Почему шехзаде нельзя было иметь детей. Болезни почек и онкология

Предлагаем в тексте и в аудио несколько очерков русского вещания радио «Голос Турции» об истории и нравах самого знаменитого восточного гарема в новой истории - гарема османских султанов в Стамбуле..

Напомним, гарем первоначально располагался в Изразцовом павильоне отдельно от дворца, а со времени султана Сулеймана, с середины 16 века, был перенесен непосредственно во дворец Топкапи (Топкапы) – офис и резиденцию султана. (Переноса добилась небезызвестная украинка Роксолана (Хюррем), ставшая самой влиятельной наложницей за всю историю гарема турецких султанов).

Позднее, когда османские султаны покинули Топкапи в пользу новых стамбульских дворцов в европейском стиле - Долмабахче и Йылдыз, то наложницы последовали за ними.

Гарем - современное состояние как части музея в бывшем дворце турецких султанов Топкапи в Стамбуле.

Гарем - современное состояние как части музея в бывшем дворце турецких султанов Топкапи в Стамбуле. На заднем плане пролив Босфор, на переднем - стена двора бывшего гарема.

Кадр турецкого национального телерадиовещания TRT.

Прежде чем перейти к тексту турецкого первоисточника, несколько важных примечаний.

Когда знакомишься с этим обзором о гаремной жизни, переданном иновещанием «Голоса Турции», обращаешь внимание на некоторые противоречия .

Временами в обзоре подчеркивается почти тюремная строгость, в которой жили люди гарема, окружавшие султана, а временами, наоборот, говорится о довольно либеральных нравах. Это несоответствие вызвано тем, что на протяжении почти 500-летнего существования султанского двора в Стамбуле нравы при османском дворе изменялись , обычно в сторону смягчения. Это касалось и жизни простых наложниц, и принцев — братьев султанов.

В XV веке, в период завоевания турками Константинополя (Стамбула) и некоторое время позднее, братья султанов обычно заканчивали свою жизнь от удавки, накинутой евнухами по приказу удачливого брата, ставшего султаном . (Шелковая удавка использовалась, т.к. пролитие крови царственной особы считалось предосудительным).

Так, например, султан Мехмед III после своего восшествия на престол приказал задушить 19 своих братьев, став рекордсменом по количеству.

А вообще этот обычай, бывший в ходу и раньше, официально санкционировал покоритель Константинополя султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) с целью уберечь империю от междоусобиц. Мехмед II указывал: «Ради благополучия государства один из моих сыновей, которому бог дарует султанат, может приговорить братьев к смерти. Это право имеет одобрение большинства юристов» .

Позднее ряд султанов стали сохранять жизнь своим братьям, запирая их в т.н. «золотую клетку» — изолированные покои в султанском дворце Топкапы, рядом с гаремом. К 19 веку нравы либерализовались еще больше, и «клетка» постепенно была отменена.

Либерализация, как уже говорилось, затронула и наложниц гарема. Наложницы первоначально были рабынями, иногда доставленными во дворец прямо с невольничьего базара , иногда подаренные султану — бесправными, находящимися во власти правителя. Если они не рожали султану наследников, то их либо перепродавали, либо после кончины повелителя отправляли в т.н. старый гарем (за пределами основного дворца Топкапы), где они доживали свои дни в забвении.

Так вот, с либерализацией нравов эти наложницы в поздний период существования Османской империи превратились в свободных женщин, поступавших в гарем с согласия родителей с целью сделать карьеру . Наложниц больше не могли перепродать, они могли покинуть гарем, выйти замуж, получив особняк и денежное вознаграждение от султана.

И, конечно, были забыты случаи старины, когда наложниц за провинности просто сбрасывали из дворца в мешке в пролив Босфор .

Говоря о «карьере наложниц» напомним, что стамбульские султаны (за исключением султана Сулеймана, женившегося на Роксолане) никогда не женились, наложницы были их семьей. Но обо всем этом в материале из первоисточника (слушайте также и аудиофайл ниже).

  • аудио файл №1

«Девушки в парандже и без», или откуда исследователи черпают информацию о гареме турецких султанов

«С XV века стали появляться рассказы европейцев об османском дворце. Правда, гарем долгое время оставался запретным местом, куда европейцы проникать не могли. В гареме жили наложницы и дети султана. Гарем в султанском дворце называли «даруссаде» (darussade), что в переводе с арабского означает «врата счастья» . (Арабское слово «harem» — значит «запретное». Прим. сайт).

Обитательницы гарема имели крайне ограниченные связи с внешним миром. Все они проводили жизнь в четырех стенах. Кстати из-за того, что султанские наложницы не покидали пределов дворца, до начала XIX века, т.е. до восшествия на престол Махмуда II, наложницы не покрывали свою голову паранджой. Закрывать свою голову на мусульманский манер они начали именно с этого периода, когда им стали позволять покидать пределы дворца, участвовать в пикниках . Со временем наложниц даже стали вывозить за пределы Стамбула в султанский дворец в Эдирне. Разумеется, при этом женщины полностью покрывали свое лицо, дабы никто не мог их узреть.

Евнухи, служившие в гареме, принимали весьма строгие меры для недопущения проникновения посторонних в эту святая святых султанского дворца. До поры до времени именно евнухи были людьми, которые могли хоть что-то рассказать о гареме. Однако евнухи этого не делали и уносили свои тайны в могилу. Особые предосторожности принимались и при фиксировании того, что было связано с хозяйственной жизнью гарема. К примеру, имена наложниц почти никогда в этих документах не упоминались. Лишь при обнародовании султанского указа при создании того или иного благотворительного фонда могли упоминаться имена наложниц, которых султан назначал, так сказать, «председателями правления этих фондов» .

Так что документов, проливавших свет на жизнь в султанском гареме, имелось крайне мало. Лишь после низложения в 1908 году султана Абдул Хамида II в гарем стали допускать посторонних людей. Однако и их заметок оказалось недостаточно для полного снятия завесы с тайн, касавшихся гарема. Что же касается заметок, написанных до 1909 года, то вряд ли их можно считать чем-то достоверным, ибо авторы заметок были вынуждены довольствоваться лишь слухами, часто весьма невероятными. Не осталось, естественно, никаких изображений наложниц. Историки располагают лишь заметками супруг западных послов, а подлинность имеющихся в музее султанского дворца Топкапы изображений султанских наложниц весьма сомнительна .

До поры до времени султанский дворец, окруженный высокими стенами, тщательно охранялся. В еще большей степени охранялся гарем. Сюда было практически невозможно проникнуть. Охрану гарема осуществляли евнухи. Придводные не могли смотреть в лица наложниц, если приходилось вести с ними разговор. Собственно, придворные при всем своем желании не могли это делать, ибо эти разговоры велись только из-за занавески . (Но наложницы вельмож на различных праздничных церемониях и свадьбах представали перед султаном с непокрытой головой). Более того, даже евнухи при входе в гаремное помещение должны были оповещать о своем приходе громким возгласом «дестур!» . (Буквально возглас означает «дорогу!» Прим. сайт).Тайное проникновение во дворец, не говоря уже о гареме, было делом невозможным. Это притом, что территория дворца была довольно обширной. Вам может показаться, что султанский гарем был своего рода тюрьмой. Однако это было не совсем так .

Наложницы султанского гарема: от рабыни к статусу свободной

При упоминании гарема на ум приходят наложницы, бывшие, по сути, рабынями. Институт рабства появился, как известно, на заре человечества. Занимались торговлей рабами и арабы. В т.ч. и в доисламский период. Пророк Мухаммед не отменил этого института. Тем не менее, в исламский период рабы, состоявшие, в основном, из пленных могли обретать свободу различными способами. В аббасидский период в Багдаде находился самый крупный на Востоке невольничий рынок. Более того, аббасидские халифы взимали дань с некоторых областей не деньгами, а рабам и . (Аббасиды — вторая династия арабских халифов. У них служили предки османов — сельджуки. После аббасидских халифов именно османские султаны стали халифами правоверных, поэтому османы привыкли оглядываться на традиции аббасидского двора . Прим. сайт).

В соответствии с исламским правом хозяин раба мог использовать его как вещь со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, пророк Мухаммед говорил, что рабам надо давать пищу и одежду из того, что имеется в доме, и не подвергать рабов мучениям. Именно поэтому мусульмане хорошо обращались с рабами. (Так в тексте «Голоса Турции» Прим. сайт) . Помимо этого освобождение раба считалось большим благодеянием. Пророк Мухаммед говорил, что мусульманин, отпустивший на волю раба, избавится от кошмаров ада. Именно поэтому османские султаны дарили своим наложницам приданное, даже особняки. Наложницам, отпущенным на волю, также дарились деньги, недвижимость и различные дорогие подарки.

Самых красивых рабынь в османские времена определяли в гаремы. Прежде всего, в султанские . А остальных продавали на невольничьих рынках. Бытовал такой обычай преподнесения султану наложниц визирями, другими вельможами, султанскими сестрами.

Девушек набирали из числа рабынь, происходивших из разных стран. В XIX веке работорговля в Османской империи была запрещена. Однако после этого представители различных кавказских народов сами стали отдавать девушек в султанский гарем .

Число наложниц в султанском гареме стало увеличиваться с XV века, с правления султана Мехмеда II Завоевателя.

Исходя из вышесказанного, матерями султанов становились наложницы иностранного происхождения. Правила гаремом и контролировала гаремную жизнь именно мать султана. Наложницы, рожавшие султану сыновей, достигали элитного положения. Естественно, что большая часть наложниц превращалась в обычных служанок .

Любимицами султанов, наложницами с которыми султаны встречались постоянно, становились немногие. О судьбе остальных султаны ничего не ведали.

Со временем в султанских гаремах сформировались три группы наложниц:

В первую группу входили уже немолодые по меркам тех времен женщины;

В две другие группы входили юные наложницы. Они проходили в гареме обучение. При этом в обучение брали самых умных и красивых девочек, которых учили грамоте, правилам поведения в султанском дворце. Подразумевалось, что девочки из этой группы со временем могут стать матерями будущих султанов. Девочек, отбиравшихся во вторую группу, помимо всего прочего, обучали искусству флирта. Связано это было с тем, что наложниц по истечении определенного периода времени могли выводить из гарема и снова продавать;

И в третью группу входили самые дорогие и самые красивые наложницы — одалиски. Девушки из этой группы обслуживали не только султанов, но и принцев . (Слово «odalık» — («одалиска») переводится с турецкого довольно тривиально — «горничная». Прим. сайт).

Наложницам, поступавшим во дворец, прежде всего давали новое имя. Большая часть этих имен была персидского происхождения. Имена давались девушкам исходя из их характера, облика, особенностей. В качестве примера имен наложниц можем привести: Маджамаль (луноликая), Нергидезада (девушка, похожая на нарцисс), Нергинелек (ангелочек), Чешмира (девушка с красивыми глазами), Назлуджамаль (кокетливая) . Для того чтобы эти имена знали все в гареме, имя девушки вышивали на ее тюрбане. Естественно, что наложниц обучали турецкому языку. Среди наложниц существовала иерархия, зависевшая также от срока пребывания в гареме.

О «девширме» и султанах — вечных холостяках

Одна из особенностей османской империи — беспрерывная власть одной и той же династии. Бейлик, созданный Осман-беем в XII веке, затем превратился в империю, которая просуществовала до XX века. И все это время османским государством правили представители одной и той же династии .

До превращения османского государства в империю его властители женились на дочерях других туркменских беев или христианских вельмож и владык. Поначалу такие браки заключались с христианками, а затем с мусульманками .

Так что до XV века у султанов были и законные жены, и наложницы. Однако с усилением могущества османского государства, султаны перестали видеть необходимость заключения брака с иностранными принцессами. С той поры османский род стали продолжать дети рабынь-наложниц .

Во времена аббасидского халифата из рабов создавалась придворная гвардия, которая была гораздо преданнее властителю, нежели представители других местных родов. В османский период этот подход был расширен и углублен. Христианских мальчиков обращали в ислам, после чего юные новообращенные служили одному лишь султану. Система эта носила название «девширме» . (По системе «девширме» (букв. «devşirme переводится как «сбор», но не «налог кровью» — как часто переводят на русский) набирали рекрутов в полки «янычар», но только самые талантливые мальчики попадали на обучение в султанский дворец для подготовки к военной или гражданской службе, остальные до совершеннолетия отдавались в турецкие семьи регионов вокруг Стамбула. Затем этих уже отуреченных и принявших ислам молодых людей определяли на гражданскую службу султану или в армию. Прим. сайт). Действовать означенная система начала в XIV веке. За последующие сто лет эта система настолько укрепилась и расширилась, что обращенные в ислам христианские юноши заняли все места в государственной и военной иерархии османской империи. Так оно продолжилось и впредь.

Наиболее одаренных новообращенных воспитывали при султанском дворе. Такая система гражданского дворцового обучения называлась «эндерун». Притом, что эти люди официально считались рабами султана, их положение отличалось от положения рабов, так сказать, «классического типа». Точно также особым статусом пользовались наложницы, набиравшиеся из христианок. Система их воспитания была схожа с системой «девширме» .

Примечательно, что последнее усиление влияние обращенных в ислам инородцев привело к тому, что в XV веке мужчины-девширме стали занимать не только все военные, но и все важнейшие государственные должности, а девушки-девширме из обычных наложниц стали превращаться в лиц, роль которых в дворцовых и государственных делах все более повышалась.

Одной из версий причин перехода османских султанов на жизнь с одними лишь наложницами в Европе называлось нежелание повторить горькую и позорную судьбу султана Баязида I. Однако эта версия была далека от истины. В 1402 году при Анкаре состоялась битва, в которой османские войска были разбиты войсками Тимура. Султан Баязид попал в плен, в плен к Тимуру попала и жена Баязида — сербская принцесса Мария, которую Тимур превратил в свою рабыню. В результате Баязид покончил с собой. (Победа Тимура, известного также как Тамерлан, замедлила расширение Османской империи и отстрочила падение Константинополя и Византии на несколько поколений (более 100 лет). Прим. сайт).

История эта была впервые описана знаменитым английским драматургом Кристофером Марло, в написанной им в 1592 году пьесе «Великий Тимурленг». Однако какова доля истины в том, что именно эта история заставила османских султанов перестать брать себе жен, полностью перейдя на наложниц? Английский профессор Лесли Пирс считает, что отказ от официальных династических браков был связан с явным снижением их политического значения для османских султанов в XV веке. К тому же традиционная для мусульман гаремная традиция взяла свое. Ведь аббасидские халифы (за исключением первых) также были детьми гаремных наложниц.

В то же время, как свидетельствует история, рассказанная дочерью султана Абдул Хамида II, правившего в последней трети XIX века (до 1908 года), к концу XIX века в Стамбуле стало широко распространятся одноженство. У Абдул Хамида II была одна любимая наложница, отличавшаяся хладностью чувств. В конце концов, султан понял, что любви наложницы ему не видать, и отдал ее в жены одному священнослужителю, подарив ей особняк . Правда, на протяжении первых 5 послесвадебных дней султан держал мужа своей бывшей наложницы во дворце, не отпуская его домой.

XIX век. Больше свободы для наложниц султанского гарема

Статус наложницы в гареме зависел от степени приближенности к султану. Если наложнице, а тем более самым любимым султанским наложницам — одалискам, удавалось родить султану сына, то статус счастливицы немедленно повышался до уровня султанской женщины .

А если сын наложницы в будущем становился еще и султаном, то эта женщина брала в свои руки управление гаремом, а подчас и всем дворцом.

Наложниц, которым не удавалось попасть в разряд одалисок, со временем выдавали замуж, обеспечивая при этом приданным. Мужьями султанских наложниц становились, по большей части, высокопоставленные вельможи или их сыновья. Так правивший в 18 веке османский властитель Абдул Хамил I предложил в жены сыну своего первого визиря одну свою наложницу, бывшую близкой султану с детских лет.

Наложницы, которые не становились одалисками, но в то же время работали в гареме служанками и воспитательницами более юных наложниц, могли покинуть гарем по истечении 9-ти лет. Однако часто бывало, что наложницы просто не желали покидать привычных стен и оказываться в незнакомых условиях. С другой стороны, наложницы, желавшие покинуть гарем и выйти замуж до истечения положенных девяти лет, могли обратиться с соответствующим заявлением к своему повелителю, т. е. султану .

В основном такие ходатайства удовлетворялись, причем и этим наложницам предоставлялись приданное и дом за пределами дворца. Наложницам, покидавшим дворец, давали бриллиантовый комплект, золотые часы, ткани, а также все, что требовалось для обустройства дома. Этим наложницам выплачивалось и регулярное пособие. Означенные женщины пользовались в обществе уважением и назывались дворцовыми .

Из дворцовых архивов мы узнаем, что пенсии выплачивались подчас и детям бывших наложниц. В общем, султаны делали все, чтобы их бывшие наложницы не испытывали материальных трудностей.

До XIX века наложницам, передавшимся в пользование наследным принцам, запрещалось рожать . Первым разрешил наложнице родить наследный принц Абдул Хамид, ставший после восшествия на престол султаном Абдул Хамидом I. Правда, ввиду того, что наложница родила дочку, последнюю до восшествия Абдул Хамида на престол воспитывали за пределами дворца. Так что девочка смогла вернуться во дворец уже в ранге принцессы.

В дворцовых архивах сохранилось много документов повествующих о романах между наследными принцами и султанскими наложницами. Так, когда будущему Мурату V было 13-14 лет, он находился в дворцовой плотницкой, в этот момент сюда вошла наложница. Мальчик жутко растерялся, однако наложница сказала, что ему нечего стесняться и что у него в распоряжении 5-10 минут, которыми он должен воспользоваться в надлежащих целях .

Бывало, что наложницы заводили романы даже с евнухами . При всей проблематичности этих романов. Более того, случалось, что евнухи убивали друг друга из-за чувства ревности.

На поздних этапах существования Османской империи случались романы между наложницами и заходившими в гарем музыкантами, воспитателями, живописцами. Чаще всего такие любовные истории происходили между наложницами и учителями музыки . Иногда старшие по рангу наложницы-воспитательницы закрывали глаза на романы, иногда нет. Так что вовсе не случайно, что в XIX веке несколько наложниц были выданы замуж за известных музыкантов.

Имеются в архивах и записи, касающиеся любовных историй между наложницами и юношами, обращенными в ислам, а вслед за этим определенными во дворец для воспитания и обучения .

Случались подобные истории и между наложницами и иностранцами, по тем или иным причинам приглашавшимися для работы во дворец . Так в конце XIX века произошла трагическая история. Один итальянский художник был приглашен для разрисовки части султанского дворца Йылдыз. За художником наблюдали наложницы. (Дворец Йылдыз («Звезда»), построенный в европейском стиле, был второй султанской резиденцией, построенной по европейским образцам — после дворца Долмабахче. Йылдыз и Долмабахче разительно отличались от старинной резиденции султанов — дворца Топкапи, сооруженного в восточном стиле. Топкапы был покинут последними османскими султанами, переехавшим сначала в Долмабахче, а затем в Йылдыз. Прим. сайт).

Спустя некоторое время между одной из наложниц и художником возникла любовная связь. Воспитательница, узнавшая об этом, заявила о греховности связи мусульманки с неверным. После этого несчастная наложница покончила с собой, бросившись в печь .

В жизни наложниц происходило немало подобных трагических историй. Однако случалось, что такие истории не завершались трагично и прелюбодействующих наложниц просто изгоняли из дворца .

Изгнанию подвергались и наложницы, совершившие тот или иной серьезный проступок . Однако в любом случае наложниц не бросали на произвол судьбы. Так оно произошло, к примеру, в конце XIX века. Как-то три наложницы развлекали султана Абдул Хамида II, когда он работал в столярной мастерской (все султаны имели различные хобби). В один прекрасный день одна наложница приревновала другую к султану и подожгла мастерскую. Пожар удалось потушить. Все три наложницы отказались признать вину, однако, в конце концов, дворцовой страже удалось выявить виновницу пожара. Султан простил ревнивицу, которой все же пришлось покинуть дворец. Тем не менее, девушке выплачивалось жалование из дворцовой казны .

Роксолана-Хюррем — «железная леди» гарема

Хюррем — одна из наиболее известных султанских наложниц, которая в свое время оказывала сильное влияние на османскую политику. Хюррем сначала стала любимой женщиной султана, а потом матерью его наследника. Можно сказать, что карьера Хюррем была великолепной .

В османские времена бытовала практика отправки наследных принцев в провинцию губернаторами с целью получения будущими султанами навыков в управлении государством. При этом с наследными принцами в определенный для них округ отправлялись и их матери. Документы свидетельствуют, что принцы испытывали к своим матерям большое почтение, и то, что матери получали жалование, превышавшее жалование принцев. Сулейман — будущий султан Сулейман Великолепный в XVI веке в свою бытность наследным принцем был отправлен губернаторствовать в (город) Маниссу .

В тот период одна из его наложниц Махидевран, бывшая то ли албанкой, то ли черкешенкой, родила ему сына. После рождения сына Махидевран получила статус главной женщины .

В возрасте 26 лет Сулейман взошел на престол. Спустя некоторое время в гарем поступила наложница из Западной Украины, входившей тогда в состав Польши. Звали это наложницу, веселую красивую девушку, Роксоланой. В гареме ей дали имя Хюррем (Хуррем), что в переводе с персидского означает «веселая» .

В самое короткое время Хюррем привлекла внимание султана. Махидевран, мать наследного принца Мустафы, стала ревновать Хюррем . О ссоре произошедшей между Махидевран и Хюррем пишет венецианский посол: «Махидевран оскорбила Хюррем и разодрала ей лицо, волосы и платье. Спустя некоторое время Хюррем пригласили в султанскую опочивальню. Однако Хюррем сказала, что не может в таком виде идти к повелителю. Тем не менее, султан вызвал Хюррем и выслушал ее. Затем он позвал Махидевран, спросив, правду ли ему рассказала Хюррем. Махидевран сказала, что она главная женщина султана и что другие наложницы должны подчиняться ей, и что она еще мало побила коварную Хюррем. Султан разгневался на Махидевран и сделал Хюррем своей любимой наложницей».

Спустя год после прихода в гарем Хюррем родила сына. Вслед за этим она родила пять детей, в том числе одну девочку. Так что на Хюррем не распространилось гаремное правило, согласно которому одна наложница могла родить султану лишь одного сына. Султан был очень влюблен в Хюррем, поэтому он отказывался от встреч с другими наложницами .

В один прекрасный день один губернатор прислал султану в подарок двух красивых русских наложниц. После прибытия этих наложниц в гарем Хюррем устроила истерику. В результате эти русские наложницы были отданы в другие гаремы. Это еще один из примеров того, как Сулейман Великолепный нарушал традиции во имя любви к Хюррем .

Когда старшему сыну Мустафе исполнилось 18 лет, его отправили губернатором в Маниссу. Вместе с ним была отправлена и Махидевран. Что же касается Хюррем, то она нарушила еще одну традицию: она не отправилась вслед за своим сыновьями в места, куда они были назначены губернаторами, хотя другие наложницы, родившие султану сыновей, по-прежнему отправлялись с ними. Хюррем же просто навещала своих сыновей .

После удаления Махидевран из дворца главной женщиной гарема стала Хюррем. Также Хюррем стала первой в османской империей наложницей, с которой султан заключил брак . После смерти султанской матери Хамсе Хюррем полностью взяла в свои руки власть над гаремом. В последующие 25 лет она повелевала султаном как хотела, став самой сильной личностью во дворце .

Хюррем, как и другие наложницы, имевшие от султана сыновей, делала все для того, чтобы именно ее сын (а вернее один из них) стал наследником престола. Ей удалось подорвать доверие султана к наследному принцу Мустафе , которого очень любили в народе и который пользовался большой любовью янычар. Хюррем удалось убедить султана, что Мустафа собирается свергнуть его. Махидевран постоянно следила за тем, чтобы ее сына не отравили. Она понимала, что вокруг плетутся заговоры, цель которых устранение Мустафы. Однако ей не удалось предотвратить казнь своего сына . После этого она стала жить в (городе) Бурсе, пребывая в нищете. От бедности ее избавила лишь кончина Хюррем.

Сулейман Великолепный, поводивший большую часть в походах, информацию о ситуации во дворце получал исключительно от Хюррем . Сохранились письма, в которых отражается большая любовь и тоска султана по Хюррем. Последняя стала для него главным советником.

Еще одной жертвой Хюррем стал главный визирь — садразам Ибрагим-Паша, тоже некогда бывший невольником. Это был человек, служивший султану еше с Маниссы и женатый на сестре Сулеймана Великолепного. Более того, из-за козней Хюррем был убит еще один верный приближенный султана — Кара-Ахмет Паша. Помогали Хюррем в ее интригах ее дочь Михримах и ее муж, хорват по происхождению, Рустем-Паша .

Хюррем умерла раньше Сулеймана. Ей не удалось увидеть восшествие на престол своего сына. Хюррем вошла в османскую историю как самая могущественная наложница », передавала станция в своих очерках по истории Турции.(Сын Сулеймана от Махидевран — Мустафа был задушен по приказу Сулеймана, т.к. султану было внушено, что Мустафа готовит измену. После кончины Роксоланы-Хюррем прошли годы, когда скончавшемуся Сулейману наследовал его сын от Хюррем — Селим, прославившийся сочинительством стихов, а также пьянством . В османской истории он теперь фигурирует под прозвищем Селим Пьяница. Всего Роксолана родила Сулейману пятерых детей, вкл. четырех сыновей, но только Селим пережил отца . Первый сын Роксоланы Мехмед (годы жизни 1521-1543) умер в молодом возрасте, как и самый младший — сын Джангир (1533-1553); еще один сын Роксоланы — Баязид (1525-1562) был казнен по указу отца после того, как в ходе вражды со своим родным братом — принцем Селимом (который и стал позднее султаном), скрылся во враждебный османам Иран, но затем был выдан обратно. Усыпальница Роксоланы находится в стамбульской мечети Сулеймание . Прим. сайт).

Эта серия очерков была передана турецким государственным иновещанием Радио «Голос Турции» на протяжении зимы-весны 2007 года, его русской редакцией. В данной публикации приведена расшифровка текстов очерков от 02/01/2007; 16/01/2007; 23/01/2007; 30/01/2007; 27/02/2007; Подзаголовки к очеркам расставлены Portalostranah.

Какими были условия жизни наложниц в гареме султанов Османской империи, рассказывает Александра Шутко - кандидат искусствоведения, автор исследований «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия» и романа «Хатидже Турхан».

МИФ ПЕРВЫЙ О необъятности гаремов и групповом сексе

По возвращении домой европейские послы рассказывали о султанском гареме, который переполнен красавицами со всего мира. Согласно их сведениям, у Сулеймана Великолепного было более 300 наложниц. Еще больше женщин якобы имели его сын Селим II и внук Мурад III - у того было 100 детей.

Однако амбарные книги дворца Топкапы содержат точную информацию о расходах на содержание гарема. Они свидетельствуют, что у Сулеймана Великолепного в 1552 году было 167 женщин, у Селима II - 73, у Мурада III - около 150. Интимные отношения султаны имели далеко не со всеми, а в круг семьи входило только 3-4 % от общего количества наложниц: фаворитки и матери детей.

Так, Сулейман Великолепный с 1530-х годов жил в моногамном браке с . Это был прецедент, ведь по законам ислама османы могли иметь четырех официальных жен и неограниченное число наложниц (любовниц). После Роксоланы султаны женились на наложницах еще почти столетие. Селим II большую часть жизни был верен жене - гречанке Нурбану. Фавориткой Мурада III и матерью его пятерых детей была албанка Сафие.

До 15 века султаны заключали браки только с женщинами благородного происхождения: христианскими принцессами и дочерьми лидеров тюркских племен.

«Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr «Двор избранных» - султанский гарем в стамбульском дворце Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Императорский зал в гареме дворца Топкапы. Фото: Dan / Flickr

Миф второй о бесцельной и развратной жизни наложниц

Гарем был не домом разврата, а сложным механизмом сосуществования султанской семьи. Самый низкий уровень занимали новенькие рабыни - аджемы . Их подбирала валиде - мать султана, которая традиционно возглавляла гарем. Аджем размещали в общих комнатах под опекой опытных служанок.

Из плена крымских татар и османских пиратов брали девушек до 14 лет. Потом долгое время их учили в гаремной школе: читать Коран на арабском, писать на османском, играть на музыкальных инструментах, танцевать, петь, шить и вышивать. Главные условия на кастинге: юный возраст, красота, здоровье и целомудрие - обязательно.

О дисциплине в гареме свидетельствует арабская вязь, которой украшены стены комнат и коридоров Топкапы. Гиды по ошибке утверждают, что это строки любовной поэзии. На самом деле - это суры Корана. Так, над резными мраморными воротами написано: «О, те, которые уверовали! Не входите в чужие дома, пока не спросите разрешения и не поприветствуете миром их обитателей. Так лучше для вас» . (Сура Ан-Нур, 27).

За эти двери в женские покои не имел права зайти ни один мужчина, кроме султана и слуг-евнухов. Это были преимущественно африканцы, которых кастрировали египетские христиане во время прохождения караванов с рабами. Закон запрещал это делать мусульманам. Пророк Магомет сказал: «В исламе кастрация возможна только в форме поста».

Арабская каллиграфия на витраже в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на стенах в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr Арабская каллиграфия на двери в гареме дворца Топкапы. Фото: Brian Jeffery Beggerly / Flickr

Миф третий о невыносимом рабстве в султанском гареме

Жизнь наложниц кардинально отличалось от рабского труда на плантации. «Все рабы имели на удивление много свободного времени, которым могли распоряжаться по своему усмотрению, свободу слова и действий внутри гарема» , - отмечает американская исследовательница турецкого происхождения Аслы Санджар.

Османские вельможи мечтали о женитьбе на султанской наложнице. Во-первых, это были самые красивые женщины в империи, отобранные для владыки среди многих порабощенных народов Европы и Азии. Во-вторых, они имели прекрасное воспитание, были обучены этикету и уважительному отношению к мужу. В-третьих, это было бы высшей милостью султана и началом карьерного роста на государственных должностях.

Такое бракосочетание было возможным для наложниц, которые не имели интимных отношений с султаном. Таких через 9 лет освобождали от рабства и наделяли большим приданым: домом, золотыми украшениями и пенсией, то есть регулярными выплатами из дворцовой казны.

Список служанок султанского гарема. Фото предоставлено Александрой Шутко

Миф четвертый о смертной казни за мелкие нарушения

На Западе любили страшные истории о том, как непослушных наложниц зашивали в кожаные мешки и бросали из окон гарема в Босфор. Поговаривали, будто дно пролива усеяно костями девушек. Но тот, кто бывал в Стамбуле, знает, что дворец Топкапы построен на достаточном расстоянии от воды. В наше время не подтвердилась и гипотеза о существовании подземного тоннеля до Босфора.

За проступки наложницам назначали мягкие наказания - содержание в подвале или избиение палкой по пятам. Самое страшное - удаление из гарема. Так было с наложницей Селима I Грозного, которая имела несносный характер и затевала драки с другими девушками. Беременную от султана (уникальный случай!), ее выдали замуж за приближенного пашу.

Кизляр-ага, старший евнух султана Абдул-Хамида II, 1912 год. Источник: Wikipedia

Миф пятый как детей султана забирали у матерей-рабынь

Дети султана от рабынь были полноправными членами султанской династии. Сыновья становились преемниками престола. После смерти отца старший или самый ловкий из них получал власть, а его мать - самый высокий для женщин Османской империи титул валиде-султан . Новый правитель имел законное право казнить братьев, чтобы предотвратить разрушительную для государства борьбу за трон. Этого правила безоговорочно придерживались до 17 века.

Дочери султана от наложниц имели титул султаны . Брак с ними мог быть только моногамным. Зятьям императора приходилось отказываться от других жен и наложниц: султана была единственной повелительницей в доме. Интимная жизнь полностью контролировалось высокородной женой. Муж мог войти в спальню только с разрешения жены, а после не ложился, а «вползал» на ложе.

Дочери султана имели право разводиться и снова выходить замуж. Рекорд установила Фатьма, дочь Ахмеда I, которая меняла мужчин 12 раз. Одних казнил отец, другие погибали на войне или умирали от болезней. Тогда говорили, что жениться на Фатиме-султан - это бросаться в объятия беды.

«Одалиска». Художник Мариано Фортуни 1861 год.

Начнем с маленькой предыстории. Все мы помним как в сериале «Великолепный век» Хюррем отчаянно бороться с Махимдевран и ее сыном. В 3 сезоне Хюррем всё-таки удастся избавиться от Мустафы навсегда, его казнят. Многие осуждают коварную Хюррем, но каждая мать поступила бы точно также. Прочтя эту статью до конца вы поймете почему.

Трон после смерти султана передавался старшему сыну падишаха или старшему мужчине члену семьи, а остальных наследников сразу же казнили. Хюррем знала, что по закону Мехмеда Завоевателя трон должен был перейти старшему сыну Сулеймана и тот, дабы обеспечить своему сыну престол, должен будет избавиться от всех остальных братьев, кто бы они ни были. Так что принц Мустафа с самого начала был для ее детей мужского пола смертным приговором.

Жестокие обычаи Османов

Почти все законы, по которым жили Османы много веков были созданы Мехмедом Завоевателем. Эти правила, в частности, позволяли султану умертвить всю мужскую половину своих родных, чтобы обеспечить трон для собственного отпрыска. Результатом этого в 1595 году стало страшное кровопролитие, когда Мехмед III по нравоучению матери казнил девятнадцать своих братьев, включая младенцев, а семерых беременных наложниц своего отца велел завязать в мешки и утопить в Мраморном море.

«После похорон принцев толпы народа собрались возле дворца смотреть, как матери умерщвленных принцев и жены старого султана покидают насиженные места. Для их вывоза были использованы все экипажи, кареты, лошади и мулы, какие только имелись во дворце. Кроме жен старого султана под охраной евнухов в Старый дворец были отправлены двадцать семь его дочерей и более двухсот одалисок… Там они могли сколько угодно оплакивать своих убиенных сынов», пишет посол Г.Д. Роуздейл в книге «Королева Елизавета и Левантийская компания» (1604).

Как жили братья султанов.

В 1666 году Селим II своим указом смягчил столь суровые законы. По новому указу остальным наследникам разрешалось жить жизнь, но до смерти правящего султана им запрещалось участвовать в общественных делах.

С этого момента принцев содержали в кафесе (золотая клетка), помещении, примыкающем к гарему, но надежно изолированном от него.

Kafesas

Kafesas дословно переводится как клетка, называли это помещение еще как «Холотая клетка». Принцы жили в роскоши, но не могли даже выйти оттуда. Часто потенциальные наследники, живущие в кафесе, начинали сходить сума взаперти и заканчивали жизнь самоубийством.

Жизнь в золотой клетке.

Вся жизнь принцев проходила вне всякой связи с другими людьми, кроме нескольких наложниц, у которых были удалены яичники или матка. Если по чьему-либо недогляду какая-то женщина беременела от заключенного принца, ее немедленно топили в море. Принцев охраняли стражники, у которых барабанные перепонки были проколоты, а языки надрезаны. Эта глухонемая охрана могла стать при необходимости и убийцами заключенных принцев.

Жизнь в Золотой клетке была пыткой страхом и мучением. Несчастные ничего не знали о том, что происходит за стенами Золотой клетки. В любой момент султан или дворцовые заговорщики могли убить всех. Если принц выживал в таких условиях и становился наследником трона, он чаще всего был просто не готов править огромной империей. Когда в 1640 году умер Мурад IV, его брат и преемник Ибрагим I так испугался толпы, рвавшейся в Золотую клетку, чтобы провозгласить его новым султаном, что забаррикадировался в своих покоях и не выходил до тех пор, пока не принесли и не показали ему тело мертвого султана. Сулейман II, проведя в кафесе тридцать девять лет, стал настоящим аскетом и увлекся каллиграфией. Уже будучи султаном, он не раз высказывал пожелание вернуться к этому тихому занятию в уединении. Другие принцы, как упомянутый Ибрагим I, вырвавшись на свободу, пускались в дикий разгул, как бы мстя судьбе за погубленные годы. Золотая клетка пожирала своих творцов и превращала их самих в рабов.

Каждая резиденция в «Золотой клетки» состояла из двх-трех комнат. Принцам запрещалось выходить из них, у каждого были отдельные слуги.

«НЕЗАКОННЫЕ СЫНОВЬЯ» ОСМАНСКИХ СУЛТАНОВ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ СОЗДАТЕЛЕЙ «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК. ИМПЕРИЯ КЁСЕМ» Дабы развеять двусмысленность сказанного в сериале «Великолепный век. Империя Кёсем», внесём свои пояснения с точки зрения исторического контекста. У османского султана не могло быть «законных» и «незаконных» детей. По причине полигамии, принятой в традиционном исламском восточном обществе, коим являлась в те времена Османская империя, одному мужчине (включая султана) разрешалось иметь до 4 законных жён по никаху (венчание в исламе) и неограниченное количество наложниц. Количество женщин зависело от достатка мужчины и уровня его доходов, т.к. полагалось, чтобы каждая из жён и наложниц была обеспечена всем необходимым на уровне, равном имуществу её соперниц. Династические дома Европы, придерживающиеся христианского вероисповедания, имели как законнорожденных детей, рождённых в браке, так и бастардов – детей, рождённых вне брака. Именно данные дети и входили в категории «законных» - родившихся после заключения брака своих родителей, и «незаконных» - появившихся на свет без оформления брачных уз между матерью и отцом. Чаще всего, бастарды королей получали дворянское достоинство, герцогские и графские титулы, богатство, вассалов, наделы и крестьян, но не имели права наследовать престол после своих отцов, поскольку родились вне брака. Исключение составляли случаи, если в результате пресечения какой-либо династической линии трон мог занять новый правитель, который мог быть так же внебрачным ребёнком (к примеру, английский король Вильгельм Завоеватель, являвшийся бастардом своего отца, герцога Роберта Дьявола, или английская королева Елизавета I Тюдор, долго не признаваемая католической церковью законной дочерью своего отца Генриха VIII). Наличие такого количества внебрачных детей и существенное ограничение их прав объяснялись как невозможностью христианских монархов заключать полигамные браки с большим количеством женщин, так и с нежеланием европейских королей «дробить» свои государства между законными и незаконными детьми, что могло спровоцировать гражданские войны. Подобное устройство семьи и семейной иерархии в корне отличалось от восточного общества, которому были присущи совсем иные ценности. Исламские полигамные правители имели гаремы с десятками, сотнями и даже тысячами невольниц-рабынь, которые должны были выполнять функцию наложниц. Зрителям «Великолепного века» уже известно, что стать султаншей и добиться признания окружения и власти в государстве такая рабыня могла только в том случае, если рожала монарху сына (или нескольких), а впоследствии добивалась высоких титулов вроде Хасеки Султан (любимица или даже жена правящего султана) или Валиде Султан (мать правящего султана), если мы рассматриваем конкретно пример Османской империи. Наследником османского трона становился не старший по рождению сын, как было принято в европейских государствах, а тот из сыновей-шахзаде, к которому был более всего расположен султан-отец, или кто из сыновей обладал наибольшим влиянием в армии или чиновничьем аппарате. Порой случалось так, что мать данного шахзаде могла являться не женой по никаху, а наложницей падишаха, но это отнюдь не превращало её сына в «незаконного внебрачного» ребёнка, поскольку Османы никогда не рассматривали своих детей с данной точки зрения. Все дети, родившиеся у османских султанов в законных браках с их жёнами или от отношений (пусть даже единичных) с наложницами, ПРИЗНАВАЛИСЬ И СЧИТАЛИСЬ (!!!) законнорожденными детьми, носили соответственно титулы шахзаде и султанш, и в полной мере включались в придворную жизнь без каких-либо недомолвок. С воцарением следующего султана, даже при условиях использования пресловутого братоубийственного «Закона Фатиха» ни один из казнённых шахзаде не лишался своего титула и положения, все они продолжали именоваться сыновьями покойного султана и обычно были захоронены подле своих родственников – отцов, дедов или братьев, что подтверждало их высокий статус. Посему вопрос относительно того, насколько что изменила в законодательстве Кёсем Султан, несостоятелен: даже Кёсем Султан, при всём объёме своей власти, не могла изменить того порядка иерархии власти, что была привычна Османской империи в течение веков, от того названия «законного или незаконного шахзаде», призванные сценаристом сериала Й. Шахином неудачно скопировать придворную иерархию королевских домов Европы того времени, неудачны и неправомочны, а, попросту говоря, ошибочны и лживы. Случай, приводимый в сериале по поводу мальчика, якобы рождённого у ещё шехзаде Ибрагима от наложницы, имел место в исторической действительности, но этот ребёнок не имел никакого отношения к султанской семье. Уже в момент правления султана Ибрагима I в услужение к тогдашнему кизляр-аге (начальнику чёрных евнухов) Сюмбюлю-аге поступила на службу невольница. Девушка была куплена Сюмбюлем у персов за огромные деньги и отличалась красотой и изяществом. Сюмбюль-ага, купивший рабыню для султанского гарема, не смог подарить её султану по причине того, что рабыня не только не оказалась девственницей, но ещё и была беременна. Отец этого ребёнка остался неизвестен. Поскольку верховным евнухам султанского гарема не запрещалось иметь свои имения, богатство и даже гаремы, Сюмбюль-ага, пожалев девушку, забрал её к себе и впоследствии даже усыновил рождённого ею мальчика. Желая поддержать мать приёмного сына и его самого, Сюмбюль, не сумев пристроить молодую женщину наложницей в гарем Ибрагима Безумного, привёл её в Топкапы в качестве кормилицы для маленького шахзаде Мехмеда, рождённого Хасеки Хадидже Турхан Султан. Мальчики были практически ровесниками и росли вместе, потому Ибрагим, навещавший сына, знал и приёмного сына кизляр-аги, а, поскольку малыш был красив, смышлён и мил, султан привязался к нему, часто проводя с ним время и играя, обходя вниманием родного сына. Внимание и забота, которыми баловал падишах приёмыша, вызывали обиду, ревность и злость у Хадидже Турхан Султан, и однажды она выместила накопившуюся горечь на матери мальчика и на нём самом. Ибрагим узнал об этом, что вызвало у него приступ такой дикой ярости, что он выхватил из рук Хадидже Турхан маленького сына Мехмеда и швырнул его в близлежащий фонтан (по другой версии – бассейн или искусственный пруд). Малыш не утонул, но очень сильно ударился головой о бортики, до крови рассёк лоб, что навсегда осталось будущему султану напоминанием в виде шрама. Произошедший инцидент испугал и обеспокоил Сюмбюля-агу, поскольку тот справедливо опасался мести со стороны Турхан Султан, едва не лишившейся сына по его невольной вине. Кизляр-ага попросил у Ибрагима отставки, под предлогом паломничества в Мекку забрал наложницу с сыном и отбыл из Стамбула на корабле. Но их корабль попал в шторм, его отнесло к берегам Родоса, после чего корабль захватили мальтийские пираты, хозяйничавшие на Средиземноморье. Сюмбюль-ага был жестоко убит ими, женщина с мальчиком попали в плен, но вскоре и сама она умерла. Мальчик по ошибке был принят пиратами за сына султана Ибрагима, и разбойники надеялись получить за него огромный выкуп, но их надежды не оправдались. Ребёнок выжил, впоследствии был воспитан в христианской вере, получил сан священника и имя падре Оттомано в память о своём происхождении. Ибрагим, узнавший о гибели Сюмбюля-аги и пленении бывшей рабыни с сыном, был в ярости и даже собирался напасть на Мальту, бывшую оплотом пиратов, но его отговорили от этой затеи, после чего, дабы навредить Венеции, закрывавшей глаза на действия мальтийских пиратов в Средиземноморье, он объявил поход на о.Крит, чьё завоевание затянулось для Османской империи на пятьдесят лет. Подытоживая всё вышесказанное, обращаем внимание на то, что никаких «законных» и «незаконных» детей у османских султанов, что в последнее время демонстрируют нам создатели сериала, не было и быть не могло: все дети султанов, родившиеся от жён или наложниц, считались законными и законнорожденными, имевшими право на престол (мальчики) как де-юре, так и де-факто. ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ: 1. Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира. Смоленск: «Русич», 2004. 2. Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. 3. Улучай Чагатай М. Жёны и дочери османских султанов. Анкара. 1990. 4. Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 5. Alderson A. D. The Structure of the Ottoman Dynasty. Oxford, 1956 6. Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 7. Musallam B. F. Sex and Society in Islam. Cambridge, England, 1983. 8. Penzer N. M. The Harem. London, 1936. 9. Ulucay, Cagatay M. Harem, Ankara, 1985. 10. Ulucay, Cagatay M. Padisahlarin Kadinlari ve Kizlari. Ankara, 1992.


На протяжении почти 400 лет Османская империя властвовала на территории современной Турции, в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сегодня интерес к истории этой империи велик, как никогда, но при этом немногие знают, что у останов было немало «тёмных» секретов, которые скрывали от посторонних глаз.

1. Братоубийство


Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: "Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев ". С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он "не ответил ему ни слова", и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

2. Клетки для шехзаде


Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ("клетки"). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

3. Дворец как тихий ад


Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы "хотя бы рыбы куда-то тратили их".

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами - за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как "султанат женщин". Ахмет III как-то писал своему великому визирю: "Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана... Я никогда не могу побыть один ".

4. Садовник с обязанностями палача


Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

5. Смертельная гонка


Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.

Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

6. Козлы отпущения


Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве "козла отпущения" всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

7. Гарем


Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

Ещё одна дама - Кесем Султан (1590-1651) - достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

8. Кровная дань


Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме ("кровная дань") - налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар - армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

9. Рабство как традиция


Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

10. Массовые убийства


При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть "двойными агентами" Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

Продолжая турецкую тему, для наших читателей .



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!