Подъем революционного движения в россии. б) центрами крупного машиностроения стали

1. Почему революционеров 1870-х гг. называли народниками? Какие идеалы они проповедовали?

Революционеров 1870-х гг. называли народниками, потому что его основу составляли представители разночинной интеллигенции: выходцы из крестьян, мещан, духовенства и обедневшего дворянства. Они выступали против пережитков крепостничества и капиталистического пути развития России. Верили в то, что у России свой самобытный путь к социализму, что социалистическое общество можно построить, минуя капиталистическую стадию. Идеализировали крестьянство, но главной революционной силой они считали интеллигенцию, за которой должны слепо идти крестьяне.

2. Назовите причины, побудившие народников перейти к террористическим методам борьбы против самодержавия.

Самой основной причиной для народников, которая побудила их перейти к террористическим методам борьбы – это разочарование в возможность крестьянской революции, после чего они стали переходить к террористическим методам борьбы с самодержавием, к марксизму в плане идеологии.

4. Дайте оценку внутренней политике Александра III.

Новое правительство Александра III, взяв принципиально иной курс, вызвало резкую оппозицию. Император повел борьбу против революционных, социалистических, либеральных брожений. Началось с университетов, где был введен в действие новый устав, практически сводивший на нет автономию: ректоры теперь назначались правительством, они получили право увольнять профессоров и т. д.

Затем новые веяния коснулись печати, где произошли определенные перестановки и были введены ограничения. Стала расширяться сеть церковно-приходских школ, а вместе с тем была введена система классического обучения в гимназии, которая не казалась современникам полноценной, хотя свою роль и сыграла, потому что способствовала широкому распространению среди образованной публики знания языков. Те, кто сумел постичь премудрости греческого языка и латыни, легко справлялись с живыми языками.

Итак, внутреннюю политику нового императора можно характеризовать как консервативную. У нас очень любят называть эту политику реакционной. Она, бесспорно, была охранительной. Александр III был человеком весьма последовательным и твердым, он полагал, что самодержавие - это единственная система, благодаря которой существует страна, что у самодержавия есть естественный союзник внутри страны - дворянство. Но союзниками могли быть и другие сословия, поэтому он и вел соответствующую политику, которую либеральная интеллигенция считала реакционной. Самое интересное, что именно при этой реакционной политике расцветали наука, промышленность, торговля (как внутренняя, так и внешняя).

5. Расскажите о рабочем движении в России после Реформы 1861 г. Сравните его с рабочим движением в европейских странах.

После реформы 1861 г. возник рабочий класс. Рабочее движение появилось в связи с тем, что рабочие были ущемлены в своих правах. Они боролись за улучшение своего положения: повышения заработной платы, сокращения рабочего дня и др. В европейских странах рабочее движение было более организованно.

6. О чём свидетельствовало возникновение марксистского движения в России и создание Российской социал-демократической рабочей партии?

Возникновение марксистского движения в России и создание Российской социал-демократической рабочей партии свидетельствовало о том, что рабочие продолжали бороться за свои права и рабочее движение становилось более массовым.


Проверочная работа «Общественное движение в XIX веке»

Вариант 1

Часть А

1. Общими во взглядах Хомякова и Грановского было

A) уверенность в существовании особого российского пути развития

Б) идеализация крестьянской общины

B) неприятие крепостнических порядков

2. Консервативное течение 30-40-х гг. было представлено

А) "Теорией общинного социализма" Б) "Теорией славянофилов" В) "Теорией официальной народности"

А) Хомяков Б) Соловьев В) Герцен

4. Славянофилами называли представителей общественного движения, взгляды которых включали, в частности, положение о

A) необходимости сохранения крепостного права

Б) негативных последствиях реформ Петра I

B) военном перевороте как главном средстве проведения реформ

5.Основными политическими требованиями «Земли и воли» было

A) установление конституционной монархии Б) созыв Земского собора

B) установление демократической республики

6. Руководителя «Земли и воли» считали, что массовые крестьянские выступления произойдут в 1863 году, так как в этом году

A) истекал срок подписания Уставных грамот между помещиками и крестьянами

Б) вводилось временнообязанное состояние крестьян

B) намечалось убийство Александра II

7. В 1866 г. Д. Каракозов совершил в Петербурге покушение на Александра II. К какой организации принадлежал Каракозов?

А) к кружку Ишутина Б) к организации «Земля и воля» В) к «Северному союзу русских рабочих»

8. Когда народники предприняли «хождение в народ»

А) 1861 Б) 1874 В) 1881

9. Кто являлся идеологом анархизма в России

А) А. Герцен Б) М. Бакунин В) Н. Чернышевский

10.Усиление революционного движения после реформы 1861 года было обусловлено

А)ослаблением политического режима в пореформенной России

Б) умеренностью реформ и непоследовательностью властей при их проведении

В)устранением сословных перегородок

11. К какому направлению общественной мысли относились Б. Чичерин, К. Кавелин, отстаивавшие введение конституции, демократических свобод и продолжения реформ

А) либеральное Б) консервативное В) радикальное

12. Какая организация занималась в России террористической деятельностью

А) «Черный передел» Б) «Народная воля» В) «Северный союз русских рабочих»

13. Первый печатный программный документ русского либерализма 50- начала 60-х гг. XIX века назывался

А) «Русская беседа» Б) «Отечественные записки» В) «Письмо к издателю»

14. Видным идеологом консерватизма при Александре II был

А) А. Герцен Б) М. Катков В)С. Муромцев

15. Убийство Александра II народовольцами произошло А) 5 марта 1880 Б) 1 марта 1881 В) 1 марта 1887

Часть В

1. Прочтите отрывок из "Записок" А.И. Кошелева и назовите течение общественного движения в России

XIX в., о котором идет речь

"Этот кружок, как и многие другие ему подобные, исчез бесследно с лица земли, если бы в числе его участников не было одного человека...А.С. Хомякова... Безусловная преданность православию...любовь к народу русскому, высокое о нем мнение и убеждение в том, что изучение его истории и настоящего быта одно может вести нас к самобытности в мышлении и жизни..."

2.Какие из приведенных ниже положений относятся 1) к теории "общинного социализма", а какие 2) к идеям славянофилов

A) община - основа самобытного развития России Б) община - основа социалистического общества

B) необходимо не допустить развития капитализма и появления пролетариата, и распространить крестьянское самоуправление на города и государства в целом

Г) Россия - самобытная страна, которая должна гордиться своим прошлым

Д) идеал - общество, в котором отсутствует эксплуатация человека человеком; утверждаются социальное равенство и справедливость

Ж) необходимо отменить крепостное право

Проверочная работа «Общественное движение в XIX веке»

Вариант 2

Часть А

1.Российский либерализм 30-40 гг. был представлен

А) западничеством Б) русским социализмом В) консервативным течением

2.Состав участников кружков конца 20-30-х гг

А)представители высших слоев российского общества Б) военная молодежь

В)студенты

3.Оформление идеологии русского революционного движения связано с деятельностью

А)А. Герцена, В. Белинского, М. Петрашевского Б) Н. Устрялова, М. Погодина, Ф. Булгарина

В)М. Петрашевского, Н. Огарева, С. Уварова

4.Кто такие западники

А) представители католической веры

Б) представители западноевропейских стран, вложившие свои средства в развитие российской промышленности

В) сторонники западноевропейского пути развития России

5.Кто из нижеперечисленных был славянофилом

А) Н. Чернышевский Б) К. Аксаков В) А. Герцен

6.Назовите известного русского мыслителя-философа автора «Философских писем»

А) П. Чаадаев Б) К. Ушинский В) Т. Грановский

7.В 1862 году к Александру II с адресом об отказе от всех сословных привилегий обратилось дворянство города...

А) Москвы Б) Ярославля В) Твери

8.Какова была цель «хождения в народ»

А)обучить крестьян разным специальностям Б) вызвать революционный взрыв в дерене

В) объяснить крестьянам значение отмены крепостного права

9.Какой активный участник народнического движения высказывал идею замены революционным путем государства на свободные автономные общества

А) П. Ткачев Б) П. Лавров В) М. Бакунин

10.Как называлась первая народническая организация в России

А) «Земля и воля» Б) «Освобождение труда» В) «Народная воля»

11.Течение, объединяющее сторонников парламентского строя, гражданских и экономических свобод

А) социализм Б) либерализм В) консерватизм

12.Основными положениями революционного народничества являлось

А) немедленный социалистический переворот с опорой на крестьянскую общину

Б) поддержка реформ «сверху» В) стремление сохранить традиционные устои России

13. В каком году была образована 1-я «Земля и воля»

А) 1856 Б) 1860 В) 1861

14. На какие организации раскололась «Земля и воля» в 1879 году

A) «Черный передел» и «Народная воля» Б) «Народная воля» и «Народная расправа»

B) «Черный передел» и «Освобождение труда»

15. Какая организация подготовила и осуществила покушение на Александра II А) «Черный передел» Б) «Народная воля» В) «Освобождение труда»

Часть В

1.Какие из приведенных положений характерны для 1) западников, а какие-для 2)славянофилов

A) самобытность истории России Б) отмена крепостного права

B) буржуазные порядки являются идеалом Г) противопоставление России Западу

Д) отрицание революции, как метода переустройства общества Е) развитие России по законам мировой истории Ж) отрицательное отношение к реформам Петра1 3) положительное отношение к реформам Петра1 И) А. Хомяков, братья Аксаковы, Ю. Самарин К) И. Тургенев, К. Кавелин, Т. Грановский

2.Определите, какому общественно-политическому течению 20-30 годов XIX века (западники, славянофилы, социалисты, консерваторы) принадлежат следующие высказывания

А) "Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества... чтобы совершить движение в перед... главное уничтожить в русском раба".

Б)"Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение".

В) "Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго... Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресит, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь".

Г) "Община есть одно уцелевшее гражданское учреждение всей русской истории. Отними его - не останется ничего; из его же развития может развиться целый гражданский мир".

Ответы

Вариант 1

Часть А

1.В

2.В

3.В

4.Б

5.В

6.А

7.А

8.Б

9.Б

10.Б

11.А

12.Б

13.В

14.Б

15.Б

Часть В

1) славянофилы

2) 1-Б,В,Д,Ж

2 - А,Г,Ж

Вариант 2

Часть А

1.А

2.В

3.А

4.В

5.Б

6.А

7.В

8.Б

9.В

10.А

11.Б

12.А

13.В

14.А

15.Б

Часть В

1) 1 - Б,В,Д,Е,З,К

2 - А,Б,Г,Д,Ж,И

2) А - западники

Б - консерваторы

В - славянофилы

Г - социалисты

Русско-турецкая война вызвала подъем патриотических настроений в обществе. На этой волне оживилось либеральное движение. Ссылаясь на конституцию, разработанную для Болгарии, либералы задавали вопросы: почему правительство отказывается ввести конституцию в России? Неужели оно считает, что русский народ менее готов к конституции, чем болгарский?

Правительство запрещало земским деятелям съезжаться на всероссийские совещания и даже собираться по отдельным регионам. Поэтому земцы начали проводить негласные съезды. Конспирировались они не хуже революционеров, и о некоторых съездах полиция так и не узнала. В конце 70-х годов возник нелегальный «Земский союз» .

В 1878 г. правительство, обеспокоенное усилением революционного движения, выпустило обращение к обществу с призывом помочь в борьбе с «шайкой злодеев» . Но в обращении не содержалось обещаний изменить политику и возобновить реформы, а потому оно не нашло общественной поддержки.

Земские деятели, собравшись на съезд в Киеве, попытались договориться с революционерами о совместных действиях. Непременным условием они ставили отказ от террористических актов. Переговоры успеха не имели, и земцы разработали свой собственный план действий. Первым выступило Харьковское земство, заявившее, что без перемены внутренней политики правительства никакое ему содействие со стороны общества невозможно. Министр внутренних дел тотчас же распорядился о запрещении обсуждать и принимать на земских собраниях подобные заявления.

Поэтому гласный Черниговского земства И. И. Петрункевич, начавший читать проект адреса на имя царя, был грубо перебит председателем. Петрункевич не подчинился и, поддержанный собранием и публикой на хорах, продолжил чтение. Тогда председатель вызвал полицию и с ее помощью закрыл собрание. Это было одно из первых политических выступлений Ивана Ильича Петрункевича (1844— 1928) . Впоследствии он вошел в число самых видных и наиболее уважаемых деятелей либерального движения. После инцидента в земском собрании Петрункевич был выслан в г. Варнавин Костромской губернии.

С требованием конституции выступили также Тверское, Полтавское и Самарское губернские земские собрания. Тверское земство заявило, что русский народ должен пользоваться теми же благами конституционных свобод, какие получил болгарский народ.

В 1879 г. в Москве состоялся нелегальный земский съезд, на котором присутствовало около 30 представителей от 16 земств. Было решено начать широкую пропаганду в земствах и выпуск литературы за границей. Вскоре после этого в Австро-Венгрии была напечатана программа Земского союза, включавшая три основных пункта: свобода слова и печати, гарантии неприкосновенности личности и созыв Учредительного собрания.

Летом 1877 г. петербургский градоначальник Ф. Ф. Трепов во время посещения тюрьмы заметил, что один из арестантов при его появлении не снял кепку. Это был Боголюбов, участник демонстрации перед Казанским собором, осужденный на каторгу. Разгневанный Трепов велел его высечь. Заключенные подняли шум, но их быстро усмирили, а приказание Трепова было исполнено. По закону он не мог требовать, чтобы перед ним снимали шапку. Телесное наказание в этом случае тоже было незаконно. Но градоначальник был уверен в своей безнаказанности.

24 января 1878 г. молодая народница Вера Засулич явилась к Трепову на прием и выстрелила в него из револьвера. Трепов был тяжело ранен, но остался жив. В момент покушения Засулич не состояла ни в какой революционной организации. Общественность не знала о связи между покушением и боголюбовским инцидентом. Консервативные газеты изображали Трепова как жертву служебного долга. Правительство, надеясь на такой же успех, как в нечаевской истории, направило дело Засулич на суд присяжных заседателей.

Дело разбиралось 31 марта 1878 г. В зале было много лиц из высшего общества во главе с А. М. Горчаковым, министром иностранных дел. Сначала настроение публики было не в пользу подсудимой, но по ходу разбирательства оно резко изменилось. Присяжные заседатели признали Засулич невиновной, и суд под председательством А. Ф. Кони прекратил дело. Публика устроила овацию. По выходе из зала полиция попыталась арестовать Засулич, чтобы отправить в ссылку в административном порядке. Но молодежь ее отбила, и в тот же вечер она бежала за границу.

Вера Ивановна Засулич (1849—1919) в конце жизни стала принципиальной противницей смертной казни и политических убийств. Свое мнение она отстаивала, не боясь гнева пришедших к власти большевиков. Но тогда, в 1878 г., ее выстрел имел двойственные последствия. С одной стороны, он в самой драматической форме заострил внимание общества на том, что власти на каждом шагу совершают беззакония. Но с другой стороны, он поколебал отрицательное отношение общества к террору. Крайние же революционеры, давно настаивавшие на терроре, решили, что общественность ему сочувствует.

Раскол в «Земле и воле» . В конце 70-х годов в России сложилось напряженное внутриполитическое положение. Волновалось студенчество. Все громче становился голос сторонников конституции. После выстрела Засулич по стране прокатилась волна террористических актов. Казни террористов усиливали общее напряжение и вызывали новые покушения. Налицо были признаки революционной ситуации.

Но деревня оставалась спокойной. И это приводило в отчаяние пропагандистов из «Земли и воли». Среди них росло разочарование в своей работе. Один из них, Александр Соловьев, весной 1879 г. явился в «основной кружок» и заявил, что хочет убить царя. После жарких споров руководство «Земли и воли» большинством голосов высказалось против покушения. Но 2 апреля Соловьев все же выследил царя во время прогулки на Дворцовой площади и бросился на него с револьвером. Александр не растерялся и побежал, делая зигзаги. Соловьев стрелял пять раз, но ранил только подоспевшего полицейского. Схваченный террорист разделил судьбу Каракозова (в 1866 г. стрелял в Александра II и затем был повешен).

Иллюстрация. Покушение Соловьева на Дворцовой площади.

«Земля и воля» превращалась в террористическую организацию. Некоторые ее члены протестовали, ссылаясь на программу. Тогда сторонники террора потребовали ее пересмотра. Решили собраться на съезд в Воронеже, чтобы поискать компромисс. Но к этому времени «дезорганизаторская группа» настолько обособилась, что собралась на свой собственный съезд — тайный не только от полиции, но и от остальной части «Земли и воли» .

А.И. Желябов

Сторонники террора съехались в Липецк в июне 1879 г. Самой яркой фигурой среди них был А. И. Желябов . Он говорил, что социалисты в принципе не должны требовать политических преобразований и гражданских свобод. Это дело либералов, но в России они дряблы и бессильны. Между тем отсутствие свобод мешает развернуть агитацию среди крестьян. Значит, революционеры должны взять на себя и эту задачу — сломить деспотизм, чтобы затем заняться подготовкой социальной революции. Участники липецкого съезда решили не порывать с «Землей и волей» , а завоевать ее изнутри.

Но на воронежском съезде Желябову не удалось одержать верх, и был достигнут компромисс. Не пересматривая программу, решили усилить борьбу с правительством, отвечая террором на казни революционеров. Только Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) решительно протестовал против террора.

Сын мелкопоместного дворянина, он когда-то здесь же, в Воронеже, окончил военную гимназию, но затем отказался от военной службы, учился в Горном институте, участвовал в демонстрации у Казанского собора. Когда компромиссная резолюция была принята, Плеханов встал и со словами: «В таком случае, господа, мне здесь больше делать нечего» — покинул съезд.

Компромисс не укрепил организацию. Каждая сторона толковала его по-своему. В августе того же года на петербургском съезде фракции окончательно раскололись. «Деревенщики» во главе с Плехановым создали организацию «Черный передел» . Она пыталась наладить пропаганду среди крестьян и рабочих, но в обстановке войны, развернувшейся между правительством и террористами, из этого ничего не вышло. В 1880 г. Плеханов вынужден был уехать за границу.

Плеханов на собрании организации.

«Народная воля» и ее программа. Сторонники Желябова объединились в организацию «Народная воля». Народовольцы испытывали справедливое недовольство существовавшими в стране порядками, но были неразборчивы в средствах для достижения своих целей. Организацией руководили Андрей Иванович Желябов (1851—1881) , выходец из крепостных крестьян, и Софья Львовна Перовская (1853— 1881), дочь важного чиновника, бывшего петербургского губернатора. Это были смелые, решительные люди. Под их руководством «Народная воля» стала хорошо законспирированной, разветвленной и дисциплинированной организацией. Возглавлял ее Исполнительный комитет, имевший почти неограниченные полномочия. Ему подчинялись местные кружки и группы.

Главной своей задачей она считала политический переворот и захват власти. Вслед за этим должна была прийти социалистическая революция. Предполагалось созвать Учредительное собрание и предложить ему программу мер по передаче земли крестьянам, а фабрик и заводов — рабочим.

Тактика захвата власти, избранная народовольцами, заключалась в запугивании и дезорганизации власти путем индивидуального террора. Исподволь готовилось и восстание. Не надеясь более на крестьян, народовольцы пытались организовать студентов, рабочих, проникнуть в армию. В некоторых военных академиях и училищах, а затем и в расквартированных в провинции войсках появились офицерские народовольческие кружки. Помимо идейной стороны «Народная воля» привлекала молодых офицеров привычными для них дисциплиной и единоначалием.

С осени 1879 г. народовольцы развернули настоящую охоту на царя. Их не смущало число возможных жертв, даже случайных. Дважды они подкладывали мины под рельсы, подкарауливая царский поезд. Один раз взрывной механизм не сработал, в другой раз по ошибке был пущен под откос не тот поезд.

Во время одного из обысков полиция нашла план Зимнего дворца. Крестиком на нем была помечена царская столовая. Однако жандармы не догадались осмотреть дворец и проверить всех работающих в нем людей. 5 февраля 1880 г. в этой столовой должен был состояться парадный обед в честь болгарского князя. К торжественному выходу собралась вся царская семья, и только один человек где-то замешкался. Александр, любивший пунктуальность, начинал сердиться, когда вдруг страшной силы взрыв потряс здание. Народоволец Степан Халтурин, работавший во дворце краснодеревщиком, заложил в подвале под столовой огромный заряд динамита и заблаговременно покинул дворец. Погибло восемь солдат.

М ногомиллионное крестьянство России встретило великую реформу 1861 г. взрывом негодования. Получив волю почти без земли, крестьяне отказывались верить случившемуся, говорили: "Нас надули! Воли без земли не бывает!" "Минута разочарования", которую предвидел Александр II, растянулась на годы и вылилась в небывалый подъем крестьянского движения.

Формы протеста крестьян были различными. Очень многие не верили в подлинность царских "Положений 19 февраля", полагая, что они подложны, подменены барами, которые-де настоящую царскую грамоту утаили. Иные толмачи из крестьян доказывали, что в царских "Положениях" есть статья, предписывающая пороть всякого, кто прочтет помещичью фальшивку и поверит ей. В качестве же истинных, "взаправских" "Положений" ходили по рукам поддельные манифесты с такими пунктами: "Во время жатвы на работу к помещику не ходите, пусть убирает хлеб со своим семейством" - и даже: "Помещику оставляется земли пахотной участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего".

Пока шли толки о настоящих и фальшивых "Положениях", крестьяне почти повсеместно отказывались работать на помещиков и повиноваться властям, а местами, особенно в первые месяцы после 19 февраля, когда еще свежо было разочарование в реформе, поднимались на восстания. Самые сильные из них вспыхнули в Пензенской и Казанской губерниях. В апреле 1861 г. взбунтовались крестьяне Чембарского и Керенского уездов Пензенской губернии. Центр, "самый корень бунта", ло словам губернатора, был в деревне Кандеевка. Бунт охватил до 14 тыс. бывших крепостных и вошел в историю под названием "Кандеевское восстание" как самый громкий протест крестьян против реформы 1861 г. /227/ Многотысячные толпы кандеевских бунтарей с красным знаменем разъезжали тогда на телегах по деревням Пензенской и соседней Тамбовской губерний, всюду провозглашая: "Земля вся наша! На оброк не хотим, работать на помещика не станем!" Крестьянский вожак Леонтий Егорцев не уставал повторять, что царь направил крестьянам "взаправскую" грамоту с полным освобождением их от помещиков, но помещики ее перехватили, после чего царь через него, Егорцева, приказал: "Всем крестьянам выбиваться от помещиков на волю силою, и если кто до Святой Пасхи не отобьется, тот будет, анафема, проклят".

Бывалый, испытавший все тяготы крепостной жизни, розги, тюрьму и бега, 65-летний Егорцев еще до появления в Кандеевке, по розыскным данным, "назвался великим князем Константином Павловичем (давно, за 30 лет до того, умершим.- Н.Т. ) и возмутил крестьян разных имений" на границе Пензенщины и Тамбовщины. Восставшие крестьяне боготворили Егорцева. Все окрестные села присылали за ним тройки, а наиболее восторженные почитатели водили его под руки и носили за ним скамейку.

Кандеевское восстание было разгромлено 18 апреля (как раз под "Святую Пасху") регулярными войсками под командованием флигель-адъютанта царской свиты А.М. Дренякина. Десятки крестьян были убиты и ранены, сотни - выпороты и отправлены в Сибирь на каторгу и поселение. Самому Егорцеву удалось скрыться (крестьяне бесстрашно шли под пули и на дыбу, но его не выдавали). Впрочем, через месяц, в мае 1861 г., этот колоритный вожак крестьянской вольницы умер.

Одновременно с Кандеевским разгорелось другое восстание крестьян - в Спасском уезде Казанской губернии. Оно охватило до 90 деревень с центром в селе Бездна. Здесь тоже выдвинулся авторитетный вожак, своеобразный идеолог восстания - молодой бездненский крестьянин Антон Петрович Сидоров, вошедший в историю как Антон Петров. Он толковал "Положения 19 февраля" желательно для крестьянства, т.е. вкладывал в них смысл, противоположный тому, который они в себе заключали: не нужно повиноваться властям, платить оброк и ходить на барщину, а надо гнать помещиков с крестьянской земли; "помещику земля - горы да долы, овраги да дороги и песок да камни, лесу ему ни прута; переступит он шаг со своей земли - гони его добрым словом, не послушался - секи ему голову, получишь от царя награду".

Крестьяне стекались к Петрову толпами и приступили даже по его указанию к смене местных властей. Когда в Бездну прибыли карательные войска под командованием флигель-адъютанта графа А.С. Апраксина, крестьяне, предусмотрительно удалив /228/ из села женщин, горой встали на защиту Петрова и не хотели его выдавать. Казанское дворянство, напуганное восстанием, объявило Антона Петрова "вторым Пугачевым" и требовало от Апраксина решительных мер. Апраксин пустил в ход оружие. Больше 350 крестьян были убиты и ранены. Антон Петров вышел к солдатам с текстом "Положений 19 февраля" над головой.

Александр II на донесении Апраксина о расстреле бездненских крестьян пометил: "Не могу не одобрить действий гр. Апраксина". Антона Петрова царь повелел "судить по полевому уголовному уложению и привести приговор в исполнение немедленно", предрешив тем самым осуждение Петрова на смертную казнь. 17 апреля Петров был приговорен к расстрелу и 19-го казнен.

Менее значительные, чем Кандеевское и Бездненское, но тоже многолюдные и упорные выступления крестьян против реформы 1861 г. прошли во многих великорусских, а также украинских и белорусских губерниях. Иные из них властям удалось подавить только силами войск. Так, 15 мая в с. Самуйлове Гжатского уезда на Смоленщине войска атаковали двухтысячную толпу крестьянских бунтарей, которые, как это засвидетельствовано в официальном акте, "с неистовым энтузиазмом бросились на солдат, обнаружив намерение отнять у них ружья", причем погибли 22 крестьянина. Железом и кровью усмирили каратели и крестьян с. Рудни Камышинского уезда Саратовской губернии, где в роли главного усмирителя выступил еще один флигель-адъютант - Янковский.

1861 год дал невиданное в России число крестьянских протестов. Но и в 1862-1863 гг. борьба крестьян развертывалась с огромной силой, хотя и меньшей, чем в 1861 г. Вот сравнительные данные о количестве крестьянских волнений:

1861 г. - 1859
1862 г. - 844
1863 г. - 509

Показательно, что до объявления реформы, с 1 января по 5 марта 1861 г., было всего 11 волнений, а с 5 марта до конца года - 1848. Большую цифру даст только 1905 год.

Небывалый за все XIX столетие размах крестьянского движения 1861-1863 гг. обнаружил его слабости, очевидные даже для современников. Оно было стихийным, без четкого руководства и организации (такие вожаки и даже "идеологи", как Леонтий Егорцев и Антон Петров, являлись исключениями). Крестьяне руководствовались наивными (зачастую царистскими) иллюзиями. Наконец, движение было локальным, захватив спорадически /229/ тысячи деревень, тогда как сотни тысяч других (иногда соседних) оставались покорными.

Тем не менее царизм с немалым трудом подавил сопротивление крестьян, отрядив против них кроме войск внутренней стражи еще 64 пехотных и 16 кавалерийских полков регулярной армии. Александр II явно обременял карательными функциями своих флигель-адъютантов. Герцен поэтому иронически предложил ему выбить по случаю освобождения крестьян от крепостного права такую медаль: с одной стороны венок из розог, связанных флигель-адъютантским аксельбантом, а с другой - надпись: "Сим освобождаю!" Лишь с конца 1863 г. крестьянское движение резко пошло на убыль:

1864 г. - 156 волнений
1867 г. - 68
1865 г. - 135
1868 г. - 60
1866 г. - 91

"Гидра мятежа", как говорили при царском дворе, была раздавлена.

Это вовсе не означало, что российское крестьянство примирилось с реформой 1861 г. Либеральный публицист Ф.П. Еленев (Скалдин) и в конце 60-х годов свидетельствовал о "всеобщем между крестьянами ожидании новой или чистой воли", Крестьянская масса полнилась слухами о грядущем переделе земель и продолжала борьбу за свое право на жизнь хотя бы с минимальным достатком. Крестьяне разных губерний в жалостливых прошениях к министру юстиции К.И. Палену, министру внутренних дел А.Е. Тимашеву и к самому царю взывали о наделении "где-либо землею", о замене неудобных земель удобными, об ограждении от произвола властей. Губернаторы доносили министру внутренних дел, а министр - царю о все новых формах протеста крестьян против их экономического удушения. Почти повсеместно крестьяне отказывались вносить непосильные выкупные платежи, многочисленные - оброчные, подушные, земские, мирские, штрафные и прочие - сборы. С 1870 г. они стали отказываться даже от наделов из-за несоответствия между их доходностью и установленными за них платежами. Пермские крестьяне образовали особую "секту неплательщиков", которая объявила греховным взыскание с трудящегося люда непомерных налогов. Все это держало российскую деревню пореформенных лет в состоянии хронической напряженности, чреватой новыми бунтами.

Хотя материальное (как и правовое) положение российского крестьянства после 1861 г. стало лучше, чем до реформы, оно оставалось еще для цивилизованной страны, великой державы нетерпимым. Достаточно сказать, что крестьяне и после освобождения большей частью жили в "курных" (или "черных") избах. Колоритно описал их крестьянский сын, народник Е.Е. Лазарев /230/ (прототип Набатова в романе Л.Н. Толстого "Воскресение"). Дым в такой избе "из печного чела должен был валить прямо вверх к потолку, наполняя собою всю избу чуть не до самого пола, и выходить в отворенную дверь (а летом и в окна) наружу. Так было летом, так было и зимой. Вследствие этого по утрам, во время топки печи, обитатели этих жилищ ходили обыкновенно согнувшись, со слезами на глазах, кряхтели, пыхтели и откашливались, глотая время от времени чистый воздух близ самого пола". Это называлось "топить по-черному". В таких избах крестьяне жили многолюдными семьями, а зимой "к двуногому населению приобщалось население четвероногое - телята и ягнята, к которым по утрам и вечерам приходили их матери покормить молоком. Коровы-новотелы морозной зимой по утрам сами являлись в избу доиться, протискиваясь сквозь узкие сенные и избные двери с бесцеремонностью исконных членов семьи...".

Тем временем формировался и вступал в борьбу за свои права рабочий класс. В условиях его жизни и даже в характере и способах борьбы было много общего с положением крестьянства. Рабочие 60-х годов еще сохраняли тесные связи с деревней. Статистические обследования трех промышленных уездов Московской губернии показали, что 14,1 % рабочих с 18 лет и 11,9 % в возрасте с 14 до 18 лет уходили сезонно на полевые работы. Так называемые сельские работники, выполнявшие на фабриках и заводах подсобные операции, стремились к тому, чтобы получить достаточный для пропитания надел и уйти с предприятия.

Бедствовали рабочие не меньше (если не больше), чем крестьяне. До 1897 г. рабочий день в промышленности не был нормирован и, как правило, составлял 13-15 часов, а порой доходил и до 19-ти (как на машиностроительном заводе Струве в Москве). При этом рабочие трудились в антисанитарных условиях, без элементарной техники безопасности. "Как-то мои друзья ткачи повели меня на фабрику во время работы. Боже мой! Какой это ад! - вспоминал очевидец об одной из петербургских фабрик.- В ткацкой с непривычки нет возможности за грохотом машины слышать в двух шагах от человека не только то, что он говорит, но и кричит. Воздух невозможный, жара и духота, вонь от людского пота и от масла, которым смазывают станки; от хлопковой пыли, носящейся в воздухе, получается своеобразный вид мглы <...> Стоять приходится неизбежно, так как сидеть не полагается, да и сесть, кроме подоконника, негде, а на подоконнике сидеть нельзя - "свет застишь" - не дозволяется. Я пробыл на фабрике не более двух часов и вышел оттуда очумелый, с головной болью".

Ткачи этой фабрики работали, стоя, по крайней мере, на обеих ногах. А вот свидетельство рабочего Кренгольмской мануфактуры в Нарве В.Г. Герасимова: "На работу нас поднимали в 4 часа утра. Я работал на ватерных машинах, и мне приходилось /231/ стоять все время на одной ноге, что было очень утомительно. Этот адский труд продолжался до 8 часов вечера". Труд в таких условиях был тем более "адским", что рабочих заставляли выполнять запредельные нормы выработки. Так, мастеровые железнодорожных депо в Калуге жаловались, что хозяева задавали им такие "уроки", каких "не в состоянии выработать лошадь".

Тяжкими "уроками" молодые российские капиталисты душили не только взрослых мужчин, но и детей, и женщин. Женский труд широко эксплуатировался в легкой промышленности (в Петербурге 70-х годов женщины составляли 42,6 % рабочих, занятых на обработке волокнистых веществ) и применялся даже в металлургии. Дети же и подростки с 10-12 лет (иногда и с 8-ми) работали буквально всюду. По данным 70-х годов, на Ижевском оружейном заводе несовершеннолетние в возрасте от 10 до 18 лет составляли 25 % всех рабочих, а на тверской фабрике Морозова - 43 %. Газета "Русские ведомости" в 1879 г. так писала о труде малолетних на фабриках г. Серпухова Московской губернии: "Положение детей, из-за 4-5-рублевого жалованья обреченных на изнурительную 12-часовую работу, в высшей степени печальное. К сожалению, эти изможденные, бледные, с воспаленными глазами существа, погибающие физически и нравственно, до сих пор еще не пользуются в надлежащей степени защитой со стороны закона. А между тем эта юная рабочая сила представляет весьма солидный процент всех сил, занятых на местных фабриках; так, на одной фабрике г. Коншина работают до 400 детей".

Оплата столь тяжкого труда рабочих в первые десятилетия после "великих реформ" была грошовой. Спорадическое повышение заработной платы далеко отставало от роста цен. М.И. Туган-Барановский приводил такие данные по одному из крупнейших в России Иваново-Вознесенскому промышленному району: зарплата за все виды труда повысилась к началу 80-х годов сравнительно с концом 50-х на 15-50 %, а цена ржаного хлеба - на 100%, масла - на 83%, мяса -почти на 220%.

Мало того, существенную часть (до половины!) и без того жалкой заработной платы хозяин отбирал у рабочего в виде штрафов. До того как был принят в 1886 г. закон о штрафах, предприниматели штрафовали рабочих безудержно и цинично. Например, "Общие условия найма" в "расчетной книжке", которую выдавала своим рабочим контора ситценабивной мануфактуры Лопатина во Владимирской губернии, гласили: "На работу фабричные и мастеровые обоего пола и всякого возраста должны являться не позже десяти минут после звонка под опасением записи в сей расчетной книжке взыскания с них той /232/ платы, которая причитается им за целый рабочий день". Итак, за 11 минут опоздания полагалось отработать бесплатно весь день! Из других пунктов тех же "условий" явствует, что хозяин мог штрафовать рабочего по всякому поводу, а за "дурное поведение" в любое время уволить. Разумеется, под мотивировку "дурное поведение" хозяин мог подвести любого из неугодных ему работников.

Адский труд при грошовой оплате не позволял рабочим обеспечить себе хотя бы элементарное человеческое существование. Жили они со своими семьями нищенски, большей частью в бараках и казармах, мало подходивших "даже для стойла коровы или лошади, не только для человеческого жилища", или в подвалах вроде того, который описан инспектором земской управы Петербургского уезда, обследовавшей жилищные условия столичного пролетариата за 1878 г.: "Представляя из себя углубление в землю не менее 2 аршин, он (подвал.- Н.Т. ) постоянно заливается если не водою, то жидкостью из расположенного по соседству отхожего места, так что сгнившие доски, составляющие пол, буквально плавают, несмотря на то что жильцы его усердно занимаются осушением своей квартиры, ежедневно вычерпывая по нескольку ведер. В таком-то помещении при содержании 5 1/3 куб. сажен убийственного самого по себе воздуха я нашел до 10 жильцов, из которых 6 малолетних". В.В. Берви-Флеровский, досконально изучивший положение российских рабочих 60-х годов, пришел к выводу: условия жизни рабочего "таковы, что он должен отказаться или от существования, или от достоинства человеческого".

Все это заставляло рабочих критически размышлять о своем положении. Василий Герасимов свидетельствовал: "Я часто задумывался над этими фактами, проводя параллель между условиями, окружавшими нас, и условиями, при которых жили наши хозяева-фабриканты, питающиеся нашей кровью, заедающие нашу жизнь в буквальном смысле этого слова. Я сознавал ненормальность, несправедливость этого порядка вещей <...> Я только не знал, как выйти из этого положения".

Первые шаги рабочего движения в России после 1861 г. были сравнительно робкими (жалобы, "покорнейшие прошения", побеги, иногда бунты и стачки), но отличались пролетарской направленностью - против штрафов и непосильных "уроков", за сокращение рабочего дня и увеличение зарплаты. Некоторые из них заключали в себе уже и симптомы политического протеста. Так, рабочие Людиновского завода Мальцева в Калужской губернии говорили на дознании, что заводовладелец мстил им за то, что они не ходили к нему с хлебом-солью в честь объявления реформы 1861 г. По мере того как рабочие все сильнее разочаровывались в /233/ последствиях "великих реформ", их борьба нарастала: если за 60-е годы подсчитано 51 выступление рабочих (стачек и волнений), то за 70-е - уже 329.

Царское правительство с тревогой следило за протестами рабочих и пыталось успокоить их видимостью попечительства, не обижая при этом, однако, и фабрикантов. Характерен такой пример: в июле 1869 г. московские власти запретили работы на фабриках и заводах в праздничные дни, передав окончательное решение по этому вопросу фабрикантам, а те решили все оставить по-старому.

В тех же случаях, когда рабочие прибегали к "беспорядкам", к стачке или бунту, царизм помогал хозяевам давить недовольных беспощадно. "Зачинщики" и "вожаки" заковывались в кандалы и отправлялись в остроги (как на Людиновском заводе Мальцева в апреле 1861 г.), приговаривались к наказанию плетьми и ссылке в каторжные работы (как на Лысвенском заводе Пермской губернии той же весною). Трудового законодательства до середины 80-х годов в России вообще не было, а существующие законы ограждали права не рабочих, а их хозяев. Стачка, как и "бунт против власти верховной", считалась государственным преступлением, и за участие в ней рабочие подлежали уголовному и административному преследованию. Символичным для 70-х годов было заявление начальника полиции рабочим петербургских мастерских Главного общества российских железных дорог в ответ на их экономические требования: "У всех своя должность: поп служит обедню, доктор лечит, а я приехал вас душить <...> Я знаю, что у вас есть человек десять или двадцать зачинщиков. Я их вырву у вас, вырву - в Сибирь сошлю. А захочу - 100 человек пошлю в Сибирь!"[. См.: Туган-Барановкий М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. М., 1938. Т. 1.С. 349.

. Берви-Флеровский В.В. Положение рабочего класса в России. М., 1938. С. 442.

Община. 1878. N° 3-4. С. 27, 28.

Рабочее движение в России в XIX в. Сб. док. и мат-лов. М., 1950. Т. 2 Ч. 1. С.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!