Последняя война руси с византией год. Византийские походы русов

>> Походы против Византии

Киевские князья часто совершали военные походы против Византии. В 860 г. Аскольд осуществил первый поход на столицу этого могущественного государства - Константинополь (в славянских летописях - Царьград). Этот поход поразил гордых византийцев, смотревших свысока на другие народы. Как известно, вход в константинопольскую гавань закрывался гигантской железной цепью, поэтому она была неприступной для вражеских кораблей.

А город охраняла от врагов многокилометровая укреплённая стена. Аскольд выбрал удачный момент, когда
византийский император со своим войском пошёл на арабов, и рано утром древнерусские корабли вошли в залив Золотой Рог и высадили десант. В летописях упоминается, что цепь почему-то не была натянута.

Золотые ворота Царьграда

Каким способом корабли Олега двигались по суше?
Что помогло Олегу изобрести такой оригинальный способ передвижения кораблей?

Сопоставьте рисунок Г. Якутовича и летописную миниатюру (см. с. 35).

Какие детали домыслил художник?
Почему на его картине корабли Олега похожи на варяжские?

План-схема Константинополя.

Г. Якутович. Иллюстрация к «Повести временных лет»

В записную книжку эрудита
Отважился Олег на военный поход на Царьград в 907 г., т. е. через 25 лет после захва¬та власти в Киеве. Подготовился он к этой военной кампании чрезвычайно серьезно, заранее обдумав всё от начала до конца. Поэтому и произвёл такое паническое впечатление на византийских воинов, которые однажды увидели с высоких городских стен Царьграда диво-дивное: прямо по суше к их городу одна за одной ползли русские ладьи. Как будто сказочные чудовища. Возможно, благодаря именно этой выдумке войско Олега достигло полного успеха: могущественная Византия склонилась перед русами. Как знак победы Олег прибил на ворота Царьграда свой щит.

Подписав с Византией выгодный договор и захватив большую дань, Олег в придачу получил ещё и полный комплект парусов, чтобы заменить на ладьях свои, обтрёпанные в трудном переходе. Варяжские лодки он оснастил парусами из дорогой ткани, а славянские - полотняными. По прибытии домой оказалось, что паруса из дорогой ткани превратились в сплошное отрёпье, а полотняные остались целыми. Они выдержали штормовые ветра, и это дало повод славянам сделать многозначительный вывод: «Будем держаться своего грубого полотна!»

Византийский император Михаил III вынужден был покинуть своё войско, для того чтобы спасти Константинополь.
С больши трудом ему удалось пробраться в окружённый город и организовать там оборону. Семь дней русичи держали Константинополь в осаде, а затем отошли. Хотя первый поход на Кон¬стантинополь был неудачным, он имел большое значение. О Руси впервые заговорили в Европе, а название государства попало в византийские хроники.

Самый большой военный поход на Византию был организован Олегом в 907 г. Нестор Летописец рассказывает, что «пошёл Олег на греков на конях и на кораб¬лях, и было кораблей числом две тысячи. И пришёл к Царьграду, греки же замкну¬ли морскую бухту, а город закрыли. И велел Олег своим воинам изготовить колёса и поставить на них корабли. И с попутным ветром натянули они паруса и пошли со стороны моря к городу». Византийский император вынужден был заключить с Олегом выгодный для Руси мирный договор. Византийцы заплатили большую дань и предоставили особые льготы древнерусским купцам и послам. В частности, греки обязывались на протяжении шести месяцев поставлять купцам продовольствие и обеспечивать их парусами и другим корабельным снаряжением.

В 911 г. в результате второго похода Олега был заключён договор, дополнявший предыдущий. По этому договору был определён порядок выкупа пленных. Русичи получили право служить в императорском войске.
Чтобы обеспечить выгодную торговлю с Константинополем, следующий киевский князь - Игорь - организовал два военных похода против Византии. Однако они не были такими успешными, как предыдущие. По словам летописца, византийский флот, словно молния, сжёг киевские корабли, применив так называемый «греческий огонь». Многие русичи погибли. Таким образом, первый военный поход Игоря в 941 г. на Византию закончился поражением, а второй - в 944 г. - привёл к заключению выгодного для Руси мирного договора. В соответствии с ним киевский князь обязывался не нападать на владения Византии в Крыму и не держать военных гарнизонов в устье Днепра. Киевское государство и Византийская империя договорились предоставлять друг другу в случае необходимости военную помощь. Государства обменялись посольствами, уточнив, что послы будут иметь золотые печати. В договоре определялись условия торговли. Согласно им киевские купцы должны были иметь специальные княжеские грамоты и обязательно предупреждать о прибытии своих кораблей.

Исторические источники
«Повесть временных лет»: Договор Византии и Руси (907 г.)

Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды...

Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно..

И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов...

1. О каких занятиях древних русичей упоминается в договоре?
2 Перечислите условия договора, указанные в приведённом отрывке.

Благоприятные условия для торговли в Царыраде были выгодны не только купцам, но и княжеско-дружинной верхушке, обогащавшейся за счёт продажи в Византию добытой у подданных дани.

1. Объясните происхождение названия «Русь» на примерах.
2. Что привлекало скандинавов на востоке Европы?
3. В какой последовательности правили Олег, Дир, Игорь, Аскольд?
4. Покажите на карте, откуда пришли в Киев Аскольд и Дир. Чем прославились эти киевские правители?
5. Какие племена присоединил к своим владениям князь Олег? Обозначьте на контурной карте земли, на которых жили эти племена.
6. Установите соответствие между датами и событиями, расскажите о последствиях каждого из событий.

882 г. Убийство князя Игоря во время сбора дани
907 г. Второй поход Олега на Византию
911 г. Коварное убийство Аскольда Вещим Олегом
945 г. Самый большой поход Олега на Византию

7. Объясните, что такое полюдье.
8. Составьте рассказ о времени своего правления от имени: а) Аскольда; б) Олега; в) Игоря.
9. Сравните правление князей Олега и Игоря. Что было характерно для них обоих?
10. Проанализируйте договоры с Византией. Были ли они выгодны для Руси? Ответ обоснуйте.


Свидерский Ю. Ю., Ладыченко Т. В., Романишин Н. Ю. История Украины: Учебник для 7 кл. - К.: Грамота, 2007. 272 с.: ил.
Прислано читателями из интернет -сайта

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Все мы знаем о походе князя Олега на Византию в 907 году, когда он прибил свой щит к воротам Царьграда. Эффектный жест, не так ли?! Это как если бы Путин прибил айпад к дверям Пентагона.

Но вот ни византийские, ни другие иностранные летописи не помнят о походе русов на Константинополь в 907 году. Зато и византийские, и русские, и некоторые независимые иностранные источники указывают на другой поход русов против Византии. Он состоялся в 860 году и судя по всему был весьма устрашающ для Константинополя и разрушителен для окрестных деревень. Попробуем вспомнить, что это было за время, что происходило в тот период на Руси? Из учебников мы помним, что в 862 году состоялось призвание варягов: Рюрика, а также двух его братьев - Синеуса и Трувора. Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор - это вовсе не люди, а искаженные старошведские слова sine hus (свой род) и thru varing (верная дружина). Как бы то ни было, а картина получается непонятная: 860 год - организованный разрушительный набег русов на мощное государство, а всего два года спустя на Руси полный бардак и безвластье до такой степени, что Гостомысл приглашает иностранца-конунга править Русью, пусть даже этот иностранец и его зять. Впрочем, в "Повести временных лет" вполне вероятна путаница в датах.
В 860 году Византия вела ожесточённую войну с арабами в Малой Азии. В марте гарнизон крепости Лулон, имевшей важное стратегическое значение, сдался арабам. В апреле-мае стороны произвели обмен пленными, однако уже в начале июня византийский император Михаил III во главе армии покидает Константинополь для вторжения на территорию халифата Аббасидов. Как сообщает Продолжатель Амартола, для охраны города был оставлен эпарх
Ориха. В хронике Симеона Логофета говорится, что весть о нападении руси застигла императора у Мавропотама (Чёрной реки). Точно не известно местонахождение этой речки, было несколько рек с похожим названием. Исследователи относят Мавропотам к Каппадокии, области в Малой Азии в 500 км от Константинополя.
Нападение оказалось полной неожиданностью для жителей Константинополя, не ждавших нападения с Чёрного моря. Столица Византии ограждалась двойной высокой стеной со стороны суши. Со стороны пролива Босфор и бухты Золотой рог стена была невысокая. За пределами крепостных стен и на берегах Босфора проживало немало людей, не успевших бежать. Повесть временных лет, а вслед за ней историки долго датировали нападение на Константинополь 866 годом, хотя историк русской церкви Голубинский ещё в 1880-х годах по византийским свидетельствам указывал на 860-861 годы.
В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т. н. Брюссельскую хронику, в которой содержалось упоминание набега русов и называлась точная дата - 18 июня 860:
“ «Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один - десять лет, и с Василием - один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены.»
Константинополь во времена Византии с высоты птичьего полета. Историческая реконструкция.
На закате 18 июня 860 около 200 русских судов причалили к берегам Босфора. Иоанн Диакон, посол венецианского дожа Пьетро II Орсеоло и автор «Венецианской хроники», сообщает о 360 кораблях. Кроме количества кораблей русов, итальянский хронист рубежа X-XI веков расходится с византийской хроникой и в оценке итогов набега:
“ «В это время народ норманнов на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси .»
Предположительно эти корабли были довольно большие, способные вместить 30-40 человек, как типичные корабли викингов. Согласно Повести временных лет Вещий Олег, требуя дань с Царьграда, говорил, что у него 40 человек на корабль, и если он мог преувеличить, то никак не преуменьшить. Большие корабли русов просто не смогли быть проведены через днепровские пороги или низовья Дона, контролируемые хазарами. Таким образом, общее число русов, участвовавших в набеге, было до 8000.
Появление кораблей было совершенно неожиданно для жителей. Известно, что византийцы использовали передовые для того времени способы оповещения об опасности, вроде цепочки световых маяков, но со стороны Чёрного моря нападения не ждали. Высадившиеся воины начали грабить с вечера и всю ночь пригороды Константинополя, захватывать разбегающихся в панике людей. Положение осложнялось тем, что Михаил III увёл на войну с арабами даже часть гарнизона. Византийский флот, также не оказавший заметного сопротивления русам, сражался с арабами и норманнами в Эгейском и Средиземном морях.
Византийцы смутно представляли, кто напал на них. Фотий уже в дни осады называл русов «народом с севера», «народом от краев земли». В своей проповеди патриарх Фотий красочно описал ритуальные жертвоприношения русов, которые посчитал карой господа за грехи жителей:
“ «Можно было видеть младенцев, отторгаемых ими от сосцов и молока, а заодно и от жизни, и их бесхитростный гроб - о горе! -скалы, о которые они разбивались; матерей, рыдающих от горя и закалываемых рядом с новорожденными, судорожно испускающими последний вздох… не только человеческую природу настигло их зверство, но и всех бессловесных животных, быков, лошадей, птиц и прочих, попавшихся на пути, пронзала свирепость их; бык лежал рядом с человеком, и дитя и лошадь имели могилу под одной крышей, и женщины и птицы обагрялись кровью друг друга.»

Набег русов затронул не только столицу Византии, но также окрестные места, в частности Принцевы острова в Мраморном море. Опальный константинопольский патриарх Игнатий, находясь в ссылке на одном из островов, едва избежал гибели, как об этом сообщает Никита Пафлогонянин в «Житие патриарха Игнатия», сочинении начала X века:
“ «В это время запятнанный убийством более, чем кто-либо из скифов, народ, называемый Рос, по Эвксинскому понту придя к Стенону и разорив все селения, все монастыри, теперь уж совершал набеги на находящиеся вблизи Византия [Константинополя] острова, грабя все [драгоценные] сосуды и сокровища, а захватив людей, всех их убивал. Кроме того, в варварском порыве учинив набеги на патриаршие монастыри, они в гневе захватывали все, что ни находили, и схватив там двадцать два благороднейших жителя, на одной корме корабля всех перерубили секирами».Сохранились тексты гомилий (проповедей), с которыми патриарх Фотий обратился к жителям Константинополя во время его осады русами и вскоре после их отступления. Вторая гомилия предположительно датируется 4 августа, к этому времени русы покинули окрестности города. Фотий сообщает, что нападающие ушли с огромной добычей. Он ничего не говорит о причине ухода русов, рассматривая как чудо, что они не взяли Константинополь:“ «Ибо как только облачение Девы обошло стены, варвары, отказавшись от осады, снялись с лагеря, и мы были искуплены от предстоящего плена и удостоились нежданного спасения… Неожиданным оказалось нашествие врагов - нечаянным явилось и отступление их...» В то же время Фотий недвусмысленно подчеркивает, что отступление нападающих от Константинополя произошло по инициативе самих русов:
“ «О, как же все тогда расстроилось, и город едва так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело - пострадать ему или не пострадать … Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия … город не взят по их милости и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения.» ”

Более поздние авторы, такие как продолжатель хроники Георгия Амартола, Лев Грамматик и Феодосий Мелитенский, сообщают, что Михаил III быстро без войска вернулся в столицу, «едва пробравшись», и вместе с Фотием вознёс молитвы к Богу, погрузил мафорий Богоматери в море. Внезапно поднялась сильная буря и разметала суда русов, после чего те бежали. Эту легенду повторяют ещё более поздние «Брюссельская хроника» и «Повесть временных лет».
С другой стороны, Фотий, очевидец и участник событий, не сообщает о возвращении императора в осажденную столицу, что напрочь исключает подобный вариант развития событий, но зато говорит о спокойном море. Письмо от 28 сентября 865 папы Николая I императору Михаилу III содержит упоминание о недавнем разграблении окрестностей Константинополя язычниками (pagani), которые ушли, избежав всякой мести (nulla fit ultio).
В «Венецианской хронике» Иоанна Диакона, не заинтересованного в прославлении византийской церкви и императора, нападающие (normanorum gentes) «вернулись с триумфом» (triumpho ad propriam regressa est). Продолжатель Феофана в «Жизнеописании императора Василия» называет народ росов «неодолимым», обращаясь к крещению русов вскоре после набега 860 года. Рассказ о чудесном наказании русов, таким образом, оказывается не более чем благочестивой фантазией византийских хронистов.
Причины ухода русов неизвестны. Историки выдвигают разные версии: либо русы опасались подхода византийской армии, либо просто не желали втягиваться в осаду, удовлетворившись богатой добычей, либо надеялись заключить выгодный торговый договор с империей. По некоторым версиям, легендарный победоносный поход Вещего Олега на Царьград в 907 году, известного только по «Повести временных лет», но не упомянутый никакими другими источниками, мог отражать воспоминания об успехе набега 860 года.
ПВЛ указывает, что первый поход Руси на Царьград был в 866 году под предводительством Аскольда и Дира. Византийские источники сообщают только об одном предводителе русов. Советский историк Б.А.Рыбаков выдвинул предположение, что "Дир" - это титул или прозвище князя Аскольда.А на 6 лет ПВЛ видимо могла ошибиться.Ряд авторов считает вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир с "болярами" и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа (возможно, от Кирилла и Мефодия), посланного Константинопольским патриархом Фотием I вскоре после похода русов на Константинополь. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым или Аскольдовым) крещением Руси.
О посольстве русов в Константинополь вскоре после набега известно из окружного послания патриарха Фотия восточным патриархам (начало 867) и от продолжателя Феофана. Условия заключённого договора не приводятся, однако оба источника сообщают о желании русов креститься. Фотий удовлетворил это желание и направил к русам епископа:
“ «… даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос - те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу! Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан,… поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере … , что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»

Продолжатель Феофана содержит ещё один рассказ, составленный в 950-е годы, о крещении русов во времена Василия I (867-886) и патриарха Игнатия (867-877). Согласно ему уже сами византийцы дарами уговаривают русов принять христианство, глава же русской церкви получает сан архиепископа. Возможная дата крещения в истории Продолжателя Феофана близко соприкасается с возможной датой крещения по Фотию, но если в обоих случаях речь идёт об одном и том же событии, то свидетельство участника крещения патриарха Фотия более достоверно.
В сообщениях о первом крещении русов не приводится, где именно обитал этот народ и кто был их правителем.К. Цукерман высказывается против мнения тех исследователей, которые рассматривают сообщения Фотия и Продолжателя Феофана как описывающие одно и то же событие, и предлагает гипотезу, основанную на параллелях в церковной истории Болгарии и Руси. Согласно этой версии, русы, как и болгары, оказались недовольны отсутствием церковной самостоятельности (автокефалии), проявлением чего является то обстоятельство, что глава их церкви имеет лишь епископский, не архиепископский, сан. Недовольство могло быть вызвано также отношением Фотия к ним как к новым подданным Византийской империи. Русы изгнали своего епископа и уже новому императору Василию I и патриарху Игнатию приходится ублажать их подарками и большей церковной автономией. Точно также и примерно в это же время болгарский царь Борис I, не добившись автокефалии для своей церкви, прогнал византийское духовенство и пригласил миссионеров римского папы Николая. В 870 Игнатий сумел переманить Болгарию от папы к себе, повысив церковное представительство греческого иерарха до сана архиепископа, что являлось серьёзной политической уступкой. На Руси, вероятно, события развивались подобным же образом. В «Повести временных лет» сообщается:
“ Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде. [……] В год 6374 (866). Пошли Аскольд и Дир войной на греков и пришли к ним в 14-й год царствования Михаила. Царь же был в это время в походе на агарян, дошел уже до Черной реки, когда епарх прислал ему весть, что Русь идет походом на Царьград, и возвратился царь. Эти же вошли внутрь Суда, множество христиан убили и осадили Царьград двумястами кораблей. Царь же с трудом вошел в город и всю ночь молился с патриархом Фотием в церкви святой Богородицы во Влахерне, и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море её полу. Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой.

«Новгородская первая летопись младшего извода», по убедительному мнению русского историка Шахматова, содержит в начальной части сведения из более древней летописи XI века. В описании похода эта летопись не упоминает об участии Аскольда и Дира в нём, равно как и об их связи с Рюриком. На основании этого многие историки предполагают, что сведения «ПВЛ» (написанной в XII веке) об Аскольде и Дире как предводителях похода на Константинополь являются позднейшей вставкой русского летописца, призванной объединить в единое целое разрозненные сведения по древней истории Руси.
Само по себе описание похода на Царьград в древнерусских летописях заимствовано из славянского перевода византийской хроники продолжателя Георгия Амартола. Текст летописи повторяет фантастические детали этого недостоверного позднего источника и радикально противоречит свидетельству очевидца событий -патриарха Фотия. Так, в точности воспроизведен фантастический рассказ о возвращении императора в Константинополь и о буре, якобы уничтожившей «безбожных росов» у стен осажденного города после совместной молитвы патриарха и императора. Таким образом, у первых русских летописцев конца XI - начала XII веков не сохранилось никаких сведений об обстоятельствах похода IX века. Как заметил К. Цукерман, русские летописцы, воспользовавшись византийским источником (в данном случае, наименее достоверным), превратили успешный набег русов в полное поражение. В первых русских летописях не сохранилось и сведений о крещении Руси при Фотии, поскольку это событие не упомянул продолжатель Георгия Амартола. Итальянский историк XV века Флавио Бьондо в сообщении о набеге норманнов на Константинополь в 860 году заметил, что норманны после того вернулись в Британское море (Britannicum mare). Историк-визаентиевед А.А. Васильев обсуждал возможность набега руси со стороны Средиземного моря, так как арабский ученый конца IX века ал-Якуби, написав о набеге норманнов на испанскую Севилью в 844 году, назвал напавших «ал-маджус, которых именуют ар-рус». Т. М. Калинина, собрав сведения о набеге норманнов на Севилью, предположила, что те русы были скорее всего викингами из Скандинавии, грабившими по всему побережью Западной Европы и проникавшими в Средиземное море через Гибралтар.
Большинство историков придерживаются версии, изложенной в древнерусских летописях, так как Никита Пафлогонянин определенно указал, что набег произошел со стороны Черного моря. Фотий в 1-й гомилии назвал напавших врагов скифами, что как и Первое крещение Руси указывает на родину этих русов где-то в Восточной Европе.

В 1847 году патриарх Фотий был прославлен в лике святых Константинопольским Патриархатом. Канонизация не была воспринята в синодальной Российской Церкви. По прошествии 1000 лет русские помнили нехорошие высказывания Фотия о русах. Вот они.

Сталкивается уже на рубеже VIII-IX вв. Объединившись с варяжскими дружинами, восточные славяне совершали набеги на византийские владения в Крыму, на южное побережье Чёрного моря, а в 860 г. осадили Константино-поль, как с суши, так и с моря. Это вооружённое противостояние за-вершилось взаимовыгодным мирным соглашением и контрибуцией (военная дань). Между союзами племён восточных славян и импе-рией установились прочные связи по торговому пути «из варяг в греки».

В 907 г. дружины правителя Древнерусского государства Олега совершили хорошо подготовленный поход на Константинополь. Столица империи была осаждена, её окрестности разорены. Импе-рия была вынуждена заключить с молодым восточнославянским го-сударством договор о дружественных отношениях, нормах между-народной торговли и мореплавания.

В 911 г. был заключён второй договор Руси с Византией. Он был во многих отношениях ещё более выгоден Древнерусскому государ-ству. В одной из его статей говорилось об установлении между Визан-тией и Русью военно-политического союза. Русские дружины укре-пили византийскую армию.

По примеру князя Олега в 941 г. князь Игорь, сын Рюрика, осно-вателя династии древнерусских великих князей, привёл огромное войско под Константинополь. Задачей его было побудить империю следовать ранее подписанному договору. Однако на подступах к сто-лице флот Игоря был практически уничтожен «греческим огнём».

В 944 г. князь Игорь совершил более удачный поход. Обе страны восстановили мирные союзные отношения. Примечательно, что православная империя на равных вела дипломатию с «варварами»!

В 957 г. княгиня Ольга, вдова Игоря, отправилась в Константи-нополь. Русская княгиня и её свита были приняты императрицей. Император Константин VII Багрянородный дал в её честь обед. В Константинополе княгиня Ольга приняла православную веру (под именем Елена). Обряд был совершён в главном храме импе-рии — Святой Софии.

К сыну княгини Ольги, великому князю Святославу, который ос-тавался язычником, из Константинополя было направлено посоль-ство с целью подтверждения мирных отношений Руси с Византией. Однако князь Святослав в целях укрепления своей державы предпо-чёл вмешаться в византийско-болгарскую войну. В 971 г. императо-ру Иоанну I Цимисхию удалось остановить продвижение дружины Святослава и возобновить мир с Русью.

Сын Святослава великий князь Владимир неоднократно оказывал военную помощь византийскому императору Василию II. Желая по-родниться с императорским домом (взять в жёны сестру Василия II Анну) и видя, что император стал медлить с династическим браком, русский князь осадил и в 988 г. захватил византийский город на юж-ном берегу Крыма — Корсунь, вынудив императора поспешить со свадьбой. В этом же году он принял христианство по византийско-му образцу, а затем своей великокняжеской волей крестил населе-ние Древнерусского государства . В Киев константинопольским пат-риархом был направлен первый митрополит. Крещение Руси яви-лось большой дипломатической победой Византии. В то же время оно открывало для Древнерусского государства блистательные пер-спективы развития. Материал с сайта

Последний военный поход на Константинополь русские дружи-ны и флот во главе с князем Владимиром Ярославичем, сыном Яро-слава Мудрого, и воеводой Вышатой осуществили в 1043 г. Вызван он был нарушением империей торговых соглашений с Русью.

Около западных берегов Чёрного моря русский флот попал в сильную бурю. Часть кораблей затонули, остальные двинулись обратно. Их пресле-довали греческие суда. Завязалось сражение, в котором греки потерпели поражение. Однако несколько тысяч русских воинов, которые высадились на берег, были разгромлены греческой армией. Взятых в плен воинов осле-пили, им отрубили правые руки, чтобы они никогда не поднимали меч на Ви-зантию.

В 1046 г. Древнерусское государство и Византийская империя за-ключили новый мир. Дочь императора Константина IX была выда-на замуж за князя Всеволода, другого сына Ярослава Мудрого. С это-го времени духовные, культурные и торговые отношения между Ру-сью и Византией не прерывались до гибели империи в 1453 г.

Наиболее вероятные даты: либо 830-е годы , либо -й год.

Набег на Амастриду

В Пафлагонии русь напала на византийский город Амастриду , расположенный на южном побережье Чёрного моря:

То, что следует далее, и еще более удивительно. Было нашествие варваров, руси [βαρβάρων τῶν ῾Ρῶς], народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве, они - этот губительный на деле и по имени народ, - начав разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигли, наконец, и до отечества святого, посекая нещадно всякий пол и всякий возраст, не жалея старцев, не оставляя без внимания младенцев, но противу всех одинаково вооружая смертоубийственную руку и спеша везде пронести гибель, сколько на это у них было силы. Храмы ниспровергаются, святыни оскверняются: на месте их нечестивые алтари, беззаконные возлияния и жертвы, то древнее таврическое избиение иностранцев, у них сохраняющее силу. Убийство девиц, мужей и жен; и не было никого помогающего, никого готового противостоять. Лугам, источникам, деревьям воздается поклонение. Верховный промысл допускает это, может быть, для того, чтобы умножилось беззаконие, что, как мы знаем из Писания, много раз испытал Израиль. Пастырь добрый не был налицо телом, а духом был с Богом и, в непостижимых судах его читая, как посвященный, лицом к лицу, медлил заступлением и откладывал помощь. Но наконец он не возмог презреть, и вот он и здесь чудодействует не меньше, чем в других случаях. Когда варвары вошли в храм и увидели гробницу, они вообразили, что тут сокровище, как и действительно это было сокровище. Устремившись, чтобы раскопать оное, они вдруг почувствовали себя расслабленными в руках, расслабленными в ногах и, связанные невидимыми узами, оставаясь совершенно неподвижными, жалкими, будучи полны удивления и страха и ничего другого не имея силы сделать, как только издавать звуки голоса. (Васильевский. Т. 3. С. 64).

Таким образом, в церкви Амастриды русь попыталась вскрыть гроб Св. Георгия в поисках сокровищ, но этого сделать не удалось, у воинов якобы отнялись руки и ноги. По той же легенде, узнав у одного из пленных горожан, что воинов поразил гнев христианского Бога, предводитель приказал отпустить всех христиан и вернуть в храмы церковные ценности, и это спасло воинов.

Вопросы датировки набега

Житие Георгия сохранилось в единственной рукописи Х в. , которая представляет собой часть греческой Минеи на февраль. Житие помещено под 8 февраля. Рукопись поступила в Королевскую библиотеку Парижа в составе собрания кардинала Н. Ридольфи , племянника папы Льва X (1475-1521). В греческих служебных минеях и синаксарях память Георгия находится под 21 февраля, там же помещена краткая редакция Жития .

На начальном этапе исследования текста в середине XIX века выдвигалось предположение, что в житиях Георгия и Св. Стефана, архиеп. Сурожского , идёт речь об одном и том же событии , однако современные исследователи отвергают эту гипотезу.

Первый издатель русского перевода текста (1893) академик В. Г. Васильевский , опираясь на стиль изложения, считал что автором памятника был известный агиограф Игнатий Диакон (770/780 - после 845 г.). Исходя из этого, он датировал набег между и 842 годами , то есть 2-м иконоборческим периодом . Учёные, придерживающиеся этой точки зрения, отмечают стилистическую близость жития к другим произведениям Игнатия и органичность пассажа о росах в тексте. Текст жития рассматривается не в виде отдельных фраз, находящих аналогии в других памятниках, а исследуется в сопоставлении с традицией византийской агиографии того времени. Кроме стилистической близости Жития с сочинениями Игнатия историки усматривают ещё один характерный признак эпохи - молчание об иконах. Иконоборческий период продолжался до смерти императора Феофила в 842 году, что определяет верхнюю границу написания Жития.

Другие исследователи предполагают историю о нашествии русов в «Житие Св. Георгия Амастридского» позднейшей вставкой, призванной описать чудо от гроба Св. Георгия. В описании набега указывается, что варвары начали разорение от Пропонтиды , то есть из мест около Константинополя , а эти события относятся к набегу руси 860 года . Исследователи отмечают, что фрагмент о росах содержит фразеологическое и идейное сходство с проповедями патриарха Фотия в 860-м году.

Точку зрения Васильевского разделяли отечественные учёные .

В 1979 году А. Макропулос изложил аргументы в пользу того, что росский эпизод Жития является поздней вставкой «в стиле Фотия» .

К. Цукерман относит нападение к началу 830-х годов . Посольство же русов в Константинополь в 838-м году , известное из Бертинских анналов , интерпретирует как последующий мирный договор. Воспроизведённая в этом источнике дипломатическая переписка императоров Литература

  • Сергий (Спасский ). Месяцеслов. Т. 3. С. 79-80.
  • Janin . Grands centres. P. 438.
  • там же . Giorgio, vescovo di Amastri in Paflagonia // BiblSS. T. 6. P. 533.
  • Ševčenko I. Hagiography of the Iconoclast Period // Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 121-125.
  • Νόβακ Γ. Γεώργιος ὁ ᾿Αμάστριδος // ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 461-462.
  • Aubert R. Georges d’Amastris // DHGE. T. 20. P. 584.
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 92.
  • Pritsak O. At the Dawn of Christianity in Rus" // Proc. of the Intern. Congr. Commemorating the Millenium of Christianity in Rus"-Ukraine. Camb. (Mass.), 1990. P. 94-95. (HUS; Vol. 12/13).
  • Бибиков М. В. «Племя неведомое, племя бесчисленное, племя от края земли»: Имя Руси в византийской традиции IX - сер. X вв. // Он же. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. Т. 1. Гл. 2. С. 41-44.
  • Vasiliev A. A. The Russian Attack on Constantinople in 860. Camb. (Mass.), 1946. P. 70-89.
  • Grégoire H. L’histoire et la légend d’Oleg prince de Kiev // La Nouvelle Clio. Brux., 1952. Vol. 4. N 5-8. P. 280-287.
  • Da Costa-Louillet G. Y eut-il des invasions Russes dans l’Empire Byzantin avant 860? // Byz. 1941. Vol. 15. P. 231-248.
  • там же. Saints de Constantinople aux VIII-e, IX-e, X-e siecles // Byzantion. 1954. Т. 24. P. 479-492.
  • Никитин П. О некоторых греческих текстах житий святых // ЗИАН. Сер. 8. 1895. Т. 1, № 1. С. 27-51.
  • Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956. С. 46-55.
  • Sevcenko I. Hagiography of the Iconoclast Period // Iconoclasm. Birmingham, 1977. P. 121-127 .Sevcenko I. Ideology, Letters and Culture in the Byzantine World. - London, 1982. - # 5.
07:05 pm - Краткая хронология походов Славянских племен 483 - 1 170

Краткая хронология колониальных походов,
междоусобных и оборонительных войн
483 г. – Первый поход славянских племен на Византию.
491 г. – Поход славянских племен на Византию.
499 г. – Походы славянских племен на Византию и Фракию.
VІ в. – Началось грандиозное движение славянских племен на юг к Дунаю и на Балканы, изменившее
всю этническую карту Европы. Военный союз восточных славян во главе дулебов. Первые
известия о Руси и русах. Будущие Киев, Любеч и Чернигов принадлежат Древлянской лесной
земле, которая раньше входила в Антский союз.
502 г. – Поход славянских племен на Византию.
547 г. – Славяне неожиданно форсировали реку Истр и стремительно овладели всей Иллирией.
551 г. – Один из отрядов славян, числом около 3 тысяч воинов переправился через реку Истр. Римляне были наголову разгромлены.
552 г. – Славяне вновь форсировав реку Истр и вторглись во Фракию.
597 г. – Славяне вновь вторглись во Фракию и захватили Фессалоники. Город был захвачен с помощью осадной машины для метания камней, "черепах", массивных железных таранов, а также громадных крючьев.
VІІ в. – Поляне оттесняют древлян от Днепра и устья Десны к следующему водному рубежу - Ирпеню и закладывают у Киева и постоянно действующую переправу.
610 г. – Славянами была произведена осада Солуни, причем как на суше, так и со стороны моря.
623 г. – Славяне высадили морской десант на побережье острова Крит.
626 г. – Поход славянских племен на Византию.
790 г. – Русы напали на укрепленный город Сурож (Судак).
840 г. – Русы разграбили Амастриду, богатый торговый город в Пафлагонии (Малой Азии) и город Сурож (Судак).
860 г. – Неудачный поход на Царьград (Константинополь), буря потопила большинство из 200-х ладьей русичей.
863 г. – Аскольд совершают успешный набег на хазар и накладывают на них дань.
864 г. – Рюрик прислал в Полоцк из Новгорода сборщиков дани. Аскольд и Дир, узнав об этом, пришли к Полоцку и разорили город. Аскольд с войском на 360 кораблях появляется у Константинополя и подвергают страшному опустошению его окрестности.
866 г. – Аскольд и Дир предприняли второй неудачный поход на Константинополь.
880 г. – Поход русов на Каспий.
882-85 гг. – Подавление Олегом антиваряжских восстаний федеративных земель при помощи союза с печенегами.
883 г. – Олег подчинил древлян, северян и радимичей - славянские племена, жившие к северу от Киева.
884-85 гг. – Началась русско-хазарская война. Поход Олега на северян и радимичей, покорение их и обложение данью.
907 г. – Поход Олега на Византию. Греки замкнули гавань и заперли город. Олег вышел беспрепятственно на берег, корабли были выволочены; много побили греков, много палат разбили и церквей пожгли; пленных секли мечами, других мучали, расстреливали из луков, бросали в море. Предание гласит, что Олег велел поставить лодки свои на колеса, и флот при попутном ветре двинулся на парусах к Константинополю. После похода был заключен выгодный для русичей договор, дающий право беспошлинной торговли.
909-10 гг. – Русское войско на 500 ладьях поднялось по Дону, и, перетянув ладьи в Волгу, спустились в Каспий. Основные силы были направлены в Северный Азербайджан, а небольшой отряд захватил Табористан, где сжег город Сари. На обратном пути русы послали Хазарскому кагану за невмешательство часть добытых богатств, однако тот предательски напал на утомленную долгим походом русскую дружину. После трехдневной битвы русы потерпели поражение.
912-913 гг. – Войско руссов принимало участие в походе в качестве союзника Византии на Каспийское побережье Закавказья. В связи с тем, что казна Киевской Руси была истощена, Игорь предпринял ряд грабительских набегов на ранее дружественные государства Закавказья.
921 г. – Игорь подавляет восстание древлян и возлагает на них дань больше Олеговой.
941 г. – Неудачый поход Игоря на Царьград. Флот русичей впервые сталкивается с «греческим огнем».
943 г. – Русские дружины осуществили крупный поход на западное побережье Каспийского моря и вернулись с богатой добычей. Они захватили Дербент и столицу Албании Бердаа.
944 г. – Поход на Византию. Заключение мирного договора, менее почетного, чем заключал Олег - ограничения в торговле, свободе передвижения по Византии, а также времени пребывания там. Договор ограждал крымские владения Византии от посягательств со стороны Руси. Русы обязуются оказывать военную помощь в охране Херсонеса и в противодействии болгарам.
945 г. – Поход русов на Кавказ, взят город Бердаа на реке Куре. Много награблено, местное население вырезано.
946 г. – Княгиня Ольга с дружиной и варягами разбивает древлянское войско и сжигает город Искоростень.
963 г. – Воевода Свенельд воспитывает князя в кочевых печенежско-половецких обычаях. Святослав совершает походы на хазар. Берет город Саркел и укрепления на Северном Кавказе и Кубани. Подчиняет себе Тмутараканской княжество и вятичей - последнее из славянских племен, платившее дань хазарам.
965-66 гг. – Святослав совершает поход на волжских болгар, разоряет столицу Булгар. Святослав осуществил поход на Волжскую Болгарию, разгромил Хазарский каганат, завоеваны ясы и касоги. Укрепление и расширение границ Киевской державы - присоединены Саркел, Керчь. Открыт свободный торговый путь на Восток. Обострились отношения с Византией.
967 г. – По просьбе императора Никиформа Фоки Святослав совершил поход на Дунай в Болгарию, овладел столицей и пленил кагана Бориса. Святослав переносит свою ставку в Переяславец на Дунае. Начинается война Святослава с Византией. Объединившись с болгарами, он начал расширять зоны влияния на Дунае. Святослав ушел на Русь с выкупом, болгары были подчинены Византией. Под контроль взят торговый путь Волга - Каспийское море, под ее властью оказались также ясы - предки осетин и кубанские черкесы.
970-71 гг. – Святослав начал борьбу против Византии за Болгарию. Командуя объединенным войском руссов, венгров, болгар, печенегов (частью), занял и разграбил окрестности Константинополя, но терпит поражение и покидает Балканы.
971 г. – Вернувшись в Киев, Святослав разрушает христианские храмы. Неудачный поход на Византию. 100-тысячное византийское войско при поддержке флота, вооруженного «греческим огнем» окружило русичей на берегу Дуная. После 2-месячной осады и нескольких попыток пробиться по мирному соглашению было выпущено 22 тыс. уцелевших русских воинов.
974 г. – Покорение Свенельдом Смоленской и Радимичской земель; начало войны с Древлянской и Новгородской землями.
975 г. – Лют, сын Свенельда, убит Олегом Святославичем при провокационном рейде в Древлянскую землю.
977 г. – Варяжско-полянское войско во главе с Ярополком и Свенельдом, при поддержке печенежского хана Кури, штурмом взяло столицу Древлянской земли Овруч. В побоище на замковом мосту убит Олег Святославич; Свенельд занял Древлянский престол. Новгородское войско во главе с Владимиром и Добрыней эмигрирует в Швецию. Разгром балтийских варягов русским флотом совместно со шведским королем Эриком, нареченным Победоносным.
979-80 гг. – Реванш новгородского войска: захват Новгорода, Полоцка, Турова, маневр в обход главного днепровского «пути из варяг в греки». Выход на окраины Киева. Владимир захватывает Киев. Бегство из Киева Ярополка со Свенельдом за подмогой навстречу печенежскому хану Куре. Ярополк убит, будучи преданным своим воеводой Блудом, варягами-наемниками Владимира. Владимир женится на невесте Ярополка Рогнеде.
981 г. – Поход на вятичей и обложение их данью. Война с поляками из-за захвата Болеславом Перемышля и соседних городов. После победы русов был заключен брак между Святославом Владимировичем и Ядвигой Болеславной. Завоевание Владимиром Червенской Руси с городами Червен и Перемышль.
983 г. – Поход Владимира против литовского племени ятвягов и овладение речными путями по Неману, Бугу и Висле в направлении Балтийского моря. Владимир покорил племена радимичей и вятичей.
985 г. – Поход Владимира против волжских болгар, подписание договора о мире и торговле с болгарами (а через них - с арабами). Вернувшись в Киев, Владимир совершает жертвоприношения Перуну.
987-988 г. – Владимир вступил в союз с Византией и по условию, поставленному императором, принимает христианство. Личное крещение Владимира в своем княжеском поместье Васильево под Киевом, в день Преображения Господня. Князь обязуется помочь в подавлении восстания Варды Фоки и Варды Склира в Малой Азии. Русская флотилия для помощи направлена в Константинополь. Закладка богатырских застав и оборонительных валов на основе древних Змиевых валов. Раздача Владимиром земель сыновьям. Владимир крестит Киевлян и Русь. Заложен первый каменный христианский храм – Десятинная церковь. Поход на Каспий в помощь эмиру против местных раисов.
988-89 гг. – Владимир осадил византийский город Херсонес (Корсунь), принадлежавший Византии, и захватил его благодаря предательству местного епископа. Он требовал выдать за него императорскую дочь Анну (отпустить ее в Киев) и крестить Русь без вассального присоединения к Византии.
989 г. – Поражение у Хризополя и победа при Абидоне над Вардой Фокой.
990 г. – Окончательное удельное дробление Руси. Владимир заменяет племенных князей своими сыновьями. Новгород подчиняется Ярославу, Полоцк - Изяславу, Туров - Святополку, Ростов - Борису, Муром - Глебу, Древлянскую Землю - Святославу, Тьмутаракань - Мстиславу, Волынь - Всеволоду. Таким образом каждый князь становился хозяином удела и передавал его по наследству.
992-97 гг. – Битвы с печенегами. Для ограждения Киева от набегов князь Владимир велел поставить города по Десне, Остру, Трубежу, Суле и Стугне, поселив в них лучших мужей от славян.
1007-14 г. – Русское войско оказывало поддержку византийскому императору в его походах против волжских болгар.
1013 г. – Первые походы киевских князей на Кавказ.
1015 г. – Сын Владимира Борис сражается с печенегами, а сам Владимир собирается в поход на Новгород, против своего сына Ярослава, вышедшего из подчинения, но не успевает выступить. 15 июля от болезни он умирает. Власть в Киеве захватывает Святополк, опирающийся на польского князя Болеслава I, своего зятя. Убийство его братьев Бориса и Глеба. Убийство древлянского князя Святослава.
1016 г. – Князь Ярослав (Мудрый), сын Владимира, силой захватывает княжество в Киеве.
1018 г. – После завоевания Болгарии Византией многие образованные болгары находят убежище в Киеве, куда они привозят свои книги по литургии и где играют в дальнейшем решающую роль в распространении письменности среди восточных славян. Август. Киев взят войсками польского короля Болеслава, помогавшие вернуться на престол Святополку.
1019 г. – Князь Ярослав Мудрый разбил Святополка и взошел на княжеский престол. Святополк бежал в Богемию, где и закончил свою жизнь.
1024 г. – Князь тмутараканский и черниговский князь Мстислав Владимирович совершил поход на киевские земли. Несмотря на победу над войсками Ярослава, Мстислав не решился идти на Киев. Ярослав отдает Мстиславу черниговскую землю во владения.
1029 г. – Поход князя Ярослава на ясы (осетин).
1030 г. – Утверждение власти Ярослава в землях чуди, основание Юрьева. Походы на ятвагов, в Литву, против Польши, в Мазовию. Вдоль реки Рось созданы пограничные укрепления для защиты Киева от набегов кочевников. Поход на Каспий в помощь правителю Аррана. Взят Байлакан.
1031 г. – Вместе с Мстиславом в Ярослав отвоевал червенские города (Галицию), захваченные в 1018 году Болеславом I Храбрым.
1031-33 гг. – Ежегодные походы на Каспий в Ширван, поражение от эмира Дербента Мансура. Отмщение ему в союзе с аланами.
1036 г. – Победа Ярослава над печенегами под Киевом. После смерти Мстислава Ярослав, наконец, объединяет славянские земли в единое государство.
1037 г. – Ярослав одержал победу над печенегами. Над местом победной битвы заложен собор св. Софии. На Руси установился мир почти на 25 лет - до прихода кипчаков, или куманов, которые в русских летописях называются половцами.
1043 г. – Неудачный поход Владимира Ярославича на Византию. Одно из последних враждебных столкновений Руси с Византией. Заключение мирного договора, повторяющего статьи договора 944 года.
1059-60 гг. – Победы Ярославичей над торками.
1061 г. – Киевляне одержали победу над половцами.
1066-68 гг. – Междоусобная война Ярославичей с полоцким князем Всеславом. Это была война одной ветви Рюриковичей с другой. Ярославичам удалось вероломно захватить в плен Всеслава вместе с его малолетними детьми.
1069 г. – Князь Изяслав Ярославич, с поддержкой поляков, возвращает себе престол.
1078 г. – Изяслав погиб от руки своего племянника Олега Святославовича Черниговского в битве на Нежатой Ниве. Всеволод Ярославич стал великим князем Киевским.
1079 г. – Выступление Тмутараканского князя Романа Святославича с половецким войском против Всеволода Ярославича.
1092-94 г. – Началась война с половцами.
1093 г. – Половцы в ходе войны разбили объединенное войско князей Владимира Мономаха, Святополка и Ростислава Всеволодовича в Триполье (20 мая). Ростислав при этом погиб. Половцы разбили русское войско в сражении в урочище Желани (23 июля), после чего рассеялись по русским землям и пленили много людей.
1095 г. – Вероломное убийство полоцких князей, гостивших в русских землях.
1103 г. – На Долобском озере, вблизи Киева Владимир Мономах убедил Святополка Изяславича выступить вместе против половцев, в результате чего битва была выиграна.
1111 г. – Владимир Мономах одержал блестящую победу над половцами при Сальнице.
1116 г. – Поход Владимира на половцев. Поход ослабил силы половцев и дал подчиненным торкам и печенегам освободиться от их зависимости.
1116-20 гг. – Конфликт Владимира с Глебом Всеславичем Минским. Взявши Минск, Мономах не стал отнимать его у князя Глеба, дав ему наставления. И только через 4 года, когда Глеб так и не унялся, у него отняли Минск и самого привели в Киев, где он в том же году и умер.
1127-30 гг. – Борьба великого князя Мстислава с полоцкими удельными князьями. Ссылка полоцких князей в Византию и ликвидация независимости Полоцкого княжества.
1130 г. – Поход сыновей Мстислава на чудь.
1131-32 гг. – Успешный поход Мстислава на Литву. Но на обратном пути киевские полки пошли отдельно от княжеской дружины. Литовцы настигли их и побили много воинов.
1132-39 гг. – Борьба Ярополка II с Ольговичами.
1151 г. – Война великого князя Киевского Изяслава в союзе с Венгрией против Владимира Володаревича, князя Галицкого. На Долобском озере потерпел поражение от киевлян князь Юрий Долгорукий. Половцы пытались захватить Киев. У Золотых ворот убит Свенч Бонякович, сын половецкого хана Боняка.
1168 г. – Победа войска князя Мстислава Киевского над половцами.
1170 г. – Поражение русов под Дербентом.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!