Понятие что такое педагогика. Методологические основы педагогики

Христос , были одновременно и великими мыслителями, создателями развернутых философских и религиозных учений, проповедуя которые они проявили себя в качестве талантливых теоретиков и практиков педагогической деятельности. Возникновение педагогики как самостоятельной науки относят к Новому времени, к XVII в. и связывают с именем великого чешского педагога Я.А. Коменского. Именно ему в «Великой дидактике» и других педагогических трудах удалось выявить специфику образовательной деятельности как особой сферы социальной активности людей, проанализировать ее на основе категорий образования, обучения, воспитания и сформировать на этой категориальной основе стройную систему педагогических знаний, заслуживающих наименования науки.

С тех пор, постоянно осмысливая практический опыт образовательной работы и на этой основе расширяя и обогащая свое содержание, педагогическая наука стала дифференцироваться. Из ее состава начали выделяться отдельные специализированные отрасли или ветви педагогического знания.

Сегодня педагогика представляет собой весьма сложный комплекс педагогических дисциплин, каждая их которых имеет свой собственный объект и предмет исследования.

В этой системе выделяются две основные части педагогической науки, различающиеся своими методами анализа образовательной деятельности.

История педагогики в хронологической последовательности рассматривает развитие практики и теории образовательной деятельности с древнейших времен и до наших дней. Основной дидактической единицей изучения здесь являются жизнь и творчество выдающихся мастеров педагогического дела, их идейное наследие.

Теория педагогики или общая педагогика в логической последовательности рассматривает содержание понятий образования, обучения, воспитания, образовательных технологий, в том числе компьютерных, а также системы управления образовательным процессом в целях обеспечения их высокого качества. Основной дидактической единицей здесь являются указанные выше ключевые понятия, составляющие основу категориального аппарата педагогической науки.

Объектом своего исследования различаются такие отрасли педагогической науки, как детская педагогика и андрогогика , т.е. педагогика взрослых. Специальной областью науки об образовании является дефектология , исследующая методы обучения людей, имеющих те или иные отклонения в умственном и физическом развитии.

Ряд острых проблем экономики и управления процессом предоставления образовательных услуг, улучшения их качества, соответствия установленным международным стандартам исследует недавно возникшая отрасль педагогики - наука управления образовательными системами, или образовательный менеджмент . Важнейшими проблемами образовательного менеджмента является разработка требований для аттестации, аккредитации учебных заведений, а также показателей для определения их рейтинга.

Обширной областью науки об образовании являются так называемые частные методики, разрабатывающие содержание и специфические организационно-методические проблемы изучения отдельных учебных дисциплин (язык, математика, физика, химия и др.) на основе категорий, формулируемых общей теорией педагогики.

Таким образом, современная педагогика представляет собой многоплановую науку, охватывающую различные виды образовательной деятельности по обучению и воспитанию детей, молодежи и взрослых. Овладение как общей теорией, так и конкретными прикладными отраслями педагогической науки является необходимым условием эффективной образовательной деятельности.

Педагогика и другие науки

Педагогика так или иначе связана с множеством других наук. Прежде всего эти связи осуществляются через частные методики преподавания отдельных наук. Через них педагогика присутствует в каждой конкретной науке, поскольку немыслимо развитие ни одной из них без передачи результатов ее исследований другим людям.

Причем создание такой составляющей нередко оказывается делом весьма сложным. Как заметил выдающийся французский просветитель К. Гельвеций , трудно бывает прийти к какой-либо мысли, открытию, но еще труднее объяснить их другим. История науки знает, что, например, выдающийся немецкий философ И . Кант стал широко известен лишь после того, как некоторые ею последователи сумели популяризировать его труды, изложив их глубокое содержание доступным неспециалисту языком. Ту же мысль об огромной сложности объяснения научных открытий в шутливом тоне выразил А. Эйнштейн , отвечая на вопрос молодой корреспондентки о том, в чем состоит разница между временем и вечностью. «Дитя мое, ответил он, если бы у меня было время , чтобы объяснить эту разницу, то прошла бы вечность , прежде чем вы это поняли».

Будучи применены к любой науке, педагогические принципы и нормы, как правило, в значительной мере способствуют росту ее социального престижа, ускоряют темпы се развития. Но стимулируя развитие других наук, педагогика и сама в значительной степени зависит от них, особенно от наук, смежных с ней.

Эта связь обусловлена тем, то духовная сторона человека, на развитие которой преимущественно направлена наука об образовании, тесно взаимодействует с физической, телесной его стороной. Человек — существо двуединое, представляющее собой органическую целостность идеального и материального бытия. Причем эти два начала в человеке существуют всегда вместе и не могут существовать порознь. Поэтому, исследуя проблемы умственного и нравственного воспитания, педагогика, учитывая это единство, обязана взаимодействовать с рядом естественных наук, изучающих телесную составляющую человеческого бытия. Это прежде всего анатомия и физиология человека, санитария и гигиена. В противном случае педагогическая деятельность может принести не ожидаемую пользу, а непредвиденный вред, причем немалый. Так может случиться, если преподавание не будет учитывать, например, возрастных физиологических особенностей обучаемых или санитарно-гигиенические требования к организации процесса обучения.

Конечно, физиология и анатомия интересуют педагогику не столько сами по себе, сколько в качестве наук, изучающих материальную первооснову идеальной, психической жизни. Поэтому наиболее тесно и всесторонне к педагогике примыкает психологическая наука. Эти две дисциплины неслучайно рассматриваются как единый комплекс психолого-педагогических наук, как это делается и в настоящем издании. Но близость вместе с тем не исключает существенных различий между этими двумя науками. Если психология, как говорилось в первой части данного пособия, изучает внутренний, духовный мир человека, его интеллектуальные, эмоциональные и нравственные возможности, то педагогика исследует методы совершенствования этих качеств в процессе образовательной деятельности.

Но сами образовательные отношения, представляя собой одну из разновидностей социальных связей, существуют не в вакууме, не изолированно от общества, а в определенной социальной среде постоянно предъявляющей к образовательной деятельности тс или иные требования. Совокупность этих требований формулируется экономическими, политическими, другими общественными науками, которые, конечно, таким образом активно влияют на цели, содержание и методы обучения, на всю проблематику педагогической науки. Так, педагогика не может не учитывать выводы социологии , исследующей характер социальной структуры общества, особенности образующих его социальных общностей, групп и слоев, поскольку сама образовательная деятельность протекает в учебных группах, школьных и вузовских коллективах, т.е. в социальных группах особого рода, учет специфики которых на основе социологических методов является обязательным условием эффективности воспитания и обучения.

Как и для любой другой науки, базовое значение для педагогики имеет та философская система , на которую она опирается. Философия, как известно, является совокупностью наиболее общих знаний о человеке, его способностях, о его взаимоотношениях с другими людьми и природой, а также — в своей религиозной форме — о связях человека с Богом. Как гуманитарная наука педагогика, как и все другие научные дисциплины, использует эту философскую проблематику в качестве теоретической базы для осмысления своих основных категорий, особенно таких, как цели образования, исследовательские методы педагогической науки.

Именно под влиянием изменения философских установок могут пересматриваться вместе со всей совокупностью культурных ценностей и цели образовательной деятельности, а вместе с ними все содержание и методы обучения и воспитания, как это имело место в истории России дважды в течение одного столетия: сначала в 1917 г., а затем в 1991 г., когда вслед за резкой сменой философских парадигм с религиозно-идеалистической на атеистичес- ко-материалистическую и обратно, происходила и соответствующая переориентация всей педагогической парадигмы.

Новые возможности перед педагогической теорией и практикой открывают достижения современной информатики. Это наука об общих свойствах, строении и закономерностях информации, методах ее поиска, передачи, хранения, обработки и использования в различных сферах деятельности человека, в том числе и в сфере образования. Информатика неразрывно связана с применением компьютеров и включает в себя теорию кодирования различных данных, сведений, информации, разработку методов и языков программирования. Компьютерные технологии значительно увеличивают информационную базу учебно-воспитательного процесса, расширяют арсенал применяемых дидактических средств, создают дополнительные условия для совершенствования управления образовательным процессом в целом, улучшения его качества. Однако, ориентируя всех участников образовательной деятельности на активное использование новых технических достижений, современная педагогика исходит из того, что эти технические нововведения никогда не смогут заменить собой живое человеческое общение, которое всегда было и останется незаменимой основой воспитательной работы. Как печатный станок и книга в свое время не смогли заменить личность педагога, так и сегодня компьютер и дискета не смогут сделать это, оставаясь лишь вспомогательным средством для преподавателя, неизменно являющегося центральной фигурой всей педагогической деятельности.

Таким образом, современная педагогическая наука связана многими нитями с целым рядом других наук, что в значительной степени углубляет и обогащает ее содержание, делает образовательную практику более эффективной. Конечно, на этом основании нельзя требовать от преподавателя, чтобы он имел глубокие познания в каждой из указанных наук. В этой связи К. Д. Ушинский подчеркивал: если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать, чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой.

Социальный статус педагогической теории и практики

Как педагогическая практика, так и педагогическая наука имеют для любого , государства, для отдельного человека первостепенное значение.

Подчеркивая эту высокую роль обучения, образования для отдельного человека, древнегреческий философ Аристотель говорил, что для человека необразованного любой встречный — судья и хозяин, а образованный человек — хозяин и судья себе и другим.

Вместе с тем и общества, государства, цивилизации, не создающие культуры, не сберегающие и не передающие ее в непрерывной образовательной цепи, обречены на угасание и гибель. Именно образование выполняет роль того основного стержня, на котором держится «связь времен», связь поколений, взаимодействие старого и нового, жизнь и развитие культуры.

Как показывают новейшие социологические исследования, потребность в качественном образовании по своей значимости сегодня опережает все другие человеческие потребности и права, включая даже такие, как право на труд, здравоохранение, владение собственностью и др. Без преувеличения можно сказать, что от уровня развития науки об образовании, постановки дела воспитания зависят во многом не только судьба отдельного человека, но и судьбы народов и государств, развитие науки и культуры в целом. Эта высокая социальная роль педагогической науки и практики обусловлена их активным воздействием на развитие любой науки, сферы культуры, поскольку существование и развитие каждой из них во многом зависит от возможностей передачи их достижений последующим поколениям людей. Без такой трансляции, которая и обеспечивается образованием, любая область науки и культуры, неизбежно лишаясь перспективы развития, преемственности, тем самым обрекается на угасание. Эта всеобщность, универсализм, общеприменимость педагогического знания иногда выражается определением педагогики как «прикладной философии», поскольку та и другая науки имманентно присутствуют во всех ветвях «древа познания».

Конечно, это универсализм разного рода. Философский универсализм обеспечивает единство понимания и исследования универсума, бытия, действительности в целом. Педагогический универсализм обеспечивает единые методы для передачи последующим поколениям людей накопленных духовных ценностей, их сохранение и непрерывное развитие.

Как бы высоко ни оценивалась роль для человека и государства этого вида социальной деятельности, вряд ли это можно будет назвать преувеличением.

Именно поэтому государство, его законодательные и исполнительные органы стремятся активно воздействовать на систему образования как через соответствующие отрасли права, законы об образовании, так и через специализированные государственные институты, министерства и ведомства.

Не остаются в стороне от образовательной деятельности и различные религиозные и другие общественные организации, часто создающие свои собственные образовательные системы.

Это участие государства и других структур может оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на развитие образовательных систем и педагогической науки. Поэтому в педагогической деятельности утвердилось понятие академических свобод, с помощью которых образовательные и научные учреждения отстаивают свое право противостоять чрезмерному вмешательству государства, церкви в развитие образовательных отношений, что конечно, возможно только в условиях демократических политических режимов.

Но, разумеется, отрицательное влияние на развитие образования оказывает и такая противоположная крайность, как самоустранение государства от участия в образовательной деятельности, его уход из системы воспитания, сокращение или даже прекращение его финансирования из государственных средств. Подобная линия, как показывает исторический опыт, чревата большими негативными и даже катастрофическими последствиями, она ведет к разрушению единого образовательного пространства, к упадку и гибели государства и народа.

Конечно, в любых условиях решающую роль в образовательном процессе играет личность самого воспитателя, педагога. Причем успех его деятельности зависит и от степени овладения основами педагогической науки, и от его собственной позиции, его способностей и талантов. Поэтому, определяя социально-профсс- сиональный статус работников системы образования, правомерно сравнивать их с деятелями искусства, писателями, художниками, артистами, успех которых зависит не только от уровня их профессионализма, но в значительной, если не в решающей степени, от врожденных способностей и таланта.

Рассмотренные выше категории, объект, предмет и методы выражают то всеобщее, общечеловеческое, что так или иначе присутствует в педагогике всех времен и народов. Вместе с тем национальные, региональные, цивилизационные системы образования, выражают тс особенные формы педагогической мысли, которые складывались в ходе человеческой истории в разные эпохи, в разных регионах и у разных народов. В педагогической науке, как и в других сферах деятельности, общечеловеческое имеет кон- кретно-историческое выражение. Об этих конкретно-историче- ских формах педагогической деятельности, и связанных с ними духовных педагогических ценностях речь пойдет в следующей главе.

Словарь

Социализация — усвоение человеком духовных ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе. Социализация происходит как в результате стихийного воздействия на человека всех факторов общественного бытия, так и под влиянием специально создаваемых социальных условий.

Образование — процесс освоения в специально созданных учреждениях или в результате самосовершенствования системы знаний, умений и навыков, творческого опыта, эмоционально-ценностных ориентаций на основе совокупности образовательных программ, а также итог, результат этого процесса.

Обучение — двуединый процесс преподавания и учения, имеющий своей задачей планомерную и систематическую передачу и усвоение знаний в тссной связи с формированием умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитание — вид образовательной деятельности, опирающийся на процесс обучения и имеющий своей задачей превращение накопленных знаний в умения и навыки в целях развития необходимых качеств человека.

Самосовершенствование — осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообучение и самовоспитание, на укрепление своих положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Педагогика — буквально дстоводство или детовождснис; наука об образовании, обучении и воспитании.

История педагогики — одна из базовых педагогических дисциплин, изучающая в хронологической последовательности процесс развития образовательной деятельности и педагогической мысли в тесной связи с современными педагогическими проблемами.

Теория педагогики — базовая педагогическая дисциплина, изучающая в логической взаимосвязи общие проблемы образовательной деятельности, обучения и воспитания, а также вопросы управления образованием в целях обеспечения его высокого качества. Основными компонентами теории педагогики является дидактика, или теория обучения и теория воспитания , как наука, специально исследующая проблемы формирования зрелой, всесторонне развитой личности.

Частно-методические педагогические дисциплины (частные дидактики) — комплекс педагогических наук исследующий проблемы обучения и воспитания, возникающие в процессе образовательной деятельности по конкретным учебным предметам.

Введение

Слово "педагогика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначают педагогическую науку. Во-вторых, есть и такое мнение, что педагогика -- это искусство, и тем самым она как бы приравнивается к практике. Иногда под педагогикой понимают систему деятельности, которая проектируется в учебных материалах, методиках, рекомендациях, установках. Такая неоднозначность нередко приводит к путанице, порождает неясность. В последнее время этим словом стали обозначать представление о тех или иных подходах к обучению, о методах и организационных формах: педагогика сотрудничества, педагогика развития, музейная педагогика, рископедагогика, педагогика отождествления и т.д.

Что собой представляет эта наука и что она изучает?

Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Деятельность в сфере науки -- научное исследование. Это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы науки и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.

Педагогическая действительность -- это та часть общей действительности, которая включена в педагогическую деятельность. Это ученик, учитель, их действия, методы обучения и воспитания, учебники, то, что в них написано и т.д. Такая деятельность может найти отражение не только в науке. Наука -- это лишь одна форма общественного сознания. Действительность может отражаться также и в обыденном (стихийно-эмпирическом) процессе познания, и в художественно-образной форме.

Педагогика как наука

Общекультурное и смысложизненное (мировоззренческое) самоопределение личности, а для педагога и профессиональное, предполагает ее ориентацию в глубинных пластах той части культуры человечества, которую составляет педагогика. Она имеет длительную историю, неотделимую от истории человечества.

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос" (пайд - дитя, гогос - веду), которое означает детоводство или дитяведение. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (XII в.) первые учителя получили название "мастера". Это были свободные люди (дьячки или мирские), которые у себя или на дому учащихся стали обучать детей чтению, письму, молитвам или, как сказано в одном "Житии", "книги писати и учити ученики грамотные хитрости" .

Свое название педагогика получила от греческих слов "пайдос" - дитя и "аго" - вести. В дословном переводе "пайдагогос" означает "детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие . Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения.

Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее это наука о воспитании человека. Понятие "воспитание" здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества .

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования - ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история - как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология - в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.

В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека .

Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась эта наука, и какие специфические проблемы она исследует?

В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый аспект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.

Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно - воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.

Надо сказать, что уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Например, по законам Солона (между 640 и 635 - ок. 559 гг. до н.э.) полагалось, чтобы отец обязательно позаботился о специальной выучке своих сыновей в той или иной области труда. По мере расширения и усложнения воспитания специальная отрасль теоретических знаний, относящихся к воспитательной деятельности, стала разрабатываться более интенсивно. Эта отрасль знания, как впрочем, и знания в других сферах жизни и производства, вначале разрабатывалась в недрах философии. Уже в трудах древнегреческих философов - Гераклита (530-470 гг. до н.э.), Демокрита (460-нач.IV в. до н.э.), Сократа (469-399 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) и др. - содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания . Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика», который закрепился в качестве названия науки о воспитании. Как же это произошло?

В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейдагогос» (пейда - ребёнок, гогос - вести) обозначает «детоводитель». В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться - педагогикой.

Надо сказать, что из Древней Греции ведут своё происхождение и многие другие педагогические понятия и термины, например, школа, что, означает «досуг», гимназия - общественная школа физического воспитания, а впоследствии просто средняя школа, и др.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древнеримских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др .

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.). Виднейшие деятели этой эпохи - итальянский гуманист Витторио да Фельтре (1378-1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442-1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1465-1536) и др .

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем .

Неоценимое значение для становления научной педагогики имели труды таких виднейших деятелей, как Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), К. А. Гельвеция (1715-1771) во Франции, Джон Локк (1632-1704) в Англии, Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) и Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) в Германии.

Родоначальниками революционно-демографических взглядов в русской педагогике были В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и В. А. Добролюбов (1836-1861). На становление отечественной научной педагогики большое влияние оказали труды Л. Н. Толстого (1828-1910), Н. И. Пирогова (1810-1881). Целостное, систематизированное раскрытие отечественных педагогических идей было дано в трудах К. Д. Ушинского (1824-1870). Большой вклад в развитие советской педагогики внесли Н. К. Крупская (1869-1939), А. В. Луначарский (1875-1933), М. И. Калинин (1875-1946), А. С. Макаренко (1888-1939), В. А. Сухомлинский (1918-1970) [ 10, c. 34].

То, что педагогика выдвинула такое большое количество крупных педагогов, не является случайным. Общество с его интенсивным развитием производства, науки и культуры требовало повышения грамотности основных производителей.

Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.

Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.

Тема 1. Педагогика как наука. Система педагогических наук

Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим.

Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников.

Исходя из такого определения объекта и предмета, можно сделать вывод, что педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.

Функции педагогической науки. Прежде всего, это:

  1. Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
  • описательном, объяснительном;
  • диагностическом;
  • прогностическом.
  • Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
    • проективном;
    • преобразовательном;
    • рефлексивном.

    Задачи педагогики :

    1. Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.
    2. Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
    3. Прогнозирование образования - педагогическая футурология.
    4. Внедрение результатов исследования в практику.

    Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой:

    1. Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
    2. Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
    3. Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?

    Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из них.

    Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.


    Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.

    Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

    Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности).

    Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека.

    Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества.

    Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова).

    Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка.

    Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем - внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук.

    Современная педагогическая система наук о воспитании:

    1. Фундамент - философия и история образования.
    2. Общая педагогика:
    • теоретические основы;
    • дидактика;
    • теория воспитания;
    • школоведение;
  • Возрастная педагогика:
    • дошкольная;
    • школьная;
    • профессионально-техническая;
    • педагогика высшей школы;
  • Социальная педагогика:
    • семейная педагогика;
    • перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
    • музейная педагогика;
    • театральная педагогика и т.д.
  • Специальная педагогика:
    • сурдопедагогика;
    • тифлопедагогика;
    • олигофренопедагогика.
  • Методика преподавания предмета.
  • Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
  • Военная педагогика.
  • Педагогика третьего возраста.
  • Межнаучные связи педагогики:

    1. С психологией: общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
    2. Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.
    3. Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).
    4. В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
    5. История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику.
    6. Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
    7. С медициной (например, лечебная педагогика - наука об обучении и воспитании хворающих школьников).

    Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования.

    Литература :

    1. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Проспект, 2004.
    2. Пидкасистый П.И. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 1995.
    3. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. - Минск, 1999.
    4. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. - М., 2000.

    Каждый человек с момента своего рождения подпадает под влияние окружающих его людей: изначально это его родители и другие родственники, затем воспитатели в детском саду, учителя в школе и преподаватели в других учебных заведениях. Изначально, ещё не обладая самосознанием и пониманием окружающей реальности, человек представляет собой «чистый лист», на котором можно писать всё что угодно. Но именно от того, что на этом листе будет написано, зависит вся жизнь человека в будущем: его успехи и неудачи, жизненная активность или пассивность, стремление и тяга к знаниям или нежелание узнавать что-либо новое вообще, развитие и совершенствование или топтание на одном месте. А это значит, что каждый, кто каким-то образом причастен к жизни другого в период его становления, должен обладать познаниям в области воспитания, обучения и развития. И если опустить тему воспитания как такового, то эти функции возложены, как правило, на учителей и педагогов. Именно тому, как обучать других людей, учит наука под названием «педагогика».

    Педагогические знания с самого начала развития человечества обладали огромным значением. Ведь для того чтобы находить подход к ученикам, уметь донести до них суть обучения и получения образования, а также грамотно и качественно обучить какой-либо дисциплине и привить определённые навыки и умения, нужно уметь обучать, а этот процесс можно без обиняков назвать настоящим искусством. К тому же отличается он огромнейшим количеством своих специфических особенностей и нюансов.

    Учитывая саму важность этого вопроса и для тех, кто обучает, и для тех, кто обучается, мы пришли к пониманию того, что просто обязаны посвятить один из курсов нашего педагогике, введение к которому, собственно говоря, вы и имеете возможность читать в настоящий момент.

    В курсе «Педагогика: Основы дидактики» мы поговорим о том, что такое педагогика и дидактика, рассмотрим основы педагогики и дидактики, общие принципы, закономерности, цели и задачи этих дисциплин. Беря во внимание то, что для становления педагогической науки неоценимое значение имела теория педагогики Яна Амоса Коменского, мы рассмотрим и её в рамках его труда «Великая дидактика». Кроме того, в курсе будет рассмотрена и тема взаимосвязи педагогики с : важные составляющие психологии учащихся, психологические основы обучения, а также психологические принципы эффективного обучения. Естественно, мы не могли не сказать и о традиционных и современных методах обучения - о них и о многом другом вы узнаете из представленного курса уроков. А по окончании курса вам будут предложены дополнительные материалы для изучения - список лучших книг и учебников по педагогике и дидактике.

    Что такое педагогика?

    С древнегреческого языка термин «педагогика» переводится как искусство воспитания. В настоящее же время педагогика понимается как наука о воспитании и обучении человека.

    Если же привести более точную формулировку, то можно сказать, что:

    Педагогика - это социальная наука, изучающая организованную систематическую и целенаправленную деятельность по формированию ; наука, изучающая содержание, формы и методы воспитания, обучения и образования, а также процесс передачи опыта ученику педагогом.

    Становление педагогики как науки идёт вместе развитием человечества, т.к. сама педагогическая мысль зародилась ещё в философии и теологии эпохи Древнего мира. Однако из системы философских знаний педагогика была вычленена только в начале XVII столетия Фрэнсисом Бэконом - английским философом. Позже её закрепили труды чешского педагога Яна Коменского. На данный момент времени педагогика представляет собой многоотраслевую науку, которая функционирует и развивается, взаимодействуя с другими науками.

    Как и любое научное направление, педагогика имеет свой предмет, объект, методологию и задачи:

    Предмет педагогики состоит в целостном педагогическом процессе направленного развития и формирования личности человека, обусловленного его воспитанием, обучением и образованием.

    Объект педагогики состоит в воспитании как целенаправленно и сознательно осуществляемом процессе. В роли объекта могут выступать явления действительности, обусловленные целенаправленной деятельностью социума. Такие явления называются образованием - частью объективного мира, изучаемого педагогикой.

    Методология педагогики является системой знаний о структуре и основаниях педагогической теории, способах поиска знаний и принципах педагогического подхода, которые отражают педагогическую действительность, а также системой деятельности по получению знаний и обоснованию способов, логики, программ и качества исследовательской деятельности.

    Задачи педагогики как научного направления состоят в следующем:

    • Воспитание человека как процесса выработки в нём устойчивых поведенческих , например, трудолюбия, порядочности, честности и т.д. Целью воспитания является не просто знание того, что такое, к примеру, честность, но именно привычка всегда быть честным. Представленную задачу можно назвать первостепенной
    • Определение комплекса природных способностей и их величины, а также взаимосвязанных с ними потребностей каждого отдельного человека, которые в наибольшей степени определяют его возможности к обучению в каком-либо направлении
    • Определение комплекса социальных потребностей к воспитанию и обучению и их величины в конкретном месте в конкретный момент времени
    • Формирование условий и реализация гармоничного удовлетворения социальных и личных потребностей в обучении и воспитании, учитывая потребности и способности, как учащегося, так и иерархии социальных групп

    Очевидно, что педагогика является сложной и разносторонней наукой, и изучает довольно широкий спектр областей человеческой жизнедеятельности. Но в нашем курсе мы не станем затрагивать такие темы как воспитание или, например, самостоятельное обучение , т.к. для их изучения вы можете пройти отдельные тренинги на нашем сайте, а направим основные усилия на исследование именно обучения - передачу знаний от педагога к учащемуся.

    Применение педагогических знаний

    Использование знаний педагогического характера - это крайне полезный и эффективный навык для любого человека вообще, не говоря об учителях и педагогах. Обладая им, можно не только передать другому человеку то, что знаешь и умеешь сам, но и глубже понять психику и индивидуальные личностные особенности и окружающих и себя самого, улучшить коммуникативные навыки, закрепить собственный опыт и т.д.

    Те же, для кого педагогическая деятельность является профессией и делом жизни, должны изучать педагогику, чтобы личностно и профессионально расти, выполнять свои задачи наиболее продуктивно, улучшать своими действиями образовательный процесс того учреждения, в котором работают. А если посмотреть на этот вопрос более масштабно, то чем больше в нашей стране будет профессиональных высококлассных педагогов, тем более развитым и образованным будет молодое поколение, будет больше специалистов, в детях, подростках и юношестве будет преобладать познавательный интерес и тяга к знаниям, стремление к , желание приносить пользу отдельным людям и обществу в целом, делать лучше и себя и окружающий мир.

    Применение педагогических знаний, если оно будет осуществляться регулярно и систематически, сделает даже не имеющего опыт выпускника, получившего педагогическую специальность, настоящим профессионалом своего дела, педагогом, обладающим высоким уровнем подготовки, необходимыми профессиональными навыками и качествами, вызывающими уважение среди коллег и воспитанников. К тому же те преимущества, которые дают человеку педагогические знания, позволяют ему продуктивно применять свои умения и достигать успеха не только в профессиональной сфере деятельности, но и в любой другой сфере жизни, включая семейные и личные отношения.

    Если вы учитесь на педагога, или даже являетесь педагогом со стажем, представленный в нашем курсе материал будет вам полезен - восполнит пробелы, ответит на какие-то вопросы, улучшит навыки, освежит в памяти информацию. Но не важно, являетесь вы педагогом или далеки от этой профессии, педагогические знания применяются вами в вашей жизни всегда. Когда вы общаетесь с друзьями и знакомыми, учите чему-то своих детей или посвящаете нового сотрудника в особенности его должностных обязанностей - в любой подобной ситуации вы обучаете, и очень важно помнить об этом. И если у вас есть стремление научиться эффективно воспитывать своего ребёнка, улучшить личные качества, чтобы стать более успешным в жизни и работе, раздвинуть свои персональные границы, дабы стать ещё более развитой личностью, педагогические навыки пойдут вам только на пользу. И обучиться им вы можете без проблем, даже не имея информационной базы.

    Как этому научиться?

    Педагогических знаний и навыков, как, впрочем, и любых других, у человека нет на момент его рождения. Любые данные и умения появляются у него по мере его взросления, вместе с опытом, который он получает в процессе жизни. Но, как вы, конечно же, знаете, у всех людей есть генетически обусловленные предрасположенности к чему-либо. Так, у некоторых имеется предрасположенность к продуктивному взаимодействию с окружающими и передаче им того, что они сами знают и умеют. Люди этой категории уже с малых лет и сами начинают максимально познавать окружающую их действительность, и помогают это делать другим. Впоследствии они выбирают для себя специальности, связанные с педагогикой, успешно обучаются и становятся преподавателями.

    Однако и тех, у кого такой предрасположенности нет, со счетов сбрасывать ни в коем случае нельзя, просто для успеха в выбранной области им приходится предпринимать на порядок больше усилий и стараний. Важно просто понимать, что человек способен изучить и овладеть абсолютно всем, что его интересует, в том числе и знаниями и навыками в области педагогической науки. Можно, естественно, пойти в университет и даже получить второе или третье высшее образование, если первое не является соответствующим это сфере, а можно и самостоятельно изучить представленную область, для чего и создан наш курс.

    При изучении педагогики по нашему курсу (и вообще) важно учитывать два аспекта - теоретический и практический:

    • Теоретический аспект педагогики представляет собой тот теоретический материал, который, во-первых, преподаётся в учебных заведениях, а во-вторых, на котором основан и наш тренинг - теория является его основой, и учебный материал важно не только прочитать, но и хорошенько усвоить
    • Практические аспект педагогики включает в себя применение полученного теоретического материала в практической деятельности, т.е. в работе и жизни. Практика является залогом успеха в любом деле

    Невзирая на важность практической части, множество людей усваивают теорию, причём делать они этого могут так успешно, что и равных им в познаниях просто не найти, но вот до практики дело так и не доходит, что и является причиной бесполезности знаний. Но точно так же, как практика невозможна без теории (ведь практиковать просто будет нечего), несостоятельна и теория без практики (она остаётся просто чем-то прочитанным и заученным). Виной отказа от практической деятельности могут быть обе стороны: и составители материала, и изучающие этот материал. В первом случае теоретические основы могут быть составлены так, что читатель просто не понимает, как их применять, а во втором может играть роль лень, отсутствие интереса и мотивации. И если на вашу мотивацию, интерес и желание заниматься и работать мы никак не можем повлиять, кроме того как порекомендовать изучить отдельные разделы нашего сайта, например, и , то при составлении курса мы постарались сделать всё возможное, чтобы теория не показалась слишком скучной и трудной для усвоения.

    В дополнение к грамотно составленной теоретической базе мы постарались максимально адаптировать материал к применению на практике. Важно лишь отметить, что разделы педагогики довольно сложно снабжать примерами и конкретными указаниями, по причине чего мы постарались преподнести теорию таким образом, чтобы уже из неё было понятно, что нужно делать, какие принципы и закономерности учитывать и какие методы и приёмы использовать в своей деятельности. Но, конечно же, в тренинге есть и примеры, и конкретные рекомендации и советы, дополняющие собой теоретическую часть.

    Хотите проверить свои знания?

    Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

    Уроки по педагогике

    После довольно серьёзного с нашей стороны изучения источников информации на тему педагогики, а также после отбора наиболее важного из них и адаптации полученного материала к продуктивному освоению и практическому применению, мы разработали шесть уроков по педагогике, из которых вы узнаете о традиционных идеях, современных веяниях, методах, принципах, целях и задачах педагогической науки и т.д.

    Представим небольшой обзор каждого из уроков.

    Пятый урок продолжает тему методов обучения, однако рассматриваются в нём уже другие методы - современные - методы, которые только начинают находить своё применение в образовательно-воспитательной деятельности. Из этого урока вы узнаете о семинарах, тренингах, модульном и дистанционном обучении, ценностной ориентировке, методе кейс-стади, коучинге, ролевых и деловых играх, креативных группах, мифологемах и ряде других современных методов обучения. В процессе рассмотрения данных методов будут даны их определения и указаны основные преимущества и недостатки.

    Как проходить занятия?

    Как мы уже упоминали, учитывая всю сложность и специфику представленной темы, мы постарались составить материал таким образом, чтобы его теоретические основы были максимально адаптированы для усвоения и применения на практике. Но наше дело - предоставить вам, так сказать, пищу для ума, и вооружить знаниями, а что с этими знаниями будете делать вы - это уже вопрос вашего собственного выбора. Но хотим всё же ещё раз напомнить, что без практического применения всё, что вы узнаете из этого или какого бы то ни было другого тренинга, так и останется всего лишь составляющей багажа ваших знаний. По этой причине мы настоятельно рекомендуем вам и систематизировать свои занятия.

    Изучение имеющихся уроков мы советуем разбить на несколько временных промежутков. Например, вы можете сделать такой план: один день вы уделяете изучению одного урока, второй день перечитываете материал и , а на третий день стараетесь применить знания в реальных условиях. По большому счёту это обычная схема, которую мы предлагаем свои читателям и членам нашего интеллектуального клуба. Но ещё раз повторимся: учитывая специфику рассматриваемой темы и, как следствие, специфику тренинга, применить знания на практике может получиться не всегда. Поэтому мы советуем либо посвятить тот же третий день (прочтению конспекта, восстановлению в памяти знаний и сверке их с материалом курса), либо изучению дополнительных материалов, к примеру, расшифровке незнакомых терминов и понятий или углублённому изучению заинтересовавшего раздела. Хотя применять педагогические знания очень просто даже при обычном ежедневном общении с родными, друзьями или коллегами.

    После одного для перерыва между уроками можно переходить к новому уроку. В итоге на прохождение всего курса у вас уйдёт примерно три недели. Естественно, это не ультиматум, и при желании вы можете составить свой индивидуальный график, соответствующий вашим индивидуальным предпочтениям и/или графику работы/учёбы.

    многозначный термин, обозначающий: 1. различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные и др.) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию) воспитания, обучения, образования; 2. область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием; 3. специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию; 4. учебный предмет в составе среднего и высшего профессионального и послевузовского педагогического образования; 5. искусство, виртуозность, мастерство, маневры и тонкости воспитания. П. как область научных дисциплин о воспитании и обучении, образовании человека раскрывает закономерности педагогического процесса, а также становления и развития личности в педагогическом процессе. П. познает свой объект - растущего, развивающегося человека - в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем; в его сущности, становлении, свойствах и деятельности. Эти проблемы решаются в современной П. на основе философских концепций человека, данных социально-психологических, психологических и психофизиологических исследований. Состав педагогических научных дисциплин. Эволюцию и современное состояние педагогических систем, институтов и целей изучает история педагогики. Историю современности изучает также сравнительная педагогика, сопоставляющая образовательные системы различных стран и регионов мира. Теория педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути реализации составляют предмет общей педагогики, а также философии П. Общая П. неразрывно связана с историей П. Последняя изучает эволюцию и современное состояние П. с тех или иных общепедагогических позиций, которые, в свою очередь, вырабатываются с учетом данных о реальной филиации идей и институтов. В предмет общей П. входит и то положение, которое представители аналитической философии называют прояснением и оправданием педагогических высказываний (утверждений и их обоснований). Но предмет П. шире. Он распространяется на ценностные суждения и взаимные отношения теории и практики педагогики. В Новое и Новейшее время заботой философов педагогики стало изучение соотношения между формальным и неформальным (спонтанным, социализационным) научением, учением и обучением. Общая П. включает в свою проблематику все виды опыта, которые влияют на рост и развитие личности, сознательно и плодотворно участвующей в жизни общества (чему и как научается личность у общества, что и как она вносит в общий багаж социального прогресса). Теория образования (дидактика) - дисциплина, в основном изучающая содержание и методы преподавания и учения в школах и других образовательных учреждениях, отличных от институтов спонтанной социализации (семья, просвещение, приятельские группы и т.д.). Теория образования изучает также функции и подготовку учителя. Те же вопросы, но применительно к различным областям знания и практики, изучают методики преподавания отдельных предметов. Разделам общей П. соответствуют аналогичные разделы в специальных ответвлениях педагогики: военной, музыкальной, врачебной, театральной, коррекционной, исправительно-трудовой П. и т.д. Состав и номенклатура областей исследования в сфере современной П. в различных странах отличаются друг от друга. Так, проблемы традиционного для России школоведения, куда гл.о. входят школьное законодательство, вопросы положения учителей, их обеспечения в старости и т.п., за рубежом и ныне в Рос. Федерации изучаются рядом дисциплин: образовательное право, школьная архитектура, управление образованием и др. В ряде стран, сохраняющих верность германской традиции, в частности в Рос. Федерации, дидактика дополняется относительно самостоятельной дисциплиной "теория воспитания". Во франко- и англоязычных странах теория воспитания не выделяется из П. как таковой. Основные теории и подходы. В фундаменте педагогических теорий лежат идеи о природе человека, его воспитуемости, обучаемости, созревании, росте, развитии, а также о природе различных групп людей. Эти фундаментальные знания о человеке и обществе являются основанием для решения вопроса о природе воспитания, обучения, образования. Наконец, из знаний о природе воспитательных и образовательных процессов формируются утверждения о природе педагогического знания, т.е. о природе П. Педагогические науки исследуют вопросы о объекте и предмете П., общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении П. как теории с П. как практикой. В зависимости от способа решения этих проблем различаются следующие осн. типы педагогических теорий. 1. Опытным путем в течение мн. веков были накоплены средства и приемы воспитания и обучения, которые сохранились в народной педагогике и позднее частично вошли в научную П. Вершиной воспитательного искусства в древнем мире была деятельность Конфуция и Сократа. 2. Структуралистские теории восходят к идеям Пифагора, который считал гармонию одним из осн. начал всего существующего и распространил это представление на человека. Привести в гармонию различные душевные движения, достигнуть надлежащего равновесия между телесной и душевной стороной человеческого существа - задача воспитания. Чтобы не вредить гармонии, Пифагор советовал не действовать на честолюбие питомца, а также не прибегать к наказаниям. Лучшим средством для достижения гармонии служит привычка. Платон также высшую цель человеческой деятельности видел в познании идей. Все воспитание должно давать необходимую подготовку к этому познанию. По Платону, важно воспитание в раннем детстве, когда закладывается основа последующему развитию. Период ухода, как только ребенок научится говорить, сменяется периодом игр и сказок. Игры - незаменимое средство воспитания в этом возрасте; благодаря им дитя незаметно приобретает ряд элементарных знаний. С 7-го года начинается систематическое обучение гимнастике и музыке, грамоте и поэзии, математике и военным упражнениям. В современном виде структуралистские идеи в П. разработаны представителями гештальтпсихологии, Ж. Пиаже, Н. Хомским и их последователями. В основе этой дисциплины лежит категория опыта, обладающего свойствами структурированной целостности. Ментальные и языковые структуры являются врожденными. Образование и воспитание суть приобретение нового опыта. Педагогический процесс начинается с относительно неструктурированного и несистематического ознакомления с тем, что учащемуся кажется важным и ценным. Затем происходит переструктурирование ранее накопленного опыта. Ментальные структуры усваивают новый опыт с помощью ассимиляции и аккомодации. Далее может следовать (но не обязательно) этап проб и ошибок, случайный поиск. Инсайт становится постепенно все более структурированным и достигает, наконец, стадии понимания или решения проблемы. 3. Сенсуалистские теории зародились в Европе (Аристотель, Квинтилиан) и исходят из того факта, что способность к образованию дана человеку от рождения. Дать образование может, однако, не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для этого приемами, а также с условиями психической жизни питомца. Школьное воспитание следует предпочитать семейному, т.к. только в школе могут развиваться социальные чувства. Аристотель, соглашаясь с Платоном, что интересы государства неразрывно связаны с задачами школы, подчеркивал значение общего образования, учитывающего строй того общества, в котором питомцу придется действовать. Аристотель различал физическое, нравственное и умственное воспитание. Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного - подражание. Он указывал на образовательное значение грамматики, риторики (в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисования) и политики (в современной системе знаний - политология и социология). Образовательный курс Квинтилиана состоял из семи свободных искусств, составляющих энциклопедию. Квинтилиан остался авторитетом по вопросам воспитания и в Средние века, и в эпоху Возрождения. В Новое время Ф. Бэкон требовал, чтобы преподавание, как и наука, шло от частного к общему, от примера к правилу, от более близкого и знакомого к более отдаленному. Полным выразителем новых требований стал Я.А. Коменский. Золотым правилом для учителей Коменский сделал наглядность. Образование должно начинаться в материнской школе и продолжаться в народной, латинской и университете. Введя в школу массу знаний о природе и человеке, Коменский явился основателем современного направления в содержании образования. Для современной педагогики не менее важны идеи и учебники Э. Кондильяка и К.А. Гельвеция. Они проложили путь натурализму в П., сделав его фундаментом т.н. опытничества (эмпиризма) Л.Н. Толстого, Дж. Дьюи, С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Педагогический процесс есть постепенное осознание учащимися их чувственного опыта, в результате чего появляется и развивается внимание, память, способности сравнения и суждения. Подчеркивается значение индукции в формировании понятий. Устанавливает 4. Томистский подход в воззрениях Блаженного Фомы Аквинского синтезировал разум и веру, философию и теологию, деятельность и созерцание. Он начинал с посылок, основанных на Откровении, и переходил к философскому исследованию человека и природы. Его модель педагогического процесса подчеркивала значение интеллектуальной дисциплины. Жестко дисциплинированная рациональность дает человеку возможность стать на путь нравственного совершенствования. Фома Аквинский отдавал в иерархии ценностей существенное место практическим приложениям разума. Но мн. томисты в П. оставались в рамках сугубо схоластического интеллектуализма. Для Фомы Аквинского важнейшим агентом педагогического процесса являлся учащийся, цель которого в обретении способности к самообразованию. Интеллектуально независимый, он должен сам управлять своими исследованиями и открытиями. Однако и современная римская католическая церковь чаще всего ставит учащегося под жесткое руководство учителя. 5. Гуманистические теории с возрождением наук и искусств снова привлекли внимание к воспитательным идеалам древности. Воспитать человека для жизни в обществе, человека со здоровым духом и телом - такова задача гуманистической педагогики, имеющей мн. представителей в 14-15 вв. (П. Верджерио и др.). Х.Л. Вивес указывал на необходимость заводить благоустроенные школы, с хорошими учителями и с новыми программами. Ему же принадлежит и первое по времени довольно обширное сочинение, посвященное женскому образованию. Мн. гуманисты примкнули к Реформации и стали деятельными помощниками М. Лютера в устройстве школ. Первое место здесь принадлежит Ф. Меланхтону, написавшему несколько учебников, составившему первый школьный устав и подготовившему много дельных педагогов. Ряд ценных трудов был посвящен воспитанию принцев и княжеских детей. В начале 20 в. гуманистическая П. пережила новый взлет (Э. Кей, Г. Гаудиг, А. Нил и др.). В современной П. гуманистический подход опирается на идеи психологов А. Маслоу, К. Роджерса и их школы. 6. Апперцептивная теория заложена в трудах Д. Локка, развита И. Гербартом, экспериментально обоснована Пиаже. Обучение базируется на ассоциации идей и элементов опыта. Мышление детерминирует распределение идей между сознанием и подсознательным с помощью апперцепции. Новые идеи вступают в ассоциативную связь с имеющимися идеями, образуя понятийную матрицу (апперцептивную массу). Установившаяся масса апперцепций нуждается в аккомодации к новому опыту. Это предполагает как интеллектуальное лидерство учителя, так и спонтанную творческую активность учеников. 7. Исторические корни теории К. Маркса уходят в логические построения Платона, И. Канта, Г. Гегеля и А. Смита. В отличие от множества различных марксистских интерпретаций педагогических идей Маркса, ее подлинное содержание глубоко гуманистично и прогрессивно. Для собственно человеческого роста и полного созревания необходима благоприятная среда, разумно устроенное общество. Оно ведет человека к воспитанию самостоятельной, социально активной и ответственной личности. Свобода личности достигается не бегством ее от социальных связей, а благодаря им. Образование должно преодолевать отчуждение личности. Вмешательство государства в образование сводится к демократическому расширению доступа к нему, но воспроизведение собственно человеческого в человеке есть задача каждого отдельного индивида. 8. Бихевиористская теория в наиболее развитой форме представлена Б.Ф. Скиннером (см.Бихевиоризм). Подчеркивались возможность и необходимость управления социально позитивным поведением человека с помощью научно организованного педагогического процесса. Управление поведением, для которого нет альтернативы, предполагает создание условий для успешного усвоения знаний и умений. Отсюда - программированное обучение и операционально определяемая таксономия целей педагогического процесса. 9. Педоцентристский подход восходит к идеям и практике Сократа, который исходил из убеждения, что добродетель есть знание и что ей поэтому можно учиться. Сократ создал особый метод преподавания, носящий его имя. Ряд наводящих вопросов помогает мысли родиться в голове учащегося. Учитель играет роль "акушера" мысли. Педоцентристский подход нацелен на адаптацию школы к ребенку, а не только ребенка к школе. В современном виде этот поход отчетливо изложен Ж.Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. В 19 в. в Америке поддержан Ф.У. Паркером, в России К.Д. Ушинским. В 20 в. педоцентризм (детоцентризм) опирается на педагогическую антропологию, педологию, психоанализ. Педагоги создают обучающую, воспитывающую и развивающую культурную среду, исследуя которую дети самообразуются и самоопределяются (М. Монтессори, Ж.О. Декроли, К.Н. Вентцель, Шацкий и др.). Роль педагога при этом сводится к консультированию и помощи в самообразовании, саморазвитии. 10. Когнитивные теории обучения (проблемное обучение) в трудах Пиаже и его последователей, развивая апперцептивную теорию, предпосылали обучению возбуждение интереса, затем давали материал для предварительного усвоения условий задачи (проблемы). Далее следовал этап формулирования гипотезы, отбор необходимых для решения идей (понятий), проверка правильности этих идей. Согласно этой концепции, обучение ведет за собой интеллектуальное развитие. Педагогическая ситуация моделирует последовательность мыслительного акта как такового. Содержание образования дает посильный для учащихся материал, на котором они тренируют и развивают умственные способности. В России эффективные методы образования выросли на почве когнитивной теории Выготского и его учеников (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). В концеп- ции подчеркивается значение дедукции в формировании понятий. Технологии проблемного обучения разработали М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др. 11. Экзистенциалистский подход представлен моделями педагогического процесса С. Кьеркегора, М. Бубера, Н.И. Пирогова и др., основанными на понимании процесса выбора и принятия решения. Экзистенциальная ситуация задается здесь и теперь, и в ее исходе важны не только традиции и принципы. Для самоопределения как единичной, отдельной, неповторимой личности, а не только как члена к.-л. группы, необходимо также установление отношений растущего человека с другими "Я" и с "Ты" (Богом). Главное в педагогическом процессе - диалог личности с миром, в ходе которого вырастает и укрепляется ответственность личности за себя и за мир. Положительный результат этого процесса зависит от степени истинности личности ("быть, а не казаться"). Между жизненным потоком и обучением есть преемственность, поэтому оторванное от жизнедеятельности знание не может быть ни целью, ни содержанием образования. Материал обучения пропитывается внутренним духом учащегося. Теории и научные подходы в П. не имеют взаимоисключающего характера; они скорее дополняют друг друга. Как в теории, так и в практике педагогическое мышление есть особый вид осуществления диагностики, профилактики нарушений и терапевтической тактики. Суть педагогического мышления, как и мышления медика, в том, что всеобщеобязательные принципы при любом их практическом применении модифицируются. Конкретизируясь, теоретическое знание приспосабливается к неповторимо индивидуальной ситуации и (или) случаю. Оно преобразуется, пересматривается, видоизменяется. Педагогическая практика выливается в формы ученичества, воспитания, перевоспитания, производственного обучения, военной подготовки, общего образования, профессионального образования, профессионально-технического образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, непрерывного образования, просветительской деятельности и др. Педагогический компонент присутствует в пропаганде, агитации, рекламе, социальной работе, психологическом консультировании, управлении на всех его уровнях. В качестве учебного предмета П. входит в структуру гуманитарных курсов и нацелена на развитие природных дарований человека, прежде всего таланта самообразования и самовоспитания. Одновременно курсы педагогики служат самоопределению личности: пониманию себя и других, адекватной оценке мира. П. раскрывает природу становления и созидательного, и разрушительного типа поведения. П. как общеобразовательный предмет нужна будущим и актуальным родителям и членам разных по объему и характеру коллективов. - наука, имеющая в качестве своего предмета систему, которая сводится к развитию личности, процессуальному развитию личности с помощью педагогического процесса (процесса воспитания, процесса образования, процесса обучения) механизмами развития личности (совместная деятельность, взаимодействие, отношение, сотрудничество, общение). (Бисько А.Т. Совершенствование совместной деятельности педагога и учащегося в современной общеобразовательной школе. - Тамбов, 2002.).



    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!