Повесть о петре и февронии муромских кратко. Повторное исцеление и свадьба

Развитие агиографического жанра приводит в 40-е гг. XVI в. к созданию оригинального памятника, воспринявшего как особенности житийного жанра, так и фольклорные элементы. Речь идет о произведении, которое, бесспорно, относится к числу шедевров древнерусской словесности.

Автором произведения, как установлено сравнительно недавно, был псковский священник и публицист Ермолай-Еразм. "Повесть о Петре и Февронии" предназначалась, судя по всему, для включения в грандиозный агиографический свод — «Великие Минеи-Четьи». Однако митрополит Макарий руководствовался строгими нормативными требованиями. Оригинальное житие Ермолая-Еразма не соответствовало этим критериям, существенно расходилось с классическим каноном жития и потому не вошло в агиографическую "энциклопедию" Макария. В книжной традиции оно бытовало независимо от «Миней-Четьих».

Житие было посвящено муромским местночтимым святым: князю Давиду (Петру) и его жене Ефросинье (Февронии), которые жили, вероятно, в XIII в. и были канонизированы на соборе 1547 г. как «новые чудотворцы» (реальные исторические прототипы княжеской четы точно не установлены). "Повесть о Петре и Февронии Муромских" представляет собой небольшой ансамбль, состоящий из четырех новелл. Первые три связаны друг с другом причинно-следственным способом, четвертая присоединяется логико-хронологическим. Существенно, что именно первые три части содержат сюжеты, имеющие в основе устные предания, а последняя восходит к традициям собственно агиографии.

Краткое содержание "Повести о Петре и Февронии Муромских"

Первая часть играет роль своеобразной экспозиции. Здесь повествуется о том, что к жене муромского князя Павла стал наведываться нечистый дух в облике "летящаго змия". Княгине удалось выведать секрет «змия»: он может умереть только от "Петрова плена и Агрикова мена". Избавителем должен выступить брат князя Павла, Петр. Герою помогает чудесный отрок, который указывает на место, где хранится оружие. В алтарной скважине между «керамидами» храма главный герой находит чудесный меч и в назначенный день является в палаты Павла, чтобы убить нечистого. Но «змий» принимает облик Павла, и только с помощью хитрости Петру удается уничтожить демона. Однако оборотень "окропи блаженного князя Петра кровию своею". Тело князя покрылось язвами. С этого момента он ищет исцеления.

Ему стало известно, что в Рязанской земле много искусных врачей. Именно туда едет сам князь. Один из его отроков приходит в село Ласково на безлюдный крестьянский двор. В доме перед слугой князя предстает «видение чюдно»: в комнате сидит прекрасная девушка-ткачиха, а «пред нею же скача заец». Разговор слуги и крестьянки Февронии строится по канонам сказочной прозы. Мудрая простолюдинка задает загадки, на которые слуга не в силах ответить. Феврония берется исцелить князя. Единственным условием договора становится непременная женитьба Петра на Февронии. Князь недоумевает: «Како князю сущу древолазца дщи пояти себе жену!» Однако надеется на свою хитрость и соглашается с требованиями Февронии. Одновременно он пробует испытать мудрость девицы и велит ей из пучка льна соткать одежду и "убрусец". Крестьянка в ответ просит невыполнимого: соорудить из лучины, отколотой от малого поленца, ткацкий стан. Князь дивится мудрости Февронии. Она исцеляет его с помощью чудесной мази, но предусмотрительно оставляет одну язву незалеченной.

Князь выздоровел и готов наградить мудрую девушку, отправляя ей дары. Тем не менее, на женитьбу он не согласен. Феврония отвергает дары князя. Петр возвращается в Муром. Однако незалеченная язва становится причиной того, что страшная болезнь повторяется, и от одного "струпа" образуется множество новых ран. На этот раз Петр принимает условия целительницы, и Феврония становится муромской княгиней.

После смерти Павла Петр наследует престол в Муроме. Бояре князя по наущению своих завистливых жен начинают преследовать Февронию как безродную и недостойную великой чести. Гонители недовольны тем, что княгиня ведет себя за столом, словно крестьянка, собирая в ладонь хлебные крошки.

Князь снова решил испытать мудрую женщину. Однажды Петр «приим ю за руку и, развед, виде ливан добровонный и фимиян». Так совершается первое чудо: крошки сверхъестественным образом превращаются в руке княгини в ладан и фимиам. Преследования бояр тем не менее не прекращаются. Они требуют от князя изгнать Февронию из города. Княгиня готова подчиниться гонителям, но при этом просит выполнить только одно условие: «Дадите мне его же, аще аз воспрошу у ваю». Безумные бояре, «не ведуще будущаго», соглашаются. Феврония готова покинуть город, но только вместе с князем Петром. Желание своей супруги Петр считает вполне законным, объясняя свое решение оставить Муром необходимостью жить согласно евангельским заповедям: муж не может без достаточных на то оснований изгнать жену; лучше отказаться от власти, чем нарушить Божественный порядок.

Супруги покидают Муром на судах, спускаясь по Оке. На ладье Феврония чудесным образом разгадывает злой умысел недоброго человека, а во время остановки, на берегу, благословляет поврежденные деревца. Утром деревца процвели и украсились пышной листвой. Этому эпизоду предшествует важная в смысловом отношении сцена: на какое-то время Петр усомнился в правильности своего решения, но Феврония успокаивает его. Мудрой женщине известно будущее: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Промысленик всему, не оставит нас в низшете быти!".

Между тем в Муроме бояре начали междоусобную брань. Они не поделили власть. Народ Мурома просит князя и княгиню вернуться. Так истинный ум и знание сокровенных тайн Божьих побеждает безрассудство и злой умысел. Петр и Феврония становятся добрыми покровителями города, правят "бес порока", снисходят к мольбам несчастных.

В последней новелле Ермолай-Еразм рассказывает о чудесной кончине благоверных супругов. Незадолго до смерти Петр и Феврония принимают постриг. Князь удаляется в мужскую обитель, а княгиня подвизается в женском монастыре. Как истинные праведники, герои повести знают час своей кончины. Петр первым готовится к смерти. Он отправляет к блаженной Февронии, нареченной Ефросинье, весть: "Хощу уже отоитти от тела, но жду тебе". В это время бывшая княгиня вышивает священный покров («воздух») для храма. Она просит Петра, во иночестве Давыда, подождать: работа еще не завершена. Во второй и в третий раз благоверный Петр отправляет посыльного в женский монастырь. Феврония успела завершить только лики святых, но на этот раз она прекращает работу и, воткнув в покрывало иглу и обмотав вокруг иглы нить, отходит к Богу одновременно со своим бывшим супругом.

Чудесное провидчество и верность находят продолжение и после смерти. Святые завещали похоронить себя в одном месте, но люди нарушили их волю. Тела святых положили в отдельные гробы, но на следующий день тела оказываются в общем, заранее подготовленном гробу. Чудо повторяется, и люди уже не смеют перечить Божественной воле. На этом заканчивается "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (краткое содержание).

Жили долго и счастливо и умерли в один день

(житие Св. Петра и Февронии)

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

Пётр и Феврония Муромские история вечной любви (краткое содержание)

История их любви удивительная, чудесная, сказочная. Многим влюблённым парам хотелось бы жить, как жили они.

Феврония была девицей из крестьянской семьи. Но она была не обычной девушкой, все знали о её даре целительства и прозорливости. Она исцелила князя Петра от неизлечимой болезни. Он за это чудесное исцеление обещал жениться на ней. Но гордыня помешала ему.

Феврония же знала, что такие болезни посылаются для вразумления и «излечения» от грехов. Прозревая гордость и лукавство Петра, она сказала князю смазать не все язвы на теле, а оставить одну, в качестве свидетельства греха. Очень скоро болезнь опять возобновилась. Князь Петр вынужден был вернуться к Февронии. Во 2-й раз он сдержал слово.

Боярам не нравилось, что их правитель женился девушке простой и они просили Февронию взять, что она пожелает, и уйти из града Мурома. Феврония сказала, что ей ничего не нужно и возьмёт она с собой только супруга. Петр узнал, что с любимой женой его хотят разлучить и предпочёл отказаться от богатства и власти.

Вместе с Февронией на 2-х лодках они уплыли по реке. С ними был некий муж, он засмотрелся на княгиню. Феврония предугадала его мысли и спрашивает: «Если ты зачерпнёшь воду с 2-х сторон лодки, она будет с одной стороны слаще или одинаковой?» Тот ответил, что одинаковой. «Так и женское естество одинаково, – сказала Феврония. – Зачем ты забыл жену и помышляешь о чужой?».

Вот какая мудрая была Феврония. Думаю, поэтому Петр так любил её. А мы хотим, чтобы нас любили. Но при этом мы не хотим соглашаться на изгнание, предпочитаем оставаться во дворце. И не хотим поступать разумно и мудро, ведь легче капризничать и кокетничать.

Хотите узнать, что было дальше? Слушайте. Пётр и Феврония остановились на ночлег. Но уже утром появились послы из Мурома. Они стали просить Петра вернуться. Потому что бояре перессорились за власть. Петр и Феврония согласились со смирением. Вернулись и правили в Муроме до старости. Жили счастливо, творити милостыню, молились за народ Мурома. Когда пришла старость, они договорились принять монашество. Молились Богу, чтобы умереть одно одно и то же время. И оставили завет, чтобы их похоронили в одном гробу.

Когда пришло его время, Петр отправил гонца к Февронии, что он готов идти к Богу. Феврония попросила его подождать, пока она закончит вышивать икону. В один и тот же час они умерли в разных монастырях. Но люди думали, что не хорошо монахов хоронить вместе и нарушили их завещание. Однако чудесным образом они оказались рядом.

Святые мощи благоверных князя Петра и княгини Февронии сохранились до наших дней. Сейчас их гробница находится в Троицком монастыре в Муроме, где все молящиеся обретают исцеление и дар счастья, любви и душевного равновесия.

Вы спросите, а как же этот праздник праздновать? Думаю, надо помолиться святым князю Петру и княгине Февронии за себя, за детей и родителей. Попросить для всех мудрости, терпения, примирения, смирения, милосердия и, конечно, любви, радости, верности и счастья!

Желаю всем нам ценить своих любимых, быть преданными и верными!

А тем, кто не нашел ещё свою половинку — молиться Св. Петру и Февронии.

P.S.

/ «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Дело было в славном русском городе Муроме. В то время правил в нем князь Павел. И вот однажды приключилась с ним беда, Дьявол подослал к жене князя змея, чтобы склонять ее на блуд. Являлся он перед княжной в образе самого князя Павла.

Жена Павла не стала скрывать этого от мужа и все ему рассказали. Стал князь думать, как защитить честь супруги и убить проклятого змея. Долго думал Павел, но не чего в голову ему не приходило. Не знал он, как победить дьявольское создание. Тогда предложил князь своей жене, чтобы та во время их следующей встречи сама узнала у змея от чего он примет смерть. Княжна все поняла и согласилась.

Скоро случилась встреча княжны и змею. Обаяв последнего, княжна спросила змея от кого он примет смерть свою. Змей, ни чего не подозревая, гордо ответил: «Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча». Княжна запомнила эти слова и в точности передала их мужу. Сперва Павел был в недоумении от услышанного.

У князя Павла был брат Петр, которому он и рассказал эту историю. Петр тут же вызвался на бой со змеем, но, так же, как и князь, он не знал, что такое Агриков меч.

В один из дней Петр отправился в церковь, которая находилась в женском монастыре за городом, помолиться. В церкви к Петру обратился отрок и показал, где находится Агриков меч. Петр взял его и отправился в город к князю Павлу. Стали братья ждать, когда же появится змей. Змея долго не было.

Через некоторое время Петр пришел навестить Павла и его супругу. В светлице княжны он заметит князя, но спросил у прислуги, где сейчас князь, Павел понял, что это змей принял образ князя. Завязался бой. Павел сумел сокрушить дьявольское создание. Из тела змея брызнули капли крови и попали на князя Петра. В тех местах сразу появились язвы. Тяжело заболел Петр и ни кто не мог его излечить.

Узнал Петр, что в Рязанской земле есть много лекарей и решил ехать туда искать исцеления. Прибыла княжеская свита в деревню под названием Ласково. Один из отроков князя стал ходить по деревне спрашивать за лекаря. Подошел отрок к одному из домов окликнул хозяев, но, ни кто не ответил. Тогда юноша зашел в дом. В горнице сидела девушка и разговаривала с зайцем. Это очень удивило юношу. Между ними завязался разговор, но отрок не понимал, ни слова. После он спросил ее имя. Девушка сказала, что зовут ее Феврония. Тогда юноша рассказал ей историю, которая приключилась с князем Петром.

Феврония ответила, что может излечить князя. Сделать это девушка согласиться, если только князь возьмет ее в жены.

Отрок передал слова девушки князю. Тот разгневался и сказал, что щедро отблагодарит ее. Феврония стояла на своем. Тогда князь решил обмануть девушку, сказав, что согласен на ее условия.

Феврония передала для князя мазь и сказала натопить баню и намазать все язвы, кроме одной, этой мазью. Петр так и сделал.

После принятия бани, Петр сразу почувствовал, что пошел на поправку. Язвы стали пропадать. Князь отправил Февронии щедрые дары, но девушка не приняла их.

Князь уехал назад в Муром, оставив Февронию в деревне. Через некоторое время язвы снова покрыли тело Петра. Он с повинной вновь явился в деревню к Февронии. Условия исцеления были такими же. Петр принял их. И вновь мазь Февронии помогла князю.

После этого взял Петр в жены Февронию и отправились они назад в город Муром.

В скором времени Павел скончался, а князь Петр стал самодержавцем в славном городе Муроме.

Боярские жены были очень не довольно тем, что находятся в подчинении у Февронии. Они начали подговаривать своих мужей, чтобы те избавились от княжны. Бояре начали распускать слухи и сплетни про Февронию, будто она не чтит традиций, не уважает господа. Что, вставая из-за обеденного стола, собирает крошки в рукав. Князь Петр решил проверить, правду ли говорят бояре. Он пригласил Февронию на обед. После трапезы княжна собрала крошки в руку. Петр, подойдя к ней, посмотрел, что у нее в ладони, но увидел лишь ладан и фимиам. После этого случая князь больше ни когда не проверял свою супругу.

Бояре продолжали гневаться. Через время они снова пришли к князю и начали просить его выслать Февронию из города. Петр подумал и сказал, чтобы они шли к княжне и сделали ей такое предложение. Он пообещал сделать так, как она скажет.

Бояре обрадовались, закатили пир. Во время пиршества завели свои пьяные речи. В один голос они обратились к Февронии, пообещав любые богатства за то, что она уедет из города. Княжна сказала, что готова выполнить их просьбу, но при одном условии. Восторженные бояре, не подозревая беды, тут же согласились. Феврония сказала, что покинет город только вместе с князем Петром. Бояре ответили, что если сам князь примет такие условия, то отпустят их.

Петр не мог поступить иначе, ведь жил он по божьим законам. Он принял предложение своей супруги. Бояре были в восторге. Каждый из них в тайне хотел взойти на престол.

Князя Петра и Февронию посадили в два судна и отправили из города. К вечеру судна пристали к берегу. Петр и Феврония начали готовиться на ночлег. Петр думал, что теперь будет с его городом. Феврония ответила, что господь ни кого в беде не оставит.

Утром в лагерь к Петру пришли вельможи и стали просить вернуться князя в Муром. Бояре в борьбе за княжеский престол поубивали друг друга.

Так Петр и Феврония вернулись в город Муром.

На случай своей смерти, Петр и Феврония завещали, чтобы их похоронили в общем гробу, сделанного из цельного камня. Перед смертью князь и княжна приняли монашество. Князю дали церковное имя Давид, а Февронии – Ефросиния. И молили они господа, чтобы принять смерть в один день. Случилось это двадцать пятого июня.

После смерти князя и княжны, люди ослушались из последней воли и решили, что князя Петра нужно похоронить у церкви пречистой Богородицы, а Февронию - у церкви Воздвижения честного и животворящего креста. Смастерив им отдельные гробы, положили в них тела и оставили на ночь до утра.

Когда солнце взошло, отдельные гробы были пусты, а тела князя и княжны оказались в их общем гробу, сделанным еще при их жизни. Снова разделили их, положив в разные гробы. На следующий день история повторилась. Тогда люди решили больше не разлучать Петра и Февронию и похоронили их в общем гробу у церкви Рождества святой Богородицы.

История Петра и Февронии — настоящий пример крепких отношений, которым не страшны невзгоды. Они прожили вместе всю жизнь и умерли в один день. И даже смерть не смогла разлучить их. Такую историю, описанную вкратце, необходимо всем иметь под рукой, ведь основные события в книге, ее богатый деталями сюжет пригодятся для аргументации в разнообразных сочинениях. Так что кратчайшее содержание повести для читательского дневника – не спасение для нерадивых учеников, а клад для дальновидных и находчивых школьников.

(483 слова) В городе Муром правил князь Павел. К жене его часто наведывался змий-искуситель. Задумал князь убить его, и попросил свою супругу спросить у существа, знает ли оно, от чьей руки ему суждено погибнуть. Она исполняет просьбу мужа и узнает, что змия может убить брат Павла, которого зовут Петр, с помощью Агрикова меча. Герой все рассказал брату, и тот, не задумываясь, решил расправиться с нежеланным гостем. Однажды Петр пришел в церковь, и там один юноша показал ему, где находится этот меч.

Во время очередного визита Петр удивился, что Павел может так быстро перемещаться по комнатам. Сначала его брат сидел в своих покоях, а уже через несколько секунд оказался у жены. Павел рассказал, что змий может превращаться в него. Петр убил змия, но был забрызган его ядом. На теле появились язвы.

Петр стал искать того, кто мог бы вылечить его. Больного перевезли в Рязанскую область. Слуга нашел дом, в котором жила знахарка Феврония. Женщина поставила условие: она вылечит его, если после выздоровления Петр возьмет ее в жены. Герой согласился. Тогда она приказала ему идти в баню и там намазать лечебной мазью все язвы, за исключением одной. Он прислал ей лен и сказал, чтобы она соткала рубаху, пока он моется. А она передала ему полено с просьбой превратить его в токарный станок. Так, герой понял, что имеет дело с умной девушкой.

Петр выздоровел и отправил Февронии подарки. Он надеялся, что дарами сможет откупиться от девушки. Он не хотел жениться. Однако через некоторое время язвы снова начали появляться, и больному пришлось вернуться к Февронии. Он окончательно выздоровел и принял решение жениться на спасительнице.

После смерти князя Павла, ему на смену пришел править Петр. Бояре относились к Февронии с презрением и заявили Петру, что не желают видеть ее княгиней. Они предложили ей уехать из Мурома. Правитель не хотел оставлять жену и отправился вместе с ней. По дороге, когда один путник возжелал Февронию, она приказала ему зачерпнуть воды с одной и с другой стороны реки и выпить. Он заявил, что вкус один и тот же. А она в ответ молвила, что и дамами так: не стоит изменять в поисках новых ощущений, все, что ты видишь в другой девушке, есть в твоей законной супруге. Петр и Феврония проплыли почти половину пути и остановились на ночлег на берегу. Наутро пришли вельможи, которые попросили их вернуться.

Видя свою приближающуюся старость, князь и княгиня просили Бога умереть в один день. Тогда же они приняли монашество. Петр был наречен Давидом, а Феврония — Ефросиньей. Бог услышал их молитвы и исполнил просьбу: оба умерли 25 июня.

Но похоронили их поодиночке. А общий гроб, который был приготовлен князем и княгиней еще при жизни, остался пустым. На следующий день Давид и Ефросинья чудесным образом оказались именно в том гробу, который был предназначен для двоих. Люди пытались разлучить их и перезахоронить каждого в отдельном гробу, но безуспешно. Наутро они все равно оказывались вместе. Тогда было принято решение похоронить Петра и Февронию в церкви Рождества Богородицы, согласно их последней воле.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Повесть О Петре и Февронии мы начали изучать в 7 классе. На уроке, благодаря повести О Петре и Февронии Муромских, мы узнаем о жизни людей, которые были причислены к лику святых.

Повесть о Петре и Февронии муромских кратко

Если обратиться к содержанию повести О Петре и Февронии Муромских, что была окончательно оформлена Ермолаем Еразма в начале 16 века, мы узнаем замечательную историю любви, любви сильной и непобедимой, как говорится, любви до гроба. Именно такая любовь и описана в повести О Петре и Февронии кратко.

Из повести мы узнаем, как Февронию, которая была умна, мудра и рассудительна, находит посланник Петра в ее избушке. Посланник приехал к Февронии, дабы та явилась к Петру и исцелила его от яда змея. И девушка, с помощью снадобий, исцеляет князя. При этом между ними зарождается истинное чувство любви. Князь женится на девушке, несмотря на разницу сословий, и Феврония становится княгиней. Невзлюбили девушку в округе князя, хотели ее изгнать, но князь и княгиня, отказавшись от своих высоких званий, уходят вместе.

Повесть нам рассказывает о любви всепоглощающей, настоящей, теплой и прекрасной. До последнего дня любили друг друга Петр и Феврония. Они хотели умереть в один день и просили об этом бога, приняв монашество. Так и произошло. Они умерли в один день, но хоронили их, несмотря на завещание двух любящих, в разных могилах. Однако, происходило необъяснимое, тела умерших все время оказывались в одном гробе, поэтому после нескольких попыток разъединить тела, Февронию и Петра больше не разлучали.

Повесть о Петре и Февронии герои

В повести О Петре и Февронии героями являются Петр, который был князем и чей выбор пал на простую девушку Февронию. Она подарила ему жизнь, исцелив от яда, а он же ни разу не пожалел о своем выборе. И Феврония — крестьянская девушка, которая была не только красивой, но и обладала мудростью, была умной, доброй и отзывчивой.

Повесть о Петре и Февронии слушать



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!