Понятие фонетического слога. Теории слога


Фонетический слог - естественная минимальная произносительная единица речевого потока, одна из основных звуковых единиц фонетической системы русского языка. Л.Р. Зиндер писал: «Как бы ни была замедлена речь, как бы мы ни добивались ее членораздельности, дальше, чем на слоги, она не распадается».
Фонетические слоги состоят из одного или нескольких звуков, причем один из них должен быть слогообразующим. В русском языке слоговыми звуками являются гласные, как наиболее звучные.
В отечественной лингвистике не сложилось единого определения слога, хотя проблема слога и слогоделения слова давно привлекает внимание исследователей русской фонетики: одним из первых на эту тему высказался еще в 1747 году В.Г. Тредиаковский. Значительный вклад в развитие этой области был внесен такими известными отечественными лингвистами, как Л.В. Бондарко, Л.Р. Зиндер, М.В. Панов, Р.И. Аванесов, Л.В. Щерба. Было создано несколько теорий слога и слогоделения, в основе которых лежат разные подходы к слогу и, шире, к фонетике и разные аспекты изучения слога.
С точки зрения представителей экспираторной (физиологической) теории фонетический слог представляет собой звуковой поток, произносимый одним выдыхательным толчком. Проводя эксперимент с пламенем свечи, сторонники этой теории пытались наглядно доказать правомерность такого подхода. Если произнести слова том над пламенем свечи, то пламя дрогнет один раз, а в слове темный - два раза. Но эта теория не объяснит, почему в слове брызг пламя свечи колыхнется два раза.
Сторонники сонорной теории определяют слог, исходя из его акустических признаков. По этой теории слог - это волна звучности, потому в слоге группируются звуки разной степени звучности. Р.И. Аванесов, разрабатывая сонорную теорию применительно к русскому языку, присвоил всем группам звуков индексы, учитывая степень их звучности: гласные - 4, сонорные - 3, шумные звонкие - 2, глухие - 1. К примеру, слову амплитуда будет соответствовать ряд индексов 431341424. Место слогоделения совпадет с местом максимального спада звучности . Слоговым элементом является гласный звук; слоговые согласные нетипичны для русского языка, поэтому они часто развивают перед собой гласный - произносится [жызин], [тиатър]. Слоговыми иногда бывают и шумные согласные; слоговым согласным является, например, звук [с] в междометиях кс-кс-кс (когда подзывают кошку) или тс! (призыв к молчанию).
В теории мускульного напряжения (динамическая), разрабатываемой Л.В. Щербой и его последователями, понимает слог как отрезок звучания, произносимый одним толчком мускульного напряжения. В каждом слоге мускульное напряжение возрастает, достигает максимума при образовании гласных, а затем падает при образовании согласных. Обычно с волной мускульного напряжения совпадает волна сонорности. Данная теория, однако, позволяет проводить границу слога в одном и том же слове по-разному (спар-жа и спа-ржа). На место слогоделения по теории мускульного напряжения оказывает влияние место ударения: ударный звук как наиболее напряженный способен притягивать к себе рядом стоящие согласные звуки: [шап- къ], но [кА-пкан].
Согласно теории эксплозивно-имплозивной, выдвинутой Ф. де Сос- сюром, звуки подразделяются на «смыкатели» (имплозивные) и «размыкатели» (эксплозивные). Например, в слове кольский слоги распределяются следующим образом: [кол-скиу]. Слогоделение проходит обычно там же, где и по теории сонорности.
По-видимому, каждая из этих теорий, как считает М.В. Панов, заклю - чает в себе только часть истины. По-видимому, следует признать, что русском языке есть случаи двоякого и в равной мере допустимого слогоделения.

(Р.Р. Каспранский, с. 76- 85)

Теория слога издавна привлекает внимание филологов. Еще античный грамматист Присциан Цезарейский (ок. 500 года до н.э.) дал определение слога, согласно которому слог - это сочетание звуков, которые произносятся sub uno aceentu et uno spiritu. Слог его интересовал, прежде всего, с позиций метрики.

Присциан Цезарейский (лат. Priscianus Caesariensis) - римский грамматик, родом из Цезареи в Мавритании, жил около 500 года н. э. Величайшим из его трудов является Institutiones Grammaticae («Грамматические наставления») - учебник латинского языка в 18-ти томах. В Средние века он являлся самым распространенным руководством по латинскому языку и послужил основанием для новейших работ по латинской филолологии.

Римскими филологами была разработана стройная те­ория поэтической речи, основанная на слоговой структу­ре слова.

В 60-70-х годах XIX столетия проблема слога привлекает к себе внимание лингвистов-фонетистов. Поскольку человеческая речь может рассматриваться как физиологическое, органо-генетическое, психологическое и акустическое явления, делались попытки объяснения природы слога со всех этих точек зрения.

Имеется более десятка теорий или трактовок слога. Рассиотрим наиболее известные из них.

3.1.Экспирационная или эспираторная . Как говорит само название, в основу этой теорий положен физиологическяй процесс выдоха при говорении. Немецкий фонетист Эдуард Зиверс

Эдуард Зиверс (нем. Eduard Sievers; 25 ноября 1850, Липпольдсберг - 30 марта 1932, Лейпциг) - немецкий филолог-германист.Окончил университет в Лейпциге (1870). Профессор в Йене (с 1871), Тюбинген (с 1883), Галле (с 1887) и Лейпциге (с 1892). Основные труды посвящены фонетике и грамматике, и истории немецкого языка, скандинавской и англо-саксонской грамматике, психологии речи, стилистике и текстологии. Занимался исследованием и изданием памятников германских языков памятников немецкой литературы. Редактор журнала «Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur» (1891-1906, 1924-1931).

называет слогом ту часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Согласно этой теории, го­ворение не происходит как равномерное "вытекание" воздуха и равномерное производство звуков друг за другом, а в виде порций выдыхаемого воздуха, которыми производится не отдельный звук, а группа звуков, более тесно связанных друг с другом, чем звуки, производимые сле­дующим толчком воздуха.

Эта теория самая древняя и самая, пожалуй, понятная и близкая нам. Еще Присциан давал аналогичное оп­ределение ("одним ударением и одним выдохом"), и мы са-


ми часто наблюдаем это явление, когда нам нужно произнести слово раздельно, т.е. по слогам, а также при групповом говорении, скандировании и т.д. Поэтому едва ли нужны примеры, иллюстрирующую эту теорию.

3. 2 . Теория сонорности

Основоположник: Йенс О́тто Ха́рри Е́сперсен

(Jens Otto Harry Jespersen ; 16 июля 1860, Раннерс - 30 апреля 1943, Копенгаген) - датский лингвист.

Окончил Копенгагенский университет, затем продолжал образование в Оксфордском университете. В 1893-1925 гг. профессор английского языка в Копенгагенском университете.

Автор учебника английского языка (1895, выдержал 19 изданий), в основу которого положена живая разговорная речь. Своё понимание грамматики как живого и развивающегося целого он отразил в «Философии грамматики» (1924). Есперсен - автор «теории прогресса» в языке, согласно которой все языковые изменения направлены на облегчение условий коммуникации и потому прогрессивны. Создал проект международного искусственного языка новиаль, ранее участвовал в разработке идо.

Работы Есперсена оказали значительное влияние на развитие лингвистики XX века. Способствовал становлению датской лингвистической школы (среди его учеников, в частности, Луис Леонор Хаммерих).

В основе этой теории лежит акустическая природа звуков речи, т.е. слог связывается со звучностью или степенью звучности звукотипов. Например,

группа глухих взрывных - это минимально сонорные звуки.

o Гласные [о, а] - максимально сонорные.

o Все соглас­ные обладают меньшей степенью cонорности, чем любой гласный звук.

o Среди согласных сонорные согласные, есте­ственно, более сонорны, чем остальные,

o Среди шумных согласных звонкие обладают большей степенью сонорности, чем глухие,

o среди глухих же более сонорны фрикативные и т.д.

Соглаcно с этой теорией, звучность (Schallfülle) прямо пропорциональна к величине (объему) полости резонатора. О.Есперсен выделяет 8 градаций cонорностн (в порядке нарастания сонорности: (Таблица для демонстрации)

Слог. Греческий философ Платон (IV в. до н.э.) говорил: «Смешным, думается мне, Гермоген, может показаться, что вещи становятся ясными, если изображать их посредством букв и слогов; однако это неизбежно так».

Слог – фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. Выделяется несколько признаков слога как фонетической единицы. С точки зрения речедвигательного управления слог есть минимальная цепочка звуков. Слог представляет собой кратчайшую артикуляторную

еди­ницу, объединяющую в своей структуре гласный (или иной звук) в качестве вершины и один или несколько маргинальных согласных.

Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Слог везде выступает как м и н и м а л ь н а я п р о и з н о с и т е л ь н а я (а р т и к у л я ц и о н н а я) е д и н и ц а р е ч и. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.

В языках нефонемного строя (например, в китайском) слог обладает конститутивной функцией, а наряду с ней (подобно фо­неме) функциями дифференцирующей и идентифицирующей, выступая в качестве минимального экспонента морфемы или слова. Здесь в принципе линейные границы слога

(силлабофонемы, или силлабемы) и морфемы / слова совпадают. Морфемные швы внутри слога невозможны. Нужно заметить, что почти все простые, т.е. одноморфемные, слова в китайском языке одно­сложны. Многосложные слова, как правило, многоморфемны. Это в подавляющем своём большинстве сложные слова. Тем са­мым китайский слог часто является экспонентом морфемы и, од­новременно, простого слова.

Слог строится в таких языках по канонической модели: на­чально-слоговой согласный (инициаль) + конечная часть слога (финаль, или рифма). В состав финали могут входить: неслого­вой гласный (медиаль) + слогообразующий гласный (централь) + завершающий консонантный элемент (терминаль). Инициаль, а также какой-либо из элементов финали могут отсутствовать (являться нулевыми).

Примеры из китайского языка: shuang 1 "иней", chang 4 "петь", guo "страна, государство", en 1 "милость", е 4 "голодный" (цифра обозначают номер тона). Классификация сло­гов обычно строится в виде таблицы, где по вертикали указы­ваются инициали, а по горизонтали финали. При этом неизбеж­ны пустые клетки.

Список слогов в языках нефонемного строя конечен. Так, в китайском языке при 22 финалях и 36 финалях теоретически воз­можное число слогов равно 792. Реально же насчитывается по­рядка 414 слогов. Допуская, что каждый из них в принципе мо­жет быть тонирован, т.е. быть физическим носителем просодемы одного из 4 дифференциальных тонов (таково их число в пекин­ском диалекте, на который опирается произношение китайского национального языка - путунхуа), число различимых слогов равняется 1324 единицам.

В языках неслогового строя слог фонологически не нагру­жен. Его границы могут совпадать, а могут и не совпадать с гра­ницами морфемы (морфа). Морфема может быть односложной (|стол|) и многосложной (|ло|шад|ка|). Её длина может быть мень­шей, чем длина слога (|тра|в-а|, |в-ста-ть|).

Таким образом, в неслоговых языках морфемная граница может проходить внутри слога и слоговая граница внутри мор­фемы. В рамках одного слога могут реализоваться несколько морфем (|ш-л-а|) или даа слова (|в_дом|). При словоизменении слоговые границы могут перемещаться (|тра[ва| ~ |трав|), откры­тый слог может чередоваться с закрытым. Возможны многочлен­ные сочетания согласных в начале и/или в конце слов (и слогов): всплеск, Заволжск. Ничего подобного не наблюдается в языках слогового строя. Поэтому количество возможных слогов в фо­немных языках трудно подсчитать.

Тем не менее, и по отношению к слогу неслоговых языков можно подходить не только с узко фонетической, но и с фоно­логической точки зрения. Фонологический подход к слогу осно­ван на учёте существующих в данном языке правил сочетаемо­сти фонем и определённого порядка их следования в абсолют­ном начале и абсолютном конце в пределах одного слога. Может быть построена идеальная модель фонологического сло­га для данного фонемного языка, с которой потом соотносятся реально встречающиеся в этом языке сочетания фонем. По Л.В. Бондарко, идеальная модель русского фонологического слога может быть представлена как FFESVSFEF (где V обозна­чает слогообразующую гласную фонему, F - щелевую фонему, Е - смычно-взрывную фонему, S - сонант). Наблюдающиеся случаи либо полностью соответствуют идеальной модели, либо не полностью её реализуют.

Слог как единица фонетическая (независимо от его фоноло­гического статуса) привлекает особое внимание лингвистов по­тому, что многие звуковые изменения происходят в границах слога и на стыках слогов и что, прежде всего слог (или цепочка слогов) является физическим носителем просодических характе­ристик.

С точки зрения фонетической, исходя из наличия или отсут­ствия согласного перед гласным и после гласного, различают слоги закрытые (|слог|, |рост|) и открытые (|но|, |зло|), прикрытые (|сон|, |сто|) и неприкрытые (|он|). Различают также слоги краткие и долгие, ударные и безударные.

Общая фонетика и исследования расстройств речи свиде­тельствуют о том, что глубинной артикуляционной единицей яв­ляется слог типа CV. Следующий за вершиной слога согласный менее тесно связан с гласным, чем предшествующий согласный (или группа согласных).

Фонетическую природу слога исследователи пытаются объ­яснить либо на основе акустических теорий, в соответствии с ко­торыми в слоге происходит нарастание и спад громкости (или звучности), либо на основе артикуляторных теорий, сводящих образование слога к дыхательному толчку или же к нарастанию и спаду мускульного напряжения.

Психологически легче членить речевой поток не на звуки, а на слоги. Слоги - наименьшая произносительная единица, неразложимое единство. Это определение обосновано данными экспериментальной фонетики и находит подтверждение с точки зрения медицины (например, в случаях афазии).

Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Теория слога

Современному языкознанию известно несколько теорий, с различных точек зрения определяющих природу слога.

Э к с п и р а т о р н а я т е о р и я определяет слог как сочетание звуков, произносимое одним выдыхательным толчком, причем каждый выдыхательный толчок приводит к образованию слога. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в колебание голосовые связки. Однако совпадение границ слога и выдыхательных толчков происходит далеко не всегда, например, борода, языкознание, человеческий и др. За один фонационный период произносится обычно целый ряд слогов, слогообразование достигается пульсирующим сужением и расширением протока для струи воздуха.

Экспираторная теория основывается лишь на одном факторе слогообразования и поэтому не может истолковать явление слогообразования во всей его сложности.

В основе с о н о р н о й т е о р и и лежит акустический критерий слогообразования. Сонорность – это степень звучности. Слог понимается сторонниками сонорной теории как сочетание более сонорного (звучного) элемента с менее сонорным. Языковед Есперсен, разрабатывавший сонорную теорию, доказал, что в языке существует относительная сонорность всех звуков. Наименьшей сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей сонорностью – гласные звуки. Следовательно, слогообразующим мог бы выступать любой звук.

В действительности сонорность свойственна только гласным и сонантам. Звонким шумным свойственна не сонорность, а «вокальность», т.е. преобладание голоса, тогда как при сонорности речь идет уже только о наличии голоса. Примесь голоса в звонких шумных столь велика, что они не обладают способностью слогообразования. Сонорная теория, основываясь на антропофонических исследованиях всех звуков, подходила к выделению слога только акустически.

Сонорная теория слога имела в науке прошлого большой успех. Некоторые языковеды считали, что можно соединить существующие теории слога, взять кое-что из экспираторной теории и, основываясь на сонорной теории, объяснить природу слога в большинстве языков.

Позже была выдвинута третья теория объяснения природы слога – т е о р и я м у с к у л ь н о г о н а п р я ж е н и я (Щерба, Фуше, Граммон). Слог, говорили сторонники этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся наша речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется тремя фазами (усилие, вершина и ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображен схематически как «дуга мышечного напряжения». При этом, казалось бы, можно легко находить границы слогов, легко объяснять структурные особенности слогов, характерные для того или иного языка.

У каждой из теорий слога есть свои слабые места. Сегодня может быть принято следующее объяснение произносительной общности элементов слога: слог является итогом исполнения единой управляющей артикуляционной программы. И гласный, и согласные являются лишь частями слога как более крупного зву­кового образования. Опознание соседних элементов слога как тех или иных фонем происходит в значительной мере за счёт инфор­мации о фонетических свойствах предшествующих и последую­щих сегментов.

Принципы слогоделения

В языкознании существует точка зрения, согласно которой слог как реальная единица речевого потока характеризуется усилением и спадом тона, или звучности, достигаемыми благодаря сочетанию наиболее тоновых звуков с наименее тоновыми или с шумными. Граница слога проходит в местах спада тона.

Слог состоит из фонем, часть которых выступает как носитель смыслоразличительных признаков, как ядро, как слогообразующий элемент слога, или (по терминологии Н.С. Трубецкого) является слогоносителем. Слогоносителями в зависимости от языка могут быть: 1) гласный; 2) дифтонг, трифтонг; 3) согласный; 4) многофонемная группа «гласный + согласный».

«Нет ни одного языка, в котором гласные не функционировали бы в качестве слогоносителей. В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными носителями слога».

Среди согласных слогоносителями могут быть только сонанты, т.е. фонемы r, l и носовые. Так, для древних индоевропейских языков зафиксировано наличие слогообразующих l и r, а также гипотетических m и n.

Сонанты могут выступать как слогоносители или как неслогообразующие согласные в зависимости от звукового окружения, т.е. могут функционировать в системе фонем в двух вариантах. Например, в санскрите r и l выступают как слогоносители в положении после согласных (pitrn «отцов», krta «сделанный»), тогда как во всех других окружениях они являются неслогообразующими (pitar «отец», kar «делать»).

Типы слогоносителей различным образом реализуются в различных языках в зависимости от законов фонологической системы языка.

Нет достаточно убедительных теорий, объясняющих меха­низм слогоделения. Опора на ту или иную совокупность правил не всегда надёжна из-за неполной подкреплённости этих правил результатами экспериментально-фонетических исследований. Интуиция носителя языка не всегда убедительна и верна. По­этому предстоит исследовать более основательно механизмы речеобразования, чтобы найти вместе с ответом, что объединяет звуки в один слог, также ответ, что отграничивает один слог от другого.

Структура слога

В каждом языке слоги дифференцируются по структуре и по выделению их различными способами в рамках слова.

С точки зрения структуры слог называется открытым, если он оканчивается на слогообразующий элемент (обычно на гласный) или закрытым, если он оканчивается на неслогообразующий элемент (обычно на согласный). «При этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми (это важно для понимания слогораздела); неприкрытыми (начинающиеся гласной) и прикрытыми (начинающиеся согласной)». Например, в слове ру-ка два открытых (и прикрытых) слога (тип слога CV= ), в слове ход закрытый слог (тип CVC).

Структурные особенности слогов турецкого языка объясняют протекание такого характерного для турецкого языка явления, как палатализация согласных.

В каждом языке имеется свой набор структурных типов слогов как закрытых, так и открытых. Для некоторых языков характерно наличие нескольких согласных в начале слога, например в языке пушту могут встречаться три согласных звука в начале (слог типа CCCV). В других языках стечения согласных в начале слога избегают, например, в персидском, арабском, а также в китайском.

Своеобразны структурные типы слогов в тональных языках. Слог в них может состоять из одного, двух трех или четырех элементов. Например, в китайском языке слог может содержать один или два элемента (такие слоги составляют четверть всего слогового состава китайского языка) и даже три или четыре элемента (большинство слогов китайского языка).

В характерном для китайского языка структурном типе слогов первым звуком является согласный, вторым – неслогообразующий узкий гласный, третьим - слогообразующий гласный и четвертым – неслогообразующий гласный или конечный сонант (который в китайском языке выступает в роли второго элемента дифтонга). Во вьетнамском языке, как и в некоторых диалектах китайского языка (например, в кантонском), четвертый элемент слога выступает согласный.

Чаще всего вершину, или я д р о, слога образует тот или иной гласный звук, а на п е р и ф е р и и слога располагаются согласные. Ср. пря-ник (дефисом обозначен слогораздел), до-мик, ра-злу-чить. Нередко слог состоит из одного гласного (т.е. периферия оказывается нулевой). Вместе с тем возможны слоги, вообще не содержащие гласного звука. В русском языке такие слоги сплошь да рядом встречаются в беглом разговорном стиле произношения, например в словах полочка (если его произносит без второго гласного). В этих слогах ядро составляют слогообразующие или слоговые сонанты. Реже встречаются слогообразущие шумные, например [s] в русском междометии тсс! Есть языки, в которых слогообразующие сонанты – нормальное явление в любых разрядах слов и в любом стиле произношения. Так, в чешском есть слоговое [r], например, в prst ‘палец’, в двусложных (с ударением на первом слоге) vrba ‘верба’, Brno ‘город Брно’, слоговое [l] в vlk ‘волк’; в сербохорватском слоговое [r] в рт ‘мыс’.

С другой стороны, слог может содержать в себе два гласных, как в нем. Maus ‘мышь’, и даже три, как во вьетнамском ngoai ‘снаружи’. В этих случаях один из гласных (в нашем примере [a]) составляет ядро слога, а другой или другие – его периферию. «Периферийные» гласные называют неслоговыми: [u], [i] и т.д.

Как видим, наличие противопоставления «гласные: согласные» еще не дает ключа к пониманию природы слога. Если мы, однако, учтем и некоторые другие противопоставления, все звуки выстроятся у нас в следующий ряд (шкалу звучности, или сонорности): широкие – средние – узкие гласные – сонанты – звонкие щелевые – звонкие смычные – глухие щелевые и смычные. От начала этой шкалы к ее концу постепенно уменьшается типичность, а затем и сама возможность использования звуков в качестве ядра слога и постепенно возрастает типичность их использования в качестве периферии.

Изложенное положение дел послужило базой с о н о р н о й т е о р и и с л о г а, по которой в слоге звук относительно большей сонорности составляет ядро, а звуки меньшей сонорности – периферию. Эта теория широко распространена, но она не решает вопроса о месте слогораздела, а также не может объяснить таких, например, случаев, как мхи, Мга, лжет, рдеть (в каждом из этих слов один слог, но два «пика звучности» - на начальном сонанте и на гласном).

Другая теория слога – т е о р и я м у с к у л ь н о г о н а п р я ж е н и я – в отечественном языкознании наиболее полно была развита Л.В. Щербой. Известно, что общее мускульное напряжение речевого аппарата («разлитая напряженность») характеризует гласные в отличие от согласных, а среди согласных свойственна сонантам в большей мере, чем шумным. Вместе с тем степень мускульного напряжения может существенно изменяться в пределах произнесения одного звука и, в частности, в пределах согласного, с чем и связано более тесное примыкание согласных и групп согласных либо к последующему, либо к предшествующему гласному. В свете теории Щербы слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Именно единством импульса и объясняется неделимость слога с произносительной точки зрения.

Итак, слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, на сменяющих друг друга моментах нарастания и спада мускульного напряжения, причем чаще всего параллельно происходят также нарастание и спад звучности. Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка. Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные м о д е л и с л о г а и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге. Так, во многих языках, например в финском (кроме заимствований новейшего времени), слог никогда не начинается группой согласных.

В языках типа русского, английского или французского слоговые границы в слове: 1) не связаны с его смысловым членением на морфемы; и 2) являются подвижными при образовании грамматических форм. Ср. дом, но дома, дому и т.д. - /m / отошло к следующему слогу, корень слова оказался «разорванным» между двумя слогами, а в рамках второго слога оказались соединенными окончание и часть корня. Даже служебные слова, в частности предлоги, ведут себя в рамках сочетания со знаменательным словом точно так же, как морфемы внутри слова: от окна произносится /a-ta-kn`a /. Знаменательные слова в русском тексте несколько чаще (но также не всегда) отделяются друг от друга слоговыми границами. Во французском языке слогоразделы не связаны даже с границами между самостоятельными знаменательными словами, ср. notre aventure / no-tra-va:-t`y:r/ ‘наше приключение’, tout est encore l`a /tu-te-ta:-kor-l`a/ ‘все находится еще там’.

Есть, однако, языки, в которых слог является устойчивым звуковым образованием, не изменяющим в потоке речи ни своего состава, ни своих границ. Такие языки – китайский, бирманский, вьетнамский и некоторые другие – называют слоговыми, или

я з ы к а м и с л о г о в о г о с т р о я. Например, бирм. /lin/ ‘муж’ при присоединении морфемы со значением дат. Падежа - /а/ не «отдает» свой конечный согласный второму слогу, а сохраняет его в рамках первого слога /lin-а/ ‘мужу’ (хотя начальное /n/ в бирманском встречается). В языках такого типа слог обычно выступает в качестве экспонента отдельной морфемы и, во всяком случае, никогда не разбивается «морфемным швом». Поэтому в слоговых языках минимальной фонологической единицей оказывается не фонема, а целый слог - с и л л а б е м а либо – если учитывать возможность чередований в рамках слога – его компоненты, участвующие в чередовании, так называемые и н и ц и`а л ь (начальный согласный слога, например /n /, в приведенном выше вьетнам. ngo`ai ‘снаружи’) и ф и н а л ь (вся остальная часть слога как единое целое, например вьетнам. /uai/ из ngo`ai илибирман. / in/ из /lin/).

При изучении слога и слогоделения важными являются понятия: открытого и закрытого слогов; и долгого и краткого слогов.

О т к р ы т ы м слогом называется такой, который заканчивается слогообразующим звуком (т.е. отсутствует «задняя периферия»), например все слоги в русском ма-ма , чешском vr-ba . З а к р ы т ы м слогом называется такой, который заканчивается неслогообразующим звуком, например мать, дай . Есть языки (английский, французский, немецкий и др.), широко использующие открытые и закрытые слоги, и, с другой стороны, такие языки, в которых возможны только открытые слоги. На определенном этапе своего развития языком открытого слога был общеславянский (праславянский) – общий предок современных славянских языков. Близок к этому типу современный японский язык. В современных славянских языках, в том числе и в русском, открытые слоги используются значительно шире, чем закрытые: интервокальные группы согласных обычно отходят к следующему слогу, например и-зба, а-ктер и т.д. Правильность такого слогоделения подтверждается, в частности, тем фактом, что даже первый согласный интервокальной группы аккомодирует последующему гласному, а не предшествующему (например, в избу, актер имеем огубленные [z] [k]). Только на конце слов широко представлены в русском языке и закрытые слоги.

Слог в тональных языках

До недавнего времени теория слога разрабатывалась в основном на материале западноевропейских и славянских языков. В этих языках фонетическое членение слова на слоги не совпадает с морфологическим членением слова. Например, если слово рука членится с точки зрения фонетической, то в нем два открытых слога и четыре фонемы (ру -ка ). Если к членению слова рука подойти с точки зрения морфологической, то границы членения пойдут уже в другом месте, и мы выделим две морфемы (рук-а ). Здесь мы наблюдаем два возможных подхода к членению слова – фонетическое и морфологическое. Фонетическое членение слова на слоги не совпадает с членением морфологическим. Слоги не связаны с определенным смыслом. Это характерно, например, для языков индоевропейской семьи.

Однако если обратиться к ряду восточных языков (китайскому, тайскому, бирманскому или вьетнамскому), прежде всего к тональным дальневосточным языкам, то там роль слога особая. В европейских языках слова формируются из звуков, и один звук может быть морфемой, тогда как в китайском и подобным ему языках слова формируются из слогов, и дисигнатор морфемы не может быть представлен единицей, меньшей, чем слог. Таким образом, фонетическая единицы (слог) и морфологическая единица (морфема) взаимно соотнесены. Граница слога и морфемы совпадает. Смысловая делимость в этих языках не идет дальше слога, и слог в связи с этим всегда ассоциируется с определенным смыслом. Слог здесь служит звуковой оболочкой морфем. Таким образом, слог в тональных языках является не только важнейшей фонетической, но и словарно - морфологической единицей.

Слог представляет собой одновременно и сегментную и суперсегментную единицу. Слог как сегментная единица является определенным отрезком речевой цепи. В слоге как суперсегментной единице один звук слоговой (или слогообразующий), он является вершиной слога, остальные звуки в слоге неслоговые. При этом не все звуки могут образовывать слог. Для этой функции не подходят мгновенные звуки, т.е. взрывные и аффрикаты. Длительные могут быть слоговыми по степени сонорности, в первую очередь максимально сонорные – гласные, во вторую – сонорные согласные, и наконец – фрикативные.

По своему звуковому строению слоги можно подразделить на открытые (кончается слоговым звуком) и закрытые (кончается неслоговым звуком), при этом слоги, кончающиеся сонорными согласными, можно называть полуоткрытыми; неприкрытыми (начинающиеся слоговым звуком) и прикрытыми (начинающиеся неслоговым звуком).

Бывают и такие слоги, в которых имеется более одной гласной. Сочетание двух гласных внутри одного слога называется дифтонгом , при этом одна из этих двух гласных будет слоговой, другая неслоговой. Слоговой будет та гласная, которая обладает большей длительной и на которую может падать ударение, хотя последнее и не обязательно, т.к. дифтонги могут встречаться и в безударных слогах. Если в дифтонге первая гласная слоговая, то это нисходящий дифтонг, если же вторая гласная слоговая, то это восходящий дифтонг. Русскому языку дифтонги чужды, поэтому, заимствуя из других языков слова с дифтонгами, русские разлагают их на два слоговых монофтонга , вследствие чего получается лишний слог, или же превращают неслоговую гласную дифтонга в согласную, подгоняя под свои сочетания.

Существует несколько теорий слога.

Экспираторная теория трактует слог как такое звукосочетание, которое произносится 1 толчком выдыхаемого воздуха. Но эта теория не объясняет всех случаев. Например, в односложном слове сплав можно наблюдать два выдоха, а в двусложном ау – один.

В современном языкознании широко признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Аванесовым. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности. Наиболее звучный слоговой звук, остальные звуки неслоговые. Гласные, как наиболее звучные звуки, обычно бывают слоговыми. Но, например, [и] может быть неслоговым. Согласные обычно бывают неслоговыми, но иногда и они могут быть вершиной слога. Слоговые согласные отличаются от неслоговых большей напряженностью: щелевые – долготой, звонкие взрывные – долгой смычкой, глухие взрывные - придыхательностью, дрожащие – многоударностью.


У звуков, характеризующихся повышенной сонорностью и повышенной напряженностью, есть общая черта: они обладают общей силой, интенсивностью , которая проявляется в увеличении амплитуды колебания. На учете этого акустического признака слоговых и неслоговых звуков основана теория слога, которая может быть названа динамической . С точки зрения этой теории слог – волна силы , интенсивности. Самый сильный звук слога – слоговой, менее сильные – неслоговые.

Щерба, вслед за французским лингвистом Грамманом развивал теорию различного мускульного напряжения слоговых и неслоговых звуков. По этой теории слог образуется нарастанием и спадом мускульного напряжения . В верхней точке этой волны слоговой звук. По силе мускульного напряжения выделяются сильноконечные согласные, у которых напряжение к концу нарастает, и сильноначальные , у которых напряжение ослабляется к концу. Сильноконечные образуют начало слога, а сильноначальные – конец слога.

Фонетический слог -- гласный или сочетание гласного с одним или несколькими согласными, произносимые одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько в нём гласных; два гласных не могут находиться в пределах одного слога.В фонетике существует много теорий, с различных точек зрения определяющих природу слога. Господствующими можно считать две из них - эспираторную и сонорную.Эспираторная теория определяет слог как сочетание звуков, произносимое одним выдыхательным толчком, причем каждый выдыхательный толчок приводит к образованию слога. Действительно, выдыхаемая струя воздуха является основой возникновения слога, поскольку она приводит в колебание голосовые связки. Однако, совпадение границ слога и выдыхательных толчков происходит далеко не всегда. За один фонационный период произносится обычно ряд слогов, причем слогообразование достигается пульсирующим сужением и расширением протока для струи воздуха. Эспираторная теория основывается лишь на одном факторе словообразования и поэтому не может истолковать явление слогообразования во всей его сложности. Эта теория подвергалась с разных сторон критике, считалась почти отвергнутой, но снова получила в недавнее время широкое распространение благодаря трудам американского фонетика Статсона. По его определению, "слог является единицей в том смысле, что он всегда состоит из одного выдыхательного толчка, который обычно становится слышимым благодаря гласному и начинается и заканчивается согласным".

В основе сонорной теории лежит акустический критерий словообразования. Сонорность - это степень звучности. Слог понимается сторонниками сонорной теории как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным - языковед Есперсен, разрабатывавший сонорную теорию, доказывал, что в языке существует относительная cсонорность всех звуков. наименьшей сонорностью обладают глухие шумные согласные, наибольшей сонорностью - гласные звуки. Следовательно, слогообразующим мог бы выступить любой звук.В действительности сонорность свойственна только гласным и сонантам. Звонким шумным свойственна не сонорность, а "вокальность", т.е. преобладание голоса, тогда как при сонорности речь идет уже только о наличии голоса. Примесь шума в звонких шумных столь велика, что они не обладают способностью слогообразования. Сонорная теория, основываясь на антропофонических исследованиях всех звуков, подходила к выделению слога только акустически.Сонорная теория слога имела в науке прошлого большой успех. Некоторые языковеды считали, что можно соединять существующие теории слога, взять кое-что из эспираторной теории и, основываясь на сонорной теории, объяснить природу слога в большинстве языков. Такого взгляда придерживался Э. Сиверс: указанные две теории он считал не исключающими одна другую. По его мнению, возможны оба вида слогов, которые он назвал сонорными и эспираторными; однако слог любого вида представляет собой соединение звуков разной степени звучности, только в одном случае речь идет о различии в собственной интенсивности, а в другом - о градации интенсивности, обусловленной выдыхательным толчком. Такой же точки зрения придерживался и Томсон. Он полагал, что в одних языках господствуют эспираторные, а в других - сонорные слоги, хотя и указывал, что в большинстве языков тип слога смешанный. "Градации в силе звуков, - писал он, - дающие акустическое впечатление, или обусловлены различием в полнозвучности, присущей звукам речи самим по себе (слоги, основанные на полнозвучности), или же производятся произвольным усилием силы звука (динамические слоги). В большинстве языков оба условия соединяются обыкновенно, т.е. большая полнозвучность сопровождается еще усилением звука".

Если, пользуясь сонорной теорией, подсчитывать число слогов в словах, то в очень многих случаях она даст возможность получить правильные ответы. Расположив, например, по степеням звучности звуки слова пятница в полном стиле (/p"atn"ica/) и в разговорном (/p"atn"ca/), мы получим схемы, из которых видно, что число сонорных подъемов соответствует числу слогов. Такое соответствие будет далеко не всегда. Так, в русском слове полочка, произнесенном в разговорном стиле, второй гласный утрачивается, однако число слогов остается равным трем, так же как и в полном стиле . Как видно из схемы, число подъемов звучности равно в таком случае только двум. Почему мы в данной случае имеем все же три слога, с "точки зрения сонорной теории объяснить невозможно.Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.Применительно к русскому языку упрощенный вариант сонорной теории дает Р.И. Аванесов, стремящийся раскрыть механизм слогоделения. Различая для русского языка три градации звучности, он пишет: "Основной закон слогораздела в русском языке заключается в том, что неначальный слог в русском языке всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименьшей звучности.

Позже была выдвинута третья теория объяснения природы слога - теория мускульного напряжения (Щерба, Фуше и др.). Слог, говорили сторонники этой теории, произносится с единым мускульным напряжением, и вся наша речь представляет собой цепь напряжений, цепь импульсов. Каждый импульс характеризуется тремя фазами (усиления, вершина и ослабление), которые связывают с усилением и ослаблением звучности. Характер слога может быть изображен схематически как "дуга мышечного напряжения". При этом, казалось бы можно легко находить границы слогов, легко объяснять структурные особенности слогов, характерные для того или иного языка.

Однако, анализируя исследования мускульного напряжения гортани, можно заметить, что мышцы гортани, достигнув тонуса, необходимого для вибрации, тотчас теряют напряженность. Вершина слога, следовательно, сопровождается ослаблением напряженности мышц гортани. Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования только с точки зрения физиологии, т.е. исключительно артикуляционно.Итак, слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, на сменяющих друг друга моментах нарастания и спада мускульного напряжения, причем чаще всего параллельного также нарастание и спад звучности. Тем самым слог несет очень важную функцию, связанную с организацией звуковой материи языка. Подчеркнем, что каждый язык имеет свои типичные модели слога и характерные ограничения на употребление тех или иных звуков в определенных позициях в слоге.

1. Членение речевого потока на слоги Членение речевого потока на слоги наблюдается во всех языках мира. Слог везде выступает как минимальная произносимая единица речи. Он может состоять либо из одного звука, либо из нескольких звуков, соседствующих в речевой цепи и определенным образом объединенных в некое неделимое (с произносительной точки зрения) целое.Практическое членение речевого потока на слоги не вызывает споров, однако определение слога и его природы представляет трудности.

Слог состоит из фонем, часть которых выступает как носитель смыслоразличительных признаков, как ядро, как слогообразующий элемент слога, или является слогоносителем. Слогоносителем в зависимости от языка могут быть: гласный; дифтонг, трифтонг; согласный; многофонемная группа "гласный + согласный". "Нет ни одного языка, в котором гласные не функционировали бы в качестве слогоносителей. В большинстве языков мира гласные являются единственно возможными слогоносителями слова".



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!