуляция со стороны взрослых преимущественно является негативной: не поощрение "мужских" проявлений, а наказание за "немужские". В сочетании с недостатком ролевых моделей такое давление приводит к тому, что мальчик вынужден строить свою половую идентичность преимущественно на негативном основании: не быть похожим на девочек.

Девушкам "везет" больше. Отсутствие в культуре жесткого стереотипа "настоящей женщины", разнообразие представлений о подлинно женских качествах облегчают формирование полоролевой идентичности, давая девушке широкие возможности соответствовать стереотипу, оставаясь самой собой.

В нашей школе введено раздельное обучение мальчиков и девочек. В этом году мне предложили работать в раздельных классах, сначала испугалась, справлюсь ли с мальчишками да еще первоклассниками? Было непривычно и интересно. Первым делом поинтересовалась историей гендерного обучения в России и других странах, познакомилась с отзывами учителей, работающих в таких классах, изучила положительные и отрицательные стороны такого обучения.

Узнала, что на Руси всегда существовала система раздельного обучения. Раздельно мальчики и девочки учились и при Петре 1, и в конце 30-х годов, и после Великой Отечественной войны. Но с 1 сентября 1954 г раздельное обучение в советских школах было отменено.

Мне стало интересно, а как обстояли дела с гендерным обучением в других странах? В Америке сейчас растет увлечение гендерным обучением. В Великобритании всегда было раздельное обучение. В последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но все равно англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать их отдельно. В Австралии мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям пользу. Оказывается, школы для девочек закончили в свое время: "железная леди" Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний - Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина и др.

Сейчас в школах 64 регионов России ведется раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ и садов в разных регионах России.

Приступив к работе в гендерном классе, я узнала, что психологи считают гендерное обучение особо полезным детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью. Врачи, генетики и педагоги объясняют, что мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Начав работать в классе мальчиков, поняла, что главный плюс раздельного обучения, это то, что детям дается дополнительный стимул к учебе и развитию (у мальчиков главный стимул - это соревнование). При работе в классе «девочек» надо осторожно проводить соревнования, потому что эмоциональные девочки часто остро реагируют на неудачу, если проигрывают, зато они любят работать «в парах». В классе «мальчиков», наоборот, соревнование заводит, заставляет быстрее думать и искать правильный ответ. Я работаю по системе УМК «Перспектива», но один и тот же предмет или тему в раздельных классах дети изучают разными темпами, поэтому уроки в классах «девочек» и «мальчиков» строятся по-разному. Девочкам надо подробнее объяснять тему, приводить примеры, проверять, как усвоили. Мальчикам предлагаю самим справиться с заданием, найти решение самостоятельно, включаю в поисковую деятельность, а уже потом обобщаю и объясняю, как надо было действовать. Считаю, что от того, насколько требования, предъявляемые учителем, будут адекватны к возможностям девочек и мальчиков, во многом зависят и школьные успехи, и становление личности в целом.

Сравнивая работу в обычном классе и в классе мальчиков, заметила, что в гендерном классе мальчики быстрее воспринимают требования школы. На уроках мальчики не стеснялись неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли.

Главным недостатком гендерного обучения и воспитания его противники считают недостаток общения с противоположным полом. По моему мнению, эта проблема надуманна, так как отношение к девочкам закладывается в семье. Это отношение мужчины к женщине - жене, к женщине - матери, брата к сестре, отца к дочери. Мы с педагогом, ведущим класс девочек в нашем лицее, составили совместный план воспитательной работы с учетом гендерных особенностей обоих классов. Мальчики и девочки в нашей школе будут встречаться на уроках хореографии, музыки, на классных часах, школьных и внешкольных мероприятиях.

Заметила, что в гендерных классах лучше идет усвоение материала, т.к. на уроках дети не отвлекаются на противоположный пол. В таких классах почти не бывает ссор между девочками и мальчиками, как, например, в общих классах. Встречаясь с девочками из параллельного класса, мои мальчики стараются вести себя обходительно, насколько это возможно в первые дни сентября в первом классе.

На классных часах планирую проводить беседы на такие темы: «Что значит быть настоящим мужчиной», «Образ современной девочки», «Приемы этикета», играть в ролевые игры.

Правда, на перемену они всегда выбегают из кабинета быстрее и раньше девочек, их после звонка просто не удержать, а девочки часто и после звонка продолжают работать, только потом идут отдыхать.

Считаю, что особо актуально взаимодействие школы и семьи при гендерном обучении. С родителями мне повезло, с первых дней в этом классе меня поддерживают, подбадривают, помогают.

И в заключение хочу высказать свои пожелания по работе в гендерных классах:

1. Для мальчиков нужно больше загруженности в спортивных секциях, в кружках моделирования, конструирования. Для девочек - кружки прикладного творчества, театральные.

2. На совместных уроках хорошо бы разучивать плавные, спокойные танцы.

3. С классом мальчиков должны работать больше преподавателей - мужчин.

4. В начале урока в классе мальчиков давать упражнения, требующие логического мышления, и тогда урок будет более успешным.

5. На переменах и во внеклассной работе поощрять шефство старших детей над младшими, причем как мальчиков над девочками, так и девочек над мальчиками.

Мальчикам моего класса нравится учиться раздельно, но и в смешанном классе ребята также, не против учиться. Единого мнения не будет, кому-то нравится учиться вместе, это тем, кто учится вместе, а кому-то нравится учиться отдельно - это тем, кто учится отдельно. Кому-то не нравится учиться вообще, он испытывает трудности в любом классе. Поэтому вывод один: каждый пусть выбирает то, что ему по душе!

Гендерное обучение - особенности физического развития и физической подготовленности детей разного возраста, обоснование целесообразности их раздельного обучения. Выявление и учет гендерных особенностей обучения при организации и построении занятий по физической культуре.
Говоря проще: мальчики и девочки обучаются отдельно друг от друга, необязательно в разных школах, обучение может проходить в разных классах, а на переменах отдыхают все вместе.

Доказано, что у парней:
Сильнее развито правое полушарие мозга.
Драки происходят в 10 раз чаще, чем у девочек.
На телефонный разговор в среднем уходит всего 6 минут в день, да и то только для того, чтобы передать необходимую или срочную информацию. У женщины же на это уходит в среднем 20 минут.
Лучше развито зрение. Они видят окружающий мир намного четче. Однако у женщин лучше развита зрительная память (на лица, порядок расположения предметов и т. д.).
Все это связано с тем, что мужской организм приспособлен к охоте на больших пространствах и расстояниях (а также к борьбе и межплеменной войне). Обычно ему приходилось в течение нескольких дней выслеживать и преследовать свою жертву, а затем находить дорогу обратно в свою пещеру.

Доказано, что у девушек:
Сильнее развито левое полушарие мозга.
Слух развит в два раза лучше, чем у мужчины. Это связано с тем, что женщина слышит говорящего с помощью обоих полушарий, тогда как мужчина - преимущественно с помощью левого полушария.
Уже в детском саду во время занятий девочки разговаривают 15 минут, а мальчики в четыре раза меньше - всего 4 минуты.
В 9-летнем возрасте девочки опережают мальчиков в развитии на 18 месяцев.
Сильнее развита тактильная чувствительность, ведь на коже у женщин находится в 10 раз больше рецепторов, чувствительных к прикосновению.
Это связано с тем, что в течение долгого времени женщины приспосабливались к в воспитанию детей, которых надо гладить и ласкать.

Однако противники гендерного обучения полагают, что разделять детей по половому признаку нельзя, и опасаются, что таким образом мальчики и девочки не приобретут необходимых навыков общения. Разница между полами, считают они, сильно преувеличена. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход.

СПРАВКА.
Гендерное обучение уже было в наших школах, до мая 1918 года. Раньше раздельное обучение было связано с различием в воспитании. Мальчиков готовили к государственной или военной службе, а девочек в частных пансионах - к роли жены и светской дамы.

Реформа образования в России набирает обороты. На очереди раздельное по полу обучение. Такая форма обучения уже практиковалась в нашей стране. Еще в дореволюционной России девочки и мальчики обучались раздельно. Однако уже в начале XX века начали создаваться первые коммерческие образовательные учреждения со смешанным типом обучения и воспитания. К 1943 году практика раздельного обучения окончательно была восстановлена. В настоящее время существуют школы как с раздельным по полу обучением, так и совместным. Родители вправе сами принимать решение, в какую школу отдавать ребенка.

Чтобы определиться в этом вопросе, давайте рассмотрим все «за» и «против» различных типов обучения. Положительные стороны раздельного по полу обучения:

1. Как известно, девочки в своем развитии опережают мальчиков минимум на 1,5 года. Раздельное обучение позволяет учитывать эту неравномерность в развитии и формировать содержание учебного курса с учетом особенностей гендерного физиологического, психологического и духовного развития. В связи с этим у девочек учебная нагрузка больше, а у мальчиков принято чередовать умственные и физические нагрузки.

2. Выше успеваемость и дисциплинированность на уроках, что подтверждено многочисленными исследованиями. При этом отмечается, что наиболее эффективным будет разделение по полу не только учеников, но и учителей. У мальчишек большим авторитетом пользуются мужчины-преподаватели, нежели женщины. Это объясняется идентификацией учителей-мужчин с отцами у мальчиков, которым они хотят подражать во всем и слово которых - закон.

3. Снижение страха оценки со стороны противоположного пола. Доказано, что в 90% случаев возникновения школьного невроза наблюдается у мальчиков. Опять же это обусловлено физиологическими особенностями мужского организма. Мальчики от природы более подвижны и им очень трудно усидеть на месте в течение 45 минут урока, при этом еще и умственно работая. Таким образом, отвлекаясь на уроках, мальчишки получают замечания от учителей, что может оказать влияние на самооценку ученика, появление страха перед наказанием.

Отрицательные стороны раздельного по полу обучения:

1. Закрепление гендерных стереотипов. Образовательные учреждения выполняют не только когнитивную функцию, но и способствуют успешной социализации учеников. В случае раздельного по полу обучения в сознании школьников закрепляется стереотип о традиционных социальных ролях мужчины и женщины. То есть укрепление патриархальных стереотипов у мальчиков, когда в процессе обучение акцент делается на физическое развитие и естественные науки. Когда как для девочек учебная программа предполагает гуманитарный уклон, ориентацию девочек на самореализацию в материнстве.

2. Так же раздельное обучение укрепляет позицию изначального неравенства возможностей в обучении, как следствия психофизиологических особенностей учеников. При этом в социализации немаловажную роль играет и общение между противоположными полами. При раздельном обучении ощущается недостаток опыта общения, следствием которого может явиться неумение уже во взрослой жизни строить любовные взаимоотношения с противоположным полом.

Педагогика – это наука об обучении и воспитании, включающая различные отрасли педагогического знания. Понятие «гендерная педагогика» используется в педагогической теории и практике сравнительно недавно. Гендерная педагогика – это раздел педагогики, изучающий особенности гендерной социализации, обучения и воспитания мальчиков и девочек . Остановимся на основных понятиях, знание которых необходимо при изучении гендерной педагогики, предметом которой является специфика воспитания и обучения детей разного пола. Пол – это комплекс телесных, репродуктивных, поведенческих и социально-культурных признаков, определяющих человека как мужчину или женщину, мальчика или девочку . Понятие «пол» многоуровневое, оно включает как биологические, так и социальные характеристики. Биологический пол дается индивиду от рождения, в то время как социальный пол формируется прижизненно под влиянием социальных факторов. Термин «гендер» был введен в науку с целью разграничения биологической и социальной характеристик пола (в переводе с английского gender – «род»). Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского и акцентирует внимание на том, что социальные различия мужчин и женщин не всегда являются естественным продолжением биологических различий, а обусловлены влиянием социальных факторов. Диапазон трактовки термина «гендер» в современной научной литературе достаточно широк. Гендер рассматривается как процесс овладения социально-половыми ролями и как статус индивида в структуре социального полоролевого взаимодействия . Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества . Таким образом, под «гендером» понимается специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин. А. А. Чекалина рассматривает «гендер» в соотнесении с категорией психологического пола, полагая, что психологический пол является базовым образованием в гендере. Гендер – социально-психологический пол человека, совокупность его психологических характеристик и особенностей социального поведения, проявляющихся в общении и взаимодействии . Значение гендерной педагогики в решении задач формирования личности, в совершенствовании образовательного процесса обусловлено рядом факторов. У детей половые (гендерные) роли существуют не в готовом, свойственном взрослым виде, а формируются в ходе социализации. «Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются, ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста» . Как показала практика, «бесполая педагогика», не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению половых социальных ролей. Гендерный подход в образовании, т. е. учет гендерных психологических различий (психофизиологических, личностных), позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности. По мнению А. В. Мудрнка, применение знаний о гендерных особенностях необходимо в организации быта и жизнедеятельности воспитательных организаций; в определении содержания и методов обучения; в создании условий для овладения мальчиками и девочками нормами, моделями, сценариями и опытом полоролевого поведения, адекватному их возрастному статусу, психосексуальному развитию, социальным ожиданиям. Основными задачами гендерной педагогики являются: разработка теоретических основ, концепций гендерного образования; разработка программ и технологий воспитания и обучения с учетом гендерных различий детей. Гендерный подход в педагогике предполагает применение в процессе воспитания и обучения знаний о гендерных особенностях представителей разного пола и реализуется в двух основных направлениях: создание условий для гендерной социализации, овладения детьми моделями полоролевого поведения, адекватного возрасту, подготовка к выполнению в будущем половых (гендерных ролей); применение гендерно-ориентированных технологий обучения и воспитания. Понятийный аппарат гендерной педагогики Гендерная педагогика – новая развивающаяся отрасль педагогического знания, поэтому до настоящего времени ее понятийный аппарат находится в стадии формирования. Многие понятия, используемые гендерной педагогикой, не имеют однозначного толкования в педагогической теории. На протяжении длительного периода при изучении проблемы воспитания детей разного пола основное внимание уделялось вопросам полового просвещения, сексуальным аспектам взаимоотношений полов, поэтому обоснованным было использование понятия «половое воспитание». В педагогическом словаре под половым воспитанием понимается «систематическое, сознательно планируемое и осуществляемое воздействие на формирование полового сознания и поведения детей, подготовка их к семейной жизни» . Анализ литературы позволяет сделать вывод, что в отечественной педагогике половое воспитание рассматривается как особая часть нравственного воспитания. Значение полового воспитания состоит, прежде всего, в подготовке подрастающего поколения к семейной жизни. Д. В. Колесов считает, что суть полового воспитания состоит в овладении нравственной культурой в сфере взаимоотношений полов. Он определяет половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу отношение человека с представителями другого пола» .

На рубеже XX и XXI веков при изучении вопросов полодифференцированного воспитания в педагогической литературе наряду с понятием «половое воспитание» стало использоваться понятие «полоролевое воспитание» . Последнее основывается на закономерностях пола социального, акцентирует внимание на том, что формирование полоролевого поведения, мужских и женских качеств происходит в процессе воздействия социальных факторов.

Полоролевое воспитание рассматривается в педагогике как важное направление воспитания, способствующее полноценному развитию личности мальчиков и девочек, освоению ими психологических черт мужественности, женственности, половых (гендерных ролей) . Следует отметить, что до настоящего времени существует различное понимание соотношения понятий «полоролевое воспитание» и «половое воспитание». Одни исследователи считают, что понятие половое воспитание шире, чем полоролевое. Полоролевое воспитание является составной частью полового воспитания. Другие придерживаются противоположной точки зрения, утверждая, что полоролевое воспитание – более широкая область по сравнению с сексуальным (половым) воспитанием . Некоторыми учеными понятия «половое воспитание» и «полоролевое воспитание» рассматриваются как синонимические. В последнее десятилетие при изучении вопросов воспитания и обучения детей разного пола все шире используется понятие «гендерное воспитание». По мнению А. А. Чекалиной, в этом случае более корректно говорить не о половом, а о полоролевом, или гендерном, воспитании, тем самым подчеркивая возможность влияния на формирование у ребенка установок относительно своего и противоположного пола . Таким образом, в современной научно-методической литературе используются различные понятия, характеризующие процесс воспитания детей с учетом пола: «половое воспитание», «полоролевое воспитание», «гендерное воспитание». Принимая во внимание сложившиеся в науке и педагогической практике подходы к разработке проблемы полодифференцированного воспитания, представляется более обоснованным и целесообразным подход, согласно которому понятия «гендерное воспитание» и «полоролевое воспитание» рассматриваются как синонимические, обозначающие воспитание в соответствии с половой (гендерной) ролью . Понятие «половое воспитание» ближе понятию «сексуальное воспитание», так как включает вопросы полового просвещения и половой гигиены, т. е. медико-педагогические аспекты проблемы. Гендерная педагогика как самостоятельный раздел педагогики имеет свою теоретическую базу, свои источники, важнейшим из которых является гендерная психология. Психологические исследования раскрывают особенности полоролевого развития, становления половой (гендерной) идентичности, психологического пола на разных возрастных этапах; механизмы гендерной социализации; гендерные характеристики личности. Результаты гендерных исследований в психологии позволяют научно обосновать систему гендерного (полоролевого) воспитания на разных возрастных этапах.

В разработке теоретических и методических аспектов проблемы полодифференцированного воспитания гендерная педагогика опирается на труды зарубежных и отечественных ученых, педагогическую практику, а также опыт воспитания детей разного пола в народной педагогике.

Гендерная педагогика представляет активно развивающуюся отрасль научного педагогического знания. Реализация гендерного подхода в образовании отвечает насущным требованиям времени, тенденциям развития научной теории и запросам педагогической практики.

Задачами учебно-воспитательного процесса в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2» с Мариинскими классами являются:

Воспитание нравственно здоровой, физически и духовно полноценной личности девочек и мальчиков школьного возраста через:

  • подготовку учащихся к полноценной жизнедеятельности в соответствии с природной гендерной предназначенностью и в соответствии с условиями современной жизни через систему базового образования;
  • здоровое духовное развитие и формирование гендерного самосознания представителей каждого пола как естественной основы их развития;
  • гуманитарная и естественнонаучная направленность образования и художественно-эстетическое воспитание для девочек;
  • нравственно-патриотическое, физическое воспитание для мальчиков.

«Бесполая педагогика» и «бесполая психология» давно не соответствуют направлениям современной педагогики, обращенной к личностным свойствам, траекториям развития женской и мужской индивидуальности, к выбору личных стратегий гендерного поведения. В нашем образовательном учреждении гендерный подхода к обучению и воспитанию школьников реализуются в раздельно-параллельных классах для мальчиков и девочек внутри одной школы, что не препятствует объединению учащихся в единые коллективы для участия в общешкольных мероприятиях.

Для того, чтобы быть мужчиной или женщиной недостаточно иметь только мужскую или женскую анатомию, а нужно еще следовать определенным социокультурным ожиданиям, которые общество предъявляет каждому человеку на основании принятых в нем прочно устоявшихся законов пола. Гендер — это наличие у человека совокупности психологических характеристик и особенностей поведения, которые проявляются в общении и взаимодействии мужчин и женщин в общественной и личной жизни.

Гендерное обучение и воспитание — это недостаточно используемый резерв личностно ориентированного школьного образования, потому что самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое личностное «Я» — это половая принадлежность. Почему сегодня следует думать о реализации гендерного подхода в воспитании? «Во-первых, потому, что мы имеет феминизацию системы воспитания в целом. Во-вторых, потому, что мы должны не преодолевать, а сдерживать, корректировать общий процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин. В-третьих, гендерный подход в социальном воспитании может стать некоторой компенсацией семейной феминизации. Перед педагогикой стоит сложная задача — становление педагогической теории и практики, способствующее переходу от «бесполой» педагогики к образованию, обращенному к внутреннему миру личности, мужской и женской индивидуальности, учитывающему их гендерные особенности в обучении и воспитании и содействующему самореализации детей обоего пола

Особенности мальчиков:

Мальчики занимают активную позицию;
- требуется постоянная смена заданий, они не любят повторения;
- им нужен высокий темп урока, они не терпят однообразия, жаждут нового;
- очень важен конечный результат их работы;
- у них менее развито произвольное внимание;
- они хотят соревноваться и на уроке, и вне его;
- легко усваивают новый материал, если им создать проблемную ситуацию;
- к алгоритму, правилу, закону мальчики должны прийти сами, через собственную работу мысли, через свои ответы;
- они чаще опираются на догадку, интуицию, шире видят проблему;
- готовы ответить на любой вопрос, редко говорят «не знаю»;
- по лицам мальчиков не видна работа мысли. Они не смотрят на учителя, не ждут его одобрения, как делают это девочки. Глядя на них, трудно бывает выяснить, поняли они материал или нет. Правильный ответ иногда неожидан для учителя;
- им трудно работать весь урок сидя, иногда они просят разрешения постоять, им нужно чаще устраивать физкультурные минутки;
- чистота и аккуратность - не для мальчиков, они даже не видят этой проблемы;
- мальчики дольше, чем девочки входят в работу;
- любят сложные задания, чем труднее задание, тем им интереснее;
- лучше придумывают сюжеты, но им трудно построить фразы;
- в познавательной деятельности мальчики идут от сложного к простому, а не наоборот, их решения часто носят нестандартный характер;
- мальчикам трудно высказать свою мысль словами, поэтому в ход идут руки;
- звонок на урок - это команда зайти в класс и не более. Звонок с урока для них - сигнал к отдыху. Перемена для мальчиков - святое дело;
- главное - собственное мнение. Их трудно заставить принять на веру то, что противоречит их мнению.
- дисциплина в классе ниже. Мальчикам хочется толкнуть, задеть одноклассника не для того, чтобы подраться, обидеть, а чтобы погоняться друг за другом. Они при столкновении должны дать сдачи - это важно для их самоуважения. Они быстрее мирятся;
- не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное. Они чутко реагируют на ласку;
- не воспринимают общие замечания, замечание должно быть обращено к конкретному ребенку;
- обычно не жалуются; если мальчик плачет и к нему подходит учитель, то слезы не усиливаются, как это бывает у девочек;
- в классе мальчиков дольше происходит поиск лидера;
- мальчики более агрессивны, но всегда готовы помочь однокласснику или взрослому. Они никому не позволят обидеть своего учителя.

Особенности девочек:

Урок в классе девочек обычно идет по плану. Им нужно дать алгоритм, выстроить последовательную логическую цепочку;
- они легче выполняют типовые задания. Любой шаг в сторону дается им с трудом. Девочки лучше выполняют задания после совместного разбора;
- им легче дается фонетический разбор, разбор предложения;
- они не любят повышенного голоса, даже если учитель просто громко говорит;
- им труднее даются геометрия, география, история - то, где надо использовать пространственное представление. Они лучше запоминают цифры, формулы, легче ориентируются во времени;
- получив сложное задание, они обычно спросят: «А это обязательно?». Или скажут: «Я не поняла» - и будут ждать, чтобы кто-нибудь им объяснил материал. В сложных ситуациях они малоинициативны;
- если дать девочкам много нового материала, они просто отключатся;
- на любой нестандартный вопрос они отвечают: «Мы это не проходили»;
- не любят соревноваться. Им трудна работа в парах, так как каждая считает себя умнее, а в группах из 4 человек они работают хорошо;
- им нужно больше времени для обдумывания задания, необходимо дополнительное время для оформление работы;
- у девочек быстро происходит выбор лидера;
- если девочки поссорились, то долго дуются друг на друга, зато примирение превращается в праздник для всего класса. Если девочки не нравятся друг другу, то не могут даже сидеть рядом;
- девочки все видят и слышат: кто что сказал или сделал, как работал. Они следят за отметками друг друга. Они ревниво относятся к тому, что учитель кого-то выделил, похвалил;
- они стараются завладеть учителем, прикоснуться к нему. В классе девочек учитель получает больше любви, чем в любом ином классе;
- звонок на урок для девочек - сигнал к началу работы. Звонок с урока - сигнал к завершению работы, хотя работе они могут посвятить и часть перемены;
- в ответ на сложный вопрос большинство девочек сначала подумают, дадут высказаться «сильным» ученицам, утвердятся в правильности своего ответа и только тогда готовы ответить сами;
- мышление словесно - логическое;
- речь грамматически правильная;
- легко запоминают длинные тексты.

Особенности организации педагогического процесса

Для мальчиков:

  • высокий темп подачи материала;
  • широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
  • разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач;
  • большое количество нестандартных, логических заданий;
  • минимизированное количество повторений пройденного материала;
  • работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
  • использование групповых форм работы с элементами соревновательности;
  • дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику;
  • подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;
  • необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы.

Для девочек:

  • неспешный, размеренный темп урока, подачи нового материала;
  • достаточное количество повторений для лучшего усвоения;
  • дозирование объема и разнообразия новой информации;
  • большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями;
  • эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению;
  • подход к формулированию правил через речевые навыки;
  • изучение правил и обучение применению их на практике;
  • использование большого количества наглядного материала на уроке;
  • обучение с опорой на зрительную память;
  • эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.

В рамках городского семинара завучей «Гендерное обучение» мною разработан и проведён фрагмент урока для классов кадет и мариинок

Тема урока: «Простые вещества: металлы и неметаллы»

Урок химии в 8А классе (класс кадет)

Цель: сформировать знания о классификации простых веществ: физических проявлениях, принципах, причинах классификации,

Задачи:

  • Образовательные :
  • Развивающие :
    • реализовать элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения материала;
    • продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы.
  • Воспитательные :

Медиозадача: внедрение медиотехнологии в практику обучения через умение работать с различными источниками информации.

Оборудование: проектор, презентация, коллекции металлов (Cu, Al, Zn) и неметаллов (S, C, Br 2 (только у учителя) О 2), распечатки заданий. Карточки с планом описания веществ

Тип урока:

Вид урока: смешанный

Формы работы: групповая работа (по 4-5 человек)

ХОД УРОКА

Организационный момент

Сдача рапорта (Здравствуйте, господа кадеты.)

Приложение 1 . Слайд 1

Учитель:

Средняя и говорит: если бы на мне женился Иван-царевич, я бы выткала ему кафтан из серебра, из золота и сиял бы он, как жар-птица.

Скажите, а разве можно выткать ткань из серебра и золота?
Это проблема нашего урока

Фронтальная беседа:

Мотивация

1) Что такое серебро и золото?
2) К какой группе простых веществ относят серебро и золото?
3) Какую другую группу простых веществ вы знаете?

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Простые вещества: металлы и неметаллы»). (Слайд 2
Сейчас вы будете работать по заданию : 1 и 2 группы работают над заполнением таблицы «Металлы», 3 и 4 группы над заполнением таблицы «Неметаллы». Для этого вам потребуется коллекция, которая у вас на столе, материалы параграфа 13,14 учебника О.С.Габриеляна
(У учителя на столе также бром и коллекция металлов)

Та группа, участники которой первыми запонят таблицу, уложившись по времени, получат оценку.
Работа над заполнением таблиц.
Вначале заслушиваем результаты заполнения таблицы металлы.

1. Агрегатное состояние;

2. Температура плавления и кипения;

3. Твердость;

4. Плотность;

6. Ковкость, пластичность;

7. Металлический блеск.

Слайды: физические характеристики металлов

Заслушиваем заполнение таблицы неметаллы.

Пунктыпланаизучения физических свойств

S

C

Br 2

О 2

1. Агрегатное состояние;

2. Твердость;

3. Плотность;

4. Электро- и теплопроводность;

5. Ковкость, пластичность;

6. Металлический блеск.

Как вы решили проблему нашего урока: можно ли выткать ткань из серебра и золота?
С какой физической характеристикой металлов это связано?

Учитель: Слайд (). Ребята, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов ().

Вывод: формулируют самостоятельно. Слайд с таблицей

Рефлексия:

Домашнее задание: № 13, 14

Оценки за урок: Все кто выступал от групп и участники группы «5».
За дополнения - «4».
Всем спасибо. Урок окончен. Вольно.

Тема урока: «Простые вещества: металлы и неметаллы» 8Б класс (класс мариинок)

Цель: сформировать знания о классификации простых веществ: физических проявлениях, принципах, причинах классификации.

Задачи:

  • Образовательные :
    • обеспечить восприятие и осмысление понятий «простое вещество», «металлы и неметаллы»;
    • обеспечить усвоения знаний о строении и свойствах веществ.
  • Развивающие :
    • формировать «химический» стиль мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы;
    • способствовать развитию эрудиции и познавательного интереса;
    • реализовать элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения материала
    • продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы;
  • Воспитательные :
    • активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету;
    • воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу;
    • воспитание национального самосознания через эпизод мотивации.

Медиозадача: внедрение медиотехнологии в практику обучения через умение работать с различными источниками информации;

Оборудование: проектор, презентация, коллекции металлов (Cu, Al, Zn) и неметаллов (S, C, Br 2 , О 2), распечатки заданий. Карточки с планом описания веществ

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Вид урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная и групповая работа (по 2-3 человека)

ХОД УРОКА

Организационный момент (приветствие мариинок, рассаживание по группам)

Приложение 2 . Слайд 1

Учитель: прежде чем мы запишем тему нашего урока, я попрошу вас послушать сказку: … В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него был сын Иван-царевич - и красивый, и умный, и славный.
Пришло ему желание поглядеть на белый свет. Долго ездил, много видел добра, и худа, и всякой всячины. Наконец подъехал к палатам высоким, хорошим, каменным. Видит: на крылечке сидят три сестрицы-красавицы и между собой разговаривают.
Средняя и говорит: если бы на мне женился Иван-царевич, я бы выткала ему кафтан из серебра, из золота и сиял бы он, как жар-птица.
- Скажите, кто из вас взялся бы выткать кафтан из серебра или золота?
Реально ли это?

Фронтальная беседа:

Мотивация

1) Что такое представляют собой серебро и золото?
2) Какие вещества называются простыми?
3) Как можно классифицировать простые вещества?

Учитель: Итак, тема нашего урока, как вы уже наверняка поняли, «Простые вещества: металлы и неметаллы». (Слайд 2 тема урока и ученическая цель)

Сейчас вы будете работать по заданию: возьмите таблицу «Металлы» и работая с коллекцией металлов, текстом параграфа 13, учебника О.С.Габриеляна заполним её.
У учителя на столе также коллекция Металлов
Совместное заполнение таблицы.

Пункты плана изучения физических свойств

Cu

Al

Zn

1. Агрегатное состояние

2. Температура плавления и кипения

3. Твердость

4. Плотность;

5. Электро- и теплопроводность;

6. Ковкость, пластичность;

7. Металлический блеск.

Слайды: физические характеристики металлов

Задание: С неметаллами работаем самостоятельно по группам. 3 минуты на составление таблицы. Заслушиваем заполнение таблицы.

Пункты плана изучения физических свойств

S

C

Br 2

О 2

1. Агрегатное состояние

2. Твердость

3. Плотность

4. Электро- и теплопроводность

5. Ковкость, пластичность

6. Металлический блеск

Учитель: Слайд (начинает объяснять новый материал, обращаясь к периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева ). Сударыни, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов (из 110 химических элементов только 22 неметаллы, а остальные являются металлами ).
Учитель отмечает, что у металлов много общих свойств, а для неметаллов более характерно различие в свойствах, чем общность. Обращает внимание ребят на металлический блеск кристаллического йода, подчеркивая тем самым относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Вывод: формулируют самостоятельно. Слайд с таблицей

Рефлексия:

1) Что вы считаете для себя главным на уроке?
2) Что было трудным?

Домашнее задание: § 13,14

Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке

Все вы сегодня молодцы.
1) Если вы были внимательны и уверенны в себе что все изученные вопросы усвоили поставьте себе «5».
2) Если вы были внимательными, усвоили материал в целом, но на не все вопросы ответить можете поставьте «4».
3) Кто сомневается поставьте себе «3».
4 Поднимите руку, кто поставил «5» «4».



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!