Подробный план рассказа детство горький по главам.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО». ТРИ УРОКА В 7 КЛАССЕ

Цель литературы — помогать человеку понимать себя самого, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди могли... одухотворить свою жизнь святым духом красоты.

М. Горький

Цели уроков:

— знакомство учащихся с творчеством Максима Горького;

— закрепление представлений семиклассников об автобиографической прозе;

— обучение фрагментарному анализу произведения;

— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.

Форма уроков: синтетический урок, уроки чтения и изучения произведения, включающие в себя слово учителя (презентация), сообщение учащегося (при необходимости), чтение фрагментов произведения, пересказ эпизодов, рассказ о персонаже, беседу о прочитанном.

УРОК ПЕРВЫЙ

1. Слово учителя — «Жизнь и творчество Максима Горького

2. Работа с учебником.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Максим Горький» , ч. 2, с. 19—20.

— Каким вы себе представили писателя Максима Горького из рассказа о писателе и статей учебника? Опишите его образ. — Симпатичен ли вам этот человек? Почему? Аргументируйте свой ответ.

3. Чтение и обсуждение главы I повести «Детство» (адаптированный вариант).

Повесть «Детство» написана в 1913 году и принадлежит к числу автобиографических произведений писателя. Вся трилогия Максима Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты») знакомит нас со «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни». Горький не ограничивается только показом «страшной обстановки», но с большой художественной силой выражает свою веру в русский народ, глубокую надежду на светлую, радостную жизнь.

В повести «Детство» проходит перед нами «густая, пестрая, невыразимо странная жизнь», и именно на показе этой жизни необходимо остановиться в 7 классе общеобразовательной школы, чтобы учащиеся смогли, с одной стороны, увидеть параллели с сегодняшним днем и оценить события, давно прошедшие и происходящие, с другой стороны, осознать, что и из «свинцовых мерзостей» можно вылезти, добиться своего и достигнуть многого в жизни.

— Как вы думаете, почему адаптированный вариант повести Максима Горького «Детство» в вашем учебнике начинается с образа бабушки — главного героя? Что этим хотел подчеркнуть автор учебника?

— Как звали бабушку Алеши? Почему в самом начале повести не дается ее имя?

— Какой предстает перед читателем бабушка Алеши? Расскажите о ней.

— Что вспоминает герой-рассказчик о своей матери? Почему мальчик не может понять ее настроение на пароходе, полагая, что она переживает смерть мужа? Почему матери не хотелось возвращаться домой, в дом своего отца?

— Найдите в тексте слова, характеризующие общее состояние и настроение матери Алеши.

— Какое впечатление произвели на Алешу его близкие родственники? Почему?

— Каким предстает перед ребенком его новый дом? Опишите дом и двор деда Каширина.

4. Домашнее задание.

Для всего класса:— составить план подробного рассказа о бабушке на основе уже прочитанных дома глав повести:

1. Поведение бабушки на корабле. Почему она нравилась многим людям?

2. Бабушка в доме мужа — старика Каширина:

● отношение бабушки к деду;

● взаимоотношения с детьми и внуками;

● взаимоотношения с окружающими;

● поведение бабушки во время жестоких сцен, которые разыгрывались в доме деда;

● бабушка в праздничные вечера.

3. Бабушка во время молитвы и задушевной беседы.

4. Чем бабушка привлекает Алешу?

УРОК ВТОРОЙ

1. Проверка домашнего задания.

1. Анализ составленных планов для подробного рассказа о бабушке, в слабом классе — составление одного общего, «идеального» плана, по которому ученики и должны будут составить рассказ к следующему уроку.

2. Беседа по прочитанному:

— Расскажите, как жилось Алеше в доме деда Каширина. — С чем никак не могсмириться мальчик? — Какие слова находит уже взрослый рассказчик для описания этой жизни? Найдите эти слова в тексте повести.

(Глава II: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что все было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, — слишком обильна жестокостью темная жизнь „неумного племени“...»)

— Какое основное чувство владело обитателями дома деда Каширина? Как вы думаете, почему? Почему Алеша отторгает это чувство? — Как относились взрослые сыновья к своему отцу? На чем была основана их злоба — только ли на желании разделить дедово имущество и жить отдельно? — Почему все дети боялись своего деда? На чем держался его «взрослый авторитет»? — Кто из детей Каширина не боялся деда и почему? — Почему Алешу, в отличие от остальных детей, живших в доме, так потрясла порка? Что было сильнее — физические мучения или моральное унижение? — Почему ушла из дома мать Алеши?

2. Анализ образа персонажа .

— Расскажите, кто такой Цыганок. Почему его редко называют по имени — Иваном? Как он появился в доме Кашириных?

— За что ценили Цыганка окружающие?— Составьте план-характеристику образа Цыганка, подберите цитаты к пунктам своего плана.

3. Анализ главы IV.

— Чему посвящена глава IV? Какое потрясение свалилось на семейство Кашириных?

— С какого описания начинается рассказ о пожаре? Зачитайте его.

— Для чего, с вашей точки зрения, рассказчик так подробно описывает красоту ночи и... красоту пожара?

— Как вели себя люди во время пожара?

— Кто стал главным героем и руководителем на пожаре и почему?

— Как проявляются характеры персонажей в критический момент? Приведите примеры.

— Что переживает мальчик Алеша во время пожара? Почему ему «жаль пламя»? Как это характеризует внутренний мир ребенка?

— Почему дед после пожара вдруг заговорил с Алешей «по-человечески»?

— Составьте план главы. Какие части вы в ней выделите?

— Как вы думаете, какую роль в произведении играет эта глава?

4. Домашнее задание.

Для всего класса:

— план-характеристика образа Цыганка (с цитатами);

— устный рассказ о бабушке Акулине Ивановне;

— чтение повести до конца.

На вопрос Произведение "Детство"Горького план заданный автором Вика Ходнева лучший ответ это Жил-был Алексей. Давно это было. Родили его в деревне дедушка с бабушкой. Он был очень забитым мальчиком, но ходил в школу. Школа была старенькая, везде щели и зимой из их здорово дуло, прямо под ноги ученикам. А все ходили в валенках дырявых и поэтому у всех текли сопли прямо на тетрадку. Ничего разобрать было невозможно- сплошные кляксы. Поэтому Алёша частенько получал двойки. А дома был дед, злой, как собака. Он драл его, как Иванову козу, а тот базлал на всю деревню, как последняя собака. Да ещё жрать было нечего и в животе постоянно журчало, как весной ручьи за огородом. Баушка работала в колхозе и таскала колоски, из которых варила похлёбку. Вечером все садились за стол и громко чавкали. Долго чавкали, а потом шли спать, лепестричества то не было и карасина тоже. Некогда было учить уроки и на другой день Алёше всегда ставили двойки, а то и колы. Жили они бедно и весело, в то время ещё не было радива и электричества. И была у них только одна корова и три поросёнка. И вот каждый день Алексею приходилось пасти корову и поросят. А обувки никакой не было и бегая по лугу, Алёха
до крови снашивал свои ноги. Тогда он ложился в траву и предавался мечтаниям о хорошей жизти: как он уедет в город, будет учиться на ветелинара и не будет дуть в ус. Он не курил и не пил водку, как все деревенские мужики, а пил только молоко и квас, с чего его каждый раз пучило и болело пузо. Но он не обращал на это внимания, потому что очень стремился стать хорошим человеком и зарабатывать много денег, чтобы кормить бабу с дедом и три поросёнка, а корова пусть сама ест-травы много. Ещё Алексей сочинял стихи и записывал их на пергамент гусиным пером, которое нашёл под крылечком, а потом продавал на ярмарке заезжым купцам по 2 копейки. Эти деньги он отлаживал на учёбу. Но плохо получалась, потому что дед каждый день просил на выпивку, а больше дохода в избе не было и даже валенки были одни на всех, которые зимой носили по очереди. Но это не помешало Алексею становиться на ноги и идти дальше к своей цели. И вот однажды ему позвонили и сказали ехать в город, потому что уже не стало хватать ветелинаров, а больше никто не шёл, окромя Лёхи. Вот так он и стал великим человеком, что даже М. Горький обратил на него внимание и написал про него рассказ, чтобы другие дети в школе брали с него пример и не курили, и не пили колу и пивасик. Он ишо не матерился и не дрался, но это уже, когда стал взрослым.

Ответ от Европеоидный [гуру]
1. Поездка Алексея на пароходе с мамой и бабушкой в Нижний Новгород. Дружба и взаимопонимание с бабушкой.
2. Приезд в Нижний Новгород. Знакомство и встреча с дедом и остальными родственниками матери. Впечатления Алексея о них.
3. Дом. Описание дома, обстановки, знакомство с новыми людьми. Порядки в доме.
4. Отношения дедушки к Алексею и его к деду. Отношения братьев матери к ней и к Алексею.
5. Дружба с Цыганком. Смерть ЦыганкА.
6. Замужество матери. Взаимоотношения с отчимом и матерью отчима. Тоска по матери.
7. Бедность. Смерть матери. Уход "в люди".
Если Вы не читали "Детство" Горького, то советую прочитать. Очень интересная книга и читая ее видишь все, и дом и бабушку, деда. Сам дух того времени. Жизнь Алеши, как он рос, в каких условиях. Его душевные переживания, бедность, одиночество. Как несмотря на всю ту обстановку и не особенное внимание к нему матери, в сущности она была несчастной женщиной. Несмотря на все это будущий писатель уже в книге "В людях" стремился читать, познавать что-то новое, учиться всему у жизни, стараться подняться над нищетой и беспросветностью. Горький (настоящее имя Алексей Максимович ПешкОв) пишет очень интересно, понятно, легко, очень жизненно. В литературе он избрал псевдоним Максим Горький. Его отца звали Максимом. Талантливый человек выросший в тяжелых условиях, бедности, грубости, не понимания, с малых лет работал физически. Стал великим писателем, украшением русской литературы.

максим горький детство план

Ответы:

План пересказа 1. У Алеши Пешкова умирает отец. Они с матерью переезжают в Нижний Новгород. 2. Мальчик знакомится со своей многочисленной родней. 3. Нравы семьи Кашириных. 4. Алеша узнает историю Цыганка и всей душой привязывается к нему. 5. Один из вечеров в доме Кашириных. 6. Смерть Цыганка. 7. Знакомство мальчика с Хорошим Делом. 8. Пожар в красильной мастерской. 9. Смерть тети Натальи. 10. Семья разделяется. Алеша вместе с дедом и бабушкой переезжают в другой дом. 11. Дед обучает мальчика чтению. 12. Дед грубо обращается с бабушкой на глазах у Алеши. 13. Драки в семье Кашириных. 14. Алеша узнает, что дед и бабушка по-разному верят в Бога. 15. Мальчик тоскует из-за того, что у него нет друзей. 16. Переезд в новый дом. Дружба с Хорошим Делом. 17. Алеша заводит дружбу с дядей Петром. 18. Мальчик знакомится с соседскими ребятами. 19. Мать Алеши возвращается в семью своих родителей. 20. Сложные взаимоотношения деда и его дочери (матери Алеши) . 21. Алеша идет в школу. 22. Тяжелая болезнь мальчика. Бабушка рассказывает ему об отце. 23. Мать Алеши снова выходит замуж и, уезжая, не берет сына с собой. 24. Мать с отчимом возвращаются, а потом (уже вместе с Алешей) переезжают в Сормово. 25. Непростые отношения матери и отчима. 26. Алеша, заступаясь за мать, нападает на отчима. 27. Мальчик снова живет у бабушки и деда. Они разделили имущество. 28. Алеша, жалея бабушку, начинает работать. Деньги он отдает ей. 29. Мальчик успешно сдает экзамен в третий класс. 30. Мать Алеши умирает. Дед отправляет внука в люди.

Творчество М. Горького связано с его личным жизненным опытом Богатая событиями жизнь Алексея Максимовича Пешкова, будущего писателя Максима Горького, отразилась в автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».

Огромную ценность для изучения жизненного пути будущего писателя, для понимания процесса его духовного становления имеет повесть «Детство». Живость и достоверность изображаемого достигается тем, что картины, герои, события несутна себе печать детского восприятия.

История формирования и роста человеческой личности показана в ней на фоне русской действительности 70 - 80-х годов 19 века. Автор писал: «...и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил... простой русский человек». Вместе с тем повесть проникнута мыслью о духовной силе народа, о «добром - человечьем», которое заложено в нем. Поэтому характеристика тех действующих лиц повести, с которыми сталкивается Алеша, как и анализ картин быта мещан, должны стать важным звеном урока. На каждом уроке следует также обращать внимание учащихся на психологию Алеши, показывать, как зреют его силы в непрестанном общении с настоящими людьми из народа и в борьбе с косностью, жестокостью людей, изуродованных тягой к собственности.

Автобиографичность «Детства» усиливает ее воспитательное значение, и от учителя зависит умелое использование ее эмоционального воздействия на детей.

На первом уроке необходимо прочитать с учащимися первую главу произведения, потом перейти к беседе об основной проблематике повести - борьбе «доброго - человечьего» с миром косности и стяжательства. Чувство красоты мира, открывающегося во время плавания на пароходе по Волге, сочетается с острым ощущением в нем враждебных сил. Уже здесь дается завязка конфликта Алеши со старым миром.

Предлагаем основной круг вопросов и заданий, которые должны быть освещены на уроке: какие картины открываются перед нами в первой главе? С какими героями они связаны? Чьими глазами мы смотрим на все происходящее в повести? Что и как рассказал Горький о Волге, ее берегах и городах? Кто открывает перед мальчиком прекрасный мир?

Какое место в жизни Алеши заняла бабушка? Ответьте словами повести.

Опишите первое впечатление Алеши от встречи с дедом. Как дед разговаривает с людьми? Какое чувство он вызвал у Алеши? Как об этом сказано в тексте? Прочитайте описание дома Кашириных. Найдите в этом описании эпитеты и сравнения и определите их роль.

В заключение учитель говорит, что в этом доме, среди не понравившихся Алеше людей, и будет протекать тяжелое детство мальчика.

Дома учащиеся читают вторую главу и отвечают на вопросы, предложенные в учебнике.

Второй урок посвящается раскрытию «свинцовых мерзостей» русской жизни в повести и уяснению характера деда Каширина.

Почти исчерпывающий материал для освещения этих вопросов дает вторая глава, в которой рисуются ужасающие картины пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейных драк из-за собственности, извращающей человеческие души.

Работу над темой начинаем с обсуждения вопроса: что поразило Алешу в доме Кашириных? Следует подробнее остановиться на авторской характеристике обстановки в доме деда (первые три абзаца второй главы), найти слова и выражения, наиболее точно характеризующие ее. Затем на конкретных примерах показать «взаимную вражду всех со всеми», которая отравляла и взрослых, и детей. В центре внимания учащихся станут следующие эпизоды: ссора дядьев, сцена с наперстком, порка детей, донос Саши на Алешу.

Наиболее полно нравы в доме деда переданы в сцене ссоры (она прочитывается). Обращаем внимание школьников на то, как автор передает звероподобный облик дерущихся братьев, как ведут себя во время ссоры бабушка и дед и как это характеризует каждого из них. Хотя дед также одержим духом стяжательства, но вместе с тем он жалок, так как не в силах остановить сыновей. Светлым пятном на мрачном фоне жестокого быта выделяется бабушка, которая старается внести мир в этот дом.

Разговоры деда с бабушкой о необходимости раздела имущества покажут учащимся, что главной причиной вражды в семье Кашириных была тяга к собственности, порождающая беспощадную жестокость. Учитель должен объяснить школьникам, что вражду братьев обостряло непрочное положение мелких предприятий в эпоху развития капитализма.

Что особенно поразило Алешу в семье Кашириных? Обращается внимание на отношение в этом доме к женщинам и детям. Анализируется сцена наказания, важная не только для изображения жестокости, с одной стороны, и покорности - с другой. Она интересна и тем, что показывает, как жестокость в свою очередь порождает такие не менее страшные и низменные качества, как лицемерие и предательство. Приспособившись к миру насилия и лжи, стал доносчиком и подхалимом Саша дяди Якова, рабски покорным и безвольным - сын дяди Михаила. Выясняем: что рассказал Горький о детях Якова и Михаила? Какие эпитеты и сравнения наиболее ярко передают их характер? Какое чувство вызывает у учащихся Саша Яков? В каких эпизодах он наиболее полно проявляет себя?

Кто из героев особенно вызывает чувство сострадания и почему? Анализ эпизода с наперстком покажет, какое место занимает Григорий в доме Кашириных, что судьба его - это типичная судьба труженика в царской России. Бывший компаньон деда, всю жизнь отдавший Кашириным, он теперь, полуслепой и больной, выносит издевательства даже детей.

Естественным продолжением беседы по этой теме явится обсуждение вопроса: кто был главным виновником той «обильной жестокостью» жизни в доме Кашириных? Так учащиеся переходят к анализу образа Каширина. Следует подвести их к пониманию всей сложности и противоречивости образа деда, хранителя собственнических устоев, жертве собственной жадности и корыстолюбия, показать, почему жестокость и жадность стали преобладающими чертами его характера.

Выслушав мнение учащихся о том, какое чувство вызвало у них первое знакомство с дедом, переходим к анализу эпизодов, в которых особенно ярко проявляется его характер. Выясняем его манеру разговаривать с людьми, отыскиваем в первой и второй главах характерные для речи деда повелительные интонации.

Учащиеся продумывают ответы на вопросы: как изображена внешность Каширина? Чем отличается дед от своих сыновей, Якова и Михаила? Как портретная характеристика деда подтверждается его поступками и суждениями о людях? Почему у Алеши было «особенное внимание, опасливое любопытство» к деду?

Осмыслив особенности характера деда, зачитываем и анализируем далее его рассказ о своем прошлом; обращаем внимание на то, о чем и как рассказывает дед. Для восприятия содержания его рассказа могут быть предложены следующие вопросы:

Какими были детство и юность деда? Какие картины рисуются Алеше в рассказе деда о своей молодости? Сопоставьте эти картины с описанием Волги в произведениях Некрасова Н.А. и в картине Репина И.Е. «Бурлаки на Волге». Богатство интонации, напевность и образность речи, близость ее к фольклору дают полное представление о народной основе характера деда, богатстве его фантазии, тяге к прекрасному.

Каким увидел деда в этой беседе Алеша? Оказывается, дед может быть и ласковым, и сердечным, умеет интересно рассказывать. Иной кажется Алеше и его наружность (сравнить с первоначальным портретом). Мальчик понял, что дед выдвинулся благодаря своему уму.

Что же ожесточило деда? На анализе причин следует остановиться несколько подробнее. Испив до дна горькую чашу бурлака, испытав унижения и побои, дед наконец выбился в люди, стал хозяином. Но жестокая мораль капитализма, погоня за копейкой, постоянная боязнь лишиться красильни породила в нем дух собственника, озлобленность, недоверие к людям. Каширин постепенно терял все лучшее, что было в нем от народа, противопоставив себя людям труда. Желательно зачитать отдельные строки из тринадцатой главы, рассказывающие о дальнейшей судьбе деда, когда он, разорившись, теряет остатки человеческого облика.

Дома учащиеся готовят выразительное чтение рассказа деда о своем прошлом, читают третью и четвертую главы и отвечают на вопросы учебника.

На третьем уроке учитель приступит к работе над второй темой повести - « яркое, здоровое и творческое» в русской жизни. В центре внимания - история формирования характера Алеши и образ Цыганка.

В начале урока выясняем, что говорится в третьей главе о жестоких нравах в доме Кашириных (злые «шутки» дядьев с бывшим компаньоном деда, их отношение к Цыганку). Желательно, чтобы учащиеся высказали свое отношение к дядьям, дали оценку поведению Григория: прав ли он, так терпеливо сносящий все обиды? Подытоживая беседу по первой теме, можно спросить учащихся: каким авторским чувством пронизаны страницы повести, рассказывающие о быте и нравах в доме Кашириных?

Работая над основной темой повести - формированием характера Алеши Пешкова, надо помочь учащимся понять, почему Алеша чувствовал себя «чужим» среди «неумного племени». В дом Кашириных Алеша попал, когда ему было четыре года, но впечатления иной жизни уже жили в нем. Он помнил дружную семью, отца Максима Савватеевича, умного, веселого и талантливого человека, гордился сначала своей матерью, не похожей на окружающих людей. На всю жизнь запомнил Алеша и «первые дни насыщения красотою» во время плавания на пароходе.

Как первое впечатление от семьи Кашириных отразилось в чуткой душе и большом сердце мальчика? Выделяем те строки, в которых говорится, что все не понравилось Алеше: и взрослые, и дети, и даже «бабушка как-то померкла», тягостные мысли вызывали в нем и слова матери, которой он «мешает уйти из дома, где она не может жить». «Густая, пестрая, невыразимо странная жизнь» в семье Кашириных воспринимается Алешей как«суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, номучительно правдивым гением». За эпитетами и сравнениями, которыми передает автор душевное состояние мальчика, угадывается тонкая, поэтическая натура, человек добрых чувств, не мирящийся со злом.

Как изменился Алеша за дни «нездоровья»? - Учитель поможет ребятам глубже понять те изменения, которые произошли в Алеше с помощью более узких вопросов: как Горький передает состояние Алеши? Что нового появилось у мальчика в отношении к людям?

Раскрываем происшедшие в Алеше изменения на материале седьмой главы. Учащиеся расскажут, как Алешу доводит до бешенства жестокость уличных забав, как он испытывает стыд перед ослепшим мастером Григорием за то, что дед не кормит его.

Другой источник, укреплявший Алешу на его пути, это общение с настоящими людьми из народа. Немалая роль в нравственном возмужании Алеши принадлежит Цыганку, с образом которого связана вторая тема повести - изображение того, как «сквозь... пласт... скотской дряни прорастает яркое, здоровое и творческое». В Цыганке воплощены прекрасные человеческие качества: необычайная доброта и человечность, трудолюбие, глубокая внутренняя порядочность, талантливость, тяга к лучшему.

Образ Цыганка не вызывает особых затруднений у учащихся.

Учитель даст направление работе следующими вопросами:

Что узнал Алеша о прошлом Цыганка из рассказов бабушки? Опишите его портрет. Какое место занимал Цыганок в доме деда? Как к нему относились окружающие? Какую характеристику ему дали дед и бабушка? Как вы понимаете выражение «золотые руки»? В каких эпизодах показана одаренность, талантливость Цыганка? Расскажите о его забавах и выразительно прочитайте сцену пляски (анализ этого эпизода можно провести с одновременным просмотром кинофрагмента). Каким видит Алеша пляшущего Цыганка? Найдите в описании сравнения и определите их роль. Сумел ли художник Б. А. Дехтерёв в своем рисунке передать характер Цыганка? Почему Алеша полюбил Цыганка «и удивлялся ему до немоты»? Какое влияние оказал Цыганок на Алешу?

В заключение выясняем (или сообщаем), как погиб Цыганок, случайна ли его гибель.

Можно предложить учащимся в конце урока самостоятельно составить план к образу Цыганка.

Дома учащиеся читают четвертую главу и получают индивидуальные задания по сбору материала к образу бабушки.

Четвертый урок целиком посвящается анализу образа бабушки. Человек большого природного ума, яркого художественного дарования и чуткой сердечной отзывчивости, Акулина Ивановна внушила внуку любовь к миру и людям, раскрыла глаза на красоту природы, сроднила его с народным творчеством. По высокому строю своей души она на всю жизнь осталась для Горького, по его словам, «другом, самым близким сердцу... самым понятным и дорогим человеком»; ее бескорыстная любовь к миру обогатила Алешу, «насытив крепкой силой для трудной жизни». Первоначально Горький даже был намерен назвать повесть «Бабушка».

Материал для наблюдений над образом учащиеся найдут в первой - четвертой и седьмой главах. Формы работы могут быть разными: беседа по вопросам или рассказ учителя.

Возможна и непосредственная самостоятельная работа учащихся над указанными главами, когда ученик сам уясняет смысл текста и его художественную сторону, а затем о своих наблюдениях сообщает классу. В последнем случае необходимы конкретные задания, которые можно индивидуализировать: первый ряд готовит наблюдения над первой главой, второй - над второй, третьей и седьмой главами, в центре внимания третьего ряда - четвертая глава.

Вопросы и задания к первой главе могут быть следующими:

Опишите портрет бабушки. Какими средствами образного языка пользовался Горький, создавая этот портрет? Какие эпитеты при этом преобладают? Назовите их. В чем проявляется талантливость бабушки? Как разговор бабушки с Алешей и отрывок из ее сказки подтверждают слова Горького об особенностях ее речи? Какими словами выразил писатель чувство благодарности своей бабушке? Для выразительного чтения можно рекомендовать портрет бабушки и ее разговор с внуком.

Чувство прекрасного, свойственное бабушке, делает ее непримиримой ко всему уродливому. Эту сторону ее характера писатель раскрыл во второй, третьей и седьмой главах. Акулина Ивановна показана в них на фоне мрачного быта семьи Кашириных. Зададим школьникам следующие вопросы:

Какую роль играла бабушка в доме? В каких эпизодах переданы ее доброта, стремление внести в отношения между людьми дух миролюбия? (Обратить внимание на форму обращения бабушки к разным людям). Как ее характеризует разговор с Алешей о мастере Григории (седьмая глава)? Какова молитва бабушки? Какой показана Акулина Ивановна в праздничные вечера? Какой представляется она Алеше во время пляски и какой запечатлел ее художник на рисунке? (Прочитать этот эпизод выразительно, назвать слова, передающие красоту движений бабушки и богатство ее творческих сил).

В четвертой главе бабушка показана в момент опасности (всю главу желательно прочитать в классе). Рекомендуем для подготовки к сообщению следующие вопросы:

Почему Алешу так поразила бабушка во время пожара? Какими глаголами передается быстрота ее движений? Как она организует тушение пожара? Чем интересен эпизод с конем Шарапом? Какие строки из повести можно подписать под рисунком Дехтерёва Б. А.? Как оценил силу бабушки дед? Какие строки из поэмы Некрасова Н. А. «Мороз, Красный нос» вспоминаются при чтении этих страниц?

Подводя итоги, скажем о необыкновенной человечности бабушки, о ее любви к людям, умении в обстановке зла делать людям добро, о ее вере в победу справедливости. В образе бабушки Горький воплотил все лучшее, что было свойственно простым русским людям. Вместе с тем мудрость бабушки - это мудрость патриархального народа, в ней выражена его покорность, всепрощение. Бабушка примиряется даже с жестокостью, какую ей самой не раз приходилось испытывать со стороны деда, находя оправдание вспышкам его гнева.

Завершит работу над образом составление плана.

Дома учащиеся читают повесть до конца и готовят ответы на вопросы учебника.

На последнем уроке выясняется роль квартиранта Хорошее Дело в жизни Алеши и говорится о вере писателя в творческие силы народа и его будущее (главы пятая, восьмая, двенадцатая, тринадцатая).

Урок начинается с беседы о том, под влиянием каких людей и событий формировался характер Алеши. Следует кратко повторить, какие впечатления вынес Пешков из жизни в доме Кашириных, чему учил его дед (дополнительный материал дает пятая глава), какое влияние оказали на мальчика Цыганок и бабушка. Важно, чтобы учащиеся уяснили, как неосознанный протест Алеши против насилия перерастает в осознанное сопротивление той несправедливости и жестокости, которую он наблюдал вокруг себя, и какая роль в росте этого чувства принадлежит тем замечательным людям, с которыми сталкивала его судьба.

Своим внутренним ростом и духовным обогащением Алеша обязан и постояльцу по прозвищу Хорошее Дело, который покорил мальчика прямотой и правдивостью.

Выслушиваем ответы учащихся на вопросы учебника и углубляем их с помощью следующих вопросов:

Как вы думаете, кто такой Хорошее Дело? (Читается отрывок, в котором говорится о его таинственной и непонятной деятельности). Почему Алеша подружился с Хорошим Делом и что ценил в этой дружбе? Учащимся предлагается привести примеры дружеских бесед квартиранта с Алешей и зачитать наиболее яркие диалоги. Что роднит Алешу с Хорошим Делом? Что в отношении взрослых к нему вызывало особенное возмущение Алеши? Как Алеша выражает свой протест против несправедливости? Случаен ли он? Объясните, как вы понимаете слова: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране - лучших людей ее».

Таковы были первые уроки суровой жизни, полученные Алешей в доме Кашириных. Несомненный интерес будет представлять вопрос: есть ли в Алеше черты, позволяющие верить, что из этого мальчика может вырасти человек с большим сердцем?

Простые русские люди, умные, добрые, интересные, талантливые, укрепляли в Алеше благородные и светлые черты его личности: правдивость и смелость, доброту и чуткость, стремление к знаниям, волю и трудолюбие (тринадцатая глава), которые получили дальнейшее развитие во время скитаний «в людях» (рассматриваем заключительный рисунок к повести).

Следует сказать о воспитательном значении жизненного пути Алеши. Учитель может привести примеры тяжелого детства многих людей в дореволюционной России, когда только благодаря огромной воле и энергии они смогли победить окружающее зло и выйти на широкую дорогу жизни.

В заключение читаем двенадцатую главу, в которой выражена основная идея повести, и обсуждаем вопрос: чему учит нас повесть?

Дома учащиеся подбирают материал к теме «Алеша в семье Кашириных».

Задача следующего урока, урока развития речи, - привести знания учащихся по этой теме в строгую систему, то есть составить план, выделить в каждом пункте самое главное, отработать переходы от одного пункта плана к другому, повторить приемы цитирования (одна из форм - пункты плана), продумать небольшое вступление и заключение к теме.

Примерный план

I. Алеша Пешков - центральный герой повести А. М. Горького «Детство».

II. Суровая школа жизни Алеши.

  1. Дом «взаимной вражды всех со всеми».
  2. Чужой среди «неумного племени».
  3. Протест Алеши против «свинцовых мерзостей русской жизни».
  4. Что дала Алеше дружба с Цыганком.
  5. Друг на всю жизнь - бабушка.
  6. Роль квартиранта Хорошее Дело в духовном созревании Алеши.
  7. «Крепкая сила для трудной жизни».

III. Что мне нравится в Алеше.

Один-два рассказа учащихся должны быть прослушаны в классе.

Дома учащиеся пишут сочинение.

Литература

  1. Горький М. «Детство». Москва, Просвещение 1982 г.
  2. Вайнберг И. Страницы большой жизни. Москва, 1980 г.
  3. Горький в школе. Сборник статей под редакцией Голубкова В.В. Москва, 1960 г.
  4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 6 – 7 классах. Киев, 1977 г.
  5. Коровина В.Я. Литература в 7 классе: Методические советы. Книга для учителя. Москва, Просвещение, 1995 г.
  6. Снежевская М.А., Шевченко П.А., Курдюмова Т.Ф. и др. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии «Родная литература». 6 класс. Москва, Просвещение, 1986 г.

Вера Гаврилова
Конспект урока по литературе для 7 класса «Максим Горький. Детство»

Тема: Максим Горький «Детство»

Цель: изучить главы из повести «Детство»

Знать: биографию Горького (частично)

Понимать: мотивы поведения героя, особенности формирования характера

План урока:

1. Организационный момент - 10 сек.

2. Сообщение темы урока – 10 сек.

4. Аналитическое чтение - 32 мин.

5. Итог урока – 5 мин.

6. Вывод – 2 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Вера Андреевна.

Проверьте свои рабочие места. У вас на столе должен лежать учебник по литературе.

2. Сообщение темы урока.

Мы начинаем разговор про Максима Горького – первого из больших русских писателей, у которого псевдоним победил фамилию.

Алексей Максимович Пешков, известный лишь близким людям, подписывающий собственным именем лишь документы, для всего мира был Максимом Горьким, писателем, слава которого временами превосходила известность всех русских классиков 19 века.

Семья и среда, из которой вышел Алексей Пешков, мало заботилась о прошлом, о сохранении семейных архивов и даже преданий. Память в этой среде не распространялась дальше дедов. Вот и первая фотография писателя была сделала лишь в девятнадцатилетнем возрасте.

Что такое мещанская семья? Как вы понимаете это?

Люди, входящие в мещанское сословие, состоявшее из мелких домовладельцев, горожан и ремесленников.

Среди его родственников были разные, иногда довольно состоятельные, мастеровые: столяр-краснодеревщик, красильщик, обойщик.

Столяр-краснодеревщик делает из ценной породы дерева прекрасную мебель.

Красильщик – рабочий по красильному делу.

Обойщик – мастер, специалист по обивки мебели.

Отец в конце недолгой жизни получил должность управляющего пароходной конторой, но семья не успела воспользоваться благами нового положения. Максим Пешков вскоре умер от холеры, заразившись от сына. Горькому на тот момент было три года.

После такого тяжёлого события, после смерти отца, вместе с мамой и бабушкой, изумительно доброй и самоотверженной старухой, о которой Горький всю жизнь будет вспоминать с чувством любви и уважения, маленький Алёша Пешков поехал к деду своему, в Нижний Новгород.

Вскоре умерла и мать писателя, которая так и не смогла простить ребёнку смерти мужа, и Алёша остался круглым сиротой. Тогда ему было 11 лет.

Через несколько дней после смерти матери, скупой и равнодушный дед сказал: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…»

Как вы понимаете эти слова? Что сделал дед?

Это значит уйти из родного дома на заработки. Дед выгнал Горького.

Он был отправлен в люди как тысячи других детей из бедняцких семей.

Где только не работал Алексей Пешков, кем только не был! Поработал в магазине обуви. Сбежал оттуда и поступил в ученики к чертёжнику, опять сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход, в поварята, затем в помощники садовника.

В этих занятиях прожил Горький до 15 лет.

В годы первых скитаний в главных чертах сформировался его характер. Решающее событие (Горький будет вспоминать его не однократно) произошло во время службы поварёнком на пароходе.

Там он познакомился с Михаилом Антоновым Смурым, человеком сказочной физической силы, который был грубым, очень начитанным. Он привил Горькому интерес к чтению книг.

«Ну, прощай! Читай книги – это самое лучшее!» - говорит ему повар.

В русской культуре, наверное, не было более неистового читателя и почитателя книг.

«Книга для меня – чудо», - скажет Горький уже в конце жизни.

Книги заменили ему домашнее образование и гувернёров, гимназию и университет. В отличии от Льва Николаевича Толстого, Горький образовывался без чьей либо помощи и все свои знания почерпал из книг.

Все, кто общался с писателем, дружно отмечали его фантастическую начитанность и особое отношение к литературному творчеству.

Писатель относился к такому типу людей, которые сделали себя сами.

Как вы понимаете эти слова?

Человек, который добился всего сам, своим трудом.

Впечатлений, накопленных за годы скитаний, Горькому хватило на всю жизнь.

4. Аналитическое чтение.

И так, мы приступаем к чтению трилогии Максима Горького.

Что такое трилогия?

Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность».

Горький написал трилогию, в которой название первой книги совпадает с названием книги Толстого – «Детство». Только «Отрочество» у Горького называется «В людях», а «Юность» - «Университеты».

ГЛАВА 1

Откройте ученик, пожалуйста. В нём главы из повести представлены в сокращении, поэтому начало расскажу вам я.

История маленького мальчика Алёши Пешкова начинается с мрачного события - у него умирает отец.

Заметьте, ребята, что героя зовут так же, как и писателя. Это не случайно. Ведь повесть автобиографичная.

Алёша Пешков видит отчаяние своей матери, её горе от потери мужа. У него умирает маленький братик. Эти смерти не укладываются в сознании ребёнка. Всё навалилось на него сразу и ему тяжело. И такое положение семьи вынуждает мать, Алёшу и бабушку покинуть место, в котором они жили, и переехать в дедовский дом, в дом, откуда когда-то выгнали мать Алёши.

В учебнике повествование начинается с поездки Алёши до Нижнего Новгорода.

Не случайно в такие эмоциональные переживания у мальчика на первый план выходит бабушка.

Давайте посмотрим отрывок и проанализируем, какой же предстаёт бабушка в фильме, а какая она в тексте повести.

Какой образ бабушки сложился? Что подчёркивает автор? Какие особенности вы видите?

Найдите описание в тексте.

Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она - темная, но светилась изнутри - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

Как понимаете слова «бескорыстная любовь»?

Какое первое впечатление сложилось от семьи Кашириных и их дома?

И взрослые и дети - все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась.

Особенно же не понравился мне дед; я сразу почуял в нем врага, и у меня явилось особенное внимание к нему, опасливое любопытство.

Дошли до конца съезда. На самом верху его, прислонясь к правому откосу и начиная собою улицу, стоял приземистый одноэтажный дом, окрашенный грязно-розовой краской, с нахлобученной низкой крышей и выпученными окнами. С улицы он показался мне большим, но внутри его, в маленьких полутемных комнатах, было тесно; везде, как на пароходе перед пристанью, суетились сердитые люди, стаей вороватых воробьев метались ребятишки, и всюду стоял едкий, незнакомый запах.

Я очутился на дворе. Двор был тоже неприятный: весь завешан огромными мокрыми тряпками, заставлен чанами с густой разноцветной водою. В ней тоже мокли тряпицы. В углу, в низенькой полуразрушенной пристройке, жарко горели дрова в печи, что-то кипело, булькало, и невидимый человек громко говорил странные слова:

Сандал - фуксин - купорос.

Кто особенно не понравился Алёше? Почему?

Обратите внимание на описание двора. Множество слов нам говорит о том, что дом, в который приехал мальчик, плох, некрасив и неприятен. Найдите слова в тексте.

ГЛАВА 2

Во второй главе перед нами предстаёт описание жизни в семье Кашириных.

Давайте прочитаем, как же протекает эта жизнь.

Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением. Теперь, оживляя прошлое, я сам порою с трудом верю, что всё было именно так, как было, и многое хочется оспорить, отвергнуть, - слишком обильна жестокостью темная жизнь «неумного племени».

Но правда выше жалости, и ведь не про себя я рассказываю, а про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил, - да и по сей день живет, - простой русский человек.

Почему же жизнь вспоминается как сказка? Да ещё и суровая?

Что значит жестокость? Туман взаимной вражды?

Почему семью называют племенем?

Давайте узнаем, в чём проявлялась эта жестокость.

Обратите внимание на поведение бабушки, матери, дядьёв.

Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми; она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие. Впоследствии из рассказов бабушки я узнал, что мать приехала как раз в те дни, когда ее братья настойчиво требовали у отца раздела имущества. Неожиданное возвращение матери еще более обострило и усилило их желание выделиться. Они боялись, что моя мать потребует приданого, назначенного ей, но удержанного дедом, потому что она вышла замуж «самокруткой», против его воли. Дядья считали, что это приданое должно быть поделено между ними. Они тоже давно и жестоко спорили друг с другом о том, кому открыть мастерскую в городе, кому - за Окой, в слободе Кунавине.

Уже вскоре после приезда, в кухне во время обеда, вспыхнула ссора: дядья внезапно вскочили на ноги и, перегибаясь через стол, стали выть и рычать на дедушку, жалобно скаля зубы и встряхиваясь, как собаки, а дед, стуча ложкой по столу, покраснел весь и звонко - петухом - закричал:

По миру пущу!

Болезненно искривив лицо, бабушка говорила:

Отдай им всё, отец, - спокойней тебе будет, отдай!

Цьщ, потатчица! - кричал дед, сверкая глазами, и было странно, что, маленький такой, он может кричать столь оглушительно.

Мать встала из-за стола и, не торопясь отойдя к окну, повернулась ко всем спиною.

Вдруг дядя Михаил ударил брата наотмашь по лицу; тот взвыл, сцепился с ним, и оба покатились по полу, хрипя, охая, ругаясь.

Заплакали дети, отчаянно закричала беременная тетка Наталья; моя мать потащила ее куда-то, взяв в охапку; веселая рябая нянька Евгенья выгоняла из кухни детей; падали стулья; молодой широкоплечий подмастерье Цыганок сел верхом на спину дяди Михаила, а мастер Григорий Иванович, плешивый, бородатый человек в темных очках, спокойно связывал руки дяди полотенцем.

Вытянув шею, дядя терся редкой черной бородою по полу и хрипел страшно, а дедушка, бегая вокруг стола, жалобно вскрикивал:

Братья, а! Родная кровь! Эх вы-и.

Я еще в начале ссоры, испугавшись, вскочил на печь и оттуда в жутком изумлении смотрел, как бабушка смывает водою из медного рукомойника кровь с разбитого лица дяди Якова; он плакал и топал ногами, а она говорила тяжелым голосом:

Окаянные, дикое племя, опомнитесь!

Дед, натягивая на плечо изорванную рубаху, кричал ей:

Что, ведьма, народила зверья?

Когда дядя Яков ушел, бабушка сунулась в угол, потрясающе воя:

Пресвятая мати божия, верни разум детям моим!

Жуткая сцена, не правда ли?

О чём говорит поведение матери? Почему она отвернулась?

А почему дядья затеяли драку?

Как же реагирует бабушка?

Обратите внимание на обилие слов, которые показывают всю суть этого «неумного племени», этого животного отношения друг к другу:

выть, рычать, скаля зубы, как собаки, петухом закричал, сцепился, хрипя, охая, ругаясь…

Какая реакция у нашего героя?

Он в жутком изумлении от происходящего, ведь в его семье такое поведение было не приемлемо. Это же дико!

А в доме деда является нормой.

Как же складываются отношения Алёши с дедом? Найдите в тексте.

Я хорошо видел, что дед следит за мною умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его. Помню, мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз. Мне казалось, что дед злой; он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого.

Всегда ли дед предстаёт в таком нехорошем, негативном виде? Давайте узнаем.

В час отдыха, во время вечернего чая, когда он, дядья и работники приходили в кухню из мастерской, усталые, с руками, окрашенными сандалом, обожженными купоросом, с повязанными тесемкой волосами, все похожие на темные иконы в углу кухни, - в этот опасный час дед садился против меня и, вызывая зависть других внуков, разговаривал со мною чаще, чем с ними. Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шёлковые косынки на шеях.

Нет, иногда дед был не такой, как всегда. Представал в разном виде. Был иной.

Как он общался с Алёшей? Какой главный приём в воспитании был любим дедом?

Однажды дед спросил:

Ну, Олешка, чего сегодня делал? Играл! Вижу по желваку на лбу. Это не велика мудрость желвак нажить! А «Отче наш» заучил?

Тетка тихонько сказала:

У него память плохая.

Дед усмехнулся, весело приподняв рыжие брови.

А коли так, - высечь надо!

И снова спросил меня:

Тебя отец сек?

Не понимая, о чем он говорит, я промолчал, а мать сказала:

Нет, Максим не бил его, да и мне запретил.

Это почему же?

Говорил, битьем не выучишь.

Дурак он был во всем, Максим этот, покойник, прости господи! - сердито и четко проговорил дед.

Меня обидели его слова. Он заметил это.

Ты что губы надул? Ишь ты.

И, погладив серебристо-рыжие волосы на голове, он прибавил:

А я вот в субботу Сашку за наперсток пороть буду.

Как это пороть? - спросил я.

Все засмеялись, а дед сказал:

Погоди, увидишь.

Дед наказывал детей поркой, битьём.

Понимает ли Алёша о чём идёт речь?

Нет. А почему не понимает?

Потому что в семье было не принято бить.

Но Алёша тоже был наказан. Что же могло произойти?

До субботы я тоже успел провиниться.

Меня очень занимало, как ловко взрослые изменяют цвета материй: берут желтую, мочат ее в черной воде, и материя делается густо-синей - «кубовой»; полощут серое в рыжей воде, и оно становится красноватым - «бордо». Просто, а - непонятно.

Мне захотелось самому окрасить что-нибудь, и я сказал об этом Саше Яковову, серьезному мальчику; он всегда держался на виду у взрослых, со всеми ласковый, готовый всем и всячески услужить.

Узнав, что я желаю заняться ремеслом красильщика, он посоветовал мне взять из шкапа белую праздничную скатерть и окрасить ее в синий цвет.

Белое всего легче красится, уж я знаю! - сказал он очень серьезно.

Я вытащил тяжелую скатерть, выбежал с нею на двор, но когда опустил край ее в чан с «кубовой», на меня налетел откуда-то Цыганок, вырвал скатерть и, отжимая ее широкими лапами, крикнул брату, следившему из сеней за моею работой:

Зови бабушку скорее!

И, зловеще качая черной лохматой головою, сказал мне:

Ну, и попадет же тебе за это!

Прибежала бабушка, заохала, даже заплакала, смешно ругая меня:

Ах ты, пермяк, солены уши! Чтоб те приподняло да шлепнуло!

Потом стала уговаривать Цыганка:

Уж ты, Ваня, не сказывай дедушке-то! Уж я спрячу дело; авось обойдется как-нибудь.

Ванька озабоченно говорил, вытирая мокрые руки разноцветным передником:

Мне что? Я не скажу; глядите, Сашутка не наябедничал бы!

Я ему семишник дам, - сказала бабушка, уводя меня в дом.

Перед нами предстаёт ещё одна страшная сцена, которая потрясла мальчика и привяла его к тяжёлому состоянию.

Что поразило мальчика?

Ссора мамы с бабушкой.

Жестокость деда, но и мягкость его.

Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели в маленькой комнате с одним окном и красной, неугасимой лампадой в углу пред киотом со множеством икон.

Дни нездоровья были для меня большими днями жизни. В течение их я, должно быть, сильно вырос и почувствовал что-то особенное. С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой.

Прежде всего меня очень поразила ссора бабушки с матерью: в тесноте комнаты бабушка, черная и большая, лезла на мать, заталкивая ее в угол, к образам, и шипела:

Ты что не отняла его, а?

Испугалась я.

Как-то вдруг, точно с потолка спрыгнув, явился дедушка, сел на кровать, пощупал мне голову холодной, как лед, рукою:

Здравствуй, сударь. Да ты ответь, не сердись. Ну, что ли?.

Очень хотелось ударить его ногой, но было больно пошевелиться. Он казался еще более рыжим, чем был раньше; голова его беспокойно качалась; яркие глаза искали чего-то на стене. Вынув из кармана пряничного козла, два сахарных рожка, яблоко и ветку синего изюма, он положил всё это на подушку, к носу моему.

Вот, видишь, я тебе гостинца принес!

Нагнувшись, поцеловал меня в лоб; потом заговорил, тихо поглаживая голову мою маленькой жесткой рукою, окрашенной в желтый цвет, особенно заметный на кривых, птичьих ногтях.

Я тебя тогда перетово, брат. Разгорячился очень; укусил ты меня, царапал, ну, и я тоже рассердился! Однако не беда, что ты лишнее перетерпел, - в зачет пойдет! Ты знай: когда свой, родной бьет, - это не обида, а наука! Чужому не давайся, а свой ничего! Ты думаешь, меня не били? Меня, Олеша, так били, что ты этого и в страшном сне не увидишь. Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел - плакал! А что вышло? Сирота, нищей матери сын, я вот дошел до своего места, - старшиной цеховым сделан, начальник людям.

Привалившись ко мне сухим, складным телом, он стал рассказывать о детских своих днях словами крепкими и тяжелыми, складывая их одно с другим легко и ловко.

Дед пришёл мириться к Алёше. И что выходит? Прощает его наш герой?

Он видит, что у деда есть и хорошее, и плохое, и так в каждом человеке. Горький хочет показать нам, как ребёнок постигает этот мир, как учится видеть неоднозначность мира и людей в нём. И как пытливый человек может видеть разное в одном, понимать всё и стараться оставаться добрым, не злым.

Кто, кроме деда, так же часто посещал Алёшу во время его болезненного состояния?

Бабушка и Цыганок.

Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веселые глаза под густыми бровями и белые зубы под черной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады.

Как мальчик относиться к Цыганку?

С любовью.

Я сказал ему, что очень люблю его, - он незабвенно просто ответил:

Так ведь и я тебя тоже люблю, - за то и боль принял, за любовь! Али я стал бы за другого за кого? Наплевать мне.

ГЛАВА 3

Как же к этому интересному человеку, Цыганку, Ивану-Царевичу и Ивану-дурачку относились остальные герои повести? Как к нему относились дед с бабушкой? Как дядья?

Чтобы лучше узнать Цыганка, давайте посмотрим один из ярких эпизодов в фильме и соотнесём его с текстом.

Какие ощущения от музыки Якова?

Прочитайте в тексте. Скажите сами.

Как танцевал Иван? Найдите в тексте.

Как танцевала бабушка?

Вот такой был Иван. Но жизнь его была короткой. Как думаете, что могло произойти?

Вскоре он погиб.

Случилось это так: на дворе, у ворот, лежал, прислонен к забору, большой дубовый крест с толстым суковатым комлем. Лежал он давно. Я заметил его в первые же дни жизни в доме, - тогда он был новее и желтей, но за осень сильно почернел под дождями. От него горько пахло мореным дубом, и был он на тесном, грязном дворе лишний.

Его купил дядя Яков, чтоб поставить над могилою своей жены, и дал обет отнести крест на своих плечах до кладбища в годовщину смерти ее.

Этот день наступил в субботу, в начале зимы; было морозно и ветрено, с крыш сыпался снег. Все из дома вышли на двор, дед и бабушка с тремя внучатами еще раньше уехали на кладбище служить панихиду; меня оставили дома в наказание за какие-то грехи.

Дядья, в одинаковых черных полушубках, приподняли крест с земли и встали под крылья; Григорий и какой-то чужой человек, с трудом подняв тяжелый комель, положили его на широкое плечо Цыганка; он пошатнулся, расставил ноги.

Не сдюжишь? - спросил Григорий.

Не знаю. Тяжело будто.

Дядя Михаил сердито закричал:

Отворяй ворота, слепой чёрт!

А дядя Яков сказал:

Стыдись, Ванька, мы оба жиже тебя!

Но Григорий, распахивая ворота, строго посоветовал Ивану:

Гляди же, не перемогайся! Пошли с богом!

Плешивая дура! - крикнул дядя Михаил с улицы.

Что и кто погубили Ивана? Почему?

Вот на такой грустной ноте заканчивается третья глава повести.

5. Итог урока.

Подводя итог нашего урока, что вы можете сказать о жизни Алёши Пешкова? Какой наш герой?

Алёша сильный. Прошёл через много испытаний и приобрёл жизненный опыт, извлёк для себя уроки нравственности. Несмотря на то, что он привык к другой, к благополучной жизни, где не били, где царили взаимопонимание и доброта, а попав в жестокую среду, он не озлобился сам, он научился прощать, замечать доброе и хорошее.

А самое важное – это чтобы дети и взрослые не теряли связи друг с другом.

Ведь все мы родом из детства.

6. Домашнее задание.

Подробный пересказ любого эпизода на выбор и чтение повести дальше.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!