Почему Дуня не поверила в то, что Раскольников убийца? Угрюм мрачен надменен и горд.

Отвечая на них, он проговорил три четверти часа, беспрестанно прерываемый и переспрашиваемый, и успел передать все главнейшие и необходимейшие факты, какие только знал из последнего года жизни Родиона Романовича, заключив обстоятельным рассказом о болезни его. Он многое, впрочем, пропустил, что и надо было пропустить, между прочим и о сцене в конторе со всеми последствиями. Рассказ его жадно слушали; но когда он думал, что уже кончил и удовлетворил своих слушательниц, то оказалось, что для них он как будто еще и не начинал.

– Скажите, скажите мне, как вы думаете… ах, извините, я еще до сих пор не знаю вашего имени? – торопилась Пульхерия Александровна.

– Дмитрий Прокофьич.

– Так вот, Дмитрий Прокофьич, я бы очень, очень хотела узнать… как вообще… он глядит теперь на предметы, то есть, поймите меня, как бы это вам сказать, то есть лучше сказать: что он любит и что не любит? Всегда ли он такой раздражительный? Какие у него желания и, так сказать, мечты, если можно? Что именно теперь имеет на него особенное влияние? Одним словом, я бы желала…

– Ах, маменька, как же можно на это все так вдруг отвечать! – заметила Дуня.

– Ах, боже мой, ведь я совсем, совсем не таким его ожидала встретить, Дмитрий Прокофьич.

– Это уж очень естественно-с, – отвечал Дмитрий Прокофьич. – Матери у меня нет, ну, а дядя каждый год сюда приезжает и почти каждый раз меня не узнает, даже снаружи, а человек умный; ну, а в три года вашей разлуки много воды ушло. Да и что вам сказать? Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, всё ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то. Ну, что еще?.. Мне кажется, ваш приезд будет иметь на него спасительнейшее влияние.

– Ах, дай-то бог! – вскричала Пульхерия Александровна, измученная отзывом Разумихина об ее Роде.

А Разумихин глянул, наконец, пободрее на Авдотью Романовну. Он часто взглядывал на нее во время разговора, но бегло, на один только миг, и тотчас же отводил глаза. Авдотья Романовна то садилась к столу и внимательно вслушивалась, то вставала опять и начинала ходить, по обыкновению своему, из угла в угол, скрестив руки, сжав губы, изредка делая свой вопрос, не прерывая ходьбы, задумываясь. Она тоже имела обыкновение не дослушивать, что говорят. Одета она была в какое-то темненькое из легкой материи платье, а на шее был повязан белый прозрачный шарфик. По многим признакам Разумихин тотчас же заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная. Будь Авдотья Романовна одета как королева, то, кажется, он бы ее совсем не боялся; теперь же, может именно потому, что она так бедно одета и что он заметил всю эту скаредную обстановку, в сердце его вселился страх, и он стал бояться за каждое слово свое, за каждый жест, что было, конечно, стеснительно для человека и без того себе не доверявшего.

– Вы много сказали любопытного о характере брата и… сказали беспристрастно. Это хорошо; я думала, вы перед ним благоговеете, – заметила Авдотья Романовна с улыбкой. – Кажется, и то верно, что возле него должна находиться женщина, – прибавила она в раздумье.

– Я этого не говорил, а впрочем, может быть, вы и в этом правы, только…

– Ведь он никого не любит; может, и никогда не полюбит, – отрезал Разумихин.

– То есть не способен полюбить?

– А знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всем! – брякнул он вдруг, для себя самого неожиданно, но тотчас же, вспомнив о том, что сейчас говорил ей же про брата, покраснел как рак и ужасно сконфузился. Авдотья Романовна не могла не рассмеяться, на него глядя.

– Насчет Роди вы оба можете ошибаться, – подхватила несколько пикированная Пульхерия Александровна. – Я не про теперешнее говорю, Дунечка. То, что пишет Петр Петрович в этом письме… и что мы предполагали с тобой, – может быть, неправда, но вы вообразить не можете, Дмитрий Прокофьич, как он фантастичен и, как бы это сказать, капризен. Его характеру я никогда не могла довериться, даже когда ему было только пятнадцать лет. Я уверена, что он и теперь вдруг что-нибудь может сделать с собой такое, чего ни один человек никогда и не подумает сделать… Да недалеко ходить: известно ли вам, как он, полтора года назад, меня изумил, потряс и чуть совсем не уморил, когда вздумал было жениться на этой, как ее, – на дочери этой Зарницыной, хозяйки его?

– Знаете вы что-нибудь подробно об этой истории? – спросила Авдотья Романовна.

– Вы думаете, – с жаром продолжала Пульхерия Александровна, – его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть, может быть, с тоски, наша нищета? Преспокойно бы перешагнул через все препятствия. А неужели он, неужели ж он нас не любит?

– Он ничего и никогда сам об этой истории со мною не говорил, – осторожно отвечал Разумихин, – но я кой-что слышал от самой госпожи Зарницыной, которая тоже, в своем роде, не из рассказчиц, и что слышал, то, пожалуй, несколько даже и странно…

– А что, что вы слышали? – спросили разом обе женщины.

– Впрочем, ничего такого слишком уж особенного. Узнал я только, что брак этот, совсем уж слаженный и не состоявшийся лишь за смертию невесты, был самой госпоже Зарницыной очень не по душе… Кроме того, говорят, невеста была собой даже не хороша, то есть, говорят, даже дурна… и такая хворая, и… и странная… а впрочем, кажется, с некоторыми достоинствами. Непременно должны были быть какие-нибудь достоинства; иначе понять ничего нельзя… Приданого тоже никакого, да он на приданое и не стал бы рассчитывать… Вообще в таком деле трудно судить.

– Я уверена, что она достойная была девушка, – коротко заметила Авдотья Романовна.

– Бог меня прости, а я таки порадовалась тогда ее смерти, хоть и не знаю, кто из них один другого погубил бы: он ли ее, или она его? – заключила Пульхерия Александровна; затем осторожно, с задержками и беспрерывными взглядываниями на Дуню, что было той, очевидно, неприятно, принялась опять расспрашивать о вчерашней сцене между Родей и Лужиным. Это происшествие, как видно, беспокоило ее более всего, до страха и трепета. Разумихин пересказал все снова в подробности, но на этот раз прибавил и свое заключение: он прямо обвинил Раскольникова в преднамеренном оскорблении Петра Петровича, на этот раз весьма мало извиняя его болезнию.

– Он еще до болезни это придумал, – прибавил он.

– Я тоже так думаю, – сказала Пульхерия Александровна с убитым видом. Но ее очень поразило, что о Петре Петровиче Разумихин выразился на этот раз так осторожно и даже как будто и с уважением. Поразило это и Авдотью Романовну.

– Так вы вот какого мнения о Петре Петровиче? – не утерпела не спросить Пульхерия Александровна.

– О будущем муже вашей дочери я и не могу быть другого мнения, – твердо и с жаром отвечал Разумихин, – и не из одной пошлой вежливости это говорю, а потому… потому… ну хоть по тому одному, что Авдотья Романовна сама, добровольно, удостоила выбрать этого человека. Если же я так поносил его вчера, то это потому, что вчера я был грязно пьян и еще… безумен; да, безумен, без головы, сошел с ума, совершенно… и сегодня стыжусь того!.. – Он покраснел и замолчал. Авдотья Романовна вспыхнула, но не прервала молчания. Она не промолвила ни одного слова с той самой минуты, как заговорили о Лужине.

А между тем Пульхерия Александровна, без ее поддержки, видимо находилась в нерешимости. Наконец, запинаясь и беспрерывно посматривая на дочь, объявила, что ее чрезвычайно заботит теперь одно обстоятельство.

– Видите, Дмитрий Прокофьич… – начала она. – Я буду совершенно откровенна с Дмитрием Прокофьичем, Дунечка?

– Уж конечно, маменька, – внушительно заметила Авдотья Романовна.

– Вот в чем дело, – заторопилась та, как будто с нее гору сняли позволением сообщить свое горе. – Сегодня, очень рано, мы получили от Петра Петровича записку, в ответ на наше вчерашнее извещение о приезде. Видите, вчера он должен был встретить нас, как и обещал, в самом вокзале. Вместо того в вокзал был прислан навстречу нам какой-то лакей, с адресом этих нумеров и чтобы нам показать дорогу, а Петр Петрович приказывал передать, что он прибудет к нам сюда сам сегодня поутру. Вместо того пришла сегодня поутру от него вот эта записка… Лучше всего прочтите ее сами; тут есть пункт, который очень меня беспокоит… вы сейчас увидите сами, какой это пункт, и… скажите мне ваше откровенное мнение, Дмитрий Прокофьич! Вы лучше всех знаете характер Роди и лучше всех можете посоветовать. Предупреждаю вас, что Дунечка уже все разрешила, с первого шагу, но я, я еще не знаю, как поступить, и… и все ждала вас.

Разумихин развернул записку, помеченную вчерашним числом, и прочел следующее:

«Милостивая государыня Пульхерия Александровна, имею честь вас уведомить, что, по происшедшим внезапным задержкам, встретить вас у дебаркадера не мог, послав с тою целью человека, весьма расторопного. Равномерно лишу себя чести свидания с вами и завтра поутру, по неотлагательным сенатским делам и чтобы не помешать родственному свиданию вашему с вашим сыном и Авдотьи Романовны с ее братом. Буду же иметь честь посетить вас и откланяться вам в вашей квартире не иначе как завтрашний день, ровно в восемь часов пополудни, причем осмеливаюсь присовокупить убедительную и, прибавлю к тому, настоятельную просьбу мою, чтобы при общем свидании нашем Родион Романович уже не присутствовал, так как он беспримерно и неучтиво обидел меня при вчерашнем посещении его в болезни и, кроме того, имея лично к вам необходимое и обстоятельное объяснение по известному пункту, насчет коего желаю узнать ваше собственное истолкование. Имею честь при сем заранее предуведомить, что если, вопреки просьбе, встречу Родиона Романовича, то принужден буду немедленно удалиться, и тогда пеняйте уже на себя. Пишу же в том предположении, что Родион Романович, казавшийся при посещении моем столь больным, через два часа вдруг выздоровел, а стало быть, выходя со двора, может и к вам прибыть. Утвержден же в том собственными моими глазами, в квартире одного, разбитого лошадьми, пьяницы, от сего умершего, дочери которого, девице отъявленного поведения, выдал вчера до двадцати пяти рублей, под предлогом похорон, что весьма меня удивило, зная, при каких хлопотах собирали вы сию сумму. При чем, свидетельствуя мое особое почтение уважаемой Авдотье Романовне, прошу принять чувства почтительной преданности вашего покорного слуги


В ЧЕМ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
РАСКОЛЬНИКОВА?

(по роману Ф.М.
Достоевского “Преступление и наказание”)


В мировой
литературе Достоевскому принадлежит честь
открытия неисчерпаемости и многомерности
человеческой души. Писатель показал
возможность сочетания в одном человеке
низкого и высокого, ничтожного и великого,
подлого и благородного. Человек - это тайна,
в особенности русский человек. “Русские
люди вообще широкие люди... широкие, как их
земля, и чрезвычайно склонны к
фанатическому, к беспорядочному; но беда
быть широким без особой гениальности”, -
говорит Свидригайлов. В словах Аркадия
Ивановича заключается ключ к постижению
характера Раскольникова. Сама фамилия
героя указывает на двойственность,
внутреннюю неоднозначность образа. А
теперь послушаем характеристику, которую
дает Родиону Романовичу Разумихин: “Полтора
года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен
и горд; в последнее время... мнителен и
ипохондрик... Иногда, впрочем, вовсе не
ипохондрик, а просто холоден и
бесчувственен до бесчеловечия, право, точно
в нем два противоположных характера,
поочередно сменяются... ужасно высоко себя
ценит и, кажется, не без некоторого права на
то”.


Мучительная
внутренняя борьба ни на минуту не утихает в
Раскольникове. Родиона Романовича мучает
не примитивный вопрос - убивать или не
убивать, а всеохватная проблема: “Подлец ли
человек, весь вообще род, то есть
человеческий”. Рассказ Мар-меладова о
великости Сониной жертвы, письмо матери о
судьбе Дунечки, сон о Савраске - все это
вливается в общий поток сознания героя.
Встреча с Лизаветой, воспоминания о
недавнем разговоре в трактире студента и
офицера об убийстве старухи-процентщицы
подводят Раскольникова к роковому для него
решению.


Внимание
Достоевского приковано к уяснению
первопричин преступления Раскольникова.
Слова “убить” и “ограбить” могут
направить мысль читателя по ложному пути.
Дело заключается в том, что Раскольников
убивает совсем не для того, чтобы ограбить.
И совсем не потому, что живет в нищете, что “среда
заела”. Разве не могбы
он, не дожидаясь денег от матери и сестры,
обеспечить себя материально, как сделал это
Разумихин? Человек у Достоевского
изначально свободен и сам совершает свой
выбор. В полной мере это относится и к
Раскольникову. Убийство - результат
свободного выбора. Однако путь к “крови по
совести” довольно сложен и длителен.
Преступление Раскольникова включает в себя
создание арифметической теории “права на
кровь”. Внутренняя трагичность и
противоречивость образа заключается
именно в создании этой логически почти
неуязвимой теории. Сама же “великая идея”
является ответом на кризисное состояние
мира. Раскольников - явление отнюдь не
уникальное. Схожие мысли в романе
высказывают многие: студент в трактире,
Свидригайлов, даже Лужин...


Основные
положения своей бесчеловечной теории герой
излагает в исповедях перед Соней, в
разговорах с Порфирием Петровичем, а до
этого, намеками - в газетной статье. Родион
Романович комментирует: “...необыкновенный
человек имеет право... разрешить своей
совести перешагнуть... через
иные препятствия, и единственно в том
только случае, если исполнение его идеи (иногда
спасительной для всего человечества) того
потребует... Люди, по закону природы,
разделяются, вообще, на два разряда: на
низший (обыкновенных)... и собственно на
людей.. .” Раскольников,
как мы видим, обосновывает свою идею
ссылкой на благо всего человечества,
исчисленное арифметически. Но может ли
счастье всего человечества основываться на
крови, на преступлении? Впрочем,
рассуждения героя, мечтающего о “свободе и
власти. ..
над всей дрожащей тварью”, не лишены и
эгоизма. “Вот что: я хотел Наполеоном
сделаться, оттого и убил”, - признается
Раскольников. “От Бога вы отошли, и вас Бог
поразил, дьяволу предал!” - с ужасом
говорит Соня.


Нравственные
и психологические последствия
преступления прямо противоположны тем,
которых ожидал Раскольников. Распадаются
элементарные человеческие связи. Герой
признается самому себе: “Мать, сестра, как
любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я
их ненавижу, физически ненавижу, подле себя
не могу выносить...” Одновременно Родион
Романович решительно переоценивает
масштабы собственной личности: “Старушонка
вздор!.. Старуха была только болезнь... Я
переступить поскорее хотел... я не человека
убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а
переступить-то не переступил, на этой
стороне остался... Эх, эстетически я вошь, и
больше ничего!” Заметим, что Раскольников
не отказывается от теории вообще, он лишь
себе отказывает в праве на убийство, лишь
себя выводит из разряда “необыкновенных
людей”.


Индивидуалистическая
теория - источник постоянных страданий
героя, источник незатухающей внутренней
борьбы. Последовательного логического
опровержения “идеи-чувства”
Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли
оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд
уязвимых мест: как разграничить
обыкновенных и необыкновенных людей; что
будет, если все возомнят себя Наполеонами?
Несостоятельность теории обнаруживается и
в соприкосновении с “реальной
действительностью”. Будущее нельзя
арифметически прогнозировать

.
Та самая “арифметика”, о которой говорил в
трактире незнакомый студент, терпит полный
крах. Во сне Раскольникова об убийстве
старухи удары топора не достигают цели. “Он...
тихонько высвободил из петли топор и ударил
старуху по темени, раз и другой. Но странно:
она даже не шевельнулась от ударов, точно
деревянная... Старушонка сидела и смеялась...”
Бессилие Раскольникова, неподвластность
окружающего его воле выражается сложной
образной символикой. Мир далеко еще не
разгадан, он и не может быть разгадан
,
привычные причинно-следственные связи
отсутствуют. “Огромный, круглый, медно-красный
месяц глядел прямо в окно”. “Это от месяца
такая тишина, - подумал Раскольников, - он,
верно, теперь загадку загадывает”. Таким
образом, теория не опровергается, а как бы
вытесняется из сознания и подсознания
героя. Суть духовного воскресения
Раскольникова заключается в обретении
через страдания “живой жизни”, любви, веры
в Бога. Острожный сон о моровой язве
знаменует собою выход из тьмы лабиринта.
Уменьшается пропасть между героем и
простыми каторжанами, расширяются
горизонты личности героя.

Подведем
некоторые итоги. Внутренний трагизм
Раскольникова связан с отъединением героя
от людей и с созданием бесчеловечной теории
“крови по совести”. В своих поступках
человек свободен и независим от социальных
обстоятельств. Непрекращающаяся
внутренняя борьба указывает на то, что в
Родионе Романовиче одновременно
сосуществуют мученическая мечта избавить
людей от страданий и эгоистическая
уверенность в собственном праве “перешагнуть
через иные препятствия”, чтобы “Наполеоном
стать”. В финале романа Раскольников
приходит к духовному воскресению не в
результате отречения от идеи, а через
страдания, веру и любовь. Евангельская
притча о воскрешении Лазаря причудливо
преломляется в судьбах Сони и
Раскольникова. “Их воскресила любовь,
сердце одного заключало бесконечные
источники жизни сердца другого”. В эпилоге
писатель оставляет героев на пороге новой,
неведомой жизни. Перед Раскольниковым
открывается перспектива бесконечного
духовного развития. В этом проявляется вера
писателя-гуманиста в человека - даже в
убийцу! - вера в то, что человечество
главного своего слова еще не сказало. Все
впереди!

Внимательно прочти текст! О ком он? «…угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право точно в нём два характера противоположных характера по очереди сменяются».

Слайд 15 из презентации «Герои «Преступления и наказания»» . Размер архива с презентацией 158 КБ.

Литература 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Никитин «Утро»» - Здравствуй, солнце да утро веселое! (И. С. Никитин.). А восток все горит-разгорается. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут. Едет пахарь с косой, едет - песню поет. Тишь, безлюдье вокруг. По плечу молодцу все тяжелое... Не боли ты, душа! В огне облака. Дремлет чуткий камыш. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Обратите внимание на использование автором знаков препина­ ния.

«Новогодняя сказка» - Новый год. Наша героиня сильно изменилась с тех пор. Алексей нашел себе другую девушку; красивую, но не очень умную. Надеется в этой жизни нужно не на чудеса и волшебство. Опоздаю на час, посмотрим, хватит ли у него терпения дождаться меня. Новогодняя сказка для взрослых. Парень оказался симпатичным, порядочным. Прошло полчаса, затем еще полчаса. Оля вспомнила про бабушкину шкатулку. В зеркале она увидела очень красивую девушку.

«Композиция «Ионыча»» - Авторские позиции. Роль композиционных единиц. Найдите сюжетные элементы. Лингвистическая теория композиции. Композиционные приёмы и средства. Деловая жизнь. Композиционные приёмы. Сопоставить начало и конец каждой главы. Финал рассказа. Композиция художественного произведения. Эволюция в душе Ионыча. Люди. Виды композиции. Композиция – это состав и определённое расположение частей. Составить простой план рассказа.

«Тест по «Войне и миру»» - Завершите фразу. Сколько времени длится действие в «Войне и мире». Сколько лет Наташе Ростовой. После какого сражения князь Андрей разочаровался. Определите кульминацию первого тома. В ком Л.Н.Толстой видит решающую силу истории. Кто противопоставлен Наполеону. Тест по творчеству Л.Н.Толстого. Первое опубликованное произведение. Брак Андрея и Наташи. Князю Андрею было грустно и тяжело. Жанр «Войны и мира».

«Биография Александра Островского» - Период поиска. Жанр психологической драмы. Щелыково. Рождение репертуарного театра. Печатается в журнале «Современник». Театр Островского. Детство. Замоскворечье. Гроза. Александр Николаевич Островский. Образование. Сцена из спектакля «Доходное место». Москвитянский период. Снегурочка. Черты поэтики Островского. Литературная экспедиция. Колумб Замоскворечья. Пореформенный период. Создает московский артистический кружок.

«Интегрированный урок литературы и МХК» - Обучение сопоставительному анализу. Интегрированный урок литературы и МХК. Работа над словарной статьёй. Шинель. Когти. Место сочувствию. Маленький человек. Заповедь. Возлюби ближнего своего. Титулярный советник. С какими словами после нашего урока вы бы обратились к людям. Золотое правило. Родители. Кроссворд. Станционный смотритель. Литературный тип «маленького человека». Павел Федотов.

На вопрос Ваше ЛИЧНОЕ отношение,чувства к Раскольникову?("Преступление и наказание".Достоевский.) заданный автором Простой лучший ответ это Люблю Раскольникова как, наверно, мало кого из литературных героев.
хотя бы за те черты характера, которые описал Разумихин:
"угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются. Ужасно иногда неразговорчив! Все ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то. "
вот только за эти качетва простила бы ему и его теорию, и последствия его теории.. . наверно.
но в любом случае, люблю. Вообще странных людей, непонятных, не похожих на других, способных к умственному развитию.
ну и, наверно, Раскольников бы вполне подошел и под эту характеристику.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Ваше ЛИЧНОЕ отношение,чувства к Раскольникову?("Преступление и наказание".Достоевский.)

Ответ от Sperato [гуру]
Вот до чего жизнь доводит! Парень совсем запутался. Жалко его.


Ответ от Присосок [гуру]
поганец


Ответ от Binder [гуру]
Жалость и сочувствие


Ответ от Вровень [активный]
нормуль


Ответ от Иллариония [гуру]
Мне этот герой неприятен. Не умея усторить свою собственную жизнь (не учится, не работает, и не хочет, живет на деньги матери, ходит грязный, оборвыный) он считает, что может решать судьбы мира. Сколько таких Раскольниковых сейчас. Чем ниже человек по уровню своего существования, тем он больше о себе мнит.



Ответ от Булочка [гуру]
однако, симпатия. вот так вот! никакого отвращения лично у меня он не вызвал. разумеется, я против насилия, убийства и т. д. но вот лично образ раскольникова какого-то жуткого разражения или антипаии не вызвал. почему-то. правда. читала это произведение еще в школе, потом как-то перечитывала прошло несколько лет, возможно, если перечитаю сейчас, уже будет другая оценка. но вряд ли..


Ответ от Мусеныш [гуру]
Удавил пиявку-душегубку, молодец! Но личность его особой симпатии не вызывает, так как был начисто лишен чувства юмора и обаяния, а я таким людям не доверяю.


Ответ от Џ [гуру]
Нет личного отношения, не суди, да не судим будешь.... каждый отвечает сам за свои поступки.. . от сумы и от тюрмы не зарекаются.... можно долго продолжать, но навернео понятно, что это и есть ответ на вопрос.


Ответ от Ytne vtyz [гуру]
пакостная зловредная старушонка!


Ответ от Slava [гуру]
Мне его жалко, как и любого человека, который пытается жизнь перестроить сообразно своим представлениям о ней. Вот жизнь его и научила, только цена страшная.


Ответ от Козловски Анна. 49 лет [гуру]
Моё отношение к Раскольникову отрицательное.


Ответ от Sombre [гуру]
его собственная теория загнала его в пропасть. Неследует путать жизнь с её законами и свои личные фантазии, размышления. "Тварь ли я дрожащая или право имею? " человек всегда хочет чувствовать себя особенным. Так и Раскольников, в затуманеном сознании, самопровозгласил себя вершителем судеб. За ято и пострадал. Кароче, говнюк этот Раскольников и всё))


Разумихин напомнил Порфирию об их вчерашнем пьяном споре про взгляд социалистов на преступления – дескать люди совершают их, потому что «среда заела». «Социалисты хотят живую историю развития человечества переделать по мёртвой теории, вышедшей из какой-нибудь математической головы. Все людские неустройства одной глупостью объясняют. Хотят дисциплинировать живую душу, сделать рабской, на манер каучука – зато не живая, зато без воли, зато рабская, не взбунтуется! Всё на одну только кладку кирпичиков да на расположение коридоров и комнат в фаланстере свели! Но живой душе рано ещё на кладбище!»

Порфирий посмеивался, но вдруг заговорил о статье Раскольникова в «Периодической речи». Родион и сам не знал, что статью, посланную им в эту газету, там опубликовали. Порфирия интересовала главная мысль этой заметки: «существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления. А обыкновенные должны жить у них в послушании».

Раскольников стал с горячностью объяснять: «Все благодетели человечества были страшные кровопроливцы – иначе и нельзя распространить среди людей полезные установления и идеи. И сделанные ими блага оправдывают их преступления! Обычная масса сохраняет мир и приумножает его численно, а люди особенные двигают мир к цели», к Новому Иерусалиму.

Порфирий удивился тому, что Раскольников всё же верит в Новый Иерусалим. «И в бога веруете?» – спросил он. – «Верую». – «Но как же отличить обыкновенных людей от особых? – не отставал следователь. – А если кто-то из первого разряда сочтёт, что принадлежит ко второму, и начнет устранять все препятствия ? И много ли таких необыкновенных людей, которые других имеют право резать? Жутко-с, если уж очень-то много их будет?». – «Не беспокойтесь, таких людей очень мало», – раздражённо проговорил Раскольников.

Разумихин вытаращил глаза: «Да ты серьезно, Родя? Да ведь это разрешение крови по совести, это страшнее, чем официальное разрешение кровь проливать!» Раскольников грустно глядел на него: «Глупенькие или тщеславные есть всегда. Но общество ведь обеспечено ссылками, тюрьмами, судебными следователями, каторгами. Ищите вора».

«Ну-с, а насчет его совести?» – любопытствовал Порфирий. – «У кого есть она, тот страдай, коль сознает ошибку, – не сдавался Раскольников. – Это и наказание ему, – опричь каторги. Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». – «А вы когда вашу статейку сочиняли – ведь не может быть, чтобы себя не считали, ну хоть на капельку, – тоже человеком необыкновенным?» – «Очень может быть», – презрительно процедил Раскольников. – «И решились бы ради благородной цели перешагнуть : убить и ограбить?» – «Магометом иль Наполеоном я себя не считаю». – «Полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?», – усомнился Порфирий. – «Уж не Наполеон ли какой будущий и нашу Алену Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?» – поддакнул Замётов.

Раскольников встал уходить. «Вы у убитой одним из последних были, – произнёс Порфирий. – Не зайдёте ли ко мне в часть, может, что-то полезное сможем у вас узнать». – «Вы хотите меня официально допрашивать?» – резко обернулся к нему Родион. – «Зачем же-с? Покамест это вовсе не требуется. А когда в последний раз были у старухи, то, проходя по лестнице, работников в отворённой квартире не видали?», – как бы невзначай спросил Порфирий.

«Да ведь красильщики мазали в самый день убийства, а он за три дня до этого был?» – закричал Порфирию Разумихин. – «Фу-ты! Перемешал! Совсем перемешал!» – с деланной рассеянностью хлопнул тот себя по лбу.

Раскольников и Разумихин ушли.

Достоевский «Преступление и наказание», часть 3, глава 6 – краткое содержание

По пути Раскольников возмущался перед Разумихиным тем, что Порфирий явно подозревает его в убийстве. «Если бы у них была эта мысль, они бы наоборот её скрывали!» – полагал Разумихин. – «Не скрывают, потому что у них нет фактов. Вот они и стараются наглостью сбить, чтобы я с досады прорвался», – кричал Раскольников.

Его вдруг поразила тревожная мысль: не осталось ли случаем чего из награбленного в дыре за обоями ? А вдруг придут с обыском! Наскоро распрощавшись с Разумихиным, Раскольников бросился домой. Он обшарил там дыру за обоями, но ничего не нашёл.

Выйдя затем во двор, он увидел дворника и стоявшего рядом с ним незнакомого угрюмого пожилого мещанина, одетого в странный халат. Дворник показывал мещанину на Раскольникова. Родион бросился к ним. Но мещанин, ничего не сказав, строго оглядел его, повернулся и пошёл прочь. Раскольников кинулся за ним.

Нагнав незнакомца, он с минуту шёл бок о бок с ним, не решаясь от волнения ничего спросить. «Вы меня спрашивали у дворника?» – выдавил он из себя наконец. Мещанин остановился и, глядя на него, зловеще произнёс: «Убивец!» – «Да что вы… кто убийца?» – потрясённо бормотал Раскольников. – «Ты убивец», – проговорил мещанин, повернулся и ушёл.

Раскольников вернулся домой в дрожи. Он бессильно лёг на диван. Мысли сами текли без всякой связи. Услышав, что к нему входят Разумихин с Настасьей, он притворился спящим. Те решили не будить его и удалились.

«Кто этот вышедший из-под земли человек? – мучился Раскольников. – Где был он и что видел?»

Он горько клял самого себя: зачем решился на преступление, в душе сознавая, что не Наполеон! «Убить-то убил, а выходит – так и не переступил ! Убеждал себя, что делаю всё для благородной цели , тогда как настоящий гений ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостоивая даже и объясниться! Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу?» (См. полный текст этого монолога .)

Он постепенно задремал. Видел во сне , будто идёт вечером по улице, и давешний мещанин издалека манит его рукой. Раскольников побрёл за ним в подворотню дома. Мещанин исчез. А он вдруг оказался в той самой квартире. За висящим там на стене салопом кто-то прятался. Раскольников отвёл его – и увидел старушонку-процентщицу, с наклонённой головой. Он достал топор и начал бить её по голове, раз за разом, но она даже не шевелилась от ударов. Он нагнулся заглянуть ей в лицо, и увидел – старуха заливается смехом. Тут из спальни послышались голоса. Прихожая и лестница уже были полны людей…

Родион проснулся – и увидел, как продолжение сна, что дверь его каморки распахнута настежь, а на пороге стоит незнакомый дородный человек и смотрит на него.

Раскольников прикрыл глаза, глядя сквозь ресницы. Незнакомец вошёл, притворил дверь и тихо сел на стул, опустив подбородок на трость.

Подождав довольно долго, Раскольников приподнялся на диване. «А ведь я так и знал, что вы не спите, – рассмеялся странный гость. – Аркадий Иванович Свидригайлов , позвольте отрекомендоваться…»



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!