По какому календарю мы живем. Юлианский и Григорианский календарь — чем они отличаются

До перехода на григорианский календарь, который в разных странах произошел в разное время, повсеместно использовался календарь юлианский. Назван он так в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, проведшего, как считается, в 46 году до нашей эры, календарную реформу.

В основу юлианского календаря, судя по всему, положен египетский солнечный календарь. Год по юлианскому равнялся 365,25 суток. Но в году может быть только целое число суток. Поэтому полагалось: три года считать равными 365 суткам, а следующий за ними четвертый год равным 366 суткам. Этот год с дополнительным днем .

В 1582 году римский папа Григорий XIII издал буллу предписывающую «вернуть весеннего равноденствия на 21 марта». Оно к тому времени ушло от обозначенной даты на десять дней, которые были изъяты из того 1582 года. А чтобы ошибка в дальнейшем не накапливалась, из каждых 400 лет предписывалось выбрасывать трое суток. Не високосными стали года, числа которых кратны 100, но не кратны 400.

Папа угрожал отлучением от церкви каждому, кто не перейдет на «григорианский календарь». Почти сразу на него перешли католические страны. Через некоторое время их примеру последовали протестантские государства. В православных России и Греции юлианского календаря придерживались до первой половины XX века.

Какой из календарей точнее

Споры, какой из календарей - григорианский или юлианский, точнее, не утихают по сию пору. С одной стороны, год григорианского календаря ближе к так называемому тропическому году - промежутку, за который Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. По современным данным, тропический год составляет 365,2422 суток. С другой стороны, ученые при астрономических расчетах и в настоящее время пользуются юлианским календарем.

Целью календарной реформы Григория XIII не было приблизить длительность календарного года к величине тропического года. В его времена такого понятия как тропический год еще не существовало. Целью реформы было соблюсти решения древних христианских соборов о сроках празднования Пасхи. Однако поставленной задачи полностью не решил.

Широко распространенное мнение, что григорианский календарь «правильнее» и «продвинутее» юлианского календаря - всего лишь пропагандистский штамп. Григорианский календарь, по мнению ряда ученых, астрономически не обоснован и является искажением юлианского календаря.

Юлианский календарь

Юлианский календарь - календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем в 45 году до н.э..

Юлианский календарь реформировал устаревший римский календарь и основывался на культуре летосчисления Древнего Египта. В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона».

Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 год до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день - 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года.

365,24 = 365 + 0,25 = 365 + 1 / 4

Юлианский календарь в России обычно называют старым стилем .

Ежемесячные праздники в римском календаре

Календарь основывался на статических ежемесячных праздниках. Первым праздником, с которого начинался месяц, были календы. Следующим праздником, попадавшим на 7 число (в марте, мае, июле и октябре) и на 5 число остальных месяцев, были ноны. Третьим праздником, попадавшим на 15 число (в марте, мае, июле и октябре) и 13 число остальных месяцев, были иды.

Месяцы

Существует мнемоническое правило запоминания количества дней в месяце: руки складывают в кулаки и, идя слева направо от косточки мизинца левой руки к указательному пальцу, поочерёдно касаясь косточек и ямок, перечисляют: «январь, февраль, март…». Февраль придётся запомнить отдельно. После июля (косточка указательного пальца левой руки) надо перейти на косточку указательного пальца правой руки и продолжить счёт к мизинцу, начиная с августа. На косточках - 31, между - 30 (в случае февраля - 28 или 29).

Вытеснение григорианским календарём

Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны. Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Во многих храмах, по замыслу создателей в день весеннего равноденствия солнце должно попасть в определённое место, например в Соборе святого Петра в Риме это мозаика. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха, уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, принятым 24 января 1918 года; в православной Греции - в 1923 году. Григорианский календарь часто называют новым стилем .

Юлианский календарь в православии

В настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Украинская.

Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), греческие старостильники (в расколе) и иные старостильники-раскольники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквах в 1920-е годы; а также ряд монофизитских церквей, в том числе в Эфиопии.

Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Различие между юлианским и григорианским календарями

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 400, либо кратен 4 и при этом не кратен 100. Скачок происходит в завершающий год века (см. Високосный год).

Разница между григорианским и юлианским календарями (даты даны по григорианскому календарю; 15 октября 1582 года соответствует 5 октября по юлианскому календарю; прочие даты начала периодов соответствуют юлианскому 29 февраля, даты окончания - 28 февраля).

Разница дат юлианского и григорианского календарей:

Век Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
XVI и XVII 10 29.02.1500-28.02.1700 10.03.1500-10.03.1700
XVIII 11 29.02.1700-28.02.1800 11.03.1700-11.03.1800
XIX 12 29.02.1800-28.02.1900 12.03.1800-12.03.1900
XX и XXI 13 29.02.1900-28.02.2100 13.03.1900-13.03.2100
XXII 14 29.02.2100-28.02.2200 14.03.2100-14.03.2200
XXIII 15 29.02.2200-28.02.2300 15.03.2200-15.03.2300

Не следует смешивать перевод (пересчёт) реальных исторических дат (событий в истории) на другой календарный стиль с пересчётом (для удобства пользования) на другой стиль юлианского церковного месяцеслова, в котором все дни празднований (памяти святых и другое) фиксированы как юлианские - безотносительно к тому, какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день. В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX-XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии).

Из книги Мифологический мир Ведизма [Песни птицы Гамаюн] автора Асов Александр Игоревич

КАЛЕНДАРЬ 25 Декабря. Коляда. Зимнее солнцестояние. Согласно астрономическим данным, наступает 21(22) декабря. (Клубок четырнадцатый.) По римскому календарю, известному и в Древней Руси, от Коляды Календ брал начало Новый год. Далее – святки. Замещен Рождеством Христовым.

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Из книги Древний Рим. Быт, религия, культура автора Коуэл Франк

КАЛЕНДАРЬ Хотя римляне считали года начиная с первого года мифического основания города Ромулом, первым римским царем, что произошло, как нам известно, в 753 году до н. э., они запоминали события не по пронумерованным годам, а по именам двух консулов, которые управляли

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Праздники и календарь Во все времена и во всех обществах люди устраивали в честь богов праздники; устанавливались специальные дни, когда в душе должно было царить только религиозное чувство и человек не отвлекался на мысли о земных делах и заботах. Часть дней из тех,

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Из книги Кулинарная книга-календарь православных постов. Календарь, история, рецепты, меню автора Жалпанова Линиза Жувановна

Из книги О календаре. Новый и старый стиль автора

Календарь В православии все посты делятся на 2 большие группы:- многодневные посты;- однодневные посты.К многодневным постам относятся 4 поста:- Великий пост;- Апостольский пост;- Успенский пост;- Рождественский пост.К однодневным постам относятся:- посты по

Из книги Иудаизм автора Курганова У.

1. Что такое юлианский календарь? Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. Он повсеместно использовался до 1500–х годов, когда многие страны начали переходить на григорианский календарь (см. раздел 2). Однако некоторые страны (например, Россия и Греция)

Из книги Кулинарная книга-календарь православных постов. Календарь, история, рецепты, меню автора Жалпанова Линиза Жувановна

15. Что такое Юлианский период? Юлианский период (и номер юлианского дня) не следует путать с юлианским календарем.Французский ученый Иозеф Юстус Скалигер (1540–1609) захотел присвоить положительный номер каждому году, чтобы не путаться с обозначениями BC/AD. Он изобрел то, что

Из книги Приход № 12 (ноябрь 2014). Казанская икона Божьей Матери автора Коллектив авторов

Еврейский календарь Как уже говорилось, иудаизм во многом является религией поведения, и соблюдение праздников во многом служит доказательством веры. Понятие «еврейские праздники» и понятие «праздники иудаизма» практически означают одно и то же. Для евреев история

Из книги Приход № 13 (декабрь 2014). Введение во Храм автора Коллектив авторов

Календарь В православии все посты делятся на 2 большие группы:– многодневные посты;– однодневные посты.К многодневным постам относятся 4 поста:– Великий пост;– Апостольский пост;– Успенский пост;– Рождественский пост.К однодневным постам относятся:– посты по

Из книги От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти автора Данилова Анна Александровна

Календарь Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году) Юрий Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент СПбГУЕсли октябрь ассоциируется у нас с праздником Покрова, то ноябрь, без сомнения, – с

Из книги автора

Календарь Юрий Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент СПбГУЛистая декабрьские страницы Православного календаря (декабря по новому стилю, по которому мы реально живем), невольно задерживаешь взгляд на имени апостола Андрея (13 декабря). Как и в

Из книги автора

Календарь Одна из самых страшных вещей – это ежедневники, электронные напоминалки и электронная почта.День похорон, а у Толика в календаре выскакивает напоминание – оплатить поездку на море. Наутро после похорон приходит письмо с подтверждением брони на любимый

На пороге новолетия , когда один год сменяет другой, мы и не задумывается о том, по какому стилю живем. Наверняка из уроков истории многие из нас помнят, что когда-то был другой календарь, позже, люди перешли на новый, и стали жить по новому стилю .

Давайте поговорим о том, чем отличаются эти два календаря: юлианский и григорианский .

История создания юлианского и григорианского календарей

Чтобы совершать расчеты времени, люди придумали систему летоисчисления, которая была основана на периодичности движения небесных тел, так был создан календарь .

Слово «календарь» произошло от латинского слова calendarium , что означает «долговая книжка» . Связано это с тем, что должники платили свой долг в день календ , так назывались первые дни каждого месяца, они совпадали с новолунием .

Так, у древних римлян каждый месяц имел 30 суток , а точнее, 29 суток, 12 часов и 44 минуты. Сначала в этом календаре было десять месяцев , отсюда, кстати, и название нашего последнего месяца года – декабря (от латинского decem – десятый). Все месяцы были названы в честь римских богов.

Но, начиная с III в до н.э., в древнем мире использовался другой календарь, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле , он давал погрешность в величине солнечного года в один день. В Египте пользовались солнечным календарем , составленным на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток . Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней каждый.

Именно этот календарь стал основой юлианского календаря . Назван он в честь императора Гая Юлия Цезаря и был введен в 45 г.до н.э . Начало года по этому календарю начиналось 1 января .



Гай Юлий Цезарь (100 г. до н.э.- 44 г. до н.э.)

Просуществовал юлианский календарь более шестнадцати веков, пока в 1582 г. Папа Григорий XIII не предложил новую систему летоисчисления. Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому и определялась дата Пасхи, а также несогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Глава Католической церкви считал, что нужно определить точный расчет празднования Пасхи, чтобы она выпадала на воскресный день, а также вернуть день весеннего равноденствия к дате 21 марта.

Папа Григорий XIII (1502-1585)


Однако в 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе не принял новый календарь, так как он противоречил основному правилу, по которому определяется день празднования христианской Пасхи: в некоторые годы христианская Пасха наступала бы раньше иудейской, что не допускалось канонами церкви.

Тем не менее, большая часть европейских стран последовала призыву Папы Григория XIII и перешла на новый стиль летоисчисления.

Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения :

1. для исправления накопившихся ошибок новый календарь на момент принятия сразу сдвинул на 10 дней текущую дату;

2. стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе - год високосный, то есть содержит 366 дней, если:

Номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);

Номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);

3. изменялись правила расчёта христианской (а именно католической) Пасхи.

Разница между датами юлианского и григорианского календарей увеличивается на трое суток за каждые 400 лет.

История летоисчисления в России

На Руси до Крещения новый год начинался в марте , но с X века, новолетие стали отмечать в сентябре , по византийскому церковному календарю. Однако люди, привыкшие к многовековой традиции, продолжали праздновать Новый год с пробуждением природы - весной. Пока царь Иван III в 1492 году не издал указ, где сообщалось, что Новый год официально переносится на начало осени . Но и это не помогло, и русский народ праздновал два новых года: весной и осенью.

Царь Петр Первый , стремясь ко всему европейскому, 19 декабря 1699 года издал указ о том, чтобы русский народ, вместе с европейцами, праздновал Новый год 1 января .



Но, вместе с тем, в России по-прежнему оставался действующим юлианский календарь , принятый от Византии с крещением.

14 февраля 1918 года , после переворота, вся Россия перешла на новый стиль , теперь светское государство стало жить по григорианскому календарю . Позже, в 1923 году, новые власти пытались перевести на новый календарь и церковь, однако Святейшему Патриарху Тихону удалось сохранить традиции.

Сегодня юлианский и григорианский календари продолжают существовать вместе . Юлианским календарем пользуются Грузинская, Иерусалимская, Сербская и Русская церкви , тогда как католики и протестанты руководствуются григорианским .

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили Дмитрий Менделеев и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь.

«Принимая во внимание: 1) что в 1830 году ходатайство Императорской Академии наук о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и 2) что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря и, не стесняясь выбором реформы, остановиться на той, которая совмещала бы в себе идею истины и возможной точности, как научной, так и исторической, применительно к христианскому летосчислению в России», — гласило постановление Комиссии по вопросу о реформе календаря в России от 1900 года.

Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.

После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.

В какой день сентября следует отмечать Новолетие, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчете на наше время родились протопоп Аввакум и боярыня Морозова, когда преставился ко Господу св. Кирил Белоезерский? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Ответами на эти и другие вопросы послужила данная статья.

***

Юлианский календарь , разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном, был введен Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинался 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные народным собранием консулы вступали в должность.

Юлианский календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном

В Киевской Руси юлианский календарь появился во времена Владимира Святославовича с началом введения христианства. Так, в «Повести временных лет» используется юлианский календарь с римскими названиями месяцев и византийской эрой. Летосчисление вели от Сотворения мира, взяв за основу 5508 год до н. э. - византийский вариант этой даты. Начало нового года постановили исчислять с 1 марта, в соответствии с древним славянским календарем.

Юлианский календарь, заменивший старый римский календарь, в Киевской Руси был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона».


«Миротворный круг»

Праздник церковного Новолетия, когда год начинается 1 сентября, был установлен святыми отцами Первого Вселенского Собора, которые определили начинать с этого дня исчисление церковного года. На Руси, во времена Ивана III в 1492 году, преобладающим стал сентябрьский стиль, вытеснивший мартовский, начало года было перенесено на 1 сентября. Переписчики некоторых летописей учитывали переходы на новые стили летосчисления и вносили поправки в летописи. Этим объясняют то, что хронология в разных летописях может отличаться на один-два года. В современной России юлианский календарь обычно называют старым стилем .

В настоящее время юлианский календарь используют некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская. В 2014 году к юлианскому календарю вернулась Польская православная церковь. Юлианского календаря придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона, греческие старостильники и иные старостильники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквях в 1920-е годы.

В ряде стран, где до начала XX века использовался юлианский календарь, как, например, в Греции - даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают номинально отмечать в те же числа, в которые они произошли по юлианскому календарю. Так, все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по юлианскому календарю.

В XVI веке на Западе были произведены астрономические исчисления, в результате которых было заявлено, что юлианский календарь является истинным, хотя в нем есть некоторые погрешности - так, каждые 128 лет накапливается лишний день.

В момент введения юлианского календаря день весеннего равноденствия приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку разница между солнечным и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате день весеннего равноденствия приходился уже не на 21-ое, а на 11 марта.

Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигается в сторону весны. Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Астрономы учли эти погрешности, и 4 октября 1582 года Папа Григорий XIII ввел общеобязательный календарь для всей Западной Европы. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий . Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, подписанной понтификом на вилле Мондрагоне и названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»). Так юлианский календарь был заменен на григорианский .


Следующим днем после четвертого октября в 1582 году стало уже не пятое, а пятнадцатое октября. Однако в следующем, 1583 году, Собор Восточных Патриархов в Константинополе осудил не только григорианскую Пасхалию, но и весь григорианский месяцеслов, анафематствовав всех последователей этих латинских нововведений. В Сигилионе Патриаршем и Синодальном, утвержденном тремя Восточными Патриархами - Иеремией Константинопольским , Сильвестром Александрийским и Софронием Иерусалимским , было отмечено:

Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали Семь Святых Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать Григорианской Пасхалии и месяцеслову, тот, как и безбожные астрономы, противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет им изменить или ослабить, - да будет анафема, - отлучен от Церкви Христовой и собрания верных .

Это решение в дальнейшем было подтверждено Константинопольскими Соборами 1587 и 1593 годов. На заседаниях Комиссии Русского астрономического общества в 1899 году по вопросу о реформе календаря профессор В. В. Болотов заявил:

Григорианская реформа не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения… Никейский Собор не постановлял ничего подобного. Саму отмену юлианского стиля в России нахожу отнюдь нежелательною. Я по-прежнему остаюсь решительным почитателем календаря юлианского. Его чрезвычайная простота составляет его научное преимущество перед всякими другими календарями исправленными. Думаю, что культурная миссия России по этому вопросу состоит в том, чтобы еще несколько столетий удержать в жизни юлианский календарь и чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы к неиспорченному старому стилю .

Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII–XVIII веков, последними были Великобритания и Швеция. Часто переход на григорианский календарь сопровождался серьезными беспорядками, мятежами и даже убийствами. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии. В России григорианский календарь введен декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января следует 14 февраля.


Разница между датами юлианского и григорианского календаря постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре такими являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском годы, кратные 100 и не кратные 400, високосными не являются.

Более ранние даты указываются в соответствии с пролептическим календарем, который используют для обозначения более ранних дат, чем дата появления календаря. В странах, где был принят юлианский календарь, даты до 46 года до н. э. указываются по пролептическому юлианскому календарю, а там, где его не было, - по пролептическому григорианскому.

В XVIII веке юлианский календарь отставал от григорианского на 11 дней, в ХIХ веке - на 12 дней, в ХХ веке - на 13. В ХХI веке сохраняется разница в 13 дней. В XXII веке юлианский и григорианский календари разойдутся уже на 14 дней.

Православная церковь России пользуется юлианским календарем и отмечает Рождество Христово и другие церковные праздники по юлианскому календарю, следуя решениям Вселенских Соборов, а католики - по григорианскому. Однако григорианский календарь нарушает очередность многих библейских событий и приводит к каноническим нарушениям: так, Апостольские правила не допускают празднование святой Пасхи ранее Пасхи иудейской. В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, православные церкви, которые используют юлианский календарь, будут отмечать Рождество с 2101 года не 7 января, как это происходит сейчас, а 8 января, а с 9901 года празднование будет происходить уже 8 марта. В литургическом календаре дата по-прежнему будет соответствовать 25 декабря.

Приводим таблицу для расчета разницы дат юлианского и григорианского календаря:

Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
10 5 октября 1582 - 29 февраля 1700 15 октября 1582 - 11 марта 1700
11 1 марта 1700 - 29 февраля 1800 12 марта 1700 - 12 марта 1800
12 1 марта 1800 - 29 февраля 1900 13 марта 1800 - 13 марта 1900
13 1 марта 1900 - 29 февраля 2100 14 марта 1900 - 14 марта 2100
14 1 марта 2100 - 29 февраля 2200 15 марта 2100 - 15 марта 2200
15 1 марта 2200 - 29 февраля 2300 16 марта 2200 - 16 марта 2300

В соответствии с общепринятым правилом, даты, пришедшиеся на промежуток между 1582 годом и моментом принятия григорианского календаря в стране, указываются как по старому, так и по новому стилю. При этом новый стиль указывается в скобках.

Например, Рождество празднуют в России 25 декабря (7 января), где 25 декабря - дата по юлианскому календарю (по старому стилю), а 7 января - дата по григорианскому календарю (по новому стилю).

Рассмотрим подробный пример. Священномученик и исповедник протопоп Аввакум Петров был казнен 14 апреля 1682 года. Согласно таблице, находим временной отрезок, который подходит для этого года - это самая первая строка. Разница дней между юлианским и григорианским календарем в этом промежутке времени составляла 10 дней. Дата 14 апреля здесь указана по старому стилю, а чтобы высчитать дату по новому стилю для XVII века - прибавляем 10 дней, получается, 24 апреля - по новому стилю для 1682 года. Но чтобы высчитать дату нового стиля для нашего, XXI века, необходимо к дате по старому стилю прибавить уже не 10, а 13 дней - таким образом, это будет дата 27 апреля.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!