Понятие волость. Что такое Волость? Значение и толкование слова volost, определение термина

Словарь Ушакова

Волость

во лость , волости, мн. волости, волостей, жен. (ист. ).

1. Территориальный сельский округ, входивший как низшая административная единица в состав уезда и упраздненный новым районированием РСФСР .

2. В древней Руси - территория, подчиненная одной власти, преимущ княжеской; область.

Политическая наука: Словарь-справочник

Волость

административно-территориальная единица в России 11-20 веков. В Древней Руси волостью поначалу называлась вся территория земли (княжества); затем полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. В 13-16 веках существовали волости на черных (государственных), дворцовых, боярских, монастырских землях. Волость отдавалась князем в «кормление» волостелю, в пользу которого население облагалось пошлинами и поборами. С середины 16 века царское правительство начало сокращать систему кормлений. В 17 веке в связи с учреждением городовых воевод волость потеряла значение самостоятельной административной единицы. Однако в конце 18 века были учреждены волостные правления, что возродило значение волости как административно-территориальной единицы. По реформе землевладения государственных крестьян 1837 года в волостях были созданы волостной сход и волостные правления, подчинявшиеся Палате государственных имуществ. По реформе 1861 года волость становится единицей сословного крестьянского управления. С 1874 года она находилась в ведении уездного по крестьянским делам присутствия, а с 1889 года перешла в ведение земских участковых начальников. После Февральской революции 1917 года волость стала единицей всесословного самоуправления. В первые годы Советской власти в результате передачи крестьянам помещичьих и государственных земель волости раздробились. Начавшееся с 1923 укрупнение волостей ликвидировало разницу между волостью и уездом в большей части СССР. Административная реформа 1928-1930 годов заменила уездно-волостную систему территориального деления на районную систему, основанную на учете экономического тяготения населения к районному центру.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Волость

, и , ж.

В Древней Руси территория, подчиненная одной княжеской власти, в дореволюционной России - административно-территориальная единица в составе уезда.

* Сошлись семь мужиков Пустопорожней волости уезда Терпигорева . // Некрасов. Кому на Руси жить хорошо // *

ВОЛОСТНОЙ, ◘ ВОЛОСТНОЕ ПРАВЛЕНИЕ.

Гаспаров. Записи и выписки

Волость

♦ Modern parochial states, выражался Тойнби; волостная великодержавность - вот чего хочется некоторым деятелям. (Журнал "Слово", 1989, 12, с налетом на Сахарова, вышел через несколько дней после его смерти. "Они не знали, что управились и без них", сказала А).

Энциклопедический словарь

Волость

административно-территориальная единица России. В Др. Руси - вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. С кон. 14 в. - часть уезда. С 1861 - единица сословного крестьянского управления. Была упразднена Административно-территориальной реформой 1923-29.

Словарь Ожегова

ВО ЛОСТЬ, и, мн. и, ей, ж.

1. В Древней Руси: местность, область, подчинённая одной власти.

2. В России до 1929 г.: административно-территориальная единица в составе уезда.

| прил. волостной, ая, ое.

Словарь Ефремовой

Волость

  1. ж.
    1. Территория, подчиненная одной власти, обычно княжеской (на Руси IX-XIII вв.).
    2. :
      1. Низшая административно-территориальная единица (в Российском государстве до 1917 г. и в СССР до введения в 1929-1930 гг. системы районирования).
      2. Население такой административно-территориальной единицы.
    3. :
      1. разг. Селение, в котором находилось здание волостного правления.
      2. Здание, помещение волостного правления.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Волость

В. в древнем русском праве означала, как показывает уже самое слово (волость и власть - одинаково частое словоупотребление в летописях), территорию, находившуюся под одной властью, и в этом смысле первые летописцы называют волостями княжества и земли. В московском периоде термин В. встречается в двух значениях: в смысле крестьянской общины и в смысле административного округа, и мнения ученых еще по настоящее время расходятся в вопросе, какое из этих двух значений предшествовало другому, возникла ли В. первоначально как административное деление или как общинное. Вопрос этот, тесно связанный со всей историей общины, решается, по-видимому, в пользу последнего мнения; к нему примыкает теперь большинство исследователей. В. в первоначальном своем виде представляется, таким образом, разросшейся общиной, состоящей из нескольких деревень и сел и основанной на общности владения землей и на самоуправлении членов, осуществляемом посредством сходов и выборных властей, как светских (старосты, сотские, пятидесятские, десятские), так и духовных (попы и церковные старосты). Этой общинной организацией воспользовались московские князья, с XIV века, сделав волости, при слабости собственно государственной администрации, посредниками между государством и отдельными крестьянами. Устроив в волостях свои административные и финансовые органы в лице волостелей и сборщиков податей, они, однако, оставили в силе их самоуправление, ограничив лишь его объем более мелкими делами и раскладкой податей. Вместе с тем В. осталась и фактическим владельцем своей земли, хотя право собственности на последнюю теоретически и было перенесено на личность государя. В качестве такого владельца она раздавала землю своим членам или посторонним лицам на оброк, принимала новых членов и т. д. Позже развитие частного служилого землевладения за счет общинного крестьянского и усиление административных средств государства привели к разрыву между экономическим и административным значением волости и к стеснению ее самоуправления. К концу XVI в. В., как земельная община, сохранилась уже только в северных областях Московского государства, где не развилось частное землевладение; в областях же центральных она сохранила за собой лишь одно административное значение, но и то стало исчезать с появлением нового, чисто административного деления - стана. Черная В., как община непосредственно от государства зависевших крестьян, противополагалась владельческим селам и в этом смысле самое население ее получало название волостных людей. Об имущественных отношениях В. - см. Община, там же и литература.

О волостях, как административных частях уездов, сохранились точные сведения в официальных и частных документах петровского и ближайшего к нему времени; таким образом, несмотря на крайне недостаточную разработку материалов XVIII века, можно утверждать, что существование волостей продолжалось в разных местностях России в течение всего этого века. В изданном, при императоре Павле I, 5 апреля 1797 г. (№ 17906) учреждении об удельных имениях предписывалось села и деревни, в одной округе лежащие, соединить во всяком уезде в приказы под названием по главному между ими селению, и во всяком таком приказе учредить приказного выборного, по одному казенному и по одному приказному старосте и также по одному писарю, по общему через 3 года выбору. В том же году, в силу Высочайшего повеления о том, чтобы при сочинении ведомостей казенным имениям не различать селений по званиям, но писать целыми волостями, экспедиция государственного хозяйства представила особый Высочайше утвержденный 7 августа доклад "О разделении казенных селений на волости и о порядке их внутреннего управления" (№ 18082), в котором приказы уже называются волостями. В каждой волости (которая не должна заключать в себе более 3000 душ) предписывалось учредить волостное правление, в коем быть волостному голове, одному старосте или выборному и одному писарю. Сверх волостного правления быть в каждом селе или деревне по одному сельскому или деревенскому выборному или другого наименования, по обычаю той губернии или народа, старшине и при всяких десяти дворах по одному десятскому; волостного голову и писаря выбирать на 2 года обществом из всех сел и деревень, к той волости принадлежащих. К обязанностям волостного головы, сельских и деревенских выборных отнесены, между прочим, охранение благочиния и безопасности, взыскание податей и сборов, расправа в маловажных между поселянами ссорах и исках, опека над вдовами и сиротами, а также над ленивыми и нерадивыми в хозяйстве, наблюдение над сельскими и деревенскими выборными.

Коренное преобразование крестьянского быта и управления начинается в царствование Николая I, с прибытием графа П. Д. Киселева из княжеств Молдавии и Валахии, которыми он управлял несколько лет, успев устроить там быт сельского населения по задуманному им плану. В России идеи его нашли себе применение к устройству быта государственных крестьян, положение которых, под управлением министерства финансов, было крайне незавидным. П. Д. Киселев предложил подчинить их попечению особого ведомства. Для осуществления этого плана было сначала образовано V-e отделение Собственной Е. И. В. канцелярии, а затем министерство государственных имуществ (1837), с его местными органами - палатами государственных имуществ и окружными управлениями. Округа подразделялись на волости, а волости на сельские общества. Изъятие составляли лишь Западные и Белорусские губернии, где округа разделялись прямо на сельские общества, и губернии Остзейские. Для заведования волостью были учреждены: 1) волостной или участковый сход (для волостных выборов, разного рода дел общественных и дел рекрутской повинности), составлявшийся, в присутствии волостного головы, из выборных сельских обществ; 2) волостное правление, состоявшее из волостного головы и заседателей, с волостным писарем и его помощниками, которых назначал окружной начальник; 3) волостная расправа, из двух выборных добросовестных, под председательством волостного головы. Волостная расправа представляла собой вторую степень домашнего суда по делам государственных крестьян; первую же степень суда составляла сельская расправа. Точно так же волостное правление было второй степенью сельской администрации, первую инстанцию которой составлял сельский старшина. Волостной голова избирался на трехлетие волостным сходом, но утверждался в должности и увольнялся от нее, по представлению окружного начальника, палатой государственных имуществ, с разрешения начальника губернии. Впрочем, волостной голова мог оставаться в своей должности и по прошествии трехлетия на неопределенное время, пока начальство не признает нужным избрать на его место другого. Кроме того, волостные головы могли быть назначаемы, по распоряжению министра государственных имуществ, из благонадежных унтер-офицеров, фельдфебелей и вахмистров. В действительности волостные и сельские управления являлись, таким образом, простыми орудиями высших административных инстанций. Подробный наказ волостному правлению весь проникнут принципом самой мелочной опеки и постоянного вмешательства администрации во все стороны как общественной, так даже и частной жизни государственных крестьян. По мысли П. Д. Киселева подобная организация управления государственных крестьян должна была оградить как последних, так и интересы казны от постоянных в то время злоупотреблений и произвола полиции и суда, против которых государственные крестьяне оказывались совершенно беззащитными (даже сравнительно с помещичьими крестьянами). Но так как новые учреждения наполнились людьми того же типа, а государственные крестьяне были поставлены по отношению к ним почти в то же положение, в каком находились крепостные крестьяне к своим помещикам, то быт государственных крестьян не улучшился сравнительно с тем временем, когда министерство государственных имуществ еще не существовало. Редакционные комиссии 1859-60 гг., имея перед глазами двадцатилетний опыт деятельности волостного управления государственных крестьян на начале правительственной опеки, предпочли создать действительное и полное самоуправление крестьянского общества. Они исходили из следующих основных начал: 1) возможно большее устранение влияния администрации на мирские дела и уничтожение всех лишних инстанций; 2) возможно большая степень независимости лиц из крестьянского сословия, составляющих местное управление, от влияния сельских канцелярий; наилучшим для этого средством казалось устранение порядка назначения писаря высшим начальством, вместо чего вводился вольный наем их волостным управлением; 3) установление, в законных пределах, ответственности перед крестьянским обществом как самого начальствующего в волости лица, так и всех лиц, составляющих совещательное при нем учреждение, и признание за крестьянским обществом права приносить, через доверенных лиц, жалобы не только на волостное начальство, но даже и на местные полицейские власти; 4) независимость суда от полицейской и административной власти; 5) совершенное уничтожение всяких судебных инстанций в пределах волостной крестьянской единицы.

Согласно общему Положению 19 февраля, волость является низшей административной единицей крестьянского самоуправления (в противоположность сельскому обществу, как хозяйственной единице), образуемой из смежных крестьянских обществ. При определении размера волостей редакционные комиссии исходили из того соображения, что волость не должна быть слишком мала, так как через это увеличилось бы чрезмерно самое число административных единиц, с которыми административные власти должны быть в непосредственных сношениях. Наименьшее число жителей, требуемое для образования волости, было определено цифрой 300, а наибольшее - около двух тысяч ревизских мужского пола душ; отступления от этих предельных норм, в ту и другую сторону, допускались по соображениям удобства, с разрешения начальников губерний. В настоящее время, по сведениям центрального статистического комитета, численный состав населения волостей по большей части значительно превышает установленную законом высшую норму населенности, восходя в отдельных случаях до 19 тысяч наличных душ. Наибольшее расстояние отдаленнейших селений В. от средоточия управления его должно быть около двенадцати верст. При первоначальном образовании волостей было принято в основание разделение на приходы, так что из каждого прихода, если только он соответствовал вышеуказанным требованиям относительно численности населения и протяжения, образована была В. При малочисленности данного прихода, в одну В. соединялись два или более приходов, но с тем, чтобы приходы не раздроблялись; дробление приходов было допущено законом лишь в виде исключения. По своему составу В. была преимущественно сословной крестьянской единицей, во главе которой являлись только одни крестьяне. В состав В. не входят ни помещики, ни другие посторонние лица, не принадлежащие к сословию крестьян. Тем не менее В. не имеет характера вполне замкнутого сословного учреждения, но доступ в нее был открыт лицам всех податных состояний, которым предоставлялось приписываться к волостям сельских обывателей, с согласия волостного схода.

С совершенно иным характером является волость в Остзейских губерниях. Согласно § 1 Высочайше утвержденного 19 февраля 1866 г. (Полное Собрание Законов, № 43034) Положения о волостном управлении в этих губерниях, волостное общество есть совокупность лиц, живущих на определенной земской территории, соединенных, с утверждения правительства, в одно целое и пользующихся взаимными, законом установленными, правами и обязанностями. В состав этого волостного общества входят: принадлежащие к одному имению, видме или пасторату обыватели, записанные в местные ревизские или переводные списки, а также лица, вступившие в крестьянский волостной союз с сохранением личных сословных своих прав. Лица, к волостному обществу не приписанные, но приобретшие в собственность или взявшие в аренду отдельные крестьянские участки, тем самым вступают в местный волостной союз. Такое волостное устройство гораздо ближе подходит к гминному устройству Царства Польского, чем к организации волостного управления в центральных губерниях. Низшая предельная норма населения остзейской волости 200 душ; волостные общества, к которым принадлежат не более 200 лиц, присоединяются к другим обществам, если образование в них схода выборных (Gemeinde-Ausschuss) и назначение должностных лиц окажется неудобным по случаю недостаточного числа членов.

Волостное управление, на основании Общего Положения о крестьянах, составляют: 1) волостной сход; 2) волостной старшина с волостным правлением и 3) волостной крестьянский суд. Волостной сход составляется из выборных сельских и волостных должностных лиц (волостного старшины, сельских старост, помощников старшины, сборщиков податей и заседателей волостных правлений и судей волостных судов) и из крестьян, избираемых от каждого селения или поселка, принадлежащего к волости, по одному от каждых десяти дворов. В губерниях Остзейских и Западных, где сельское сословие делится на два класса: хозяев и батраков или бобылей, последним предоставлено право посылать на волостной сход по одному выборному от каждых двадцати взрослых работников в Западных губерниях, и по одному от каждых десяти батраков в губерниях Остзейских. Ведению волостного схода подлежат: выборы волостных должностных лиц, все хозяйственные и общественные дела целой волости, меры общественного призрения, учреждение волостных училищ, распоряжения по волостным запасным магазинам, принесение жалоб по делам волости и выдача доверенностей на ведение дел, раскладка волостных сборов, поверка действий и учет волостных должностных лиц по отправлению воинской повинности. В губерниях Остзейских, кроме общего волостного схода (Gemeindeversammlung), созываемого один раз в год только для избрания волостных должностных лиц, существует еще сход выборных, состоящий из волостного старшины и выборных, избираемых общим сходом. Ведению этого схода подлежат те же предметы, которые в центральных губерниях отнесены к ведению волостных сходов. Решения волостного схода признаются законными, если на сходе были: волостной старшина или заступающий его место и не менее двух третей крестьян, имеющих голос на сходе; все дела решаются по большинству голосов.

Волостной старшина есть главный начальник из крестьян, в пределах волости. Должность его замещается по выбору, причем утверждение избранного обществом на эту должность лица зависит теперь от земского начальника, а окончательное удаление от должности - от уездного съезда. Он отвечает, по закону, за сохранение общего порядка и спокойствия в волости. На нем лежит целый ряд обязанностей по делам полицейским (объявлять законы и распоряжения правительства, наблюдать за исполнением паспортных правил и судебных приговоров, принимать меры для открытия и задержания виновных) и общественным (созывать и распускать волостной сход и приводить в исполнение его приговоры, наблюдать за исправным содержанием путей сообщения, за низшими должностными лицами, за отбыванием повинностей, заведовать волостными суммами и проч.). Волостное правление составляется из старшины, всех сельских старост или помощников старшины и из сборщиков податей там, где есть сборщики. Оно имеет, главным образом, характер контрольно-совещательного учреждения для некоторых административных дел, подлежащих коллегиальному обсуждению и сопряженных с денежной ответственностью.

Волостные суды, образцом для устройства которых послужили волостные расправы государственных крестьян, должны были, по мысли редакционных комиссий, разбирать только маловажные, вытекающие из крестьянского быта дела и руководствоваться при этом народными юридическими понятиями и местными обычаями; ввиду такой своеобразности юрисдикции волостных судов, не признавалось возможным допустить апелляции на их решения. Предполагалось при этом, что волостные суды, составляемые из очередных домохозяев целой волости, будут, на первое время, совершенно достаточны для доставления крестьянам по упомянутым делам законной защиты. На основании Общего Положения о крестьянах для составления волостного суда ежегодно избиралось волостным сходом от четырех до двенадцати очередных судей, причем судьи могли быть избраны или для бессменного, в течение целого года, отправления своей должности, или для отправления ее по очереди, заранее определенной сходом; присутствие суда должно было состоять не меньше как из трех судей. Составленный таким образом волостной суд решал окончательно: 1) все споры и тяжбы между крестьянами, ценой до ста рублей включительно, и все, без ограничения ценой иска, споры и тяжбы между крестьянами, которые тяжущиеся стороны предоставят решению волостного суда; 2) дела о маловажных проступках, когда они совершены в пределах самой волости против лиц, принадлежащих к тому же состоянию и без участия лиц других состояний. За такие проступки волостной суд мог приговаривать виновных: к общественным работам - до шести дней, к денежному взысканию - до трех рублей, к аресту - до семи дней, или лиц, от телесного наказания не изъятых, - к наказанию розгами до двадцати ударов. Волостной старшина и сельские старосты не должны были вмешиваться в производство волостного суда и не могли присутствовать при обсуждении дел. Решения и приговоры волостного суда считались окончательными и до воспоследования Высочайше утвержденного 14 февраля 1866 г. Положения главного комитета об устройстве сельского состояния не подлежали вовсе обжалованию. Этим Положением разрешено приносить просьбы об отмене незаконных решений волостных судов в местный съезд мировых посредников, который при разборе означенных просьб должен был ограничиться обсуждением лишь вопроса о том, не нарушены ли волостным судом пределы предоставленной ему власти и не постановлено ли по делу решение без вызова участвующих в деле лиц. Место съезда мировых посредников заступило в 1874 г. уездное по крестьянским делам присутствие. Высочайше утвержденные 12 июля 1889 года временные правила о волостном суде в местностях, в которых введено Положение о земских участковых начальниках, а также Положение 9 июля того же года о преобразовании крестьянских присутственных мест Прибалтийских губерний, внесли следующие изменения в устройство этого суда.

По обоим законам волостной суд состоит из председателя и трех судей; различие же выражается в том, что в центральных губерниях председатель волостного суда избирается уездным съездом, причем его обязанности могут быть возложены съездом и на местного волостного старшину; в Прибалтийских же губерниях волостные судьи сами избирают из своей среды председателя. Значительно большая независимость волостных судей в Остзейских губерниях, сравнительно с такими же судьями внутренних губерний, выражается и в том, что первые подлежат дисциплинарной ответственности не иначе, как по постановлениям мирового съезда, выслушивающего предварительно объяснения обвиняемого; в случае присуждения к аресту, волостной судья может принести на съезд жалобу в судебную палату. Волостные судьи внутренних губерний могут быть подвергаемы штрафу и даже аресту по единоличному распоряжению земского начальника, без обязательного выслушивания объяснения обвиняемого; жалобы на взыскания, наложенные в таком порядке, вовсе не допускаются. Далее, в Остзейских губерниях волостные судьи могут быть удаляемы от должности только по приговору уголовного суда, во внутренних же губерниях удаление их от должности предоставлено усмотрению уездного съезда. Срок, на который подлежат избранию волостные судьи, определяется в обоих законах одинаково (на 3 года), но возраст, необходимый для занятия судебной должности, по остзейскому закону несколько ниже (25 лет), чем по закону, действующему в остальной части России (30 лет). Юрисдикция волостного суда в Остзейском крае представляется значительно уже, чем во внутренних губерниях; из гражданских дел ведению первого подлежат иски о движимости и по обязательствам, и по договорам ценой не свыше ста рублей, а второму - всякого рода споры и тяжбы ценой до трехсот рублей, - а дела по наследованию и разделам между наследниками крестьянского имущества - ценой до 500 руб. и даже выше, если спорное имущество входит в состав крестьянского надела. Власть волостного суда по определению меры уголовных взысканий также представляется более узкой в Прибалтийских губерниях, нежели во внутренних; денежное взыскание там не может превышать 12 рублей, - а здесь доходит до 30 рублей; там арест не может превышать 2 недель, а здесь может простираться до 30 дней. По отношению к телесному наказанию остзейский закон признает за волостным судом право заменять его строгим арестом, на срок не свыше двух недель, причем замена является для суда обязательной в тех случаях, когда осужденные будут просить о сей замене; по закону 12 июля аналогичного постановления осужденные не имеют этого права. Второй инстанцией, по крестьянским делам в Прибалтийских губерниях, служит верхний крестьянский суд, состоящий из председателя, по назначению министра юстиции, и двух членов из председателей волостных судов, приглашаемых по очереди для участия в заседаниях. Высший надзор за волостными и верхними крестьянскими судами возлагается в Остзейских губерниях на съезды мировых судей, составляющие кассационную инстанцию крестьянского суда. В центральных губерниях жалобы на волостной суд приносятся уездному съезду, образуемому, под председательством уездного предводителя дворянства, из уездного члена окружного суда, почетных мировых судей, городских судей и земских начальников, а кассационные жалобы - губернскому присутствию, состоящему, под председательством губернатора, из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, лица прокурорского надзора и двух непременных членов (избираемых губернатором из числа местных дворян).

Сделанное выше сопоставление обоих одновременно изданных законов о реформе волостных судов в Остзейском крае и в тех внутренних губерниях, где введено в действие Положение о земских начальниках, ясно указывает на то, что преобразование этих судов пошло различными и даже совершенно противоположными путями. Там заботы правительства были направлены к возможному обеспечению самостоятельности волостных судей при сравнительно ограниченном круге их деятельности; здесь расширение компетенции волостных судов совпало с умалением их самостоятельности. О волостных сборах - см. Мирские сборы. Волость, в своем значении сословно-крестьянской административной единицы, в действительности оказалась совсем не тем установлением, чем должна была быть по мысли составителей Положений 19 февраля 1861 г. При отсутствии в большинстве волостей сколько-нибудь значительных волостных имуществ, капиталов и общественных заведений, дел, которые касались бы всего населения волости, оказалось на практике весьма немного. Вследствие этого волостной сход не получил почти никакого значения в крестьянской жизни; все обязанно-земельные и сословно-крестьянские вопросы ведались сельскими сходами, так что настоящей единицей сельской общественной жизни сделалось сельское общество. С другой стороны, в состав волостей фактически вошли земли лиц всех сословий и понятие стоящих вне волостей земельных пространств, на которые бы деятельность волостного управления, как управления сословного, не простиралась, постепенно ослабело, уступив место представлению, что волостное деление обнимает собой всю территорию уезда. Таким образом, нынешняя крестьянская волость, сохраняя официально характер сословный, в действительности получила характер бессословный. А между тем волостное управление всей тяжестью своей стоимости лежит на одних крестьянах. Такое положение вещей неизбежно должно было привести к мысли о возможности совершенного упразднения сословной крестьянской волости, как установления совершенно искусственного, и о замене ее какой-либо другой местной организацией в общем уездном управлении. В ряду целого ряда попыток, направленных к этой цели, особенно видное место занимают проекты учреждения всесословной или бессословной волости. Вопрос о всесословной волости возник еще во время подготовительных работ к освобождению крестьян. В 1870-х годах он был выдвинут вновь некоторыми представителями петербургского дворянства, видевшими в устройстве всесословной волости средство усилить влияние, на местах, дворян-землевладельцев. Совершенно иное значение тот же вопрос получил в начале 1880-х годов, когда он сделался предметом обсуждения в земских собраниях. Мнения земств разделились: одни явились горячими сторонниками мысли о слиянии крестьян с другими сословиями в более обширных административных или самоуправляющихся единицах - приходах или волостях; другие, признавая всесословную волость учреждением весьма желательным в будущем, видели, однако, препятствия для немедленного осуществления такой реформы в полной неподготовленности общинного крестьянства к тому, чтобы принять действительно полезное участие в совместном с собственниками других классов заведовании административно-хозяйственными интересами. К числу противников всесословной волости принадлежали, между прочим, А. И. Кошелев и К. Д. Кавелин; последний опасался, что при бедности, невежестве и наследственной безответственности крестьян перед всяким начальством, включение в состав волости элементов, не принадлежащих к крестьянству, явится удобной формой подчинения крестьян чуждым для них сословным или личным интересам. В пользу всесословной волости, как мелкой земской единицы, организованной на начале самоуправления, высказался В. Ю. Скалон в своих статьях, разновременно помещавшихся в "Земстве" и "Русской Мысли" и в книге: "Земские взгляды на реформу местного управления" (М. 1884 г.); за нее же постоянно стоял и стоит "Вестник Европы". Учрежденная в 1881 году, под председательством М. С. Каханова, особая комиссия для составления проектов местного управления пришла к заключению о необходимости упразднения крестьянской волости и образования волости территориальной, обнимающей собой всех жителей данного участка, но не самоуправляющейся, а управляемой волостелем, который избирался бы уездным земским собранием. Вместе с волостью и сельское общество должно было, по плану комиссии, расширить свой личный состав допущением вступления в его среду лиц некрестьянского сословия. Все эти предположения остались без осуществления; реформа 1 889 г. сохранила крестьянскую волость, подчинив только живущих в ней мещан относительно полиции и суда действию общих правил, для лиц сельского состояния установленных.

С. Латышев.

Словари русского языка

Еще в древние времена Киевской Руси существовало деление государства на административные единицы. Обычно мелкие наместнические хозяйства прикреплялись к городам, ведущим торговую жизнь. Ранее, до XIII века, волостями считались княжества, они постоянно делились и объединялись между собой. Тогда властями было решено собрать все усилия в кулак, дабы объединить русские земли под одним началом. Ведь и княжества имели по мелкому князю. Таким образом начали появляться волости, как самые малые территориальные единицы.

Понятие из древних времен

В церковнославянском языке было такое понятие, как власть, что и обозначало слово волость. И такое определение имело исключительно политическую подоплеку, а именно право владения. Звучание и написание слова "волость" чем-то походит на "область", но совпадений куда больше. Область - это и была та самая территория, на которую распространялась власть, то есть волостное правление. Отсюда следует, что власть - пространственное владение землей, а область - право.

Все земли Древней Руси делились на уезды и станы, которые в свою очередь подразделялись на дороги, волости и так далее. Что такое волости, более-менее понятно, а вот удел - это еще более интересная единица территории. Уделом являлась часть земли, переданная от отца своим детям, каждый удел принадлежал одному ребенку. Такие уделы подразделялись на уезды, которые обозначали территорию административно-судебного округа, поэтому уезды были не только в волостях, но и в городах и селах. А годами позже уезд превратился в небольшой городской или сельский округ.

Значение слова "волость"

Это историческое слово знакомо нам в первую очередь из художественной литературы. Мы знаем, что оно определяет территорию, но какую именно?

Значение слова "волость" происходит из XI века, тогда в России таким образом называли административно-территориальную единицу. Во времена Древней Руси волостью звались все земли или княжества, после она превратилась в полусамостоятельный участок территории или в сельскую землю, которая была подчинена городскому правлению.

Что такое волость? В XIII-XVI веках это земли, принадлежащие государству, боярам и монастырям. Князь передавал волость на обеспечение волостелю - главному смотрителю за землей. Для волостеля собиралась дань с проживающего населения в виде пошлин и поборов. Такая система звалась кормлением. Но с XVI века царская власть начала уменьшать долю этой системы и, начиная с XVII века, после утверждения городовых воевод, волость потеряла свою самостоятельность как отдельная административная земельная единица.

Жизнь людей в волостях. Вече

Во времена обособленной жизни волостей существовали так называемые веча. Вече пошло от родовых союзов и общин, где люди собирались для решения своих внутренних и внешних проблем, а также экономических дел. С помощью веча жители призывали князя, выбирали старейшин (старцев), которые управляли мирскими делами. Вече занималось судом и правовыми вопросами. Оно объявляло войны и могло заключить мир с вражескими соседствующими территориями.

Вече могло заключать договоры с князьями или же призывать удобных и угодных для него князей. Это были достаточно удобные полномочия, ведь неугодных они могли изгонять и вовсе не пускать на порог своих поселений. Со временем вече начало влиять на исход военных действий в междоусобицах, требовать прекратить либо продолжить нападение.

Из чего состояло вече

Что такое волости с точки зрения управляющей власти? Каждое вече имело старейшину, которого избирали всенародным голосованием. Самым популярным человеком волости являлся начальник городского ополчения - тысяцкий. А ополчение звалось тысячей. Тысяцкому прислуживали сотские и десятские, управлявшие отрядами меньшей численности, нежели у тысяцкого. Если князья обладали достаточным доверием и большой властью в волостях, то тысяцких назначали сами, однако в остальное время такой работой занималось вече.

Веча крупных городов по старшинству могли посылать в более мелкие своих посадников, а, например, в Новгороде сами его избирали, несмотря на князя и его чиновнический кабинет. Таким образом, вечевое правление в волостях укреплялось еще больше.

Порядки вечевых собраний

К сожалению, летописи мало рассказывают нам о порядках вечевых собраний, и более точных документальных подробностей не сохранилось. Собирали народ на вече с помощью церковного колокола: все, кто был свободен от труда, сходились на центральной площади. Помимо местного коренного населения, приезжие также имели право посещать такие собрания. Отсюда можно сделать вывод, что волость - это особый вид обособленной жизни от главной власти государства.

Правда, собрать вече мог и князь, но с разрешения старейшины. Более того, существовал целый совет старейшин, который являлся выборным органом. Как высказывались свои мнения на вече? Просто - криками. Люди, выкрикивая свои предложения, пытались решить насущные проблемы. Либо ответить на княжеское предложение или указ. Для принятия окончательного решения нужно было, чтобы все собравшееся население ответило одинаково, в этом убеждались на глаз, так как отдельные ответы не принимались. Проводилась коллективизация мысли.

Бывало, что на вече доходило и до ссор, драк и междоусобиц. Такие моменты случались тогда, когда меньшинство не согласившихся продолжало громко настаивать на своей точке зрения. Обычно оно подавлялось, но с применением силы. Особо отмеченного времени для вече не было, колокол пускали в ход тогда, когда была нужда.

Историческая справка по XIX веку

К концу XVIII века появляются волостные правления. Это явилось неким возрождением старого значения слова "волость". В 1837 году проходит реформа землевладения среди крестьян, принадлежавших государству. По новым правилам создавался специальный волостной сход, а также волостные правления, которые должны были подчиняться Палате государственных имуществ.

После освобождающей реформы 1861 года, когда рабский труд крестьян был упразднен, население волости, крестьянское сословие, становится ее главным управителем. В 1874 году волость отдается под управление уездного, следящего за крестьянскими делами. Но уже в 1889 году переходит в руки земского участкового начальника.

Жизнь волостей во времена большевиков

После победы большевиков в революции 1917 года волость становится общей, то есть управлять ею могут все сословия. После первых лет правления Советов волости были раздроблены, но отданы в ведение крестьянам, а волостные земли включали и помещичьи владения, и государственные территории. 1923 год начинается с увеличения площади волостей путем объединения их с уездами, а уже в 1930-х годах такие территориальные единицы были заменены на систему районов. Они основывались на зависимости в экономическом плане таких объединенных форм от районных центров.

Список волостей, существовавших в Царской России

Волости прошлого были разделены на две подгруппы. Одна из них, крупнейшая, относилась к губерниям Европейской части России. В нее входили такие территориальные единицы, как Воронежская, Вологодская, Архангельская, Киевская, Вятская, Курляндская, Астраханская, Костромская, Бессарабская, Владимировская, Калужская, Волынская, Гродненская, Казанская, Екатеринославская, Орловская, Могилевская, Курская, Минская, Оренбургская, Полтавская, Рязанская, Новгородская, Московская, Минская, Санкт-Петербургская, Тамбовская, Херсонская и много других.

Отдельно считалась группа волостей Привислинского края или Царства Польского. В нее входили Келецкая, Варшавская, Плоцкая, Радомская, Люблинская и другие земли.

Создание и упразднение волости на примере Псковского уезда

Во время уже существовавшего Псковского уезда на его основе была создана одноименная волость. Она являлась составной административно-территориальной единицей упомянутого уезда. Официальное образование волости произошло в 1924 году. Областями Псковской волости, которые вошли в ее состав стали: Зелитская, Остененская, Сидоровская, Логозовская, Псковоградская и Торошинская. Более того, для увеличения земель Псковского региона к ним были присоединены сельсоветы: Великопольский, Савинский, Клишевский, Ветошинский, Залитский и другие.

С 1925 года постепенно начинается выделение из волости отдельных волостей и сельсоветов. Таким образом, начинается ликвидация древнерусской системы территориального деления. В 1927 году Псковская волость в рамках РСФСР была преобразована в район и начала относиться к одноименному округу Ленинградской области. На сегодняшний день Псковская область является единственной в своем роде сельской административно-территориальной единицей, которая входит в состав района. В остальных местах волостями являются сельсоветы, сельпо, сельская администрация, округ и наслег.

адм. - терр. единица России XI -нач. XX вв. В Киевской Руси - территория княжеского домена; в XIII-XVI вв. незнач. терр. единица, созданная на основе крест. общины; с сер. XVI в. включалась в состав уезда. После февральской революции - единица всесословного самоуправления.

Отличное определение

Неполное определение

ВОЛОСТЬ

1) в Киевской Руси территория, подчиненная одной власти (от владеть, вол одеть). Соответствовало понятиям «земля», «страна», но чаще - «область », «удел». Во 2-20 вв. - административно-территориальная единица в России. В удельную эпоху и в Московском государстве В. - часть княжества, сельский округ без государственного центра, мелкая территориальная единица неопределенных размеров. С 14 в. В. - часть уезда, не имевшая города, включавшая несколько деревень и др. небольших населенных пунктов. До 17 в. В. - административно- хозяйственная единица, которая управлялась назначенным верховной властью волостелем (осуществлял сбор доходов и пошлин; суд по всем делам, кроме губных - уголовных). Старосты и др. представители сельской общины раскладывали подати, присутствовали на суде, следили за порядком: с 15 в. им были определены сроки кормления (до 3 лет), а их судебная власть ограничена - только производство следствия. В 17-19 вв. В. сохранялась на черносошных и казенных землях. В конце 17 в. появились выборные волостные старшины и головы, при Николае I - волостной сход и волостное правление. Эти органы содействовали укреплению самодержавия. По Положениям 19 февраля 1861 (к р е с т ь я н с к а я р е ф о р м а) В. - низшая судебно-административная единица крестьянского общественного управления, образовавшаяся из состоявших в одном уезде (или, по возможности, смежных) сельских обществ. Население В. составляло от 300 до 2 тыс. м.п. ревизских душ. Волостное управление составляли: а) волостной сход, состоявший из выборных от сельских обществ (1 представитель от 10 дворов) и собиравшийся 2-3 раза в год; б) волостной старшина с волостным правлением и в) волостной крестьянский суд. Волостной сход решал вопросы общественных нужд, благоустройства, призрения, обучения грамоте; осуществлял раскладку казенных податей, земских и мирских денежных сборов и натуральных повинностей, выбирал должностных лиц волости и земских гласных (см. Земское самоуправление, Городская реформа). Волостной старшина согласно закону осуществлял на практике решения схода, руководил волостным правлением, содействовал работе суда, акцизного надзора, податной инспекции, выполнял административно-полицейские функции (налагал штрафы на должностных лиц и крестьян В. - до 1 р.). Все должности в волостном правлении и в волостном крестьянском суде замещались по выбору. В компетенцию суда входил разбор мелких уголовных и гражданских дел. Революционные демократы критиковали крестьянское управление за его сословный характер и зависимость от дворянства; сословная ограниченность не удовлетворяла также либеральную часть дворянства и буржуазию. Поэтому до 1917 периодически поднимались вопросы о создании «всесословной В. как мелкой земской единицы». В Прибалтийских губерниях В. не была строго сословной: в волостное управление могли войти лица других сословий, приобретавшие или арендовавшие крестьянские участки. Кроме волостного схода, ежегодно собирали общий волостной сход (собственники и арендаторы земельных иму- ществ и выборные от батраков). Судьи волостного суда пользовались большей независимостью, но компетенция их была уже. После февральской революции 1917 В. - формально единица всесословного самоуправления. Реформы 1918-30 заменили уездно-волостную систему районной. Лит.: Градовский АД. История местного управления в России. СПб., 1868; Сергеевич В.И. Князь и вече. М., 1867. Л.Е. Лаптева

Волость

В. в древнем русском праве означала, как показывает уже самое слово (волость и власть - одинаково частое словоупотребление в летописях), территорию, находившуюся под одной властью, и в этом смысле первые летописцы называют волостями княжества и земли. В московском периоде термин В. встречается в двух значениях: в смысле крестьянской общины и в смысле административного округа, и мнения ученых еще по настоящее время расходятся в вопросе, какое из этих двух значений предшествовало другому, возникла ли В. первоначально как административное деление или как общинное. Вопрос этот, тесно связанный со всей историей общины, решается, по-видимому, в пользу последнего мнения; к нему примыкает теперь большинство исследователей. В. в первоначальном своем виде представляется, таким образом, разросшейся общиной, состоящей из нескольких деревень и сел и основанной на общности владения землей и на самоуправлении членов, осуществляемом посредством сходов и выборных властей, как светских (старосты, сотские, пятидесятские, десятские), так и духовных (попы и церковные старосты). Этой общинной организацией воспользовались московские князья, с XIV века, сделав волости, при слабости собственно государственной администрации, посредниками между государством и отдельными крестьянами. Устроив в волостях свои административные и финансовые органы в лице волостелей и сборщиков податей, они, однако, оставили в силе их самоуправление , ограничив лишь его объем более мелкими делами и раскладкой податей. Вместе с тем В. осталась и фактическим владельцем своей земли, хотя право собственности на последнюю теоретически и было перенесено на личность государя. В качестве такого владельца она раздавала землю своим членам или посторонним лицам на оброк , принимала новых членов и т. д. Позже развитие частного служилого землевладения за счет общинного крестьянского и усиление административных средств государства привели к разрыву между экономическим и административным значением волости и к стеснению ее самоуправления. К концу XVI в. В., как земельная община, сохранилась уже только в северных областях Московского государства, где не развилось частное землевладение; в областях же центральных она сохранила за собой лишь одно административное значение, но и то стало исчезать с появлением нового, чисто административного деления - стана. Черная В., как община непосредственно от государства зависевших крестьян, противополагалась владельческим селам и в этом смысле самое население ее получало название волостных людей. Об имущественных отношениях В. - см. Община, там же и литература.

О волостях, как административных частях уездов , сохранились точные сведения в официальных и частных документах петровского и ближайшего к нему времени; таким образом, несмотря на крайне недостаточную разработку материалов XVIII века, можно утверждать, что существование волостей продолжалось в разных местностях России в течение всего этого века. В изданном, при императоре Павле I , 5 апреля г. (№ 17906) учреждении об удельных имениях предписывалось села и деревни, в одной округе лежащие, соединить во всяком уезде в приказы под названием по главному между ими селению, и во всяком таком приказе учредить приказного выборного, по одному казенному и по одному приказному старосте и также по одному писарю , по общему через 3 года выбору. В том же году, в силу Высочайшего повеления о том, чтобы при сочинении ведомостей казенным имениям не различать селений по званиям, но писать целыми волостями, экспедиция государственного хозяйства представила особый Высочайше утвержденный 7 августа доклад «О разделении казенных селений на волости и о порядке их внутреннего управления» (№ 18082), в котором приказы уже называются волостями. В каждой волости (которая не должна заключать в себе более 3000 душ) предписывалось учредить волостное правление , в коем быть волостному голове, одному старосте или выборному и одному писарю. Сверх волостного правления быть в каждом селе или деревне по одному сельскому или деревенскому выборному или другого наименования, по обычаю той губернии или народа, старшине и при всяких десяти дворах по одному десятскому; волостного голову и писаря выбирать на 2 года обществом из всех сел и деревень, к той волости принадлежащих. К обязанностям волостного головы, сельских и деревенских выборных отнесены, между прочим, охранение благочиния и безопасности, взыскание податей и сборов, расправа в маловажных между поселянами ссорах и исках, опека над вдовами и сиротами, а также над ленивыми и нерадивыми в хозяйстве, наблюдение над сельскими и деревенскими выборными.

Коренное преобразование крестьянского быта и управления начинается в царствование Николая I , с прибытием графа П. Д. Киселева из княжеств Молдавии и Валахии , которыми он управлял несколько лет, успев устроить там быт сельского населения по задуманному им плану. В России идеи его нашли себе применение к устройству быта государственных крестьян, положение которых, под управлением министерства финансов, было крайне незавидным. П. Д. Киселев предложил подчинить их попечению особого ведомства. Для осуществления этого плана было сначала образовано V-e отделение Собственной Е. И. В. канцелярии, а затем министерство государственных имуществ (), с его местными органами - палатами государственных имуществ и окружными управлениями. Округа подразделялись на волости, а волости на сельские общества. Изъятие составляли лишь Западные и Белорусские губернии, где округа разделялись прямо на сельские общества, и губернии Остзейские. Для заведования волостью были учреждены: 1) волостной или участковый сход (для волостных выборов, разного рода дел общественных и дел рекрутской повинности), составлявшийся, в присутствии волостного головы, из выборных сельских обществ; 2) волостное правление , состоявшее из волостного головы и заседателей, с волостным писарем и его помощниками, которых назначал окружной начальник; 3) волостная расправа, из двух выборных добросовестных, под председательством волостного головы. Волостная расправа представляла собой вторую степень домашнего суда по делам государственных крестьян; первую же степень суда составляла сельская расправа . Точно так же волостное правление было второй степенью сельской администрации, первую инстанцию которой составлял сельский старшина . Волостной голова избирался на трехлетие волостным сходом, но утверждался в должности и увольнялся от нее, по представлению окружного начальника, палатой государственных имуществ, с разрешения начальника губернии. Впрочем, волостной голова мог оставаться в своей должности и по прошествии трехлетия на неопределенное время, пока начальство не признает нужным избрать на его место другого. Кроме того, волостные головы могли быть назначаемы, по распоряжению министра государственных имуществ, из благонадежных унтер-офицеров, фельдфебелей и вахмистров. В действительности волостные и сельские управления являлись, таким образом, простыми орудиями высших административных инстанций. Подробный наказ волостному правлению весь проникнут принципом самой мелочной опеки и постоянного вмешательства администрации во все стороны как общественной, так даже и частной жизни государственных крестьян. По мысли П. Д. Киселева подобная организация управления государственных крестьян должна была оградить как последних, так и интересы казны от постоянных в то время злоупотреблений и произвола полиции и суда, против которых государственные крестьяне оказывались совершенно беззащитными (даже сравнительно с помещичьими крестьянами). Но так как новые учреждения наполнились людьми того же типа, а государственные крестьяне были поставлены по отношению к ним почти в то же положение, в каком находились крепостные крестьяне к своим помещикам, то быт государственных крестьян не улучшился сравнительно с тем временем, когда министерство государственных имуществ еще не существовало. Редакционные комиссии 1859-60 гг., имея перед глазами двадцатилетний опыт деятельности волостного управления государственных крестьян на начале правительственной опеки, предпочли создать действительное и полное самоуправление крестьянского общества. Они исходили из следующих основных начал: 1) возможно большее устранение влияния администрации на мирские дела и уничтожение всех лишних инстанций; 2) возможно большая степень независимости лиц из крестьянского сословия, составляющих местное управление, от влияния сельских канцелярий; наилучшим для этого средством казалось устранение порядка назначения писаря высшим начальством, вместо чего вводился вольный наем их волостным управлением; 3) установление, в законных пределах, ответственности перед крестьянским обществом как самого начальствующего в волости лица, так и всех лиц, составляющих совещательное при нем учреждение, и признание за крестьянским обществом права приносить, через доверенных лиц, жалобы не только на волостное начальство, но даже и на местные полицейские власти; 4) независимость суда от полицейской и административной власти; 5) совершенное уничтожение всяких судебных инстанций в пределах волостной крестьянской единицы.

Согласно общему Положению 19 февраля , волость является низшей административной единицей крестьянского самоуправления (в противоположность сельскому обществу, как хозяйственной единице), образуемой из смежных крестьянских обществ. При определении размера волостей редакционные комиссии исходили из того соображения, что волость не должна быть слишком мала, так как через это увеличилось бы чрезмерно самое число административных единиц, с которыми административные власти должны быть в непосредственных сношениях. Наименьшее число жителей, требуемое для образования волости, было определено цифрой 300, а наибольшее - около двух тысяч ревизских мужского пола душ; отступления от этих предельных норм, в ту и другую сторону, допускались по соображениям удобства, с разрешения начальников губерний. В настоящее время, по сведениям центрального статистического комитета, численный состав населения волостей по большей части значительно превышает установленную законом высшую норму населенности, восходя в отдельных случаях до 19 тысяч наличных душ. Наибольшее расстояние отдаленнейших селений В. от средоточия управления его должно быть около двенадцати верст. При первоначальном образовании волостей было принято в основание разделение на приходы, так что из каждого прихода, если только он соответствовал вышеуказанным требованиям относительно численности населения и протяжения, образована была В. При малочисленности данного прихода, в одну В. соединялись два или более приходов, но с тем, чтобы приходы не раздроблялись; дробление приходов было допущено законом лишь в виде исключения. По своему составу В. была преимущественно сословной крестьянской единицей, во главе которой являлись только одни крестьяне. В состав В. не входят ни помещики, ни другие посторонние лица, не принадлежащие к сословию крестьян. Тем не менее В. не имеет характера вполне замкнутого сословного учреждения, но доступ в нее был открыт лицам всех податных состояний, которым предоставлялось приписываться к волостям сельских обывателей, с согласия волостного схода.

С совершенно иным характером является волость в Остзейских губерниях. Согласно § 1 Высочайше утвержденного 19 февраля г. (Полное Собрание Законов, № 43034) Положения о волостном управлении в этих губерниях, волостное общество есть совокупность лиц, живущих на определенной земской территории, соединенных, с утверждения правительства, в одно целое и пользующихся взаимными, законом установленными, правами и обязанностями. В состав этого волостного общества входят: принадлежащие к одному имению, видме или пасторату обыватели, записанные в местные ревизские или переводные списки, а также лица, вступившие в крестьянский волостной союз с сохранением личных сословных своих прав. Лица, к волостному обществу не приписанные, но приобретшие в собственность или взявшие в аренду отдельные крестьянские участки, тем самым вступают в местный волостной союз. Такое волостное устройство гораздо ближе подходит к гминному устройству Царства Польского, чем к организации волостного управления в центральных губерниях. Низшая предельная норма населения остзейской волости 200 душ; волостные общества, к которым принадлежат не более 200 лиц, присоединяются к другим обществам, если образование в них схода выборных (Gemeinde-Ausschuss) и назначение должностных лиц окажется неудобным по случаю недостаточного числа членов.

Волостное управление, на основании Общего Положения о крестьянах, составляют: 1) волостной сход ; 2) волостной старшина с волостным правлением и 3) волостной крестьянский суд. Волостной сход составляется из выборных сельских и волостных должностных лиц (волостного старшины, сельских старост, помощников старшины, сборщиков податей и заседателей волостных правлений и судей волостных судов) и из крестьян, избираемых от каждого селения или поселка, принадлежащего к волости, по одному от каждых десяти дворов. В губерниях Остзейских и Западных, где сельское сословие делится на два класса: хозяев и батраков или бобылей , последним предоставлено право посылать на волостной сход по одному выборному от каждых двадцати взрослых работников в Западных губерниях, и по одному от каждых десяти батраков в губерниях Остзейских. Ведению волостного схода подлежат: выборы волостных должностных лиц, все хозяйственные и общественные дела целой волости, меры общественного призрения, учреждение волостных училищ, распоряжения по волостным запасным магазинам, принесение жалоб по делам волости и выдача доверенностей на ведение дел, раскладка волостных сборов, поверка действий и учет волостных должностных лиц по отправлению воинской повинности. В губерниях Остзейских, кроме общего волостного схода (Gemeindeversammlung), созываемого один раз в год только для избрания волостных должностных лиц, существует еще сход выборных, состоящий из волостного старшины и выборных, избираемых общим сходом. Ведению этого схода подлежат те же предметы, которые в центральных губерниях отнесены к ведению волостных сходов. Решения волостного схода признаются законными, если на сходе были: волостной старшина или заступающий его место и не менее двух третей крестьян, имеющих голос на сходе; все дела решаются по большинству голосов.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

Волость , в феодальной Руси , термин, означавший как территорию, находящуюся под одной властью - княжество, удел, владения города (В. Великого Новгорода), так и более мелкое подразделение - низшую административную единицу, входящую в состав уезда (см.). Во главе волости как административной единицы в древней Руси стоял волостель . За преступление своих членов волость нередко несла общую ответственность (круговая порука). На севере, где крестьянское самоуправление было наиболее развито, В. в 14 в. прежде всего-самоуправляющийся мир. Положение 19 февраля.

волость

ж. стар. власть, правительственная сила;

область, край, часть земли, государства во владении одного лица; удел княжеский;

погост новг. стар. бытовая, житейская единица сельск. населения; несколько сел или селений одного ведомства, владельца;

ныне: округ сел и деревень состоящих под управлением одного головы или волостного старшины.

Вологодск. земля, поле, позем. Не с добра волости встают. Тужи по молодости, что по большой помети. В нашей волости три болести: некрутство, подати, да земщина. Домом не управил, так и волостью(городом) не управишь. Обыватель Голодалкиной волости, села Обнищухина. Набралось гостей со всех волостей. Волостной, принадлежащий к волости, к ней относящийся. Волостное правление состоит из старшины и старост и писаря или земского. Волостной сход или сходка, мирская сходка со всей волости, противопол. сельский, частный сход, с одного селения. Волостель м. стар. властитель, заведывающий областью, правительственное лицо, начальник, волостелин, волостной голова. Мужик волостель, пущий живодер. Волостелев, ему принадлежащий; волостелиный, ему, им свойственный. Волостелька, помещица, правительница;

жена волостеля, головы, головиха. Волос м. ряз. власть; волосить, властвовать, управлять. Волощанин м. волощанка ж. стар. волостянин, волостной обыватель, селянин. Это наш волощанин, арх. одной с нами волости, земляк.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

волость

волости, мн. волости, волостей, ж. (истор.).

    Территориальный сельский округ, входивший как низшая административная единица в состав уезда и упраздненный новым районированием РСФСР.

    В древней Руси - территория, подчиненная одной власти, преимущ княжеской; область.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

волость

И, мн. -и, -ей, ж.

    В Древней Руси: местность, область подчиненная одной власти.

    В России до 1929 г.: административно-территориальная единица в составе уезда.

    прил. волостной, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

волость

    Территория, подчиненная одной власти, обычно княжеской (на Руси IX-XIII вв.).

    1. Низшая административно-территориальная единица (в Российском государстве до 1917 г. и в СССР до введения в 1929-1930 гг. системы районирования).

      Население такой административно-территориальной единицы.

    1. разг. Селение, в котором находилось здание волостного правления.

      Здание, помещение волостного правления.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

волость

административно-территориальная единица России. В Др. Руси - вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. С кон. 14 в. - часть уезда. С 1861 единица сословного крестьянского управления. Была упразднена Административно-территориальной реформой 1923-29.

Большой юридический словарь

волость

    в Древней Руси территория, подчиненная одной власти, преимущественно княжеской;

    в дореволюционной России и в России до 1929 г. низшая административно-территориальная единица, подразделение уезда, состоящее из нескольких сел и деревень с окружающей их землей.

    в РФ с 1993 г. название низшей административно-территориальной единицы в ряде субъектов РФ (напр., в Псковской области).

Волость

административно-территориальная единица в России 11≈20 вв., с 15 в. часть уезда. В 13≈16 вв. существовали В. на чёрных, т. е. государственных, дворцовых, боярских, монастырских, землях. В. отдавалась князем в «кормление» волостелю, в пользу которого население облагалось пошлинами и поборами. С середины 16 в. правительство приступило к отмене системы кормлений. В 17 в. в связи с учреждением городовых воевод В. потеряла значение самостоятельной административной единицы, однако в конце 18 в. были учреждены волостные правления, что вновь превращало В. в административно-территориальную единицу. По реформе землевладения государственных крестьян 1837 в В. были созданы волостной сход и волостные правления, подчинявшиеся Палате государственных имуществ. По Положению 1861 В. ≈ единица сословного крестьянского управления, находившаяся с 1874 в ведении уездного по крестьянским делам присутствия и с 1889 перешедшая в ведение земских участковых начальников.

После Февральской революции 1917 В. стала формально единицей всесословного «самоуправления», являвшегося, как правило, органом господства кулачества. В первые годы Советской власти в результате передачи крестьянам помещичьих и государственных земель В. раздробились. Начавшееся с 1923 укрупнение В. ликвидировало разницу между В. и уездом в большей части СССР. Реформа 1928≈30 заменила уездно-волостную систему административно-территориального деления ≈ районной, основанной на учёте экономического тяготения населения к районному центру.

Лит.: Игнатьев В. И., Советская волость и стоящие перед ней задачи, Л., 1924; Греков Б. Д., Крестьяне на Руси, 2 изд., т. 1≈2, М., 1952≈54.

С. М. Каштанов.

Википедия

Волость

Во́лость - нижняя единица административно-территориального деления в России в сельской местности. Образована в 1797 году, первоначально для казённых крестьян; после реформы 1861 года волости были образованы также для бывших владельческих и удельных крестьян.

В СССР волости были упразднены в ходе административно-территориальной реформы 1923 - 1929 годов: уездно-волостное деление было заменено районным.

Волость (река)

Во́лость - река в Смоленской области России в Глинковском и Кардымовском районах. Левый приток Днепра.

Длина реки - 40 км, по другим данным 54 км, площадь её водосборного бассейна - 580 км². Исток у д. Болтутино Глинковского района. Направление течения: северо-запад. Устье в 2 км южнее напротив деревни Синчицы Кардымовского района. Притоки: правые: Детковка, Марша, Мошна, Боровка, Дубна; левые: Добрыня, Свиная, Ливна со Словяжей.

Волость (значения)

Во́лость - низшая единица административно-территориального деления России и некоторых других стран, обычно сельская.

  • Волости Китая - 4-й уровень административного деления КНР и Тайваня.
  • Волости Латвии (, бывшая ciema padome - сельсовет) - в составе края (до июля 2009 - в составе района).
  • Волость - название местной административно-территориальной единицы Финляндии до 1945 года, сейчас чаще - община или коммуна.

Примеры употребления слова волость в литературе.

В 1134 году явился в Новгород Изяслав Мстиславич, с тем чтобы уговаривать брата и граждан идти войною на дядю Юрия, добыть для Мстиславичей хотя Ростовскую волость , если им нет части в Русской земле.

Есенин в 1924 году в автобиографии, - в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости Рязанской губ.

Я помню, когда я служил у одного барина в Кжешове лет шесть тому назад, аккурат такие вот прошлись с колышками по полю, а к осени у старшины и окажись нехватка в кассе, так пришлось всей волостью за него денежки отдавать.

Кинзя Арсланов, старшина Бушмас-Кипчакской волости Ногайской дороги, один из ближайших сподвижников Ем.

Каретников много рассказывал о съезде махновских отрядов и представителей от 72 волостей и уездов: Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмутского и Павлоградского.

Союз Ивана Андреевича с Шемякою, имевший следствием взятие и ослепление великого князя, имел также следствием и присоединение Можайского удела к волостям Василиевым: в то время, когда Шемяка принужден был отказаться от Углича, Ржевы и Бежецка, можайский князь должен был уступить Козельск, Алексин и Лисин.

Скоро Владимир Андреевич умер, как видно, не оставив детей, но волости его уже дожидался безземельный князь Владимир Мстиславич, приехавший с северо-востока и живший теперь в волынском городе Полонном, который принадлежал киевской Десятинной церкви.

С кем возвратились Ростиславичи, откуда взяли дружину, как могли безземельные князья выгнать Ярополка из его волости ?

Юрьевичами, выступает потомство второго сына Мстислава Великого, Ростислава, но эта третья борьба наших князей носит опять новый характер: здесь борются не безземельные князья, изгои, для того чтоб получить волости , борьба идет и не за старшинство, но князья южные, или Ростиславичи, борются за старый порядок вещей, за старую Русь, за родовые отношения, которые хотят упразднить Юрьевичи.

Обычно хлеб заготовляли в Белозерском уезде, в Крохине, Бадоге и других волостях .

Юрию придавался Галич со всеми волостями , Андрею вручалось добытое тем же Калитою Белоозеро, Петру - Углече Поле.

Поместья и отчины, разнятые боярами по себе и розданные другим без земского приговора, отобрать назад и из них дворцовые и черные волости отписать во дворец, а поместные и вотчинные земли раздать беспоместным и разоренным детям боярским.

Таким установлением по проекту министерства должна явиться бессословная, самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы.

Так на исконных землях бывшей Кара-Обинской волости появились деревни: Федоровка, Богдановка, Алексеевка, Долинка, Керенка, Павловка.

На юге, в волостях , населенных украинцами, красные мобилизовали молодежь, и та с большой охотой дралась с повстанцами, влившись в полки боевой Богучарской дивизии.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!