Поэты о поэзии. Пушкин о поэте и поэзии

Пастернак о поэте и поэзии. Когда читаешь лирику Бориса Пастернака, стихия поэзии зах­лёстывает тебя, как ливень, и тебе передаётся вся полнота ощуще­ния мира, восхищения миром. Поэт кажется неотъемлемой частью Земли, жизни, её голосом - голосом лесов, лугов, птиц. Неслу­чайно, когда Пастернаку понадобилось дать определение поэзии, он взял его из окружающей действительности:

«Это - круто налившийся свист,

Это - щёлканье сдавленных льдинок,

Это - ночь, леденящая лист,

Это - двух Соловьёв поединок».

Такое определение - не только метафора, это - поэтическая за­дача, эстетическое кредо Пастернака. Поэзия призвана вслушивать­ся, вглядываться, вчувствоваться в мир, воспринимать окружающее, как единое целое. Для Пастернака главное - не сосредоточиться на собственном «я», а соотнести себя с миром, стать его «глазами» и «уша­ми». Поэзия вырастает из быта и становится бытием. Вещи, обиход, пейзаж втягиваются в орбиту страсти, в её воздух:

«И сады, и пруды, и ограды,

И кипящее белыми воплями

Мирозданье - лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной».

(«Определение творчества»)

Связь с миром рождает неожиданность, внезапность вдохно­вения, которое возникает из впечатлений жизни:

«И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд».

(«Февраль. Достать чернил…»)

В отличие от поэтов-романтиков, Пастернак не бежит из дома, от жизни, от быта, нет, он его любовно вбирает в себя, превращая в стихи:

«Когда еще звёзды так низко росли

И полночь в бурьян окунало,

Пылал и пугался намокший муслин,

Льнул, жался и жаждал финала?»

(«Степь»)

Даже в стихах, где поэзия сама является темой, эта тема рас­крывается через описание обыденной жизни, природы:

«Поэзия, я буду клясться

Тобой и кончу, прохрипев:

Ты не осанка сладкогласна,

Ты - лето с местом в третьем классе,

Ты - пригород, а не припев».

(«Поэзия»)

«Поэзия! Греческой губкой в присосках Будь ты, и меж зелени клейкой Тебя б положил я на мокрую доску Зелёной садовой скамейки».

(«Весна»)

Собственно О природе у Пастернака стихов почти нет. Пейзаж или время года везде «очеловечены», «одухотворены» присутстви­ем поэта:

«Чьи стихи настолько нашумели,

Что и гром их болыо изумлён?

Надо быть в бреду по меньшей мере.

Чтобы дать согласье быть землёй».

(«Болезни земли»)

Мир земли и воды поэт понимает и принимает. Но каковы его взаимоотношения с миром людей? У Пастернака есть стихи, где, на первый взгляд, проявляется традиционное противопоставление «поэт и толпа»:

«Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе

Расшиблась весенним дождём обо всех,

Но люди в брелоках высоко брюзгливы

И вежливо жалят, как змеи в овсе».

(«Сестра моя - жизнь…»)

Жизнь для поэта - сестра (ощущение кровного родства и ра­венства). И поэт обижается не столько за себя, сколько за неё - ибо её богатство, её щедрость не ценят.

Даже в раннем стихотворении «Пиры» поэт не противопостав­ляет себя миру обычных людей, а лишь ставит особняком:

«Наследственность и смерть - застольцы наших трапез.

И тихою зарёй - верхи дерев горят -

В сухарнице, как мышь, копается анапест,

И Золушка, спеша, меняет свой наряд».

Но наследственность и смерть - над всеми, и это уравнове­шивает творца и с остальными людьми.

По настоящему романтический конфликт разворачивается в стихотворении «Любимая - жуть! Когда любит поэт»:

«Он видит, как свадьбы справляют вокруг.

Как спаивают, просыпаются.

Как общелягушечыо эту икру

Зовут, обрядив её, - паюсной».

Поэт возносит возлюбленную до небес, превращает её в Музу, увековечивая в стихах - в противовес мягкой пошлости обыва­телей:

«Где лжет и кадит, ухмыляясь, комфорт И трутнями трутся и ползают,

Он вашу сестру, как вакханку с амфор,

Подымет с земли и использует».

В отличие от Марины Цветаевой, лирика которой построена на мотиве трагической платы поэта за избранность, задар, у Пастер­нака поэт, отрываясь от житейской суеты, порывая со многим, постоянно оглядывается на других, на близких:

«Я с ними не знаком.

Я послан Богом мучить Себя, родных и тех,

Которых мучить грех».

(«Как усыпительна жизнь!»)

Пастернак хорошо понимал, что его талант - это не только его пытка (часто случается; что люди творческие бывают тяжелы для окружающих!)

Во второй половине 20-х годов в лирике поэта всё чаще ставит­ся вопрос о взаимоотношениях поэта с обществом, с историей. Ведь поэт - частица своей эпохи и своей страны. Пастернак искренне пытался вписаться в грохот пятилетних планов:

«Ты рядом, даль социализма.

Ты скажешь - близь? - Средь тесноты,

Во имя жизни, где сошлись мы, -

Переправляй, но только ты».

(«Волны»)

То, как поэт понимает свою эпоху, наиболее полно проявилось в поэме «Высокая болезнь». «Высокая болезнь» - это, с одной стороны, лирика, искусство вообще. Иногда кажется, что грозные исторические события заслоняют собой поэзию, умаляют её. Но проходит эпоха, и осмыслить её до конца может только поэт. Пастернак говорит в поэме о своём поколении, о трагедии рево­люции, расколовшей среду на два лагеря:

«Мы были музыкой во льду.

Я говорю про всю среду,

С которой я имел в виду

Сойти со сцены, и сойду.

Здесь места нет стыду».

С годами сложные и не всегда понятные образы поэзии Пас­тернака всё чаще уступали место лаконичной ясности. Поэт сам предугадал это в одном из стихотворений цикла «Волны»:

«В родстве со всем, то есть, уверясь

И знаясь с будущим в быту.

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,

В неслыханную простоту».

«Опыт больших поэтов», о котором говорится в стихотворении, эго и опыт самого Пастернака. Он претворяется в поздних сти­хах, открывающих сборник «Когда разгуляется»:

«Во всём мне хочется дойти До самой сути:

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте…

О, если бы я только мог Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти».

(«Во всём мне хочется дойти…») Своеобразным подведением итогов стало стихотворение «Гамлет», где Пастернак отождествляет себя с шекспировским ге­роем:

«На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси…

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, всё тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти».

Здесь образ Гамлета преломляется через образ Христа, через понимание поэта как божьего избранника. Осознание своей из­бранности, тем не менее, не даёт права возноситься над людской толпой:

«Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись…

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать».

(«Быть знаменитым некрасиво») Проходя теперь «за пядыо пядь» ступнями поэтической испо­веди Пастернака, мы словно бы пофужаемся в мир, где цельность и сложность мира оплачены кровью сердца, где оборотная сторо­на гармонии - смятение, а высокое мастерство подчинено свет­лой искренности таланта.

Пушкин о поэте и поэзии

«А.С. Пушкин – русский национальный поэт»,- так писал о нем Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным. «Может быть, единственное явление русского духа: это русский человек.… В нем русский дух, русская природа, русская дума…»

Говоря о творчестве поэта, Гоголь делает драгоценное замечание о лирике Пушкина: «Всё просто, всё прилично, всё исполнено внутреннего блеска.»

Ещё на заре своей литературной деятельности, в лирических стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе и прошлом. В первом напечатанном стихотворении Пушкина – «К другу стихотворцу» — мы находим такие размышления юного поэта:

Не так, любезный друг, писатели богаты;

Судьбой им не даны не мраморны палаты,

Ни чистым золотом набиты сундуки…

И все же, прекрасно напоминая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин избирает для себя путь литературного творчества, он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали: «Мой жребий пал: я лиру избираю!»

В 1815 году Пушкин пишет стихотворение «К Лицинию», в котором поэт характеризует как защитник передовых общественных идеалов. Так возникает в творчестве Пушкина утверждал новый облик поэта, прямо противоположный привычным представлениям восемнадцатого века о назначении поэта. В понимании Пушкина поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он — «эхо русского народа».

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой,

Был эхо русского народа.

Поэт не игрушка в руках «толпы», не её минутная забава. Он свободный творец, мыслитель и философ, выразитель общенациональных интересов, обличитель и «пороков» высших истин. Таким представлялся Пушкину идеал поэта. Мысль о высоком общественном назначении поэзии пронизано его стихотворение «Пророк».

Какая разница между старым, «трепетным» сердцем и новым сердцем поэта? Это – горящее любовью к людям, ненавистью к неправде злу сердце поэта-пророка. Теперь — он, поэт – носитель подлинной правды, он единственный судья над всеми, воплощение высшей справедливости. В минуты вдохновения поэт становиться пророком. Он обладает всезнанием, высшей мудростью, ему понятны законы природы и людской жизни, у него дар сердцеведения, он может «жечь» своим словом сердца людей – сердце у него горячее любовью к людям и ненавистью к неправде и злу в общественной жизни, он знает и возвещает людям правду.

В русской литературе Пушкин, по существу, явился первым народным, общенациональным поэтом. В этом его историческая заслуга. И сам Пушкин видел высшую ценность своего творчества в том, что оно боролось за свободу, было народным. Эти мысли нашли своё яркое выражение в стихотворении «Я памятник себе воздвиг…», написанном 21августа 1836года. Оно является итогом творческого пути поэта, его поэтическим завещанием. Ценность своей поэзии Пушкин видит в том, что он: «пробуждал своей лирикой» чувства добрые; в его жестокий век «восславил свободу»; призывал милость к «падшим».

В статье представлена небольшая подборка стихотворений, посвященных теме поэзии и судьбы поэта, и их краткий анализ. Данная подборка поможет выпускникам, сдающим ЕГЭ по литературе, при написании развернутого ответа в задании 16, где необходимо сопоставить приведенный отрывок из лирического текста с другими стихотворениями со схожей тематикой и процитировать их.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья…

Стихотворение Некрасова построено на антитезе. Первая часть посвящена поэтам, которые не затрагивают актуальные, злободневные темы, не использует в своем творчестве сатиру и, таким образом, находят большое количество почитателей своего творчества: «И современники ему при жизни памятник готовят…». Вторая же часть стихотворения отражает творческую жизнь поэта-бунтаря, того, кто пишет остро, искренне, не старается понравиться. Он остается честным с читателями и, прежде всего, с самим собой, а в своих произведениях показывает правду жизни без прикрас. Несмотря на то, что такой поэт не находит признания при жизни («И каждый звук его речей плодит ему врагов суровых»), Некрасов отмечает, что после его смерти великие произведения будут поняты и оценены даже теми, кто ранее их критиковал. Таким образом, автор стихотворения отражает следующую точку зрения: гениальным поэтом является тот человек, который не боится в стихотворениях выразить свою гражданскую позицию, не боится быть не понятым и не стремится к славе, и который видит смысл своей жизни в возможности говорить через свое творчество.

Маяковский «Необычайное приключение…»

Я буду солнце лить свое,
а ты – свое,
стихами.

Автор изображает диалог между поэтом и солнцем, тем самым как бы уподобляя человека, создающего стихотворения, светилу, проливающему свет на землю. Стихотворец так же, как и звезда, рассеивает тьму, но только делает это в душе каждого отдельного читателя. Важным является посыл Маяковского: необходимо много и упорно трудиться, и тогда приозведения могут стать для людей тем самым солнечным светом, согревающим и освещающим жизненный путь:

Светить всегда, светить везде,
до дней последних донца,
светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой и солнца!

Твардовский «Вся суть в одном единственном завете…»

Я об одном при жизни хлопочу:
О том, что знаю лучше всех на свете,
Сказать хочу. И так, как я хочу.

В большинстве своих стихотворений Твардовский призывает людей всегда быть честными, говорить только то, что думается. Он изображал современную ему жизнь и русского человека с открытой душой. Лирическое произведение «Вся суть в одном единственном завете…» не стало исключением, но здесь Твардовский обращает внимание на особое предназначение поэта. Единственной целью творчества для него является выражение мыслей и чувств через свои строки. Творец должен говорить открыто и напрямую, без лжи и фальши – это единственно возможное условие существования искусства. Произведение построено как монолог-декларация, то есть как провозглашение своей правды, которая для лирического героя является неоспоримой истиной.

Пушкин «Поэт»

Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

В представлении Пушкина, поэт – это создание возвышенное, небесное – именно таким его описывает Александр Сергеевич в своих произведениях. Поэтому в начале стихотворения отражена жизнь творца в обыденном мире, в котором нет места возвышенным идеям и мечтам. Он задыхается и чувствует себя никчемным, являясь частью этой рутинной и прозаичной жизни: «И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Вторая же половина стихотворения посвящена самому моменту творчества, когда к поэту приходит муза и он становится не причастен к миру обычных людей. Автор подчеркивает, что творческий человек не может жить без вдохновения, только в присутствии него он становится по-настоящему свободным и счастливым, ему чужда привычная земная жизнь. И именно в момент создания своих произведений он может находиться наедине со своим искусством.

Бальмонт «Выше, выше»

Выше, выше, все за мной,
Насладитесь вышиной,
Попадитесь в сеть мою,
Я пою, пою, пою.

В стихотворении «Выше, выше» Бальмонт описал творческий процесс. Он изображает поэта как творца, создателя, который касается души каждого, кто читает его стихотворение: «Я коснулся душ чужих, точно струн, но струн моих». Ещё один образ, на который нас наталкивает метафоричность Бальмонта – это лирик как музыкант, который с помощью слов создаёт произведение, которое играет на струнах души человека. Стихотворение можно рассматривать также и как процесс чтения этого произведения: «Трепетаньем звонких крыл отуманил, опьянил». Ведь действительно, с каждой прочитанной строкой все больше погружаешься в художественный мир Бальмонта и сам неосознанно становишься его частью.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
  • Уметь писать стихи также не значит еще быть поэтом: все книжные лавки завалены доказательством этой истины.Виссарион Григорьевич Белинский
  • Поэзия - это особая манера воспринимать внешний мир, специальный орган, который просеивает материю и, не изменяя, преображает ее. Гюстав Флобер
  • Поэзия - это поток радости, боли, изумления и малая толика слов из словаря. Джербан Халиль Джербан
  • Философия - не поэзия, но поэзия в своем высшем проявлении - философия. Илья Шевелев
  • Родник поэзии есть красота. Николай Васильевич Гоголь
  • Кто не родился поэтом, тот им никогда не станет, сколько бы к тому ни стремился, сколько бы труда на то ни потратил. Валерий Брюсов
  • Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда... Анна Андреевна Ахматова
  • Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он. Анатоль Франс
  • Плохая поэзия всегда возникает от искреннего чувства. Оскар Уайльд
  • Поэзия - совершенно не нужна, вышла из моды. Гюстав Флобер
  • Поэзия есть высший род искусства. Виссарион Григорьевич Белинский
  • Красивые рифмы нередко служат костылями хромым мыслям. Генрих Гейне
  • Поэзия есть игра чувств, в которую рассудок вносит систему; красноречие - дело рассудка, которое оживляется чувством. Иммануил Кант
  • Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес. Уильям Шекспир
  • Историк и поэт отличаются друг от друга не речью - рифмованной или нерифмованной; их отличает то, что один говорит о случившемся, другой же о том, что могло бы случиться. Поэтому в поэзии больше философского, серьезного, чем в истории, ибо она показывает общее, тогда как история - только единичное. Аристотель
  • Любой человек поэт, когда он любит. Сократ
  • Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом. Генрих Гейне
  • В наш век газеты пытаются заставить публику судить о скульпторе не по его скульптурам, а по тому, как он относится к жене; о художнике - по размеру его доходов, и о поэте - по цвету его галстука. Оскар Уайльд
  • Пусть лучше меня освищут за хорошие стихи, чем наградят аплодисментами за плохие. Виктор Гюго
  • Стихи никогда не доказывали ничего другого, кроме большего или меньшего таланта их сочинителя. Федор Иванович Тютчев


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!