Подготовка к огэ задание 10. Пример на языке Паскаль

Задание 10 ОГЭ теория:

очень часто используются в русском языке. Употребляются они и в устной, и в письменной речи. Служат для выражения различных чувств, для привлечения внимания собеседника, для изложения порядка своих мыслей и т.д. Они не являются членами предложения. Вводные слова, словосочетания, конструкции всегда выделяются на письме запятыми.

Признаки вводных слов, словосочетаний и конструкций:

  1. Их можно легко убрать из предложения, его смысл при этом не изменится: Конечно , она завтра придет (конечно — это вводное слово, так как его легко можно убрать).
  2. Их можно заменить синонимичным вводным словом или словосочетанием: Конечно , она завтра придет (конечно — это вводное слово, так как его легко можно заменить другим вводным словом, например: Безусловно , она завтра придет).
  3. К ним нельзя задать вопрос от других членов предложения.

Не являются ВВОДНЫМИ следующие слова : мало-помалу, вдруг, будто, ведь, якобы, в конечном счете, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, почти, как бы, как раз, к тому же, между тем, по предложению, просто, по решению, по постановлению, приблизительно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, однажды, словно, в довершении всего, с пор, как бы, решительно, исключительно, вот, примерно, даже.

Обращение — слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место.

Мама, помоги мне решить задачу.

Помоги мне решить задачу, мама.

Помоги мне, мама , задачу решить.

Предложения

1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Большая печь, (1) казалось, (2) негромко гудела, (3) позвякивали крышки кастрюль, (4) кухня была наполнена вкусными запахами. (Щеглова И.)


2. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове:

Пожалуй, (1) у каждого мальчишки бывает в жизни период,(2) когда он мечтает сделаться сыщиком, (3) следователем, (4) контрразведчиком...(Сотник Ю.)


3. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции:

Ярко сверкали на солнце кресты собора. Бамкал большой колокол на звоннице. День, (1) к нашему удовольствию, (2) был воскресный. Мы стояли с Андреем в толпе на деревянном мосту, (3) навалившись грудью на перила, (4) оцепенев от восторга. (Платов Л.)


4. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Картошка жарилась на сковороде, (1) от неё шёл острый, (2) вкусный запах, (3) и зверь, (4) очевидно, (5) прибежал на этот запах. (Паустовский К.)


5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводных словах:

Поезд шёл в юго-западном направлении, (1) туда, (2) где климат, (3) естественно, (4) мягче, (5) хотя зима не сдала ещё своих позиций. (Вашенцев С.)


6. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове:

Госпитальное время в моей голове слилось в полусон, (1) тяжёлый, (2) мучительный. Правда, (3) я пытаюсь понять, (4) что произошло со мной. Но всё предстаёт смутно, (5) как в дыму, (6) словно кто-то накинул на мозг, (7) на сознание тонкую капроновую накидку. (Горбачёв Н.)


7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

Иногда случается, (1) что горы и лес имеют привлекательный и весёлый вид. Так, (2) кажется, (3) и остался бы среди них навсегда. Иногда, (4) наоборот, (5) горы кажутся угрюмыми, (6) дикими. И странное дело! Чувство это не бывает личным, (7) субъективным, (8) оно всегда является общим для всех людей в отряде. (Арсеньев В.)


8. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

В тот день наш учитель не остался на репетиции спектакля, (1) который готовили под его руководством старшеклассники, (2) - сразу после уроков побежал домой, (3) прижимая к себе стопку книг. Видно, (4) не терпелось просмотреть их. Книги были, (5) наверное, (6) интересными, (7) потому что после их получения настроение нашего учителя улучшилось. (Платов Л.)


9. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Рассмотрим типовые задания №10 ОГЭ по математике — статистика и вероятности. Задание не является трудным даже для человека, не знакомого с теорией вероятностей или статистикой.

Обычно нам предлагается набор вещей — яблок, конфет, чашек или чего угодно различающихся цветом или другим качеством. Нам необходимо оценить вероятность попадания одного из класса вещей одному человеку. Задача сводится к вычислению общего количества вещей, а затем делению числа вещей необходимого класса на общее количество.

Итак, перейдем к рассмотрению типовых вариантов.

Разбор типовых вариантов задания №10 ОГЭ по математике

Первый вариант задания

У бабушки 20 чашек: 6 с красными цветами, остальные с синими. Бабушка наливает чай в случайно выбранную чашку. Найдите вероятность того, что это будет чашка с синими цветами.

Решение:

Как было сказано выше, найдем общее число чашек — в данном случае это известно по условию — 20 чашек. Нам необходимо найти число синих чашек:

Теперь мы можем найти вероятность:

14 / 20 = 7 / 10 = 0,7

Второй вариант задания

В магазине канцтоваров продаётся 138 ручек, из них 34 красные, 23 зелёные, 11 фиолетовые, ещё есть синие и чёрные, их поровну. Найдите вероятность того, что при случайном выборе одной ручки будет выбрана красная или чёрная ручка.

Решение:

Найдем вначале число черных ручек, для этого из общего числа вычитаем все известные цвета и делим на два, так как синих и чёрных ручек поровну:

(138 — 34 — 23 — 11) / 2 = 35

После этого можем найти вероятность, сложив количество чёрных и красных, разделив на общее количество:

(35 + 34) / 138 = 0,5

Третий вариант задания

В фирме такси в данный момент свободно 12 машин: 1 чёрная, 3 жёлтых и 8,зелёных. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет жёлтое такси.

Решение:

Найдем общее число машин:

Теперь оценим вероятность, разделив количество желтых на общее число:

Ответ: 0,25

Демонстрационный вариант ОГЭ 2019

На тарелке лежат пирожки, одинаковые на вид: 4 с мясом, 8 с капустой и 3 с яблоками. Петя наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что пирожок окажется с яблоками.

Решение:

Классическая задача по теории вероятностей. В нашем случае удачный исход — это пирожок с яблоком. Пирожков с яблоками 3, а всего пирожков:

Вероятность того, что попадется пирожок с яблоками — это количество пирожков с яблоками, деленное на общее количество:

3 / 15 = 0,2 или 20%

Четвертый вариант задания

Вероятность того, что новый принтер прослужит больше года, равна 0,95. Вероятность того, что он прослужит два года или больше, равна 0,88. Найдите вероятность того, что он прослужит меньше двух лет, но не меньше года.

Решение:

Введем обозначения событий:

X – принтер прослужит «больше 1 года»;

Y – принтер прослужит «2 года или больше»;

Z – принтер прослужит «не менее 1 года, но меньше 2-х лет».

Анализируем. События Y и Z независимы, т.к. исключают друг друга. Событие X произойдет в любом случае, т.е. и при наступлении события Y, и наступлении события Z. Действительно, «больше 1 года» означает и «2 года», и «больше 2-х лет», и «меньше 2-х лет, но не менее 1 года».

Р(X)=Р(Y)+Р(Z).

По условию вероятность события Х (т.е. «больше года») равно 0,95, события Y (т.е. «2 года и больше») – 0,88.

Подставим в формулу числовые данные:

Получаем:

Р(Z)=0,95–0,88=0,07

Р(Z) – искомое событие.

Ответ: 0,07

Пятый вариант задания

За круглый стол на 9 стульев в случайном порядке рассаживаются 7 мальчиков и 2 девочки. Найдите вероятность того, что девочки окажутся на соседних местах.

Решение:

Для расчета вероятности используем классическую ее формулу:

Где m – кол-во благоприятных исходов для искомого события, n – общее кол-во всех возможных исходов.

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове

Русский язык 9 класс |

Вопрос № 1

Большая печь, (1) казалось, (2) негромко гудела, (3) позвякивали крышки кастрюль, (4) кухня была наполнена вкусными запахами. (Щеглова И.

Введите ответ:

Вопрос № 2

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове:

Пожалуй, (1) у каждого мальчишки бывает в жизни период,(2) когда он мечтает сделаться сыщиком, (3) следователем, (4) контрразведчиком...(Сотник Ю.)

Введите ответ:

Вопрос № 3

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Ярко сверкали на солнце кресты собора. Бамкал большой колокол на звоннице. День, (1) к нашему удовольствию, (2) был воскресный. Мы стояли с Андреем в толпе на деревянном мосту, (3) навалившись грудью на перила, (4) оцепенев от восторга. (Платов Л.)

Введите ответ:

Вопрос № 4

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове:

Картошка жарилась на сковороде, (1) от неё шёл острый, (2) вкусный запах, (3) и зверь, (4) очевидно, (5) прибежал на этот запах. (Паустовский К.)

Введите ответ:

Вопрос № 5

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводных словах:

Поезд шел в юго-западном направлении, (1) туда, (2) где климат, (3) естественно, (4) мягче, (5) хотя зима не сдала еще своих позиций. (Вашенцев С.)

Введите ответ:

Вопрос № 6

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове:

Госпитальное время в моей голове слилось в полусон, (1) тяжёлый, (2) мучительный. Правда, (3) я пытаюсь понять, (4) что произошло со мной. Но все предстает смутно, (5) как в дыму, (6) словно кто-то накинул на мозг, (7) на сознание тонкую капроновую накидку. (Горбачёв Н.)

Введите ответ:

Вопрос № 7

Иногда случается, (1) что горы и лес имеют привлекательный и веселый вид. Так, (2) кажется, (3) и остался бы среди них навсегда. Иногда, (4) наоборот, (5) горы кажутся угрюмыми, (6) дикими. И странное дело! Чувство это не бывает личным, (7) субъективным, (8) оно всегда является общим для всех людей в отряде. (Арсеньев В.)

Введите ответ:

Вопрос № 8

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

В тот день наш учитель не остался на репетиции спектакля, (1) который готовили под его руководством старшеклассники, (2) - сразу после уроков побежал домой, (3) прижимая к себе стопку книг. Видно, (4) не терпелось просмотреть их. Книги были, (5) наверное, (6) интересными, (7) потому что после их получения настроение нашего учителя улучшилось. (Платов Л.)

Введите ответ:

Вопрос № 9

В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифры, обозначающие запятые при вводных словах:

Сергей отправился досыпать, (1) а я залез в спальный мешок и до утра думал о всякой всячине. Вездеход, (2) конечно, (3) за мной не придёт, (4) и на мыс Шмидта, (5) где меня ждут друзья, (6) попасть не удастся. Одним словом, (7) все планы летят кувырком. Придётся их корректировать - в зависимости от обстановки... (Санин В.)

ЗАДАНИЕ №10. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ; ОБРАЩЕНИЯ)

Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы продолжим подготовку к основному государственному экзамену. Наше занятие мы посвятим заданию№10. Пунктуационный анализ (вводные слова, словосочетания и предложения; вставные конструкции; обращения).

Цели занятия

Повторить и обобщить знания о словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

Закрепить навыки нахождения слов и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения.

Повторить правила постановки знаков препинания в таких предложениях.

Сначала мы повторим с вами все о вводных словах, словосочетаниях, предложениях и вставных конструкциях.

  1. Вводные слова членами предложения не являются: к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения; они осложняют предложение. С их помощью говорящий выражает своё отношение к тому, о чём говорится в предложении. Ср., например: Я, наверное, хорошо сдам экзамен; Я, безусловно, хорошо сдам экзамен. На письме вводные слова выделяются запятыми.
  2. Вводные и вставные конструкции не являются частями предложения, а осложняют простое предложение (или сложное). Вводные предложения выражают отношение говорящего к содержанию высказывания, а вставные конструкции содержат добавочные замечания, попутные уточнения. При вводных предложениях ставятся чаще всего запятые, а при вставных - тире или скобки, например: Я, как мне кажется, выучил все правила; В один из зимних вечеров - я лежал на диване с интересным детективом - вдруг раздался звонок, перевернувший впоследствии всю мою жизнь.
  3. Вводные слова делятся на разряды.

Значение

Вводные слова и словосочетания

Выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.д.).

К счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, странное дело, удивительное дело, не ровен час, нечего греха таить и др.

Выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и

т.д.)-

Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения.

Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др.

Указывают на приёмы и способы оформления мыслей.

Словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.

Указывают на источник сообщения.

Говорят, сообщают, передают, по словам..., по сведениям..., по сообщению..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.

Слова, обращённые к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым мыслям.

Видишь(ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др.

Указывают оценку меры того, о чем говорится.

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.

Показывают степень обычности того, о чём говорится.

Бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю и др.

Выражают экспрессивность высказывания.

По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др.

  1. NB! Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и сочетания слов:

авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы и др. подобные (частицы, наречия).

  1. Слова наконец, значит, однако, главным образом в предложении могут функционировать по-разному

Слово является вводным

Слово вводным не является

НАКОНЕЦ

Указывает на связь мыслей, порядок их изложения (= и ещё), завершает собой перечисление: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту; Опекушин был выходцем из простого народа, сперва - самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик.

Выполняет функцию обстоятельства (= под конец, напоследок, после всего, в результате всего): Мы поднимались всё выше и наконец достигли вершины; Наконец все дела были завершены. В этом значении возможна частица -то: Наконец добрались до места ночлега (= наконец-то добрались...).

ОДНАКО

Если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, будь осторожна; Сколько хлопот, однако.

Если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или связывает однородные члены (в этих случаях имеет значение противительного союза но):

Мы не надеялись встретиться, однако встретились; Однако его поведение меня не обидело.

ЗНАЧИТ

Если синонимично словам следовательно, стало быть: Солнечные пятна совсем исчезли, значит, солнце уже склонилось за полдень; Значит, вы не можете сегодня прийти?

Если находится между придаточным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло.

Если находится между частями бессоюзного сложного предложения: Прозвенел звонок, значит, урок кончился.

Если близко по смыслу к слову означает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём (Горький).

Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться - значит победить.

ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ

Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки:

Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом (главным образом = самое главное).

Если имеет значение в первую очередь, больше всего:

Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию; Мне нравится в нём главный образом его искренность.

6. К трудным случаям в этом задании относятся такие предложения, в которых вводное слово стоит в середине его, а запятая в ответе будет одна. Когда это происходит?

1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то знаком препинания от оборота оно не отделяется; если же вводное слово находится в середине подобного оборота, то оно выделяется запятыми на общих основаниях:

Он погрузился в размышления, видимо производя в уме какие-то расчеты.

Он вспомнил эти слова, возможно услышанные в детстве.

Он действовал безрассудно, наверное наперекор всем.

Ср.: Он погрузился в размышления, производя, видимо, в уме какие-то расчеты.

Ср.: Он вспомнил эти слова, услышанные, возможно, в детстве.

Ср.: Он действовал безрассудно, наперекор

2. Если вводное слово стоит после противительного союза а и изъять его или переставить невозможно, то вводное слово запятой от союза не отделяется (а значит, а следовательно, а впрочем, а напротив ): Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, неточно.

Но: если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и после союза, поскольку он не связан с вводным словом: Вы должны работать энергичнее, а, проще говоря, не лениться.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ 10.

В задании чаще всего предлагается указать цифры, обозначающие запятые при вводном слове или предложении. Выполнить это задание на самом деле несложно: предложение с вводным словом уже задано и знаки препинания в нём расставлены. Вам не придётся отграничивать вводные слова от омонимичных им членов предложения.

Сначала внимательно прочитайте заданное предложение и рассмотрите все запятые в нём. Их будет минимум три. Постарайтесь определить, какую функцию выполняет каждый знак препинания.

Если вы видите в предложении одно из слов, перечисленных в таблице разрядов вводных, то выписывайте цифры, обозначающие запятые. Если вводное слово стоит в середине предложения, то цифры будет две, а если в начале или конце предложения, то цифра одна, например:

Там, (1) вверху, (2) светило яркое южное солнце. Должно быть, (3) лучи его припекали так сильно, (4) что трава давно уже высохла. Ответ 3.

NB! Очень часто в предложениях бывают обращения или уточняющие члены предложения (см. предыдущий пример) - не путайте их с вводными.

Иногда вводные слова стоят в середине предложения, а запятыми они выделяются только с одной стороны (то есть в ответе будет лишь одна цифра), например: Он действовал безрассудно, (1) наверное наперекор всем, (2) не думая о последствиях. (Ответ 1)

А теперь выполняем практические задания. У вас на столах лежат таблицы с разрядами вводных слов и словосочетаний. Можете ими пользоваться при выполнении заданий.

Задание звучит так: «В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях».

Мальчики,(1) конечно,(2) сделали так,(3) как велела совесть,(4) а совесть - это чувство,(5) помноженное на осознание правоты.

Ответ: 12

Какая,(1) однако,(2) сила у света,(3) отражённого от осенних лесов! Всё купе как в зареве. И,(4) в частности,(5) ваше лицо. (К. Паустовский)

Ответ: 12

Когда я училась в шестом классе и продолжала читать, (1) как говорится, (2) запоем, (3) вдруг вычитала где-то, (4) что человек за жизнь может прочесть, (5) кажется, (6) не более 10 тысяч книг. (М. Чудакова)

Ответ: 1256

Я сегодня снова встретил солнце на палубе,(1) около четырёх утра. В памяти не удержишь,(2) так в душе останется и,(3) может,(4) в последний час откликнется именно этот восход солнца на Ангаре-реке. (А. Приставкин)

Ответ: 34

Поведение учительницы было,(1) на его взгляд,(2) лишено логики: тащиться в театр,(3) да ещё в неокончившиеся каникулы, (4) с классом? (Г. Щербакова)

Ответ: 12

И,(1) быть может,(2) поэтому я была несправедлива к тебе. Но теперь я хочу,(3) чтобы ты был счастлив,(4) Коля. (Р. Фраерман)

Ответ: 12

Нет,(1) опасный волшебник,(2) разумеется,(3) не стал бы говорить так,(4) и она подошла ближе. (А. Грин)

Ответ: 23

Потом,(1) когда у них родились три мальчика и девочка,(2) любимой историей в семье,(3) естественно,(4) был рассказ искателя о Мечте,(5) о Мудреце,(6) о дереве и о концерте,(7) где Мечта реализовалась.

Ответ: 34

Можно, (1) конечно, (2) подойти, (3) а можно и не подходить, (4) это будет нехорошо,(5) но справедливо... (Б. Емельянов)

Ответ: 12

Куда (1) по-вашему (2) ведёт эта тропинка? Мы обещаем всё сделать (3) по-вашему.

Ответ: 12

Жизнь (1) казалось (2) сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия. Море (3) казалось (4) бездонным и совершенно чёрным.

Ответ: 12

Человек в порыве (1) к счастью (2) способен совершать чудеса. Он не замечал происходящего и (3) к счастью (4) был всё так же невозмутим.

Ответ: 34

Крапива (1) конечно (2) жглась (3) однако (4) можно было и издали любоваться её тёмной зеленью.

Ответ: 12

Вдруг (1) двигатель как-то (2) по-особенному (3) захрипел и (4) как показалось (5) простужено закашлялся.

Ответ: 45

Сынок, (1) давай,(2) иди умойся и ложись. Я к тебе приду,(3)и мы поговорим.

Никогда,(4) наверное,(5) я не чувствовал себя таким защищённым и в такой безопасности. (Е. Гришковец)

Ответ: 12

Чуть склонившись,(1) он,(2) казалось,(3) строго и внимательно смотрел на нижний край острова, (4) где стояли матёринские леса,(5) однако теперь их там не было. (В. Распутин)

Ответ: 23

Он,(1) казалось,(2) радовался жизни вовсю,(3) каждую минуту,(4) каждую секунду своего бытия.

И всё кажется,(5) что он не исчез с земли,(6) а где-то растёт в лесу,(7) на поляне,(8) шумит всеми листьями и ждёт меня к себе. (Б. Ямпольский)

Ответ:125

Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней. (М. Канн)

Ответ:34

Эта книга также была фантастическая,(1) называлась она «Серебряный шар». В общем,(2) там какие-то люди прилетели на Луну и продвигались к тому месту, (3) где начиналась неведомая часть планеты,(4) потому что Луна повёрнута к нам только одной стороной.

(А. Приставит)

Ответ: 2

И вдруг появился человек,(1) которого,(2) признаюсь,(3) я не разглядел. Не торгуясь,(4) не осматривая каждое полено в отдельности, (5) он заплатил всю назначенную мной сумму, (6) положил дрова в сумку и ушёл прочь.

(А. Приставкин)

Ответ: 23

Не помнишь, (1) у нас была учительница... певица Тра-ля-ля? - Простите,(2) - сказал наконец Бамбус,(3) посмотрев ей в глаза.

Может быть, (4) её палата была на втором этаже? (Ю. Яковлев)

Ответ: 4

Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком,(1) который,(2) к общему нашему огорчению,(3) скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, (4) пожалевшего масла на краску. (Д. Мамин-Сибиряк)

Ответ: 23

Говорят, (1) что у каждого человека в жизни должна быть цель. Мама и папа,(2) когда оставались вдвоём,(3) кажется,(4) ни о чём,(5) кроме моей болезни,(6) не говорили. (А. Алексин)

Ответ: 34

Холодам,(1) по сути дела,(2) рановато. Дуб стоял,(3) как былинный ратник,(4) суровый и могучий. (Е. Носов)

Ответ: 12

Предложения с обращениями

Иногда в осложнённых предложениях задание связано с пунктуацией при обращении (требуется написать цифры, обозначающие запятые при обращении). Помните, что обращения, которые осложняют предложение, не являются членом предложения и грамматически не связаны с членами предложения (от них нельзя задать вопрос к обращению).

Обращение - это слово (существительное или прилагательное и причастие в роли существительного в именительном падеже) или словосочетание, называющее того, кому адресована речь. Чаще всего обращение выражено именем собственным и является наименованием лица, к которому обращаются с речью: Саша, ты сегодня поздно придёшь из школы? Основная функция обращения - привлечь внимание собеседника, побудить его слушать обращённую к нему речь.

Обращение - неотъемлемая черта разговорной речи и диалогов художественных текстов, оно используется преимущественно в побудительных или вопросительных предложениях.

Но обращения - это не только названия людей или клички животных. Это могут быть и названия неодушевлённых предметов, а также явлений неживой природа:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный. Журчи, журчи свою мне быль... (Пушкин);

Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия (Пушкин).

Такие обращения - особый поэтический приём, они имеют характер олицетворения.

Как выполнить это задание.

  1. Найдите в заданном предложении все слова в именительном падеже, при которых стоят запятые. Определите грамматическую основу предложения, потому что обращения часто путают с под-лежащим. Сравните:

Дочка дворника, Машутка, в ужасе бросилась в дом.

Не знаю, о чём ты думаешь, Марина, таская в дом эти книги! (Осеева).

В двух предложениях употреблены два имени собственных, стоящих в именительном падеже, однако только во втором предложении есть обращение (в первом предложении слово Машутка является приложением).

  1. Прочитайте предложение. Обращения произносятся с особой звательной интонацией называют того, к кому обращаются с речью; они могут стоять в любой части предложения - в начале, середине или в конце:

Вперёд чужой беде не смейся, голубок! (Крылов)

Но это - самый простой случай. Есть и более сложные, о которых нужно знать.

  1. Иногда в одном предложении одно и то же обращение повторяется несколько раз, причём не подряд, а отделяются они друг от друга членами предложения, что создаёт особую экспрессию:

Вы, сударь, камень, сударь, лёд (Грибоедов).

  1. Обращения чаще всего бывают нераспространёнными (то есть состоят из одного слова), но могут быть и распространёнными (содержат ещё и определения):

Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов).

  1. Распространённое обращение может быть разорвано членами предложения, например:

Отколе,(1) умная,(2) бредёшь ты,(3) голова?! (Крылов) (Ответ 1, 2, 3).

6. В предложении может быть несколько разных по форме обращений, которые называются однородными:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня (Пушкин).

А теперь практические задания.

Так вот он,(1) зимний дуб! И,(2) мысленно попросив у дуба

прощения за свою маленькую человеческую хитрость, (3) она сказала: - Что ж, (4) Савушкин,(5) это только значит, (6) что короткий путь ещё не самый верный. (Ю. Нагибин)

Ответ: 45

Защёлкал злодей зубами: «Лось, лось,(1) я тебя съем». «Хорошо,(2) серый волк,(3) - отвечает лось, - Только дай попрощаться с родимым краем». «Прощайся»,(4) - ответил волк. (С. Алексеев)

Ответ: 123

Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить её,(1) если не уберётся,(2) но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали...

Я тебя люблю, (3) Кусачка,(4) я тебя очень люблю. Ты не веришь мне,(5) Кусачка? (Л. Андреев)

Ответ: 345 .

Иди сюда,(1) тут родник,(2) - закричал Васька.

Им открылась страна,(3) которой они никогда прежде не видели... - Правда,(4) Васька? (А. Приставкин)

Ответ: 4

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Что ж ты,(1) трусишка такой,(2) всего боишься? - спросила мама,(3) глядя на меня с весёлым удивлением. - Бабушка,(4) наверное, (5) настращала опять? (П. Санаев)

Ответ: 12

Ребята,(1) я отца ждал дольше,(2) чем вы.

Сообщаем, (3) что отец ваш, (4) майор Козырев, (5) пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года. (А. Приставши)

Ответ: 1

Не от народа,(1) а от топора,(2) Поленька. У топора глаз нету,(3) - тотчас отвечала Таиска. - Железный он,(4) на рукоятку надетый. (Л. Леонов)

Ответ: 2

Берегите красоту природы,(1) люди. И не бежит от него в страхе потревоженный заяц, (2) не кричит,(3) как над чужим,(4) сорока. (Е. Носов)

Ответ: 1

Ну какая же это верба,(1) юноши? - говорил он,(2) просматривая работы учеников.

Далеко ещё до весны,(3) Дарья Петровна. Ой,(4) далёконько...

(О. Туберовская)

Ответ: 13

Звали его так же,(1) как моего последнего собачьего друга,(2) Томкой.

Томка, (3) - сказал я жалобно, (4) - проснись. (Б. Емельянов)

Ответ: 3

Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: «Ну,(1) братец,(2) попался!» - как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул:

Виктория, (3) ваше сиятельство!

Помилуй бог, (4) как провёл!

Помилуй бог,(5) настоящий солдат! (С. Алексеев)

Ответ: 123

Знаешь Катюшу,(1) соседку? Будь умник,(2) пойди к Кате. Иди,(3) милый,(4) я приду.

Ответ: 34

Однажды моей соседке по коридору,(1) Полине Ивановне,(2) из смежной квартиры,(3) сделалось плохо с сердцем.

Бабусик,(4) я пойду,(5) - обратилась она к Полине Ивановне. (П. Васильев)

Ответ: 4 .

Ты сбереги их,(1) родной мой,(2) и придёт время,(3) когда они станут твоими друзьями. Ты у меня славный, (4) умница. (В. Крапивин)



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!