Поурочный план по русскому языку 8.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное издание подготовлено в соответствии с воды: «Рус йская язык: Программа для 5-9 класс ив загальноосв ітніх учебных заведение ив с на йным языком обучения / Н. Ф. Баланд ина, К. В. Дегтярева, С. А. Лебеденко».

Материал подан в разных формах: опорные конспекты, схемы, таблицы, алгоритмы, репродуктивные вопросы, карточки и т. д.

Используя материалы, представленные в издании, учителя, работающие с классами по учебникам: «Русский язык: учеб. для 8-го кл. общеобразоват. учеб. заведенный с укр. яз. обучения / Л. В. Давидюк, В. Ы. Стативка.- Запорожье: Премьер, 2008» (далее в пособии обозначено ) и «Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведенный с укр. яз. обучения / Н. А. Пашковская, Г. А. Михайловская, С. А. Распопова.- К.: Есв ии, 2008» (далее в пособии обозначено ),- будут иметь возможность создавать условия для развития учащихся, для усвоения ими курса русского языка 8 класса.

Учителя могут также воспользоваться учебником «Русский язык. 8 класс: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведенный с укр. яз. обучения / Т. М. Полякова, Е. Ы. Самонова, А. Н. Приймак. - Харьков: Издательство “Ранок”, 2011».

Мы постарались освободить вас от поисков интересных, познавательных текстов, дидактического материала, разместив все необходимое в данном издании.

Автор предлагает все виды контрольных работ (тестовые задания, диктант, диктант с грамматическим заданием, тексты для аудирования и чтения молча). Также даны тексты для изложений: выборочных, подробных, сжатых.

В пособии предлагается много разнообразных заданный и упражнений, для того чтобы учитель мог выбрать то из них, которые соответствуют уровню подготовленности учащихся.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

70 часов в год, 2 часа в неделю

Номер урока

Дата

Общие сведения о языке. Язык как развивающееся явление

Повторение изученного в 5-7 классах

Повторение и обобщение изученного. Фонетика. Графика. Орфография. Состав слова и словообразование

Повторение и обобщение изученного. Части речи

Речевая деятельность. Повторение сведений о тексте, стилях и типах речи

Синтаксис. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании

бы

Структура и виды словосочетаний по типу подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)

Словосочетания, различающиеся формой зависимого слова в русском и украинском языках (благодарить кого - укр. слава кому)

Предложение. Основные признаки предложения: смысловая законченность и интонационная оформленность. Простое и сложное предложение

Типы предложений по цели высказывания. Предложения с эмоциональной окраской

Речевая деятельность. Сжатое изложение

Актуальное членение предложения. Логическое ударение. Порядок слов в предложении

Текстообразующая роль простых предложений. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи

Контрольная работа № 1. Зрительно-слуховой диктант

Простое предложение. Двусоставное предложение

Двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего

Простое (глагольное) и составное (именное и глагольное) сказуемое

Связка. Интонация в простых предложениях с пропуском связки

Тире между подлежащим и сказуемым

Второстепенные члены предложения. Дополнение (*прямое и косвенное)

Определение согласованное и несогласованное

Приложение как особый вид определения. Дефис при приложении

Обстоятельство и его виды по значению

Сравнительный оборот

Контрольная работа № 2. Тестирование. Чтение молча

Односоставные предложения. Неполные предложения

Односоставные предложения. Главный член односоставных предложений в форме сказуемого и в форме подлежащего. Речевая деятельность. Понятие об описании местности

Определенно-личные предложения

Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения

Безличные предложения

Назывные предложения

Полные и неполные предложения. Интонация неполных предложений. Тире в неполном предложении

Речевая деятельность. Сочинение-описание местности по собственным наблюдениям

Контрольная работа № 3. Тестирование

Предложения с однородными членами

Предложения с однородными членами. Однородные члены предложения с союзной, бессоюзной и смешанной связью. Интонация в предложениях с однородными членами

Предложения с несколькими рядами однородных членов

Речевая деятельность. Особенности описания памятников истории и культуры

Речевая деятельность. Подробное изложение текста, содержащего описание памятника

Построение предложений с союзами не только..., но и...; если не..., то ...; хотя и..., но... . Запятая между однородными членами

Однородные и неоднородные определения

Речевая деятельность. Сочинение-описание памятника А. С. Пушкину в Москве

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Интонация в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах

Повторение и обобщение изученного об однородных членах предложения

Контрольная работа № 4. Тестирование

Предложения с обращениями, вводными и вставными конструкциями

Обращение нераспространенное и распространенное. Имена существительные и субстантивированные слова в роли обращений. Знаки препинания в предложении с обращением

Использование обращений для передачи отношения к адресату речи. Интонация в предложениях с обращениями

Речевая деятельность. Выборочное изложение текста повествовательного характера с элементами описания местности, памятников истории и культуры

Речевая деятельность. Интервью

Вводные слова (словосочетания, предложения) и знаки препинания при них. Интонация в предложениях с вводными словами

Вводные слова, словосочетания, предложения. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях

Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при вводных словах

Обобщение и систематизация изученного по теме «Предложения с обобщающими, вводными словами и словосочетаниями»

Контрольная работа № 5. Тестирование. Аудирование текста художественного стиля

Предложение с обособленными членами

Обособление второстепенных членов предложения. Интонация в предложениях с обособленными членами

Обособленное согласованное определение. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях

Обособленные несогласованные определения

Речевая деятельность. Изложение с творческим заданием

Обособленные приложения

Обособленные приложения

Прилагательные, причастия, существительные и местоимения в роли согласованных и несогласованных обособленных определений и приложений

Синонимия предложений с обособленными определениями и сложноподчиненных предложений с придаточными определительными. Правильное построение предложений с причастными оборотами

59-60

Речевая деятельность. Сочинение-рассуждение об охране памятников истории и культуры

Обособленные обстоятельства, знаки препинания при них

Правильное построение предложений с деепричастными оборотами

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами

Уточняющие обстоятельства

Уточняющие члены предложения. Обособление уточняющих дополнений

Повторение и обобщение изученного по теме «Предложения с обособленными членами». Речевая деятельность. Развернутый ответ на уроке

Контрольная работа № 6. Слуховой диктант. Чтение молча

Речевая деятельность. Диалог. Составление диалога о режиме дня

Повторение изученного в 8 классе

Повторение изученного о простом предложении. Диктант-перевод с украинского языка на русский с грамматическим заданием

Повторение изученного о простом предложении

Поурочный план по русской речи в 8 классе с казахским языком обучения

Тема урока: Сложные прилагательные

Цели урока:

образовательные

закрепить знания о сложных прилагательных, учить их правописанию, развивать речь учащихся; познакомить с содержанием текста «Знаешь ли ты»;

развивающие

развивать связную речь, технику чтения; ввести в активный словарь учащихся сложные прилагательные;

воспитательные

воспитывать культуру речи, любовь к художественному слову

Критерии успеха:

ученик сможет

1. определить сложное прилагательное в тексте

2.объяснить способы образования сложных прилагательных,

4. создавать сложные прилагательные;

5. оценивать и различать способы образования сложных прилагательных;

Тип урока повторение изученного

Форма организации урока практическое занятие

Дидактическое обеспечение урока учебное пособие, интерактивная доска

Ход урока

    Организационный момент.

а/ приветствие;

б/ проверка посещаемости учащихся;

в/ проверка готовности класса к уроку

    Проверка домашнего задания

а/ ученики называют задачи домашнего задания;

б/ зачитывают сложные прилагательные и способы их образования.

    Определение темы урока (слайд)

(сельское хозяйство) ярмарка

(голубые глаза) котёнок

(северо-восток) ветер

Кто догадался, какие сочетания должны получиться?

Что за слова вы образовали?

Сформулируйте тему урока.

Попробуйте определить цели урока.

    Знакомство с критериями оценивания (слайд), с листом самооценивания

Я могу

уверен

не совсем уверен

сомневаюсь

1.определить сложное прилагательное в тексте

2.объяснить способы образования сложных прилагательных

3. без ошибок писать изученные сложные прилагательные

4. составляет предложения со сложными прилагательными

5. образовать сложное прилагательное

    Актуализация опорных знаний

Деление на группы

Взять карточку и определить способ образования сложного прилагательного, сесть за стол с карточкой

    Прилагательное + прилагательное

    прилагательное + существительное

    другие сочетания

Светло-карие глаза

Южнокорейский компьютер

Шестилетняя девочка

Багрово-красный закат

Древнегреческие мифы

Двухметровая яма

Физико-математический факультет

Остроносый попугай

Малоизвестное произведение

Плодово-ягодный компот

Западно-казахстанская

область

Всемирный конгресс

Проверка деления на группы по слайду.

Коррекция неправильного выбора самими учениками и с помощью

групп.

    Задания для групп:

    Составление карты памяти по теме сложные прилагательные (изобразите в виде схемы, таблицы, чертежа, рисунка способы образования имён прилагательных).

    Защита групповых презентаций.

    Взаимооценивание по критериям:

    Правильно ли отображена тема презентации.

    Полностью ли раскрыта тема.

    Правильно ли построена речь.

    Чтение текста «Знаешь ли ты?» на с. 52.

Каждая группа составляет по 2 вопроса по тексту и задаёт их другим группам.

    Работа по карточкам в группах.

У каждой группы карточка с текстом. Прочитать текст, найти в них прилагательные и определить, от каких слов оно образовалось.

К железнодорожному вокзалу подъехал автобус. Из него стали высаживаться спортсмены в тёмно-синих тренировочных костюмах. Они собирались ехать в северо-восточном направлении. Им надо было попасть на горнолыжную базу. Команда будет готовиться к международным соревнованиям.

    Представителям групп зачитатать предложения и выполнить задания.

    Записать сложные прилагательные в тетрадях.

    Составить предложения со сложными прилагательными.

    Отметить на каждом этапе выполнение задания в оценочный лист. Если сам не справился, попоросить помощи у группы.

    Самостоятельная работа по уровням

    Образуй сложные прилагательные:

(ремонтировать вагоны) депо

    Проверка самостоятельной работы по слайду.

    Раскрась прилагательными рисунок – задания для групп с презентацией

Слайд на интерактивной доске.

Презентация рисунков.

Определение лучшего рисунка.

    Домашнее задание: упр.7 на с.54,

описание заката - для более сильных учеников

    Подведение итогов урока.

Заполнить рефлексивный лист

8 класс Фамилия, имя __________________________

Мои достижения

Мои трудности

Чему я научился?

Что было трудным на уроке?

Как я этого достиг?

Почему мне было трудно?

Как я закреплю успех?

Что могло бы помочь преодолеть эти трудности?

М.: 2016. - 256 с.

Пособие содержит подробные поурочные разработки по русскому языку для 8 класса для учителей, работающих по УМК, составленным в соответствии с требованиями ФГОС: Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение) и М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа). Приведены различные типы заданий: словарные, творческие, объяснительные и контрольные диктанты, рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям. В пособие включены тесты, тексты диктантов и изложений, варианты индивидуальных заданий, материалы по занимательной лингвистике. Издание адресовано как молодым учителям, так и педагогам со стажем.

Формат: pdf

Размер: 4,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 3
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ Л.А. ТРОСТЕНЦОВОЙ И ДР.
Тематическое планирование учебного материала 5
Урок 1. Русский язык в современном мире 9
Повторение изученного в 5-7 классах 11
Урок 2. Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения 11
Уроки 3, 4. Знаки препинания в сложном предложении 13
Урок 5. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий 15
Уроки 6, 7. Развитие речи. Изложение с грамматическим заданием 17
Урок 8. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи 19
Урок 9. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» 20
Урок 10. Анализ контрольного диктанта. Повторение 22
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи 22
Урок 11. Основные единицы синтаксиса 22
Урок 12. Текст как единица синтаксиса 24
Урок 13. Предложение как единица синтаксиса 26
Урок 14. Словосочетание как единица синтаксиса 28
Урок 15. Виды словосочетаний 30
Урок 16. Синтаксические связи слов в словосочетаниях 32
Урок 17. Синтаксический разбор словосочетаний 34
Простое предложение 36
Урок 18. Грамматическая основа предложения 36
Урок 19. Порядок слов в предложении. Интонация 38
Урок 20. Развитие речи. Описание памятника культуры 41
Двусоставные предложения 42
Главные члены предложения 42
Урок 21. Подлежащее 42
Урок 22. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое 45
Урок 23. Составное глагольное сказуемое 47
Урок 24. Составное именное сказуемое 50
Урок 25. Тире между подлежащим и сказуемым 52
Урок 26. Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» 55
Урок 27. Анализ контрольного диктанта. Повторение 56
Второстепенные члены предложения 57
Уроки 2 8, 2 9. Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение 57
Урок 30. Определение 63
Урок 31. Приложение. Знаки препинания при нём 65
Уроки 3 2, 3 3. Обстоятельство 68
Урок 34. Синтаксический разбор двусоставного предложения 72
Урок 35. Развитие речи. Характеристика человека 73
Урок 36. Повторение и обобщение по теме «Двусоставные предложения» 75
Урок 3 7. Контрольный диктант по теме «Двусоставные предложения» 77
Односоставные предложения 78
Урок 38. Анализ контрольного диктанта. Главный член односоставного предложения 78
Урок 39. Назывные предложения 80
Урок 40. Определённо-личные предложения 82
Урок 41. Неопределённо-личные предложения 84
Урок 42. Инструкция 86
Урок 43. Безличные предложения 88
Урок 44. Развитие речи. Рассуждение 91
Урок 45. Неполные предложения 92
Урок 46. Синтаксический разбор односоставного предложения. Повторение и обобщение по теме «Односоставные и неполные предложения» 95
Урок 47. Контрольный диктант по теме «Односоставные и неполные предложения» 97
Простое осложнённое предложение 99
Урок 48. Анализ контрольного диктанта. Понятие об осложнённом предложении 99
Однородные члены предложения 100
Урок 49. Понятие об однородных членах 100
Урок 50. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них 102
Урок 51. Развитие речи. Изложение 103
Урок 52. Однородные и неоднородные определения 104
Уроки 5 3, 5 4. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них 105
Уроки 55, 5 6. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них 109
Урок 57. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами 112
Урок 58. Повторение и обобщение по теме «Однородные члены предложения» 113
Урок 59. Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» 115
Обособленные члены предложения 117
Урок 60. Анализ контрольного диктанта. Понятие об обособлении 117
Уроки 61, 6 2. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них 119
Урок 63. Развитие речи. Рассуждение на дискуссионную тему 122
Уроки 6 4, 6 5. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них 123
Урок 66. Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения» 127
Уроки 6 7, 6 8. Анализ контрольного диктанта. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них 128
Урок 69. Повторение и обобщение по теме «Обособленные обстоятельства» 132
Уроки 70, 71. Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения 133
Урок 72. Повторение и обобщение по теме «Обособленные уточняющие члены предложения» 136
Урок 73. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами 137
Урок 74. Повторение и обобщение по теме «Обособленные члены предложения» 139
Урок 75. Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» 140
Слова, грамматически не связанные с членами предложения 142
Обращение 142
Урок 76. Анализ контрольного диктанта. Назначение обращения. Распространённые обращения. Выделительные знаки препинания при обращении 142
Урок 77. Употребление обращений 144
Урок 78. Развитие речи. Составление делового письма 146
Вводные и вставные конструкции 148
Урок 79. Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению 148
Уроки 80, 81. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях 150
Урок 82. Вставные слова, словосочетания и предложения 152
Урок 83. Междометия в предложении 154
Урок 84. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения 156
Урок 85. Повторение и обобщение по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» 157
Урок 86. Контрольный диктант по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения» 158
Чужая речь 160
Урок 87. Анализ контрольного диктанта. Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь 160
Урок 88. Косвенная речь. Прямая речь 162
Урок 89. Диалог 164
Урок 90. Развитие речи. Рассказ 166
Урок 91. Цитата 167
Урок 92. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью. Повторение и обобщение по теме «Чужая речь» 169
Урок 93. Повторение и обобщение по теме «Чужая речь» 170
Урок 94. Контрольный диктант по теме «Чужая речь» 171
Повторение и систематизация изученного в 8 классе 173
Урок 95. Анализ контрольного диктанта. Синтаксис и морфология 173
Урок 96. Синтаксис и пунктуация 175
Урок 97. Развитие речи. Изложение с творческим заданием 177
Урок 98. Анализ изложения. Синтаксис и культура речи 177
Урок 99. Синтаксис и орфография 179
Урок 100. Итоговый тест по программе 8 класса 180
Урок 101. Итоговый контрольный диктант 181
Урок 102. Итоговый урок 182
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ М.М. РАЗУМОВСКОЙ И ДР.
Тематическое планирование учебного материала 183
О языке 186
Урок 1. Русский язык в семье славянских языков 186
Язык и речь. Правописание и культура речи (повторение и обобщение изученного в 5-7 классах) 189
Речь 189
Урок 2. Разновидности речи. Стили речи 189
Орфография и морфология 191
Урок 3. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий 191
Урок 4. Слитное и раздельное написание не пни с разными частями речи 191
Уроки 5, 6. Употребление дефиса. Слитное, дефисное (полуслитное) и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи 192
Урок 7. Тест по теме «Обобщение повторения» 197
Уроки 8. 9. Контрольный диктант по теме «Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах» и его анализ 197
Речь 197
Урок 10. Типы речи 197
Урок 11. Способы и средства связи предложений в тексте 198
Синтаксис и пунктуация 200
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса 200
Уроки 12-15. Словосочетание 200
Урок 16. Предложение и его типы 201
Простое предложение 201
Урок 17. Интонация простого предложения 201
Двусоставное предложение 202
Главные члены предложения 202
Урок 18. Подлежащее и способы ею выражения 202
Урок 19. Сказуемое и способы его выражения. Простое глагольное сказуемое 202
Урок 20. Составное глагольное сказуемое 202
Урок 21. Составное именное сказуемое 202
Урок 22. Тире между подлежащим и сказуемым 203
Урок 23. Правила согласования главных членов предложения 203
Уроки 24, 25. Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» и его анализ 203
Второстепенные члены предложения 203
Урок 26. Определение 203
Урок 27. Приложение 204
Уроки 2 8, 2 9. Дополнение 204
Уроки 30, 31. Обстоятельство 204
Урок 32. Порядок слов в предложении 205
Урок 33. Повторение и обобщение по теме «Двусоставное предложение» 205
Урок 34. Тест по темам «Словосочетание», «Двусоставное предложение» 205
Урок 3 5. Контрольный диктант по теме «Двусоставное предложение» 205
Жанры публицистики 206
Уроки 3 6-3 8. Репортаж 206
Односоставное предложение 210
Урок 3 9. Виды односоставных предложений 210
Урок 4 0. Определённо-личные предложения 210
Урок 4 1. Неопределённо-личные предложения 210
Урок 4 2. Обобщённо-личные предложения 211
Урок 4 3. Безличные предложения 212
Урок 4 4. Назывные предложения 212
Урок 4 5. Неполные предложения 213
Урок 46. Повторение и обобщение по теме «Односоставные и неполные предложения» 213
Урок 4 7. Контрольный диктант по теме «Односоставные и неполные предложения» 213
Жанры публицистики 213
Уроки 4 8, 4 9. Статья 213
Урок 50. Изложение 215
Простое осложнённое предложение 216
Предложения с однородными членами 216
Уроки 5 1, 5 2. Какие члены предложения являются однородными 216
Уроки 53, 5 4. Как связаны между собой однородные члены предложения 216
Урок 55. Однородные и неоднородные определения 217
Уроки 56, 57. Обобщающие слова при однородных членах предложения 217
Урок 58. Повторение и обобщение по теме «Однородные члены предложения» 217
Урок 5 9. Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения» 217
Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями 218
Уроки 6 0, 61. Предложения с обращениями 218
Уроки 6 2-6 4. Предложения с вводными конструкциями 218
Урок 65. Предложения с вставными конструкциями 218
Урок 66. Предложения с междометиями и словами да, нет 219
Урок 67. Повторение и обобщение по теме «Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями» 219
Урок 6 8. Контрольный диктант по теме «Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями» 219
Предложения с обособленными членами 219
Урок 69. Обособление второстепенных членов предложения 219
Уроки 7 0-7 3. Обособленные определения и приложения 219
Урок 74. Контрольный диктант по теме «Обособленные определения и приложения» 220
Уроки 7 5-7 7. Обособленные обстоятельства 220
Уроки 7 8-8 0. Уточняющие члены предложения 220
Урок 81. Повторение и обобщение по теме «Предложения с обособленными членами» 220
Урок 82. Тест по темам «Односоставные предложения», «Осложнённые предложения» 221
Урок 83. Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения» 221
Жанры публицистики 221
Уроки 8 4-8 6. Портретный очерк 221
Прямая и косвенная речь 224
Урок 87. Понятие о чужой речи 224
Урок 88. Оформление прямой речи на письме 225
Урок 89. Диалог 225
Урок 90. Косвенная речь 225
Урок 91. Цитаты и их оформление на письме 227
Урок 92. Повторение и обобщение по теме «Чужая речь» 228
Урок 93. Контрольный диктант по теме «Чужая речь» 228
Повторение 228
Уроки 9 4-9 7. Повторение 228
Урок 98. Итоговый тест по программе 8 класса 228
Урок 99. Итоговый контрольный диктант 228
Урок 100. Итоговый урок 228
Уроки 101, 10 2. Резервные уроки 228
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Диктанты 229
Приложение 2. Тексты для изложений 233
Приложение 3. Индивидуальные задания 236
Приложение 4. Тест 240
Приложение 5. Задания по занимательной лингвистике 244

Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. - М.:ВАКО, 2005. - 176 с. - (В помощь школьному учителю).
СОДЕРЖАНИЕ

Тематическое планирование учебного материала ……………………………………………….5
Введение. Повторение изученного в 5-7 класса

Урок 1. Функции русского языка в современном мире …………………………………………7

Урок 2. Повторение изученного в 5-7 классах ………………………………………………… 8

Урок 3. Повторение изученного. Фонетика …………………………………………………… 10

Урок 4. Повторение изученного. Морфемика и словообразование ………………………… 11

Урок 5. Повторение изученного. Лексика и фразеология …………………………………… 13

Урок 6. Повторение изученного. Морфология …………………................................................14

Урок 7. Повторение изученного. Строение текста. Стили речи …………………………… 16

Урок 8 (урок развития речи). Подготовка к сочинению по картине ………………………… 18

Урок 9 (урок развития речи). Устное сочинение ………………………………………………19
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание

Урок 10. Строение и грамматическое значение словосочетаний …………………………… 20

Урок 11. Связь слов в словосочетании ………………………………………………………… 22
Предложение

Урок 12 . Строение и грамматическое значение предложений ……………………………… 24

Урок 13. Интонация предложения …………………………………………………………… 25
Простое предложение

Урок 14. Порядок слов в предложении. Логическое ударение ……………………………… 27

Урок 15. Урок развития речи. Описание памятника архитектуры ……………………………28
Двусоставные предложения.

Главные члены предложения

Урок 16. Подлежащее …………………………………………………………………………… 30

Урок 17 . Сказуемое. Простое глагольное сказуемое ………………………………………… 31
Составные сказуемые

Урок 18 . Составное глагольное сказуемое …………………………………………………… 32

Урок 19. Составное именное сказуемое ……………………………………………………… 34

Урок 20 . Выражение именной части составного именного сказуемого …………………… 36

Урок 21 . Тире между подлежащим и сказуемым ………………………………………………37

Урок 22. Закрепление темы «Сказуемое» …………………………………………………… 38

Урок 23 . Контрольный диктант

с грамматическим заданием по теме «Сказуемое» ………………………………… 39

Урок 24. Работа над ошибками контрольного диктанта ……………………………………… 40
Двусоставные предложения.

Второстепенные члены предложения

Урок 25. Дополнение …………………………………………………………………………… 40

Урок 26. Трудные случаи выражения дополнений …………………………………………… 42

Урок 27. Определение ………………………………………………………………………… .43

Уроки 28-29. Уроки развития речи. Изложение ……………………………………………… 45

Урок 30. Приложение …………………………………………………………………………… 45

Урок 31 . Обстоятельство. Основные виды обстоятельств …………………………………… 47

Урок 32. Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами ……………………… 49

Урок 33. Урок развития речи …………………………………………………………………… 50

Урок 34. Урок развития речи …………………………………………………………………….52

Урок 35. Контрольная работа с грамматическим заданием

по теме «Второстепенные члены предложения» …………………………………… 53
Односоставные предложения.

Односоставные предложения с главным членом - сказуемым

Урок 36. Основные группы односоставных предложений.

Предложения определенно-личные ………………………………………………… 53

Урок 37. Предложения неопределенно-личные ……………………………………………… 55

Урок 38. Предложения неопределенно-личные (продолжение) …………………………… 56

Урок 39 . Безличные предложения ………………………………………………………………57

Урок 40 . Безличные предложения (продолжение) …………………………………………… 59

Урок 41 . Закрепление темы «Односоставные предложения

с главным членом – сказуемым» …………………………………………………… 60

Уроки 42-43 . Уроки развития речи. Описание картины ……………………………………… 61
Односоставные предложения

с главным членом – подлежащим

Урок 44 . Назывные предложения ……………………………………………………………… 62

Урок 45 . Обобщение по теме «Односоставные предложения» ……………………………… 63

Урок 46. Развитие речи. Изложение …………………………………………………………… 64
Неполные предложения

Урок 47. Понятие о неполных предложениях ………………………………………………… 65

Урок 48 . Контрольная работа ………………………………………………………………… 66
Предложения с однородными членами

Урок 49 . Понятие об однородных членах ………………………………………………………67

Урок 50 . Однородные и неоднородные определения ………………………………………… 69

Урок 51 . Однородные члены, связанные сочинительными союзами ……………………… 70

Урок 52. Однородные члены, связанные

сочинительными союзами (закрепление)…………………………………………… 71

Урок 53 . Обобщающие слова

при однородных членах и знаки препинания при них …………………………… 72

Урок 54 . Обобщающие слова

при однородных членах и знаки препинания при них (закрепление) …………… 73

Урок 55 . Урок развития речи. Рассуждение …………………………………………………… 74

Урок 56 . Контрольная работав по теме «Однородные члены предложения» ……………… 76

Урок 57-58 . Уроки развития речи. Описание картины ……………………………………… 77
Предложения с обособленными членами

Урок 59 . Обособленные определения и приложения ………………………………………… 78

Урок 60 . Обособленные определения и приложения (практическое занятие) ………………79

Урок 61. Обособленные определения, выраженные причастными оборотами ………………80

Урок 62 . Особенности обособления приложений …………………………………………… 81

Урок 63 . Практическое занятие ………………………………………………………………… 82

Урок 64 . Контрольная работа

по теме «Обособленные определения и приложения» ………………………………83

Урок 65 . Обособленные обстоятельства ……………………………………………………… 84

Урок 66. Обособленные обстоятельства (продолжение) ………………………………………85

Урок 67 . Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства» ………………… 86

Урок 68. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами ……………… 87

Уроки 69-70 . Уроки развития речи. Изложение ……………………………………………… 88
Предложения с уточняющими обособленными членами

Урок 71. Понятие об обособлении уточняющих членов предложения ……………………… 89

Урок 72 . Обособление уточняющих членов предложения.

Разделительные и выделительные знаки препинания ……………………………… 90

Урок 73 . Практическое занятие ………………………………………………………………… 92

Урок 74 . Контрольный урок …………………………………………………………………… 92

Уроки 75-76. Уроки развития речи. Применение

публицистического стиля на практике. Диспут …………………………………… 93

Уроки 77-78 . Уроки развития речи. Изложение ……………………………………………… 95
Предложения с обращениями,

вводными словами и междометиями

Урок 79 . Обращение и знаки препинания при нем …………………………………………… 96

Урок 80. Обращение и знаки препинания при нем (продолжение) ………………………… 98

Урок 81 . Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них …………… 99

Урок 82 . Вводные слова и вводные предложения. Предложения с междометиями ……… 100

Урок 83 . Вставные конструкции ……………………………………………………………… 102

Урок 84. Вставные конструкции (закрепление темы) ……………………………………… 103

Урок 85. Закрепление темы «Предложения с обращениями,

вводными словами и междометиями» ………………………………………………104

Урок 86 . Контрольный урок по теме «Предложения с обращениями,

вводными словами и междометиями, вводными конструкциями» ……………… 105

Урок 87. Работа над ошибками диктанта …………………………………………………… 106
Способы передачи чужой речи.

Прямая и косвенная речь

Урок 88 . Предложения с прямой речью. Знаки препинания при них ……………………… 106

Урок 89 . Диалог …………………………………………………………………………………108

Урок 90 . Предложения с косвенной речью ……………………………………………………109

Урок 91 . Предложения с косвенной речью. Практическое занятие …………………………110

Урок 92 . Цитаты и знаки препинания при них ……………………………………………… 111

Урок 93 . Способы передачи чужой речи

в художественном произведении (на примере стихотворения

Леонида Мартынова «Под зеленый тополь я прилег…») ………………………… 112

Урок 94. Закрепление темы «Способы передачи чужой речи» …………………………… 114

Урок 95 . Урок развития речи. Изложение …………………………………………………… 115

Уроки 96-97 . Уроки развития речи. Сравнительная характеристика героев ……………… 116
Повторение и систематизация

изученного в 8 классе

Урок 98. Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставные

предложения», «Односоставные предложения» ……………………………………117

Урок 99 . Повторение тем «Однородные члены предложения»,

«Предложения с обособленными членами»,

«Предложения с уточняющими обособленными членами» ……………………… 118

Урок 100 . Повторение тем «Обращение», «Вводные слова

и предложения», «Способы передачи чужой речи» ……………………………… 119

Уроки 101-102 . Контрольный диктант. Подведение итогов года ……………………………120
Приложения ……… …………………………………………………………………………… 121

От автора
Цель пособия - помочь учителю в организации уроков по русскому языку в 8 классе основной школы. Поурочное планирование составлено в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. Пособие может использоваться учителями, работающими и по другим программам.

Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием их целей, используемых методических приемов и разбором наиболее сложных вопросов. Приводятся различные типы заданий: словарные, творческие, объяснительные и контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, тесты, лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания, работа со словарями и т. д. даются рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, ключи к тестам.

Примеры по различным разделам языкознания выбраны с точки зрения их актуальности, используются также фрагменты художественных произведений программы по литературе для 8 класса. Кроме того, в пособии есть дополнительные материалы по занимательной лингвистике, истории языка, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей детей.

В приложениях приведены тесты, тексты диктантов, изложений, варианты индивидуальных заданий.

Пособие поможет в работе как начинающим преподавателям русского языка, так и опытным педагогам. Педагог может строить собственный урок, полностью воспроизводя сценарий пособия или используя его частично. Мы надеемся, что предложенные схемы уроков будут переосмыслены учителями и индивидуализированы творческим отношением к своему делу и любовью к родному языку.

Желаем успехов!

ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

ПО ПРОГРАММЕ М. Т. БАРАНОВА,

Т. А. ЛАЛЫЖЕНСКОЙ, Н. М. ШАНСКОГО
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Введение (1 ч)

Функции русского языка в современном мире

Повторение изученного в 5-7 классах (8 ч)

Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине).

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (88 ч)

Словосочетание (2 ч)

Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольное, именное, наречное).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение (4 ч)

Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.

Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (9 ч)

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Простые двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения (11 ч)

Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.

Простые односоставные предложения (11 ч)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.

Рассказ на свободную тему.

Неполные предложения (2 ч)

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения (10 ч)

Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).

Обособленные члены предложения (20 ч)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Обращения, вводные слова и междометия (9 ч)

Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Публичное выступление на общественно значимую тему.

Прямая и косвенная речь (10 ч)

Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!