Погасло дневное светило главная мысль. Стихотворение А

Погасло дневное светило — это стихотворение, которое относится к так называемым крымским элегиям. Стихотворение Погасло дневное светило автор написал, когда плыл из Керчи в Гурзуф.

Пушкин Погасло дневное светило

Произведение Погасло дневное светило и его год написания относится к периоду южной ссылки автора. Это был 1820 год. Если говорить о стихе Погасло дневное светило и о жанре этого стихотворения, то можно сказать, что это одно из первых стихотворений, которое относится к новому периоду пушкинского творчества. Автор использует такой жанр, как элегия. Сам же стих в целом есть лучшим образцом пушкинской романтической лирики.

Стиха Погасло дневное светило нам задали на уроке литературы и начну я с того, что автор написал замечательное произведение, где мы можем увидеть и надежду на будущее и печальные воспоминания о прошлом. Так стих можно условно разделить на две части, где вначале мы видим, как лирический герой плывет по морю в вечернее время. Море устилает туман, оно волнуется и напоминает угрюмый океан. И здесь мы видим, герой наш представляет дальние края, которые его ждут и он говорит, что это волшебные края. Герой наш стремиться и его стремление одновременно и волнительно, и тоскливо.

Далее в произведении Погасло дневное светило и его анализе узнаем о воспоминаниях из прошлой жизни. И хоть герой плывет к новым берегам, ничего не может с собой поделать и с замиранием сердца он вспоминает былые дни, свою безумную любовь. Герой помнит все, что было мило его сердцу, вспомнил все свои надежды, безмятежную юность, друзей, поклонниц. Автор говорит, что бежал из родных краев, и все забыто героем, но, глубокие раны в сердце невозможно излечить.

В своем произведении Пушкин использует метафоры, определения, старославянизмы, перефразы, эпитеты, что делает стихотворение насыщенным, живым и начинаешь переживать вместе с героем, прямо чувствуется его боль одновременно с надеждой.

Погасло дневное светило слушать

Знакомая многим элегия Пушкина «Погасло дневное светило» открывает цикл крымских элегий, в который также вошли «Редеет облаков летучая гряда…» «Кто видел край, где роскошью природы…», «Простишь ли мне ревнивые мечты» и так далее. Кроме того она является отправной точкой романтического периода в творчестве поэта.

В 1820 году Пушкин за излишне вольнодумные стихотворения был приговорен к ссылке в Сибирь. Но, благодаря его друзьям, наказание смягчили, и, вместо северного плена, поэта перевели на юг в кишиневскую канцелярию.

Немногим позже Пушкин тяжело заболевает, и его друзья Раевские забирают его с собой в путешествие на Кавказ и в Крым, чтобы ускорить выздоровление поэта. 18 августа 1820 года они отбывают в Гурзуф на корабле. Во время этого плавания автор и пишет элегию «Погасло дневное светило».

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Погасло дневное светило» — философская элегия. Оно представляет собой грустные размышления лирического героя о прощании с родными берегами, с рано ушедшей молодостью, с любимыми друзьями.

Элегия излюбленный жанр поэтов-романтиков, в том числе и Байрона, творчество которого Пушкин очень любил. Александр Сергеевич даже пишет в подзаголовке: «Подражание Байрону». Таким образом, «Погасло дневное светило» — образец романтической лирики.

Стихотворение «Погасло дневное светило» зиждется на разностопном ямбе с перекрестной рифмой.

Композиция

Благодаря рефрену (повтору) элегия условно делится на три части.

  1. Первая часть состоит из двух строк и служит своеобразным введением, создающим романтическую атмосферу;
  2. Во второй части лирический герой думает о покинутой родине, вспоминает волнующее прошлое, которое оставляет вместе с родным берегом, но, в то же время, надеется на счастливое будущее в новых местах;
  3. Третья часть — противопоставление желания сбежать из родных краев и воспоминаний, которые так важны для лирического героя. В этой части в последних двух строках перед рефреном также подводится итог стихотворения.

Образы и символы

Основным образом элегии является корабль, несущий лирического героя к новым берегам. Сам корабль является символом новых устремлений героя к неведомому и побег от прошлого. Второй яркий образ – угрюмый океан, который может рассматриваться как символ грусти, мучающей героя, или же поток неприятных событий, окружающих его.

Оба эти образа передают атмосферу грусти, тоски и тревоги, которыми поглощен лирический герой, и в то же время, образ корабля, несущего героя к новым берегам, дает надежду на что-то новое, что-то лучшее, что ожидает его впереди.

Состояние лирического героя столь же неоднозначно, как и окружающий его пейзаж. Он томим тоской и ностальгией, но в то же время вера в лучшее будущее его не покидает.

Темы и настроение

Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.

Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.

Основная идея

Смысл стихотворения выражается в последних строках перед рефреном. Лирический герой понимает, что его жизнь необратимо изменилась, но он готов принять и неизвестность будущего, и свое прошлое. При этом его любовь, которую он оставил позади, не может быть забыта, так как она не подвластна времени и обстоятельствам.

Главная мысль стихотворения указывает на необходимость принятия своей судьбы. Поэт повидал на своем веку много несправедливости, бед и разочарований, но это не мешает ему с улыбкой смотреть в будущее, с норовом препираться с бушующей стихией. Он еще готов побороться за свое счастье. При этом он отдает себе отчет в том, что с ним произошло, принимает это, извлекает необходимые уроки и идет дальше, не зацикливаясь на зле. Да, раны не излечены, но и измен с обидами он не припоминает.

Средства художественной выразительности

В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога. Возвышенный слог выражается в частом использовании старославянизмов (например, ветрило, упоенный, брега) и перифраза (например, дневное светило вместо солнца). Возвышенный слог служит созданию и углублению романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же проста для понимания, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.

Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: угрюмый океан, знакомая мечта, потерянная младость и так далее. Эпитеты автор тоже не обошел стороной: радость у него легкокрылая, заблуждения его порочны, а моря обманчивы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Погасло дневное светило» Александр Пушкин

На море синее вечерний пал туман.


Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Анализ стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило»

Эпиграммы на чиновников и самого государя императора Александра I, написанные Пушкиным, имели весьма печальные последствия для поэта. В 1820 году он был отправлен в южную ссылку, и конечным пунктом его назначения стала Бессарабия. По пути поэт останавливался не несколько дней погостить у своих друзей в различных города, включая и Феодосию. Там, наблюдая за бушующим морем, он написал стихотворение-размышление «Погасло дневное светило».

Пушкин видел море впервые в жизни и был очарован его силой, мощью и красотой. Но, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа, поэт наделяет его мрачными и угрюмыми чертами . Кроме этого, в стихотворении, словно рефрен, несколько раз повторяется одна и та же фраза: «Шуми, шуми, послушное вертило». Трактовать ее можно по-разному. В первую очередь, поэт пытается показать, что морская стихия совершенно равнодушна к его душевным терзаниям, которые автор испытывает из-за вынужденной разлуки с родиной. Во-вторых, эпитет «послушное вертило» Пушкин примеряет и к самому себе, считая, что не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.

Стоя на морском берегу, поэт предается воспоминаниям о своей счастливой и довольно безмятежной юности, наполненной безумной любовью, откровениями с друзьями и, что самое главное, надеждами. Теперь же все это осталось в прошлом, а будущее Пушкину видится мрачным и совершенно непривлекательным. Мысленно он каждый раз возвращается домой, подчеркивая, что постоянно стремится туда «с волненьем и тоской». Но от заветной мечты его отделяют не только тысячи километров, но и несколько лет жизни. Еще не зная, сколь долгой будет его ссылка, Пушкин мысленно прощается со всеми радостями жизни, считая, что отныне его жизнь кончена. Этот юношеский максимализм, все еще живущий в душе поэта, заставляет его мыслить категорически и отвергать любую возможность разрешения жизненной проблемы, с которой ему довелось столкнуться . Он похож на тонущий корабль, который штормом выбросило на чужой берег, где, как считает автор, помощи ждать просто не от кого. Пройдет время, и поэт поймет, что даже в далекой южной ссылке его окружали верные и преданные друзья, роль которых в своей жизни ему еще предстоит переосмыслить. Пока же 20-летний поэт вычеркивает из сердца минутных друзей и возлюбленных своей юности, отмечая, что «прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило».

Элегия «Погасло дневное светило» написано Пушкиным в ночь с 18 на 19 августа 1820 года при переезде из Феодосии в Гурзуф. В собрании стихотворений 1862 года она публикуется с пометкой «подражание Байрону». Основной эмоциональной темой стихотворения является ощущение душевного распутья лирического героя: он стоит на развилке времен: прошлого, настоящего и будущего. Корабль несёт героя к «пределам дальним»:

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края:

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный...

Развитие темы делит стихотворение на три части. Каждая часть заканчивается рефреном:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Для лирического героя окружающий его мир одушевлен. Человек обращается с дружеской просьбой к стихии океана, к парусу, к кораблю. Они единственные, кто окружают его сейчас. Пусть лирический герой называет океан «угрюмым», его мысли заняты не тревогой об опасностях, таящихся в водной стихии; герой погружён в себя. Внутренний мир человека, его размышления над прожитой жизнью - вот что пытается донести до читателя поэт. Обращение пушкинского героя к природе помогает наиболее полно выразить это.

Стихотворение написано в виде монолога лирического героя. Взгляд героя постоянно движется. Внутренний и внешний мир человека показан поэтом в их единстве. С первых строк элегии взгляд лирического героя рассеян. Он смотрит на море, очарованный красотой приближающейся ночи:

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Две начальные строки составляют первую часть элегии. Это экспозиция темы. Она настраивает читателя на спокойный элегический лад. Перифраза «дневное светило» придаёт стихотворению некоторую возвышенность и даже торжественность Живописная картина вечера на море содержит в себе противопоставление дня и ночи. Выбранное поэтом время - сумерки, когда грани между предметами стерты и расплывчаты. Вечерний туман, волнующееся море наталкивает лирического героя на размышления.

Вторая часть элегии по объёму значительно больше первой. Здесь взгляд лирического героя устремляется к отдаленному берегу. Для героя это «земли полуденной волшебные края». «С волненьем и тоской» стремится он туда. Дальние пределы наталкивают его на воспоминания. Лирический герой заглядывает в себя:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь...

Мгновенно в душе героя возникли противоположные воспоминания: страдания и радость, желания и «надежд томительный обман».

В третьей части стихотворения мы узнаем, что поэт стремится «к пределам дальним». Возвращение на родину, с которой связаны грустные воспоминания лирического героя, невозможно и нежелаемо:

Лети, корабль, неси меня к пределам дальним

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей...

Лирический герой пытается убежать от своего прошлого. Но одновременно он понимает, что его бегство напрасно. Страдание не будет забыто, раны молодости и любви не излечимы. Третью часть стихотворения можно назвать кульминационной, потому что именно здесь тематическое развитие достигает наивысшей точки. Лирический герой приходит к определённому выводу, который становится главной идеей элегии:

...но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило...

Последняя часть стихотворения представляет собой описание лирическим героем своих прошлых лет, проведенных на родине, и комментарии. Для него это страна, «где пламенем страстей // Впервые чувства разгорались». Сложноподчиненное предложение, которое рисует подробную картину жизни поэта, имеет четыре придаточные части с союзным словом «где». Но, несмотря на его объёмность, третья часть не кажется громоздкой, а, наоборот, выглядит стройной и выразительной. «Потерянная младость» лирического героя рано отцвела, «легкокрылая радость» изменила ему и «сердце хладное страданью предала».

Герой Пушкина называет себя «искателем новых приключений». Он говорит, что покинул «отечески края» и забыл «тайных подруг» своей молодости. «Минутные друзья» для него - «питомцы наслаждений», женщины, которых он некогда любил, - «наперсницы порочных заблуждений». Лирический герой пытается забыть их навсегда. Однако в конце элегии он осознает, что отказаться от своего прошлого он не сумеет.

Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило» - тема поиска идеала, с ней соприкасаются темы родины, любви, молодости, разочарования в жизни. Настоящее для лирического героя - странствие на корабле по океану. Счастливое и гармоничное будущее видится ему в достижении дальних пределов. Однако внутренне герой устремлен назад, в прошлое, которое живо в душе. С этим связан образ родных берегов.

Мелодичность и выразительность стихотворению придаёт разнообразие художественно-изобразительных средств. Пушкин использует в элегии множество эпитетов, перифраз. Они в полной мере раскрывают картину вечерней природы и души человека. Стихотворение написано так-товиком. Размер позволяет передать глубину и важность размышлений лирического героя. Пушкин вводит в элегию элементы высокой лексики: «младость», «светило», «хладное страданье». Но поэт не стремится к пафоснос-ти и излишней торжественности. Слова, подобранные им, благозвучны и порой просты, именно поэтому стихотворение настолько легко и прозрачно.

А.С. Пушкин «Погасло дневное светило» написал в 1820 году, когда отправлялся в свою южную ссылку. Путешествие на корабле из Феодосии в Гурзуф навеяло воспоминания о безвозвратно минувшем времени. Невеселым размышлениям способствовала и окружающая обстановка, ведь стихотворение было написано ночью. Судно быстро передвигалось по морю, которое укрыл непроглядный туман, не позволяющий рассмотреть приближающиеся берега.

Темы «поэзии и поэта», любовную и гражданскую лирику затрагивал в своих произведениях Пушкин. «Погасло дневное светило» - яркий пример поскольку в этом стихотворении автор пытается понять природу мироздания и найти в нем место для человека. По форме написания данное произведение является элегией - жанром романтической поэзии, навевающим на лирического героя размышления о своей судьбе, жизни, собственном предназначении.

Стих Пушкина «Погасло дневное светило» условно делится на три части, отделяет их друг от друга рефрен. Вначале перед читателем возникает картина ночного моря, на которое опустился туман. Это некое введение к основной части философского произведения. Во второй части Александр Сергеевич предается воспоминаниям о давно минувших днях, о том, что приносило ему страдания, о прежней любви, о надеждах и желаниях, томительном обмане. В третьей части стиха поэт описывает свою родину, вспоминает о том, что именно там отцвела его юность, в этой стране остались друзья.

Пушкин «Погасло дневное светило» писал не для того, чтобы жаловаться на свою судьбу или грустить о безвозвратно ушедшей юности. В заключительной части стихотворения содержится основной смысл - герой ни о чем не забыл, он хорошо помнит свое прошлое, но сам он изменился. Александр Сергеевич не принадлежал к романтикам, желающим постоянно оставаться молодыми, он спокойно воспринимает естественные изменения, происходящие с человеком: рождение, взросление, период зрелости, старости и смерти.

Стихотворение Пушкина «Погасло дневное светило» символизирует переход от юности к зрелости, и поэт не видит в нем ничего плохого, ведь с годами приходит мудрость, и человек начинает больше понимать, объективнее оценивать происходящие события. Лирический герой с теплотой вспоминает о прошлом, но и к будущему относится вполне спокойно. Поэт сдается на милость природному ходу вещей, он понимает, что человек не в силах остановить время, которое в стихотворении символизируют океан и ветрило.

А.С. Пушкин «Погасло дневное светило» написал с целью выразить свою покорность перед естественными законами бытия. Именно в этом и заключается гуманистический пафос и основной смысл произведения. В природе все детально продумано, природные процессы, происходящие с человеком, не подвластны ему, он не в силах остановить взросление, старение или перехитрить смерть, но в этом и заключается вечное течение жизни. Поэт преклоняется перед справедливостью и мудростью природы и благодарит ее не только за радостные мгновения, но и за горечь от обид, душевные раны, потому что эти чувства являются частью жизни человека.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!