По другому такое чувство что. Какие бывают чувства и от чего они зависят

Мы постоянно что-то чувствуем. Каждую секунду своего существования. Радость, страх, горечь, жажду, восхищение... Такие разные, но все это - наши чувства.

С чего начинаются чувства

Живя в мире, общаясь с ним и его обитателями, человек не может не выражать своего отношения к тому, что происходит вокруг. В этом и заключается основа взаимодействия индивидуума с окружающим его миром - явлениями, предметами, людьми - в умении чувствовать и раскрывать свои чувства, основанные на эмоциях.

Эмоции

Когда человек очень бурно, ярко, громко выражает свое отношение к чему-то, мнение о ком-то, мы говорим, что он эмоционален. Действительно, разбираться в вопросе чувств нельзя, не поговорив об их основе - эмоциях.

Чем лучше они развиты в человеке, тем глубже будут его отношения с другими людьми, тем ярче станет мир его внутренних переживаний. Их можно и развить и даже натренировать, потому что эмоция - это состояние (психофизиологическое), которое является индикатором, оценкой, ответом на действия извне. То есть это своего рода рефлекс.

При необходимости можно эмоции настроить. Например, в ответ на толчок в утренней давке в автобусе вы можете испытывать гнев, легкое раздражение или полное безразличие - разница впечатляет.

Эмоциональные явления

Существуют несколько уровней эмоциональных переживаний (явлений) человека:

Типы чувств

Их разделяют на два типа: стенический (позитивный) и астенический (негативный). Первый тип чувств подготавливает организм человека к большим затратам энергии, он связан с возбуждением, активностью, бодростью.

Второй - является следствием отказа от действий в состоянии стресса или эмоционально напряженного окружения. Наблюдается спад активности, подавленность, апатия.

Виды чувств

Чувства человека - это показатель его потребностей, как социальных, так и духовных. Несмотря на сложность их определения, чувства даже разделили на виды.

  1. Моральные, или высшие чувства. Это одна из основных характеристик личности. Они выражают отношение индивидуума к окружающему миру, людям, событиям. По уровню развития у населения можно судить не только об одном человеке (чувство товарищества, эмпатии, сочувствия), но и о социально-нравственном положении в государстве (чувство долга, патриотизма).
  2. Интеллектуальные чувства. Это следствие действий человека, направленных на получение, усвоение новых знаний. Базой для их развития является потребность человека к познанию, его отношение к собственному мыслительному процессу. Это чувства удивления, заинтересованности.
  3. Эстетические чувства. Они базируются на положении разнице между прекрасным и уродливым. Большое значение в развитии этих эмоциональных комплексов оказывает состояние общества, его нормы и предпочтения. Чувство прекрасного - это тоже выражение эстетического отношения к миру, как и трагического, возвышенного или иронии.

Степень или уровень развития сферы чувств у отдельно взятой личности - это так называемый эмоциональный интеллект человека. Он включает в себя способности узнавать и определять эмоции у окружающих, потребность делится своими чувствами и принимать их от других людей, сопереживать.

Каким бы высоким или низким не был уровень эмоционального интеллекта у человека, начинается все восприятие с органов чувств.

Органы чувств

С чего начинается чувство? Это мы уже уяснили - с эмоционального тона, который формируется у человека на основе данных об окружающей среде и его положении в ней. А собирает человек эту информацию посредством различных органов своего тела (органов чувств).

Их у человека пять:

  • чтобы увидеть объект, нужны глаза;
  • чтобы услышать его звук - уши;
  • чтобы почувствовать его запах - нос;
  • чтобы испытать его вкус - язык;
  • кожа, чтобы понять каков он на ощупь.

Таким образом, получается, что органы чувств - это органы человеческого тела, которые посредством рецепторов собирают данные из окружающего мира и отправляют их к мозгу человека, позволяя тем самым составить мнение о нем.

К дистанционным органам чувств относятся глаза, уши, нос - они способны воспринимать сигналы на расстоянии.

Иногда эти органы способны компенсировать друг друга. Так, например, известно, что у слабовидящих людей часто очень хорошо развиты слух и осязание.

Центральная нервная система анализирует информацию, поступающую посредством рецепторов, и идентифицирует ее. Так человек получает ощущения, которые в дальнейшем складываются в

Типы восприятия

Оказывается, что у развиты неравномерно.

Например, глаза могут посылать информацию к нервной системе интенсивнее, быстрее, чем уши и нос. То есть зрительные ощущения будут основными в восприятии окружающего мира. Такие люди называются визуалами. Их около 35% от всего населения планеты. Визуалы видят мир в картинках, прекрасно запоминают внешние детали. Если вы будете в общении с таким человеком использовать зрительные образы, наглядно представлять информацию, он скорее и глубже поймет вас. Фразы типа: "Посмотри, как вкусно!" - это норма для визуала. Чувство - это образ в его глазах.

25% жителей Земли сильнее и быстрее воспринимают слуховые ощущения - это аудиалы. Для них очень важен звук. Не так важно, что вы скажете, а вот тембр голоса, темп речи вызовут гораздо более сильное чувство. Это основной принцип восприятия информации. Общаясь с аудиалом, следите за эмоциональностью своей речи.

Все остальные - это кинестетики. Их мир - это в большей мере тактильные ощущения. Поэтому им важно быть рядом с собеседником, прикасаться к нему или к себе, или к чему-то еще. В наш век дистанционных технологий кинестетикам сложнее всего приспособиться. Хотите, чтобы он вас услышал? Дайте себя потрогать, хотя бы подержать за рукав.

Сила чувств

Человек способен испытывать чувства разной силы (по эмоциональному накалу) по отношению к одному объекту.

Например, прием пищи. Насколько сильное чувство удовольствия испытает человек, обедая дома? А в гостях? В ресторане? После долгой диеты? На природе? Амплитуда чувственных переживаний будет довольно большой во всех предложенных вариантах. Так происходит потому, что сила чувств - это то количество энергии, которое получает человек от эмоций или затрачивает на них. То есть чем больше эмоций мы получаем или выражаем в комплексе (по отношению к одному объекту, действию), тем сильнее будет испытываемое чувство. Таким образом выражения типа "сильно люблю" и "несильно люблю" имеют полное право на существование.

Каждый человек способен развить в себе высокий испытывать сильные и яркие чувства на протяжении всей жизни и в любой ситуации.

    ЧУ́ВСТВО , -а, ср.

    1. Способность ощущать, воспринимать явления объективной действительности. Органы чувств. Важнейшие для охотничьей лайки чувства - обоняние, зрение и слух, объединены в общий термин «чутье». Календарь охоты.

    2. обычно мн. ч. (чу́вства , чувств ). Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее; сознание (обычно в составе устойчивых выражений: упасть без чувств , лишиться чувств , прийти в чувство , привести в чувство и т. п.). [Версилов] изо всей силы ударил его револьвером по голове. Ламберт зашатался и упал без чувств: кровь хлынула из его головы на ковер. Достоевский, Подросток. [Офицер:] Он хотел застрелиться, но только ранил себя. Его взяли, когда он был без сознания. Я велел привести его в чувство и прислать сюда. Симонов, Парень из нашего города.

    3. чего или какое. Психофизическое ощущение, испытываемое человеком. Чувство боли. Чувство озноба. Чувство страха. Чувство брезгливости. С невольным чувством содрогания набросила она поскорее на лицо усопшего одеяло и выбежала из комнаты. Салтыков-Щедрин, Запутанное дело. Мне приходилось есть вообще мало, и потому главным чувством моим в течение дня был голод. Чехов, Моя жизнь.

    4. Внутреннее психическое состояние человека, его душевное переживание. Скрывать свои чувства. Чувство симпатии. Чувство ревности. Чувство стыда. Чувство раскаяния. Чувство одиночества. Базаров ушел, а Аркадием овладело радостное чувство. Тургенев, Отцы и дети. Лизавета Васильевна глядела на мужа с чувством сожаления, очень похожим на презрение. Писемский, Тюфяк. Разные чувства боролись в душе старой Анисьи, когда она думала о неожиданной женитьбе своего старшего внука. Горечь и гордость, обида и радость. Яшин, Сирота. || Внутреннее волнение, душевный подъем, порыв. Петь. с чувством. Легкие судороги - признак сильного чувства - пробежали по его широким губам, некрасивое лицо его просветлело. Тургенев, Дворянское гнездо. Он подошел к Филиппу и с чувством пожал ему руку: - Я с тобой совершенно согласен! Федин, Похищение Европы.

    5. Способность переживать, отзываться душой на жизненные впечатления. Он стар. Он удручен годами, Войной, заботами, трудами: Но чувства в нем кипят, и вновь Мазепа ведает любовь. Пушкин, Полтава. - Как можно быть здоровой… когда нравственно страдаешь? Разве можно, имея чувство, оставаться спокойною в наше время? - сказала Анна Павловна. Л. Толстой, Война и мир. Мы душою постарели, Сердцем рано отцвели; Чувства в сердце охладели, Силы в нас изнемогли. И. Суриков, Где вы, песни светлой доли.

    6. чего. Способность воспринимать, осознавать что-л. на основе своих ощущений, впечатлений. Чувство времени. Чувство природы. Чувство юмора. Чем выше мы поднимаемся по ступеням цивилизации, тем более развивается в нас чувство изящного, чувство комфорта. Салтыков-Щедрин, Признаки времени. Луша потеряла чувство действительности и жила в каком-то сказочном мире, к которому обыденные понятия и мерки были совершенно неприложимы. Мамин-Сибиряк, Горное гнездо. || Интуитивное понимание, знание чего-л. Чувство нового. Чувство такта и меры в оценке литературных явлений никогда не покидало его. Панаев, Литературные воспоминания. || также какое. Способность к художественному восприятию явлений окружающей действительности или к восприятию произведений искусства. Эстетическое чувство. Музыкальное чувство. Чувство прекрасного. Чувство цвета. Японцам присуще обостренное чувство гармонии. Овчинников, Ветка сакуры. || Осознание своего отношения к другим, своей связи с ними, общественного положения и т. п. Чувство долга. Чувство ответственности. Он весь был пропитан деликатностью, субтильностью и необыкновенным чувством собственного достоинства. Достоевский, Село Степанчиково. Настоящий сталевар должен обладать сильно развитым чувством товарищества. В. Попов, Сталь и шлак.

    7. (мн. ч. разг. может употребляться и в знач. ед. ч. ). Любовь, испытываемая кем-л. к кому-л. [Анна Андреевна:] Он вдруг упал на колени и таким самым благороднейшим образом: «Анна Андреевна! Не сделайте меня несчастнейшим! согласитесь отвечать моим чувствам». Гоголь, Ревизор. Пан Станислав воспылал чувством к Софье Васильевне. Ляшко, Никола из Лебедина.

Философский смысл термина: Чувство, душевное состояние, способность ощущения, восприятие, ум, здравый смысл, настроение (Цицерон); смысл или значение слова (Овидий); мысль, понятие, идея (Веллий Патеркул).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЧУВСТВО

1) в рационализме: чисто субъективное эмоциональное переживание, не имеющее серьезного значения; но у М.Шелера чувство - нечто большее, оно вводит в мир ценностей, позволяет их постичь. Это сопричастность бытию, переживание духовного опыта, а не эмоциональное вовлечение или "вчувствование". 2) В экзистенциализме: "чувство абсурда", "чувстве заброшенности" и т.п. 3) В христианской мысли: "духовные чувства" возникают при встречах с Высшим и нужны для распознания путей Провидения, путей к вечной жизни. Ф.Шлейермахер писал о "чувстве абсолютной зависимости", "чувстве Бесконечного" как сути религиозного сознания, Р.Отто - о "чувстве Святого", И.Ильин - о "чувстве духовного ранга" и "чувстве ответственности" в религиозном опыте. К духовным (или тонким) чувствам относят также внутренний слух и внутреннее зрение. Они нуждаются в пробуждении и очищении благодатью. С помощью "тонких чувств" духовный человек улавливает присутствие Божие, слышит Его голос и понимает Его замысел и действия. Нередки рассуждения о "чувстве Мы" (принадлежности к религиозной общине), чувстве служения, миссии. 4) Спиритизм у немалого числа участников вызывал чувство нечистоты, а оккультизм - чувство греха. 5) Аскетика предлагает пути и методы "собирания" внутренних чувств и их преображения благодатью. Для христианства важнее, однако, чувство усыновленности через Иисуса Христа Творцом мира как Отцом. 7) "Народ чует душой" (К.Победоносцев) - нередко простому народу приписывается как вполне достаточное и не нуждающееся в развитии инстинктивное "религиозное чутье", которое отстоит далеко от подлинных духовных исканий, подвижнического труда и понимающей веры, ограничивается обычно бытом, легендами и обрядами и "дорожит исконным и коренным больше, чем истинным" (о. Г.Флоровский). Подобное противопоставление "чувства" разуму и поиску истины обычно служит оправданию обскурантизма.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.

Чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу и т.п. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях . Чувства, которые отвечают высшим социальным потребностям, называются высшими чувствами . Например, любовь к Родине, своему народу, своему городу, к другим людям. Они характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.

Сложность высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.

В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.

Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.

Чувства, которые связаны с осуществлением человеком и других видов деятельности, называются праксическими . Они возникают в процессе деятельности в связи с ее успешностью или не успешностью. К позитивным праксическим чувствам относятся трудолюбие, приятная усталость, чувство увлеченности работой, удовлетворенность от выполненного дела. При преобладании негативных праксических чувств человек воспринимает труд как каторгу.

Определенные виды труда, учение, некоторые игры требуют интенсивной умственной деятельности. Процесс умственной деятельности сопровождается интеллектуальными эмоциями. Если они приобретают качества стабильности и устойчивости, они проявляются как интеллектуальные чувства : любознательность, радость открытия истины, удивление, сомнение.

Чувства, которые испытывает человек при и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой и т.п. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.

На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.

Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще (чувство любви к футболу, хоккею, теннису), то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.

Функции и виды эмоций

За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.

Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Комментарий: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.

Сигнальная функция . Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без . Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.

Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.

Характер переживания (удовольствие или неудовольствие) определяет знак эмоций — положительные и отрицательные . С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.

Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.

К. Изард выделил следующие основные эмоции

Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.

Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Эмоции характеризуются также силой, продолжительностью и осознанием. Диапазон различий по силе внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик для эмоции любой модальности. Радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг — эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости, страх — от легкого беспокойства до ужаса. По продолжительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Например, можно уважать кого-то за работоспособность и одновременно осуждать за вспыльчивость.

Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.

Чувственный тон выражается в том, что многие ощущения человека имеют свою эмоциональную окраску. То есть люди, не просто ощущают какой-либо запах или вкус, а воспринимают его как приятный или неприятный. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев считал одним из существенных качеств человеческого познания феномен, который называл “пристрастностью” отражения мира.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их главными характеристиками считают относительно малую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую внешнюю наглядность.

Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.

Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.

Выделяют три критерия чувств:

  1. валентность (тон);
  2. интенсивность (сила);
  3. стеничность (активность или пассивность).

Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:

Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.

Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.

Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.

Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:

  • радость;
  • печаль;
  • гнев;
  • страх;
  • удивление;
  • отвращение;
  • презрение.

Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:

БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ ПРОИЗВОДНЫЕ
Страх Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие.
Грусть Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие.
Злость Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие.
Радость Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие.

Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.

Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств

На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.

Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:

  • Моральные

Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.

Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.

  • Интеллектуальные

У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.

  • Эстетические

Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.

Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.

Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.

Чем отличаются чувства от эмоций

Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.

Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.

Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.

Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.

Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:

  • Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
  • Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
  • Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
  • Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
  • Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
  • Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.

Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.

Как управлять своими чувствами

Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.

Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.

Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:

  1. Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
  2. Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
  3. Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.

Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.

У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.

Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.

Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!