Почему очень сложно дать определение слову жизнь. Почему сложно дать определение понятия жизнь

Вопрос 1. Почему очень сложно дать опреде-ление понятия «жизнь»?

Точное определение понятия «жизнь» дать очень сложно, так как для живых ор-ганизмов характерен ряд признаков, от-сутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Напри-мер, рост характерен не только для жи-вых существ, но и для минералов.

Вопрос 2. В чем различие химической орга-низации живых организмов и объектов неживой природы?

В состав живого входят те же химиче-ские элементы, что составляют и тела не-живой природы. Однако их количествен-ное соотношение в живой и неживой природе различно. Так, в земной коре первые четыре места по распространен-ности занимают кислород, кремний, алюминий и натрий.

Основу живых систем составляют угле-род, водород, кислород, азот, а также фосфор и сера. Для них характерно обра-зование водорастворимых соединений, что позволяет им накапливаться в живых организмах. Способность атомов углерода соединяться между собой в длинные цепи и при этом образовывать химические свя-зи и с другими элементами обеспечивает создание сложных органических моле-кул, подчас имеющих огромную моле-кулярную массу. Это белки, жиры, уг-леводы, нуклеиновые кислоты и другие органические соединения, наряду с неор-ганическими составляющие живое веще-ство.

Вопрос 3. Почему живые организмы называ-ют «открытыми системами»?

Для поддержания упорядоченности биосистемы и экосистемы обмениваются с окружающей средой веществом и энер-гией. Следовательно, живые системы — открытые системы. В результате обмен-ных процессов происходит непрерывное обновление большинства элементов жи-вой системы.

Вопрос 4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?

Обмен веществ — характерное свой-ство живых организмов, заключающееся в потреблении живой системой веществ из окружающей среды и выделении в нее различных продуктов жизнедеятельнос-ти. Но это явление встречается и в нежи-вой природе. При горении из воздуха поглощается кислород и используются органические вещества, например уголь. При этом в окружающую среду выделяют-ся разнообразные соединения.

Главное отличие обмена веществ в жи-вой природе — возможность осуществ-лять реакции синтеза высокомолекуляр-ных соединений и их распада.

Вопрос 5. Какова роль изменчивости и на-следственности в развитии жизни на нашей пла-нете?

Наследственность — свойство орга-низмов передавать признаки своего стро-ения, функционирования и развития по-томкам, из поколения в поколение. Из-менчивость — способность живых систем приобретать новые признаки и свойства. Эти два свойства живого тесно взаимосвя-заны и играют огромную роль в развитии жизни на Земле. Изменения в генетиче-ском материале приводят к появлению у организмов новых признаков, их сочета-ния определяют степень приспособленнос-ти особи в конкретных условиях. Поэтому изменчивость является поставщиком раз-нообразного материала для отбора наибо-лее жизнеспособных особей, которые затем передадут признаки своего строения и раз-вития по наследству. Это ведет к возникно-вению новых видов организмов.

Вопрос 6. Что такое жизнь? Попытайтесь дать свое определение.

Жизнь — это активное поддержание и воспроизведение определенной структуры, ко-торая обязательно включает белки, нуклеино-вые кислоты и представляет собой открытую систему. Понятие открытой системы, в свою очередь, означает способность к обмену веще-ствами и энергией с окружающей средой. Важнейший признак живых систем — исполь-зование внешних источников энергии в виде пищи, солнечного света и др.

Вопрос 7. Перечислите основные свойства жи-вой материи.

Выделяют следующие основные свойства живой материи:

  • единство элементного химического со-става;
  • единство биохимического состава;
  • единство структурной организации;
  • дискретность и целостность;
  • обмен веществ и энергии;
  • способность к саморегуляции;
  • открытость;
  • размножение;
  • наследственность и изменчивость;
  • рост и развитие;
  • раздражимость и движение;
  • ритмичность.

Вопрос 8. Объясните, в чем, по вашему мне-нию, заключаются принципиальные различия обме-на веществами в неживой природе и у живых орга-низмов.

В отличие от неживой природы, живые ор-ганизмы способны накапливать необходимые вещества, а также энергию в форме особых хи-мических соединений (АТФ). Кроме того, жи-вые организмы способны трансформировать химические вещества и превращать простые соединения в более сложные при помощи фер-ментов (часто с затратой энергии). Так, напри-мер, из мономера глюкозы синтезируются полимеры крахмал, гликоген, целлюлоза. Живые организмы обладают способностью ко-пировать наследственный материал. Такое копирование тоже является примером пре-образования простых веществ (отдельных нук-леотидов) в более сложные (нуклеиновые кис-лоты). Специальный комплекс ферментов спо-собен создать новую полинуклеотидную цепь по образцу материнской.

Вопрос 9. Каким образом связаны наследст-венность, изменчивость и репродукция в обеспече-нии жизни на Земле?

Способность живых организмов к репро-дукции (размножению) обеспечивает непре-рывность жизни на Земле и преемственность поколений. Воспроизведение базируется на ре-акциях матричного синтеза, идущих на основе молекул ДНК. Постоянство строения ДНК обеспечивает наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойст-ва и особенности развития из поколения в по-коление. Изменчивость — это свойство, проти-воположное наследственности. Она определя-ется как способность организмов существовать в различных формах, меняя свои признаки. Изменчивость создает разнообразный матери-ал для естественного отбора, который приво-дит к возникновению новых проявлений жиз-ни и новых биологических видов.

Вопрос 10. Дайте определение понятия «разви-тие». Какие формы развития вы знаете?

Развитие — это изменение строения и фи-зиологии организма с течением времени. При-нято выделять две основные формы разви-тия — онтогенез и филогенез.

Онтогенез (индивидуальное развитие) — это развитие живого организма от зарождения до момента смерти. Обычно онтогенез сопро-вождается ростом.

Филогенез (историческое развитие) — не-обратимо направленное развитие живой при-роды, сопровождающееся образованием новых видов и, как правило, прогрессивным услож-нением жизни.

Вопрос 11. Что такое раздражимость? Каково значение избирательной реакции организмов для их приспособления к условиям существования? Материал с сайта

Раздражимость — это способность орга-низма реагировать на внешние воздействия и изменения собственной внутренней среды. От-ветную реакция организма на раздражения, осуществляемую при участии нервной систе-мы, называют рефлексом. Простейшие при-меры рефлексов: гидра втягивает щупальца в ответ на прикосновение или сильное движение воды; человек отдергивает руку, дотронув-шись до горячей поверхности; птенцы откры-вают клювы при появлении родителя на краю гнезда. Избирательность означает способность определенным образом реагировать на опреде-ленные стимулы. Она является необходимым свойством всякого нормального поведения. В результате в одних условиях организмы ре-ализуют пищевые рефлексы, а в других — брачное, родительское, оборонительное и мно-гие другие типы поведения.

Вопрос 12. В чем значение ритмичности процес-сов жизнедеятельности?

Биологические ритмы направлены на при-способление организмов к меняющимся усло-виям существования. В качестве основных можно выделить суточные и сезонные ритмы. К суточным относят циклические изменения сна и бодрствования, гормонального фона, интен-сивности работы внутренних органов. Примера-ми сезонных ритмических процессов служат зимняя спячка, миграции птиц и рыб, размно-жение (брачные игры, постройка гнезда, воспи-тание потомства), линька — смена шерсти или перьев, цветение, плодоношение и листопад у растений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • что означает признак живых систем "открытая система
  • структура экосистемы кратко
  • выписать свойства живого и привести примеры
  • почему очень сложно дать определение понятия жизнь
  • значение процессов выделения у живых организмов




Свойства живого В тетради начертите таблицу и заполните ее: Свойства живого Краткая характеристика единство химического состава единство структурной организации открытость обмен веществ и энергии саморегуляция самовоспроизведение развитие и рост раздражимость наследевственность и изменчивость дискретность приспособленность










5. Саморегуляция Гомеоста́з (др.-греч. μοιοστάσις от μοιος одинаковый, подобный и στάσις стояние, неподвижность) саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.








9. Наследевственность и изменчивость Насле́девственность способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Изменчивость разнообразие признаков среди представителей данного вида, также свойство потомков отличаться от родительских форм.


10. Дискретность (прерывность, разделенность) является всеобщим свойством материи, специфически проявляющимся на уровне живых систем. Любая биологическая система, например организм, вид, биогеоценоз, состоит из отдельных, относительно автономных, но тем не менее взаимодействующих частей, образующих структурно-функциональное единство.



В качестве затравки немного сведений из Википедии:

Жизнь - активная форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования; совокупность физических и химических процессов, протекающих в клетке, позволяющих осуществлять обмен веществ и её деление (вне клетки жизнь не существует, вирусы проявляют свойства живой материи только после переноса генетического материала в клетку). Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи - генетическая информация, используемая для репликации.

Более или менее точно определить понятие «жизнь» можно только перечислением качеств, отличающих её от нежизни. На текущий момент нет единого мнения относительно понятия жизни, однако учёные в целом признают, что биологическое проявление жизни характеризуется: организацией, метаболизмом, ростом, адаптацией, реакцией на раздражители и воспроизводством. Также можно сказать, что жизнь является характеристикой состояния организма.

Также под словом «жизнь» понимают период существования отдельно взятого организма от момента возникновения до его смерти

Определения

Имеется большое число определений понятия «жизнь», отражающих различные подходы. Многочисленные определения сущности жизни можно свести к трем основным. Согласно первому подходу, жизнь определяется носителем её свойств (например, белком); согласно второму подходу, жизнь рассматривают как совокупность специфических физико-химических процессов. И, наконец, третий подход - определить минимально возможный набор обязательных свойств, без которых никакая жизнь невозможна.

Фридрих Энгельс дал следующее определение: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Жизнь можно определить как активное, идущее с затратой полученной извне энергии, поддержание и самовоспроизведение молекулярной структуры.

Русский ученый М. В. Волькенштейн дал новое определение понятию жизнь: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот»[источник не указан 822 дня].

Согласно взглядам одного из основоположников танатологии М. Биша, жизнь - это совокупность явлений, сопротивляющихся смерти.

С точки зрения второго начала термодинамики, жизнь - это процесс, или система, вектор развития которой противоположен по направлению остальным, «неживым» объектам вселенной, и направлен на уменьшение собственной энтропии (см. Тепловая смерть).

В. Н. Пармон дал следующее определение: «Жизнь - это фазово-обособленная форма существования функционирующих автокатализаторов, способных к химическим мутациям и претерпевших достаточно длительную эволюцию за счёт естественного отбора».

По Озангеру и Моровицу (англ.)русск.: «Жизнь есть свойство материи, приводящее к сопряженной циркуляции биоэлементов в водной среде, движимая, в конечном счете, энергией солнечного излучения по пути увеличения сложности»

Существуют также кибернетические определения жизни. По определению А. А. Ляпунова, жизнь - это «высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состояниями отдельных молекул».

Существует и физиологическое определение жизни, данное в 1929 году А. Ф. Самойловым, которое не было великим учёным до конца исследовано:

«Жизнь - это замкнутый круг рефлекторной деятельности». Разрыв данного круга в любом его месте (состояние «комы») означает резкое ограничение параметров жизни или даже отсутствие жизни. Сейчас можно несколько расширить данное понятие и указать причины, от которых зависит данный «замкнутый круг». А именно: состояние внешней среды, «власти воли» индивидуума, внутренних вегетативных начал организма, неподвластных «власти воли». Отметим, что понятие «власть воли» так же введено в научное обращение А. Ф. Самойловым.

>> Сущность жизни и свойства живого

3. Сущность жизни и свойства живого.

1. Какие живые организмы вы знаете?
2. Чем живые организмы отличаются от неживых?
3. Какие свойства живого вам известны?

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

Вопрос 1. Почему очень сложно дать определение понятия «жизнь»?
Жизнь в её проявлениях отличается большим многообразием. Поэтому точное определение понятия «жизнь» дать очень сложно, так как для живых организмов характерен ряд признаков, отсутствующих у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного, который был бы отмечен только у живого. Например, рост характерен не только для живых существ, но и для минералов. Для живых и неживых систем также характерны обмен веществ и энергии и другие процессы.

Вопрос 2. В чем различие химической организации живых организмов и объектов неживой природы?
В состав живого входят те же химические элементы, что составляют и тела неживой природы. Однако их количественное соотношение в живой и неживой природе различно. Так, в земной коре первые четыре места по распространенности занимают кислород, кремний, алюминий и натрий. Основу живых систем составляют углерод, водород, кислород, азот, а также фосфор и сера. Для них характерно образование водорастворимых соединений, что позволяет им накапливаться в живых организмах. Способность атомов углерода соединяться между собой в длинные цепи и при этом образовывать химические связи и с другими элементами обеспечивает создание сложных органических молекул, подчас имеющих огромную молекулярную массу. Это белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и другие органические соединения, наряду с неорганическими составляющие живое вещество.

Вопрос 3. Почему живые организмы называют «открытыми системами»?
Так как живые организмы для поддержания своей жизнедеятельности обмениваются с окружающей средой веществом и энергией. Следовательно, живые системы - открытые системы. В результате обменных процессов происходит непрерывное обновление большинства элементов живой системы.

Вопрос 4. Чем различаются процессы обмена у живых организмов и в неживой природе?
Для живых объектов характерна особая форма взаимодействия с окружающей средой – обмен веществ. Основу его составляют взаимосвязанные и сбалансированные процессы ассимиляции (анаболизм) и диссимиляции (катаболизм). Эти процессы направлены на обновление структур организма, а также на обеспечение различных сторон его жизнедеятельности необходимыми питательными веществами и энергией, т.е. существование организма как открытой системы. Но это явление встречается и в неживой природе. При горении из воздуха поглощается кислород, и используются органические вещества, например уголь. При этом в окружающую среду выделяются разнообразные соединения.
Главное отличие обмена веществ в живой природе - возможность осуществлять реакции синтеза высокомолекулярных соединений (белков, липидов, углеводов, нуклеиновых кислот) и их распада.

Вопрос 5. Какова роль изменчивости и наследственности в развитии жизни на нашей планете?
Наследственность - свойство организмов передавать признаки своего строения, функционирования и развития потомкам, из поколения в поколение. Изменчивость - способность живых систем приобретать новые признаки и свойства. Эти два свойства живого тесно взаимосвязаны и играют огромную роль в развитии жизни на Земле.
Наследственность и изменчивость обеспечивают: индивидуальное наследование и изменение отдельных признаков; воспроизведение в особях каждого поколения всего комплекса морфофункциональных характеристик организма конкретного вида; перераспределение у видов с половым размножением в процессе воспроизведения наследственных задатков, в результате чего потомок имеет сочетание признаков, отличие от их сочетания у родителей. Изменения в генетическом материале приводят к появлению у организмов новых признаков, их сочетания определяют степень приспособленности особи в конкретных условиях. Поэтому изменчивость является поставщиком разнообразного материала для отбора наиболее жизнеспособных особей, которые затем передадут признаки своего строения и развития по наследству. Это ведет к возникновению новых видов организмов.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!