Почему америку называют плавильным котлом. Научные труды XIX века

В XX веке. В соответствии с данной парадигмой, формирование американской национальной идентичности должно было идти по формуле «сплавления», «смешивания» всех народов, при этом предполагалось, как их культурное , так и биологическое смешение. Сформулированная теоретическая концепция имела апологетический характер в том смысле, что она отрицала наличие каких бы то ни было конфликтов в обществе - социальных или этнических . По словам американского исследователя А.Манна, «сама фраза „плавильный котел“ стала национальным символом этого столетия».

Доминирование в американской общественности этой мысли тесно связано с идеалами представления культуры о подлинно свободном демократическом обществе , где люди будут стремиться жить среди расово-этнических смешанных соседей. Концепции «плавильного котла» можно противопоставить политику мультикультурализма .

Происхождение термина

Сам термин возник из названия пьесы британского журналиста и драматурга И. Зангуилла , который часто приезжал в США и знал жизнь этой страны. Суть пьесы «Плавильный котёл» заключалась в том, что в Соединённых Штатах Америки происходило слияние различных народов и их национальных культур, в результате формировалась единая американская нация . Главный герой пьесы - молодой иммигрант из Российской империи Давид Квиксано, глядя с корабля, прибывшего в порт Нью-Йорк, воскликнул: «Америка - это созданный Богом величайший плавильный котёл, в котором сплавляются все народы Европы… Немцы и французы, ирландцы и англичане, евреи и русские - все в этот тигель. Так Господь создаёт нацию американцев».

История развития концепции

Плавильный котел в литературе XVIII века

До появления термина «плавильный котел» явление смешения народов из разных стран в одну общую культуру имело место в литературе еще в XVIII в. Описание американского народа как единой нации прослеживается у поэтов, публицистов и писателей. Например, в своей брошюре «Здравый смысл» (англ. Common Sense ) Томас Пейн , англо-американский писатель и философ, описывая американцев, отмечал :

Отечество Америки - это Европа, а не Англия. Новый свет стал убежищем для гонимых приверженцев гражданской и религиозной свободы из всех частей Европы

Оригинальный текст (англ.)

Europe, and not England, is the parent country of America. This new world hath been the asylum for the persecuted lovers of civil and religious liberty from every part of Europe.

Одним из первых авторов, который использовал метафору «плавильный котел» для описания американского общества, стал французский аристократ Джон Кревкер, который в своих «Письмах американского фермера» рассуждая о том, кто же такой американец, писал «Здесь предствители всех национальностей смешиваются в новую расу людей, чьи потомки однажды изменят мир».

Научные труды XIX века

Прогрессивная концепция «плавильного котла» находила своих сторонников и в XIX в. Так, она была поддержана одним из выдающихся интеллектуалов того времени, американцем английского происхождения Ральфом Эмерсоном .

Большую популярность в конце XIX в. получило четырехтомное издание Теодора Рузвельта (в то время историка и писателя) под названием «Покорение Запада», где автор описывая колонизацию Запада, воспевал американскую мощь, которую он видел в единении. Из его заключения, «американский индивидуализм был закален здравым смыслом и мощью объединения»

Основополагающую роль в изучении концепции занимает работа историка Фредерика Джексона Тернера «Значение границы в Американской истории », где он уделяет внимание географическому фактору. В своем докладе он применяет метафору «плавильный котел» для описания процесса американизации . Согласно его теории «в тигле границы иммигранты американизировались, освобождались и смешивались в американскую расу, отличную от англосаксонской , как по национальным, так и по другим характеристикам». Тернер не признавал, что американские социальные институты были заимствованы у Европы и утверждал, что они возникли в результате расширения географии политического и экономического влияния Америки. "Наличие свободной земли и непрерывное продвижение поселений на Запад объясняют развитие Америки". Вначале «границей» было Атлантическое побережье ; это была «граница» Европы. Движение «границы» на Запад означало постепенное удаление от влияния Европы и неуклонный рост движения по американскому пути.

Городской плавильный котёл

В конце XIX в. На смену теории плавильного котла, пришла другая, получившая название «городской плавильный котел». Это прежде всего связано с процессом урбанизации . Роль городов в процессе американизации заметно возросла. Это было связано с тем, что в городах были наиболее благоприятные условия для ассимиляции вновь прибывших иммигрантов . С другой стороны, скопление иммигрантов стало причиной выделения их в особые этнические группы и создания этнических организаций. Важную роль в этом процессе сыграла языковая ассимиляция , так как все объединения переходили на английский язык, и по сути были американскими объединениями разных национальностей, это только ускорило процесс американизации. Как теория «городской плавильный котел» был изучен Робертом Парком . Как писал Джон Хайем, «если мы внимательно посмотрим на концептуальную схему Парка, мы обнаружим улучшенную версию классического американского идеала ассимиляции, продолженную им от некоторых радикалов, включавших в этот процесс как черных американцев, так и иммигрантов». Уделяя особое внимание процессу ассимиляции в городах он писал, что « … Каждое общество, каждая нация и каждая цивилизация представляют собой кипящий котел и таким образом вносят вклад в слияние рас, в результате чего с неизбежностью возникают новые расы и новые культуры».

Тройственный плавильный котёл

В XX в. доминировало мнение об успешном развитии американской нации по формуле «плавильного котла», «смешения» представителей различных народов, несмотря на их этнические и культурные различия. Еще одну корректировку в теорию «плавильного котла» внесла Р.Кеннеди, в своей работе «Одинарный или тройственный плавильный котел». Изучая межэтнические браки в Нью Хевене , она пришла к выводу, что религиозные предпочтения играют решающую роль при заключении брака. Кеннеди выделила пять самых крупных национальных групп, которые на религиозной основе разделила на три основные системы: иудаизм (евреи), протестантство (британцы, немцы и скандинавы) и католицизм (ирландцы, итальянцы и поляки). Именно внутри этих систем заключались браки с представителями одинаковой или разных, но не выходящих за рамки одной религиозной системы, этнических групп. «Нам следует констатировать, - писала она, - что в то время, как жесткая эндогамия утрачивается, религиозная эндогамия утверждается и в будущем будет проходить скорее по религиозной линии, чем по национальной, как это было в прошлом. Если это так, то традиционный „одинарный плавильный котел должен“ уступить место новой концепции, которую мы определяем термином „тройственный плавильный котел“. Теория американской ассимиляции займет свое место как реальное отражение происходящего с различными национальными группами в Соединенных Штатах».

Критика

Плавильный котёл или салатница

Модель плавильного котла была оспорена сторонниками культурного плюрализма. Основным объектом критики стала дискриминация меньшинств, к которым прежде всего относили представителей чёрной и жёлтой расы. Как отмечается в американской литературе, если с точки зрения интеграции и тенденции «плавильного котла» меньшинства являются второстепенными и в конечном счете должны исчезнуть, то плюрализм, наоборот, определял меньшинства как главное в структуре общества.

Теоретическое оформление концепция культурного плюрализма получила в 20-х годах XX века в работе американского философа Г. Каллена «Демократия против плавильного котла». Каллен писал: «Люди могут поменять свою одежду, политику, жен, религию, философию в большей или меньшей степени. Но они не могут поменять своих дедов: евреев, поляков, англосаксонцев, чтобы прекратить быть евреями, поляками, англосаксонцами…».

Вашингтонский Центр исследования иммиграции опубликовал очередное исследование работы гигантского социального механизма под названием «плавильный котел», который якобы превращает прибывших в США иностранцев в полноправных и полноценных американцев.
Согласно этому отчету, который основан на данных Бюро переписи населения, коренными американцами (native-born Americans) считаются все, кто родился на территории США, а иммигрантами - все легально и нелегально проживающие в стране иностранцы и их родившиеся в Америке дети в возрасте до 18 лет.
Отчет установил, что сегодня иммигранты составляют больше половины всех занятых на сельскохозяйственных работах; 41% водителей такси и 48% уборщиков и уборщиц, но
в то же время примерно треть программистов и 27% врачей. Оперируя этими данными, авторы отчета говорят, что иммигранты приспосабливаются к новой жизни по мере своего пребывания в ней, но сильно отстают от коренных американцев в таких областях, как заработки, собственные дома и медицинские страховки. 43% иммигрантов, которые прожили в США минимум 20 лет, «сидят на велфэре», то есть на шее государства, и их почти вдвое больше, чем коренных американцев, и почти на 50% больше, чем новых иммигрантов. Таким образом, заключает отчет, проблема полной ассимиляции сложнее преодоления барьера языка и культуры.
Выражение «плавильный котел» (melting pot) появилось в США в конце XVIII века, как метафора перехода гетерогенного общества в гомогенное, то есть ассимиляции этнических групп, прибывших на постоянное жительство в другую этническую среду. Позже оно было дополнено учеными терминами «иммиграция» и «мультикультура», а в быту словами «мозаика» и даже «миска салата» (salad bowl). Выражение «плавильный котел» прочно вошло в обиход с начала ХХ века, когда пароходы с иммигрантами штурмовали американские порты и британский еврей Израэль Зангвилл написал и поставил в Нью-Йорке пьесу с таким названием. Это была иммигрантская адаптация трагедии Шекспира, где Ромео Монтекки превратился в еврея-иммигранта из царской России, а Джульетта Капулетти в христианку по имени Вера, тоже иммигрантку из России. «Плавильный котел» исправно переплавлял «мультикультурную» иммиграцию в американцев, дети которых становились коренными янки, создавая Америку как государство (state) и как нацию (nation). Сейчас это совсем не так, и «мульткульти» означает право этнических групп сохранять свой язык, свою культуру и свои традиции, а данью принявшей их стране стали налоги и обязанность заседать присяжными в судах.
Отчет Центра исследования иммиграции занимает 96 страниц и появился в разгар предвыборной борьбы, когда оба соперника по мере своих политических убеждений заигрывают с многомиллионной общиной нелегальных иммигрантов, рассчитывая на голоса их легальных соотечественников, уже получивших американское гражданство. В основном речь идет о возможности младшей, законопослушной и мало-мальски образованной части нелегалов временно легализоваться. Кардинально же речь идет о возможном увеличении числа легальных иммигрантов. Автор отчета и глава центра Стивен Камарота считает, что аргументы pro и contra этой проблемы скорее не количественные, а качественные.
«Нам известно, что в основном это люди бедные, - сказал Камарота газете Washington Times, - и не рассказывайте, будто у них все идет хорошо, как того многим хочется услышать. Прогресс есть, и отдельные меры его усиливают, но в общем положение совсем не такое, как нам хотелось бы, особенно для тех, кто наименее образован. Они сильно отстают от коренных [американцев], хотя прожили здесь по двадцать лет». Как и остальные эксперты проблем массовой иммиграции, Стивен Камарота имеет в виду не грамотных маляров из Молдовы или горничных из Намибии, а иммигрантов из Мексики и стран Латинской Америки - костяк дешевой рабочей силы на наших полях и огородах.
Эта перспектива не встречает восторга у большинства избирателей, но большинство наших политиков выступают за рост легальной иммиграции. Будучи сенатором, Барак Обама поддерживал проекты законов, которые предлагали взвинтить приток иммигрантов до сотен тысяч в месяц, и став президентом, он не сменил позицию. «Нашим фермам нужно дать законную возможность нанимать работников, на которых можно положиться, и открыть таким работникам дорогу к легальному статусу, - заявил Обама в прошлом году, выступая в техасском городе Эль-Пасо у мексиканской границы. - И наши законы должны уважать соблюдающие правила семьи и быстрее воссоединять их, а не раскалывать». Республиканец Митт Ромни, очевидный соперник Обамы на ноябрьских выборах, тоже призвал к легализации иммигрантов, хотя только студентов, изучающих науки высокой технологии, и членов семей обладателей гринкарт. «Наша система иммиграции должна помогать крепким семьям, а не разделять их, - сказал Ромни в июне на встрече с членами Национальной ассоциации выборных и назначенных чиновников-латиноамериканцев во Флориде. - Наша страна выигрывает, если матери, отцы и их дети живут вместе под одной крышей».
По данным отчета Камароты, здесь играет роль демография: в Массачусетсе, например, годовой доход семьи коренных американцев составляет в среднем 89 тыс. долларов, а семьи иммигрантов - 66 тыс. В Вирджинии это отношение составляет 93 тыс. и 80 тыс. долларов. С одной стороны, семьи иммигрантов в Вирджинии платят больше подоходных налогов, но, с другой стороны, эти семьи больше пользуются велфэром. По части происхождения иммигрантов отчет установил, что мексиканцы составляют 57% потребителей социальной помощи по бедности, тогда как англичане всего 6%, что немудрено, если учесть количество в Америке тех и других. На долю коренных американцев приходится 23% такой помощи.
Грибоедов зря утверждал, что горе бывает от ума. Сегодня 25% учащихся государственных средних школ США у себя дома говорят не по-английски.
В отчете центра Стивена Камароты отмечено, что прожившие в США по 20 лет иммигранты с дипломами бакалавра и выше преуспевают немного, но больше, чем коренные американцы. Иммигранты со средним образованием живут хуже таких же коренных янки, вне зависимости от того, как долго они находятся в США.
По мнению специалистов, иммигранты новой волны ассимилируются тоже по-новому. Профессор Джордж Борхес из Гарвардского университета говорит, что второе поколение американцев - дети нынешних иммигрантов - к 2030 году все равно будут на 10% отставать по уровню жизни от коренных американцев. В своем докладе «Ассимиляция завтра» профессора-демографы Университета штата Калифорния Дауэлл Майерс и Джон Питкин утверждают, что, напротив, к 2030 году иммигранты 1990-х годов станут жить припеваючи, причем 71% из них получат американское гражданство. Недавняя рецессия затруднила их «путь наверх», но не сбила с пути, которым шли к ассимиляции предыдущие поколения иммигрантов. Тем не менее, считают Майерс и Питкин, легализация 11 млн иностранцев, которые сейчас незаконно находятся на территории США, не поможет, а только повредит процессу ассимиляции - работе гигантского «плавильного котла» Америки. Сегодня работу этого котла отображает уже не пьеса Израэля Зангвилла «Melting Pot» по мотивам трагедии Шекспира, а скорее спектакль-гротеск «Russian Transport» по пьесе Эрики Шеффер, который с зимы этого года играют на сцене театра Acorn на 42-й улице рядом с Бродвеем.
Закон суров, гласит римская мудрость, но это закон. Федеральный закон США обязывает иммиграционные власти отказывать в визах иностранцам, которые могут стать потенциальными иммигрантами, но не в состоянии содержать себя и таким образом увеличат армию получателей государственной помощи. На прошлой неделе группа сенаторов-республиканцев направила в Министерство внутренней безопасности (куда входит Служба иммиграции) и в Госдепартамент письмо с просьбой разъяснить, почему там при рассмотрении заявлений на визы не учитывают, станут ли заявители получателями 80 видов велфэра. Ответа на свое письмо сенаторы пока не получили.

«Плавильный котел» («melting pot») – первоначально не американское представление о себе. Американцы считали себя выходцами из Европы и христианами. Понятие «плавильный котел» было введено как термин из пьесы «Плавильный Котел» (1908 г.) еврея-иммигранта из России Израэля Цангвилля, который приспособил Ромео и Джульетту Шекспира к окружению города Нью-Йорка. В пьесе иммигрант Давид Кихано, русский еврей, полюбил Веру, русскую иммигрантку, которая, однако, христианка. Вера - идеалистка и работница, Давид - композитор, пытающийся создать «американскую симфонию», прославляющую его новую родину. Вместе они преодолевают враждебности старого мира, которые могли бы их разлучить. С Верой, наблюдая закат Солнца, золотящего Статую Свободы, Давид Кихано произносит речь-пророчество: «Это огни Бога вокруг его плавильни. Вот он - Великий Плавильный Котел! ... Здесь все они (иммигранты) соединятся и построят Республику Человека и Царствие Божие».

Идеологией современности на Западе становится «мультикультурность» (теория «винегрета» или «cалатной чашки», предполагающая не смешение наций культур в плавильном котле, а их перемешивание). В сохранении особенностей культуры разных этносов состоит сущность политики мультикультурализма. Если муниципальные и национальные власти финансируют учреждения просвещения и культурные институции, где выходцы из других стран и их потомки могут обучаться родному языку и изучать историю и культуру своих стран, если поощряется ношение народных костюмов и т.п. (ФРГ) - это мультикультурализм. Если официальная политика специально не направлена на быструю ассимиляцию, а также не направлена на поддержание этнической идентичности, но и в целом не особенно ей препятствует - это «плавильный котёл». Именно последнюю политику на государственном уровне мы наблюдем в современных США.

В 2006 г. население США достигло 300-миллионной отметки. По данным Бюро переписи населения прогнозируется, что за период с 1995 г. по 2050 г. население США вырастет с 263 до 394-420 млн. чел., но иммиграция в США будет стабильно держаться на уровне 820 тыс. чел. в год. 82% прироста обеспечат иммигранты. Из новых 142 млн. 67 млн. составят сами иммигранты, еще 47 млн. – их дети, а 3 млн. – внуки. Прирост населения практически целиком будет обеспечиваться цветными.

К 2050 г. латиноамериканцы будут составлять четвертую часть всего населения США и превзойдут по численности негров, индейцев и азиатов вместе взятых. Количество испаноязычных американцев вырастет с нынешних 40 миллионов приблизительно до 103 миллионов. Столь существенные цифры прироста будут обеспечены высокой рождаемостью (соответствующие показатели у латиноамериканцев в 2 раза выше, чем у их белых сограждан) и массовой иммиграцией из Латинской Америки, прежде всего из соседней Мексики.



Удельный вес азиатов в населении, который сегодня составляет 3,5%, в 2050 г. вырастет до 8,2%. В абсолютных цифрах количество азиатов утроится: с 11 млн. в 2000 г. до 33 млн. человек в 2050 г., что будет достигнуто за счет массовой иммиграции, преимущественно из Китая и Индии. Количество черных американцев увеличится почти в два раза - с 36 млн. до 61 млн. человек, однако их доля в общей массе населения увеличится незначительно - с нынешних 12,7% до 14,6%.

К 2050 г. белое население Соединенных Штатов Америки окажется в меньшинстве из-за притока иммигрантов из Латинской Америки и Азии, сообщается в новом исследовании. Сейчас каждый восьмой житель Штатов является иммигрантом. Прогнозы столь резкого изменения этнического состава населения обусловлены существующими тенденциями: белое население США стареет и демонстрирует низкие темпы естественного прироста, доля же латиноамериканцев, негров и азиатов увеличивается благодаря высоким показателям рождаемости и иммиграции. Следует прислушаться к мнению некоторых экспертов, которые не исключают, что изменение этнической мозаики в CIIIA может способствовать распаду Соединенных Штатов на несколько государств, хотя вероятность этого минимальная.

Предсказанные изменения в облике страны отражают ситуацию, которая уже теперь сложилась в Калифорнии – белые там перестали быть большинством несколько лет назад. По данным переписи 2005 г., белые в настоящий момент составляют 43% населения Калифорнии, латиноамериканцы – 36%, а азиаты и представители народов Океании – 13%.

Сложились штаты с преобладающим небелым населением (англ. Majority-minority state) - группа административных единиц второго порядка (штатов) на территории США, в которых преобладает небелое население (составляющее по стране в целом по данным 2006 г. 67 %), а разнообразные расовые и этноязыковые группы так называемого цветного населения - афроамериканцы (негры), латиноамериканцы (особенно мексиканцы), азиаты, индейцы, люди смешанного происхождения (метисы, мулаты и т.д.) В настоящее время таких штатов в стране 4 (Калифорния, Нью-Мексико, Техас, Гавайи), а также территория округа Колумбии - Вашингтон). Тем не менее, во всех из них, за исключением округа Колумбии, белое англоязычное население сохраняет пока относительное большинство - (плюралитет), так как цветное население достаточно гетерогенно по своему составу. Помимо этого, небелое население преобладает в ряде заморских зависимых территорий США: Гуам, Американские Виргинские острова, Пуэрто-Рико и Американское Самоа.

Следует с осторожностью относится к подобной статистике и учитывать американские реалии: сегрегацию жилья, образования и т.д. для получения подробной картины. Так, внутри штатов с преобладающим небелым населением имеются большое количество графств, городов и кварталов с преобладающим белым. Вместе с тем, за пределами указанной категории штатов, хотя в целом и преобладает белое население, имеются значительные районы концентрации цветного населения, особенно в городах. Так, в целом, в населении городов - «миллионников» США белые люди составляют всего 35% населения. Большое значение имеют данные переписей населения США и текущая статистика Бюро переписи населения США (2000-2010 гг.). Важность информации о штатах и территориях с преобладающим небелым населением исторически имела огромное значение для США с момента их возникновения, так как явное или скрытое противостояние белого и цветного населения в культурном, языковом и религиозном плане достигло здесь своего апогея по сравнению с другими колониальными территориями Западного полушария. Сохранение колониального менталитета и мощная лингвистическая ассимиляция повлияли на современною демографическую статистику США, ориентирующуюся в основном на расы, а не на народы или языки. Современный рынок и маркетинг также во многом активно поддерживают такое несколько искусственное разделение как удобный способ сегментации рынка.

Штаты с преобладающим небелым населением, как правило, имеют весьма отличную от страны в целом лингвистическую, религиозную и политическую картину (особенно штаты Юго-Запада), где широкое распространение имеет испанский язык, шире распространены католичество и атеизм, а не протестантизм сектантского или полусектантского толка, а избиратели, разочарованные современной властью, склонны выступать за независимых кандидатов, а не поддерживать какую-либо из имеющихся двух главных партий страны (демократы или республиканцы). Также в этих штатах имеется и целый ряд социальных проблем, связанных с нелегальной иммиграцией (число нелегалов, в основном мексиканцев, по некоторым оценкам, достигает 12 миллионов человек), высокой рождаемостью цветного населения, относительно низким уровнем дохода.

Несмотря на то, что экономические и социальные различия между черными и белыми американцами постепенно исчезают, иная ситуация складывается в сфере межрасовых браков. В таких сферах, как религия и место проживания, значительного сближения так и не произошло. Даже сегодня США остаются крайне сегрегированным во многих отношениях обществом. 90% американцев молятся в основном с представителями своей же расы или национальности. В типичном американском городе для обеспечения равномерного проживания белых и черных жителей 64% черных жителей должно быть переселено в другие районы. Даже в общеобразовательных школах отношения между американскими подростками довольно сегрегированы: на среднестатистического американского школьника приходится 0,7 друзей другой расы. Однако, как считает автор, самым интересным показателем сегрегированности американского общества являются межрасовые браки. Для анализа межрасовых браков Фрэйер использует статистику за период с 1880 по 2000 гг. Как показывает Фрэйер, даже сегодня межрасовые браки в США - крайняя редкость. Лишь 1% белых, 5% черных и 14% азиатов решаются на брак с представителем другой расы. Вплоть до 1967 г., когда Верховный Суд США принял решение, что подобные запреты неконституционны, 16 американских штатов из 50-ти еще имели такие законы о запрете межрасовых браков. Еще один любопытный факт: в 1987 г. 35 штатов США запрещали белым семьям усыновлять и удочерять черных сирот. Этот запрет был уничтожен только в 1996 г., когда был принят закон, запрещавший подобную практику.

Согласно статистике в 1880 г. браки между белыми, с одной стороны, и черными или азиатами, с другой, составляли лишь 0.1% от всех браков, заключаемых белыми. Первоначально белые граждане предпочитали браки скорее с черными, чем с азиатами, хотя тенденция в дальнейшем изменилась в обратную сторону. С 1880 г. по 1980-е гг. доля браков между белыми мужчинами и черными женщинами была менее 0.1% от общего числа. С 1980 г. данный показатель начал возрастать и достиг 0.2% к 2000 г. Количество браков между черными мужчинами и белыми женщинами возросло с 0.10% в 1970 г. до 0.45% в 2000 г. В настоящее время около 6% браков, в которые вступают афроамериканцы, заключаются с белыми женщинами. Около 2.9% браков афроамериканки заключают с белыми американцами. Браки между белыми мужчинами и азиатками были редки вплоть до 1960 г. Тем не менее, начиная с 1960 г., их число начало расти и к 2000 г. увеличилось в десять раз, став самой распространенной моделью межрасового брака в США.

Самым распространенным видом межрасового брака в США является брак между белым мужчиной и азиаткой. На такие союзы приходится 20% браков, заключаемых азиатками в США, и 35% браков, заключаемых азиатками, рожденными в США. Вторым, самым распространенным видом межрасового брака является союз между черным мужчиной и белой женщиной. Около 6% браков, заключаемых афроамериканцами, приходится на такие браки. В свою очередь, Бюро Переписи Населения США сообщило, что в 2005 г. в США было заключено 422 тыс. браков, в которых супруги принадлежали к разным расам (к черной и белой). Увеличение количества межрасовых браков побудило Бюро Переписи Населения изменить опросник, который заполняли американцы во время общенациональной переписи 2000 г. Обычно жители США должны были указать свою расу, в 2000 г. впервые был добавлен вариант ответа «мультирасовое происхождение». Тогда 2.4% населения США (6.8 млн. человек) заявили, что имеют смешанное расовое происхождение. Среди молодых американцев (до 18-ти лет), 4.2% имели «мультирасовое» происхождение, среди более старших поколений - 1.9%. Если в 1970 г. лишь один из каждых 100 детей, появившихся на свет в США, имел мультирасовое происхождение, то в 2000 г. - один из каждых 19-ти. В некоторых штатах (например, в Калифорнии) этот показатель еще выше - один из 10-ти. Наибольшее количество американцев смешанного происхождения в 2000 г. проживало в штате Гавайи (более 24.5% от населения штата составляли люди, чьи родители принадлежали к различным расам), наименьшее - в Миссисипи, Западной Вирджинии, Мэне, Алабаме и Южной Каролине (менее 1%).

По подсчетам социологов Стэнфордского Университета, в 2005 г. из 59 млн. существовавших в США семейных пар 7% состояли из супругов разного цвета кожи. По оценкам Национального Центра Статистики Здоровья (National Center for Health Statistics), межрасовые семьи распадаются чаще, чем те, где оба супруга принадлежат к одной расе. Риск развода для «разноцветной» семьи, существующей 10 лет, составляет 41%, для «монорасовой» пары - 31%. Наиболее известны межрасовые семьи, образованные знаменитостями. К примеру, режиссер и актер Вуди Аллен женат на азиатке, актер Роберт Де Ниро - на афроамериканке, бывший министр обороны США (в Администрации Билла Клинтона) Уильям Коэн - на чернокожей. В свою очередь, президент США Барак Обама, гольфер Тайгер Вудс, актеры Кину Ривз и Халле Бери имели «разноцветных» родителей.

Следует отметить, что администрация Буша усложнила экзамен для иммигрантов, желающих получить гражданство США. Бытовой расизм не полностью искоренен. Существуют различные маргинальные неофашистские организации (готовившие, как известно, и покушения на Обаму). Успех многолетних пропагандистских усилий, направленных на преодоление последствий расовой дискриминации, очевиден. Не зря Голливуд столько лет тиражирует черно-белых напарников, не зря культивируется самоцензура (политкорректность), не зря накануне выборов СМИ вспоминают афроамериканцев, ставших в свое время первыми в той или иной области. В то же время, не стоит забывать, как в 2000-е гг. происходили межобщинные столкновения, парализовавшие на несколько дней Майами и Лос-Анджелес. В крупнейшие города Америки пришлось вводить войска, чтобы остановить взаимные погромы корейцев и негров, латиноамериканцев и белых, бесчинства этнических уголовных банд.

Среди экспертов нет единого мнения насчет того, каким именно образом изменение этнического состава американского населения повлияет на Соединенные Штаты и на социально-политическую систему в стране. Некоторые американские исследователи считают, что этнический фактор является второстепенным по сравнению с перспективами кардинальной смены экономической модели, которая лежит в основе американской экономики. В США в верхнем политическом истеблишменте доминируют белые. Они составляют почти 100% местной элиты. На сегодня у этнических меньшинств почти нет никаких инструментов для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Возможно, что не появятся они и в будущем. У этнических меньшинств нет своих легальных политических партий и движений. А американская политическая система устроена таким образом, что попытка легализовать собственную силу приведет ее в лоно одной из двух существующих партий, демократической или республиканской. Какова будет роль этнических меньшинств в экономике США - предугадать невозможно, поскольку мы не знаем, на каких принципах будет основываться новая экономическая модель США.

Совсем иную картину рисует директор Центра международных исследований Института США и Канады (ИСКРАН) Анатолий Уткин. По его мнению, вследствие изменения этнического состава населения радикально изменятся и сами США. В Америке изменится внутренняя психология и культура. США станут частью Хиспанидада, большого испаноязычного мира. Двуязычие станет нормой: Сервантеса в школах будут изучать так же, как сегодня изучают Шекспира. Причем важно не то, как много будет «испанцев» и негров в США, а то, что они будут 30-40-летними, молодыми и полными энергии, в то время как значительная часть белых - пенсионерами, которых интересует лишь отдых во Флориде. Изменения будут колоссальными. В Штатах будет избран испаноязычный президент. Армейская элита будет «латинской» и «черной». Жители будут ходить в костелы мексиканского типа. В стране, возможно, будет установлена однопартийная система, исчезнет разделение властей, а военные перевороты превратятся в политическую норму. Следует прислушаться к мнению некоторых экспертов, которые не исключают, что изменение этнической мозаики в CIIIA может способствовать распаду Соединенных Штатов на несколько государств, хотя вероятность этого минимальная.

Мнение А. Уткина - это крайняя точки зрения. Представляется все же, что будет происходить эволюционный путь развития США, без радикальных социальных и политических потрясений. Полного смешения рас и этносов не произойдет, ассимиляция приостановится, победит мультикультурализм. В ближайшие десятилетия в расово-этническом плане американское общество, вероятно, постепенно трансформируется в общество латиноамериканского типа с большой примесью азиатского элемента.


Одним из известнейших сторонников «черных мусульман» является американский режиссёр, сценарист и актёр Спайк Ли (род. 1956 г.). Настоящее имя - Шелдон Джексон (он ещё в школе выбрал себе псевдоним Спайк, то есть «шип»). Он - несомненный лидер чёрной кинокультуры 80-х - 90-х годов. Посвящённая «Маршу миллиона чёрных мужчин», инициированному мусульманским лидером Фарраханом, картина «Садись в этот автобус» (1996 г.), далека от агрессивного напора «Малкольма Икс».

Какие положительные и отрицательные последствия «встречи миров» проявились в истории Латинской Америки в XIX в.?

Встреча миров. Когда 500 лет назад Великие географические открытия привели европейцев в Новый Свет, произошло прямое «столкновение» двух миров — мира индейцев с миром испанцев и португальцев. Отношения не могли складываться дружественно — слишком велик был разрыв в уровне развития, к тому же конкистадоры, как вы помните, руководствовались девизом: «Бог, слава и золото!» В Европе уже зарождалось новое общество с его духом предпринимательства, стремлением к личной выгоде, личному успеху, желанием подчинить своим интересам весь окружающий мир. И эта Европа пришла в соприкосновение с континентом, где существовали традиционные общества, где люди жили и работали так, как жили и работали их предки, — стараясь приспособиться к окружающей среде, подчиняясь общинным порядкам.

Колонизация, в ходе которой погибли очаги древней культуры индейцев, продолжалась до середины XVII в. И тем не менее, столкнувшись с миром индейцев, испанская и португальская конкиста вынуждена была примириться с сохранением некоторых элементов их культуры, общинных порядков, а индейцы в конечном счёте восприняли некоторые черты испанской культуры и христианство. Встреча таких различных культур положила начало зарождению латиноамериканского общества.

Создание колониальной системы управления. К середине XVII в. колонизация Латинской Америки была завершена и стала создаваться колониальная система управления. Кроме Бразилии, захваченной португальцами, вся Южная Америка принадлежала Испании. Земли, захваченные в Новом Свете, были объявлены собственностью испанской короны. Система управления колониями прежде всего должна была охранять право собственности испанских и португальских монархов, управляли колониями испанские и португальские чиновники. Города имели органы местного самоуправления, занимавшиеся судебными делами и вопросами благоустройства. В то же время колонизаторы не стали уничтожать индейскую общину и оставили во главе индейских селений касиков — старейшин, чья власть являлась наследственной. Общинные порядки использовались испанцами для управления колониями и организации хозяйственной жизни. Община обеспечивала колонизаторам коллективную барщину.

Чтобы подавить возможную конкуренцию со стороны колоний, власти мешали развитию местной промышленности и строительству мануфактур. В колониях Нового Света разрешалось производить только то, что не выращивалось в Испании и Португалии: табак, кофе, сахарный тростник, маис.

В погоне за наживой завоеватели не щадили никого и превратили индейцев в бесплатную рабочую силу — рабов. Сотни и тысячи их гибли на рудниках и плантациях от непосильного труда, голода и болезней. Отказ от работы жестоко подавлялся, индейцев пытали, убивали, не щадя при этом ни женщин, ни детей.

Многие из индейцев со временем превращались в прикреплённых к земле наследственных долговых рабов — пеонов, и эта зависимость передавалась по наследству следующему поколению.

Поскольку индейцы вымирали и рабочих рук на рудниках и плантациях не хватало, испанцы в XVI—XVIII вв. стали ввозить в Америку более сильных и выносливых негров-рабов из Африки.

К началу XIX в. большинство индейского населения составляли закрепощённые крестьяне, а также рабочие рудников, мануфактур, ремесленных мастерских, грузчики и домашняя прислуга.

Только в некоторых труднодоступных районах оставались племена, так и не признавшие власть колонизаторов и оказывавшие им сопротивление. В отдельных областях сохранились свободные крестьянские общины.

Латиноамериканское общество. Окончательно латиноамериканское общество сложилось к XIX в. С годами изменился его состав. Привилегированную верхушку составляли белые уроженцы метрополии: представители родового дворянства и богатые купцы. Они занимали почти все высшие административные, военные и церковные должности, владели крупными поместьями и рудниками.

Появилось и коренное белое население — креолы — потомки испанцев и португальцев, родившиеся в колониях. Среди них имелись крупные и мелкие землевладельцы, предприниматели — владельцы рудников и мануфактур, чиновники администрации, офицеры, священники, ремесленники. Формально креолы имели такие же права, как и уроженцы метрополии, но на высшие посты в системе управления колониями их не допускали.

В результате смешанных браков в колониях появились метисы (потомки от смешанного брака белых и индейцев), мулаты (потомки от смешанного брака белых и негров) и самбо (потомки от смешанного брака индейцев и негров). Все они не имели гражданских прав, не могли занимать должности чиновников и офицеров, участвовать в выборах местных органов власти. Всех этих людей постепенно объединили общий язык и одна религия.

Время освободителей. В истории Латинской Америки имеется много страниц, посвящённых войнам против колониальной зависимости. В 1791 г. началось восстание негров-рабов на острове Гаити. Набат революции во Франции могучим эхом отозвался в этой французской колонии (французское название колонии Сан-Доминго). После длительной борьбы в западной части острова в 1804 г. было провозглашено первое независимое государство Латинской Америки — Гаити.

Симон Боливар

«Временем освободителей» стал XIX в. К началу века Испанская колониальная империя в Америке имела территорию более 10 млн кв. км и простиралась от Сан-Франциско до мыса Горн.

В начале XIX в. в испанских колониях Америки возникло патриотическое движение креолов, задумавшихся об отделении от Испании. В колониях были созданы тайные организации, нелегально издавались и распространялись документы Великой французской революции.

В 1811 г. объявила себя независимой республикой Венесуэла. Среди членов Патриотического общества, возглавившего освободительное движение, выделялся молодой офицер Симон Боливар. Широко образованный человек, блестящий оратор и публицист, он обладал к тому же незаурядным полководческим талантом.

На первых порах лидеры освободительного движения видели свою задачу лишь в изгнании колонизаторов и не стремились менять существующие порядки. Однако негры и индейцы их не поддержали, и тогда Боливар издал декреты, в которых обещал вступившим в революционную армию рабам предоставить свободу, а крестьянам — землю.

Боливар понимал, что в одиночку Венесуэле не отстоять свою независимость, для борьбы нужно было иметь союзников. Он повёл свою армию на помощь соседней стране — Новой Гранаде. Это был легендарный переход через Анды. С каждым днём становилось всё холоднее. Дождь сменился снегом. Ледяной ветер сбивал с ног. Горные обвалы и вырванные бурей деревья преграждали путь. Погибли все лошади, солдаты теряли сознание от нехватки кислорода, срывались в пропасти. Боливар в изодранном генеральском мундире возглавлял передовой отряд, вдохновляя своим мужеством бойцов. Из 3400 солдат с гор спустились лишь 1500.

Испанские войска были разгромлены. Венесуэла и Новая Гранада объединились в 1819 г. в единое государство — Великую Колумбию.

В 1824 г. после долгой освободительной войны независимой республикой стала Мексика.

«Независимость — это единственное благо, которого мы достигли...» Стремясь укрепить независимость молодых латиноамериканских государств, Боливар выступил за их объединение в конфедерацию. Он постоянно боролся за создание демократической республики, где цвет кожи её граждан не влиял бы на их положение в обществе. Но объединить новые независимые государства, имевшие общий язык и религию, не удалось. Власть Боливара была свергнута в Перу и Боливии, затем от Колумбии отделились Венесуэла и Эквадор. «Независимость,—сказал Боливар, — это единственное благо, которого мы достигли за счёт всех других».

Переход армии Боливара через Анды

Влияние и популярность Боливара падали, и в начале 1830 г. он ушёл в отставку. Лишь много лет спустя заслуги его получили всеобщее признание. Память о нём сохраняется в названии одной из южноамериканских республик — Боливии.

Революция в Португалии в 1820 г. привела к новому подъёму движения за независимость в Бразилии. Бывшая колония провозгласила независимость и объявила себя империей.

В 1868 г. началось массовое восстание за независимость на Кубе. Но ещё много лет кубинской армии пришлось бороться за освобождение от колониальной зависимости. Независимая Кубинская республика была провозглашена только в 1895 г.

Итоги и значение освободительных войн. Национально-освободительное движение в Латинской Америке завершилось победой. Во всех независимых государствах, кроме Бразилии, установился республиканский строй (Бразилия стала республикой в 1889 г.). Но некоторые государства, образовавшиеся в ходе войны за независимость, из-за глубоких внутренних противоречий и борьбы различных группировок оказались непрочными и распались.

Политическая независимость создала более благоприятные условия для развития капиталистического хозяйства и вхождения в мировой рынок, но сохранение многих обычаев традиционного общества замедляло этот процесс.

В независимых государствах постепенно уничтожили рабство, отменили подушную подать и принудительную трудовую повинность коренного населения в пользу частных лиц, государства и церкви, был установлен парламентский строй и приняты конституции.

Немаловажное значение имело и уничтожение инквизиции, сословного строя и упразднение дворянских титулов.

Окрепло и национальное самосознание латиноамериканцев, они стали ощущать свою принадлежность к определённой нации, имеющей право на создание независимого государства.

Ряд учёных считают, что освободительные войны носили характер буржуазной революции. Но есть и другая точка зрения, отрицающая такую оценку, так как создание новых республик не привело к власти новые классы. Крестьяне землю не получили, а владельцы латифундий сохранили огромные поместья и политическую власть.

Процесс модернизации в странах Латинской Америки развивался крайне медленно.

Век каудильо. После войны за независимость в политической жизни молодых государств мир не установился. Они стали воевать друг против друга, чтобы захватить больше территорий. Это сопровождалось острой борьбой за президентское кресло внутри каждой отдельной страны. Как правило, власть попадала в руки военных или гражданских вождей времён войны за независимость, захватывавших её при помощи оружия. Такой вождь — каудильо — опирался либо на народ, либо на землевладельцев.

В латиноамериканском обществе, как вы знаете, в отношениях между людьми сохранялись связи, характерные для традиционного общества. Это выражалось в господстве клановых связей между патроном (хозяином) и подчинённой ему массой. Обычно клановые связи сильнее связей классовых.

Суть этого явления состоит в том, что вокруг сильной личности сплачивается круг людей, рассчитывающих решить свои проблемы при помощи патрона. В политической борьбе на первый план выходили личные качества лидера, его умение управлять толпой, завоевав её доверие. В данных условиях дружеские связи становятся важнее закона. Эти отношения выражает принцип: «Всё — для друзей, а для врагов — закон».

Часто за маской «любимца толпы» скрывались честолюбие и ожесточённое соперничество отдельных семейств.

В XIX в. начались постоянные государственные перевороты, подтасованные выборы и кровавые гражданские войны.

Медленное развитие экономики. Десятилетия междоусобных войн гибельно отразились на экономическом состоянии молодых государств. Хозяйство в них ориентировалось главным образом на производство и вывоз за границу сельскохозяйственных продуктов или полезных ископаемых — меди и серебра. Тем не менее в середине XIX в. ряд стран втягивается в мировой рынок.

Чили активно экспортировала в Европу серебро, медную руду, селитру. Между 1880 и 1910 гг. объём промышленного производства страны ежегодно возрастал на 2%.

К концу века более благоприятные условия для развития животноводства и земледелия создались в Аргентине. Толчком для развития животноводства стало создание морозильных установок и увеличение ёмкости английского внутреннего рынка. Аргентина активно вывозила мороженое мясо в европейские страны, при этом 2/3 его поставлялись в Лондон.

Отмена рабства и приток иммигрантов создали условия для развития капиталистического хозяйства в Бразилии. Основной статьёй дохода к началу XX в. оставался экспорт кофе, золота, серебра, натурального каучука и тропических фруктов.

Из Мексики экспортировали золото и серебро, из Колумбии — кофе и индиго (красящее вещество). Строящиеся промышленные предприятия и железные дороги оказались в руках иностранного капитала.

По уровню экономического развития к началу XX в. страны латиноамериканского региона выглядели следующим образом: группу наиболее развитых стран составляли Аргентина, Уругвай, Бразилия, Куба, Венесуэла, Чили; значительно более отсталыми были Боливия, Мексика и Перу, где сохранялись огромные массы безземельного, закабалённого крестьянства. Фактически здесь доминировала экономическая система колониального времени, основанная на господстве крупного землевладения.

Латиноамериканский «плавильный котёл». На рубеже XIX—XX вв. в Латинской Америке на огромной площади в 20,6 млн кв. км проживали 60 млн человек (в 1820 г. — 20 млн). Здесь существовало 20 независимых государств.

В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии — на португальском, в Гаити — на французском.

XIX век явился временем формирования латиноамериканских наций. Они формировались из представителей разных народов, живших в границах одного государства. Как и в США, здесь действовал «плавильный котёл», в котором смешивались различные расы и нации: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран, а затем и новые иммигранты.

Общество в латиноамериканских странах формировалось под влиянием испанских и португальских традиций, в системе отношений между людьми всегда существовала иерархия. Каждый должен был знать своё место, свой клан, связывать своё благополучие с «большим» или «маленьким» покровителем, каудильо. Отсюда и склонность к авторитарным режимам.

В Латинской Америке сформировалось особое общество, отличное и от европейского, и от североамериканского. Десятилетия кровавых междоусобных войн, диктаторские режимы, массовые движения протеста, временами перераставшие в революции, движения за демократизацию — всё это делало трагической историю латиноамериканцев в XIX в.

В то же время в наиболее развитых странах Латинской Америки происходил процесс модернизации, развивалась промышленность, изменялась социальная структура общества, проводились политические и социальные реформы. Величайшим завоеванием латиноамериканцев стало уничтожение рабства.

Богатства континента приводят к активному проникновению в его экономику иностранного капитала, что рождает новые противоречия. На рубеже веков Латинская Америка выходит из состояния политической и экономической изоляции.

1. Покажите на карте колонии европейских стран в Латинской Америке. 2. Охарактеризуйте состав латиноамериканского общества к началу XIX в. 3. Какие причины лежали в основе освободительных войн в первой четверти XIX в.? 4. Дайте характеристику Симона Боливара как политического деятеля. 5. Составьте в тетради план ответа на вопрос: «Каковы итоги и значение освободительных войн?»

1. Обсудите с одноклассниками, почему именно в Латинской Америке развилось такое явление, как каудильизм. 2. Сравните экономическое развитие стран Латинской Америки и США к началу XX в. 3. Обсудите с одноклассниками, в чём заключались особенности формирования латиноамериканских наций. 4. Охарактеризуйте особенности латиноамериканского общества и роль католической религии в нём, используя дополнительный материал учебника.

Особенности верований у католиков в Латинской Америке

Большое влияние на формирование наций оказала католическая религия. Ещё в XVI в. церковь в латиноамериканских государствах поставила перед собой цель способствовать сближению духовной культуры между различными группами, составлявшими население колоний (испанцами, неграми, индейцами, метисами). Каждую группу побуждали принимать общую веру и обычаи. В Мексике, например, ещё в XVI в. сформировался культ святой Девы Марии, Гуаделупской Богоматери. Так сначала возник культ местной святой, а затем церковь распространила его на всю территорию страны. Религиозные праздники, коронации создавали многочисленные поводы для стечения огромных масс людей.

Религиозные шествия, собиравшие толпы богомольцев со всего королевства в одном месте, способствовали укреплению связей между жителями страны. И постепенно культ Девы Марии Гуаделупской объединил жителей Мексики: каждый, кто поклонялся этой святой, считался принадлежащим к мексиканской нации. Вообще католическая религия и католическая церковь играли большую роль в жизни латиноамериканцев. Католическая церковь через свои приходы влияла на 90% населения Латинской Америки.

Но поскольку традиции католичества утверждались на континенте, где коренным населением являлись индейцы, католическая религия в Латинской Америке имеет ряд особенностей. Прежде всего это огромное количество святых, скульптурным изображениям которых ревностно поклонялось население. Учёные считают, что индейцы после уничтожения их идолов колонизаторами перенесли в католичество своё стремление поклоняться «божественным силам», боготворить их и даже превращать в простой амулет.

Среди различных слоёв населения всегда ходили рассказы о чудесах, о явлениях святых. Дело в том, что в латиноамериканских странах с ещё доколумбовых времён принято было употреблять вещества, вызывающие галлюцинации. Эта традиция от индейцев распространилась и на бедные слои белого населения. Желая излечиться от болезни, узнать свою судьбу, люди принимали травы у домашних алтарей, где находилось большое количество скульптур самых разных святых.

Учёные объясняют эту особенность верований соединением культур коренного населения и колонизаторов, принёсших католицизм. Уничтоженные церковью языческие идолы заменялись изображениями христианских святых, к которым и обращались по мере надобности с просьбами, а то и с требованиями.

Подведём итоги

Вы познакомились с различными типами обществ, которые сформировались на территории Северной и Южной Америки.

США с самого начала развивались как государство европейцев на американской почве. Североамериканское общество формировалось как общество индустриальное. В США не было всевластия церкви, страна развивалась как президентская республика, со всеми присущими этому типу государств демократическими органами власти. Всё это создавало условия для быстрого развития процесса модернизации.

В государствах Латинской Америки ростки демократии долго и трудно пытались пробиться через господствующие нормы традиционного общества. Авторитарные режимы, каудильизм душили политические свободы.

Две Америки — два стиля жизни. Разные традиции. Разная культура. Разные типы общества.

Вопросы и задания к главе IV

1. Обсудите с одноклассниками, почему развитие государств на американском континенте пошло столь разными путями. 2. Выскажите своё мнение: существовало ли какое-либо сходство в истории создания США и государств в Латинской Америке? 3. Период быстрой индустриализации страны после Гражданской войны американский писатель Марк Твен назвал «позолоченным веком». Как вы думаете, что он имел в виду? Согласны ли вы с такой оценкой? 4. Составьте в тетради синхронистическую та блицу «Основные события в США и Латинской Америке во второй половине XIX в.».

Страны Латинской Америки

5. Вы изучили главу «Две Америки» и узнали о жизненном пути ряда исторических деятелей. Вызвал ли кто-либо из них вашу симпатию? Если да, то чем вызвана ваша симпатия к этому человеку?

Творческие работы и проекты

Творческая работа «Латинская Америка — плавильный котёл». Используя факты, приведённые в учебнике, дополнительную литературу, интернет-ресурсы, напишите эссе на предложенную тему. Оформите работу. Что нового вы узнали, работая над темой? Что хотели бы узнать дополнительно?



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!