Понятие, задачи, концепция и цели внешнеэкономической политики. Курсовая работа внешняя экономическая политика государства Внешняя политика и экономика

Экономическая (макроэкономическая) политика государства представляет собой набор определенных целей в области нацио­нальной экономики в совокупности с системой методов и средств, используемых для достижения поставленных целей. Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа.

Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения.

Различают краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную экономическую политику.

Краткосрочная политика разрабатывается на текущий и бли­жайший период, долгосрочная - на перспективу, как правило, на пять, десять или пятнадцать лет.

Потребность деления экономической политики на кратко- и долгосрочную обосновал Дж.М. Кейнс. Целесообразность такого разграничения объясняется тем, что каждый из периодов реали­зации общей экономической концепции имеет (помимо общих) свои специфические цели и особые средства для их достижения. Например, если главной целью краткосрочной политики является либо выход из кризиса, либо поддержка макроэкономического равновесия, то основной задачей долгосрочного периода должен быть экономический рост, способный обеспечить благосостояние человека и развитие общества.

Центральное место в разработке экономической политики за­нимает процесс определения целей. Они должны отражать обще­национальные интересы и быть научно обоснованными: иметь под собой определенную матери&чъную базу и четкую экономи­ческую концепцию.

Различают конечные, долгосрочные и текущие цели эконо­мической политики.

Конечная цель представляет собой квинтэссенцию стратегии экономической политики. Ее основной смысл состоит в дости­жении максимально возможных параметров экономического рос­та для обеспечения подъема жизненного уровня населения и благоприятной среды обитания. Постановка и реализация ос­новной цели экономической политики в значительной мере за­висят от модификации избранной в стране модели социально-экономического развития. В чистом виде рыночная модель прак­тически не существовала никогда. Не существует она и теперь.

Краткосрочные цели определяются для реализации основной цели на текущий момент. К их числу относятся: сокращение тем­пов инфляции, снижение уровня безработицы, увеличение объ­ема ВВП, рост реальных доходов населения.

В определении курса экономической политики, а следова­тельно, и в определении и постановке экономических целей ве­дущая роль принадлежит государству. Именно его прерогативой является определение приоритетов в экономической деятельно­сти и выбор способов и средств по эффективной реализации экономической политики. Поэтому одной из функций прави­тельства - исполнительного органа государственной власти - является разработка основных направлений социально-эконо­мического развития страны. Утверждение, корректировка или отклонение представленных правительством направлений разви­тия являются обязанностью Совета Федерации и Президента.

Свою экономическую политику государство проводит через реализацию бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и тамо­женной политики. С помощью каждой из них и их системы в целом государство перераспределяет значительную часть ВВП и доходов, а также имеет возможность существенно влиять на уро­вень инфляции, на инвестиционные процессы и внешнеэконо­мическую деятельность.

Экономическая политика России последних лет не была од­нозначной. В ней можно выделить два периода: политику пере­ходного периода, который продолжался все последнее десятиле­тие XX в., и нынешнею политику периода экономической стаби­лизации и экономического роста - конца XX - начала XXI в.

Переходный период от административно-командной модели к рыночной был чрезвычайно сложным и противоречивым этапом существования российской экономики. Это было время крушения старых, сложившихся еще в СССР экономических от­ношений и создания основ принципиально новой для России модели рыночной экономики.

Современный этап экономического развития России сущест­венно отличается от предыдущего. Он характеризуется опреде­ленной экономической стабилизацией, ростом объемов ВВП и реальных доходов населения. Экономика России теперь опирается не на заемные средства, а на внутренние источники, а в струк­туре ВВП стало преобладать производство товаров, а не услуг, стабилизировался курс рубля, растут занятость и доходы.

И так, государство, оказывает все более существенное влияние на сдерживание темпов и инфляции и ограничение безработицы, на улучшение инвестиционного климата и ускорение экономического роста, на борьбу с бедностью и увеличение доходов населения, на интеграцию российской экономики в мировое экономическое сообщество.

Экономическая политика - это комплекс управленческих стратегий и технологий по использованию имеющихся ресурсов для достижения намеченных целей развития в русле определенной идеологической парадигмы.
Для российской экономики сохраняется угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле. По прогнозам экономистов Россия уже в среднесрочной перспективе столкнется как с ограничениями эффективных производственных фондов, так и с энергетическими ограничениями на сколько-нибудь существенный экономический рост. Без значительного реформирования российская финансовая система еще долго будет оставаться потенциальным источником нестабильности и потрясений в стране. Ухудшение демографической ситуации, кризис в сферах образования и здравоохранения могут вызвать ускоренную деградацию человеческого капитала страны.
Единственным способом ответа на вызовы является достижение устойчиво высоких темпов экономического роста, который остается крайне неустойчивым и обязан, прежде всего, благоприятному состоянию мировой конъюнктуры последних лет, за счет чего наша экономика получила значительные экономические преимущества и большие дополнительные доходы. Быстрый и устойчивый рост может быть только тогда, когда производится конкурентоспособная продукция. По мнению Президента России «конкурентоспособным должно быть все – товары и услуги, технологии и идеи, бизнес и само государство, частные компании и государственные институты, предприниматели и государственные служащие, студенты, профессора, наука и культура».
Поэтому в президентском послании Федеральному собранию в 2003 году поставлена задача удвоения за десятилетие (к 2010 году) внутреннего валового продукта страны.
В программе Правительства Российской Федерации на период до 2010 года предусмотрена модернизация экономики в несколько этапов.
Ключевыми задачами первого этапа, рамки которого были ограничены 2000 годом, являлось создание базовых законодательных основ, обеспечивающих новые условия хозяйствования, и приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами.
На втором этапе (2001-2003 годы) начата реализация экономической политики, основанной на новых принципах. Дерегулирование экономики, гарантии прав собственности и равных условий конкуренции провозглашаются основными мотивами экономической политики. В этот период планировалось сосредоточить инвестиционную активность государства на обновлении всего спектра производственной и финансовой инфраструктуры. Цель финансовой политики государства - обеспечение финансовой стабильности и снижение долговой нагрузки на экономику. Предполагалось, что основным фактором экономического роста на этом этапе будет развитие "нового сектора" на базе высвобождения предпринимательской инициативы.
Третий этап (2004-2010 годы) должен стать периодом масштабной структурной перестройки экономики, которая будет стимулироваться всем комплексом социально-экономических факторов - накоплением новых инвестиций, растущей внешней конкуренцией, созданием более эффективных механизмов перетока капитала и рабочей силы, которые должны привести к росту эффективности факторов производства. Этот период будет связан с ростом покупательной способности национальной валюты, переходом денежно-кредитной политики к механизмам регулирования процентных ставок. Доля государства в перераспределении валового внутреннего продукта будет снижаться по мере роста экономики, обеспеченного высокой инвестиционной активностью, включая приток иностранных инвестиций.
В целях сокращения административного влияния на экономику и повышения эффективности деятельности правительственного аппарата осуществлена реорганизация его деятельности. Изменена структура правительства, которая стала трехуровневой. Министерства призваны вырабатывать государственную политику в конкретных областях; Федеральные службы - проводить в жизнь политику министерств и контролировать результаты; Федеральные агентства призваны оказывать государственные услуги. Предполагается, что такая структура повысит личную ответственность руководителей различных подразделений за конечный результат и приведет к совершенствованию деятельности исполнительного органа власти, что позитивно скажется на проведении экономической политики государства

Экономическая политика – это комплекс мер и мероприятий, направленных на принятие и реализацию экономических решений в рамках макроэкономического уровня.

Замечание 1

Основное назначение экономической политики – достигать всеми экономически обоснованными путями общественные цели и решать общественные задачи.

Механизмы и инструменты экономической политики

В современном государстве выделяют два основных блока инструментов воздействия: косвенное воздействие и прямое воздействие на экономическую политику: косвенные и прямые.

Ключевыми инструментами экономической политики служат: кредитно-денежная и бюджетно-налоговая ссистемы государства

Бюджетно-налоговую систему экономической политики еще называют фискальной, в нее включены все налоги, поступающие в бюджет, их управление и перераспределение. Затратами данной системы являются: обеспечение социальной политики государства, развитие конъюнктуры рынка, развитие и содержание оборонного комплекса, затраты на здравоохранение, образование и т.д.

Кредитно-денежная система экономической политики – это совокупность всех финансовых институтов, которые предоставляют денежные средства для всех экономических субъектов, под определенные условия.

Замечание 2

В рамках кредитно-денежной системы идет аккумулирование всех денежных средств государства. Инструменты кредитно-денежной системы экономической политики: ставка рефинансирования Центрального Банка, нормирование обязательных резервов страны, операции с ценными бумагами на открытом рынке.

Внешняя экономическая политика

Внешнеэкономическая политика России преследует ряд обоснованных и актуальных целей:

  • Развитие технических и правовых условий в стране для роста производительности;
  • Проведения комплекса мероприятий, направленных на повышение имиджа и репутации страны на мировой арене;
  • Актуализация мероприятий по разделению труда на международном уровне и другие.

Также внешняя экономическая политика действует на основании определенных принципов:

  • Внешняя экономическая политика должна стать целой системой взаимодействия с другими странами, партнерство должно носить постоянный характер, а не разовый;
  • Отечественное производство должно быть защищено от воздействия со стороны других стран, также необходимо выводить производителей на международный рынок;
  • Внешняя экономика должна приложить максимальные усилия для того чтобы условия экспорта и импорта товары были выгодными для страны;
  • Внешнеэкономическая политика должна стать частью политики государства, и не всегда следовать с такт с новыми идеями развития.

Внешняя экономическая политика нашей страны имеет конкретную стратегию, суть ее заключается в том, чтобы выйти на международный рынок, узнать его, изучить, выявить тенденции, которые позволят в дальнейшем реформировать всю экономическую систему страны, чтобы потом вести политику, не ориентированную и не зависящую от экспорта и импорта, чтобы страна могла сама себя обеспечивать.

Таким образом, внешнеэкономическая политика государства просто необходима в современных реалиях, одна должна быть логическим завершением и элементом второй. На сегодняшний день внешняя экономика очень важна для нашей страны, так как с помощью нее отечественное производство и многие отрасли хозяйствования могут иметь возможность для дальнейшего развития.

Понятие внешнеэкономической политики

Внешнеэкономическая политика — это деятельность государства в области развития и регулирования экономических отношений с другими странами.

Задачи внешнеэкономической политики

Основной задачей внешнеэкономической политики является формирование благоприятных внешнеэкономических условий для воспроизводственного процесса в стране, для выгодного участия страны в международном разделении и кооперировании труда в процессе деятельности ее хозяйствующих субъектов.

Внешнеэкономическая политика решает также задачи сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, оптимизации хозяйственного взаимодействия конкретных субъектов внешнеэкономической деятельности с аналогичными организациями других государств, задачи обеспечения экономической безопасности страны.

В условиях глобализации мирового хозяйства одной из приоритетных целей экономической внешней политики становится органичное вхождение России в мировое хозяйство. При этом должно соблюдаться определяющее значение национальных экономических интересов.

В этих целях необходимы планомерно и последовательно осуществляемые прогрессивные структурные преобразования хозяйственного комплекса, выход России на информационные и инновационные международные рынки, преодоление отсталой структуры внешней торговли и формирование благоприятного инвестиционного климата.

Стратегия внешнеэкономической политики разрабатывается и реализуется как в целом по стране, так и по ее регионам и соответственно — в отношении отдельных стран и регионов.

Особую значимость на уровне регионов в современных условиях имеет формирование взаимовыгодных партнерских отношений в рамках приграничной торговли на основе действующего международного права и формируемого в России правового поля.

Концепция внешнеэкономической политики включает также тактику ее проведения, т. е. совокупность методов и средств для достижения целей и сохранения получаемых результатов.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней политикой . Первая служит логическим продолжением и развитием второй за пределами национальной государственной границы.

Однако при всем многообразии и значимости задач основной задачей внешней экономической политики , независимо от избранной государством модели хозяйствования, было и остается формирование благоприятной экономической среды для развития воспроизводственного процесса в стране.

Переход к новому типу хозяйствования в России логически обусловливает формирование качественно новых основ взаимодействия отечественной экономики с мировой, внутреннего рынка с внешним.

При этом существенно возрастает значение и усложняется роль внешнеэкономического фактора в развитии страны , что в свою очередь выражается в существенной трансформации взаимозависимостей России с внешними рынками , в изменении характера и механизмов взаимодействия с зарубежными партнерами.

Именно это предопределяет выработку новых принципов и методов реализации внешнеэкономической политики .

Кроме вышеизложенного, специфика разработки концепции экономической внешней политики в современных условиях определяется также необходимостью выявления рациональных и имеющих перспективное значение для страны сфер и форм участия во внешних связях .

Чрезвычайно значим также выбор стратегически важных геополитических, географических, региональных приоритетов для экономического сотрудничества (с какими странами и на каких условиях, при строгом разграничении первоочередных и вторичных целей). И особую значимость для России приобретает такой фактор, как выявление оптимальной степени участия в этом процессе субъектов Российской Федерации и координации их деятельности на государственном уровне.

Основными принципами внешнеэкономической политики России являются независимость, открытость, равноправие, признание приоритета международных договоров.

Цели внешнеэкономической политики не могут быть сформулированы однозначно. Главная из них состоит в формировании эффективной системы защиты национальных внешнеэкономических интересов России , поддержки ее субъектов хозяйственной деятельности на мировых рынках товаров, услуг, прав интеллектуальной собственности и информационных технологий.

Внешняя экономическая политика призвана также обеспечивать равные возможности и права с зарубежными конкурентами отечественным субъектам хозяйственной деятельности. Для них должен быть открыт доступ на мировые рынки товаров, услуг, интеллектуальной собственности и информационных технологий, капиталов и транспортных коммуникаций. При этом нельзя забывать, что они остро нуждаются в политической, информационной и финансовой поддержке в процессе последовательной реализации концепции экспортной экспансии продукции с высокой долей добавленной стоимости .

Особенно это относится к рынкам, жестко контролируемым и практически монополизированным крупнейшими транснациональными корпорациями или их олигополиями, а так же жестко защищенным протекционистскими мерами отдельных государств или их союзов.

В этих целях необходимо добиваться благоприятного торгово-политического режима в отношениях с зарубежными странами и различными торгово-политическими и экономическими группировками, организациями и союзами. Должны своевременно решаться вопросы об отмене имеющихся или недопущении потенциально предполагаемых дискриминационных ограничений, торгово-экономических барьеров .

7. Внешняя экономическая политика

Внешняя экономическая политика возникла вместе с появлением больших общественных групп и государств. Она является центральным перекрестком взаимодействия политики и экономики, политического и экономического миров в области внешнеэкономической деятельности.

В операциональном плане внешнеэкономическая политика (ВЭП) - это политический курс действий субъектов внешнеэкономического отношения и деятельности. Недостаток этого определения заключается в том, что оно, в сущности, сводится к политической стратегии субъекта в реализации его внешнеэкономических интересов. Вообще под внешнеэкономической политикой понимают форму политической организации публичной материальной возможности и способности социального субъекта формировать и реализовать его внешнеэкономические интересы и цели в сфере международных отношений.

Итак, ВЭП является интегральным компонентом политики в общем, а также определенной мерой ее детерминантом. Речь идет прежде всего о ВЭП государства. Соответственно эта политика является функцией политической и социально-экономической систем общества.

Конкретные направления, формы и масштабы ВЭП определяются характером и остротой политических, экономических и социальных проблем в любой стране в определенный период. Объективная возможность ВЭП определяется уровнем экономического развития, концентрацией производства и капитала, становлением и развитием международных экономических отношений. Необходимость, которая превращает эту возможность на действительность, заключается в концентрации проблем, их решении государственными и общественными субъектами, в осознании того, что внутренняя экономическая политика не исчерпывает и не удовлетворяет в полной мере нужд и интересов личности, общества, государства. В этом плане она дополняет и продолжает на международной арене внутреннюю экономическую политику. Внешнеэкономическая политика, выполняя вспомогательную и служебную функции, это, так сказать, второй сторона внутренней экономической политики государства. Укажем, что отделить внутреннюю экономическую политику от внешней очень тяжело, поскольку граница между ними со временем исчезает, а в ХХ ст. все более выразительнее будет оказываться тенденция к их слиянию. Ныне для новых независимых государств, например, расхода на оборону страны не только перегружают государственный бюджет, а и ограничивают возможности динамической внешнеэкономической деятельности. Итак, они обозначаются и на социально-экономическом развитии государства. Вместе с тем ВЭП реализуется в других общественных условиях, чем внутренняя экономическая политика. Это вытекает уже из того, что международные отношения структурно отличаются от внутренних. Важным фактором, который ограничивает ВЭП, есть международные обязательства государств. Итак, ВЭП не может быть лишь продолжением внутренней экономической политики, поскольку имеет определенные специфические признаки, которые отличают ее от внутренней экономической политики. Можно выделить такие признаки ВЭП:

Кейнсианская теория макроэкономического равновесия

Согласно кейнсианской теории равновесие может быть достигнуто при неполной занятости ресурсов. Государственное регулирование способно ликвидировать этот разрыв...

Либерализм и неолиберализм в развитии экономической теории

Экономическая политика неолиберализма заключается прежде всего в поддержке протекционизма, при этом декларируются принципы необходимости открытых рынков. Идея обосновывается правительствами, которые, во-первых...

Забайкальский край расположен на краешке российской земли, там, где проходит государственная граница с двумя государствами Китаем и Монголией, протяженностью почти две тысячи километров. Наш регион -- форпост...

Место региональной экономики в экономической системе

Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю...

Место региональной экономики в экономической системе

Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты...

Особенности экономического развития Великобритании

великобритания экономический политика международный Во внешней политике М. Тэтчер взяла в курс на дальнейшее сближение с США, особенно после прихода к власти Р. Рейгана. Правительство М.Тэтчер стремилось ограничить деятельность профсоюзов...

Роль государства в стимулировании экспорта

Российский монополизм и приватизация

На рубеже 19-20 веков Российская империя участвовала в борьбе за окончательный раздел мира между империалистическими государствами. Вступление в империалистическую стадию развития сказалось и в области внешней политики...

Россия в эпоху Петра Великого

Северная война: Основным направлением внешней политики России в рассматриваемую эпоху стала борьба за выход к Балтийскому морю, а ее содержанием явилась длительная, занявшая почти все годы петровского правления Северная война (1700-1721)...

Средства, проблема выбора оптимального решения, экономическая стратегия и экономическая политика

Экономическая политика - это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер...

Экономика России на современном этапе (2000-е гг.): проблемы, альтернативы и перспективы развития

К началу нового тысячелетия внешняя политика России вышла на качественно иной уровень. Осмысление роли и места РФ в мире позволило выработать руководству страны принципы дальнейшего развития государства на мировой арене. В 2000г...

Экономика Эстонии и Латвии

Эстония пыталась проводить свою собственную монетарную политику уже с середины 1990 г. путем либерализации цен и оплаты труда. Как следствие покупательная сила рубля в Эстонии была наименьшей в Советском Союзе...

Экономическая политика, экономическая стратегия РФ



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!