Почему учителя уходят из школы? И не только в России.

Школьный учитель. Иллюстративное фото.

В последнее время всё чаще говорят о дефиците учителей, который начинают ощущать школы Эстонии.

Говорят, что дальше будет только хуже: специалистов не хватает, учебные заведения вынуждены брать на работу плохих работников, выпускники педагогических факультетов в школы идти не хотят. Может быть, распределять их принудительно, как это было в СССР? Портал Rus.Postimees задал этот вопрос экспертам.

Учитель истории Таллиннской Тынисмяэской реальной школы Игорь Калакаускас считает, что система распределения – то самое хорошо забытое старое, которое достойно того, чтобы о нем вспомнить:

«Здесь присутствует элементарный математический расчет, очень логичный. Если речь идет о бюджетных местах в вузе, то есть о местах, за которые заплатило государство, оно имеет все основания надеяться на то, что выпускник университета пойдет работать по специальности. Мне не совсем понятна эта “демократия”, когда государство платит за студента, но совершенно не заботится о том, чтобы он работал потом учителем. Распределять молодых учителей на три года – это вполне разумно, мне кажется. За них платят – они отрабатывают. Это тоже своего рода кредит, в том числе кредит доверия».

Хассо Кукемелк , доцент факультета педагогики Тартуского университета, полагает, что есть несколько путей решения проблемы, и некоторые из них все-таки предпочтительнее:

«Да, можно принудительно распределять выпускников вузов по школам. Вопрос в том, эффективна ли такая система, работает ли она. Меня самого в советское время так распределили, и я знаю несколько примеров того, как получившие распределение молодые учителя делали всё, чтобы школа отказалась от их услуг. Хотим ли мы, чтобы такое повторилось? А ведь это повторится неизбежно, если государство станет делать что-то насильно.

В независимой Эстонии лет 10-15 назад была создана система бонусов, особенно для сельских школ: если ты ехал учительствовать в деревню, тебе вдобавок к зарплате платили еще что-то. Такие системы, по-моему, более эффективны. К тому же важны причины дефицита учителей: главным образом он возник потому, что в нужный момент государство не увеличило количество подготавливаемых педагогов. По рождаемости было видно, что в какой-то момент возникнет демографическая “дырка”, учителей нужно будет меньше – и часть из них уйдет из школы навсегда. Но потом количество школьников опять увеличилось, и государство должно было позаботиться о подготовке большего числа учителей. Речь идет о небольших цифрах, порядка полусотни человек в год, но то, что этих учителей у нас нет, – одна из причин нехватки педагогов. Вторая причина – в успешности нашей экономики: зарплаты в среднем растут, зарплата учителя если и растет, то не так значительно, и люди уходят на другие рабочие места».

Центрист Ааду Муст , глава парламентской комиссии по культуре, отвечающей также за образование, подтверждает:

«Идею обязать выпускника вуза работать в школе – обязать в той или иной форме – поддерживают многие. Однако в мире сейчас больше распространена другая система, которая, кстати, действовала и в Эстонской Республике до советского времени: если у студента экономические трудности, но большой потенциал, ему на время учебы дают стипендию, а за это он обязуется после вуза какое-то количество лет работать в школе, в которую его распределят. В советское время, впрочем, тоже платили стипендии... Так или иначе, большая часть учителей и студентов поддерживает именно эту идею.

Готового решения у меня, конечно, нет – члены нашей комиссии придерживаются разных точек зрения. Но вопрос очень своевременный: 12 сентября комиссия соберется вновь – и мы будем обсуждать именно проблему стабильного предложения в сегменте школьных учителей. Это сложная проблема, в частности, явно что-то нужно делать с учительской зарплатой. Должен сказать, что, к счастью, с министром науки и образования и его министерством у нас особенных разногласий нет – все понимают, что на голом энтузиазме учителя держаться не могут».

Директор Таллиннского линнамяэского лицея Сергей Гаранжа видит решение в более плотной работе школы с будущими учителями:

«Количество выпускаемых вузами учителей разнится, учителей физики и химии выпускается куда меньше, чем тех же учителей эстонского. Нехватку учителей ощущают, я думаю, все школы. Мое предложение было бы таково: школа может договариваться с местным самоуправлением, чтобы молодым специалистам предоставляли квартиру, обеспечивали учителей другими льготами – и всё это под договор о том, что он обязан отработать в данной школе определенное время. Часто ведь получается так, что студент толком не знает, каково это – работать в школе. Мы стараемся привлекать будущих учителей заранее, чтобы они приходили к нам на практику после первого курса, после второго, чтобы они адаптировались к коллективу...»

Главы отдела по вопросам учителей Министерства образования и науки Кристи Микивер говорит, что о принудительном распределении не может быть и речи – рынок работает по другим законам:

«Сегодня ценят людей с опытом. Чтобы привлечь высококлассного специалиста, работодатели должны поднапрячься и найти способы предложить работникам лучшие условие труда и возможности развития. Профессия учителя ничем не отличается в этом смысле от других, директора школ должны привлекать в свои учебные заведения учителей. Просто повесить где-то объявление “требуется учитель” недостаточно. Можно давать учителям пособия при приеме на работу, предлагать им курсы, программы и так далее. Всё более важным фактором становится и учительская зарплата».

Каких учителей не хватает сегодня? Что считать поборами в школе, а что - помощью? Какую карьеру сможет сделать педагог? Когда его избавят от бумажной волокиты? На эти и другие вопросы журналистов и читателей газеты вчера на "Деловом завтраке" в "Российской газете" ответил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.

Дмитрий Викторович, буквально на днях появилась информация, которая взбудоражила педагогическое сообщество. Правда ли, что минобрнауки предлагает педагогам карьерную лестницу и в школе могут появиться разные должности - помощник учителя, учитель-наставник, учитель-методист?

Дмитрий Ливанов: Это предложение, которое мы сделали на основе анализа проблем, существующих в учительской среде. У человека, который приходит работать в школу, а таких, к счастью, у нас все больше и больше, должно быть четкое понимание своих карьерных перспектив. Он должен знать, что если он будет хорошо работать, то его зарплата будет расти, а сам он продвинется по карьерной лестнице. Да, есть перспектива стать завучем, директором, но это, скорее, административная работа, чем педагогическая. И многие учителя-практики, эксперты предлагают разработать систему таких карьерных ступенек именно для педагогов.

Пока никаких решений не принято, мы предложили эту модель для обсуждения. Это касается не только того, как будут называться эти конкретные ступеньки и какими качествами должны обладать люди, чтобы на эти ступеньки встать, но и того, нужна ли такая модель в принципе.

Учитель пишет по 300 отчетов в год. Для того, чтобы продвигаться по карьерной лестнице, наверное, надо будет писать еще больше бумаг?

Дмитрий Ливанов: Примерно 15-20 процентов запросов в школы поступают с федерального уровня.

Еще примерно столько же - с регионального и муниципального. Остальное приходит из различных контролирующих органов, общественных организаций. Должен быть четкий регламент информационного взаимодействия, который даст ответы на все эти вопросы и не будет создавать дополнительную нагрузку на учителей.

1 сентября распахнут двери 43 тысячи школ. На сегодняшний день не хватает учителей в Иркутской, Архангельской, Калужской, Ленинградской областях. Накануне Дня знаний школы ищут преподавателей начальных классов, математики, физики, русского языка и литературы. Насколько чувствительна кадровая проблема с преподавателями на селе?

Дмитрий Ливанов: Такой серьезной кадровой проблемы, которая была еще несколько лет назад, сейчас нет. Учительских вакансий в школах меньше одного процента: на конец августа не заняты примерно 4 тысячи. Всего в России сегодня почти 1 миллион 50 тысяч учителей и еще примерно 200 тысяч других школьных педработников. Понятно, что процент вакансий небольшой. В основном не хватает кадров в сельских школах. Прежде всего учителей иностранного языка, физики, математики, химии, начальной школы. Поэтому мы сейчас ведем целенаправленную работу для того, чтобы запустить систему целевой подготовки педагогов под конкретное рабочее место. Чтобы у выпускников вузов была обязанность перед работодателем в течение нескольких лет отработать на этом месте. С другой стороны, надо и дальше двигаться по пути повышения престижа, уважения к учительскому труду.

Родители пишут: "Перед новым учебным годом по просьбе школы пришлось потратить 3 - 5 тысяч рублей на рабочие тетради по английскому, атласы, другие учебные материалы". Это считать поборами или нет?

Дмитрий Ливанов: Законодательство четко разграничивает, что должно быть предоставлено школой, то есть государством, и то, что родители должны покупать сами. Полный комплект учебников для каждого школьника - бесплатно. Учебные материалы - контурные карты, рабочие тетради - закупаются родителями. Помню, когда я был школьником, тоже ходил на Кузнецкий Мост в магазин "Педагогическая книга" и покупал там контурные карты. Все мои одноклассники делали то же самое. Здесь ничего нового нет.

По поводу добровольных взносов мы направили в регионы соответствующее письмо. Сейчас каждая школа независимо от того, в каком регионе она работает, сколько там учеников, получает достаточное финансирование. И не только для того, чтобы выплачивать заработную плату учителям, обеспечивать классы всем необходимым, но и чтобы делать необходимый ремонт и так далее. Ни в одном регионе России, ни в одной школе оснований для такого сбора денег с родителей нет.

Много шума вызвала инициатива отменить льготы для студентов колледжей при поступлении в вузы. Останутся льготы или нет?

Дмитрий Ливанов: Ничего в правилах приема для выпускников колледжей меняться не будет. Более того, систему профобразования мы будем поддерживать и развивать. Нам сегодня очень нужны квалифицированные рабочие кадры. Я хочу обратить внимание, что новый федеральный государственный образовательный стандарт основной школы (5 - 9 классы), на который переходят все пятиклассники с 1 сентября, в качестве обязательного элемента предполагает профессиональную ориентацию. Это специально организованная система знакомства школьников с разными профессиями. Это целый пласт педагогической работы. И многие школы ею уже занимаются. Я считаю, что это также повысит мотивацию школьников к выбору специальностей, которые не требуют высшего образования.

«Кадры решают все» - этот известный тезис вновь звучит в связи с обсуждением президентской инициативы «Наша новая школа». О том, каким должен быть учитель в новой школе, размышляет директор московского лицея № 1535 Михаил Мокринский.

В президентской образовательной инициативе «Наша новая школа» высказана мысль о том, что в школы следует привлекать людей с непедагогическим образованием. Что Вы об этом думаете?

Представить себе повторение ситуации 1990-х годов, когда в школу приходили люди из других областей, давшие ей очень многое для повышения качества образования, я могу лишь отчасти. Да, такие люди будут полезны, но у школы сейчас гораздо меньше возможностей для экспериментирования, чем пятнадцать лет назад. Специалист без педагогического образования, то есть человек незашоренный, став учителем, должен будет соотносить свои взгляды с достаточно жесткими правилами школьной жизни.

Не кажется ли Вам, что сейчас, если в школу действительно пойдут люди, потерявшие работу в результате кризиса, это будет очередной негативный фильтр? Что придут те, кто совсем не состоялся в профессии?

Вопрос в том, какие фильтры поставит школа. Представьте себе учебное заведение, где хронически не хватает кадров, - такое схватится почти за любого. Что может быть хуже для детей? Если у школы есть возможность выбирать из профессионалов и непрофессионалов в зависимости от того, насколько человек соответствует ее духу, стоящим перед ней задачам, - совсем другое дело.

- Каких людей, на Ваш взгляд, не хватает современной школе?

Не хватает мужчин, не хватает людей с разнообразным опытом практической работы, с широкими взглядами. К сожалению, в школу сейчас приходят люди после нескольких негативных отсевов. Первый отсев - при выборе вуза, потому что надо отважиться на получение образование по профессии, считающейся неуспешной. Второй - в самом вузе, когда взрослеющий человек видит, что многие сокурсники отнюдь не собираются работать в школе и не скрывают своего негативного отношения к профессии.

- Как бы Вы охарактеризовали общую ситуацию с кадрами в российских школах?

- Она устойчива. И это не очень хорошо, потому что люди определенного возраста должны с охотой уходить на пенсию и иметь возможность достойно жить на эту пенсию. А на их место с охотой должны приходить молодые, уверенные, что можно достойно жить на предлагаемую зарплату.

С одной стороны, хорошо и правильно, когда профессия педагога выбирается не из-за зарплаты. Но, с другой стороны, государству, планируя огромные объемы занятости в отрасли и устанавливая зарплаты, все-таки надо учитывать альтернативную стоимость школьных работников. Иначе, случись любая материальная проблема в семье, они могут вынужденно уйти. К тому же работающие в школе видят, как оценивается их труд в сравнении с другими отраслями и профессиями.

Сегодня в школу не стоят в очереди представители дефицитных профессий, и выбор кадров оставляет желать лучшего. Впрочем, есть региональное расслоение: в некоторых субъектах Федерации люди охотно идут работать в школу, так как это гарантирует стабильную зарплату и приемлемое социальное положение.

- Каковы, на Ваш взгляд, недостатки существующей системы повышения квалификации школьных учителей?

- С моей точки зрения, не хватает повышения квалификации под задачи завтрашнего дня. Зато с избытком хватает квалификации под задачи дня вчерашнего. Сегодняшнего дня в подготовке учителей нет - ведь им работать в следующем пятилетнем цикле.

Учителям, по большому счету, не хватает важнейших культурно-технологических навыков, связанных с организацией работы в классе, с тем, как по-разному можно выстраивать освоение материала. Ведь можно в одиннадцатом классе строить работу, как в первом, требуя от детей, чтобы они следили за пальцем учителя и усваивали жесткий алгоритм действий. Не хватает осмысленного планирования разнообразных видов деятельности. Пока мы прекрасно умеем планировать лишь изучение содержательных единиц - понятий, определений, доказательств и проч.

- А что нужно взамен?

Нужно ставить и решать самые разные, живые, творческие образовательные задачи. А, например, сложившаяся к 1990-м годам академическая традиция изучения литературы, закрепленная в темах сочинений, программах, методиках, часто требует, чтобы программа была пройдена «от и до», важно все, и попробуйте не сбиться на пересказ, на галоп по верхам! Тут прямой риск быть заваленным, похороненным под «содержательными единицами».

Современный учитель должен формировать у школьника умение организовывать свою работу. Он должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, смыслы и интересы ребенка.

В российских школах, по данным минобрнауки, не хватает более 17 тысяч учителей. В основном - педагогов по иностранному языку, математике и физкультуре.

Но эксперты в один голос утверждают: педвузы выпускают гораздо больше специалистов. Вот только в школу идут не более 25 процентов из них. Как подметил народный учитель России, директор Центра образования "Царицыно" Ефим Рачевский, многие из тех, кто сегодня идет из педвуза в школу, проходят двойной негативный отбор. Как? Очень просто: в "педы" идут далеко не самые успешные выпускники школ, и это подтверждает статистика среднего балла ЕГЭ. А потом в школу приходят далеко не лучшие выпускники педвузов.

Те, у которых мы учимся, называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя, - это высказывание приписывают Гете. На практике лучшими учителями часто становятся люди и вовсе без педагогического образования. Парадокс. Известно, что сейчас минобрнауки вовсю занялось модернизацией педагогического образования. Количество педагогических вузов сократилось, многие из них стали факультетами классических университетов. Руководители образования понимают: с качеством педобразования надо что-то делать. Но вот спасет ли простое слияние?

ЦИФРА: 18 месяцев проводит студент зарубежного педвуза на стажировке в школе

В стране вводится новый стандарт общего образования, который основан на принципиально новых позициях, - говорит ректор Московского городского психолого-педагогического института Виталий Рубцов. - Оказалось, что главная задача учителя теперь не научить своему предмету, хотя эта "функция", конечно, остается важной, но и уметь организовать деятельность детей. Так сказать, включение ученика в процесс создания. До сих пор никто и не думал готовить педагогов к решению таких проблем. Нынешние учителя школ, большинству которых уже сильно за сорок лет, этого не умеют. И если мы сейчас не перестроимся, то и молодые специалисты придут в новую современную школу с несовременными взглядами на профессию.

Вывод Виталия Рубцова: лекционные формы подачи материала должны уступить место давно понятным всему миру практическим занятиям. Будущий учитель должен оказаться в реальной, "полевой" ситуации с детьми, стать "конструктором" учебных ситуаций. Но как учителю "старой" закалки, который сам в школе зачастую занимался "немодной" нынче зубрежкой, перейти на новые образовательные рельсы? Не идти же учиться заново?

Неотъемлемой частью педагогического образования должны стать практические школьные базы. Школа - уже не младший товарищ, а партнер вуза. И уже не школьники идут на подготовительные курсы в вуз, а студенты и даже сами преподаватели идут учиться в передовую школу тому, как работать с детьми. "У нас есть школы, где можно учить педагогов быть адекватными сегодняшнему дню", - уверен Рубцов.

Одна из таких школ - московская 57-я гимназия, где вот уже двадцать лет трудится один из лучших учителей русского языка и литературы, член Общественного совета при минобрнауки Сергей Волков.

Очень трудно в педвузе обучать ремеслу, если оттуда идет работать по специальности от силы четверть выпускников, - говорит Волков. - Представьте, что я пришел преподавать теорию литературы в аудиторию, 75 процентам которой это вообще не нужно. Надо учить не столько тех, кто учится в педвузе, сколько тех, кто уже пришел в "полевые" условия школы!

Лекционные формы подачи материала на уроке должны уступить место практическим занятиям

Сергей Волков поделился опытом коллег из Татарстана. Там тоже аховая ситуация с учителями. По инициативе местного министерства образования, по всем вузам, не только педагогическим, кинули клич: кто хочет работать в школе - приезжайте, мы вам даем дополнительную зарплату в 7 тысяч и полностью оборудованное рабочее место. Желающий выбирает любую школу и раз в три месяца проходит курс тьюторской поддержки.

Я приезжал на встречу с педагогами, которые пришли в школу три месяца назад, - рассказывает Сергей. - У них уже глаза горели, они "рвали" из меня методику. Необходимо обучение учителей на местах в школах. Но для этого должны быть созданы условия.

Еще одна проблема педагогического образования в России - отсутствие мотивации. Зарплаты хотя и повышаются в соответствии с министерскими программами, но все равно недостаточно, а в головах прочно сидит сложившееся в последние 20 лет мнение: в школу идут работать неудачники. Нет мотивации - нет и творческой инициативы. И в такой ситуации даже опытные учителя не будут успевать за новыми веяниями, не захотят учиться.

У нас нет карьеры учителя, - говорит вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. - Нет такой системы повышения квалификации, от которой значительно повышались бы и доход, и статус профессии.

Павел Мрдуляш , советник замминистра образования и науки РФ:

Мы предпринимаем уже не первую попытку реформировать педагогическое образование. Но все прошлые были чисто теоретические или представляли собой набор мероприятий, которые не смогли изменить ситуацию. Сейчас мы пытаемся рассмотреть образование вместе с профессиональной деятельностью, системно. Чисто организационные меры ничего не решают. Допустим, слияние: не очень успешный педагогический вуз входит в состав крупного регионального университета, становится его факультетом. С точки зрения издержек региона и отчетности перед министерством - все замечательно. Вроде как исчез плохой вуз. Все, поставили галочку. Но учить иначе на этом факультете (в бывшем вузе) не будут.

Мы переходим сегодня в школе к компетентностной модели образования. Школьник должен уметь применять знания на практике, в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях. Нужно уметь осмыслять свой опыт и делать из него выводы. Учитель же, такой, какой он есть сейчас, - человек, который просто передает знания и ставит какие-то учебные, но не практические задачи в классе. Обучать навыкам он не умеет, это в его обычных действиях не предусмотрено. Сегодня нам нужен другой педагог, который соединял бы в себе и тьютора, и психолога.

Вузы до сих пор работают по старым методикам, и психологическое образование преподавателю, как правило, не дается. Но самая больная тема - сколько времени будущий учитель проводит в школе в виде практик, стажировок. Как показывает опыт других стран, у студентов педвузов за весь процесс обучения нарабатывается до 18 месяцев практики "на местах". По сути, два учебных года из четырех педагог-бакалавр проводит в школе. Причем не просто сидит там на уроках, а именно обучается - стажировка организована как учебный процесс. Иначе она просто теряет смысл.

Некоторые наши вузы выпускают педагогов, которые за время учебы в школе вообще не появляются.

В финских вузах уже идет прием документов от абитуриентов. Экзамены начнутся в мае. Самый большой конкурс - 15 и больше человек на место - по традиции ожидается в университеты на педагогические отделения. Профессия учителя в Суоми - это гарантия высококачественного образования и хорошего заработка.

Финны еще сорок лет назад поняли, что школьное образование надо перестраивать. Но, переписав учебники, увеличив срок обучения в младших классах на 2 года (1-6 классы) и даже построив школьные здания по новым проектам, они поняли, что без нового, высокообразованного учителя реформа бесполезна. Как подготовить такого учителя? Эксперты предложили начать с восстановления престижа профессии. Стартовали с увеличения зарплаты. Причем зарплату новичку сделали ниже максимальной всего на 18 процентов. По последним данным, зарплата, например, учителя финского языка на уровне 3 600 евро, то есть 144 тысячи рублей. У преподавателей-предметников старших классов она выше на 500 евро.

Одновременно учителя освободили от рутинной работы. То есть от составления всяких отчетов. Институт школьных инспекторов был и вовсе уничтожен. Аттестацию учителей прекратили. А самому учителю разрешили самостоятельно подбирать учебники, составлять тесты и методику преподавания. Короче говоря, учителям сказали: мы даем вам общие государственные стандарты, а дальше - творите, но не во вред ни детям, ни стране.

ЦИФРА: 3 600 евро получают в месяц учителя в Суоми

Создав нормальные условия учителям для работы и жизни, реформаторы быстро убедились, что экспериментировать прежний преподаватель со степенью бакалавра не может. Уровень образования не тот. Научно-исследовательские навыки отсутствуют. И финны начали обучать школьного учителя по-новому.

Во-первых, всю подготовку учителей они отдали университетам. Во-вторых, всех преподавателей, в том числе и начальной школы, обязали учиться в вузе до получения степени магистра. То есть финны одними из первых в Европе увеличили срок учебы на учителя на два года, сделав подготовку педагогов двухступенчатой: три года до получения степени бакалавра, а потом еще два года - до получения магистерской степени.

Кроме предметников и учителей начальной школы университеты начали готовить спецучителей для работы с отстающими детьми и детьми с неадекватным поведением. Такая необходимость была вызвана тем, что каждый четвертый финский ученик не успевает усваивать программу. И шалунов хватает. С ними спецучителя работают индивидуально или в составе группы по 5-7 человек по 2-3 часа в неделю.

Университетское образование сделали обязательным даже для воспитателей подготовительных классов детских садов. Правда, было решено, что с этой работой справятся и бакалавры. Финны ориентировались на рекомендации ученых, которые считают, что 90 процентов мозга и 95 процентов нервных путей ребенка формируется в первые пять лет. Поэтому воспитание ребенка в этом возрасте должно проходить под наблюдением опытных педагогов. По этой же причине самые квалифицированные педагоги работают в начальной школе.

Высокая зарплата, гарантия получить хорошее и к тому же бесплатное образование, возможность реализовать в школе свой талант и фантазию довольно быстро восстановили престиж школьного учителя. Но авторов школьной реформы интересовали не количество, а качество. И они предложили систему отбора, при которой отсеиваются все, кто при поступлении на педагогический факультет мечтает лишь больше о деньгах и почете.

Отбор происходит в процессе собеседования с будущими педагогами. Первое собеседование - во время сдачи вступительных экзаменов. Преподаватель из университета, школьный учитель и муниципальный чиновник, отвечающий за образование, выясняют, для чего абитуриент выбрал этот факультет, что он знает о будущей профессии. И тот, кто аргументированно сможет ответить, получает дополнительный шанс стать студентом.

Учителям сказали: мы даем вам общие государственные стандарты, а дальше - творите, экспериментируйте

Второе собеседование проходит с бакалаврами, которые решили продолжать учебу для получения степени магистра. Там ведь опять нужно выдержать конкурс из 4-5 человек на одно место. Ну и, наконец, беседа с работодателем той школы, где новоиспеченный учитель хотел бы работать. В результате всего процентов 30 выпускников проходят удачно этот отбор и трудоустраиваются с первого захода.

Но даже им постоянная работа учителем еще не гарантирована. Сначала надо пройти полугодовой испытательный срок. После это работа почасовиком. Бывают случаи, когда на постоянную работу учитель трудоустраивается лет через десять. Столько приходится доказывать, что он именно тот, которого ждут школа и дети.

Учебная программа делится так: 67 процентов - теории и 33 процента практики. Университеты раз в три года обновляют учебные программы подготовки учителей с учетом запросов времени, мнений работодателей, выпускников и преподавателей. В финском университете требование к студенту мягкое. Посещение лекций - дело добровольное. Но сдавать экзамены по курсу лекций студент обязан.

На жалость преподавателя можно не рассчитывать. И взяток они не берут. Поэтому учить тот или иной предмет все равно придется. Главная цель учебы в университете - научить студента самостоятельно заниматься исследованиями, чтобы он и в школе постоянно искал новые методы преподавания. С этой целью в университете будущий учитель пишет серьезную научную работу на основе своих наблюдений, оценок чужих научных трудов, анализов статистических данных и своих собственных выводов.

То есть учеба идет в тесной связи научной работы с практикой. И в этом сильная сторона системы подготовки учителей для финской общеобразовательной школы.

2. Сложные отношения с коллегами и начальством. Педагогические коллективы часто очень похожи на серпентарий. Хотя, конечно, там можно встретить приличных людей: со многими бывшими коллегами мы до сих пор дружим.

У нас была прекрасная кафедра иностранных языков. Мы все время что-то организовывали, для детей и для себя. Отмечали праздники, ходили вместе в театр, пытались учить друг друга иностранным языкам (с тех пор в памяти осталась пара десятков французских слов).

Общие настроения в школе были такие: человек человеку волк, дети – не люди, молодые учителя – полулюди

Но в большом школьном коллективе все было не так позитивно. Нам откровенно завидовали. Так и говорили: «Что это «иностранцы» такие радостные?» Общие настроения в школе были такие: человек человеку волк, дети – не люди, молодые учителя – полулюди.

«Я не видела заинтересованности руководства в реальных знаниях учеников, – соглашается Эльвира (Москва), бывший учитель физики, затем. – Мне прямым текстом говорили, у кого «в любом случае» должны быть хорошие оценки».

3. Отсутствие перспектив. Быстро сделать карьеру в школе не получится: лишь через несколько лет работы можно оформить вторую, затем первую и высшую категорию, чтобы получить надбавку к зарплате в размере 15-20%.

В какой-то момент мне стало казаться, что, проверив ошибки в 30 контрольных работах, я сама забываю, как писать правильно. Меня это очень расстраивало, а от мыслей о том, что и через 5, 10, 20 лет я буду все так же работать учителем, мгновенно портилось настроение.

«Не было ни карьерных, ни финансовых перспектив. И надоело каждый год повторять детям одно и то же», – вспоминает Нехама (Иерусалим), бывший учитель истории, граждановедения и философии, сейчас – HR-специалист.

4. Ненормированный рабочий день. Те, кто никогда не работал в школе, уверены, что учителя заняты всего полдня. Но после уроков случаются совещания, нужно проверять тетради, заполнять журналы, писать тематические планы. И к урокам тоже надо готовиться. Над планами уроков я «зависала» часами: хотелось не просто провести с детьми время, а действительно чему-то их научить.

«Я работала в школе-интернате и не могла отключиться от работы дома: думала, как помочь ученицам. И это отнимало энергию», – делится Нехама.

«Я проработала в школе всего несколько месяцев в юности, на волне энтузиазма. Сразу получила класс, в который собрали детей с низкой успеваемостью, – вспоминает Эльвира. – Особенно плохо дела обстояли с физикой: внешнюю проверочную работу все дети написали на двойки. Но разве юность боится препятствий? Я готовилась к урокам как к спектаклю на языке формул».

5. Ответственность за детей и воспитательные моменты. Все, что происходит с детьми по дороге в школу, в школе и по дороге домой, – ответственность учителя. И когда случается что-то серьезное, учителю приходится несладко.

Когда я работала в школе, ученик на перемене выпрыгнул из окна второго этажа, чтобы что-то доказать одноклассникам, и сломал позвоночник. Учителя в классе не было: в тот день она была дежурным администратором и не могла находиться в двух местах одновременно. После долгих судебных разбирательств ее уволили по статье и обязали выплатить денежную компенсацию семье мальчика.

«Главная цель учителя в обычной школе – это не научить, а удержать, – рассказывает Людмила. – Жаль, но большую часть времени приходилось тратить на воспитательные беседы, а не на сам предмет. Учителя орали на детей: только так старшеклассники хоть как-то слушались. Громче всех могла кричать завуч, ее боялись больше всех. При этом завуч была прекрасной женщиной и хорошим специалистом. Как я потом узнала, она умерла в 48 лет от инфаркта».

6. Отношения с родителями учеников. Найти общий язык с детьми несложно, чего не скажешь о родителях. У них, как правило, множество претензий к школе и каждому учителю.

Однажды ко мне на урок ввалилась шумная, ярко накрашенная дама, которая с порога начала учить меня преподавать английский. У нее – мамы одного из учеников – не было педагогического образования, английского она не знала, но зато точно знала, как надо.

Дама говорила и говорила… Пришлось применить запрещенный прием: стукнуть толстым англо-русским словарем по столу. От неожиданности дама замолчала. Я предложила ей заменить меня на уроке. «А я посижу на последней парте и поучусь», – заявила я. Критиканша сдулась и попятилась к двери. Больше я ее не видела.

Я не виню учителей. Никого, никогда. Они все немного герои

«Сложно было с родителями детей: я была молодая, своих детей у меня еще не было, и я не совсем понимала, чего от меня хотят, – подтверждает мою мысль Наталия (Клайпеда), бывший учитель английского языка в школе, сейчас преподает язык в частном порядке. – Родители требовали, чтобы я опекала детей, а у меня не получалось. Отдельная история – родители, которые всегда знают, как на самом деле должно быть…»

«В школе было очень сложно. И я сбежала. Не смогла, не стала напрягаться ради детей, большинству из которых ничего не нужно, – вздыхает Людмила. – Но сама я никого из учителей не виню – никогда. Они все немного герои».

Ни один из моих однокурсников не работает в школе. И это очень грустно, потому что у нас был очень талантливый выпуск. Эти люди могли бы стать прекрасными учителями, но преуспели в других областях. Хочется надеяться, что ситуация изменится и школа станет комфортным местом как для детей, так и учителей. И у нас, родителей, появится много поводов не ругать, а хвалить школу.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!